Вариативный обманщик, или «Любовь к себе – начало романа, который длится всю жизнь»
Во время временных прыжков Мстителей, Локи удается умыкнуть тессеракт и сбежать, очутившись неведомо где, в виде альтернативного варианта себя любимого.
Ему неведомо, а другим очень даже.
Например, Управлению временными расхождениями – главной силе во вселенной, перед которой меркнет мощь Асгарда, Стрэнджа, капитана Марвел и даже Таноса с Камнями Бесконечности.
В руках бестрепетного Управления судьба этой версии Лофта могла стать печальной, если бы не злодей, убивающий оперативников УВР.
Локи привлекают к поискам негодяя, но когда это у бога обмана не было в рукаве коварного плана?
Сольное выступление Локи вышло неоднозначным. Преисполненным психоанализа, с хорошей работой Хиддлстона, неплохой картинкой, свежими персонажами, выводящими киновселенную (мульти?) на новый уровень.
При этом бесящим откровенным ребяческим поведением героев, нарочито нелогичным во многих местах УВР и чрезмерным количеством банально-задушевных разговоров.
Концепция того, что все героические сражения Мстителей, космические приключения Стражей – лишь детские игры на лужайке, а за ними из прекрасного далека лениво наблюдают настоящие властители всего – хороша. Но вот воплощение подкачало. Нет, я сейчас не о ретро-стиле управления, смешанном с футуристическими пейзажами за окном в духе булычевской «Девочки с земли» и могущественными хронографами. Ну нравится ребятам «косить» под 50-е года 20 века – все эти верньеры, бабинные магнитофоны, тумлеры, рычажки, маленькие экранцы – кто я такой, чтобы запрещать серьезным людям ковыряться в носу. Не о бюрократизме такой конторы, это как раз нормально и даже неизбежно. Не о лозунгах с Большой Буквы. И даже не о нарочитой комедийности сотрудников повелителей реальности: «Что такое рыба», «Камни Бесконечности вместо пресс-папье». Но вот оперативники УВР — это что-то с чем-то. Дуболомы-минитемены (в оригинале — вольное ополчение североамериканских колонистов) в кирасах, протыкаемых мачете, вооруженные палками и манерой трогательно класть свои палочки на ручечки. Дистанционное оружие? Нет, не слыхали. Зато в наличии термин «скукожить», означающий уничтожение (почти) объекта.
Впрочем, основное время мы проведем не с оперативниками, а с самыми разнообразными вариантами Локи. На первом месте конечно же персонаж Хиддлстона.
Его Локи с упорством достойным лучшего применения подвергают длинным сеансам психоанализа, стараясь раскрыть перед зрителем всю подноготную бога коварства. Том милаха и отыгрывает внутренние борения героя, его эволюцию с большим удовольствием. Гордыня, самоуверенность, ошарашенность, понимание, воспоминания, дающие заново пережить ключевые моменты жизни (и смерти). Долгий процесс принятия. Коварные планы, строимые по привычке, без огонька – стареем, стареем. Осознание собственного одиночества. Встреча с тем, кто может это одиночество разбавить. «Высшая форма нарциссизма». Отношение к доверию, поражениям и причинениям боли. На выходе мы получили юморной персонаж с большой душой — эдакий коварно-грустный Пьеро, который вроде перековывается из злодея в героя, но постоянно лжет. Причем прямолинейно-туповато.
Но Том здесь такой далеко не единственный. Локи нам не пожалеют, вплоть до самых неожиданных вариантов (аллигатор это сильно). Даже удивительно, что Хиддлстон сыграл всего двух из них (разные варианты одной личности – отличный актерский вызов, доказано «Понедельником». Правда, все они, за единственным исключением, работают комическими персонажами. А вот и исключение: суровый ангел мщения — Локи-дама. Отношения Локи и Сильви («ты поменяла имя», о кеннингах постановщики то ли не в курсе, то ли позабыли) поначалу выстроены по схеме встречи двух юных хищников. Подход постановщиков понятен, но выглядит это попросту глупо. Ведут себя, что тот, что другая, как 14-летние подростки, без остановки распускающие хвосты веером, меряющиеся крутостью и постоянно грызущиеся, будто уличные шавки. Детский сад трусы на лямках.
