В славном городе Эфира, упорно именуемом невежественными приезжими Коринфом, растет младший сын басилевса Гиппоной, получивший от братьев шуточное прозвище Беллерофонт – Метатель-Убийца.
Годы идут, детство заканчивается. И все ближе время, когда в имени Беллерофонт, под которым его запомнят в веках, не останется ничего шуточного.
Ахейский цикл Олди, начавшийся «Героем», продолжившийся «Одиссеем» и «Внуком Персея», долгие годы ценится читателями как один из лучших в творчестве харьковского дуэта. В мое личном топе Герой и вовсе занимает одно из первых мест.
После 2011 Олдя создали всего один любопытный роман, связанный с греческой мифологией. Гораздо больше времени они провели летая в космос, отправляясь в альтернативную Японию, Якутию , дореволюционную Россию , на Дикий Запад , в говардовское фентези, или Зазеркалье.
И вот свершилось! Полноценное возвращение греческого цикла, ожидания, в целом, оправдало.
Олди: «Две книги, составляющие роман, мы решили назвать по цитате, принадлежащей мудрейшему Якову Голосовкеру: «Если герой приходит, все бывает». Т.е. «Книга 1. Если герой приходит» и «Книга 2. Все бывает».
Дилогия до ежиков мифологична. Причем не той мифологичностью, когда предания старины глубокой изучают в школах. И даже не той, когда последние потомки небожителей еще бродят по земле, но сами боги почти не спускаются с Олимпа. В «Луке» (как впрочем, и в «Персее») божественное и людское близко как никогда. К примеру, прадед ГГ – Атлант, куда уж ближе! (о папе сейчас говорить не будем). А деды героев, возьмем некоего Сизифа, отлично знакомы с небожителями, порой ведут себя с ними на короткой ноге.
Боги с нами, близко, руку протяни, но это не всегда хорошо, скорее наоборот. Мифы, легенды и сказки постоянно рядом, заменяя газеты, интернет и прочие СМИ. Они возникают как пауки из каждого угла, вспоминаются как недавнее прошлое, причем как богами, так и людьми, составляют неотъемлемую часть жизни. Мифы без преувеличений оживают, властно вторгаясь в реальность Древней Греции, а скорее составляя эту реальность. И нашу с вами.
Олди одарят читателя массой нюансов божественных отношений и контактов смертных с небожителями. В голоштанном детстве, читая Куна или Голосовкера, было чертовски интересно – что осталось за кадром? Чего нам не договорили? Олди отвечают на множество незаданных вопросов. Что двигало олимпийцами? Какие мысли бродили в голове Афины в тот или другой момент? Почему Зевс поступил так, а не иначе? А Лукавый-то отчего избрал этот путь?
Не забудут поразмыслить авторы о природе богов, нетерпимой к угрозам и особенно к соперничеству. Их ипостасях, о том, как становятся Олимпийцами. Позволят проникнуть на совет Дюжины. Расскажут больше о сути Дромосов и боевых ипостасях небожителей. Поднимут интересный вопрос о наказаниях в Аиде. Пока наказывают, ты помнишь кто ты. Жуткое возмездие, о котором будут рассказывать веками? Или невольное поощрение, возможность не исчезнуть, побыть не беспамятной тенью, а самим собой? Кому как.
Немаловажную роль в прелести романа играет олдевский язык, богатый, сочный, яркий, насыщенный: образность текста зашкаливает. Нас будто окунают в воздух Эллады, полный густых ароматов можжевельника, соленых оливок, сыра и моря. И самых различных эмоций.
Густым слоем заварного крема на торте – быт и особенности Древней Греции, где все взаимосвязано, многие друг другу родичи (кто сказал — Эллада большая деревня?). Детские забавы пацанов, живущих на побережье. Обучение недорослей. Не только чистке оружия, владению мечом, копьем, но и более скучным наукам. Экономике полисов, родословным правителей и богов. Политике, куда ж без государственной деятельности.
Езда на колесницах — на спине лошади лишь фракийцы да куреты гасают (и один шустрый юнец). Кулинария, жертвоприношения. Быт пастухов, табунщиков, их подопечных, вплоть до отношений жеребцов в табуне. Дворцы правителей и базары, полные сплетен. Любовь, дружба, ненависть и месть в антураже древней Эллады. Любопытные подробности, о которых не всегда знают даже любители истории (роль соли в то время лично мимо меня прошла неотмеченной).
Роман состоит из двух основных линий: людской и божественной, приоритет за первой, хотя вторая развита тоже весьма и весьма.
