Камерный микс из классиков, или Снова о роли воспитания
Человечество погибло. Совсем. Лишь в подземном бункере заботливый робот-Мать растит из эмбриона девицу, каждый божий день пичкая ее философией и прочими морально-этическими дилеммами.
Идут годы, ребенок вступает в пору юности, приближается день экзамена, должный показать, насколько хорошо Мать справилась с воспитанием Дочери.
Как вдруг на пороге их бункера возникает неожиданная, невозможная гостья. Раненая женщина, твердящая, что на поверхности все далеко не так, как рассказывала Мать.
Камерная, относительно недорогая фантастика, делающая акцент на морально-этических вопросах, порой способна подарить нам на диво интересные фильмы.
I Am Mother явно ориентировалась на лучшие образцы, однако малехо не дотянула.
Картина вышла изрядно неспешной и затянутой. Без малого 120 минут на эту историю откровенный перебор. Не сказать, что скучаешь, однако на часы периодически поглядываешь.
Многовато вторичности. Сперва веет терминатором, встречающим матрицу. Затем старым-добрым золотым веком научной фантастики, космоодиссеей с чужими. Потом опять войной машин, завершаясь эдаким оммажем Азимову. Камерный микс: «с миру по нитке — голому сорочка». Да, сложновато в наше время придумать что-то оригинальное, но к достоинствам ленты этот подход отнести не получается.
Актерские работы, одна из основных опор таких фильмов, не впечатлили.
Дочь (Ругор) вышла слишком уж отмороженной, в основном демонстрирующей два состояния: спокойствие и испуг. Да и тот длится недолго. Возможно дело в типе личности (на влияние робото-мамаши не спишешь, все же нормальных людей она по телевизору видела), но все равно хотелось более эмоциональных и продолжительных реакций на происходящее. Тем паче, здесь, где на таких реакциях строится очень многое. Также радует уверенность постановщиков в возможности созревания психически здорового ребенка в этих условиях. Весьма сомнительная, будем честными, уверенность.
Женщина (Суонк), наоборот вышла чересчур дерганной и нервной. Непонятно, как она умудрилась выжить с такими реакциями? (о! вот теперь понятно, спасибо финалу).
На их фоне основным актерским тепловозом картины стала Мать, берущая пластикой движений. Когда нежных и заботливых. Когда строгих и поучительных. Когда беспощадных и опасных. Когда откровенно человеческих, когда неостановимо-машинных. В 40-килограммовом костюме Матери рассекал некто Люк Хокер.
А вот атмосфера вышла на уровне. Ожидание неприятностей, появление гостьи, реакции робота, кульминационный драйв, развязка с нежданчиками. Приятно.
Да и для «подумать и поговорить» пищи нам предоставят. И сейчас я даже не об «отцах/матерях и детях», забавно обыгранной картине взросления, непременного противостояния материнскому диктату, без которого не обходится ни одно людское существо.
А о влиянии правильного воспитания на судьбы людей. И еще паре-тройке морально-этических этюдов. Хотя бы о том, кто будет судить, достоин ли человек жертвы (про доктора и больных, требующих пересадки). Причем, постановщики ответа нам не дают. Оно и правильно, на такие вопросы каждый отвечает сам.
И, главное, об отношениях человека с искусственным интеллектом. С одной стороны, хорошо развитому ИИ вообще не должно быть никакого дела до гомо сапиенс. Он лишен людских особенностей психики, человеческих инстинктов, его интересы будут лежать в абсолютно других плоскостях.
С другой – если он не достиг еще «люденского» уровня, как раз возможна ситуация, когда ИИ захочет поучаствовать в судьбе своих творцов: «меня так создавали».
Кстати, любопытную возможность того, что все дело в программе, и в судьбе расы виновен некий (уже почивший в бозе) компьютерный гений, тоже отрицать не стоит.
В общем, есть о чем помыслить и поспорить.
Имеются непременные вопросы к логике действий персонажей. В первую очередь к Женщине. С чего ты действуешь столь импульсивно? Опять свойства характера? Бог с ней с первичной агрессией – можно списать на отношение к «бульдозерам», нервный шок, но и дальнейшее поведение оставляет в недоумении. К чему эти сцены в медотсеке? Ты можешь что-то сделать, как-то противостоять роботу? Нет, значит расслабься и получай удовольствие.
Дальше спойлеры разрастаются, так что тем, кто собирается смотреть, имеет смысл вернуться к этой части обзора после просмотра.
