50-е годы. Америка. Чернокожий любитель фантастики и ветеран Корейской войны Аттикус Фримен (Мэйджерс) получает известие об исчезновении отца, решившего отыскать родину покойной жены.
Парень вместе с дядей Джорджем и подругой детства Лети отправляются в место, указанное в последнем письме родителя.
Давно пропавший с карты город Ардхэм округа Девон. Туда, где на путеводителе для чернокожих располагается фигура самой Смерти.
Тема расизма в американском кино обыгрывалась в самом различном антураже.
Однако писатель Мэтт Рафф в своем романе 2016 года Lovecraft Country шагнул еще дальше, объединив хоррор с магией, теорией заговора и махровой бытовой сегрегацией 50-х. Причем старина Лавкрафт интересовал автора не как один из основателей хоррора, а как яркий образчик махрового расизма.
Название книги опирается на термин, введенный писателем Китом Гербером. Работая над настольными играми, основанными на рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху», тот дал имя Страны Лавкрафта вымышленным городам, где происходит действие произведений Говарда.
В 2020 году HBO явил миру сериал, основанный на книге Раффа. Вышло любопытно, хотя и не без перегибов на местах.
В первую очередь обращает на себя внимание структура проекта. Каждая серия снята в своей стилистике и отдает должное одному из поджанров фильмов ужасов. История о чудищах в лесных чащобах сменяется рассказом о тайных магических сообществах. Дом с привидениями — музейными приключениями с ловушками и головоломками в духе Индианы Джонса. Затем тяжкой оборотнической судьбой и прочими переодеваниями, со сменами одежды и кожи (доброй ночи, мистер Хайд). Духами, поглощающими души, и жаждущими простого человеческого счастья. Параллельными мирами.
Все в духе романа, состоящего из восьми частей-повестей.
Сквозной линией через весь сериал проходит история секретного общества, а также попытки отыскать и овладеть суперкрутой книгой заклинаний.
За счет того, что в каждой серии постановщики огорошивают зрителя новой стороной здешней хоррор-вселенной, смотрится «Страна» живо и задорно.
Глазастые лавкрафтовские чудища, близкие к идеальному ночному хищнику. Высокомерные маги, охотящиеся за бессмертием. Жаждущие крови призраки. Смертельные подземные прогулки – так и ждешь, что за углом мелькнет знакомая шляпа и раздастся свист кнута. Слазящая пластами кожа. Боль перевоплощения и ощущение свободы, появляющееся после смены ипостаси. Прекрасные пожирательницы душ (причем весьма болезненным образом). Похищение пришельцами. Прыжки во времени. С точки зрения фентези-ужасов «Страна» на уровне. Впрочем, учитывайте, что моментов классического хоррора в сериале не так много, как в привычных ужастиках.
Большая часть ужаса, по мнению постановщиков, кроется в банальнейшем расизме. Ведь кроме фантастической составляющей у Lovecraft Country имеется также историческая. И вот тут создатели сериала порой изрядно перегибают палку.
С одной стороны, показывая ужасы сегрегации, они не сильно грешат против реальности.
Отдельные места в автобусах, отдельные городские районы, туалеты, бары и библиотеки (библиотеки, Карл! Для жутко ущемленных негров возводили специальные библиотеки!!!). Пренебрежение, хамство и насилие со стороны копов и бледнолицых обывателей. Беззащитность перед законом. Невозможность работать в престижных местах. «Закатные города», где цветного могли попросту пристрелить. Даже астрономы и те расисты! В общем — почувствовать человеком может себя только белый. А лучшая американская валюта – белая кожа.
С другой стороны создатели «Страны», в своем обличении сегрегации попросту «потеряли берега». По мнению постановщиков в 50-е годы все белые жители Америки пребывали в полном и абсолютном шоколаде. Буквально обо всех (особенно дамах) заботились копы, дарили мороженное и переводили через дорогу. В сериале нет ни одного нищего или несчастного белого. Будем честными — людей с белым цветом кожи тут вообще минимум, и хороших среди них припомнить задача непростая.
Кто виноват в бедах негров? Белый на Луне! (Да-да, натуральный анахронизм, и далеко не единственный) Человек в космосе! Представитель гомо сапиенс, который высадился на спутнике Земли! Прорыв, огромный шаг для человечества, новые, непредставимые горизонты! Какова реакция черных братьев? Тупая злоба и сарказм (я в курсе ироничности песни, спасибо, но как говорится в каждой шутке…). А тут на стороне белых еще и магия!
