Эпическая хроника одной империи, или О роли личностей в истории
Годами Малазанская империя под предводительством императора Келланведа расширяла свои границы. Никто не мог противостоять ее могущественным магам, опытным воинам и неуловимым убийцам. Ну, почти никто. Так длилось почти сто лет, пока императора не предала глава Когтей, тайной организации ассасинов. И «кровь полилась на улицах, храмы пошли войной друг на друга, магия вырвалась из-под контроля… ».
Минуло десятилетие. Старый повелитель остался в прошлом. Отныне на коне новая императрица – Ласиин. Все вроде в порядке – очищенная от приверженцев старого владыки армия продолжает свой победный путь. Маги покорны, Когти под контролем. И нет никого, кто посягнул бы на ее власть.
Никого, кроме старых врагов Тисте анди, да нескольких Взошедших – божественных сущностей, обладающих великой магической мощью. Взошедших из Высокого Дома Тени, у которых, похоже, к императрице свои, личные счеты.
Один из столпов темного эпического фентези, наравне с «Хрониками Чёрного Отряда» Глена Кука, «Игрой престолов» Мартина , а также более поздним Аберкромби. Огромный цикл, которому вплоть до 2014 года жутко не везло с переводами на русский, несмотря на две серьезные попытки, предпринятые «Астом» и тем же «Эксмо».
Классика Страны фантазии, в первую очередь радующая глубиной, «историчностью» мира.
Перед нами современность — вплотную завязанная на переворот десятилетней давности. Империя, жадно стремящаяся «захапать» все, до чего сможет дотянуться. Императрица, проводящая «окончательное решение» вопроса старых кадров, помнящих прежнего повелителя. Внутренние противоречия между армейскими чинами и магами, плюс конфликты внутри каждой из этих групп.
Даруджистан – последний из Вольных поселений, величайший город мира, где природный газ служит людям источником энергии (единственный прецедент такого рода). Полный интриг среди советников и знати, решающих свои противоречия с помощью Гильдии убийц. Его колдуны – источник мощного тайного влияния на события. Его воры и прочие преступники, живущие в ожидании неизбежного прихода Империи.
Прошлое – тянущее свои щупальца к героям настоящего, всплывающее из глубины времен, подобно жуткому морскому чудовищу. То легкая рябь по волнам. То перепуганные рыбы, бросающиеся вдаль. То бурление воды, тонко намекающее на скорые неприятности.
Почти все события современности подвязаны на былое, имеют свои причины и следствия, логичны, продуманны автором и не вызывают ощущения искусственности, как это частенько бывает в фентезийных мирах.
Второе, на что обращаешь внимание — на магию мира Эриксона. Здешние волшебники пользуются Путями магии, «тем, что по ту сторону». Они находят врата и черпают силу, придавая ей форму заклинаниями. Этих самых «Путей» в мир чародейства хватает, что придает системе колдовства приятное разнообразие. И это не считая Старших путей, недоступных людям, но вполне беспечально используемых другими народами.
Магическим действиям героев автор уделяет немало времени, и к счастью эти описания выходят у него нескучными и увлекательными.
А ведь есть еще и Взошедшие – боги и прочие божественные сущности, покровительствующие своим адептам, спорящие друг с другом, вмешивающиеся в происходящее (особенно с момента гибели Келланведа). Являющимися настолько же активными участниками событий (по крайней мере, некоторые из них), как и остальные живые существа, населяющие мир саги.
Вот мы постепенно подобрались к третьей фишке «Садов Луны» — многообразию живых рас этой вселенной. Ведь люди далеко не единственные жители мира. И далеко не первые. Начинали все четыре легендарные расы-основательницы, из которых до описываемых событий дотянула лишь одна и то в форме нежити. И лишь потом появились Старшие расы, прочие насекомоподобные (и не очень) господа, и горячо любимые нами гомо сапиенсы. Как вы понимаете, за столетия совместной жизни отношения между всеми этими товарищами сплелись в такой клубок, что распутать или разрубить его не под силу и десяти Александрам Македонским. Что добавляет в это и без того не пресное блюдо дополнительной остроты.
Теперь уделим толику внимания персонажам, благо они этого полностью заслуживают. «Мостожоги» — имперское подразделение, ставшее костью в горле самой императрицы. Сержант Скворец, при старом императоре командир целой армии, а нынче начальник над жалкой горсткой людей, которым уже подписан неофициальный смертный приговор. Бывший убийца-Коготь Калам (хотя убийцы, как и офицеры, бывшими не бывают). Маг Быстрый Бен, хранящий внутри немало секретов.
