Шаблонная фантазия, ил Сказка, рассказанная спустя рукава
Юный Эрагон (Спелирс) – обитатель деревеньки в стране Алагезия, по большей части был доволен жизнью. Хлопоты по хозяйству, охота в лесу, любовь дяди, воспитывающего пацана.
До той поры пока парень не наткнулся на странный камень, оказавшийся яйцом дракона.
Теперь за Эрагоном гонятся не только различные существа, посланные жестоким королем Гальбаториксом (Малкович). Но и жутко опасный колдун Дарза (Карлайл).
А от исхода этой погони зависят судьбы всей Алагезии.
Фентези непростой жанр, требующий не только слаженных действий от съемочной команды, но и тщательной работы сценариста, в данном случае опирающейся на литературный первоисточник.
Мало того что роман Кристофера Паолини, ставший основой ленты, сложно обвинить в оригинальности, создатели Eragon, похоже, отнеслись к постановке спустя рукава, создав на диво схематичную, неровную, клиповую сказку.
Мир не раскрыт, от слова «совсем». Есть абстрактная страна с труднопроизносимым названием под гнетом тирана, есть стражи в горах, есть село протагониста и где-то за пределами карты тусуются эльфы с гномами. Волшебно. Как можно погрузиться в происходящее, описанное столь скудно – лично мне непонятно. Причем ели судить хотя бы по википедии, книги Паолини, являясь непритязательным подростковым фентези, все же демонстрируют более- менее прописанный мир со своей историей, географией и особенностями.
Главное — постановщики так и не определились, для кого снимается кино. По стилистике перед нами пафосно-наивный проект, рассчитанный скорее на детвору и младший школьный возраст. При этом герой – здоровый лоб 17 годочков, которого окружающие, не краснея, величают мальчиком (да на нем пахать можно!). Хватает в фильме жестких моментов (без плескания кровищей в камеру, но, тем не менее), которых юным отрокам не посоветуешь.
Лента пытается втиснуть слишком многое в довольно скромный хронометраж 1.40. Что говорить, если Сапфира проскакивает лет 10 своего роста за 1 секунду полета. В фильме хватает событий (хотя если приглядеться, ключевых, наоборот, недостает), причем должного внимания им постановщики не уделяют. Вот мальчик вяло страдает по поводу своего предназначения, а вот он уже горделивый драконий всадник. Вот он, походя, берет первую жизнь, а вот уже шаманит направо и налево, как опытный маг. Вот чувствует первую любовь, а вот уже теряет друга и участвует в глобальной битве.
Что любопытно, создатели находят время на лишние бестолковые разговоры и долгие панорамы скачущих приключенцев. Никто не спорит, этим они демонстрируют красоты природы (бесспорные) и «как бы» обозначают пройденное героями расстояние. Однако складывается впечатление, что скачущую парочку на фоне величественных пейзажей, мы наблюдаем в общей сложности минут 15. Перебор.
Сеттинг ленты стандартный до зубовного скрежета. Злодейский гад, в одиночку (!) перебивший всех драконьих всадников (не обзавелся ли он базукой?). Свободолюбивые стражи, сверкая пытками скрывшиеся любить свободу в дальние горы, оставив остальных на откуп тирану. Зловещий колдунец, ненавидящий стоматологов. Попущенные солдаты, вяло поругивающие невнятного мужика (выглядящего среди поселян так же уместно, как викинг среди пигмеев), громко толкающего крамольные речи. Даже эльфов с гномами не обеспечили (хотя заявили).
При этом Паолини надергал идей у огромного количества мэтров фентези (и не только). Драконы со всадниками, описанные Маккефри с Мартином (да еще и имя Арья – это типа гордое заявление я вашего Мартина не читал и ваще игнорю?). Магия имен — у ЛеГуин. Толкиеном вообще пропитано все произведение. «ЗВ»? Тут, как на меня, несколько притянуто за уши, ведь идея наставничества и взросления описывается в каждом втором подростковом фентези.
Костюмеры и дизайнеры ленты также решили не заморачиваться. Изобразив Стражей как помесь арабов с неграми. Народ Арьи как теплолюбивых индейцев. А доспехи как гламурные костюмы. В общем, с миру по нитке – Эрагону кафтан.
Боевка невнятная, снятая по принципу: «бой в Крыму все в дыму», пусть камера пляшет и вокруг непременно будет темно – это скроет все косяки постановщиков боев. А уж финальное сражение и вовсе претендует на приз одной из самых нелепых киношных битв. Военного предводителя Стражей нужно расстрелять из баллисты как откровенного саботажника. Чем он занимался все отпущенное ему душкой-Гальбаториксом время: прической и нарядами?