В результате, несмотря на то, что главными героями выступают умные и образованные негры — фанаты фантастики, библиофилы и астрономы, сопроводительные песни и общий настрой сериала не позволяют поверить в то, что чернокожие интеллектуалы смогут как-то повернуть на позитив настрой своих сородичей.
Черным бэкграундом «Страны» звучит приземленность интересов, ненависть к «снежкам», постоянное обвинение других в своих бедах, любовь к гулянкам и танцам в барах. Добавляет в блюдо остроты линия чернокожих гомосексуалистов-трансвеститов (!). Нет не инвалидов, недоработали парни.
При этом проект создан с шикарным чернокожим акцентом и буквально погружает нас в афроамериканскую среду и культуру 50-х. Негритянские вечеринки, танцы, бары и похороны, улицы черных кварталов, быт, костюмы, работа, машины, отношения. Чернокожий порыв и экспрессия.
Не забывают постановщики и о тяжелой судьбине женщин. Даже наследнику Брейтвайта постановщики сменили пол, дабы показать, что богатые тоже плачут. Вместо книжного сына Калеба перед нами дочь Кристина. Что уж говорить об обычных чернокожих дамах, типа Руби. Ах эта Руби!
Женские образы в сериале вышли посильнее мужских.
Кристина (Эбби Ли), невзирая на свое модельное прошлое, создала довольно интересный персонаж. Женщина, рожденная от главы ложи в тайном обществе, которое не принимает в свои ряды представительниц прекрасного пола. Дочь, из-за отсутствия «погремушек» лишенная своего законного места. Холодная, расчетливая, роковая стерва – чуть ли не единственный представитель белой расы, долгое время участвующий в событиях. Активно играющая в Джекила с Хайдом, манипулирующая окружающими на щелчок пальцев. Способная замарать руки, принимая неординарные роды. Стремящаяся доказать мужскому миру, как он ошибался в отношении нее.
Летиша (Смоллетт) – пробивная бабень, скрывающая тонкую и ранимую натуру. Способная на сильные поступки и смелые решения, порой спасающие шкуры всей компании. Противовес и сдерживающая сила для разрушительного мужского начала. Лети с нами на протяжении всего проекта, а в одной из серий и вовсе выходит на самый что ни на есть первый план.
Ее пышная сестрица Руби (Мосаку), также получившая свою «серию славы».
Как и «душевная» корейская девушка Тика Джи-Ах (Чон). А что, вы думали, «неординарные существа» встречаются лишь в Америке: Как бы не так!
И даже продвинуто-амазонистая тетя Ипполита. В целом, дамы рулят!
Аттикус Фримен (Мэйджерс) – обладатель говорящей фамилии, очков и нехилой мускулатуры. Наш человек, «фэн», любитель фантастики и бульварной литературы, ветеран войны, натворивший там немало дурного. Лицедей особых подвигов не совершает, на фоне спутницы смотрится несколько деревянно, но и совсем пропащим образ не назовешь.
Дядя Джордж (Вэнс). Обаятельный библиофил и составитель Зеленой книги
Папаня Монтроуз (Уильямс) — «отважный и скрытный отец», если верить википедии. Спойлер – верить ей не надо, хотя скрытности в этом прекрасном мужчине хватает. А вот отвага своеобразна.
Загадочный Уильям (Смит) – по типажу эдакий сериальный вариант Александра Скарсгарда.
Некоторые персонажи встретятся с нехилыми «нежданчиками» — не все докатятся до финала. Дело дядьки Мартина живет.
Не оставят нас постановщики без непременных в кино флеш-беков, хотя их доля несколько меньше, чем обычно. Хватает в сериале фантасмагории, начиная с дебютного сна Тика, задающего настрой ожиданиям. Достаточно крови и неаппетитных моментов.
Задаются создатели сериала вопросами: что сложнее быть цветной или женщиной. Вредит ли неравенство негров американской мечте. И прочими жутко важными для жителей Цитадели демократии темами. Ненаказуемо, хотя скучновато.
Эрго. Небезынтересный с фантастической точки зрения проект, несколько перегибающий палку в изображении реальной Америки 50-х. Точнее коряво расставивший акценты.
