В объятьях матриархата, или Кто у нас теперь Дракон?
Тьма пробуждается. А значит, пришло время возродиться тому, кто сможет ее остановить. Дракону. Далеко не все жаждут появления Возрожденного Дракона. Ведь именно его называют виновным в Разломе мира. Но ищут все. С разными намерениями.
Ищут все, а отыскать удается Морейн Седай – одной из могущественных женщин, способных направлять Единую Силу. Но есть проблема. Непонятно кто именно из четверки юных обитателей Двуречья ее цель. А времени выяснить это в тишине и покое нет.
Ведь Приспешники Темного уже рядом.
Сериал поставленный по одноименному циклу Роберта Джордана. Одному из самых объемных циклов в истории фентези, после смерти Джордана завершенному Сандерсеном (автором отличного «Обреченного королевства»). Цикл, несколько томов которого я читал пару десятилетий назад. В памяти осталось четыре момента. Шикарная, подробнейшая проработка мира. Крайняя любовь Джордана к невозможно детальным описаниям всего на свете, начиная от пресловутого процесса восседания Айз Седай на коня, занимающего три страницы (реального времени действия пара минут). Непременное убиение Темного в конце чуть ли не каждого тома (но все не так как кажется!). И подростковое поведение могущественных колдуний, зачастую напоминающих пубертатных недорослей не самого большого ума.
Вроде все. Соответственно сериал можно было воспринимать практически с чистого листа.
Перед нами красивое приключенческое фентези с кучей классических толкиеновских мотивов (по слухам в первом томе саги это было сознательным ходом Джордана). Темный, заточенный «где-то там» и его приспешники, избранный, маг, точнее магиня, путешествие-квест, отряд невольных соратников, преследователи, темный город, разделение отряда, подземные тропы. Все это мы видели уже не раз (оригинальные моменты в цикле наступают позднее). Но даже здесь имеется несколько не совсем стандартных мест. Во-первых, кто именно избранный, не знаем ни мы, ни герои, и каждому из четверки времени уделяется почти поровну (а не по типовому набору: ГГ, его друг, его девушка). Ну и «штирлицы темной стороны», они же Друзья Темного, живущие бок о бок, притворяющиеся обычными людьми — прием у Профессора не использующийся (кроме Гримы разве что).
Колесо привлекает взгляд в первую очередь великолепной природой. Могучие горные кряжи, головокружительные ущелья, фигурные скалы, уютные долины, великие леса, уходящие в бесконечность реки, осенние краски, бескрайние степи, клубящиеся туманы и умиротворяющие закаты. С высоты птичьего полета, когда видно все до горизонта, и детали этого великолепия вблизи.
Пейзажи восхитительны, и сами постановщики это отлично понимают, демонстрируя их много и со вкусом (мол, смотрите, у нас еще и не такое будет!). Еще интереснее, что моделью послужила не искренне любимая кинематографом Новая Зеландия, а вовсе даже Восточная Европа, в основном Словения.
Эта услада для глаз разбавляется недурно продуманным дизайном человечьих поселений. Оригинальные, позитивные дома Двуречья. Мрачноватые строения шахтерской деревни. Пылающий замок. Неведомые руины, встречающиеся в лесах. Вымерший, но живой Город Тени. Белоснежный Тар Валон с его многолюдством, восточными мотивами, ажурными дверьми и открытым ветрам окнами. Монументальная Белая Башня полная статуй и орнамента, с помпезным залом и полными солнца покоями. Подземные Пути – древние проходы вне пространства и времени.
Дополняет блюдо колоритный деревенский быт с его пасторальной жизнью, курочками, яркими праздниками, танцами, пестрыми одежками.
И, конечно же, различные чудища на службе Тьмы. Рогатые троллоки (у них в предках, случайно, Хеллбоя не было?) – крупные копытные твари, по слухам происходящие от хищников, не чуждые бегу на четвереньках и закусыванию человечинкой. Безглазые, они же Мурдраалы, они же Исчезающие – пастухи троллочьего воинства с острозубой пастью на всю голову и свойским отношением с тенями. Ждем еще.
По-поводу волшебства айз-седай — некоторые товарищи активно фыркали, но мне этот вариант пришелся по душе. Приятно визуализированная магия жеста, запускаемая изящными движениями, способная призвать на головы врагов любую стихию, от огня до земли, нашинковать их светом, задержать и перенаправить стрелы, устроить камнемет из ближайшего дома.
Картинка, в общем радует. На непременное для современного кино дикое смешение рас можно уже привычно не обращать внимания. Как и на парочку забавных косяков, как-то использование спичек (надо спросить у знатоков первоисточника – может там, в натуре спички были?), или исчезнувших, а потом вновь воплотившихся коней Лана и Морейн в Шадар-Лаготе).
