Угрюмого Жана де Карружа и яркого Жака Ле Гри, несмотря на всех их несходство, можно было назвать хорошими товарищами. Они даже спасали друг другу жизнь.
Однако вскоре стряслось несколько конфликтов из-за земли и должности. А затем супруга Жана Маргарита обвиняет Ле Гри в изнасиловании.
Каждый видит ситуацию по-своему и не может предоставить никаких доказательств своих слов.
А значит, дело сможет решить лишь Божий Суд.
Ридли Скотт любопытный постановщик, допускающий огромные отступления от фактов в своих «исторических» фильмах. Посему The Last Duel ожидалась одновременно с интересом и опасением.
Картина поставлена по монографии Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции» — рассказе о последнем юридически санкционированным судебном поединке в истории Франции.
К счастью, несмотря на некоторые нюансы, лента вышла знатной.
В первую очередь хочется выделить атмосферу средневекового быта нетитулованного французского дворянства.
По отношению к которому упорно используют английский термин сквайр (esquire от лат. Scutarius «щитоносец»). С ходу вопрос к затокам – как в целом называли нетитулованных дворян во Франции — шевалье? Или есть более корректное обозначение. Особенно если учесть что один из оппонентов получил рыцарское звание незадолго перед поединком, а второй и вовсе остался без него.
Война (о ней позднее) и мир. Женитьба. Торги за приданое. Свадьба, обряд, забавные танцы. Первая брачная ночь с освящением ложа. Вассальная присяга. Пиры и пригляд за хозяйством. Попытки свести концы с концами в финансовом смысле. Обычаи, типа оставление оружия за порогом или мытья ног мужу. Приземистые замки и покои, освещенные десятком свечей. Достижения медицины того времени, заботящейся о дисбалансе четырех гуморов и твердо уверенной в том, что после изнасилования забеременеть нельзя (наука утверждает!). Судебные заседания и графские «тусовки». Скотт не был бы Скоттом, если бы не завернул современные тенденции в исторический антураж. То у него священники активно работают сексопатологами, рассказывая о том, что женщина должна получать удовольствие во время секса, иначе не забеременеет. То прямо во время многолюдного суда начнутся расспросы о том, испытывает ли дама «маленькую смерть» (оргазм) при соитии? То во время пира у графа начинается оргия, больше соответствующая не темному чопорному 14-му, а «вольным» 17-18 векам.
Ну и антуражные наряды, само собой. От различных доспехов до шикарных дамских платьев.
Без отголосков сражений постановщики нас не оставят. Битв тут немного, но они врезаются в память за счет своего жестокости. Вспышки мясорубок по минуте-другой на каждую. Грязно, натуралистично, кроваво. Ну и почти десятиминутный финальный бой. Схватка насмерть с применением копий, мечей, топоров и кинжалов. С учетом мощной задоспешености противников. Без остановки, без пощады, самые подлые приемы. Один из самых сильных киношных поединков бойцов в тяжелых доспехах.
Во вторую – тройной подход к вопросу, по примеру незабвенного «Расемона». Три примерно сорокаминутных субъективных блока от лица каждого из главных героев повествования: Карружа, Ле Гри, Маргариты.
Происходящее оказывается, каждый из персонажей видит по-своему. Прямых повторов сцен немного, Ридли всячески старается, чтобы зритель не заскучал. И даже то, на что мы уже смотрели, подается под другим углом. Точки зрения каждого героя отличаются. Когда в едва уловимых деталях, а когда всерьез. Смещаются акценты, мы можем разглядеть то, что раньше оставалось за кадром. Пронаблюдать, как именно воспринимал ситуацию тот или иной протагонист. Забавный пример с чеканной фразой о примирении. Этот афоризм каждый из мужиков приписывает себе, тогда как на самом деле он не принадлежал никому из них. Больше всего различается восприятие собственных заслуг и женского образа. Для мужа это преданная и любящая супруга, к которой он хорошо относится, срываясь буквально один единственный раз и быстро исправляясь. Для Ле Гри симпатичный объект страсти, почти откровенно флиртующий с ним, но по женскому обычаю скрывающий свое собственное желание. И все поведение дамы, ее глаза испуганной лани с намеком на обещание внутри, об этом говорит. Для Маргариты все выглядит иначе. Совсем. Наблюдать за нюансами взглядов, наклонов головы, по-разному воспринятых слов, увиденных поступков чертовски любопытно.
Режиссер почти открыто становится на сторону дамы, объявляя ее версию настоящей правдой. Как на меня лишнее.