Режиссер: Дэниэл Сакхайм, Ян Деманж, Шерил Дьюнай
В ролях: Джонатан Мэйджерс, Джерни Смоллетт, Кортни Б. Вэнс, Майкл Кеннет Уильямс, Джейми Чунг, Онжаню Эллис, Мак Брандт, Эбби Ли, Вунми Моссаку, Джада Харрис
Немного о силе воображения, или Роковые случайности и как с ними справляться
Юный Джесс Ааронс (Хатчерсон) не считал себя счастливым человеком. Куча сестер, финансовые проблемы в семье, нелады в школе со сверстниками. Плюс еще и папаня не особо поддерживал страсть Джесса к рисованию.
Однако все изменилось, стоило появиться в их школе новенькой девчонке Лесли Бёрк (Робб) – ребенку с очень живым и богатым воображением.
Оказалось, что за ручьем в лесу находится волшебная страна Терабития, где живет Черный властелин, с которым непременно нужно сразиться Джессу и Лесли. Сказка оживала, все шло прекрасно, но оказалось, что порой жизнь преподносит свои жестокие сюрпризы.
Семейное фентези от Диснея уже давно стало не просто знаком качества, а фактически своеобразным целеуказателем для наших чад от Всемирного министерства по делам детворы (оно же The Walt Disney Company). Чаще всего в ходу вечные сюжеты, но периодически принимается решение обратить внимание подрастающего поколения на некоторые жизненные нюансы.
Bridge to Terabithia один из ярчайших примеров такого целеуказания.
Фильм снят по одноименной повести Кэтрин Патерсон (1977).
Вечных тем тут тоже в достатке. Начиная от непременных проблем в школе (правда, показанных весьма лояльно). Кстати, обратите внимание, что главным школьным хулиганом выступает представительница прекрасного пола: феминизм на марше? Продолжая негараздами в семье, тоже довольно мягкими. Толпа сестер, вечно занятая младенцем мать, погруженный в работу суровый отец, думающий как кормить всю эту ораву (а не надо размножаться, как кролики) и недоумевающий когда его сынок прекратит пачкать бумагу и возьмется за ум. Но при этом в трудную минуту и сестры высказывают недюжинный такт, и папа поддерживает Джесса всеми силами.
Одной из основных линий ленты стал рассказ о человеческом воображении и фантазии. Интересных свойствах людского мозга, позволяющих ускользать от будничных проблем и создавать себе убежище от злой реальности. Свойствах, особенно развитых в детском возрасте. Свойствах, дарящих крылья, помогающих развиваться и помаленьку оказывающих влияние на ту самую злую реальность.
Именно воображение позволяет нашей парочке творить чудеса на той стороне ручья, утвердить веру в свои силы, и научится правильно взаимодействовать с социумом.
С воображением связаны и самые красивые моменты ленты. Новая Зеландия прекрасна. И после фильмов Джексона узнаваема почти сразу.
Да, учитывайте, что спецэффектов тут немного, лента эмоционально-атмосферно-актерская и на аттракцион рассчитывать не нужно.
«Мост», конечно же, и о дружбе. Дружбе, без которой невозможна наша жизнь. Дружбе, развивающей, поддерживающей и прекрасной. Дружбе, иногда со временем перерастающей в другое чувство, а иногда остающейся дружескими отношениями на долгие года.
Также стоит отметить линию детской влюбленности во взрослого человека. Почти непременного для того возраста явления, то подталкивающего к позитивным действиям, то заставляющего творить такое, о чем будешь потом сожалеть долгие годы.
Ничего сверхоригинального, скажете вы. Хороший семейный фильм о среднем школьном возрасте с его обычными проблемами
Но потом наступает последняя треть картины, и зритель понимает, что его огрели пыльным мешком по голове. А «Мост» все больше напоминает «Голос монстра».
Оказывается, Дисней решил, что пора поговорить с детишками о смерти. Подготовить их к роковым случайностям. И к тому, что жизнь продолжается. Особенно если у тебя все в порядке с воображением.
Вопрос довольно спорный. С одной стороны – наследники старины Уолта правы. Мы воспитываемся на фильмах и книгах, и информацию о том, что Костлявая может прийти в любой момент, и самое обидное в самый внезапный момент, лучше иметь пораньше. Тем более что детишки вряд ли осознают собственную смертность. А вот подготовится к потере близких – это им вполне может помочь.
С другой – ошарашивание детских душ смертностью в таком раннем возрасте – может повлечь за собой нехилые психотравмы.
В общем, однозначного ответа я не вижу.
