Песчаная затравка, или Неторопливое начало великого пути
Сын герцога Лето, Пол Атрейдес, отправляясь в новый дом своей семьи – Арракис, знал, что его жизнь изменится. Но не предполагал, что настолько.
Измены, смерти, фримены, видения. В которых он во главе армии несет вселенной войну и огонь. Пол не желает себе такой судьбы, но хватит ли у него сил не допустить такого будущего?
Роман Фрэнка Герберта появился на свет в далеком 1965 году, собрав с того времени изрядную базу фанатов и две экранизации, весьма противоречиво встреченные народом. Дени Вильнёв, давний почитатель книги и автор незаурядных фантастических (и не только) фильмов решил принести миру третью. Приняв крайне спорное решение снимать ленту в формате двух полнометражных фильмов, (причем судьба второй части зависит от принятия зрителем первой), неужто «Оно» так повлияло? Решение, повлекшее за собой основные проблемы картины. В два с половиной часа Вильнёв вместил чуть меньше половины романа. В результате фильм воспринимается как жутко затянутое вступление, и местами заставляет скучать. По словам Катерины из четырех непременных частей любого творения (завязка, развитие, кульминация, развязка) мы увидели первую с кусочком второй. Дени, ты книгу на четыре части разбивать задумал?
В Part One слишком много затянутых сцен, взлетов и посадок орнитоптеров и прочих космо—летательных аппаратов, хождений по коридорам и улицам, неторопливо поданных видений. Сократи все эти полето-брожения до приемлемых показателей – выиграешь немало времени. Причем я не говорю о действительно важных, атмосферных моментах – красотах мира, особенностях семейства, беседах для раскрытия характеров. К ним претензий немного. Да, понятно, изрядная часть характеров, мотиваций героев, хорошо прописанные в книге, растворились в тумане, а большинство персонажей получили меньше внимания, чем заслуживали. Но это неизбежная, наверно, беда экранизаций. Зато без жутко бесящего спойлера (в книге буквально с первых страниц известно не только о грядущем предательстве, и о том, что ничего не изменить, но и имя изменника называется тоже буквально во второй главе) Вильнев решил обойтись.
Пустыни Арракиса снимали в Иордании и ОАЕ, а Калладаном поработала Норвегия.
В целом, с той самой поправкой на кинематограф, Дени вполне адекватно переносит первоисточник на пленку. Каладан полон моря и воздуха. Арракис – барханист и испепеляющ. Атрейдесы – глуповато-героичны, барон — мерзок, Преподобная мать – коварна, Раббан – звероподобен, черви — зубасты, фримены – наглы.
Картинка хороша. Космокорабли подавляют размерами, орнитоптеры активно машут крылышками, черви кокетливо выглядывают из песка, силовые щиты искрят, корабли стреляют и взрываются, ночь пылает пожарами, бойцы рубятся и помирают с криками на устах.
Вдобавок Вильнев угадал с актерами. Практически ни к кому нет вопросов. Разве что за ментатов обидно. Питер – никакой, Хават – жирно-невнятный.
Пол (Шаламе ) – актер который до этого не производил на меня ни малейшего впечатления, в Дюне понравился. Дерзкий, гордый юный пацанчик, не испорченный властью, искренне уважающий отца, усердно тренирующийся, способный брать ответственность и думать о людях. Вынужденный резко выходить на первые роли, спасая родительницу и себя. «Дюна» во многом роман взросления, развитию личности Пола уделяется немало внимания. Оставим сейчас за кадром его «читерские» способности предвидения, резкое «окрутевание» после экватора романа и линию избранности. Гораздо более интересны психологические изменения. К сожалению, большинство трансформаций происходит с Полом во второй части, в Part One они лишь намечены. Парни, ждите вторую серию.
Джессика (Фергюсон ). Изысканная «ведьма» из Бене Гессерит, владеющая Голосом, позволяющим управлять людьми, воительница, наложница, так и не ставшая законной супругой Лето. Мать, всем сердцем переживающая за своего первенца. Член ордена, чувствующий свой долг перед ним. Женщина, способная не раз удивить как друзей, так и врагов.
Герцог Лето (Айзек ). Справедливый, благородный правитель, больше заботящийся о своих людях, чем о выгоде. Персонаж, явно повлиявший на появление на свет Эддара Старка. Правда, в отличие от Старка, не чуждый грязной политике и небесспорным с моральной точки зрения действиям. Несколько недооценивший своих противников.
Система безопасности дома Атрейдесов на Арракисе – тема для отдельного разговора. Ну нельзя же так тупить!
