Нищий Бэтмен в погонах / Законность или справедливость?
Игорь Громов не был обычным сотрудником питерской полиции. Скорее он действовал в стиле шерифов Дикого Запада. Зато раскрываемость у него была на высоте, что помогало начальству мириться с его выходками.
Так продолжалось до поры, пока в городе не объявился некий Чумной доктор, наводящий порядок еще более крутыми методами. Взявшийся за очищение Питера от богачей, обычно надежно прикрытых от правосудия деньгами, связями и властью.
Гром сам порой задумывался о том, что закон во многих случаях бессилен, но крестовый поход Доктора грозит и вовсе обрушить город в болото анархии и смертей.
А значит, Питеру нужен тот, кто остановит маньяка.
Первая полнометражка по мотивам российских комиксов рождалась нелегко, а появившись на свет вызвала массу споров насчет своего морального посыла. Причем со всех сторон.
Перед нами кондовый, нажористый, породистый комикс-вульгарис в лучших голливудских традициях старой школы. Но со своими особенностями.
Создатели «Майора» лихо используют приемы, которые уже не получается называть шаблонными, скорее архетипичными.
Герои нарочиты, утрированы и театральны. Особенно это касается карикатурных злодеев, с главным злецом ленте особенно не повезло, впрочем, об этом позднее.
Протагонист совмещает готичность нищего Бэтмена с напористостью зрячего Сорвиголовы, становясь между делом одной из удач картины.
Игорь Громов в исполнении Тихона Жизневского – благородный безденежный дон, любящий шаурму, обладатель одной единственной «визитки», живущий в огромной обшарпанной квартире с осыпающейся штукатуркой и пустым холодильником. Не имеющий друзей и не привечающий гостей (туалет показателен), ходящий в дырявый носках и пользующийся старенькой кнопочной мобилой. Он харизматичен, невозмутим, напоминая одновременно самурая и персонажа Иствуда. Не стесняется использовать кулаки. Не признает полицейской формы, протоколов и ограничений, считая, что по правилам преступника поймать невозможно. Трогательно привязан к кепке и куртке. Сомневается в действенности системы правосудия, однако почти мгновенно, увидев воплощение своих сомнений в действии, принимается исполнять свою работу, напрочь позабыв собственные сомнения. Вдобавок радует зрителя приятной фишкой – визуализированным просчетом своих будущих активных действий. Фактически, под рефрен «думай» нам показывают несколько вариантов будущей драки и ее последствия.
Отдельное спасибо за попытку передать не только «рукомашескую» сторону работы Грома. Нам продемонстрируют, как майор занимается скучной бумажной, кабинетной полицейской работой. Изучение материала, сбор информации, сопоставление, использование «серых клеточек», выводы. Дающие возможность ринуться в поле на поимку преступника.
Пара слов об его противнике. Хорошую идею персонажа испортило слабое актерское воплощение. Понятно, что согласно тем же комиксовым традициям (старым, донолановским), мы, пожалуй, не могли получить другого главгада. Утрированного, переигрывающего, скатывающегося в безумие, злодейски поблескивающего глазами, в духе бертоновских противников Летучей мыши. Но смотрится этот образ просто-напросто слабо. И сыграно на среднем уровне, что окончательно добивает бедного преступника.
А вот атмосфера и визуал вообще постановщикам удалась. Стильная «картинка». Питер, вдохновленный каким-нибудь Готэмом-лайт. Мрачноватый город контрастов. Грозовые облака, стаи ворон. Мусорные свалки, темные улицы, бескрайние крыши с высящимися вдалеке шпилями, собаки, роющиеся в помоях, бомжи, с трудом выживающие пенсионеры. А в двух шагах пафосные казино, красивенные здания банков, экслюзивные суперкары, блистающие драгоценностями и платьями дамы. И, конечно, кариатиды — активно, пускай недвижимо, участвующие в происходящем.
Боевку к сильным сторонам ленты отнести не выйдет, да ее здесь не сильно то и много. Стартовая погоня, бодрая драка в казино, финальная разборка. Не густо на два с лишним часа. Да и сам ГГ на икону боевика не тянет – чересчур интеллигентен, а его потасовки показаны смазано и неакцентировано. За исключением свалки в клубе, порадовавшей еще и демонстрацией того, что даже крутого бойца можно «забороть» толпой.
Что касается любопытных отличий «Грома» от западных «кино-рисованных картинок». Главный герой комикса – мент. Комикса! Не боевика или полицейской драмы про копа-одиночку. Комикса! Не просто парень, время от времени сотрудничающий с силовиками и государством. Не солдат, взращенный и выпестованный на державный кошт. А самый натуральный коп. Человек, осознанно избравший путь служения правосудию, и достигший в этом недурных высот (пускай не без превышения полномочий и закрывания глаз на делишки информатора). Для супергероев нетипичненько.