Актеры играют на среднем голливудском уровне, периодически скатываясь до уровня своих сериальных коллег.
Эдвард Спелирс и вовсе образом Эрагона дебютировал в кино. Это не спрячешь. Деревянный юноша, что поделать.
Джереми Айронс в образе наставника ГГ особо не напрягается, беря свое за счет опыта и харизмы.
Малковича тут совсем мало.
Роберт Карлайл косит под Гриму и сам несколько офигивает от небрежности своих стилистов.
Сиенна Гиллори чертовски напоминает Эванджелин Лили в Хоббите.
А вот претензии фанатов (даже у среднего young adult фентези их немало), меня оставили равнодушным. Дело не в том, как показали ургалов, раззаков или какие крылья у Сапфиры, а в общем наплевательском отношении к проекту сценаристов и режиссера.
Но есть в ленте помимо природных красот (спасибо Венгрии) и любовно прорисованных полетов (явно ориентированных на жутко модное тогда 3d) еще один мощный козырь.
Драконица Сапфира. Драконы во многих фильмах нарисованы на уровне, и Сапфира становится настоящим украшением ленты.
Подростковое упрямство. Гордый лошадиный поворот головы, отличная мимика, яростные взгляды, гнев по отношению к врагам и любовь к своему непутевому всаднику. Настоящая женщина! Может, стоило снимать не «Эрагон», а «Сапфиру»?
Эрго. Слабенькое шаблонное подростковое фентези с непрописанным миром, неудачной структурой, невнятной боевкой и средней актерской игрой. В плюсах – драконица, венгерская природа и тридешные полеты.
Режиссер: Стефен Фэнгмейер
В ролях: Эдвард Спелирс, Джереми Айронс, Сиенна Гиллори, Роберт Карлайл, Джон Малкович, Гаррет Хедлунд, Алан Армстронг, Кристофер Иган, Гэри Льюис, Джимон Хонсу, Рэйчел Вайз, Ричард Б. Рифкин, Стив Спайрс, Джосс Стоун, Майкл Мельманн, Тамаш Дек, Мэтт Девере, Мат Хауманн, Андреа Фазекас, Кэролайн Чикези, Аньес Банфалви
Будущее. Несчастливое и мрачное. Экологическая катастрофа, эпидемии, войны, энергетический кризис, наводнения, геноцид, болезни растений, генетические измененные насекомые-вредители. Уничтожено огромное количество сельскохозяйственных культур, и на земле наступает голод.
Потому-то Андерсон Лейк, работающий на компанию «Агроген», обнаруживший, что в таиландском Бангкоке кто-то нашел возможность возобновить выращивание пасленовых, готов на все что угодно, чтобы отыскать способ возродить давно позабытые культуры.
Оказывается, кусочек информации на эту тему есть у Нового человека Эмико – механической девушки-«пружинницы» — украшения одного из бангкокских борделей.
Но жизнь в Бангкоке не ограничивается плясками вокруг пасленовых. Рядом с Лейком масса людских факторов, способных повлиять на ситуацию.
Это и прочие фаранги, представители корпораций, стремящиеся прервать карантинную изоляцию Таиланда и урвать «кусочек пожирнее». И старый китаец-беженец Хок Сен, норовящий использовать заморского дьявола Лейка в своих целях. И капитан «белых кителей» Джайди Роджанасукчаи, стремящийся остановить поток опасной контрабанды, заливающей страну. И невозмутимая, таящая массу тайн лейтенант Канья Чиратхиват. И …
А значит, к чему приведут поиски Андерсона, не может никто, включая даже многочисленных божеств, к которым так привязаны местные жители.
Американец Паоло Бачигалупи писать начал давненько. Первый его рассказ «Полный карман Дхармы» появился на свет еще в 1999 году. Затем были годы перерыва и работы над собственным стилем. А до этого путешествия, в частности в Азию и Индию, подарившие Паоло массу материала для книг. В 2003 он издает новый рассказ – «Девочка-флейта». Затем выходят «Специалист по калориям» и «Человек с жёлтой карточкой», погружавшие читателя в антиутопический мир, к которому Бачигалупи вернулся в своем дебютном романе – «Заводная» (2009). Романе, собравшем изрядное количество премий, в том числе Хьюго, Локус и Небьюла.
