1916 год. Энни Хеббли, чудом спасшаяся после катастрофы Титаника, устраивается сестрой милосердия на его брат-близнец – госпитальное судно «Британик».
Воспоминания девушки о событиях четырехлетней давности сложно назвать полными и всеобъемлющими. Однако одно Энни помнит точно – беда Титаника заключалась не только в столкновении со злополучным айсбергом. На его борту кроме пассажиров и команды оказалось что-то потустороннее, способное изрядно навредить. А может и стать толчком к аварии.
И, похоже, эта история не закончилась с гибелью «Титаника».
Мистические истории, основанные на реальных (или околореальных) событиях, весьма интересный поджанр хоррора. Вспомним хотя бы шикарный «Террор». Американо-японка Алма Катсу, начинавшая писательскую деятельность любовно-фентезийной трилогией «Употребитель», следующие свои романы строит именно на сверхъестественных дополнениях к знаковым историческим происшествиям. Первый – «Голод» посвящен злосчастному походу Джеймса Доннера 1846 года (в Америке достаточно известное и обсуждаемое событие, у нас не очень). Второй – катастрофам Титаника и Британика.
Роман действительно немного напоминает работу Симмонса. К примеру, неторопливостью развития и не слишком быстрым появлением на сцене собственно мистики.
Радует «The Deep» также активным использованием «ненадежного рассказчика», а точнее целого ряда таких «рассказчиков».
Перед нами две практически равноценных временных линии: 1916 и ретроспектива рокового плавания Титаника в 1912.
Чуть больше времени автор уделяет все-таки арке былого. Погружая нас в первый и последний рейс «Титаника». Нарочитая роскошь бытия пассажиров первого класса. Просторные апартаменты, драгоценности, шикарные наряды, балы, бассейн, вино, курительные комнаты, спортзал и библиотека с тысячью томов. Большие деньги буквально лезущие напоказ из каждого «первоклассного». Не упоминаемый практически «второй». Демократический «третий» с тесными каютами по четыре человека и простыми нравами.
Да, «Глубина» в арке 1912-го порой активно перекликается с фильмом Кэмерона, что, наверное, неизбежно. Простые парни-боксеры, прогулка в глубины судна на палубу третьего класса, романтические встречи.
И, безусловно, картина гибели судна, с людским героизмом, подлостью, самопожертвованием и обреченностью.
На этом фоне антураж «Британика», адекватный разгару Первой мировой бойни, отличается разительно. Переделанные интерьеры, превращенные из храмов великолепной пышности в приют для раненых. Потерянные люди, многие без конечностей, оставленных на поле боя, кровь, вонь, рвота, отчаяние.
Добавляют перчинки в сюжет особенности эпохи, как то повальное увлечение оккультизмом, или использование в качестве лекарства кокаина, будто бы не вызывающего привыкания. Мило.
Действие развивается не спеша. Много внимания уделяется размышлениям персонажей, их внутренним переживаниям и сомнениям. Воспоминания нередко подводят хозяев, героев «накрывают» провалы в памяти, галлюцинации. Они по-разному воспринимают реальность, отталкиваются от ошибочных предпосылок, обманывают себя (и читателя), делают неверные выводы, подозревают друг друга во всех грехах. Создавая причудливую, неверную картину происходящего, которая из «разных глаз» смотрится абсолютно по-разному. Жизненно.
Основным героем назначена Энни Хеббли, однако периодически ведущая роль переходит к другим пассажирам.
Энни – скромная, тихая девушка из ирландской прибрежной деревеньки, с которой связана изрядная часть «непоняток», вроде пропавших и обнаруженных в странных местах вещей, имеющихся (или нет?) родственников, исчезающих отражений в стекле, возможных хождений во сне. Девушка, вместе со своей подругой Вайолет пережившая катастрофу Титаника, и отправившаяся в роковой рейс на его «близнеце». Девица «привлекающая безумие», в детстве встретившая (или нет?) Темную владычицу моря. Искренне уверенная в своих чувствах к одному из пассажиров и поверившая в ответные с его стороны.
