Мышиные истории, или Не берите сладостей у незнакомцев
Юный чернокожий мальчик к восьми годам, казалось, уже пережил главный ужас своей жизни – гибель родителей в автокатастрофе.
Однако случайная встреча в магазине показала – кошмары еще впереди. Ведь на юнца положила глаз коварная и злокозненная ведьма.
Парнишка с бабушкой меняют место обитания, в результате оказавшись в еще более страшной опасности – месте, где собирается несколько десятков злодеек, во главе с самой Верховной Ведьмой.
Сказки Роальда Даля чертовски популярны на Западе, и послужили основой не одной кинокартине. В частности The Witches уже гостил на экране в постановке Николаса Роуга 90- года. Однако Роберт Земекис, отнюдь не чуждый сказочным проектам, решил предоставить на суд зрителей свою версию.
В первую очередь у этого самого зрителя встает вопрос, что именно курил многоуважаемый товарищ Даль и где он это брал.
Представьте – ведьмы существуют. Но это не слуги Дьявола и не Ведающие женщины. Это вовсе не женщины, а некие демоны, нуждающиеся меж тем в людской пище, и отличающиеся от гомо сапиенсов некоторыми некритичными анатомическими деталями. Чем же занимаются наши демоны? Заколдовывают детишек. Причем не с помощью заклинаний, а посредством сладостей, превращающих малышей то в кур, то в мышей (почти стихотворение). С магией у здешних ведьм не сады. Максимум змеи, которые могут быть обычными фамильярами. За исключением, понятное дело Самой Главной ведьмы. Та и в левитации замечена, и в геракловой силе, и ручками блудливыми многое может.
При этом бабуля, весьма напоминающая жрицу вуду (по словам героя), является исключительно положительным персонажем. Запомните дети: ведьмы — плохо, вуду – хорошо.
Если подытожить: бред, причем нерифмованный. Я, конечно, понимаю: сказки создаются по своим законам, но это несколько чересчур.
Можно конечно предположить, что Даль в образе ведьм предсказал появление движения Чайлдфри, или скорее Чайлдхейт (дето-ненавистников). Но верится с трудом.
Впрочем, если учесть, что лента (как и произведение Даля) четко ориентирована на старший дошкольный возраст, многое становится на свои места. У детишек в ту пору фантазия богатая, нездоровая и способна воспринять даже настолько слабую (но тешащую детское самолюбие) ведьминскую концепцию.
Плюс, для этой целевой аудитории «Ведьмы» несут в себе неплохой идейный посыл. Родного человека, надо принимать таким, какой он есть (даже если он уже вовсе не человек). Наслаждаться жизнью стоит в любом случае и любом состоянии. В ужасном на первый взгляд событии, полностью перевернувшем твою судьбу, можно найти положительные моменты (в школу ходить не надо, в аварию не попадешь). Главное не внешность, а дела. И даже маленький грызун может сделать для человечества великие дела. Правда, с чемоданчиком баксов эти самые дела творить гораздо проще и приятнее.
Да! И главное – не берите у незнакомцев сладости, ведь за каждым невинным на первый взгляд предложением, может скрываться ужасное содержание. Тут не поспоришь – хватит жрать сладкое, тем более полученное от странных септических теток.
Приятно, что Земекис избег соблазна, сделав главных героев черными, представить ведьм с современном тренде – исключительно белыми богатыми бабами (хотя без негритянского антуража постановщики, понятно дело, не обошлись). Чернокожее зло тоже попадается.
Безжалостность Даля, лишившего протагониста годков эдак 50-60 жизни, оставим за скобками. Вот такие у Роальда сказочки – жесткие, в духе братьев Гримм.
Главным актерским украшением картины стала Энн Хэтэуэй. Ее Верховная Ведьма жутко эксцентрична, на грани (а порой за гранью) балагана. Видно, что Энн откровенно в кайф изображать двинутую, социопатическую девицу, сыплющую перлами про спиногрызов, «строящую» свою ведьмовскую кодлу, подобно старому сержанту. Впитывающую их обожание и строго карающую за нарушение субординации. Непривычный образ для милой Энн, в обличье ведьмы порой выглядящей жутковато. Персонаж откровенно фарсовый, но в этой странненькой сказке вполне на своем месте.
