Поэтичная империя, или Государственная деятельность во главе угла
Отправляясь на столичную планету империи Тейкскалаан, Махит Дзмаре — новый посол станции Лсел, терялась в догадках, что же произошло с ее предшественником.
Оказалось – все плохо, его кончина становится первой загадкой, тревожащей не только Махит, но и некоторых граждан могучей империи — государства, в котором, похоже, не все в порядке.
Первой, но отнюдь не последней.
Роман активно сравниваемый с работами Леки и Юн Ха Ли. Книга не идеальная, но со своими любопытными фишками.
Основная из них связана с империей Тейкскалаан.
Империя, помешанная на поэзии (поэмы в 17 тыс строк с описанием архитектуры Города), по отношению к литературе напоминающая Британию Ффорде. Огромная космическая держава, смешавшая в себе черты большого количества земных аналогов – Рима, Византии, Британии, Китая, ацтеков.
Использующая сложный язык с глифами вместо букв. Снисходительно-презрительно относящаяся к негражданам, считающая их варварами и не совсем людьми. Кстати, настоящие нелюди в космическом пространстве романа тоже имеются. До сих пор практикующая жертвоприношение-самоубийство, хотя и считающая это немодным. Совмещающая высочайший уровень технического развития, патронаж над четвертью галактики, с храмами Солнца и средневековым поиском милости Звезд. В перерывах между военной, проводящая крайне успешную культурную экспансию. Империя, жители которой практически не используют натуральные роды, перейдя на искусственные утробы. Или попросту на клонов. А столичная планета Город управляется мощнейшим ИИ на грани разумности.
Что говорить о забавных мелочах типа жестового интерфейса с голоэкранами, висящими в воздухе и облачной привязкой – окуляром с потоком данных, позволяющим гражданам полноценно работать с местной всепланетной сетью.
Именах, обязательно состоящих из числа и названия неодушевленного предмета.
Или непременных физических носителях для сообщений, зашифрованных поэзией и «записанных светом».
Тейкскалаан вышел у Аркади на славу.
А это мы еще не добрались до второй, кроме поэзии, особенности, определяющей жизнь империи.
Политика.
Мало того, что здешняя держава, несмотря на завоевательные успехи, и десятилетия мирной жизни, потихоньку близится к упадку. Так и повелитель, не оставив потомка своей крови, назначив, правда целых трех соимператоров, скоро отправится к праотцам. Дело не новое, «солдатских императоров» в истории государства хватало (о! вон еще один на подходе). Не новое, но дающее непаханое поле для кровавой борьбы за власть и политических игрищ. Интриги, затрагивающие признанных претендентов на престол и амбициозных полководцев. Втягивающие в свою орбиту многих чиновников, патрициев и приближенных к ним лиц. Яды, взрывы, убийства, выяснение «cui prodest» то или иное действие. Отслеживание малейших оговорок, нюансов публичных выступлений, подводных камней. Разговоры, плетущиеся как паутина на полутонах, скрытых смыслах, намеках. Попытки ГГ разгадать тайны и обойти рифы местного «тонкого тейкскалаанского политика».
Это не считая ведомственной толкотни между министерствами, недовольства народа, терактов, демонстраций, волнений, а порой и откровенных бунтов, требующих вмешательства легионов.
Да, «государственная деятельность» показана у Аркади во всей красе.
И даже перемещаясь в редких интерлюдиях на станцию Лсел, без интриг автор нас не оставит.
А на горизонте уже показывает свое рыло «горячая» война. И неведомая опасность из глубин космоса, способная возможно полностью изменить расклад сил.
Размаха и судьбоносных событий, пускай доберемся мы до них далеко не сразу, автор не пожалеет.
Что может предпринять на этом циклопическом фоне посол небольшой, но гордой добывающей станции? Посол, в юности мечтавшая очутиться в сердце империи, восторгавшаяся их культурой, языком и поэзией. Еще и оказавшаяся тут без помощи того, на кого весьма рассчитывала. Своего предшественника.
Ведь не только империя может похвалиться технологическими свершениями. У станции Лсел было чем ответить.
Имаго.
