Здесь обитают люди, заключившие Обет со своей землей. Им не нужно биться за урожай, земля сама с удовольствие отдаст плоды. Они могут летать, управлять зверями, выращивать дома, чувствовать все живое. Им даже комары не страшны.
Однако в этом мире хватает людей, живущих по-другому. Жестоких, злых, обычных. Которым страна лесных колдунов давно стоит поперек горла. Тем более сейчас, когда, похоже, наступает последнее время.
И однажды идиллии Обета приходит конец.
На диво интересный проект вышел у журналиста и известного «мастера русского хоррора». Роман, привлекающий в первую и главную очередь народом лесных колдунов, их Обетом с землей.
Шамиль рисует нам картину натурального парадиза во времена условного очень раннего средневековья. Народ мары находится в полной гармонии со своей землей. Им нет нужды охотиться или изобретать колесо. Строить дома. Вырубать лес под посевы. Тяжким трудом выгрызать каждую меру зерна. Нужно лишь родиться в этой благодатной земле. И ты получишь все. Возможность выращивать жилье и опору под седалище, если устал. Собирать плоды мясных, медных или железных деревьев. Управлять заводами, где растут льняные и пищевые волокна. Летать, пользоваться самодвижущимися дорогами и дышать под водой. Перемещаться на большие расстояния через древесные переходы-порталы.
Чужаков, волков и отчего-то лошадей здесь поглощает сама земля. А для тех пришельцев, в ком хватает местной крови, чтобы преодолеть эту защиту, есть могучая боевая волшба, уносящая, правда, жизнь и самого колдуна. Мало есть того, что не подвластно народу мары. Наблюдать за особенностями этих племен одно удовольствие.
Начнем знакомство с миром мы через птаху Рода Гусей Айви. Юную деву, лишь вступающую в пору зрелости. Переживающую первую любовь к парню, уходящему к жене в другой род. Полную страстей и желаний.
Живут мары в самом натуральном матриархате. Во главе рода – Мать. Матерая женщина, охватывающая своей заботой и вниманием все племя. Даже Арвуй-кугыза — самый могучий и главный старец рода, кладезь знаний, после смерти становящийся богом, смиренно принимает заслуженные Материнские упреки. Кстати, личных отца и матери у здешних племен нет. Главное род. Первобытнообщинный строй, право слово, что с него взять.
Но даже в этих благостных землях есть свои страшилки – вспомним ту же тихую лайву – местный корабль-призрак. Да и отношение к чужакам у племен мары до боли знакомое – дикари мол, натуральные.
Первую часть романа мы будем смотреть на землю обета изнутри. Увидим некоторые местные обряды, обычаи, традиции. Взглянем на прощальные церемонии, обучение, досуг, игры здешних племен. Познакомимся с любопытными персонажами.
Начало книги пасторально-благостное, увлекательно-захватывающее, волнительно-тревожное, гармонично-позитивное. Вызывает острое желание оказаться в шкуре одного из местных. Очень уж привлекательными вышли у Идиатуллина земли обета.
Но затем автор показывает нам, что здешний сеттинг не ограничивается владениями лесных колдунов.
Мы попадаем во внешний мир, где царит нормальное средневековое зверство, с некоторыми технологическими улучшениями типа самокатов и безлошадных повозок. Стоит отметить, что переход от ценящей жизнь благостности родов обета к обычным отношениям древнего мира, выглядит чертовски жестким и изрядно шокирующим.
Здесь масса племен и народов, часть из которых, как-то русь, франков, элинов или аваров, не составляет труда опознать.
А дела у них, оказывается, не слава богу. Ведь последнее время действительно наступает. Земля не родит, насылая болезни, превращая траву в отраву. Как говорят: «Земля устала от людей». Это влечет за собой большое переселение народов, ищущих новых, плодородных пастбищ. Степь надвигается на города. Разные племена грызут глотки друг другу. И земля мары становятся важнейшей картой в начинающейся игре. Хотя и ее «не минует чаша сия». Попытки полюбившихся героев привыкнуть к жизни без волшебства, становятся еще одной интереснейшей линией романа. Тем более что много времени им не дадут – начинается большая война, определяющая облик будущего мира.
В этих частях мы увидим земли лесных колдунов со стороны. От лица тех, кто отправляется сюда с далеко не благими намерениями.
Среди них степнячка Коше. Крутой боец. Безжалостная убийца. Умная женщина, создавшая себя сама. Одинокая волчица в равнодушном мире. Искренне заботящаяся лишь об одном существе во вселенной.
Третий центральный протагонист романа – Кул. Пришелец, попавший на землю Обета ребенком, и до некоторой степени принятый родами. Но так и не ставший полностью своим, не сумевший овладеть здешней магией. Подросток, мечущийся меж новым племенем и воспоминаниями о былом. Столкнувшийся с обманом, пришедшим извне. Таящий под спудом судьбоносные секреты.
Троица главных героев плотно связана друг с другом, и окажет серьезное влияние на происходящее в самом глобальном плане.