Джош Хатчерсон — замкнутый, насупленный мальчишка, погруженный в свои рисунки, и вполне адекватно передающий состояние пацана-ботана 10-12 годочков.
А вот Анна-София Робб откровенно порадовала. Очень светлый, лучистый заяц, девочка-солнышко. Харизматичная, открытая, радостная, позитивная. Прям жалко, что карьера этой актрисы не особо сложилась.
Эрго. Эмоционально-атмосферное семейное фентези о силе воображения, в последней трети преподносящий зрителям жесткий сюрприз.
Режиссер: Габор Чупо
В ролях: Джош Хатчерсон, Анна-София Робб, Зои Дешанель, Роберт Патрик, Бэйли Мэдисон, Кейт Батлер, Девон Вуд, Эмма Фентон, Лэтэм Гейнс
Будущее. Человечество погибло. Война, знаете ли. Между митраистами и атеистами. И такое бывает. Уцелели лишь получившие место на ковчеге почитателей Сола, летящем к далекой и не очень гостеприимной планете Кеплер-22б.
Одновременно с медленным ковчегом другая сторона конфликта отправила на Кеплер шустрый кораблик, на борту которого андроиды-опекуны Мать с Отцом да дюжина людских эмбрионов. Из которых появились на свет шестеро малышей.
Проходит десяток лет, на Кеплер высаживаются разведгруппы из доковылявшего наконец-то до планеты Ковчега.
Мать аж никак не рада гостям. Но что может противопоставить сотням людей один единственный робот? Однако, оказывается у нее в рукаве имеется парочка козырей.
Одновременно выясняется, что Кеплер на самом деле совсем не так пустынен, как казалось.
Raised by Wolves не выглядел особо интересным проектом. Но имя Ридли Скотта, ставшего исполнительным продюсером сериала (хотя шоуранером тут некий Гузиковский, он же участвовал в написании сценария и сумел заинтересовать им старину Ридли), а также поставившего две первых его серии, сыграло свою роль в привлечении зрительского внимания.
К сожалению, назвать «Волков» удачной фантастикой язык не поворачивается.
Перед нами странноватый постап, местами напоминающий бюджетные советские постановки 90-х годов, местами «Видеть» с Момоа, но без его оригинального фантдопущения, местами союз Терминатора с тем же Прометеем. Нелепо-нарочитые костюмы, плащи, доспехи митраистов с бесполезными щитиками и пожарными касками, пальтишко Калеба-Маркуса с погончиками-пуговками. Слабенькое пулевое оружие. Нелепо малое количество эмбрионов. Андроиды – духовные наследники Дэвида. Крайне ограниченное количество действующих лиц. Скромные спецэффекты, из серии «бедненько, но чистенько». Глупое поведение андроидов, не удосужившихся за десяток лет построить капитальный дом для детишек. Странноватые действия группы выживших товарищей (где, кстати, их собственные некроманты? Неужто на Земле забыли?). «Бог из машины» в обличье Матери. Полеты с раскинутыми в сторону руками (дубовая аллюзия на крестное знамение? Библейских отсылок тут действительно хватает: Адам Еву прижал к древу…). Нелогичная тема с дающими суперсилу глазами (Саурон с Кольцом насоветовал?). Абсолютно не раскрытая линия додекаэдра посреди пустыни.
В общем, дыр и ляпов в Raised выше крыши. Постановка камерная, невзирая на то, что большинство действия происходит на открытом воздухе. Следить нам предлагается за двумя линиями – колония Матери с Отцом, да отряд митраистов. Львиная доля событий случается на территории колонии, время от времени переключаясь на вялые странствия паствы Сола и различные флеш-беки.
Периодически постановщики стараются подогнать героям нежданчиков разной степени удачности, при этом активным действием проект похвастать не может. Скучновато.
Из приятного – образ Матери в исполнении датчанки Аманды Колин. Ее андроид, скрывающий в себе немало тайн, сыгран на хорошем уровне. Чуть нарочитая, но интересная пластика, резкая смена мимики, попытки быть приветливой, изображать позитивные эмоции, которые особо красочно смотрятся после кровавой бойни. Невозможные для машины чувства, вплоть до любви и желания родить собственного ребенка. Да, сперва кажется, что перед нами популярный в фантастике образ двинутого робота, чересчур зацикленного или слишком лично воспринявшего программную задачу. Однако затем проявляются любопытные нюансы и приличный шлейф роли.
