Армейский картограф Арина Старкова, отправляясь в экспедицию через зловещий Тенистый Каньон, не думала, что этот поход повлияет на судьбы тысяч людей.
Однако так и случилось – теперь Алина желанный приз для сильных мира сего. А также человек, возможно, способный изменить мир.
Полку фентезийных сериалов прибыло. У телевизионщиков дошли руки до романов Ли Бардуго, конкретнее «Тень и кость» и «Шестерка воронов».
До книг я пока не добрался, но их экранизация вышла откровенно неровной.
Сериал играет на поле young adult, и состоит из двух линий, которые долгое время не пересекаются.
История очередной Избранной с классическим становлением героя. И группы криминальных элементов, готовящейся эту самую Избранную умыкнуть.
Избранная — Арина Старкова (Мей Ли). Бойкая юная девица, выросшая в приюте. Метиска-рисоедка, не помнящая родителей. Всю жизнь избегавшая любого касательства к магии, не желающая быть отверженной. Старающаяся не выделятся, выглядеть иначе, чем все — опасно. Человек, которому нафиг не нужна избранность и связанные с ней «вкусняшки», ведь это влечет разлуку с друзьями. Женщина, полная сомнений, на тему своего соответствия ожиданиям. Чудо она, или самозванка? Неспособная полностью овладеть своим даром. Не считающая свои способности даром, скорее проклятием.
Нас с самого начала сопровождает ее закадровый голос, позднее трансформирующийся в письма к милому другу.
Некоему следопыту Малиену Оретцову (Рено). Накачанный юноша с маленькой головой и большими ушами. Лучший друг еще с приюта, готовый на многое ради своей Арины, осознающий свои чувства к ней.
Эту парочку мы видим не только во взрослом возрасте, но и в многочисленных флеш-беках, рассказывающих об их житие в приюте, и ранешних временах.
Единственный более-менее известный лицедей Бен Барнс, собаку съевший на фентезийных образах, играет здесь легендарного черного генерала-мага, увеличивающего силы своих колдунов. Хранящего немало секретов. Символизирующего своим первым появлением жирнющий намек на любовный треугольник с не самым ожидаемым исходом. В очередной раз показавшего недостатки пути давления по сравнению с добровольным сотрудничеством.
Вторая линия о криминальной компании начинается в городе Кеттердам на острове Керчь. Снята в исключительно темных тонах, погружая нас в европейский 19 век с котелками, цилиндрами, перчатками, клубами и прочим декадансом. Хитроумными ограблениями в духе Оушена и Люпена. Подготовкой похищения самой известной персоны в мире.
Главным персонажем тут выступает Каз Бреккер «Грязные руки» (Картер). Владелец клуба. Хромой вор с тростью, горящий желанием отомстить местному авторитету, готовый отправиться к черту на рога, чтобы получить миллион, необходимый для осуществления мечты.
В Shadow в наличии привлекательная для западного читателя экзотическая локация. Равка – страна вдохновленная Россией 19 века. Упитанный царь Петр, папахи, шапки-ушанки, длинные пальто-шинели, непременные бороды, непривычные имена и названия, приемы, наряды, блеск царского двора, нечитаемые надписи (это они себе так кириллицу представляют?). Шарман, ля! Для нашего уха, впрочем, все эти лингвистические извраты типа «гришей», «равки» или «новокрибирска» звучат откровенно смешно.
Вдобавок постановщики озадачивают зрителя недружелюбным началом с высоким порогом вхождения. Что за Равка? Какие-такие гриши? Кто с кем воюет? Кто где расположен? Что вообще происходит в этом мире? Ответы на эти вопросы мы получим далеко не сразу.
Мир, созданный Бардуго одновременно стандартен и любопытен. Стандартен в политической составляющей: мы видим собственно разделенную надвое Равку, ее северного оппонента и некое островное государство. Интересен – каньоном и магами-гришами.
Тенистый Каньон – место, созданное колдуном. Ад, где царит вечная тьма и смертоносные летающие волькры (твари, безжалостные к статистам, но сильно «тормозящие» при встрече с главными героями). Пересечь которое удается единицам. Выступающее для одних сторон благом, для других злом. Гениальный ход с преодолением каньона, стоя на открытой палубе, а не забаррикадировавшись в трюме сухопутного корабля, я так и не понял.