Не менее любопытно наблюдать за особенностями мира Колеса. Во-первых, перед нами мир кондового матриархата (ненавистникам феминизма смотреть будет нелегко). Здесь поселениями управляют Мудрые женщины, правильно относящиеся к смертоубийству («на войне одни идиоты убивают других по идиотским причинам»). Здесь с совершеннолетием происходит женская церемония инициации, о сути которой нельзя рассказывать мужикам. Здесь дамы самых разных возрастов не гнушаются хорошенько и шумно побухать на постоялом дворе без малейшего зазрения совести (нетипично для наших широт). Используя правда, самый что ни на есть женский тост: «Выпьем ребята!». Здесь имеются женщины-кузнецы (опять срыв шаблона).
Здесь самые могущественные существа принадлежат к прекрасному полу (у мужчин сложные отношения с Единой силой – Темный постарался). Речь о Айз-седай — Слугах всего сущего. Тех, кто не участвует в войнах, а управляет миром из Белой Башни. Милых дамах, способных уничтожать армии. Они разделены на содружества-айя по цвету, каждая из которых акцентирует свое внимание на чем-то одном – боевая магия, исцеление, разведка, защита мира от тех, кто злоупотребляет силой. Они дают три клятвы (почти законы робототехники), и без проблем обходят первую из них («мы всегда говорим правду, ее не всегда слышат — слушай внимательно»). Они способны исцелить любую рану, но не могут лечить сами себя. Они связываются узами с мужчинами – Стражами, и эта связь становится крепче, чем у матери с ребенком. Они жестоки (порой их называют «чудовищами») и не гнушаются никаких средств для достижения цели. Они плетут интриги против своих сестер и сражаются за влияние внутри Белой башни.
Здесь сны не менее важны, чем реальность и обладают силой большей, чем кажется.
Здесь по дорогам бродят позитивные Лудильщики, Люди Листа, эдакие хиппи-цыгане, отказавшиеся от насилия и его орудий (танцы, там-тамы, яркие кибитки и одежки).
И отнюдь не позитивные Белоплащники – члены ордена Детей Света, преследующие слуг Темного и Айз-седай до купы (их они также считают прислужниками Тьмы). А один из улыбчивых палачей ордена может похвастать темным цветом кожи (плохой негр – смело).
А в пустыне обитают лучшие воины среди живущих – айильцы.
Этот мир полон ритуалов, песен, легенд о героях и злодеях, преданий о тысячелетней истории, которые регулярно и чуть нарочито сообщают юным героям со зрителями то Морейн, то ее страж Лан.
Этот мир жесток – но в меру, по крайней мере, неаппетитных подробностей в сериале немного (когда это не касается троллоков).
Он дает возможность поразмыслить о путешествиях, пользе смены мест, ведь на новом месте можешь стать кем захочешь. О глупости войны. О вреде эгоизма и необходимости приходить на помощь.
Далеко не все из этого великолепия мы увидим сразу, кое-что услышим вскользь, намеками, кое о чем придется догадываться. Но потенциал у мира богатейший.
Экшена в сериале в плепорцию: примерно раз в две серии нам дарят более менее серьезное сражение.
Опытные актеры на своем месте.
Морейн (Пайк). Всецело увлеченная поиском Возрожденного Дракона. Женщина не привыкшая, когда ей отказывают. Своеобразный идеал Айз Седай, совместивший лучшие черты представительниц этого ордена, и не выпячивающий худшие. Опасная, красивая, способная выслушать и помочь. Знающая себе цену, чуждая фанатизму и излишней гордыне.
Ее Страж Лан (Хенни). Фактурный, смертоносный, невозмутимый, немногословный (за некоторыми исключениями). Тем интереснее смотрятся редкие эмоции, порой прорывающиеся наружу.
Боевой и полный загадок менестрель Том Меррилин (Виллауме).
Отдельное спасибо за Альваро Морте в образе Логайна. Его тут немного, но посмотреть на хорошего испанского лицедея всегда приятно.
На главных персонажей взяли малоизвестных молодых актеров, и это сказывается. Ребята подвигов не совершают, хотя кашу портят не сильно.
Ранд — «рыжий, честный, влюбленный» — спокоен, ответственен, лопоух. Перрин – активно мается своей трагедией (кажись, в книге такого не было) и принюхивается к волкам. Мэтт – подловат, скользок, ехиден, азартен, не дурак выпить и спереть то, что плохо лежит. На чем и палится. Эгвейн – типаж, весьма спорный с точки зрения эстетики (индийский вариант), порой эмоционирующая за всех четверых. А ведь есть еще ответственная, упрямая, таящая немало сюрпризов травница и Мудрая Найнив.
