Аркади Мартин «Память, что зовётся империей»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | С множеством интриг | Феминистское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Звёздный ковчег/замкнутый мир | Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Линейный
Когда посол Махит Дзмаре прибывает на планету-город в центр мультисистемной Империи Тейкскалаан, то обнаруживает, что ее предшественник — предыдущий посол с их маленькой, но дорожащей своей независимостью шахтерской станции — умер. Никто не собирается признать, что его смерть не была несчастным случаем или что Махит может стать следующей жертвой политических интриг императорского двора. Теперь Махит должна выяснить, кто стоит за убийством, а также попытаться спасти себя и свою Станцию от непрекращающейся экспансии Тейкскалаан.
Посвящение: Эта книга посвящается всем тем, кто когда-нибудь влюблялся в культуру, пожирающую своих детей. (А также Григору Пахлавуни и Петросу Гетадарцу — через века).
Интервью Аркади Мартин о создании книги на русском.
Входит в:
— цикл «Тейкскалаан»
— журнал «Lightspeed. Issue 106, March 2019», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 2020 // Дебютный роман | |
лауреат |
BooktubeSFF Awards, 2020 // Научно-фантастический роман (выбор читателей и выбор жюри) | |
лауреат |
BooktubeSFF Awards, 2020 // Дебютный роман (выбор читателей и выбор жюри) | |
лауреат |
Subjective Chaos Kind of Awards, 2020 // Научная фантастика | |
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2020 // Научная фантастика | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2020 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2019 // Научно-фантастический роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2019 // Роман | |
номинант |
BookNest Fantasy Awards, 2019 // Дебютный роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2020 // Дебютный роман | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2020 // Роман | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2021 // Зарубежная книга года (США) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Научная фантастика года |
- /языки:
- русский (1), английский (6)
- /тип:
- книги (6), цифровое (1)
- /перевод:
- С. Карпов (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Verveine, 1 августа 2020 г.
Вот уже восемьдесят лет космическая империя Теикскалаан пребывает в относительном мире и спокойствии — да, на границах время от времени случаются стычки, и приходится иной раз подавлять бунты, но всё-таки за всё это время не случилось ни одного по-настоящему масштабного и тяжелого конфликта, за что в какой-то степени нужно благодарить мудрого императора Шесть Направлений. Но рано или поздно теикскалаанцы вновь задумаются о расширении своих владений, и куда они посмотрят в первую очередь? Конечно, на сектор космоса, где расположены станции шахтёров, добывающих на астероидах молибден и прочие ценные металлы. По военной мощи станции и империя несравнимы, однако в распоряжении первых имеется ещё два немаловажных оружия, и первое из них — дипломатия.
И по этой причине молодая женщина по имени Махит Дзмаре отправляется со станции Лсел в Столицу — Жемчужину Мира, планету-город, которая на языке теикскалаанцев называется тем же словом, что и сама империя, а также мир как таковой. Ей поручено продолжить дело предшественника, Искандра Агхавна, и сделать так, чтобы могущественный сосед научился ценить Лсел и прочие станции такими, какие они есть. Внутри себя Махит несёт второе, секретное оружие Лсела: вживленную в мозг имаго-машину, которая позволяет копировать личность, сохраняя тем самым полезный опыт и навыки. Имаго, которое досталось Махит — копия личности Искандра, устаревшая на 15 лет. Помимо всего прочего, ей нужно выяснить, что с ним случилось и каким образом он уберегал станции от аннексии всё это время. Вскоре выяснится, что Искандр занимался весьма необычными вещами, и Махит не придется скучать — её приключения начнутся в ту же секунду, как она ступит на поверхность Столицы.
«Воспоминание, именуемое империей» — книга довольно-таки странная. С первых же страниц бросается в глаза необычайно глубокая (хотя и не всесторонняя) степень проработки антуража в том, что касается культуры и внешних аспектов: империя, описанная Аркадией Мартин, предстает перед нами во всех блистательно выписанных деталях церемониала, протокола, нарядов и обыкновений аристократии, а также устройства города-государства, поражающего воображение своим величием. Ещё одной заметной частью авторского замысла стали термины, источником вдохновения для которых стала не столько Византийская, сколько Ацтекская империя. У меня двойственные чувства по поводу этой находки Мартин: с одной стороны, необычно и интересно; с другой — откровенно говоря, впервые столкнулась с книгой, из которой не запомнила НИ ОДНОГО термина. С ономастикой чуть проще, но она тоже нестандартная: имена теикскалаанцев состоят из числительного и существительного, к примеру Шесть Направлений, Двенадцать Азалий, Три Водоросли и т.д.
Да, к обрамлению истории автор подошла с фантазией. Среди идей стоит отметить имаго-машину: подобное копирование личности встречается у других авторов, и не раз, но всё-таки Мартин в этом смысле зашла чуть дальше остальных и не только выстроила на основе имаго-линий всё общество станции Лсел (на 30 000 человек там 10 000 специалистов с имаго, иногда содержащими множество поколений), но и сыграла на контрасте, выделяя отличия между двумя культурами. В империи, как отмечает Махит в разговоре со своей атташе по культуре Три Водоросли, сохраняют всё, даже плохие стихи. А на Лселе и прочих станциях — только то, что заслуживает быть сохранённым. (Впрочем, как ей предстоит убедиться, это не совсем так.) Ещё один интересный момент — роль поэзии в устройстве империи, в управлении ею. Теикскалаанцы очень высоко ценят хороших поэтов, устраивают состязания при дворе императора, шифруют сообщения при помощи стихов и высказывают в стихах недовольство властью. Только учтите, что это не совсем те стихи, которые можно себе вообразить, а, скорее, особый поэтический язык, образный, иносказательный и временами довольно пафосный.