Карруж (Дэймон).Угрюмый, упрямый, эгоистичный, вспыльчивый сухарь с изуродованным лицом. С ним не весело, как тонко подмечает сибарит-граф. Не особо умный любитель лошадей. Рачительный, скаредный хозяин. Отважный воин и средний командир. Человек чести, жаждущий признания. Старающийся поступать правильно, готовый для этого идти на жертвы, переносить гнев сильных мира сего. Долгое время считающий Ле Гри другом, отчего-то переменившим отношение на противоположное, а жену своей собственностью.
Ле Гри (Драйвер). Красавец-мужчина (по мнению дам, на вкус и цвет… ). Ловелас, доверенное лицо графа. Умен, начитан, образован, знает несколько языков, в частности латынь, «на ты» как с буквами, так и с цифрами. Не зря готовился к жизни в церкви. Талантливый льстец, считающий себя неотразимым. Полностью погрязший в социальных межполовых играх того времени, когда леди в любом случае обязана показывать несогласие и сопротивление, заявить протест. Но это отнюдь не значит, что соитие происходит против ее воли. Твердо и искренне убежденный в своей правоте.
Маргарита (Комер). Очаровательная девица отданная папашей замуж фактически за первого подходящего приличного жениха с именем. Любовь? Забудьте за эти глупости. Причем и сама Маргарет аж никак не стремится к великому чувству, несмотря на все прочитанные женские романы. Есть мужское плечо и ладно. Неглупа, любит читать, знает языки, отлично проявляет себя в ведении хозяйства. Секс не интересует, удовольствия во время него не испытывает. Никаких чувств к Ле Гри тоже, впрочем как и к мужу. Жаль, беседу за фуршетным столом и видения (или реальный визит Марго?) Ле Гри нам с точки зрения Маргариты не показали.
Рискнувшая на самые отчаянные действия, чтобы наказать насильника. Мало того, что все ее нижнее белье выставили на обозрение общества, а от нее отвернулись все подруги.
Главное, что в случае проигрыша мужа, она будет наказана за ложное свидетельство. Не штрафом или ссылкой в монастырь. А моментальным сожжением на костре.
Комер, до этого виденная мной в образах убийцы-психопатки и своего-парня отлично справилась с ролью прекрасной трепетной лани со стальным характером, меняющейся в глазах мужчин от верной жены до коварной соблазнительницы.
Также можно упомянуть графа Пьера Алансона (Аффлек). Развратного пресыщенного аристократа, проводящего время за пирами и груповушками с фрейлинами жены. Блондинистый Аффлек тут полностью на своем месте.
Теперь о морали ленты, кто-то назовет ее модно-me-too-шной и феминистичной, кто-то одной из главнейших в мире. Она проста как пять копеек – не обижайте женщин.
Причем стоит помнить, что со времен средневековья многое в отношениях мужчин и женщин изменилось. Однако множество моментов, показанных в фильме, пускай чуть смягченных, благополучно дожили до наших дней.
Основная проблема ситуации в том, что мужики видят в женщине не человека, а племенную кобылу (Скотт по примеру Михалкова с его воробышком говорит об этом в открытую, стараясь буквально разжевать зрителю свой посыл). В лучшем случае симпатичный объект действия, обязанный раскрыть объятья напористому, успешному самцу и удовлетворить все его желания. Для виду и по обычаю можно посопротивляться, что лишь добавит в блюдо остроты.
Сложно даме в патриархальном обществе без мужчины-защитника. А уж тем более в темное средневековье, когда в изнасиловании видели преступление не против женщины, а против собственности ее опекуна. И большинство девиц молча переживали свой позор, оставляя произошедшее в тайне, а насильника безнаказанным.
Кроме этой.
Эрго. Атмосферное путешествие в средневековье, посвященное нелегкой женской судьбе в темные времена и не только. Почти без сражений, зато с интересной структурой, качественными актерскими работами, важной моралью и антуражем тех времен.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон, Орелиен Лорнье
В 2012 году, во время атаки на Нью-Йорк Соколиный глаз походя спасает пятилетнюю Кэтти Бишоп. Заодно оказывая исключительное влияние на неокрепшую детскую психику — девочка решает стать такой же, как ее герой.
Проходит десяток лет. Повзрослевшая Кейт, десятками собирающая медали на соревнованиях по стрельбе их лука, фехтованию и единоборствам, сталкивается с реальными преступниками. А затем и со своим кумиром.
И, похоже, юной лучнице с ее героем придется поработать в паре.
После «Ванды», Солдата, «Локи» Марвел закрывает гештальт 3-й фазы своей киновселенной, выдавая заслуженные минуты славы единственному Мстителю, до сих пор лишенному сольника. Заодно вводя в дело ту, кому предстоит его заменить (по примеру «Черной вдовы».