Эрго. Нестандартное историческое фентези, радующее шикарно описанным народом обета и его столкновением с внешним миром.
К месту последней стоянки погибшей группы Игоря Дятлова прилетает из Москвы майор КГБ Олег Костин (Фёдоров).
Что случилось с туристами – абсолютно непонятно.
Однако Олег, во время войны ставший участником неких загадочных событий, проверяет все возможные версии, не исключая самых невероятных.
В конце концов, понимая, что, пожалуй, отыскал причину смерти ребят из группы Дятлова.
Загадка гибели туристов около горы Отортен не разгадана до сих пор, и вряд ли может быть раскрыта без помощи машины времени. Зато версий трагедии существует огромное количество. Непаханое поле для догадок, теорий и споров. Например, создатели американской полнометражной картины в стиле «найденной пленки» «Тайна перевала Дятлова», даже привязали гибель туристов к Филадельфийскому эксперименту.
Соответственно, обвинять постановщиков сериала 2020-го (некоторые из которых участвовали в создании нашумевшей «Эпидемии») в том, что «не так все было», попросту нелогично. Они делятся с нами своей точкой зрения, и делают это достаточно интересно.
В первую очередь стоит отметить структуру проекта, опирающуюся на идеи, отлично реализованные в сериале «Призраки дома на холме».
В четных и нечетных сериях зритель оказывается в разных отрезках 1959 года. Серия – расследование. Серия – непосредственно поход группы Дятлова. Переключения временных линий подано аккуратно и корректно. Дверной звонок, раздавшийся в апреле, продолжается трелью в январе. Дверь, открытая в одном времени, открывает путь в другое. Предмет, опускающийся на стол в настоящем, через секунду оказывается в былом. Хрономоментов не так много, как в тех же «Призраках» или «Женщинах», где они становятся настоящей фишкой, но все равно приятно.
При смене времени действия и чередовании серий также происходит переход с цветного на черно-белое изображение, меняется шрифт титров (с теплых «ламповых» завитушек на казенные буквы печатной машинки) и даже формат кадра — с привычного нам на квадратный. Эстетствуем помаленьку. Стилистика на уровне – четко отделяя прошлое от настоящего, настраивая на нужное восприятие.
Хватает флеш-беков и внутри серий. Они связаны с военным прошлым некоторых (конкретнее двух) героев. Причем показывают нам исключительно весну 1945 года, и действия советской армии на территории Германии. Не столько бои, хотя и они встречаются, скорее различные аспекты железной поступи Советской армии, раздачу «сестрам по серьгам», и необычные встречи, ждущие некоторых бойцов. Эти же врезки отвечают за некоторые моральные нюансы действий победоносных войск на этапе завершения войны. Они же формируют личность одного из ГГ, оказывая воздействие на ход событий в целом.
Отлично смотрится уральская (точнее алтайская – снимали на Алтае) природа: горы, покрытые вековым лесом, огромные деревья, бескрайние белые равнины. Местные красоты почти не теряют очарования даже в черно-белом варианте. И снег, везде и постоянно снег. Независимо от времени действия: зимы или весны – снег. Сперва создается впечатление, что ни одна сцена не проходит без белых хлопьев, летящих за окном или тающих на лицах героев. Потом оказывается, что дни с чистым небом все же бывают, но редко.
Горы, бураны, метели, тонкая лента расчищенной дороги среди царства снегов, показывают ничтожность человека перед лицом величественной и жесткой природы. Напоминают о том, что на земле имеются иные силы, помимо индустриализации с прогрессом. Силы, привычные местным манси, и позабытые цивилизованными людьми.
Сериал получился атмосферным. Дикая, чарующая природа. Антураж 50-х с автомобилями, рюкзаками-«колобками», забавными аутентичными шапочками – предками «петушков», обстановкой, одеждой того времени.
Но главное – дуновением роковой тайны и мистической загадки.
Обреченность веет не только над черно-белыми сериями, показывающими живых, веселых, полных сил ребят и девчат, отправляющихся в роковой поход. Она не только в снящихся ужасах, могилах на пути или порывах ветра. Тут все понятно – зритель четко знает – все герои умрут очень скоро (о чем предупредительно напоминают титры типа «8 часов до гибели группы»). Все эти люди, мечтающие, любящие, строящие планы, очень скоро станут промерзшими насквозь кусками мяса. Это, знаете ли, внушает.
Но и цветные серии, несмотря на романтическую линию, трудно назвать оптимистичными. Смерть студентов дотягивается до действующих лиц даже через месяцы.
Версий гибели туристов постановщики перебрали немало, зацепив практически все наиболее распространенные теории. НЛО, испытание неведомого оружия, агент КГБ, жуткая погода, обвал снега, менты-браконьеры, злые духи, охотники-манси, дикие животные, бежавшие зеки, преследующие их охранники, нарушенный покой культовых мест аборигенов, ссоры из-за девчонки. Поработал наш майор, закатав рукава, ничего не скажешь.