Кроме Тома отметить можно Оуэна Уилсона и его агента Мобиуса – сперва оппонента, после наставника и друга ГГ. Его совместная работа с Локи смотрится "на ура" и уводит сериал в сторону полицейского процедурала с историей о напарниках — опытном и новичке. Правда, ненадолго.
Картинка на уровне, особенно радуют различные варианты Апокалипсисов (и постапокалипсисов). Ураганы, извержение, падение луны, прогулки по обреченному миру, вымершим (но не совсем) пустошам. Х-м, а почему так мало? Ну и управление УВР с его циклопической высоты зданием, на котором лифт смотрится горошиной, и подавляющими статуями хранителей.
Комедийной составляющей многовато, и вводится она не всегда уместно. Мы помним, что Марвел поюморить не прочь, не ДС в варианте Снайдера, но тут как-то перебор.
Эрго. Бенефис Локки, далеко не в полной мере оправдавший ожидания.
Режиссер: Кейт Херрон
В ролях: Том Хиддлстон, Софи Ди Мартино, Ричард Э. Грант, Гугу Мбата-Роу, Вунми Моссаку, Оуэн Уилсон, Эрика Коулмэн, Саша Лэйн, Джон Ливайн, Люсиус Бастон мл.
Солярисовские напевы, или Подменыши, покрытые слоем пепла
Исландия. Уже год продолжается извержение вулкана Катла. Долго и необычно. Вдобавок ученые получают очень странные образцы и данные, показывающие, что характер извержения изменился.
Для немногочисленных оставшихся дома жителей городка Вики, приютившегося у подножия буйной горы, времена непростые. Гнетущая обстановка, вездесущий пепел, опасный для здоровья воздух, расселины, возникающие на леднике.
А тут еще и странные гости, появляющиеся из сердца вулкана. Гости, которых аж никак не может здесь быть.
Исландский кинопродукт нечасто доходит до нашего стола. Зато когда выпадает случай, наблюдать за особенностями обитания этого народа любопытно. Даже учитывая, что показывают нам не совсем обычную для исландцев ситуацию, а людей живущих в кризисной обстановке.
Последнее реальное извержение Катлы состоялось в 1918 году. Однако ученые еще с 2010 года предупреждают о возможном начале извержения вулкана. В самое ближайшее время.
Перед нами проект, опирающийся на лемовский «Солярис», и парой черт напоминающий норвежских «Пришельцев».
Проект, интересный в первую очередь обстановкой и бытом группы людей, живущих рядом с перманентным стихийным буйством. Мрачная, холодная, суровая, монохромная, но красивая природа. Горячие источники, а точнее целые озера. Хмурые морские волны. Пустынная земля с редкими овцами или воронами. Острые, темные камни горных утесов. Вездесущий пепел, забивающийся в любую щель. Эпичный вулкан, нависающий над всем происходящим. Лавовые ручьи. Могучие стены и фантасмагорические туннели ледника. Вечные клубящиеся тучи дыма и пара, буйство стихии, клокочущее на горизонте. Дикие ветра, несущие апокалиптические пепельные бури. Заброшенный мертвый городок, засыпанный пеплом. Брошенные авто, грязные от колес до крыши, пустые дома.
Обязательные респираторы, не кокетливые, непонятно зачем нужные кусочки ткани в веселеньких расцветках, привычные по пандемии, а полноценные фильтрующие аппараты, без которых порой дышать невозможно. А во время бури еще и очки.
Внушительно, тревожно, неуютно. «Природа напоминает нам, что мы букашки, и что главная тут она».
Плюс дополнительные особенности быта городка, типа обращения с бесхозным авторанспортом – если ключи на сидении бери и ехай, куда надо.
Но все же перед нами не фильм NGO, а мрачноватая психологическая фантастика. Причем, больше не хоррор, а именно классика в духе Лема, фантастов Золотого века, говорящих с читателем в первую очередь о человеке, его внутреннем мире и психологии.