Капитан Ганос Паран – один из центральных персонажей книги. «Золотой мальчик», сбежавший из аристократического дома и подавшийся в армию. Ребенок в ретроспекции. Молоденький наивный паренек в начале. Усталый, разочарованный, потерявший друзей и любимых мужчина в конце. Игрушка богов играющая богами. Один из лучших примеров развития образа в романе.
Адъюнкт Императрицы Лорн. Убийца колдунов, на которую не действует магия. Женщина, пережившая в детстве жуткую трагедию, и с тех пор ставшая послушным орудием в руках Ласиин. До недавнего времени. Человек, сумевший победить жажду мести, разрывающийся между верностью, патриотизмом и пониманием преступности приказов.
Воришка Крокус Новичок – молодой преступник, оказавшийся в самом центре божественной интриги. Парнишка, впервые полюбивший и переживающий в связи с этим коренную смену приоритетов.
Кадровая чародейка Рваная Снасть — таящая в глубине души ужасные воспоминания о деяниях молодости. Мечущаяся между принадлежностью к магическому сообществу и армейскому братству. Циничная и уязвимая. Заботливая и бесстрашная. Пошедшая по неведомому пути, требующему огромных жертв.
Персонажей в романе великое множество: самых разнообразных рас, видов, возрастов, пола, профессий и призвания. Среди нет ни классических светлых, ни стандартных темных (что уже стало типичным для «жизненного» темного фентези). Они великолепно проработаны и продуманы, бурно развиваются, причем явно, отчетливо, порой буквально на глазах. Проживают дни и годы, теряют друзей, меняют хозяев и воззрения. Ссорятся, мирятся, страдают, любят, убивают. В общем, живут обычной жизнью в обычных для себя, но в таких завораживающих для нас, условиях.
С их помощью Эриксон делится с читателем своим видением вопросов долга и ответственности. Разбирает по косточкам психологию уставших от войны людей. Говорит с нами о личностном росте и смене сфер деятельности.
Да, остро не хватает обычных людей. Мы знакомимся в основном с воинами, колдунами, полководцами и прочими начальниками. Наиболее приземленная субстанция, с которой встретимся — разнообразные маргиналы, типа воров и убийц. Среднестатистические крестьяне и горожане в упор не попадают под прожектора внимания автора. Что оставляет впечатление некоторой недосказанности мира.
Практически нет пока глобальных сражений и схваток, ожидаемых от эпика.
Но не забываем перед нами лишь первый том из десяти, и скорее всего, многое еще впереди.
Что радует, ведь после дебюта расставаться с «Малазанской «Книгой Павших» абсолютно не хочется. А значит, будем с нетерпением ждать все новых и новых частей «Малазана» в свеженьком переводе.
Эрго. Мощное эпическое темное фентези с глубоко проработанным миром, интересной магической системой, обилием нелюдских рас и качественными героями.
Затерянная земля, или Кто на нас с Конгом? / «Остаться должен только один!», а может нет?
Прошло некоторое время после разборки титанов и уничтожения Гидоры. Короля монстров не видно и не слышно, Конг обитает на Острове Черепа, накрытом огромным невидимым куполом.
Тишь да гладь.
Как вдруг появившийся из неоткуда Годзилла нападает на базу корпорации «Apex Cybernetics». Причем, похоже, останавливаться на этом не собирается.
И только Конг может стать ключом к силе, способной остановить Короля монстров кайдзю.
Франшиза MonsterVerse подошла к своему логическому завершению (или, по меньшей мере, к промежуточному финишу). После «Годзиллы», «Конга: Остров черепа», второй Годзиллы, наступило время этим прекрасным созданиям окончательно выяснить, кто на земле хозяин.
VS. стал очередным подтверждением того, что компьютерные монстрики на экране нынче без проблем способны заткнуть за пояс большинство актеров-людей.
Главной звездой фильма является Конг. С первых кадров он становится буквально нашим соседом: не особо культурным, свойским, не выносящим ущемления и несвободы, готовым постоять за свою альфо-самость, не чуждым милосердию и любви. Постепенно Конга делают и вовсе эдаким старшим братом для героев. Не шибко умным, университетов не кончал, но с большим сердцем. А главное, когда пацаны с соседского двора решают поспрашивать закурить, готовым объяснить «зайдам» всю глубину их нравственного падения. Отличная мимика, внушительные зубки, простецкие повадки, знатный топор, адекватная пластика и огромные глаза.