Понятно, что некоторые моменты реальной истории создатели сериала проигнорировали, некоторые упустили, ну так они и не собирались снимать документальное кино. А у художественных фильмов свои законы. Главное, что они подталкивают полистать источники и вспомнить хороших людей.
Из актеров черно-белых серий больше всего запомнились девчонки. Зинаида – обстоятельная, серьезная, ведущая дневник, влюбленная в Дятлова. И Люда – веселая, шебутная, ждущая большого чувства. Парни меньше выделяются, зато вся группа вместе смотрится мило и гармонично. Молодняк, способный подурачится, устроить кучу малу, покидаться снежками, побеситься, петь песни до утра, идти километрами по пересеченной местности, спасать товарищей, помогать незнакомцам.
С Константином разве что нехорошо получилось, непедагогично и с моральной точки зрения неправильно — делай значит добро, а оно вона как аукнется…Это что же надо творить по мнению постановщиков в такой ситуации? Всех сдавать в соответствующие органы?
Егор Бероев на фоне детворы смотрится натуральным аксакалом. И хотя актерских подвигов не совершает, каши не портит. А вот его персонаж стал прямо-таки сюжетообразующим, как для ситуации, так и для майора. Заодно показывая роль случайностей.
Майор Костин (Фёдоров)– неплох. Пижон в шляпе и щегольских ботиночках (в лютый мороз!), цитирующий Гамлета и размышляющий о его переводах. Капитан разведки, столкнувшийся в Германии с загадочными вещами. Хорошо служивший духу войны. Потерявший в боях своих друзей. А в тылу – родных. Уставший, выжженный изнутри. Несущий внутри тяжелую тайну. Начинающий понемногу оттаивать после встречи с Катериной.
Федоров, как всегда, практически не демонстрирует внешних эмоций. При этом потихоньку растет как актер, выстраивая свою игру на внутренних переживаниях. Порой получается приятно. Вспомним хотя бы монолог за столом у Катерины.
Мария Луговая – очаровательна, и ошарашивает неженской профессией.
Встречаются забавные и нелогичные моменты, как то майор фотографирующий НЛО на фотоаппарат 50-х как на смартфон, или немецкий самолет в весеннем небе Германии 1945-го, гоняющийся за одиноким грузовичком. В то время, когда вероятность встретить в небе то самое НЛО была повыше, чем увидеть нацистский истребитель.
Есть приколы типа Бори Ельцина, чудом сохранившего себя для российской демократии, или ситуации с Егоровым и знаменем над рейхстагом.
Оператор любит поиграть с отражениями, глубиной кадра. Периодически дарит странную точку зрения, будто со стороны умерших, из-под воды, как бы изнутри по отношению к приближающимся героям. Да и классических хоррорных моментов (особо внушил ночлег майора на перевале), увиденных во снах, хватает. В общем, нагоняем мистику помаленьку.
А вот манера российских постановщиков пускать громкую музыку при тихом голосе героев, музыку, напрочь глушащую диалоги, достала до печенок. Скажите им кто-нибудь, что саунд надо ставить потише, а разговор персонажей погромче!
Эрго. Небезынтересный антуражный проект, показывающий свою версию разгадки «главной мистической тайны СССР».
Режиссер: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Павел Костомаров, Степан Гордеев
В ролях: Пётр Фёдоров мл., Мария Луговая, Андрей Добровольский (II), Иван Мулин, Александр Метелкин (II), Маша Мацель, Ирина Лукина (II), Максим Емельянов, Егор Бероев, Евгений Антропов, Роман Евдокимов, Юрий Дейнекин, Максим Костромыкин, Алексей Бардуков
Повелительница фигур, или «Шахматы бывают прекрасными»/Пешка, ставшая ферзем
Бет Хармон была сиротой. Восьмилетней девочкой, после смерти матери в катастрофе, попавшей в приют. Именно там она познакомилась с шахматами. Влюбившись в эту игру с первого взгляда. Там же она попробовала наркоту — транквилизаторы, растормаживающие мозг, дающие волю воображению.
Через некоторое время она была удочерена, и начала свой путь к вершинам шахматной славы, побеждая на турнирах и чемпионатах.
Но все это время Бет знала, что есть один шахматист, стоящий на несколько голов выше коллег. Василий Боргов из СССР. И чтобы стать лучшей в мире, рано или поздно ей придется потягаться с этим не знающим промахов и сомнений спортсменом.
Шахматы одна из самых известных логических игр, появившаяся на свет на чуть ли не полторы тысячи лет назад. Была она чертовски популярна и в «тюрьме народов», когда множество мальчишек и девчонок Союза если не играли в нее в многочисленных кружках и секциях, то, как минимум, знали правила, время от времени сражаясь с родителями в домашних условиях. В кино она тоже гостила не раз, хотя передать на экране напряжение и красоту этой игры дело непростое.
Посему когда Netflix взялся за экранизацию одноимённого романа Уолтера Тевиса, изданного в 1983 году, больших ожиданий новый проект не вызывал.
