Супермен? Бэтмен? Мстители? Забудьте! Из супергероев в Америке есть лишь Джон Хэнкок (Смит). Потушить пожар, задержать преступников, остановить ограбление – плевое дело. Правда, он очень много пьет, мается одиночеством и не любит людей. И те платят ему взаимностью.
Так и продолжалось бы еще неведомо сколько, если б не пиарщик Рэй Эмбри (Бейтмен). Хэнкок спас парню жизнь и Рэй всерьез решил отблагодарить супергероя, наладив его отношения с общественностью.
Эмбри хороший профессионал и дело свое знает туго. Отношения Джона с публикой начали налаживаться, и все, казалось, будет хорошо. Если бы не супруга Рея – очаровательная Мэри (Терон).
Мы видали супергероев в самых различных ипостасях. Мрачных спасителей мира. Забавных космических раздолбаев. Преследуемых властями изгоев. Сражающихся друг с другом титанов. Но Хэнкок, несмотря на огромное количество комиксоидного кино свалившегося на нас за последнее десятилетие, до сих пор остается уникальным.
Он пьет виски литрами, ночует на остановках, либо в домишке на пустынном берегу. Является откровенным социопатом, но не как изысканный Шерлок, а как обычный пацан из Гарлема. Замкнут, угрюм, необщителен. Страдает кучей психотравм и давненько не видел человеческого к себе отношения. Ругается с согражданами, выслушивая от них оскорбления, и не лазя за словом в карман. При этом продолжает спасать и помогать людям.
Начинается лента в откровенно комедийном ключе.
Нелюдимый супергерой пытается хоть как-то социализироваться. Смешно. Уилл Смит не особо блещет эмоциями, но в случае Хэнкока это образу только на пользу. Темные очки, ускользающий и много говорящий взгляд, пренебрежение мнением окружающих, некоторая инфантильность, защитная раковина, будто обволакивающая его с ног до головы. И всесокрушающая харизма. Уж чего-чего, а этого дела у Смита выше крыши.
Вопросы изгоев в обычном мире поднимались не раз, не два, и даже не сотню. Но в приложении к супергероям обычно все подавалось гораздо серьезнее. Постановщики же Хэнкока изрядно понизили градус пафоса. Джон иногда напоминает обиженного ребенка, шутит по-черному, позволяет себе абсолютно неполиткорректные действия и высказывания, и кажется более живым, чем практически любой из персонажей кино-комиксов.
Во второй части картины создатели ленты переходят от проблем одиночества и самокопания к вопросам любви и ее воздействию на человека. В процессе они теряют ироничную легкость, взамен подбавляя изрядно трагедии. Становится больше сентиментальности, патетики, нахмуренных лиц и возвышенных фраз.
Сюжетный поворот хорош, никто не спорит. Но вот оправдан ли? С одной стороны даже жалко тот несерьезный подход к чертовски серьезным вещам, который был с нами первые 40 минут фильма. С другой – дальнейшего развития у образа протагониста без смены правил игры не было. Он достиг чего хотел, наладил контакты и последующие использование тех же приемов, было бы топтанием на месте. Постановщики Hancock топтаться не захотели. И были скорее правы, чем нет.
Тем более, в их арсенале было еще одно убойное оружие по имени Шарлиз Терон. Шарлиз великолепна. Как практически везде. Растерянный, жутко удивленный взгляд в начале. Повадки типичной домохозяйки-наседки, заботящейся о своем семействе. Последующие изменения, выражающееся во всем. В походке, взгляде, пластике, макияже, одежде. Маладца!
Спецэффекты, кстати вполне эффектны. Взрывы, природные катаклизмы, полеты, разваливание всего вокруг вдребезги пополам. Да, кое-где компьютерность и не старается спрятаться, но для 2008 это в порядке вещей.
Да, к логике происходящего хватает вопросов. Почему именно столько времени требуется для того что случилось? Почему это не произошло раньше, ведь контакты были и в весьма больших количествах. Почему столько быстро сработало удаление одного от другого? А о том, как были перенесены все ранения в финальной драке (заметим, уже вполне нормальным субъектом) даже спрашивать неловко.
Но все эти нюансы практически не портят впечатление от фильма. Ну не это главное. Главное то, что проблемы одиночества, социализации и их решения можно подавать по-разному.
И даже супергерой нуждается в хорошем пиарщике. А вы как думали? 21 век на дворе.
Эрго. Хорошая комедийная зарисовка об одиноком несоциализированном супергерое, после экватора трансформировавшаяся в более серьезное эссе о любви и уязвимости от этого чувства.
Идеальный вирус, или Спорные тезисы о предназначении гомо сапиенс
Близкое будущее. В один далеко не приятный день что-то стряслось со всем человечеством. В порядке остался лишь кусок России, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии.
