Необходимые вещи на минималках, или Чада цирка и кино
Начало 40-х годов. Америка.
В маленьком городке Литчфилд только и развлечений было что кинотеатр. Одни жители с удовольствием следили за перипетиями фантастики и мелодрам. Другие – активно выступали против непристойностей, показываемых на экране.
Так длилось до той поры, пока с фильмом, посвященным преждевременному материнству, в город не наведалась передвижное шоу. А вскоре в отеле, где поселились его участники, произошло жестокое, таинственное убийство.
И, похоже, это было только начало.
Не особо оригинальный хоррор, стоящий «на плечах гигантов», способный, тем не менее, порадовать атмосферой 40-х и одним любопытным финтом.
Перед нами классическая история о Зле, пришедшем в провинциальный городок. Поначалу она вообще выглядит Нужными вещами-лайт. Неведомая сила, играющая на потаенных, забытых моментах из прошлого, цепляющая на крючок любопытства. Вот только Маккаммон строил такие саги гораздо интереснее. А Кинг еще и на порядок психологичнее. Тем паче разворачивается сюжет «Ребра» слишком уж неторопливо. Фактически треть романа представляет собой затянутую экспозицию.
Однако есть у книги один несомненный плюс.
Атмосфера начала 40-х. В мире бушует Вторая Великая бойня, и она уже докатилась до тихой американской гавани. Изрядное количество мужчин отправились за океан, а у молодняка появилась еще одна возможность порвать с опостылевшим провинциальным бытом. О том, что велик шанс не вернуться – задумывается немного народу.
А в благословенной Господом Цитадели демократии, царят самые что ни на есть неполиткорректные времена. Никакого тебе уважения к другому цвету кожи или сексуальной ориентации (о таких извращениях автор даже не упоминает). Изменил супруге/(гу)? Будь готов к немалому штрафу. Спутался с цветной дамой? О! Тут вообще все весело. ГГ хватило косвенных улик (судья прямых доказательств связи не увидел), чтобы потерять жену, работу, уважение общества. Его жизнь фактически уничтожена. Что уж говорить о пресловутой сегрегации – чернокожие люди второго сорта, как повелось испокон веков.
Мораль социума и простые семейные ценности нерушимы – любой намек на неприличное поведение как в быту, так и на экране вызывает волну гнева и осуждения столпов общества. В приличном отеле для поселения пары необходимо свидетельство о браке. Роль женщины сводится к заботе о муже и хозяйстве. Благо хоть сухой закон уже десяток лет как отменили – не нужно выпивку по подвалам прятать.
Пасторальные времена, одним словом.
Стоит отметить — автор не любит циркачей. Особенно в их передвижном, уже почти исчезнувшем варианте. В этом Эд не одинок. А вот к кинематографу испытывает теплые чувства.
Главные герои романа неплохи, жаль их тут всего двое.
Джордж Уокер, он же Джоджо. Некогда помощник шерифа, ныне «гостиничный коп», частный детектив, вышибала приглядывающий за порядком в отеле. Типаж с налетом нуара. Не снимает костюм, курит как паровоз, играет на скачках. Не чужд женских прелестей. До определенного момента. Ведь именно Джоджо тот самый глупец, спутавшийся «с чернокожей бабой». Вдобавок он болен редким синдромом Амбракса, либо синдром оборотня. Волосатость, если попросту, у парня повышена. Очень. Чтобы не выглядеть как йетти, Джорджу приходится бриться 2-3 раза в день. А еще он не помнит своего раннего детства. Совсем. Зато знаком с классическими трудами философов. Отнюдь не тупой дуболом.
Как и вторая протагонистка. Теодора Кевинью. Супруга владельца кинотеатра. Не особо общительная, довольная ролью домохозяйки, не особо нуждающаяся в сексе. Начитанная, думающая, способная к неожиданным решениям.
Вместе с основной парой Курц дарит некоторое количество второстепенных персонажей, создающих городскую массовку. Есть несколько пронзительных удач, но, в целом, они гораздо слабее главных героев.
Общая атмосфера романа гнетущая. Липкая жара, обволакивающая тело, лишающая сил. Безнадега в жизни главного героя. Презрение и холодность со стороны окружающих. Нагнетание обстановки. Загадочное убийство. Неаппетитные подробности происходящего.
