Сотни Залов, Коридоров, Дворов, Лестниц. Тысячи Статуй. Птицы, приливы, дожди.
И всего двое людей.
Первый – наивный, добрый аскет. Изучающий Дом с уважением и любовью, поклоняющийся, восхищающийся Им.
Другой – исступленно ищущий Великое Тайное Знание.
Но что если все не так просто, и в Доме есть кто-то еще?
Новую работу Сюзанны Кларк – автора восхитительного «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» ждали с огромным нетерпением. Хотя знали, что книга не будет продолжением приключений магов из альтернативной Британии (работе над второй частью Стренджа помешала болезнь писательницы).
В целом, Пиранези не разочаровал. От Катерины (К): В целом Пиранези очаровал.
Новая книга Кларк изрядно отличается от той, что принесла ей всемирную известность. «Пиранези» вещь уютная, камерная, домашняя, лишенная эпичности. К: Книга эпичная, монументальная, полная сражений, побед и поражений, только описанных не экзо, а эзотерично.
При этом некоторые идеи романа перекликаются с концепциями Стренджа. В частности размышления о магии, ее уходе и возвращении. Утерянном Древнем знании, на смену которому пришел технический прогресс.
Также автор поразмыслит об Иных мирах. Различных подходах к открывшейся эзотерической информации. Людских недостатках и достоинствах. Мистиках, стремящихся достигнуть желаемого, идя по головам, манипулируя людьми. Играх памяти и психических отклонениях. Мистических сектах. Религиозных практиках. Перетекании идей, энергий из мира в мир.
С первых страниц «Пиранези» захватывает внимание читателя описанием монументального Дома и завораживающей тайной. Ошеломляющая громадина, состоящая из неисчислимого количества Залов, Вестибюлей, Ниш, Лестниц, Коридоров, Внутренних Дворов (заглавных букв в романе с избытком). Гигантский лабиринт, полный непременных Статуй. Целый мир, омываемый морем, заливаемый дождями, населенный различными птицами. Давший постоянный приют одному единственному человеческому существу – одновременно Жрецу и Пастве этого безлюдного величественного мира. Человеку, фактически приобщившемуся к тому самому знанию Древних. Ибо «Красота Дома несказанна. Доброта его беспредельна». Изложение идет от первого лица, в виде дневника. Мы вместе с героем будем знакомиться с прелестями и структурой Дома. Навевающего откровенные ассоциации с некоторыми работами Борхеса (второй предметной для Дома книгой стала Нарния). К: Слышны нотки Германа Гессе «Сиддхартха».
Ремарка от Катерины
Книга наполнена символами. Дом – символ мироздания (совокупности миров). Залы как отдельные миры/эпохи. Птицы — символы духа. В частности: Альбатрос – выносливость, сила, мужество. Яйцо — символ новой жизни. Воробьи – благие вести. Чайка – полет души. Грач — связь неба и земли. Ворон – посредник меж мирами. Море/вода – сохранение информации, приливы, скорее всего, отвечают за энергию/магию, сохраненную морем. Лестницы – переход от одного плана бытия к другому, восхождение человека.
Пиранези как персонаж хорош. Эдакий по-детски наивный блаженный, наслаждающийся жизнью, путешествующий, общающийся со Статуями, любующийся красотой Залов. Считающий все происходящее — волей Дома. Составляющий каталог Статуй. Искренне заботящийся о костях Мертвых. Беседующий с птицами, при этом не воспринимающий их как еду. Получающий информацию, меняющую его мировоззрение. Отметим также любопытную финальную эволюцию образа.
А ведь есть еще и загадочный Другой, явно находящийся по сравнению с Пиранези, на более высоком уровне осведомленности.
Ремарка от Катерины
Отчего наш протагонист заслужил у Другого имя Пиранези? Все становится на свои места, если познакомиться с личностью, носившей его в 1720-1778 годах.
Пиранези Джованни Батиста – итальянский архитектор, график, археолог. Мастер архитектурных пейзажей. Наиболее известны многотомное издание офортов (гравюра на меди или цинке) под названием «Римские древности» и серия «Фантастические изображения темниц».
