Настроение Дениса Титова — основателя успешного стартапа и создателя модного приложения для смартфонов, сложно было назвать хорошим. У него обнаружили неоперабельный рак — спасти парня могло только чудо.
За которым он, в компании четырех слабознакомых людей, отправился в чудотворный монастырь, расположенный в самой что ни на есть кондовой российской глубинке. Неподалеку деревеньки Топи.
Глуши, где с реальностью происходит что-то не то. Где киоск на станции обклеен объявлениями о пропавших людях. А чудеса хоть и случаются, но с серьезными ограничениями.
И вернется ли кто-то из туристов в Стольный град — абсолютно непонятно.
Мистические сериалы в последнее время пошли косяком, как лосось на нерест. Не успели познакомиться с «Территорией», пришло время Топей – проекта, сценаристом которого выступил фантаст Дмитрий Глуховский, создатель «Метро 2033» и «Будущего».
Атмосферненько вышло, не спорю.
Однако местами сильно перекликается с той же «Территорией» (прям таки «Один позвал – другой ответил»). Бюджетный хоррор-триллер с малым количеством актеров, активным использованием природных красот, нагнетанием обстановки. Местом действия которого выступает российская глубинка.
В отдаленных деревнях, если верить постановщикам, дело неладно (что характерно – американские кинематографисты свою родное захолустье тоже рисуют не пастельными тонами, понятное дело с учетом местной специфики, и без мистики.
«Вымирает русская деревня». Покосившиеся черные избы из старых досок, как при царе Горохе. Ржавые остовы машин. Полуразваленные сарайчики. Поваленные заборы. Гробовая, мертвая тишина, ни одна собака не гавкнет, тока неистребимые петухи по утрам орут. Иконостасы старых портретных фотографий. Непролазная грязь, в которой вязнет даже УАЗик. Отключения света.
Попадающиеся неожиданные признаки цивилизации вызывают жуткое удивление и когнитивный диссонанс. Спутниковые тарелки. Микроволновки. Электрочайники. Ну не может их тут быть! А они есть.
В блюдо остроты добавляет местная специфика. Десятки объявлений о пропавших людях. Потерянные селяне, бродящие по деревне или как статуи сидящие на скамейке. Заброшенный монастырь, где, тем не менее, кто-то обитает, не забывая при этом поддерживать сайт и отвечать на звонки потенциальных паломников. Обряды с использованием крови петуха. Растворившийся в воздухе водитель. Странноватые символы. Загадочный Хозяин. Пострадавшие домашние животные. Вездесущие червяки, прочие опарыши как символ бездарного и бессмысленного людского копошения (и не только). Вольные отношения со стариком Хроносом.
С первых кадров зрителя накрывает обстановкой психоделической фантасмагории.
Специфическая музычка, порой напоминающая основную тему шикарной «Тьмы».
Оборотные, перевернутые кадры вверх ногами, врезки непонятно чем занимающихся людей. Долгое время неясно, что перед нами — глюки героев или нечто большее?
Отмороженные пейзане, напоминающие клиентов Канатчиковой дачи. Таящие немало сюрпризов юницы. Головы кукол торчащие на огородах.
Пустынный, полуразрушенный монастырь. Взгляды в спины героям из-за кустов. Философски настроенный представитель доблестной милиции (пардон, полиции, хотя «суть та же»). Периодически будто растворяющиеся в воздухе соседи по группе.
Мрачноватый и сумрачный предзимний лес. Черные голые стволы деревьев. Пауки, муравьи, речушки со стоячей водой и тиной, болотца. Воде здешний оператор уделяет немало внимания (оммаж Тарковскому?). Туман, временами окутывающий путь героев. Любопытно, что российскую природу снимали в Беларуси, конкретнее в Минской области.
Разбавляется мрачная атмосфера когда злым, когда горьким стебом над современной российской жизнью («либо лес валить, либо людей закапывать – какой еще в России бизнес?»). Молодежь, уткнувшаяся в свои смартфоны («вялое поколение»). Деньги – как мерило всего. Обращение к духовности в самом крайнем случае. Махровый эгоизм московской элиты. Секс – как фетиш и как валюта. Большая часть страны, живущая в депрессивных деревнях. Давление спецслужб, слежка за гражданами. Разница в подходе и отношениях между столичными жителями и остальными россиянами. Чеченская война, продолжающаяся для некоторых ветеранов.
В процессе постановщики цепляют целую кучу различных важных и тяжелых тем современности.