Мрачненько.
И фантасмагоричненько. После экватора автор огорошит читателя целым букетом мистических, сюрреалистичных сцен с погружением в прошлое, магическими этюдами, альтернативными реальностями и неожиданными открытиями. Все не так, как кажется.
Ход с местом действия неплох. Как и с происхождением антагониста. И хотя, в конце концов, все опять же сводится к классике, то, как появился главгад, и чего он натворил, придает книге чуток остро необходимой ей оригинальности.
Эрго. Необязательный мистический хоррор с хорошей атмосферой 40-х, приятной парочкой героев, любопытными фантасмагорическими нюансами. Созданный в духе классики Кинга. О! Пожалуй, стоит перечесть.
Бесплатный тур в Средневековье, или Рукопись, говорящая с потомками
14 век, Италия. Известный ученый-францисканец Вильгельм Баскервильский и его юный спутник – послушник Адсон Мелькский приезжают в бенедиктинское аббатство на границе с Францией. Сюда вскоре должны прибыть люди папы Иоанна XXII, чтобы обговорить с посланцами императора Людовика IV вопросы поездки Михаила Цезенского, генерала ордена францисканцев, к папе в Авиньйон.
Однако еще до прибытия представителей курии, в аббатстве, избранном местом встречи, начинают гибнуть монахи.
Благо в монастыре уже находится бывший инквизитор и один из умнейших людей своего времени Вильгельм Баскервильский.
Теперь ему за считанные дни нужно отыскать убийцу, или во время предстоящей встречи могут возникнуть немалые затруднения.
Итальянец Умберто Эко очень рано стал заниматься средневековьем. Еще с Туринского университета, когда вместо юриспруденции, за которую активно агитировал юношу отец, Эко стал изучать именно средневековую философию.
После окончания вуза Умберто становится старшим редактором миланского издательства, и начинает свою жутко активную литературную жизнь. Колонка в журнале, научные работы, статьи и сборники.
Параллельно Умберто работает преподавателем, читая лекции по всему миру. Не забывая при этом о научных трудах, принесших ему широкую известность в ученых кругах.
После 1980-го его узнают не только высоколобые интеллектуалы, но и почти все население земли, хоть чуточку интересующееся литературой.
В мир выходит первая художественная книга Эко — «Имя розы». Средневековый детектив с серьезным интеллектуальным смыслом, «который должен развлекать и своим сюжетом. Или даже в первую очередь сюжетом» — как говорил о своем произведении сам автор.
Книга, которую одни называли сложнейшим для восприятия философским трудом (как и все остальное у Эко), другие – «попсовым» дебютом в дальнейшем хорошего автора.
На самом деле Il nome della rosa – очаровательное подражание средневековым трудам, написанное стилем и языком, максимально приближенным к работам того времени. Несущее массу информации о европейских буднях образованной части народонаселения 13-14 века, и поднимающее кучу этических, философских и религиозных вопросов. Ах да! Еще и исторический детектив.
Что действительно поражает и вызывает уйму восхищения — это стилизация текста (не зря синьорэ Умберто прослыл специалистом по семиотике, науке, плотно изучающей синтаксис, семантику и прагматику). Сколько труда вложил Умберто Эко в этот роман, я даже боюсь представить.
Словесные конструкции, обширные цитаты и сноски, речевые обороты, использование архаизмов настолько удачное, что они перестают восприниматься таковыми, размышления протагониста, распахивающие душевный мир средневекового монаха, нюансы отношений и восприятия реальности. Вы как будто действительно читаете ту самую настоящую средневековую рукопись XIV в. «разысканную в библиотеке Мелькского монастыря».
Просто шикарно!
Но одновременно читателю надо быть готовым к особенностям текста, стилизованного под средневековый. Попервой книга воспринимается весьма нелегко. Через некоторые куски приходится буквально продираться, очень уж не привычно звучат древние словосочетания для современного уха. А предложение длящееся страницу с лишком, вызывает одновременно и восторг и зубовный скрежет (и это у меня – искреннего любителя сложносочиненных конструкций). К концу первой трети дело налаживается, и нам остается с искренним восхищением внимать работе автора.
