Магический вестерн, или Обменное колдовство под взглядом Госпожи
Одна допросная камера в Революционной Высокой башне.
Две женщины, одна из которых вскоре умрет.
Шесть часов до казни.
Льется рассказ о волшебниках и охотниках за головами. Жуткой магии и знаменитом чудесном револьвере. Семи заговорщиках, некогда пытавшихся свергнуть саму императрицу.
Падают последние песчинки в часах, отсчитывая мгновения до смерти рассказчицы.
Но что если с падением последней из них история не закончится?
Роман, некоторыми линиями навевающий ассоциации с Аберкромби, «Расколотым миром» Феликса Гилмана и «Черным ходом» Олди. Местами вторичный, но радующий любопытным подходом к волшебству и аналогом магического Дикого запада.
Здешние кудесники чар получают силу через Мену. Сделку с Госпожой Негоциантом (с полом это божество не определилось). Отдаешь, к примеру, воспоминание, или дыхание – получаешь возможность творить волшбу, в зависимости от своей школы. Нынче магия во многом наука – ушлые ребята точно знают, что нужно отдать, чтобы получить желаемое. Случаются, правда, неувязочки. Различных направлений колдовства в мире «Могил» хватает. Тут вам телекинез, работа с ветром, телом, иллюзии, телепатия, открывание порталов в иные миры и призыв оттуда всякого зубастого. Это только малая толика умения классических магов. В наличии также фанаты знаний – вольнотворцы, способные зачаровать рану, одежду и даже свеженький труп. Безглазые Поклонники Видящего Бога – адепты мощной, но нестабильной «языческой магии».
Как видите, колдовства для своей локации автор не пожалел.
Как и различного вооружения: простого, магического и уникального (кто сказал: Дьяблой повеяло?). Ручницы (что в основе здешнего огнестрельного оружия мы так и не узнаем), автострелы — арбалеты с моторами, грозострелы — арбалеты, несущие на своих стрелах грозу, огнеглефы, стужемечи, боевые железные повозки, мощные, но однозарядные штык-ружья, бомбы. Предметов изничтожения ближнего своего — выше крыши.
Это не считая таинственных революционных Реликвий, позволивших «нолям» справиться с колдунами.
И конечно, револьвера, давшего имя нашей героине. Револьвер, что любопытно, также с полом не определился, впрочем, ему это не особо нужно. Какофония – единственный в своем роде. Заключивший соглашение с протагонисткой. Стреляющий пулями, содержащими заклинания, придающий форму магии. Огненные шары, звуковые стены, болезненные несмертоносные чары. Зарядить это оружие можно многими сюрпризами. Какофония обладает зачатками сознания, не разменивается по мелочам, не любит когда его достают зря, а вот добрую драку с сильным противником – очень даже.
На первый взгляд кажется, что в лице Империи и Революции перед нами противостояние магии с технологией, но потом становится понятно, что в основе революционных технологий лежит когда колдунство, когда материалы с непонятными свойствами. В общем, техникой в нашем, земном понимании тут не пахнет.
Привлекает внимание политическая обстановка. В наличии у нас две основные силы: Империя и Революция. Знаете, как оно бывает, гнобят маги, не покладая рук, «нолей» — тех, кто не имеет магического дара, а потом, раз! Наступает момент, и бывшие слуги отчего-то оказываются твоими злейшими врагами. Успешно вставляя тебе палки в колеса. А если вдобавок в твоем собственном доме раздор – тогда совсем беда.
И появляется эдакий Великий Генерал «замутивший» Великую Революцию Кулака и Пламени (все с большой буквы). И становятся под его знамена тысячи бывших слуг и рабов. И показывают «кузькину мать» бывшим господам. Революция, как полагается дико пафосна, жестока, активно занимается регламентацией всего, пропагандой и промывкой мозгов. Все по-взрослому. Что порадовало – здешним бойцам революции выдается новая фамилия, затем становящаяся семейной: Суровые, Гордые, Милосердные, Отважные, Лютые. Каждая занимает свое место в иерархической лестнице, за заслуги тебя могут наградить более престижной фамилией, за промахи – опустить по лестнице имен вниз.
Действие книги происходит в Шраме – относительно недавно открытой земле, где не только схлестываются два главных тяжеловеса этого мира. Не только поднимаются городки, находящиеся под покровительством той или иной стороны. Но и проживают изрядное количество различных маргинальных элементов – вольнотворцев, пеплоустов, скитальцев – изгнанников, в основном из Империума. В результате перед нами натуральный фронтир Дикого Запада, только без индейцев. Зато с пограничными городками, бандитами, ворами, учеными-алхимиками, магами, революционной армией. А также местной природной фауной, ведущее место среди которой занимают крупные птицы-убийцы. И магической, такой как милые девицы- кельпицы.