Конг рулит.
Годжира (имя чудища происходит от японских слов «горилла» (! Привет, Конг) и «кит») старается, как может, хотя у него возможностей поменьше. Ящерка, чего с нее возьмешь. Башка крохотная, глазки и того меньше, лицом не поиграешь. Тока пасть разевать, да хмурится мордой.
Любопытно наблюдать за отношения между «последними горцами». Сперва это классика разборок альфа-самцов, сводящаяся к банальному мордобою. Постепенно в нем прорезается нотка уважения к достойному сопернику, готовность признавать силу другого. Потенциальная готовность сыграть в команде и не искать смерти оппонента.
Понятное дело, противостояние Конга с Годзиллой становится главным аттракционом фильма, его сюжетным хребтом. Украшением ленты, заставляя нетерпеливо слушать разговоры вялых людских персонажей, ожидая главного блюда. Первая порция экшена ждет нас на 40 минуте, затем после непременных людских похождений — летающие ящерки и финальный махач. В ход которого со временем вмешается третья сила.
Снято сражение изрядно комиксоидно и несерьезно, без людских трагедий, с аллюзиями на «Рубеж» и Бэтмена с Суперменом. Города выступают лишь фоном для битвы титанов, конструктором из кубиков под их лапами. Человечьи механизмы и достижения лишь инструментом для нанесения легкого неудобства сопернику, как то самолетики или краны. Люди – букашками под ногами. Однако, благодаря рейтингу, создается впечатление, что никто из гомо сапиенсов во время разрушения их поселений не пострадал. А в ситуации, когда эти человеки ну никак не могут уцелеть, камера в последний момент перепрыгивает на монстров, оставляя долю недоговоренности и надежды на счастливый исход.
Людские персонажи, как я уже сказал, сильно проигрывают титанам.
Скарсгард изображает ученого, сперва жутко боящегося Конга, затем, без перехода, готового пожертвовать ради него жизнью.
Милли Бобби Браун показывает зрителю бескрышную до глупости девочку-подростка, лезущую черту в пасть.
Ребекка Холл сурово хмурит брови, годами изучая Конга, но не способна понять о нем элементарных вещей.
Кэйли Хоттл (действительно глухая от рождения) и ее глухонемая девочка Джилл явно не чужда аутичному спектру, порой вяловато реагируя на события. Единственное существо, которому доверяет и о котором заботится наш огромный бибизян. Девочка вместо легко одетой блондиночки? Неравноценный размен!
Зато с ней связаны интересные сценки восприятия мира глухим человеком, когда вам полностью отключают звук и можно уловить лишь вибрации.
Был еще какой-то невнятный толстый «нехакер», «комичный» борец за правду, злец, жаждущий власти. Больше о них сказать нечего.
О сюжете и логике событий тоже упоминать не будем. Зачем расстраиваться.
Порадовали постановщики теорией полой земли, вольно обращающейся с гравитацией Своеобразным оммажем (вряд ли осознанным) Конан Дойлу с его Затерянным миром и Обручеву с Плутонией. Без динозавров, понятное дело, не обошлось.
Любопытными титрами, рассказывающими историю, достойную своего собственного фильма в духе Террора.
Ну и конечно концепцией «вместе с Конгом мы сила», или «кто на нас с Васей?». В этом даже можно усмотреть призыв к гармоничному сосуществованию с природой, необходимости всем существам, населяющим Землю вместе двигаться в голубую даль.
А можно и не усматривать. Подобные аттракционы создаются не для внутреннего наполнения, морального посыла или внятного сюжета.
А для наслаждения глобальным сражением Кита со Слоном.
Эрго. Эпическая компьютерная драка двух альфа-самцов, разбавленная вялыми необязательными телодвижениями людской массовки. Если выпустить битву одним роликом, от экрана было бы не оторваться.
Революционный мститель, или Последователи старины Оруэлла
Близкое будущее. В мире все плохо. Очень. Войны, голод, болезни, эпидемия вируса. В Штатах до сих пор бушует гражданская бойня. В Англии тоже все не слава богу. У власти фашистская партия Norsefire, со всеми непременными атрибутами тоталитаризма: ночными арестами, концлагерями, тайной полицией, комендантским часом и прочими «прелестями».
Иви Хэммонд (Портман) в детстве испытала на себе тяжелую руку режима. Однако во взрослом возрасте девушке удавалось не сталкиваться с произволом. До одной ночи. С 4 на 5 ноября.