Ну и социальное наполнение. Нам покажут не просто продажных судей. Или расслоение общества на богатых и бедных, вместе с последствиями такого расслоения — эти темы в забугрных графических романах используют во весь рост. Но и пройдутся по вещам, гораздо реже демонстрируемым на большом западном экране. Я имею в виду обманутых вкладчиков банков, проблему гигантских мусорных свалок в мегаполисах. И, безусловно, детишек-мажоров, кои безнаказанно могут творить, все что заблагорассудится.
Западному зрителю, живущему в обществе, где не принято столь открыто наглеть (понятно, что там тоже хватает «неприкасаемых», но им чаще всего приходится соблюдать внешние приличия) – новые ощущения обеспечены.
Теперь об идейном наполнении картины.
Постановщики пройдутся по вечной теме неспособности силовиков справиться с преступностью законными методами (вспомним хотя бы Головачева с его Стопкримом). Затронут вопрос что же все-таки важнее – законность или справедливость.
Сделают акцент на том, как скатывается в бездну насилия линчеватель, берущий правосудие в свои руки.
Но это стало главной причиной копий, ломающихся вокруг «Грома».
С одной стороны нам показывают гражданский протест, побуждающий туповатую власть обратить внимание на перезревшие проблемы социума.
С другой – четко демонстрируют, что любое насилие, а уж тем более убийство, не приводит ни к чему хорошему.
Параллельно пройдясь по неконтролируемым соцсетям, которые могут стать, о ужас! «Трибуной для маньяка». Влиянию «сети» — ведь действия «борца за справедливость», увиденные онлайн, побуждают безнаказанность и желание следовать его примеру в реале.
Посыл понятен – исключительно мирные акции решат проблемы. А интернет надо держать под контролем.
При этом местные менты показаны в целом адекватными, болеющими за народ ребятами (даже ленивый жирный сотрудник). А «фанаты боевых искусств» – сознательными гражданами, спешащими на помощь в трудную минуту, словно Чип с Дейлом, на время позабывшие о Гаечке.
Фантастика, что ж вы хотите.
В общем, не угодили постановщики ни властям, ни оппозиции.
Эрго. Классический кинокомикс с некоторыми нетипичными для своих голливудских коллег моментами. Хорошая главная роль и атмосфера. А вот злодей и боевка подкачали.
Режиссер: Олег Трофим
В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алексей Маклаков, Михаил Евланов, Александр Сетейкин, Сергей Горошко, Дмитрий Чеботарёв, Олег Чугунов, Антон Богданов, Юрий Насонов, Ойсель Море Деспайгне, Кристина Ибадуллаева, Владимир Дикун, Дмитрий Лиманов, Эльдар Мурсалов
P. S. За очередную похабную перепевку Цоя фильму минус пару сотен вистов.
Суперспособности – немужское дело, или Феминистическая угроза Империи
3 августа 1896 года Англия изменилась.
Некоторые называли это биологическими аномалиями, вызванные электричеством. Другие — прямой угрозой империи.
Факты заключались в следующем.
Несколько сот женщин и десяток мужчин приобрели способности, которые не назовешь обычными. Видения будущего. Возможность сопротивляться критическим повреждениям. Ускорять рост растений. Бросаться огнем. Дышать льдом. Левитировать предметы.
Англия уже не будет прежней. И теперь ее жителям предстоит научиться жить с этим.
Вот только есть люди, у которых напрочь отсутствует такое желание.
Проект, обещавший массу феминизма с толерантностью, и не обманувший ожидания. К счастью, подаривший зрителю не только пресловутые иконы современного мира.
Хотя, конечно, именно модные тренды нашего времени становятся основой сериала. Мужчины в The Nevers либо коварные интриганы-политики, либо пресыщенные самцы, либо слабаки, либо мускулинные мачо, понимающие лишь силу. Даже детектив, наиболее адекватный представитель сильного пола, не лишен тяги к коррупции (хорошо-хорошо, есть доктор-бубочка). Отношение к ним отлично характеризует фраза одной из героинь «Если можешь посмотреть в глаза мужчине, то и выколоть сможешь».
Дамы, напротив, в большинстве своем адекватны. Ущемляемые патриархальным обществом. Перенесшие массу невзгод. Готовые к творчеству. Способные нести любовь. Помогать страждущим. Поддерживать своих.
Хотя именно среди дочерей Евы обнаруживается пара главных антагонистов сериала. Имеющих если честно, основания для своих действий.