Бабушка ГГ (Спенсер). Строгая, но любящая старушка средних лет, воплощающая одновременно заботу, знание, народные поверья и серьезное отношение к любой, самой фантастической угрозе. Заводная, веселая, способная растормошить, станцевать, из кручины печали выдернуть. И ее способ «Делиться радостью» хорош.
Также можно вспомнить отельера в исполнении Стэнли Туччи. В меру забавен, в меру обстоятелен. Ничего особенного, но приятно.
А вот упитанный мальчик, новый друг протагониста, гораздо лучше смотрелся в новом облике. Человеком ребенок был поразительно неприятным. Как и его родители.
Напоследок скажем о мультяшной составляющей ленты. Мыши – милы, без проблем удерживают зрительское внимание и переигрывают свои людские прототипы. Кот, напротив, нарисован спустя рукава, как и крысы. Взаимодействие мультяшек с живыми людьми снято вполне адекватно и приятно глазу.
Эрго. Изрядно безумная сказка для старшего дошкольного возраста, радующая образом Хэтэуэй, милыми мышами, идейной основой для детишек. Взрослым зрителям будет скучновато, да и некоторые сюжетные кунштюки повергнут в изрядное недоумение.
Божественный Город? Нет! Алхимический!, или Преступная троица, изменившая историю
Трое воров, которым глава Братства поручил ограбить Башню Закона в славном городе Гвердон, не имели ни малейшего представления о том, что их действия лишь маленькое звено в цепи событий, перевернувших судьбы многих живых существ.
Но что они знали точно — никому из троицы нет ни малейшей охоты быть пешками в игре магов и божеств. Но разве у них есть выбор?
А что, если все-таки есть?
Вряд ли я обратил бы внимание на очередное фентези про воров, если бы не отзывы, хвалящие интересный мир «Молитвы».
Локация романа, таки да, вышла на уровне. Поначалу Гвердон вызывает определенные ассоциации с трилогией Беннета и Нью-Кробюзоном, но со временем Ханрахану удается чуток выбраться из тени великих.
Город, удерживающий нейтралитет посреди разрушительных божественных войн, бурлящих в остальном мире. Ставший поставщиком оружия и прочих военных «приблуд» для всех воюющих сторон.
Город, который населяют не только обычные люди, но и кое-кто еще.
— «Упыри» — существа, произошедшие от людей, но давно ставшие чем-то иным. Живущие во тьме подземелий, отлично видящие в такой черноте, где хоть глаз выколи. Питающиеся подношениями в виде мертвецов, с трудом воспринимающие «верхнюю» еду. Не знающие семей. Со временем (те, кто доживают) становятся Старейшинами – вовсе уж невообразимыми и могущественными огромными тварями, которые «на ты» с магией.
-Каменные люди – гомо сапиенсы, пораженные то ли хворью, то ли проклятием, ставшим настоящим бичом Гвердона. Заражение происходит через прикосновение, и есть лишь одно средство, способное при постоянном употреблении снизить риск заражения, а заболевшим дать возможность протянуть еще годик другой. Не в самых комфортных условиях – ведь тела больных постепенно, но уверенно превращаются в камень. Покой и смерть для каменных людей одно и то же. Только двигаясь, они могут не давать частям тела застыть. А со временем и движение не помогает. Есть в таком положении и слабенькие «плюшки» – КЛ становятся невероятно сильны, и пробить их кожу обычным оружием сложновато. Правда, профи способны отыскать слабое место даже в такой, казалось, мощной броне.
-Ползущие – коллективный разум, червячный рой, собирающийся в антропоморфные фигуры, способные к речи, магии, любопытству, поеданию воспоминаний и прочему взаимодействию с человеками. Наверху ведут себя достаточно безобидно. Зато в подземельях… тут абсолютно другая картина.
Город, чьей главенствующей гильдией, определяющей его лицо, богатство и содержание является гильдия алхимиков. Alchimia здесь (в отличие от того же Адепта) практически не описана. Чего-то там пацаны себе выплавляют, собирают и производят (за исключением разве что некоторых неаппетитных деталей работы с человеческим материалом).
Зато плодов их нелегкой работы автор подгонит читателю с лихвой.
Сальники – существа, производимые из расплавляемых и пересобираемых людей. Заливаемых потом в форму с единственной стержневой деталью – фитилем. Пока он горит – сальник живет. Они на порядок превосходят обычных людей скоростью, силой и выживаемостью. А вот мыслительные процессы таких товарищей достаточно примитивны.