Но вот в том, что касается сюжета и персонажей, всё не очень хорошо… Копия личности мужчины зрелого возраста в голове у молодой девушки — напоминает «Гамбит девятихвостого лиса» Юн Ха Ли, верно? В самом деле, но скорее внешне и, по итогам, не в пользу героев книги Мартин. Во-первых, отношения между Махит и копией Искандра складываются не так, как у Черис и Джедао (в определенный момент копия Искандра в силу некоторых причин отключается, и героиня остаётся наедине с проблемами); во-вторых, у Юн Ха Ли получилось изобразить Черис достаточно опытной и проницательной, а Махит у Аркадии Мартин — совсем «зелёный» дипломат с амбициями; в-третьих, Искандр сильно уступает Джедао по харизме. Тем не менее, именно отношения между Махит и копией чужой личности в её голове представляют собой самую внятную и любопытную линию в романе, за пределами которой царит сбивающая с толку путаница интриг. Экшн у Аркадии Мартин не получается, злодеи тоже не получаются (и это прискорбно), поэтому положительные и условно-положительные герои, в основном, разговаривают. Разговоры перемежаются описаниями городских пейзажей и интерьеров, традиций, поэзии, технологии и проч. — читать их интересно, потому что с литературным стилем у автора всё хорошо, однако к середине романа накапливается раздражение от того, что главный сюжет топчется на месте. Во второй половине книги события набирают обороты, но становятся очень сумбурными, кое-кто из персонажей погибает необычайно дурацким образом, и в самом конце читатель получает сцену, к которой его готовили рассеянные по тексту намёки на одержимость теикскалаанцев кровью и её символическим значением для империи как таковой — но, вместе с тем, эта сцена безжалостным образом подчеркивает средневековый (если не совсем уж дремучий) менталитет имперцев. Трудно сказать, что из этого входило в авторский замысел, а что «само написалось».
И в результате получается, что роман не может предложить ничего нового ни как НФ, ни как космоопера, а как философская фантастика (или хотя бы гуманитарная, в духе Урсулы Ле Гуин) он просто не получился — не хватило глубины, четкой идеи, интересных (нешаблонных) персонажей и ещё чего-то… Это обидно, потому что автор писать умеет, потенциал у книги значительный, и даже если он хоть отчасти реализуется в продолжении (вторая часть цикла, «A Desolation Called Peace», анонсирована на следующий год), я вряд ли буду его читать — слишком неприятное впечатление оставили заключительные страницы, слишком тусклыми получились герои. Да, в целом сильно лучше, чем тот же «The City in the Middle of the Night» Ч.Дж.Андерс. Но, к сожалению, далеко не шедевр.
slavserg, 19 мая 2021 г.
Скучноватый посредственно написанный и не очень удачно переведённый дамский роман в научно-фантастических одеждах, которому отчаянно не хватает масштабности и хорошо прописанных героев. Сюжетные ходы не слишком убедительны, события сумбурные и скоротечные, отчаянно неправдоподобные и происходящие в паре-тройке скучно описанных локаций.
Очередной пример деградации премии Хьюго. Не стоит тратить время.
Neradence, 24 ноября 2022 г.
Очень красиво написанный и одновременно — необыкновенно нудный роман, в котором крохи сюжета полностью потеряны в стилистических кружевах.
Лично мне читалось мучительно тяжело, потому что, божечки-кошечки, как это было скучно. Этой книгой можно лечить бессонницу: читая её, практически невозможно бороться со сном. На каждое какое-нибудь действие, когда кто-то куда-то двигается хотя бы каким-то образом, приходится сто страниц полной стагнации и размышления о композиции в поэмах.
Большую часть повествования представляют бесконечные дворцовые церемонии, чтения стихов, духовные терзания о величии империи и перечисление цветов одежды. Сюжетных событий примерно три: смерть предыдущего посла, прибытие нового и завоевательная кампания империи, которая оканчивается, не начавшись, потому что внезапно рядом с человеческим космосом откапываются какие-то хищные инопланетяне. Попутно ещё вяло идёт повествование о технологии подсадки прежней личности в живого носителя, чтобы сохранять самые ценные знания, и эта технология может попасть в руки императора, чтобы сделать его истинно бессмертным.
В принципе, сама по себе концепция о бессмертии путём копирования потенциально была интересна, но развита она никак. Император умирает без резервной копии, ну и... Всё?
И всё.
То есть, я пятьсот страниц мучилась вот этим вот всем чисто для того, чтобы в итоге получить красивое ничего: войны не будет, дворцового переворота не случилось, бессмертной династии не началось, император поменялся ровно так, как старый захотел, про инопланетян ничего не рассказали, посол отбыла обратно на свою станцию.
Так много вопросов, так мало ответов, главный из которых — зачем.
«Память» — это как будто какая-то попытка сделать ПЛиО в космическом антураже. При этом и космический антураж выписан очень халтурно, и интриги, как бы их там не расхваливали персонажи внутри книги, остановились на уровне недорогих турецких сериалов.