Прием, когда приключения героя не проходят в реальном времени, а подаются как воспоминания, далеко не нов (вспомним хотя бы Квоута). и достаточно спорен. Мы на все сто процентов уверены, что протагонист доживет до момента изложения истории, следовательно, за его целостность во время всех прошлых приключений волноваться смысла нет. Впрочем, зная, что перед нами первая книга трилогии, волноваться за Сэл вообще не нужно. Никто курицу, несущую золотые яйца резать не будет (даже жестокосердный Мартин, у которого все же имеются пара-тройка неуязвимых любимчиков).
Сэл Какофония регулярно обращается к собеседнице (и к читателю) — эдакий слом четвертой стены, частенько (порой даже слишком) использует неопределенный артикль и прочий матерок. Работает ненадежным рассказчиком (сложно ожидать полной искренности перед лицом казни). Не забывает о черном юморе.
И является фактически единственным хорошо проработанным персонажем книги.
Ее прошлое открывается буквально по капле (а сколько там тайн таится!), зато внутренних переживаний и прочих рефлексий мы получим по полной программе. Суровая, покрытая шрамами женщина, конечно же, в сексе отдающая предпочтение представителям собственного пола (модный тренд, что поделать). Знаменитая охотница за головами, ведомая местью, лелеющая список из трех десятков имен, которых она жаждет отправить на тот свет. Самых, пожалуй, опасных колдунов мира.
Сломленный, озлобленный, несчастный человек с жуткими тайнами былого, не способный позволить себе ни толком побыть с любимой, ни остановиться в своей погоне за смертью. Способный при этом на сострадание, милосердие, понимание. Если это конечно, не мешает основному делу. А еще она, как и вся Империя, искренне и самозабвенно любит оперу. Живут же люди, ходят в театры, в библио…
Добавляют в блюдо остроты действия ее врагов, затеявших очередную попытку свержения императора-«ноля». Во время которой сотнями гибнут невинные люди, а на земле оказывается тот, кому тут совсем не место.
Темп рассказа динамичный, быстрый, задорный. Главы из прошлого перемежаются подглавами настоящего, общением Сэл с военным губернатором Треттой Суровой. В это время мы увидим восприятие рассказа женщиной, в чьих руках находится жизнь Сэл. Увидим другой взгляд на описываемые события. Полезно.
Экшена в романе хватает. Столкновения с магами различных школ и умений. Драки с имперской птичьей кавалерией. Гончими Обители Видящего бога. Призванными и выколдованными существами. Чаще всего без Какофонии Сэл не обходится (что неудивительно, противники попадаются мощные), но иногда дама показывает, что и без револьвера кое на что способна.
Есть чуток идейной подоплеки. Начиная от непонимания обычных людей, на кой черт убивать друг друга ради блага власть имущих. До размышлений тех самых имущих о жертвенности. Точнее, самообмане. Ведь пренебрежительное отношение к подопечным, напрочь лишает ценности даже настоящую жертвенность. А уж тем более то, что называют таковой жаждущие власти маги.
Эрго. Приключение-вестерн без особых претензий. Приятный подход к магии, качественно проработанная протагонистка. Хватает шаблонных моментов, но недурно провести вечерок, разгрузив мозги, вполне можно.
P. S. Забавный подход к оформлению обложки: 3d-минимализм во всей красе. Дешево и сердито. Даже слишком.
Размышления о природе человека, или Взрыв страстей в тесных коридорах
Ближайшее будущее. Дела на матушке Терре худо, человечеству пора искать новый дом. Благо подходящая планета вроде как обнаружена.
Чтобы проверить будущую «Землю обетованную», туда устремляется разведывательный корабль.
С необычным экипажем. На борту несколько десятков детей, специально выращенных для этой миссии, и один взрослый. Лететь долго, до цели доберутся лишь внуки первого поколения. Чтобы снизить риск конфликтов, юнцов накачивают наркотой, повышающей вялость, подавляющей сексуальное желание.
Но что случится, если подростки освободятся от препарата, обуздывающего их порывы?
В кино и литературе во все века уделялась масса внимания людской природе, попыткам приглушать стремления и желания, конфликтам в замкнутой социосистеме. Однако поколения сменяются, и Нил Бёргер решил в очередной раз побеседовать с недорослями об этих важных темах.
Как и следовало ожидать, получилось вторично, скучновато, но для целевой аудитории, наверное, уместно.