Вышло изрядно несерьезно, с юморком и семейными ценностями. Рождество как-никак. Не без морали, в частности на тему самосуда и мести. С приличным повышением ставок ближе к финалу сезона.
Разыгрывается партия сериала на двоих.
Клинт Бартон (Реннер). Мы уже знали, что Бартон хороший семьянин. Но не догадывались насколько. Семья для него действительно все. И немного больше. А еще он просто хороший человек, ради спасения незнакомого подростка готовый на немалые жертвы. Правда и его похождения в облике Ронина за скобки убирать не стоит. Они тоже имеют значение. Немалое. Призраки прошлого преследуют Клинта по пятам. В частности «мафия в трениках» или «мафия в спортивных костюмах» с ее изрядно карикатурными «братками». Некогда Ронин некисло проредил ее ряды, но до логического завершения дело не довел. Вот и аукнулось.
Изрядно уставший и старый. Не слышащий без слухового аппарата. Не считающий себя примером для подражания, утверждающий, что на него не стоит равняться. Хоронивший друзей, до сих пор горюющий о них. Давно оставивший позади те времена, когда надетый костюм будоражил кровь. Реннер, наконец-то позволяет себе в образе Глаза изрядное количество эмоций, от сарказма до искренней нежности. Высказывает широту души и готовность к неурядицам. Давая возможность зрителю по достоинству оценить самого недооцененного Мстителя.
Кейт (Стайнфелд). Девочка из очень богатой семьи (привет Бэтмену). С пяти лет занявшаяся подготовкой себя в супергероини, к 15 ставшая обладательницей черного пояса (неясно в каком единоборстве, правда). 22-летняя достаточно инфантильная особа. Дитя 21 века, задумывающаяся о продвижении бренда Соколиного глаза. Самоуверенная, избалованная. Милая, застенчивая, временами нелепая. Медленно, но уверенно осознающая разницу между победами на татами и реальной уличной дракой. Оказывается, тренировок и спортивных схваток маловато будет, что регулярно подтверждает неловкая боевка в исполнении Кейт. С широко распахнутыми от восторга глазами принимающая все приключения выпадающие на ее голову. Не задумываясь об их смертельно опасной составляющей. Стайнфелд молодец. Ее Кэтти происходящее откровенно в кайф. Еще бы – мечта сбылась!
Постепенно между парочкой проскальзывает качественная химия, они составляют неплохую команду, порой даже мыслящую в одном направлении и чуть ли не одними и теми же словами. Ребята могут засесть отмечать рождественский вечер, обсуждая планы борьбы с мафией. Клинт впитывает восхищение Кейт, с удовольствием делится профессиональными секретами, вспоминает минувшие дни, заботится о подопечной. Вариант наставника и юного падована/падованши.
Также стоит обратить внимание на мать Кейт в исполнении неплохой актрисы Веры Фармиги.
И ее хахаля Джека (Далтон ).
Сериал переполнен приколами и милыми ситуациями, частенько связанными с Рождеством, не «Муравей» конечно, но комедийная составляющая немаловажна.
Праздничный мюзикл «Роджерс», снятый по событиям 2012 года, с образами поющих и танцующих Мстителей. Провокационные надписи в туалетах: «Танос был прав». Американские ролевики, конкретнее народ, увлекающийся ларп-играми (Клинт попавший на полигонку – это пять («а я ведь сражался с Таносом»). Веселые, забавные, увлеченные. Даже безразмерная негритянка в кирасе. С одной стороны – откровенные городские сумасшедшие. С другой – в реальной жизни многие из них копы и пожарные, спасающие жизни горожан. Чим бы дитя не тешилось с такой работой. На а прикиды с костюмами и вовсе беспроигрышный ход, способный увлечь не только женщину.
А вот экшена можно было бы и поболе, тем паче снят он порой сумбурно. Да и не всегда воспринимается всерьез, угрозы жизни героев не ощущается. Хотя есть и приятные сцены, вспомним ту же погоню. Или драку с мафией, сопровождаемую потерей слухового аппарата. Ну и конечно стрелы с секретом. В общем и целом, разборки на уровне Сорвиголовы или скорее «Стрелы».
Имеется интрига с личностью главного мафиози (ух ты, какие люди!), и непонятно с какого бодуна такими важными часами.
Активно вводится в повествование свеженькая Черная вдова Белова (Пью).
