***
Казалось бы, о творчестве Александра Романовича Беляева (1884—1942) известно всё. Существуют многочисленные статьи, библиографии и очерки таких исследователей, как Б. В. Ляпунов, А. Ф. Бритиков,
И. Г Халымбаджа, Е. В. Харитонов. Издано несколько собраний сочинений, а в 2010 г., после 15-летнего «продавливания» издательств, стараниями Е. В. Харитонова и Д. н. Байкалова, наконец, увидело свет первое полное собрание художественных сочинений А. Р. Беляева. но, к сожалению, исследователи обходили стороной журналистскую деятельность писателя, сосредоточиваясь на его литературной биографии, начатой в 1913 г. с публикации пьесы «Бабушка Мойра» *. Даже в полное собрание сочинений включены лишь избранные очерки и литературно-критические статьи писателя.
1 Харитонов Е. неизвестный Беляев // Дет. лит. 2000. № 1. С. 68—69.
© Андриенко А. В., 2012
Мне кажется, дореволюционная печатная деятельность классика отечественной жанровой литературы не менее интересна. Если бы сохранился архив писателя, погибший во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны, то собрание сочинений могло быть гораздо больше. Я постаралась собрать то, что возможно найти сейчас. Вообще, дореволюционная жизнь писателя полна «белых пятен», нестыковок и мифов. Попробуем разобраться.
Рассказ о дореволюционных публикациях А. Р. Беляева будет неполным, если не обратить внимание на его очерки общественно-литературной жизни, публиковавшиеся в газете «Смоленский вестник», основанной в 1878 г. А. И. Елише-вым, который стал и первым её редактором.
Расцвет издания пришелся на 1890-е гг. — начало ХХ в., когда газету приобрёл издатель Л. А. Черевин, владелец одноимённой типографии в Смоленске на Благовещенской (ныне Большой Советской)
147
БИБЛИОПАНОРАМА: ЛИТЕРАТУРА
улице, 43. По отзывам современников, Л. А. Черевин — прогрессивный общественный деятель, «знаток городских дел и нужд своих сограждан».
К 1907 г., когда в «Смоленском вестнике» появились первые публикации Александра Беляева (репортажи о театральных и музыкальных премьерах, критические заметки), это уже был солидный печатный орган, выходивший шесть раз в неделю, с дополнительными выпусками и литературными приложениями.
С 1910 по 1913 г. А. Беляев — штатный сотрудник газеты, регулярно публикует театральные и музыкальные рецензии, а также путевые очерки о своих путешествиях по Европе. В 1914—1915 гг. он возглавлял издание.
Более подробно о смоленских книгопечатниках можно узнать из монографии Л. Л. Степченкова «Полиграфия Смоленщины: 1795-1915 гг.» (Смоленск, 2008. 336 с.), автор которой нашел архивные документы о жизни и деятельности смоленского печатника И. Я. Сытина.
Найти неизвестные публикации А. Р. Беляева 1907—1915 гг., составить более точное представление о биографии писателя очень важно, так как часть общеизвестных фактов — многократно повторенный миф. Очень красивый, но миф!
Ряд неточностей встречается в сборниках, к которым писала предисловия и послесловия д-р филол. наук М. А. Соколова. В статьях «Он обгонял время, и звал вперед.» и «Я поставил целью показать многообразие вкусов человека будущего.» исследователь пишет: «Вскоре Беляев поступает в юридический лицей в Ярославле, где одновременно учится в консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать денег на учебу, юноша играл в оркестре цирка, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой» 2.
2 Соколова М. А. «Он обгонял время. и звал вперед.» // Беляев А. Избранные романы. М. : Правда, 1987. С. 3—4.
А. Р. Беляев
Все беляеведы сталкиваются с тем, что никакой консерватории в Ярославле никогда не было! А значит, А. Р. Беляев не мог там учиться. До революции в Российской империи было всего три консерватории: в Санкт-Петербурге, Москве и Саратове. Также в рамках секции Общества народных университетов в Москве была открыта Первая народная консерватория, где в 1906—1916 гг. получили образование 2 тыс. слушателей. Остаётся вопрос, где он получил музыкальное образование по классу скрипки? Может, в семинарии, где когда-то учился? В 1914 г. он писал о концерте выпускниц Соболевской духовной семинарии (76), где девушки играли на скрипке, контрабасе и других струнных инструментах. Но реально ли одновременно проходить университетский курс юриспруденции и консерваторское обучение, да ещё и под-
148
А. В. Андриенко
рабатывать в оркестре цирка? Сомнительно.
Прояснение ярославского периода жизни Беляева и «миф» об учёбе в консерватории важны для понимания того, почему выпускник юридического лицея вдруг стал театральным и музыкальным критиком, чувствующим и понимающим тончайшие музыкальные нюансы в исполнении таких мастеров, как Иосиф Сливинский, Бронислав Губерман, Альфред Ген, Иосиф Гофман и Сергей Рахманинов (6, 24, 36, 37, 71).
Миф об одновременной учёбе в двух высших учебных заведениях мог возникнуть на основании биографической справки, написанной Беляевым примерно в 1934 г. для энциклопедии профессора
Н. А. Рынина «Межпланетные сообщения» и позже перепечатанной в критикобиографическом очерке Бориса Ляпунова «Александр Беляев». В ней через запятую перечислены учебные заведения, где он «получил высшее юридическое образование, музыкальное — по классу скрипки. Изучал историю искусств, ездил в Италию изучать ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции. В студенческие годы зарабатывал одно время игрой в оркестре цирка Труц-ци. В 1905 году строил баррикады на площадях Москвы» 3. И нет ни слова о том, что учёба проходила одновременно.