Какое поведение будет правильным, если вас не сдерживают правила и страх наказания? Что формирует цивилизацию: договоренности или манипуляция? Стоит ли верить всему, что вам говорят? Что лучше: быть дикарями, или вменяемыми людьми? Как решать конфликты: силой или голосованием. Как сдерживать животные порывы и нужно ли это? Что, в конце концов, в самой природе человека: агрессия, насилие, или способность договариваться?
Вполне вменяемые вопросы для разговора с подрастающим поколением, да и некоторым взрослым не мешало бы над ними задуматься. И ответы даются правильные (об этом позднее).
А вот реализация оставила противоречивое впечатление. Снято все камерно (что не удивительно, дело происходит в отсеках корабля), бюджетно, изрядно наивно.
Даже не будем говорить о смысле разведэкспедиции, длящейся без малого столетие. Это у вас не разведка, а полноценная колонизация получается, а для нее трех десятков народу маловато. Или об изначальной идее отправки детишек вовсе без пригляда.
А вот реакции экипажа и уровень манипуляций, которыми на него воздействуют, это натуральный «первый класс, вторая четверть» — как-то чересчур даже для подросткового кино.
Возможно, таким образом нам демонстрируют оторванность молодняка от жизни – его действительно держали в вакууме общения, информации. Однако не верится в то, что детишки, пускай всю жизнь варящиеся в обществе друг друга, не проверяли на своих собратьях психологические манипулятивные инструменты. То, чем гомо сапиенс владеет практически с пеленок.
Опять же интересно, с какого возраста их накачивали «синеньким»? Ведь пубертатные бунты, бодание друг с другом и взрослыми начинаются гораздо раньше, чем в 14. И должны были накрыть экипаж еще на земле.
Ну да ладно, киношная условность в полный рост. Некоторые моменты осознания страстей и бурления крови постановщики передали достаточно удачно. Как то первые неловкие попыток силового воздействия на оппонента. Людьми, которые не просто никогда не дрались, но даже не видели этого со стороны (опять же в детстве в песочнице была сплошная тишь да гладь?).
А вот легкость влияния на умы, как я уже говорил, показана слишком уж наивно-просто. Это так не работает.
Первую половину фильма персонажи грустно шатаются по кораблю, во второй с столь же скучными лицами пускаются во все тяжкие. Космоса нам пожалели (все, что происходит, с тем же успехом могло происходить в лабораторных условиях, а вместо судьбоносного передатчика могла выступить сломавшаяся кофеварка). Намеченную хоррор-линию создатели ленты развивать не стали, явно чтобы не отвлекать героев и зрителя от психологических этюдов взросления. Как на меня зря.
Зато в последней трети добавили суматошной беготни и прочего как-бы экшена.
Впрочем, а что делать? Молодые лицедеи пока не в состоянии вытягивать фильм актерской игрой, вот и пришлось подставлять ленте костыли.
Главный положительный персонаж в исполнении Тая Шеридана поразительно безэмоционален (причем независимо от приема «синего»), на роль лидера подходит крайне слабо. Еще и тормозит не по-детски, как можно было столь бездарно разыграть карту с видеозаписью?
Его оппонент (Финн Уайтхед) выглядит чуток получше (эдакий безмозглый, но хитрый дьволенок, купающийся во власти и прочем недозволенном), но у него и более выиграшный злодеистый образ.
Предмет их романтических терзаний до одури скучен, напоминает снулую селедку.
Среди остальных подростков встречаются знакомые по сериалам («Видеть», «Тень и кость») лица, даже Брана на эти галеры занесло, причем в абсолютно «никаком» образе, но почти все время они старательно изображают серую биомассу, безвольно колышущуюся меж двух «харизматичных» парней.
В касте имеется даже полноценная звезда (Колин Фаррелл). Однако скажу сразу, его роль в происходящем минимальна, поклонники этого незаурядного артиста останутся недовольны количеством экранного времени кумира.
А вот с морально-этической и державно-социальной точки зрения Voyagers (прямой перевод названия – «Путешественники») сделал, что мог. Смотрите, тонко намекает картина – голосование, демократические институты – наш единственный путь. Насилие – напротив, ведет лишь к смертям и разрухе. Любая жизнь предоставляет ценность. Подавлять эмоции безоглядно не следует, надо учиться жить со всеми людскими порывами и страстями. Работать лучше, чем бить баклуши. И даже если вы лично не сделаете судьбоносных решений, влияющих на судьбы расы, имена ваших потомков уж точно останутся в веках.