Красивый, возвышенный, глубоко художественный мир проработан настолько слабо, что даже додумать ничего не получается: вводных не хватает. Какие-то станции, какая-то империя, какие-то врата, никаких подробностей, кроме того, в какую мантию был одет очередной министр.
Почему мадам посол всё время думает про аллергию? Почему люди империи так сильно биохимически отличаются от людей не-империи? А если не сильно, то в чём проблема? Почему произошло разделение на станционников и нет? Как давно империя вышла с Земли? И с самой Землёй что? О, а люди из невесомости — это кто? Почему про них было упоминание в одном предложении, где они живут, зачем, почему, для чего? Какие именно проблемы империя собирается решить расширением — только политические? Что с экономикой? За счёт чего живут? Что за фиксация на солнце и золоте? Кому они поклоняются в храме? Как выглядит местная религия?
(Памагитя.)
Я даже уровень технологичности не смогла пронзить: тут есть какая-то «облачная привязка», есть какой-то ИИ, вроде ещё есть какие-то биологические нейронные сети, способные сделать борганизм из местной полиции, но при этом письма отправляются, зашифрованные стихами и координатами.
Ага.
Межзвёздные врата есть, а квантового шифрования нет.
И «облачную привязку» для посла надо заводить сто лет, хотя в современном неполноценном киберпанке биометрию можно снять за десять минут и добавить её в систему ещё за пять. Объясняется тем, что «город ещё не знает». А рассказать городу не судьба?
Интересненько.
Нет, ну ладно, всякое бывает.
Но почему? Я могу понять и принять всё, что угодно, но где-то должна быть причина!
А ни почему, и вообще, почитай лучше ещё километр дворцовых реверансов.
Да за что...
Но, конечно, больше всего меня к финалу мучил очень забавный вопрос: если имаго-аппарат, на чьей повторной интеграции вытягиваются те три строчки сюжета, что здесь существуют, можно вывести из строя случайным взглядом, то есть, поскоблив ногтями по контактам, то почему второй имаго-аппарат не вышел из строя, когда его в карманах таскали два разных персонажа, попутно ещё успев намочить в пруду? Ни слова про то, что у персонажей был какой-нибудь условный вакуумный контейнер, не, его главная героиня просто жестом фокусника из кармана достаёт, отряхивает от пыли и такая — «вживляйте».
Попробуйте пронести в кармане что-нибудь сложнее конденсатора и потом это впаять; а тут как бы целый кибернетический чип, сверхчувствительный и хрупкий до разваливания от первого чиха, что сама автор и показала.
Я прочитала, что автор — специалист по Византии, и это, конечно, очень здорово, автор молодец, занимается научной работой и всё такое, но мне всегда казалось, что в художественной книге основа — это всё-таки сюжет. (Наивненько, знаю.) Не стилистические украшательства, а сюжет — ну или хотя бы философская идея, вокруг которой навешали красивых изречений, которые можно на цитаты разобрать. Для остального, например, если хочется поделиться любимым периодом империи с широкой общественностью, есть научпоп.
И вот ладно, сюжета не нашлось, всё замешано на том, с кем, как и почему спал император, но, может, хотя бы идея? А, нет, опять про этичность переноса сознания из оригинала в клон, который не давал на это согласия, и бессмертие у абсолютного монарха, и оно по итогу отваливается само собой.
Чего-то ещё нового для себя я в книге не обнаружила. Сращивание двух личностей сильно интереснее было обыграно во «Взломанных небесах»; про галактическую империю и интриги на её фоне не писал только ленивый, но в какой-нибудь «Взаимозависимости» это было значительно свежее подано.
Роман не назвать откровенно плохим, у автора есть определённые достоинства: как минимум, она чудесно умеет выписать красивую картинку, но лично мне этого недостаточно. А именно способности прописать интересно в сюжете и идеях у автора, на мой взгляд, нет вообще.
Вряд ли буду читать следующие книги цикла, и с этой достаточно намучилась.
PS Страшно хочется разгадать, какими же параметрами руководствуются жюри Хьюго. С каждым разом это становится всё загадочнее.
Ученик Дьявола, 9 ноября 2024 г.
Этот год у меня проходит под знаком рабочих командировок в Костромскую область, как правило, неожиданных и на неопределенный срок, – за последние полгода их случилось уже три. Летом, в долгие дни, работать в поле можно допоздна, но вот сейчас, в ноябре, дело другое: уже после четырех становится слишком темно, чтобы бродить по костромским лесам и болотам, пусть даже с геодезическим GPS-приемником, не рискуя заблудиться. Тем самым образуются долгие вечера, которые в общем-то нечем занять – даже гулять по Костроме нет желания, если уже провел в холоде и сырости целый день, да и в городе я далеко не впервые. Остается только сидеть в гостинице и читать что-нибудь интересное – но поездка планировалась короткой, и я ничего такого с собой не взял; и вот, когда стало ясно, что командировку придется продлить, я отправился в ближайший книжный магазин и купил себе «Память, что зовется империей». Купил в общем-то наугад, руководствуясь названием, смутно знакомым по фантлабовским отзывам, но не помня, о чем именно в них шла речь, ругали книгу или хвалили. Впрочем, даже если и помнил бы, все равно – мне просто надо было скоротать пару-тройку вечеров, а для этого сгодилась бы и какая-нибудь откровенная муть и халтура.