Но они кажутся гениями мысли и отцами русской демократии на фоне тех же Бакланьих бошек – тупых громил, шикарных вышибал и убийц. Не говоря уже о модифицированных конеподобных тягловых животных рэптекинах.
Занимается эта гильдия не только экспериментами с живыми существами. На их счету такие немаловажные вещи, как алхимические двигатели, пушки, ружья и даже алхимическое оружие массового поражения (!).
Но алхимики не единственная значимая сила этого Города.
Перед нами далеко не раннее Средневековье, ведь Гвердон может похвастать большим университетским кварталом, и Парламентом – еще одним местным центром власти.
Без религии также не обошлось. Церковь Хранителей, несколько утратившая влияние за последние десятилетия, но все равно имеющая самых натуральных святых паладинов — воителей способных заставить дрожать самых жутких тварей.
Впрочем, в мире, где божества это данность – причем регулярно устраивающая долгие разрушительные разборки между собой, святые воины аж никак не редкость. По структуре и взаимодействию с паствой здешние вседержители активно перекликаются со своими собратьями из «Божественных городов». Концепция, похоже, имеющая близкие отношения с реальностью.
Ну и как не упомянуть Воровское братство – вполне уважаемую и сильную контору. Без организованной преступности ни один мир (даже фентезийный) не обойдется. Тем более, когда многие герои являются представителями славной воровской профессии.
Начинается роман вяловато-сумбурно, долгое время непонятно, на чем вообще будет строится сюжет, но затем «Молитва» постепенно набирает темп, затягивает читателя в свой мир.
Накручивается пружина интриги, зашкаливает динамика, повышаются ставки, в дело вмешиваются могущественные силы. Над городом нависает тень местной божественной войны, а затем вмешательства чужих богов. Вскрываются роковые тайны прошлого, до сих пор, как и полагается, активно влияющих на настоящее, вплетаются элементы детектива. Не пожалеет автор неожиданных поворотов, самопожертвования, пронзительных моментов, верной дружбы, предательства и смертей.
Герои с одной стороны любопытны, с другой – чего-то им не хватает.
Гарет ввел в протагонисты представителей разных срезов общества Гвердона.
Крыс, к примеру, самый натуральный упырь, со всеми особенностями присущими этому племени. Самый слабо проработанный перс из основной троицы (вплоть до финальной части).
Шпат – сын экс-главы Братства, погибшего под пытками, но не выдавшего страже воровских секретов. Оставим за кадром слабую вероятность такого развития событий, благо именно «героическая» гибель отца стала для Шпата личностнообразующим фактором. Парень — откровенный идеалист, мечтающий о создании из Братства общины Робин Гудов, защищающих бедняков. Решивший сражаться за главенство среди бандюков. Понятно, что нынешний предводитель Братства – реалист, и аж никак не разделяет идей оппонента. А еще Шпат болен Каменной хворью в поздней стадии. Что добавляет в блюдо остроты.
Кариллон – пожалуй, основная из протагонистов. Девушка, уроженка Гвердона, изрядно поколесившая по свету. Принадлежащая к знаковой для города фамилии. Утопающая в нежданных видениях. Ставшая одной из ключевых фигур в череде событий, сотрясающих Гвердон. Одни из самых интересных страниц книги – описывающие новые (старые?) способности Кари, ее попытки остаться самой собой.
Примыкает к троице ловец воров Джери, невольно ставший активным участником событий.
Ну и за Святую Алину с ее специфической манерой речи отдельное спасибо. Распотешила.
Некоторые из героев не доживут до финала, впрочем, до беспощадного к персам Мартина Ханрахану далеко.
Жаль все-таки автор не решился предпринять напрашивающийся ход – сделать Железных богов белыми и пушистыми парнями, загнобленными злыми пришельцами. Тогда б история заиграла новыми красками.
Эрго. Недурное темное авантюрное фентези с интересным миром и вялым началом. Впрочем, стоит с ним справиться, и дело пойдет веселее.
Инверсированная бондиана, или Захватывающий аттракцион на шатком льду теорий
Бородатый агент ЦРУ (Вашингтон), начиная операцию по предотвращению теракта в киевской опере, даже представить не мог, к чему приведет визит в столицу Украины.
А привел он к вступлению в ряды таинственной организации Tenet, целью которой стоит ни много ни мало спасение человечества.