Неплохо обыграны отношения Отца с Матерью, совмещающие машинное следование программе, конфликты и почти человеческую заботу.
Кроме Колин можно выделить Трэвиса Фиммела с его неоднозначным брутальным капитаном, одержимым видениями (достойная сцена дуэли с собой), внезапно воспылавшим отцовскими чувствами.
А вот невообразимая крутость некроманта явно переходит все возможные границы. Божественный рояль из кустов, право слово (и не один). Морозное дыхание, разъедающее металл. Ультразвуковой крик-вой, разрушающий плоть и камни. Усыпление одним словом. Заращивание людских ран прикосновением. К чему было делать из него настолько монструозного персонажа, лично мне непонятно. Скромнее надо быть товарищ Ридли, скромнее. Такие танки это даже не смешно.
Приятно смотрятся картинки Кеплера-22б с его постоянными туманами и облаками, льющимися через горы. Морозными, снежными ночами, бесплодными пустошами, исполинскими костяками, тремя лунами.
Технология возведения домов, за которую наши строители либо отдали душу, либо постарались уничтожить сами ее следы.
Любопытна также арка Штирлицов в тылу врага. Не самый распространенный в постапе ход.
Неплоха местная матрица – виртуальность, позволяющая взаимодействовать разумам людей, погруженных в гибернацию. С этой симуляцией связана одна из качественно созданных сцен погружения андроида в виртуальность, не предназначенную для роботов, и от этого изрядно сбоящую. Мистические моменты, различные глюки, долгое время остающиеся загадкой.
Постановщики не прочь поиграться с пророчеством об Избранном. Поговорить со зрителем о войне, религии, фанатизме и атеизме. О том, может ли стать настоящим человеком искусственный — тот, кто не чувствует и действует по программе. Убийстве, сопереживании, милосердии, душе. Сложностях воспитания недорослей.
Все вроде на месте, но сверстано аж никак не идеально.
Эрго. Спорная смесь постапа и колонизационного sci-fi, с неплохой актерской работой Колин, пейзажами Кеплера да парой интересных ходов. А вот оформление проекта, боги из машины и прочие логические дыры откровенно не радуют.
Кейс Поллард зарабатывала себе на жизнь весьма необычным способом. Она интуитивно оценивала работу дизайнеров логотипов, и могла четко сказать, клюнет покупатель на товар под этим брендом, или будет обходить его десятой дорогой.
Вот и в Лондон Кейс попала по работе. Разовый контракт для нового рекламного агентства «Синий муравей». Однако все оказалось не так просто. Ведь Хьюберт Бигенд, владелец агентства, сделал Поллард предложение, от которого было практически невозможно отказаться. Попробовать найти автора «фрагментов» — видеофайлов, давненько будоражащих весь интернет. Кейс с огромным интересом следит за фрагментами и является поклонником неведомого режиссера.
Вот только не приведет ли эта охота к роковым последствиям?
Уильяму Форду Гибсону уже давно тесно в рамках киберпанка, да и фантастики вообще. Вот и Трилогию Синего муравья не отнесешь к этому жанру. Это на 90 процентов детектив, смешанный с социально-политическим триллером, разбавленный редкими фантастическими «примочками» фактически не влияющими на сюжет (и то появляющимися лишь со второго тома).
В «Распознавании образов» Гибсон рисует картину нашей (а точнее зарубежной) современной жизни. Понятное дело, в связи с профессией главной героини, картина эта будет с уклоном в «брендинг». Рекламщики, дизайнеры, маркетологи, мир моды, логотипов, продвижения брендов окутывает протагонистов подобно паутине Шелоб.
И потому, наверное, так пылко и беззаветно многие из героев погружаются в игру с фрагментами. То ли кусочками готовой киноленты, разрезанной на части и периодически всплывающей в сети. То ли эпизодами из еще не сделанной работы. Поклонников неизвестного режиссера в сети многие миллионы. Среди них и Кейс Поллард.
А вот Хьюберт Бигенд – нет. Он не наслаждается тайной, пытаясь создать из фрагментов целое. Он хочет лишь найти автора и использовать его таланты на благо своего «Синего муравья». Понятное желание, сразу же расставляющее акценты и все необходимые точки. Бигенд – это большая белая акула в рекламном бизнесе. Человек, не задумывающийся о морали, напористый, харизматичный, убедительный. Гениальный продюсер, подбирающий гениальных сотрудников и возносящий маркетинг на новую высоту.