Живая память, интегрирующаяся в нового носителя. Технология клонирования и подселения разума. Кладезь инстинктивных и автоматических навыков. Способ сохранения знаний, позволяющий подселять реципиенту слепок личности другого человека со всеми его воспоминаниями, создающий новую двойную личность. Этим увлекательным и секретным для чужаков делом на Лселе занимаются уже 15 поколений. Вокруг имаго строится целая система поощрений и наказаний, к примеру, за серьезные проступки уничтожается вся имаго-линия. А гибель одного становится потерей умений полутора десятков. Непонятно, правда, неужто сложно хранить более ранние копии, которые в случае потери последнего в линии, смогут хотя бы частично восстановить утраченное.
Сперва кажется, что технологию имаго во всей красе нам откровенно недодают. Становится обидно, двойственные (в прямом смысле) герои всегда приятно. Но ближе к финалу автор чуток исправится.
А еще Лсесл отвечает за стремление к свободе, присущее маленьким, но гордым социальным образованиям перед лицом монструозных и агрессивных держав.
Повествование за редким исключением крутится вокруг Махит Дзмаре, становящейся нашим проводником в неизведанном мире Города и Мира. В ее сопровождении мы залетим в самые что ни на есть высшие слои Тейкскалаана, познакомимся с обычаями, укладами империи, ее сановниками. Окажем нехилое влияние на события.
Стоит отметить эпиграфы к главам, расширяющие и дополняющие повествование. Тексты из книг, отрывки из фильмов, инструкции, записи переговоров, рекламные проспекты, новостные передачи, похоронные обряды, кулинарные статьи. Причем поданы они всегда с двух сторон: один текст имперский, другой со станции Лсел. Показывая два абсолютно различных подхода к еде, воде, пространству, да всему подряд!
Сюжет развивается достаточно неторопливо, кроме политических интриг подбрасывая читателю детективную линию. Активного действия не ждите, в наличие у нас больше психологическая разговорная конспирология. Герои много болтают и не слишком много делают. Размаха на космооперу пока не хватает (может, будет в следующих томах), действие происходит на одной планете.
Эрго. Приятный, но небесспорный политико-культурологический триллер в поэтическом антураже. Без особого экшена, зато интриг и «государственной деятельности» автор отсыплет сполна. Плюс неплохой задел на продолжение.
P. S. Хьюго? Да, ладно! Как на меня откровенный аванс начинающему автору. Неужто более достойных претендентов не было? Или премия сильно выродилась?
Перерождение хирурга, или «Жадность – это очень плохо»
Бывший военный врач Патрик Самнер, устраиваясь хирургом на китобойное судно, не рассчитывал разбогатеть. А вот сменить обстановку, обдумать былое, после расставания с армией ему явно не мешало.
Вот только плавание оказалось далеко не безоблачным.
Этому способствовали не только двое мужчин, загоревшихся желанием прибрать некую ценную вещь доктора к рукам.
Но и игры владельца корабля в компании с капитаном со страховкой.
А значит, судьбы экипажа «китобоя» могут круто измениться.
Проект, начинающийся в духе «Франкенштейна», затем плавно перебирающийся на поле «Террора».
Брутальный, жесткий, атмосферный.
Фильм снят по роману Иэна Макгвайра «В северных водах».
С первых кадров нас окунают в неприглядные английские реалии середины 19 века. В любимом фраппирующем варианте киноделов. Беспросветность, грязные прохожие, пьяные хари, быстрый секс со шлюхой в подворотне, бедность, преступность, детишки, терзающие труп свиньи. Четкое и однозначное отличие джентльмена от простолюдина по одежде и повадкам. И темнота. Как только садится солнце – темнота. На улицах, в тавернах, внутри корабля. Темнота, едва тревожимая слабеньким светом ламп.
Тяжело в стране английской жить.
Нагнав на зрителя меланхолию, и обозначив главные фигуры, нас увозят из богоспасаемой Англии, отправляя на китобойное судно.
Тут тоже, доложу я вам, не премьер-отель. Хотя воспринимается обстановка обитания получше, чем в том же Хорнблауэре. Ну во-первых судно не военное, во-вторых пребывать большую часть времени мы будем не с командой, а с корабельным хирургом. В его небольшой, но отдельной каюте. Да и помещения экипажа выглядят не такими уж маленькими. Понятно, что снималось в павильоне, да и с масштабом постановщики потерялись – смотрятся все эти кубрики поболе, чем должны быть в реальности.