А вот и он — Марк Флетчер, адвокат, запойный азартный игрок, потерявший в результате несчастного случая женщину, которую любил. Женившийся на их общей подруге Кэролайн, запутавшийся в своих чувствах к жене. Влипнувший в криминальную историю.
Кэролайн – активно «подсевшая» на то самое чудодейственное лекарство. Полная подозрений, пересматривающая отношение к супругу, поддающаяся слабости.
Мадлен Астор – юная беременная жена одного из богатеев. Воспитанная как призовая кобыла для охмурения кого-либо из высшего класса, и устройства жизни через брак. Тяжело воспринимающая беременность, предательство собственного расплывшегося тела. Ставшая мишенью ненависти и проклятий предыдущей жены Астора.
Уильям Стед – пожилой скандальный журналист и оккультист, не поддающий сомнению существование духов и призраков.
Современные гладиаторы — друзья-боксеры Дэвид Боуэн и Лесли Уильямс. Простак Дэвид и хитрюга-аферист Лесли, изображающий из себя телепата, активно охотящийся за наживой.
И еще некоторые второстепенные герои, попутчики, на первый взгляд никак не связанные друг с другом. Но все не так просто.
Персонажи активно изменяются на наших глазах, прямо во время плавания Титаника. И мы долгое время не уверены – за счет чего. Виной трансформациям мистический элемент, или нервы, истерия, собственные ошибки, психологические просчеты героев? Что уж говорить о тех, кто дожил до арки 1916 года. Метаморфозы налицо. Приятно.
Не обошлось в книге без модной толерантной «повестки». Боксеры, кроме товарищеских, испытывают друг к другу отнюдь не платонические чувства. Среди дам не редки лесбийские наклонности (скрытые или не очень). Вскользь зацеплено мужское пренебрежительное отношение к женщинам. Хорошо хоть расовая тема не поднимается. А что вы хотели? Без этого в современной западной литературе, похоже, никак.
Теперь пару слов о сверхъестественном элементе. Долгое время, как я сказал, он остается за кадром, мелькая резко похолодевшим воздухом, сотрясением предметов во время спиритического сеанса. Нечеткими видениями на краю зрения. Глюками и снами, связанными с водой. Рассказами местного «эксперта» Стеда об одержимости, «силе ревнивого сердца», о том, что «на воде духи более могущественны, чем на суше». Накручивая интригу, заставляя проводить собственное читательское расследование на предмет возможного истинного виновника катастрофы.
И лишь ближе к финалу ситуация меняется. Изящно, с неожиданными поворотами, завершая историю гибельной любви, недопонимания, роковых решений, ошибок, отчаянных попыток их исправить.
Да, женская рука автора видна невооруженным глазом. Романтические устремления гомо сапиенсов решают судьбы сотен людей, а мужчины зачастую оказываются лишь объектом действия милых дам. Но на самом деле с таким подходом вполне можно смириться. Все же некая доля истины в нем присутствует.
Эрго. Мистический взгляд на гибель неудачливых лайнеров под соусом «ненадежных рассказчиков». Хватает романтического антуража, и без «повестки» не обошлось, но читается с интересом.
Преподобного Джебидайю Мерсера – священника с Библией, револьвером и холодными глазами убийцы будто тянуло что-то в сторону городка Мад-Крик.
Не зря.
Ведь в это проклятом месте объявилось нечто из ночных кошмаров. Что-то, чему не место под благословенным Господом техасским Солнцем.
Что-то, с чем на первый взгляд невозможно справиться.
Под одной обложкой нас ждет два абсолютно несвязанных сборника. Сейчас поговорим о первом.
Джо Ричард Гарольд Лансдэйл с детства любил комиксы и фильмы. Особенно фантастику и вестерны. Когда то он увидал хоррор-вестерн, оставивший в его впечатлительной натуре особо неизгладимый след. Со временем возникла идея сценария вестерна-ужастика. Которую он переработал в полноценную книгу.