От действий неких загадочных сил из будущего, собирающихся посредством одного русского олигарха стереть своих предков с лица Земли.
Новой работы модного постановщика Кристофера Нолана ждали с огромным нетерпением. Тем паче, что Кристофер обещал показать нечто совершенно невероятное.
С точки зрения динамики и зрелищности ожидания Нолан не обманул. Но при этом, невзирая на то, что постановщик вроде как «вынашивал главные идеи «Довода» на протяжении более двадцати лет, и работал над последовательным улучшением сценария около шести или семи лет», в сценарии зияют огромные лакуны, недомолвки и несуразности.
Внешняя канва сюжета навевает стойкие ассоциации с бондианой. Несокрушимый спецагент с невозмутимой физиономией. Способный пережить любые пытки и навалять люлей полдесятку громил. Спасение мира. Перестрелки и драки. Путешествия по свету от Эстонии до Британии. Красивый антураж, богатые люди, модные катера и яхты, дорогие костюмы, величественные здания.
Динамика практически все время на высочайшем уровне, экшен начинается буквально в первых кадров. Захват оперы, проникновения в небоскребы и закрытые зоны, взрывы самолетов, драки с бандитами и неведомыми субъектами, ограбления конвоев, погони и преследования, и эпичная финальная битва. Драйва Нолан подогнал по полной программе.
Сдобрено действие навязчивым, но исправно создающим напряжение саундом, огромным количеством пафоса, от которого начинает ломить зубы, выспренными, чеканными фразами и словами.
Картинка радует глаз забавами с инверсированными действиями героев. Обратные перемещения людей, пуль и предметов. Поединки, показанные задом наперед. Взрывы, втягивающиеся обратно в землю. Складывающиеся и вновь вырастающие здания. Особо хороша финальная схватка, поданная глазами двух групп, находящихся во временном встречном движении. Этот прием Нолан использует несколько раз, демонстрируя одну и ту же сцену через восприятие разных ее участников. Дым из под колес, волны из под носа судна, идущие в обратном направлении. Летящие вспять птицы. Такого мы, пожалуй, еще не видели. Красиво, необычно, завораживающе. Становится ясно и понятно, отчего Кристофер носился с этой идеей многие годы – спецэффекты, способы съемки впечатляют. И сразу понятно, что именно они стали каркасом, на который режиссер потом лепил сюжет. Впрочем, о дырявом сценарии мы еще поговорим.
Актеры подвигов не совершают, да и персонажей сильной стороной ленты назвать не удасться.
Невнятный Джон Дэвид Вашингтон – не впечатлил ни разу. Понятно, что Кристоферу нужно было политкорректно отдать главную роль чернокожему, но если это лучший негр-актер относительно молодого возраста, которого отыскал Нолан – дело табак. 36-летний юноша достаточно деревянный, слабо эмоционирующий, не вызывающий особого сопереживания. Вдобавок действует временами глупее некуда, бросая все на карту ради внезапного чувства к долговязой бабени. Ни о шлейфе роли ни о мотивации речь, понятное дело, не заходит.
Роберт Паттинсон радует степенью по физике, загадочностью, шикарной харизмой, изображая абсолютно обаятельного раздолбая, оказавшегося отличным другом и даже своеобразным «богом из машины».
Раскачавшийся Аарон Тейлор-Джонсон изображает уверенного в себе и самоотверженного боевого командира.
Элизабет Дебики выдает несколько неплохих эмоциональных сцен, при этом активно страдая по ребеночку от козла-мужа. Да фиг с ним с тем ребеночком – нарожала б еще. Так же позабавил метод воздействия бандитского русского олигарха на супругу: обещания натравить на нее полицию и посадить в тюрьму. За ошибку, доказать злонамеренность которой еще надо постараться. Да ладно, вы уверены, что бандиты-олигархи действуют именно такими методами?
Но если не обращать на это внимания, в остальном у Кеннета Браны получился лучший персонаж картины. Зловещий тип, в начале фильма показываемый как некое воплощение зла, не имеющее лица. Безжалостный убийца, тиран и деспот способный на ужасные вещи. Опаснейший мужчина, невозмутимая маска которого может в мгновение ока смениться взрывом бешеной ярости альфа-самца, не терпящего ни малейшей непокорности. Считающий, что если он не может владеть человеком или вещью, им не будет владеть никто. Шикарный образ – один из лучших злодеев последнего десятилетия.