Ребята и девчата периодически сорятся, мирятся, расстаются и встречаются, глупят и проявляют характер. Достаточно приятно взаимодействуют.
Эрго. Приключенческое фентези в духе Профессора с восхитительной природой, потенциально богатым миром, различными чудищами, неплохо визуализированной магией и боевкой. С молодыми актерами все не так хорошо, многие моменты мира поданы не акцентировано. Но в целом приятно глазу. Фанаты книг, как обычно, имеют по этому поводу отличное мнение.
Жизнь на Земле шла своим чередом. В Оклахоме собирался на пенсию пожилой шериф Тайсон. В Нью-Йорке наступал кризис в отношениях благополучной арабской семьи. В Японии готовились к запуску ракеты на МКС. В Лондоне сражался со своими подростковыми проблемами юный Каспер. В Афганистане тянул армейскую лямку обстоятельный и бородатый американский солдат.
А потом все пошло наперекосяк. Аварии, взрывы, обрыв связи, отключение электричества. Никто не понимал, что происходит, но, похоже, проблемы человечества имели внеземное происхождение.
Постановщики Invasion взялись за амбициозную задачу: показать очередную версию конца цивилизации глазами людей из разных уголков земли. То, что в зомби-варианте уже демонстрировал Брукс и его экранизаторы.
Получилось любопытно, хотя слишком неторопливо и весьма затянуто.
Первую половину сезона нас погружают в людские судьбы. Американцы разных видов и рас, японка, британский подросток. Некоторые более интересны, некоторые менее.
По порядку.
Шериф Тайсон (Нилл ). Бравый слуга закона 45 лет посвятивший защите сограждан и наконец, собирающийся на заслуженную пенсию. Вот только где же «главное дело» всей его жизни? Может хоть в последний день? Может оно связано с этим загадочным выжженным кругом неясного происхождения на кукурузном поле? Яркий пример обманутых ожиданий и усмешек фортуны.
Арабская пара с двумя спиногрызами.
Мать семейства Аниша (Фарахани). Некогда учившаяся на медицинском, но позднее променявшая потенциальную работу на семью. Мать-наседка, в которой кроется немало «нежданчиков» и талантов. Ради своего потомства она способна как на чертовски дурные, таки и на неожиданно добрые поступки.
Ее супруг Ахмед (Нассар). В критической ситуации показывающий себя не лучшим образом.
Митсуки Ямато (Куцуна). Сотрудница Японского агентства аэрокосмических исследований. Талантливая умная блондинка, отправляющая в космос свою любовницу. Ради нее готовая на что угодно.
Японская линия в сериале отдувается не только за проблемы в отношениях отцов/матерей и детей, но и за нетрадиционные отношения. Уйма времени здесь уделяется сложностям лесбийской любви, ее неприятия в консервативных слоях общества Страны Восходящего солнца. Даже когда остальной мир уже стоит на ушах, японцы продолжают баловаться с неприятием и консерватизмом. Зато потом именно они пытаются установить контакт и достучаться до алиенов (о! «Прибытием» повеяло).
Британский подросток Каспер. Не такой как все, подверженный припадкам эпилепсии, сын матери-инвалида – объект травли некоторых одноклассников. Отличный художник, тонко чувствующий, добрый паренек. Во время приступов слышащий и видящий нечто непонятное.
Американский солдат спецназа Треванте Коул (Андерсон). Бравый вояка, несущий на плечах ответственность за сослуживцев. А вот с личной жизнью, оставшейся в далекой Америке, у парня нелады. Зато домой он стремится подобно героям Круза.
Перед нами в большинстве своем обычные люди, «наши соседи», что позволяет прочувствовать трагизм ситуации по полной программе. Зрителю ничего не стоит проассоциировать с ними себя любимого. Герои ничего не понимают, пугаются, ссорятся, делают глупости, «зависают» в растерянности, надеются на доброе правительство. И не все дотянут до финала. Как в жизни. Зато некоторые неожиданно встретятся друг с другом.
Правда, некоторые из них (в основном дети) слышат чуточку больше чем остальные. Но что желать с услышанным — не имеют ни малейшего представления.
Переключения между протагонистами происходят с десяток раз за серию, зачастую в самый напряженный момент. Это заставляет с нетерпением ждать возвращения к персонажам, оставленным в критической ситуации. Но местами изрядно раздражает.
Постановщики практически не дают экшена, взамен неторопливо и тщательно рисуют картину постепенного обрушения цивилизации. Перебои с электричеством, а затем его полное отключение. Гибель техники при перепадах напряжения. Авиакатастрофы. Столкновение поездов, аварии кораблей. Взрывы газопроводов. Падение с небес непонятно чего. Отключение мобильной связи. Паника. Сбивающаяся с ног Нацгвардия. Недостаток медиков. Зарождающаяся паника. Попытки эвакуации некоторых районов. Центры беженцев.
