Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 ноября 2021 г. 10:59

По мотивам. Отдаленным, или Что кого интересует

osnovanie_serial

Галактическая империя, объединившая тысячи миров, казалась вечной. Триллионы жителей, исключительное богатство, выдающиеся научные достижения, помпезная столичная планета.

И лишь один ученый — Харри Селдон, был уверен, что Империю постигнет крах. А за ним тысячелетия варварства.

Пользуясь методами психоистории, позволяющей прогнозировать поведение людских популяций, Харри убедился, что темную эпоху можно сократить.

Вот только позволят ли нынешние властители предпринять необходимые для этого действия? И не обманет ли психоистория надежды последователей Селдона?


Основание (оно же Академия, оно же Фонд) Азимова стало одной из первых ласточек забугорной фантлитературы, достигших наших пенат в 90-е. Приятный цикл с любопытными ходами и размышлениями о человечестве, охватывающий огромное время, созданный Айзеком под впечатлением от Эдварда Гиббона.

Книги достойны, а что же нам предложат кинематографисты?

Первым делом, оставив от романа лишь скелет, они, по мере способностей, пытаются этот скелет одеть, нарастить, дополнить и расцветить. По-своему. Если Азимова интересуют глобальные, стратегические вопросы падения и создания держав, развития людского общества, управления массами, если Айзек играет полувеками как теннисными мячиками, а тысяча лет сопровождается у него эпитетом «всего», то постановщики, как обычно в телепродуктах, наплевав на законы психоистории, рассказывают о судьбах отдельных человеков. По-видимому, это один из основных законов сценариста: не знаешь, что делать — введи людскую трагедию.

Главные герои в постановке «особенные», «не такие как все»: одну преследуют за занятие наукой, вторая даже в сообществе энциклопедистов умудрилась стать изгоем. С Сальвор, правда, есть нюансы. Об императоре отдельный разговор.

Постановщики, понятное дело, не смогли обойтись без современного политкорректного тренда, заменив героев-мужчин – женщинами, причем отнюдь не белокожими. И Гаал и Хардинг у Азимова были белыми мужиками. Впрочем, мальчик – девочка, какая разница.

Гаал Дорник – жительница водной планеты, религиозные жители которой очень не любят ученых. Прям до утопления последних не любят. Гаал умудрилась в таких условиях родиться математическим гением. Как несложно догадаться, житья на родине ей не стало, тут и подвернулся конкурс, позволивший победительнице заинтересовать самого Селдона. Гаал реально гений, способная заметить ошибку в работах лучшего психоисторика Вселенной. Как выясняется позднее, это не единственная ее сильная сторона. При этом она обычная девчонка, жаждущая любви, плавающая как рыба, считающая простые числа, когда волнуется.

Сальвор Хардинг – тоже «не такая как все», но за счет стремления к одиночеству и экстрасенсорных способностей. Дьявольского везения и проницательности, умения ощущать ложь, чувствовать людей изнутри. Сильная женщина, лидер и боец.

Ну хоть Селдона оставили белым и с первичными мужскими признаками. Хари в исполнении Харриса харизматичен, полон энергии, умения убеждать. Готов идти на жертвы, манипулировать окружающими. И даже смерть ему не помеха. Все для Плана, все ради Плана.




Статья написана 10 ноября 2021 г. 10:53

Трое в песках, или Оптимистичный постап

finch

Конец света таки случился.

Отныне на выжженной земле, под убийственными лучами Солнца ютятся немногие выжившие.

Один из них Финч Вайнберг – инженер, не чуждый робототехнике. Чувствуя, что его дни подходят к концу, Финч создает робота, главная цель которого ухаживать за собакой. Кто мог знать, что на свет появилось нечто гораздо большее.


Книг и фильмов на тему апокалипсиса и его последствий, нынче пруд пруди. Почти все описывают взаимодействие выживших гомо сапиенсов или конец цивилизации. Из произведений и постановок, больше опирающихся на личные людские истории, с ходу вспоминается лишь «Тихое место» да «Я — мать».

Finch перекликается с I Am Mother, но рассказывает абсолютно другое по духу и настроению повествование.

На первый взгляд для нашей цивилизации все плохо. Нет, не плохо, уже практически песец. Вспышка на солнца, уничтожившая озоновый слой, залившая все живое убийственным ультрафиолетом. Продолжающая это делать не первый год. Растения уничтожены. Еды нет. Электроника вырубилась после электромагнитного импульса. Жара за 60 градусов. Ураганы со скоростью ветра за 200 км. А тут еще из гомо сапиенсов полезли их худшие черты. В общем, была цивилизация – и нету.

Не слишком приятная картина, мягко говоря. А тут еще и ГГ вот-вот к праотцам отправится. Но при этих жестких исходных данных у постановщиков получилась достаточно оптимистичная лента.

В первую очередь благодаря лицедеям, которых, не считая робота, тут ровно один Том Хэнкс.