Гурни (Бролин ), растерявший по дороге певческую грань, но сохранивший образ старого солдата. Матерого волка, готового любого порвать за своего герцога. Впрочем, как стратег Гурни оказался слабоват. Вопросы по поводу безопасности не в меньшей степени могут быть обращены и к нему.
Дункан (Момоа). Учитель фехтования Пола, шикарный боец. Бесшабашный, веселый, отвязный. Не зря так легко сошелся с фрименами. Образ будто создавался для Момоа, и тот оттянулся вовсю.
Чани (Зендея ). Будущая возлюбленная Пола. Выведеная на сцену в самом конце и не сумевшая пока проявить себя.
Стилгар (Бардем ). Один из лидеров фрименов. Напористый, опасный, плюющий на авторитеты. Его, как и Чани пока немного.
Барон (Скарсгард ). Главный антагонист проекта. Омерзительно спокойная скотина. Внушает.
Его племянник Раббан (Батиста). Поскольку Фейд-Рота остался там же, где Гурни-трубадур, Зверю приходится отдуваться за двоих. Пока кроме одного проявления гнева и одного – жестокости, мы ничего не увидели.
Экшена в ленте немного, сражения и поединки сняты своеобразно. Впрочем, такой стиль может быть выбран, чтобы показать специфику битвы людей, снабженных индивидуальными силовыми щитами.
Музыка и атмосферность хороши. Вильнёв идет по стопам Тарковского, активно используя медитативные длинноты пейзажей, что несколько сбивает динамику развития, но навевает нужное настроение. Играется с колористикой, четко отделяя цветами локации, настоящее и будущее.
При этом большинство моментов вселенной Герберта оставлено за кадром, у незнакомых с книгой, будет слишком много претензий к недосказанности мира. К примеру, многие из не читавших первоисточник поймут ли, куда в этом мире подевались компьютеры и огнестрельное оружие?
А главное — как я уже говорил — слишком многое приберегли для будущей второй части, которая непонятно когда появится (и появится ли вообще). Как вступление – неплохо (особенно если сократить на полчасика). Как отдельный фильм – есть вопросы.
Эрго. Атмосферная, но чертовски затянутая экранизация первого куска «Дюны». По большому счету – затравка, завязка и самое начало развития сюжета. Актеры молодцы, Вильнев – заигрался.
Парень, ставший Человеком, или Что наша жизнь – игра (компьютерная)
Живет на свете один Парень. Просыпается, завтракает, кормит золотую рыбку, ходит за кофе и на работу в банк.
Вот только он не человек, а персонаж игры с отрытым миром, другими словами — NPC.
Каждый его день его похож на другой, и, кажется, иначе и быть не может.
До одной случайной встречи. После которой Парень понял, что ему хочется большего.
Недавно мы уже наблюдали за приключениями людей в виртуальном мире. Однако постановщики Free Guy (прямой перевод названия – «свободный парень») решили взглянуть на этот самый мир с нестандартной точки зрения, глазами «неигрового персонажа».
Получилось легко, незатейливо, ми-мишно. И с недурным морально-этическим багажом.
Первым в глаза бросается картинка. Виртуальный город, наполненный веселым безумием и запахом комикса. Гости, сочащиеся тестостероном, агрессией, жаждой крови. Постоянная стрельба на улицах. Самое разнообразное оружие и техника, применяемые игроками: от реального вооружения до фантастических образцов. Несколько качественных экшен-сцен. Катаклизмы, взрывы, ограбления. Да, местами картинка выглядит естественно, местами, напротив, изрядно, прям нарочито компьютерно. Но возможно так и задумывалось – герои в компьютерной игре все-таки.
Все это богатство сдабривается порцией вменяемого юмора. Причем чаще всего содержащегося не в шутках, а в абсурдности ситуации. Обреченный фатализм жителей города, воспринимающих творящееся на улицах, как единственно возможную реальность (как и полагается «данную нам в ощущениях»). Сознающих себя обычными людьми в поселении, где постоянно резвятся не то боги, не то что-то на них похожее. Создавших определенную философию, систему отношений друг с другом, технику безопасности при встрече с игроками. Живущих пускай повторяющейся, но дорогой им жизнью.
Концепция мыслящих, мечтающих, чувствующих, наслаждающихся существованием NPC – хороша, пускай, не нова (по крайней мере, в отношении детских игрушек мультипликаторы нам уже многое рассказали). Но настолько обаятельные образцы искусственного интеллекта нам показывают нечасто.
А как вам идея сдерживать агрессию и стремление к убийствам в игре? Причем в самом натуральном шутере? И то верно: как-то неловко без причины лишать мыслящее, безопасное и доброе существо не то чтобы жизни, по крайней мере, изрядного куска дня.
