Повесть об американском Настоящем Человеке, или Волшебная таблетка для несчастного лузера
Эдди Морра (Купер) по праву считал себя неудачником. Писатель, который не может выдавить из себя ни строчки. Мужчина, неспособный удержать любимую женщину. Человек, живущий в грязи съемной квартиры и рискующий со дня на день вылететь на улицу.
Потому-то Эдди практически без сомнений принял от бывшего шурина сомнительную таблетку, вроде как способную решить все его проблемы. Оказалось, шурин не обманул – мозг Эдди, разогнанный загадочной химией до 100 процентов мощности, на щелчок пальцев решал проблемы с финансами, женщинами и положением в обществе.
Однако, не все так просто. Желанные таблетки не лучшим образом действуют на организм Эдди. Вдобавок, к нему тянутся опасные хвосты из прошлого, и всех способностей Эдди может не хватить, чтобы остаться в живых.
Теория о людском мозге, используемом не на всю проектную мощность – одна из самых живучих, популярных и приятных нашему самолюбию в современном мире. Кинематограф аж никак не мог пройти мимо такого лакомого кусочка. Вспомним хотя бы бессоновскую «Люси». Limitless также построен на концепции максимального использования ресурсов мозга (к сожалению, признанной учеными мифом). Именно с этой концепцией связаны самые яркие и интересные места картины.
Герой, приняв NZT, начинает буквально фонтанировать идеями, решениями, свершениями, за часы учит иностранные языки, анализирует не хуже Шелока Холмса, а зарабатывает — куда там Форду с Гйетсом. Вот так, тонко намекают постановщики, должен выглядеть Настоящий Человек. Тот, для кого нет ничего невозможного. Напористый, харизматичный, щелкающий задачи как орешки, подмечающий любые мелочи и делающий правильные выводы.
Отметим также идею о том, что никакая информация, хотя бы раз увиденная, прочитанная или услышанная нами за всю жизнь, не пропадает, а надежно откладывается в закромах чертогов разума. Как бы ее без «колес» научится оттуда изымать?
Приятно выглядят световые и цветовые решения картины, когда серый тусклый, бесцветный мир обыденности, после приема таблеточки вмиг преображается в яркий, насыщенны и полноцветный, воспринимаемый через призму 100-процентно разогнанного мозга.
А психоделический пролет камеры по улице, сквозь машины и препятствия и вовсе стал одной из самых запоминающихся фишек Limitless. Оператору – респект.
Фильм снят по роману Алана Глинна «Области тьмы». Меж тем прямой перевод названия фильма — «Безграничный».
Динамика также на уровне. Шокирующие начальные кадры переходят в несколько вяловатое начало, которое затем сменяется фейерверком принятия волшебной таблетки, решением проблем, беготней, опасностями, новыми перипетиями, возникающими пред главгероем. Как такового экшена немного, но наше внимание создатели ленты удерживают довольно искусно. Плюс иронии в достатке. Те же финансовые воротилы выглядят в картине довольно смешно.
Брэдли Купер неплох, чертовски обаятелен, и видно, что происходящее лицедею откровенно нравится. Он застенчиво играет лузера, затем в один миг меняя настрой — в полный рост оттягиваясь в образе любимчика фортуны и таинственного юного гения. А благодаря закадровому голосу Эдди: приему, от которого брезгливо отвернулись большинство современных кинематографистов, персонаж Брэдли раскрывается еще лучше.
Роберт Де Ниро оставил двойственное впечатление. С одной стороны – матер, естественен, проницателен. С другой – поразительно однообразен весь фильм. Выглядит жутко уставшим, да и в финале сдался как-то слишком быстро.
Подруга протагониста Линди (Эбби Корниш) откровенно удивила. Ты уже определись, девица-красавица, чего тебе надобно то? Лузер тебе не люб – логично. Но как только парень выбирается из грязи в князи – снова не то. Оказывается он уже не он! Сильный, беспринципный, неостановимый – не он! Так что — вернуть лузера, и ты с ним уедешь жить в шалаше? Так не уедет же, лахудра!
А вот с какого перепугу поумневший Эдди зажал сто кусков и не отдал их с первого же успешного биржевого действия – абсолютно неясно. И так бывает – умный, а дурак.
Да и то, как ему удалось так легко пережить побочные эффекты таблетки — вопрос открытый. Вдобавок это нивелирует предыдущие болезни и смерти потребителей NZT, показывая зрителю, что наркота таки может привести вас к успеху. Что уже совсем нехорошо с воспитательной точки зрения.
Самое главное, что не понравилось в ленте – полное отсутствие хоть каких-то морально-этических и духовных стремлений у героя. Понятно, что «счастья всем – и чтоб никто не ушел обиженным» от него никто не ждал. Но чтобы у Настоящего Человека не возникло вообще никаких желаний, кроме бабла и власти, это знаете ли уже слишком. Опять же понятно, что перед нами вариант американской мечты, когда первое, что приходит на ум в случае когда «карта поперла» — это нагрести побольше пенензов и забраться на стул повыше, откуда можно поплевывать на головы беспечных парижан. Жаль только, что это стремление все чаще становится единственным. И не только в Америке.
Эрго. Приятный триллер с комедийными нотками о Настоящем Человеке по-американски, радующий интересными операторскими и световыми решениями, неплохой динамикой и вменяемыми актерскими работами. Жаль идейно лента абсолютная пустышка, что изрядно роняет ее общую оценку.