Так в 1986 году возник Преподобный Джебидайя Мерсер, ставший героем романа и нескольких рассказов.
Работу Лансдейла активно хвалили, занося ее в некий список «Хоррор. 100 лучших книг» (или речь все же о «Руках гнева»?). Хотя сам автор честно признавался, что его истории не Книга Великих Мыслей, а возврат к бульварщине и написаны для развлечения. Что можно простить.
А вот четкое ощущение того, что все, что нас ждет в открывающем сборник романе «Смерть на Западе» видели и читали не раз, и даже не десять, простить сложнее (да я помню, что «Смерть» написана в 86-м, и требует снисхождения к своим почтенным годам, но не настолько же!). Тут даже антураж вестерна не спасает. Да и антураж, будем честными, в романе, или скорее большой повести, слабенький. Вялый Восток, точнее Запад, вялый. Индеец, салуны, шерифы, дилижансы в наличии, но атмосферу не создают. Разве что большое количество огнестрельного оружия на руках пытается постоять за честь фронтира.
С ходу автор нагнетает чернухи: мозги, кровища и прочие неаппетитные детали прилагаются.
Джо совмещает восставших из мертвых с элементами вапмиризма и демонической сущностью, ну знаете, «Некрономикон», «Тайны червя». Непереносимость солнца и любовь к темному времени суток гармонично сочетаются с поеданием плоти и неуязвимостью, пока остается цел мозг зомби.
Дальше — классическая схема о группе выживших и сражении с ордами нечисти. С персонажами Лансдейл не церемонится.
В общем, если бы под обложкой оказалась одна единственная «Смерть на Западе», читать данный опус не имело бы ни малейшего смысла.
К счастью, в рассказах ситуация несколько выправляется. Тут автор активно развивает лавкрафтовские мотивы и сюжеты, введенные еще в «Смерти». Короткая форма у него выходит получше, чем длинная. Заброшенные кладбища, проклятые дороги, жуткие легенды и непременные людские истории, старые даже для индейцев боги, кровавые обряды, оккультные знаки и заклятия, загробное мщение, жаждущие крови немертвые, демонические сущности, волки-оборотни, призраки, кобольды: полный букет сверхъестественного. И в центре этого праздника Смерти наш герой: наследник Кейна, духовный предок Дина, аналог Ведьмака без мечей, зато с Библией, револьвером и даром чуять Зло.
У ГГ имеются интересные черты. Перед нами эдакий трагический персонаж. В юности умудрившийся переспать с родной сестрой и застуканный на месте преступления разгневанным папашей. Повоеваший в гражданскую за южан. Жесткий, циничный, на щелчок пальца отбирающий жизни, имеющий за плечами изрядных размеров личное кладбище. Суперстрелок, способный дать фору Дикому Биллу Хикоку. Изрядно закладывающий за воротник. Утративший веру в Господа, но жаждущий ее вернуть. Ставший уставшим паладином Ветхозаветного Бога. Пребывающий с Ним и Святой книгой в своеобразных отношениях. Больше полагающийся на свою верную руку да знания о нечисти, чем на поддержку Небес. Бестрепетный проповедник-стрелок, поставивший целью искоренять Зло.
Рассказы написано бодренько, без претензий, с колоритно-отвратными второстепенными персонажами и внушительной нечистью. Вполне динамично и кинематографично – мог бы получиться вменяемый сериал типа Supernatural.
А стоил ли еще чего-то ждать от непритязательного бульварного хоррора в антураже Дикого Запада (первый роман которого переделан из того самого сценария)? Разве что поменьше восхваления и занесения в «списки». Правда, кто его тогда в руки возьмет?
Теперь пару слов о «Руках гнева», не имеющих никакого отношения к Джебидайе.