Зато корабль хорош. Все эти фок-мачты, бом-брамсели, «есть, капитан!», «свистать всех наверх!» и прочая морская романтика. Изящный парусник, рассекающий необозримые просторы. Показанный со всех возможных сторон и ракурсов, включая частые съемки с дрона.
Как и морские будни китобоев. Знакомство врача и зрителя с устройством судна.
Обледенелые мачты, столкновение со льдинами, потрясающее корпус до основания. «Жирное» спасение от обморожения. Пронизывающий холод, причем в отличие от героев Террора здешние китобои о головных уборах не забывают. Отталкивание льдин шестами при проходе корабля, похороны в море. Избиение тюленей – беспомощных животных (как то даже слишком спокойно принимающих смерть), которые отчего-то почти не убегают. Свежевание убитых. Окровавленный лед с ошметками зверей. При всех неаппетитных моментах, деталей камера не берет. Будто застеснявшись, сконфужено убирает свой взор от нюансов забоя несчастных животных.
Но венцом действий и главной целью кончено же являются не тюлени, а киты. Охота на китов – это пик и апогей всего похода. Большая рыба! Возбуждение, охватывающее команду при виде исполинов моря. Лихорадочный спуск шлюпок. Подкрадывание к животным. Атака. Поливание водой гарпунных веревок. Кровавый фонтан из дыхала. Разделка туши, палуба покрытая жиром, фартухи в крови, песня, кружка по кругу, невзирая на радостную усталость. Моменты абсолютно обычные для моряков тех лет, шокирующие для современного рафинированного зрителя.
Ну и выворачивающая все внутренности морская болезнь, вши, болячки – куда ж без реалистичности.
Также стоит отметить антураж плавания в северных морях. Молнии на горизонте. Огромные водные валы. Первые ледяные островки. Льдины, превращающиеся в сплошное поле. Торосы. Снежные бури. Маленькая черточка корабля на фоне белого безмолвия.
Однако сериал лишь кажется сплавом документальных лент NGO с историческими реконструкциями BBC. Есть у него и моральная основа, и приятные актерские работы, и некоторые зачатки интриги. С последним, к сожалению, все не слава богу. Сюжет достаточно предсказуем, в общем, читаясь очень близко к показанному.
Зато актеры стараются.
Главную партию разыгрывают два антагониста. Антагониста во всем: внешности, повадках, подходе к жизни, психологических особенностях.
Патрик Самнер (О`Коннелл). Интеллигентный, культурный мужчина с аккуратной бородкой, читающий Гомера и вежливо общающийся с самым последним матросом.
Цивилизованный, этичный, чуждый жестокости, доверяющий свои мысли дневнику. Служивший в Индии во время восстания сипаев, получивший там ранение в ногу. Не распространяющийся на тему причин своего увольнения. Старающийся сблизиться с помощниками капитана (ой, зря). Подсевший на опиум. Человек с болезненной тайной в прошлом. Допустивший немало ошибок, поддавшийся жадности. Не выбравшийся из-под гнета вины.
Получивший второй шанс, возможность многое пересмыслить, быть сожранным, серьезно измениться, познать два мира и переродиться. А может быть и нет.
Нам дарят ряд камерных флеш-беков времен его службы. Погружают в опиумный бред, когда прошлое не просто встает как наяву, а буквально пересекается с настоящим.
С одной стороны – перед нами светлый полюс конфликта. С другой – персонаж, показывающий что в самом приятном на вид человеке может таится немало недостатков и не лучших черт. А о прошлом людей спрашивать и вовсе противопоказано.
Гарпунщик Генри Дракс (Фаррелл). Темная сторона противостояния. Могутный мужик с немалым брюхом и негритянской татуировкой на спине. Не умеющий читать, немногословный, драчливый, азартный, получающий настоящее наслаждение от своей работы гарпунщика. С безуминкой во взгляде и собственной доморощенной философией. Привыкший не размышлять, а действовать, следовать своим склонностям. Абсолютно аморальный и вызывающий дрожь тип.
Понятно, почему Фаррелл взялся за этот образ. Кто откажется занести в свой актерский список убийцу с животным магнетизмом, эдакого лишенного сомнений и морали сверхчеловека.