Режиссер: Нил Бёргер
В ролях: Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Эндрю Ховард, Анна Фрил, Джонни Витуорт, Томас Арана, Роберт Джон Бёрк, Даррен Голдштейн, Нед Эйзенберг, Ричард Бекинс, Патриция Кэлембер
Один из лучших циклов эпической темной фентези, ценимый читателями наравне (а некоторыми и поболе) c Мартином , Куком и Аберкромби. Масштабный размах событий, неимоверное количество героев, оригинальные расы, боги, могущественная магия, сражения, кровь, смерти, интриги, доблесть, предательство, твисты, «ненадежный рассказчик». В Малазане есть все, что вашей душеньке угодно. Цикл закончен (ау-у-у «Ветры зимы»!). И, что немаловажно, наконец, появился в новом, качественном переводе (весной в нем выходит седьмая книга).
Канадец Стивен Эриксон (Стив Рун Лундин) создал Малазан на основе мира для ролевой игры, сотворенного им вместе с Ианом Эслемонтом. Всего в основной линии Malazan Book of the Fallen — 10 книг, некоторые при новой публикации в Эксмо разбиты на два тома. Сейчас и Эриксон и Эслемонт продолжают знакомить читателей с неохваченными ранее аспектами малазанского мира в новых книгах — в основном приквелах.
Изюминки Малазана
«Мир превратился в оживший кошмар: магия взмывала и впивалась в Семя Луны, магия струилась вниз и губила всё и всех без разбора. Земля вставала на дыбы и устремлялась к небу грохочущими колоннами. Скалы катились по рядам солдат, как горячие камни по снегу. С неба сыпались хлопья пепла и покрывали равно живых и мёртвых. Небо стало бледно-розовым, а солнце за мороком поблекло и превратилось в медный диск».
-Мир – большой, полнокровный, с многочисленными континентами, народами, расами, климатическими и природными особенностями. Он открывается перед нами по частям, неторопливо, как настоящий, и уже ко второй книге мы верим в него почти так же как в наши родные Австралии с Африкой.
-Мрачная «жизненность». У Эриксона отсутствуют любимые герои, а также главный один-единственный (или парочка) протагонист. Героев множество, часть из них гибнет, не выбираясь за пределы одной книги. Очень показательна в этом отношении «Собачья цепь» Колтейна из второго тома – одна из мощнейших начальных тем цикла.
-Персонажи, к которым привязываешься, несмотря на их высокую смертность. Среди них не встретишь однозначно черных, или слепяще белых. Обычные люди (и нелюди) живущие обычной жизнью в обычных для себя, но в таких привлекательных для нас условиях. Да, они чуть хуже проработаны, чем у дотошного Мартина, но это аж никак не мешает их развитию и нашему сопереживанию.
-Что особо приятно, некоторые из протагонистов цикла возвращаются к нам в других обличьях. У Эриксона смерть не всегда конец.
-Ведь магия в этом мире может очень и очень многое. Она тут до чертиков разнообразна и хорошо продумана.
-Оригинальные и незатасканные расы. Тут не встретишь эльфов или орков. Да, некоторые черты этих народностей присутствуют и у Эриксона, но лишь некоторые.
-Мифология цикла, история мира, выдаваемые читателю по капле. В результате желание узнать предысторию, познакомиться с прошлым, которое тут постоянно влияет на настоящее, цветет и пахнет с неимоверной силой.
-Подвязки событий на глобальной игральной доске Малазана. Большинство событий в этом мире влияют на общую картину, прям как в реальности. Но улавливать некоторые из этих подвязок мы начинаем лишь ближе к середине цикла.
-Сражения и магические поединки. Экшеном цикл не обделен.
Теперь взглянем на некоторые из «фишек» цикла поближе.
Мир Малазана
«Под крышами скрывался мир, вечно утопающий в голубоватом сиянии. Оно отмечало главные улицы и кривые, узкие переходы рынков. Но в остальных двадцати тысячах переулков города, по которым едва бы проехала и двухколёсная тележка, царила тень, тревожимая лишь случайным факелом горожанина да сферическими фонарями городской стражи».
Мир Малазана действительно огромен. И, похоже, еще не открыт до конца даже самими авторами. Так что вполне возможно нас ждут приятные географические сюрпризы. При этом слишком много внимания передвижению героев автор не уделяет. Имеется масса других интересных тем. Плюс у магических персонажей цикла всегда есть возможность ускорить передвижение по карте с помощью Путей (см. Магия Малазана).
Пока нет ни одной официальной авторской карты всего мира (не считая фанатских зарисовок), лишь отдельных кусков суши. Однако мы уже знаем — в мире Малазана минимум шесть континентов, вариант – субконтинентов, в чем отличие автор не объяснял. Сотворец Малазана Иан Эслемонт предполагал, что их может быть больше.
Действие первой книги происходит на континенте Генабакис. Самый большой носит имя Семь Городов, хотя строго говоря это название относится к самой восточной трети суши. А сердце империи находится на маленьком континенте Квон Тали (и на острове рядышком). Да, еще в этом мире четыре луны, хотя видна лишь одна.
Основной конфликт
«Даруджистан был следующим в списке Империи, последним Вольным городом, самоцветом в венце этого континента — дорогим и желанным».
Он происходит между довольно молодой Малазанской империей (ее возраст не больше столетия), подмявшей под себя изрядное количество суши на нескольких континентах, и остальным миром. А также внутри империи. Ведь ее основатель был убит нынешней повелительницей около 10 лет назад, и, несмотря на то, что почти все сподвижники Императора мертвы, в армии еще остались люди, которым не нравится нынешняя политика Империи, настигнутой откровенным кризисом. На основной людской конфликт накладываются столкновения Империи с нечеловеческими расами, давние счеты этих самых рас между собой, и разборки меж могущественными Взошедшими, строящих свои коварные долгоиграющие планы.
Здешняя Империя весьма агрессивна, изрядно самодовольна и несколько напоминает Рим. Только более наглый. Той же Ласиин ничего не стоит объявить врагами государства… богов, точнее Взошедших, тех же Оппонов. Причем не просто объявить, а весьма осложнить им жизнь.