Здешние гости не порождение тьмы, а особенность вселенной, тянущаяся издавна связь времен. А точнее психологический прием, дающий возможность героям проработать провисшие отношения и старые дела, получить второй шанс, закрыть гештальты, разобраться в прошлом и настоящем, справится с болью утраты, понять мотивы и подоплеки своих действий, увидеть изменения, вспомнить огонь былых чувств, осознать, что в жизни по-настоящему важно. Или не справиться с задачей.
Отношение к пришельцам абсолютно разное, ведь далеко не все из протагонистов могут понять для себя: чудо перед ними или кошмар.
Кто-то, пережив недолгое время сомнений, с открытыми объятьями принимает невозможный подарок. Кто-то, благодаря научному складу мышления, практически со старта отвергает «данайский дар». Кому-то требуется время, чтобы определиться со своей реакцией. Встречаются и те, у кого она кардинально меняется после более близкого знакомства с пришельцами.
Впрочем, совсем без хоррора постановщики не обошлись. Его немного, и долгое время он остается лишь тенью, где-то рядом с дымами Катлы. Оставляя нам возможность предполагать, в какой мере исландские создатели решат воспользоваться наработками товарища Стивена.
Итак, перед нами еще один недорогой, но крепкий психологический проект (порой слишком уж почтительно относящийся к творению пана Станислава).
А уж психологических нюансов у здешних жителей хватает. Герои частенько совершают глупости и относятся к происходящему с поистине северным фатализмом. Но созданы образы неплохо.
Грима – жена и дочь фермера, год назад потерявшая сестру во время спасательной экспедиции к леднику. Так и не оправившаяся от этого удара. Депрессия, нервные срывы, таблетки. Охлаждение отношений с мужем.
Ее отец Тоур – некогда фермер, ныне мастер на все руки. Давно, почти 2 десятка лет тому лишившийся супруги, покончившей счеты с жизнью. Активно крутивший в то время интрижку с юной шведкой. Ныне избегающий дам, заменяющий их общество кошачьим.
Ученый-вулканолог Дари – примчавшийся в городок изучать странные образцы, которые принесло извержение. Собирающийся разводиться с женой. Три года назад потерявший во время аварии 8-летнего сына.
Местный начальник полиции Гисли (единственный представитель закона, оставшийся в городке). Набожный, обстоятельный, спокойный. Пытающийся уговорить смертельно больную жену-инвалида уехать подальше от вулкана. Жутко уставший от болезни супруги, но упорно заботящийся о ней.
Местный мистик Бергрун — хозяйка единственного отеля. Побывавшая в Непале, Индии, ведающая остальным сказки и предания старины глубокой. Гадающая не только на кофейной гуще или Таро, но и на внутренностях животных.
Большинство из них окажутся напрямую связаны с гостями и получат возможность переосмыслить многие из своих поступков, сделанных и несделанных. Заняться моральными терзаниями, сомнениями, глубокой рефлексией. Продемонстрируют зрителю прогулку по одной и той же реке. Осознанные поступки, понимание. И еще немало психологических этюдов.
Эрго. Неспешный, чуток подзатянутый, окутанный пеплом исландский психологический триллер. Смотрибельно, но заимствований и шаблонных моментов многовато.
Литературно-лингвистическое хулиганство, или Тонкий красный барьер
Литтектив ТИПА-27 Четверг Нонетот, конечно, ценила свою работу, но никогда не была против повышения. Посему, когда к ней обратился старший полевой агент ТИПА-5 Тэмворт с предложением временной командировки в его отдел, для помощи в поиске и опознании загадочного Ахерона Аида, Четверг не раздумывала ни минуты. Она, как оказалось, чуть ли не единственная во всей Англии, кто знает, как выглядит этот неуловимый и безжалостный злодей.
Скажем сразу, добром эта командировка не кончилась.
Вскоре после этого, разыскивая Аида, поймать которого уже стало ее личным, а не только профессиональным делом, Четверг переводится в отделение ТИПА-27 своего родного города – Суиндона. Похоже, именно с этим местом как-то связан злокозненный Ахерон. Почему Нонетот решила искать Аида именно в Суиндоне? Все просто. Именно об ее родном городке кричала себе она сама во время непонятной то ли галлюцинации, то ли реального визита Нонетот из другого времени.