Да, наивно, да, манипулятивно. Но так хочется верить в то, что если жить по этим нехитрым правилам, все придет в норму, человечество отыщет выход из кризиса и помчится к новым высотам.
Может, позволим себе поверить?
Эрго. Социальная подростковая фантастика, в очередной раз тонко намекающая подросткам о правильном пути. Идейно в норме, как произведения искусства – средне.
Нищий Бэтмен в погонах / Законность или справедливость?
Игорь Громов не был обычным сотрудником питерской полиции. Скорее он действовал в стиле шерифов Дикого Запада. Зато раскрываемость у него была на высоте, что помогало начальству мириться с его выходками.
Так продолжалось до поры, пока в городе не объявился некий Чумной доктор, наводящий порядок еще более крутыми методами. Взявшийся за очищение Питера от богачей, обычно надежно прикрытых от правосудия деньгами, связями и властью.
Гром сам порой задумывался о том, что закон во многих случаях бессилен, но крестовый поход Доктора грозит и вовсе обрушить город в болото анархии и смертей.
А значит, Питеру нужен тот, кто остановит маньяка.
Первая полнометражка по мотивам российских комиксов рождалась нелегко, а появившись на свет вызвала массу споров насчет своего морального посыла. Причем со всех сторон.
Перед нами кондовый, нажористый, породистый комикс-вульгарис в лучших голливудских традициях старой школы. Но со своими особенностями.
Создатели «Майора» лихо используют приемы, которые уже не получается называть шаблонными, скорее архетипичными.
Герои нарочиты, утрированы и театральны. Особенно это касается карикатурных злодеев, с главным злецом ленте особенно не повезло, впрочем, об этом позднее.
Протагонист совмещает готичность нищего Бэтмена с напористостью зрячего Сорвиголовы, становясь между делом одной из удач картины.
Игорь Громов в исполнении Тихона Жизневского – благородный безденежный дон, любящий шаурму, обладатель одной единственной «визитки», живущий в огромной обшарпанной квартире с осыпающейся штукатуркой и пустым холодильником. Не имеющий друзей и не привечающий гостей (туалет показателен), ходящий в дырявый носках и пользующийся старенькой кнопочной мобилой. Он харизматичен, невозмутим, напоминая одновременно самурая и персонажа Иствуда. Не стесняется использовать кулаки. Не признает полицейской формы, протоколов и ограничений, считая, что по правилам преступника поймать невозможно. Трогательно привязан к кепке и куртке. Сомневается в действенности системы правосудия, однако почти мгновенно, увидев воплощение своих сомнений в действии, принимается исполнять свою работу, напрочь позабыв собственные сомнения. Вдобавок радует зрителя приятной фишкой – визуализированным просчетом своих будущих активных действий. Фактически, под рефрен «думай» нам показывают несколько вариантов будущей драки и ее последствия.
Отдельное спасибо за попытку передать не только «рукомашескую» сторону работы Грома. Нам продемонстрируют, как майор занимается скучной бумажной, кабинетной полицейской работой. Изучение материала, сбор информации, сопоставление, использование «серых клеточек», выводы. Дающие возможность ринуться в поле на поимку преступника.
Пара слов об его противнике. Хорошую идею персонажа испортило слабое актерское воплощение. Понятно, что согласно тем же комиксовым традициям (старым, донолановским), мы, пожалуй, не могли получить другого главгада. Утрированного, переигрывающего, скатывающегося в безумие, злодейски поблескивающего глазами, в духе бертоновских противников Летучей мыши. Но смотрится этот образ просто-напросто слабо. И сыграно на среднем уровне, что окончательно добивает бедного преступника.
А вот атмосфера и визуал вообще постановщикам удалась. Стильная «картинка». Питер, вдохновленный каким-нибудь Готэмом-лайт. Мрачноватый город контрастов. Грозовые облака, стаи ворон. Мусорные свалки, темные улицы, бескрайние крыши с высящимися вдалеке шпилями, собаки, роющиеся в помоях, бомжи, с трудом выживающие пенсионеры. А в двух шагах пафосные казино, красивенные здания банков, экслюзивные суперкары, блистающие драгоценностями и платьями дамы. И, конечно, кариатиды — активно, пускай недвижимо, участвующие в происходящем.
Боевку к сильным сторонам ленты отнести не выйдет, да ее здесь не сильно то и много. Стартовая погоня, бодрая драка в казино, финальная разборка. Не густо на два с лишним часа. Да и сам ГГ на икону боевика не тянет – чересчур интеллигентен, а его потасовки показаны смазано и неакцентировано. За исключением свалки в клубе, порадовавшей еще и демонстрацией того, что даже крутого бойца можно «забороть» толпой.
