Настоятель монастыря Хонган-Дзи Кэнне уже не мог смотреть на эти смерти. Решив покончить с собой. Но перед этим обратиться к будде Амиде.
И будда услышал.
Даровав рай на земле. Фуккацу – воскресение.
Проходит сто лет, в Чистой Земле, в которую превратилась заливаемая кровью Страна Восходящего Солнца, у юного самурая Рэйдена умирает бабушка. Все думали, что это конец всему. Конец постоянному бдению отца семейства Хидео над постелью больной старушки. Тратам на лекарства, и ссорам супругов из-за денег.
Однако это было только начало.
Кармическое воздаяние здесь и сейчас? Не дожидаясь посмертия и следующего воплощения? Отчего бы и нет! Именно это фантдопущение легло в основу дилогии харьковского дуэта Д. Громова и О. Ладыженского, пишущего под псевдонимом Г. Л. Олди.
Правда, под «ответку» попадает лишь тягчяйшее из преступлений – убийство, но и это, как говорится: «огромный скачок для человечества», точнее некоторой его части, обитающей в Стране Восходящего Солнца.
Именно наблюдение за нюансами «Воскресения» становится одним из интереснейших занятий во время чтения «Карпа».
На самом деле все просто: «украл – в тюрьму», то есть убил – в ад, а жертва обустраивается в твоем теле. Причем неважно, умышленное душегубство произошло, или случайное. Результат один. Но как во всяком деле, даже благословленным лично буддой Амидой, имеются нюансы. Для разбирательств с нюансами создана специальная служба «Карпа и дракона».
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с работой тамошних дознавателей — классическая и непременная бюрократия. Все ходы записаны, на каждое действие составлена подробная должностная инструкция, каждый шаг продуман и проработан, схема дознания утверждена и работает. Кто там у нас считается самыми прожженными бюрократами? По мнению Олди – все-таки японцы.
Вдобавок в процессе развития сюжета авторы отвечают на многие вопросы, которые могут возникнуть у продвинутого читателя, пробующего Фуккацу на зуб. А что если в насильственной смерти виновны несколько человек? А вдруг к плачевному итогу привела цепочка действий многих людей? А если дело в недеянии и оставлении на смерть? А как поступает новое Восстановление с корыстными мотивами? А если Фуккацу ложное? А что делать с преступниками, о казнях то приходится забыть? А что произойдет, если тот в кого переселяется жертва, находится на пороге смерти? А…?
Система Олдями явно хорошо продумана и тщательно проработана. Приятно. Разве что непонятна резвость конных самураев, скачущих по делам сегуна. «Могут стоптать…», а если насмерть?
Не позабыл харьковский дуэт и о внешнем мире. Ведь хотя дар будды распространяется только на жителей Ниппона, во время взаимодействия японцев с представителями других народов Фуккацу влияет и на них. Переворачивая представление человека о возможном. Ломая шаблоны и подвергая сомнению религиозные догматы. Реакция, как не сложно догадаться, воспоследовала жесткая.
С основным сюжетом мы знакомимся через юного самурая Торюмон Рэйдена, в свои 15 юношеских лет (впрочем, для условного 18 века возраст как раз активного вхождения во взрослую жизнь) столкнувшегося с Фуккацу в самом что ни на есть близком кругу.
Перед нами хороший, правильный парень, настоящий японец, в связях порочащих его не замечен. Юноша, искренне заботящийся о чести, семье, сохранении лица. Благодаря медицинской случайности оказавшийся вплотную связан с «Воскресением», причем в не самых стандартных его видах.
Изложение в основном идет от первого лица Рэйдена, перебиваясь вставками из уст пожилого монаха, случайного стражника. Причем в процессе меняется и стиль изложения, и язык, и настроение сюжетной арки. Отдельно стоит отметить главы, поданные в виде представлений японского театра Кабуки. Режиссерско-театральное прошлое Олдей дает о себе знать. Антуражно.
Еще одним интересным героем романа становится представитель «безликих» — сверхпрезираемой касты тех, кто попробовал поиграть с даром Амиды. Причем не просто безликий, а натуральный гайдзин – испанский капитан дон Мигель де ла Роса. Тот самый представитель внешнего мира, играющий важную роль в повествовании.