И вот теперь, покончив с костромскими делами и вернувшись домой, а заодно и осмыслив прочитанное, могу заявить: это не муть и не халтура. Творение Аркади Мартин оказалось лучше, чем я ожидал, – оно почти идеально соответствует книге, которая нужна просто для того, чтобы убить время. Надпись наверху обложки обещает нам смесь политических интриг, киберпанка и космооперы – и это чистая правда. Но главное, что этих составляющих, равно как и некоторых других, там в меру – и именно оттого «Память, что зовется империей» читается вполне легко и приятно. Попробую ниже разъяснить подробнее, почему мне так кажется.
Прежде всего, вжиться в обстановку и понять, что к чему, оказалось нетрудно – в отличие от многих других образцов современной фантастики, написанных, кажется, нарочно для того, чтобы читать и понимать их было как можно затруднительнее. Интриги, вокруг которых строится сюжет, достаточно запутанны, чтобы увлечь с первых же страниц, но в то же время не так сложны, чтобы возникло желание бросить чтение: есть ведь дела и поважнее, чем разбираться в хитросплетениях борьбы за престолонаследие в Тейкскалаанской империи. Далее, тема киберпанка представлена городом под управлением искусственного интеллекта, контролирующего всех обитателей через постоянное подключение их к своим облачным системам, и имаго-аппаратами, записывающими человеческую личность с полным набором знаний и навыков для вживления кому-нибудь другому – коллеге по профессии или продолжателю дела. (Именно вокруг этой технологии и будет во многом выстроен сюжет: кое-кому в Тейкскалаане кажется, что имаго – это и есть подлинное бессмертие, и за обладание им они готовы заплатить очень высокую цену, а другие стремятся этого не допустить.) Заметно, что темы, касающиеся техники и технологии, разработаны слабо, чуть ли не схематично: более «твердые» фантасты выжали бы из них всё до последней капли, а здесь и Город с его облачной привязкой, и имаго введены и описаны лишь постольку, поскольку они нужны как двигатели и обстоятельства сюжета.
Наконец, космоопера тут вообще проходит чуть ли не фоном: галактическая империя, маленькая шахтерская станция на ее окраинах, враждебные пришельцы из межгалактической тьмы, сражения армад звездолетов где-то далеко… Аналогичную историю можно было бы развить и в более скромных масштабах, космический размах ей в общем-то совершенно не требуется.
Что еще есть в книге? Красиво выдуманное и детально, до правдоподобия продуманное общество столицы империи – как там одеваются, какие имена носят, как ведут себя, как изысканно и бегло рифмуют свои мысли шифрованными стихами. Сильные Женщины™ – ну, куда уж по нынешним временам без них. Только, знаете, они как-то не раздражают – уж не знаю, почему. Наверное, потому, что их там тоже, как и прочего, в меру. Миссис Уэллер явно держала феминистскую тему под контролем, не позволяя ей вырваться за рамки разумного (по контрасту сразу вспоминается прочитанная не столь давно сходная по сюжету никчемная книжонка под названием «Станция “Вечность”», где все было как раз наоборот). Однополая любовь – и она, конечно же, есть, нынче без этого не пишут. Правда, добавлена она, похоже, не из желания соответствовать духу времени и не в расчете на какую-нибудь премию, а вполне искренне, от себя самой (кто не знает – поищите детали в биографии Аркади Мартин). А так-то для сюжета ни одна из двух таких линий совершенно не нужна, соответственно упор на них не делается, подробности нам почти не сообщаются, и можно просто закрыть на это глаза. Снова – в меру.
Вот этим-то «в меру», наверное, и можно резюмировать свои мысли о книге. Это, конечно, не шедевр мировой фантастики, и не стоит требовать от «Памяти, что зовется империей» слишком многого. В ней есть всё, но понемногу, что нужно, чтобы – вернусь к началу своих размышлений – просто скоротать время, не слишком напрягая ум. Так к этому лауреату «Хьюго» и стоит относиться, и я считаю, что мне повезло выудить с магазинной полки в Костроме именно его: книга оказалась наилучшим образом соответствующей моим намерениям. Иногда, как видите, нужны и такие вещи. Однако читать продолжение я вряд ли стану: есть на свете дела и поинтереснее. Ну, разве что опять случится засесть неожиданно для себя в каком-нибудь не слишком большом городе, где выбор фантастики в книжных магазинах невелик…
Storycrafter, 21 августа 2023 г.
Чтение космоопер сродни походам в ночной клуб на танцули: незамысловатое развлечение, но вполне приемлемое, если не избрал сложные щи жизненным кредо. Вот приходим в клуб и видим сцену, на которой двенадцать католических монахинь. Автоматически ожидаем шоу, от которого у Святой Католической Церкви случился бы инфаркт Папы. Вместо этого монахини садятся на неудобные пластиковые стульчики и всю ночь читают Библию по ролям. Фоном звучит Бах.
Итак, чек-лист, чего я жду от космооперы.
1. Далёкая-далёкая галактика.
Присутствует. Однако с тем же успехом всё может происходить в соседнем подъезде.
2. С полдюжины экзотических планет.
Действие происходит на одной планете, в одном городе, в одном дворце и, как мне показалось, практически всё время в одной комнате.
3. Сочный сеттинг.
Вы когда-нибудь пробовали в одно лицо сожрать арбуз килограммов на десять? Когда вы его разрезаете — это арбуз. Съели четверть — всё ещё арбуз. Половина — арбуз. Даже к концу вы не почувствуете вкус манго, ваши ноздри не защекочет аромат дыни, это будет всё тот же чёртов арбуз.
4. Жуткие чудовища.