Дальше больше. Трупы на улицах. Жуткая, выматывающая нервы тишина, пустынные улицы, пожарища. Пустота, безлюдность улиц напрягает больше, чем бросающиеся из кустов чудища, долгое время присутствующие лишь в виде теней на стенах и отражений в окнах.
И такой праздник – по всему миру. Картина впечатляющая. А главное – непонимание что происходит и отсутствие четких источников угрозы.
На этом фоне раскручиваются старые конфликты, разгораются подугасшие пожары вражды. Демонстрируя психологию толп и правительств. Мародеры «обносят» магазины. Американцы волками смотрят на сограждан арабского происхождения – теракты ж, что еще, а кто у нас террористы? Индия обвиняет во взрывах Пакистан. И пошло – поехало.
В первой половине сезона, как герои, так и зрители до конца не осознают, что творится вокруг. Создатели сериала периодически подбрасывают толстые намеки, один раз даже демонстрируя некое чудо враждебной техники. Но до конца все равно неясно. Лишь на экваторе проекта намеки потихоньку обретают плоть. В нагнетании и параноидальной атмосферности Invasion не откажешь. Не Independence какой-нибудь, где все как на ладони. Как и в любопытности дизайна алиенов.
Параллельно постановщики смешают коктейль из семейной драмы, армейского боевика, триллера, фильма-катастрофы, хоррора, приправляя получившееся блюдо презентами из Чужого и Повелителя-мух-лайт. Порадуют видами Лондона и Токио. Посокрушаются о недостатках людской расы. Сделают одну из серий до боли похожей на «Тихое место» (именно тут герои начинают жестко тупить).
В общем, неплохо. Но сократить не мешало бы.
Эрго. Впечатляющая картина крушения привычного мира с акцентом на людские истории. Качественная интрига, мощное нагнетание, вменяемые персонажи. Но будьте готовы к нетерпеливости развития и некоторой затянутости сюжета. А вот особого экшена ожидать не нужно, с этим у Invasion проблемы.
Шаблонная фантазия, ил Сказка, рассказанная спустя рукава
Юный Эрагон (Спелирс) – обитатель деревеньки в стране Алагезия, по большей части был доволен жизнью. Хлопоты по хозяйству, охота в лесу, любовь дяди, воспитывающего пацана.
До той поры пока парень не наткнулся на странный камень, оказавшийся яйцом дракона.
Теперь за Эрагоном гонятся не только различные существа, посланные жестоким королем Гальбаториксом (Малкович). Но и жутко опасный колдун Дарза (Карлайл).
А от исхода этой погони зависят судьбы всей Алагезии.
Фентези непростой жанр, требующий не только слаженных действий от съемочной команды, но и тщательной работы сценариста, в данном случае опирающейся на литературный первоисточник.
Мало того что роман Кристофера Паолини, ставший основой ленты, сложно обвинить в оригинальности, создатели Eragon, похоже, отнеслись к постановке спустя рукава, создав на диво схематичную, неровную, клиповую сказку.
Мир не раскрыт, от слова «совсем». Есть абстрактная страна с труднопроизносимым названием под гнетом тирана, есть стражи в горах, есть село протагониста и где-то за пределами карты тусуются эльфы с гномами. Волшебно. Как можно погрузиться в происходящее, описанное столь скудно – лично мне непонятно. Причем ели судить хотя бы по википедии, книги Паолини, являясь непритязательным подростковым фентези, все же демонстрируют более- менее прописанный мир со своей историей, географией и особенностями.
Главное — постановщики так и не определились, для кого снимается кино. По стилистике перед нами пафосно-наивный проект, рассчитанный скорее на детвору и младший школьный возраст. При этом герой – здоровый лоб 17 годочков, которого окружающие, не краснея, величают мальчиком (да на нем пахать можно!). Хватает в фильме жестких моментов (без плескания кровищей в камеру, но, тем не менее), которых юным отрокам не посоветуешь.
Лента пытается втиснуть слишком многое в довольно скромный хронометраж 1.40. Что говорить, если Сапфира проскакивает лет 10 своего роста за 1 секунду полета. В фильме хватает событий (хотя если приглядеться, ключевых, наоборот, недостает), причем должного внимания им постановщики не уделяют. Вот мальчик вяло страдает по поводу своего предназначения, а вот он уже горделивый драконий всадник. Вот он, походя, берет первую жизнь, а вот уже шаманит направо и налево, как опытный маг. Вот чувствует первую любовь, а вот уже теряет друга и участвует в глобальной битве.