В частности в «Древностях» немало внимания уделялось скульптурным фрагментам, планам зданий, городским ансамблям. «Темницы» посвящены «непостижимым архитектурным построениям, где пространства загадочны, как непонятно и предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей».
Детективная составляющая становится второй приятной стороной книги. Мы одновременно с Пиранези разгадываем загадку 16-го лица. Несколько раз меняем отношение к остальным персонажам. Обнаруживаем забытые записи, кусочек за кусочком раскрывающие истинную картину. Участвуем в своеобразном расследовании и заполнении лакун прошлого.
Пытаемся понять, что, собственно говоря, происходит. Строим догадки и предположения. Их, начиная с экватора романа, появляется все больше и больше (возможно стоило продержать интригу подольше). Кое-что вырисовывается уже тогда. Некоторые тайны раскроются лишь в финале. Ближе к которому нас даже ждет кульминационная экшен-сцена. Единственная на весь не очень большой по объему роман. К: Все вовремя и своевременно.
Как и должно быть с Возлюбленным дитя Дома.
Эрго. Медитативное размышление об иных мирах, магии, одиночестве. Людях, посвятивших себя мистическим изысканиям. Радующее концепцией Дома и жирной интригой. К: Великолепный роман в стиле реализма.
Чудное путешествие, или Возвращение наследника/Будьте здоровы – не икайте
Отправляясь на поиски пропавших в этно-экспедиции родителей, Егор Чудинов и его дядя Николай даже не представляли с чем столкнутся во глубине Пермского края.
Местах, населенных староверами и сектантами, женящимися на своих и постепенно превращающихся в уродов.
Местах, где живы духи, лешие и древние верования народов чудь. Где верховодят колдуны, а ведьмы выращивают северных бесов, вселяющихся в людей.
Местах, откуда выбраться гораздо сложнее, чем попасть.
«Жатвы», «Плетенные человеки» и «Солнцестояния»? Ха! Забудьте! Если бы вы знали, что творится в отдаленных областях матушки-России. И я не о беспробудном пьянстве и вымирающих деревнях. А о более древних ужасах, основанных на коми-пермяцкой мифологии, с которыми решили познакомить пресыщенного зрителя постановщики «Территории».
Сериала, играющего на поле фольклорно-этнографического хоррора.
Во первых строках письма хочется отметить атмосферу глубинки (как тут только люди живут). Мрачную, депрессивную, убогую, без единого лучика света. Понурые деревни. Старые разваливающиеся хаты с проломленными крышами. Ржавеющие трактора и грузовики. Тишина, пустота и безлюдие. А если «гомо почти сапиенс» появляются, хочется, чтобы они спрятались обратно. Вырождающиеся поселения староверов с их браками между собой, приносящими уродливые плоды. Бойкие «археологи» со стволами, ищущие золото. Гоповатые юноши на мотоциклах. Когда настороженное, а когда враждебное отношение сельских к городским. Странноватые представители власти. О благах прогресса тоже стоит позабыть. В здешних краях «все как при царе Горохе».
Людские копошения происходят на фоне шикарной, величественной природы с вековечными лесами, огромными валунами и коварными болотами. Контраст между восхитительными пейзажами и отрыжкой людской цивилизации добавляет в блюдо изрядно остроты.
Не позабудут постановщики поразмыслить о детских психотравмах, гордыне, большой любви, жажде власти, готовности ради силы идти на любые злодейства.
Но, как оказывается, кроме вполне ожидаемых проблем «смычки города с деревней», героям предстоят встречи, которые современный цивилизованный человек даже представить не может.