Если исследователи относят окончание Демидовского юридического лицея в Ярославле к 1906 г., то как он мог успеть с 7 (20) по 18 (31) декабря на московские баррикады вооруженного восстания 1905 г., не попав под отчисление? Вероятнее всего, лицей он закончил в 1903—1904 гг. и потом поехал в Москву поступать в консерваторию по классу скрипки, где его, как и многих, захватили революционные настроения. Увы, никто не счёл возможным проследить, что же делал Беляев в Москве во время вооруженного восстания 1905 г.,
3 Ляпунов Б. Александр Беляев. М. : Совет. писатель, 1967. С. 11 — 12.
но можно предполагать, что его участие не могло быть бесследным, и не случайно полиция подвергала его обыскам. Благодаря этому упоминанию мы получаем зацепку, что какие-либо данные могут быть в архиве Московской консерватории, как и приказ об отчислении студентов за участие в вооруженном восстании. Мне кажется, что это наиболее логичная причина его возвращения в Смоленск в 1906 г., где он начинает активную журналистскую деятельность.
Рецензии Беляева важны не только как исторический документ культурной жизни Смоленска. Например, из его рецензии на концерт С. В. Рахманинова удалось узнать о ранее не упоминавшемся гастрольном туре композитора 1913 г.
Среди отрецензированных Беляевым драматургов было как минимум трое писателей, реформаторов театрального искусства, начинавших свою литературную карьеру также в качестве газетных театральных критиков: Бернард Шоу (21), Бьёрнс-тьерне Бьернсон (19), Генрих Ибсен (44).
Не знаю, хотел ли А. Беляев стать реформатором театра, но некоторые шаги в этом направлении были предприняты. Помимо театральных рецензий, где он отдавал должное актёру и режиссёру Д. И. Басманову (Зейферту), в течение многих лет знакомившего публику Нижнего Новгорода, Смоленска и Одессы с лучшими новинками столичных театров, премьеру басмановской труппы Борису Глаголину и актёрам МХТ и театра кор-ша, Беляев и сам писал пьесы, ставил домашние спектакли. Есть основание полагать, что новогодняя пьеса для детского театра «Бабушка Мойра», опубликованная в июле 1913 г. в приложении к журналу «Проталинка» «Занавес поднят» (С. 9—30), не единственный драматургический опыт писателя в те годы. Но дистанция от любительского театра до вершин театрального искусства была слишком большой.
В очерке М. А. Соколовой «Он обгонял время. и звал вперед.» автор сооб-
149
СМОЛЕНСКИЕ ТРОПЫ А. Р. БЕЛЯЕВА
БИБЛИОПАНОРАМА: ЛИТЕРАТУРА
щает: «Возвратившись на родину, Беляев работает в газете “Смоленский вестник”, а через год становится ее редактором. Одновременно он серьезно увлекается театром, работает в Смоленском народном доме, играет на скрипке и фортепиано. Писатель был членом Смоленского симфонического общества, Глинкинского музыкального кружка, Общества любителей изящных искусств. Во время одной из поездок в Москву он встретился с К. С. Станиславским. “Если вы решитесь посвятить себя искусству, я вижу, что сделаете это с большим успехом”, — сказал писателю великий режиссер»4.
Что примечательно в этой цитате? Перечисленные авторы события относятся к 1907—1912 гг., а не ко времени возвращения из заграничной поездки 1913 г. Также справедливо отмечено, что встреча с К. С. Станиславским состоялась всё-таки не в Смоленске, а в Москве! Однако спустя два года, под влиянием воспоминаний дочери писателя С. А. Беляевой в статье «Создадим советскую научную фантастику» М. А. Соколова вдруг пишет: «Однажды в Смоленск приехала столичная труппа под руководством К. С. Станиславского, и, когда один из актеров заболел, великий режиссер пригласил Беляева заменить его, и тот блестяще справился с ролью» 5.
Благодаря вводу в научный оборот статьи «“Пер Гюнт” в Московском художественном театре» (50) и доклада о Гордоне Крэге (51) многократно упоминаемый в литературе эпизод встречи с К. С. Станиславским 6 можно отнести к концу октября — началу ноября 1912 г., но не в Смоленске, а в Москве, где Александр Беляев посетил несколько спектаклей МХТ, в том числе «Пер Гюнт»
4 Соколова М. А. Указ. соч. С. 4.
5 Соколова М. А. «Создадим советскую научную фантастику» // Беляев А. Избранные произведения. М. : Правда, 1989. С. 6.
6 Беляева С. А. Воспоминания об отце // Беля-
ев А. Изобретения профессора Вагнера. М. : Экс-мо, 2010. С. 476-477.
и «Гамлет» — самый противоречивый и популярный спектакль 1912 г. В журнале «Рампа и жизнь» в течение многих месяцев при публикации анонса спектаклей МХТ пишут: на «Гамлет» все билеты проданы.
Удалось установить: в 1908—1914 гг. К. С. Станиславский с гастролями МХТ в Смоленск не приезжал. Это можно проверить по подшивкам «Смоленского вестника» и московского театрального журнала «Рампа и жизнь», где в анонсах публиковались даты всех спектаклей МХТ, и в 1912 г. опубликовано большое количество рецензий на постановку «Пер Гюн-та». Также в этом журнале была отдельная колонка, освещавшая театральную жизнь провинции.