Однако у постановщиков The Queen's Gambit карта легла как надо.
Вариантов перевода сериала с ходу называют минимум три штуки — «Ферзевый гамбит», «Ход королевы», «Королевский гамбит».
В первую очередь хочется отметить актерскую работу Ани Тейлор-Джой, ставшую настоящим украшением ленты. Ее Бет хороша. Причем Ане подготовили неплохую площадку для дальнейшей работы еще с первой серии. Айла Джонстон, изображающая маленькую Бет, сделал все, чтобы влюбить зрителей в героиню. Хмурая девчонка, очарованная шахматной магией с первого взгляда и навсегда. Обстоятельная малышка, готовая играть, играть и еще раз играть. С минимумом теории бросающаяся в бурные воды «Смерти шаха». Гениальный ребенок, подсевший на транквилизаторы и перерабатывающий плюшки, дающиеся наркотой в визуализацию и прорывы в своем любимом увлечении. Также стоит отметить случайного учителя мистера Шайбла (Кэмп). Продемонстрировавшего правильное обучение неожиданного самородка. Зацепить на недоговоренностb, заинтересовать, дать втянуться, затем по возможности поделиться литературой. Шоб нам всем такие уборщики попадались – сколько бы талантов не пропало зря.
А затем в дело вступает Тейлор. Да, актриса, которой 24 года, изображающая 13-летнюю девочку смотрится несколько «пидстаркувато». Хотя постановщики бросают парочку намеков, что на самом деле Бет несколько больше лет, чем все думают. Да и Аня из всех сил старается. Бет — довольно сдержанная, вся в себе, временами ведет себя как настоящий ребенок. То пробежится, наплевав на взгляды окружающих, то засмущается, встретив незнакомую еще грань жизни, то на кровать в обуви запрыгнет, переполненная восторгом. Но главное – Тейлор хорошо показывает нам взросление человека. Причем человека, абсолютно несоциализированного, открывающего для себя то, с чем обычные дети сталкиваются каждый день. Школа с ее тупенькими одноклассницами. Интерес к мальчикам. Отсутствие друзей. Жажда общения. Первое пиво и глоток коктейля. С каждой серией Элизабет обретает опыт, развивается, что актриса добросовестно демонстрирует зрителю с помощью своих огромных глаз, меняющей походки и повадок. Познает заботу и нежность, учится ценить поддержку и прикосновения.
Но все же львиную долю жизни Бет занимают шахматы. А в шахматах ей мало равных. И это при «дырках» в теории, практически полном отсутствии информации об организации шахматных соревнований, на голой практике. Острый ум, знание математики, живое воображение, шикарная способность просчитывать варианты развития ситуации, скорость принятия решений, интуиция. Вдобавок дружеское плечо, подставленное транквилизаторами, разгоняющими ее и без того способные мозги до невиданных высот. Бет аж никак не идеальна. Она упряма, иногда злится, одержима игрой, считает себя безгрешной («Ищу свои слабые места, но не нахожу»), ловит «звездочку», обычные шахматы для нее «скука смертная», балуется с наркотой, побухивает, покуривает, а затем начинает пить, как извозчик. Считает шахматы целым миром, где чувствует себя в безопасности. Ведь тут в неудачах можно винить лишь себя.
Жизненный, отлично исполненный образ.
На ее примере постановщики говорят со зрителем о наркозависимости, алкоголизме, нестабильной психике, одиночестве, дружбе, роли женщины в мужском мире. Проект при желании можно назвать феминистическим, но на самом деле это рассказ о жизни по-настоящему, фанатично увлеченного человека. Его пол здесь вторичен, добавляя некоторых изюминок повествованию, но аж никак не его определяя. А настолько сильные увлечения завораживают посторонних, но частенько приносят объекту не только лавры, но и проблемы. Мозг работает на износ, нередко используются различные костыли для его разгона, как то алкоголь и наркота. Страдает психика. За все приходится платить, тут не поспоришь.
Сериал консультировал самолично 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.
Шахматные партии в сериале, если верить профи, показаны достаточно адекватно. И что гораздо важнее для зрителя, успешно удерживают внимание этого самого зрителя. Операторы удачно комбинируют игру на доске, акцент на фигурах, с крупными и средними планами игроков, глазищами Тейлор-Джой, реакцией людей, наблюдающих за матчами, комментариями радиожурналистов в прямом эфире, музыкальным сопровождением. Игроки не тормозят, практически не раздумывая над ходами (одно из основных отличий сериала от реальности, где шахматисты предпочитают перед тем, как хвататься за фигуры, хорошенько подумать). Приятно передана обстановка шахматных турниров с жеребьевкой, общением и отношениями игроков, зрительским вниманием (в Америке шахматы тоже весьма популярная игра). Постановщики играются с разными вариантами показа партий, некоторые начинаются под комментарий радиожурналиста без показа игроков. Некоторые поданы в стиле кинохроники/нарезки с составными кадрами и разделением экрана между несколькими противостояниями. Или как при завершении финальной партии: без демонстрации доски, на эмоциях зрителей и участников.