С остальными территориями связь утрачена. Разведгруппы, уходящие далеко от границ Круга жизни, пропадают бесследно. Что произошло, непонятно.
Но самое главное, что, похоже, еще ничего не закончилось. И людская цивилизация стоит на пороге окончательной гибели.
С приличной фантастикой в российском кинематографе не особо складывается (правда, и в мировом ее не сады). Но попытки не прекращаются. Очередная лента, на которую было потрачено больше 4 млн. долларов, оставила неоднозначное впечатление.
С одной стороны – постановщикам удалось передать депрессивную обстановку конца привычного света, а также создать пару действительно напряженных боевых сцен.
С другой – история выглядит рваной, персонажи непроработанными, логических дыр куча, а финал вызывает искреннее недоумение.
Сперва о приятном.
Атмосфера у «Аванпоста» хороша. Киберпанковское будущее, переливающееся неоном огней, 3d-ными рекламами (и не только). Небо, заполненное дронами и прочими летающими агрегатами. Невесомые смартфоны, искрящиеся как новогодние елки. Продвинутые «вертушки», навороченная экипировка и бронники, хитрые светильники, шикарная медицинская аппаратура, модные сигнальные ракеты, летящие за многие километры с известием, роботы-шагоходы с пулеметами, радары-обнаружители, видящий людей сквозь стены. Разве что БТРы почти классические, неужто ничего лучше придумать просто невозможно?
Холодные синие цвета, излюбленные постановщиками. Шокирующее известие, вынимающее наружу все самые потаенные страхи. Мрачные уголки Москвы. Навязчивая музычка. Апокалиптические граффити, бунты, бессмысленные и беспощадные (здравствуй, «Притяжение» ). Пустая земля, разрушенные мосты и здания.
И, пожалуй, главное – непонимание происходящего. Что стряслось с остальным миром? Отчего, произошло, то, что произошло? Кто наш враг? Ощущение паранойи, непонимания, ужаса, отчаяния, буквально разлито в воздухе. Навевает воспоминания о кинговском «Чужаке». Даже жаль, что разгадка приходит так быстро. Стоило бы еще потянуть.
Способ съемки, когда экшен, перебивается сюжетообразующими диалогами, а прилетевшая в одном кадре граната, может взорваться через полдесятка минут в другом – любопытна, и заставляет с нетерпением ожидать завершения обеих арок. Как и мистическая линия с «сенсами», телепатией и прочей магией.
Также постановщикам удался абсолютно убойный «боевой» отрезок, явно ориентированный на «Падение Черного ястреба». Когда небольшое количество вояк отбивается от огромной толпы врагов, активно пользующихся стрелковым оружием и гранатометами. Ни на секунду не оторваться: ураганно, адреналиново, брутально, кроваво. Опять же, нам показывают два параллельных сражения. Побольше бы такого экшена, глядишь и часть проблем картины удалось бы скрыть.
Да и мясорубка с помощью БТР оставляет сильное впечатление. Понятно, что как гордо заявляют постановщики: «70 % общего хронометража сделано с применением компьютерной графики», и эта сцена явно среди 70, но все равно внушает.
По структуре — круг показанных событий медленно, но верно превращается в точку. Ключевую. Сперва общая ситуация, затем сужение до аванпоста, затем до нескольких боевых групп и – апогей апофеоза, решающий судьбы цивилизации.
Главных героев у нас тут фактически два, оба бравые вояки.
Юра (Фёдоров). Мрачный парень с матерью, страдающей жесточайшим склерозом. Циничный, уверенный, эгоистичный «мастер пикапа». Человек, упивающийся адреналином и своей значимой ролью в новом мире.
Единственный более-менее прописанный и прилично сыгранный персонаж.
Его друг Олег (Чадов) из семьи потомственных военных, маменькин сыночек, пошедший в армию чтобы доказать отцу, что он, Олег, не хуже старшего брата, погибшего на войне. Парень вроде как должен демонстрировать альтруизм в противоречие эгоцентризму Юрия, но выходит это у Чадова так себе.
Бравый подполковник (точнее «-ца», вот так! Не все загнивающему Западу бабами-воительницами/разведчицами хвастать!). Майор – отец солдатам (Лавроненко ) – железобетонны и ответственны – служивые, что с них возьмешь.
Барышни – журналистка и лекарша. Эти и вовсе выветриваются из памяти как туман поутру.
С персонажами в ленте откровенная беда. Кроме Фёдорова, хоть как-то позволяющего поверить в своего героя, остальные откровенные функции.