Встреча с К. С. Станиславским могла состояться с 1 по 6 ноября 1912 г., и была необходима А. Беляеву для понимания системы Гордона Крэга.
В рекламе газеты «Смоленский вестник», как и в воспоминаниях современников, нет информации, что до революции А. М. Горький и Ф. И. Шаляпин приезжали в Смоленск, хотя это и упоминается в очерке А. Балабухи и А. Брити-кова «Три жизни Александра Беляева» (Беляев А. Собр. соч. : в 5 т. Л. : Дет. лит., 1983. Т. 1. С. 7-30).
В воспоминаниях С. А. Беляевой говорится, что А. Р. Беляев в качестве адвоката участвовал в процессе, аналогичном знаменитому делу Бейлиса 7. Однако мне не удалось разыскать документальных подтверждений того, что А. Беляев действительно участвовал в этом процессе. А было бы интересно разыскать свидетельства об этом эпизоде биографии писателя.
Из четырёх очерков 1913 г., упоминаемых исследователями «из заграничных впечатлений» по подшивке «Смоленского вестника» удаётся найти два: «Прогулки на гидроаэроплане» (64а) и «Восхождение на Везувий» (70а). Но,
7 Там же. С. 484-485.
150
А. В. Андриенко
увы, нет очерков о прогулках по раскопанным улицам Помпеи, о «плавании на гондолах Венеции, о посещении замка Иф или квартала бедняков Сан-Лоренцо.» 8. Это позволяет предположить, что Беляев сотрудничал и с другими изданиями, где были опубликованы эти тексты, что и послужило основанием для их упоминания в предисловии О. Орлова к современной публикации очерка А. Р. Бе-
8 Орлов О. [Предисловие] // костер. 1971. № 8. С. 43.
ляева «Прогулки на гидроаэроплане» (костер. 1971. № 8. С. 43) и в статьях, например, М. А. Соколовой.
На основе несостоявшейся духовной, юридической (адвокатской) и театральной карьеры Александра Беляева можно сделать некоторые предположения о том, каким он хотел видеть своё будущее.
Хотелось бы, чтобы авторы при написании статей и предисловий к сборникам больше внимания уделяли проработке источников.
Публикации А.Р. Беляева в газете «Смоленский вестник» (1907—1914)
1. Народная лирика //
1907. — 27 апр. (№ 104). — С. 3.
2. Первая лекция в Смоленском Народном Университете // 1907. — 6 сент. (№ 210). — С. 3.
3. концерт Эрденко //
1908. — 7 окт. (№ 221). — С. 3.
4. концерт М.Д. Славянской // 1908. — 25 окт. (№ 236). — С. 2.
5. концерт М.А. Михайловой // 1908. — 8 нояб. (№ 248). — С. 2.
6. концерт Гофмана // 1910. — № 81. — С. 2.
7. [21 апреля в зале Дворянского собрания... ] : [о концерте Смирнова, Больской и П. Сироты] // 1910. — № 88. — С. 3.
8. концерт Лабинского и касторского // 1910. — № 91. — С. 3.
9. [казалось, мы совсем разучились смеяться.] : [о театре «кривое Зеркало»] // 1910. — № 96. — С. 3.
10. [Вчера, в зале Дворянского собрания... ] : [о постановке пьесы А.П. Чехова «Дядя
Ваня»] // 1910. — № 98. — С. 2.
11. «Пути любви» // 1910. — № 101. — С. 2—3.
12. Рижская опера // 1910. — № 108. — С. 2.
13. [В каждой опере, из какого-нибудь уголка выглядывает «Вампука».] // 1910. — № 109. — С. 2.
14. [«Евгений Онегин»] // 1910. — № 110. — С. 2.
15. «Сатана» // 1910. — 6 июля (№ 145). — С. 3.
16. «комедия брака» //
1910. — 13 июля (№ 151). — С. 3.
17. [Г-жа Будкевич идеальная «Идеальная жена».] //
1910. — № 166. — С. 3.
18. «Тайфун» // 1910. — № 167. — С. 3.
19. «когда цветет молодое вино» // 1910. — № 175. — С. 3.
20. как вам нравится Смоленск? : игра г-жи Мунт, или Все познается в сравнении //
1910. — № 182. — С. 3.
21. «Цезарь и клеопатра» //
1910. — № 185. — С. 3.
22. концерт Ядвиги Залесской // 1910. — № 213. — С. 3.
23. концерт каринской // 1910. — № 226. — С. 2.
24. концерт Сливинского // 1910. — № 257. — С. 2.
25. [концерт Южина] //
1910. — № 259. — С. 2—3.
26. «Ночи безумные... Пенье цыганское... » // 1910. — № 268. — С. 3.
27. «У передвижников» //
1911. — № 7. — С. 3.
28. Театр и музыка : «Распутица» Рышкова // 1911. — № 152.
29. Вчера в театре Лопа-тинского сада... : [о спектакле по пьесе А.Н. Островского «Дикарка»] // 1911. — 15 июля (№ 155). — С. 2.
30. [20 июля в театре Ло-патинского сада...] // 1911. — № 161. — С. 3.
31. «Душа, тело и платье» //
1911. — № 164. — С. 3.
32. «Распродажа жизни» //
1911. — № 176. — С. 2.
33. «Мгяегеге (Песнь горя)» //
1911. — № 187. — С. 2.
34. «Живой труп» на сцене Народного дома // 1911. — 6 окт. (№ 219).