О нем сегодня и поговорим.
Любопытна «Заводная» в первую очередь тайским колоритом, которой автор описывает смачно, ярко и со знанием дела. Видно, что Бачигалупи и лично бывал в тех местах, и информации собрал изрядно. Вы будто оказываетесь на улочках священного города Крунг Тхеп. Погружаетесь в его липкую жару, нервно озираясь, пробираетесь трущобами, подзываете велорикшу и будто возноситесь над людским потоком. Пробуете неведомую кухню, покупая еду у уличных торговцев. Ныряете в ждущую глубину баров, стыдливо заглядываете в бордели, уважительно поглядываете на здешние храмы и удивляетесь повальному мистицизму тайцев, каждый шаг сверяющих с каким-нибудь духом или богом.
Добавляют в блюдо остроты особенности здешнего антиутопического мира. Мира, скажем прямо мрачного и лишенного перспектив. И бог с ним, с исчерпанными запасами нефти (о синтетическом горючем автор «Заводной» как-то позабыл), здесь есть уголь, и еще множество любопытных «извратов». Да и на гнев океана, уничтожившего массу прибрежных городов, те же тайцы нашли управу. А вот с сельским хозяйством получилось совсем нехорошо. Забавы с генной инженерией плюс болезни растений привели к вымиранию подавляющего большинства привычных нам культур. Жители «Заводной» не могут поджарить картошечки, вгрызться в помидор или затянуться сигареткой после сытного обеда. Ничего этого тут не осталось. Вымерли. Питаются здесь продуктами генных разработок, типа риса или сои, которым в недрах мощных компаний придали способность на какое-то время противостоять вредителям или пресловутой «пузырчатой ржи». С голоду не помереть этого может и хватит, но получить удовольствие от еды – отнюдь.
А как вам религия грэммитов – тех, кто не только уничтожает любое оскорбление природы, но и радеет за ограничение передвижения людей и продуктов по планете. Мол, где кто вырос там того и место. Радикально, но последователей у грэммитов в мире романа хватает. Или чеширские коты – выведенные поклонником Кэрролла хищники, способные становиться невидимыми? Бедные птички! Да и обычным Felidae не поздоровилось. Или мегадонты – огромные существа полученные методом изменения генома слонов – здешние универсальные «грузовые автомобили» и «извлекатели энергии» древним способом вращения колеса. Или повсеместные «пружинные технологии», перевод калорий в джоули — накопление энергии и ее последующая отдача с помощью тех самых пружин – компактных источников энергии. Или компьютеры, работающие от ножного привода, приводимого в движение мускульной силой оператора? Ну а то, что практически повсеместным и любимым видом транспорта тут стал велосипед – удивляться не приходится. Все абсолютно логично. Да, картина чертовски неприглядная и пессимистичная, но начерчена автором объемно и воспринимающаяся жизненно и ярко.
Вторым фактором, привлекающим внимание, стали персонажи романа. Огромная редкость в доступной для нас литературе — протагонисты, не принадлежащие к европейцам или современным американцам. У Бачигалупи таких подавляющее большинство, только Лейк несет бремя белого человека. Остальные — тайцы и китайцы. Люди, серьезно отличающиеся от нас с вами по реакциям, психологии, воспитанию, жизненному укладу и опыту. Их поголовная религиозность, постоянное обращение к духам и божествам. Боязнь потерять лицо и одновременный фатализм. Внутренняя сила, позволяющая выжить там, где рафинированный европеец давно «откинул бы коньки».
Лейк – классический европеец, человек на первый взгляд адекватный, но как выясняется не гнушающийся никакой подлости для достижения своих целей.
Эмико – персонаж, отвечающий за линию искусственных созданий, фактически вариация на тему андроидов (ну какая уважающая себя фантастика обойдется без этой богатейшей темы). Пружинщиков в мире романа хватает, причем разных, как рабочих, или военных модификаций, так и секретарей-гейш, типа Эмико. Всем им в процессе воспитания вкладывается в голову идея покорности и служения. ДНК собаки? Не исключено. Тем страшнее отношение к ним людей. Их не воспринимают разумными существами, а тем более неким новым аналогом Гомо сапиенс. В лучшем случае пружинщиков считают дорогими вещами. В худшем – мусором, недостойным коптить небо и подлежащим утилизации. Представляете простор для моральных этюдов? К этому прилагаются размышления о людской природе, свободе воли, эволюции, воздействии человека на экосистему Земли и развитии гомо сапиенс.
