Перерождение хирурга, или «Жадность – это очень плохо»
Бывший военный врач Патрик Самнер, устраиваясь хирургом на китобойное судно, не рассчитывал разбогатеть. А вот сменить обстановку, обдумать былое, после расставания с армией ему явно не мешало.
Вот только плавание оказалось далеко не безоблачным.
Этому способствовали не только двое мужчин, загоревшихся желанием прибрать некую ценную вещь доктора к рукам.
Но и игры владельца корабля в компании с капитаном со страховкой.
А значит, судьбы экипажа «китобоя» могут круто измениться.
Проект, начинающийся в духе «Франкенштейна», затем плавно перебирающийся на поле «Террора».
Брутальный, жесткий, атмосферный.
Фильм снят по роману Иэна Макгвайра «В северных водах».
С первых кадров нас окунают в неприглядные английские реалии середины 19 века. В любимом фраппирующем варианте киноделов. Беспросветность, грязные прохожие, пьяные хари, быстрый секс со шлюхой в подворотне, бедность, преступность, детишки, терзающие труп свиньи. Четкое и однозначное отличие джентльмена от простолюдина по одежде и повадкам. И темнота. Как только садится солнце – темнота. На улицах, в тавернах, внутри корабля. Темнота, едва тревожимая слабеньким светом ламп.
Тяжело в стране английской жить.
Нагнав на зрителя меланхолию, и обозначив главные фигуры, нас увозят из богоспасаемой Англии, отправляя на китобойное судно.
Тут тоже, доложу я вам, не премьер-отель. Хотя воспринимается обстановка обитания получше, чем в том же Хорнблауэре. Ну во-первых судно не военное, во-вторых пребывать большую часть времени мы будем не с командой, а с корабельным хирургом. В его небольшой, но отдельной каюте. Да и помещения экипажа выглядят не такими уж маленькими. Понятно, что снималось в павильоне, да и с масштабом постановщики потерялись – смотрятся все эти кубрики поболе, чем должны быть в реальности.
Зато корабль хорош. Все эти фок-мачты, бом-брамсели, «есть, капитан!», «свистать всех наверх!» и прочая морская романтика. Изящный парусник, рассекающий необозримые просторы. Показанный со всех возможных сторон и ракурсов, включая частые съемки с дрона.
Как и морские будни китобоев. Знакомство врача и зрителя с устройством судна.
Обледенелые мачты, столкновение со льдинами, потрясающее корпус до основания. «Жирное» спасение от обморожения. Пронизывающий холод, причем в отличие от героев Террора здешние китобои о головных уборах не забывают. Отталкивание льдин шестами при проходе корабля, похороны в море. Избиение тюленей – беспомощных животных (как то даже слишком спокойно принимающих смерть), которые отчего-то почти не убегают. Свежевание убитых. Окровавленный лед с ошметками зверей. При всех неаппетитных моментах, деталей камера не берет. Будто застеснявшись, сконфужено убирает свой взор от нюансов забоя несчастных животных.
Но венцом действий и главной целью кончено же являются не тюлени, а киты. Охота на китов – это пик и апогей всего похода. Большая рыба! Возбуждение, охватывающее команду при виде исполинов моря. Лихорадочный спуск шлюпок. Подкрадывание к животным. Атака. Поливание водой гарпунных веревок. Кровавый фонтан из дыхала. Разделка туши, палуба покрытая жиром, фартухи в крови, песня, кружка по кругу, невзирая на радостную усталость. Моменты абсолютно обычные для моряков тех лет, шокирующие для современного рафинированного зрителя.
Ну и выворачивающая все внутренности морская болезнь, вши, болячки – куда ж без реалистичности.
Также стоит отметить антураж плавания в северных морях. Молнии на горизонте. Огромные водные валы. Первые ледяные островки. Льдины, превращающиеся в сплошное поле. Торосы. Снежные бури. Маленькая черточка корабля на фоне белого безмолвия.