И абсолютно новый персонаж Майя Лопес / Эхо (Кокс). Глухонемая девица с индейскими корнями и ногой, от колена замененной на протез!!!! (Глухонемая индианка-инвалид!!!). Меры сценаристы порой не знают, активно педалируя тему ограниченных возможностей. Тут даже собака Кейт одноглазая! При этом Майя суперкрутой боец, весьма умна, наблюдает и перенимает повадки, умения кого угодно, фактически идеально копируя движения объекта.
Не оставят постановщики зрителя без морали. Они поговорят с нами о героях и спорной этической подоплеке их действий. О том, кто может взвалить на себя эту нелегкую ношу (спойлер — не только те, кто обладает суперсилами). О самосуде и мести. О тяжести этих неоднозначных действий. Их влиянии на окружающих. Неизбежном продолжении цепочки смертей и потерь. Ведь, как не удивительно, даже у злодеев есть близкие, ради которых они готовы на многое. А в случае их потери буду мстить мстящему, вызывая ответную реакцию.
И так без конца.
Заодно поразмыслят о том, чего люди хотят от своих кумиров, придя к любопытному выводу о том, что человекам не нужна от них крутость и самоуверенность, а лишь честность.
Эрго. Рождественская страница в сериальном списке Марвела. Достаточно легкая, семейно-подростковая, без особых претензий и глобальных угроз (почти).
Стратегия – всему голова, или Одолеем злых индийцев!
VI век н. э. Молодой полководец Византийской империи Велисарий не ждал гостей. Тем более таких. Епископа Алеппо Антония и знаменитого монаха-пустынника Михаил Македонского. Но еще неожиданнее и чудеснее было то, что визитеры доставили с собой. Загадочный камень, дарующий странные и ужасные видения. Камень, желающий попасть в руки Велисария.
Оказалось полководцу принесли послание из будущего. Будущего, в котором Византия гибнет под ударами пришельцев из Индии. Пришельцев поразительно многочисленных и владеющих небывалым оружием.
Как говорит камень, есть лишь один человек способный предотвратить ужасное грядущее. Или, по крайней мере, попытаться это сделать.
Велисарий.
Американцу Дэвиду Дрейку выпала интересная судьба. Служба во Вьетнаме и Камбодже. Юридическая школа. Работа помощником прокурора. Водителем автобуса (это было уже тогда, когда Дэвид увлекся написанием фантастики). Карьера профессионального писателя. Широкая известность в узких кругах, как автора, пишущего военную НФ, хотя перепробовал Дрейк почти все фантжанры. Более 50 романов. Часть в соавторстве.
Наш сегодняшний герой также из их числа. Соратником Дрейка в написании «Велисария» стал Эрик Флинт. Автор, увлекающийся написанием романов в стиле «альтернативной истории», обладатель ученой степени по истории.
Итак, что же вышло у этой сладкой парочки?
Начало цикла получилось любопытным, но с парой серьезных недостатков.
Первый и самый главный – проблемы перевода. Мы будто возвращаемся в недоброй памяти 90-е, когда фантастику переводили много и крайне паршиво. С Belisarius именно тот случай. Первые 200 страниц ты спотыкаешься на каждой второй фразе. Оборванные мысли. Коряво составленные предложения. Странновато выглядящие лексические конструкции. Потом постепенно привыкаешь, и эти нюансы уже не так бросаются в глаза. Я не думаю, что это проблема языка Дрейка и Флинта, все же ребята писали много и руку набить должны были однозначно (хотя интересно было бы послушать мнение знающих английский язык). Остается обвинять издательство и ждать нормального варианта перевода (а это возможно, доказано Стивеном Эриксоном и его «Малазанской книгой павших»).
Но кстати, к Дрейку и Флинту лично у меня претензии тоже имеются. Возможно благодаря Эрику, известному своим юмористическим фентези, первые книги «Велисария» грешат ситуационными приколами, частыми подколками героями друг друга, культурными недопониманиями, здоровым мужским хохотом и прочим незатейливым казарменным юморком. Сперва это даже воспринимается как забавный антураж, окружающий суровых, закаленных в боях ветеранов, но ко второй половине первой книги уже начинает несколько поднадоедать.
Третий не понравившийся момент – это ситуация с камнем из будущего, работающим у нас натуральным попаданцем (эдаким византийским соколом), активно меняющим прошлое посредством Велисария. А периодически выступающим роялем в кустах, богом из машины и прочими столь же неприглядными приемами. Понятно, что у врага слишком много козырей на руках. Но настолько в лоб пытаться возместить протагонистам недостаток сильных карт? Как то чересчур. Мало того, что камень дает протагонисту плюшки в битве и понимание языков (лишь к середине второй книги мы узнаем, что индусы также вскрыли далеко не все карты, вдобавок все не так однозначно, как кажется на первый взгляд). Делится с ним свежими идеями типа стремян, названием и описанием загадочного оружия супостатов. Показывает картинки из будущего. Так он еще и рассказывает нам в середине первой книги (!) о судьбах некоторых героев. Из этого описания с полной ясностью следует, что война «нашими» будет выиграна. Остается лишь выяснить каким именно способом. Ну, зачем? А как же интрига? И так любому ежу понятно, что «хорошие» победят, но к чему орать об этом практически в голос?