Безжалостная убийца Немощь (Мэнсон), она же Малади в другом переводе, собравшая группу недовольных и криминально настроенных Одаренных. Персонаж яркий, трагический, упивающийся болью, несущий ее другим. Конкретно двинутая дама, пережившая предательство, насилие со стороны врачей, единственная сохранившая воспоминания, как именно люди получили дар. Стремящаяся отомстить всему миру, в первую очередь той, кого она считает повинной в своих бедах.
Демонстрация нетолерантного отношения к иным, не таким как все, становится второй опорой «Невероятных». Одаренных не берут на работу, подвергают обязательной регистрации, заставляют носить отличительные знаки. Пугаются их возможностей, окатывают ненавистью, страхом, презрением. В лучшем случае смотрят как на диковинных животных. Проводят эксперименты, пытаясь понять природу дара. Остроты в блюдо добавляет то, что подавляющее большинство одаренных – женщины (да и одаренных высокого происхождения не отмечено), и без того ущемленные в правах. Что поделать, жуткое и дремучее время.
Ведь на дворе у нас царит самая что ни на есть викторианская эпоха. Внешний моральный кодекс «строителей империализма» сопровождается внутренним стремлением к недозволенным или порицаемым удовольствиям. Масса изменений в промышленности и науке изрядно опережают смену психологии поведения.
Вокруг «невероятных» дам разворачивается целый клубок интриг, смертей, становящийся одной из сильнейших линий проекта.
С одной стороны судьбами одаренных озабочены в благотворительном приюте, организованном Лавинией Бидлоу (Уильямс). Богатой, властной дамой, передвигающейся в инвалидном кресле.
Она предоставила помещение для проживания, и отыскала ту, кто взял на себя защиту остальных. Миссис Амалия Тру (Доннелли). Таинственная боевая вдова, дерущаяся как Брюс Ли. Держащая на плечах огромный груз ответственности, «целый мир». Настоящий боец, часто имеющая дело с насилием. Не чуждая кабацкому мордобою, питью до упада и случайному сексу. Неглупая, редко глядящая в глаза собеседнику. Получающая видения из будущего. Лелеющая неведомую нам и окружающим цель. Познавшая множество зла. Предающая и предаваемая. Наполненная кучей мужских черт, говорящая языком силы и драки, реагирующая на агрессию как мужик, но не забывающая о своей женской сущности. Неплохой образ.
С другой мы видим пэра Англии лорда Мэссена (Торренс). Непоколебимого вояку старой закалки, консерватора, считающего одаренных настоящей угрозой, а поиск тех кто «атакует империю посредством наших женщин» делом первоочередной важности.
С третьей перед нами таинственные фигуры с искаженными лицами, похищающие наделенных даром, и двинутый доктор в исполнении Дениса О’Хэра с радостной улыбкой ставящий над ними эксперименты.
С четвертой – вершины лондонского дна, которые олицетворяет Король Нищих (Фрост).
С пятой – обаятельный секс-террорист лорд Хьюго Суэн (Нортон), желающий использовать одаренных в своем модном притоне.
С шестой – намеки на вовсе неизвестные личности и силы, стоящие за сценой.
Накрутили сценаристы изрядно.
Приятно наблюдать за вариантами скилов здешних «супергероинь». Банальные файерболы, замораживание, лишение предметов веса, способность ощущать энергию, и знать, куда ее направить, чтобы получить новое изобретение, видения будущего, разрушение всего к чему прикоснешься, великанский рост, вызывание людей на откровенность. В общем, бедненько, но чистенько.
Не забывают постановщики о задорном и увлекательном экшене, драках и погонях. За который отвечает в основном боевая миссис Тру, минимум пару раз за серию ввязывающаяся в серьезные потасовки (хорошо снята сцена противостояния на реке). Да уже упомянутая любительница боли Немощь.
И о детективной линий, связанной с поисками все той же Немощи.
Кроме уже упомянутых актерских работ можно отметить компаньонку и подругу Тру – изобретательницу Пенанс Эдейр (Скелли). Миролюбивую, светлую и воздушную служительницу науки – автора кучи стимпанковских гаджетов в духе Бонда.
Мягкого, доверчивого и застенчивого любителя птиц, особенно врановых Оуги Бидлоу (Райли).
Да детектива Фрэнка Мунди (Чаплин). «Ходячее одиночество», резкий парниша и неплохой полицейский.
С атмосферой, одним из преимуществ таких проектов, ситуация неоднозначная. Вроде все на месте. Высший свет с его приемами, изысканными лордами и леди, клубами, где вышеозначенные придаются разврату, и заседаниями, где решаются судьбы империи (сборы державных стариков стали одними из самых затянуто-скучноватых сцен в сериале). Улицы, полные разъезжающих карет и бредущей черни. Доки с бастующими рабочими. Первые автоматические экипажи. Гордые заявления успешной проститутки: «Я шлюха!». Пабы и преступный мир. Костюмы, котелки, красивые платья. Рассуждения о лингвистических заимствованиях из французского языка. А вот насчет сигарет с фильтром, изобретенным лишь в 1925, постановщики погорячились.