Некоторые из нечеловеческих рас Малазана
«Тисте анди, не похожи на нас. Тебе они могут показаться непредсказуемыми, но это не так. Они просто другие. У них нет собственной цели. Они просто переходят от одной человеческой драмы к другой».
-К'чейн че'малли. Одна из Четырех рас-основательниц. Считаются вымершими. Выглядели как двуногие крупные рептилии. Нет, не велоцирапторы. Первая разумная раса Малазана. Кроме магии активно увлекались техническим развитием.
-Форкрул ассейлы. Одна из Четырех рас-основательниц. Возможно, вымершие. Существа с большим количеством суставов в конечностях, что позволяло им сгибать руки в любом направлении. Кожа белая как алебастр, голубая, а не красная кровь, некоторые имели по два сердца. Обладали телепатией и мощной регенерацией.
-Имассы. Одна из Четырех рас-основательниц. После Обряда превратились в т'лан имассов – натуральную нежить, выглядящую как мумифицированные трупы. Могут превращаться в пыль и передвигаться в таком виде на огромные расстояния. Почти неуязвимы. Пользуются оружием из кремня.
-Яггуты. Одна из Четырех рас-основательниц. Возможно, вымершие. Могли похвастаться бивнями на нижней челюсти, серо-зеленой кожей, высоченным ростом, двумя сердцами и жуткой мизантропией. Полюбляли холодные широты. Нет, не чукчи. Нет, не орки. Именно для борьбы с яггутскими тиранами имассы превратились в т'лан имассов.
-Тисте анди. Старшая раса. Дети Тьмы. Чернокожие бессметные существа с миндалевидными глазами, пришедшие из другого мира. Нет, не дроу. Ко времени начала цикла в Малазане их мало и большинство из них утратило интерес к жизни.
-Тисте лиосан. Старшая раса. Дети Света. «Истинный народ тисте» (по их словам). Кожа белая, практически светящаяся, глаза миндалевидные, серебряные. Весьма резкие и милитаризированные ребята.
-Тисте эдур. Старшая раса. Дети Тени. Серая кожа, седые волосы. Грубоватые манеры (по сравнению с родственниками). В результате сложных отношений с анди нынче прозябают в варварстве.
Истории тисте посвящены новая трилогия Эриксона Kharkanas Trilogy.
А ведь есть еще и драконы-элайнты, и гиганты тел акаи, и их потомки теломен тоблакаи, и загадочные любители алхимии подрывники-моранты, и кочевые баргасты, и…
Да кого тут только нет!
Несколько важных героев Малазана
«Она обернулась и увидела, что на вершину поднялись четверо солдат. Трое мужчин, одна женщина, их измазанные кровью и грязью лица были белы, как кость. Взгляд чародейки привлекла женщина, которая держалась чуть позади, словно неприятная мысль, а вот трое мужчин подошли ближе. Девушка была молодой, красивой, как сосулька, и казалась такой же тёплой на ощупь».
Некоторые персонажи, мелькнувшие в одних книгах, становятся главными героями в других, где нам их раскрывают в полной мере. Протагонисты развиваются, с потом и кровью преодолевают сложнейшие перипетии. Теряют близких, наивность, части тел, жизнь, серьезно меняются под тяжелыми ударами судьбы. Что касается жесткого развития персонажей, Эриксон весьма хорош. С нами всегда три-семь линий сюжетных линий, герои которых рано или поздно сходятся (те, кто выжил). Да, попервой читатель рискует запутаться в обилии имен и топонимов. В помощь новичкам автор предусмотрительно составил перечень имен и должностей персонажей, которые будут фигурировать в книге, глоссарий с наименованиями местностей и кратким перечнем народов, богов и магических особенностей Малазана.
-Скворец. Сержант Мостожогов, один из Старой Гвардии, в свое время командовал целой армией. Натуральный отец своим солдатам, а вот с аспектом: «слуга царице» дело похуже. Ветеран, помнящий императрицу не Ласиин, а Стервой, главой Когтей.
-Скрипач. Один из саперов Мостожогов – основной потребитель той самой морантской взрывчатки. Персонаж, выходящий на первый план повествования далеко не сразу.
— Калам. Капрал Мостожогов, бывший Коготь – экс-член элитной организации имперских убийц и шпионов (хотя убийцы, как и офицеры бывшими не бывают). И не только.
-Ганоес Паран. Офицер из знати, поступивший под начало имперского адъюнкта Лорн, позднее направленный к Мостожогам в качестве капитана. В процессе оказался замешан в игры Взошедших. Наивный парень в начале. Усталый, разочарованный, потерявший друзей и любимых мужчина впоследствии.
-Фелисин. Младшая сестра Ганоеса. Девушка-аристократка – демонстрирующая одну из самых впечатляющих эволюций образа во всем цикле.
-Дуджек Однорукий. Шикарный полководец и Первый Кулак империи в Генабакисе. Еще один представитель Старой Гвардии, некогда бывший в подчинении у Скворца.
Среди героев Эриксона огромное количество вояк, солдат, офицеров и людей так или иначе связанных с воинской службой. Можно назвать это перекосом, а можно идейной «фишкой». Причем большинство солдат этого мира аж никак не наслаждаются этой самой службой. Скорее тянут ее как постылую лямку, мечтая уйти на покой.
-Быстрый Бен. Маг отряда Мостожогов, скрывающий под спудом массу интересных тайн (как впрочем, многие из героев Эриксона). Умен, предусмотрителен. Способен удивить не только читателя, но и Взошедших.
-Рваная Снасть. Кадровая чародейка Второй малазанской армии, тесно связанная с Параном и наглядно демонстрирующая возможности магии мира Эриксона. Таящая в глубине души ужасные воспоминания о деяниях молодости. Мечущаяся между принадлежностью к магическому сообществу и армейскому братству.