За операцию, проведенную даже без местной анестезии создателям фильма отдельное спасибо. Не хотите на себе повторить? Дальше. Заговор, составленный в расчете на полное и абсолютное ночное отключение машины, и вовсе заставляет сомневаться в умственных способностях заговорщиков. На кой черт ты, кстати, вообще вцепилась в идею побега? Слабо предложить помочь заботится о детях, тест попробовать пройти?
Впрочем, завершение картины дает некоторые ответы. Или намеки на них.
Постановщики подводят зрителя к идее, что визит Женщины был последним экзаменом для Дочери. А сама Женщина выращена и выброшена на поверхность специально. А если бы она не дожила до нужного момента? Тебя «кто-то хранил» это конечно хорошо, но как интересно выглядел процесс хранения в шахтах, где «происходили ужасные вещи»? Впрочем, даже эта теория не объясняет странных действий Женщины в бункере. Куда логичнее действительно предложить свои услуги в воспитании будущего человечества. Впрочем, если Матери нужен был последний экзамен (а по всем раскладам нужен был именно он), эти услуги вряд ли были бы приняты.
Кстати, создание нового, высокоморального человечества вполне может завершиться успешно. Одна воспитывает 10, создавая из них существ готовых к самопожертвованию, взаимовыручке и любви. 10 – 100, 100 – 1000. И так далее. Как правда, без выбраковки Дочь собирается справляться с теми, кто не желает жертвовать собой ради других, непонятно. На жесткую выбраковку она не пойдет. Матери в этом отношении было попроще, печка всегда согреет.
К сожалению, рано или поздно, даже воссозданное высокоморальными матерями человечество снова вернется на круги своя. Как только людей станет слишком много, они снова расползутся по планете, и умрут те, кто помнили первых возрожденных. Сколько уже хороших идей так спустили в унитаз.
Эрго. Любопытная, но неровная камерная фантастика, размышляющая о морально-этических вопросах, об отношениях человека и искусственного интеллекта.
Готовы, сударыни мои ведьмы? Тогда приступим, или Повесть о невозможной Любви / Да погибнет скверна!
Великий инквизитор города Вижны Клавдий Старж, разбираясь с пророчеством арестованной ведьмы, не думал, что столкнется в процессе расследования с величайшей угрозой привычному миропорядку.
Неинициированная ведьма Ивга Лис всего лишь хотела нормальной человеческой жизни, жутко опасаясь похода в Инквизицию для постановки на учет.
Кто знал, что их случайная встреча станет тем, что даст шанс этому миру, тонущему в волнах неумолимо приближающихся событий, грозящих изменить судьбы всех живущих на планете.
Супруги Дяченко всегда считались одними из лучших русскоязычных фантастов. Лично для меня одной из главных удач их богатого наследия был как раз «Ведьмин век», написанный в далеком 1997 году.
Роман эмоциональный, завораживающий, напряженный, личностный.
Беседующий с читателем о целом ряде людских страхов и важных вопросов.
-Отношении гомо сапиенсов к непонятному, непознанному, иному. Отношении, как легко догадаться, не самому лучшему. Иное, отличное от принятого, не такое как все, то, что пользуется непонятными силами, то, чьи цели и задачи неизвестны, вызывает у обычных людей ужас и агрессию.
И даже если общество толерантно и официально признает этих самых иных (при соблюдении теми ряда правил), отдельные представители общества при столкновении с «фриками» изрядно корректируют официальную позицию. От брезгливого отвращения, травли, прекращения контактов, до самосуда.
-Общечеловеческом страхе уступить место на вершине пищевой цепи более сильному виду. Тут тоже все понятно. Ведьмы вроде как и не люди вовсе, а конкурент в борьбе за звание главного хищника планеты. А с такими конкурентами гомо сапиенсы не церемонятся – неандертальцы подтвердят.
-Разрушительной любви. Способной заставить творить безумные вещи, не принимать реальность, совершать жуткие ошибки, проявлять махровый эгоизм. Да-да, любовь это не только «амор!», уси-пуси и прочий позитив. У всего в этом мире две стороны.
-Потенциальной возможности совершить зло (в нашем случае по природе своего естества), и что делать с тем, чтобы эта потенциальная возможность не переросла в свершившуюся (да, я в курсе, что об этом писали не раз).
-Страхе мужчины перед женским воздействием. Перед которым сильная половина человечества, чаще всего думающая одним местом (и это не голова, и даже не попа) устоять не в силах. Страхе перед девичьими манипуляциями, сексуальным воздействием, ночными птичками – силами делающими мужчину беззащитным и уязвимым.