Не обошлось без пасхалок для завзятых геймеров хотя их, конечно, поменьше чем в том же «Игроке».
Пошутили создатели ленты и над самими геймерами. В варианте Free Guy виртуальный мир привлекает либо детей/подростков, либо законченных лузеров. Несколько ограниченный взгляд, не находите?
Порадовали парочкой камео. И если у Эванса тут буквально пара секунд и одна реплика, то тот же Татум постарался выдать забавную комедийную сцену. Местами даже получилось.
Парень в исполнении Райана Рейнольдса мил, забавен и неотразим из-за своей неловкой очаровательности. При этом весьма целеустремлен и настойчив. Рейнольдсу комедийные образы нравятся, похоже, больше трагических (в которых он частенько выглядит эдаким огорченным бассет-хаундом), и оттягивается он в них по полной программе. Парень (и не только он) не исключение.
Главный женский персонаж Милли (Комер) показывает нам грань крутой девахи и не менее крутой интеллектуалки-ученой. Не наказуемо.
А вот Уолтер (Кири ) не впечатлил. Аморфный получился юноша.
Как и главгад (Вайтити), который не такой уж и гад (киллеров к парочке, по крайней мере, не подослал). Ну слишком уж он аляповато-буффонадно-фарсовый. Аж зубы сводит.
Теперь пару слов о моральной основе ленты. Несмотря на общую комиксоидность и балаганность фильма она касается моментов, над которыми раздумывало большинство живущих.
-Что такое реальность? А если то, что мы видим вокруг, не имеет к ней никакого отношения? Существует ли она вообще? А главное – имеет ли это хоть какое-нибудь значение, если ты живешь и вокруг хорошие люди?
-Как насчет свободы воли? Фикция, или все-таки могем?
-Права ли была пресловутая Старуха, или добрые дела дают-таки шанс на кусочек славы?
-Стоит ли удовлетворяться привычным бытом, или имеет смысл отринуть привычки, оторвать зад от дивана ради той, кто вызывает у тебя всплеск эмоций? Совершить сложный выбор и сорвать банк, спасти тех, кто тебе дорог? (или исчезнуть в облаке пикселей). Нужно ли поддаваться стремлению вперед, рано или поздно настигающему любого человека, или ну его?
-А как насчет мечты? Того, что тревожит тебя по ночам звоном несбывшегося, или тревожной магией новых имен, идей и вызовов?
Разве что концепция нестяжательства вызывает некоторые сомнения. Мол, откажитесь от стремления к наживе и славе – они сами вас настигнут. Может для гениев оно и так (да и то не всегда, мягко говоря), а вот в отношении обычных гомо сапиенсов имеются сомнения.
Эрго. Приятная «игровая» комедия с качественным идейным багажом, вменяемой картинкой и не отвращающим от себя юмором.
Многообразие путей для человечества, или Убийственное обретение Рая
Середина 4 тысячелетия. Со времен конфликта с праймами прошло тысяча двести лет. Человечество серьезно изменилось с тех древних пор. Остались в прошлом поезда, курсирующие через червоточины, зональное деление, да и сама структура Содружества не сохранилась.
Одним из немаловажных особенностей новых времен стало движение Воплощенного Сна. Миллионы людей, поклоняющихся загадочной Бездне, бесстыже раскинувшейся в самом сердце Галактики. Казалось бы, очередной религиозный культ, сколько их было, сколько будет. Так да не так. Ведь многие люди уверены, что Бездна таит в себе ужасную опасность. И паломничество к Ней, которое собираются предпринять члены Воплощенного Сна, запустит механизм гибели Галактики.
А ведь есть еще чужаки, обладающие той же информацией и не склонные дожидаться уничтожения всего, что они знают. Чужаки, грозящие Содружеству неведомыми могущественными союзниками и обещающие любыми способами не допустить паломников к вожделенной цели.
А значит, над человечеством, да и над всей галактикой, вновь сгущаются черные грозовые тучи.
Питер Гамильтон – создатель почти двух десятков романов, в частности цикла «Вселенная Содружества» — «Звезда Пандоры», «Иуда освобожденный», был известен как автор эпических, антуражных и хорошо проработанных космоопер. Но «Бездной» Питер, пожалуй, сделал заявку на следующую, более высокую лигу писательского цеха. По крайней мере, по уровню фантазии.