Плюс спецэффекты в виде визуализации шахматных партий на потолке после употребления транквилизаторов. Или показ просчета вариантов Бет (которое нам демонстрируют прямо на доске в виде появляющихся и исчезающих фигур), создающей в воображении разные возможности развития партии.
Качественно передана атмосфера 60-х. Начиная с приюта для девочек. Продолжая нарядами, одеждой, обувью, прическами той эпохи. Автомобилями, магазинами, фотоаппаратами, школой, ресторанами, оформлением общественных зданий, частных домов и гостиничных номеров. Обслуживанием в самолетах, непременным курением, где угодно. Вдобавок благодаря путешествиям героини по городам и весям сперва Штатов, а затем и мира, мы побываем в Лас-Вегасе, Мехико, Париже, Москве. Об обычных американских городах и говорить нечего.
По мнению некоторых знатоков, образ Бет Хармон во многом основан на личности реального человека — 11-го чемпиона мира по шахматам, называемого порой сильнейшим шахматистом XX века. Роберта Джеймса Фишера. В 14 лет победившего в чемпионате США среди взрослых. В 15 ставшего самым молодым на тот момент гроссмейстером. В 29 лет, в 1972 надевшего мировую шахматную корону, обыграв в «матче столетия» предыдущего чемпиона, советского шахматиста Бориса Спасского. Фишер прервал советскую монополию на титул чемпиона, длившуюся с 1948 года. А если считать Алехина — еще дольше. После победы Фишер не принял участия ни в одном официальном матче. Поговаривали о его проблемах с психикой.
Имеются в сериале неплохие второстепенные персонажи.
Как то предыдущий чемпион США Бенни Уоттс (Броди-Сэнгстер). Еще один отличный шахматист, эдакий ковбой в непременном стетсоне и с ножом на поясе. Забавный, самовлюбленный, нагловато-самоуверенный парень, ставший хорошим партнером Бет.
Приемная мать Бет, изрядно закладывающая за воротник Элма Уитли (Хеллер), показавшая девочке, что такое забота и родной дом.
Или безэмоциональный и невозмутимый советский чемпион Василий Боргов (в исполнении поляка Марчина Дорочиньского), фанат игры, собирающийся умереть за доской.
А вот в поездке в СССР имеются карикатурно-забавные моменты. Особенно порадовал юноша, на вид максимум лет 13, развозящий по ресторану крутой гостиницы ведерко со штофом водки, предлагая постояльцам дерябнуть «по соточке».
Хотя, в общем, визит Бет в Москву показан с уважением к советской шахматной школе, традициям игры в Союзе и практически всенародной любви наших людей к шахматам.
Эрго. Приятный шахматный проект, совмещающий показы спортивных баталий с психологическими этюдами на примере гениальной сироты. Отличная работа Тейлор-Джой, неплохой антураж времени, корректное изображение партий.
Меч и магия? Нет, рапира и плащ!, или Магистраты — идеалисты
Некогда любимое детище короля – легендарные защитники справедливости и странствующие магистраты. Законники, способные вынудить к послушанию высших аристократов. Лучшие фехтовальщики королевства.
Теперь – изгои, мишень для презрения и нападок. Люди без чести, оставившие своего повелителя на произвол армии герцогов.
Плащеносцы.
Первый кантор ордена Фалькио валь Монд умом понимал, что все потеряно. Но сердцем не хотел мириться с тем, что смерть его сюзерена и друга короля Пэлиса была напрасной. Посему не оставлял попыток исполнить последнюю волю монарха, отыскав загадочные королевские драгоценности.
Заодно стараясь выжить в недружелюбном мире, не растерять остатки чести, убеждений, веры в справедливость.
Упорно не обращая внимания на то, что над головой его и двух ближайших соратников сгущаются такие тучи, каких Фалькио еще не видывал.
Канадское фентези — нередкий гость на наших просторах. Вспомним хотя бы Эриксона, Кея, Бэккера или Имса. Первая книга де Кастелла (собственно наш сегодняшний герой Traitor's Blade) увидела свет в 2014 году. На сегодня в цикле четыре романа, последний выпущен в 2017-м. В планах автора еще минимум четыре книги.
Что же перед нами: «мушкетерское фентези»? До некоторой степени. Автор от души отсыплет нам приключений и поединков, верных друзей и зловредных противников, норовящих поковыряться в твоей тушке чем-нибудь острым, коварных аристократов, которые думают лишь о себе. Разбавив дело щепоткой магии. Любители поджанра будут довольны.
Тем более что Себастьян старается не забывать о том, что играет на территории «Страны фантазии». Радуя читателя собственным изобретением – орденом Плащеносцев.
Прототипом плащеносцев стали Justices itinerant – судьи, странствовавшие по дорогам средневековой Англии.