Фух, слава богу, недостатки цикла на этом заканчиваются. Начинаются достоинства. Перед нами крепкое военное фентези, посвящающее массу времени описанию баталий, причем с точки зрения полководца, стратегическим моментам битв, правильному использованию мозга во время боев и войн, переработке идей древних вояк. В общем, эдакое развернутое пособие для начинающих военачальников 6 века, соединенное с описанием реальных (и творчески додуманных) держав того времени, византийского быта, дальних стран, кровавых сражений. И, конечно возможным способам противостояния «римлян» более технически продвинутому врагу. Врагу серьезно, на столетия, обогнавшему Византию в неизвестной в те пасторальные времена гонке вооружений.
Также интересно поданы контакты воинских братств из разных стран и культур. К примеру, общение тех же аксумитов и фракийских катафрактов Велисария. И, конечно, стоит отметить поездку «в тыл врага» — длинный, чуток даже затянувшийся визит нашего полководца в Индию.
Вменяемо описаны боевые действия, причем как я уже говорил, чаще всего мы видим общую картину сражений, а не локальные стычки. Что позволяет нам плотнее ощутить себя в шкуре военачальника.
Герои тоже хороши. Абсолютно по-книжному, по-сказочному, по-фентезийному, но хороши. Благородные, ироничные, преданные друг другу воины. Их жены. Пускай со сложным прошлым, но зато в настоящем искренне любящие и всецело поддерживающие мужей. Друзья, которые за тебя в огонь и воду. И даже против возможного гнева императора. Целеустремленные, не умеющие отчаиваться. Твердо уверенные в себе и своих силах. Есть проблема? Надо решать. Враги в количестве «дофига», вооруженные неведомым оружием? Хм. Привлекаем ученого. Раскладываем задачу на составляющие и приступаем к ее разработке. По пунктам. Спокойно. Не кипешуя. И ведь решат, оглоеды такие, не могут не решить.
Первейший среди первых тут, естественно, товарищ Велисарий. Кстати, абсолютно реальная личность, действительно выдающийся византийский полководец (насколько я понял, практически все народы и изрядное количество героев, фигурирующих в романе, взяты непосредственно из нашей с вами реальной истории и творчески доработаны). Гениальный полководец. Умный, решительный, способный учиться на чужих и своих ошибках. Слуга царю (пардон, императору), отец солдатам. Знающий что такое любовь и милосердие.
При этом он нормальный человек своего времени, без проблем берущий жизнь врага. Классный интриган (словосочетание «византийские интриги и коварство» не зря осталось в веках). Признающий необходимость шпионских сетей, отличный знаток, как малой тактики, так и большой стратегии, политики, союзников и прочих непременных составляющих победы. Учитывающий людской фактор, подозрительность императора, придворные игрища, коварство врагов. Еще и камушек ему подсобить норовит. В общем, у индусов большие проблемы.
А как не упомянуть иронично-разумного Усанаса – давазза аксумитского принца Эона. Специальный человек, который долгие годы показывает принцу, что разница между царем и рабом не так уж велика. Чертовски нужная должность. Сохранись такой человек у владык позднего периода, судьба монархии имела бы шанс стать гораздо более завидной. Аксумское царство вообще выглядит у авторов довольно продвинутой структурой.
Эрго. Любопытное стратегическое фентези, с хорошими героями, чуток подпорченное «каменным роялем», и сильно поврежденное корявым переводом. К сожалению, завершающая книга цикла The Dance of Time и вовсе на русский не переведена. Причем даже фанатских вариантов в стиле поздних книг Батчеровского «Кодекса Алеры» я в сети не обнаружил. Если кто встречал – прошу исправить.
Гонка за макгаффином, или Дитя Предназначения. Отрочество
Сражение на Содденском холме завершилась победой северных чародеев. Но выиграна не война, а всего лишь битва.
Геральд и Цирилла начинают нелегкий путь в Каэр-Морхен – дом ведьмаков. Йеннифэр пропадает неизвестно куда. А Тиссая пойдет на что угодно, чтобы узнать ее судьбу.
Но рано или поздно их дороги снова пересекутся.