Стоит также отметить старпома Кавендиш (Спруэлл ). Далекий от цивилизации морской дикарь. Еще одна жертву жадности, слишком многое на себя взявшую. Спруэлл нередко играет антагонистов, и этот неоднозначный негодяй вышел у него на славу.
Пройдутся постановщики по экологическим проблемам («киты уходят» — пока еще есть куда уходить), и тяжелым судьбам секс-меньшинств в нетолерантном 19 веке. Вяло обозначат детектив, к сожалению, столь же предсказуемый, как и остальные сюжетные повороты. Затронут тему цивилизованных наций и примитивных народов, полных суеверий, близких к природе.
Моральная основа ленты довольно проста, но, тем не менее, актуальна, как и во все века – жадность это плохо. Не играйтесь со страховкой – бог, он все видит. Не введитесь на выгодное, как кажется, предложение от вышестоящих — кинут, как пить дать, если прижмет. Не таскайте с собой лишние ценности, вокруг полно маргиналов, готовых на что угодно, дабы разбогатеть. Не пытайтесь стать своим парнем в компании. Держите похоть в узде. Мораль и этика придуманы не зря. Однозначно хороших людей не существует.
И тому подобные азбучные истины. Впрочем, повторение – мать учения.
Эрго. Холодная, заснеженная история о жадности и прочих изысках людской психологии. Достаточно предсказуемая, до дрожи атмосферная, с парой хороших актерских работ.
Режиссер: Эндрю Хэй
В ролях: Джек О`Коннелл, Колин Фаррелл, Гари Ламонт, Сэм Спруэлл, Питер Муллан, Том Кортни, Ипили Оотоова, Джерри Линч, Элиза Баттеруорт, Стивен Макмиллан, Нив Нилсен
Проходит некоторое время после событий предыдущего Suicide Squad, и Аманда Уоллер собирает новую команду для очередной жутко важной миссии. В частности непременных полковника Флэга, безумную Харли Квинн, а также свежее пополнение в виде Короля акул, Бладспорта, Миротворца, Человека-в-Горошек.
Им предстоит пробраться в островное государство, охраняемое целой армией и уничтожить результаты бесчеловечных экспериментов, тянущихся еще со времен нацисткой Германии.
Но сделать это будет ой как не просто, и до финала доживут далеко не все.
Отряд самоубийц 2016 года вызвал крайне противоречивые (близкие к отрицательным) отзывы, как прессы, так и зрителей.
Посему второй части было решено устроить конкретный ребут, сменив постановщика, оставив от дебютной попытки лишь Квинн, к которой не было ни малейший претензий, Аманду да Флэга.
Получилось задорнее и кровавее.
«Отряд» уже не просто залез на территорию, окучиваемую на большом экране, пожалуй, лишь «Дэдпулом», но и обосновался там абсолютно по-хозяйски.
Столько кровавой расчлененки, самых различных способов убийств, от разрывания на части до поедания, редко встретишь в самых отвязных трешаковых слэшерах. Поданы смертоубийства фарсово-иронично, бодро, со смакованием, с лукавой ухмылкой, под ставки сотрудников Аргуса о том, кто из их подопечных первым отправится на тот свет. Впрочем, выиграть в этом тотализаторе особых проблем не составит – порядок смертности вполне читаем.
Да-да, смертность среди Отряда высока. Понятно, что, как и у Мартина, у постановщиков есть неприкасаемые, но их немного.
Плюс неполиткорректный юморок, ничего особенного, все в рамках, но для 2021 и это ого-го!
На фоне каменноликого пафоса супергероики прям отдых души и глоток свежего воздуха.
Сценарные дыры? Вы о чем? Единственная его задача — плавно подвести к морали, о которой позднее, дать каждому герою минуту славы и подольше возможностей для экшена. Это ж комикс.
О персонажах постановщики позаботились, как могли.
Бладспорт (Эльба). Наемник, стрелок, эдакий микс работ Эльбы из Башни и Форсажа. Стражающий крысофобией и тяжелым детством. Знаменитый разными составными боевыми гаджетами и навороченным костюмом. А также слабым отцовским инстинктом. Мужчина, старающийся держаться подальше от дочери, но одним фактом своего существования толкнувший ее на кривую дорожку. Переживающий не из-за того, что чадо стало воровкой, а из-за того что попалось. Перенесший свою заботу на еще одного члена отряда.
