Война – дело пожилых, лекарство против морщин или Мастер оф Орион по калифорнийски
Джон Перри прожил хорошую жизнь. 75 лет за спиной, уютный дом, хороший сын, выбившийся в люди. Еще пару-тройку годочков побродить по земле, и можно спокойно отправляться на небеса.
Вот только человек редко способен спокойно воспринять старость и угасание. Тем более, когда есть лекарство, пускай даже такое, что возможно хуже болезни.
Как вы воспримете идею отправиться на войну со злыми инопланетянами? Сомнительное предложение? А если за 10 лет службы вам пообещают возвращение молодости?
Уже гораздо интереснее. И плевать, что вы всю жизнь были против войны. И неважно, что ни один из тех, кто подписал контракт с Силами самообороны колоний, не вернулся на землю.
И вы бросаетесь в эту авантюру как в омут. Приобретая и теряя друзей. Выясняя, насколько далеко шагнула наука колоний, и что на самом деле творится в космосе. Встречаясь с тем, что, как казалось, давно потеряли.
Кардинально изменив свою жизнь.
Которая отныне будет проходить в самых горячих точках вселенной.
Калифорниец Джон Майкл Скальци имел дело со словом практически всю жизнь. Webb schools, уделяющая массу внимания творческому развитию учеников и реализации их потенциала. Широко известный Чикагский университет. Работа кинокритиком в газете «Fresno Bee». Писательство и редактирование для медийного монстра «America Online». Ведение каждодневного блога Whatever, которому на сегодня исполнилось почти два десятка лет.
В 2005-м Джон становится известен далеко за пределами Огайо, куда он перебрался из родной Калифорнии. Его роман «Обреченные на победу», которые Скальци выкладывал по главам на своем сайте, выходит на бумаге. Главный редактор «Tor Books» Патрик Хейден, заметивший работу Джона в сети, не прогадал. Номинации на Хьюго и Локус, Премия им. Джона Кэмпбелла. И недетская популярность на всех немаленьких просторах Соединенных штатов.
Скорее заслуженная, чем нет.
Причем автор с ходу делает весьма любопытный «ход конем», цепляя на крючок любопытства сразу несколько групп любителей фантастики.
Сперва, естественно привлекается немалая аудитория фанатов военно-космического направления. Чужие расы, борьба за человеческое будущее. То, что доктор прописал.
Причем своей основной «фишкой»: участием в войне исключительно престарелых землян, Перри с ходу выделяет свой цикл из ровной массы «боевой» фантастики. Жутко, знаете ли, интересно, что именно нездоровая фантазия автора сотворит с бедными дедушками.
Причем этот же аспект волнует и поклонников твердой НФ. Каким именно образом Джон подготовит абсолютно неприспособленных индивидуумов к суровым военным будням. Явно какая-нибудь хитрая технология используется, потирают руки те, кто не мыслит будущего без технологических прорывов. Вот вам и вторая подгруппа, которая с удовольствием ознакомится с работой Скальци.
Но самое забавное, что Джон, не забывая чухать по пузику представителей обеих групп, старается хоть чуток, но выйти за рамки жанровой литературы. И не выпячивая своих моральных убеждений, и не претендуя на членство в золотом зале фантастики, заронить в души читателя пару-тройку ростков хорошего, доброго и вечного.
И дело даже не в верности долгу, соратнику, воспеванию дружбы или боевого братства. Этого добра полным-полно в любом «боевом» романе. А в сомнениях, настигающих бравых бойцов Земли. Залитых своей и чужой кровью сомнениях в собственной человечности. Пути, избранном руководством колонистов. Неизменности и безусловной необходимости военного решения всех проблем. Герои Скальци порой вспоминают о дипломатических путях развития человечества. Задумываются о необходимости совмещения силового и мирного методов. А это знаете ли, для военно-космической фантастики дорогого стоит.
Причем на примере своих персонажей Джон изысканно издевается как над чересчур увлеченными вояками. Так и над туповатыми политиканами, способными лишь на демагогию.