Судя по всему, постановщики в чем-то прислушались к гласу народа, проведя работу над ошибками. В отличие от первого сезона во втором повествование хронологически последовательно, буквально с парой тройкой коротких флеш-беков. И со все большим количеством отсебятины.
Постановщики дарят нам две сменяющих друг друга линии.
Частную: Геральта с Цири. Она почти полностью посвящена ведьмакам («чудовищам, убивающим чудовищ, лишенным людских чувств и реакций») и напрочь занесена снегом. Опустевший Каэр Морхен. Заброшенный, полуразвалившийся, с обрушившимися башнями, дырами в стенах. Величавый, полный памяти и сожаления по былым денькам. Даже крысы тут истинно ведьмачьи — чуют своих пацанов, эмоционально переживают, когда те сражаются.
Место зимовки, отдыха, встреч десятка ведьмаков. Общий зал с шуточками, бухлишком, историями о чудищах и не только. Тренировочные занятия в виде танца с мечом на высоченных столпах, починка доспехов, пополнение эликсиров. И главное — осознание, что те, кто не приехал зимовать — скорее всего, уже никогда не появятся на этом пороге.
Ведьмачий зал славы с оружием и бронями известных предшественников, медальонное дерево погибших. Алхимические покои с препаратами для изучения чудовищ. Мучильня – точка муштры юных ведьмаков. Вынужденных пролагать проход по висящему бревну, уворачиваясь от раскачивающихся древесных столпов (промиж крапельками). Проскальзывать между горизонтальными лопастями «вентилятора». Прыгать по обледеневшим, скользким доскам, перелетать с места на место над немалой высотой. Или раз за разом обрушиваться в снег.
Атмосферная крепость получилась.
Со зрителем поговорят о происхождении наших убийц чудовищ (магия, там, мутации, в общем – мутатор мыть надо).
Покажут в действии немало «знаков» и парную работу ведьмаков. Поближе познакомят с несколькими коллегами Геральта. Ехидным Ламбертом. Молодым, понтовитым Эскелем. Но больше всего запоминается Весемир (Бодния) Последний уцелевший из старой гвардии. Вскормивший и выучивший следующее поколение ведьмаков. Ставший для них настоящим отцом и мудрым наставником. Болезненно переживающий смерть каждого из учеников. Старающийся сделать все, чтобы у остальных было больше шансов. Отличный мечник. Мудрый, опытный, понимающий. Бодниа маладца. Мастерство не пропьешь.
И чтоб два раза не вставать — с новыми чудищами. Леший. Черепосколопендроподобная многоножка. Большая дура с крыльями. Милые динозаврики.
Геральт (Кавилл) практически не изменился с первого сезона. Монументален (порой даже слишком) и невозмутим как горы. Возвышается над всеми людьми и даже некоторыми из чудовищ. Активно проявляет свои позитивные душевные качества. Становится для Цири настоящим папашей – строгим, придирчивым, жутко доставучим, требующим послушания, запрещающим, заботливым, готовым на все ради чадушка.
Генри по-прежнему злоупотребляет гримасами. Наравне со слабенькими сценами выдает неплохие актерские этюды.
А вот Цирилла (Аллан) откровенно радует. Изысканная юная княжна, безупречно носящая шикарные платья и способная отбрить наглеца одним словом. Бойкая ведьмачка, не щадя себя работающая на Мучильне. Ершистый подросток, легко обжившийся среди брутальных ведьмаков. Ребенок, просыпающийся от кошмаров, искренне тоскующий по дому. Провидица, проваливающаяся в неясные видения. Девочка, всецело полагающаяся на отца – могучего и надежного Геральта. Стремящаяся стать такой как он. Преподносящая массу сюрпризов. Упорная, настырная, целеустремленная, ищущая источник своей силы. Становящаяся все более ценной для самых различных сторон. Походя при этом на самый натуральный макгаффин. К счастью, обладающий волей и упрямством.
Вторая линия стратегическая и летняя, тесно сплетается с событиями, затрагивающими целый Континент. Тут рулит Йенифер (Чалотра). Столкнувшаяся с проблемой, решения которой отыскать на первый взгляд невозможно. Проявившая массу простых и понятных людских качеств. Пару раз даже оставившая свой привычный эгоизм.
К Йен плотно примыкают:
Арки разборок в колдовском совете, ведь чародейка оказывается в самом центре различных интриг коллег. Суровых козней и возни за место главы (точнее глав) Братства.
Нюансы решения эльфийского вопроса. Эльфы во втором сезоне становятся одним из двигателей сюжета и центральных факторов.
Загадочная и могущественная Лесная, она же Бессмертная мать – изобретение сценаристов сериала, чересчур сильно прибравшая к рукам сюжетные вожжи. Тут повеет Индианой Джонсом пополам с русскими народными сказками.