Единственный монстр в книге — это чудовищная скука пресного политического триллера, у авторки не получилось даже нормально навязать актуальную повесточку.
5. Эпические схватки космических масштабов.
Их просто нет.
6. Лихо закрученный сюжет.
Здесь нет ни параллельных веток, ни дополнительных арок. Всё действие происходит последовательно, события идут одно за другим. Гомер был бы в восторге.
Итоговая оценка 1/10.
SeverianX, 11 февраля 2024 г.
«Память, что зовется империей» – удостоившийся премии «Хьюго» роман, написанный молодой американской писательницей. Взялся я за роман именно из-за его титулованности и множества положительных отзывов. Стало интересно, за что же сейчас дают «Хьюго». Последняя подобная попытка с романом Тэмсин Мьюир «Гидеон из Девятого дома» обернулась полным разочарованием (правда он всего лишь финалист «Хьюго»). По словам Мартин, при написании романа она вдохновлялась историей Византии. Это не удивительно, ведь по образованию автор историк со специализацией на этой стране.
Роман заявлен как космоопера с элементами киберпанка и политического триллера. К этому у меня есть вопросы. Классической космооперы тут нет. Да, есть галактическая империя, но события происходят по большей части в ее столице. С таким же успехом можно было перенести действие в любую фэнтезийную вселенную, и ничего бы не поменялось. Присутствуют космические корабли, сражения, завоевания, но все это остаётся за кадром. Если хотите почитать качественную космооперу, то лучше обратите внимание на цикл Кристофера Руоккио «Пожиратель Солнца». Киберпанка здесь гораздо больше. Всё в Городе управляется при помощи искусственного интеллекта. Жители станции Лсел, чтобы сохранить знания ценных членов общества, записывают личность на имаго-аппарат и пересаживают его другому человеку. Так знания десятков поколений сохраняются в обществе. Вот в чем аннотация точно не врёт, так это в политике – интриг тут действительно много.
В центре сюжета могущественная империя Тейкскалаан. Она по-своему необычна. С одной стороны, это глубоко милитаризированное государство, постоянно расширяющее свои границы за счёт экспансии. С другой же, это глубоко изнеженное общество, где во главе угла находится поэзия и сложные ритуалы. Поэзии в романе уделяется огромное внимание. Талантливые поэты становятся кумирами миллионов, а их стихи используются для шифровки государственной переписки. На балах устраивают соревнования по стихосложению, а лучших награждает сам император. Даже простые жители в качестве развлечения устраивают поэтические игры с особыми правилами. Вся жизнь имперцев состоит из множества сложных ритуалов. Автор очень скрупулезно подошла к проработке культуры Тейкскалаана. Чего стоят только многосложные имена. Они состоят из числительного и существительного. Например, Четыре Рычаг или Девятнадцать Тесло. Поначалу в подобных именах несложно запутаться. Не добавляют простоты и многочисленные титулы: эзуазуакат, икспланатль и т.д. Во всех областях жизни тейкскалаанцев заметно чувство превосходства и даже высокомерие. Например, они называют свою столицу просто Городом, подразумевая, что другие города просто не достойны считаться таковыми. Неимперцев они считают попросту необразованными варварами, неспособными понять их светскую жизнь.
Главная героиня, Махит Дзмаре, прибывает в Город в качестве посла станции маленькой шахтёрской станции Лсел. Ее предшественник Искандр Агавна погиб при странных обстоятельствах, и Махит не сомневается, что тот был убит. К мозгу нового посла подключен имаго-аппарат с личностью Искандра, но так как последняя запись сделана 15 лет назад, полной информацией она не обладает. Практически в самом начале Махит теряет связь с аппаратом и оказывается один на один с новым миром, в котором мало что понимает. Имаго-аппарат позволяет мысленно общаться с записанной на нем личностью. Идея далеко не нова. Две личности в одном теле мы могли видеть, например, в «Гамбите девятихвостого лиса» Юн Ха Ли. Сама Махит личность далеко не однозначная. В ней борется патриотизм к станции Лсел и обожание тейкскалаанской культуры. Прибыв в Город, она оказывается буквально очарована его обычаями. Правда Махит ни на минуту не забывает об опасности.
Интрига в романе в первую очередь детективная. Махит предстоит выяснить, кто же стоит за убийством Искандра. Поначалу ее не воспринимают всерьез – как–никак она просто варварка. Однако со временем с ней начинают считаться даже высокопоставленные чиновники. А вот это уже опасно. Расследование происходит на фоне непростой политической ситуации. Внешне непоколебимая империя гниёт изнутри. Император стар и слаб, а его преемники борются за власть. Одна часть наследников придерживается заданной нынешним императором относительно мирной линии, вторая же – за активную экспансию. Если победят последние, первой же жертвой станет станция Лсел. Махит предстоит во что бы то ни стало отстоять интересы своей Родины. При этом на горизонте маячит неизвестная враждебная цивилизация.
Роман написан очень красивым поэтичным языком. Думаю, в этом большая заслуга переводчика. Повествование и без того неспешное, местами сильно провисает, динамика хромает, нет четкого ритма. Обилие однотипных диалогов иногда навевает сон. Да, таким образом автор хочет показать культуру империи и тонкости политических интриг. Однако подобного можно добиться и иначе. Яркий пример качественно описанной политики – «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина.