За гомо сапиенсов отвечает Гиппоной, он же Беллерофонт. Роман написан от первого лица героя, мы проживем рядом с этим парнем изрядный кусок его жизни. Ребенок — непосредственный, шебутной, пробующий бытие на вкус, узнавший то, чего не хотелось бы знать как можно дольше. Через него читателя знакомят с особенностями Эллады, отношений, обычаев тех времен. Подросток, отведавший потерь, открывающий в себе нежданные грани и таланты, познающий женщин и влюбляющийся, активно эмоционирующий, окунающийся в странные видения (воспоминания?). Человек, в котором вроде нет божественного ихора (но как же быть с папой?), но что-то сверхчеловеческое порой проявляется.
Первый том, по большому счету, классический роман взросления, к его финалу авторы доведут протагониста лишь до 16 годков. Стоит, правда, учитывать, что в то время 16 лет совсем не те, что в 20 веке. Буквоеды даже могут побрюзжать о том, что действие протекает медленно и вообще Олди скатились в young adult. Да, сюжет развивается неспешно, но за счет языка, мифологичности и бытовых нюансов, на это не обращаешь внимания. Неторопливо, но до чего атмосферно!
В конце первой книги детство ГГ окончательно заканчивается, второй том погружает нас в жизнь подросшего героя, полноценного эфеба без эфебии. Скитания, встречи, новые земли, новые люди, настоящее вхождение во взрослый мир, познание нелицеприятных сторон зрелой жизни. Ну и, конечно, деяние, благодаря которому он остался в людской памяти.
Даются ответы на все вопросы. Перебрасывается мостик к грядущему, с прошлым дилогия и так плотно связана.
Также очень уместно смотрятся мини-главы от лица старика-Беллерофонта, рассказывающего неведомому собеседнику о прошедшей жизни.
Небесной линией заведуют два любимых авторами Олимпийца: Афина и Гермий (но не только они), первенство у дамы. Мудрость и военная стратегия окажется главной героиней с небесной стороны. «Сова и змея, олива и крепость», решающая одну охотничью проблему, предстанет перед нами с разных сторон, глубже раскроет свой внутренний мир, и нюансы «любви» внутри олимпийского семейства. Богов в этот раз Олди нам не пожалеют.
Плюс неожиданные врезки, в которых будет шанс поближе узнать Химеру и ее мать Ехидну. Да флеш-беки, тесно переплетающие «Лук» с «Внуком Персея».
И подспудно на горизонте шуршание гниющей листвы, погребальный звон – Тартар. О Павших позабыть не получится.
Что касается обилия цитат-воспоминаний во втором томе из первого, о которых сокрушались некоторые читатели. Есть такая буква в этом слове. Возможно, некоторый перебор. С другой стороны почти каждая из них работает для конкретной цели. Усиление ощущения, демонстрация причин состояния, истоков действия. В конце концов – Олдя авторы, они так видят.
Эрго. Еще одна увлекательная страница олдевской мифологической Ахеи.
Хильдегунст Мифорез, юный представитель расы разумных динозавров из Драконгора, не собирался в ближайшее время покидать родной дом. Однако смерть его «крестного во литературе» и рукопись, оставленная им в наследство, изменила все. Ведь в руки Мифореза попал, возможно, лучший текст в мире.
В попытке отыскать неизвестного автора, а заодно развить свой собственный талант, Хильдегунст отправляется в Книгород. Место, переполненное сотнями тысяч, а то и миллионами книг всех времен. Рай для книголюбов и литераторов. Место, скрывающее под собой гигантский, таинственный лабиринт, полный антикварных книг и жутких чудовищ. Место, где выясняется, что рукопись, доставшаяся Мифорезу, несет для него нешуточную опасность.
Вальтер Моэрс (Вальтер Морз) – представитель не такого уж частого в наших широтах немецкого писательского цеха, приобрел популярность как автор комиксов, иллюстратор и детский автор. Его рисованные истории и сатира известны с 1984 года. С 1985 Вальтер занялся детскими книгами. В 1999-м увидел свет первая книга взрослого «Замонийского» цикла. Ныне в нем уже семь романов, «Город» — четвертый из них, заодно открывающий внутрицикловую «Buchhaim-Trilogie». Ее продолжение – «Лабиринт Мечтающих Книг», написанное в 2011, появилось на русском лишь в прошлом году. Третья часть трилогии — Das Schloss der Träumenden Bücher еще в работе.
«Город Мечтающих Книг» оказался очень душевной и удачной фантазией, играющей на литературном и книголюбском поле. В чем то похожей на романы Джаспер Ффорде из цикла «Четверг Нонетот». Но если у Ффорде игра идет на нашей Земле, пускай изрядно альтернативной, то Моэрс перенес действие в абсолютно другой мир.