Дегтю в и без того не очень большую бочку меда добавляет странно-провальная манера российских постановщиков снимать свое творение одновременно как полнометражный фильм и как сериал. Вспомним «Адмирала», «Темный мир», «Три мушкетера». В результате, если зрителю повезло увидеть телевизионную версию, у него может сложиться полное впечатление о проекте. Если полнометражную – он так и будет пытаться понять, откуда взялись те или другие люди, отчего герои делятся информацией, о которой у нас с вами нет ни малейшего понятия, и почему фильм выглядит, будто нарезка условно смонтированных эпизодов с огромными лакунами, и это несмотря на откровенно затянутый хронометраж. Да потому, что так оно и есть! Ждите сериал!
Логикой событий создатели «Аванпоста» тоже не особо заморачиваются. То доблестное командование выгоняет бойцов практически в чисто поле, хотя у них под ногами полностью оборудованная крепость со стенами, подземельями и крупнокалиберными пулеметами. То сами вояки, экипированные продвинутыми ПНВ, пуляют осветительными ракетами, хотя те лишь портят им картину (или то были прицелы? Хай знатоки поправят). А затем, видимо пожалев пулеметов, способных при массовом использовании нашинковать в капусту любое количество биомассы, грудью заслоняют родной аванпост. Это к вопросу о неверии постановщиков в волшебную силу крупнокалиберных пулеметов, зря вы так батеньки: она есть, особенно прикрытая броней. Особо умилила гигантская колонна бронетехники, уходящая в последний бой (при том, что на аванпосте ее было, как грязи). Понятно — сколько выдали, столько и снимаем (пририсованный танк по быстрячку вывели в расход), но выглядит это несколько глуповато. А с характеристиками бронежилета вы хотя бы могли определиться? То он держит автоматную очередь в упор («все ребра переломало»), то не помогает от одиночных выстрелов с большой дистанции.
Скупую мужскую слезу вызвала журналистка с камерой в разведгруппе, уходящей в дальний рейд. Да, ладно! Такого даже в демократических западных армиях не бывало, а уж в российской? Я понимаю фантастика, но зачем же нам сказки рассказывать для дошкольников?
Мотивация товарища Ида и вовсе, похоже, находится на уровне Портоса. По крайней мере, другой мотивации нам не предоставили.
Да и разборки в стиле драки посохами джексоновских Гэндальфа и Сарумана уже несколько надоели. Неужто сложно придумать поединок таких сил без мордобития?
Без пафоса, понятное дело, не обошлись. «Кто это? Враги! Что надо делать с врагами? Убивать!»
Вдобавок создатели ленты поставили своему творению странный и крайне глупый финал. Что это вообще было, Бэримор? В город Киров прибыли те самые недоразвитые дошкольники? Даже в наших пенатах любую важную систему без дополнительного контура безопасности не выпускают, а здесь? Ну а шланги, которые пинком повредить можно, стали последней каплей.
Моральный посыл ленты также неоднозначен. Бог с ним, с идеальным вирусом, и совершенным захватчиком, сермяжная правда имеется. И фраза о том, что «вами движут только размножение и насилие, в уничтожении жизни вы не знаете себе равных» в отношении многих гомо сапиенсов ложится идеально. Но концепция войны, как двигателя развития человека, единственного его предназначения, в 21 веке смотрится откровенно слабо и архаично. Как и попытки провести черный пиар в отношении милосердия и любви.
Понятно, что с другой стороны нам практически прямым текстом говорят, что это слова Отца Лжи, а значит верить им нельзя. Да и финальные действия «зондер-команды» подтверждают, что не все люди такие, как утверждал Ид (хотя извините, но вот не верится мне в такое поведение глазастой троицы). И сам режиссер говорит, что снимал «антивоенное кино». Но осадочек все равно остается.
Эрго. Очень неровный фильм, радующий параноидально-таинственной атмосферой, перекрестным способом подачи материала, да парой классных боевых сцен (в принципе этими сценами независимому зрителю можно и ограничиться). Остальное не тянет.
Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Пётр Фёдоров, Светлана Иванова, Алексей Чадов, Ксения Кутепова, Константин Лавроненко, Филипп Авдеев, Артем Маркарьян, Сергей Годин, Артём Ткаченко, Лукерья Ильяшенко
Влечение к предельному Включению, или Нам есть куда стремиться!/Лестница от животного к Богу
29 век. Постлюди. Инклюзии. Инопланетяне. Невообразимые технологии и далеко зашедшая эволюция человеческого рода.
Конкуренция. Интриги. Кланы. Покушения. Убийства.
И в центре этого всего праздника жизни — воскрешенный космонавт из прошлого.
Согласно прогнозу — возможная причина войны.
А может и тот, кто способен перевернуть устоявшееся мироздание?