Здешние волшбари поражают многообразием прикладных умений, хотя для использования дара им требуется конкретная «распальцовка» с маханием руками (магия жеста). Тут вам Шквальные, Инферно, Заклинатели Теней, Проливные, Целители, Серцебиты. Используется не только банальный огонь, воздух или лед, но и перехват контроля над телом, воздействие на эмоции, улучшение фигуры, изменение внешности, сверхострый слух.
Отношение у сограждан к ним двойственное. С одной стороны — мощное оружие, опора царя. С другой — цель приложения народной опаски, злобы, презрения.
Всю детвору тестируют на магические способности, проявивших оные, забирают в школу для обучения. Малый дворец за высокой-высокой стеной. Построенной в первую очередь не для того, чтобы воспрепятствовать побегу неофитов, а для их собственной безопасности. Волшебники обязаны послужить отечеству, срок службы нам не огласили. К сожалению, после распространения револьверов и винтовок эффективность колдунов заметно упала. Потери, наоборот, возросли. Несмотря на фирменную бронеодежку-кефту. Все верно – против пули в голову никакая одежка или магия не поможет.
В наличии волшебные существа, усиливающие способности гришей. Животные, вокруг которых хватает маго-политический игр. Имеется у здешнего волшебства целая философия. Мол, не магией занимаемся, а малой наукой, мы меняем то что существует в природе! Все вокруг материя, даже воздух, а заклинатель может резать материю! Вот так, все как у взрослых пацанов.
Плюс непременное обучение в магической школе, ну как без него!
Отсыплют нам псевдорусского колорита (сама Бардуго обозвала свою серию – царь-панком), как я уже сказал, для наших палестин доходящего до смешного (женщина по имени Петя это пять!). С изысканными платьишками придворных, колоритными нарядами гришей: каждому из подвидов магов принадлежит свой цвет и узор, суровыми солдатами, напыщенными аристократами, нелепой царской семьей.
Армейских будней, ведь с северным соседом идет настоящая война с линией фронта.
Интриг среди гришей, политических, дипломатических противостояний.
Шпионских приключений в исполнении Каза со товарищи.
Ужасов Тенистого каньона, отвечающих в сериале за натуральный хоррор.
Сепаратистов из Западной Равки, возглавляемых харизматично-жестоким Златаном (Уэстон-Джонс).
Фьорданского спецназа – суровых варваров, специализирующихся по охоте за магами.
Глупых поступков главгада, к финалу растерявшего последние мозги.
А вот экшен и крутые сцецэффекты постановщики выделяют дозировано, бюджет сериала не астрономический. Впрочем, то, что есть, смотрится неплохо.
Эрго. Неровное young adult фентези с недружелюбным к зрителю началом, «рашен»-колоритом, непременной Избранной и живописной компанией мошенников. Хватает шаблонных и смешных моментов. Есть любопытные находки. Не шедевр, но и не провал.
Режиссер: Майрзи Алмас, Ли Толанд Кригер, Дэн Лью
В ролях: Фредди Картер, Джесси Мей Ли, Арчи Рено, Амита Суман, Кит Янг, Бен Барнс, Саймон Сирс, Джулиан Костов, Даниэль Галлиган, Балаж Медьери , Том Уэстон-Джонс
Нашествие Степи, или «К последнему морю» по-хунгурски
Горит земля ясновельможной Лендии. Орда кочевников-хунгуров вторглась в пределы королевства, сокрушив ее благородных рыцарей, или заставив переметнуться к врагу.
Пожары, убийства, грабежи, бунты черни. Повержено в грязь святое Копье — знак избранника Праотца. Подымает голову язычество. Из лесу выползают позабытые чудища.
А по пылающей земле бежит женщина с ребенком. Венеда и Якса, на которых объявлена настоящая охота. Вдова и сын человека, предательски убившего кагана хунгаров.
Возможно ли уцелеть, когда весь мир против тебя? Или Яксе предназначена иная судьба, чем стать жертвой по воле кагана?
Полку переводных поляков прибыло. Ныне нас посетил Яцек Комуда с «монголо-татарской» славянской историей.
Поданной в виде романа в новеллах, по примеру Пекары, первых Ведьмаков и Меекхана. Жесткой, точнее жестокой, кровавой, до дрожи атмосферной.