Что любопытно, создатели находят время на лишние бестолковые разговоры и долгие панорамы скачущих приключенцев. Никто не спорит, этим они демонстрируют красоты природы (бесспорные) и «как бы» обозначают пройденное героями расстояние. Однако складывается впечатление, что скачущую парочку на фоне величественных пейзажей, мы наблюдаем в общей сложности минут 15. Перебор.
Сеттинг ленты стандартный до зубовного скрежета. Злодейский гад, в одиночку (!) перебивший всех драконьих всадников (не обзавелся ли он базукой?). Свободолюбивые стражи, сверкая пытками скрывшиеся любить свободу в дальние горы, оставив остальных на откуп тирану. Зловещий колдунец, ненавидящий стоматологов. Попущенные солдаты, вяло поругивающие невнятного мужика (выглядящего среди поселян так же уместно, как викинг среди пигмеев), громко толкающего крамольные речи. Даже эльфов с гномами не обеспечили (хотя заявили).
При этом Паолини надергал идей у огромного количества мэтров фентези (и не только). Драконы со всадниками, описанные Маккефри с Мартином (да еще и имя Арья – это типа гордое заявление я вашего Мартина не читал и ваще игнорю?). Магия имен — у ЛеГуин. Толкиеном вообще пропитано все произведение. «ЗВ»? Тут, как на меня, несколько притянуто за уши, ведь идея наставничества и взросления описывается в каждом втором подростковом фентези.
Костюмеры и дизайнеры ленты также решили не заморачиваться. Изобразив Стражей как помесь арабов с неграми. Народ Арьи как теплолюбивых индейцев. А доспехи как гламурные костюмы. В общем, с миру по нитке – Эрагону кафтан.
Боевка невнятная, снятая по принципу: «бой в Крыму все в дыму», пусть камера пляшет и вокруг непременно будет темно – это скроет все косяки постановщиков боев. А уж финальное сражение и вовсе претендует на приз одной из самых нелепых киношных битв. Военного предводителя Стражей нужно расстрелять из баллисты как откровенного саботажника. Чем он занимался все отпущенное ему душкой-Гальбаториксом время: прической и нарядами?
Актеры играют на среднем голливудском уровне, периодически скатываясь до уровня своих сериальных коллег.
Эдвард Спелирс и вовсе образом Эрагона дебютировал в кино. Это не спрячешь. Деревянный юноша, что поделать.
Джереми Айронс в образе наставника ГГ особо не напрягается, беря свое за счет опыта и харизмы.
Малковича тут совсем мало.
Роберт Карлайл косит под Гриму и сам несколько офигивает от небрежности своих стилистов.
Сиенна Гиллори чертовски напоминает Эванджелин Лили в Хоббите.
А вот претензии фанатов (даже у среднего young adult фентези их немало), меня оставили равнодушным. Дело не в том, как показали ургалов, раззаков или какие крылья у Сапфиры, а в общем наплевательском отношении к проекту сценаристов и режиссера.
Но есть в ленте помимо природных красот (спасибо Венгрии) и любовно прорисованных полетов (явно ориентированных на жутко модное тогда 3d) еще один мощный козырь.
Драконица Сапфира. Драконы во многих фильмах нарисованы на уровне, и Сапфира становится настоящим украшением ленты.
Подростковое упрямство. Гордый лошадиный поворот головы, отличная мимика, яростные взгляды, гнев по отношению к врагам и любовь к своему непутевому всаднику. Настоящая женщина! Может, стоило снимать не «Эрагон», а «Сапфиру»?
Эрго. Слабенькое шаблонное подростковое фентези с непрописанным миром, неудачной структурой, невнятной боевкой и средней актерской игрой. В плюсах – драконица, венгерская природа и тридешные полеты.
Режиссер: Стефен Фэнгмейер
В ролях: Эдвард Спелирс, Джереми Айронс, Сиенна Гиллори, Роберт Карлайл, Джон Малкович, Гаррет Хедлунд, Алан Армстронг, Кристофер Иган, Гэри Льюис, Джимон Хонсу, Рэйчел Вайз, Ричард Б. Рифкин, Стив Спайрс, Джосс Стоун, Майкл Мельманн, Тамаш Дек, Мэтт Девере, Мат Хауманн, Андреа Фазекас, Кэролайн Чикези, Аньес Банфалви
Будущее. Несчастливое и мрачное. Экологическая катастрофа, эпидемии, войны, энергетический кризис, наводнения, геноцид, болезни растений, генетические измененные насекомые-вредители. Уничтожено огромное количество сельскохозяйственных культур, и на земле наступает голод.
