Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 июля 2021 г. 11:02

Вариативный обманщик, или «Любовь к себе – начало романа, который длится всю жизнь»

loki

Во время временных прыжков Мстителей, Локи удается умыкнуть тессеракт и сбежать, очутившись неведомо где, в виде альтернативного варианта себя любимого.

Ему неведомо, а другим очень даже.

Например, Управлению временными расхождениями – главной силе во вселенной, перед которой меркнет мощь Асгарда, Стрэнджа, капитана Марвел и даже Таноса с Камнями Бесконечности.

В руках бестрепетного Управления судьба этой версии Лофта могла стать печальной, если бы не злодей, убивающий оперативников УВР.

Локи привлекают к поискам негодяя, но когда это у бога обмана не было в рукаве коварного плана?


Парад второстепенных героев Марвела продолжается. После Ванды с Вижном , Сокола и Зимнего Солдата свою долю внимания получает брат Тора.

Сольное выступление Локи вышло неоднозначным. Преисполненным психоанализа, с хорошей работой Хиддлстона, неплохой картинкой, свежими персонажами, выводящими киновселенную (мульти?) на новый уровень.

При этом бесящим откровенным ребяческим поведением героев, нарочито нелогичным во многих местах УВР и чрезмерным количеством банально-задушевных разговоров.

Концепция того, что все героические сражения Мстителей, космические приключения Стражей – лишь детские игры на лужайке, а за ними из прекрасного далека лениво наблюдают настоящие властители всего – хороша. Но вот воплощение подкачало. Нет, я сейчас не о ретро-стиле управления, смешанном с футуристическими пейзажами за окном в духе булычевской «Девочки с земли» и могущественными хронографами. Ну нравится ребятам «косить» под 50-е года 20 века – все эти верньеры, бабинные магнитофоны, тумлеры, рычажки, маленькие экранцы – кто я такой, чтобы запрещать серьезным людям ковыряться в носу. Не о бюрократизме такой конторы, это как раз нормально и даже неизбежно. Не о лозунгах с Большой Буквы. И даже не о нарочитой комедийности сотрудников повелителей реальности: «Что такое рыба», «Камни Бесконечности вместо пресс-папье». Но вот оперативники УВР — это что-то с чем-то. Дуболомы-минитемены (в оригинале — вольное ополчение североамериканских колонистов) в кирасах, протыкаемых мачете, вооруженные палками и манерой трогательно класть свои палочки на ручечки. Дистанционное оружие? Нет, не слыхали. Зато в наличии термин «скукожить», означающий уничтожение (почти) объекта.




Статья написана 5 июля 2021 г. 10:48

Солярисовские напевы, или Подменыши, покрытые слоем пепла

katla

Исландия. Уже год продолжается извержение вулкана Катла. Долго и необычно. Вдобавок ученые получают очень странные образцы и данные, показывающие, что характер извержения изменился.

Для немногочисленных оставшихся дома жителей городка Вики, приютившегося у подножия буйной горы, времена непростые. Гнетущая обстановка, вездесущий пепел, опасный для здоровья воздух, расселины, возникающие на леднике.

А тут еще и странные гости, появляющиеся из сердца вулкана. Гости, которых аж никак не может здесь быть.


Исландский кинопродукт нечасто доходит до нашего стола. Зато когда выпадает случай, наблюдать за особенностями обитания этого народа любопытно. Даже учитывая, что показывают нам не совсем обычную для исландцев ситуацию, а людей живущих в кризисной обстановке.

Последнее реальное извержение Катлы состоялось в 1918 году. Однако ученые еще с 2010 года предупреждают о возможном начале извержения вулкана. В самое ближайшее время.

Перед нами проект, опирающийся на лемовский «Солярис», и парой черт напоминающий норвежских «Пришельцев».