Кейси, наоборот, больше фигура сама в себе. Ведь благодаря ее «аллергии», позволяющей зарабатывать на хлеб, она еще и чувствует себя физически некомфортно в городах, переполненных рекламой и брендами. То бишь практически во всех крупных городах Америки и Европы (Япония, как выяснилось, имеет свою специфику). Никуда она от них понятное дело не денется, но вот маршрут барышне всякий раз приходится выбирать крайне осторожно.
Книга написана на хорошем литературном и стилистическом уровне, совмещает черты детектива, триллера, психологического исследования, производственного романа из жизни маркетологов, но при этом напрочь лишена фантастики (в остальных книгах трилогии будут хотя бы намеки на этот жанр).
Автору не интересно будущее – он хочет побеседовать с нами о настоящем. О синдроме 11 сентября. Об окружающем мире, людях и их особенностях, психологии действия, вопросах карьеры, стоимости достижения цели, моде и ее нюансах. Об ожидании чуда, обмане во благо, самореализации и зарождении чувств. О силе творчества, работе режиссера и истинном таланте. Поиграть в детективное расследование и не забыть отметиться на поле триллера.
Рассказать историю жизни одного человека. Женщины – талантливой, неглупой, привлекательной. Одинокой, потерянной, ищущей гармонии. Женщины через себя пропускающей «эпидемию моды», безумие рекламы и брендинга.
Картина происходящего разворачивается неторопливо, в подробностях, с постоянно упоминаемыми особенностями западной культуры и жизни. Масса сносок и комментариев от переводчика. Но, как не удивительно, внимание читателя автор держит на высочайшем уровне, то повышая градус интриги, то давая нам расслабиться перед новым всплеском.
А уж когда в финале героиню заносит в Россию, становится и вовсе интересно. Понятно, что к далекой северной стране Гибсон относится без особой приязни, зато с изрядной долей лубка и клюквы. Хотя «Распознавание образов» с этой точки зрения далеко не худший вариант.
Плюс мы приближаемся к разгадке, а вокруг как почуявшие кровь хищники, начинают виться разнообразные претенденты на нашего неведомого гения. Что логично – гении они на дороге не валяются.
Эрго. Хорошо написанная и талантливо поданная история человека, завернутая в этикетку детективного триллера. Фантастики тут не ищите, но иногда ведь можно обойтись и без нее?
Магнолия с мечом, или «Моя крошка стала совсем взрослой и спасла Китай», ой! Это из другой сказки
Древний Китай. Хуа Мулан с детства выделялась среди девчонок деревни. Задорным нравом, мальчишескими проделками и мощным уровнем энергии Ци. Энергии, максимальным овладением которой славятся величайшие воители.
Время шло, родня Мулан активно склоняла ее к привычной женской судьбе – замужеству.
Девушка почитала семью, смиренно (почти) готовясь принять свою долю.
Но тут на Империю обрушиваются безжалостные жужаньские кочевники. Вместо отца, оставшегося калекой после предыдущей войны, в армию тайком отправляется Мулан.
Так как об участии женщины в боевых действиях не может быть и речи, ей приходится притвориться юношей.
А дело это ой какое нелегкое!
И все ближе вражеская армия во главе с жаждущим мести Бори Ханом и ведьмой Сянь Лань.
Диснеевскими игровыми ремейками своих собственных мультфильмов уже никого не удивишь.
И вот пришло время новой Мулан, в версии 2020 больше ориентированной на старинную китайскую легенду о деве-воительнице, а не на мультфильм 1998 года.
Значение имени «Мулань» — «Магнолия».
Изменений по сравнению с любимым мультиком детства нас ожидает немало. Вернулся к предкам дракончик Мушу (искренне ненавидимый китайскими зрителями, считающими его оскорблением величественных драконов Поднебесной), а сверчок из насекомого превратился в комического пухлого юношу. Да, без этих персонажей история Магнолии теряет изрядную долю своего обаяния, но есть в новом творении наследников Уолта и положительные моменты.
Так как Дисней ориентирован на семейную и детскую аудиторию, несмотря на присутствие в ленте сражений и убийств, показаны смерти достаточно мягко (рейтинг PG-13). Герои (и антигерои) в полной мере демонстрируют акробатику и владение боевыми искусствами, повергая противников пачками, при этом на экране не прольется ни капли крови. Sapienti sat – взрослые видят, как десятками наносятся «травмы несовместимые с жизнью», а детишки могут пребывать в блаженной уверенности, что перед ними — то ли бессмертные, то ли персонажи компьютерной игры. Спорный подход, однако альтернатива ему в семейном кино отсутствует (разве что «Голос монстра» с «Терабитией» несколько выделяются).