Перед вашими глазами развернутся религиозные распри и борьба с ересью. Промелькнут высокоинтеллектуальные, высококультурные и высококорректные богословские диспуты. Духовные терзания и попытки вернуть христианство к истокам. Столкновения императоров и Пап Римских. Людские пороки, образ мыслей и особенности душевного склада средневековых гомо сапиенс. Зарождающиеся конфликты меж наукой и верой. Мельчайшие подробности монастырской жизни. Все те вопросы, которые мучили и терзали образованных людей того времени. Любовь, вера, греховность, восприятие женщины, доверие авторитетам и лидерам, праведность и искушение, ошибки или правота местных бунтарей-пассионариев, козни Врага рода человеческого и божественная благодать, столкновение знания и духовности.
Все то, что с некоторыми нюансами занимало людей на протяжении многих веков. Все то, что за редким исключением, занимает нас и сейчас.
Не забывайте также о загадках, ребусах и символах, до которых Умберто Эко большой мастак. А также когда тонкой, когда весьма «толстой», до стеба, иронии, пронизывающей некоторые главы.
Книга о любовной болезни и сон Адсона это просто праздник какой-то!
Большинство времени мы проведем с Адсоном из Мелька, работающим тем зеркалом, в котором отразиться целая эпоха и нюансы средневекового мышления. Юный послушник Бенедектинского ордена станет нашим проводником в бушующем океане 13 века, кровавого, в грош не ставящего людскую жизнь, помешанного на религии, спасении и греховности. Века, когда, тем не менее, таких людей как Вильгельм Баскервильский (людей практически вне времени) становится гораздо больше.
Адсон, как качественный чистый лист пергамента, уже вылощенный, подготовленный для письма, на наших глазах будет покрываться знаками, из которых возникнет настоящий человек. Понятно, что своего времени, но Человек. Он откроет людскую низость и благородство, осмыслит массу идей и учений, задумается над возникновением и распространением еретиков, отношением к «простецам», различиями божественной и плотской любви, переживет любовное томление, благодать и грехопадение, научится думать своими мозгами.
А вместе с ним и читатель.
Понятное дело, что роман автора, шикарно знакомого с мировой философией и литературой, просто не может обойтись для кучи отсылок, скрытых цитат, литературных игр и аллюзий.
От прямолинейных, понятных практически всем, как-то логик-интеллектуал Вильгельм Баскервильский и его спутник, дорогой Адсон. До перекличек, разговоров и дискуссий с Библией, а также средневековыми и современными писателями, типа Бэкона, Оккама, Фома Аквинского, Абеляра, Борхеса, местами понятных лишь продвинутому читателю, а то и вовсе специалисту. Но это те самые третьи-четвертые пласты текста, приятные глазу знатоков, но отнюдь не портящие впечатление от чтения человеку, не знакомому с оригиналами, с которыми перекликается автор. Можно сказать — вишенка на торте. Или целое лукошко ягод на изысканном кондитерском изделии.
Что касается детектива.
Будем честными, это не самая сильная часть Il nome della rosa, невзирая на слова Умберто, что изначально он хотел написать именно детективную историю. Видно, что как таковое «расследование» интересует автора не то чтобы по вторичному принципу (скорее как прием одной из литературных игр с читателем), но все же находится далеко не на лидирующих позициях.
Хотя простор для предположений, кто именно in culpa esse, перед читателем «Имени розы» открывается немалый. И без своеобразного финального твиста Эко также не обошелся.
Эрго. Волшебная стилизация под средневековые труды, как на ладони раскрывающая перед нами события, происходящие в Италии 14 века. Работа, полностью погружающая нас в реалии и мышление образованных людей того времени, переполненная аллюзиями, философскими, религиозными идеями, мыслями и отсылками. Плюс детективная интрига.
Как на меня, всерьез назвать Il nome della rosa — попсой – одна из высших форм снобизма. Либо признак тяжелой умственной недостаточности. Ваше мнение, господа?
Сатиричный апокалипсис, или Люди! Вспомните, что вы Цари!
Во время осмотра космического пространства двое ученых из Мичиганского университета обнаруживают огромную комету, летящую к Земле. Шанс столкновения составляет практически сто процентов. Если ничего не предпринять, через шесть месяцев жизни на нашей планете придет конец.
Ученые начинают бить в колокола, обращаясь к властям и СМИ, благо есть идея скорректировать курс нежданной гостьи мимо матушки Терры.