Яцек Дукай, автор шикарных «Иных песен» считается лидером современной польской фантастики. Посему Perfekcyjna niedoskonałość, написанное еще в 2004, и лишь в прошлом году добравшееся до наших пенатов, ожидалось с огромным интересом.
Дукай не подвел. Роман интересный, и как всегда у Яцека, не самый простой для восприятия.
Перед нами будущее «900 лет спустя». За это время на Земле и вокруг многое изменилось (а многое осталось прежним).
Человечество совершило таки долгожданный рывок, выйдя за границы обычных хомо сапиенсов. Правда, далеко не все, а лишь ничтожная его часть. 99 процентов людей напрочь отказываются играть в игры с восхождением по кривой прогресса HS, удовлетворяясь нехитрыми развлечениями и не являясь гражданами Цивилизации человеков.
Серди остальных, кроме собственно стахсов (Standard Homo Sapiens), имеются постлюди (Post-Human Being), внекосмические компьютеры, слабопостижимые, многогранные инклюзии и еще некоторое количество забавной выхухоли. Это не считая самых натуральных алиенов нескольких рас.
Большинство из них существуют на нескольких уровнях реальности, причем порой одновременно: в материальном мире и в виртуале, могут пользоваться разными комплектами чувств, управляя десятками манифестаций себя любимого, находиться в куче разных мест одновременно. Что уж говорить о такой мелочи, как моментальная смена вкусовых предпочтений: от тошноты до искренней любви к определенному блюду.
Кривая прогресса хомяков разумных (и не только) ведущая от стахсов к инклюзиям неплохо продумана и обоснована.
Жаль, особых психологических отличий людей будущего от наших современников, мы не увидим. Те же интриги, те же попытки стать самой большой жабой в болоте, те же убийства и гордыня.
Зато наблюдать за постлюдми, с их неординарным отношением к полу, способом существования — одно удовольствие. Особенно крышесрывным становится начало романа, наполненное терминологией будущего, нестандартными словесными, языковыми конструкциями, полностью отрицающими привычные гендерные подходы, сперва дико похожими на опечатки («Максимилиан следилу за ними сквозь вино, сквозь дракона, сквозь хрусталь. Сейчас ону сгустилусь на Плато едва ли не точечно, оставив прочие свои манифестации», «Я былу приглашену на свадьбу – и прибылу»), резкими многоуровневыми сменами планов и пластов от лица фоэбе. Использованием знаков препинания для передачи разных уровней общения и восприятия постлюдей. Натуральный срыв башки. К которому, по счастью, довольно быстро привыкаешь.
Но и без обычных (почти обычных) людей Дукай нас не оставит. Те самые стахсы, достигшие нехилого долголетия (с помощью архивации воспоминаний, личности и подселения их в случае смерти в другое тело), вовсю пользующиеся ископаемой стайностью/клановостью, чувствуют себя в мире будущего весьма неплохо.
Локация романа многообразная и богатейшая. Отслеживать нюансы будущего Дукая становится одним из интереснейших занятий во время чтения. Яцек познакомит читателя с метафизикой, по законам которой живет его мир, и прочими научными достижениями 29 века. В частности, внушает идея Сол-Порта – недетские забавы с пространством-временем. Концепция Плато. Да и использование нескольких времен порадовало. Как и фантасмагоричные приключения протагонистов в Мешке.
Ведь перед нами крепкая научная фантастика со смелыми идеями, любопытными мыслями и предположениями.
Не оставит автор читателя без местной бурной политической жизни. Конфликты, разборки и дуэли (!) меж кланами, стахсами, горизонталистами, вертикалистами, фоэбе, инклюзиями, деформантами. Жизнь кипит!
Качественными получились и ведущие персонажи.
Анжелика Мария Макферсон — младшая дочка стахса Макферсона, семнадцатое его дитя согласно Старой Традиции. 19 летняя девушка, воспитанная в африканском монастыре иезуитов. Дитя Африки, которому папаня поручил шефство над его собственностью.
Адамом Замойским. Астронавтом из далекого прошлого, восстановленным из останков на борту старого космического корабля. Человеком, которым не должно было быть на этом звездолете. Лишенным памяти гостем из прошлого, пытающимся постигнуть напрочь изменившийся мир будущего. Загадочным субъектом, хранящим в глубине немало тайн, ставшим причиной судьбоносных событий. Нашим проводником, своеобразным воплощением ошарашенного читателя во вселенной Дукая. Радует Адам серьезным развитием, потихоньку превращаясь из первобытного человека в полноправного участника событий.
Наблюдать за отношениями этой парочки, их трансформацией, интересно, и интересно весьма.