Ребята и девчата знатные. 144 мастера клинка, полные идеалов и королевских законов. Пока был жив Пэлис — выполнявшие роль скорой правовой помощи, к которой мог обратиться кто угодно, начиная с самого забитого крестьянина. Разрешающие споры и конфликты. Вступающие в поединки, эдакий вариант божественного суда, доказывая правоту закона. Понятно, что перед ним, родимым, как бы все равны, но некоторые равнее. И герцог имеет на порядки больше возможностей повлиять на ситуацию, чем смерд. Но все равно для условного Позднего Средневековья наличие такого ордена однозначный правовой прорыв.
Вот высшая знать и решила, что плащеносцы вместе с Пэлисом слишком уж опередили свое время. И проблему порешала. Тем паче, что здешнему монарху, во избежание тирании, не позволялось иметь свое войско. А завести себе не 144, а, к примеру, 14444, или хотя бы 1444 плащеносца король не догадался. Хотя короля автор нам описывает как весьма неглупого человека. И на старуху, похоже, бывает проруха. О старухе, впрочем, помолчим.
И уже целую пятилетку герцоги, освободившиеся от оков идеалистических королевских законов, ударно, не покладая рук творят беспредел по всей стране (Пугачев, Разин, Спартак? Нет, не слыхали). Классическое средневековое зверство, с изнасилованными крестьянскими женами и дочерьми, драконовскими податями, отношением к низшим как к худому скоту. Да и деятели искусства, как мы увидим, аж никак не застрахованы от герцогских «милостей».
На таком вот невеселом поле разворачивается история Первого кантора ордена плащеносцев Фалькио валь Монда. Персонаж любопытный. Безотцовщина, с детства влюбленная в легенды о носителях плащей. Пацан, обучившийся фехтованию благодаря отцу друга. Потерявший жену вследствие зверств высших должностных лиц, слетевший по этому поводу с катушек.
Боец, убийца, временами натуральный берсерк. При этом высокоморальный идеалист, искренне верящий в справедливые законы. Со всем пылом подхвативший идею короля о возрождении ордена, распущенного уже сто лет как. Способный ради своих убеждений, или спасения случайно встреченной девочки, пробудившей нем давние воспоминания, перенести что угодно, включая пытки. Противоречивый тип, оставляющий на диво приятные ощущения. С верой в то, что где-то на свете бродят такие идеалисты, и жить легче. Если учесть, что изложение в романе идет от первого лица валь Монда, сродство с персонажем становится еще больше.
Не позабудет автор и о флеш-беках, пару раз упоминающих о юности протагониста, но гораздо больше времени посвятивших его знакомству и общению с королем. Еще одним державным идеалистом. Или примером того, какими должны быть монархи.
Нет, малоуважаемая герцогиня (еще одна, видите ли, за страну болеет), сходство ваших подходов к людям чисто внешнее, если Пэлис отбирал, будил и лелеял в своих инструментах лучшие качества, то вы – наоборот.
К сожалению, соратники Фалькио – Кест с Брасти, несмотря на попытки придать им индивидуальности и собственные «скилы», вышли на порядок более бледными чем ГГ.
А вот плащеносцы как явление получились довольно яркими.
Те, чья работа останавливать чудовищ. Шикарные бойцы, гордящиеся своими плащами из очень крепкой кожи («доспехи, убежище и символ»), усиленными подшитыми костяными пластинами, выдерживающими удар меча, и таящими уйму сюрпризов для врага. Щеголяющие патетичными чеканными фразами типа «Пока мы храним честь — плащи не порвутся», «Ваше лучшее оружие – рассудительность (это правда, король)», «Суди справедливо, скачи быстро, дерись изо всех сил», не забывая добавить, что драка – последнее средство. Порой этим зверям даже оружия не дают, куда там стройбатовцам! Голыми руками деритесь. И дерутся, и побеждают. А еще им песня строить и жить помогает, ведь королевские законы проще доносить до мозгов простого народа именно в таком, песенном виде. Как засверкала бы современная судебная система, возьми она на вооружение подобный метод. Просто песня была бы! Хорошо бы допетая.
Приключений Себастьян читателю не пожалеет. Путешествие с торговым караваном по заросшим, кишащим разбойниками дорогам. Беготня от кучи преследователей по незнакомому городу.
И множество самых разнообразных поединков и стычек (автор в свое время плотно занимался фехтованием и постановкой боев для театра). Так как ГГ вооружен рапирой (или парой) мы увидим самые различные варианты ее использования. Рапира против пик, клинков, топоров, арбалетов, копий, мечей, кинжалов, сабель. Противниками Фалькио становились ребята с практически всеми вариантами европейского колюще-режущего оружия. А ведь он у нас даже не лучший фехтовальщик ордена, пальма первенства у Кеста.
За концепт Святого Клинков – воплощения идеала владения клинком — отдельное спасибо. Как и за способ смены этих самых святых.