Нильфы в Цинтре, во главе с поднадоевшей фанатичкой Фрингильей и поразительно живучим Кагыром.
Короли, начинающие плотно присматриваться к своим колдовским советникам. На доске сериала даже Дийкстра появился.
Занявшийся благотворительностью Лютик (Бэти) со стильным плащом и новой песней, сочиненной по ведьмачью душу. Неплохо, но «чеканная монета» баще.
В этой же линии нам чуть больше раскроют происхождение, историю Континента — познакомят с Сопряжением сфер – действом, после которого возник мир Ведьмака, полный разных рас и чудищ.
Боевка оставила противоречивое впечатление. Есть красивые моменты (леший, Геральт-Весемир), есть послабее – Геральт-брукса. Вдобавок ее еще и негусто.
Да! Нильфгаардцы таки сменили дизайн доспехов. Теперь они жутко напоминают гондорских воинов из ВК Джексона.
Без морали постановщики не обойдутся. Пройдутся по геноциду и кровавой борьбе за свободу. По преследованию инакомыслящих, не таких как все. По тем, кто такие настоящие чудовища. По страху, как болезни, и его преодолении. По силе настоящей Любви и тлетворности ненависти.
Косяков по-прежнему хватает. Чего стоят несуразные фразы типа «нас считают империалистами», или «кони в кустах» поджидающие Цири с Йен. Но плюсов все равно больше.
Эрго. Продолжение истории Геральта и Цири, устранившее некоторые недостатки первого сезона, но постепенно удаляющееся от первоисточника (особенно к финалу). Каждому сценаристу, понимаешь, хочется стать настоящим демиургом.
Томас Андерсон всемирно известный разработчик игр, на счету которого изрядно нашумевшая трилогия «Матрица». Игра, погружающая вас в мир машин, использующих людей как батарейки, обманчивой реальности и тех, кто не желает менять свободу на сытую иллюзию.
А еще Томас постоянный пациент психиатра, кормящего его синими пилюлями и доказывающего, что видения Андерсона об Избранном и Тринити всего лишь продукт воспаленного мозга геймдизайнера.
Томас не знает чему верить. До того самого момента, пока в офисном туалете ему является очкастый негр, утверждающий, что видения Андерсона абсолютно верны.
Матрица 1999-го года стала своевременным проектом, выводящим давнее людское сомнение о реальности реальности в сферу масскульта. Затем было еще две части, прохладнее принятые общественностью, видеоигра и сборник аниме. Казалось, тема закрыта.
До 2019 года, когда было анонсировано продолжение Матрицы. Ожидания были весьма скептическими. Тем паче, что за время пути лента потеряла одного из братьев/сестер/сиблингов Вачовски, и почти всю команду, создававшую трилогию, включая постановщика экшен-сцен.
В результате мы получили эдакое необязательное «20 лет спустя», как и полагается злободневное, более прямолинейное, сконцентрированное на Нео и Тринити.
С ходу бросается в глаза, что экшен свеженькой Матрицы на порядок менее интересен, чем у предыдущих версий. Если большинством сцен боевки ленты 1999-го и отдельными моментами двух продолжений можно было наслаждаться покадрово, то здешняя движуха аж никак не выделяется на фоне боевиков-конкурентов, снята смазано и попросту неинтересно. В актив ленте можно занести разве что бото-погоню, но даже она, радуя зомби-массовостью, огорчает отсутствием изобретательности. Печалька.
Реальный мир тоже не впечатлил. Никаких тебе битв с машинами и прочих апокалиптических красивостей. Он как бы есть, но абсолютно не запоминается.
С точки зрения картинки Resurrections разочаровал.
Пожалуй, лишь «включения» сопровождающего из реального мира при действиях «фрименов» в матрице смотрятся интересно.
Плюс постановщики активно вводят в повествование кадры из предыдущих фильмов. Этот прием порой оправдан, но чаще всего им откровенно злоупотребляют.
На идейном фронте ситуация получше. Хватит экивоков, решила Вачовски, пора говорить прямо. Лана в лоб вещает о стаде, которому не нужна свобода, лишь контроль, комфорт, уверенность. О тех, кто предпочтет суровой реальности блаженное ощущение свиньи у полного корыта. Скотинки, полностью уверенной в завтрашнем дне. Жаждущей управления компетентными руководителями.
О манипуляциях управляющих этим стадом. Тех, кто может в любой момент заменить у своего скота ложную уверенность в безопасности – необходимостью самоубийственного прыжка с крыши. Локдауне, превращающем людей в зомби, влекомых на тот свет паникой, СМИ, ненавистью к «не таким как все». О том, что чем хуже к людям относятся, чем больше ими манипулируют, тем больше энергии получают в ответ.