Перед нами классическая картина вторжения Степи, со всеми ее прелестями. Если пропустить мимо взора фантэлементы, о которых поговорим позднее, перед нами реалистичное историческое полотно, века эдак 8-14-го. Наиболее близкая аналогия: «дружеский» визит Бату-хана в Киевскую Русь. В мире Яцека тоже было свое Косово поле/Калка (трон Кагана, стоящий на пленных воинах, явно вдохновлен легендами оттуда), под названием битва на Рябом поле. Сражение более судьбоносное для этой земли, чем его реальный прототип для нашей. Именно там был сломлен хребет лендийскому рыцарству, погиб пан круль, и запущена цепочка событий, приведших к развалу страны. Причем сама битва останется за кадром, зато ее последствия будут встречаться на каждом шагу. Предательство, смерть, огонь. И Проклятые – те, кто не успел на призыв своего короля для роковой битвы. Зато позднее окажет мощнейшее влияние на сюжет.
Очень жизненная история. Жестокая, как и описываемое время. Полная, как людей, до конца исполняющих свой долг, так и приспособленцев. Как смертей, пышущих жаркой злостью, так и морозящих ледяным безучастием. Как безоглядной любви, так и нескончаемой ненависти. Как сокрушающих проклятий, так и светлой надежды. И со стороны лендичей. И со стороны хунгуров.
Описание гибели Лендии завораживает, подобно взгляду матерого удава. Орда, катящаяся по полям, деревням, городишкам. Сила, которую никто не в силах остановить. «Обычное средневековое зверство». Противостояние язычества и единоверия. Различные племенные конфликты. Классические людские реакции на кризисную ситуацию. Сожженные сборы (места молений Праотцу и его избраннику Ессе (достаточно очевидная аллюзия). Грабежи, убийства, насилие, рабство не только для обычного люда, но и для гордых витязей. Унижение, позор, презрение для выбравших предательство и ушедших под руку кагана.
Бессмысленный и беспощадный бунт холопов против прежних господ (немудрено, если последить за тем, как ясновельможные общаются с простолюдинами). По полной программе спрашивающих с рыцарей, их семей за прошлые обиды. Ведь лендичи и прочие Единоверцы отнюдь не первые хозяева этой земли. Они завоеватели, принесшие сюда свою веру в Праотца. Повергнувшие (а точнее загнавшие в леса) старых языческих богов. Горделиво и пренебрежительно относящиеся к свободным селянам.
Вот и воздалось им по заслугам, когда на их силу нашелся более сильный.
С третьей новеллы читателя переносят на десяток лет вперед, показывая Лендию, живущую под пятой хунгуров. Все, как полагается – баскаки, казнь за спрятанный меч, зимовье целыми аулами за счет местного населения, с бабами пошалить, как без этого.
И лишь горстка отчаявшихся недобитков партизанят по лесам. Да все больше силы набирают волхвы старых богов, призывая их гнев на головы захватчиков.
К язычеству Комуда относится без малейшего романтизма и пиетета. «Даю тебе – чтобы ты мне дал». Жертвы, жертвы и еще раз жертвы. Язычество стоит на жертвах. Причем плодами, или кровью животного отделаться можно далеко не всегда. В серьезных случаях дар божеству должен быть человеческой жизнью. А то и не одной. И не всегда есть возможность откупиться чужаком. Частенько и со своим соседом приходиться попрощаться. А как иначе? «Жертвуем одним, чтоб остальные могли жить в покое».
По этому поводу Яцек описывает любопытный моральный этюд. Что если все жертвы окажутся напрасными? Или более того, именно они приведут к смерти поселения? Если принести в жертву одного, уцелеют ли остальные, или рано или поздно на их головы падет возмездие? Ведь неправедно убитые имеют свойство возвращаться, дабы установить справедливость. Как они ее видят из могилы.
Тем более в мире, где смерть далеко не конец.