Уход близких, попытки вернуть то, что не может вернуться. Вопросы веры, испытания, возможности Чуда. Свет и Тьма, искушение, людская слабость. Патриархальный шовинизм. Двойственное отношение к религии. Людская гордыня, попытки понять Божий Замысел, не поддающийся пониманию. Неверие. Тяжелая судьба женщин восточных народов. Ненависть между русскими и кавказскими племенами. Экологические проблемы страны. Вымирание гомо сапиенсов, отравляемых градообразующими предприятиями. Рак, выкашивающий народ похлеще любого завоевателя. Отношения меж людьми («я ж хотел по любви — за деньги надежнее»).
Интрига хороша, хотя взгляд порой натыкается на знакомые приемы, подходы и концепты. То «Солярисом» повеет, то «Под Куполом» из кустов подмигнет. Мифология сериала несколько вторична, но на это можно не обращать внимания.
Ведь точно понять, что происходит с героями, не получится почти до конца. Хотя теорий вагон и маленькая тележка. Это финал бренной жизни, или головой стукнулись? Играем в дядьку Кинга, или просто плохая погода? Галлюцинации или реальная мистика? Дьявольщина или криминал? Настоящий заговор или обычное разгильдяйство? К середине третьей серии создатели проекта бросают жирный намек на правду, вроде как вскрывая карты («свеженькие что ли», да беседа Дениса с мужем хозяйки), но затем вновь напускают тумана. Может это был сон, или очередные глюки? Ближе к финалу выводя в самые главные загадки проекта личность Хозяина (а также его природу, неужто…?), выставляя на доску новые, загадочные и опасные фигуры. Устраивая перекличку со «Вторыми руками» Олдей.
Актеры, в общем, с задачей справились.
Денис (Иван Янковский (внук великого Олега Янковского). Плоть от плоти и кровь от крови столичной деловой молодежи. Циничный, не верящий ни во что кроме денег, считающий религию способом контролировать людей. Не знающий в своей собственной родине ничего кроме столицы. Махровый эгоист, готовый бросить товарищей в любой момент. Поддавшийся на материнские уговоры, решивший испробовать последнюю возможность остаться на белом свете. В Топях попавший в ситуацию, вернувшую ему Веру в Чудо. Под завершение сериала привыкший к собственной смерти Денис серьезно меняется, получает надежду, отбрасывает некоторые защитные реакции, переживает катарсис. А следом еще один.
Макс (Жизневский) – сексуальный террорист, стремящийся трахнуть все, что движется, но ищущий в женщинах невинности. Наглый, рациональный журналист, представитель желтой прессы с крепким желудком, экс-работник интернет-издания, не чурающийся черного пиара, ищущий жареные факты. Готовый ради сенсации пойти практически на все. Тихон порой переигрывает, но в целом каши сильно не портит.
Соня (Крылова) – тихая, скромная блондинка с огромными и глубокими глазами. Воцерковленная девственница, жившая под гнетом своего деспотичного отца. Потерявшая сестру, погибшую в аварии. Нашедшая силы устроить бунт, бросившись в эту поездку, как в омут. Всерьез верующий человек, настигнутый сомнениями в связи со смертью близкого.
Катя (Шпица). Полная противоположность Соне. Девица свободных нравов, недавно брошенная парнем и чуть не покончившая по этому поводу с собой. Боится старости. Единственная из компании «похожая на живого человека», по мнению случайного знакомого.
Эля (Володчинская) – кавказская барышня, бегущая от жениха, застукавшего ее с любовником. Жертва патриархальной системы восточных народов и символ борьбы слабого пола за свои права («бабой быть не хочу, хочу просто человеком»).
Постепенно у нас вырисовывается несколько основных идейных линий, за каждую из которых отвечает один или несколько героев.
Вопросы веры, ее потери и обретения. Борьба за правду. Тлеющий конфликт между русскими и кавказскими народами.
Ничего не скажешь – идейно постановщики свое детище накачали с избытком. К сожалению, далеко не все из заявленных тем адекватно раскрыли.
Эрго. Небезынтересный психоделический детективный хоррор с качественной интригой, хорошей атмосферой, идейным наполнением. А вот вторичность многих подходов к достоинствам не отнесешь.