Как вишенки на торте – виртуальность, которая гораздо больше чем виртуальность. Разговорчивые кони-генималы. Чрезмерно могущественные и не очень эффективные Войны. Вопросы воспитания, взросления. Размышления о сути человечности, самотождественности, идентификации себя. И, конечно, любовное описание Черного континента («Африка – это мужчина, его гнев и наслаждение никогда не длятся слишком долго»), наполненное путешествиями по саванне, охотой, ночами под бескрайним небом, уважительно–убийственным отношениям к слонам.
Стоит отметить частое использование оборванных фраз в диалогах. Жизненный прием – как часто во время разговора собеседник дает вам высказаться до конца? Или вступает в полемику, не дослушав ваших аргументов? Так отож.
Да, финал, при желании легко назвать «открытым» (ходили слухи, что Дукай планировал продолжение, однако, по-видимому, оно в планах и осталось), но, в принципе, историю пана Замойского можно счесть завершенной.
Эрго. Непростое для восприятия (особенно в начале, пока не привыкнешь в авторскому стилю), но поразительно атмосферное путешествие в будущее по Дукаю. Масса размышлений о пути развития разума, человечности, завораживающая картина грядущего. Вещь сложная, но достойная.
Путешествие в 19 век, или Три палки в синее колесо заговора
Загадочный прием в стенах отдаленного поместья Харшморт в Орандж-Локс накрепко связал вместе трех абсолютно незнакомых людей.
Юную мисс Темпл, увлекшуюся недостойным для молодой леди занятием – слежкой за бывшим женихом. И пускай она теперь точно уверена, что дело отнюдь не в романтическом увлечении, но…
Наемного убийцу по прозвищу Кардинал Чань, из рук которого выхватили его очередную жертву. И пускай полковник Траппинг все равно был убит, Чань сам видел его тело, но…
Доктора Свенсона, опекуна и няньку беспутного принца Мекленбургского. И пускай принц вроде вырван из лап недостойных негодяев, поселившихся в Харшморте, но…
Все трое после визита в поместье прекрасно понимали: то, что началось в Орандж-Локс далеко от завершения.
Их жизнь уже изменилась: что-то странное, загадочное, смертельно опасной тенью нависло над каждым участником событий. Это не считая вполне земных проблем от влиятельных и богатых людей, также имеющих свой непонятный интерес в этом неведомом деле.
Жизнь наших героев уже изменилась.
Похоже не только их одних.
А что случится, когда это трое наконец-то встретятся?
Карьера американца Гордона Далквиста в писательском ремесле вышла не совсем типичной. С одной стороны, его занятие драматургией вроде как располагало к написанию прозы. С другой – далеко не все драматурги способны сочинить не пьесу, а полноценный роман. Все же эти жанры, несмотря на кажущееся сходство, изрядно далеки друг от друга.
Возможно Гордону помогло еще одно его увлечение – кино. Короткометражки Далквиста неоднократно светились на независимых фестивалях.
Как бы то ни было, дебютная книга Гордона произвела буквально фурор. По слухам издательство предложило ему 2 миллиона долларов за этот роман и его продолжение. Это не считая номинации на премию Локус за лучший дебют.
Что же такое получилось у нашего мастера на все руки?
Вышла весьма интересная и неординарная вещица, интересная в первую очередь стилем.
Стилем 19 века. Последнего столетия в истории человечества сохранившего остатки некой куртуазности, и галантности что-ли. Позабытого, таинственного века, когда наука еще только набирала свою магическую силу, когда скорости не достигли нынешних безумных уровней, орудия убийства не приблизились к современным неимоверным возможностям, и даже злецы не утратили нотку старой доброй патриархальности. Столетию, еще не знавшему мировых войн, мирного атома, и миллионных жертв «локальных» конфликтов. Времени, предстоящему пред «веком-волкодавом».
Этим самым 19 веком пронизано у Далквиста буквально все. Перипетии. Реакции. Описание места действия – не названной по имени территории, чертовски напоминающей Англию. Отели, улицы, особняки, магазины, аристократический быт. Все это будто возвращает нас в то ностальгическое время, куда там пресловутой машине времени.
На эту же мельницу льют воду образы протагонистов — второй откровенной удачи Гордона.
Вся троица жутко колоритная, до одури стильная, и практически не выбивается из контекста эпохи, на диво удачно избегая анахронизмов в своих действиях, и даже мыслях.
Мисс Темпл – молодая дама из богатой семьи, выросшая на острове вдали от метрополии. С одной стороны образованная молодая леди, не чуждая романтики и любовных томлений (в девках пересидела – уже 25 годочков). С другой – упорный Пеппи Длинный Чулок с крепким характером и ноткой здоровой наглости – воспитание на далеких островах дает о себе знать. Она размышляет, сомневается и переживает, как обычная юная девица. Но при этом вполне способна на поступок и действие (правда, не всегда разумное), чем привлекает читателей не только женского пола.