Стилизация и дух Ниппона, как и полагается, на высоте, Нас плотно погружают в бытие Страны Восходящего Солнца. Знакомят с местными терминами и названиями, кулинарией, одеждой, обычаями, традициями, долгом самурая. Додзе, сенсеями, расшаркиваниями и чайными церемониями. Отношением к смерти и взяткам. Правительственными кварталами и местами обитания собирателей трупов. Мы даже посетим местный земной ад – остров Девяти Смертей, куда ссылают преступников вмести казни. И станем свидетелями чуда. Или нет?
Правда, порой создается впечатление, что эта стилизация несколько ограничивает самый «вкусный» олдевский языковой полет.
Сперва кажется что перед нами роман в новеллах, типа первого Ведьмака или пеховского «Стража», но во втором томе вырисовывается магистральный сюжет.
Не забывают Олди и об элементах детектива. Порой нашему ГГ приходится проявлять поистине шерлок-холмсовскую наблюдательность и дедукцию, чтобы разобраться в сложных с моральной и кармической стороны случаях Фуккацу.
Не оставят без размышлений о природе человека, состоянии истинного рая, правильном выборе, благих намерениях, державном мышлении. Случайностях, коварстве, подлости и воздаянии. Пожурят жадность, самоуверенность, гордыню и глупость. Ну дык Олди – они по-другому не могут.
Отдельное спасибо за оригинальное «мечевое» решение. Я о японской традиции увлечения боевыми искусствами. Причем в самурайской среде плотно связанной с кэндзюцу — искусством меча и культом холодного оружия. Культом, развивавшимся сотни лет, и буквально вошедшим в плоть и кровь здешних воинов. Настолько плотно, что даже отказ от стальных мечей и запрет на убийство, не смог уничтожить эти традиции. Лишь модифицировать. Уже столетие как каждый самурай вместо катаны и вакидзаси носит две плети: малую и большую (хотя сожаление о настоящем бое и стальных клинках витает в воздухе). Развились специальные техники. И школы, обучающие владению этими техниками. Есть те, кто считают себя знатоками боя рукоятями свернутых плетей. Имеются даже мастера деревянного меча, но их гораздо меньше – очень уж велик риск случайно отправить противника (а точнее себя самого) на тот свет. При этом отметьте – две плети, малая и большая. Дух кэндзюцу не убить!
Эрго. Увлекательный визит в альтернативную Японию без убийств (почти): атмосферный, антуражный, позволяющий поразмыслить о людской природе, а заодно насладиться обществом мирных самураев (ну-у-у, большую часть времени мирных).
«Абсолютно превосходное поместье», или Парад воспоминаний/Смерть им к лицу?
2007 год. Во время богатой свадьбы в замке, слывущем обиталищем призраков, дама весьма средних лет рассказывает страшную историю.
О юной девушке, в далеком 1987 году устроившейся на работу няней с «проживанием» в усадьбе Блай. На попечении новой гувернантки оказываются двое детей – 8 и 10 лет. Живущих в огромном особняке, полном теней, скрипов и картин.
А еще – призраков. Ведь усадьба Блай известна не только архитектурными изысками и шикарным садом. А и тем, что судьба ее хозяев — родителей детишек, была не особо завидной. Как и предыдущей гувернантки, погибшей прямо на территории поместья.
Неужто та же судьба уготована и новой няне? А давняя история, о которой идет речь, еще не завершена?
После успеха «Призраков дома на холме», ставшего одним из лучших мистико-психологических проектов года, его непрямое продолжение (создатели решили создать антологию, связанную друг с другом различными домами с приведениями) ждали с большим нетерпением.
К сожалению, в некоторых моментах потомок до уровня идейного родителя не дотягивает.
С одной стороны игры с Хроносом, переключение времен по-прежнему с нами, но склеены эти переходы более топорно, стандартно, «комфортно» для зрителя, и попросту скучновато. Есть исключения, но они припадают на вторую половину сезона, до которой еще нужно дожить, к примеру, на серию управляющей. В «Холме» прыжки по разным временным пластам выглядели более уместными и красивыми.