Гамильтон в отличие от подавляющего большинства фантастов, начинающих действие следующей книги цикла на завтрашний день после окончания предыдущей, мелочиться не стал. «Перепрыгнув» аж на 1200 лет. Это действительно, редкость. Из столетних и более временных промежутков между книгами с ходу вспоминается Симмонс с «Эндимионом», да Азимов с «Основанием». Зачем Питер совершил такой скачок, становится понятно сразу. В «Бездне» писатель решил поговорить с нами о путях развития человечества, да и прочих разумных существ тоже. Ведь «за время пути» гомо сапиенс успели слегка подрасти. А точнее видоизмениться. «Натуралов» — людей без генетических и прочих усовершенствований осталось немного. После того как ученые с Дальней открыли свои генетические наработки Содружеству, модификация ДНК стала доступна для 80 процентов людей. Соответственно, почти у каждого что-то да подправлено. Появились Прогрессоры, «апгрейдящие» себя и потомство для жизни на Внешних планетах. Высшие – жители Внутренних планет (среди которых и Земля), существа, внедрившие себе в организм бионические органоиды – биононики. Средства для поддерживания здоровья, сохранения формы, улучшения метаболизма, поправки хромосом, защита от радиации. Они даже тело могут формировать по своему желанию. А уж сколько «плюшек» получает обладатель специализированных бионоников в бою! Не в сказке сказать, ни пером описать. Но даже Высшие еще не финал. Дальше следует АНС — Активная Нейронная Сеть. Совокупность сознаний и разумов людей, уставших от «тварной» жизни. Неограниченное время существования. Телепатия и прочие обширные возможности. Думаете это, наконец-то вершина? Предел мечтаний? Как-бы не так! Ведь есть еще постфизические существа. Человеки такого уровня еще не достигали, но для многих чужих рас это нормальный этап развития.
Вот и думайте/выбирайте вместе с жителями вселенной Гамильтона. К какой бы из групп присоединились вы лично? Гордо отринули большинство новшеств, и защищали свои убеждения с оружием в руках, как Протекторат? Безоглядно кинулись в объятия Высших, фактически перестав быть человеком? Стремились бы в АНС, устав от земных тягот? Или мирно возились бы в огороде на солнышке, выращивая лучшую в империи капусту? Есть над чем задуматься, и хорошенько помыслить какую именно участь «нажелать» нашим далеким-далеким потомкам.
Да, все помнят, чтобы умереть во вселенной Гамильтона — нужно хорошо постараться? Ведь еще с 2050 года в Содружестве в полный рост работают технологии омоложения и оживления (а вы говорите – Углерод. Ну ладно, не говорите – думаете). Даже кое-кого из пропавших во время войны с праймами находят и возрождают. А с нынешними забавами с ДНК мало кто может себе отказать в удовольствии при очередном оживлении или омоложении, чуток подправить рост, размер бицепса, груди, или убрать склонность к ожирению.
Свеженьких фантдопущений у автора хватает. Таких как ультрадвигатели, делающие по пятьдесят пять (!) световых лет в час. Телепорт-сфера, окутывающая всю Землю. Крайне интересные и предельно смертоносные виды боеприпасов и вооружений. Мультиличности, делящие одно сознание на десяток тел, спасибо гея-частицам. Гея-сфера, созданная Оззи с целью дать людям возможность больше сопереживать и меньше враждовать. Кстати, за периодическое упоминание («Во имя Оззи!», «Всемогущий Оззи!»), или даже появление некоторых старых героев, автору отдельное спасибо.
Как и подробностей, создающих на наших глазах непротиворечивое, хорошо проработанное и дышащее полной грудью полотно мира.
Но главным достоинством новой трилогии Гамильтона стали не новые «фишки» мира Содружества, не отточенные детали и даже не размышление о будущем гомо сапиенс. А совмещение всех этих моментов с отдельной линией в слегка фентезийном стиле (помните шикарное «Пламя над бездной» Винджа с его несколькими пластами? Где-то в этом ключе). Линией, за которую отвечает Бездна. Место, где мысль напрямую управляет материей. Где все поголовно владеют телекинезом, взглядом, проникающим сквозь стены и ментальным наречием. Некоторые способны создавать гено-реформированных животных для конкретных хозяйственных и военных нужд. В общем, весьма близки по своим возможностям к богам. И не удивительно, что возникла целая религия всем телом стремящаяся в эту Вселенную Обетованную. Но что если все не так. Ведь Бездна по словам райелей несет жуткую угрозу всей Галактике. Или нет? Или это высшая степень нематериального мира? Или там «не бысть ничего», кроме энтропии и хаоса? Или… Тайну Бездны, несмотря на все главы, рассказывающие об этом месте, автор выдерживает на пять баллов.