Джайди – бывший чемпион муай-тай, ныне офицер министерства природы. Человек, проживший несколько разных жизней и претерпевший немало трансформаций. От юного драчуна до настоящего символа.
Основных персонажей с полдесятка. Их линии сплетаются неторопливо и постепенно, сплетаясь в завораживающий узор.
Отдельное спасибо автору за Хок Сена и его главы, показывающие отношение этого любопытного представителя азиатов к Лейку, а точнее Ян гуйдзы — иностранному дьяволу. Такой неординарный подход, настолько любопытное зеркало, в которое может поглядеться читатель, дорогого стоит.
Но занимается автор не только психологией восточного человека и демонстрацией особенностей Таиланда. В какой-то момент роман превращается в остросюжетный производственно-политический триллер. Начинается битва за судьбу королевства. Сталкиваются интересы двух мощных таиландских министерств, определяющих линию развития страны, над которыми парит тень королевского двора и иностранных копрораций. Решающая битва, безжалостная и кровопролитная, но с любопытным восточным колоритом.
Интересен роман и своей моральной подоплекой. Настолько ярко показать современному читателю, что он до сих пор живет в раю, удается далеко не каждому фантасту. «Цените то, что имеете» — призывает Паоло, ведь это все не вечно. Землю и ее дары можно испоганить, если заниматься этим долго и вдумчиво. Как, к примеру, делают это нынешние гомо сапиенс во всей уголках нашего маленького шарика. Цените каждый кусок фрукта или овоща, каждую затяжку, каждый день, прожитый без болезни в относительно чистом месте, на относительно чистой земле. И работайте над тем, чтобы улучшить ситуацию, а не довести ее до реальности, описанной Бачигалупи.
Обитатель Сан-Франциско китаец Шон на первый взгляд казался обычным молодым раздолбаем. Работа на парковке, кабаки, караоке до утра, никакой ответственности и стремлений.
На самом деле он был мастером боевых искусств и сыном опаснейшего человека – владельца артефакта непредставимой силы. Человека, от которого Шон сбежал десяток лет назад. Человека, вновь проявившего интерес к непутевому наследнику. Склоняющего его к участию в деле, способному изменить судьбы миров.
Четвертая фаза киновселенной Марвел набирает обороты. После ретроспективной Вдовы и сериалов («Ванда», «Сокол» , «Локи») , дарящих минуту славы второстепенным героям (и не только), на экране появился первый в киновселенной азиатский супергерой.
Его явление получилось ярким, бодрым, с небольшим количеством экшена и конкретным закосом в семейную драму.
Первое, что бросается в глаза: за одним единственным исключением мы не увидим в ленте никого кроме азиатов. Никаких негров, арабов, иудеев, а уж тем паче белых. Одни китайцы. Лепота.
Второе – активного действия постановщики откровенно пожалели. Автобусная драка, разборки в клубе и финальная битва, разделенная, правда, на две части. Маловато для двух часов.
Зато семейной драмы нам отсыплют с лихвой.
Шону, он же Шан (Симу Лю ) не позавидуешь. При весьма травмирующих обстоятельствах рано лишившийся матери. С семи лет воспитываемый отцом как убийца и мститель (папашка откровенно накосячил с воспитанием: ну кто юнцов в омут киллерства бросает без подготовки, нет бы сперва уконтрапупить пару-тройку злодеев под присмотром родителя, вкус почувствовать, а потом уже и в самостоятельное плавание). Порвавший все контакты с семьей. Как огня бегущий ответственности и драк. Наслаждающийся нехитрыми радостями жизни, не стремящийся ни к чему большему. Аж никак не жаждущий спасать миры и заниматься прочими глупостями. Не давший испортить себя ощущением силы и крутости.
Дополнительно раскрывают героя частые флеш-беки, показывающие нам Шана в 7 и 14 лет.
Евойный папаша Сюй Венву (Тони Люн Чу Вай), несмотря на полное отсутствие шлейфа роли и слабую изначальную мотивацию, тоже порадовал. Тысячелетний воитель, до сих пор увлеченно занимающийся делами организации, меняющей ход истории. Ну любит парень власть, что поделать.
Спокойный вышел у нас злодей. Убивает без гнева, с небольшой грустинкой в глазах. Зато если влюбляется – до гроба, и даже после него. По поводу мотивации, появившейся у него позднее, вопросов нет.