Нет, по мнению Джона лишь союз силы, разума и дипломатии способен обеспечить будущее человечества.
Стоит учитывать, что Old Man's War отнюдь не переполнен сражениями или битвами звездолетов. Боевых столкновений на планетах (в основном небольшого масштаба), понятное дело хватает, а вот космические драки и вовсе останутся за кадром.
Зато Скальци с лихвой отсыплет нам разнообразных забавных, загадочных или жутких инопланетных рас, прям как в лучших компьютерных игрушках, типа Master of Orion.
Будней военно-учебного лагеря. Психологических этюдов. Солдатской специфики. Небезынтересных мыслей о возрасте и старении. В основном удачного юмора, порой переходящего в сарказм. Не забудет о научной стороне романа.
Несколько раз сменит место действия романа, бросая нас с Земли на учебную базу, а следом в военное пекло. А также пришпорит действие, подкидывая неожиданные сюжетные повороты.
Читается книга довольно легко, благодаря неплохому языку, тому самому юмору, и, конечно же, главному герою.
Редко, знаете ли, выпадает шанс провести время с героем настолько почтенного возраста (разве что он Великий Белый Маг). И пускай некоторые реакции персонажа могут быть подвергнуты сомнению (все же автору еще далеко до преклонных лет), в общем, типаж получился качественным и цельным.
Джон Перри – противник войны, относящийся к жизни с ироничным, слегка уставшим подходом. Потерявший любимую жену, сделавший нелегкий выбор, расставшийся с привычным укладом жизни. Неглупый, интеллигентный, симпатичный. Обычный хороший человек. Именно через него мы познаем мир, созданный Скальци.
Вместе с ним начнем новую, полную опасностей жизнь. Откроем часть нюансов взаимоотношений Земли и колоний. Многообразие разумной жизни во вселенной, и ее извращенные особенности. Задумаемся над некоторыми моральными аспектами людской экспансии. Поучаствуем в войне будущего, не очень отличающейся от современной.
Проведем несколько увлекательных часов, задействуя при этом не только спинной мозг.
Ситуация, крайне нетипичная при чтении военной фантастики.
Эрго. Любопытный представитель «научно-боевой» fiction, способный похвастаться интересными инопланетянами, привлекательным протагонистом, и редким для представителей этого поджанра моральным посылом.
P. S. В русском переводе вышло три части цикла. Вторая – «Бригады призраков», третья – «Последняя колония». На английском написано еще три романа.
Нереальная реальность, или А что же нам дано в ощущениях?
Даглас Холл (Бирко) точно знал, что виртуальный мир существует. Ведь именно он вместе с Хэнноном Фуллером (Мюллер-Шталь) и Джейсоном Уитни (Д’Онофрио) сотворил детальнейшую имитацию Лос-Анджелеса 1937 года. Имитацию, полностью воссоздающую Город Ангелов того времени. Имитацию, все участники которой жили своей жизнью, рождаясь, работая, влюбляясь и умирая.
Именно в этой имитации Фуллер, встретивший свою смерть от ножа неизвестного убийцы, оставил послание для Дагласа. Послание, в котором, по словам Хэннона, содержалась информацию о тайне, способной изменить судьбы всех живущих на Земле.
1999 год стал временем, принесшим нам целых два крайне любопытных кинопроекта, размышляющих о нашей с вами реальности. Сытое время, еще не познавшее ни 11.09, ни закручивания гаек, ни серьезных мировых кризисов, явно располагало к философским размышлениям. На свет явились культовая «Матрица» тогда еще братьев Вачовски. И наш сегодняшний герой (кстати, показанная на экранах на пару месяцев раньше The Matrix). Он прокатился на порядки скромнее приключений мистера Андерсона, собрав 18 лимонов при 16 бюджета, и навсегда остался в тени своей знаменитой коллеги. Меж тем The Thirteenth Floor вполне достоин вашего внимания.