151
СМОЛЕНСКИЕ ТРОпЫ А. Р. БЕЛЯЕВА
БИБЛИОПАНОРАМА: ЛИТЕРАТУРА
35. [В воскресенье, 27 ноября в зале Дворянского собрания...] // 1911. — 29 нояб. (№ 263). — С. 2.
36. Концерт Бронислава Губермана // 1911. — 15 дек. (№ 276). — С. 2.
37. Концерт Альфреда Гена // 1911. — 20 дек. (№ 280). — С. 2.
38. «Прохожие» // 1912. —
3 июля (№ 148). — С. 2.
39. «Псиша» // 1912. — 13 июля (№ 157). — С. 3.
40. «Милый Жорж» //
1912. — 14 июля (№ 158). — С. 3.
41. «Мечта любви» // 1912. — 20 июля (№ 163). — С. 3.
42. «Живой труп» // 1912. — 28 июля (№ 170). — С. 3.
43. О провинциальных синицах и столичных журавлях //
1912. — 17 авг. (№ 184). — С. 3.
44. «Доктор Штокман» //
1912. — 21 авг. (№ 187). — С. 3.
45. «Дети Ванюшина» //
1912. — 22 авг. (№ 188). — С. 3.
46. К сегодняшнему бенефису Глаголина // Там же. — С. 3.
47. «Царь Федор Иоаннович» // 1912. — 24 авг. (№ 190). — С. 3.
48. К вопросу об открытии в Смоленске городской аптеки // 1912. — 4 окт. (№ 222). — С. 2.
49. Концерт великорусского оркестра Андреева //
1912. — 30 июля (№ 244). — С. 2.
50. «Пер Гюнт» в Московском художественном театре // 1912. — 7 июля (№ 251). — С. 2.
51. Интересная тема : в О-ве любителей изящных искусств // 1912. — 14 нояб.
(№ 257). — С. 2. — Без подп. — Изложение доклада А.Р. Беляева о воззрениях Г. Крэга на современный театр.
52. Концерт Плевицкой // 1912. — 30 нояб. (№ 270). — С. 2.
53. К сегодняшнему концерту Ванды Ландовска //
1912. — № 275. — С. 3.
54. «Лекция» об искусстве г. Бернова // 1913. — 26 янв. (№ 22). — С. 2—3.
55. По поводу письма г-на Бернова // 1913. — 5 февр. (№ 29). — С. 2.
56. Концерт Гофмана //
1913. — № 31. — С. 2.
57. Пате — лектор // 1913. — № 32. — С. 3.
58. Гастроль босоножки Елизаветы Гульбе // 1913. — № 46. — С. 2.
59. Концерт Шевелева // 1913. — № 54. — С. 2.
60. Концерт М.А. Михайловой // 1913. — 24 апр. (№ 91). — С. 2.
61. «Девушка за стеной» : сцены из А. Серафимовича //
1913. — 5 мая (№ 101).
62. Концерт Серебрякова //
1913. — 23 мая (№ 113). — С. 2.
63. «Лес» // 1913. — 6 июня (№ 123). — С. 2.
64. К театральному вопросу // 1913. — 9 июня (№ 126). — С. 2.
64а. Прогулка на гидроаэроплане // 1913. — 21 апр.
65. «Последняя жертва» //
1913. — № 148. — С. 3.
66. Театральные заметки //
1913. — 11 июля (№ 151). — С. 2.
67. «За стенами» // 1913. — № 152. — С. 2.
68. «Крылья смерти» //
1913. — № 154. — С. 2.
69. Театральные заметки. О публике // 1913. — № 158. — С. 2.
70. Концерт Зилоти и Збруевой // 1913. — № 213. — С. 2.
70а. Восхождение на Везувий // 1913. — 24, 25, 28 авг. (№ 181, 185, 189).
71. Концерт Рахманинова // 1913. — 10 окт. (№ 225). — С. 2.
72. Концерт Доры Строевой // 1913. — 12 окт. (№ 227). —
С. 2.
73. «Цена жизни» // 1913. —
2 нояб. (№ 245). — С. 2.
74. Концерт А. Гена //
1913. — 10 нояб. (№ 252). — С. 2.
75. Концерт Меровича, Требинской и Ухова // 1914. — 8 янв. (№ 5). — С. 2.
76. Интересный концерт // 1914. — 20 апр. (№ 88). —
С. 2.
77. Раздельное жительство супругов // 1914. — 1 мая (№ 96). — С. 2.
78. Раздельное жительство супругов—П. Имущественные права // 1914. — 6 мая (№ 99). — С. 2.
79. Осложняющийся кризис // 1914. — 1 июня (№117). —
С. 2.
80. «Моряки» // 1914. —
4 июля (№ 145). — С. 2.
81. «Женитьба Белугина» //
1914. — 8 июля (№ 148). — С. 2.
82. «Вишневый сад» //
1914. — 11 июля (№ 151). —
С. 2.
83. В самозащите // 1914. —
17 июля (№ 156). — С. 2.
84. Концерт // 1914. — 26 нояб. (№ 288). — С. 2.
Составитель
А.В. Андриенко
***
Казалось бы, о творчестве Александра Романовича Беляева
(1884–1942) известно всё. Существуют многочисленные
статьи, библиографии и очерки таких исследователей, как
Б.В. Ляпунов, А.Ф.Бритиков,
И.Г.Халымбаджа, Е.В. Харитонов. Издано несколько собраний сочинений, а в 2010 г.,
после 15летнего «продавливания» издательств, стараниями Е.В. Харитонова и
Д. Н. Байкалова, наконец, увидело свет
первое полное собрание художественных
сочинений А.Р. Беляева. Но, к сожалению,
исследователи обходили стороной журналистскую деятельность писателя, сосредоточиваясь на его литературной биографии,
начатой в 1913 г. с публикации пьесы «Бабушка Мойра» 1
. Даже в полное собрание
сочинений включены лишь избранные
очерки и литературно-критические статьи
писателя.