Англичанин Джаспер Ффорде стал писателем далеко не сразу. Сперва он посвятил себя киношным спецэффектам, работая, например, над такой лентой как «Западня». Параллельно Джаспер занялся фантастикой, в 2001 году выпустив свой дебютный роман – как раз нашего сегодняшнего героя — «Дело Джен, или Эйра немилосердия». Книга была воспринята радушно, войдя в список «New York Times Bestseller List», и Джаспер продолжил. Сегодня на его счету семь романов в цикле о Четверг и еще несколько книг не связанных с приключениями Нонетот, в частности любопытная «Ранняя пташка» (но больше сейчас Ффорде увлекся подростковым циклом «Последняя Охотница на драконов»).
Но сегодня мы поговорим не о Dragonslayer, а о первой любви автора — литтективе ТИПА-27 Четверг Нонетот.
История получилась достойной, интересной. Начну я, пожалуй, с литературных и прочих искусствоведческих аллюзий и отсылок, которыми буквально пронизан текст романа (привет Кэрроллу).
Множество фамилий, имен и названий в Thursday Next «говорящие» — причем говорящие, а точнее «кричащие» прямо в лоб. Не знаю, как они звучат в оригинале (наверняка отличий масса), но в переводе бьют не в бровь, а в глаз, местами как на меня даже чересчур нарочито и грубовато. Часть из них употребляется в откровенно юмористических целях, типа мистера Тошонадо, мистера Враки, сэра Алканафта или мсье Вжеженат. Остальные с ходу раскрывают характер персонажа. Ахерон Аид. Мудакез. Кол Стокер. Кротки. Дэррмо. Скользом. Аналогиа. Безотказэн Прост. Тоскливер. ТИПА. ЖАБ-ньюс. Винтовка «Круть». Что забавно, невзирая на прямые как рельс аналогии, работу свою они выполняют исправно. Одно слово – и ты уже видишь огромный кусок характера персонажа. Плюс вкусное литературно-лингвистическое хулиганство, куда ж без него.
Далее. Англия Ффорде поведена на литературе в частности, и на искусстве в целом. В одном только Лондоне четыре тысячи Джонов Мильтонов, две тысячи Уильямов Блейков (нумеровать бедняг приходится) и так далее. Классическую английскую литературу, такое впечатление, тут знаю все поголовно, он нищих и ветеранов до местных Джеймсов Бондов. Споры об авторстве работ Шекспира превратились, похоже, в национальный спорт, существует даже целое общество бэконианцев, подобно нашим адвентистам и прочим «улюлюкам» бродящим по квартирам и доказывающим всем подряд, что жемчужины английской литературы принадлежат не Шекспиру, а Фрэнсису Бэкону. Постоянно происходят слеты и симпозиумы, посвященные разным авторам. На улицах установлены манекены, за пенни декламирующие отрывки из классической драматургии. И таких примеров десятки. В общем, «в Питере арестовали молодых людей, оскорбивших таксиста своим отношением к творчеству раннего Гумилева». Только в Англии Ффорде дело заходит еще дальше. Неканонические взгляды на знаменитые книги могут привлечь внимание спецслужб, а это всегда проблемы. А споры по поводу литературы и прочей живописи доходят до погромов, массовых драк и убийств. Как вам перестрелка между рафаэлитами и неосюрреалистами? Ничего удивительного – спор об искусстве. М-да, еще одно подтверждение, что ЛЮБОЙ фанатизм – зло. Даже если он направлен на безобидные, на первый взгляд вещи.
И это при широчайшей религиозной терпимости и толерантности. Когда в гостиничной прикроватной тумбочке мирно соседствуют библия, коран, учение Будды, томик молитв Всемирному стандартизированному божеству, и конечно книги Шекспира, куда ж без них! Похоже, все силы англичане выплескивают на искусство, на споры о вере их просто не остается.