Однако выясняется, что не все так просто. Часть людей просто не желают верить в угрозу. А у тех, кто стоит у руля, по поводу кометы другие планы.
Американский кинематограф время от времени достаточно зло высмеивает собственное правительство и недостатки социума. Don't Look Up как раз из этой оперы, вдобавок может похвастать убойным кастом.
Постебались постановщики над современным обществом изрядно.
Неприятие угроз («Только давайте не драматизировать»). Отказ в финансировании науке. Большие чины, заставляющие ждать просителей часами, будто кроме начальства ни у кого нет никаких дел. Жуткая бюрократия. Политики, озабоченные только рейтингами и выборами. Делающие что-либо только лишь тогда, когда выгодно лично им. Не настолько умные чтобы быть злодеями. Презрительно относящиеся к обычным работягам («есть три класса»). Охотно начинающими травлю «не таких как все». Крупные бизнесмены-спонсоры, вертящие политиками как куклами и преследующие исключительно интересы своих структур. Соцсети, заполненные ми-мишными картинками и скандалами, связанными с поп-знаменитостями. Набитые фейками, разными бредовыми теориями и мнением «британских ученых». Отучивающие адекватно относится даже к людям, говорящим серьезные вещи. Капиталистические молебны золотому тельцу (пока-пока, лети далеко-далеко). Стремление богатых стать еще богаче. Завязшая в зубах толерантность. Неискренние улыбки и обманчивая приветливость. Железобетонные аллюзии на «корону». Масса апокалиптических сценариев конца цивилизации (напоминает историю с мальчиком и его криками «Волк!»). Раздолье силовиков, способных легче легкого создать вам кучу проблем «за разглашение». Влияние СМИ, бесконечных телешоу, буквально владеющих умами американцев. Люди, чересчур верящие своим лидерам. Фетиши «глобальных проблем», о которых шутить не дозволено никому и никогда (кто сказал озоновый слой?). Больно умные гаджеты, следящие за вами, покупающие нечто без вашего ведома. И как апогей – «считывающие ваши чувства и желания. Если вам одиноко — не надо говорить ни слова, приложение запишет вас к психотерапевту».
И самое главное – полнейшее отсутствие понимания между гомо сапиенсами. Людьми, в упор не слышащими друг друга. Отказывающимися принимать точку зрения другого, разучившимися беседовать, договариваться, работать вместе, несмотря на разные взгляды. Не помнящими о такой «свежей» идее, как «мы должны ладить, а не спорить».
Сюда же примыкают короткие включения природных красот и живых существ. Тонко намекающее на то, что «Цари природы» напрочь позабыли свой долг, ответственность перед Землей и населяющими ее братьями нашими меньшими. И вполне могут угробить матушку в погоне за наживой.
Злой иронией и сарказмом фильм пронизан до печенок.
Стоит отметить и пародийную сторону ленты, направленную на фильмы катастроф, типа «Столкновения с бездной» или пресловутого Армагеддона.
Актерский состав как я уже сказал мощный.
Доктор Минди (ДиКаприо ). Астроном, профессор средних лет. Вариант поглощенного наукой, растерянного ученого. Нервный, неуверенный, подверженный депрессиям и паническим атакам, глотающий кучу успокоительных таблеток. Чуток тормозящий, сложно становящийся публичной личностью. Зато уж когда стал! На примере Минди постановщики демонстрируют нам неправильный выбор слабого духом человека. Поддавшегося соблазнам известности, причастности к сильным мира сего, пожелавшего врасти в систему. Что характерно, в отличие от политиков никто из нормальных людей настоящими козлами не окажется. Лео как обычно хорош. Пестрит эмоциями, выдает пару сцен на пределе, показывает отличную трансформацию образа.
Его аспирантка Кейт (Лоуренс ) обнаружившая злосчастную комету. Обстоятельная девица, не позабывшая собственную молодость. Не прочь курнуть, затусить с парнями. Искренне пытающаяся донести до человечества возникшую проблему. Не понимающая, как можно настолько тупить? Так и не разобравшаяся в целях обманщика-генерала, сшибающего полсотни баксов за бесплатную еду (ваша теория?). На фоне ДиКаприо Лоуренс (как на меня несколько переоцененная лицедейка), смотрится бледнее, но кашу, в целом, портит не сильно.