-Адъюнкт Лорн. Личная посланницей Ласиин, исполнительница императорской воли. Убийца колдунов, обладательница отатаралового меча, созданного из металла, уничтожающего магию.
-Апсалар/Жаль. Юная девушка, против своей воли вовлеченная в интриги Узла Тени.
-Крокус Новичок. Вор из Даруджистана, подобравший монету Близнецов Удачи. Парнишка, впервые полюбивший и переживающий в связи с этим коренную смену приоритетов.
-Крупп. Пышный телом маг и сибарит из Даруджистана, который нас не раз поразит. И не только многословием и упоминанием себя в третьем лице.
-Аномандр Рейк. Властитель Тисте анди. Владыка Лунного семени. Сын Тьмы. Один из сильнейших персонажей цикла – реально «боевая единица сама в себе». Вдобавок владелец магического меча Драгнипур, поглощающего души.
-Каладан Бруд. Воитель и военачальник, противостоящий войскам Империи, союзник Аномандра Рейка. Мужчина, полный сюрпризов.
В процессе развития событий часть персонажей покинет сей бренный мир, взамен автор порадует нас новыми, не менее яркими протагонистами.
Магия Малазана
«Пути магии – по ту сторону. Найди врата и приоткрой хоть на волос. Что вытечет наружу – твое, придавай ему форму. Откройся тому Пути, который придет к тебе – найдет тебя. Черпай его силу – столько, сколько смогут вместить твои тело и душа».
Волшебство Эриксона завязано на Пути магии. Это одновременно источник силы колдуна и физическая реальность, часто со своими обитателями, по которой можно передвигаться ножками, изрядно сокращая расстояние, которое нужно преодолеть в обычном мире. Большинство из потенциальных магов с рождения склонны к одному из Путей. Имеются универсалы, способные получить доступ сразу к нескольким.
При использовании магии колдун открывает свой Путь и создает Портал, сквозь который к нему прибывает магическая энергия, трансформируемая в заклятия. Любопытно, что при открытии Пути маг забывает об усталости, однако долгое его использование утомительно.
В мире Малазана в наличии Старшие Пути, напрямую связанные с определенными старшими расами. Путь Тьмы тисте анди Куральд Галейн. Яггутский Путь Омтоз Феллак.
Путь Тиамы, Первый Путь Старвальд Демелейн. Путь т'лан имассов Телланн. И Пути/Тропы, доступные людям. Их немало, в частности Денул – Исцеление. Меанас – Иллюзии, Тень. Тир – Свет. Д’рисс – Камень. Руз – Море. Тэннес – Земля. И многие другие.
А для тех, кому не свезло с магическим даром, добрые алхимики-моранты изобрели самый последний довод королей – мощнейшую взрывчатку.
Боги и Взошедшие Малазана
«Многие тропы ведут к Восхождению».
Божественных сущностей в этом мире хватает. И что самое интересное, к ним периодически прибавляются новые. Отношения между вседержителями сложные и запутанные, напоминающие непредставимую смертными игру.
Первыми божествами этого мира были Азатенаи, раса древнейших существ, из рядов которых вышли Старшие Боги, к примеру К'рулл — Создатель Путей. Маэл — Бог морей. Килмандарос — Богиня Форкрул Ассейлов. Гриззин Фарл – Защитник.
Азатенаи также сотворили некоторые из рас Малазана.
Позднее их ряды стали пополнять Взошедшие – люди и прочие существа, превзошедшие смерть и получившие огромное могущество. Как те же Оппоны – Близнецы Судьбы. Полиэль – Госпожа мора и Королева болезней. Геддерона — Госпожа весны и возрождения. Госпожа воров Апсалар. Один из богов войны Фэнер. Амманас – престол Тени.
«Колода Драконов… ею играли Старшие боги…»
Изрядная часть из них принадлежит к Высоким Домам Колоды Драконов. Универсальной системе, отчасти регулирующей отношения меж Взошедшими: «Своего рода структуре, ограничивающей саму силу». Вдобавок в виде картинок на картоне работающей как гадальные карты, предсказывающие будущее и отношение Взошедших к происходящему. На начало цикла Домов пять штук: Жизни, Смерти, Света, Тьмы, Тени. В частности, уже известный нам Аномандр Рейк «трудится» Рыцарем в Высоком Доме Тьмы. А тот же Котильон/Узел является Убийцей Дома Тени. Причем места в Колоде могут занимать не только божества, но и обычные смертные и бессмертные, достигшие высочайшего мастерства в определенной сфере деятельности. К примеру, Первый Меч Империи Дассем Ультор, некоторое время «подрабатывал» Рыцарем Смерти в одноименном Доме.
А еще в мире Малазана вам встретятся кворлы. Крупные летающие насекомые, нечто вроде стрекоз размером с пони, работающие транспортной авиацией морантов. И бхокаралы – крылатые шкодливые человекообразные обезьяны. И оборотни, причем не только Одиночники — использующие одно тело, но и Д’иверсы — способные превращаться в целую стаю волков, или сотни пауков. И разнообразные демоны, в том числе состоящие на имперской службе. И неживые волки – верные спутники т'лан имассов. И Великие вороны – поглощающие и питающиеся магией. И хищные морские твари, способные позавтракать китом или проплывающим мимо кораблем, точнее его командой. И…
С фантазией у Эриксона, как вы уже поняли, все в порядке. А как бы иначе у него получилось бы создать настолько яркий, живой, увлекательный, завораживающий и наполненный мир.