В здешних краях не обращаются к врачам, тем более что до них «за семь верст киселя хлебать». Вместо них обереги, обряды да окуривания, колдуны да бабки-знахарки. И главное не перепутать их с ведьмами, а то после такого заблуждения можно и не оправиться. Здесь леший водит по чаще не принесших ему подаяния, а проклятия падают, будто кирпич на голову. Звучат слова мертвого языка, а вымершая народность оказывается не то чтобы совсем вымершей. Что говорить о бессмертных жрецах. Здесь сглаз, наговоры, порча, нетривиальные методы борьбы с ведьмами — не сказочные элементы, а реальность. Здесь возможно призвать Медвежьего шамана, а бесы-пророки, способные заткнуть за пояс «похитителей тел», могут стать ценным источником сведений.
21 век на дворе говорите? Икотке расскажете.
Качественно закручивается интрига происходящего. Мы буквально по капле получаем информацию о том, что случилось с родителями Егора Чудинова (фамилия говорящая). Рассыпаются фразы местных жителей, намеки, недомолвки и оговорки о мистической стороне происходящего. Причем, относить ли их на долю потустороннего, или списать на шизофрению, долгое время непонятно. Постоянно возникают новые персонажи, пересекавшиеся с «предками». К середине проекта нас даже порадуют видениями, связанными с судьбой Чудиновых.
А ближе к завершению вечер окончательно перестанет быть томным: на лесной сцене появится еще один смертельно опасный персонаж. Но даже он не станет последним сюрпризом от постановщиков.
Актеры оставили противоречивое впечатление.
Егор у Глеба Калюжного вышел чересчур отмороженным. Вечные наушники, отсутствующий взгляд, резкие, неоправданные эмоциональные всплески. Вроде и шлейф у образа любопытный, жуткая детская психотравма, желание, во что бы то ни стало отыскать пропавших родичей. Но при всем этом молодой музыкант и актер не дотянул.
Девчонки смотрятся получше, хотя образы особой глубиной не отличаются. Студентки, вдвоем отправившиеся в фольклорную экспедицию в самую глушь. Смелые барышни.
Надя – более спокойная, задумчивая, всерьез увлеченная собиранием наговоров, обрядов, искренне верящая в существование потустороннего.
Таня – оторва, не лезущая за словом в карман, прямая как рельса. Впечатляюще выглядят изменения, происходящие с персонажем (гримерам также не забыть сказать спасибо).
Андрей Мерзликин на фоне детворы смотрится настоящим аксакалом цеха. «Нудный», обстоятельный товарищ с оптимистичной профессией патологоанатома. Когда надо и в торец засветить может, и спину подставить, и девицу утешить. Разве что племяннику слишком много позволяет.
Да и участковый (Розин) хорош – колоритный такой мужик.
Практически все персонажи на протяжении сериала зрителя удивят. И не один раз. Особенно это касается завершения проекта.
Позабавило «запикивание» матов. Типа у нас все как в жизни, но перед цензурой реверанс сделаем.
Как и поразительная холодостойкость молодежи, после купания в ледяной реке, часами бодро снующей в той же одежде по температуре ниже нуля.
Временами темп сериала подбуксовывает, отношения героев формируются очень уже резво, да и действуют персонажи порой глуповато, но на эти нюансы можно не обращать внимания.
Эрго. Относительно недорогой хоррор-проект (впрочем, ужастики никогда не требовали больших бюджетов), играющий на саспенсе, фольклоре, интриге и красотах пермской природы. В целом делающий это довольно удачно.
Режиссер: Игорь Твердохлебов
В ролях: Андрей Мерзликин, Глеб Калюжный, Анастасия Чистякова (II), Алексей Розин, Ксения Отинова, Клавдия Коршунова, Николай Шрайбер, Сергей Колесов, Евгений Мундум, Константин Итунин, Олег Ягодин, Алексей Корсуков, Вера Чугайнова,
P. S. Жители того самого Пермского края на постановщиков ругаются – по мнению аборигенов коми-пермяцкую мифологию передать не получилось. Впрочем, остальные зрители это вряд ли заметят.
Еще раз о вреде желаний, или Мужики! Держите себя в лапах!
Прошло без малого семь десятков лет с момента «беседы» Чудо-Женщины с Аресом.