Режиссер: Сергей Полуянов
В ролях: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица, Софья Володчинская, Марина Васильева, Максим Суханов, Александр Доронин, Кирилл Полухин, Вероника Мохирева, Татьяна Владимирова, Александр Парфенович, Вадим Цаллати, Юлианна Михневич, Гела Месхи, Александра Бортич, Мария Маслова
P. S. Еще одно сходство Топей с Территорией — две звуковые дорожки, одна со всем великолепием богатого и могучего русского языка, вторая с цнотлывым запикиванием мата. Тенденция, однако.
Ковбои, спасающие мир, или «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»/Когда мы подумали, что достигли дна, к нам постучали друзья снизу/«Из искры возгорится пламя»
Америка. Дикий Запад.
Но не наш. Тут, кроме ганфайтеров с заряженными свинцом «миротворцами», водятся шансфайтеры, в чьих револьверах дремлют проклятия и «черные полосы».
Рут Шиммер, одна из немногих женщин, избравших профессию шансфайтера, уже встречала Джоша Редмана. Успев даже показать юнцу, почему с ее коллегами стараются не связываться.
Прошли годы. С тех пор Джош сильно изменился, можно сказать, став другим человеком.
Не столько из-за собственного желания, но благодаря воображаемому другу — ангелу-хранителю (или нет?).
Странному существу, как выясняется, ставшему признаком грядущего конца света.
А может не только признаком?
Г. Л. Олди не прекращают экспериментировать с разными гранями своего таланта. Теперь двуединый автор совершил путешествие прямиком на Дикий Запад.
Но не на банальный фронтир текущей реальности, а в альтернативную Америку.
Согласно фантдопущению Олдей, тамошняя Цитадель демократии остается последним оплотом относительно нормальной жизни. В Старом Свете все плохо. Он превратился в натуральный ад, где сама природа восстала против своих «царей» (давненько мы не встречали в творчестве Олди апокалиптических мотивов).
Американцы временами чувствуют некоторое помутнение ума, но пока ухитряются не обращать на него внимания.
Штаты на первый взгляд не сильно отличаются от нашей версии 19 века. Индейцы, шерифы, салуны, ковбойские шляпы, вездесущая пыль, строительство железных дорог, револьверы у каждого встречного-поперечного.
Но есть два момента, разом перемещающие США в Страну фантазию. Шансфайтеры и искры.
Стрелки, выпускающие из своих револьверов не банальный свинец, а несчастья и проклятия. Или благословения и раскаяние. Чьи патроны снабжены восковой пулей, никогда не покидающей ствола. Имеющие талант видеть человека насквозь (будто мясник коровью тушу), со всеми его темными и светлыми сторонами. Способные поражать цель на расстоянии, недоступном обычному ганфайтеру, лишь бы противник вдалеке различался. Самые опасные люди на всем Диком Западе. Искренне жаль, что мы не узнаем, откуда появились эти неординарные ребята (скорее всего, те самые искры виноваты).
Вторым интересным признаком локации стали искры – маленькие, практически бесполезные чудеса, которыми обладают фактически все жители мира.
Способность поднять температуру чужого тела на сотую долю градуса. Быстрее отрастить ноготь на пальце. Чуть изменить направление льющейся струи воды. Сущая безделица, которой не найти практического применения. Только в детстве перед друзьями хвастать. Ан нет. Оказалось, купленная (отнять силой нельзя) у другого гомо сапиенса искра, чуточку прибавляет удачи. Чем больше искр в твоем распоряжении, тем благосклоннее к тебе фортуна. Есть у искр еще одно применение, однажды спасшее жизнь главной героине.
Действие долго раскачивается (лишь к середине становится понятна суть конфликта), происходит фактически в одном городке. На экваторе книги начинаются перипетии, неуловимо напоминающие бытие еще одного персонажа Олдей — Бориса Ямщика. Не повтор, скорее другой взгляд на похожую ситуацию.
Периодически читателя погружают в прошлое героев. Знакомят поближе с домом «воображаемого друга» тахтона («нижний» на иврите). Эти экскурсы в «нижний мир» прибавляют происходящему широты и объема. А уж когда становится понятно, что стоит на кону, и подавно – городок Элмер-Крик становится центром борьбы за долю американского континента (ну или его части).
Что интересно – герои вестернов обычно сражались за жизнь свою или близких, крайне редко задумываясь о судьбах даже своих соседей, не говоря уже о жителях штата, или бери больше –страны. Следить за ганфайтерами в ковбойских шляпах, спасающими Америку – непривычно.