Специальный агент Секретной службы Итан Берк, отправляясь на розыски двух пропавших сослуживцев, аж никак не ожидал такого завершения своего путешествия. Автомобильная авария и больница в маленьком городке Уэйуорд Пайнс, затерянном в горах штата Айдахо. Из больницы Итан скоро выбрался, а вот из городка… С городком что-то было откровенно не в порядке. Или с головой Берка. Или и с тем и с другим. Факт в том, что, похоже, Итан очутился в западне. Как и двое агентов до него. Западне, откуда попросту нет выхода.
Ух, какой параноидальный проект получился у Шьямалана – режиссера самобытного, но чертовски нестабильного со товарищи. Это аж никак не «Твин Пикс», хотя антураж похож. Крохотный городишко в окружении гор и лесов. Агент правительства, пытающийся разобраться в происходящем. Не «Твин Пикс», но довольно интересный проект. Берущий в первую очередь интригой и возможностью долго строить догадки, потихоньку приоткрывая для себя один пласт происходящего за другим.
Что перед нами? Мистика? Социальный эксперимент? Заговор? Пришельцы? Сектанты? Тюрьма? Посмертие? Таинственные силы из глубин лесов? Варианты ответов множатся как грибы после дождя, одни отвергаются, возникают другие, и продолжать теряться в догадках вы будете еще долгое время. Добавляет прелести стилистика «ненадежного рассказчика», когда даже полученная в процессе просмотра информация заставляет вас сомневаться в своей истинности.
Одно понятно почти сразу — Wayward Pines решил изрядно покопаться в психологии человека (эдакий наш ответ кинговскому «Под куполом»). Одним из основных побудительных мотивов жителей Уэйуорд Пайнс является страх – эмоция, движущая человечеством уже тысячи лет, наравне с ленью и инстинктом продолжение рода. Это неоднозначное людское качество постановщики рассмотрят со всех сторон. Как заставить людей бояться? Какие рычаги следует применить для достижения цели? Насколько будут отличаться реакции разных гомо сапиенсов? По мнению создателей все довольно печально. Подавляющее большинство довольно быстро смирится с угрозой страха, и даже будет находить в этом какие-то достоинства. А уж если человек не один, а обременен семьей, тогда и вовсе ситуация упрощается в разы. Имеются, правда, исключения. Те, кого достали по самые печенки, и кому уже не важна собственная жизнь, ведь человек не может постоянно жить под давлением. Или идейные борцы со злом, такие, правда, тоже периодически ломаются.
Второй момент – это противостояние маленьких поселений и мегаполисов. Жители крупных городов пренебрежительно относятся к провинциалам, считая их туповатым и ограниченным быдлом. В свою очередь те крайне отрицательно и настороженно относятся к гостям из «миллионников», при случае не гнушаясь доказать свое исконное преимущество перед пришельцами.
Третий – стайность, о которой в глубине души мечтают многие из цивилизованных и высокодуховных индивидуумов. Представляете – сплоченно, в едином порыве, плечом к плечу, переполняясь чувством патриотизма и сродства со своим соседом, вытирая слезы гордости и выкрикивая речевки. Смотреть, как режут глотку провинившемуся.
Это кстати еще один важный психологический момент — власть стаи над отщепенцами. Пока ты в тренде, выполняешь все правила и законы – ты более-менее защищен, хотя прекрасно чувствуешь, что эта защита во многом иллюзорна. Тем с большим остервенением и облегчением члены стаи набрасываются на того, кто проштрафился: «Свезло, сегодня не я!»
Четвертый — желание начать по новому, забыть прошлое. Многие люди, особенно подбираясь к кризису среднего возраста, задумываются о потерянных шансах, упущенных возможностях и том, как неправильно они построили свою жизнь. Соответственно у многих возникает подспудное желание переиграть свое бытие, попробовать по-новому. В подавляющем большинстве случаев это желание так и остается в подсознании, не выбираясь наверх. Но если создается ситуация, многие ухватятся за такой шанс с радостью. А как красиво создаются подвязки, все больше прикрепляющие новичков к жизни в городке.
Пятый – влияние на взрослых через детей, формирование разума ребенка в нужном ключе. Воспитание юных фанатиков-нацистов, безоглядно убежденных в своей правоте и «знающих как надо».
Как видите, перед нами довольно серьезное исследование по психологии, а также классическая антиутопия. Замкнутое общество со своими правилами и традициями, которым обязаны беспрекословно подчинятся все его члены. «Шаг влево – побег, прыжок на месте – провокация». «Свободомыслие – зло». И т.п.
А отчего именно так, мы узнаем как раз на экваторе сезона. В свете открывшегося знания тема антиутопии начинает играть новыми красками. Религиозные напевы, казни на виду всего городка, ритуалы и инициации, фанатичная вера посвященных, самоуверенность лидеров, глупая скрытность от непосвященных (Особенно поразил Итан во время беседы с Кейт – ты то чего «шифруешься»? Неужели не видишь, что утаивание не работает? Делись информацией, время пришло. Нет! «А» еле-еле из себя выдавил, до «Б» дело не дошло. Тут не пару слов бросить надо было, а убеждать со всей настойчивостью. Вот и получил семейных проблем на голову). Жесткость, переходящая в жестокость, уверенность в собственной правоте и выбранном пути. Попытки поиграть в Господа. Взращивание сосен и людей. Разделение на безропотных подопечных и тех, кто стоит у руля. Власть над стадом. Отсутствие выбора – жизнь на алтарь ради великой цели. Желание свободы у людей, сидящих в золотой клетке. Долго зреющее и в какой-то момент взрывающее все вокруг себя сопротивление (не может человек вечно жить под давлением, не может!). Все по-взрослому, без шуток.
Сюда же примыкают и прочие этические вопросы, поднятые постановщиками. Действия Пилчера – предмет для жирной, многочасовой дискуссии. О цели, средствах, влиянии на судьбы других, замене собой божественного промысла и судьбы, безоглядной уверенности в собственной правоте, управлении массами, откровенности и умалчивании. О любимом американском выборе между свободой и безопасностью. Горячий спор может получиться.