Однако сериал лишь кажется сплавом документальных лент NGO с историческими реконструкциями BBC. Есть у него и моральная основа, и приятные актерские работы, и некоторые зачатки интриги. С последним, к сожалению, все не слава богу. Сюжет достаточно предсказуем, в общем, читаясь очень близко к показанному.
Зато актеры стараются.
Главную партию разыгрывают два антагониста. Антагониста во всем: внешности, повадках, подходе к жизни, психологических особенностях.
Патрик Самнер (О`Коннелл). Интеллигентный, культурный мужчина с аккуратной бородкой, читающий Гомера и вежливо общающийся с самым последним матросом.
Цивилизованный, этичный, чуждый жестокости, доверяющий свои мысли дневнику. Служивший в Индии во время восстания сипаев, получивший там ранение в ногу. Не распространяющийся на тему причин своего увольнения. Старающийся сблизиться с помощниками капитана (ой, зря). Подсевший на опиум. Человек с болезненной тайной в прошлом. Допустивший немало ошибок, поддавшийся жадности. Не выбравшийся из-под гнета вины.
Получивший второй шанс, возможность многое пересмыслить, быть сожранным, серьезно измениться, познать два мира и переродиться. А может быть и нет.
Нам дарят ряд камерных флеш-беков времен его службы. Погружают в опиумный бред, когда прошлое не просто встает как наяву, а буквально пересекается с настоящим.
С одной стороны – перед нами светлый полюс конфликта. С другой – персонаж, показывающий что в самом приятном на вид человеке может таится немало недостатков и не лучших черт. А о прошлом людей спрашивать и вовсе противопоказано.
Гарпунщик Генри Дракс (Фаррелл). Темная сторона противостояния. Могутный мужик с немалым брюхом и негритянской татуировкой на спине. Не умеющий читать, немногословный, драчливый, азартный, получающий настоящее наслаждение от своей работы гарпунщика. С безуминкой во взгляде и собственной доморощенной философией. Привыкший не размышлять, а действовать, следовать своим склонностям. Абсолютно аморальный и вызывающий дрожь тип.
Понятно, почему Фаррелл взялся за этот образ. Кто откажется занести в свой актерский список убийцу с животным магнетизмом, эдакого лишенного сомнений и морали сверхчеловека.
Стоит также отметить старпома Кавендиш (Спруэлл ). Далекий от цивилизации морской дикарь. Еще одна жертву жадности, слишком многое на себя взявшую. Спруэлл нередко играет антагонистов, и этот неоднозначный негодяй вышел у него на славу.
Пройдутся постановщики по экологическим проблемам («киты уходят» — пока еще есть куда уходить), и тяжелым судьбам секс-меньшинств в нетолерантном 19 веке. Вяло обозначат детектив, к сожалению, столь же предсказуемый, как и остальные сюжетные повороты. Затронут тему цивилизованных наций и примитивных народов, полных суеверий, близких к природе.
Моральная основа ленты довольно проста, но, тем не менее, актуальна, как и во все века – жадность это плохо. Не играйтесь со страховкой – бог, он все видит. Не введитесь на выгодное, как кажется, предложение от вышестоящих — кинут, как пить дать, если прижмет. Не таскайте с собой лишние ценности, вокруг полно маргиналов, готовых на что угодно, дабы разбогатеть. Не пытайтесь стать своим парнем в компании. Держите похоть в узде. Мораль и этика придуманы не зря. Однозначно хороших людей не существует.
И тому подобные азбучные истины. Впрочем, повторение – мать учения.
Эрго. Холодная, заснеженная история о жадности и прочих изысках людской психологии. Достаточно предсказуемая, до дрожи атмосферная, с парой хороших актерских работ.
Режиссер: Эндрю Хэй
В ролях: Джек О`Коннелл, Колин Фаррелл, Гари Ламонт, Сэм Спруэлл, Питер Муллан, Том Кортни, Ипили Оотоова, Джерри Линч, Элиза Баттеруорт, Стивен Макмиллан, Нив Нилсен