При чтении становятся видны все аспекты, которые, видимо, ныне обязательны для успеха на западе. Например, в Тейкскалаане стопроцентная толерантность к однополым бракам. В романе присутствует сцена гомосексуализма. Роль для сюжета в этом минимальна. Лично мне не нравится подобная тенденция.
Итог: «Память, что зовется империей» – мое очередное разочарование. Видимо, у меня были изначально завышенные ожидания. Я ожидал динамичную космооперу с лихо закрученными политическими интригами. Получил же бесконечные диалоги и рефлексии главной героини, приправленные западной повесткой. Не удивлюсь, если роман найдет своего читателя, но я явно не отношусь к его целевой аудитории. Продолжение вряд ли буду читать.
ааа иии, 27 апреля 2021 г.
Данные приключения и переживания юной дипломатки вызывают множество ассоциаций. «Цетаганда» Буджолд. Поздняя Ле Гуин, Леки, коммерческий Булычев, м.б., Ларионова и Черри. То есть: литературно выше среднего, исполнение традиционное, с упором на психологию и отношения; динамично; интеллектуальная нагрузка умеренная; персонажей активных с дюжину; много быта и высокой культуры при отсутствии шока и непостижимостей.
Причин, по которой интриганы крошечной как бы республики бросили девушку Махит (до этого не знавшую голубого неба и ружейного ствола), тормозить расширение звездной империи, две. Первая — набранные ей баллы по тейкскалаанской поэзии, которая заменяет агрессивному соседу канцелярский сленг с пропагандой.
Вторая — ее же совместимость с копией личности посла, успешно работавшего при дворе Шесть Путь 20 лет. Такие «имаго»-импланты, после интенсивной психотерапии, на станции Лсел считаются прекрасными помощниками в любом деле, от добычи осмия до пилотажа, что за намеки на жуть и аморальность? Но сделка Искандра отменилась — и почему-то, вместо нужной служебной информации, Махит вспоминает, как тот мылся в министерстве.
Порадовало изображение государства. Вместо привычного ряда символов (бюрократы, машина), нечто, существование которого зависит от процессов экологической сложности и характера. Воля со-императоров, самоубийства граждан, интриги аппарата, традиции тысячелетий и новые песни, коллективный разум полиции и протесты в торговом квартале, в то симбиотических, то антагонистичных, до уличных боев, связях — это место обитания нормальных людей, а не гнезда винтиков и рабов системы.
Отказ от приевшихся метабаронов колхозного масштаба позволил задать жизнеподобный, абсолютно эклектичный мир и в дело пошло всякое, от транспортных алгоритмов до китайского небесного мандата.
Остроумие, гандбол, яд, шпорник, взрывы, пафос, пруд, наследный клон, амбиции, слезы, чашка писем, вербовка на балу, лампы полного спектра, голодный разум, вкус фиалок, новости восьмого канала, возня в закоулках столицы важнее провинциальных планет, ноготь в сольвенте, столичные кольца, подпольный протезист, экфразис, трупы...Тейкскалаан, с храмом Солнца и садами, чисто Месоамерика, ономастика оттуда же, как и пратчеттовский Два Цветок.
В последней трети все становится довольно серьезно, глобально и, даже, драматично. В целом, вполне достойно прочтения, но к прорывным или завораживающим вещам «Память, что зовётся империей» никаким боком.
Номер с записью умершего исполняли, и не хуже, Бэнкс, Желязны, Гибсон, Суэнвик, а десятки поколений пилотов с имаго, если секунду подумать, суть техническая стагнация. Посол один, без, хотя бы, секретаря и шифровальщика? Автор дала пару-другую отменных деталей, влезла в архитектуру и попыталась, в послесловии, утвердить новационные антиимперскость и восточно-армянский язык... Насчет лингвистики есть в НФ более впечатляющие новации, а насчет имперской угрозы впечатление обратное. Конкретики экспансии и бремени империи у Вудхауса и то больше.
Бисексуального на полторы страницы.
Перевод: без претензий. Язык аспиранта гуманитарного вуза.
Полиграфия: накладку на суперобложку осуждаю, внутри норма.
Рекомендации: женское лицо современной космооперы.
Starking, 31 июля 2021 г.
Гм, что-то не то, однако.
Но давайте спокойно разберемся.
Суть такова: есть могущественная великая древняя эпическая всемогущая непобедимая великая космическая галактическая великая империя (вроде ничего не пропустил), которая доминирует и возвышается над известной вселенной. Да, где-то уже видели, и не сотню раз, но есть нюанс, даже несколько нюансов. Это не очередной космический Рим или Британия, и даже не Персия. Империя Тейкскалаан частично списана с Византии (потому что автор — византолог по одному из своих образований, коллега Гарри Тертлдава), с элементами тысячелетнего конфуцианского Китая и ацтекской Мексики из времен дочерей Монтесумы (и такое тоже видели, но не каждый день, поэтому поставим плюс). Пышные церемонии, бесконечные пафосные поэмы о деяниях древних героев, шелковые халаты и бороздящие звездолеты в одном флаконе. У границ империи прозябают мелкие космические княжества и прочие варвары, которые не совсем варвары. Из одного такого варварского королевства (размерами примерно с космическую станцию) в Цареград… пардон, здешний имперский столичный мегаполис как-то иначе обзывается, но не суть — короче, в столицу прибывает новый посол (потому что старый внезапно умер неизвестно почему). Посла встречают на космодроме, постепенно вводят в курс дела, и… дальше все плохо.