Эванти (Бланшетт). Красотка телеведущая. Богатенькая леди-вамп, помешанная на ресторанах, имеющая в охотничьей суме двух бывших президентов. Ловящая адреналин от страха смерти. Несмотря на разные восприятия ее внешности, Кейт чертовски яркая и полная энергии женщина.
Даже Шаламе засветился. В образе юного маргинала, меж тем искренне верящего в Господа нашего. Ни о чем, просто шоб було.
За темную сторону силы у нас играют два субъекта.
Ишервел (Райлэнс ). Тот самый олигарх, третий самый богатый человек в мире. Заходящий в Овальный кабинет как в собственную спальню. Истинный альфа-самец. Марк создал любопытный образ. Спокойного, отстраненного, погруженного в себя мужчину, не напрягаясь ворочающего целыми США. Тем ценнее стал единственный всплеск эмоций Ишервела («бизнес это эволюция человеческого вида»), будто приоткрывший завесу над глубоким омутом человека, уверенного в своей исключительности, избранности и вседозволенности.
Президент Орлин (Стрип) . Мерил решила на склоне лет хорошенько поглумиться над политиками, сотворив классическую пустышку в красивой обертке. Яркую, харизматичную, самовлюбленную, тупую как пробка. Похоже, отношение американцев к собственным лидерам меняется не в лучшую сторону.
Не чураются постановщики слома «четвертой стены», редких и не слишком далеких временных переключений, использования элементов соцсетей. И даже лирических, берущих за душу сцен, на некоторое время переводящих Don't Look Up в сферу серьезной трагедии.
Можно попенять создателям этой трагикомедии за некоторую затянутость. Чрезмерные манипуляции, пару раз выдавливающие зрительские эмоции. Не всегда уместные прыжки между жанрами и перебор с фарсовостью. Да за вторую сцену после титров, изрядно нивелирующую трогательный ужин в доме Минди. К чему такой фатализм, если оказывается можно было по-другому?
Эрго. Злая сатира на современный социум в обертке пародийного фильма-катастрофы.
Угрюмого Жана де Карружа и яркого Жака Ле Гри, несмотря на всех их несходство, можно было назвать хорошими товарищами. Они даже спасали друг другу жизнь.
Однако вскоре стряслось несколько конфликтов из-за земли и должности. А затем супруга Жана Маргарита обвиняет Ле Гри в изнасиловании.
Каждый видит ситуацию по-своему и не может предоставить никаких доказательств своих слов.
А значит, дело сможет решить лишь Божий Суд.
Ридли Скотт любопытный постановщик, допускающий огромные отступления от фактов в своих «исторических» фильмах. Посему The Last Duel ожидалась одновременно с интересом и опасением.
Картина поставлена по монографии Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции» — рассказе о последнем юридически санкционированным судебном поединке в истории Франции.
К счастью, несмотря на некоторые нюансы, лента вышла знатной.
В первую очередь хочется выделить атмосферу средневекового быта нетитулованного французского дворянства.
По отношению к которому упорно используют английский термин сквайр (esquire от лат. Scutarius «щитоносец»). С ходу вопрос к затокам – как в целом называли нетитулованных дворян во Франции — шевалье? Или есть более корректное обозначение. Особенно если учесть что один из оппонентов получил рыцарское звание незадолго перед поединком, а второй и вовсе остался без него.
Война (о ней позднее) и мир. Женитьба. Торги за приданое. Свадьба, обряд, забавные танцы. Первая брачная ночь с освящением ложа. Вассальная присяга. Пиры и пригляд за хозяйством. Попытки свести концы с концами в финансовом смысле. Обычаи, типа оставление оружия за порогом или мытья ног мужу. Приземистые замки и покои, освещенные десятком свечей. Достижения медицины того времени, заботящейся о дисбалансе четырех гуморов и твердо уверенной в том, что после изнасилования забеременеть нельзя (наука утверждает!). Судебные заседания и графские «тусовки». Скотт не был бы Скоттом, если бы не завернул современные тенденции в исторический антураж. То у него священники активно работают сексопатологами, рассказывая о том, что женщина должна получать удовольствие во время секса, иначе не забеременеет. То прямо во время многолюдного суда начнутся расспросы о том, испытывает ли дама «маленькую смерть» (оргазм) при соитии? То во время пира у графа начинается оргия, больше соответствующая не темному чопорному 14-му, а «вольным» 17-18 векам.