Основная линия проекта – 1987 год и поместье Блай. Также нас обеспечат приличным количеством флэш-беков, связанных со многими персонажами. Правда, переносят они зрителя в основном на год-два назад (не считая экскурса в 17 век). Благодаря ним мы узнаем тайну Дэни, историю предыдущей гувернантки и Питера — еще одного сотрудника лорда Уингрейва. Познакомимся с некоторыми особенностями жизни управляющей, прошлого садовницы и характера Майлза.
Линия 2007 открывает и завершает историю, выступая эдаким взглядом сверху. Периодически напоминая о себе закадровым голосом рассказчицы, комментирующей некоторые моменты происходящего и даже позволяющей ведать слушателям о мыслях и внутренних переживаниях героев истории 1987-го. То бишь поделиться домыслами и предположениями.
Сериал снят по мотивам повести Генри Джеймса «Поворот винта» (1898).
Также с нами огромный особняк, играющий меньшую роль, чем его собрат из первой части, но все равно выступающий одним из героев ленты. Дом хорош. Приветлив днем, мрачен после захода солнца («Ночью дом вдохнул и стал больше»). Полон воспоминаний, вещей и гордости. Антуражен также сад с его статуями, ландшафтный дизайном и укромными уголками. И озером. Как без него. Сколько открытий чудных преподнесло бы оно любопытным водолазам.
Не забывают постановщики о пейзажах пасторальной Англии.
Любопытно, что некоторая часть актеров первых «Призраков» принимает участие и во втором сезоне антологии, понятное дело, играя абсолютно других персонажей.
Дэни (Педретти). Юная американка, бежавшая в Англию от прошлого. Девушка, чья семейная жизнь, казалось, была предопределена с детства. Учительница, жаждущая уделять внимание не огромным классам, а отдельным детям. Путающаяся в ориентации. Трогательная и решительная. Живущая под гнетом вины. Патологически не умеющая заваривать чай («Не трогай чайник – осквернишь»). Неплохо, но есть нюансы. Актриса активно внешне эмоционирует, при этом злоупотребляя некоторыми особенностями поведения. Как-то решительным быстрым шагом, дрожащими губами и расстроенно-плаксивым выражением лица. Хотя, после того как мы узнаем ее историю, становится понятно, что на столь нервическое состояние она имеет полное право.
Оливер Джексон-Коэн . Питер – близкий помощник лорда Генри. Изысканный, харизматичный, нагловатый. Отвечающий за историю внезапной и странноватой любви. Интересно переключение из образа
внимательного любовника-пусички в ревнивого грубоватого самца, напоминающего о пресловутом абьюзе (отсылка к его образу в «Невидимке»?). И обратная трансформация.
Лорд Генри (Томас ). Человек, женатый на работе. Крепко побухивающий аристократ, фактически живущий в офисе. Хороша линия отношений с семьей брата, и его персональный ночной собеседник – Черный человек.
Дама средних лет из 2007-го (Гуджино). Ведущая, рассказчик, как не трудно догадаться по уши замешанная в историю поместья Блай.
Управляющая поместьем Ханна (Т’Ниа Миллер). Негритянка, расставшаяся с мужем, искренне считающая поместье своим домом. Опасающаяся выйти в большой мир, рискнуть начать жизнь заново. И в еде подозрительно скромна.
Садовница Джейме (Амелия Ив) – девица с мужицким повадками и сложными детством/юностью. Интересно стремление к растениям, начавшееся с ужаса перед угольными шахтами, где нет ничего живого. И продолжившееся прогрессирующей мизантропией.
Еще один пример тлетворного влияния глубинки, провинции — играющей роль гравитационного колодца, где легко застрять.
К сожалению, от толерантной лесбийской линии постановщики также не удержались. С другой стороны – мальчик, девочка – какая разница, настоящая любовь может себе позволить не разбирать пол.
Повар Оуэн (Рахул Коли) – арабской внешности мужчина, учившийся кулинарии в Париже, а затем вернувшегося домой ухаживать за больной деменцией матерью. Милый, обаятельный, добрый.