1 Харитонов Е. Неизвестный Беляев // Дет. лит.
2000. № 1. С. 68–69.
Мне кажется, дореволюционная печатная деятельность классика отечественной жанровой литературы не
менее интересна. Если бы
сохранился архив писателя,
погибший во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны, то собрание сочинений могло быть
гораздо больше. Я постаралась собрать то, что возможно найти сейчас. Вообще, дореволюционная жизнь писателя полна «белых пятен», нестыковок
и мифов. Попробуем разобраться.
Рассказ о дореволюционных публикациях А.Р. Беляева будет неполным, если
не обратить внимание на его очерки общественно-литературной жизни, публиковавшиеся в газете «Смоленский вестник», основанной в 1878 г. А. И. Елишевым, который стал и первым её редактором.
Расцвет издания пришелся на 1890е гг.—
начало ХХ в., когда газету приобрёл издатель Л.А. Черевин, владелец одноимённой типографии в Смоленске на Благовещенской (ныне Большой Советской)
Статья посвящена смоленскому периоду жизни классика отечественной детской и фантастической литературы А.Р. Беляева. Рассматриваются малоизвестные факты биографии
писателя, его журналистская деятельность в дореволюционный период.
Ключевые слова: биографии советских писателей, библиография, А.Р. Беляев, дореволюционная журналистика, история советской фантастики.
A.V. Andriyenko
A.R. Belyaev’s Smolen trails
The article is devoted to Smolen period of life of a classic of Russian children and fiction proze
A.R. Belyaev. Unknown facts of his biography and his journalistic activity in pre-revolutionary
period are observed.
Keywords: biographies of Soviet writers, bibliography, A.R. Belyaev, pre-revolutionary journalism, Soviet fiction history.
148
Библиопанорама: Литература
улице, 43. По отзывам современников,
Л.А. Черевин — прогрессивный общественный деятель, «знаток городских дел
и нужд своих сограждан».
К 1907 г., когда в «Смоленском вестнике» появились первые публикации
Александра Беляева (репортажи о театральных и музыкальных премьерах, критические заметки), это уже был солидный
печатный орган, выходивший шесть раз
в неделю, с дополнительными выпусками и литературными приложениями.
С 1910 по 1913 г.А. Беляев — штатный
сотрудник газеты, регулярно публикует
театральные и музыкальные рецензии, а
также путевые очерки о своих путешествиях по Европе. В 1914–1915 гг. он возглавлял издание.
Более подробно о смоленских книгопечатниках можно узнать из монографии
Л.Л. Степченкова «Полиграфия Смоленщины: 1795–1915 гг.» (Смоленск, 2008.
336 с.), автор которой нашел архивные
документы о жизни и деятельности смоленского печатника И. Я. Сытина.
Найти неизвестные публикации А.Р.Беляева 1907–1915 гг., составить более точное представление о биографии писателя
очень важно, так как часть общеизвестных фактов — многократно повторенный миф. Очень красивый, но миф!
Ряд неточностей встречается в сборниках, к которым писала предисловия
и послесловия др филол. наук М.А. Соколова. В статьях «Он обгонял время…
и звал вперед…» и «Я поставил целью показать многообразие вкусов человека будущего…» исследователь пишет: «Вскоре
Беляев поступает в юридический лицей
в Ярославле, где одновременно учится в
консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать денег на учебу, юноша
играл в оркестре цирка, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой» 2
.
2 Соколова М.А. «Он обгонял время… и звал
вперед…» // Беляев А. Избранные романы. М. :
Правда, 1987. С. 3–4.
Все беляеведы сталкиваются с тем,
что никакой консерватории в Ярославле
никогда не было! А значит, А.Р. Беляев
не мог там учиться. До революции в Российской империи было всего три консерватории: в Санкт-Петербурге, Москве
и Саратове. Также в рамках секции Общества народных университетов в Москве
была открыта Первая народная консерватория, где в 1906–1916 гг. получили образование 2 тыс. слушателей. Остаётся
вопрос, где он получил музыкальное образование по классу скрипки? Может,
в семинарии, где когда-то учился? В 1914 г.
он писал о концерте выпускниц Соболевской духовной семинарии (76), где девушки играли на скрипке, контрабасе и других струнных инструментах. Но реально ли одновременно проходить университетский курс юриспруденции и
консерваторское обучение, да ещё и подА. Р. Беляев
149
Смоленские тропы
А. Р. Беляева
А.В. Андриенко
рабатывать в оркестре цирка? Сомнительно.
Прояснение ярославского периода
жизни Беляева и «миф» об учёбе в консерватории важны для понимания того,
почему выпускник юридического лицея
вдруг стал театральным и музыкальным
критиком, чувствующим и понимающим
тончайшие музыкальные нюансы в исполнении таких мастеров, как Иосиф
Сливинский, Бронислав Губерман, Альфред Ген, Иосиф Гофман и Сергей Рахманинов (6, 24, 36, 37, 71).
Миф об одновременной учёбе в двух
высших учебных заведениях мог возникнуть на основании биографической справки, написанной Беляевым примерно в
1934 г. для энциклопедии профессора
Н.А. Рынина «Межпланетные сообщения» и позже перепечатанной в критикобиографическом очерке Бориса Ляпунова
«Александр Беляев». В ней через запятую
перечислены учебные заведения, где он
«получил высшее юридическое образование, музыкальное — по классу скрипки.