В мире «Века» женщины показаны откровенно угнетенной частью общества. Постоянные проверки, контроль со стороны спецслужб. Здесь не помогут политкорректные и толерантные речи о равенстве, ведь сразу понятно кто согрешил перед Господом (хотя религии в нашем понимании тут нет), из чьих рядов появляются две самые страшные угрозы этого мира.
Мира близкого к нашему, но с некоторыми важными отличиями. Как вы уже поняли, ведьмы тут не пугало, дающее возможность мужикам безнаказанно утолить свою жажду крови и дополнительно утвердить превосходство над слабым полом, а реальность. Причем реальность злокозненная и с непонятными целями. Ведьмы не преследуют выгоды, не алчут власти, они просто вредят людям. Эпидемии, мор скота, безрассудная жестокость, принуждение к самоубийствам и психическим срывам. В таком мире без Инквизиции просто не обойтись. Без людей, способных как выявить ведьму, так и противостоять ее силам на равных.
А ведь кроме ведьм тут имеются навки — ходячие трупы, несущие смерть. Причем смерть, на которую частенько жертвы идут чуть ли не добровольно. Что интересно, навьями занимается другая спецслужба «Чугайстер» — танцоры в мохнатых безрукавках.
А местный герцог не дурак – разделяй и властвуй, по классике.
Как видите, социальных и психологических этюдов авторы не пожалели.
Но в первую очередь «Век», как и многие другие вещи Дяченко, о большой Любви в ее позитивной ипостаси.
О любви странной, невозможной, всевластной, нелогичной. Любви людей, разделенных годами, отнюдь не сверстников. Любви, для которой не место и не время. Любви, не делающей акцент на Эросе, слабо напоминающей привычную страсть, эгоистичное, всевластное и манипулятивное желание обладать. Любви, вдохновляющей, дающей силы, дарящей своим адептам сладкую зависимость и выстраданное счастье. Любви, способной сперва почти погубить, а затем спасти мир.
Дяченки покажут, как возникает это великое чувство. Через злобу, отчаяние, сочувствие, ответственность, заботу, интерес, общее дело, опасность, потерю. И к чему приводит.
Основных персонажей и главных героев у нас ровных счетом двое. Оба отлично прописаны, снабжены мощным шлейфом роли и быстро становятся близкими друзьями читателю. Благо люди хорошие.
Клавдий Старж — Великий инквизитор города Вижны. Юнец, утонувший в любви, переживший жуткую утрату и совершивший одно нехорошее дело (или два?). Мужчина, отринувший любовь, посвятивший жизнь борьбе со скверной (во искупление?). Человек понимающий всю грязь методов работы его организации, но не видящий другого выхода. Сильный, умный, опытный, курящий как паровоз.
С жизнью Клава мы будем знакомиться в двух временных линиях: в настоящем, и во времена той самой бурной юности.
Ивга Лис. Рыжая веснушчатая ведьма, с детства пытающаяся примириться со своей инаковостью. Ни капли не собирающаяся вредить людям, но до ужаса боящаяся визита в Инквизицию. Жаждущая простого человеческого счастья, любви, защищенности, семьи. Тонкая, изящная, пугливая, но способная выживать на улице и собраться, когда нужно.
В первой половине книги у нас две отдельные линии от лица каждого из героев, позднее они сплетаются в клубок, который никому из протагонистов в одиночку не расплести.
Несмотря на то, что повествование идет не от первого лица, погружение в жизнь главных героев Дяченки обеспечивают по полной. Размышление, общение, психологические реакции, чувственные отклики, воспоминания, проблемы, постоянный выбор помогают сродниться с героями.
Ярких второстепенных персонажей в романе почти нет, возможно, чтобы не отвлекали от основных протагонистов.
Интрига на уровне, нагнетание обстановки происходит на протяжении всего романа, и что конкретно происходит, долгое время остается тайной как для читателя, так и для героев. А когда обстановка проясняется, становится неясно, как герои собираются выпутываться из сложившихся обстоятельств.
Изюминкой на вкусном пироге выступают дневники 400-летней давности, с их бессмертными «сударынями ведьмами».
Эрго. Пронзительный, эмоциональный, напряженный гимн Любви. Отличные персонажи, множество затронутых морально-этических вопросов, мощная интрига, полное погружение в роман.