Диана, работая антропологом в вашингтонском институте, инкогнито защищает жителей города от различных проблем. До той поры, пока к ее новой знакомой, доктору Минерве не попадает в руки некий камень, если верить надписи на нем, исполняющий желания обладателя.
Диана, покрутив в руках артефакт, на мгновение поддается соблазну воплотить сокровенную мечту – еще раз встретиться с погибшим возлюбленным Стивеном.
Через некоторое время выясняется, что этот самый камень действительно исполняет желание временного владельца. С определенными, правда, нюансами. За все надо платить, знаете ли.
А также то, что за чудо-булыжником долго гоняется один пронырливый мужчина, имеющий на него грандиозные виды. Виды, способные погубить человечество.
«Чудо-женщина», увидевшая свет в 2017 году, собрала нехилую кассу и хорошие отзывы как зрителей, так и части критиков. Продолжение приключений прекрасной Дианы должно было выйти на экраны еще в середине 2020-го, но из-за известных событий, премьера переехала на полгода.
Лента получилась глянцевой, изрядно затянутой, местами милой, местами наивной (в духе изначальных кинокомиксов), разговаривающей со зрителем о тлетворной силе желаний.
Что удивительно, постановщики откровенно пожалели экшена (да и тот, что есть, сделан «не фонтан»). Начальная сцена с поразительно пухленькой юной амазонкой, вялая разборка с грабителями, погоня в пустыне да пара рукопашных противостояний ближе к финалу. На два с половиной часа, мягко говоря, не густо.
Стилистика картины яркая, кислотная, чуть аляповатая, поначалу изрядно карикатурная. Нелепые грабители, невозмутимая Диана, нарочито неуклюжая Минерва, восхитительно наглый Лорд.
После экватора постановщики повышают градус напряжения, в финале показывая человечество злым, глупым, но способным резко и внезапно раскаяться.
Сюжет до чертиков прост и довольно спорен. Основной концепт фильма: «бойтесь ваших желаний» и «за все надо платить». С одной стороны некая сермяжная правда в этом есть. Взять хотя бы бесплатный сыр. Однако – речь в ленте идет не о желаниях вообще, а скорее о внезапно исполняющихся желаниях. В этом случае скорее стоит бояться не самих «хотелок», а подозрительно простого способа исполнения. Вспомним, что изрядная часть народонаселения, напуганного мошенниками, лотереями и прочими способами «быстро разбогатеть», будет обходить благодетелей, предлагающих манну небесную десятой дорогой. Впрочем, есть и те, кто схватится за предложение обеими руками. Стоит учитывать, что в ленте многие (включая ГГ) ловились на кажущейся шуточности, несерьезности предложения.
С другой — подают эти идеи постановщики на уровне «детский сад – штаны на лямках», забывая о наработках всех предшественников от Вишмастера до Трассы 60. Подозревая при этом гомо сапиенсов в исключительной злобности, тупости и повальном желании зла ближнему своему. Опять же, нельзя сказать, что создатели ленты лгут, но все несколько сложнее.
Также непонятны ваши предложения, господа постановщики, делать то что: ничего не желать? Тянуть лямку из точки А в точку Б, довольствуясь тем, что имеешь? «Наслаждаться жизнью», како бы паршивой она не была? Или все-таки работать над исполнением мечты, не ведясь на различных, пускай чертовски обаятельных аферистов?
Плюс не совсем понятно построение механизма «выплаты цены». Если «Исполнитель желаний» в виде булыжника берет взамен нечто адекватно ценное для субъекта, то персонифицированный назначает цену «от фонаря», отбирая нужное для себя лично. Как-то один подход слабо коррелирует с другим.
Затронули создатели ленты тему выбора между личными «хотелками» и общественным благом. Причем, сперва на примере супергероини. Полубогини, способной на титанические свершения, но лишенной простого человеческого счастья. Не будет спойлером сказать, что счастье супергероев коротко – причем, не благодаря проискам врагов, а по условиям задачи. Должен же быть у них «баг», позволяющий зрителю активно сопереживать могучим бедняжкам.