Изучал историю искусств, ездил в Италию изучать ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции. В студенческие годы зарабатывал
одно время игрой в оркестре цирка Труцци. В 1905 году строил баррикады на площадях Москвы»3
. И нет ни слова о том,
что учёба проходила одновременно.
Если исследователи относят окончание
Демидовского юридического лицея в Ярославле к 1906 г., то как он мог успеть с 7 (20)
по 18 (31) декабря на московские баррикады вооруженного восстания 1905 г., не попав под отчисление? Вероятнее всего, лицей он закончил в 1903–1904 гг. и потом
поехал в Москву поступать в консерваторию по классу скрипки, где его, как и многих, захватили революционные настроения. Увы, никто не счёл возможным проследить, что же делал Беляев в Москве
во время вооруженного восстания 1905 г.,
3 Ляпунов Б. Александр Беляев.М. : Совет. писатель, 1967. С. 11–12.
но можно предполагать, что его участие
не могло быть бесследным, и не случайно
полиция подвергала его обыскам. Благодаря этому упоминанию мы получаем зацепку, что какие-либо данные могут быть
в архиве Московской консерватории, как
и приказ об отчислении студентов за участие в вооруженном восстании. Мне кажется, что это наиболее логичная причина его возвращения в Смоленск в 1906 г.,
где он начинает активную журналистскую деятельность.
Рецензии Беляева важны не только
как исторический документ культурной
жизни Смоленска. Например, из его рецензии на концерт С.В. Рахманинова удалось узнать о ранее не упоминавшемся
гастрольном туре композитора 1913 г.
Среди отрецензированных Беляевым
драматургов было как минимум трое писателей, реформаторов театрального искусства, начинавших свою литературную
карьеру также в качестве газетных театральных критиков: Бернард Шоу (21), Бьёрнстьерне Бьернсон (19), Генрих Ибсен (44).
Не знаю, хотел ли А. Беляев стать реформатором театра, но некоторые шаги
в этом направлении были предприняты.
Помимо театральных рецензий, где он
отдавал должное актёру и режиссёру
Д. И. Басманову (Зейферту), в течение
многих лет знакомившего публику Нижнего Новгорода, Смоленска и Одессы с
лучшими новинками столичных театров,
премьеру басмановской труппы Борису
Глаголину и актёрам МХТ и театра Корша, Беляев и сам писал пьесы, ставил домашние спектакли. Есть основание полагать, что новогодняя пьеса для детского театра «Бабушка Мойра», опубликованная в июле 1913 г. в приложении
к журналу «Проталинка» «Занавес поднят» (С. 9–30), не единственный драматургический опыт писателя в те годы.
Но дистанция от любительского театра
до вершин театрального искусства была
слишком большой…
В очерке М.А. Соколовой «Он обгонял время… и звал вперед…» автор сооб
150
Библиопанорама: Литература
щает: «Возвратившись на родину, Беляев
работает в газете “Смоленский вестник”,
а через год становится ее редактором. Одновременно он серьезно увлекается театром, работает в Смоленском народном
доме, играет на скрипке и фортепиано.
Писатель был членом Смоленского симфонического общества, Глинкинского музыкального кружка, Общества любителей
изящных искусств. Во время одной из поездок в Москву он встретился с К.С. Станиславским. “Если вы решитесь посвятить себя искусству, я вижу, что сделаете
это с большим успехом”,— сказал писателю великий режиссер»4
.
Что примечательно в этой цитате? Перечисленные авторы события относятся
к 1907–1912 гг., а не ко времени возвращения из заграничной поездки 1913 г.
Также справедливо отмечено, что встреча
с К.С. Станиславским состоялась всё-таки
не в Смоленске, а в Москве! Однако спустя два года, под влиянием воспоминаний дочери писателя С.А. Беляевой
в статье «Создадим советскую научную
фантастику» М.А. Соколова вдруг пишет:
«Однажды в Смоленск приехала столичная труппа под руководством К. С. Станиславского, и, когда один из актеров
заболел, великий режиссер пригласил Беляева заменить его, и тот блестяще справился с ролью»5
.
Благодаря вводу в научный оборот
статьи «“Пер Гюнт” в Московском художественном театре» (50) и доклада о Гордоне Крэге (51) многократно упоминаемый в литературе эпизод встречи с
К.С. Станиславским6
можно отнести к
концу октября — началу ноября 1912 г.,
но не в Смоленске, а в Москве, где Александр Беляев посетил несколько спектаклей МХТ, в том числе «Пер Гюнт»
4 Соколова М.А. Указ. соч. С. 4.
5 Соколова М.А. «Создадим советскую научную фантастику» // Беляев А. Избранные произведения. М. : Правда, 1989. С. 6.
6 Беляева С.А. Воспоминания об отце // Беляев А. Изобретения профессора Вагнера. М. : Эксмо, 2010. С. 476–477.
и «Гамлет» — самый противоречивый и
популярный спектакль 1912 г. В журнале
«Рампа и жизнь» в течение многих месяцев при публикации анонса спектаклей
МХТ пишут: на «Гамлет» все билеты проданы.
Удалось установить: в 1908–1914 гг.