Что такое реальность? За тысячелетия существования человечества лучшие философы давали сотни ответов на этот вопрос, изобретая десятки различных учений и подходов к проблеме. То, что дано нам в ощущениях. Объективно явленный мир. Объективно существующие явления. То, что не зависит ни от чего другого, кроме себя самой. То, что привязано к нашему восприятию. То, что существуют только благодаря человеку. Способ связи, присущий самому наблюдателю. Казалось бы, выбирайте, что кому по нутру и наслаждайтесь своим выбором. Нет. Подавляющее большинство людей так не могут. Им просто необходимо на триста процентов быть уверенным в истинности той реальности, в которой они существуют. И если вдруг возникают сомнения, это способно полностью перевернуть их собственную жизнь и попросту свести с ума (см. Джерри Эштон).
Казалось бы, какая разница – ты пучок электронов, или существо из мяса и крови, если что в том, что в другом случае ты одинаково взаимодействуешь с окружающим миром? Какая разница кем ты создан: папой с мамой или программером, ведь всегда остается вероятность, что в конечном итоге все без исключения созданы лично Богом. На таком уровне детализации имитации, какая показана в «13 этаже», все эти вопросы из насущных переходят в разряд «игр разума».
Лента поставлена по мотивам романа Дэниэла Ф. Галуйе «Имитация-13» (Simulacron-3, 1964).
Итак, возвращаемся к картине. Как вы уже поняли, она способна подкинуть вам немало пищи для размышлений и предметов для споров. Имеет ли смысл переживать из-за нереальности реальности, если ты в любом случае не можешь на сто процентов быть уверен в ее реальности? Имеет ли смысл идти в разнос, узнав о том, что тебя создал не всеведущий и всемогущий Господь, а другой человек? Можно ли позволять себе все что угодно в виртуальных мирах (на эту тему отлично поразмышлял «Мир Дикого Запада»)?
Понятно почему «Этаж» завоевал меньшую популярность у зрителя чем «Матрица». Он просто напросто менее зрелищен. Перед нами не яркий спецэффектный боевик, а спокойный нуарный детектив с непременным полицейским в шляпе, сомневающимся протагонистом, роковой красоткой, ночными съемками и серьезной интригой. Причем по ходу действия постановщики оставляют изрядное количество намеков, и внимательный зритель может разгадать Главную загадку самостоятельно задолго до финала.
Зато визуальный ряд фильма на высоте. Каждая локация отличается по цветовым особенностям и четко стилизована. 30-е сняты в мягком желтоватом цвете, напоминающим винтажную сепию. 90-е – в основном павильонные съемки, натура показана чаще всего через контрастные ночные панорамы, с преобладанием зеленого. В финале обратите внимание на мягкую, пастельную, нерезкую, покрытую дымкой атмосферу. Тут постановщики откровенно молодцы, как и в завершающем щелчке по носу, тонко намекающем на то, что ничего не закончилось и до «нулевого пациента» добираться еще долго.
Ну и как я уже сказал, постановщики порадуют нас парочкой вычисляемых, но все равно приятных, сюжетных твистов.
Актеры также показали себя неплохо. Не очень известный лицедей Крэйг Бирко тут весьма хорош. Уверенный в себе Даглас нашего времени в начале. Терзающийся и полный сомнений Даглас в середине. По детски очарованный окружающей имитацией во время путешествий в 30-е. Смена мимики и реакций при визите «друга Дэвида». Вполне приличный актерский уровень, даже странно, что парень нигде больше по-настоящему не засветился.
Винсент Д`Онофрио (в будущем абсолютно шикарный Фиск в «Сорвиголове» ), тут еще стройный и звонкий, сыграл два образа — неряшливого программиста и стильного бармена с криминальными наклонностями и тонкой душевной организацией. В обоих смотрелся отлично.
Армин Мюллер-Шталь – практически одинаков во всех ипостасях и понравился меньше всех из актерского состава.
Дэннис Хэйсбёрт как всегда иронично могуч и уместен в образе проницательного копа.