Но чего-то не хватает. Или напротив — смотрится излишним (тот же Алиенист в этом смысле гораздо приятнее). Ведь поведение одаренных дам порой попахивает серьезным анахронизмом. Понятно, что суфражизм и борьба женщин за свои права — признаки как раз конца 19 — начала 20 веков. Однако тогда речь шла в основном о предоставлении избирательных прав и права собственности для замужних дам. Но такое количество активных дам в одном месте, как показывают нам в сериале, вызывает определенный когнитивный диссонанс.
Периодически дергает пафос и патетика, подпускаемые в речь нашими героинями. «Быть одаренной — не значит иметь изъян», «мы вплетены в ткань мироздания». Ну и страдашки по поводу казни существа, отправившего на тот свет полтора десятка народу, позабавили. Конечно, надо ему пирожок вручить и карт-бланш на безумие – пусть и дальше народ мочит.
Эрго. Феминистическое размышление об отношении к не таким как все. Имеются любопытные моменты, но до шедевра проекту далеко.
Режиссер: Джосс Уидон, Дэвид Семел, Зетна Фуэнтес
В ролях: Бен Чаплин, Анна Дэвлин, Лора Доннелли, Энн Скелли , Мартин Форд, Ник Фрост, Винни Хэвен, Зэйн Хуссэйн, Эми Мэнсон, Закари Момо, Джеймс Нортон, Элизабет Беррингтон
P. S. Из запланированных 10 серий нам показали лишь шесть. Остальные ждем позднее. Дело не только в спорной, выбесившей «заманухе» в стиле Люпена, но и в конфликтах вокруг личности постановщика – Уидона, снявшего первые 6 серий, сменила Гослетт.
Служители Гипноса против клевретов его сына, или Спите смешные люди в домиках за горами
Возвращаясь после долгого отсутствия в дом своего учителя, Мэтт ожидал найти там что угодно. Выбитые стекла, залежи грязи, километры паутины. Но не юную девицу, тем более в зазеркальном помещении, куда не мог проникнуть ни один посторонний. Разве что такие же как Мэтт — сновидящие.
Действительно Хэлена оказывается потенциальным мастером снов. Причем не харитой, или пифией, а самым натуральным дэймосом — создателем кошмаров. Подвидом сновидцев, находящимся под жестким контролем совета мастеров снов — Пятиглавом. Как и сам Мэтт. И в его шатком положении брать ученицу не самая лучшая идея.
А тут еще угроза от неизвестного, но очень сильного дэймоса, обнаружить которого не могут лучшие охотники за творцами кошмаров. В общем, обстановка становится все сложнее, а ситуация все напряженнее. Ситуация в которой Мэтт и его новая ученица, похоже, увязли с головой.
Алексей Пехов, автор шикарного «Стража», вполне приличных «Летоса», «Созерцателя», за последние годы стал одним из самых интересных писателей, творящих в жанре приключенческой фентези. Не замахиваясь на лавры сложной, элитарной философской фантастики, он потихоньку создает любопытные миры, вменяемых героев, нескучное действие, не упуская при этом моральную подоплеку событий.
Цикл «Мастер снов», насчитывающий на сегодня три романа, не забывая о непременных особенностях автора, может также порадовать качественными женскими образами (скорее всего спасибо соавторшам).
Мир «Мастера снов» (заявленный в аннотации как «ближайшее будущее»??) изрядно отличается от привычного читателю. Причем на будущее нашего мира это как раз похоже слабо. Действие происходит в Полисе – гигантском городе, занимающем огромную территорию, и взращенном на античной культуре. Насколько можно понять, в этом мире не было постоянных социальных метаний и смены религии от политеизма к монотеизму. Он последовательно и спокойно развивался на основе как раз античного общества и социума. Было бы весьма интересно узнать в подробностях, почему так произошло, и как местные античные государства устояли перед натиском варваров и смогли подмять их под себя. Но пока у читателя этой информации нет.
К моменту начала действия «Мастер снов» Полис находится на весьма высоком уровне развития. Вирусы давно побеждены, генная инженерия и биотехнологии продлевают жизни граждан, для особо отличившихся возможна даже полная замена тела, улицы безопасны, люди счастливы.