Проект, интересный в первую очередь обстановкой и бытом группы людей, живущих рядом с перманентным стихийным буйством. Мрачная, холодная, суровая, монохромная, но красивая природа. Горячие источники, а точнее целые озера. Хмурые морские волны. Пустынная земля с редкими овцами или воронами. Острые, темные камни горных утесов. Вездесущий пепел, забивающийся в любую щель. Эпичный вулкан, нависающий над всем происходящим. Лавовые ручьи. Могучие стены и фантасмагорические туннели ледника. Вечные клубящиеся тучи дыма и пара, буйство стихии, клокочущее на горизонте. Дикие ветра, несущие апокалиптические пепельные бури. Заброшенный мертвый городок, засыпанный пеплом. Брошенные авто, грязные от колес до крыши, пустые дома.

Обязательные респираторы, не кокетливые, непонятно зачем нужные кусочки ткани в веселеньких расцветках, привычные по пандемии, а полноценные фильтрующие аппараты, без которых порой дышать невозможно. А во время бури еще и очки.

Внушительно, тревожно, неуютно. «Природа напоминает нам, что мы букашки, и что главная тут она».

Плюс дополнительные особенности быта городка, типа обращения с бесхозным авторанспортом – если ключи на сидении бери и ехай, куда надо.




Статья написана 2 июля 2021 г. 10:13

Литературно-лингвистическое хулиганство, или Тонкий красный барьер

delo_dzhen

Литтектив ТИПА-27 Четверг Нонетот, конечно, ценила свою работу, но никогда не была против повышения. Посему, когда к ней обратился старший полевой агент ТИПА-5 Тэмворт с предложением временной командировки в его отдел, для помощи в поиске и опознании загадочного Ахерона Аида, Четверг не раздумывала ни минуты. Она, как оказалось, чуть ли не единственная во всей Англии, кто знает, как выглядит этот неуловимый и безжалостный злодей.

Скажем сразу, добром эта командировка не кончилась.

Вскоре после этого, разыскивая Аида, поймать которого уже стало ее личным, а не только профессиональным делом, Четверг переводится в отделение ТИПА-27 своего родного города – Суиндона. Похоже, именно с этим местом как-то связан злокозненный Ахерон. Почему Нонетот решила искать Аида именно в Суиндоне? Все просто. Именно об ее родном городке кричала себе она сама во время непонятной то ли галлюцинации, то ли реального визита Нонетот из другого времени.

Англичанин Джаспер Ффорде стал писателем далеко не сразу. Сперва он посвятил себя киношным спецэффектам, работая, например, над такой лентой как «Западня». Параллельно Джаспер занялся фантастикой, в 2001 году выпустив свой дебютный роман – как раз нашего сегодняшнего героя — «Дело Джен, или Эйра немилосердия». Книга была воспринята радушно, войдя в список «New York Times Bestseller List», и Джаспер продолжил. Сегодня на его счету семь романов в цикле о Четверг и еще несколько книг не связанных с приключениями Нонетот, в частности любопытная «Ранняя пташка» (но больше сейчас Ффорде увлекся подростковым циклом «Последняя Охотница на драконов»).

Но сегодня мы поговорим не о Dragonslayer, а о первой любви автора — литтективе ТИПА-27 Четверг Нонетот.

История получилась достойной, интересной. Начну я, пожалуй, с литературных и прочих искусствоведческих аллюзий и отсылок, которыми буквально пронизан текст романа (привет Кэрроллу).

Множество фамилий, имен и названий в Thursday Next «говорящие» — причем говорящие, а точнее «кричащие» прямо в лоб. Не знаю, как они звучат в оригинале (наверняка отличий масса), но в переводе бьют не в бровь, а в глаз, местами как на меня даже чересчур нарочито и грубовато. Часть из них употребляется в откровенно юмористических целях, типа мистера Тошонадо, мистера Враки, сэра Алканафта или мсье Вжеженат. Остальные с ходу раскрывают характер персонажа. Ахерон Аид. Мудакез. Кол Стокер. Кротки. Дэррмо. Скользом. Аналогиа. Безотказэн Прост. Тоскливер. ТИПА. ЖАБ-ньюс. Винтовка «Круть». Что забавно, невзирая на прямые как рельс аналогии, работу свою они выполняют исправно. Одно слово – и ты уже видишь огромный кусок характера персонажа. Плюс вкусное литературно-лингвистическое хулиганство, куда ж без него.