Также полностью на своем месте Гретхен Мол в виде феми-фаталь, а одновременно эдакого ангела, сперва несколько темного, затем наоборот. Очаровательна, юна, при этом может похвастать недурными мозгами. Операция по изведению на корню «друга Дэвида» хорошо продумана и вменяемо исполнена.
Эрго. Стильное и неглупое размышление о реальности и нереальности в обертке нуарного детектива, радующее хорошими цветовыми решениями, интригой, парой твистов и приличными актерскими работами.
Вольная реконструкция судьбы самого известного фараона, или Пафосные египетские мотивы/«Он был очень умен, и за это его называли…»
1342 год до н.э. Египет. Молодой фараон Тутанхамон (Джогиа), вместо которого все 10 лет, минувшие со дня смерти отца правил визирь Эйе (Кингсли), начинает тяготиться ролью марионетки на престоле. Юноша пробует границы дозволенного, в одиночку шляясь улицами столицы. Активно интересуется делами царства. И даже пытается поставить на место не только военачальника Хоремхеба (Анози), но и всесильного Эйе.
Вот только далеко не всем по нутру эти попытки. И для юного фараона они могут закончиться весьма плачевно.
Исторические сериалы чаще всего бывают двух видов. Одни более-менее трепетно относятся к реальности, не сильно передергивая факты, ухитряясь при этом не забыть об интересном сюжете. Другие – создают условный антураж «вроде как» прошлого, рассказывая на этом фоне банальные, вторичные истории.
Tut, к сожалению, снят гораздо ближе ко второму варианту.
Картинка выглядит глянцево и неестественно. Новые, яркие барельефы, росписи и фрески, будто минуту назад вышедшие из-под кисти художника. Даже пылью припасть не успели. Нарочитые аляповатые скульптуры на каждом шагу. Подведенные глазки визиря. Верховный жрец-«модник», шарахающийся от девок. Режущие слух, вычурные, патетичные диалоги и обращения: «Жрецы эксплуатируют твой народ!», «Я сотру миттанийцев с карты!», «Мы вычеркнем Египет и его царя-мальчика из анналов истории», «Ваше превосходительство, царица желает аудиенции» (это обращаясь к верховному жрецу!), «Военачальник! Слушаю вас, верховный жрец!» (постановщики решили, что египетские имена слишком сложны для уха современного зрителя и их надо всячески избегать?). Пафоса в сериал создатели налили от души, фразы хоть прям счас в учебник: «фараон, ведущий войска в битву — неотделим от своего народа!». Чистые, гламурные, «рекламные» персонажи. Целомудренные сцены развратных пиров фараона (словно для детского рейтинга). Х-м. А так еще снимают в наши брутальные времена? Оказывается да.
При этом некоторые моменты времени переданы вполне на уровне. Терки между жрецами и армией. Обмен товарами, пустынные пейзажи, любовь египтян к пиву, «арабская ночь» Митанни с ее кубиками домишек и «зиккуратом», богатые, «кричащие» наряды, забавные «ботики» фараона, колесницы, жрецы, активно вымогающие у населения подношения богам, типажи простого народа, серьезно отличающиеся натуралистичностью от глянцевых физиономий юных египетских аристократов.
История до жути мелодраматична, конкретно отдает «мылом» и посвящена в основном интригам при дворе. Когда наивный прямодушный юноша пытается противостоять искушенным царедворцам. И все вокруг норовят подложить этому юному чистому душой агнцу изрядную свинью. Все-все, включая жену-сестру и лучшего друга (амор! И глазами так, зырк!). А потом в дело вступают женские разборки за сердце блистательного фараона.
Периодически включается приключенческая линия, как то освобождение пленника из лап митаннийцев, снятое в духе Индианы Джонса.
Юный Тутанхамон, как я уже сказал, чертовски наивен, добр, идеалистичен и всем сердцем заботится о благе страны. Прям идеальный правитель. Только почему нам не продемонстрировали, как именно малыш, машущий мечом и валяющийся в объятьях девок, вдруг стал таким военным гением и светочем интеллекта? Александр Македонский, — учащий опытных военачальников как проводить битвы. Шикарный политик, заставляющий поражаться многоопытного визиря. Еще и показывающий пример хождения в народ будущим Харунам ар-Рашидам. Могли бы хоть пять минут посвятить показу его развития и обучения. Нет, пожалели времени.