Ночи, когда таинственный мститель в маске Гая Фокса взрывает здание Олд-Бейли. Отныне Фокса, а заодно и Иви ищет вся государственная машина. Но неведомого анархиста это не останавливает. Ровно через год он угрожает взорвать здание парламента. И, похоже, лелеет мечты устроить революцию.
Антиутопии – благодатный жанр. И разнообразный. Вариантов масса. Практически все они говорят о борьбе с системой, стремлении к свободе и дарят нам различные варианты негативного будущего.
V for Vendetta — комикс созданный Аланом Муром и Дэвидом Ллойдом, увидевший свет в 1982-1985 годах. Продюсерами и сценаристами ленты, снятой по этому комиксу, стали братья/сестры Вачовски.
«Вендетта» в этом смысле не может порадовать особой оригинальностью. Мало того, что мы так и не узнаем, что творится в остальном мире. Разве что про Америку будет сказано пара-тройка преисполненных злого сарказма слов. Лента концентрирует свое внимание на Англии. А точнее на Лондоне. Где творится классический до зубовного скрежета тоталитарный/фашистский беспредел. Карантинные зоны. Комендантский час. Патрули озверевшей от безнаказанности тайной полиции. Прослушка домов из проезжающих автомобилей. Причем в контексте трендов 21 века: «все для вашего же блага и безопасности». Оставим на совести авторов столь крутые меры, применяемые столь долгое время, и взглянем на то, как они реализованы в фильме.
А реализованы они с изрядной долей фарса. Причем буквально с первых кадров встречи Иви с троицей полицейских. Таких отвратно-карикатурных типажей еще поискать даже среди самых опустившихся бомжей. Да и лидеры партии, несмотря на зловещие лица, воспринимаются несколько утрировано.
Во-вторых, лента пронизана стилистикой комикса. Это скользит в подаче материала, и конечно, в картинке. Vendetta переполнена пафосом, патетикой и наивностью, как вечерний июльский воздух над болотом — комарами.
Это не то чтобы совсем плохо, но привыкнуть к своеобразной театральной подаче материала, высокопарным речам V, партийцам, будто не читавшим бессмертные «100 вещей, которые я сделаю, когда стану злым властелином», выходит не сразу.
«Что-то в это стране не так» — хмурит брови герой, заставший все 10-15 лет режима, словно стремящегося повторить все самые банальные ошибки тоталитарных структур. Больше арестов и репрессий – грозят партийцы, явно позабывшие, что за окном не 30-е года 20 века, а первое десятилетие 21-го. Милота. Ход мыслей авторов понятен – посмотрите, мол, к чему может привести попытка преодолеть хаос с помощью старых, тоталитарных методов. Методов, когда избиратели отдают власть в руки фашиствующих организаций. Однако в информационный век, когда власть предержащие действуют гораздо тоньше, этот дуболомный архаизм сталинизма/гитлеризма смотрится слишком уж нарочито-бесхитростно.
Пороховой заговор 1605 года (тот, иконой которого стал Гай Фокс), был местечковыми английскими разборками между католиками (теряющими свои позиции в стране) и протестантами. Позднее в народе долгое время отмечалась «Ночь Гая Фокса», во время которой на костре радостно сжигали чучело того самого несчастного Гая. Кстати Гугл по запросу «Гай» выдает Фокса на втором месте, после Гая Ричи, но перед Цезарем.
Вдобавок постановщики — явные поклонники теории о превалирующей роли личности в истории. И свято уверены, что народу нужно лишь открыть глаза на происходящее – дальше неизбежна волна возмущения, а затем и бунт. Да, революционная ситуация в реальности «Вендетты» откровенно созрела, но поверить в то, что один–единственный мститель, пускай и «натыривший» у властей чуточку денежек, способен за год поднять на бунт целый город, крайне непросто. Это при том, что V не разыграл до конца карту с вирусом. Вместо того, чтобы запустить информацию в народ, он предпочел воздействовать на одного единственного инспектора. Правда, это самое воздействие в результате таки сыграло свою важную роль.
С идейной точки зрения особых прорывов от фильма ожидать не стоит. «Вендетта» помещает на знамя идеи свободы, всячески подвергая остракизму тоталитаризм, концепцию «зажимания свобод для вашего же блага», преследование религиозных и сексуальных меньшинств. Не чужды постановщикам анархизм и вера в людей.