Крысолова (Мелшиор) – девчонку, повелевающую крысами. Один из самых слабых образов, но тоже с шлейфом роли.
Слабее ее разве что Миротворец (Сина), о котором с какого-то перепугу уже собираются снимать сериал. Зря. Дубовый дядечка. Сина ни разу не актер.
Харли (Робби). Постановщики пообещали показать зрителю новую сторону персонажа, в результате подарив Квинн новое, но недолговечное романтическое увлечение. А также сольную и длинную боевую сцену, выводящую Харли на уровень самых крутых бойцов вселенной ДС. Робби, как всегда в этом образе, безумно-мила и трогательно-убийственна. Цветочки во время ее прогулки по башне – это пять. Впрочем, она тут далеко не на первых ролях.
Флэг (Киннаман). Уже не столь железобетонен как в дебютной части, но все равно образу не хватает изюминки.
Горошек (Дастмалчян), по словам режиссера: «самый нелепый персонаж DC всех времён» наглядно продемонстрирует недостатки воспитания, в процессе которого родители стремятся создать из чада что-то, что тому не свойственно.
Уоллер (Дэвис) по прежнему изображает матерую стерву на госслужбе, для которой нет никаких моральных границ. Виола единственная во всем фильме, кто играет серьезную трагедию. Ее драматические потуги на общем раздолбайском фоне смотрятся не всегда уместно.
Пару раз постановщики поиграются со временем, впрочем, выглядит это не особо интересно. Не забудут о пресловутом слоу-мо и популярных нынче нотках зомби-апокалипсиса. Активно используют достаточно уместно звучащие в контексте музыкальные номера. Предъявят нам чертовски нелепо выглядящего, несмотря на внушительные способности, главгада.
А вот общий уровень боевки не впечатлил, даже учитывая гаджеты Бладспорта, позерство Миротворца и геройствование Харли. Боевой хореограф «Отряда» не особо напрягался.
Теперь об обещанной морали. То, что американское правительство в самих Штатах считается сборищем сволочей, готовых на что угодно для достижения своих целей – не новость. Жизни женщин и детей (то, что возмутило даже безумную Квинн) для этих парней разменная монета, тем более за пределами страны.
Да, это так, — сокрушаются постановщики. Но! При всех косяках и «багах» государства, которое действительно можно ненавидеть, простые американцы в этом не виноваты. Населяют Цитадель демократии хорошие, вменяемые люди, готовые всегда помочь слабому, спасти невиновных. И даже американские маргиналы, преступники, убийцы, если дать им выбор, отыщут в себе человечность, и, позабыв о собственной жизни, бросятся спасать попавших в беду.
А значит, американская система в порядке.
Слава Америке!
Эрго. Отвязный ироничный трешевый кинокомикс с кучей расчлененки и самых разнообразно оформленных смертей. Любителям «покровавей» зайдет, впечатлительным натурам смотреть не стоит.
Режиссер: Джеймс Ганн
В ролях: Марго Робби, Виола Дэвис, Йоэль Киннаман, Джай Кортни, Дэвид Дастмалчян, Даниэла Мелшиор, Стив Эйджи, Тайка Вайтити, Идрис Эльба, Джон Сина, Джаред Лето, Натан Филлион, Пит Дэвидсон, Хоакин Косио, Майкл Рукер, Алиса Брага, Сторм Рейд, Питер Капальди, Хуан Диего Ботто, Стивен Блэкхарт, Карен Фукухара, Шон Ганн, Джозеф Оливейра, Дженнифер Холлэнд, Флула Борг, Тимоти Карр, Максвелл Хайсмит, Эндрю Айала, Клайд Си Харрис, Сильвестр Сталлоне, Михаэла Хувер, Мейлинг Нг, Джош Вентура, Джеймс Уильям Баллард, Зак Катанцарети, Джон Геттье
Любовь, спасшая мир ото Зла, или Символичная комедия
Раз в 5 тысяч лет около Земли проявляет себя Абсолютное Зло, одолеть которое может лишь союз Пяти элементов. И вот, в 2263 году оно пришло опять.
Майор в отставке Корбен Даллас (Уиллис) не забивал себе голову Злом, Элементами и прочей ерундой. Хватало забот со своим такси, попытками заработать побольше и говорливой мамашей.