Ну и антуражные наряды, само собой. От различных доспехов до шикарных дамских платьев.
Без отголосков сражений постановщики нас не оставят. Битв тут немного, но они врезаются в память за счет своего жестокости. Вспышки мясорубок по минуте-другой на каждую. Грязно, натуралистично, кроваво. Ну и почти десятиминутный финальный бой. Схватка насмерть с применением копий, мечей, топоров и кинжалов. С учетом мощной задоспешености противников. Без остановки, без пощады, самые подлые приемы. Один из самых сильных киношных поединков бойцов в тяжелых доспехах.
Во вторую – тройной подход к вопросу, по примеру незабвенного «Расемона». Три примерно сорокаминутных субъективных блока от лица каждого из главных героев повествования: Карружа, Ле Гри, Маргариты.
Происходящее оказывается, каждый из персонажей видит по-своему. Прямых повторов сцен немного, Ридли всячески старается, чтобы зритель не заскучал. И даже то, на что мы уже смотрели, подается под другим углом. Точки зрения каждого героя отличаются. Когда в едва уловимых деталях, а когда всерьез. Смещаются акценты, мы можем разглядеть то, что раньше оставалось за кадром. Пронаблюдать, как именно воспринимал ситуацию тот или иной протагонист. Забавный пример с чеканной фразой о примирении. Этот афоризм каждый из мужиков приписывает себе, тогда как на самом деле он не принадлежал никому из них. Больше всего различается восприятие собственных заслуг и женского образа. Для мужа это преданная и любящая супруга, к которой он хорошо относится, срываясь буквально один единственный раз и быстро исправляясь. Для Ле Гри симпатичный объект страсти, почти откровенно флиртующий с ним, но по женскому обычаю скрывающий свое собственное желание. И все поведение дамы, ее глаза испуганной лани с намеком на обещание внутри, об этом говорит. Для Маргариты все выглядит иначе. Совсем. Наблюдать за нюансами взглядов, наклонов головы, по-разному воспринятых слов, увиденных поступков чертовски любопытно.
Режиссер почти открыто становится на сторону дамы, объявляя ее версию настоящей правдой. Как на меня лишнее.
Карруж (Дэймон).Угрюмый, упрямый, эгоистичный, вспыльчивый сухарь с изуродованным лицом. С ним не весело, как тонко подмечает сибарит-граф. Не особо умный любитель лошадей. Рачительный, скаредный хозяин. Отважный воин и средний командир. Человек чести, жаждущий признания. Старающийся поступать правильно, готовый для этого идти на жертвы, переносить гнев сильных мира сего. Долгое время считающий Ле Гри другом, отчего-то переменившим отношение на противоположное, а жену своей собственностью.
Ле Гри (Драйвер). Красавец-мужчина (по мнению дам, на вкус и цвет… ). Ловелас, доверенное лицо графа. Умен, начитан, образован, знает несколько языков, в частности латынь, «на ты» как с буквами, так и с цифрами. Не зря готовился к жизни в церкви. Талантливый льстец, считающий себя неотразимым. Полностью погрязший в социальных межполовых играх того времени, когда леди в любом случае обязана показывать несогласие и сопротивление, заявить протест. Но это отнюдь не значит, что соитие происходит против ее воли. Твердо и искренне убежденный в своей правоте.
Маргарита (Комер). Очаровательная девица отданная папашей замуж фактически за первого подходящего приличного жениха с именем. Любовь? Забудьте за эти глупости. Причем и сама Маргарет аж никак не стремится к великому чувству, несмотря на все прочитанные женские романы. Есть мужское плечо и ладно. Неглупа, любит читать, знает языки, отлично проявляет себя в ведении хозяйства. Секс не интересует, удовольствия во время него не испытывает. Никаких чувств к Ле Гри тоже, впрочем как и к мужу. Жаль, беседу за фуршетным столом и видения (или реальный визит Марго?) Ле Гри нам с точки зрения Маргариты не показали.
Рискнувшая на самые отчаянные действия, чтобы наказать насильника. Мало того, что все ее нижнее белье выставили на обозрение общества, а от нее отвернулись все подруги.