Также в плюсы сериалу нужно отнести его атмосферу. Аккуратные кукольные домики, окруженные огромными величественными соснами и горными хребтами. Частый туман, окутывающий жителей Уэйуорд Пайнс. Ночь, когда все, не освещенное фонарями буквально растворяется во тьме. Шикарная природа с ее бескрайними просторами (ее можно было бы и побольше).
Перед нами экранизация романа Блейка Крауча «Сосны».
У некоторых персонажей имеются интересные фишки, как у того же шерифа с мороженым. Но назвать их безупречными не получится при все желании. Несмотря на то, что они периодически приятно дополняются флешбеками. Уровень проработки героев не идеален, но и не провален — на четверку с минусом максимум.
Актеры не поразили, но и каши, в общем, не портили.
Мэтт Диллон и его Итан, долго запрягает, зато потом лихо меняет коней на переправе и прям растет над собой.
Его экс-напарница и любовница Кейт (Карла Гуджино), оставившая прошлое позади, но все равно способная изрядно удивить зрителей.
Психолог доктор Дженкинс (Тоби Джонс) – умный, но слишком уж перестраховывающийся. Да и «зазведился», чего уж там.
Ну и медсестра Памела (Мелисса Лео) хороша. Эдакая идейная стерва, ловящая кайф от власти. Но и она, как позже выяснится, далеко не так однозначна.
Да, бюджетненько. Злыдни дешевенькие, спецэффекты скромные.
Да, хватает бредовых моментов, типа утаивания информации – одного из главных источников всех проблем. Только не надо говорить об неадекватных реакциях и закостеневшем мозге – кто отбирал народ? А тогда подумать на эту тему было слабо? Да и рассказывать можно не всем и сразу, а некоторым, дозировано, со слайдами. А там и у остальных выбора не будет. Только Уэйуорд Пайнс, только хардкор. Но это будет их осознанное решение.
Или странных действий Абби во время эскапады Итана (обед подан, чего не кушаем?). Но как психологическое исследование в антураже антиутопии «Сосны» вполне хороши.
Эрго. Приятная психологически-параноидально-антиутопическая зарисовка с хорошим идейным багажом, мощной интригой и отличным экваторным твистом. Бюджетно, и актеры аж никак не демонстрируют лицедейских подвигов, но в целом интересно.
В ролях: Мэтт Диллон, Карла Гуджино, Тоби Джонс, Шаннин Соссамон, Рид Даймонд, Тим Гриффин, Чарли Тахэн, Джульетт Льюис, Мелисса Лео, Терренс Ховард
Режиссер: М. Найт Шьямалан, Шарлотта Зилинг, Зал Батманглидж, Джеймс Фоули, Джефф Т. Томас, Стив Шилл, Тим Хантер
P. S. Теперь чуток спойлеров.
Товарищ Пилчер у нас вроде как не совсем дурак? А действует как натуральный идиет. Какого простите хрена, он столь тупо подбирал кандидатуры? (кстати, а зачем тебе экс-подрывник? Нужны спецы и таланты, а он, такое впечатление, хватал что попало). Мало того, что нужно было изучить объекты и не брать слишком ранимых, психически неуравновешенных, и тех, кому есть что терять. Ваши клиенты, товарищ Пилчер, это: Молодежь не успевшая обрасти социальными связями. Одинокие люди. Творческие личности, с удовольствием берущиеся на сложные задачи. Дальше, с какого перепугу столько суицидов в группе «А»? Самоубиваться имеет смысл, если ты много потерял. См. социальные связи, детишки, незаконченные дела. Если таковых нет, суицида не будет. Тем более если имеется проект, способный захватить тебя по полной программе. А такой имеется. Еще дальше. Почему вы не обратили внимания на детвору 4-6 лет – способную приспособится к чему угодно? Их должно было быть подавляющее большинство. А не взрослых с их сложными морально-этическими и психологическими тараканами. Товарищ Пилчер, нельзя же так тормозить!
Да и возникновение Абби никак не объясняется. А было бы интересно послушать версию постановщиков.
Многоцикловый детектив, или Капитан-создатель реальностей
Капитан армии США Колтер Стивенс (Джилленхол) приходит в себя в теле некоего Шона – пассажира пригородного экспресса на Чикаго. Через 8 минут происходит взрыв, уничтожающий поезд. Оказывается, капитан стал участником программы «Исходный код» — позволяющей моделировать прошлое, на 8 минут переселяя Колтера в тело умершего человека. Теперь ему предстоит отыскать террориста, взорвавшего экспресс и угрожающего взорвать вторую бомбу уже в центре Чикаго.
Но что если все не так просто, и создатели программы утаивают от Колтера некую важную информацию?
Теория о параллельных реальностях, и о том, что любое действие человека создает новый мир и другие варианты будущего, имеет множество поклонников во всем мире. Приятно, черт возьми, знать, что хоть где-то у вас, возможно, получилось охмурить таки на выпускном первую красавицу школы. Написать книгу, которую с руками оторвут издатели. Выбрать профессию, в которой достигаешь огромных высот. Совершишь открытие. Спасти жизни. Получить признание. Есть, правда, и негативные стороны. Каково знать, что где-то существуют сотни тебя – более удачливых, состоявшихся, известных. Но позитивные особенности такой теории все равно перевешивают.
Именно эта теория легла в основу Source Code. Причем подали ее постановщики живенько, хотя не без провисов.
С самого начала нас швыряют в пространство фильма, как детишек в воду: либо научатся плавать, либо приобретут стойкое отвращение к воде. Первая треть картины построена как детектив, когда Колтер, без малейшей подготовки брошенный в прошлое, пытается отыскать злодея среди пассажиров поезда.