Как возникает большое чувство в азиатской культуре? Элементарно, Ватсон! Конечно же, после хорошей драки. Она тебя каблуком по кумполу, и ручку на болевой, а ты на нее смотришь так чувственно, с улыбочкой, а в груди костер разгорается. Милота.
В наличии также боевая сестрица (Мэнъэр) – некогда жаждущая заботы от старшего брата, а нынче воспринимающая его в штыки.
В общем, семейство Сюй идеальным назвать сложно. Вот и приходится герою то разбираться с недостатком отцовской любви, то извиняться перед младшей, то налаживать отношения с родственниками по материнской линии. А ведь ему еще мир спасать!
О странной организации «10 колец» много говорить не будем. Это явно всемирная закулиса, которой мы заслуживаем. С одним средневековым замком в горах и парой сотен боевиков с электрическими арбалетами. Управление финансовыми потоками? Подконтрольные банки и силовые структуры? Подкупленные власти и политики? Дальнобойное оружие и боевая техника? Нет, не слыхали. Только кунгу-фу, только хардкор.
Подруга главного героя (Аквафина) разочаровала, несмотря на ее склонность к бескрышному вождению. Мало того, что у барышни несколько специфическая внешность (не то чтобы страшненькая, но близко), так и ведет она себя по большей части глупее некуда. Понятно, что на нее до купы взгромоздили обязанности комического персонажа, но все-таки.
А вот за Бена Кингсли спасибо (то самое единственное неазиатское исключение). Его тут немного, но поприкалываться старику, похоже, было в кайф.
Как и за дядюшку Вонга, заглянувшего в гости прямиком из Стрэнджа и прочих Мстителей
Боевки, как я уже сказал, немного, но снята она с душой, гордо демонстрируя самые различные стили боевых искусств и подходы к драке. От жесткого уличного мочилова до благородных летающих поединков.
Но настоящим украшением картины стало потаенное Та Ло. Бдительный и шустрый сторожевой лес. Горящие птицы. Безголовые летунчики. Лисы с кучей хвостов. Конедраконы. Саблезубые львы. Ух ты, какой бестиарий, может их с Тварями познакомить? И природа хороша. Скорее всего нарисована, но хороша.
Настрой картины, как обычно у Марвела, позитивный, слегка комедийный. Рейтинг соблюдается: смертей нам показывать не станут. Хотя начало процесса, ведущего к ним, честно продемонстрируют (особенно полеты статистов со здания клуба впечатлили).
Поразмыслят постановщики о необходимости принятия и света и тьмы, для полного познания себя любимого. О легком подходе к сложным вещам. Необходимости хорошо отдохнуть после хорошо выполненной работы (караоке тоже отличный варант). Необязательности серьезного лица для спасения мира. О том, что порой можно делать, что нравится, иначе какой смысл жить? Тоже логично.
Эрго. Представление новой фигуры в команде Мавел засчитано. Интересно посмотреть на его взаимодействие с аксакалами цеха (жаль, вместе с Тони их увидеть уже не выйдет). Красотам Та Ло тоже зачет. Правда, от саги о азиатском бойце-супергерое, будем честными, ожидали больше боевки. Не срослось.
Режиссер: Дестин Дэниел Креттон
В ролях: Симу Лю, Тони Люн Чу Вай, Аквафина, Мишель Йео, Чжан Мэнъэр, Чэнь Фала, Ронни Чиэн, Флориан Мунтяну, Тим Рот, Бенедикт Вонг, Бен Кингсли
Галактическая империя, объединившая тысячи миров, казалась вечной. Триллионы жителей, исключительное богатство, выдающиеся научные достижения, помпезная столичная планета.
И лишь один ученый — Харри Селдон, был уверен, что Империю постигнет крах. А за ним тысячелетия варварства.
Пользуясь методами психоистории, позволяющей прогнозировать поведение людских популяций, Харри убедился, что темную эпоху можно сократить.
Вот только позволят ли нынешние властители предпринять необходимые для этого действия? И не обманет ли психоистория надежды последователей Селдона?
Основание (оно же Академия, оно же Фонд) Азимова стало одной из первых ласточек забугорной фантлитературы, достигших наших пенат в 90-е. Приятный цикл с любопытными ходами и размышлениями о человечестве, охватывающий огромное время, созданный Айзеком под впечатлением от Эдварда Гиббона.
Книги достойны, а что же нам предложат кинематографисты?