Доктор Свенсон – медик-офицер и поверенный министра небольшого германского княжества. Интеллигент, джентльмен, переживший в свое время серьезную личную трагедию. Эдакая «золотая середина» нашей троицы. «Середина», к сожалению частенько срывающаяся в силовое решение проблем, вместо использования «серого вещества». В его оправдание нужно сказать, что времени сесть и хорошенько подумать, противники ему практически не оставляют.
Кардинал Чань – в силу особенностей профессии – человек действия. Беспощадный киллер, не отягощенный нравственными ориентирами. На первый взгляд. Со временем выясняется, что и мозгами наш наемник отнюдь не обделен. И моральные принципы присутствуют. И на любовь он способен. И на самопожертвование.
Подавляющее большинство глав рассказывают нам историю от лица одного из троицы, вовсю используя языковые и поведенческие особенности, присущие каждому из героев. И эта перекличка воспринимается абсолютно шикарно. Текст плавно переливается от события к событию, органично продолжая, дополняя и развивая начатое в предыдущей части. Только немного под другим углом восприятия.
Вполне в ключе времени и антагонисты. Зловещий заговор. Жуткие эксперименты. Тайная организация с трескучими идеями до боли знакомыми читателю. Яркие злодеи, безнравственные, опасные, коварные.
На общую стилистику романа работает и талантливое смешение жанров, предпринятое Далквистом.
Начинаясь как женская проза с элементами эротического романа (в стиле незабвенной «Истории О») The Glass Books быстро превращается в готический триллер, приобретая также черты остросюжетного детектива, сдобренного политическими интригами и напряженными боевыми сценами. Каждая глава от лица одного из героев добавляет роману новых красок и оттенков, превращая его в весьма нетривиальное полотно.
И, конечно же, интрига. Она цветет и пахнет фактически с первой страницы. Загадки множатся как грибы после дождя. Информация добывается героями с огромным трудом и по малюсеньким кусочкам. Фактически до самого финала полной картины мы так и не увидим.
Увлекательно.
Помимо стилистики и качественного разыгранного действия, работа Гордона интересна и своими моральными аспектами (какой роман 19 века без моралитэ?). Поразмыслит автор над проблемой научных достижений, попавших не в те руки. Над духовным развитием человека. Выявлением его лучших качеств в тяжелых обстоятельствах. Извлечением худших, или неоднозначных, типа неистовства и чрезмерного упорства. Психологическими нюансами управления толпой и отдельными индивидуумами. Поиздевается над громкими идеями, такими привлекательными для гомо сапиенс, независимо от века, в котором они живут.
Ничего сверхъестественного, но в данном антураже смотрится живо и не нудно. И, к сожалению, весьма актуально.
Эрго. Отличное стилистическое упражнение – оммаж 19 веку, с качественным смешением жанров, удачными героями, вечно живой интригой, и не без морали.
Объем разве что изрядно великоват. Далеко не каждый читатель сможет сдюжить полторы тысячи страниц погружения в прошлое. Но те, кто осилят – скорее всего, не пожалеют.
Поющая ведьмовская эскадрилья, или Матриархальная колдовская Америка
Альтернативная Америка. Страна, где 300 лет назад, вместо салемских костров, ведьмы подписали с жителями цитадели демократии договор. Согласно которому взяли на себе защиту страны от врагов.
Наше время. Штаты сотрясают теракты, проводимые ведьмами из нелегальной радикальной организации.
Тем временем три юных колдуньи начинают обучение в Форте Салем – военной базе, готовящей солдат-колдуний для американской армии.
Им предстоит масса тренировок, овладение силой, налаживание отношений с сокурсниками и офицерами. Но никто из них не догадывается, что коварный враг находится не где-то далеко, а рядом с ними. Прямо в стенах форта.
Тема магических/звездных академий, казалось уже исчерпанная до дна, все никак не хочет отступить в пучины истории. Не успели завершиться «Волшебники», как кабельный канал Freeform подогнал нам новую историю, связанную с магическим обучением.
Историю, в первую и главную очередь радующую нестандартным сеттингом.
Америкой, чьи жители решили не воевать с ведьмами, а интегрировать этих прекрасных дам в общество, поставив их на службу этому самому обществу.
Итак, в этом варианте США кроме обычных войск (о которых мы так ничего и не узнаем), имеются ведьминские подразделения.