Его Финч, как почти все актерские работы Тома, поразительно естественный и живой. «Наш сосед», отличный, талантливый инженер-конструктор, продвигающий в жизнь законы робототехники Азимова с некоторыми дополнениями. Немного эгоистичный, никому не доверяющий, нелюдимый мизантроп, не любящий работать в команде. Души не чающий в своей собаке. На диво жизнерадостный, если учесть обстоятельства. Изрядно трусливый, способный на вспышки гнева. С хорошим шлейфом роли (благодаря паре его монологов мы отлично представляем прошлую жизнь Вайнберга). Привязывающийся к своим творениям. Ставший для робота настоящим отцом: открывающим мир, делящимся опытом, рассказывающим сказки, строгим, но справедливым. Жаждущим продолжить себя в металлическом здоровяке. Небезуспешно.




Статья написана 27 октября 2021 г. 11:24

Песчаная затравка, или Неторопливое начало великого пути

djuna2021

Сын герцога Лето, Пол Атрейдес, отправляясь в новый дом своей семьи – Арракис, знал, что его жизнь изменится. Но не предполагал, что настолько.

Измены, смерти, фримены, видения. В которых он во главе армии несет вселенной войну и огонь. Пол не желает себе такой судьбы, но хватит ли у него сил не допустить такого будущего?


Роман Фрэнка Герберта появился на свет в далеком 1965 году, собрав с того времени изрядную базу фанатов и две экранизации, весьма противоречиво встреченные народом. Дени Вильнёв, давний почитатель книги и автор незаурядных фантастических (и не только) фильмов решил принести миру третью. Приняв крайне спорное решение снимать ленту в формате двух полнометражных фильмов, (причем судьба второй части зависит от принятия зрителем первой), неужто «Оно» так повлияло? Решение, повлекшее за собой основные проблемы картины. В два с половиной часа Вильнёв вместил чуть меньше половины романа. В результате фильм воспринимается как жутко затянутое вступление, и местами заставляет скучать. По словам Катерины из четырех непременных частей любого творения (завязка, развитие, кульминация, развязка) мы увидели первую с кусочком второй. Дени, ты книгу на четыре части разбивать задумал?

В Part One слишком много затянутых сцен, взлетов и посадок орнитоптеров и прочих космо—летательных аппаратов, хождений по коридорам и улицам, неторопливо поданных видений. Сократи все эти полето-брожения до приемлемых показателей – выиграешь немало времени. Причем я не говорю о действительно важных, атмосферных моментах – красотах мира, особенностях семейства, беседах для раскрытия характеров. К ним претензий немного. Да, понятно, изрядная часть характеров, мотиваций героев, хорошо прописанные в книге, растворились в тумане, а большинство персонажей получили меньше внимания, чем заслуживали. Но это неизбежная, наверно, беда экранизаций. Зато без жутко бесящего спойлера (в книге буквально с первых страниц известно не только о грядущем предательстве, и о том, что ничего не изменить, но и имя изменника называется тоже буквально во второй главе) Вильнев решил обойтись.

Пустыни Арракиса снимали в Иордании и ОАЕ, а Калладаном поработала Норвегия.

В целом, с той самой поправкой на кинематограф, Дени вполне адекватно переносит первоисточник на пленку. Каладан полон моря и воздуха. Арракис – барханист и испепеляющ. Атрейдесы – глуповато-героичны, барон — мерзок, Преподобная мать – коварна, Раббан – звероподобен, черви — зубасты, фримены – наглы.

Картинка хороша. Космокорабли подавляют размерами, орнитоптеры активно машут крылышками, черви кокетливо выглядывают из песка, силовые щиты искрят, корабли стреляют и взрываются, ночь пылает пожарами, бойцы рубятся и помирают с криками на устах.




Статья написана 25 октября 2021 г. 10:49

Парень, ставший Человеком, или Что наша жизнь – игра (компьютерная)

glavn_geroj

Живет на свете один Парень. Просыпается, завтракает, кормит золотую рыбку, ходит за кофе и на работу в банк.

Вот только он не человек, а персонаж игры с отрытым миром, другими словами — NPC.

Каждый его день его похож на другой, и, кажется, иначе и быть не может.

До одной случайной встречи. После которой Парень понял, что ему хочется большего.


Недавно мы уже наблюдали за приключениями людей в виртуальном мире. Однако постановщики Free Guy (прямой перевод названия – «свободный парень») решили взглянуть на этот самый мир с нестандартной точки зрения, глазами «неигрового персонажа».

Получилось легко, незатейливо, ми-мишно. И с недурным морально-этическим багажом.

Первым в глаза бросается картинка. Виртуальный город, наполненный веселым безумием и запахом комикса. Гости, сочащиеся тестостероном, агрессией, жаждой крови. Постоянная стрельба на улицах. Самое разнообразное оружие и техника, применяемые игроками: от реального вооружения до фантастических образцов. Несколько качественных экшен-сцен. Катаклизмы, взрывы, ограбления. Да, местами картинка выглядит естественно, местами, напротив, изрядно, прям нарочито компьютерно. Но возможно так и задумывалось – герои в компьютерной игре все-таки.