Тут нас ждут короткие рассказы, изрядная часть которых переполнены людской мерзостью, глупостью, жестокостью, ненавистью, похотью, агрессией, психическими сдвигами, оставляя крайне гнетущее впечатление. Это аж никак не классические ужастики, а натуралистичные, добротные истории о худших качествах недосапиенсов. Никаких тебе вампиров и прочей нечисти. Исключительно отборное человечье дерьмецо, выставленное на всеобщее обозрение. Парочка новелл, такое впечатление, оборвана на полуслове. Впечатляет, не спорю, но очень уж грязно.
Благо хватает в сборнике исключений из психолого-морализаторского потока. Типа фантасмагорической небесной акулы, индейско-японских альтернативок, пронзительно-причудливого постапа, саги о автокинотеатрах или непростом камне на пляже. Что дает возможность чуток отдохнуть от людского негатива.
Эрго. «Дорога» достаточно вторичный хоррор на Диком Западе. «Руки» гораздо сильнее, но большей частью оставляют слишком мрачно-гнетущее ощущение от людского негатива. В целом – на любителя.
Все не то, чем кажется, или История обманутой любви
Ловчий Кестель, принимая заказ на пресловутую Алию Лов, не думал, что все произойдет настолько легко. Все же репутация у девицы внушающая уважение. Однако отыскал и поймал добычу без проблем. Теперь, правда, надо еще доставить ее на Арену. А путь не близкий.
Обычные будни ловчего. Если взглянуть со стороны. И лишь немногие знали, что идет напряженная схватка за обладание чрезвычайно могущественной вещью. Той, что некогда заблокировала магию самого Ордена.
И вот новый автор — Петр Гурский, известный в первую очередь постап-рассказами и криминальными книгами про инспектора Славомира Крука.
Его проба пера большой формы в жанре темной фентези оказалась любопытной, но слишком уж долго раскачивающейся.
Первую сотню страниц повествование сумбурно, слабо понятно, кто эти люди и что они тут делают. Начинается книга до жути локально, не выходя за рамки скучноватых похождений ловца преступников и его жертвы. В это время читается роман с трудом и не раз побуждает оставить это неблагодарное занятие. Не стоит. Держитесь. Завязку нужно просто перетерпеть.
Со второй трети ситуация начинает налаживаться, а после экватора «Закон» захватывает все больше.
Хотя с поджанром этой книги определиться получается не сразу. Не эпик – битв народов не ждите. Не «меч и магия», хотя колдовство порой используется. Не классика светлой фентези – имеются неаппетитные моменты. Пожалуй, некая смесь гримдарка с квестовым приключением по собиранию макгаффина.
Но в первую очередь – пронзительная до боли история роковой любви, женского могущества и коварства, мужской планиды. История человека, ради большого чувства решившегося на огромные жертвы и сложный выбор. Дополнительной прелести «Закону» добавляет нестандартное завершение истории борьбы протагониста за свою любовь.
Нежданчиков, надо сказать сразу, Гурский заготовил нам от души. Редкий роман, многое из которого к завершению становится не тем, чем кажется на первый (а иногда и на второй) взгляд. А кое-что и вовсе переворачивается с ног на голову.
Основной конфликт автор строит вокруг столкновения людей и хунг. Последние внешне не слишком отличаются от гомо сапиенсов, кроме плоского лица и долгой жизни. Основная разница в среде обитания. Перед нами подземные, подгорные жители, вариации на тему гномов. Но как ни крути — другая раса. А с другими расами хумансы, если верить авторам фентези, уживаются слабо.
Автор не покажет нам эпических сражений или столкновений магов в перумовском стиле. Все это осталось в прошлом. Хунг усмирены, переписаны и худо-бедно интегрированы в социум (хотя права носить оружие, к примеру, лишены). Кроме тех, кто скрывается по лесам.
Однако именно былая великая битва с людьми становится спусковым крючком сюжета. Ведь это для нее был изготовлен макгаффин, за обладание которым начинается недетская возня.