Кровавое возвращение к истокам, или Столкновение прошлого и современности
Четверо аспирантов-антропологов Пелле, Кристиан, Марк и Джош едут по приглашению одного из них в глухую шведскую провинцию, где в уединенной общине должен состоятся большой праздник, посвященный Солнцестоянию. Также за ними увязывается девушка Криса Дэни, недавно пережившая жуткую потерю.
Среди красот шведской природы их ждет настоящий антропологический рай с гостеприимными селянами, аутентичной одеждой, кучей древних обрядов.
Однако вскоре ребята и девчата начинают понимать, что здешние хозяева не так просты, как кажутся на первый взгляд, и жизни гостей из далекой Америки под угрозой.
В последнее время кинематограф и телевидение подкидывают жаждущим пощекотать свои нервы неплохие образчики хоррора. Midsommar, как и предыдущая работа Ари, вызвал массу восхищенных отзывов и был прозван чуть ли не «уникальной картиной, которой в кино еще не было». Насчет уникальности ребята несколько перегибают палку («Плетеный человек» со своим ремейком будет возражать), но лента вышла любопытной.
Перед нами не классический ужастик, а скорее тягучая, атмосферная трагедия, которую полезно посмотреть тем, кто скучает по возвращению к истокам и прочим благословенным языческим временам. Нам показывают людей, живущих по старым законам, тем которые: «человек человеку волк», «зуб за зуб», «бий свого, щоб чужий духу боявся». Есть стая, члены которой чувствуют своих на уровне инстинкта, между ними бурлит сопереживание, эмпатия, любовь (да и то хватает нюансов). И есть чужаки. Не совсем люди. Или совсем не люди, а удобный инструмент для достижения целей и решения вопросов.
Христианская мораль, прощение, человеколюбие, толерантность остается где-то там, за океаном, в политкорректных столицах, в долгих часах езды. Здесь все по-другому. Просто, без затей, с минимумом условностей. Милая улыбка и колотушка за спиной.
При этом жители общины полностью честны перед высшими силами, обратите внимание: взнос поровну: 4х4, плюс один как повезет. Да, одна сторон делает осознанный выбор, имеет понимание и принятие цикличности, разделение чувств, эмоций с племенем, другая – лишь шок и бессознательный ужас. Но факт остается фактом. Свои тоже прикосновенны.
На этом фоне постановщики развлекаются небезынтересными моральными вопросами, типа подхода к старикам. Что лучше, засовывать их в дома престарелых, где они гниют в стыде и страхе, теряя достоинство и рассудок. Или поступать как члены здешней общины, твердо верящих в природную цикличность? Окружать старейшин неподдельным уважением, слушать их распоряжения открыв рот. А после завершения очередной части цикла, когда они отдадут всю свою мудрость потомкам, дать им возможность влиться в колесо перерождений? Понятно, что для людей 21 века естественен и логичен первый путь. Но так было далеко не всегда, а точнее повелось буквально со вчерашнего дня (по историческим меркам).
Стоит отметить, что морально-этических этюдов постановщики подгонят зрителю от души.
Сравнят современный индивидуализм, одиночество, с древними прайдами, дающими чувство сродства, ощущение перерождения, нужности не только для себя и такой желанной стайности.
Пройдутся по концепции склочничества, попытках присвоить чужую работу, предательстве (впрочем, не нужно путать кратковременное студенческое товарищество с исконной верностью своим), доверчивости современного человека, неготовности к встрече с непривычным. Поразмышляют над цикличностью природы и людской жестокостью (или пониманием истиной сути вещей?).
С самого начала погрузят нас в нюансы взаимоотношений молодой пары. Девушка, активно перекладывающая свои эмоциональные проблемы на парня, который аж никак не готов ни к ответственности, ни к настолько полному участию в жизни другого человека. И остается с ней лишь из ложно понятого чувства долга. И не нужна она ему с такими психологическими характеристиками. Однако отношения длятся, приводя к трагедии. Взгляните, как приятно подано: тут вам и мужские тараканы в полный рост, и женская привязчивость, неспособность отпустить, перерастающая в месть.
Дени у Флоренс Пью вышла на загляденье. Истеричная, легкая на слезу, утонувшая в своей психотравме, руками и ногами цепляющаяся за своего парня. Так и охота по башке фемину треснуть, чтоб мозги включились. При этом вроде не совсем дура, способна прикинуть последствия происходящего (правда, неспособная ничего сделать с полученными выводами). Да и, то, что она психологию изучает — проявляется аж один раз и то походя. Недоработочка.