Все вместе смотрится шикарно. Граждане Содружества, часть из которых стремится в Бездну, в надежде обрести там рай земной и получить те же возможности, что и ее жители. Другие, наоборот, выбирают какой-то свой путь и начинают отстаивать его ценность. Члены АНС, у которых мало того что имеется огромное количество фракций, каждая из которых тянет одеяло на себя, так еще и некое «соборное» Правление – эдакий коллективный разум. Сны Иниго – рассказы о Бездне и талантливом Эдеарде. Изрядное количество различных чужих рас, во главе с агрессивной Окайзенской империей, большинство из которых служит лишь фоном. Детективная линия поиска пропавшего Иниго. Политические разборки разных фракций АНС и их физических представителей. Напряженный триллер, переходящий в боевик, в исполнении Аарона. И главное – ожидание разгадки, или по крайней мере прояснения тайны Бездны. Которое нас ждет в последующих двух томах.
Да, как всегда имеются нюансы. В объемах текста Гамильтон никогда не стеснялся, не стал и на этот раз. Буков в романе хватает.
Особого идейного разнообразия от книги ожидать не стоит. У Питера привычка взять одну, максимум пару мыслей и усердно их думать на протяжении сотен страниц. Тоже метод, причем очень популярный на Западе, но все же хотелось чуть более проработанного идейного многообразия. Потенциал то у автора хорош.
Но главное, что вызывает вопросы – это реакции на жизнь членов АНС. Им всем не по одной сотне лет, а некоторым и по тысяче. Несмотря на это непредставимый возраст и неограниченные возможности в виртуальности, они продолжают самозабвенно возиться в политической песочнице Содружества. При этом в большинстве своем, считая обычных людей животными и стремясь управлять их жизнью. Где логика? Где разум? Это же неинтересно! Ну, день ты муравьями покомандуешь, ну два. Ну, неделю мартышками поуправляешь. Ну, две. Потом со скуки сдохнешь! Ах, вы оказывается о судьбах человечества печетесь? Считая их опять же тупыми животными. Слабовато верится. Да, остроты в блюдо добавляют внутренние конфликты в АНС. Но опять же, ну сколько можно подкалывать соседа Петю? Сколько можно ему доказывать, что ты более альфа-самец, чем он? Что труба у тебя повыше, а дым погуще? Ну, год. Ну, два. Потом… Товарищи из АНС занимаются этим благородным делом столетиями (!) Саморазвитие? Создание чего-то нового? Творчество? Наставничество? Научные изыскания? Нет, не слыхали.
Эрго. Мощное начало эпичной, хорошо прописанной космооперы с несколькими линиями событий и раздумьями о пути развития гомо сапиенс. Идейного бы разнообразия побольше, да нелогичную человечность некоторых не совсем уже человечьих личностей убрать, стало бы еще лучше.
Хоррорный винегрет, или Червивое проклятие под крики козодоев / История, тянущаяся поколениями
Капитан китобойного судна Чарльз Бун не собирался менять профессию. До момента смерти жены от туберкулеза, а также известия о наследстве от кузена, оставившего Буну фамильное поместье и лесопилку.
Чарльз берет детей в охапку и перебирается на сушу.
Однако все не так благостно, как может показаться. Жители соседнего городка люто ненавидят всех членов семейства Бун. Да и сам особняк, где произошла не одна смерть, таит в себе зловещие секреты.
Экранизаций Кинга, будем честными, немеряно. Не позабыли постановщики и короткую форму Мастера Ужасов. Chapelwaite снят по мотивам рассказа «Иерусалимов удел» 1978 года (вдохновленного, в частности, лавкрафтовскими «Крысами в стенах»).
Чепелуэйт/Чапелвэйт переводится с английского как Часовня Ожидания.
Проект вышел атмосферным, но медленным и затянутым (неудивительно – рассказ расплющить на 10 серий) и намешавшим внутри себя слишком много всякого — эдакий хоррор-винегрет.
Тут вам и обрывки историй о таинственных мистических особняках, и родовые проклятия, и древние культы в духе Лавкрафта, и магические книги, и закрытые общины с жуткими устоями, и маниакальные состояния, и постаповские зарисовки, и банальные кровососы. Да еще и социальные напевы!
К сожалению, не всем из них из них удается раскрыться в полной мере, и ни в одном из поджанров сериал не показывает ничего нового. Взамен пытаясь соорудить из этого многообразия вменяемое блюдо. Выходит не всегда.
Только начинаешь настраиваться на одну из тем, как постановщики подбрасывают новый элемент, который порой неуместно смотрится рядом со старым. Временами начинает раздражать. Иногда вызывает здоровый детский смех, особенно в случае стандартного до тошноты позера-Иакова, совершающего сюжетообразующие детские ошибки.