Как видите, теперь плавно переходим к теме фантдопущений романа. Они связаны именно с язычеством. Стрыгоны, вернувшиеся с того света, несущие в себе дух дремучего леса, свободы, ненасытного наслаждения, мести. Еще одни упыри — смертельно опасные вещие визгуны. Древесные лесные бесы. Старые боги. «Копытные» божества степняков. Шаманы хунгуров, способные удержать кусочек души в части тела покойника, заставив потом ее отвечать на вопросы убийц, буквально выбивая информацию. Манкурты – люди-роботы, лишенные памяти, души, полные лишь безоговорочной преданности господину.
Доброго волшебства не ждите. Да и от иноков Ессы чудес мы не увидим.
Больших сражений Комуда пожалел. Пара поединков, несколько стычек по паре десятков, максимум сотне противников.
Что еще любопытнее, Якса, давший наименование циклу, тут далеко не самый интересный элемент. Везунчик, начинающий влиять на события далеко не сразу, позволяющий себе один раз «скопипастить» небезызвестного Геральта.
Персонажей сложно назвать сильной стороной романа. Слишком быстро сменяются они перед глазами читателя, уходя в небытие. И хотя некоторые запоминаются, как то инок Грот, калейдоскоп имен и лиц так и не рождает героя, которому можно было бы по-настоящему сопереживать.
Мир, кроме собственно Лендии, практически не описан (да, я помню о глоссарии, но этого маловато). Возможно ситуация изменится в следующих томах цикла (кроме «Царства» на сегодня написан еще один роман). Несколько раздражают чересчур большие временные промежутки между новеллами, порой до десятилетия (зато какое поле для дополнений: см. «Сезон гроз»). Огромное количество сюжетообразующих событий проходит где-то за кадром, удостаиваясь пары слов в беседах персонажей. Спорный ход. Как и финал, оборванный буквально на полуслове. Парни, ждите следующую серию!
Эрго. Жестокая, до одури атмосферная история о противостоянии Степи и Леса. Реализм «средневекового зверства», психологических реакций человеков, столкновений племен и религий. Плюс уместные фантдопущения. Жаль крупными сражениями нас автор не побаловал, и к персонажам имеются вопросы.
Пляски вокруг щита, или Новому времени – новые герои
Проходит полгода после ухода Стива Роджерса.
Сэм Уилсон, получивший щит из рук Капитана Америка, терзается сомнениями по поводу соответствия этому символу, и передает его в музей.
Мучаемый кошмарами Баки Барнс, освободившись от программы Гидры в мозгу, пытается найти себя в новом 21 веке.
Но когда от рук членов новой радикальной революционной организации, приобретающей все больше сторонников, начинают гибнуть люди, Сэму и Баки приходится отставить рефлексии.
Ведь тот, кому правительство вручило щит Стива, не особо справляется с ответственностью.
После отчасти экспериментальных «Ванды/Вижна», следующий этап 4-й фазы киновселенной Марвел оказался более традиционным. Политическо-шпионским триллером в духе «Первого мстителя. Другой войны».
Самым, пожалуй, любопытным аспектом Falcon стала реакция комиксоидов на события, происходящие в реальном мире. Если Танос реагировал на перенаселение (по крайней мере, в некоторых регионах) Земли, то «Сокол» размышляет о глобальном кризисе нашей с вами цивилизации, сломе привычного мира. В глазах некоторых персонажей события после Щелчка стали эдаким золотым веком (точнее пятилеткой) для гомо сапиенс. Освободившиеся рабочие места и жилище в таких местах, о которых раньше можно было только мечтать. Сплотившееся человечество, стирание границ. Возможность дальнейшего развития расы, а не буксования на месте. Соответственно для большого количества народонаселения победа Мстителей и возвращение растворившихся стало не благом, а самым что ни на есть горем.
Каково: местные злодеи могут похвастать тем, что они в изрядной степени правы. Они выступают за перемены, а не за возвращение к отжившим свое, плохо работающим старым порядкам. Их жизнь действительно всерьез изменилась к худшему после победы над Таносом. И очень охота замутить очередную революцию, извести режим, практически не помогающий попавшим в беду, взамен занимающийся пиаром себя любимого.
Понятно, что и новым революционерам есть что предъявить: лучшей жизни вам захотелось? Ненаказуемо. Квартирку поболе, место посытнее? И это понятно. Но если уж эти придурки в масках, шоб они были здоровы, вернули все как было, какой смысл обижаться на ситуацию и власть? Надо двигать дальше, раз уж тут вам не рады.