В наличии также несколько любопытных дополнительных арок, самой запоминающейся становится «змеиная».
Жаль, несмотря на обилие фантастических тварей, типа водных убийц-лебедиц, тряпичных паяцев — собирателей голов, сплетников-болванчиков, ментальных псов с дрессировщиками, мадонн с их небесными пираньями и даже натуральных драконов — мир оригинальным не выглядит. Вдобавок информацию о нем автор откровенно жалеет.
Да, в наличии весь этот зловредный паноптикум. Имеются Живые лабиринты — подземные пути, разрушающие чужую магию, а заодно деформирующие время, пространство, законы физики. Есть нелюди — те же хунги, тролли или гроблины (племя, произошедшее от смешения горных великанов и кохеаньских гномов — уже смешно). Треугольные столики в некоторых тавернах, предназначенные для нелюди и чудовищ, ненавидящих восход. До жути могущественный матриархальный женский орден, включающий как чародеек, так и воительниц (Айз Седай?). Хватает различной магии – от волшбы шлюх до могущественного колдовства. Но большинство этих элементов мы уже встречали, и не раз.
Разве что «специализированные» города заинтересовали. Тот же Арголан стал центром судебного воздаяния. Владыка Арголана, выдающий ордера на поимку преступников, или тех, кого он посчитал таковыми. Знаменитая Арена, где проходят судебные поединки между обвинителем и обвиняемым (билеты порой не достать). Или будоражащие кровь выступления профессионалов – настоящих звезд своего дела. Или Зал Оран – многокомнатная витрина казней с натуральными трупами-мумиями, костьми, собранными за сотни лет.
А город ОвнТховн взял на себя нелегкую ношу местечка борделей. А есть еще тот, куда идут желающие купить или продать ребенка. Неординарный подход к муниципальной специализации.
Экшена в книге не отыщете, кроме пары поединков. А вот хоррора автор порой не жалеет. Это и исполняющая желания (не просто так) Багровая корчма, и жестокие убийства, и страстный коллекционер паяц Бомол. А главное – ощущение обреченного отчаяния, витающее над большинством героев. А еще предательства, обмана, использования в темную. Порой создается впечатление, что герои, еще не знающие про грядущие испытания, о чем-то таком все же догадываются.
Из персонажей романа выделяется Кестель Нетса. Немногословный, хороший мужик, не чуждый состраданию и прощению. Совершавший порой вещи, о которых хотелось бы забыть (хотя и не полностью по своей вине). Старающийся искупить свои грехи. Скрывающий массу тайн. Черпающий силы в медальоне с женским портретом. Ставший ключевым фактором, меняющим расклад сил в мире.
Также стоит упомянуть Виану Да Хан из хунг, одну из предводительниц своего народа, вынужденную делать чертовски сложный выбор. Полную секретов, смертоносную красавицу Алию Лов. Да вежливо-улыбчивого Дунтеля, проводника через Живые лабиринты – едущего в Арголан, чтобы дать прощение убийце своих родичей.
Эрго. Недурное темное фентези, где многое не то, чем кажется. Надо только перетерпеть вязкое начало и дать шанс Гурскому вас порадовать.
P. S. К роману примыкают три рассказа-повести, действие которых происходит в том же мире, но с другими героями. В частности мы узнаем больше о Мадоннах и Неотмщенных.
2022. У юного Адама Рида хватало проблем. Смерть отца в автокатастрофе, астма, одноклассники, вечно норовящие отомстить ему за длинный язык.
А тут еще и стремный мужик, появившийся у него дома и подозрительно много знающий о жизни семейства Рид.
Мужик, который оказывается Адамом из антиутопического 2050 года, где жизнь совсем не сахар. Да-да, путешествия во времени реальны. И теперь только два Адама могут сделать так, чтобы будущее оказалось не таким паршивым.