Мир не особо отличается от условной средневековой Европы. Есть буквально пара-тройка моментов, придающих ему некий колорит:
Буйный город Рижу с его Ганат Калилой – Кровавой ночью: Судным днем, растянувшимся на неделю. Когда в городе не остается ни единого закона, кроме права сильного. Или бальным залом герцогского дворца, состоящего из полудесятка ярусов, каждый из которых принимает свою категорию гостей. Причем для каждого нижнего видны лишь те ярусы, что наверху.
Местные ассасины — орден наемных убийцы дашини, помешанных на конфиденциальности: даже члены ордена не знают личности друг друга.
И, конечно же, милые лошадки гривоносцы, они же Лошади Фей. Рояль в кустах, чтобы настроить который и подобрать правильную мелодию, герою придется постараться.
Жаль, общей картине мира автор практически не уделяет внимания. Локаций мы увидим совсем немного, да и о соседях королевства узнаем минимум.
Любопытна также интрига с драгоценностями, и выяснение причин слишком попущенного отношения плащеносцев к убийству своего короля.
Магии нам покажут совсем чуть-чуть, и ту лишь в виде хитрых порошков, то парализующих, то губящих воспоминания, то вызывающих страх. Или следящих амулетов. Не считая уже упомянутого святого. Негусто.
Поначалу действие развивается несколько неторопливо, зато последняя часть романа с лихвой искупает этот небольшой грешок. Активно проявляют себя злодеи, начинают воплощаться тщательно лелеемые интриги и заговоры, приводятся в действие коварные планы (причем не только со стороны злецов), в игру вступают мощнейшие силы. Завершение книги вышло ударным. И оставляющим хороший задел на продолжение.
Любопытный проект, несмотря на общую тяжелую ситуацию в королевстве, не оставляющий мрачного ощущения безысходности, как принято в большинстве романов современной фентези. Мелочь, а приятно.
Эрго. Приключенческое фентези с честным, идейным ГГ, шинкующим оппонентов направо и налево, массой фехтовальных стычек, любопытным орденом плащеносцев. Простенькая, без претензий, с минимумом локаций, оптимистичная жанровая литература.
Ходячие аристократы, или Есть у революции начало/Голубая кровь — не метафора
1787 год. Франция. В графстве Монтаржи находят изувеченный и обглоданный труп молодой крестьянки. Виновным объявляют негра-бродягу, которого задерживают и собираются казнить.
Тюремный врач Жозеф Гильотен, после знакомства с обвиняемым понимает, что тот невиновен, а убийца, совершивший уже не одно такое преступление, гуляет на свободе.
Причем он не просто банальный душегуб, а носитель невозможной, загадочной и заразной болезни.
Но почти никто из свидетелей ужасного злодеяния не догадывается, что это убийство станет началом поистине судьбоносных событий, перевернувших судьбы всех жителей страны.
Великая французская революция одно из судьбоносных событий Нового времени. Неудивительно, что она привлекает внимание людей до сих пор. Французские постановщики решили взглянуть на причины возникновения революции под неожиданным углом. Совместив социальные потрясения в la Belle France конца 18 века с мистикой и вариациями на тему вампиризма и зомби-апокалипсиса (нет, не «Королевство», скорее его дальний родственник).
Проект атмосферный и мрачновато-пессимистичный. Впрочем, о том периоде весело, наверное, рассказывать не получится.
Жизнь во Франции 18 века – не сахар (неужто все было настолько плохо? до этого англичане самокритично вещали о своей истории в том же «Франкенштейне», теперь и лягушатники подтянулись), и передана она колоритно до дрожи и антуражно до отвращения.
Оборванные, голодные, замурзанные горожане в грязной одежде. Повальная нищета. Дети, отбирающие гнилые фрукты у крыс. Беспризорники, сбивающиеся в стаи и ворующие у прохожих. Юные сироты, хватающие яблоки, как изысканное лакомство. Заброшенные дома и заколоченные окна. Темнота на улицах в душах и зданиях, разгоняемая неверным светом фонарей, факелов и свечей. Узкие, кривые улочки, болото и пьянь, валяющаяся под ногами. Океан утлых, полупроваленных крыш. Морги с трупами. Зашивание ран наживо, без любого наркоза. Ужас тюремных коридоров, теснота камер, издевательство стражи. Одежда, оружие сбруя того времени. Женщины с оригинальными корзинами. Непременные шляпы-треуголки и плащи – тяжелые «пыльники» у служивых, изысканные невесомые полотнища с капюшонами у аристократов. Холодная торжественность церквей. Мрачный серый замок, нависающий над городом. Ленивые подаяния из рук знати после церковной службы.
И на контрасте — яркая и привольная жизнь аристократии. Балы до упаду, Воздушные фонарики. Парики и жутковатые белила на лицах. Шикарные столы, ломящиеся от яств. Безоглядное веселье. Ржущие, бухающие, курящие представители высшего света. Оргии в римском стиле. Шарман!
Загородная графская усадьба-поместье, парящая, изысканная, освещенная то рассветом, то массой факелов. Озеро, пруды, деревья – пастораль.