Что касается любопытных отличий «Грома» от западных «кино-рисованных картинок». Главный герой комикса – мент. Комикса! Не боевика или полицейской драмы про копа-одиночку. Комикса! Не просто парень, время от времени сотрудничающий с силовиками и государством. Не солдат, взращенный и выпестованный на державный кошт. А самый натуральный коп. Человек, осознанно избравший путь служения правосудию, и достигший в этом недурных высот (пускай не без превышения полномочий и закрывания глаз на делишки информатора). Для супергероев нетипичненько.
Ну и социальное наполнение. Нам покажут не просто продажных судей. Или расслоение общества на богатых и бедных, вместе с последствиями такого расслоения — эти темы в забугрных графических романах используют во весь рост. Но и пройдутся по вещам, гораздо реже демонстрируемым на большом западном экране. Я имею в виду обманутых вкладчиков банков, проблему гигантских мусорных свалок в мегаполисах. И, безусловно, детишек-мажоров, кои безнаказанно могут творить, все что заблагорассудится.
Западному зрителю, живущему в обществе, где не принято столь открыто наглеть (понятно, что там тоже хватает «неприкасаемых», но им чаще всего приходится соблюдать внешние приличия) – новые ощущения обеспечены.
Теперь об идейном наполнении картины.
Постановщики пройдутся по вечной теме неспособности силовиков справиться с преступностью законными методами (вспомним хотя бы Головачева с его Стопкримом). Затронут вопрос что же все-таки важнее – законность или справедливость.
Сделают акцент на том, как скатывается в бездну насилия линчеватель, берущий правосудие в свои руки.
Но это стало главной причиной копий, ломающихся вокруг «Грома».
С одной стороны нам показывают гражданский протест, побуждающий туповатую власть обратить внимание на перезревшие проблемы социума.
С другой – четко демонстрируют, что любое насилие, а уж тем более убийство, не приводит ни к чему хорошему.
Параллельно пройдясь по неконтролируемым соцсетям, которые могут стать, о ужас! «Трибуной для маньяка». Влиянию «сети» — ведь действия «борца за справедливость», увиденные онлайн, побуждают безнаказанность и желание следовать его примеру в реале.
Посыл понятен – исключительно мирные акции решат проблемы. А интернет надо держать под контролем.
При этом местные менты показаны в целом адекватными, болеющими за народ ребятами (даже ленивый жирный сотрудник). А «фанаты боевых искусств» – сознательными гражданами, спешащими на помощь в трудную минуту, словно Чип с Дейлом, на время позабывшие о Гаечке.
Фантастика, что ж вы хотите.
В общем, не угодили постановщики ни властям, ни оппозиции.
Эрго. Классический кинокомикс с некоторыми нетипичными для своих голливудских коллег моментами. Хорошая главная роль и атмосфера. А вот злодей и боевка подкачали.
Режиссер: Олег Трофим
В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алексей Маклаков, Михаил Евланов, Александр Сетейкин, Сергей Горошко, Дмитрий Чеботарёв, Олег Чугунов, Антон Богданов, Юрий Насонов, Ойсель Море Деспайгне, Кристина Ибадуллаева, Владимир Дикун, Дмитрий Лиманов, Эльдар Мурсалов
P. S. За очередную похабную перепевку Цоя фильму минус пару сотен вистов.
Суперспособности – немужское дело, или Феминистическая угроза Империи
3 августа 1896 года Англия изменилась.
Некоторые называли это биологическими аномалиями, вызванные электричеством. Другие — прямой угрозой империи.
Факты заключались в следующем.
Несколько сот женщин и десяток мужчин приобрели способности, которые не назовешь обычными. Видения будущего. Возможность сопротивляться критическим повреждениям. Ускорять рост растений. Бросаться огнем. Дышать льдом. Левитировать предметы.
Англия уже не будет прежней. И теперь ее жителям предстоит научиться жить с этим.
Вот только есть люди, у которых напрочь отсутствует такое желание.
Проект, обещавший массу феминизма с толерантностью, и не обманувший ожидания. К счастью, подаривший зрителю не только пресловутые иконы современного мира.
Хотя, конечно, именно модные тренды нашего времени становятся основой сериала. Мужчины в The Nevers либо коварные интриганы-политики, либо пресыщенные самцы, либо слабаки, либо мускулинные мачо, понимающие лишь силу. Даже детектив, наиболее адекватный представитель сильного пола, не лишен тяги к коррупции (хорошо-хорошо, есть доктор-бубочка). Отношение к ним отлично характеризует фраза одной из героинь «Если можешь посмотреть в глаза мужчине, то и выколоть сможешь».