Есть правда один нюанс…
Сны в этом античном мире не просто сны (Нолан, ты знал!), а сфера деятельности сновидящих – людей, способных управлять снами других людей, и наносить им в процессе этого всяческую пользу. Оракулы могут предвидеть будущее, аониды способны подарить идею людям искусства, эпиосы исцеляют, хариты утешают и вдохновляют. Но сны могут не только радовать, но и «порождать чудовищ». Не сами, правда, а с помощью злокозненных дэймосов – сновидцев, вредящих людям, насылающих кошмары, выматывающих душу, подталкивающих к самоубийству, даже убивающих во сне. Не из-за врожденной злокозненности, отнюдь, а исключительно из-за жажды власти и денег.
Положительные сновидцы сражаются с ними не покладая рук, и практически истребили заразу, либо взяли ее под контроль, но оказывается не все так благостно, как хотелось бы Пятиглаву.
Полис не занимает весь земной шар. Есть и другие города на планете, и некоторые из них, например Баннгок, далеки от «золотого века». Тут царит все то же знакомое нам до боли «человек человеку волк». Правительство Полиса не вмешивается (кстати, а кто у них при власти? И какая политическая система в остальном мире?), но крепко-накрепко перекрывает границы с «третьим миром», чтобы и муха не пролетела. Казалось бы, какое поле для социальных исследований, но Пехова эта тема не интересует (может быть пока?). Он пишет классическую приключенческую фантастику, уделяя почти все свое внимание паре главных героев, и вскользь еще нескольким сновидцам.
Аметил, попросту Мэт, 60-летний юноша (не забыли еще о генной модификации и продлении молодости?), таящий в своем прошлом немало секретов и жутких тайн, в последнее время перековался и работает исключительно положительным целителем. Он, как обычно у Пехова, парень решительный, не слюнтяй и не мямля, ироничный, знающий свое дело, самолично выбравший сторону добра, испытав все прелести его извечного противника. Плюс благодаря зарисовкам из прошлого Мэта, он становится читателю еще ближе и роднее.
Хэл выступает в романе основным полем битвы между добром и злом, именно на ее примере автора исследуют «черного человека», живущего в каждом из нас.
И, конечно, имеет смысл отметить мир снов, в котором будет проходить изрядный кусок действия книги. Мир, опирающийся на «коллективное бессознательное» и дополненный сущностями из мифов. Мир продуманный, имеющий свои законы и правила. Мир, когда теплый и ласковый, когда зловещий и смертельно опасный, но всегда удивительно яркий и объемный.
Многое в романе подано схематично и условно: к примеру, одна встреча, один разговор и Хэлена уже ученица Мэтта и чуть ли не самый близкий ему человек. Да и Герард к ней чересчур умильно-восторженно отнесся, будто она двухмесячный котеночек (а у него как раз к котам должен быть иммунитет). Или все та же античность, непонятно как уцелевшая в борьбе с молодыми и наглыми варварами. Да и обвинение во всех грехах мира злобных дэймосов выглядит несколько натянуто. Дескать в ранешних бедах человечества виноваты исключительно повелители кошмаров. Да ладно! Ото люди нынче безо всяких дэймосов плохо справляются.
Есть вопросы к второстепенным персонажам, часть описана опять же схематично, а те, кто более-менее раскрыт, действуют не всегда логично (тот же Герард зачастую слишком много на себя берет).
Темп романа местами слишком нетороплив, многовато воды, сюжет периодически подбуксовывает, дай бог Пехову энд К. все же уложиться в четыре книги (еще ни один цикл Алексея не превышал этого числа томов).
Но при всех вопросах «Мастер снов» оставляет весьма приятное впечатление и оказывается удачным образцом своего поджанра.
Эрго. Вменяемая приключенческая фантастика с продуманным миром снов и интересным, но пока не обоснованным эллинистическим фантдопущением.
Стрелец неприкаянный, или Зодиакальные разборки в Городе Ангелов
Джоанна Арчер была вполне довольна подарками судьбы: красивая внешность, любимый мужчина, денежный папаня. До 16 лет. А потом произошло то, что сломало девушке жизнь. Почти десятилетие Джо существовала, напоминая призрак, выжженный изнутри.
А накануне 25-летия Арчер узнала, что является избранной – одной из Знаков Зодиака – членов организации ведущей борьбу со злодейскими агентами Теневого Зодиака. Причем не просто одной из 12-ти Лас Вегаса, а существом, совместившим в себе свет и тени. Единственной, потенциально способной противостоять лидеру противника – загадочному и зловещему Тульпе.
Уроженка Лас-Вегаса Вики Петтерсон за свою менее чем полувековую жизнь успела побывать бакалавром по английской словесности, поработать пиарщиком, танцовщицей в казино, и, наконец, заняться написанием темного городского фентези. The Scent of Shadows стал ее дебютным романом и открыл цикл, на сегодня насчитывающий шесть романов. Причем на русский переведен только первый из них.