Актер приятен взору и честно изображает предложенный спектр эмоций.
Хоремхеб – толст, нагл и достаточно туп. Как ему позднее удастся занять трон фараона – непонятно.
Кингсли и его Эйе оставил двойственное впечатление. Большую часть времени мэтр убедителен, передавая умиление поступками своего воспитанника, некоторую зажратость всевластного временщика, стремление к власти, перемежаемое заботой о стране.
Но иногда Бен теряет концентрацию (обратите внимание на первую сцену с сыном, когда ближе к ее завершению можно четко отметить этот момент), а режиссер почему-то не указывает на такие провалы.
Интересен подход Эйе к возвышению себя и своего потомства – да, я хочу трона, и при случае воспользуюсь любой возможностью его занять. Но создавать такую возможность, а уж тем более изничтожать нынешнего повелителя – не буду, по крайней мере, до поры до времени.
Что забавно, основная личностная характеристика персонажа — простая кровь — придумка постановщиков. По мнению историков — Эйе парень вполне себе благородных кровей –был братом жены Аменхотепа III.
Нам покажут цельную серьезную битву, правда стратегическая картинка выглядит глупо и неправдоподобно. Сражающиеся стороны предусмотрительно обряжены в форму разных цветов, чтобы зрителю сразу было понятно, за кого болеть. Особенно порадовали лучники, вяло пуляющие в гущу битвы, происходящей в центре приличного размера равнины. Как они отличают на таком расстоянии своих от чужих – вопрос к Амону.
Зато когда камера отказывается от показа общей картинки, концентрируясь на эпизодах, все становится гораздо лучше. А драка среди строений так и вовсе радует неплохо переданным сумбуром рукопашной, бардаком, творящимся во время таких стычек.
Подарят пару приличных, напряженных и атмосферных сцен, как-то связанную с «окончательным решением» проблемы больных в Фивах, или фестивалем Амон-Ра.
А вот гениальный финальный план Тутанхамона при разборке в крепости Миттани проходит по разряду откровенной фантастики. Хотя бы потому, что вероятность попадания из лука при стрельбе по невидимым целям, тем более с такой скупой периодичностью, не сильно отличается от нуля. Да и перелом какой-то больно уж смертоносный оказался. Впрочем, тут требуется мнение врача.
Время от времени наружу вылазит бюджетность и условность проекта. То египетская армия, выступающая в поход, состоит на глаз из пары сотен бойцов (потом народу дорисовали). То крепость врага, фигурирующая в повествовании, обзывается крепостью Миттани, хотя Миттани название государства, а не города.
Поругивают «Тута» и за несоответствие историческим фактам. Это при том, что о деятельности реального Тутанхамона информации минимум. Фраза археолога Говарда Картера в этом отношении показательна: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». Историки согласны, что его правление знаменовалось возвращением к верховенству бога Амона и отказом от политики Эхнатона, ставившего на первое место Атона (постановщики решили по другому, это, пожалуй, самое крупное отступление от канона, да и со жрецами как-то слишком уж круто «порешали» для того религиозного времени). Да активным строительством, в частности храмов. А с Митанни, напротив, исторический Тутанхамон, если судить по подаркам из этой страны в его гробнице, пытался восстановить союзные отношения. Воевал фараон с азиатами и нубийцами, причем ближе к концу жизни.
В общем, это обвинение можно по большей части игнорировать. Сложно нарушать факты, которых практически нет.
Эрго. Глянцевая египетская мелодрама, делающая акцент на интригах да любовях. По большей части бравурно, пафосно, нарочито, хотя есть пара неплохих ходов. Жаль, можно было несколько изменить подход к материалу и получить приличную историческую картину.