Диана Принс в исполнении Галь Гадот не исключение. Женщина, полностью ушедшая в работу и защиту жителей города от злодеев. Одинокая, грустящая над портретом возлюбленного. Получившая неожиданный подарок, оказавшаяся перед зловещим (впрочем, с ожидаемым результатом) выбором, вынуждающим этого подарка лишиться. Гадот – стильна, очаровательна, эффектна, но, будем честными, актерских подвигов не демонстрирует. Любопытна и выиграшна тема утраты супергероем способностей, жаль раскрыли ее постановщики не до конца.
Также непонятно – отчего она платит свою цену за исполнение желания столь неторопливо, когда все остальные отдают требуемое почти мгновенно?
Крис Пайн и его Стивен забавно воспринимает неведомый мир будущего, трогательно переживает за возлюбленную и даже помогает бой-бабе физически справляться с проблемами – то чего был фактически лишен в первой части. Неясно, правда, отчего он удивляется поездам метро и эскалаторам, вполне имевшим месть быть при его первой жизни. И как столь легко осваивает управление летательным аппаратом, отстоящим от привычных ему моделей на 7 десятилетий. Гений, наверное.
Кристен Уиг и ее Минерва начинает ленту прям нарочито-карикатурно-апокрифичной неудачницей-серой мышью, перерождаясь в сильную женщину (кто сказал стерву?). Причем, я не увидел особой утраты человечности. Просто перед нами обычный гомо сапиенс, отнюдь не склонный жертвовать своими интересами ради общественных. Почему, кстати, верхушка пищевой цепи оказалась основана на структуре именно гепарда?
А вот Педро Паскаль со своим Лордом стал, пожалуй, лучшим образом ленты. Обаятельный, харизматичный аферист, жаждущий стать великим. Бедный ребенок, лишенный любви, тепла, с папашей-сволочью. Завидующий другим, загоревшийся практически маньячным желанием успеха. Несчастный человек, лишающий себя возможности быть счастливым здесь и сейчас в погоне за безумием всевластия. Да, в финале Педро откровенно переигрывает, уподобляясь опереточным безумно хохочущим злодеям, но большую часть ленты держится на отличном уровне.
Феминизма в WW по сравнению с первой частью стало гораздо больше. Мужики – откровенные козлы, в лучшем случае заблудшие «взрослые дети». И разгребать то, что они наворотили со своим желанием идейных побед, власти, силы, мускулинного превосходства над другими (мужики, скромнее надо быть!), приходится, конечно же, прекрасным дамам. Да среди них тоже есть паршивые овцы, но даже их эгоистичные желания воздействуют лишь на них самих, тогда как мужские — грозят обрушить все человечество.
Если подытожить – перед нами спорное необязательное продолжение, созданное, такое впечатление для того, чтобы показать, как Диана научилась летать (смешивая подход Человека-паука со скилами Супермена). Ненаказуемо, но обидно. От такого блокбастера можно было ожидать большего.
Эрго. Слабенький, затянутый, наивный сиквел с минимумом экшена, примитивно поданным подходом к любопытной «желательной» теме. Есть милые моменты, размышления о тяжелой судьбе супергероев, хорошая актерская работа Паскаля. Третий сорт — не брак.
Мышиные истории, или Не берите сладостей у незнакомцев
Юный чернокожий мальчик к восьми годам, казалось, уже пережил главный ужас своей жизни – гибель родителей в автокатастрофе.
Однако случайная встреча в магазине показала – кошмары еще впереди. Ведь на юнца положила глаз коварная и злокозненная ведьма.
Парнишка с бабушкой меняют место обитания, в результате оказавшись в еще более страшной опасности – месте, где собирается несколько десятков злодеек, во главе с самой Верховной Ведьмой.
Сказки Роальда Даля чертовски популярны на Западе, и послужили основой не одной кинокартине. В частности The Witches уже гостил на экране в постановке Николаса Роуга 90- года. Однако Роберт Земекис, отнюдь не чуждый сказочным проектам, решил предоставить на суд зрителей свою версию.