К.С. Станиславский с гастролями МХТ
в Смоленск не приезжал. Это можно проверить по подшивкам «Смоленского вестника» и московского театрального журнала «Рампа и жизнь», где в анонсах публиковались даты всех спектаклей МХТ,
и в 1912 г. опубликовано большое количество рецензий на постановку «Пер Гюнта». Также в этом журнале была отдельная колонка, освещавшая театральную
жизнь провинции.
Встреча с К.С. Станиславским могла
состояться с 1 по 6 ноября 1912 г., и была
необходима А. Беляеву для понимания
системы Гордона Крэга.
В рекламе газеты «Смоленский вестник», как и в воспоминаниях современников, нет информации, что до революции А.М. Горький и Ф. И. Шаляпин
приезжали в Смоленск, хотя это и упоминается в очерке А. Балабухи и А. Бритикова «Три жизни Александра Беляева»
(Беляев А. Собр. соч. : в 5 т. Л. : Дет. лит.,
1983. Т. 1. С. 7–30).
В воспоминаниях С.А. Беляевой говорится, что А.Р. Беляев в качестве адвоката участвовал в процессе, аналогичном
знаменитому делу Бейлиса 7
. Однако мне
не удалось разыскать документальных
подтверждений того, что А. Беляев действительно участвовал в этом процессе.
А было бы интересно разыскать свидетельства об этом эпизоде биографии писателя.
Из четырёх очерков 1913 г., упоминаемых исследователями «из заграничных впечатлений» по подшивке «Смоленского вестника» удаётся найти два:
«Прогулки на гидроаэроплане» (64а) и
«Восхождение на Везувий» (70а). Но,
7 Там же.С. 484–485.
151
Смоленские тропы
А. Р. Беляева
А.В. Андриенко
увы, нет очерков о прогулках по раскопанным улицам Помпеи, о «плавании
на гондолах Венеции, о посещении замка
Иф или квартала бедняков Сан-Лоренцо…» 8
. Это позволяет предположить, что
Беляев сотрудничал и с другими изданиями, где были опубликованы эти тексты,
что и послужило основанием для их упоминания в предисловии О. Орлова к современной публикации очерка А.Р. Бе8 Орлов О. [Предисловие] // Костер. 1971. № 8.
С. 43.
ляева «Прогулки на гидроаэроплане»
(Костер. 1971. № 8. С. 43) и в статьях, например, М.А. Соколовой.
На основе несостоявшейся духовной,
юридической (адвокатской) и театральной карьеры Александра Беляева можно
сделать некоторые предположения о том,
каким он хотел видеть своё будущее.
Хотелось бы, чтобы авторы при написании статей и предисловий к сборникам
больше внимания уделяли проработке
источников.
Публикации А.Р. Беляева в газете
«Смоленский вестник» (1907–1914)
1. Народная лирика //
1907. – 27 апр. (№ 104). – С. 3.
2. Первая лекция в Смоленском Народном Университете // 1907. – 6 сент.
(№ 210). – С. 3.
3. Концерт Эрденко //
1908. – 7 окт. (№ 221). – С. 3.
4. Концерт М.Д. Славянской // 1908. – 25 окт.
(№ 236). – С. 2.
5. Концерт М.А. Михайловой // 1908. – 8 нояб.
(№ 248). – С. 2.
6. Концерт Гофмана //
1910. – № 81. – С. 2.
7. [21 апреля в зале Дворянского собрания...] : [о концерте Смирнова, Больской и
П. Сироты] // 1910. – № 88. –
С. 3.
8. Концерт Лабинского и
Касторского // 1910. – № 91. –
С. 3.
9. [Казалось, мы совсем
разучились смеяться…] : [о театре «Кривое Зеркало»] //
1910. – № 96. – С. 3.
10. [Вчера, в зале Дворянского собрания...] : [о постановке пьесы А.П. Чехова «Дядя
Ваня»] // 1910. – № 98. –
С. 2.
11. «Пути любви» // 1910. –
№ 101. – С. 2–3.
12. Рижская опера // 1910. –
№ 108. – С. 2.
13. [В каждой опере, из
какого-нибудь уголка выглядывает «Вампука»…] // 1910. –
№ 109. – C. 2.
14. [«Евгений Онегин»] //
1910. – № 110. – С. 2.
15. «Сатана» // 1910. –
6 июля (№ 145). – С. 3.
16. «Комедия брака» //
1910. – 13 июля (№ 151). – С. 3.
17. [Г-жа Будкевич идеальная «Идеальная жена»…] //
1910. – № 166. – С. 3.
18. «Тайфун» // 1910. –
№ 167. – С. 3.
19. «Когда цветет молодое
вино» // 1910. – № 175. – С. 3.
20. Как вам нравится Смоленск? : игра г-жи Мунт, или
Все познается в сравнении //
1910. – № 182. – С. 3.
21. «Цезарь и Клеопатра» //
1910. – № 185. – С. 3.
22. Концерт Ядвиги Залесской // 1910. – № 213. – С. 3.
23. Концерт Каринской //
1910. – № 226. – С. 2.
24. Концерт Сливинского //
1910. – № 257. – С. 2.
25. [Концерт Южина] //
1910. – № 259. – С. 2–3.
26. «Ночи безумные... Пенье цыганское...» // 1910. –
№ 268. – С. 3.
27. «У передвижников» //
1911. – № 7. – С. 3.
28. Театр и музыка : «Распутица» Рышкова // 1911. –
№ 152.
29. Вчера в театре Лопатинского сада... : [о спектакле
по пьесе А.Н. Островского
«Дикарка»] // 1911. – 15 июля
(№ 155). – С. 2.
30. [20 июля в театре Лопатинского сада...] // 1911. –
№ 161. – С. 3.