Дамы, напротив, в большинстве своем адекватны. Ущемляемые патриархальным обществом. Перенесшие массу невзгод. Готовые к творчеству. Способные нести любовь. Помогать страждущим. Поддерживать своих.
Хотя именно среди дочерей Евы обнаруживается пара главных антагонистов сериала. Имеющих если честно, основания для своих действий.
Безжалостная убийца Немощь (Мэнсон), она же Малади в другом переводе, собравшая группу недовольных и криминально настроенных Одаренных. Персонаж яркий, трагический, упивающийся болью, несущий ее другим. Конкретно двинутая дама, пережившая предательство, насилие со стороны врачей, единственная сохранившая воспоминания, как именно люди получили дар. Стремящаяся отомстить всему миру, в первую очередь той, кого она считает повинной в своих бедах.
Демонстрация нетолерантного отношения к иным, не таким как все, становится второй опорой «Невероятных». Одаренных не берут на работу, подвергают обязательной регистрации, заставляют носить отличительные знаки. Пугаются их возможностей, окатывают ненавистью, страхом, презрением. В лучшем случае смотрят как на диковинных животных. Проводят эксперименты, пытаясь понять природу дара. Остроты в блюдо добавляет то, что подавляющее большинство одаренных – женщины (да и одаренных высокого происхождения не отмечено), и без того ущемленные в правах. Что поделать, жуткое и дремучее время.
Ведь на дворе у нас царит самая что ни на есть викторианская эпоха. Внешний моральный кодекс «строителей империализма» сопровождается внутренним стремлением к недозволенным или порицаемым удовольствиям. Масса изменений в промышленности и науке изрядно опережают смену психологии поведения.
Вокруг «невероятных» дам разворачивается целый клубок интриг, смертей, становящийся одной из сильнейших линий проекта.
С одной стороны судьбами одаренных озабочены в благотворительном приюте, организованном Лавинией Бидлоу (Уильямс). Богатой, властной дамой, передвигающейся в инвалидном кресле.
Она предоставила помещение для проживания, и отыскала ту, кто взял на себя защиту остальных. Миссис Амалия Тру (Доннелли). Таинственная боевая вдова, дерущаяся как Брюс Ли. Держащая на плечах огромный груз ответственности, «целый мир». Настоящий боец, часто имеющая дело с насилием. Не чуждая кабацкому мордобою, питью до упада и случайному сексу. Неглупая, редко глядящая в глаза собеседнику. Получающая видения из будущего. Лелеющая неведомую нам и окружающим цель. Познавшая множество зла. Предающая и предаваемая. Наполненная кучей мужских черт, говорящая языком силы и драки, реагирующая на агрессию как мужик, но не забывающая о своей женской сущности. Неплохой образ.
С другой мы видим пэра Англии лорда Мэссена (Торренс). Непоколебимого вояку старой закалки, консерватора, считающего одаренных настоящей угрозой, а поиск тех кто «атакует империю посредством наших женщин» делом первоочередной важности.
С третьей перед нами таинственные фигуры с искаженными лицами, похищающие наделенных даром, и двинутый доктор в исполнении Дениса О’Хэра с радостной улыбкой ставящий над ними эксперименты.
С четвертой – вершины лондонского дна, которые олицетворяет Король Нищих (Фрост).
С пятой – обаятельный секс-террорист лорд Хьюго Суэн (Нортон), желающий использовать одаренных в своем модном притоне.
С шестой – намеки на вовсе неизвестные личности и силы, стоящие за сценой.
Накрутили сценаристы изрядно.
Приятно наблюдать за вариантами скилов здешних «супергероинь». Банальные файерболы, замораживание, лишение предметов веса, способность ощущать энергию, и знать, куда ее направить, чтобы получить новое изобретение, видения будущего, разрушение всего к чему прикоснешься, великанский рост, вызывание людей на откровенность. В общем, бедненько, но чистенько.
Не забывают постановщики о задорном и увлекательном экшене, драках и погонях. За который отвечает в основном боевая миссис Тру, минимум пару раз за серию ввязывающаяся в серьезные потасовки (хорошо снята сцена противостояния на реке). Да уже упомянутая любительница боли Немощь.
И о детективной линий, связанной с поисками все той же Немощи.
Кроме уже упомянутых актерских работ можно отметить компаньонку и подругу Тру – изобретательницу Пенанс Эдейр (Скелли). Миролюбивую, светлую и воздушную служительницу науки – автора кучи стимпанковских гаджетов в духе Бонда.