Ее вьюнош в исполнении Джека Рейнора порадовал меньше. Хотя образ недурен. Тютя-тютей, мягкий, толерантный, заботливый, неспособный понять, что расставаться тоже надо вовремя и лучше рвать бинт с раны, пока совсем не присох – потом будет больнее. Подвел девку под монастырь. Ну и получил по заслугам.
Можно упомянуть также подросшего Уилла Поултера с его Марком. Эдакий шут гороховый – любитель травки и девок.
А вот из «общинников» никто особо не запомнился.
Кстати, с наркотой персонажи картины балуют не по-детски. Травка, колеса, грибы и прочая дурь является непременным атрибутов времяпрепровождения американской и европейской молодежи.
Да и в быту общины травяные настои занимают не последнее место. Скорее одно из первых. Без них и танец не танец, и любовь не любовь, и пир не пир. Да и с пришлыми работать одно удовольствие: там растолок, там дунул, там размешал. И готово. Лепота.
Антураж языческой общины получился у создателей ленты «на отлично». Одежды, дома, рисунки, целые рунические конструкции из столов и людей, танцы, обряды, ритуалы, привороты, жертвы. Прям пиршество для смелого антрополога. Интересно, сколько в фильме реального шведского язычества, а сколько отсебятины (по слухам режиссер Midsommar Ари Астер всерьез изучал ритуалы викингов (по «орлу» заметно).
Любопытны операторские игры с зеркалами, отражениями, похоже, символизирующими второе дно человеков, психоделические забавы с камерой (особенно перевернутая дорога позабавила: мир готовится вывернуться наизнанку).
Также не забывайте внимательно следить за происходящим: постановщики рассыпали в кадре изрядное количество подсказок. Начиная от детских игр, мимолетной огненной мясной жертвы, фресок и рисунков.
Действие развивается плавно и неторопливо. Первый час фильма (я взялся смотреть почти трехчасовую режиссерскую версию, кстати, зря, театральной версии было бы с головой) идет подготовка, рассыпаются намеки, звучит давящая музыка, толпами бродят наркотические глюки, в общем, создается нужная атмосфера. Даже пасторальные пейзане, солнечные лучи, красивые венки, улыбчивые лица и благолепие шведской природы не могут развеять тревогу. По истечении этого самого часа мы четко понимаем и видим, что дело добром не кончится (точнее мы то это понимаем, как только видим жанр картины, а вот герои…). Следующий час идет нагнетание, и лишь к началу третьих 60 минут наконец раскрываются карты. И то не до конца. В общем зрелище для усидчивых.
Конечно, от законов молодежного слэшера постановщики «Солнцестояние» никуда не делись. Можно с полным правом делать ставки на то, кто первым (а также вторым и третьим) из пришлых героев испытает на себе настоящее гостеприимство Хельсингландской общины. Поражаться глупости персонажей, их самурайской выдержке (с другой стороны, а куда ты денешься с подводной лодки?) и способности не замечать достаточно очевидных вещей. Впрочем, жанр обязывает.
Эрго. Небезынтересный антуражный психологический хоррор, сталкивающий прошлое и современность. Неторопливый (порой слишком), подзатянутый, с интересными моральными этюдами и качественной атмосферой. Прорыва не ждите (подобные сюжеты уже были), но любителям жанра пропускать не стоит.
Режиссер: Ари Астер
В ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Эллора Торчия, Арчи Мадекве, Хенрик Норлен, Гуннель Фред, Изабель Грилл
Жестокое убийство юного Френки Питерсона буквально взорвало небольшой американский городок Чероки.
Все улики указывают на бейсбольного тренера Терри Мейтленда (Бейтмен). Отпечатки пальцев, показания свидетелей, записи с камер наблюдения.
Вот только есть нюанс. В тот день Терри находился в другом городе за сотню километров от места преступления. И этому тоже хватает подтверждений.
Но не мог же обычный тренер быть в двух местах одновременно?
Неужто в деле замешана какая-то чертовщина?
За последние годы на зрителя обрушился настоящий вал экранизаций Короля Ужаса (и раньше не обделенного вниманием кинематографа). И останавливаться киношники не собираются.
Следующим нашему вниманию предоставили экранизацию свежего «Чужака».
Проекта цепляющего зрительское внимание с первых кадров и не отпускающего весьма долгое время.