Идея этой ленты возникла еще в 2012 году, тогда на главную роль предполагался Том Круз. Однако затем идея картины влипла в «производственный ад», где благополучно парилась до конца 2020, когда ей заинтересовался Нетфликс.
Результат вышел неоднозначным, но достаточно милым, как и большинство последних лент с Рейнольдсом.
Райан изрядно завис в «дэдпульном» образе юморного парнишки, в котором чувствует себя как рыба в воде (серьезные роли удаются актеру гораздо хуже). Будем честными, его однообразный комедийный типаж уже несколько поднадоел, но шо делать. Тем паче Рейнольдс по мере сил пытается демонстрировать серьезные эмоции, кое-что даже получается. Искренне переживает о жене, ностальгирует при виде матери, наслаждается встречей с отцом – даст бог будут из парня люди. Ну а юмористическую линию Райан способен, такое впечатление, отыграть даже не приходя в сознание. Причем на хорошем уровне.
От Руффало и его Луи Рида я ожидал большего. Марк сильный актер, но отчего-то в образе отца решил не напрягаться. Обязательная программа – пафос, упорное нежелание менять будущее, родительская любовь – вялый восток.
Главзлица (Кинер) тоже не впечатлила. Жутко много говорит (я думал, длинные злодейские монологи остались в прошлом), поразительно мало делает. Разве что молодая версия смотрится симпатично.
Мать Адама (Гарнер ) получила одну хорошую сцену и каши не испортила.
Салдана в образе супруги Адама – боевая, решительная, «коня на скаку» и с непререкаемой верой в мужа-обалдуя.
Юный Адам (Скобелл) – порадовал. Хилый подросток, запутавшийся в куче проблем. Ершистый, умный, ехидный. И с непременной астмой (может уже хватит навешивать этот недуг на каждого второго юного протагониста?). Восторженно, с широко распахнутыми глазами воспринимающий свалившееся на его голову приключение. Чем-то Дэвида из «Полета навигатора» напомнил.
Фильм полон приятного юмора и представляет собой задорное приключение без особых претензий. Бои самолетов будущего (пулеметы форевер, видимо ракеты за 30 лет вышли из употребления?), отличная система маскировки летательных аппаратов. Немало задорного, хотя не слишком изобретательного экшена с хитрыми девайсами из будущего, и старой доброй рукопашной.
Жаль, что произошло с миром и почему через три десятилетия нас ждет нечто «похлеще Терминатора», постановщики объяснить не потрудились.
Неплохо смотрится взаимодействие двух Адамов, их совместные подколки. Не обошлось без семейных ценностей.
Лента вообще стала своеобразным гимном Любви. Любви к женщине – чувству, сподвигающему на подвиги и в результате спасающему мир. Любви родителей к детям и детей к «предкам». Редко проявляемой пубертатными недорослями, но все равно испытываемой в глубине ершистых душ.
В меру сил создатели ленты постарались предложить зрителю и какую-никакую моральную основу. Поговорив об ответственности ученых. «Денежных мешках», спонсирующих науку, способных подложить изрядную свинью и воспользоваться открытием в своих интересах.
Любопытно наблюдать за отношением создателей картины к «эффекту бабочки» и прочим играм с вотчиной Хроноса. Менять время, или не менять? С одной стороны оны голосуют за невмешательство в естественный ход вещей. В идеале лучше вообще обойтись без машин времени. С другой стороны – ничтоже сумняшеся позволяют героям кардинально изменять уже установившееся будущее. Вкратце: Хай все идет как идет, но надо менять! Вы бы уже определились с родиной, товарищи постановщики! Еще забавнее на этом фоне смотрятся действия засовывающего голову в песок Луи. Мужик! Вы только что полностью изменили грядущее всего мира! Чего ты паришься по поводу такой мелочи, как твоя судьба?