Отдельное спасибо за финал, разом расширяющий пространство действия, заставляющий взглянуть на некоторые моменты прочитанного под другим углом.
Все составляющие вестерна на месте – индейцы, грубые парни, обвешанные стволами, бравые помощники шерифа, перестрелки, пьянки в салунах, ветра и пыль, хитрый мэр, драки и ссоры из-за участков (хотя в идеальный коктейль они складываются не всегда). Разве что бандитами нас почти не одарят, да индейцев хотелось бы поболе — соскучились. Также стоит учитывать, что здешний вестерн скорее театральное явление, чем кинематографическое.
Идейное наполнение романа поскромнее, чем обычно у Олди. «Ход» — больше апокалиптическое приключение с интересным фантдопом, нежели глубокая медитативная философия. Что абсолютно ненаказуемо. Но даже при этом авторы не преминут поразмышлять о людской агрессии, легковерии, ведущем по дороге, выстланной благими намерениями. Равновесии — как неотъемлемой черте мира (где-то прибыло, а где-то убудет). Ну и о непременном человеческом качестве – «за своих пасть порву». Все же тахтоны люди, а никакие не демоны — однозначно.
Главных героев фактически двое (по главе на каждого), да некоторое количество приятных второстепенных образов.
Рут Шиммер – дочь безвременно почившего спарк-дилера (агента, скупающего искры), воспитанная его братом-шансфайтером. Одна из немногих (возможно — последняя) женщин, избравших этот нелегкий путь. Резкая девица, не считающая себя красавицей, вынужденная выживать в мужском мире. Достигшая в этом деле немалых высот. Живущая под гнетом жуткой психотравмы.
Джошуа Редман – парень едва не отправившийся на небеса в 13 мальчишеских лет. Встретивший воображаемого друга, ставшего ему самым близким существом на планете. Наглый пацан, некогда схлестнувшийся с Рут. Эта стычка, скажем сразу, изменила не только его судьбу. Решивший служить и защищать. Выросший в помощника шерифа. Познавший предательство и отчаяние.
Не пожалеют Олдя личностно образующих флеш-беков, проведя читателя вместе с персонажами сквозь травмирующий опыт юности.
Порадуют нас своим фирменным, вкусным, насыщенным языком.
Продемонстрируют китайцев в качестве гуру-наставников, открывающих глаза героям на мистические составляющие мира. Тоже верно – малы исчо, товарищи американцы, пока своих гуру вырастишь, много времени пройдет.
Эрго. Вестерн из альтернативной Америки, с любопытным фантадопущением и апокалиптическими нотками.
P. S. Я так и не понял, почему коронную фразу убийцы цитирует Пастор?
Рождение постлюдей, или Добро пожаловать в сингулярность/Путь на Амальтею. Финал
Относительно недалекое будущее. Гомо сапиенсы не мыслят себя без кучи гаджетов, «умных очков», имплантов, постоянного пребывания онлайн. Старый мир медленно, но уверенно остается в прошлом.
Новый мир несет с собой свежие вызовы и отношения. Оказывается, у людей нет монополии на разум. Выгрузка людского сознания в сеть становится все ближе. Да и интерес к космосу, после некоторого упадка, возрождается вновь.
Забот, проблем, конфликтов и сомнений у человечества будущего — выше крыши.
Вдобавок люди получают сигнал от инопланетной формы жизни, обещающий новые горизонты.
Однако вместе с новыми возможностями, открывающимися перед жителями Земли, их ждут и новые невообразимые опасности.
Неоднозначная, непростая, но мощная вещь. Перед нами роман в рассказах (новеллах). Некоторые из рассказов даже печатались ранее отдельно на русском.
Аччелерандо — постепенное ускорение темпа музыкального произведения, особенно в конце.
Книга не слишком дружелюбна к читателю. Манера изложения, к которой привыкаешь далеко не сразу. Текст «по винця» перегруженный терминами, концептами, идеями, названиями, научными теориями, комментариями, объяснениями достаточно сложных (как минимум для гуманитария) вещей в паре предложений.
На протяжении романа подымаются чертовски любопытные вопросы, к примеру: кто является истинно разумным, что такое вообще разум? Автор подталкивает читателя к принятию возможных перемен. Дело нужное. Пускай, серьезные прорывы в реальной жизни дело не одного десятилетия, но готовиться к изменениям людям стоит уже сейчас.
Не позабыл также Чарльз поразмыслить на религиозные и прочие вечные темы.