Однако так случилось, что один из Элементов в облике прекрасной Лилу (Йовович) буквально свалился ему на голову.
И теперь лишь от Лилу и отставного майора зависит, уцелеет ли жизнь в Земном секторе галактики, или ее место займет Смерть.
До того как зазвездиться и начать снимать полный отстой, перемежаемый путаными псевдофилософскими боевиками («Люси») и красивыми безделушками типа «Валериана» Люк Бессон снимал весьма приличное кино. «Голубая бездна», «Никита», «Леон».
Достойное место среди его работ 90-х годов занимает The Fifth Element – французская картина, ставшая самым дорогим фильмом (на 1997), снятым за пределами Голливуда.
Интересна она не этим, показав зрителю, как должна выглядеть гармоничная работа съемочной группы.
Во-первых, правильно подобран жанр ленты: фантастическое комедийное приключение-боевик. То, к чему просто глупо предъявлять сценарные претензии и допытываться, что это за Зло непонятное свалилось на нашу голову, и как до сих пор уцелели в товарных количествах крайне туповатые мангалоры.
Жанр простой, непритязательный, позволяющий наслаждаться происходящим без излишних умствований. Жанр рассчитанный на любой возраст, практически не затрагивающий IQ и обращающийся к детскому воображению, жажде аттракциона, живущей в каждом из нас.
Снята лента наивно, просто, но очень мило и трогательно.
Во-вторых, удалось подобрать шикарную пару протагонистов, находящихся в полном рассвете сил и радующих публику недетской химией меж своими персонажами.
Уиллис – пышащий харизмой, повергающий зрительниц в экстаз своей иронией и кривоватой ухмылкой.
Йовович – полная жизни, заводной женской энергии, той самой лукавинки и детской непосредственности.
Один из лучших экранных дуэтов минимум 90-х годов.
Вдобавок в наличии колоритный, пускай и карикатурный злодей в исполнении Гэри Олдмана. Актера, который, похоже, просто не умеет играть спустя рукава.
Да и Крис Такер с его Руби хорош. Настоящий репортер, стремящийся в гущу событий, преодолевающий страх ради сюжета.
Все персонажи утрированы, комиксны, однако, если присмотреться, создатели ленты обеспечили нас вполне символичными образами. Корбен и Лилу навевают ассоциации с классическими парами типа Тристана с Изольдой и Ланселота с Гвиневрой (правда судьба их складывается получше, по крайней мере, пока). Эгоистичный злец, сломавшийся под гнетом гордыни, власти, попавший на крючок обаяния Большого Зла. Истинный репортер, стремящийся выполнить свою работу во что бы то не стало. Глупые воины-мангалоры, честь, как они ее себе представляют, для которых важнее всего (однозначно глупцы), предысторию которых нам так и не расскажут.
В третьих, деньги, выделенные на фильм (90 лимонов, не кот чихнул), пустили в дело до последнего франка. Небеса Нью-Йорка, на много уровней заполненные различными летающими агрегатами. Погони и перестрелки на неимоверной высоте. Шикарные костюмы и прочий антураж парящего в вышине гранд-отеля. Забавные образы чужих.
Да «космические» съемки не блистают шедевральностью, так и время было такое, когда о чудесах «Гравитации» никто помыслить не мог.
В четвертых, режиссер умело управляет всем богатством, доставшимся ему в руки, стараясь не допустить провисов, сохранить темпоритм. Перемежая археологические изыски космическими столкновениями. Компактные жилища — многоуровневым безумием нью-йоркских улиц будущего. Бурлящую жизнь – мертвым безмолвием многометрового смога. Задорный экшен – лирикой. Комедийные элементы – изысканным морем нарядов. Оперную арию – боевым соло-выступлением Лилу. Завершив напряженным финалом.
Ну и вишенкой на торте расположились идейные выкладки постановщиков, говорящие о том, что Добро все же побеждает Зло, Любовь способна спасать миры, а женщине, самой совершенной, идеальной и способной буквально на все, просто необходим брутальный, спокойный и любящий мужчина.
Да, и человечеству, несмотря на все его «косяки», стоит дать шанс на исправление.
Эрго. Один из лучших образцов комедийного фантастического приключения-боевика с отличной парой протагонистов, неплохой картинкой и гармоничной структурой.