Главным и чуть ли не единственным оружием ведьмы-солдата является голос («Ваши голоса ваше оружие, солдат – который не может издавать звуки — беззащитен», х-м, а если простуда? Захрипла ведьмочка? Войну отменяем?). Ведь здешняя магия напрямую завязана на звук. Колдуньи могут голосом призвать шторм или торнадо, пробить толстую сталь (сила удара — 1600 кг на метр кв.), или наоборот защититься от металлического штыря в лицо, загипнотизировать человека. Причем используются не только слышимые ухом частоты, но и ультра с инфразвуком. Для разных дел имеются разные звуковые комбинации (прозванные «семенами»), изобретенные в основном ведьмами прошлых поколений.
Имеется также некая загадочная сальва – штука, готовящаяся по древнему рецепту, из трав типа белены, аконита, тысячелистника, позволяющая левитировать, имеющая еще некоторые боевые свойства (какие — зрителю неведомо).
Банальным оружием, как холодным, так и огнестрельным, ведьмы пренебрегают. За исключением некоего хлыста с грузом на конце, наполненным энергией, способным разнести вдребезги камень.
Небогатый арсенал — бедненько, но чистенько.
При наличии ракетного вооружения, снайперских винтовок, ведьмы вполне могут поиметь бледный вид и макаронную походку.
Впрочем, как в этом мире с технологиями, до конца не ясно. Мобилок вроде нет, пользуются проводными телефонами, вертолеты в наличии, машины как 30-х годов, так и вполне нашего уровня, что с самолетами непонятно.
То же касается военных разработок, о них не говорят, и что используется обычными войсками, не показывают.
Впрочем, для постановщиков все это явно не главное.
Их интересует, как может выглядеть Америка, склонившаяся к матриархату и дружащая с ведьмами.
Граждане к колдуньям относятся уважительно, но с опаской и некоторым недоверием. В процессе постепенно перерастающим в страх (террористы-«серийники» постарались). Вполне в людском духе. На политической арене у здешних Шатов все более менее в порядке. Дружба со всеми странами, помимо Китая. Америка, как обычно, возглавляет и направляет, проводит военные операции по всему шарику. В общем, ничего нового.
Против кого операции? Против таких же ведьм – «серийников». Колдуний, активно занявшихся терроризмом. Выкашивающих своими взрывами, проклятиями, заморозками, чумными бомбами сотни людей во многих регионах планеты. Программа у них на первый взгляд странная — за свободу ведьм всего мира, «война может быть лишь одна – между нами и людьми».
Так они ж свободные, полноправные, уважаемые граждане? — удивитесь вы. Так-то оно так, но есть нюанс. Любая ведьма, вошедшая в подростковый возраст обязана откликнуться на призыв армии. Иначе ее ждут крупные неприятности вплоть до смерти. А армию некоторые колдуньи сравнивают с банальным рабством. Причем смертельно опасным.
В общем, как только тебе стукнуло -надцать девчоночьих лет, добро пожаловать на казенный паек. В Форт Салем – единственное место, где нет никого, кроме ведьм. Дальше, после базовой подготовки, в зависимости от твоих способностей и старания. Либо военный колледж. Либо фронт, откуда такие желторотики – «пушечное мясо» чаще всего не возвращаются.
Правда, какая передовая, а уж тем более линия фронта может быть в войне с террором, которая происходит по всей Гее? Ну ладно не будем цепляться к словам.
Как можно догадаться, такая судьба далеко не всем по нраву. Может «серийники» не за свободу ведьм, а против армейской лямки бунтуют? Правда, пока их не было, и ведьминским террором не пахло, и армия была гораздо более спокойным местом. Непонятно.
В названии сериала обыгрывается матриархальный уклон здешней Америки. Motherland – Родина, а также Земля матерей, в отличие от более привычного нашему патриархальному обществу fatherland – Земли отцов.
Однако, это все преамбула, а амбулой у нас, как я уже говорил, выступает классическая подростковая магическая академия, куда отправляются три главные героини.
Раэла – эдакая бунтарка (даже по прическе). Единственная курсантка, без фанатизма относящаяся к бравым речам и мальчикам. Чуждая почтительности, бегущая от ответственности девушка с суицидальными наклонностями. Дочь лекарки, сама практикующая оригинальный вид медицины, подразумевающий перенос хвори с больного на доктора. Несколько расточительный как на меня метод. Доктор так быстро закончится.
Абигейл – член уважаемой семьи, дочь матери-героини («Да, мэм! Нет, мэм!»), напыщенная, высокомерная аристократка, мнящая себя лучше других, с ходу начавшая спорить с Раэлой. Бесстыдная, как и ее мать («стыд — удел гражданских»). «Золотая молодежь» в лучшем виде. Только молодежь, четко готовящаяся к военной стезе. Ребенок, выросший под гнетом родительницы и ее желаний.