В плюсы Chapelwaite можно занести общий колоритный антураж маленького, удаленного американского города начала 19 века, живущего под леденящие крики козодоев в нежно «любимом» Кингом штате Мэн. Дома и улицы которого по ночам освещаются неверным огнем масляных ламп, а за пределами небольших кругов света царит темнота. Где все всех знают, власть олицетворяет один единственный констебль, а из щелей активно лезут пуританские привычки и предрассудки.
Мимо социальных аспектов того нетолерантного времени постановщики, конечно же, пройти не могли.
К неграм тут, как полагается, пренебрежительно-расистское отношение, а за поцелуй с белокожей дамой сына Африки и вздернуть могут. Сами дамы тоже не в особом шоколаде. Угнетают, мужики-паразиты. Приветствуются чинные матери семейства в чепчиках, а на молодых бунтарок, сражающихся с навязанными обществом устоями, смотрят откровенно косо. Таких, правда, в Углу проповедников ровно одна штука.
Приятно выглядит интрига о том, что собственно происходит в мрачном особняке Чепелуэйт, выжившая половину сезона. Впрочем, даже в ней полно предсказуемых моментов. Ну, конечно, думаем мы, вот сейчас вылезут твари, а вот сейчас найдут слабое место среди героев, и мы даже знаем какое. Или как не догадаться о том, кто именно поднимается нынче по лестнице. А вон и сборная команда добра намечается. И что характерно, в предположениях не ошибемся. Ай, какие мы умные!
Побалуют нас создатели сериала редкими флеш-беками из времен, давших старт проклятию Бунов. Тут как раз можно было бы и попространнее.
Погонят зрителю даже бестолкового экшена, в процессе которого персонажи не прекратят терзаться рефлексиями и страдать по своим тяжким судьбам.
Еще одной составляющей проекта стала картина зарождающегося безумия с галлюцинациями, видением невидимого, опасностью для окружающих, активным эмоционированием, странными речами. За нее отвечает Эдриан Броуди.
Суров, но как на меня недостаточно для капитана-китобоя, вынужденного держать в море железной хваткой сотню бескрышных мореходов. Хотя с местными бузотерами капитан разобрался знатно. Задумавший продвинуть прогресс и срубить чуток денжат для себя, а не для осточертевших владельцев кораблей. Эдакий строгий, но справедливый отец, искренне любящий своих чад. Переживший в детстве мощную психотравму, во многом сформировавшую его личность. Человек, потихоньку погружающийся в пучину галлюцинаций, сомневающийся в собственном разуме. Переживающий на тему своей безопасности для близких. Хватающийся за любую соломинку, обещающую вытянуть его из этой напасти. Упрямый (порой даже слишком), не привыкший легко сдаваться. Упорно не желающий видеть опасность и свалить из ловушки к чертовой бабушке. Приятный образ, хотя не без нюансов.
А вот и та самая белая ворона Угла проповедников. Ребекка Морган (Хэмпшир). Девица стремящаяся стать репортером и писателем. Олицетворяющая женскую борьбу за свои права. Закончившая колледж, боевитая, передовая, активно ищущая историю для книги и жаждущая зарабатывать писательством. Привязывающаяся к семейству Бунов, по уши влезающая в их историю.
А теперь пару слов о рассказе, ставшем искаженной и дополненной основой для сериала. Описываются события двух временных линий – современности, то бишь1850 года и дневниковые записи деда Чарльза Роберта из 1789-го.
Создан рассказ в эпистолярном жанре, от первого лица, представляя собой письма Чарльза Буна, прибывшего в поместье после смерти жены. Никаких спиногрызов и Ребекки при нем нет и в помине, взамен в наличии верный секретарь и помощник Келвин (некоторые записи принадлежат его перу). О роде занятий Чарльза не говорится (похоже, праздный аристократ), но явно не китобой. Все происходит без побочных линий, социальных этюдов, лесопилок, особого описания быта жителей соседней деревни и прочих рассусоливаний. Есть тайна особняка, покинутый город, загадки предков: «цели ясны, задачи определены, за роботу товарищи!». Сильна линия рока, осознание героем власти над ним этого самого рока. Имеется книга, особняк, немертвые (изрядно отличающиеся от сериальных), но в формате рассказа смотрятся эти элементы достаточно гармонично.
Эрго. Жутко растянутая, предсказуемая, но все же атмосферная «вампирская» история с густым домесом из разных хоррор-подтем.
Режиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен, Майкл Нанкин
«Ты Художник, мы толпа», или Человек, который никогда не врет
18 век. Имя Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (Янковский) слышал в Ганновере каждый. Ведь это именно тот смешной человек, который летал на Луну, вытаскивал сам себя за волосы, и посодействовал появлению на голове у оленя вишневого дерева.