Первым делом, оставив от романа лишь скелет, они, по мере способностей, пытаются этот скелет одеть, нарастить, дополнить и расцветить. По-своему. Если Азимова интересуют глобальные, стратегические вопросы падения и создания держав, развития людского общества, управления массами, если Айзек играет полувеками как теннисными мячиками, а тысяча лет сопровождается у него эпитетом «всего», то постановщики, как обычно в телепродуктах, наплевав на законы психоистории, рассказывают о судьбах отдельных человеков. По-видимому, это один из основных законов сценариста: не знаешь, что делать — введи людскую трагедию.
Главные герои в постановке «особенные», «не такие как все»: одну преследуют за занятие наукой, вторая даже в сообществе энциклопедистов умудрилась стать изгоем. С Сальвор, правда, есть нюансы. Об императоре отдельный разговор.
Постановщики, понятное дело, не смогли обойтись без современного политкорректного тренда, заменив героев-мужчин – женщинами, причем отнюдь не белокожими. И Гаал и Хардинг у Азимова были белыми мужиками. Впрочем, мальчик – девочка, какая разница.
Гаал Дорник – жительница водной планеты, религиозные жители которой очень не любят ученых. Прям до утопления последних не любят. Гаал умудрилась в таких условиях родиться математическим гением. Как несложно догадаться, житья на родине ей не стало, тут и подвернулся конкурс, позволивший победительнице заинтересовать самого Селдона. Гаал реально гений, способная заметить ошибку в работах лучшего психоисторика Вселенной. Как выясняется позднее, это не единственная ее сильная сторона. При этом она обычная девчонка, жаждущая любви, плавающая как рыба, считающая простые числа, когда волнуется.
Сальвор Хардинг – тоже «не такая как все», но за счет стремления к одиночеству и экстрасенсорных способностей. Дьявольского везения и проницательности, умения ощущать ложь, чувствовать людей изнутри. Сильная женщина, лидер и боец.
Ну хоть Селдона оставили белым и с первичными мужскими признаками. Хари в исполнении Харриса харизматичен, полон энергии, умения убеждать. Готов идти на жертвы, манипулировать окружающими. И даже смерть ему не помеха. Все для Плана, все ради Плана.
Перед нами две линии: императорская и жителей Терминуса.
Энциклопедисты сменяются, постаревшие родители благословляют повзрослевших детей (между стартом сериала и развитием проходит 30 лет). А вот с повелителем (-лями) Империи иначе. Чтобы оставить зрителям привязку в виде знакомых лиц, создатели сериала решили клонировать императора (который в романе вообще не появлялся). Державой правят трое-один: Брат-Рассвет, Брат-День и Брат-Закат. Клоны Клеона I в разном возрасте. Действительно Вечный император. Они используют одни и те же жесты, одинаково держат вилку, активно подкалывают друг друга. Передают младшему знания и опыт. Ребенок становится мужем, День в свою очередь уходит в Закат. Ему на смену поднимается младший. И так уже 400 лет.
Мы увидим каждую из ипостасей во всей красе. Прилежно учащегося мальчишку. Юнца, подверженного страстям и желаниям. Мужчину, переполненного ответственностью и тревогой за Империю. Старца, задумывающегося о смерти.
Он (они) неглупы, задумываются об отсутствии разнообразия, неестественности происходящего, наличии души у клонов.
Императоры хороши. Особенно если учесть что Дня изображает утонченный Ли Пейс. Пейсу выпала интересная актерская задача. Разные братья-Дни, которых он играет, абсолютно не похожи друг на друга. Первый вариант – жестокий, самодовольный, самоуверенный павлин – эдакий Нерон. Второй – мыслящий, сомневающийся, желающий исправить промахи предшественника.
Если подытожить: нам демонстрируют очередную антиутопию, или имперский киберпанк. Столичный мир, жители которого вкалывают под землей и не видят Солнца (у Азимова Трантор – административный мир, обитатели которого искренне гордятся своей работой и малой родиной). Самодур-властитель, убивающий придворных за чтение запрещенной литературы, бомбящий планеты ради мести, а точнее чтобы показать силу. Аресты неугодных. Религиозные мракобесы. Казни еретиков.
Банально, Хоботов.
Радует пиетет постановщиков перед математикой. «Математика не просто цифры», «когда не хватает слов, цифрами мы описываем невыразимое: то, что пугает, бескрайность космоса, цену души», «высшая математика сродни шестому чувству», «верный расчет позволяет заглянуть за горизонт, если повезет, поможет подготовиться к грядущему», «математика не осуждает, не выбирает сторон», «это не только цифры, в недобрых руках они оружие, в нужных спасение», «люди могут врать, цифры нет», «красота математики в ее чистоте».