А за любимого Ноланом Майкла Кейна у которого тут ровно одна сцена, с его контрольным пакетом британского снобизма, простое человеческое спасибо.
Теперь имеет смысл поговорить о научной основе фильма, и о сценарных дырах ленты, изрядно портящих восприятие.
Постановщики затронут в ленте любимый фантастами «Парадокс убитого дедушки». Пройдутся по теории Наблюдателя, причем перенося ее из микромира в наш. Не заморачиваясь тем, сколько энергии понадобится, чтобы вытворять с пулями, то что наблюдатель делает с элементарными частицами.
Упомянут тему ответственности нас сегодняшних за состояние планеты. Ответственности перед будущим, которое может потом спросить со своих предков за их косяки. По всей строгости военного времени.
Нолан в «Доводе» опирается на интересную теорию обратной энтропии и нелинейности времени. По его фантдопущению (частично основанному на некоторых разработках ученых мужей), передвижение во времени возможно не только из точки «А» в точку «Б», но и обратно. Причем не только для людей, но и для предметов.
Начнем с того, что в картине изображено именно что линейное время, просто линеечки в фильме две – туда и обратно. Все это действо обзывается умным словом инверсия (обращение, перестановка), подразумевая, наверное, смену направления объекта во временном потоке. Нолан разбрасывается терминами и прочими претенциозными словами, которые далеко не всегда объясняют происходящее, а порой выглядят абсолютно неуместными и неуклюжими попытками натянуть сову на глобус. Причем тут, к примеру, обратная радиация? «Можно стабилизировать обратную радиацию — инвертировав пациента» — вот чего вы сейчас сказали?
Вдобавок, в большинстве своем, о наполнении теории Нолана зрителю придется догадываться и строить предположения. Ведь полного рассказа о фантдопущении Кристофера мы так и не дождемся. Недомолвки, недосказанности, начатые и незаконченные фразы, обрывки информации, туман и многозначительные обмолвки – максимум, на что расщедрится постановщик. С одной стороны это ненаказуемо – дает обоснование пересмотреть некоторые моменты ленты, покопаться в источниках, поспорить и пообсуждать научную основу. С другой – хотелось бы все же более цельного рисунка того, что стало краеугольным камнем сюжета.
Но это не самое плохое. Гораздо хуже, что постановщики путаются в показаниях, внезапно нарушая свою же картину мира, и от фонаря вводя в сюжет то, что до этого не постулировалось и казалось невозможным.
Сперва нам говорят, что путешествие в прошлое происходит лишь с помощью инверсии – когда человек не может дышать воздухом былого (кстати, с какого перепугу? «Обычный воздух не пройдет через мембраны инверсированных легких» — как-то неубедительно), находясь во встречном движении к обычному временному потоку и населяющим его людям/предметам.
Потом, вдруг оказывается, что это не так. И прыгать назад можно как в инверсивном состоянии, так и в обычном. Дратуйте! На кой тогда все эти забавы с инверсией, если вы можете просто перемещаться обратно, дышать нормально, и чувствовать себя в былом, как дома? Тока себя любимых из прошлого руками не трогайте.
На этом фоне другие нелогичности, как то: пофигизм охраны плутониевого каравана, в упор не обращающей внимания на то, что их зажимают в клещи, таскание плутония из Украины в Эстонию etc, смотрятся со снисходительностью.
А на захват киевской оперы (снимаемый в Эстонии), явно опирающийся на Норд-Ост, хочется пожелать душке Кристоферу «твои речи тебе на плечи». У себя в Америке развлекайтесь подобными вещами – к нам их тянуть не нужно.
Эрго. Зрелищный, динамичный, пафосный блокбастер в духе бондианы с оригинальными и впечатляющими «обратными» съемками. А вот к сценарной и «научной» части вопросов хватает. Что особенно странно в свете многих лет работы постановщика над сценарием.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Фиона Дуриф, Майкл Кейн, Химеш Патель, Эндрю Ховард, Уэс Чэтэм, Юрий Колокольников, Димпл Кападиа
P. S. Любопытно, ждет ли нас вторая серия? «Заманух» на продолжение осталось с лихвой. Впрочем, Нолан (если не считать Бэтмена) сиквелами не страдает.