Заодно постановщики в очередной раз прошлись по государству, позволяющему себе «поматросить и бросить» своих героев, как использованную ветошь. Пример Исайи в этом отношении хрестоматиен.
Не забудут заявить тему ответственности, превосходства, изменения личности под влиянием полученной силы, методов и средств достижения на первый взгляд благой цели.
Поиронизируют над чересчур прямолинейным расовым подходом («черный пацан»). Психологами как панацеей от всех проблем. Наглостью американцев, позволяющих вершить правосудие в любой точке земного шара. Как минимум в старой доброй Европе. Непременно пострадают над тяжкой судьбой черных американцев (как же нынче без этого?). Задумаются о том, может ли сильно "загорелый" гражданин быть символом страны. Президент? Да что там президент. Вот Капитан Америка, это да!
Впрочем, Марвел смотрят в первую очередь не ради идейной подоплеки.
Начинаясь с ураганной авиационной погони, в дальнейшем каждая серия включает в себя заводную и довольно продолжительную экшен-сцену. А то и две. Забавы в небесах, драка на крышах едущих грузовиков, разборки в экзотическом Мадрипуре, привет из Ваканды, беседа с Капитаном etc. Да, динамика не изобилует массовостью и сводится в основном к рукопашным дракам. Да, хватает условностей. То хорошие парни еле-еле отбиваются от злодеев, сводя поединки в лучшем случае к ничьей. То один из них, возбужденный яростью, заканчивает драку в пару ударов (и на сыворотку не спишешь, она у всех в крови бродит). Да и подручные предметы во время ратоборств используются вяловато.
Но при всех этих нюансах экшен смотрится прилично.
От души создатели сериала покатают зрителя по земному шарику. От реальных мест типа Берлина и Риги (похоже, снятых в одной единственной Праге) до вымышленных, как-то неонового-киберпанковский Мадрипур.
В отношении персонажей сериальная линия занимается тем же, что начала в «Ванде» — раскрывает героев, лишенных своей личной минуты славы в основной киношной линейке.
Как понятно, из названия (емкость и краткость наименований сериалов четвертой фазы поражает), пришло время Сокола и Баки.
Сокол (Энтони Маки ). Образованный, толерантный. Размышляющий насчет своего соответствия символу, полученному из рука Стива. Терзаемый сомнениями на предмет «капитанской» эстафеты. Миротворец, стремящийся решить вопросы без пролития крови. Познакомят нас с семьей Сэма. Поиздеваются с его помощью над банковской системой, не дающей кредиты даже героям-мстителям.
Барнс (Себастьян Стэн ) – одинокий потерянный мужчина, всю жизнь сражающийся отнюдь не за свои интересы. Мучимый кошмарами, старающийся искупить хоть что-то из своих деяний на службе Гидры. Как на каторгу шагающий в гости к назначенной судом психологине (все серьезно: пропуск визита = арест).
На взаимодействии Сэма и Баки держится львиная доля актерской стороны проекта. Хлопцы ругаются, конфликтуют, подкалывают, дуются, временами не переносят друг друга, но вынуждены работать вместе. Основной причиной ссоры становится судьба изрядно надоевшего щита Капитана. Баки не может простить Сэму пренебрежение этим чертовым символом, считая, что Уилсон не оправдал доверие Стива. Сэм в свою очередь считает, что должен идти своим путем, а не след в след за Роджерсом.
Стоит отметить также эстетствующе-аристократичного барона Земо (Даниэль Брюль). Сибарит в пальто с воротником из лисьего меха. Человек, переживший жуткую трагедию. Изысканный безжалостный убийца, отличный ироничный собеседник. Выдержанная европейская виноградная нотка в штатовско-кукурузном бурбоне.
Уайатт Расселл оставил неоднозначное впечатление. Топорный юноша, и харизмы не хватает даже до уровня второстепенных персонажей киношной линейки Марвел. Хотя наполнение образа приличное: тут и сомнения, и трансформация, и слом личности и игра не по правилам.
Эрго. Боевитый шпионский триллер, живо реагирующий на вызовы, встающие перед реальным людским сообществом, и раскрывающий парочку второстепенных персонажей киновселенной Марвел.