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Брюс Уиллис, Милла Йовович, Гэри Олдман, Иэн Холм, Крис Такер, Люк Перри, Брайон Джеймс, Томми Листер, Ли Эванс, Чарли Крид-Майлз, Трики, Джон Невилл, Джон Блузал, Матьё Кассовиц, Кристофер Фэйрбэнк, Ким Чан, Ричард Лиф, Джули Т. Уоллес, Эл Мэтьюз, Майвенн Ле Беско, Джон Беннет, Иван Хенг, Сонита Генри, Тим МакМуллан, Хон Пинг Тэнг, Джордж Кхан, Джон Хьюз
Полые холмы Сан-Франциско, или О нелегкой доле подменышей
Октобер Дэй – частный детектив и полукровка-фэйри, начиная слежку за Саймоном Торкилем, подозреваемым в похищении Герцогини Луны и ее дочери, аж никак не представляла, чем завершится это дело.
14 годами в облике рыбы. Потерей семьи и всего, что было ей дорого.
Когда Октобер вновь стала собой, она порвала с миром фэйри, своей старой жизнью, и не собиралась возвращаться к ней ни под каким соусом. И возможно сдержала бы данное себе обещание, если бы не убийство Розы Зимний Вечер — графини Золотой Зелени. Единственной чистокровной фэйри, которую Октобер отчасти могла считать своим другом. Убийство, поставившее Октобер в крайне опасную ситуацию.
Шеннон Макгвайр – певица, мультипликатор и художник, нашим читателям больше известна как Мира Грант, автор романа «Корм» – интересного взгляда на тему зомби-апокалипсиса.
Однако начинала свою писательскую карьеру Шеннон именно циклом «Октобер Дэй», дебютная книга которого Rosemary and Rue была написана еще в 2009 году. На сегодня в цикле больше десятка романов, из которых на русский, правда, переведен лишь наш сегодняшний герой – «Розмарин и рута». На само деле странновато, ведь «Октобер Дэй» далеко не идеальное, но весьма любопытное и антуражное городское фентези с легким детективным уклоном. Местами перекликающееся с тем же «Досье Дрездена» Батчера.
Интересное в первую очередь хорошо описанным сплавом людского мира и мира фэйри, живущих среди нас.
Вы думаете, что все знаете об окружающем вас мире и своих соседях? Как бы ни так. Присмотритесь повнимательнее. Проведите под глазами волшебной мазью. И…
Вон пролетела стайка пикси, вооруженных зубочистками и шпажками для сэндвичей. Вон проносится как тень крылатый эльф или шипастый розовый гоблин. Вон таится в углу фигура черной лошади-келпи, и не дай вам бог сесть на ее спину, если невдалеке поблескивает большая вода. Вон в переулке промелькнул крупный кот, а это и не кот вовсе, а самый натуральный кейт ши. Вон чайный сад в парке, в котором на самом деле правит ундина. Вон показался из подворотни старый знакомый – ан нет, это и не он вовсе, а натуральный доппельгангер. Вон быстро прошагал по той стороне улицы мутный тип, и вам показалось, что у него какие-то странноватые, слишком острые уши, непонятный цвет кожи и нетипичные глаза. Не показалось – это полукровка-подменыш спешит добраться до дому до рассвета, пока лучи солнца не убили слабенькую магию, скрывающую его истинный облик.
А иногда можно встретить на улице Сан-Франциско даже чистокровных «высоких, героических» фэйри, живущих на свете столетиями. Их, правда, только встретить. Ведь почти все они обитают не в городских домах, а в тайных местах — «холмах» — натуральных карманах реальности, расположившихся между миром смертных и Летними Землями — последней из стран фэйри.