Интересен Outsider в первую очередь неопределенностью происходящего. Что, собственно говоря, происходит? Как Терри мог засветиться на камерах в двух местах одновременно? Кто душегуб (в виновность Мейтленда не верится абсолютно)? Что перед нами? Зловещая организация? Некий аналог мистера на букву «Г»? Инопланетяне? Вселяющийся призрак? Еще какая неведомая хрень? Благо, тактико-технические характеристики объекта и его способ воздействия на окружающих долгое время не определены.
Интрига на высочайшем уровне. И эту самую интригу постановщики поддерживают на протяжении половины сезона. Кстати, когда флер тайны рассеивается (понятно, что это неизбежно), сериал теряет некоторую долю своей привлекательности, приобретая взамен тему противостояния Злу, а также некоторое количество шаблонных черт, поворотов и приемов, которые мы видели уже не один и не два раза. После того, как виновник определен, все становится проще и яснее, по большому счету: «наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи». Понятно, что героям придется преодолевать косность мышления, глупость: свою и окружающих, неверие в потустороннее, стремление отыскать насквозь рациональные (и неверные) объяснения, определить методы и способы борьбы с врагом, придумать оружие, но это уже технические детали. Главное, что придавало «Чужаку» свежесть — атмосферу параноидального непонимания — во второй половине сезона мы потихоньку теряем. А она была чудо как хороша.
The Outsider – говорит со зрителем о том, о чем дядька Кинг уже не раз говорил со своим читателем – о столкновении с неведомым. С тем, что не укладывается в рамки нашего представления о реальности, с ее непременным научным подходом, электрическим светом на каждом углу и отрицанием сверхъестественного. Причем, поскольку сериал снят по книге Короля ужасов, а не, к примеру, Макса Фрая, это самое неведомое будет еще и злонамеренным.
Еще один любопытный момент проекта – демонстрация тщательного расследования обстоятельств дела. Причем не одного. Свидетели, анализ их слов, сбор улик, реконструкция событий. Работа детектива – скрупулезная, долгая, скучная, показана в «Чужаке» во всей красе.
Часто используется переключение времен, когда прошлое с настоящим меняются, будто по щелчку телепульта. Причем флеш-беки используются не только для раскрытия судеб главных героев, но и в отношении откровенно второстепенных персонажей.
Также постановщики не преминули в очередной раз пройтись по атмосфере и психологии маленьких городков. С их вниманием к мелочам. Жизнью под постоянным присмотром соседей. Давлением на каждого члена общества. Твердой уверенностью горожан в собственной правоте и верности имеющейся у них информации. Оскорблениями, преследованиями, причем не только того, кто, по их мнению, виновен в преступлении, но и его близких.
Ну не любят столичные штучки-кинематографисты своих провинциальных сограждан. И те отвечают им полной взаимностью.
Из актерского ансамбля хочется отметить даже не Джейсона Бейтмена, который тут вдобавок трудится исполнительным продюсером. У него не очень большая роль, и развернуться Джейсон не успевает.
Главным протагонистом ленты является, скорее, любитель классической музыки, детектив Ральф Андерсон.
Его детектив уже далеко не мальчик и пережил в жизни всякое. Смерть единственного сына-подростка. Тяжелую депрессию, ссоры с женой, пьянство и драки в барах. Ральф до сих пор не оправился от гибели наследника, с головой занырнув в работу, частенько наведываясь на могилу, разговаривая с сынишкой. Потому-то дело о смерти ребенка, предположительно от рук человека, хорошо знавшего и тренировавшего его сына, Андерсон воспринял как личное. Прилагая все усилия, чтобы разобраться в происходящем. Конечно же, с рациональной точки зрения. Наблюдать за эволюцией детектива, с огромным трудом, очень медленно принимающего концепцию потустороннего, весьма интересно. Отдельное спасибо за линию с психиатром, во время бесед с которым мы узнаем героя все ближе. Кстати, без слуги закона среди главных героев Король ужасов обходится нечасто. Да и прочие кинговские приемы, типа «засланного казачка», заранее поддавшегося неприятелю, на месте.
Еще одним важным персонажем стала частный детектив Холли Гибни (Эриво), также принадлежащая к категории необъяснимого. Человек с феноменальной памятью, вычисляющий высоту небоскреба, бросив на него один единственный взгляд. Женщина с явными экстрасенсорными способностями, способная до мелочей восстановить картину прошедших событий. Шикарный профессионал, докапывающийся до самых потаенных сторон дела, над которым работает. Бедолага, подверженная психическим отклонениям, с кучей тараканов в башке, как забавных («мой стул!») так и не очень. Интересный и наполненный образ.