Мир, украшением которого стал Книгород. Мекка читателей, писателей, издателей и прочих любителей и профессионалов печатного слова. Город, переполненный литературой. Дышащий ею, наслаждающийся каждой буквой и слогом. Город, чьи герои прозаики, драматурги и поэты. Состоящий из сотен издательств, тысяч букинистических лавок, десятков тысяч читален и кофеен с авторскими чтениями, лавок, торгующих всем, что связано с книгой: закладками, экслибрисами, подставками, полками, очками. Тысяч и тысяч книгонош, торгующих с рук. Уличных поэтов, пронырливых литературных агентов, ходячих буквх и «живых газет». Экслибрис-парфюмеров, актеров, одетых как персонажи книг и за монетку декламирующие отрывки из «отыгрываемых» произведений.
Тут вас ждут «каминный час», время, когда в любом заведении города можно погрузиться в чтение и прослушивание местных шедевров (и не совсем шедевров). Кладбище забытых писателей – площадь, где в ямах коротают свои дни неудачливые разорившиеся литераторы. И Ядовитый переулок – место обитания зловредных критиков готовых за соответствующую мзду подвергнуть травле любого писателя.
Город переполненный толпами туристов со всех концов Замонии. Ведь литература – это своеобразный фетиш для многих жителей этого мира. Похоже, что подавляющее большинство жителей Замонии страстно и искренне фанатеют по книжному слову, а также тем, кто его создает (особенно книжнецы, они без слова просто жить не могут).
И Книгород это натуральная квинтэссенция, апогей апофеоза этого самого литературного фанатизма. Кстати, довольно корректного, за исключением буквально пары случаев. Вожделенные для каждого живущего романы из «Золотого списка». «Опасные книги», способные укоротить ваш век десятками различных способов. Сотни охотников за книгами. Те, кто отважно отправляется в громадные городские катакомбы, составляющие 90 процентов Книгорода. Те, кто ищет раритетные издания, оставшиеся в лабиринте с ранешних времен. А дело это аж никак не легкое, в чем предстоит убедиться и нашему главному герою. Мало того, что свой же собрат-охотник норовит по кумполу приложить чем-то тяжелым, и весь хабар себе прикарманить. И заблудиться раз плюнуть. Так еще и чудищ разнообразных пруд пруди. Двойные пауки-сфинххххи. Гарпиры – жуткие летающие твари. Огромные слепые и прозрачные насекомые. Таящийся в глубине глубин Негород — гигантская свалка всех катакомб, где гниют миллионы книг. Невообразимый червь-победитель. Жуть, да и только.
А как вам изобилие рас и существ, населяющих мир «Город Мечтающих Книг»? Тут вам и разумные динозавры и червякулы, и гномы с полугномами, псовичи, ужаски, кабанчиковы, нибелунги, тролли, эйдеиты с несколькими мозгами внутри головы. Причем практически у каждой расы до боли говорящее название. Не знаю, как оно звучит на немецком, но переводчики постарались.
Или циклопические книжнецы, в буквальном смысле питающиеся литературой (главное не увлекаться романами, а то потом приходиться долго сидеть на диете).
Или литературная трубамбоновая музыка — непередаваемо прекрасный вид искусства. И мощнейшее орудие влияния на толпу.
Или плоды неудачных экспериментов — живые книги. Которые даже умудряются спариваться со своими опасными собратьями!
Или дыбоволосые книги – апогей апофеоза литературы хоррор. Литература способная остановить сердце читателя.
А как вам рассуждения главного злодея о пользе посредственной, массовой, средней литературы? По большому счету хлама, барахла, жвачки ни о чем? Чертовски актуально в наше забавное время.
Стиль книги легкий, юморной с подколками и приколами. С цветастыми описаниями, забавными ребусами, шикарным погружением, массой подробностей. Полный мельчайших нюансов шикарного Книгорода, описания его старинных, таинственных, центральных районов, злачных мест и невообразимо огромного лабиринта с его сокровищами и опасностями. А также искренней любви к книгам. Причем не слепой и безоглядной, а вполне осознанной, учитывающей их возможную опасность.
В «Городе» нас ждет масса литературных аллюзий, шуток и загадок. Игры с именами писателей, викторины угадай автора, поймай литературный намек, улови сравнение и осознай отсылку. Причем поданные весьма уместно и ненапряжно. Плюс идея «крестных во литературе» (как нам всем порой не хватает такого «крестного»), и целого города — Драконгора, полного существ, сызмальства готовящихся стать писателями. И это лишь то, что дошло до нас в переводе. По слухам немцы, читающие в оригинале, и вовсе в полном восторге.