Поначалу кажется, что перед нами довольно стандартная картина близкого киберпанковского будущего.
Умные очки, которые не просто оперируют информацией, а обрабатывают ее, фактически думая за хозяина. Импланты, дополнительная память, лишив которой можно оставить человека без части личности. Продвинутые ИИ, обладающие сознанием, к примеру, содружество лангустов (!). Подготовка к выгрузке сознания челов в сеть. Вирусы с IQ. Кризис старого мира, его экономической, правовой, моральной составляющих.
Мир, в котором отмирают привычные институты, рушатся признанные колоссы, возникают забавные химеры. Скрипящий по швам Евросоюз, застывший в серьезном замешательстве. Гигантский дефицит бюджета в США, свирепствующие налоговые органы, средства, уходящие на погашение долга (я, правда, таки не понял кому). На месте «демократической» России — Нео-СССР, в котором на выборах каждый раз, со все большим перевесом, побеждают неокоммунисты. Страна, упорно воюющая с врагами народа, претерпевающая удары от информационных террористов из Чечни. Последняя из держав пользующаяся операционной системой Виндовс на государственном уровне. Жители планеты, избегающие обычного секса из-за волны эпидемий конца прошлого столетия. Активно практикующие БДСМ, заводящие роботизированных домашних питомцев. Использующие загруженные в сеть сознания кошек для наведения боевых ракет.
Периодически автор делает небольшие «стратегические» вставки, где окидывает взглядом общую картину происходящего по всей земле (и в Солнечной системе). Концентрируясь на некоторых моментах жизни социума будущего, аспектах развития цивилизации, тревожащих человечество в конкретный момент. Без легкого оммажа Галаксии не обойдется.
Годы идут, в каждом новом рассказе, Стросс перебрасывает нас на некоторое время вперед. Все меньше остается привычных читателю моментов, все больше роман уходит в область классической научной фантастики, завораживая полетом фантазии, технологическими свершениями, изменениями, происходящими с людьми.
Возобновление космической экспансии и попыток колонизации планет Солнечной системы. Не за горами и долгожданный контакт с инопланетянами, причем не одними. Тела с общим сознанием – борганизмы. Лавинообразное увеличение количества созданий с искусственным интеллектом, разумных сетевых структур. Правовые и этические вопросы, связанные с возникновением такого разума. Экономические модели будущего. Бангладешское финансовое чудо. Крах Майкрософт. Конец пандемии ВИЧ. Новое поколение, кардинально отличающееся от «пережитков старины глубокой», людей старых эпох, остающихся в игре благодаря омоложению. Поколение, не мыслящее себя без имплантов, апгрейдов, становящееся своеобразными киборгами, модифицированными до (или после) рождения мутантами. Воспринимающими дополнительные девайсы частью себя.
В рассказах, описывающих разные периоды 21 века, меняется темп, настроение, ритмика, способ подачи информации (сравните главы Манфреда и его дочери).
Но и это лишь вступление к поистине грандиозным изменениям, прорыву – Великой Перестройке, появлению и становлению постлюдей. Кардинальному изменению лика людской (а позднее не совсем людской) цивилизации. Продвинутые нанотехнологии. Мета-эволюция. Изменения облика Солнечной системы. Управление подсистемами сознания. Дублирование личностей, иные версии героев. Экономика 2.0. Матрешечный мозг. Ресимуляция.
Завораживающая картина развития человечества становится одной из сильнейших сторон романа.
Центровых героев нам предъявят фактически двух, причем из одного семейства. Хотя нет – трех. Плюс несколько неплохо прописанных второстепенных.
Начинаем знакомство с миром Аччелерандо посредством Манфреда Масха (прозрачная аналогия, не находите?). Умнейший мужик, фонтанирующий идеями. Передающий большинство патентов на свои концепты в Фонд свободного знания. Альтруист, лишенный страсти к стяжательству. «Средневековый менестрель, снискавший расположение августейших особ». Запустивший цепочку событий, приведших к далеко идущим последствиям. Отец Эмбер – второго знакового героя романа.
Эмбер – девочка-гений, один из ярчайших представителей нового человечества. Фактически главный герой книги. Ребенок, с младых ногтей использующий импланты. Развивающаяся непредставимыми для старого поколения темпами. Подросток, склонная к театральным эффектам. Наслаждающаяся средневековым антуражем, историческими играми в монархов былого. Ставшая Ее Императорским Величеством Юпитера. Человек, стремящийся к открытиям, свершениям, познанию.