Будем честными, «Аромат» вызывает противоречивые чувства и определенный когнитивный диссонанс.
С одной стороны антуражем роман напоминает классические подростковые истории «про избранных». Девочка, по праву рождения предназначенная к великим супергеройским свершениям, а то и спасению мира. Непохожесть на отца и сестру. Расставание с любимым. Жуткие злецы, охотящиеся за протагонисткой.
С другой – перед нами жесткая история с насилием, кровищей и сексом. Героиня, пережившая жуткую психотравму в младые годы. Cменившая стиль жизни, вместо беспечальной девчушки ставшая крутой девицей, плотно изучающей боевые искусства. Несущая внутри не только светлые эманации, но и темное начало.
История, рассказываемая неторопливо, при этом эмоционально, местами с надрывом, с психологическими нюансами и переживаниями Джоанны, пересыпанная потерями и нелегкими решениями.
История, движущаяся по много раз проторенному, ожидаемому, известному руслу, но этой своей «чернухой» вносящая ветерок свежести в закостенелое болото «саг о избранных».
Так же противоречиво воспринимаются и герои книги.
Главная протагонистка, эдакая баба-кремень, десять лет чуть ли не каждый день занимающаяся «искусством мордобоя», отличающаяся также острым язычком и талантом фотографа, ведет себя крайне неуравновешенно. Романтические терзания перемежаются кровожадными порывами, а убийство врага или смертельная борьба за жизнь — девичьими посиделками в спа-салоне. Легкие победы над супостатом с полными провалами и глупейшими поражениями.
Плюс внутренняя борьба света с теневой жестокостью. Некоторую логику действий персонажа в принципе выстроить можно. 25-летняя малолетка с неуравновешенной психикой и испорченной жизнью вряд ли будет вести себя мудро и последовательно. Но все же, порой автор перебарщивает. Как можно было так самозабвенно нарываться во время драки в фотолаборатории? Или так активно наживать себе врагов среди своих же коллег? Или не попробовать утащить любимого с собой? Это же первое, и наиболее умное, что приходит в голову.
Остальные персонажи тоже «радуют». Как вам блондинистая сестра-Барби, одновременно по ночам работающая крутым хакером? Или жутко нервный и поглощенный виной коп-воздыхатель?
А больше то особо никого и не вспомнишь. Злодеи – отчаянно злодейски ухмыляются и норовят сжить нашу Джоанну со свету. Союзники – работают скорее энциклопедиями — источниками информации о новом мире, максимум бочонками, способствующими развитию умений героини, и абсолютно не раскрыты как личности.
Да и моральное обоснование действий противников пока не очень отличается от нуля. Если злодеи уничтожат Зодиак: «похоть и низменные инстинкты перестанут сдерживаться», «каждый будет предоставлен сам себе», «мораль сведется к низменным чувствам, общество распадется». Общие фразы «ни о чем», не раскрывающие ни ужасающие и коварные цели агентов Тени, ни светлые и возвышенные стремления новых друзей Джо. Дерутся себе «Зодиаки» и дерутся. Портосы, блин. Вечная битва Света и Тени. Может в продолжении цикла автор выдает больше информации, но русскоязычные читатели возможности ознакомится с ней таки не получили.
Это при том, что мир вырисовывается вполне любопытный. Каждый город (страны или мира?) имеющий своих «зодиаков», плюс еще некие независимые агенты. Вскользь упомянутый «совет армии». Домашняя параллельная реальность-убежище. Матриархальный семейный подряд в наследовании знаков. Детский сад для будущих спецагентов и его светоносно-смертоносные для теневых агентов воспитанники. Кошки-стражи, искренне ненавидящие тени. Специально создаваемое и настраиваемое супероружие-кондуит (а где швамбрания?). Регенерация, сверхсилы, и прочие «нюх как у собаки», открывающиеся у каждого агента. Намеки на потусторонность членов теневого Зодиака.
Ничего особо оригинального (как и весь роман), но ингредиенты для мистического триллера, читать который можно не нагружая мозги, вполне съедобные.
И комиксы в качестве ценного, а главное правдивого источника знаний о Зодиаках откровенно порадовали. А как вам то, что «рисованные истории», посвященные одной из сторон, не может взять в руки без ущерба для себя представитель противоположной? Не комикс, а зодиакальный вершитель судеб получается. И то правда, как в Америке супергерою без комиксов? Как в нашей деревне без нагана.
Эрго. Ни разу не оригинальный, но местами любопытный фантастический триллер «для тела», смешивающий идею из подросткового фентези, и вполне взрослую мистическую чернуху из крутых детективов. Учитывая, что продолжения на русском нет, и чем все закончилось, вы узнаете, лишь освоив английский, стоит подумать, тратить ли время на начало этой зодиакальной истории.