Роман разбит на несколько частей (город, лабиринт, книжнецы, Тень-Король, возвращение), каждая из которых добавляет все больше и больше красок в картину мира. И стилизован под классику 18-19 веков (Свифт, Дефо). С четкой структурой, изложением от первого лица, размышлениями героя, частым обращениям к читателям (четвертая стена, говорите). Герою регулярно подбрасываются новые перипетии — по классике – как только кажется, что он достиг безопасной гавани, и можно «расслабить булки» — начинаются новые неурядицы.
Протагонист также не подкачал. Юный, всего 77 лет от роду разумный динозавр, попадающий в город мечты. Купающийся в вожделенной литературе, сталкивающийся с разными ее сторонами. С теми, кто ее создает, популяризирует, кормится с нее, и даже (!) ненавидит. Попадающий в жуткие катакомбы и сталкивающийся там с тем, чего не видел практически никто из живущих. Развивающийся в процессе своего «квеста», приобретающий знания, открывающий для себя законы и правила литературы. А заодно и жизни.
Перед нами с какой-то стороны своеобразный роман взросления, но взросления не обычного, а писательского. Рождения и взросления творца. Того, кто создает миры, открывает в себе способности неординарного автора. Приобщается к творческой энергии. Потихоньку становится настоящим писателем. Властелином дум живущих.
А также отменное сказочное приключение. Жуткие чудовища. Невообразимые опасности. Неведомые глубины катакомб. Постоянная угроза целостности организму героя. Предсказанные враги и неожиданные друзья. Открытия и свершения. Преодоление из последних сил. В общем, глаз не оторвать.
Не знаю, посетил ли Моэрса Орм, но где-то рядом он явно пролетал.
Эрго. Мощная приключенческо-литературоведческая история-сказка в классическом стиле, пронизанная любовью автора к книгам и его недюжинным талантом.
Поэтичная империя, или Государственная деятельность во главе угла
Отправляясь на столичную планету империи Тейкскалаан, Махит Дзмаре — новый посол станции Лсел, терялась в догадках, что же произошло с ее предшественником.
Оказалось – все плохо, его кончина становится первой загадкой, тревожащей не только Махит, но и некоторых граждан могучей империи — государства, в котором, похоже, не все в порядке.
Первой, но отнюдь не последней.
Роман активно сравниваемый с работами Леки и Юн Ха Ли. Книга не идеальная, но со своими любопытными фишками.
Основная из них связана с империей Тейкскалаан.
Империя, помешанная на поэзии (поэмы в 17 тыс строк с описанием архитектуры Города), по отношению к литературе напоминающая Британию Ффорде. Огромная космическая держава, смешавшая в себе черты большого количества земных аналогов – Рима, Византии, Британии, Китая, ацтеков.
Использующая сложный язык с глифами вместо букв. Снисходительно-презрительно относящаяся к негражданам, считающая их варварами и не совсем людьми. Кстати, настоящие нелюди в космическом пространстве романа тоже имеются. До сих пор практикующая жертвоприношение-самоубийство, хотя и считающая это немодным. Совмещающая высочайший уровень технического развития, патронаж над четвертью галактики, с храмами Солнца и средневековым поиском милости Звезд. В перерывах между военной, проводящая крайне успешную культурную экспансию. Империя, жители которой практически не используют натуральные роды, перейдя на искусственные утробы. Или попросту на клонов. А столичная планета Город управляется мощнейшим ИИ на грани разумности.
Что говорить о забавных мелочах типа жестового интерфейса с голоэкранами, висящими в воздухе и облачной привязкой – окуляром с потоком данных, позволяющим гражданам полноценно работать с местной всепланетной сетью.
Именах, обязательно состоящих из числа и названия неодушевленного предмета.
Или непременных физических носителях для сообщений, зашифрованных поэзией и «записанных светом».
Тейкскалаан вышел у Аркади на славу.
А это мы еще не добрались до второй, кроме поэзии, особенности, определяющей жизнь империи.
Политика.