А вот видеоряд у ленты хорош. Комиксоиден, но хорош. Пустынные улицы запуганного города. Темные тона, прерываемые кровавыми всплесками драк, сиянием роз или блеском костяшек домино. Огромное лицо канцлера на экране. Засевшие в тени участники главного партийного совета. Взрывы, отправляющие в небытие лондонские достопримечательности. Буйство стихий и молчаливый гнев разбуженного народа.
Есть неплохие актерские работы.
В первую очередь Натали Портман. Милая девица в начале. Человек, все бытие которого обрушивается в тартарары. Испуганная женщина, пытающаяся вернуть обычную жизнь. Отбросившая страх и осознавшая, что на самом деле важно. Эмоционально, насыщено, завораживающе.
По словам Катерины, на примере Иви можно проследить эволюцию состояния всех жителей Лондона.
Хьюго Уивинг и его V. Задача у нашего любимого агента Смита/Элронда была крайне непростой, если принять во внимание то, что его лица мы не увидим ни разу за все 2 часа фильма, но он справился. Неостановимый мститель, разработавший и воплотивший сложный план. Позер, человек не мыслящий себя без театральных эффектов и своих кинжалов. Убийца и террорист. Безжалостный манипулятор, способный сотворить с человеком жуткие вещи. Для его же блага, понятно дело. Х-м, мистер V, а вы бы без проблем заняли в структуре Norsefire самое высокое место. По методам вы настоящий партиец.
Главный инспектор полиции Эрик Финч (Стивен Ри). Один из центральных героев ленты, человек, совместивший участие в партии и заботу о законе. Лояльность Канцлеру с пониманием того, что даже партии позволены далеко не любые методы. Лондонская полиция вообще выглядит в фильме практически безупречной организацией. Позволяющей себе фрондирование, попытки докопаться до правды, действительно разобраться в происходящем.
Верховный Канцлер Адам Сатлер (Херт). Тот кого большую часть времени мы видим лишь в образе гигантской головы, нависающей над членами партийного совета. Играющий мимикой, глазами, волевыми посылами.
К сожалению, некоторые действия канцлера, позволяющего запускать себе в окружение людей ближайшего соперника, или так безоглядно и глупо «наезжать» на второго партийца изрядно портят впечатление.
Серый кардинал Криди. Зловещий, умелый, опутавший своей паутиной всех, включая Канцлера, но набравший себе людей, не умеющих целиться и попадать в голову противнику.
При этом в фильме полно недостатков. Логические дыры, в которых способен утонуть весь Лондон (да, я помню, что перед нами комикс). Безумные поступки героев. Одна эскапада Гордона Дитриха (Фрай) чего стоит. Представляете директора теле (радио) канала во время сталинского СССР или нацистской Германии показывающего у себя откровенный стеб над Сталиным или Гитлером? При этом Дитриха нам не демонстрируют самоубийцей, скорее наоборот — эдаким сибаритом, заботящимся о рейтингах (!!) канала. Тут постановщики откровенно запутались во временах и нравах.
Лента наивна, пафосна и патетична. Но все равно пробирает. Все же есть в комиксах нечто, дотягивающееся до сердец практически любой аудитории. Вдобавок V for Vendetta подарила нам редкий для антиутопий «почти хеппи-энд».
Да, по поводу дальнейшей судьбы восставшего Лондона есть разные версии. Не исключено, что весь порыв толпы уйдет в свисток, и партия, устроив драку пауков в банке за высшие места, вновь подхватит выпавшие вожжи. Но закрутить гайки как прежде, скорее всего не выйдет. Оттепель неизбежна.
Но как бы ни сложилась судьба этой антиутопии, действия безымянного мстителя не прошли даром не только для персонажей ленты, но и для вполне реальных активистов в нашей реальности (доказано «Анонимусом»).
Эрго. Классическая комиксная антиутопия, совместившая наивность, пафос, спорные идеи с хорошими актерскими работами, стильной картинкой и свободолюбивой моралью.
Режиссер: Джеймс МакТиг
В ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Хёрт, Тим Пиготт-Смит, Руперт Грейвз, Роджер Аллам, Бен Майлз, Шинейд Кьюсак, Наташа Уайтман, Джон Стэндинг, Эдди Марсан, Клайв Эшборн, Эмма Филд-Рэйнер, Иэн Барфилд, Марк Феникс, Алистер Мадзотти, Билли Кук, Гай Генри, Косима Шоу, Меган Гэй, Родрик Калвер, Тара Хэкинг, Энди Рашлай, Чад Стахелски, Антье Рау, Амельда Браун, Ричард Кэмпбелл, Патриция Гэннон, Марк Лонгхерст
Антивоенное фентези на залитой кровью земле, или Мрачная история высокомерного поселения
10 тысяч лет возвышается на земле Город. Он знал века возвышения и столетия полного упадка. Полностью сменялись населявшие его народы, покровительствовавшие им боги, архитектура, границы.