А вот читавшие книгу, образами, созданными в сериале, в основном недовольны, впрочем, это вечный конфликт между печатным словом и его экранным воплощением.
Порадовало стремление завершать каждую серию четким клиффхэнгером, прям по классике сериальной работы. Да и в процессе хватает неожиданных поворотов (начало второй серии особенно поразило). «Нежданчики» у постановщиков выходят разного уровня и ступени воздействия: от просто любопытных до ошеломляющих, но создатели сериала явно стремятся подогреть нетерпеливое ожидание каждой следующей серии до предела. Часто получается.
Хватает «крупняков», акцентирующих внимание на переживаниях персонажей. Бросаются в глаза операторские игры с резкостью внутри кадра: когда что-то проявляется из размытого пятна, или растворяется, исчезая из поля зрения; предмет/существо расплывается, или наоборот появляется из ниоткуда. Частенько резким долгое время остается лишь небольшой кусочек кадра. Много некомфортных кадров с пустыми углами, увеличивающих вероятность появления в этих углах чего-то неведомого, кадров со смещенными сюжетными центрами, вызывающих дополнительное напряжение, ощущение наблюдения, ожидание неприятностей.
Эти забавы подчеркивают таинственность происходящего, символизируют его неопределенность, неизведанность, неподвластность человеческому глазу.
Имеется пара неувязочек. К примеру, судьба семейства Мейтлендов, если судить по результатам расследования Гибни, должна быть более печальной. Да и рассуждения о весе радиоволны, на фоне происходящего дома у «казачка», смотрятся противоречиво.
Эрго. Приятный мистический проект с излюбленными кинговскими приемами, подаривший нам жутко напряженную и таинственную первую половину, и просевший во второй, по сравнению с дебютной частью, получившейся более шаблонной и менее напряженно-таинственной.
Магическая Калифорния, или Восставший из Ада в Городе Ангелов
Жизнь Джеймсу Старку удавалась. Солнечный Лос-Анджелес, любовь прекрасной девушки, квартира в наличии и деньжата водятся. А еще он был магом. Одним из лучших среди местного Круга.
А потом в один ужасный день все изменилось.
Предательство. И Старк на долгое время попадает в Ад.
А Ад, как известно – не сахар. В конце концов, Старку удалось выбраться из преисподней. Слишком много потеряв, но приобретя кое-что взамен.
Теперь он хочет одного – отомстить тем, кто виновен в его затянувшемся «отпуске». Но, оказывается, не только Старк стал сильнее за это время. Враги тоже не дремали.
Вдобавок к парню, а точнее к тому, что он вынес из Ада, начинают проявлять интерес существа абсолютно невообразимой мощи.
В последнее время на ниве городского фентези, кроме признанного корифея Батчера с его Дрезденом, стали колосится новые имена, такие как Кевин Хирн с «Железным друидом», Бенедикт Джэка с «Алексом Верусом».
В эту же когорту смело вступил и Ричард Кадри, чей цикл о «Сэндмене Слиме» насчитывает уже 10 (!) романов. Наконец-то первый из них добрался до русскоязычного читателя.
Стоит отметить брутальный, смачный, свободный, слегка нуарный стиль романа. Автор (а точнее его герой, повествование в книге от первого лица) не гнушается матерка, любит помахать кулаками, довольно цинично относится к жизни (Ад не улучшает характер), не чурается краж и грабежей, скрывает внутри любопытную тайну. Положительным героем мистера Старка, действующего по заветам незабвенного Монте-Кристо, назвать сложно. Впрочем, отрицательным тоже. Джеймс старается беречь жизни «гражданских», ни разу не убил обычного человека, а под защитным панцирем цинизма, по классике, скрывается тонко чувствующая душа.
Героя, с которым мы проведем все книжное время без исключения, можно назвать удачей романа. Ребенок, с детства балующий с магией. Удачливый юнец, получающий, что нужно на щелчок пальцев. Мужчина, переживший такое, что и представить сложно. Сражавшийся на адской арене, потихоньку повышая свой уровень (компьютерными играми запахло, не заметили? Внизу Джеймс заполучил интересное свойство организма: «все тело – сплошная магия» — то, чем его били, в следующий раз на него почти не действует) до близкого к бессмертию (имеется некоторый перебор, согласен). Страдающий от гибели своей девушки. Агрессивный, эгоистичный, нагловатый, увлекающийся, позабывший, что такое самоконтроль, регулярно теряющий голову, ради мести готовый абсолютно на все. Знающий себе цену, готовый драться с любым врагом. Аж никак не лишенный нормальных людских качеств, типа сопереживания и благодарности. Ностальгирующий, беспокоящийся о возможной утрате единственного друга. Немного теряющийся в незнакомом мире интернета и мобильных телефонов. Совершающий ошибки, и дорого за них расплачивающийся. Ричард рисует образ своего протагониста, совмещая действие и рефлексию, воспоминания и настоящее, эмоции и внешний мир. Выходит знатно.