Пикник по-польски, или Перешептывающиеся c Шептунами
Алхимик Олаф Рудницкий, отправляясь на территорию варшавского Анклава, населенного неведомыми существами, не был уверен, что вернется домой. Очень уж опасным было любое посещение района, уже не принадлежащего людям.
Посему встреча с офицером русской армии Александром Самариным оказалась выгодной обеим сторонам, позволив мужчинам выбраться из проклятого места. Встреча, положившая начало крепкой и нелогичной на первый взгляд дружбе.
Но с каждым днем вокруг всех существующих в империи Анклавов, начинается странная возня, преследующая не до конца понятные цели. И все больше вокруг признаков приближающейся большой мировой Войны, способной перевернуть всю историю человечества.
Продолжается знакомство русскоязычных читателей с новой польской фантастикой. Нынче пришло время Адама Пшехшты, специализирующегося на альтернативной фантастике.
Перед нами Польша преддверия первой мировой войны, практически не отличающаяся от исторической. Те же восстания. То же когда глухое, а когда и нет недовольство оккупантами из Российской империи. То же разделение на лоялистов и радикалов-патриотов. Та же запрещенная литература и ее чтение в учебных заведениях. Те же голубые мундиры и солдаты, «пахнущие портняками». Варшава, называемая третьей столицей империи. Шпионы и «контры» с Германией. Террористы и политические убийства чиновников. Интриги, противостояния спецслужб, армейцев и прочих сильных мира сего. Дуэли, «экипажи, скачки, рауты, вояжи» и офицерская честь. Все как у нас. За исключением одного момента, навевающего воспоминания о «Пикнике на обочине».
Анклавы. Куски неведомым образом изменившейся территории посреди ряда городов мира. Территории, уже не принадлежащие гомо сапиенсам. На которых меняется сама реальность. А также заводится большое количество смертельно опасных существ из иных миров. Мультивселенная в действии. И удержать ее в пределах анклава может лишь серебро, к которому гости извне испытывают стойкую идиосинкразию (цена на этот металл тут же взлетела до небес, куда там золоту). Кто сказал – демоны? Всего лишь псевдодемоны.
Скажем честно, до Зоны Стругацких здешним Анклавам, как болонке до волкодава. Там – неведомое порождение чуждого разума, скрывающее истинные психоделические сюрпризы. Здесь – охотничья территория с изменившейся географией и чрезвычайно опасными хищниками. Содержащими в себе, правда, ни что иное, как Первичную материю — Святой Грааль алхимии. Скромненько, но со вкусом.
Чудища, тут конечно встречаются яркие. И зубастые. Доблестным российским воякам (а охрана варшавского анклава доверена исключительно соотечественникам Толстого и Достоевского) не позавидуешь. Смертность среди них знатная. На кой, правда, в середине анклаве вообще патрули, непонятно. Нелегальных искателей непонятно чего отлавливать? Так и местные твари с этой задачей неплохо справляются. Не проще было пристальное внимание на охрану входов и стен обратить?
Экшена пан Пшехшта подгонит читателю с лихвой. Столкновения с порождениями анклавов, сочетающие использование огнестрельного оружия с серебряными пулями и сабель с напылением из Argentumа. Твари использующие силу, скорость, зубы, невосприимчивость к обычному оружию. Существа вооруженные «холодняком» и магией. Перестрелки с людьми: приспешниками тайных магических лож и обыкновенными бандитами. И даже «почти взрослые» военные действия с использованием пулеметов и гранат.
В динамике роману не откажешь.
А вот язык и общую стилистику сильным местом «Адепта» назвать трудно. С места в карьер. Суховато, местами конспективно и схематично. Общее ощущение корявости и запинок. Может переводчик виноват?
Как и концепцию Шептунов-богоборцев, проникновения и коридоров, не производящую особого впечатления. Не слишком оригинально, мягко говоря. Не будь соединения с Варшавой 20 века, было бы и вовсе банально. В отличие от Проклятых богом, может потому, что мы вплотную познакомимся с одной из них.
Зато внимание автора к такой нечасто используемой фантастами дисциплине, как алхимия, стоит отметить. Так как один из ГГ представитель этой весьма уважаемой в новых условиях профессии, алхимии нам отсыплют в достатке. Трансмутация, дистилляция, ректификация, сублимация. Поиск, выделение и использование Первичной материи. Животворное алхимическое золото. Спагирическая медицина. Отделение энергии минералов, растений, животных, сбор их в лекарства и объединение с энергией человека. Любопытный подход к подбору драгоценностей. Использование энергетических формул.