В первую очередь у этого самого зрителя встает вопрос, что именно курил многоуважаемый товарищ Даль и где он это брал.
Представьте – ведьмы существуют. Но это не слуги Дьявола и не Ведающие женщины. Это вовсе не женщины, а некие демоны, нуждающиеся меж тем в людской пище, и отличающиеся от гомо сапиенсов некоторыми некритичными анатомическими деталями. Чем же занимаются наши демоны? Заколдовывают детишек. Причем не с помощью заклинаний, а посредством сладостей, превращающих малышей то в кур, то в мышей (почти стихотворение). С магией у здешних ведьм не сады. Максимум змеи, которые могут быть обычными фамильярами. За исключением, понятное дело Самой Главной ведьмы. Та и в левитации замечена, и в геракловой силе, и ручками блудливыми многое может.
При этом бабуля, весьма напоминающая жрицу вуду (по словам героя), является исключительно положительным персонажем. Запомните дети: ведьмы — плохо, вуду – хорошо.
Если подытожить: бред, причем нерифмованный. Я, конечно, понимаю: сказки создаются по своим законам, но это несколько чересчур.
Можно конечно предположить, что Даль в образе ведьм предсказал появление движения Чайлдфри, или скорее Чайлдхейт (дето-ненавистников). Но верится с трудом.
Впрочем, если учесть, что лента (как и произведение Даля) четко ориентирована на старший дошкольный возраст, многое становится на свои места. У детишек в ту пору фантазия богатая, нездоровая и способна воспринять даже настолько слабую (но тешащую детское самолюбие) ведьминскую концепцию.
Плюс, для этой целевой аудитории «Ведьмы» несут в себе неплохой идейный посыл. Родного человека, надо принимать таким, какой он есть (даже если он уже вовсе не человек). Наслаждаться жизнью стоит в любом случае и любом состоянии. В ужасном на первый взгляд событии, полностью перевернувшем твою судьбу, можно найти положительные моменты (в школу ходить не надо, в аварию не попадешь). Главное не внешность, а дела. И даже маленький грызун может сделать для человечества великие дела. Правда, с чемоданчиком баксов эти самые дела творить гораздо проще и приятнее.
Да! И главное – не берите у незнакомцев сладости, ведь за каждым невинным на первый взгляд предложением, может скрываться ужасное содержание. Тут не поспоришь – хватит жрать сладкое, тем более полученное от странных септических теток.
Приятно, что Земекис избег соблазна, сделав главных героев черными, представить ведьм с современном тренде – исключительно белыми богатыми бабами (хотя без негритянского антуража постановщики, понятно дело, не обошлись). Чернокожее зло тоже попадается.
Безжалостность Даля, лишившего протагониста годков эдак 50-60 жизни, оставим за скобками. Вот такие у Роальда сказочки – жесткие, в духе братьев Гримм.
Главным актерским украшением картины стала Энн Хэтэуэй. Ее Верховная Ведьма жутко эксцентрична, на грани (а порой за гранью) балагана. Видно, что Энн откровенно в кайф изображать двинутую, социопатическую девицу, сыплющую перлами про спиногрызов, «строящую» свою ведьмовскую кодлу, подобно старому сержанту. Впитывающую их обожание и строго карающую за нарушение субординации. Непривычный образ для милой Энн, в обличье ведьмы порой выглядящей жутковато. Персонаж откровенно фарсовый, но в этой странненькой сказке вполне на своем месте.
Бабушка ГГ (Спенсер). Строгая, но любящая старушка средних лет, воплощающая одновременно заботу, знание, народные поверья и серьезное отношение к любой, самой фантастической угрозе. Заводная, веселая, способная растормошить, станцевать, из кручины печали выдернуть. И ее способ «Делиться радостью» хорош.
Также можно вспомнить отельера в исполнении Стэнли Туччи. В меру забавен, в меру обстоятелен. Ничего особенного, но приятно.