И особенностями этого самого мира фэйри. Нюансов жизни волшебного народа автор отсыплет нам сполна. Непредставимые столетия жизни. Их ночное зрение, и обреченно-настороженное отношение к приносящему боль рассвету. Балы и банкеты, длящиеся десятилетиями. Законы, защищающие жизнь чистокровных (первый закон Оберона — запрет убивать чистокровок иначе как во время официально объявленной войны). Кстати, на полукровок это аж никак не распространяется, к подменышам вообще отношение в мире фэйри далеко не самое лучшее. Их игры в человеческий брак и бизнес. Их скрытые меж нашими домами полые холмы. Их неразборчивость в сексе: столько полукровок от разных видов фэйри, активно «любящихся» между собой и людьми сложно представить. Их оригинальные присказки и поговорки, такие как: «О дуб и ясень» или «Корни и ветви!». Их любовь к кошкам, единственным животным, спокойно воспринимающим фэйри. Их отношение к смерти – нечастой гостье среди этих долгоживущих существ (ведь фэйри не стареют). Ночными призраками – таинственными существами, «заботящимися» об фэйри, умерших в людском мире. При этом фэйри Макгвайр отнюдь не эфирные/астральные сущности, а вполне физические создания, способные погибнуть в серьезной аварии или при отрезании головы. А также, безусловно, от железа – самого страшного врага фэйри.
И, конечно же – магия. Основное отличие волшебного народа от людей. Магия у Макгвайр имеет не только разную структуру, виды и предназначение, но и свой аромат. Именно по запаху, можно отличить, чьи именно чары сейчас действуют. Магия нам встретится самая разнообразная, от портняжной или отводящей взгляд, до заклинаний невидимости, превращений, страшных проклятий и даже темной магии крови. Магия — непременная особенность фэйри. Магия дает возможность выжить в людском мире. Магия дарует могущество и возносит над гомо сапиенсами. Хотя сила силой, но без чар, скрывающий их истинный облик, фэйри на людские улицы не выходят. А то мало ли: «придет железо, и серебро, и рябина, и многочисленные могилы, и огонь».
Еще одним сильным местом книги стала протагонистка. Концепция подменышей у автора хорошо проработана, и скажем честно, судьбу полукровок особо легкой не назовешь. Мало того, что еще в детстве их ожидает беспощадный Выбор Подменыша. И не дай Оберон сделать его неправильно. Но даже сделавшим верный выбор, взрослая жизнь медом не покажется. Для фэйри они существа второго сорта, которых можно убивать и насиловать. Их магия чаще всего слаба (хотя бывают исключения), дается им большим трудом, и даже рассвет жалит их сильнее, чем чистокровных. Октобер Дэй – классический подменыш, во всем, кроме одного. Она зубами выгрызла свое будущее, свое частное детективное агентство, свою семью и маленькую дочурку. Невзирая на отношение аристократии дворов, и лично Королевы Туманов. Несмотря на свое ущербное волшебство, позволяющее еле-еле держаться на плаву в колдовском мире. Несмотря на все это, она достигла определенных высот и даже титула рыцаря при дворе герцога Сильвестра Торкиля. А затем была роковая встреча с Саймоном, вновь опрокинувшая Октобер к подножью.
Изложение идет от первого лица, и мы плотно познакомимся с мыслями главной героини, ее порывами и душевными терзаниями. Неглупой, целеустремленной, сильной девушкой, которой не повезло с ее последним делом. Узнаем, как нелегко приходится юным полукровкам, попадающим в людские города. И то, что даже после взросления этот мир не становится более лояльным к ним.
Персонаж хорош, наполнен и располагающ к себе. Единственное, что не понятно добрую половину книги: ее отношение к Сильвестру после возвращения. Она упорно не принимает помощи от своего лорда. Болезненная гордыня утраты всего ценного? Попытка оборвать старые связи? Или оправдаться в проваленном поиске его жены?
Да, роман более женский, чем мужской, тут даже присутствуют непременные раздумья о выборе между двумя привлекательными мужчинами. И некоторое количество представителей сильного пола, которые не прочь позаботиться о нашей героине. Но это лишь мимолетные моменты, основной сюжет отнюдь не о поиске чувства. Перед нами аж никак не лав-бургер, или подобная «дичь» а вполне приятное городское фентези.
Да, детективная линия мимолетна и вторична, фактически начинаясь лишь в последней трети книги. Она не самостоятельна и служит раскрытию персонажа. «Розмарин и рута» не классическое расследование, большую часть информации Тоби получает колдовским путем. А скорее история неординарной женщины в магическом антураже. Что тоже вполне имеет право на жизнь.
Эрго. Вменяемое городское фентези с женским уклоном, основанное на жизни обитателей Полых холмов. Радует описанием мира фэйри и его сплава с нашим. Протагонистка также хороша. Вот бы еще детектив в чувство привести. Странно, что перевод дальнейших книг цикла напрочь забросили.