Детишки – восторженная Флора с ее «Абсолютно превосходным» всем, кроме классной комнаты и привычным отношением к сверхъестественному. И Майлз, мальчик-хитрован с ухмылкой – играющий два образа – ребенка и циничного взрослого. Второе скажем честно, у юного лицедея получается далеко не всегда.
Линия чувствительности детей к потустороннему не нова, но всегда выиграшна, особенно в варианте недорослей, «отмазывающих» взрослых от мистических неприятностей. Кстати, по мнению многих хорроров, дети до определенного возраста физического вреда от призраков не получают, лишь психологический (зато его может привалить с избытком). Неплоха также тема с куклами и интерактивным кукольным домом, отзеркаливающем происходящее в настоящем поместье, причем на всех уровнях (сразу повеяло «Реинкарнацией»).
Через этих персонажей нам раскрывают темы господ и прислуги, необходимости помнить к какому именно классу ты относишься. Ненадежности воспоминаний и прошлого в целом.
Нюансов брака («брак почти религия — ты поклялась слепо верить в мужа»). Засасывающей как болото провинции. Правильных и неправильных видов любви, необходимости отличать это светлое чувства от жажды обладания и собственничества.
Если первые «Призраки» посвящались в основном проблемам семейных отношений устоявшейся семьи с чадами и домочадцами, то «Блай» говорит больше о любви взрослых людей. О формировании чувственных и дружеских отношений, втором шансе, смене мест обитания, попытках создать новые связи, контакты, «ячейки общества» и новые жизни в целом.
Что любопытно, фактически у каждого из героев имеются свои готовые и сформировавшиеся призраки (включая, похоже, самих призраков). А вы говорите – дома с привидениями!
До экватора проекта лобового столкновения с потусторонним не происходит. Хоррор в первой половине The Haunting of Bly Manor снят довольно топорно, грубовато и нарочито. Если в «Призраках на холме» ужас долгое время подавался незаметными отражениями (чтобы их заметить, зрителю приходилось отдавать ленте все свое внимание), полутонами, тенями, намеками. То здесь в основном сделан акцент на банальное топтание за спиной, возню в углах и бросающиеся в глаза зрителю фигуры за спинами героев. Благо, хоть скримеров немного. Да и концепция «прывыдив», чересчур легко взаимодействующих с физическим миром (типа очень плотный эфир?) слишком уж спорна.
Эрго. Приятный психологический хоррор, уступающий, тем не менее, первой части антологии.
Режиссер: Киран Фой, Лиам Гэвин, Аксель Кэролин
В ролях: Виктория Педретти, Тахира Шариф, Бен Эйнсуорт, Александра Эссоу, Амелия Ив, Каликс Фрайзер, Оливер Джексон-Коэн, Мартин МакКриди, Роз Мюррэй, Джим Пиддок, Генри Томас, Карла Гуджино
Благостная утопия под напевы Конфуция, или Империя с человеческим лицом
Преждерожденный Багатур Лобо, один из лучших следователей Палаты наказаний, буквально только что закончил дело банды фальшивомонетчиков и не без оснований рассчитывал хотя бы на пару дней отдыха.
«Проникший в законы» Богдан Оуянцев-Сю из Управления этического надзора, тоже думал немного отвлечься от службы. Тем более такой повод. Супруга уезжает рожать в девичий дом матери, и подыскала Богдану временную жену из далекой Франции.
Однако хищение из ризницы Александрийской патриархи реликвии – креста святителя Сысоя испортило множество планов.
Баг и Богдан назначены на поиски креста, несмотря на то, что Баг всегда работает один, а Богдан не слишком часто занимает деятельным расследованием.
А тут еще из Ханбалыка, для контроля прибывает уполномоченный из императорского рода, на глазах которого розыск должен пройти быстро, чисто и как говорят «без сучка и задоринки»!
А значит, новых знакомых ждут несколько очень напряженных дней.
Записи Хольма Ван Зайчика, которым помогли дойти до читателя Игорь Алимов и Вячеслав Рыбаков, очень интересный вид литературы.
С одной стороны – это откровенная юмористическая альтернативная фантастика, пронизанная иронией (подчас довольно ядовитой), а то и попросту стебом (правда, произносимым с абсолютно серьезным выражением лица).