Потому-то Андерсон Лейк, работающий на компанию «Агроген», обнаруживший, что в таиландском Бангкоке кто-то нашел возможность возобновить выращивание пасленовых, готов на все что угодно, чтобы отыскать способ возродить давно позабытые культуры.
Оказывается, кусочек информации на эту тему есть у Нового человека Эмико – механической девушки-«пружинницы» — украшения одного из бангкокских борделей.
Но жизнь в Бангкоке не ограничивается плясками вокруг пасленовых. Рядом с Лейком масса людских факторов, способных повлиять на ситуацию.
Это и прочие фаранги, представители корпораций, стремящиеся прервать карантинную изоляцию Таиланда и урвать «кусочек пожирнее». И старый китаец-беженец Хок Сен, норовящий использовать заморского дьявола Лейка в своих целях. И капитан «белых кителей» Джайди Роджанасукчаи, стремящийся остановить поток опасной контрабанды, заливающей страну. И невозмутимая, таящая массу тайн лейтенант Канья Чиратхиват. И …
А значит, к чему приведут поиски Андерсона, не может никто, включая даже многочисленных божеств, к которым так привязаны местные жители.
Американец Паоло Бачигалупи писать начал давненько. Первый его рассказ «Полный карман Дхармы» появился на свет еще в 1999 году. Затем были годы перерыва и работы над собственным стилем. А до этого путешествия, в частности в Азию и Индию, подарившие Паоло массу материала для книг. В 2003 он издает новый рассказ – «Девочка-флейта». Затем выходят «Специалист по калориям» и «Человек с жёлтой карточкой», погружавшие читателя в антиутопический мир, к которому Бачигалупи вернулся в своем дебютном романе – «Заводная» (2009). Романе, собравшем изрядное количество премий, в том числе Хьюго, Локус и Небьюла.
О нем сегодня и поговорим.
Любопытна «Заводная» в первую очередь тайским колоритом, которой автор описывает смачно, ярко и со знанием дела. Видно, что Бачигалупи и лично бывал в тех местах, и информации собрал изрядно. Вы будто оказываетесь на улочках священного города Крунг Тхеп. Погружаетесь в его липкую жару, нервно озираясь, пробираетесь трущобами, подзываете велорикшу и будто возноситесь над людским потоком. Пробуете неведомую кухню, покупая еду у уличных торговцев. Ныряете в ждущую глубину баров, стыдливо заглядываете в бордели, уважительно поглядываете на здешние храмы и удивляетесь повальному мистицизму тайцев, каждый шаг сверяющих с каким-нибудь духом или богом.
Добавляют в блюдо остроты особенности здешнего антиутопического мира. Мира, скажем прямо мрачного и лишенного перспектив. И бог с ним, с исчерпанными запасами нефти (о синтетическом горючем автор «Заводной» как-то позабыл), здесь есть уголь, и еще множество любопытных «извратов». Да и на гнев океана, уничтожившего массу прибрежных городов, те же тайцы нашли управу. А вот с сельским хозяйством получилось совсем нехорошо. Забавы с генной инженерией плюс болезни растений привели к вымиранию подавляющего большинства привычных нам культур. Жители «Заводной» не могут поджарить картошечки, вгрызться в помидор или затянуться сигареткой после сытного обеда. Ничего этого тут не осталось. Вымерли. Питаются здесь продуктами генных разработок, типа риса или сои, которым в недрах мощных компаний придали способность на какое-то время противостоять вредителям или пресловутой «пузырчатой ржи». С голоду не помереть этого может и хватит, но получить удовольствие от еды – отнюдь.
А как вам религия грэммитов – тех, кто не только уничтожает любое оскорбление природы, но и радеет за ограничение передвижения людей и продуктов по планете. Мол, где кто вырос там того и место. Радикально, но последователей у грэммитов в мире романа хватает. Или чеширские коты – выведенные поклонником Кэрролла хищники, способные становиться невидимыми? Бедные птички! Да и обычным Felidae не поздоровилось. Или мегадонты – огромные существа полученные методом изменения генома слонов – здешние универсальные «грузовые автомобили» и «извлекатели энергии» древним способом вращения колеса. Или повсеместные «пружинные технологии», перевод калорий в джоули — накопление энергии и ее последующая отдача с помощью тех самых пружин – компактных источников энергии. Или компьютеры, работающие от ножного привода, приводимого в движение мускульной силой оператора? Ну а то, что практически повсеместным и любимым видом транспорта тут стал велосипед – удивляться не приходится. Все абсолютно логично. Да, картина чертовски неприглядная и пессимистичная, но начерчена автором объемно и воспринимающаяся жизненно и ярко.