Начинается повествование в 1789 году, с первых кадров задавая атмосферу всего сериала. Холод, мрачняк, снег, выстрелы, конь залитый кровью. Тревожный, аутентичный эпохе саунд, где используются классические инструменты, такие как скрипка, клавесин, виолончель. Музыкальное сопровождение на пять — оно добавляет действию саспенса, формирует настроение, нагнетает обстановку, правда местами несколько напоминает основную тему Мира Дикого Запада.
Почти сразу нас переносят на два года назад, к истокам происходящего.
У создателей сериала получилась довольно интересная смесь. Исторических и социальных зарисовок из жизни 18 века с детективом и готично-вампирским хоррором. Детектив легонький и довольно быстро сходит на нет. А вот два остальных компонента с нами до самого конца.
За историю отвечает вся атмосфера сериала, а также яркая демонстрация противоречий сложившихся к тому времени между слоями французского общества. Знать сибаритствует, понятное дело, и вяло доит соки из народа («зачем скрываться, народ всегда кормил нас, так или иначе», «предназначение народа — смиренно повиноваться и кормить нас»). Имеются, правда, редкие исключения. Народ, мало-помалу свирепеет и все больше жаждет подержаться за глотку своих господ. В Монтаржи даже завелось некое Братство, объединяющее изгоев, разыскиваемых идейных преступников и прочих маргиналов, не желающих идти в обычные разбойники с большой дороги. Перед нами эдакий аналог Робин Гудовской шайки в Шервудском лесу – у Братства даже имеется свой лагерь в лесной пещере, немало оружия и еще больше патетичных речей: «Вы стоите прямо лишь потому, что народ на коленях».
За хоррор — фантдопущение сериала, та самая голубая кровь. Вещество, при попадании в организм человека, превращающее его в аналог вампира. С обостренными реакциями, слухом и нюхом, увеличившейся силой и ловкостью, нечувствительностью к боли. Способностью к регенерации смертельных ран – разве что метод Дункана Маклауда «решает вопрос». А заодно повышенной агрессивностью и Голодом, заставляющим жаждать плоти/крови ближнего своего. Правда, как мы увидим, этот Голод можно некоторое, довольно продолжительное время контролировать.
Неплохо поддерживается интрига – откуда взялась эпидемия, кто стал первым пациентом, что за таинственная Наис — мы долгое время не имеем ни малейшего понятия. Плюс подключается концепт «теории заговора», доходящий до таких вершин, что ух!, и переводящий ситуацию из местечковой проблемы на уровень государства.
Имеются примеры неплохо поставленного экшена, особенно в исполнении «зараженных». Да и в других случаях посмотреть на специфику использования однозарядного оружия в совмещении с «холодняком» — небезынтересно. К сожалению, боевки и активного действия в сериале немного.
Героев нам подгонят приличное число, но запоминаются далеко не все.
Не рассказчица – слишком уж юная и бессловесная Мадлен со своей оригинальной «масочной» подругой (хотя как именно персонаж станет тем, кем станет – глянуть любопытно). Не старый граф. Не бойкая Катель, преданная и полная сюрпризов служанка Офелия или разбойно-загадочная девица в полумаске.
И даже не Элиза с Альбером. Дочка графа леди Элиза (которую упорно обзываю графиней при живом папане) – конечно, мила и демонстрирует нам, чуть ли не единственную вменяемую представительницу дворянства. А суровый Альбер так и остается вещью в себе (могли бы парочкой флеш-беков очертить его американские похождения). Неплохо созданы антагонисты – дядя с Донатьеном: один долгое время кажется натуральной сволочью, неожиданно раскрываясь почти в финале во время бесед с сыном. Второй – из жертвы перекидывается в безумного хищника, при этом изрядно переигрывая. И начальник полиции Перуз – который благодаря паре сцен, в частности рассказу о детстве в кабаке, и особенно визиту в дом графа после «общения» Донатьена с отцом, превращается из обычного садиста в неоднозначную личность.
Но вне конкуренции, понятное дело — Жозеф Гильотен. Молодой доктор, создавший себя сам. Сирота, воспитанный в приюте, ставший отличный медиком и неплохим ученым. Свято придерживающийся клятвы Гиппократа, и уверенный, что: «больных не убивают их лечат». Благодаря таким людям мир не скатывается в совсем уж эпохальное зверство. Трогательный, разумный, живой персонаж, волнующийся за людей и готовый сполна исполнить свой долг врача.
Эрго. Любопытный микс одной из версий французской истории с хоррорным подходом в стиле вампиро-зомби. Достаточно антуражный, хотя далеко небезгрешный. Стоит учитывать – первый сезон, по большому счету вступление, события почти не выходят за рамки столицы графства Монтаржи. Такими темпами постановщики до 1789 года и Бастилии доберутся лишь через пару-тройку сезонов. Вот только когда мы их увидим и увидим ли вообще – неясно.
Режиссер: Жереми Розан, Эдуард Салье, Жюльен Трусселье