С другой – это утопия, мечтательно напевающая нам об одном из вариантов идеального для блага подданных государства (натуральный оксюморон, получился, кстати).
С третьей – повод в очередной раз задуматься над национальными особенностями западных и восточных культур, величине и откормленности державных «тараканов», и том, как же все-таки должно выглядеть нормальное общежитие индивидуумов в социуме.
С юмором все понятно – автор играет в первую очередь на контрастах восточной мудрости в изложении питерских (пардон александрийских) жителей. На аллюзиях типа вэйтухаев (охраняющие небо и землю), именах типа Му Да, и общей абсолютно юмористической для современного человека атмосфере. Ну как же в России – восточные приколы, храмы Будды и Конфуция на берегах Невы (пардон, Невы-хэ) и власть закона. Ух, смешно! Причем не совсем понятно, какой именно пункт вызывает больший хохот: Конфуций, или законы.
Отчего Конфуций кстати?
Да все просто. Хан Сартак, сын Батыя, кровный побратим Александра Невского, не скончался по пути из Каракорума, едва став правителем Золотой Орды, а наоборот правил долго и счастливо. А в какой-то момент объединил Орду и Русь в единую державу Ордусь, сохранившую или потихоньку прибравшую обратно к рукам практически все наследие Чингис-хана, включая Китай.
На дворе 21 век – Ордусь стала мощнейшей мировой державой, а также единственным островом спокойствия и законности на всей Земле. Особенно по сравнению с западными варварами (ну Франция там всякая, Америка) – торопливыми, жадными и недальновидными.
Понятно, что в Ордуси (развивавшейся с изрядным восточным креном) все религии равны перед богом, а все жители перед законом. Причем не на бумаге, а на деле. А даже аналог наших правоохранительных органов (не особо заваленных работой, ведь преступлений совершается минимум) тут называются Человекоохранительными.
Альтернативка? А как же. Утопия? Кто ж спорит. Застой, напоминающий СССР? Есть малехо. Но если уж и может найтись империя, с которой способен примириться нормальный думающий человек – это именно Ордусь.
Автор сделал забавную вещь – воплотил нашу мечту о правовом государстве, то, что мы так надеемся отыскать в Европе. Воплотил не где то за океаном, а прямо тут. Заодно приложив столь любимые нынче западные цивилизации, этих напыщенных гуру, вечно учащих славян жизни – показав их глазами абсолютно самодостаточных жителей Ордуси, обходящихся не только без преклонения перед западом, но и почти без заимствованных слов.
Заодно ван Зайчик в очередной раз напомнил нам, что это вожди выбирались и нанимались для работы на своих соплеменников, государство создавалось для службы и удобства своих граждан, а не наоборот. И если кто кому чего и должен, так это страна людям, а уж никак не люди стране.
Да, есть нюансы, которые нормальным современным человеком воспринимаются сложновато. Как то повальная законопослушность (культивируемая нынче как раз в старушке Европе), или те же телесные наказания палками, по мнению многих способные нанести слишком серьезную травму, причем как раз не физическую, а вовсе душевную. Но скорее всего, если ты вырос в культуре, употребляющей «прутняки», так же как у нас штрафы, скорее всего и относился бы ты к ним так, как у нас к штрафам. Неприятно, а что делать?
Да, пускай детективная линия аж никак не тянет на лучшие образцы жанра. Но здесь скорее интересно следить не за самим расследованием, а за напарниками, великолепно дополняющими и раскрывающими один другого (а заодно и мир, где они живут).
Да, пускай некоторые моменты выглядят нарочито, некоторые непродуманно, а кое-что абсолютно нереально. Не забывайте – работы ван Зайчика все же относятся к юмористическо-сатирическому поджанру, а не к книгам типа «Как нам обустроить Россию».
Ну и кончено, без искренне и чисто любимой Рыбаковым мужской полигамии тут не обошлось. Тем более, такой повод – один из героев христианин, женатый на мусульманке, и вполне официально может заводить себе несколько жен. Но это аж ни как не главная линия романа, а всего лишь еще один забавный момент этого мира.