Но мир «Четверга» интересен не только литературным безумием, постигшим холодных и чопорных жителей туманного Альбиона (насколько можно понять, не только их). В политике и прочей общественной жизни тоже немало неожиданного. К примеру, Британская империя давно распалась, а вот Российская наоборот нет. Уэльс – независимая Социалистическая Республика, где в свое время активно трудился над делом революции некто Ульянов. Уже 131 год длится крымская война между Англией и Россией, и конца края ей до сих пор не видно. Кстати, знаменитая атака легкой кавалерийской бригады под Балаклавой в этом мире трансформировалась в атаку Третьей легкой танковой бригады. Впрочем, с тем же результатом. А главное, в этом мире абсолютно спокойно уживаются нормальные явления и сверхъестественные. Ну не то чтобы сильно спокойно. Но в том, что паранормальное это реальность, тут не сомневается никто. Включая власть имущих, организовавших Сеть тективно-интрузивных правительственных агентств (ТИПА). Тех, кто работает с явлениями, которыми обычная полиция посчитала для себя чересчур странными или специфическими. Отделений у ТИПА не один десяток. Есть те, кто борется с терроризмом. Есть Нацбезопасность с мистическим уклоном. Хроностража, взаимодействующая с детищем Хроноса. Да-да, путешествия во времени это тоже не фантастика, а будни. По крайней мере, для сотрудников этого отдела. Для пары других отделов, будни — истребление вампиров и вервольфов и прочего сверхъестественного зла. И, конечно, литтективы. Если подытожить — «Хочешь служить в ТИПА – коси под чумного типа».
Весело? Когда как. Плюс Ффорде на примере своего ТИПА ненавязчиво поднимает тему спецслужб, стоящих над законом. Ведь все отделы, чей номер меньше ТИПА-8 находятся в Большом Слепом Пятне. «Под Восьмым – над законом» — то есть для достижения цели — твори чего хочешь.
А уж что говорить о пресловутом «Голиафе» — организации, фактически негласно правящей Англией. Корпорация, восстановившая Англию после Второй войны, возродившая ее экономику, делает на родине Шекспира, чего левая нога пожелает. Прикрываясь самым минимальным флером законности. А это явный привет от Ффорде всемогущим корпорациям нашего времени. Точнее народам Земли, которым автор предлагает немного задуматься, над тем к чему приведет такой разгул большого бизнеса.
Хватает тут и милых «забавинок», типа возрождения вымерших животных, к примеру, дронтов, ставших одними из популярнейших домашних питомцев. Или тасманийских волков, и даже стеллеровых коров. Допишем вдобавок к литературному, и генетическое хулиганство.
Происходящее описывается с юмором, когда удачным, когда слишком «английским». Ну как пройти мимо книжных червей-энциклопедистов, или фрукта-растения, выращенного инженером по имени Анна Баннон (догадайтесь о каком именно растении идет речь))). Но при этом автор не забывает и о трагических моментах жизни. Главная героиня мало того, что ветеран Крымской войны (это не редкость — в здешней Англии почти все побывали на фронте). Вдобавок она еще в самом начале романа теряет нескольких коллег, а читатель понимает, что, несмотря на обилие юмора – игра идет всерьез.
Детективная линия в книге, наоборот слабенькая. Как такового расследования немного, в основном герои реагируют на обстоятельства и пользуются вневременными намеками. Хотя, казалось бы, в данных обстоятельствах качественный детектив абсолютно не помешал.
А главной идеей книги, пожалуй, стало то, что «Барьер меж реальностью и вымыслом куда тоньше, чем кажется». Идея не новая, но чертовски притягательная. Побывать в любимом Средиземье, или идеалистичной Киевской Руси. Притягательная, но далеко небезопасная. Мало ли что. Причем попасть в книгу можно по-разному. Благодаря стечению обстоятельств, случайно, или так на роду написано? Кто знает. А также благодаря изобретению Майкрофта. Не подумайте – не Холмса. Что интересно, Ффорде предполагает, что персонажи книг вполне разумные люди, и прекрасно понимают, что происходит. Тоже логично, с чего бы это созданиям быть дурнее своих создателей.
Эрго. Насколько я прохладно отношусь к фантастике с юмористическим окрасом, «Дело Джен» произвело очень хорошее впечатление. Может благодаря трагическим моментам, о которых не забывал автор. Может благодаря любопытной альтернативке (хотя о точках бифуркации Джаспер по хорошей национальной традиции не сказал ни слова). Может благодаря литературным играм, отношению автора к фанатизму и хорошо поданной идее о тонком барьере. Как бы то ни было, из-под пера Ффорде вышла достойная вещь.