Привлекают внимание магические «приблуды», составляющие основное оружие Старка (не считая его любимых пистолетов/дробовиков, конечно).
Ключ от Комнаты 13 дверей – места, позволяющего переместится в любую точку Вселенной.
Черный клинок, способный убить хоть Князя Ада. Монета Веритас (Истина) — выдающая советы о дальнейших действиях, тонкие намеки и цитаты подходящие к случаю.
Без заклинаний автор героя также не оставил. Причем, земная магия отличается от адской (за исключением откровенно черной), и, поднаторев в убийственном колдунстве Преисподней, Старк почти подзабыл то, что умел в земной жизни. Однако, это дело наживное.
Любопытно, что в процессе романа протагонист успевает поссориться практически со всеми ключевыми игроками за магической доской. С демонами Ада (само собой), наблюдателями, Инквизиторами из Саб Розы («Потаенные» – собственно люди, владеющие магией), правительственной организацией, приглядывающей за колдунами, ангелами, скинхэдами, и еще бог знает с кем. Навлекать на свою голову проблемы у парня откровенный талант.
Неплох и остальной магический мир цикла Кадри. Таящийся в редкой тени калифорнийского солнца. Активно доящий и использующий «гражданских» (маглов). Пересекающийся и вплетающийся в обычный социум. Мир, раскрывающийся перед нами во все большей полноте от страницы к странице. Сперва мы знакомимся с некоторыми магами и бытом Ада (в воспоминаниях Старка). Затем население магического Лос-Анджелеса на глазах увеличивается. Обычные и оригинальные версии вампиров (некие нефриты, растворяющие жертву изнутри). Наяды, зомби, оборотни. Магические паразиты небиро. Вестники. Федеральная организация по пригляду за магами, работающая в связке с ангелами. И это при том, что по условиям задачи, демоны, кроме Люцифера, не могут покидать Преисподнюю (не обладая ключом). А то только их тут не хватало!
Имеется в романе Кадри и оригинальная третья сила, способная потягаться с самими Небесами. Сила, возникшая из Хаоса в результате божественной ошибки, и активно-хаотично влияющая на человечество на протяжении тысячелетий.
О реальном мире автор также не забывает. Масса географических, гастрономических, культурных особенностей Города Ангелов. Куча отсылок к поп-культуре, литературе, кино, музыке, географии страны и города, причем с акцентом на 90-е. Что логично: первый роман вышел в 2009, значит Старк не был на земле как раз с того периода.
В результате перед нами фентези, плотно и неотрывно завязанное на Лос-Анджелес, выступающий еще одним персонажем романа. Город далеко не идеальный, со своими злачными местами и тараканами, но вызывающий у главного героя искреннюю, ироничную любовь. Которой он щедро делится с читателем.
Хватает в книге рефлексий, сомнений, размышлений героя, что глубже раскрывает характер протагониста, но иногда снижает темп.
Впрочем, и об экшене Ричард не забывает. Нас ждут столкновения ГГ со скинами (причем вооруженными магическим оружием (!), со своими бывшими коллегами по Кругу, некисло «прокачавшими уровень», схватка с ангелом, противостояние третьей силе, эпичное финальное «чукалово», в котором ставки повышаются аж до спасения мира, и магические разборки. В общем, не заскучаешь.
Жаль, кроме основного протагониста интересных персонажей не густо. Разве что алхимик Видок (да-да, тот самый) запоминается.
Зато автор порадует финальным нежданчиком, несколько меняющим наше представление о движущих силах произошедших событий. Приятно.
Эрго. Атмосферное городское фентези, переносящее нас в магическую Калифорнию. Циничный, неплохо проработанный протагонист (разве что с крутостью перебор), качественный волшебный мир. Второстепенных персонажей, правда, к сильным сторонам романа не отнесешь, да темп повествования порой буксует. Но в целом – приятно.