Познакомят нас и с третьим поколением (а там и четвертым) семьи Масх (кто сказал Сага о Форсайтах в антураже?).
Еще одним шикарным стержневым персонажем стала ИИНеко. Роботокошка (эмуляция живого существа) с мощным ИИ, получившая сознание, развивающаяся вместе с людскими героями. Ироничная матершинница, циник, сноб. Презирающая, а зачастую ненавидящая многих человеков («вот же стерва мясная»). Обладающая запоминающимся стилем речи. Достигшая невиданных высот.
Из второстепенных понравились:
Имам Садек, несущий слово Пророка (да пребудет с ним мир) к Юпитеру (и гораздо дальше). Образ правильного, высокоморального мусульманина, напоминающий читателю, что последователи Мухаммеда это не только безумцы с бомбами.
Пьер – «рыжий, честный, влюбленный», верный паладин Эмбер, попавший под удар гормонов, тяжелых воспоминаний, девичьих манипуляций, собственного непонимания женщин.
Хватает в романе эпичных, научных, ироничных (отдельное спасибо за инструкции для прибывающих на Сатурн), моральных, психологических, религиозных составляющих.
Полотно у Стросса вышло знатным и наполненным до краев.
Эрго. Непростая, перегруженная (особенно поначалу), местами рваная, но откровенно завораживающая картина развития человечества с акцентом на технологических аспектах движения вперед.
Харон в желтом Мерседесе, или Потрещим за жизнь/Исповеди под шашечками
Профессию Андрея на первый взгляд сложно было назвать необычной – таксист он и в Африке таксист.
На самом деле Андрей исполнял роль перевозчика и исповедника для мятущихся душ, оставивших на земле незавершенные дела. Помогая им осознать важные вещи, связанные с улетучившейся жизнью и отправиться дальше.
Но как сам Андрей получил столь нестандартную работу, и долго ли ему осталось ее выполнять?
Любопытный проект. Простой по структуре, но сильный по наполнению.
Серии по 20 минут, весь проект по хронологии сравним с современным блокбастером), но тут этот прием оправдан. Пара минут вступительная сцена смерти, остаток времени — поездка с разговорными откровениями. В каждой части один (либо пара) пассажиров. Во время поездки поднимается одна-две важные темы, тревожащие гомо сапиенсов.
Как сохранить любовь. Не закрутиться в рабочих буднях и гипертрофированной ответственности, а помнить о самом главном – человеке, который рядом с вами. Как «не такому как все» выжить во враждебном мире. Подростку, оставшемуся без родительского тепла. Как не нужно вести себя с детьми. Этой теме посвящено две серии, показывающих противоположно неверные подходы. Ровно плохо, как поддавшись ревности, бросить бэби одного сражаться с социумом. Так и давить своего ребенка маниакальным родительским контролем («любовь строгого режима», он же «ради твоего счастья я испорчу тебе жизнь»), переходящим в откровенную подлость.
Поговорят со зрителем о подростковой жестокости, последствиях поступков, сокрушающей и портящей жизнь ревности одного ребенка к другому, наркомании, вине, искуплении, затягивающем быте, рушащем семьи, тенденциях жизни «в сети». Вечных тем «на подумать» постановщики подкинут зрителю с избытком.
И лишь после того, как пассажир сможет рассказать таксисту о своем незавершенном деле, главной тайне, застарелой боли, до костей волнующей жизненной ситуации, ему откроется переход на другую сторону.
Структура жизни после смерти, по мнению создателей Пассажиров, такова – есть те, кто получают прямой путь (вверх или вниз «по делам их»?). Есть пассажиры Андрея, исполняющие свой последний квест, затем отправляющиеся дальше. Есть те, кто остается на Земле в виде невидимых и неслышимых живым призраков. Их судьба незавидна.
Отдельное спасибо постановщикам за оптимистичность проекта. В большинстве случаев уходящие души, исповедовавшись (в некотором смысле получив отпущение грехов) оказываются в месте, с которым у них связаны самые лучшие воспоминания. Посмертие, где вас ждет то, что было лучшим в их жизни? Заверните, берем два.
Да и последняя поездка по городу, в котором жил, который любил, возможность еще раз посмотреть на него собственными глазами, впитать круговорот жизни, дорогого стоит.