Вторым фактором, привлекающим внимание, стали персонажи романа. Огромная редкость в доступной для нас литературе — протагонисты, не принадлежащие к европейцам или современным американцам. У Бачигалупи таких подавляющее большинство, только Лейк несет бремя белого человека. Остальные — тайцы и китайцы. Люди, серьезно отличающиеся от нас с вами по реакциям, психологии, воспитанию, жизненному укладу и опыту. Их поголовная религиозность, постоянное обращение к духам и божествам. Боязнь потерять лицо и одновременный фатализм. Внутренняя сила, позволяющая выжить там, где рафинированный европеец давно «откинул бы коньки».
Лейк – классический европеец, человек на первый взгляд адекватный, но как выясняется не гнушающийся никакой подлости для достижения своих целей.
Эмико – персонаж, отвечающий за линию искусственных созданий, фактически вариация на тему андроидов (ну какая уважающая себя фантастика обойдется без этой богатейшей темы). Пружинщиков в мире романа хватает, причем разных, как рабочих, или военных модификаций, так и секретарей-гейш, типа Эмико. Всем им в процессе воспитания вкладывается в голову идея покорности и служения. ДНК собаки? Не исключено. Тем страшнее отношение к ним людей. Их не воспринимают разумными существами, а тем более неким новым аналогом Гомо сапиенс. В лучшем случае пружинщиков считают дорогими вещами. В худшем – мусором, недостойным коптить небо и подлежащим утилизации. Представляете простор для моральных этюдов? К этому прилагаются размышления о людской природе, свободе воли, эволюции, воздействии человека на экосистему Земли и развитии гомо сапиенс.
Джайди – бывший чемпион муай-тай, ныне офицер министерства природы. Человек, проживший несколько разных жизней и претерпевший немало трансформаций. От юного драчуна до настоящего символа.
Основных персонажей с полдесятка. Их линии сплетаются неторопливо и постепенно, сплетаясь в завораживающий узор.
Отдельное спасибо автору за Хок Сена и его главы, показывающие отношение этого любопытного представителя азиатов к Лейку, а точнее Ян гуйдзы — иностранному дьяволу. Такой неординарный подход, настолько любопытное зеркало, в которое может поглядеться читатель, дорогого стоит.
Но занимается автор не только психологией восточного человека и демонстрацией особенностей Таиланда. В какой-то момент роман превращается в остросюжетный производственно-политический триллер. Начинается битва за судьбу королевства. Сталкиваются интересы двух мощных таиландских министерств, определяющих линию развития страны, над которыми парит тень королевского двора и иностранных копрораций. Решающая битва, безжалостная и кровопролитная, но с любопытным восточным колоритом.
Интересен роман и своей моральной подоплекой. Настолько ярко показать современному читателю, что он до сих пор живет в раю, удается далеко не каждому фантасту. «Цените то, что имеете» — призывает Паоло, ведь это все не вечно. Землю и ее дары можно испоганить, если заниматься этим долго и вдумчиво. Как, к примеру, делают это нынешние гомо сапиенс во всей уголках нашего маленького шарика. Цените каждый кусок фрукта или овоща, каждую затяжку, каждый день, прожитый без болезни в относительно чистом месте, на относительно чистой земле. И работайте над тем, чтобы улучшить ситуацию, а не довести ее до реальности, описанной Бачигалупи.
Обитатель Сан-Франциско китаец Шон на первый взгляд казался обычным молодым раздолбаем. Работа на парковке, кабаки, караоке до утра, никакой ответственности и стремлений.
На самом деле он был мастером боевых искусств и сыном опаснейшего человека – владельца артефакта непредставимой силы. Человека, от которого Шон сбежал десяток лет назад. Человека, вновь проявившего интерес к непутевому наследнику. Склоняющего его к участию в деле, способному изменить судьбы миров.
Четвертая фаза киновселенной Марвел набирает обороты. После ретроспективной Вдовы и сериалов («Ванда», «Сокол» , «Локи») , дарящих минуту славы второстепенным героям (и не только), на экране появился первый в киновселенной азиатский супергерой.
Его явление получилось ярким, бодрым, с небольшим количеством экшена и конкретным закосом в семейную драму.
Первое, что бросается в глаза: за одним единственным исключением мы не увидим в ленте никого кроме азиатов. Никаких негров, арабов, иудеев, а уж тем паче белых. Одни китайцы. Лепота.
Второе – активного действия постановщики откровенно пожалели. Автобусная драка, разборки в клубе и финальная битва, разделенная, правда, на две части. Маловато для двух часов.
Зато семейной драмы нам отсыплют с лихвой.