Хотя сейчас эти изречения в рамку и на стенку в аудиториях математического факультета. Вот только при чем тут «Вера в расчеты»? Они либо верны, либо нет, тут верить не надо.
Идейная основа соответствует антуражу. Религиозные фанатики, преследующие людей науки. Важность многообразия культур. Гордые слова о варварах, которые на самом деле не варвары, а просто непохожи на цивилизованных гомо сапиенсов. Демонстрация геноцида и полицейского государства. История несправедливого наказания и сжигающей душу мести.
М-да, а ведь Азимов говорил с читателем о крушении и создании Империй. Манипуляциях сильными мира сего. Психологии и управлении огромными людскими массами. Силе науки и мысли. Закостенении и развитии. Иных путях для цивилизации. Кого что интересует.
А вот картинка удалась: хорошая, сочная, яркая.
Гиперпрыжки, когда пространство складывается само в себя. Красивенные планеты.
Синнакс, залитый водой по самую макушку. Точки тростниковых хижин, связанных тонкими мостками, теряющиеся среди безбрежного океана. Фигуры огромных скатов, проплывающих под лодками. Столпы света, уходящие ввысь.
Трантор — Око Империи. Город-планета, смешавшая в себе изящные высотки, огромные здания, подземные уровни, летательные аппараты — с крепостными стенами, фигурами воинов над воротами, статуями императора, помпезной библиотекой, пышными залами в римском стиле. Логично, если помнить, чем вдохновлялся Азимов при написании «Основания».
Циклопический Звездный мост – причальная станция над Трантором с его поездами-лифтами, 14-часовым спуском на планету. Императорский дворец с расписанными на всю немалую высоту стенами.
Пустынная и религиозная Дева с ее «Крестным путем». Арктический Терминус с местными хищниками.
Любопытного дизайна имперские космолеты с вращающимися кольцами – межзвездными гипердвигателями. Человекоподобные космониты, созданные для жизни на кораблях.
Жаль, когда из небес спускаемся на твердь Терминуса, где пройдет изрядная часть действия, не отпускает ощущение бюджетности. Народу задействовано немного, одежки так себе. Город на Терминусе – натуральная база полярников.
Не оставят зрителя без флеш-беков. Познакомят с Клеоном I, переместят в молодость Гаал.
Пропишут сюжетообразующую арку теракта на Транторе со всеми его последствиями – смотрится впечатляюще.
Введут в дело робота (этих милых ребят в первых книгах Азимова не было вовсе), упомянут войну человечества с расой роботов. Добавят мелких изобретений будущего, типа силовых щитов, крайне напоминающих собратьев из Дюны (проницаемы медленным движением), или симуляций с полным погружением – натуральная виртуальность. Чрезмерно преувеличат роль личности в истории. Зальют в сериал огромное количество воды, намертво застряв «на творчески переработанном» первом кризисе.
Подбросят не слишком уместного экшена с перестрелками, драками, «хитромудрыми» тактическими ходами и мстительными анакреонцами. Пожалуй, неизбежно – сгорел сарай, гори и хата – разбавлять дядьку Азимова, так по-полной.
Эрго. Спорный сериал слишком уж «по мотивам». Азимов писал большей частью абсолютно не о том, о чем решили поговорить со зрителем постановщики Foundation. Зря. Разве что картинки космоса и Трантора хороши.
Отныне на выжженной земле, под убийственными лучами Солнца ютятся немногие выжившие.
Один из них Финч Вайнберг – инженер, не чуждый робототехнике. Чувствуя, что его дни подходят к концу, Финч создает робота, главная цель которого ухаживать за собакой. Кто мог знать, что на свет появилось нечто гораздо большее.
Книг и фильмов на тему апокалипсиса и его последствий, нынче пруд пруди. Почти все описывают взаимодействие выживших гомо сапиенсов или конец цивилизации. Из произведений и постановок, больше опирающихся на личные людские истории, с ходу вспоминается лишь «Тихое место» да «Я — мать».
Finch перекликается с I Am Mother, но рассказывает абсолютно другое по духу и настроению повествование.
На первый взгляд для нашей цивилизации все плохо. Нет, не плохо, уже практически песец. Вспышка на солнца, уничтожившая озоновый слой, залившая все живое убийственным ультрафиолетом. Продолжающая это делать не первый год. Растения уничтожены. Еды нет. Электроника вырубилась после электромагнитного импульса. Жара за 60 градусов. Ураганы со скоростью ветра за 200 км. А тут еще из гомо сапиенсов полезли их худшие черты. В общем, была цивилизация – и нету.