Пока им не стали править семь великих семей, семь властвующих домов. И величайших из них – Бессмертный – император Ареон. Император развязавший войну с «синекожими», идущую уже столетиями. Войну, уложившую в землю лучших сынов и дочерей Города, и вытянувшую из него все соки.
Жертвами этой войны стали сотни тысяч людей. Среди них бывший полководец Шаскара, ложно обвиненный Императором в измене и прячущийся в огромной подземной городской клоаке. И маленькие Элайджа с Эмли, позабывшие как выглядит солнце. И воительница Индаро, попытавшаяся выбраться из колеса беспрерывных битв, но все равно вернувшаяся на передовую. И военачальник Фелл Эрон Ли, беспрерывно теряющий своих людей в бесплодных сражениях. И…
Они еще не до конца поняли, что дальше так продолжаться не может. И для того чтобы покончить с войной нужно разобраться с императором. Тем кто не дает ей угаснуть. Тем, кого называют Бессмертным.
И, возможно называют не зря.
Стелла Геммел известна как вдова и соавтор британского писателя-фантаста Дэвида Геммела, дописавшая после его смерти финальную книгу трилогии "Троя". Ее первый самостоятельный роман, по слухам отличался мрачным, тяжелым, но хорошо проработанным миром. Ну и ладно, не все же жизнерадостными сказками зачитываться – решил я — авось прорвемся (тем более перевод книги был сделан знаменитой Марией Семёновой). И не пожалел.
The City действительно не назовешь образцом позитивной литературы, но есть в нем некая особая гнетущая притягательность.
Давненько не встречал я мира, где шла бы настолько длительная, бессмысленная и беспощадная бойня. Сандерсон, говорите, разборки алети с паршенди в «Обреченном королевстве»? Не тянет шестилетняя война вдалеке от центра страны на сравнение с долгими десятилетиями (если не столетием) военный действий, втягивающих в свою орбиту абсолютно все население Города (то, которое не догадалось смыться в Чертоги, конечно). Причем, учтите, постоянно идет «горячая» фаза бойни. Это вам не Столетняя война, затихавшая то на девять, то вообще на 20 годочков. И не холодная война СССР с США проводившаяся в основном на территории других стран. Это самая натуральная постоянная мясорубка на границах Города, атакуемого практически всем остальным известным миром. Дипломатия? Использование одного врага против другого? Стратегия? Нет, не слыхали.
Геммел создавала свой Город, явно вдохновляясь величайшей земной империей – римской. Мелькают отголоски Рима в именах, названиях армий, аллюзии в способах управления и высокомерном отношении к соседям. Но одновременно с подобиями, хватает и кардинальных отличий. Причем отличий, всерьез ослабляющих Город (возможно осознанно). Нет понятия гражданства, одного из определяющих факторов долгого владычества детей Волчицы над половиной открытого мира. Есть лишь аморфное — сын Города, хотя идеологическая накачка населения Бессмертным Императором (ау, Стэн!) находится на высочайшем уровне. Нет использования варваров в армии, за все отдуваются те самые сыны и дочери Города. Почти нет как таковой дипломатии (по крайней мере, в последние несколько десятилетий), а то что есть выглядит абсолютно по-детски. Практически нет торговли (Город фактически в осаде). Нет той наивной честности в высказываниях, заменяемой политическими мантрами-витиеватостями, присущими современному а не древнему миру («Город хочет мира, но мира достойного»). Да почти ничего нет, не считая напыщенной знати, и солдат своей грудью не пускающих врага в родные пенаты. А уж повсеместное использование женщин в армии (причем в линейных войсках) и вовсе за гранью добра и зла. Ихнее начальство совсем нюх потеряло. Непонятно, почему давным-давно не запылал веселым пламенем Алый дворец, а головы Ареона и представителей великих семей не украсили стены Города. Попервах абсолютно не понятно. Со временем кое-что проясняется.
Ведь самым интересным отличием от нашего Рима стала идея империи, повелители которой не просто называли себя сынами Богов, а действительно находились в определенных родственных отношениях с некими сверхсуществами. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, типа весьма необычных способностей.