Ну или как минимум уверенно рассказывал о том, что все это (и многое другое) делал.
Барон тем временем был занят делами матримониальными. А точнее стремился развестись со своей супругой и обвенчаться с прекрасной и нежной Мартой.
Но это невинное и понятное желание дало старт событиям, изменившим жизни всех участвующих в этой истории.
«Тот самый Мюнхгаузен» является, наверное, самой известной работой из знаменитой пенталогии Марка Захарова: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». И может служить великолепным примером полифонии, разнообразия мыслей, идей в одной картине. Того, чего критично не хватает подавляющему большинству современной кинопродукции, упорно и тяжело два часа обсасывающего одну единственную концепцию («у меня есть мысль и я ее думаю»).
В «Мюнхгаузене» Захаров поговорит со зрителем о:
-Творце/неординарной личности и толпе. Барон вроде как ничего не создает. Он не художник, не композитор, не ученый. Местная достопримечательность. Обычный экстравагантный городской сумасшедший – фрондирующий, читающий, размышляющий, занимающийся астрономией. Беседующий с Ньютоном и Шекспиром, хвастающий автографами Софокла, бьющий уток через дымоход. Формирующий реальность вокруг себя (Захаров прямым текстом говорит о том, что как минимум некоторые необычные свойства у барона имеются).
Меж тем, это единственный человек в Ганновере, которого не устраивает устоявшийся порядок вещей. Причем пока Карл пишет «фантастику», рассказывает о своих приключениях, встает в 6 часов утра, планирует подвиги по расписанию — окружающие снисходительно относятся к выходкам барона. Да, такие люди всегда вызывают пристальное, неодобрительное внимание обычных сограждан. Как любой, кто выделяется из серой массы обывателей. Однако до поры до времени Мюнхгаузена терпят.
Но затем он покусился на основы. Институт семьи. Многих не радуют те, с кем они живут. Нелюбимая жена. Опостылевший муж. А что делать? Все так живут, и ты живи. Двойную мораль не зря придумали. Заводи толпы любовников, води любовниц, но не трогай святое. А если уж тронул – получи по полной.
Вдобавок «32 мая» — а это уже прямое нарушение сложившегося миропорядка. Причем объявленное в крайне неудачный момент. Ведь у Карла была одна неудобная черта – уникальное правдолюбие. Неуместное, чрезмерное. Не позволяющее промолчать, когда надо, приносящее кучу проблем ему и близким (даже гении бывают ограниченными). Ведь Мюнхгаузен никогда не врет. Даже тогда, когда стоило.
-Отношениях мужчины и женщины.
Мужчины умного, блистательного, гениального, горделивого, фонтанирующего идеями. Позера, гордеца и выпендрежника (шикарная работа Янковского, человека, жить с которым постоянно — еще тот подвиг. И его музы Марты (Коренева). Наивной, трепетной, нежной, женственной, не семи пядей во лбу, но с удовольствием принимающей правила игры, восхищающейся и всецело поддерживающей любимого. Идеал, которого ищут большинство мужчин. Идеал, у которого был лишь один серьезный «баг». Она не мыслит жизни без отношений, узаконенных церковью (или просто жаждет стать баронессой?) – тяжелое наследие детства. И чтобы добиться этого самого законного брака, готова была пойти практически на все. Манипуляцию (осознанную или нет, кто знает), предательство. Правда, достигнутая мечта оказалась не столь сладкой, как виделось (законная жена Мюллера не то же самое, что законная жена Мюнхгаузена).
В контексте этих самых отношений главный герой допускает свою самую серьезную ошибку, решившись ради любимой поступиться основополагающими для его личности вещами, став таким, как все. Естественно, ничем хорошим это закончиться не может. Именно образы барона и Марты (пожалуй, еще Бургомистра) претерпевают по ходу фильма самые разительные изменения.
-Проблеме отцов и детей.
Вино и уксус. Карл и Феофил. Дети, соперничающие с отцами, теряющие время в тщетных попытках повторить их достижения (хотя, возможно их сильные стороны лежат в абсолютно других сферах людской деятельности), ненавидящие родителя. Остается, правда вопрос: как такой умнейший человек, как барон допустил, чтобы из его крови вырос столь слабый и невнятный истерик, как Феофил (или все-таки не из его?). Да, я в курсе, что ребенка воспитывала мать (которая, кстати, аж никак не является истеричкой, а скорее бабой-кремень), а барон был увлечен другими делами. Не хотите, чтобы вино превращалось в уксус? Занимайтесь своими детьми. Плотно и постоянно.
-Друзьях.