Режиссер: Дэвид Фон Энкен
В ролях: Бен Кингсли, Эван Джогиа, Нонсо Анози, Сибулла Дин, Александр Сиддиг, Кайли Банбери, Питер Гадиот, Иддо Голдберг, Алистэр Туви, Сайлас Карсон
С ходу навевая массу ассоциаций с шикарным романом Вернора Винджа «Пламя над бездной». Привлекая в первую очередь описанием возникновения и развития негуманоидной цивилизации, а также ее взаимодействия с гомо сапиенсами.
Перед нами две линии, поданные в чередующихся главах: мира Керн и колонистов. Линии, которые долгое время практически не пересекаются.
В рамках первой линии Чайковски знакомит нас с социумом Araneae sapiens. Правда, сапиенсами они становятся далеко не сразу. Мы увидим долгий путь, который благодаря нановирусу и мутациям не растянулся на миллионы, а уложился в тысячи лет. Ведь новому виду, «наследующему Землю», изначально были присущи любознательность, стремление к неведомому.
Мы увидим охотничье взаимодействие арахнидов, живущих в трехмерном мире. Их ткацкое искусство и двойной язык, использующий жесты, притопывание, дрожь, вибрации. Изобретение оружия и доспехов. Отсутствие материнского инстинкта и утилитарное отношение к потомству. Рождение юных особей, уже готовых ко многим жизненным неурядицам. «Понимание» — способность передавать по наследству умения, знание (и не только при рождении, готовые «базы знаний» пауки могут получать и во взрослой жизни – натуральная мечта ленивого студента!). Жестокий матриархат («место самцов в обществе – развлечение, украшение жизни самок») и любопытные особенности социальной структуры, типа отсутствия строгой иерархии. Гендерные нюансы, когда изначально более слабые самцы, которыми периодически еще и закусывают, пытаются найти свое место в новом социуме. Приручение местных «домашних животных» и прочие научные разработки. Города, использующие все достоинства трех измерений. Религия на основе математики. Мировая война за выживание вида. Смертельное сражение с болезнью. Религиозные войны между городами. Развитие социума и цивилизации. Уважение к чужой паучьей жизни.
Общество пауков разумных вышло у Адриана «на ура». Гармоничным, завораживающим, наполненным. Вот только арахнофобам лучше не воображать себя гостем этого мира. От сотен и сотен огромных (без малого метровых) пауков, даже читателям, не имеющим такой боязни, может стать не по себе.
Разумное (или близкое к разуму) население планеты Керн не ограничивается одними пауками. Муравьи, у которых под воздействием вируса развился некий самосовершенствующийся «механизм биологической дифференциации». Мураши (размером с ладонь) — не обладающие интеллектом, сознанием и индивидуальностью по отдельности, вместе создают колонию (композитную форму жизни), способную действовать псевдоразумно, эволюционировать и приспосабливаться. Использовать ресурсы планеты и огонь, захватывать территорию, создавать технологии, выплавлять металлы.
А ведь имеются еще и морские обитатели со своей цивилизацией – ротоногие (жаль, информации о них почти нет). Натуральный парадиз для беспозвоночных.
Людская линия уступает своим конкурентам. В отличие от пауков – нечастых гостей в литературе, переселенцев мы повидали вдоволь. Колонисты, пытающиеся отыскать себе новый дом. Пробегающие мимо столетия. Члены основной команды, периодически выходящие из стазиса, пока остальные сладко дремлют. Надежды на наследие Старой империи (образование, исчезнувшее после столкновения возомнивших о себе ученых с суперфашистами из НУН). Внутренние конфликты, бунты, безумие, последняя надежда. Крепко, стильно, небезынтересно. Но на фоне сородичей Порции, смотрится послабее.
Когда обе линии сойдутся, мирного общения ожидать нелепо. Слишком далеки друг от друга цивилизации. Слишком многое поставлено на карту, особенно для людей. Слишком часто за свою историю гомо сапиенсы стремились решить дело силой.
Кстати, распутал ситуацию автор довольно нестандартно.