Мир книги раскрывается весьма постепенно и неторопливо. Сперва мы попадаем в Чертоги — городские подземелья, описанные автором настолько подробно и с душой, что читатель будто наяву ощущает себя в столетних тоннелях под толщей камня и земли. Вечно темных тоннелях по которым проносятся тонны воды и нечистот. Низких и гнетущих тоннелях, служащих домом сотням живых существ. Смертельно опасном месте, меж тем дающем надежду изрядному количеству отверженных горожан.
Затем мы знакомимся с городской армией, попадаем на поля сражения с «синими», увидим поближе тех, кто год за годом защищает Город в бесконечной войне.
Переносимся на его улицы, пройдемся по наземной части и даже императорскому дворцу. Увидим полную картину умирающего, затапливаемого водой Города. Узнаем, наконец, кто же такие эти пресловутые «синекожие» и чем они дышат.
А затем плавно переберемся к упорным интригам, которыми заняты как местные власти, так и их противники. Не только банальной борьбе за внимание повелителя, или должность пожирнее. Но и интригам ведущимся с целью спасти Город а также их противников от чрезмерно затянувшейся войны. Интригам прямиком ведущим к самоубийственным попыткам устранения Бессмертного императора. Почувствуйте себя Брутом, а точнее его ранешними, менее удачливыми коллегами.
Постоянно всплывают и мелькают имена и персонажи, в будущем играющие важную роль в повествовании. По всему тексту разбросано множество подвязок на грядущее. По стенам развешаны ружья, эффектно стреляющие в свое время. Во внимательности леди Геммел не откажешь.
Роман буквально пронизан антивоенными мотивами, редко обыгрываемыми в фентези. Обычно за этот аспект отвечает серьезная фантастика, а героическое фентези наоборот самозабвенно наваливает трупы тысячами, вызывая в читателе некую бесшабашную обреченность из серии «все там будем». Стелла действует по-другому. С первых страниц она вызывает у нас стойкое и непреходящее отвращение к войне. Войне, доведенной до абсурда. Крощащей все новые и новые людские тела, не разбирая ни пола, ни возраста. Войне, пометившей практически все известное мироздание. Это при том, что автор не увлекается описанием сражений и поединков, показывая битвы схематически, хотя подчас вполне натурально. Нравится? — будто спрашивает Геммел — героики вам захотелось, войнушек? — нате жрите, не обляпайтесь!
Да, сюжет порой развивается слишком уж неторопливо, в тексте хватает анахронизмов, и психологически действия большинства персонажей частенько выглядят странновато. Но как образец темного, антивоенного, порой гнетущего фентези Город вполне достоин внимания.
Эрго. Тщательно и продуманно сверстанное (пускай и подзатянутое) мрачноватое фентези с пацифистскими мотивами и древнеримскими аналогиями. Любителям волшебной сказки тут ловить нечего. Фанаты dark fantasy вполне могут уделить внимание.
Шевалье, окруженный Тьмой/ Судьбоносный спаситель королевства? Или его погибель?
Будущее молодого Лорна Аскариана казалось абсолютно безоблачным. Крестный сын самого Верховного короля, блестящий юноша, уже доказавший свою доблесть в войне с гельтами. Жених Алиссии — прекрасной дочери герцога. Член королевской Серой Гвардии.
Как все вдруг летит в тартарары, и он уже обвиненный в государственной измене узник ужасной тюрьмы Далрот – места, где обитает сама Тьма.
И хотя через три года выясняется, что Лорн единственная надежда умирающего короля и королевства, стоящего на краю пропасти, ни у кого нет уверенности, что за эти три года Аскариан не поддался Тьме. Ведь остаться самим собой в подземельях Далрота практически невозможно.
А если Лорн допустил над собой господство Тьмы, то Верховное королевство может находиться в еще более страшной опасности, чем предполагалось.
Французское фентези редкий гость на наших просторах, и глянуть, чем могут нас порадовать фантасты из солнечной Галлии, было любопытно. Тем более что сценарист и писатель Пьер Певель считается одним из ярчайших авторов этого направления среди соотечественников Ришелье и Д'артаньяна.
Роман действительно небезынтересный, хотя и не лишенный шаблонных моментов.
Для начала вселенная «Рыцаря» привлекает внимание нетривиальной завязкой и историей мира.
Взрывной дебют, с ходу погружающий нас в обстоятельства судьбы главного героя, сменяется неторопливым, чересчур даже плавным развитием, но главный крючок в сердце читательского внимания уже заброшен. Идея реабилитации невинного протагониста сама по себе хороша, а уж усиленная влиянием той самой загадочной Тьмы и вовсе способна подарить нам мощный образец жанра.