Все это богатство сдабривается порцией вменяемого юмора. Причем чаще всего содержащегося не в шутках, а в абсурдности ситуации. Обреченный фатализм жителей города, воспринимающих творящееся на улицах, как единственно возможную реальность (как и полагается «данную нам в ощущениях»). Сознающих себя обычными людьми в поселении, где постоянно резвятся не то боги, не то что-то на них похожее. Создавших определенную философию, систему отношений друг с другом, технику безопасности при встрече с игроками. Живущих пускай повторяющейся, но дорогой им жизнью.

Концепция мыслящих, мечтающих, чувствующих, наслаждающихся существованием NPC – хороша, пускай, не нова (по крайней мере, в отношении детских игрушек мультипликаторы нам уже многое рассказали). Но настолько обаятельные образцы искусственного интеллекта нам показывают нечасто.

А как вам идея сдерживать агрессию и стремление к убийствам в игре? Причем в самом натуральном шутере? И то верно: как-то неловко без причины лишать мыслящее, безопасное и доброе существо не то чтобы жизни, по крайней мере, изрядного куска дня.




Статья написана 19 октября 2021 г. 09:36

Многообразие путей для человечества, или Убийственное обретение Рая

https://fantlab.ru/blogfiles/b74698/... title=

Середина 4 тысячелетия. Со времен конфликта с праймами прошло тысяча двести лет. Человечество серьезно изменилось с тех древних пор. Остались в прошлом поезда, курсирующие через червоточины, зональное деление, да и сама структура Содружества не сохранилась.

Одним из немаловажных особенностей новых времен стало движение Воплощенного Сна. Миллионы людей, поклоняющихся загадочной Бездне, бесстыже раскинувшейся в самом сердце Галактики. Казалось бы, очередной религиозный культ, сколько их было, сколько будет. Так да не так. Ведь многие люди уверены, что Бездна таит в себе ужасную опасность. И паломничество к Ней, которое собираются предпринять члены Воплощенного Сна, запустит механизм гибели Галактики.

А ведь есть еще чужаки, обладающие той же информацией и не склонные дожидаться уничтожения всего, что они знают. Чужаки, грозящие Содружеству неведомыми могущественными союзниками и обещающие любыми способами не допустить паломников к вожделенной цели.

А значит, над человечеством, да и над всей галактикой, вновь сгущаются черные грозовые тучи.


Питер Гамильтон – создатель почти двух десятков романов, в частности цикла «Вселенная Содружества» — «Звезда Пандоры», «Иуда освобожденный», был известен как автор эпических, антуражных и хорошо проработанных космоопер. Но «Бездной» Питер, пожалуй, сделал заявку на следующую, более высокую лигу писательского цеха. По крайней мере, по уровню фантазии.

Гамильтон в отличие от подавляющего большинства фантастов, начинающих действие следующей книги цикла на завтрашний день после окончания предыдущей, мелочиться не стал. «Перепрыгнув» аж на 1200 лет. Это действительно, редкость. Из столетних и более временных промежутков между книгами с ходу вспоминается Симмонс с «Эндимионом», да Азимов с «Основанием». Зачем Питер совершил такой скачок, становится понятно сразу. В «Бездне» писатель решил поговорить с нами о путях развития человечества, да и прочих разумных существ тоже. Ведь «за время пути» гомо сапиенс успели слегка подрасти. А точнее видоизмениться. «Натуралов» — людей без генетических и прочих усовершенствований осталось немного. После того как ученые с Дальней открыли свои генетические наработки Содружеству, модификация ДНК стала доступна для 80 процентов людей. Соответственно, почти у каждого что-то да подправлено. Появились Прогрессоры, «апгрейдящие» себя и потомство для жизни на Внешних планетах. Высшие – жители Внутренних планет (среди которых и Земля), существа, внедрившие себе в организм бионические органоиды – биононики. Средства для поддерживания здоровья, сохранения формы, улучшения метаболизма, поправки хромосом, защита от радиации. Они даже тело могут формировать по своему желанию. А уж сколько «плюшек» получает обладатель специализированных бионоников в бою! Не в сказке сказать, ни пером описать. Но даже Высшие еще не финал. Дальше следует АНС — Активная Нейронная Сеть. Совокупность сознаний и разумов людей, уставших от «тварной» жизни. Неограниченное время существования. Телепатия и прочие обширные возможности. Думаете это, наконец-то вершина? Предел мечтаний? Как-бы не так! Ведь есть еще постфизические существа. Человеки такого уровня еще не достигали, но для многих чужих рас это нормальный этап развития.







  Подписка

Количество подписчиков: 138

⇑ Наверх