Главное, что в случае проигрыша мужа, она будет наказана за ложное свидетельство. Не штрафом или ссылкой в монастырь. А моментальным сожжением на костре.
Комер, до этого виденная мной в образах убийцы-психопатки и своего-парня отлично справилась с ролью прекрасной трепетной лани со стальным характером, меняющейся в глазах мужчин от верной жены до коварной соблазнительницы.
Также можно упомянуть графа Пьера Алансона (Аффлек). Развратного пресыщенного аристократа, проводящего время за пирами и груповушками с фрейлинами жены. Блондинистый Аффлек тут полностью на своем месте.
Теперь о морали ленты, кто-то назовет ее модно-me-too-шной и феминистичной, кто-то одной из главнейших в мире. Она проста как пять копеек – не обижайте женщин.
Причем стоит помнить, что со времен средневековья многое в отношениях мужчин и женщин изменилось. Однако множество моментов, показанных в фильме, пускай чуть смягченных, благополучно дожили до наших дней.
Основная проблема ситуации в том, что мужики видят в женщине не человека, а племенную кобылу (Скотт по примеру Михалкова с его воробышком говорит об этом в открытую, стараясь буквально разжевать зрителю свой посыл). В лучшем случае симпатичный объект действия, обязанный раскрыть объятья напористому, успешному самцу и удовлетворить все его желания. Для виду и по обычаю можно посопротивляться, что лишь добавит в блюдо остроты.
Сложно даме в патриархальном обществе без мужчины-защитника. А уж тем более в темное средневековье, когда в изнасиловании видели преступление не против женщины, а против собственности ее опекуна. И большинство девиц молча переживали свой позор, оставляя произошедшее в тайне, а насильника безнаказанным.
Кроме этой.
Эрго. Атмосферное путешествие в средневековье, посвященное нелегкой женской судьбе в темные времена и не только. Почти без сражений, зато с интересной структурой, качественными актерскими работами, важной моралью и антуражем тех времен.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон, Орелиен Лорнье
В 2012 году, во время атаки на Нью-Йорк Соколиный глаз походя спасает пятилетнюю Кэтти Бишоп. Заодно оказывая исключительное влияние на неокрепшую детскую психику — девочка решает стать такой же, как ее герой.
Проходит десяток лет. Повзрослевшая Кейт, десятками собирающая медали на соревнованиях по стрельбе их лука, фехтованию и единоборствам, сталкивается с реальными преступниками. А затем и со своим кумиром.
И, похоже, юной лучнице с ее героем придется поработать в паре.
После «Ванды», Солдата, «Локи» Марвел закрывает гештальт 3-й фазы своей киновселенной, выдавая заслуженные минуты славы единственному Мстителю, до сих пор лишенному сольника. Заодно вводя в дело ту, кому предстоит его заменить (по примеру «Черной вдовы».
Вышло изрядно несерьезно, с юморком и семейными ценностями. Рождество как-никак. Не без морали, в частности на тему самосуда и мести. С приличным повышением ставок ближе к финалу сезона.
Разыгрывается партия сериала на двоих.
Клинт Бартон (Реннер). Мы уже знали, что Бартон хороший семьянин. Но не догадывались насколько. Семья для него действительно все. И немного больше. А еще он просто хороший человек, ради спасения незнакомого подростка готовый на немалые жертвы. Правда и его похождения в облике Ронина за скобки убирать не стоит. Они тоже имеют значение. Немалое. Призраки прошлого преследуют Клинта по пятам. В частности «мафия в трениках» или «мафия в спортивных костюмах» с ее изрядно карикатурными «братками». Некогда Ронин некисло проредил ее ряды, но до логического завершения дело не довел. Вот и аукнулось.
Изрядно уставший и старый. Не слышащий без слухового аппарата. Не считающий себя примером для подражания, утверждающий, что на него не стоит равняться. Хоронивший друзей, до сих пор горюющий о них. Давно оставивший позади те времена, когда надетый костюм будоражил кровь. Реннер, наконец-то позволяет себе в образе Глаза изрядное количество эмоций, от сарказма до искренней нежности. Высказывает широту души и готовность к неурядицам. Давая возможность зрителю по достоинству оценить самого недооцененного Мстителя.