Плюс интриги внутри гильдии алхимиков, ставшей после появления Анклавов всячески уважаемой организацией, помогающей властям справляться с пришельцами.
Интриги отнюдь не становятся привилегией только алхимиков. Возня при императорском дворе. Противостояние русских с поляками. Жандармов с военными. Одних организаций, клубов и обществ с другими.
Герои, в общем, любопытны, хотя есть пара нюансов, изрядно портящая общее впечатление.
Олаф Рудницкий – алхимик, аптекарь, человек смелый до безумия. Отправляющийся в одиночку на территорию смертельно опасного Анклава. Вооружившись револьвером, из которого не умеет стрелять! Точнее стрелять то умеет – а вот попадать – только в упор. Хороший мужик, шляхтич, не особо любящий оккупантов-русских, но и не стремящийся как-либо с ними сражаться. Своих дел хватает. Ни разу не отнимавший человеческую жизнь. Каково! Пацифист, не умеющий толком пользоваться оружием. И вот из такого нешаблонного образа, автор уже к экватору начинает лепить мага и убийцу. Заставив его собственноручно отправить на тот свет пару-тройку маргинальных элементов, пускай виноватых по гроб жизни, и непосредственно угрожавших целостности пана Олафа. Причем убить гадов не в пылу драки, а осознанно и целенаправленно — в назидание другим. Развитие образа налицо, но направление откровенно расстраивает. Слава богу, во второй половине книги Пшехшта малехо одумался.
Полковник Личного Конвоя Его Императорского Величества Александр Самарин, прибывший в Варшаву за помощью в предотвращении экспансии анклава. Это классический слуга царю, отец солдатам. Боец, аристократ, офицер. Характер нордический, не женат. Связей порочащих его не имеет. Почти. Да еще и Печать крови, изрядно «прокачавшая его скилы».
Удивило крайне быстрое развитие дружбы наших бравых парней. Уже при второй встрече (пускай даже во время первой робяты спасали жизни друг друга) они не просто дудлят коньяк литрами, но и позволяют в отношении товарища панибратские шутливые эпитеты типа «придурок». Слабо знакомые аристократы точно общались с использованием таких слов? Особенно если учесть, что один из них поляк, другой русский, а дело происходит в разгар активного «гнобления» Польши?
Третьим любопытным персонажем стала представительница уже упомянутых «Проклятых», взявшая имя Анастасия. Внешне – изысканная дама с идеальными манерами, хоть счас ко двору, и божественной красотой. Внутри – вообще не человек. Анастасия сперва становится подопечной Олафа, очень скоро превращаясь в его наставника и ангела-хранителя, приобретая отчетливые черты рояля в кустах. И вылечит, и защитит, и окошко в мир магии приоткроет. Перебор.
Небезынтересно следить за детективной линией оккультного убийства и поиском местных приспешников вражин. Любопытными особенностями того времени, типа раутов у графини, или «легкого» обеда в железнодорожной столовой. Намечено в романе несколько шпионских экивоков. Во второй трети книги у героев наступают серьезные проблемы, ставки растут как на дрожжах, решаются судьбы Империи.
В целом съедобно, возможно даже продолжение будет иметь смысл почитать. Но на фоне предшествующих польских авторов, задравших планку качества до небес, «Адепт» смотрится гордым, обедневшим родственником не самой знатного ветви известного и могучего рода.
Эрго. Альтернативная история Польши начала 20 века, стоящая на плечах Пикника и концепта вторжения из другой вселенной. Неплохая идея, а вот реализация местами подкачала.
Доктор-психиатр Марк Пауэлл (Бриджес) считал себя хорошим специалистом. И врачом, способным разобраться практически в любом психическом отклонении. Но случай с неким Протом (Спейси), человеком без документов, считающим себя инопланетянином из созвездия Лира, поставил Марка в тупик.
Прот умен, харизматичен, логичен, обладает недюжинными знаниями в области астрономии, психологии, и даже отбирает у доктора его работу, помогая остальным пациентам клиники, куда его поместили. Пауэлл не верит в существование внеземной жизни, а его опыт говорит, что корни большинства психических хворей обычно лежат в травмирующем прошлом.