Бесплодное бессмертие, или Вечные родительские страдания
Бессмертие. Отныне это не голубая мечта человечества, а свершившийся факт. Появилась, правда и серьезная проблема, связанная с новой особенностью гомо сапиенс. Перенаселение называется. Ничего, решили власти, вона китайцы еще в 21 веке с этой бедой сражались. А чем мы хуже? И запретили размножение. И так уже на земле почти триллион народу, а она чай не резиновая.
А следить за исполнением закона поставили Фалангу Бессмертных, состоящую из незаконных детей, воспитанных в интернатах.
Но что будет, если один из Бессмертных не только влюбится, но и начнет сомневаться в самой системе?
Начнет вспоминать кто он искать свои истоки
Имя Дмитрия Глуховского прогремело в 2005 году, когда он выпустил в свет «Метро 2033», стартовую книгу будущего бесконечного межавторского постаповского цикла. Цикла, ставшего одним из наиболее популярных в России наравне со «S.T.A.L.K.E.R.», и насчитывающего на сегодня уже сотни романов от многих десятков писателей.
Однако кроме трех романов про «Метро» на счету Дмитрия оказалось ровно столько же внецикловых работ, причем собравших весьма неплохие отзывы.
И, по крайней мере, в отношении «Будущего» они скорее правы, чем нет.
Перед нами весьма любопытная антиутопия. Поджанр как вы понимаете отнюдь не новый и помимо классиков регулярно поднимаемый на щит и современными авторами, вспомним хотя бы Дивова с его «Выбраковкой».
Роман Дмитрия (в аннотации называемый утопией) интересен в первую очередь неординарным миром, в некоторой степени действительно совместившим утопические моменты с их антагонистами.
Города с километровыми башнями, занимающие целые континенты. Достопримечательности 21 века, оставшиеся глубоко внизу на нулевых уровнях. Поезда проносящиеся на огромной скорости. Чистое небо где витают лишь полицейские да врачебные флаеры. Единая Европа, живущая по демократическим канонам, с выборами и народным волеизъявлением (демократическая антиутопия, Карл!). Местная клоака, раковая опухоль Европы – Барселона, ставшая центром приема беженцев. Отсутствие смертной казни.
Люди на этой Земле (по крайней мере, в некоторых его областях) вечно молоды и бессмертны. Они никогда не видят старухи с косой. Старость и болезни побеждены. Можно в полной мере наслаждаться телесными удовольствиями и простым человеческим счастьем. Гимназиумы для формирования тела, салоны для поддержания красоты (ведь быть толстым или уродливым позорно). Сады для спортивных игр и беззаботного времяпрепровождения. Купальни («супермаркеты удовольствий») для необременительного секса, полного релакса и романтических знакомств.
Правда, как всегда есть нюансы. На Земле живет триллион народу. И наша матушка не справляется, несмотря на километровые жилые башни, переработку мочи обратно в воду, и разнообразные извращения с едой (типа жареных кузнечиков или планктона). Все жутко дорого, вокруг постоянно дикие толпы народу, натуральных продуктов не отыщешь днем с огнем, а открытого неба большинство не видело никогда в жизни.
И главный из нюансов: закон о выборе — запрет на неконтролируемое размножение. Все верно, ни разу не поспоришь – повторюсь уже триллион человек на планете, изрядная часть из которых не стареет и не умирает.
Но именно тут мы сталкиваемся с главной моральной дилеммой романа, за формулировку которой отвечает Партия жизни. «Жизнь неприкосновенна, право на продолжение рода священно, человек без детей не человек». Тезисы сильные и убедительные. Как можно отказаться от родительских чувств? Радости материнства и отцовства. Ощущения продолжение себя в маленьком человечке. Открывания пути для новой жизни. Воспитательского зуда и гордости за своего потомка. Любви, соединяющей вас с детенышем в единое целое — семью.
Ну как можно без этого? И плевать на судьбы человечества, на то, что еще немного и цивилизация лопнет как перекачанный шарик. Главное успеть поцеловать свое чадушко, и урвать свой кусочек семейного счастья.
А что делать с триллионом? Так не мне же решать.
Тем более можно действовать как Панамерика, отгородившаяся стеной от Южной сестры и внедрившая золотые квоты, дающие вечную жизнь лишь определенному количеству населения.
Или как Россия, первой изобретшая вакцину от старости, устами своего правительства признавшая ее опасной для здоровья, а после вовсе закрывшая границы наглухо, куда там тому железному занавесу. Понятное дело, политическая и финансовая элита страны к тому времени уже вовсю использовала полезное изобретение (кто бы сомневался).
В общем, как ни крути, а Закон о выборе кажется меньшим из зол. Или так только кажется?