Шону, он же Шан (Симу Лю ) не позавидуешь. При весьма травмирующих обстоятельствах рано лишившийся матери. С семи лет воспитываемый отцом как убийца и мститель (папашка откровенно накосячил с воспитанием: ну кто юнцов в омут киллерства бросает без подготовки, нет бы сперва уконтрапупить пару-тройку злодеев под присмотром родителя, вкус почувствовать, а потом уже и в самостоятельное плавание). Порвавший все контакты с семьей. Как огня бегущий ответственности и драк. Наслаждающийся нехитрыми радостями жизни, не стремящийся ни к чему большему. Аж никак не жаждущий спасать миры и заниматься прочими глупостями. Не давший испортить себя ощущением силы и крутости.
Дополнительно раскрывают героя частые флеш-беки, показывающие нам Шана в 7 и 14 лет.
Евойный папаша Сюй Венву (Тони Люн Чу Вай), несмотря на полное отсутствие шлейфа роли и слабую изначальную мотивацию, тоже порадовал. Тысячелетний воитель, до сих пор увлеченно занимающийся делами организации, меняющей ход истории. Ну любит парень власть, что поделать.
Спокойный вышел у нас злодей. Убивает без гнева, с небольшой грустинкой в глазах. Зато если влюбляется – до гроба, и даже после него. По поводу мотивации, появившейся у него позднее, вопросов нет.
Как возникает большое чувство в азиатской культуре? Элементарно, Ватсон! Конечно же, после хорошей драки. Она тебя каблуком по кумполу, и ручку на болевой, а ты на нее смотришь так чувственно, с улыбочкой, а в груди костер разгорается. Милота.
В наличии также боевая сестрица (Мэнъэр) – некогда жаждущая заботы от старшего брата, а нынче воспринимающая его в штыки.
В общем, семейство Сюй идеальным назвать сложно. Вот и приходится герою то разбираться с недостатком отцовской любви, то извиняться перед младшей, то налаживать отношения с родственниками по материнской линии. А ведь ему еще мир спасать!
О странной организации «10 колец» много говорить не будем. Это явно всемирная закулиса, которой мы заслуживаем. С одним средневековым замком в горах и парой сотен боевиков с электрическими арбалетами. Управление финансовыми потоками? Подконтрольные банки и силовые структуры? Подкупленные власти и политики? Дальнобойное оружие и боевая техника? Нет, не слыхали. Только кунгу-фу, только хардкор.
Подруга главного героя (Аквафина) разочаровала, несмотря на ее склонность к бескрышному вождению. Мало того, что у барышни несколько специфическая внешность (не то чтобы страшненькая, но близко), так и ведет она себя по большей части глупее некуда. Понятно, что на нее до купы взгромоздили обязанности комического персонажа, но все-таки.
А вот за Бена Кингсли спасибо (то самое единственное неазиатское исключение). Его тут немного, но поприкалываться старику, похоже, было в кайф.
Как и за дядюшку Вонга, заглянувшего в гости прямиком из Стрэнджа и прочих Мстителей
Боевки, как я уже сказал, немного, но снята она с душой, гордо демонстрируя самые различные стили боевых искусств и подходы к драке. От жесткого уличного мочилова до благородных летающих поединков.
Но настоящим украшением картины стало потаенное Та Ло. Бдительный и шустрый сторожевой лес. Горящие птицы. Безголовые летунчики. Лисы с кучей хвостов. Конедраконы. Саблезубые львы. Ух ты, какой бестиарий, может их с Тварями познакомить? И природа хороша. Скорее всего нарисована, но хороша.
Настрой картины, как обычно у Марвела, позитивный, слегка комедийный. Рейтинг соблюдается: смертей нам показывать не станут. Хотя начало процесса, ведущего к ним, честно продемонстрируют (особенно полеты статистов со здания клуба впечатлили).
Поразмыслят постановщики о необходимости принятия и света и тьмы, для полного познания себя любимого. О легком подходе к сложным вещам. Необходимости хорошо отдохнуть после хорошо выполненной работы (караоке тоже отличный варант). Необязательности серьезного лица для спасения мира. О том, что порой можно делать, что нравится, иначе какой смысл жить? Тоже логично.
Эрго. Представление новой фигуры в команде Мавел засчитано. Интересно посмотреть на его взаимодействие с аксакалами цеха (жаль, вместе с Тони их увидеть уже не выйдет). Красотам Та Ло тоже зачет. Правда, от саги о азиатском бойце-супергерое, будем честными, ожидали больше боевки. Не срослось.
Режиссер: Дестин Дэниел Креттон
В ролях: Симу Лю, Тони Люн Чу Вай, Аквафина, Мишель Йео, Чжан Мэнъэр, Чэнь Фала, Ронни Чиэн, Флориан Мунтяну, Тим Рот, Бенедикт Вонг, Бен Кингсли