А как же пройти мимо заштатного городка Мосыкэ (или Москвы), известного лишь гигантскими заводами по производству низкопробных дурманящих напитков и зелий для самых невзыскательных слоев населения Ордуси? Да никак.
И таких смешных, интересных, провокационных моментов в книге ван Зайчика выше крыши. Моментов, не просто позволяющих искренне поржать, но и хорошенько задуматься о мире, в котором мы живем. И о том, является ли наше нынешнее социальное устройство хоть как-то вменяемым и единственно возможным.
Или есть варианты?
Эрго. Любопытный проект, позволяющий не просто улыбнуться, отслеживая авторские аллюзии, или отдохнуть от нашей серой реальности, но и поразмыслить об оптимальных принципах людского общежития.
P. S. Всего в цикле 7 книг, в некоторых из них автор хорошенько пройдется по разным национальностям Цветущей Ордуси. Причем, по слухам абсолютно беззлобно, и даже с уважением.
Джаред Эван Грейс (Хаймор) жутко не хотел переезжать в старый дом своего предка Артура. Огромный старый особняк посреди леса: заниматься тут нечем, общаться не с кем. Кроме брата-близнеца Саймона и противной старшей сестры Мэллори. Мать на работе, а отец похоже и вовсе оставил семью.
Однако вскоре Джаред находит толстенную книгу и выясняет, что вокруг дома живут не только люди. Но и волшебные существа, которых описал в своей книге тот самый предок Артур. И эти волшебные существа отнюдь не такие милые, как в детских сказках. Гоблины, здоровые ящеры. И самый опасный среди них огр Мульгарат. Зловредное могущественное существо, жаждущее заполучить в свои лапы книгу Артура. А заодно уничтожить семейство Грейс.
Детское семейное фентези редко может похвастаться особой оригинальностью, чаще всего беря другим: молодым задором и ощущением волшебства, таящегося буквально рядом.
The Spiderwick Chronicles с этой точки зрения типичный представитель поджанра. Изрядно напоминая «Артура с минипутами» (с тем же Хаймором), лента дарит нам ураганную движуху, хорошую графику и дух сказки (причем сказки, полной не только удивительных, но и весьма опасных существ).
Существа хороши, хотя и несут на себе четкий отпечаток прототипов их реальной жизни. Гоблины явно ведут род от лягушек, подземная ящерица (не запомнил, как ее обзывают) от крокодила, различные феечки от стрекоз и т.д.
Спецэффектов в картине масса (около 500 планов), большинство из них довольно гармоничны и приятны глазу.
Фильм снят по мотивам целого цикла книг Холли Блэк и Тони ДиТерлицци (2003-2004).
Экшен и активное действие начинается практически сразу, и не останавливается до завершения. Первое знакомство с волшебным миром. Злобные гоблины. Огр-оборотень. Беготня по тоннелям. Полеты на грифоне. Финальное сражение. У зрителя почти нет времени перевести дух.
Так что с картинкой и движухой в ленте все в порядке.
С актерскими работами дело похуже.
Фредди Хаймор тут играет сразу двух персонажей, причем кардинально отличных друг от друга. Забияка Джаред и ботан Саймон. Идея хорошая, а вот воплощение подкачало. Эмоции Фредди передает не лучшим образом и выглядит местами откровенно деревянным. С одной стороны оно и понятно – эмоции ему приходится отыгрывать чаще всего сильные и ошеломляющие: удивление, испуг, недоверие. И постоянно играть на эмоциональном пределе у молодого актера выходить не очень.
Его сестра-фехтовальщица Мэллори (Сара Болжер) тоже актерских подвигов не демонстрирует.
Мать Хелен (Мэри-Луиз Паркер)долгое время истерично-недоверчива, но к финалу демонстрирует наконец, единение с детишками.
Артур Спайдервик (Дэвид Стрэтэйрн) отстраненно-туповат и чуть не подвел наш мир под монастырь.
К развязке лента не забывает подтянуть непременные семейные ценности с единением семьи и порицанием козлов-папаш, бросающих своих чад ради новой бабы. А также подчеркнуть, что мамы они завсегда самые близкие люди, даже для откровенных сорванцов, приближающихся к пубертатному периоду. Возразить сложно.