Мягкого, доверчивого и застенчивого любителя птиц, особенно врановых Оуги Бидлоу (Райли).
Да детектива Фрэнка Мунди (Чаплин). «Ходячее одиночество», резкий парниша и неплохой полицейский.
С атмосферой, одним из преимуществ таких проектов, ситуация неоднозначная. Вроде все на месте. Высший свет с его приемами, изысканными лордами и леди, клубами, где вышеозначенные придаются разврату, и заседаниями, где решаются судьбы империи (сборы державных стариков стали одними из самых затянуто-скучноватых сцен в сериале). Улицы, полные разъезжающих карет и бредущей черни. Доки с бастующими рабочими. Первые автоматические экипажи. Гордые заявления успешной проститутки: «Я шлюха!». Пабы и преступный мир. Костюмы, котелки, красивые платья. Рассуждения о лингвистических заимствованиях из французского языка. А вот насчет сигарет с фильтром, изобретенным лишь в 1925, постановщики погорячились.
Но чего-то не хватает. Или напротив — смотрится излишним (тот же Алиенист в этом смысле гораздо приятнее). Ведь поведение одаренных дам порой попахивает серьезным анахронизмом. Понятно, что суфражизм и борьба женщин за свои права — признаки как раз конца 19 — начала 20 веков. Однако тогда речь шла в основном о предоставлении избирательных прав и права собственности для замужних дам. Но такое количество активных дам в одном месте, как показывают нам в сериале, вызывает определенный когнитивный диссонанс.
Периодически дергает пафос и патетика, подпускаемые в речь нашими героинями. «Быть одаренной — не значит иметь изъян», «мы вплетены в ткань мироздания». Ну и страдашки по поводу казни существа, отправившего на тот свет полтора десятка народу, позабавили. Конечно, надо ему пирожок вручить и карт-бланш на безумие – пусть и дальше народ мочит.
Эрго. Феминистическое размышление об отношении к не таким как все. Имеются любопытные моменты, но до шедевра проекту далеко.
Режиссер: Джосс Уидон, Дэвид Семел, Зетна Фуэнтес
В ролях: Бен Чаплин, Анна Дэвлин, Лора Доннелли, Энн Скелли , Мартин Форд, Ник Фрост, Винни Хэвен, Зэйн Хуссэйн, Эми Мэнсон, Закари Момо, Джеймс Нортон, Элизабет Беррингтон
P. S. Из запланированных 10 серий нам показали лишь шесть. Остальные ждем позднее. Дело не только в спорной, выбесившей «заманухе» в стиле Люпена, но и в конфликтах вокруг личности постановщика – Уидона, снявшего первые 6 серий, сменила Гослетт.
Служители Гипноса против клевретов его сына, или Спите смешные люди в домиках за горами
Возвращаясь после долгого отсутствия в дом своего учителя, Мэтт ожидал найти там что угодно. Выбитые стекла, залежи грязи, километры паутины. Но не юную девицу, тем более в зазеркальном помещении, куда не мог проникнуть ни один посторонний. Разве что такие же как Мэтт — сновидящие.
Действительно Хэлена оказывается потенциальным мастером снов. Причем не харитой, или пифией, а самым натуральным дэймосом — создателем кошмаров. Подвидом сновидцев, находящимся под жестким контролем совета мастеров снов — Пятиглавом. Как и сам Мэтт. И в его шатком положении брать ученицу не самая лучшая идея.
А тут еще угроза от неизвестного, но очень сильного дэймоса, обнаружить которого не могут лучшие охотники за творцами кошмаров. В общем, обстановка становится все сложнее, а ситуация все напряженнее. Ситуация в которой Мэтт и его новая ученица, похоже, увязли с головой.
Алексей Пехов, автор шикарного «Стража», вполне приличных «Летоса», «Созерцателя», за последние годы стал одним из самых интересных писателей, творящих в жанре приключенческой фентези. Не замахиваясь на лавры сложной, элитарной философской фантастики, он потихоньку создает любопытные миры, вменяемых героев, нескучное действие, не упуская при этом моральную подоплеку событий.
Цикл «Мастер снов», насчитывающий на сегодня три романа, не забывая о непременных особенностях автора, может также порадовать качественными женскими образами (скорее всего спасибо соавторшам).