P. S. Всего в цикле про Четверг на русском вышло пять романов. Еще два не переведены. Судьба восьмой, неоконченной книги находится под большим вопросом.
P. S Плохо все же не знать английский. Даже по переводу названия видно несколько вольное обращение с оригиналом. Thursday Next – в лоб переводится как Следующий Четверг (хотя в послесловии дается объяснение таким переводческим вольностям). «Эйра немилосердия» опять же вольное добавление (понятна отсылка к роману братьев Вайнеров, широко известному по экранизации «Место встречи изменить нельзя», но непонятна привязка Жеглова с Шараповым к альтернативной Англии («Эра – Эйра»? ну извините, «ради красного словца не пожалеет и отца»). Оригинальное название звучит просто как The Eyre Affair – «Дело Эйр»)
Огненное воздаяние, или Пирокинетическая справедливость
Известие о пожаре на одном из этажей башни «Утопия» взбудоражило весь город. Полиция темнит, но юная журналистка Луиза Жалье выясняет, что во время происшествия погиб человек.
Сгорел.
Вроде ничего удивительного – пожар, однако выясняется, что жертва и была его источником. Причем загорелась сама по себе без всяких видимых причин.
Случайность? Самосожжение? Самопроизвольное возгорание? Ответа нет.
Есть лишь кровавый факт – случай гибели в огне, которому неоткуда появиться.
Но самое ужасное – этот случай не последний.
Мрачноватый, неспешный, депрессивный проект, освещенный отблеском пожаров, залитый дождем, занесенный прибрежным песком, овеянный холодным ветром. Посвящающий много времени людской психологии, причем не в лучших ее проявлениях. Эдакий французский городской ответ британскому деревенскому «Третьему дню». Менее фантасмагоричный, но столь же таинственный, активно цепляющий важные для общества темы.
Что перед нами – мистика или банальные людские социальные, религиозные и политические разборки, долгое время неясно.
Зрителя неторопливо, но уверенно погружают в вязкую осеннюю атмосферу приморского города. Где редко светит солнце, зато постоянно дует ветер, несущий песок вдоль кромки моря. Аж никак не Ницца с прочим Лазурным берегом. Города, полного социальных противоречий. Конфликтов между богатыми и бедными. Юными радикалами и примерными буржуа. Полицейскими и буйной молодежью. Активистами, болеющими за окружающую среду и промышленниками, активно ее загрязняющими. Белыми «гопниками» и чернокожими мигрантами. Расовыми, религиозными, социальными противостояниями. Революционными тенденциями, гуляющими в западном обществе, когда все больше людей не хотят покорно принимать власть, и готовы даже не спорить, а восставать против символов этой самой власти.
И вот в этом райском уголке начинаются загадочные случаи самовозгорания. Или не совсем само? Или совсем не?
Интригу постановщики поддерживают умело (как обычно, внимательно наблюдайте за всеми персонажами, виновника мы увидим гораздо раньше, чем узнаем, что это он). Нас оплетают религиозными аллюзиями, отсылками к древнему богу, требующему жертв, полным бессилием ученых определить природу смертоносного пламени. Подбрасывают различных подозреваемых, превращая сериал в натуральный детектив. Заставят призадуматься над вопросами вины и невинности.
Насыплют сполна психологических отклонений и проблем. Борьбы с горем и потерей. Жизни с травмирующим событием. Проблем отцов/матерей и детей. Религиозного фанатизма. Одиночества, его последствий. Безоглядной зацикленности на работе. Насилия над детьми, их взросления. Безнаказанности и воздаянии. Справедливости, ее иллюзии. Попыток изменения мира к лучшему, применяемых для этого методов. Мягко говоря, небезупречных с моральной точки зрения.
Молох — древнее божество (упоминается в Бибилии) моавитян, ханаанеян и аммонитян, требующее детских жертв. Причем по информации постановщиков, жертв через сожжение.