Эпическая хроника одной империи, или О роли личностей в истории
Годами Малазанская империя под предводительством императора Келланведа расширяла свои границы. Никто не мог противостоять ее могущественным магам, опытным воинам и неуловимым убийцам. Ну, почти никто. Так длилось почти сто лет, пока императора не предала глава Когтей, тайной организации ассасинов. И «кровь полилась на улицах, храмы пошли войной друг на друга, магия вырвалась из-под контроля… ».
Минуло десятилетие. Старый повелитель остался в прошлом. Отныне на коне новая императрица – Ласиин. Все вроде в порядке – очищенная от приверженцев старого владыки армия продолжает свой победный путь. Маги покорны, Когти под контролем. И нет никого, кто посягнул бы на ее власть.
Никого, кроме старых врагов Тисте анди, да нескольких Взошедших – божественных сущностей, обладающих великой магической мощью. Взошедших из Высокого Дома Тени, у которых, похоже, к императрице свои, личные счеты.
Один из столпов темного эпического фентези, наравне с «Хрониками Чёрного Отряда» Глена Кука, «Игрой престолов» Мартина , а также более поздним Аберкромби. Огромный цикл, которому вплоть до 2014 года жутко не везло с переводами на русский, несмотря на две серьезные попытки, предпринятые «Астом» и тем же «Эксмо».
Классика Страны фантазии, в первую очередь радующая глубиной, «историчностью» мира.
Перед нами современность — вплотную завязанная на переворот десятилетней давности. Империя, жадно стремящаяся «захапать» все, до чего сможет дотянуться. Императрица, проводящая «окончательное решение» вопроса старых кадров, помнящих прежнего повелителя. Внутренние противоречия между армейскими чинами и магами, плюс конфликты внутри каждой из этих групп.
Даруджистан – последний из Вольных поселений, величайший город мира, где природный газ служит людям источником энергии (единственный прецедент такого рода). Полный интриг среди советников и знати, решающих свои противоречия с помощью Гильдии убийц. Его колдуны – источник мощного тайного влияния на события. Его воры и прочие преступники, живущие в ожидании неизбежного прихода Империи.
Прошлое – тянущее свои щупальца к героям настоящего, всплывающее из глубины времен, подобно жуткому морскому чудовищу. То легкая рябь по волнам. То перепуганные рыбы, бросающиеся вдаль. То бурление воды, тонко намекающее на скорые неприятности.
Почти все события современности подвязаны на былое, имеют свои причины и следствия, логичны, продуманны автором и не вызывают ощущения искусственности, как это частенько бывает в фентезийных мирах.
Второе, на что обращаешь внимание — на магию мира Эриксона. Здешние волшебники пользуются Путями магии, «тем, что по ту сторону». Они находят врата и черпают силу, придавая ей форму заклинаниями. Этих самых «Путей» в мир чародейства хватает, что придает системе колдовства приятное разнообразие. И это не считая Старших путей, недоступных людям, но вполне беспечально используемых другими народами.
Магическим действиям героев автор уделяет немало времени, и к счастью эти описания выходят у него нескучными и увлекательными.
А ведь есть еще и Взошедшие – боги и прочие божественные сущности, покровительствующие своим адептам, спорящие друг с другом, вмешивающиеся в происходящее (особенно с момента гибели Келланведа). Являющимися настолько же активными участниками событий (по крайней мере, некоторые из них), как и остальные живые существа, населяющие мир саги.
Вот мы постепенно подобрались к третьей фишке «Садов Луны» — многообразию живых рас этой вселенной. Ведь люди далеко не единственные жители мира. И далеко не первые. Начинали все четыре легендарные расы-основательницы, из которых до описываемых событий дотянула лишь одна и то в форме нежити. И лишь потом появились Старшие расы, прочие насекомоподобные (и не очень) господа, и горячо любимые нами гомо сапиенсы. Как вы понимаете, за столетия совместной жизни отношения между всеми этими товарищами сплелись в такой клубок, что распутать или разрубить его не под силу и десяти Александрам Македонским. Что добавляет в это и без того не пресное блюдо дополнительной остроты.