Эрго. Легкое стандартное семейное фентези без особых претензий, с хорошей картинкой и знатным активным действием. А вот актерские работы занести в актив Спайдервику сложновато.
Режиссер: Марк Уотерс
В ролях: Фредди Хаймор, Сара Болджер, Ник Нолти, Мэри-Луиз Паркер, Джоан Плаурайт, Дэвид Стрэтэйрн, Сет Роген, Джорди Бенаттар
Борцы с погибелью, или Вирусное предсказание /Люди с предназначением Таноса-чайлдфри (не Геральт!)/Убей Кролика(ов)!
Четверо гиков, уверенных в том, что в старом комиксе предсказывалось появления страшных вирусов, преследующих человечество, узнают о существовании продолжения графического романа.
Вместе с ними за комиксом начинают охоту безжалостные представители таинственной организации.
Но самое интересное, что главная героиня романа существует на самом деле, и тоже включается в погоню за «Утопией».
Британский конспирологический сериал «Утопия» увидел свет в 2013 году, получив отличные отзывы (особенно о первом сезоне из двух) и преданную фанатскую базу.
Через семь лет Amazon решил представить на суд зрителя американскую версию британского проекта, пообещав сделать его «жестче и грязнее», хотя и английский вариант со зрителем и персонажами не церемонился.
Не обманули.
Правда эта самая жесткость легко может отпугнуть изрядную часть зрителей. Причем даже не кровавыми, неаппетитными моментами, которых постановщики не пожалеют. А когнитивным диссонансом, наступающим в момент начала «работы» убийственной парочки во главе с Арби.
Начинается Utopia как ненапряжный, чуточку комедийный «фэнский» проект, полный гиков, не дружащих с социумом, переписок в интернете, увлечений комиксами (точнее одним конкретным графическим романом), безумных теорий. Масла в огонь поддает конвент любителей фентези с его атмосферой веселого отрыва, колоритными типажами, косплеерами в изобретательных и забавных костюмах.
А потом вдруг двое невзрачных парней, не выглядящих ни крутыми, ни умными, ни опасными, вносят в этот милый балаган кровавую струю, пришедшую прямиком из убойного слэшера. Настолько противоречивого совмещения жанров я с ходу не припомню.
Впрочем, дальше Утопия честно выдерживает взятую линию. Кровавого, чуток абсурдного, чуток фантасмагорического, местами черноюморного триллера о коварных организациях, плетущих свои коварные заговоры. Для любителей поджанра самое то.
Имеется у новой Утопии еще один неубиваемый козырь. Особенно в наше «коронное» время. Сериал почти полностью посвящен теме смертельных вирусов и эпидемий, их распространения, поиска вакцины. Паника, гнев и ужас тысяч людей, их хватание за любую соломинку. Манипуляция общественным мнением через соцсети и СМИ. А также создание и использование ситуации некими силами в своих интересах.
На суд зрителя представят несколько линий.
Первая связана с той самой четверкой гиков – фанатов Дисктопии (предшественницы Утопии), бросившихся на поиски продолжения вожделенного комикса, позабыв, что такого рода «литература» привлекает не только безобидных спасителей мира. В результате, народ попадает, как кур в ощип, и обычные их жизни в тот момент навсегда заканчиваются.
Персонажи в четверке нас ждут разной степени колоритности.
Уилсон Уилсон. Бородатый, самовлюбленный мужик евреистой наружности, считающий себя крутым парнем, тщательно готовящимся к концу света. У него даже бункер есть! А вот деньги на поезд приходится клянчить у отца. Уилсон экзальтирован, впрочем, здесь это не исключение, дотошен, неглуп, неплохо анализирует и разбирается в материале. Параноик, не имеющий ни счетов, ни кредиток, ни прав. Кофе, кстати тоже не пьет, причем по идейным соображениям.
Йен. Белый воротничок, продающий страховки на случай болезни лайма. Недоволен жизнью, пишет фанфики в стиле: «взгляд чувствительного человека на зомби-апокалипсис». Трусоват, боится рисковать, считает себя влюбленным в Беки.