Оставил в недоумении изрядный диссонанс в диалогах. Есть вполне приличные и трогательные сцены с адекватными репликами. Но также в наличии немало потрясающе корявых и дубовых диалогов. Звучащих настолько фальшиво и неестественно, что становится стыдно за создателей ленты. Что у приличных сценаристов не хватило времени на весь текст? И дописывали его люди с улицы? Или все же дело в переводе? Непонятно.
Эрго. Легкая приключенческая юморная хронофантастика без претензий с приятной работой двух Адамов. А вот с диалогами тут что-то не то.
Феминистичная ночь, и еще одна, или Величие Египта вернулось!
Жестокое и загадочное убийство нескольких десятков человек всколыхнуло весь Каир.
Неудивительно, что оно заняло места на первых страницах газет.
Неудивительно, что Министерство алхимии и заклинаний отправило для расследования агента Фатиму, раскрывающую все порученные дела. Ведь от смертей несчастных шибает магией.
Удивительно другое. Что в этом преступлении, возможно, виновен тот, кто почти полвека назад открыл ворота, связывающие наш мир с измерением джиннов.
Еще одна вариация на тему джиннов и альтернативной истории? Но с взрослыми протагонистами а не с подростками? Взглянем поближе.
Перед нами приключение с элементами магического детектива в колоритной обстановке. Арабский антураж в фантастике встречается нечасто (разве что Латунный город приходит на ум), в отличие от богато расписанного за последнее время восточно-азиатского (Кен Лю, Фонда Ли, Куанг, Мэдсон, Саульский). Атмосфера альтернативного Египта начала 20 века становится одной из лучших фишек книги.
Поговорки, обычаи, реакции, отношения между людьми, изрядно отличающиеся от западных.
Религиозные расклады, ведь тут обитают мусульмане разных подвидов, христиане, а также «идолопоклонники» – фанаты прежних забытых египетских богов. Любимый алкогольный напиток египтян. Сказки и предания. Социальные нюансы. Восприятие женщин. Злачные уголки. Базары и книжные магазины. Город мертвых — старый некрополь, где живых, не меньше чем мертвых. И пафосно-экологичный Сите-Жарден, город-сад для богатеев. Королевские дворцы.
Вкусно, однако порой возникает ощущение, что автор местного колорита недодает. Вдобавок восточные акценты создают проблемы с погружением в текст. Начало перегружено сносками, непривычно звучащими восточными именами, топонимами, названиями.
Здешний Египет одолел клятых колонизаторов (не только Египет, Индия также не отставала) и обрел независимость гораздо раньше, чем в текущей реальности. Тут по улицам носятся автоматические колесные экипажи, ходят воздушные трамваи, в небесах парят дирижабли. Повсеместно можно встретить робота-автоевнуха, а некоторые механические люди уже обрели самосознание. Вместо тяжелой наркоты — зачарованный муассель, смесь чародейства и алхимического средства.
Здешний Египет аж никак не страна третьего мира, а великая держава, выступающая мировым арбитром, дающая гарантии, устраивающая мирные «саммиты» для европейцев.
Альтернативные магические, исторические, политические и технологические нюансы этого мира добавляют в каирское блюдо немало остроты.
Как так случилось? Элементарно! За 40 лет до описываемых событий, были открыты врата в измерение магических существ. Что кардинально изменило расклад сил на планете. Магия-с! У тех, кто как Египет, вовремя почесался заключить союз со сверхъестественными сущностями, оказалось серьезное преимущество. Да, потихоньку и остальные государства начали дружить со своими фольклорными элементами (Германия с гоблинами, Россия с русалками, Франция с феями, только британские фэйри, сдается, так и не проснулись), но джинны были первыми.
Джинны, а точнее мариды, джанн, ифриты, дэвы, иллюзорщики и прочие рогатые, становятся полноправными гражданами нового Египта. Вступают в сексуальные связи с местными, и производят на свет полуджиннов, наделенных любопытными способностями. Поставляют стране великолепных механиков, архитекторов, юристов. И военно-магическую поддержку. Становятся философами и пацифистами. А ведь есть еще различная нечисть вроде гулей. И ангелы. Которые не ангелы.