Мало того, что здешняя держава, несмотря на завоевательные успехи, и десятилетия мирной жизни, потихоньку близится к упадку. Так и повелитель, не оставив потомка своей крови, назначив, правда целых трех соимператоров, скоро отправится к праотцам. Дело не новое, «солдатских императоров» в истории государства хватало (о! вон еще один на подходе). Не новое, но дающее непаханое поле для кровавой борьбы за власть и политических игрищ. Интриги, затрагивающие признанных претендентов на престол и амбициозных полководцев. Втягивающие в свою орбиту многих чиновников, патрициев и приближенных к ним лиц. Яды, взрывы, убийства, выяснение «cui prodest» то или иное действие. Отслеживание малейших оговорок, нюансов публичных выступлений, подводных камней. Разговоры, плетущиеся как паутина на полутонах, скрытых смыслах, намеках. Попытки ГГ разгадать тайны и обойти рифы местного «тонкого тейкскалаанского политика».
Это не считая ведомственной толкотни между министерствами, недовольства народа, терактов, демонстраций, волнений, а порой и откровенных бунтов, требующих вмешательства легионов.
Да, «государственная деятельность» показана у Аркади во всей красе.
И даже перемещаясь в редких интерлюдиях на станцию Лсел, без интриг автор нас не оставит.
А на горизонте уже показывает свое рыло «горячая» война. И неведомая опасность из глубин космоса, способная возможно полностью изменить расклад сил.
Размаха и судьбоносных событий, пускай доберемся мы до них далеко не сразу, автор не пожалеет.
Что может предпринять на этом циклопическом фоне посол небольшой, но гордой добывающей станции? Посол, в юности мечтавшая очутиться в сердце империи, восторгавшаяся их культурой, языком и поэзией. Еще и оказавшаяся тут без помощи того, на кого весьма рассчитывала. Своего предшественника.
Ведь не только империя может похвалиться технологическими свершениями. У станции Лсел было чем ответить.
Имаго.
Живая память, интегрирующаяся в нового носителя. Технология клонирования и подселения разума. Кладезь инстинктивных и автоматических навыков. Способ сохранения знаний, позволяющий подселять реципиенту слепок личности другого человека со всеми его воспоминаниями, создающий новую двойную личность. Этим увлекательным и секретным для чужаков делом на Лселе занимаются уже 15 поколений. Вокруг имаго строится целая система поощрений и наказаний, к примеру, за серьезные проступки уничтожается вся имаго-линия. А гибель одного становится потерей умений полутора десятков. Непонятно, правда, неужто сложно хранить более ранние копии, которые в случае потери последнего в линии, смогут хотя бы частично восстановить утраченное.
Сперва кажется, что технологию имаго во всей красе нам откровенно недодают. Становится обидно, двойственные (в прямом смысле) герои всегда приятно. Но ближе к финалу автор чуток исправится.
А еще Лсесл отвечает за стремление к свободе, присущее маленьким, но гордым социальным образованиям перед лицом монструозных и агрессивных держав.
Повествование за редким исключением крутится вокруг Махит Дзмаре, становящейся нашим проводником в неизведанном мире Города и Мира. В ее сопровождении мы залетим в самые что ни на есть высшие слои Тейкскалаана, познакомимся с обычаями, укладами империи, ее сановниками. Окажем нехилое влияние на события.
Стоит отметить эпиграфы к главам, расширяющие и дополняющие повествование. Тексты из книг, отрывки из фильмов, инструкции, записи переговоров, рекламные проспекты, новостные передачи, похоронные обряды, кулинарные статьи. Причем поданы они всегда с двух сторон: один текст имперский, другой со станции Лсел. Показывая два абсолютно различных подхода к еде, воде, пространству, да всему подряд!
Сюжет развивается достаточно неторопливо, кроме политических интриг подбрасывая читателю детективную линию. Активного действия не ждите, в наличие у нас больше психологическая разговорная конспирология. Герои много болтают и не слишком много делают. Размаха на космооперу пока не хватает (может, будет в следующих томах), действие происходит на одной планете.
Эрго. Приятный, но небесспорный политико-культурологический триллер в поэтическом антураже. Без особого экшена, зато интриг и «государственной деятельности» автор отсыплет сполна. Плюс неплохой задел на продолжение.
P. S. Хьюго? Да, ладно! Как на меня откровенный аванс начинающему автору. Неужто более достойных претендентов не было? Или премия сильно выродилась?
Перерождение хирурга, или «Жадность – это очень плохо»
Бывший военный врач Патрик Самнер, устраиваясь хирургом на китобойное судно, не рассчитывал разбогатеть. А вот сменить обстановку, обдумать былое, после расставания с армией ему явно не мешало.
Вот только плавание оказалось далеко не безоблачным.
Этому способствовали не только двое мужчин, загоревшихся желанием прибрать некую ценную вещь доктора к рукам.
Но и игры владельца корабля в компании с капитаном со страховкой.
А значит, судьбы экипажа «китобоя» могут круто измениться.