Не слишком приятная картина, мягко говоря. А тут еще и ГГ вот-вот к праотцам отправится. Но при этих жестких исходных данных у постановщиков получилась достаточно оптимистичная лента.
В первую очередь благодаря лицедеям, которых, не считая робота, тут ровно один Том Хэнкс.
Его Финч, как почти все актерские работы Тома, поразительно естественный и живой. «Наш сосед», отличный, талантливый инженер-конструктор, продвигающий в жизнь законы робототехники Азимова с некоторыми дополнениями. Немного эгоистичный, никому не доверяющий, нелюдимый мизантроп, не любящий работать в команде. Души не чающий в своей собаке. На диво жизнерадостный, если учесть обстоятельства. Изрядно трусливый, способный на вспышки гнева. С хорошим шлейфом роли (благодаря паре его монологов мы отлично представляем прошлую жизнь Вайнберга). Привязывающийся к своим творениям. Ставший для робота настоящим отцом: открывающим мир, делящимся опытом, рассказывающим сказки, строгим, но справедливым. Жаждущим продолжить себя в металлическом здоровяке. Небезуспешно.
Впрочем, не считать робота невозможно. Джеф, которого подарил нам Калеб Лэндри Джонс и технология motion-capture — превосходен, хотя где-то перекликается со своим сородичем.
Желающий стать гением новорожденный, жутко жалеющий о недокачанных в его голову данных. Делающий первые шаги (нелегкое это дело) ребенок. Всезнайка, сыплющий фактами обо всем на свете. В упор не понимающий метафор и прочих сравнений. Искренне радующийся забавным моментам. Любопытный, по-детски пытающийся скрыть свои «шкоды». Копирующий жесты создателя. Постоянно извиняющийся за свою неуклюжесть. Пытающийся выучить собачий язык Обладающий рядом запоминающийся привычек. Способный доносить свое настроение благодаря пластике железного тела. Блеск! И отличное взаимодействие Джефа и Финча.
Так что же весь фильм на двоих? Нет, на самом деле у нас не два героя, а три. Третий – собака, ставшая полноценным героем фильма. Зверюга по кличке Гудьир — со своим характером, привычками, повадками, отношением к роботу и человеку. Барбос активно реагирует на происходящее, боится, злится, выражает свои чувства поднятием лапы, лаем, поскуливанием, ушами и всей своей мохнатой мордой.
Картина вышла чертовски атмосферной благодаря картинкам постапокалиптической Земли. Вечный ветер и безжалостное солнце, превращающее всех выживших в эдаких вампиров, способных передвигаться днем лишь в скафандре. Циклопические бури и ураганы. Торнадо, сметающее все на своем пути. Вездесущий песок, дома укутанные в барханы и дюны. Ни единого зеленого листка. Высохшие мумии погибших.
Да, если придираться, вопросов появляется немало, в частности на тему слишком хорошо сохранившихся дорог/мостов и малого количества брошенных машин. Но то уже такое.
Постановщики успешно и резко меняют настроение зрителя, временами переключая тумблер фильма с катастрофы на комедию, с трагедии на триллер. И наоборот. Регулярно подгоняют саспенса, подбрасывая героям то природные катаклизмы, то таинственного преследователя, то обратный отсчет до неминуемой гибели.
Позабавят американцев искренне любимым в их краях роад-муви, отправляя протагонистов в путешествие через всю страну.
Не позабудут поделиться немудреной, но важной моралью о том, что людям в любых условиях надо оставаться людьми. Иначе нам не выжить. Ну и упускать возможность путешествовать не нужно, конечно.
Порадуют грустным, но оптимистичным финалом, дарящим надежду на возрождение и несмело уповающим на то, что у человечества все же есть шанс уцелеть. Хоть тушкой хоть чучелком. Изменившись, осознав, что такое быть Человеком. Пора уже людям понять самих себя.
Эрго. Трогательная история об отцах и детях, человеке и роботе, человечности и любви. Впечатляющая картинка постапа. Уместное переключение жанров. Бенефис Хэнкса и Джефа.
Режиссер: Мигель Сапочник
В ролях: Том Хэнкс, Калеб Лэндри Джонс, Самира Уайли, Лора Хэрриер, Скит Ульрих