О том, что настоящая реальность у нас в мозгу. Что жить надо ради чувств. Ради Любви. Ради возможности сказать: «посмотрите, какую я вырастил клубнику». А не ради войны, или любых идей, требующих лжи и насилия. Что Любовь великая сила, и пара, предназначенная друг для друга, вместе может гораздо больше, чем поодиночке.
О том, что даже Спасителю не вынести свою ношу в одиночку, и нужно разделить ее со своей половинкой.
О пресловутой свободе выбора, ее наличии и отсутствии.
О том, что неважно, каким образом появился на свет разум и как он выглядит. Важно, лишь что он делает и куда направляет свои усилия.
Поначалу лента во многом смотрится ремейком Матрицы 1999-го. Ситуацию спасает ирония и стеб, предназначенный в основном для тех, кто помнит перипетии первого фильма. То герои сами узнают воссоздание легендарных событий. То Андерсон горстями жрет синие таблетки и аж никак не жаждет «пожаловать в реальный мир». То его босс иронизирует над неизбежностью создания четвертой части «с нами или без нас». То персонажи прикалываются над ситуацией и пафосом своих предшественников. То Нео понимает, что все еще знает кунгу-фу. Приятно.
А вот длиннющие монологи то Аналитика, то Смита смотрятся слабенько. Не рассказывай, а показывай – Лана, ау!!
Акцент в Resurrections сделан на Нео и отчасти Тринити, действительно получивших самый настоящий второй шанс.
Киану Ривз как всегда невозмутимо естественен. Отлично смотрится смена обликов – современного бородатого Уика в Матрице и коротко стриженого и потрепанного жизнью мужика в реальном мире. Андерсон трогательно сомневается в собственном рассудке, упорно не верит в происходящее. Долго собирается с силами для сражения за любимую.
Тринити (Мосс) тут гораздо меньше, чем ее суженого. Но когда приходится, женщина напоминает всем присутствующим, что порох в пороховницах в наличии не только у мистера Андерсона.
Любопытный вопрос – стоит воспринимать события четвертой части как нивелирующие жертву Нео в третьей, или как второе пришествие Мессии?
Кроме основной пары имеются и новые персонажи, к сожалению раскрытые на порядок хуже, чем герои трилогии.
Морфей (Абдул-Матин II ). Совершивший метаморфозу из Агентов. Чертовски похожий на прототип (отчего Фишберн не вернулся к своему образу? Неужто из-за того что 60 лет прошло? А кого это останавливало в Матрице?). Практически лишенный пафоса, взамен пышущий иронией.
Смит (Грофф). Смазливый, самодовольный, лощеный. Хороший парень, но не орел. Не Уивинг, не Уивинг.
Багз (Хенвик). Здешняя мятежная духом капитан корабля, поставившая целью отыскать Нео вопреки всему.
Аналитик (Харрис). Самодовольная личность. Впрочем, имеющая для этого немалые основания.
Интересна смена направленности бытия «фрименов» реального мира. Вместо партизанской войны с машинами — город, акцентирующийся на мирном труде. Все же Нео не зря старался в «Революции» — «подвиг твой бессмертен».
Сюда же примыкает тема машин, работающих на людей и прочих сентиентов – программ, сотрудничающих с «фрименами». Мир Матрицы потихоньку развивается.
И напоследок. Фримены для тех, кто остался в Матрице и раньше были самым настоящим смертоносным бедствием сродни урагану. Стоило пацанам из Зиона выйти в люди — жди беды. А конкретнее сотен и сотен трупов. Людей живущих своей единственной, наполненной и дорогой для них жизнью. Полицейских, силовиков и просто попавших под руку прохожих. Ведь если судить по реакциям на собственную «матричную» смерть «наших ребят» — потеря жизни в матрице равна потере жизни в реале. Тем более для обывателей, выбравших бытие в матрице как единственное (или не знавших о другом). Странно, что фримены, четко знающие, что их тела в безопасности на корабле тоже помирают стоит им нанести несовместимые повреждения в матрице.
Но в Воскрешении хорошие парни превзошли сами себя. Четвертую часть по праву можно было назвать Матрица.Геноцид. Извели народу Нео со товарищи от души.
Эрго. При всех вопросах и недостатках побывать в мире Матрицы было приятно. Да, по многим параметрам до ленты 1999-го Воскрешение не дотягивает. А вы серьезно рассчитывали, что будет иначе? Но отчего у них с экшен-сценами так плохо?