Однако чем ближе становиться день, когда Прот пообещал покинуть Землю, тем больше сомнений посещает доктора. Неужто перед ним действительно пришелец?
Идея о контакте со внеземным разумом может быть реализована массой путей. Как боевик, ужастико- триллер, психологическое исследование, трагедия, комедия. А может быть подана таким образом, чтобы зритель так до конца и не уверился в том, что этот самый контакт вообще был.
Именно этой дорогой пошли автор одноименного романа (1995) Джин Брюэр и постановщики ленты по его мотивам.
Получилось приятно.
Лента вышла актерской и атмосферной.
Причем расписывают эту партию фактически два лицедея.
Шикарный Кевин Спейси.
И еще бодрый и полный сил Джефф Бриджес.
Спейси, находящийся как раз в зените славы, весьма хорош. Поворот головы, чуть растерянный всепонимающий взгляд из-под темных очков. Легкая, едва угадываемая полуулыбка. Минимум внешних эмоций. Скованная, лишенная резких жестов пластика. Выплескивающаяся при каждом шаге харизма. Тонкий, подмечающий малейшие оттенки происходящего разум. Мягкая ирония родителя, общающегося с расшалившимися детишками. Искренняя и незамутненная любовь к фруктам.
Бриджес также не подкачал, показав нам отличное развитие образа. Пресыщенный, снисходительный, подзажравшийся, уверенный в себе, все повидавший эскулап в начале. Профессионал, понимающий, что, оказывается, бывают случаи, которые не объяснишь в рамках богатой врачебной практики. Человек, неожиданно отыскавший друга, начинающий сомневаться в своей реальности и надеяться на то, что ее рамки могут быть шире, чем казалось.
У них вышел отличный дуэт, дополняющий и развивающий друг друга, дарящий зрителю одну из самых запоминающихся пар в современном кино.
Второе что откровенно радует в K-PAX – атмосфера картины. Лента с самого начала немного грустная, неуловимо печальная, при этом чертовски оптимистичная. Расширяющая горизонты, дарящая надежду на то, что за пределами Земли что-то есть, и это что-то окажется не ксеноморфом кислотным, а вполне вменяемым и продвинутым существом.
А наблюдая за работой Прота с его невольными соседями, или слушая его размышления о религии, социальных или семейных отношениях и прочих проблемах человечества, чувствуешь себя нашкодившим школьником, в очередной раз не справившимся с домашним заданием. И замечаешь за собой желание попробовать все же справится с пакостной задачкой.
Вдобавок фильм дает нам возможность подумать о хрупкости людской психики, и о том, что эту хрупкую структуру может сломать практически любая бытовая фобия. И в психиатрических клиниках очень мало Наполеонов и Жанн Д’Арк, зато полно людей шарахающихся от ближних своих и не способных больше переносит вонь их злобы, зависти, жадности.
О настоящих трагедиях я даже не говорю.
Интересно наблюдать за играми света и блеском солнечных лучей, используемыми оператором весьма часто. Это явный кивок в сторону способа путешествия Прота.
Еще одним приятным моментом стала игра постановщиков со зрителем. Они то тонко (в стиле незабвенного Штирлица и Евы Браун) намекают на инопланетное происхождение героя. То наоборот склоняются к его земной природе и погружении в иллюзию под влиянием трагедии. Так и не отвечая однозначно на вопрос происхождения героя. Решайте, мол сами, товарищи зрители, кому что больше по нутру, будто говорят они. И это, в отличие от большинства как-бы открытых концов, абсолютно не напрягает.
Эрго. Отличный актерский проект, помимо двух хороших лицедейских работ дарящий нам приятную атмосферу и изрядный заряд оптимизма.
Режиссер: Иэн Софтли
В ролях: Кевин Спейси, Джефф Бриджес, Мэри МакКормак, Элфри Вудард, Дэвид Патрик Келли, Сауль Уильямс, Питер Герети, Селия Уэстон, Аджай Найду, Трэйси Вилар, Джон Тоулс-Бей, Кимберли Скотт, Кончата Феррелл, Винсент Лареска, Клеберт Форд
P. S. Единственный непонятный момент: куда они $68 000 000 бюджета подевали? Картинка столько не стоит, спецэффектов нет как класс, разве что два главных героя затребовали себе нехилые гонорары. Впрочем, за такую работу не жалко.