Детектив не самая сильная сторона романа, ведь виновного мы знаем фактически с первых страниц. Протагонисты также достаточно быстро выясняют этот секрет Полишинеля, дальше пытаясь разобраться в мотивах и дальнейших действиях злодея. А также в том, кто на самом деле таится под золотой маской. С этим дело интереснее. Через призму антагониста нам показывают социальные противоречия начала 20 века (все помнят революционные настроения того времени? Тут никакие джинны или русалки не помогут). Худшие людские качества, такие как ненависть к чужакам, желание обвинить их в собственных бедах. Местные религиозные и расовые разборки.
А заодно пришпоривают сюжет, ведь в результате эскапад главгада опасность грозит не только Каиру.
Приключения неплохи. Поединки на мечах, бунты, драки восставших с полицией. Волшебство джиннов, механические «приблуды» и сказочные чудовища, попытки разгадать подоплеку действий главгада и привести его к ответу. Легенды, становящиеся былью. Артефакты, всплывающие из седой древности. Элементы стимпанка.
Книга активно и утрировано феминистична, посему неудивительно, что главными героями становятся сильные, умные, профессиональные, полные энергии дамы. Из тех, что коня и избу, ну вы поняли.
Фатима эль-Шаарави. Одна из полудесятка женщин в Министерстве алхимии и заклинаний. Стильная девица в западных костюмах и непременном котелке. Самая юная следовательница Министерства, закончившая академию в 20 годочков. Профи, дела которой изучают на лекциях в академии. Мусульманка, не всегда находящая время для молитвы. Способная и в драке или поединке за себя постоять. И расследование провести. И мир спасти. Имеет качественный шлейф роли – нам неоднократно упомянут о прошлых судьбоносных делах Фатимы. О них рассказывают повесть и рассказ, дополняющие «Хозяев».
Ее напарница – агент Хадия, успевшая побывать в Америке и даже заняться так преподаванием в колледже для девушек. Боевая, неопытная, полная задора, желания доказать, что она не хуже
мужчин. Обладательница полного набора жизненно необходимых кузин.
Сити — подруга и любовница Фатимы. Вот уж кто фору любому бойцу даст — так это она. Крута, эпатажна, самоуверенна, загадочна, иронична, скрывает немало тайн.
Из представителей сильного пола с ходу никого и не упомнишь. Вроде инспектор полиции мелькал. Да пара джиннов. Негусто.
Вот мы плавно прикатились к актуальной современной повестке, на которой у Кларк держится огромное количество идей и сюжетных ходов.
О феминизме я уже сказал – его тут выше крыши. ГГ лесбиянка. И то верно, как в мире, где нет ни одного запоминающегося мужика, как с ними отношения строить? Выступает за полное равенство женщин с оглашенными самцами. Египетским дамам даже право голоса вручили. В 1912 году. Одна из основных каирских воровских банд – амазонки. Женщины – разумны, сильны, адекватны. Мужики похожи на глупых, нездоровых психически детей.
О роли женщины в обществе автор поговорит. Сексизм поругает. Суфражисток похвалит.
О расизме и угнетению по цвету кожи посокрушается. Как вам черные джазмены, сбежавшие из Нового Орлеана от сегрегации?
Что характерно, ничего криминального. Мужики действительно зачастую отличаются «умом и сообразительностью». Расизм и сексизм это нехорошо. Женщины могут спасть с кем им угодно, занимать любые посты, осваивать любые профессии. Но как-то Кларк слишком уж увлеклась актуальной повесткой. Будто не для души, а для четкого попадания в тренд. Не может ведь такого быть, правда?
Эрго. Детективное фентези-приключение в арабском антураже, написанное в русле современной толерантной повестки. Тем, кто не переносит феминизм и обличение различных «–измов», читать не стоит. Те, кто к этому относятся спокойно – могут попробовать.