А вот упитанный мальчик, новый друг протагониста, гораздо лучше смотрелся в новом облике. Человеком ребенок был поразительно неприятным. Как и его родители.
Напоследок скажем о мультяшной составляющей ленты. Мыши – милы, без проблем удерживают зрительское внимание и переигрывают свои людские прототипы. Кот, напротив, нарисован спустя рукава, как и крысы. Взаимодействие мультяшек с живыми людьми снято вполне адекватно и приятно глазу.
Эрго. Изрядно безумная сказка для старшего дошкольного возраста, радующая образом Хэтэуэй, милыми мышами, идейной основой для детишек. Взрослым зрителям будет скучновато, да и некоторые сюжетные кунштюки повергнут в изрядное недоумение.
Божественный Город? Нет! Алхимический!, или Преступная троица, изменившая историю
Трое воров, которым глава Братства поручил ограбить Башню Закона в славном городе Гвердон, не имели ни малейшего представления о том, что их действия лишь маленькое звено в цепи событий, перевернувших судьбы многих живых существ.
Но что они знали точно — никому из троицы нет ни малейшей охоты быть пешками в игре магов и божеств. Но разве у них есть выбор?
А что, если все-таки есть?
Вряд ли я обратил бы внимание на очередное фентези про воров, если бы не отзывы, хвалящие интересный мир «Молитвы».
Локация романа, таки да, вышла на уровне. Поначалу Гвердон вызывает определенные ассоциации с трилогией Беннета и Нью-Кробюзоном, но со временем Ханрахану удается чуток выбраться из тени великих.
Город, удерживающий нейтралитет посреди разрушительных божественных войн, бурлящих в остальном мире. Ставший поставщиком оружия и прочих военных «приблуд» для всех воюющих сторон.
Город, который населяют не только обычные люди, но и кое-кто еще.
— «Упыри» — существа, произошедшие от людей, но давно ставшие чем-то иным. Живущие во тьме подземелий, отлично видящие в такой черноте, где хоть глаз выколи. Питающиеся подношениями в виде мертвецов, с трудом воспринимающие «верхнюю» еду. Не знающие семей. Со временем (те, кто доживают) становятся Старейшинами – вовсе уж невообразимыми и могущественными огромными тварями, которые «на ты» с магией.
-Каменные люди – гомо сапиенсы, пораженные то ли хворью, то ли проклятием, ставшим настоящим бичом Гвердона. Заражение происходит через прикосновение, и есть лишь одно средство, способное при постоянном употреблении снизить риск заражения, а заболевшим дать возможность протянуть еще годик другой. Не в самых комфортных условиях – ведь тела больных постепенно, но уверенно превращаются в камень. Покой и смерть для каменных людей одно и то же. Только двигаясь, они могут не давать частям тела застыть. А со временем и движение не помогает. Есть в таком положении и слабенькие «плюшки» – КЛ становятся невероятно сильны, и пробить их кожу обычным оружием сложновато. Правда, профи способны отыскать слабое место даже в такой, казалось, мощной броне.
-Ползущие – коллективный разум, червячный рой, собирающийся в антропоморфные фигуры, способные к речи, магии, любопытству, поеданию воспоминаний и прочему взаимодействию с человеками. Наверху ведут себя достаточно безобидно. Зато в подземельях… тут абсолютно другая картина.
Город, чьей главенствующей гильдией, определяющей его лицо, богатство и содержание является гильдия алхимиков. Alchimia здесь (в отличие от того же Адепта) практически не описана. Чего-то там пацаны себе выплавляют, собирают и производят (за исключением разве что некоторых неаппетитных деталей работы с человеческим материалом).
Зато плодов их нелегкой работы автор подгонит читателю с лихвой.
Сальники – существа, производимые из расплавляемых и пересобираемых людей. Заливаемых потом в форму с единственной стержневой деталью – фитилем. Пока он горит – сальник живет. Они на порядок превосходят обычных людей скоростью, силой и выживаемостью. А вот мыслительные процессы таких товарищей достаточно примитивны.