Проект, начинающийся в духе «Франкенштейна», затем плавно перебирающийся на поле «Террора».
Брутальный, жесткий, атмосферный.
Фильм снят по роману Иэна Макгвайра «В северных водах».
С первых кадров нас окунают в неприглядные английские реалии середины 19 века. В любимом фраппирующем варианте киноделов. Беспросветность, грязные прохожие, пьяные хари, быстрый секс со шлюхой в подворотне, бедность, преступность, детишки, терзающие труп свиньи. Четкое и однозначное отличие джентльмена от простолюдина по одежде и повадкам. И темнота. Как только садится солнце – темнота. На улицах, в тавернах, внутри корабля. Темнота, едва тревожимая слабеньким светом ламп.
Тяжело в стране английской жить.
Нагнав на зрителя меланхолию, и обозначив главные фигуры, нас увозят из богоспасаемой Англии, отправляя на китобойное судно.
Тут тоже, доложу я вам, не премьер-отель. Хотя воспринимается обстановка обитания получше, чем в том же Хорнблауэре. Ну во-первых судно не военное, во-вторых пребывать большую часть времени мы будем не с командой, а с корабельным хирургом. В его небольшой, но отдельной каюте. Да и помещения экипажа выглядят не такими уж маленькими. Понятно, что снималось в павильоне, да и с масштабом постановщики потерялись – смотрятся все эти кубрики поболе, чем должны быть в реальности.
Зато корабль хорош. Все эти фок-мачты, бом-брамсели, «есть, капитан!», «свистать всех наверх!» и прочая морская романтика. Изящный парусник, рассекающий необозримые просторы. Показанный со всех возможных сторон и ракурсов, включая частые съемки с дрона.
Как и морские будни китобоев. Знакомство врача и зрителя с устройством судна.
Обледенелые мачты, столкновение со льдинами, потрясающее корпус до основания. «Жирное» спасение от обморожения. Пронизывающий холод, причем в отличие от героев Террора здешние китобои о головных уборах не забывают. Отталкивание льдин шестами при проходе корабля, похороны в море. Избиение тюленей – беспомощных животных (как то даже слишком спокойно принимающих смерть), которые отчего-то почти не убегают. Свежевание убитых. Окровавленный лед с ошметками зверей. При всех неаппетитных моментах, деталей камера не берет. Будто застеснявшись, сконфужено убирает свой взор от нюансов забоя несчастных животных.
Но венцом действий и главной целью кончено же являются не тюлени, а киты. Охота на китов – это пик и апогей всего похода. Большая рыба! Возбуждение, охватывающее команду при виде исполинов моря. Лихорадочный спуск шлюпок. Подкрадывание к животным. Атака. Поливание водой гарпунных веревок. Кровавый фонтан из дыхала. Разделка туши, палуба покрытая жиром, фартухи в крови, песня, кружка по кругу, невзирая на радостную усталость. Моменты абсолютно обычные для моряков тех лет, шокирующие для современного рафинированного зрителя.
Ну и выворачивающая все внутренности морская болезнь, вши, болячки – куда ж без реалистичности.
Также стоит отметить антураж плавания в северных морях. Молнии на горизонте. Огромные водные валы. Первые ледяные островки. Льдины, превращающиеся в сплошное поле. Торосы. Снежные бури. Маленькая черточка корабля на фоне белого безмолвия.
Однако сериал лишь кажется сплавом документальных лент NGO с историческими реконструкциями BBC. Есть у него и моральная основа, и приятные актерские работы, и некоторые зачатки интриги. С последним, к сожалению, все не слава богу. Сюжет достаточно предсказуем, в общем, читаясь очень близко к показанному.
Зато актеры стараются.
Главную партию разыгрывают два антагониста. Антагониста во всем: внешности, повадках, подходе к жизни, психологических особенностях.
Патрик Самнер (О`Коннелл). Интеллигентный, культурный мужчина с аккуратной бородкой, читающий Гомера и вежливо общающийся с самым последним матросом.
Цивилизованный, этичный, чуждый жестокости, доверяющий свои мысли дневнику. Служивший в Индии во время восстания сипаев, получивший там ранение в ногу. Не распространяющийся на тему причин своего увольнения. Старающийся сблизиться с помощниками капитана (ой, зря). Подсевший на опиум. Человек с болезненной тайной в прошлом. Допустивший немало ошибок, поддавшийся жадности. Не выбравшийся из-под гнета вины.
Получивший второй шанс, возможность многое пересмыслить, быть сожранным, серьезно измениться, познать два мира и переродиться. А может быть и нет.