Беки – милая, очкастенькая негритянка, не выделяющаяся особо ничем, кроме одной серьезной проблемы, заставившей ее погрузиться с головой в поиски Утопии. Не интересующаяся комиксовой культурой и прочей «супергеройской хренью», считающая, «что в мире достаточно альфа-самцов». При серьезной необходимости способная стать нормальной эгоистичной сукой.
Сэм – бойкая, харизматичная, увлекающая и увлекающаяся блондиночка. Активистка борьбы за нормализацию климата, эдакая «спасительница мира». Опять же негативно относящаяся к фэнам.
Отметим, что постановщики не считают гик-культуру чем-то достойным и адекватным для нормального, взрослого человека: «вас убедили, что комисы это серьезная литература». Что выражают устами, казалось бы, вполне классических гиков. Любопытный подход.
К четверке достаточно скоро присоединяется юный, шустрый и сообразительный Грант.
А также персонаж прямиком из Утопии — Джессика Хайд. Любопытный типаж. Девочка-терминатор, девять лет выживающая в реальном мире. Безжалостный, обученный боец, способный на хладнокровное убийство. Потерянный ребенок, в момент слабости забирающийся в замкнутое пространство и там дающий волю чувствам. Посвятивший жизнь поиску отца. Девушка, которую никто не назовет положительным персонажем. Становящаяся меж тем одной из последних надежд человечества.
Вторая линия показывает киллера Арби (Денэм) Безэмоциональный зануда-астматик с зачатками садистских наклонностей, убивающий, не моргнув глазом. Устроивший кровавую баню (и не одну) без малейших сожалений и сомнений. При этом способный на сюрпризы.
Третья – доктора Кристи (Кьюсак). Основателя и лидера фармацевтической компании, занимающейся также производством искусственного мяса. Трудоголик, фанат своего дела, отец семейства, в которое входят и приемные дети. Заботящийся о мире и людях. Искренне увлеченный, и на первый взгляд отличный человек. Советую лишь не забывать, что полностью положительных персонажей создатели сериала ввести позабыли. Ни рыцарей в сияющих доспехах. Ни мудрых, продвинутых дам или старцев. В лучшем случае обычные люди со всеми их недостатками: тупостью, гордыней, трусостью, эгоизмом. В худшем… Ждите сюрпризов.
Четвертая – университетского вирусолога Майкла, открывшего в свое время новый вирус гриппа. Толстячок, утративший всякий вес в научной среде и уже не первый год обитающий в подвале универа. Бесхребетный мужик, вдруг обнаруживший в себе стальной стержень. Ставший чертовски важной фигурой в смертельной игре.
Протагонистов Utopia ждет масса неожиданностей, многие из них потеряют самоуважение, некоторые – части тела, некоторые саму жизнь. Причем страдать будут не только второстепенные персонажи. Сюрпризов нам приготовят с лихвой. К своим героям постановщики относятся без особого пиетета.
Отсыплют нам немного шарад, головоломок, погрузят в попытки расшифровать загадки Утопии.
Поиграются с деромантизацией комиксов, деконструкцией поджанров Страны фантазии.
Не позабудут о юморе, по большей части черном. Как вам солдат, который не ведется на манипуляции, а звонит начальству, не пропускает героя в запретную зону. Или крутая супергероиня Артемида в образе пухлой немолодой бабы, скатившейся позднее в алкоголизм и бродяжничество?
Подымут темы отношения к детям, их воспитания в различном ключе. Благих намерений. Великих миссий, «необходимых жертв», обмана, красивых, громко звучащих слов и фраз («что ты сделал сегодня, чтобы заслужить место…»), под видом заботы о будущем скрывающих психические болезни, раздутый «синдром бога» и непомерную гордыню.
Погрузят зрителей в теорию заговора, не уходя от темы участия в страшных играх с биологическим оружием правительств мировых держав.
Безусловно, хватает наивности, притянутости за уши, логических дыр (та же кровавая "лобовуха" и поразительное спокойствие окружающих к пальбе) и роялей в кустах. Да и незавершенность истории не радует (ждите второй сезон: американцы, что с них взять). Но, в общем, взглянуть есть на что.
Эрго. Любопытный, довольно жесткий конспирологический триллер не без недостатков, зато с сюрпризами и неласковым отношениям к персонажам.