Да, будем честными, для зрителя главгад вычисляется довольно быстро: согласно киношным законам его нам обязательно покажут, и, применив элементарные логические построения, мы выкупаем его «на раз» (либо «хасид», каковых среди пассажиров не видно, тем более, что для их вычисления существуют целые методички спецслужб, либо… ). Но не забываем, что протагонист действует в экстремальных условиях, а не сидит в удобном кресле, что несколько извиняет его «тормознутось».
Вторая часть ленты превращается в натуральную мелодраму, давая нам передохнуть от мельтешения циклов и повтора одного и того же события. Плюс нам глубже раскрывают личность Колтера и обстоятельства его судьбы. К сожалению, «розовых соплей с сахаром» становится как-то слишком много, и в середине фильм откровенно провисает.
Затем дело, наконец, доходит до триариев, и последняя треть «Кода» возвращает утерянную было динамику.
Что приятно, в целом фильм оптимистичен, невзирая на тяжелые обстоятельства жизни героя, вот только с беднягой Шоном как-то неаккуратненько получилось.
Джейк Джилленхол – хорош. Он далеко не во всех своих фильмах показывает высший класс, и в «Коде» у него есть как более сильные, так и менее сильные сцены. Но в целом его Стивенсу веришь.
Мишель Монаган – крайне мила, и работает классическим мотиватором для главного героя.
Вера Фармига и ее Гудвин – профессиональна, при этом человечна. Такие вояки нам нужны.
Джеффри Райт со своим гениальным, но циничным доктором Ратледжем отвечает за неэтичных ученых, готовых на все ради своего детища. Самый противоречивый персонаж. С одной стороны все, что он делает – для спасения жизней. С другой – он без проблем может пройтись по трупам, и отдельные людские судьбы для него абсолютно не важны. Вроде как и кто его осудит, но это лишь в том случае, если вы сами не попали в число тех самых отдельных судеб. А вот почему он скрывает информацию от исполнителей – непонятно. Расскажи все с начала, надави на гражданскую сознательность и возможность спасать людей, и многие пойдут на такую работу надолго и по своей воле.
В целом лента дарит нам приличный саспенс, за исключением середины. Наблюдать за действиями главгероя волнительно. Особых эффектов и фантастических элементов, кроме взрывов и перемещений, не ждите, фильм берет другим: довольно долго поддерживаемой интригой, напряжением, сопереживанием протагонисту. Да и хронометраж вполне корректен: скромные для нынешнего кино полтора часа.
Эрго. Приятный триллеро-детектив с одной фантастической предпосылкой, качественной работой Джилленхола и неплохим саспенсом. Да, середина «висит» и спецэффектов особых вам не подгонят, но смотрится лента приятно. Даже по второму разу.
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Джейк Джилленхол, Мишель Монахэн, Вера Фармига, Джеффри Райт, Расселл Питерс, Джеймс А. Вудс, Майкл Арден, Кас Анвар, Джо Кобден, Брент Скэгфорд, Крэйг Томас
Хроники приграничья, или Юные плащи на страже цивилизации
После жуткой эпидемии чумы Великая Империя находится не в лучшем состоянии. Тысячи подданных умерли или покинули отчий дом. Сотни городов и селений заброшены. Непобедимые легионы ушли ближе к сердцу государства.
Но есть те, кто не бросил оставшихся людей на произвол судьбы.
Орден Серых Плащей.
В отдаленную командорию ордена, на границе с Чащей, прибывает пополнение рекрутов. Им надо выжить и доказать, что они достойны носить плащи полноправных членов Ордена. Вот только удастся это далеко не всем.
Тем более, в такое время, когда в этих краях становится совсем неспокойно.
И дело не только в убийствах среди местных, обнаглевших разбойниках или племенах дикарей, издавна населяющих Чащу. Кандидатам в Стражи придется столкнуться с потусторонними тварями, справиться с которыми ой как непросто!
Ясновельможные паны не перестают радовать нас все новыми и новыми именами польских демиургов.
И вот новый автор, местами напоминающий эдакую лайт-версию Вегнера. Облегченную не по причине детского/семейного рейтинга или отсутствия неаппетитных моментов, а по уровню мастерства, масштаба, описания и проработки своего мира.
Итак, перед нами классическое темное фентези с убийствами, гибелью героев, мрачноватой атмосферой. А также главами, каждая из которых рассказывает законченную историю из жизни рекрутов Командории 54. К структуре романа претензий минимум. С каждой главой автор раскрывает чуть больше нюансов мира и характеров героев. Практически сразу появляется мощный таинственный антагонист, не факт что самый главный, но способный причинить юнцам и жителям Жопы Мира немало неприятностей. Перед нами промелькнут Видящие, демоны, вселения, мы увидим убийство, и не одно, побываем на сельских празднованиях, послушаем рассказы о цивилизованной империи и о дикарях Чащи.
Все вроде и неплохо, но есть нюансы.
Мир у Гузека стандартный и не может похвастать практически ни одной оригинальной задумкой.
Большая Империя с единым Господом и непобедимыми легионами. Огромное количество дикарей-язычников, живущих в лесу и за ним, точащих зуб на цивилизованную державу. Жуткая чума, выкосившая население империи. Отвод войск из дальних регионов и вялые попытки обозначит там свое присутствие. Х-м, пан Марцин, вы в читателе ностальгию за Западной и Восточной Римской (или может Священной Римской) империями решили пробудить?