Битвы по-китайски красивы, обстоятельны, но размахом и количеством не поражают. Все скромно, по-домашнему: редкие мелкие разборки с гарнизонами крепостей, одно более-менее крупное сражение, финальная беготня (порадовала «засада» в императорском городе – чтоб ваши дети всю жизнь такие засады делали, хоть бы корейцев с «Королевством» посмотрели). Зато излюбленных в кинематографе Поднебесной прыжков на грани (и за гранью) фантастики, пробежек по стенам, хождений по воздуху и невообразимой акробатики, нам покажут с лихвой.
Что несколько покоробило – часть этих «использований энергии Ци» смотрится гармонично, но некоторые спецэффекты просто режут глаз (невзирая на 200 лимонов бюджета, вопросы по использованию которого возникают не раз). «Тщательней надо, ребята», оно конечно для подростков младшего и среднего школьного возраста снято, но относиться к аудитории столь пренебрежительно все же не стоит.
Также позабавила легендарная тупость командиров империи, повелевающих дать ровно один лучный залп, ведущихся на детскую хитрость, отправляющих всадников на убой в откровенную засаду. Впрочем, враги отвечают подобной же полководческой гениальностью, играя в Коловрата, и обстреливая горы.
Сюжетная линия вообще не поражает изысками, прямолинейно катясь к известному финалу, но хотя бы не повторяя покадрово мультфильм. Жужане остаются безликой массой – смесью ниндзя, монголов и бессмертных Ксеркса. Власти Империи – полны внутренних достоинств, но не дружат с мозгами. Воины – бодры, полны сомнений и любви к родине (с индивидуальностью у подавляющего большинства опять же не складывается). Временами лента превращается в историю феминистического противостояния двух сильных дам. Одна из которых, как выясняется в финале, также не поражает глубиной интеллекта. Нет, чтобы собрать «своих пацанов», поинтриговать вволю, да самой на трон усесться.
Зато о добродетелях типа верности, уважения к старшим, традициям, заботе о чести роди и личной честности нам все уши прожужжат.
Также выделяется слабая с эмоциональной точки зрения игра актеров. Практически все время они демонстрируют «Покер фейс», гуляя по экрану с одним и тем же выражением лица. Интересно, китайские актеры в принципе не любят «внешнюю игру» в стиле того же Ди Каприо или Безрукова, или все же имеются исключения? Надо будет присмотреться.
Главная героиня трогательно пугается увиденных впервые голых мужиков, блистает обаянием, которому не мешает грязная мордашка, и талантливо дает «люлей» неприятелям.
Злодейка демонстрирует тяжелую долю выделяющейся из толпы дамы в суровом китайском древнем мире.
Из мэтров в наличии Джет Ли в непривычном образе императора (аж никак не чуждого боевым искусствам, не благостный старичок из мульта, не надейтесь).
И Донни Йен в образе мудрого отца-командира, внезапно уступающего лидерство девице?!
Кстати, влюблена в здешней версии Мулан оказывается в сослуживца, а вовсе не в начальника, все в русле современных трендов.
Картинка, опять же традиционно для восточного кино очень сочная, насыщенная и яркая.
Летящие специи и полотна ткани, бамбуковые рощи, марево пустынь, колорит базаров и императорского города, шикарная природа (съемки проходили в Китае и непременной Новой Зеландии). Красиво, не придерешься.
Эрго. Красочная восточная легенда о сильных женщинах, тем не менее, проигрывающая мультипликационной версии. Радует яркой картинкой и фантастической боевой хореографией (настолько нереалистичные бои, правда, далеко не всем зрителям по нутру). А вот сюжет, неровные спецэффекты, резковатый монтаж, скромность битв и большую часть актерских работ к достоинствам не отнесешь.
P. S. Объявив универсальную жизненную энергию Ци исключительно мужской, создатели ленты действительно изрядно накосячили. С другой стороны рассказ в ленте изрядное время идет от первого лица отца Мулан. Так что перед нами натуральный «ненадежный рассказчик», возможно озвучивающий свою версию, возникшую от заблуждения, или недостатка знаний.