Не позабудут в сериале и о социальных моментах. Связаны они в основном с молодым поколением. Четко понимающим, что их готовят к тому, чтобы «стать еще одной дойной коровой для государства». Наглым, по-другому чувствующим, не способным так легко пригибаться и обманывать себя, как старшее.
Центральный персонаж сериала таксист Андрей в исполнении Кирилла Кяро. С этой таинственной личностью связана стержневая линия проекта. Эдакий Харон-психолог, не просто подрабатывающий извозчиком в «душевозке», а становящийся последним живым человеком, с которым общается безвременно усопший. Андрей объясняет душам расклад, раскручивает их на откровенность, помогает докопаться до роковых тайн. Понять и принять свои ошибки, очистится, дать и получить прощение.
Хороший, душевный, ироничный мужик, способный день ото дня выслушивать потоки боли, отчаяния, грязи и роковых тайн.
С самим Андреем долгое время понятного мало. Как он попал на эту должность? Отчего видит души? Постепенно картина проясняется, если следить за намеками, разбросанными по сериалу, личность Харона в мерседесе формируется на наших глазах. Трагедия. Возвращение. Обязательства. Отдельная интрига связана со счетчиком душ, стоящим в машине. Крайне любопытно, что произойдет, когда он дойдет до нуля.
Еще одной сквозной линией становится любимая заправка Андрея с шикарными хотдогами, и продавщица с этой самой заправки.
Интересно, что Андрей, считающий себя неверующим, порой обращается и даже общается с некоей высшей силой («так и не понял, почему ты это допускаешь»).
В сериале много крупных планов, кадров, показывающих глаза, что обусловлено спецификой действия, почти все время проходящего в тесном салоне такси. Хватает городских панорам, как ночных, так и дневных, съемок с высоты птичьего полета, магистралей, заполненных автомобилями, помогающих разбавить камерность проекта. Что тоже логично.
Эрго. Приятный камерный мини-сериал, позволяющий поразмыслить о важных для каждого человека вещах.
Режиссер: Карен Оганесян
В ролях: Кирилл Кяро, Юлия Снигирь, Анатолий Белый, Екатерина Соколова, Вениамин Смехов, Андрей Бурковский, Юлия Ауг, Даниил Воробьёв, Сергей Гилёв, Егор Губарёв, Анастасия Уколова
В реальности фейри, или Горячая сестринско-братская любовь
Кэтрин Хелстон, сестра преподобного Лаона, испереживалась за брата.
Немудрено, если учесть в какие края он понес Слово Божие. Не индейским племенам, восточным людям или африканским дикарям. А в Аркадию – землю нечестивых фейри.
Кэтрин отправляется по следам Лаона, и, прибыв в Эльфан, понимает, что ее волнение было не напрасным.
Страна фейри таит в себе массу опасностей. А покинуть ее прежним – нет и вовсе никаких шансов.
За Фейриленд — в этом мире абсолютно реальную страну фейри — автору однозначный зачет. Территория, которая находится неведомо где, но куда можно целенаправленно доплыть (а может и доехать?). Правда, просто необходимо в процессе сбиться с пути. Качественно и всерьез. Без этого никак. Земля, впервые исследованная небезызвестным капитаном Куком, во время своего четвертого путешествия. Ставшего последним. Страна, где реальность — очень странная вещь, а расстояния ненадежно-условны («далеко ли до места — два откровения одно прозрение, но есть путь покороче — два тягостных воспоминания, одна мечта»). Край иллюзий, безумной космогонии и изменчивых городов. Состоящий в частности из снов и мыслей, которым лишь разум способен придать форму (Яцек, ты ли это?). Держава, внутренние области которой практически не видывали людей. Место, где Солнце является фонарем (в буквальном смысле), висящим на конце длинного шнура. Фонарем, раскачивающимся как маятник, дарящим свет по очереди разным частям поверхности. А Луна находится на «удилище» огромной и зубастой рыбы.
Родина мотыльков, питающихся напечатанными словами. И морских (потому что в них обитает море) китов, живущих в земле (мы их увидим не только снаружи), содержащих в себе соленую воду и рыб. Невыразимо гигантских созданий, раза в два больше привычных нам китов.
Населенная существами, далеко не всех из которых можно спутать с людьми. Крылья, рога, перья, тени, хвосты, кровоточащие глаза на ладонях, оживающие картины, «ангелы», старушки, вызывающие снег. А главное – психология. Лишенные духа любви. По-другому относящиеся к слову, лжи и правде – являющейся оружием.