Пардон за чудовищную банальность космических масштабов, но всякий автор прежде всего человек, который есть сумма его жизненного опыта. Однако не всякий автор способен устоять перед соблазном и не выплеснуть свой жизненный опыт на бумагу. А наш автор — вчерашняя студентка с истфака, и опыт у нее соответствующий. И вот встречаются два дипломата в эпической столице древней империи, и ты подсознательно ждешь от них пышных церемоний и византийского коварства. А эти дипломаты — две молоденькие девушки, которые через пять минут после встречи зовут друг дружку по именам, заказывают имперский галактический аналог пиццы с тортиками, глупо хихикают и обсуждают мальчиков. Но девочки все-таки лучше, хи-хи-хи. Ой, кто-то в дверь стучит! А вот и мальчик, бывший одноклассник. «А помнишь, как мы с тобой в колледже? Хи-хи-хи».
Воля ваша, но голливудская комедия про американский колледж в декорациях космической оперы — это какой-то очень смелый сюжетный ход… Ой, труп! Труп в морге! А, понятно, это черная комедия — тоже где-то видели.
На самом деле нет, там дальше еще много всякого разного будет, но первое впечатление испорчено безвозвратно.
Я как человек самых широких взглядов так скажу: главный герой имперской галактической оперы вовсе не обязан быть брутальным непобедимым суперменом. Он может не быть ветераном Гражданской войны как Джон Картер из Виргинии. Он может не быть героем Второй Мировой как Джон Гордон из Нью-Йорка или самым лучшим пилотом Галактики, как человек и звездолет Хан Соло. Он не обязан быть наследником тысячелетней династии, как воин-пророк Пол Атрейдес или принцесса Джулия с Эрикона накануне Судной Ночи. Он даже не обязан быть суровой амазонкой-котоводительнецей, как леди-адмирал Хонор Харрингтон.
Главный герой космооперы может быть почтенной матерью семейства, например (см. «Барраярский цикл») или закомплексованным подростком-инвалидом (см. там же), или беспризорником из сельской местности, как герой «Галактической Одиссеи» Лаумера...
Но должны же быть какие-то границы…
Инфодампы очень неровные: один раз пафосный пафос, в другой раз «инструкция по управления механизмом утвержденная соответсвующим ведомством», в третий раз «в эфире вечерние новости СNN, и наш специальный корреспондент передает из». Продукт эпохи, да.
Не знаю, я как-то на большее рассчитывал. Может быть, как-нибудь в другой раз попробую дочитать.
Перевод ничего так, но как всегда. Например, в переводе «императрица», но в оригинале все императрицы женского пола носят мужской титул «император». Кто-то скажет, что это типичный бюрокретинизм из времен династии Тан, а кто-то скажет — продукт нашей эпохи. Решайте сами.
Такие дела.
Double Black, 5 октября 2023 г.
В общем, не так уж плохо, как могло бы быть. Но это не космическая опера, хотя так анонсирована.
Интриги, технологии, межзвездные империи — да. Но все действие происходит в одном городе.
Что да — масштабно, местами захватывающе, новый взгляд на технологии передачи личности от человека к человеку.
Описание вымышленного общества, основанного то ли на древнем Китае, то ли на Византии ... но неплохо.
Сюжет местами притормаживает на ровном месте без видимой причины, словно автору надо было заполнить пустоты.
Слишком много ЛГБТ, и это, как соль в супе. Пересолено.
leorikz, 23 января 2023 г.
Заинтересовался книгой, прочитав анонс второй книги цикла. До этого первой сторонился в виду деятельности гг (
Не понравилось, дот гет ми ронг — в целом читать можно (расфокусированно), но как-то всё слабо, гг молодая
RonS, 5 февраля 2023 г.
Это научная фантастика с детективным сюжетом.
Начальная зацепка интересна, но сюжет развивается вяло, в основном за счет светских бесед. Боевых сцен в книге мало, да и описаны они довольно поверхностно. Также в книге много нелогичных сцен, повествующих как о полной неготовности главной героини к роли посла, так и о добровольной помощи ей от различных простых и могущественных персонажей враждебной империи. Тайна убийства предыдущего посла объяснена слишком прямолинейно, а кроме этого, значимых для меня загадок сюжета почти нет.
Мне понравились оригинальные имена персонажей. Однако у них почти нет внешних описаний, каких-либо отличительных черт, способностей, мимики или жестов, поэтому большинство из них показались пустыми. Также проблемой стала чрезмерная подача эмоций персонажей для читателя во внутреннем диалоге и репликах разговоров. На мой взгляд, это не позволило героям быть естественными. Главная героиня Махит показалась пассивным и флегматичным персонажем, а ее помощники слишком добрыми и альтруистичными.
Действия антагонистов и поведение главного героя не создавали сюжетно-эмоционального напряжения, чтобы постоянно поддерживать интерес к чтению и сопереживать героям.
В книге много избыточных диалогов, поясняющих различные мелкие и ненужные детали текущего разговора, создающих бессмысленную с точки зрения сюжета интригу. Но в диалогах попадались интересные и остроумные места, которые мне понравились. В целом, я думаю, что диалоги средние.
Мне показалось, что текст слишком многословен, особенно в первой половине книги. Вместе с отстраненным взглядом персонажей это мешало чтению. Тем не менее, некоторые описания обычаев и пейзажей хороши.