Далее. Англия Ффорде поведена на литературе в частности, и на искусстве в целом. В одном только Лондоне четыре тысячи Джонов Мильтонов, две тысячи Уильямов Блейков (нумеровать бедняг приходится) и так далее. Классическую английскую литературу, такое впечатление, тут знаю все поголовно, он нищих и ветеранов до местных Джеймсов Бондов. Споры об авторстве работ Шекспира превратились, похоже, в национальный спорт, существует даже целое общество бэконианцев, подобно нашим адвентистам и прочим «улюлюкам» бродящим по квартирам и доказывающим всем подряд, что жемчужины английской литературы принадлежат не Шекспиру, а Фрэнсису Бэкону. Постоянно происходят слеты и симпозиумы, посвященные разным авторам. На улицах установлены манекены, за пенни декламирующие отрывки из классической драматургии. И таких примеров десятки. В общем, «в Питере арестовали молодых людей, оскорбивших таксиста своим отношением к творчеству раннего Гумилева». Только в Англии Ффорде дело заходит еще дальше. Неканонические взгляды на знаменитые книги могут привлечь внимание спецслужб, а это всегда проблемы. А споры по поводу литературы и прочей живописи доходят до погромов, массовых драк и убийств. Как вам перестрелка между рафаэлитами и неосюрреалистами? Ничего удивительного – спор об искусстве. М-да, еще одно подтверждение, что ЛЮБОЙ фанатизм – зло. Даже если он направлен на безобидные, на первый взгляд вещи.




Статья написана 30 июня 2021 г. 13:42

Огненное воздаяние, или Пирокинетическая справедливость

Molox

Известие о пожаре на одном из этажей башни «Утопия» взбудоражило весь город. Полиция темнит, но юная журналистка Луиза Жалье выясняет, что во время происшествия погиб человек.

Сгорел.

Вроде ничего удивительного – пожар, однако выясняется, что жертва и была его источником. Причем загорелась сама по себе без всяких видимых причин.

Случайность? Самосожжение? Самопроизвольное возгорание? Ответа нет.

Есть лишь кровавый факт – случай гибели в огне, которому неоткуда появиться.

Но самое ужасное – этот случай не последний.


Мрачноватый, неспешный, депрессивный проект, освещенный отблеском пожаров, залитый дождем, занесенный прибрежным песком, овеянный холодным ветром. Посвящающий много времени людской психологии, причем не в лучших ее проявлениях. Эдакий французский городской ответ британскому деревенскому «Третьему дню». Менее фантасмагоричный, но столь же таинственный, активно цепляющий важные для общества темы.

Что перед нами – мистика или банальные людские социальные, религиозные и политические разборки, долгое время неясно.

Зрителя неторопливо, но уверенно погружают в вязкую осеннюю атмосферу приморского города. Где редко светит солнце, зато постоянно дует ветер, несущий песок вдоль кромки моря. Аж никак не Ницца с прочим Лазурным берегом. Города, полного социальных противоречий. Конфликтов между богатыми и бедными. Юными радикалами и примерными буржуа. Полицейскими и буйной молодежью. Активистами, болеющими за окружающую среду и промышленниками, активно ее загрязняющими. Белыми «гопниками» и чернокожими мигрантами. Расовыми, религиозными, социальными противостояниями. Революционными тенденциями, гуляющими в западном обществе, когда все больше людей не хотят покорно принимать власть, и готовы даже не спорить, а восставать против символов этой самой власти.