Единственный более-менее свеженький ход — Орден Серых Плащей (хотя тоже, будем честными, не открытие века, мало ли духовно-рыцарских орденов, чаще всех в контексте «Заставы» вспоминается Тевтонский, было в нашей истории?). Структура, сосредоточившая в своих руках контроль и борьбу со сверхъестественным (кто сказал инквизиция?). Функции государственного архива, святое воинство, отряды асассинов-спецназовцев, а заодно (чтоб два раза не вставать) судебный контроль в приграничных территориях, где на данный момент отсутствуют имперские чиновники.
А не сильно ли, господа Стражники, вы роток на чужой вершок раззявили? Несчастных тамплиеров, которые если с вами сравнить, поскромнее были, и тех извели ни за чих собачий. А тут такая силища на бедную кризисную империю. Чавой-то тамошний властелин совершенно мух не ловит.
Но если оставить логику за дверью, выискивать нюансы структуры Серой Стражи с ее братствами, героями, обычаями, легендами, страшными историями, любопытственно.
Идею Серых Плащей вполне можно занести в актив Гузеку.
А вот дальше начинаются обещанные нюансы.
Особенно они лезут в глаза в первой трети книги, дальше, похоже, автор чуток расписывается, да и привыкаешь к его обалдуям постепенно.
Герои в дебюте очень уж смахивают на типажи-функции. Юный командир, аристократ, большой шкаф, бард, монах, викинг. И трое девиц – бой-баба, ведьма и еще одна типа-аристократка с секретами (на дамах фантазия автора откровенно дала сбой). Там даже в именах поначалу путаешься, как в трех соснах, очень уж ребята и девчата блеклые в дебюте книги. Понятно, что со временем персонажи раскрываются, развиваются, теряют товарищей, делают сложные выборы, и даже начинают вызывать сопереживание (последняя треть романа в некоторой степени позволяет примириться с «багами» дебюта).
Но происходит эволюция образов слишком уж медленно и далеко не сразу. Есть у меня подозрение, что далеко не все читатели будут столь терпеливы, чтобы дождаться этих волшебных изменений.
Язык также не шедеврален. Даже всплыл основательно подзабытый вопрос: кто же в этом больше виноват: автор или переводчик? Слог рваный, сильного отвращения не вызывает, но и удовольствия от певучей речи писателя вы не получите.
Чрезмерное количество анахронизмов и слов из другой сказки. «Викинг», «мажор», «революция», имена богов, среди которых Хорс и Дагон, etc (откуда в фентезийном мире, не связанном с нашим, норвежские «викинги», а также неологизмы 20 века, как-то мажор»?). Позабавил частый акцент на том, что в этом обществе в широком употребления трусы. Причем не только у братьев ордена, но и у пейзан. Не панталоны, не кальсоны, не подштанники, а именно трусы (или это поклон мэтру с его «батистовыми трусиками Ренфри»?). Средневековье говорите? Ну-ну. Такие моменты достаточно сильно мешают погружению в текст.
Особенно «доставляют» фразы типа: «Чувак трахается с другим чуваком». По видимому, решив написать дарк-фентези, Марцин поставил себе за цель как можно чаще употреблять корявые словесные обороты, связанные с физиологическими и сексуальными отправлениями. Если так, с задачей автор справился. Причем никакой особой пошлятины мы не увидим, но внимание сексу уделяется большое. Впрочем, с третьей стороны, если вспомнить что герои Гузека относятся к young adult (им годков по 16-17), такой интерес к противоположному полу становится понятен.
Все происходящее выглядит слишком уж местечково и провинциально. Десяток рекрутов возятся в Жопе Мира, решая местечковые вопросы. Шесть деревень, пару сотен крестьян, еще пару сотен врагов. Даже самопожертвование обыгрывается странноватым образом: вскользь и не акцентировано. При этом из героев до финала доживут далеко не все (ставки на очередность принимаются) – ну это как бы уже давно стало модным трендом, спасибо дядьке Мартину.
Информации о мире в обрез. Есть ли у империи цивилизованные соседи? Как случилась Чума? Что происходит на других границах и в центре? Каковы нюансы политического и социального устройства? Кто на престоле и около него? Нет ответа.
Действия также не густо. Пару стычек, одна короткая поездка вовне, и финальная битва. И даже в ней, как вы уже поняли, на столкновении многотысячных армий рассчитывать не приходится. Мы тут по скромному, по домашнему: сотенка человеков туда, сотенка сюда.
Магия разумеется в наличии (фентези все таки), но не очень внятная. Нам показали ритуал, позволяющий разорвать человека как тузик грелку, ведьм-травниц, некоторое количество видящих — эдаких пророков-сновидцев, одержимость демоном. Видящие также могут служить воротами, через которые в этот мир приходят потусторонние существа (подвид одержимости). Имеются духи погибших, не закончивших свои земные дела.
Искренне порадовали дикари-«Склавяне». Такой милый детский прием коверкать имена и названия, вроде как скрываясь от взрослых и зашифровывая термины от непосвященных в свои игры. На самом деле осознанно стремясь вызвать нужные тебе ассоциации. А что, очень удобно! Ведь уже не нужно полностью продумывать и описывать новый народ — вскользь зацепил, остальное читатель сам по изуродованному имени народности дорисует в воображении.
Уточнение: спасибо Vladimir Puziy, обратившему мое внимание на существование этнонима Склавины (лат. Sclaueni) — "общего названия всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских авторов". Пожалуй, претензию по поводу "склавян" можно снять.
Эрго. Среднее темное фентези, радующее орденом Серых плащей. А вот долгое начало, местечковость, анахронизмы, не самый яркий язык, в актив книге не занесешь.
P. S. Отдельно позабавила разница оформления русской и польской обложек. У поляков серый, невзрачный рыцарь в побитом шлеме без украшений, растекающийся брызгами крови. В русском – ухоженный гордый воитель в красивенном шлемаке с рогами и развевающемся чистеньком плащике. Хоть сейчас на агитплакат «Ты записался в Серые плащи?!»