Талли — экзальтировання девица, отправившаяся в армию, несмотря на мольбы матери и возможность этого не делать. Девственница, воспитывающаяся в матриархальном лагере далеко от города (совсем без мужиков). Чувствительный, добрый, чуточку наивный человек, выступающий миротворцем и скрепляющим материалом для двух предыдущих членов тройки.
Академия получилась вполне типичная. Занятия, точнее песенные тренировки, рейтинги успеваемости, дух соперничества и товарищества, вялые конфликты с сокурсниками (точнее у Абигейл со старой знакомой). Командная работа. Терки внутри подразделения. Пьянки, лесбийские романтические страдания, подготовка к празднику, беготня за понаехавшими мальчиками. Влюбленности, целомудренно показанная страсть. Активное отмечание Бельтайна, яркая энергетическая дискотека (это, понятно, ведьминская специфика). Если судить по тому, что нам продемонстрировали, большую часть времени студентки занимаются чем угодно, только не тренировками, позабыв об угрозе стать «пушечным мясом». Действия и отношения героев временами заставляют вспомнить незабвенную поговорку: «детский сад, вторая группа». «Она сказал, что меня любит!». «Она моя девушка! У меня к ней чувства» в лицо сержанту — особенно порадовало. Прям до слез.
Академическая линия не фонтан.
Армейский быт также в сериале слабенький. Девчачья скажем сразу, получилась армия, версия «лайт». Грозная, но понимающая сержант (ка), даже в морду никому ни разу не давшая. Обращение: «дамы». Гламурные ползанья в грязи и таскания бревен на физподготовке, показанной ровно один раз. Ленивые пробежкти от которых можно отвлечся на получасовой щебет с подружками. Панибратство между генералом и сержантом (младшего и среднего командного состава в форт завезти позабыли). Генеральша – слуга народу, мать солдатам. Полное отсутствие уставных причесок, ну как можно рушить девичью индивидуальность? Ни тебе дедовщины, ни покраски забора от меня и до обеда. Куча свободного времени, используемого черт знает на что. Даже пытки у них очень аккуратные. Скукота.
Позабавил гениальный способ останавливать грузовики с бомбами. Неудивительно, что у них в армии такая смертность. Устройство для принудительной остановки автомобилей? Нет, не слышали.
Зато любопытные особенности сеттинга в наличии.
Позитивные ведьмы, считающие честью служить и защищать, как своих товарок, так и людей. Ведьмы, вне базы силу не использующие ни при каких обстоятельствах (ну, почти).
Поминальные, памятные, а заодно ознакомительные обряды. Ведь у каждой ведьмы на этой войне кто-то погиб.
Гендерный перекос: «Женщины сильнее мужчин».
Топанье ногами вместо аплодисментов.
Милые улыбчивые некромантки с птичками.
Мадам-черный президент, давящая на нашу доблестную 300-летнюю генеральшу.
Пропитанный сексом Бельтайн.
Свадебные (на пять лет) и лечебные ритуалы.
Вечный генерал (ьша), составляющая со своим змеино-старушечьим конвоем (по спартански ночующем в одной комнате) практически одно целое. Генеральша, научившаяся возвращать юность без конька-горбунка и молодильных яблок. Одно из самых мерзеньких мест сериала – задурили девкам головы.
Шпионскую интригу постановщики вскрывают весьма быстро, дальше остается наблюдать за коварным врагом, плетущим паутину вокруг протагонистки (интересно, все ведьмы- серийники такие страшные? Тогда понятно, почему они бесятся. Кстати, не совсем понятно с внешностью террористки, девица вначале несколько отличается личиком от того, что мы увидели в 7-й серии). И делать ставки, на каком этапе супостатка перевоспитается под влиянием чистой девичьей любви.
Да и шлейфа роли миру откровенно не хватает. Дыр и лакун в истории, бытовых и промышленных нюансах этой локации на порядок больше, чем фактажа, что лично меня дико отвлекает от погружения в историю.
Также жаль, что линия начальства и стратегического противостояния с «серийниками», занимает немного места. За ней следить было бы однозначно интереснее, чем за шаблонными девичьими академическими буднями. Впрочем, и усилий от постановщиков она требовали бы гораздо больше, как финансовых, так и сценарных.
Эрго. Сериал с оригинальным сеттингом, распорядиться которым постановщики толком не сумели. Вместо акцента на раскрытии интересного мира, шпионском триллере или мистическом детективе, они уделили львиную долю хронометража банальной истории о школе волшебства. Зря, могло выйти гораздо лучше.
Режиссер: Стив Эделсон, Хайфа Аль-Мансур, М. Дж. Бассетт