Мы, вместе с Кэтрин, ощутим себя полностью вне людского мира. Непременная соль. Портовый город, где еще попадаются представители гомо сапиенс. Уединенный готический замок, полный теней, шорохов, ветра, иллюзий. Пугающий роковой дверью в никуда. Место, где заблудиться раз плюнуть. Окруженное непроглядным туманом. А из компании – новообращенный гном да подменыш. Но когда население замка увеличивается, легче не становится. Ведь сюда прибывает Бледная Королева Маб со своим двором. И начинается самый смак. Словесные игры, отголоски политических интриг. Нюансы отношений между волшебным народом. Воздействие на людей. Осознание разницы между фейри и подменышами. Безумный бал с автоматонами и откровениями. Зверино-илюзорная сущность «дивных». Охота с сюрпризами. Базар гоблинов, где можно прикупить что угодно: от воспоминаний до истин. Правда, порой за немалую цену.
Второй приятной стороной книги стала главная героиня. Изложение идет от ее первого лица, с большим количеством воспоминаний, монологов, раздумий и рефлексий. Кэтрин Хелстон – молодая незамужняя девушка, выпускница школы для дочерей священников. С детства мечтающая о новых землях. Лишившаяся иллюзий и некоторых порывов в той самой школе. Долгое время просто неразлучная со своим братом. Безоглядно, не имея никакой информации о происходящем, бросившаяся ему на выручку. Столкнувшаяся с непостижимыми обитателями Эльфана. Запутавшаяся в сомнениях, эмоциях, переживаниях, загадках и опасениях. Ощутившая непозволительные желания, чувства и влечения. Не признающаяся в них сама себе. Получившая сногсшибательное откровение, кардинально изменившее жизнь.
Третьей — размышления о вере и религии. Богословские, теологические вопросы. Роман переполнен цитатами из Писания и трудов теософов. Сомнениями миссионера, раздумьями как нести Слово Божье тем, кто воспринимает реальность по-другому, попытками отыскать им место в библейской картине творения. Подготовкой Лаона к проповедям. Искренним энтузиазмом новообращенного гнома, задающего неудобные вопросы о неоднозначных моментах из Писания. Мыслями о грехе, душе, ее наличии у фейри, жертве, божественном плане, апокрифах. О притчах, как способе проповедника общаться с паствой. О том, что кроме осознавших – избранных, в религиозной картине мира всегда должны быть непонимающие.
Любопытна в этом ключе судьба предыдущего миссионера Джейкоба Роша (ставшего еще одним заочным героем повествования), чья судьба долгое время остается для персонажей загадкой. А дневники – своеобразной путеводной нитью.
Стоит отметить обширные эпиграфы, открывающие главы. Перед нами выдержки из работ, посвященных фейри, легенд и преданий. Переводы, раскрывающие их происхождение. Зоологические и психологические описания чудного народца, их волшебной фауны. Заметки, отрывки из дневников. Джаннет красиво подвязала свои эпиграфы к реальным трудам реальных людей, порой чуток меняя акценты, а порой лишь пару-другую слов. В результате страна фейри приобретает дополнительную глубину, облекается источниками, обрастает серьезными научными работами. Становится реальной.
Жаль, остальной мир оказался вне внимания автора. А ведь людское сообщество 19 века, где наряду с привычными континентами имеется подтвержденная, описанная, принятая научным и религиозным сообществом земля фей, не может остаться неизменным. Взглянуть на него не только глазами Кэтрин (которая практически не уделяет внимания своей старой жизни) было бы любопытственно.
Внутренних переживаний, загадок, озарений в романе на порядок больше, чем внешнего действия, и порой кажется, что некоторые из рефлексий можно было бы заменить описаниями особенностей Эльфана. Повествование от этого только бы выиграло. Как и от уменьшения многословия героини во внутренних монологах.
Да и первый финт, связанный с откровением, полученным Кэт на охоте, читается слишком рано. А если вспомнить рассказы о натуре фейри, то и второй тоже.
Эрго. Еще одна история о фейри и людях, с радующими глаз особенностями Эльфана, приятной, хотя и многословной во время внутренних переживаний героиней. А вот минимум внешнего действия, отсутствие внимания к остальному миру, и некоторую предсказуемость сюжетных финтов к достоинствам романа не отнесешь.
P. S. Выступления автора на вручении премии Кэмпбелла оставим за кадром, хотя, по большому секрету, дулю ей с маком после такого хамства, а не премию.