Нам дарят ряд камерных флеш-беков времен его службы. Погружают в опиумный бред, когда прошлое не просто встает как наяву, а буквально пересекается с настоящим.
С одной стороны – перед нами светлый полюс конфликта. С другой – персонаж, показывающий что в самом приятном на вид человеке может таится немало недостатков и не лучших черт. А о прошлом людей спрашивать и вовсе противопоказано.
Гарпунщик Генри Дракс (Фаррелл). Темная сторона противостояния. Могутный мужик с немалым брюхом и негритянской татуировкой на спине. Не умеющий читать, немногословный, драчливый, азартный, получающий настоящее наслаждение от своей работы гарпунщика. С безуминкой во взгляде и собственной доморощенной философией. Привыкший не размышлять, а действовать, следовать своим склонностям. Абсолютно аморальный и вызывающий дрожь тип.
Понятно, почему Фаррелл взялся за этот образ. Кто откажется занести в свой актерский список убийцу с животным магнетизмом, эдакого лишенного сомнений и морали сверхчеловека.
Стоит также отметить старпома Кавендиш (Спруэлл ). Далекий от цивилизации морской дикарь. Еще одна жертву жадности, слишком многое на себя взявшую. Спруэлл нередко играет антагонистов, и этот неоднозначный негодяй вышел у него на славу.
Пройдутся постановщики по экологическим проблемам («киты уходят» — пока еще есть куда уходить), и тяжелым судьбам секс-меньшинств в нетолерантном 19 веке. Вяло обозначат детектив, к сожалению, столь же предсказуемый, как и остальные сюжетные повороты. Затронут тему цивилизованных наций и примитивных народов, полных суеверий, близких к природе.
Моральная основа ленты довольно проста, но, тем не менее, актуальна, как и во все века – жадность это плохо. Не играйтесь со страховкой – бог, он все видит. Не введитесь на выгодное, как кажется, предложение от вышестоящих — кинут, как пить дать, если прижмет. Не таскайте с собой лишние ценности, вокруг полно маргиналов, готовых на что угодно, дабы разбогатеть. Не пытайтесь стать своим парнем в компании. Держите похоть в узде. Мораль и этика придуманы не зря. Однозначно хороших людей не существует.
И тому подобные азбучные истины. Впрочем, повторение – мать учения.
Эрго. Холодная, заснеженная история о жадности и прочих изысках людской психологии. Достаточно предсказуемая, до дрожи атмосферная, с парой хороших актерских работ.
Режиссер: Эндрю Хэй
В ролях: Джек О`Коннелл, Колин Фаррелл, Гари Ламонт, Сэм Спруэлл, Питер Муллан, Том Кортни, Ипили Оотоова, Джерри Линч, Элиза Баттеруорт, Стивен Макмиллан, Нив Нилсен
Проходит некоторое время после событий предыдущего Suicide Squad, и Аманда Уоллер собирает новую команду для очередной жутко важной миссии. В частности непременных полковника Флэга, безумную Харли Квинн, а также свежее пополнение в виде Короля акул, Бладспорта, Миротворца, Человека-в-Горошек.
Им предстоит пробраться в островное государство, охраняемое целой армией и уничтожить результаты бесчеловечных экспериментов, тянущихся еще со времен нацисткой Германии.
Но сделать это будет ой как не просто, и до финала доживут далеко не все.
Отряд самоубийц 2016 года вызвал крайне противоречивые (близкие к отрицательным) отзывы, как прессы, так и зрителей.
Посему второй части было решено устроить конкретный ребут, сменив постановщика, оставив от дебютной попытки лишь Квинн, к которой не было ни малейший претензий, Аманду да Флэга.
Получилось задорнее и кровавее.
«Отряд» уже не просто залез на территорию, окучиваемую на большом экране, пожалуй, лишь «Дэдпулом», но и обосновался там абсолютно по-хозяйски.
Столько кровавой расчлененки, самых различных способов убийств, от разрывания на части до поедания, редко встретишь в самых отвязных трешаковых слэшерах. Поданы смертоубийства фарсово-иронично, бодро, со смакованием, с лукавой ухмылкой, под ставки сотрудников Аргуса о том, кто из их подопечных первым отправится на тот свет. Впрочем, выиграть в этом тотализаторе особых проблем не составит – порядок смертности вполне читаем.
Да-да, смертность среди Отряда высока. Понятно, что, как и у Мартина, у постановщиков есть неприкасаемые, но их немного.
Плюс неполиткорректный юморок, ничего особенного, все в рамках, но для 2021 и это ого-го!
На фоне каменноликого пафоса супергероики прям отдых души и глоток свежего воздуха.