Но они кажутся гениями мысли и отцами русской демократии на фоне тех же Бакланьих бошек – тупых громил, шикарных вышибал и убийц. Не говоря уже о модифицированных конеподобных тягловых животных рэптекинах.
Занимается эта гильдия не только экспериментами с живыми существами. На их счету такие немаловажные вещи, как алхимические двигатели, пушки, ружья и даже алхимическое оружие массового поражения (!).
Но алхимики не единственная значимая сила этого Города.
Перед нами далеко не раннее Средневековье, ведь Гвердон может похвастать большим университетским кварталом, и Парламентом – еще одним местным центром власти.
Без религии также не обошлось. Церковь Хранителей, несколько утратившая влияние за последние десятилетия, но все равно имеющая самых натуральных святых паладинов — воителей способных заставить дрожать самых жутких тварей.
Впрочем, в мире, где божества это данность – причем регулярно устраивающая долгие разрушительные разборки между собой, святые воины аж никак не редкость. По структуре и взаимодействию с паствой здешние вседержители активно перекликаются со своими собратьями из «Божественных городов». Концепция, похоже, имеющая близкие отношения с реальностью.
Ну и как не упомянуть Воровское братство – вполне уважаемую и сильную контору. Без организованной преступности ни один мир (даже фентезийный) не обойдется. Тем более, когда многие герои являются представителями славной воровской профессии.
Начинается роман вяловато-сумбурно, долгое время непонятно, на чем вообще будет строится сюжет, но затем «Молитва» постепенно набирает темп, затягивает читателя в свой мир.
Накручивается пружина интриги, зашкаливает динамика, повышаются ставки, в дело вмешиваются могущественные силы. Над городом нависает тень местной божественной войны, а затем вмешательства чужих богов. Вскрываются роковые тайны прошлого, до сих пор, как и полагается, активно влияющих на настоящее, вплетаются элементы детектива. Не пожалеет автор неожиданных поворотов, самопожертвования, пронзительных моментов, верной дружбы, предательства и смертей.
Герои с одной стороны любопытны, с другой – чего-то им не хватает.
Гарет ввел в протагонисты представителей разных срезов общества Гвердона.
Крыс, к примеру, самый натуральный упырь, со всеми особенностями присущими этому племени. Самый слабо проработанный перс из основной троицы (вплоть до финальной части).
Шпат – сын экс-главы Братства, погибшего под пытками, но не выдавшего страже воровских секретов. Оставим за кадром слабую вероятность такого развития событий, благо именно «героическая» гибель отца стала для Шпата личностнообразующим фактором. Парень — откровенный идеалист, мечтающий о создании из Братства общины Робин Гудов, защищающих бедняков. Решивший сражаться за главенство среди бандюков. Понятно, что нынешний предводитель Братства – реалист, и аж никак не разделяет идей оппонента. А еще Шпат болен Каменной хворью в поздней стадии. Что добавляет в блюдо остроты.
Кариллон – пожалуй, основная из протагонистов. Девушка, уроженка Гвердона, изрядно поколесившая по свету. Принадлежащая к знаковой для города фамилии. Утопающая в нежданных видениях. Ставшая одной из ключевых фигур в череде событий, сотрясающих Гвердон. Одни из самых интересных страниц книги – описывающие новые (старые?) способности Кари, ее попытки остаться самой собой.
Примыкает к троице ловец воров Джери, невольно ставший активным участником событий.
Ну и за Святую Алину с ее специфической манерой речи отдельное спасибо. Распотешила.
Некоторые из героев не доживут до финала, впрочем, до беспощадного к персам Мартина Ханрахану далеко.
Жаль все-таки автор не решился предпринять напрашивающийся ход – сделать Железных богов белыми и пушистыми парнями, загнобленными злыми пришельцами. Тогда б история заиграла новыми красками.
Эрго. Недурное темное авантюрное фентези с интересным миром и вялым началом. Впрочем, стоит с ним справиться, и дело пойдет веселее.