Теперь уделим толику внимания персонажам, благо они этого полностью заслуживают. «Мостожоги» — имперское подразделение, ставшее костью в горле самой императрицы. Сержант Скворец, при старом императоре командир целой армии, а нынче начальник над жалкой горсткой людей, которым уже подписан неофициальный смертный приговор. Бывший убийца-Коготь Калам (хотя убийцы, как и офицеры, бывшими не бывают). Маг Быстрый Бен, хранящий внутри немало секретов.
Капитан Ганос Паран – один из центральных персонажей книги. «Золотой мальчик», сбежавший из аристократического дома и подавшийся в армию. Ребенок в ретроспекции. Молоденький наивный паренек в начале. Усталый, разочарованный, потерявший друзей и любимых мужчина в конце. Игрушка богов играющая богами. Один из лучших примеров развития образа в романе.
Адъюнкт Императрицы Лорн. Убийца колдунов, на которую не действует магия. Женщина, пережившая в детстве жуткую трагедию, и с тех пор ставшая послушным орудием в руках Ласиин. До недавнего времени. Человек, сумевший победить жажду мести, разрывающийся между верностью, патриотизмом и пониманием преступности приказов.
Воришка Крокус Новичок – молодой преступник, оказавшийся в самом центре божественной интриги. Парнишка, впервые полюбивший и переживающий в связи с этим коренную смену приоритетов.
Кадровая чародейка Рваная Снасть — таящая в глубине души ужасные воспоминания о деяниях молодости. Мечущаяся между принадлежностью к магическому сообществу и армейскому братству. Циничная и уязвимая. Заботливая и бесстрашная. Пошедшая по неведомому пути, требующему огромных жертв.
Персонажей в романе великое множество: самых разнообразных рас, видов, возрастов, пола, профессий и призвания. Среди нет ни классических светлых, ни стандартных темных (что уже стало типичным для «жизненного» темного фентези). Они великолепно проработаны и продуманы, бурно развиваются, причем явно, отчетливо, порой буквально на глазах. Проживают дни и годы, теряют друзей, меняют хозяев и воззрения. Ссорятся, мирятся, страдают, любят, убивают. В общем, живут обычной жизнью в обычных для себя, но в таких завораживающих для нас, условиях.
С их помощью Эриксон делится с читателем своим видением вопросов долга и ответственности. Разбирает по косточкам психологию уставших от войны людей. Говорит с нами о личностном росте и смене сфер деятельности.
Да, остро не хватает обычных людей. Мы знакомимся в основном с воинами, колдунами, полководцами и прочими начальниками. Наиболее приземленная субстанция, с которой встретимся — разнообразные маргиналы, типа воров и убийц. Среднестатистические крестьяне и горожане в упор не попадают под прожектора внимания автора. Что оставляет впечатление некоторой недосказанности мира.
Практически нет пока глобальных сражений и схваток, ожидаемых от эпика.
Но не забываем перед нами лишь первый том из десяти, и скорее всего, многое еще впереди.
Что радует, ведь после дебюта расставаться с «Малазанской «Книгой Павших» абсолютно не хочется. А значит, будем с нетерпением ждать все новых и новых частей «Малазана» в свеженьком переводе.
Эрго. Мощное эпическое темное фентези с глубоко проработанным миром, интересной магической системой, обилием нелюдских рас и качественными героями.
Затерянная земля, или Кто на нас с Конгом? / «Остаться должен только один!», а может нет?
Прошло некоторое время после разборки титанов и уничтожения Гидоры. Короля монстров не видно и не слышно, Конг обитает на Острове Черепа, накрытом огромным невидимым куполом.
Тишь да гладь.
Как вдруг появившийся из неоткуда Годзилла нападает на базу корпорации «Apex Cybernetics». Причем, похоже, останавливаться на этом не собирается.
И только Конг может стать ключом к силе, способной остановить Короля монстров кайдзю.
Франшиза MonsterVerse подошла к своему логическому завершению (или, по меньшей мере, к промежуточному финишу). После «Годзиллы», «Конга: Остров черепа», второй Годзиллы, наступило время этим прекрасным созданиям окончательно выяснить, кто на земле хозяин.
VS. стал очередным подтверждением того, что компьютерные монстрики на экране нынче без проблем способны заткнуть за пояс большинство актеров-людей.