Сценарные дыры? Вы о чем? Единственная его задача — плавно подвести к морали, о которой позднее, дать каждому герою минуту славы и подольше возможностей для экшена. Это ж комикс.
О персонажах постановщики позаботились, как могли.
Бладспорт (Эльба). Наемник, стрелок, эдакий микс работ Эльбы из Башни и Форсажа. Стражающий крысофобией и тяжелым детством. Знаменитый разными составными боевыми гаджетами и навороченным костюмом. А также слабым отцовским инстинктом. Мужчина, старающийся держаться подальше от дочери, но одним фактом своего существования толкнувший ее на кривую дорожку. Переживающий не из-за того, что чадо стало воровкой, а из-за того что попалось. Перенесший свою заботу на еще одного члена отряда.
Крысолова (Мелшиор) – девчонку, повелевающую крысами. Один из самых слабых образов, но тоже с шлейфом роли.
Слабее ее разве что Миротворец (Сина), о котором с какого-то перепугу уже собираются снимать сериал. Зря. Дубовый дядечка. Сина ни разу не актер.
Харли (Робби). Постановщики пообещали показать зрителю новую сторону персонажа, в результате подарив Квинн новое, но недолговечное романтическое увлечение. А также сольную и длинную боевую сцену, выводящую Харли на уровень самых крутых бойцов вселенной ДС. Робби, как всегда в этом образе, безумно-мила и трогательно-убийственна. Цветочки во время ее прогулки по башне – это пять. Впрочем, она тут далеко не на первых ролях.
Флэг (Киннаман). Уже не столь железобетонен как в дебютной части, но все равно образу не хватает изюминки.
Горошек (Дастмалчян), по словам режиссера: «самый нелепый персонаж DC всех времён» наглядно продемонстрирует недостатки воспитания, в процессе которого родители стремятся создать из чада что-то, что тому не свойственно.
Уоллер (Дэвис) по прежнему изображает матерую стерву на госслужбе, для которой нет никаких моральных границ. Виола единственная во всем фильме, кто играет серьезную трагедию. Ее драматические потуги на общем раздолбайском фоне смотрятся не всегда уместно.
Пару раз постановщики поиграются со временем, впрочем, выглядит это не особо интересно. Не забудут о пресловутом слоу-мо и популярных нынче нотках зомби-апокалипсиса. Активно используют достаточно уместно звучащие в контексте музыкальные номера. Предъявят нам чертовски нелепо выглядящего, несмотря на внушительные способности, главгада.
А вот общий уровень боевки не впечатлил, даже учитывая гаджеты Бладспорта, позерство Миротворца и геройствование Харли. Боевой хореограф «Отряда» не особо напрягался.
Теперь об обещанной морали. То, что американское правительство в самих Штатах считается сборищем сволочей, готовых на что угодно для достижения своих целей – не новость. Жизни женщин и детей (то, что возмутило даже безумную Квинн) для этих парней разменная монета, тем более за пределами страны.
Да, это так, — сокрушаются постановщики. Но! При всех косяках и «багах» государства, которое действительно можно ненавидеть, простые американцы в этом не виноваты. Населяют Цитадель демократии хорошие, вменяемые люди, готовые всегда помочь слабому, спасти невиновных. И даже американские маргиналы, преступники, убийцы, если дать им выбор, отыщут в себе человечность, и, позабыв о собственной жизни, бросятся спасать попавших в беду.
А значит, американская система в порядке.
Слава Америке!
Эрго. Отвязный ироничный трешевый кинокомикс с кучей расчлененки и самых разнообразно оформленных смертей. Любителям «покровавей» зайдет, впечатлительным натурам смотреть не стоит.
Режиссер: Джеймс Ганн
В ролях: Марго Робби, Виола Дэвис, Йоэль Киннаман, Джай Кортни, Дэвид Дастмалчян, Даниэла Мелшиор, Стив Эйджи, Тайка Вайтити, Идрис Эльба, Джон Сина, Джаред Лето, Натан Филлион, Пит Дэвидсон, Хоакин Косио, Майкл Рукер, Алиса Брага, Сторм Рейд, Питер Капальди, Хуан Диего Ботто, Стивен Блэкхарт, Карен Фукухара, Шон Ганн, Джозеф Оливейра, Дженнифер Холлэнд, Флула Борг, Тимоти Карр, Максвелл Хайсмит, Эндрю Айала, Клайд Си Харрис, Сильвестр Сталлоне, Михаэла Хувер, Мейлинг Нг, Джош Вентура, Джеймс Уильям Баллард, Зак Катанцарети, Джон Геттье