С паучьими героями ситуация забавная. Так как пауки живут гораздо меньше, чем люди, за время действия романа сменятся сотни поколений арахнидов. Автор выводит перед нами несколько собирательных образов пауков, носящих одно и то же условное имя. В частности Порция, которую мы увидим в варианте охотницы, исследовательницы, героини, воительницы-рыцаря, жрицы-ученой, воздухоплавательницы. Срез арахнообщества получается знатный.
С людьми ситуация попривычнее.
Холстен Мейсон — классицист, историк, специалист по языкам, протоколам, кодам и прочим особенностям Старой империи. Уставший мужчина, самый древний человек во вселенной (недолго), настоящий ученый, ставший свидетелем многих судьбоносных событий.
Иза Лейн – бортинженер, активная женщина, способная занять надлежащее место даже в социуме Порции, вступившая в битву за последних людей, когда это было нужнее всего.
И, конечно, доктор Аврана Керн. Воплощение смешения благих целей и махрового эгоизма, гордыни, самоуверенности и самомнения, безумный творец, несчастная женщина, взвалившая на свои плечи чрезмерную ношу. Нашедшая в себе силы переступить через ограниченность и сделать единственно верный выбор (мальчик, девочка? Какая разница!).
Религиозные мотивы занимают в романе немало места. Керн, самонадеянно сравнивающая себя с богом. Арахниды, сперва воодушевленные передачами с Посланника, создавшие вокруг него целую религию. Затем столкнувшиеся с тем, что прямое исполнение заветов «Бога» ведет их цивилизацию к пропасти. Моральной, идейной, духовной, формируя из них тех, кем они не являются.
В общем, заветы свыше слушайте, но и мозгами думать не забывайте, тонко намекает автор.
Эрго. Хорошая история о негуманоидном разуме – нечастом госте на страницах фантастики. Дарящая веру в то, что и у обитателей Земли – «существ, стремящиеся к разуму», есть шанс прекратить жить инстинктами и рано или поздно отыскать свою цель и место во вселенной.
Зверь внутри нас, или Незваный гость хуже татарина
1983 год. Экипаж космического спускаемого аппарата «Орбита-4» уже строил планы, чем заняться по возвращении, когда с кораблем что-то произошло.
«Орбита» все же приземлилась, ее командир Константин Вишняков (Фёдоров) восстанавливается после травм в закрытом институте посреди казахской степи.
К исследованиям здоровья Вишнякова привлекают врача-нейрофизиолога Татьяну (Акиньшина). Которая сталкивается с невозможными фактами, подтверждающими, что мы не одиноки во Вселенной.
«Жена астронавта» на российский лад? И сама «Жена» шедевром не была, чего ждать от ремейка. Однако «Спутнику» было решено дать шанс.
Оказалось, картина не копирует одного американского прародителя, вдохновляясь многими, может порадовать зрителя атмосферой Союза и некоторой интригой, несмотря на предсказуемый финал.
Ностальгическими реалиями СССР фильм пронизан с самого начала. Разборки вокруг излишне инициативного доктора. Космонавты — несколько месяцев «восстанавливающиеся» на закрытой территории. Вежливые ребята из Комитета Глубокого Бурения с предложениями, от которых невозможно отказаться. Аутентичная техника, электроника, одежда и обувь персонажей (кроме охраны). Обстановка помещений. Даже непременная борьба с людоедской системой на месте.
С матчастью, антуражем и мрачноватой атмосферой эпохи создатели ленты поработали от души.
Зачет.
Без нюансов, как полагается, не обошлось. Маловероятно, чтобы полковник КГБ мог творить на таком объекте все, чего его левая нога захочет, не ставя в известность центр. Подсидели бы бравого полкана как пить дать. Каждый майор желает стать полковником.
С зеками доблестный Семирадов как-то слишком уж вольно обходился.
И странноватые прицелы на автоматах охраны оставили в искреннем недоумении. Это что – мощная оптика на укороченных вариантах «Сучек»??? Зачем??? Нет, я понимаю, для того чтобы зритель проникся «крутостью» института. На эту же мельницу льет воду необычная форма местных вояк. Но выглядит все это странновато.