Я думаю, что эта книга относится к жанру мягкой научной фантастики. Некоторые технологии в ней отстают даже от нашего времени и не соответствуют технологиям большой галактической империи. В книге интересно построение мира, прежде всего в социокультурном слое. Самыми интересными подробностями были различные вставки в начале глав. Военное искусство империи напоминает об ацтеках, а вежливый церемониал — о Японии или Китае. Хорошо сделаны имена, большая роль поэзии, сложная иерархия различных министерств империи. Изображение ее внутренних проблем показано на среднем уровне.
Это скучная книга, с медленным темпом развития
majj-s, 3 марта 2021 г.
Воспоминание под названием «Империя»
Истории всегда тускнеют к тому времени, как бывают записаны. Histories are always worse by the time they get written down.
Дебютный роман Анны-Линден Веллер, известной более по псевдониму Аркади Мартин не только завоевал Хьюго 2020, но и был в числе номинантов на все главные награды в области фантастики и фэнтези: Локус, Небьюла, премия Артура Кларка. Успех более, чем впечатляющий, равно у критиков, читателей и той прослойки между первыми и вторыми, какую составляют книжные обозреватели-блогеры.
И по праву, «Воспоминание под названием «Империя» A Memory called Impere органично соединяет черты космооперы, киберпанка, политического триллера, криминального романа с многоступенчатым культурологическим исследованием. И это я еще не сказала о романе имиграции со всем спектром ощущений, какие испытывает человек, ассимилирующийся в авральном режиме в общество, во всех отношениях обогнавшее то, откуда он прибыл.
Очень отдаленное будущее. На планету, являющуюся столицей империи Теиксклаан прибывает молодая женщина Махит Дзмаре, посол Лсела. Родина Махит — группа космостанций, расположенных на астероидах, где добывают редкоземельные металлы, потребные для нужд технологически развитой империи. При этом, Лсел не часть империи, не один из ее протекторатов — независимое государство. Бедное, но гордое.
Особенности жизни и работы на астероидах требуют от инженеров из числа тамошней технической элиты обладания количеством технологических знаний, несовместимым с жизнью. Не для красного словца: среда не благоприятствует, институтов передачи знаний традиционным способом в этих условиях создать невозможно, да оно и занимало бы безумное количество времени, а учитывая постоянно меняющуюся обстановку, когда одни знания устаревают или просто неприменимы и для решения проблемы необходимо бывает сочетание разных методов...
Дарвинов принцип естественного отбора: вымирай или приспосабливайся. И выход найден — имаго. Личность предшественника со всем набором его знаний, умений и навыков подсаживается преемнику, что позволяет успешно решать текущие вопросы. У Махит, посла Лсела в империи, разумеется, тоже есть интегрированная имаго-матрица старшего товарища Искандра Агхавна, проблема в том, что это запись пятнадцатилетней давности. И теперь, когда Искандр неожиданно скончался «подавившись воздухом» ( офигительная формулировка для причины смерти), а его актуальное на момент гибели имаго оказалось повреждено, героиня оказывается в положении человека, которого учат плавать варварским способом — вышвыривая на глубину с лодки.
Кстати о варварстве. Отношение утонченных, донельзя рафинированных теиксклаанцев ко всем, не впитавшим культуру империи с молоком матери, можно описать как снисходительное сочувствие. И это в лучшем случае. В основном, тебя, дылду (они там все прелестно миниатюрные и аккуратненькие, как куколки) будут воспринимать здесь как варвара. Неважно, сколько времени ты потратила на овладение певучим, тяготеющим к двойным и тройным значениям, благодаря логосиллабической природе языком.
Не суть, что проливала в своей глуши слезы над имперскими стихами. А в Теиксклаане, надо заметить, поэзия не в нашей роли красивой бесполезной финтифлющки, ценимой четырьмя процентами общества, но краеугольный камень социальных взаимодействий, играет огромную роль в политике, науке, общественных отношениях. Род магии, не спрашивайте, как действует, моего английского не хватило, чтобы разобраться, если это в принципе возможно.
А ведь она готовилась, больше того, Махит фанат Теиксклаана, как большинство умненьких мальчиков и девочек в Лсале, и будь имаго Искандра в порядке, легко вошла бы в сложную сеть взаимодействий тамошних персонажей. Но есть как есть, нужно срочно осваиваться и что-то делать, чтобы помешать могущественной империи аннексировать родной Лсал. Да тут еще те, кто убил предшественника покушаются на нее, со всех сторон плохо. Единственное, с чем полегче — это данная ей в помощь на роли советника, референта, атташе Три Морских Травы (о да, их имена отдельная песня: Двенадцать Азалий, Девятнадцать Адзе — чем бы это адзе ни было, Шесть Геликоптеров). Такая, приводящая на память «цветные» имена из «Бесцветного Цкуру Тадзаки» Мураками, ономастическая традиция.
Вообще, что касается продуманности мира Теиксклаана в мельчайших деталях и живописных подробностях, книга замечательно хороша. Читая, вспоминала трилогию Юн Ха Ли про Девятихвостого Лиса, там в части клана дипломатов (кажется, не помню точно) такие же немыслимые красоты и разные изощренные фишки, шику-блеску необыкновенного, составляющие разительный контраст монитору перед глазами и унылому пейзажу за окном
К слову, тема зрелого мужа, сознание которого подсаживается в тело молодой привлекательной женщины, тоже перекликается со «Стратегемой Ворона». Но здесь это обыграно изящнее и тоньше той милитари-истории. Интересная книга и очень достойный способ эскапизма от бесприютности начала российской весны.