Бургомистр (Кваша). Единственный друг Карла, вынужденный предать его. Человек, оказавшийся на распутье между долгом, ожиданиями социума и дружбой. Не нашедший в себе сил пойти против общества. Бросивший товарища на растерзание толпе. Обычная ситуация, с которой так или иначе сталкивались многие в своей жизни.
-Власти и религии.
Фигура герцога – ограниченного, глупого, самоуверенного, перед которым лебезят толпы холуев, ловящих каждое его слово. Ничтожество, решающее судьбы гениев, властвующее над жизнями и смертями тысяч людей. Исключение? Нет, к сожалению, правило, именно такие люди чаще всего добираются до власти.
Церковь также получила в работе Захарова на орехи. Пастор (Долинский) – умный человек (как говорят), все равно находящийся в плену всех социальных и общественных заблуждений и ограничений великого города Ганновера. А это духовный пастырь, должный направлять мещан.
-Лицемерии толпы касабельно ушедших гениев.
Превращение живых, полнокровных, выстраданных мыслей, идей в застывшие, причесанные, выхолощенные и кастрированные монументы для среднего школьного возраста. Спекуляция на наследии великих. Изменение отношения к неудобным, раздражающим неординарным личностям после их смерти. Когда с этим бесящим всех человеком, можно делать все, что угодно социуму.
Второстепенные образы в картине также шикарны.
Герцог-портной в исполнении Броневого.
Шикарная, беспринципная, по-житейски умная стерва-баронесса (Чурикова), чувствующая себя среди интриг высшего общества, как рыба в воде. Ах, какая могла бы выйти пара, сложись отношения барона с баронессой иначе!
То пронырливый, то скрупулезный, то демонический адвокат (Абдулов).
Истеричный Феофил (Ярмольник).
Цитат, остающихся в истории, как всегда в сценариях Горина, вагон и маленькая тележка.
Лента сделана с юмором, сатирой и сарказмом, чуть утрировано, но при этом аж никак не являясь чистой комедией. Это классическая трагикомедия, ведь настолько утонченно-печального, но все же оптимистичного фильма еще поискать.
Эрго. Одна из лучших картин советского (и мирового) кинематографа, с шикарными актерскими работами, тщательным трудом постановщика, великолепным сценарием, полным запоминающихся фраз и монологов, раздольем мыслей и идей.
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семён Фарада
От Катерины:
Отрывок из моей переписки с бароном фон Мюнхгаузеном. Публикую с его разрешения.
Барон ответил: «Публикуйте. Вам же хуже».
Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен, разве прилично так орать? Вы все врете, лишь я правдив.
Говорить заумными притчами? Вы хоть так, хоть эдак ничего не поймете, страдайте, зато мне с вами не так скучно будет.
Охотно вступать в игру? Только игра, всенепременно, должна быть Ваша и по Вашим же правилам.
Не удивительно, что поддерживают Вас лишь, по щенячьи влюбленный слуга и слабая, глупая Марта.
Да, да я безропотно верю в Вашу любовь, к существующему в Вашем же воображении образу. Только причем тут настоящая, живая женщина из крови и плоти? Которая из ума вон лезет, дабы соответствовать? Даже до того, что предает, додумалась, правда не до того, что уже дважды отреклась: стань как все, не будь как все, сама не знает, чего хочет…. Бог с ней с любовью, она, как и голова, предмет темный и исследованию не подлежит.
Остальным, разумным, обстоятельным людям, не до этих глупостей: у них жизнь идет. Нормальная человеческая жизнь, все друг друга режут, травят, если не физически, то морально. А вы этим бедным злым людям их же лицемерием, двойной моралью, меленькими, мерзенькими тайночками, в рожу в рожу. Да вы, батенька, социопат.
Бедняги бледнеют, краснеют, зеленеют, от натуги мозги скрипят. Пытаются обыграть Вас Карл на Вашем поле, душевная немочь косит их ряды. Ну-ка, новые фокусы со старыми кунштюками. Присоединяйтесь господин барон, присоединяйтесь…
Одно не понятно, отчего Вы не сказали, — «Я понял, в чем наша беда, мы слишком серьезны» Ну да ладно, как сказали, так сказали.
Только оленя жалко до слез, больно, знаете ли, когда в мозг прорастают корни вишневого дерева или несвойственные ему идеи. От этого сдохнуть можно. Так что радуйтесь, что доктор тронулся, хотя, все относительно. Но это уже совсем другая история.
Надеюсь, барон, вы приняли приглашение Свифта? Волшебник и Дракон обещали быть. Жозефа Бальзамо, насколько мне известно, не приглашали. Ибо зарвавшийся профанатор.
Засим, прощаюсь с Вами, Карл Фридерих Иероним барон фон Мюнхаузен.