А если есть закон, должны быть и те, кто следят за его исполнением. Орден Бессмертных. Призраки в масках Аполлона неотвратимо настигающие нарушителей и свергающие их с небес счастья в недолгие муки аида. Один укольчик — инъекция акселератора старости, и максимум через 10 лет ты отойдешь в мир иной. Перед этим испытав все неудобства старости. Жизнь за жизнь. Ты привел в этот переполненный мир нового человека, и ты обязан поскорее освободить ему место. Жестоко? Уже позабыли, сколько на этой планете людей? Эх, коротка память человеческая.
Именно к Бессмертным принадлежит наш главный герой: вторая сильная сторона книги. Человек с которым мы не расстанемся фактически с первой до последней страницы. Человек через которого мы и будем знакомиться с этим утопично-антиутопичным миром. Незаконный ребенок, прошедший ад интерната. Человек с искореженной психикой и душой, искренно верящий в необходимость закона. Отнюдь не дурак, отлично понимающий все проблемы и вызовы, стоящие перед людской расой. Брошенный, обиженный, израненный, прячущий доль под доспехом долга. Разве что излишне чистоплотно-щепитильный, во что с трудом верится при такой работе.
Сперва он плывет по волнам событий, ютясь как все в тесной комнатушке среди миллионов вечно молодых сограждан, зверея во время работы и забываясь тяжким сном в ночные часы. Затем он проявляет ту самую чистоплотность, постепенно выходя за рамки, очерченные властью и его же сослуживцами. Все это время происходит постепенное развитие персонажа, смена определенных приоритетов, раскрытие подробностей жизни в интернате. Он мечется, любит, ненавидит, допускает ошибки, предает и спасает. Яну действительно искренне сопереживаешь. Может из-за того самого чистоплюйства, редкого качества в наше время «черной фантастики», может из-за нелегкой судьбы, неосознанного проявления доброты. Или того самого сходства с нашими обычными действиями, которые чаще всего невозможно однозначно отнести ни к добру ни к злу.
Глуховский ставит перед читателем чертовски нелегкий выбор. Кто прав? Власти местной утопии, осуществившие вековую мечту человечества, победившие старость и смерть, но при этом лишившие людей радости отцовства/материнства. Предоставившие людям счастье здорового тела, беспечальной, пускай и очень тесной и дорогой жизни. Возможность наслаждаться необременительным сексом, спортом, общением. Или их оппоненты из Партии Жизни – считающие население Европы стадом жвачных животных, а настоящими людьми лишь тех, кто пошел против системы, запрещающей родительское счастье. 300-летний сенатор Шрейер, поддерживающий удобное статус-кво. Или главный герой, принимающий жестокое судьбоносное решение.
Выбор, не имеющий однозначного ответа, и вызывающий бурные споры прежде всего внутри читателя. Плюс спорный тезис о душе, находящейся в ДНК и ее полной ответственности за творчество. Это из серии «счастливые не создают шедевров, творят лишь несчастные», «художник должен быть зол, беден и болен» и прочей тупой чуши. Дмитрий сводит всю душу к вере в бога, напрочь забывая о прочих возможностях духовного развития. Боевые искусства, заботящиеся не только о развитии тела, но и духа, нетрадиционные практики, показывающие интересные пути развития, да банальные медитации, наконец. А это наиболее логичный выбор при хотя бы минимальном наличии мозгов. Ну не сможешь ты пару-тройку столетий тупо прозаниматься сексом, или годами качать железо в гимнасии. Вусмерть надоест!
Это при том, что автор пишет весьма жестко, мрачновато, без телячьих нежностей, раскрывая неприглядные стороны людской натуры, типа абсолютно детского (или скорее подросткового-пубертатного) богоборчества, храмов, переделанных под бордели, кондового безразличия к судьбам других (есть моя семья, род, а остальные и не люди вовсе, а так, раздражающий фактор) и махрового сволочного эгоизма, возведенного в абсолют.
При том, что легкое «дежа вю» и осознание, что некоторые ходы вы уже неоднократно где-то встречали, периодически преследует внимательного читателя.
При том, что Дмитрий не рассказывает, почему отказались от попыток космической экспансии, и почему даже не попробовали приспособить под жилье, а не только под столовые, мировой океан.
В мире «Будущего» хватает недоговоренностей и спорных моментов. Но книга делает главное – дает возможность подумать, и каждому из нас сделать свой, осознанный выбор: каким бы мы хотели видеть будущее для человечества. И возможно даже что-то для него сделать.
Эрго. Качественная антиутопия с интересным миром и героем, а главное – фантдопущением, провоцирующим работу мысли и внутренние споры. Немного недоработано, местами вторично, но неожиданно сильно, тем более от создателя навязшего в зубах «Метро».