Кейт (Стайнфелд). Девочка из очень богатой семьи (привет Бэтмену). С пяти лет занявшаяся подготовкой себя в супергероини, к 15 ставшая обладательницей черного пояса (неясно в каком единоборстве, правда). 22-летняя достаточно инфантильная особа. Дитя 21 века, задумывающаяся о продвижении бренда Соколиного глаза. Самоуверенная, избалованная. Милая, застенчивая, временами нелепая. Медленно, но уверенно осознающая разницу между победами на татами и реальной уличной дракой. Оказывается, тренировок и спортивных схваток маловато будет, что регулярно подтверждает неловкая боевка в исполнении Кейт. С широко распахнутыми от восторга глазами принимающая все приключения выпадающие на ее голову. Не задумываясь об их смертельно опасной составляющей. Стайнфелд молодец. Ее Кэтти происходящее откровенно в кайф. Еще бы – мечта сбылась!
Постепенно между парочкой проскальзывает качественная химия, они составляют неплохую команду, порой даже мыслящую в одном направлении и чуть ли не одними и теми же словами. Ребята могут засесть отмечать рождественский вечер, обсуждая планы борьбы с мафией. Клинт впитывает восхищение Кейт, с удовольствием делится профессиональными секретами, вспоминает минувшие дни, заботится о подопечной. Вариант наставника и юного падована/падованши.
Также стоит обратить внимание на мать Кейт в исполнении неплохой актрисы Веры Фармиги.
И ее хахаля Джека (Далтон ).
Сериал переполнен приколами и милыми ситуациями, частенько связанными с Рождеством, не «Муравей» конечно, но комедийная составляющая немаловажна.
Праздничный мюзикл «Роджерс», снятый по событиям 2012 года, с образами поющих и танцующих Мстителей. Провокационные надписи в туалетах: «Танос был прав». Американские ролевики, конкретнее народ, увлекающийся ларп-играми (Клинт попавший на полигонку – это пять («а я ведь сражался с Таносом»). Веселые, забавные, увлеченные. Даже безразмерная негритянка в кирасе. С одной стороны – откровенные городские сумасшедшие. С другой – в реальной жизни многие из них копы и пожарные, спасающие жизни горожан. Чим бы дитя не тешилось с такой работой. На а прикиды с костюмами и вовсе беспроигрышный ход, способный увлечь не только женщину.
А вот экшена можно было бы и поболе, тем паче снят он порой сумбурно. Да и не всегда воспринимается всерьез, угрозы жизни героев не ощущается. Хотя есть и приятные сцены, вспомним ту же погоню. Или драку с мафией, сопровождаемую потерей слухового аппарата. Ну и конечно стрелы с секретом. В общем и целом, разборки на уровне Сорвиголовы или скорее «Стрелы».
Имеется интрига с личностью главного мафиози (ух ты, какие люди!), и непонятно с какого бодуна такими важными часами.
Активно вводится в повествование свеженькая Черная вдова Белова (Пью).
И абсолютно новый персонаж Майя Лопес / Эхо (Кокс). Глухонемая девица с индейскими корнями и ногой, от колена замененной на протез!!!! (Глухонемая индианка-инвалид!!!). Меры сценаристы порой не знают, активно педалируя тему ограниченных возможностей. Тут даже собака Кейт одноглазая! При этом Майя суперкрутой боец, весьма умна, наблюдает и перенимает повадки, умения кого угодно, фактически идеально копируя движения объекта.
Не оставят постановщики зрителя без морали. Они поговорят с нами о героях и спорной этической подоплеке их действий. О том, кто может взвалить на себя эту нелегкую ношу (спойлер — не только те, кто обладает суперсилами). О самосуде и мести. О тяжести этих неоднозначных действий. Их влиянии на окружающих. Неизбежном продолжении цепочки смертей и потерь. Ведь, как не удивительно, даже у злодеев есть близкие, ради которых они готовы на многое. А в случае их потери буду мстить мстящему, вызывая ответную реакцию.
И так без конца.
Заодно поразмыслят о том, чего люди хотят от своих кумиров, придя к любопытному выводу о том, что человекам не нужна от них крутость и самоуверенность, а лишь честность.
Эрго. Рождественская страница в сериальном списке Марвела. Достаточно легкая, семейно-подростковая, без особых претензий и глобальных угроз (почти).