Проект достаточно скромный, местами камерный, с небольшим числом действующих лиц, из которых самых главных ровно две штуки.
Луиза (Вакт). Бойкая юная дама, уже семь месяцев ищущая работу редактора/журналиста в местных изданиях. На момент начала фильма стажерка в крупном журнале. Цепкая, жесткая целеустремленная, хитрая, беспринципная, холодная, отличный манипулятор – натуральная «акула пера». Рвущаяся к вершинам журналистики, отслеживающая несчастные случаи, ведь именно на них можно создать броский материал. Готовая на все чтобы получить сюжет – на обман, подлость, подставу. Любительница сигарет и плавания.
Несчастная одинокая женщина, не имеющая ни друзей, ни парня. Даже подругу для похода в бар она вынуждена нанимать за деньги (клевая работенка, доложу я вам). Настоящая дочь своих лицемерных родителей – при внешнем показном благополучии обманывающих друг друга, крутящих интрижки за спиной, изменяющих и презирающих партнера. Девица с неоднозначным прошлым, включающим в себя наркоту и тусовки с различными радикальными парнями.
Вакт — актриса, начинавшая как модель, вполне адекватно передает состояние одинокого человека, бросившего все силы на карьеру. Старающегося докопаться до истины. Сперва лишь ради статьи, но затем потому, что дело становится слишком личным.
Габриэль (Гурме). Доктор-психолог. Отличный профессионал, способный выслушать и помочь. Участливый, умный, опытный, не сторонник жестких методов.
Отлично знавший одну из жертв, и пойманный на крючок нашей «рыбкой-акулькой». Ведь в жизни нашего доктора с ангельским именем была трагедия, напрямую связанная с огнем. Трагедия, фактически разрушившая семью и заставляющая доктора всем сердцем стремиться разгадать загадку самовозгораний.
Что характерно, мужик тоже не дурак курнуть. Причем не айкос какой, а натуральный табак. Для современного западного общества такие герои аж никак не в тренде.
Двое главных протагонистов составляют в результате довольно качественную команду, вполне успешно докапывающуюся до истины.
Несмотря на всю неспешность, и то, что знакомства с источником сверхъестественного нам придется ждать долго, вышел Moloch напряженным, с первых кадров создавая гнетущую атмосферу. Тревожная музыка, игры с ракурсами и планами съемки (до сверхкрупных). Холодное море, печальные красивые картинки засыпающей природы и городские панорамы с ветростанциями, огромным портом и редкими высотками.
История раскрывается красиво, постепенно подвязывая воедино персонажей, изначально, казалось, абсолютно несвязанных. Насыпая совпадений. Закольцовывая события, создавая реальность, в которой каждая встреча и знакомство не случайно.
Стоит также отметить любопытные французские особенности, типа импозантных красные повязок у копов (какая форма?). Этот момент еще в «Богомоле» позабавил.
Эрго. Социально-психологический проект с одним фантдопущением, размышляющий о справедливости, воздаянии, общественных конфликтах.
Абсурдно-пионерский хоррор, или Лагерная ностальгия
1980 год. Пионерлагерь «Буревестник» слыл среди детворы проклятым местом. Не мудрено, ведь его окрестности были щедро политы кровью еще в гражданскую.
Впрочем, детские страшилки не отменяли очередной смены, да еще какой – олимпийской!
Все идет своим чередом – пионеры занимаются футболом, кружками и прочими делами, вожатые познают тайны любви.
Но что если, в Буревестнике действительно творится нечто, необъяснимое материалистическим взглядом на мир?
Забавный сериал, не снискавший особых лавров на поле хоррора, взамен, не стесняясь, эксплуатирующий ностальгию по голоштанному пионерскому детству. На этом поле показывая себя получше.
Атмосфера пионерлагеря стала наиболее приятной стороной проекта. Ожидание поездки в лагерь, путешествие, непременные детские страшилки: тут вам и каменные гости (эх, Крапивиным повеяло!) и пауки и беглые зеки. А вот и черная рука проползла!
Побитые фигуры бетонных пионеров, обязательное мазание зубной пастой, торжественные линейки, надоевшие кружки, дискотека, ночные побеги за пределы, речевки, спортивные состязания, родительский приезд и, конечно, Зарница с Днем Нептуна.