Неплохо поддерживается интрига. Поначалу мы, вместе с героиней, не понимаем (хотя догадываемся), что вообще происходит, и на кой черт ее сюда притащили. Позднее, когда слетает покров тайны, перед нашей докторшей встает сперва научная, а затем моральная дилемма. Жаль, завершение выглядит слишком уж читающимся. Правда, путей, способных привести к этому самому завершению, не один, и наблюдать за тем, какой именно выберут постановщики, довольно любопытно.
Особым размахом и темпом лента не отличается – проект довольно камерный и неторопливый.
Значимых персонажей тут ровно три штуки (не считая местного доктора). Или все же четыре? Они слабенько прописаны, обладают небогатым шлейфом роли и сыграны довольно сдержано. Но при этом не раздражают.
Татьяна (Акиньшина ). Интересный персонаж. Настоящий врач, жаждущий спасти всех, не боящийся рисковать для блага пациента. Отличный специалист, наблюдательный, добрый человек. Переживший жесткие детские психотравмы. И сумевший с ними справиться.
Да, излишняя привязанность к пациенту выглядит слишком уж внезапной, яркой, мощной и несколько неестественной. Все же обычно для возникновения такого отношения требуется больше времени и общения. Но обстоятельства, а также некоторые нюансы биографии Константина, позволяют принять на веру эту условность.
Вишняков (Фёдоров). Человек, всей душой стремящийся в космос, совершавший ради вожделенного полета не самые благовидные поступки. Осознавший ошибки, пытающийся отыскать выход, стремящийся завершить незаконченные дела.
Фёдоров практически всегда играет настоящих, крутых мужиков, но делает это по-разному. Вишняков вышел у него сильным, самоувернным, но надломленным. Способным на подлость и на жертву. Эгоистом, сумевшим сделать правильный выбор.
Полковник Семирадов. Постаревший Бондарчук изображает ласкового и вежливого чекиста, претерпевающего на наших глазах нехилую трансформацию. Из «чуть ли не ученого» на свет вылезет агрессивное, властное существо, готовое для достижения своих целей на что угодно. И в космос летать не пришлось.
Да, решив, что перед нами фантастика, создатели ленты не стали морочить голову хоть малейшим логическим обоснованием ТТХ Спутника. Мол, раз из космоса – то может так, вот так, и вот эдак. А если очень захочет – то и развотэтак. И головы отрывать на щелчок пальца. Но некоторые моменты (начиная с проникновения в «Орбиту») и продолжая неимоверной, прям-таки чрезмерной крутостью в бою, смотрятся слишком уж притянутыми за уши. Но то такое, можно и не обращать внимания.
Да, периодически фильм вызывает откровенное «дежа вю» — оригинальностью «Спутник» похвастать не может, использовав «потрошку» от множества голливудских фильмов.
Зато идейная подоплека в ленте имеется. От «Оружия – гарантии мира» — хитового принципа сильного, в исполнении всевластного полковника. До размышлений о страхе («Люди чемпионы по умению качественно бояться»). И морали, помогающей людям не становиться зверьми. Морали, которую олицетворяет Татьяна. Морали, способной сдержать зверя внутри, отодвинуть на задний план животные инстинкты, вплоть до самого основополагающего. Не поспоришь – дело нужное.
Эрго. Камерный триллер-хоррор с качественной атмосферой Союза, вменяемыми актерскими работами. Да, лента получилась местами недодуманной, изрядно предсказуемой, ничего нового постановщики нам не покажут, но в целом, уделить внимание творению Абраменко можно.
Режиссер: Егор Абраменко
В ролях: Оксана Акиньшина, Пётр Фёдоров, Фёдор Бондарчук, Антон Васильев, Павел Устинов, Виталия Корниенко, Наталья Швец, Алексей Демидов, Александр Марушев, Альбрехт Зандер, Александр Шам