Главной звездой фильма является Конг. С первых кадров он становится буквально нашим соседом: не особо культурным, свойским, не выносящим ущемления и несвободы, готовым постоять за свою альфо-самость, не чуждым милосердию и любви. Постепенно Конга делают и вовсе эдаким старшим братом для героев. Не шибко умным, университетов не кончал, но с большим сердцем. А главное, когда пацаны с соседского двора решают поспрашивать закурить, готовым объяснить «зайдам» всю глубину их нравственного падения. Отличная мимика, внушительные зубки, простецкие повадки, знатный топор, адекватная пластика и огромные глаза.
Конг рулит.
Годжира (имя чудища происходит от японских слов «горилла» (! Привет, Конг) и «кит») старается, как может, хотя у него возможностей поменьше. Ящерка, чего с нее возьмешь. Башка крохотная, глазки и того меньше, лицом не поиграешь. Тока пасть разевать, да хмурится мордой.
Любопытно наблюдать за отношения между «последними горцами». Сперва это классика разборок альфа-самцов, сводящаяся к банальному мордобою. Постепенно в нем прорезается нотка уважения к достойному сопернику, готовность признавать силу другого. Потенциальная готовность сыграть в команде и не искать смерти оппонента.
Понятное дело, противостояние Конга с Годзиллой становится главным аттракционом фильма, его сюжетным хребтом. Украшением ленты, заставляя нетерпеливо слушать разговоры вялых людских персонажей, ожидая главного блюда. Первая порция экшена ждет нас на 40 минуте, затем после непременных людских похождений — летающие ящерки и финальный махач. В ход которого со временем вмешается третья сила.
Снято сражение изрядно комиксоидно и несерьезно, без людских трагедий, с аллюзиями на «Рубеж» и Бэтмена с Суперменом. Города выступают лишь фоном для битвы титанов, конструктором из кубиков под их лапами. Человечьи механизмы и достижения лишь инструментом для нанесения легкого неудобства сопернику, как то самолетики или краны. Люди – букашками под ногами. Однако, благодаря рейтингу, создается впечатление, что никто из гомо сапиенсов во время разрушения их поселений не пострадал. А в ситуации, когда эти человеки ну никак не могут уцелеть, камера в последний момент перепрыгивает на монстров, оставляя долю недоговоренности и надежды на счастливый исход.
Людские персонажи, как я уже сказал, сильно проигрывают титанам.
Скарсгард изображает ученого, сперва жутко боящегося Конга, затем, без перехода, готового пожертвовать ради него жизнью.
Милли Бобби Браун показывает зрителю бескрышную до глупости девочку-подростка, лезущую черту в пасть.
Ребекка Холл сурово хмурит брови, годами изучая Конга, но не способна понять о нем элементарных вещей.
Кэйли Хоттл (действительно глухая от рождения) и ее глухонемая девочка Джилл явно не чужда аутичному спектру, порой вяловато реагируя на события. Единственное существо, которому доверяет и о котором заботится наш огромный бибизян. Девочка вместо легко одетой блондиночки? Неравноценный размен!
Зато с ней связаны интересные сценки восприятия мира глухим человеком, когда вам полностью отключают звук и можно уловить лишь вибрации.
Был еще какой-то невнятный толстый «нехакер», «комичный» борец за правду, злец, жаждущий власти. Больше о них сказать нечего.
О сюжете и логике событий тоже упоминать не будем. Зачем расстраиваться.
Порадовали постановщики теорией полой земли, вольно обращающейся с гравитацией Своеобразным оммажем (вряд ли осознанным) Конан Дойлу с его Затерянным миром и Обручеву с Плутонией. Без динозавров, понятное дело, не обошлось.
Любопытными титрами, рассказывающими историю, достойную своего собственного фильма в духе Террора.
Ну и конечно концепцией «вместе с Конгом мы сила», или «кто на нас с Васей?». В этом даже можно усмотреть призыв к гармоничному сосуществованию с природой, необходимости всем существам, населяющим Землю вместе двигаться в голубую даль.
А можно и не усматривать. Подобные аттракционы создаются не для внутреннего наполнения, морального посыла или внятного сюжета.
А для наслаждения глобальным сражением Кита со Слоном.
Эрго. Эпическая компьютерная драка двух альфа-самцов, разбавленная вялыми необязательными телодвижениями людской массовки. Если выпустить битву одним роликом, от экрана было бы не оторваться.