Перед нами две линии: вожатых и собственно пионеров, а точнее одного из них — Валерки. Арка вожатых пронизана эротизмом и обнаженкой. С одной стороны логично – гормоны гуляют в полный рост. С другой — слишком уж нагло демонстрирует свои отношения парочка в лице Игоря (Вершинин) и Вероники (Стречина). Секс на ближайшем пляже, беготня голяком, обнимашки/целовашки на глазах у изумленной публики. Даже не беря во внимание жениха Вероники, столь вызывающе-бесцеремонно вести себя в пионерлагере никто не смел. «Аморалка», она, знаете ли, не фунт изюму.
Валерка несет на себе основную тяжесть ужастика, демонстрируя нам все возможные методы борьбы с угрозой, от чеснока и серебра до святой воды. Пацан, не терпящий когда им управляют, переживающий о гибели брата (всем бы такого старшего, не забывающего заботиться и учить младшенького), старающийся использовать анализ и экспериментальный подход к делу. Слишком рано увлекшийся романтической стороной жизни (в таком возрасте о девчонках обычно не думают, впрочем, Валерка у нас ботан). Да и призрак-воспоминание о родиче хорош.
К середине проекта обе линии сливаются в трогательном единении, переключаясь на противостояние злу.
К сожалению, актеры подвигов не демонстрируют. Натянуто, корявенько, порой неестественно, с молодой актерской школой в России уже давно нелады (сравните со старшим поколением, хотя бы тем же доктором). Разве что Федосеев и его Лева Хлопов пару раз неплохо отыграл резкую смену состояний и настроений.
Ну и на Шакурова всегда посмотреть приятно.
С саспенсом дела тоже так себе. Стандартная история, сотни раз виденная у Кинга, Маккаммона и прочих авторов хоррора. Недоверие, отрицание, поедание и героическая борьба. Никаких особо пугающих и напряженных моментов. Даже без «бу! из-за угла». Вдовавок, при всей ностальгии «пиявцы» в пионерском лагере смотрятся несколько абсурдно. Пожалуй, лишь мелкие особенности здешних чудищ интересны (какой язычок! И способность к управлению). Не волнуйтесь, о стандартных особенностях типа голода и невозможности войти без приглашения, постановщики не позабудут. А главной интригой становится таинственная личность коварного «нулевого» кровососа. Постановщики даже красиво поиграются с самым напрашивающимся вариантом.
Подгонят нам пару флеш-беков о горячих битвах Гражданской и суровых 30-х, причем с разными вариантами одного и того же события. Несколько неплохих фраз («У друзей кровь не пьют, а у кого тогда?», «они же такие как мы: у них мамы, папы, личная жизнь»). Попробуют разнообразить дело операторскими решениями (множество взглядов со стороны, будто кто-то следит за происходящим с героями). Причем используется этот прием к месту, и не к месту. Нарубят панорам реки и лесных чащ, снятых несколько бестолково, можно было подать природные красоты гораздо интереснее. Позабавят изменениями, происходящими с жертвами. Попервой кажется, что они становятся более приличными, чем раньше, но после оказывается, что они лишь строже соблюдают внешние приличия.
Подкинут с полдесятка подозреваемых на роль главного злодея. Беспощадно пройдутся по недостаткам советского строя и атрибутике СССР.
Не густо для целых восьми серий.
Эрго. Спорный советский хоррор, радующий ностальгической атмосферой пионерлагеря. А вот актерские работы и собственно ужастик к сильным сторонам не отнесешь.
Режиссер: Святослав Подгаевский
В ролях: Пётр Натаров, Даниил Вершинин, Ангелина Стречина, Илья Коробко, Ирина Пегова, Сергей Шакуров, Тимофей Трибунцев, Роман Мадянов, Яна Гладких, Никита Клещёв, Владислав Семилетков, Пётр Терещенко, Маруся Климова, Виталия Корниенко, Яна Коновалова, Мария Абрамова (II), Никита Кологривый, Фёдор Федосеев, Арсений Мурзин, Николай Фоменко, Денис Парамонов