31. «Душа, тело и платье» //
1911. – № 164. – С. 3.
32. «Распродажа жизни» //
1911. – № 176. – С. 2.
33. «Miserere (Песнь горя)» //
1911. – № 187. – С. 2.
34. «Живой труп» на сцене
Народного дома // 1911. – 6 окт.
(№ 219).
152
Библиопанорама: Литература
35. [В воскресенье, 27 ноября в зале Дворянского собрания...] // 1911. – 29 нояб.
(№ 263). – С. 2.
36. Концерт Бронислава
Губермана // 1911. – 15 дек.
(№ 276). – С. 2.
37. Концерт Альфреда
Гена // 1911. – 20 дек. (№ 280). –
С. 2.
38. «Прохожие» // 1912. –
3 июля (№ 148). – C. 2.
39. «Псиша» // 1912. –
13 июля (№ 157). – С. 3.
40. «Милый Жорж» //
1912. – 14 июля (№ 158). – С. 3.
41. «Мечта любви» // 1912. –
20 июля (№ 163). – С. 3.
42. «Живой труп» // 1912. –
28 июля (№ 170). – С. 3.
43. О провинциальных синицах и столичных журавлях //
1912. – 17 авг. (№ 184). – С. 3.
44. «Доктор Штокман» //
1912. – 21 авг. (№ 187). – С. 3.
45. «Дети Ванюшина» //
1912. – 22 авг. (№ 188). – С. 3.
46. К сегодняшнему бенефису Глаголина // Там же. –
С. 3.
47. «Царь Федор Иоаннович» // 1912. – 24 авг. (№ 190). –
С. 3.
48. К вопросу об открытии
в Смоленске городской аптеки // 1912. – 4 окт. (№ 222). –
С. 2.
49. Концерт великорусского оркестра Андреева //
1912. – 30 июля (№ 244). –
С. 2.
50. «Пер Гюнт» в Московском художественном театре
// 1912. – 7 июля (№ 251). –
С. 2.
51. Интересная тема : в
О-ве любителей изящных искусств // 1912. – 14 нояб.
(№ 257). – С. 2. – Без подп. –
Изложение доклада А.Р. Беляева о воззрениях Г. Крэга на
современный театр.
52. Концерт Плевицкой //
1912. – 30 нояб. (№ 270). –
С. 2.
53. К сегодняшнему концерту Ванды Ландовска //
1912. – № 275. – С. 3.
54. «Лекция» об искусстве
г. Бернова // 1913. – 26 янв.
(№ 22). – С. 2–3.
55. По поводу письма г-на
Бернова // 1913. – 5 февр. (№
29). – С. 2.
56. Концерт Гофмана //
1913. – № 31. – С. 2.
57. Пате – лектор // 1913. –
№ 32. – С. 3.
58. Гастроль босоножки
Елизаветы Гульбе // 1913. –
№ 46. – С. 2.
59. Концерт Шевелева //
1913. – № 54. – С. 2.
60. Концерт М.А. Михайловой // 1913. – 24 апр.
(№ 91). – С. 2.
61. «Девушка за стеной» :
сцены из А. Серафимовича //
1913. – 5 мая (№ 101).
62. Концерт Серебрякова //
1913. – 23 мая (№ 113). – С. 2.
63. «Лес» // 1913. – 6 июня
(№ 123). – С. 2.
64. К театральному вопросу // 1913. – 9 июня (№ 126). –
С. 2.
64а. Прогулка на гидроаэроплане // 1913. – 21 апр.
65. «Последняя жертва» //
1913. – № 148. – С. 3.
66. Театральные заметки //
1913. – 11 июля (№ 151). – С. 2.
67. «За стенами» // 1913. –
№ 152. – С. 2.
68. «Крылья смерти» //
1913. – № 154. – С. 2.
69. Театральные заметки.
О публике // 1913. – № 158. –
С. 2.
70. Концерт Зилоти и
Збруевой // 1913. – № 213. – С. 2.
70а. Восхождение на Везувий // 1913. – 24, 25, 28 авг.
(№ 181, 185, 189).
71. Концерт Рахманинова
// 1913. – 10 окт. (№ 225). –
С. 2.
72. Концерт Доры Строевой // 1913. – 12 окт. (№ 227). –
С. 2.
73. «Цена жизни» // 1913. –
2 нояб. (№ 245). – С. 2.
74. Концерт А. Гена //
1913. – 10 нояб. (№ 252). – С. 2.
75. Концерт Меровича,
Требинской и Ухова // 1914. –
8 янв. (№ 5). – С. 2.
76. Интересный концерт
// 1914. – 20 апр. (№ 88). –
С. 2.
77. Раздельное жительство
супругов // 1914. – 1 мая
(№ 96). – С. 2.
78. Раздельное жительство супругов–II. Имущественные права // 1914. – 6 мая
(№ 99). – С. 2.
79. Осложняющийся кризис // 1914. – 1 июня (№117). –
С. 2.
80. «Моряки» // 1914. –
4 июля (№ 145). – С. 2.
81. «Женитьба Белугина» //
1914. – 8 июля (№ 148). – С. 2.
82. «Вишневый сад» //
1914. – 11 июля (№ 151). –
С. 2.
83. В самозащите // 1914. –
17 июля (№ 156). – С. 2.
84. Концерт // 1914. –
26 нояб. (№ 288). – С. 2.
Составитель
А.В. Андриенко
Журнал "Библиография" МАЙ — ИЮНЬ 2012 № 3 (380)