И вот в этом райском уголке начинаются загадочные случаи самовозгорания. Или не совсем само? Или совсем не?

Интригу постановщики поддерживают умело (как обычно, внимательно наблюдайте за всеми персонажами, виновника мы увидим гораздо раньше, чем узнаем, что это он). Нас оплетают религиозными аллюзиями, отсылками к древнему богу, требующему жертв, полным бессилием ученых определить природу смертоносного пламени. Подбрасывают различных подозреваемых, превращая сериал в натуральный детектив. Заставят призадуматься над вопросами вины и невинности.

Насыплют сполна психологических отклонений и проблем. Борьбы с горем и потерей. Жизни с травмирующим событием. Проблем отцов/матерей и детей. Религиозного фанатизма. Одиночества, его последствий. Безоглядной зацикленности на работе. Насилия над детьми, их взросления. Безнаказанности и воздаянии. Справедливости, ее иллюзии. Попыток изменения мира к лучшему, применяемых для этого методов. Мягко говоря, небезупречных с моральной точки зрения.

Молох — древнее божество (упоминается в Бибилии) моавитян, ханаанеян и аммонитян, требующее детских жертв. Причем по информации постановщиков, жертв через сожжение.




Статья написана 28 июня 2021 г. 19:49

Абсурдно-пионерский хоррор, или Лагерная ностальгия

pischeblok

1980 год. Пионерлагерь «Буревестник» слыл среди детворы проклятым местом. Не мудрено, ведь его окрестности были щедро политы кровью еще в гражданскую.

Впрочем, детские страшилки не отменяли очередной смены, да еще какой – олимпийской!

Все идет своим чередом – пионеры занимаются футболом, кружками и прочими делами, вожатые познают тайны любви.

Но что если, в Буревестнике действительно творится нечто, необъяснимое материалистическим взглядом на мир?


Забавный сериал, не снискавший особых лавров на поле хоррора, взамен, не стесняясь, эксплуатирующий ностальгию по голоштанному пионерскому детству. На этом поле показывая себя получше.

Атмосфера пионерлагеря стала наиболее приятной стороной проекта. Ожидание поездки в лагерь, путешествие, непременные детские страшилки: тут вам и каменные гости (эх, Крапивиным повеяло!) и пауки и беглые зеки. А вот и черная рука проползла!

Побитые фигуры бетонных пионеров, обязательное мазание зубной пастой, торжественные линейки, надоевшие кружки, дискотека, ночные побеги за пределы, речевки, спортивные состязания, родительский приезд и, конечно, Зарница с Днем Нептуна.

Перед нами две линии: вожатых и собственно пионеров, а точнее одного из них — Валерки. Арка вожатых пронизана эротизмом и обнаженкой. С одной стороны логично – гормоны гуляют в полный рост. С другой — слишком уж нагло демонстрирует свои отношения парочка в лице Игоря (Вершинин) и Вероники (Стречина). Секс на ближайшем пляже, беготня голяком, обнимашки/целовашки на глазах у изумленной публики. Даже не беря во внимание жениха Вероники, столь вызывающе-бесцеремонно вести себя в пионерлагере никто не смел. «Аморалка», она, знаете ли, не фунт изюму.

Валерка несет на себе основную тяжесть ужастика, демонстрируя нам все возможные методы борьбы с угрозой, от чеснока и серебра до святой воды. Пацан, не терпящий когда им управляют, переживающий о гибели брата (всем бы такого старшего, не забывающего заботиться и учить младшенького), старающийся использовать анализ и экспериментальный подход к делу. Слишком рано увлекшийся романтической стороной жизни (в таком возрасте о девчонках обычно не думают, впрочем, Валерка у нас ботан). Да и призрак-воспоминание о родиче хорош.

К середине проекта обе линии сливаются в трогательном единении, переключаясь на противостояние злу.







  Подписка

Количество подписчиков: 138

⇑ Наверх