И пускай по полной программе этим подарком автор, не желающий скатываться в колею совсем уж темного фентези, не пользуется, свою роль пребывание Лорна в подземельях Далрота исполняет со всем усердием.
Аскариан – благородный, честный юноша до заключения, не теряет разом все эти положительные качества после возвращения. Но Тьма однозначно влияет на протагониста. Причем не только сменой цвета глаз, приступами слабости, неприятием яркого солнечного света, но и проявлениями черствости, безразличия к судьбам других людей. Этот путь в первой части цикла лишь начат, но далеко не закончен. А посмотреть, куда он приведет, охота. Редко нам попадаются герои, бродящие от светлой к темной стороне силы, и наоборот.
Второй мощной стороной цикла стала предыстория мира. Мира, в котором долгое время правили божественные Драконы, и лишь жертва одного из них позволила людям свергнуть эту тиранию. Сейчас почти во всех странах (правда есть исключения) драконы остались в качестве эфемерных духовных покровителей, и люди сами вершат свою судьбу. Затем были некая Последняя Война Теней с армиями Тени и Забвения. Убийство Эркланом I Серк-Арна-Дракона разрушения в конце эпохи Теней. И еще, по-видимому, множество всяческих событий. Певель говорит о них буквально парой слов, и эти крупицы информации лишь разжигают интерес, желание выведать побольше. Что такое Тьма? Какими были божественные Драконы? Желаем знать!
А как вам Хроники королевств Имелора, состоящие из сотен томов, и описывающие практически все события, происходящие в мире. Причем понятное дело не без конъюнктуры, и искажения реальных фактов. Прям как взаправду.
Кстати, вполне годный прием с небольшими эпиграфами в начале глав, которые с помощью кусочков из Хроник дополняют повествование и заполняют не очень важные лакуны, позволяя автору сосредоточить внимание на главных событиях.
Ну и без современных перипетий читатель не останется. Политические интриги внутри державы. Королева, копающая под престарелого короля, пораженного Великий Недугом (тоже хорошо – если правитель «накосячил» — его поражает чудо-болячка, проходящая лишь после исправления «косяка»). Коварный премьер-министр. Недовольство аристократии. Оппозиция, не согласная с передачей одного из городов вековому врагу.
И другие особенности мира. Такие как раса разумных рептилий-драков. Дрессированные виверны и их всадники виверньеры. Варвары-гельты. Противостоящее нашему Верховному — Королевство Иргаэрд, владение Черной гидры. Принцы-драконы — люди-отпрыски гидры, обладающие неимоверной темной мощью (интересно, как она их рожала?). Загадочная организация Ирелис. Религиозные особенности — черные жрецы Дракона-короля, тихой сапой отодвинувшие на второй план почти всех остальных божественных покровителей. Огнестрельное оружие, пока существующее лишь в виде корабельных и крепостных пушек, до ручной артиллерии тут еще, похоже, не додумались.
А также пара интересных «нежданчиков» в финале. И шикарный тизер-завлекалка в самом конце (многим сериальщикам стоило бы поучится у Певеля, как «дразнить» зрителя).
Да есть недостатки, куда ж без них. Язык далеко не идеален, и после резвого начала, во время развития сюжета, об эту «неидеальность» частенько спотыкаешься (или все же перевод больше виноват?). Вдобавок «штиль» романа местами чрезмерно высокопарен, порой до зевоты.
Хватает стандартных фентезийных моментов. Аристократия мутящая воду. Патетичные и благородные гвардейцы с рыцарями вперемешку. Простой народ, который терпит и копит. Многовато пафоса и заглавных буков. Хотя, это все же это классическое рыцарское фентези — и, наверное, это непременный признак данного поджанра.
Плюс абсолютно непонятно, что за «Крестные отцы» и «сыновья» если у Певеля как класс нет обряда крещения, христианства и знака креста как священного символа.
Но тот такое.
Главное, о чем можно говорить уверенно – съедобное европейское фентези водится не только в Польше, и читать его вполне можно. По крайней мере, если браться за лучших представителей жанра.
Эрго. Классическое героико-рыцарское фентези с интересной предысторией мира и неординарным «светлым» протагонистом, находящимся под влиянием Тьмы. Ну и финальный тизер весьма хорош. Кстати, вторую часть цикла – «Наследник», написанную еще в 2014-м, на русский все никак не переведут. Ждем-с. На идеал не рассчитывайте, недостатков хватает, но как диковинный зверь из неведомых земель – в самый раз.