Мир «Мастера снов» (заявленный в аннотации как «ближайшее будущее»??) изрядно отличается от привычного читателю. Причем на будущее нашего мира это как раз похоже слабо. Действие происходит в Полисе – гигантском городе, занимающем огромную территорию, и взращенном на античной культуре. Насколько можно понять, в этом мире не было постоянных социальных метаний и смены религии от политеизма к монотеизму. Он последовательно и спокойно развивался на основе как раз античного общества и социума. Было бы весьма интересно узнать в подробностях, почему так произошло, и как местные античные государства устояли перед натиском варваров и смогли подмять их под себя. Но пока у читателя этой информации нет.
К моменту начала действия «Мастер снов» Полис находится на весьма высоком уровне развития. Вирусы давно побеждены, генная инженерия и биотехнологии продлевают жизни граждан, для особо отличившихся возможна даже полная замена тела, улицы безопасны, люди счастливы.
Есть правда один нюанс…
Сны в этом античном мире не просто сны (Нолан, ты знал!), а сфера деятельности сновидящих – людей, способных управлять снами других людей, и наносить им в процессе этого всяческую пользу. Оракулы могут предвидеть будущее, аониды способны подарить идею людям искусства, эпиосы исцеляют, хариты утешают и вдохновляют. Но сны могут не только радовать, но и «порождать чудовищ». Не сами, правда, а с помощью злокозненных дэймосов – сновидцев, вредящих людям, насылающих кошмары, выматывающих душу, подталкивающих к самоубийству, даже убивающих во сне. Не из-за врожденной злокозненности, отнюдь, а исключительно из-за жажды власти и денег.
Положительные сновидцы сражаются с ними не покладая рук, и практически истребили заразу, либо взяли ее под контроль, но оказывается не все так благостно, как хотелось бы Пятиглаву.
Полис не занимает весь земной шар. Есть и другие города на планете, и некоторые из них, например Баннгок, далеки от «золотого века». Тут царит все то же знакомое нам до боли «человек человеку волк». Правительство Полиса не вмешивается (кстати, а кто у них при власти? И какая политическая система в остальном мире?), но крепко-накрепко перекрывает границы с «третьим миром», чтобы и муха не пролетела. Казалось бы, какое поле для социальных исследований, но Пехова эта тема не интересует (может быть пока?). Он пишет классическую приключенческую фантастику, уделяя почти все свое внимание паре главных героев, и вскользь еще нескольким сновидцам.
Аметил, попросту Мэт, 60-летний юноша (не забыли еще о генной модификации и продлении молодости?), таящий в своем прошлом немало секретов и жутких тайн, в последнее время перековался и работает исключительно положительным целителем. Он, как обычно у Пехова, парень решительный, не слюнтяй и не мямля, ироничный, знающий свое дело, самолично выбравший сторону добра, испытав все прелести его извечного противника. Плюс благодаря зарисовкам из прошлого Мэта, он становится читателю еще ближе и роднее.
Хэл выступает в романе основным полем битвы между добром и злом, именно на ее примере автора исследуют «черного человека», живущего в каждом из нас.
И, конечно, имеет смысл отметить мир снов, в котором будет проходить изрядный кусок действия книги. Мир, опирающийся на «коллективное бессознательное» и дополненный сущностями из мифов. Мир продуманный, имеющий свои законы и правила. Мир, когда теплый и ласковый, когда зловещий и смертельно опасный, но всегда удивительно яркий и объемный.
Многое в романе подано схематично и условно: к примеру, одна встреча, один разговор и Хэлена уже ученица Мэтта и чуть ли не самый близкий ему человек. Да и Герард к ней чересчур умильно-восторженно отнесся, будто она двухмесячный котеночек (а у него как раз к котам должен быть иммунитет). Или все та же античность, непонятно как уцелевшая в борьбе с молодыми и наглыми варварами. Да и обвинение во всех грехах мира злобных дэймосов выглядит несколько натянуто. Дескать в ранешних бедах человечества виноваты исключительно повелители кошмаров. Да ладно! Ото люди нынче безо всяких дэймосов плохо справляются.
Есть вопросы к второстепенным персонажам, часть описана опять же схематично, а те, кто более-менее раскрыт, действуют не всегда логично (тот же Герард зачастую слишком много на себя берет).
Темп романа местами слишком нетороплив, многовато воды, сюжет периодически подбуксовывает, дай бог Пехову энд К. все же уложиться в четыре книги (еще ни один цикл Алексея не превышал этого числа томов).
Но при всех вопросах «Мастер снов» оставляет весьма приятное впечатление и оказывается удачным образцом своего поджанра.
Эрго. Вменяемая приключенческая фантастика с продуманным миром снов и интересным, но пока не обоснованным эллинистическим фантдопущением.