Галактическая империя, объединившая тысячи миров, казалась вечной. Триллионы жителей, исключительное богатство, выдающиеся научные достижения, помпезная столичная планета.
И лишь один ученый — Харри Селдон, был уверен, что Империю постигнет крах. А за ним тысячелетия варварства.
Пользуясь методами психоистории, позволяющей прогнозировать поведение людских популяций, Харри убедился, что темную эпоху можно сократить.
Вот только позволят ли нынешние властители предпринять необходимые для этого действия? И не обманет ли психоистория надежды последователей Селдона?
Основание (оно же Академия, оно же Фонд) Азимова стало одной из первых ласточек забугорной фантлитературы, достигших наших пенат в 90-е. Приятный цикл с любопытными ходами и размышлениями о человечестве, охватывающий огромное время, созданный Айзеком под впечатлением от Эдварда Гиббона.
Книги достойны, а что же нам предложат кинематографисты?
Первым делом, оставив от романа лишь скелет, они, по мере способностей, пытаются этот скелет одеть, нарастить, дополнить и расцветить. По-своему. Если Азимова интересуют глобальные, стратегические вопросы падения и создания держав, развития людского общества, управления массами, если Айзек играет полувеками как теннисными мячиками, а тысяча лет сопровождается у него эпитетом «всего», то постановщики, как обычно в телепродуктах, наплевав на законы психоистории, рассказывают о судьбах отдельных человеков. По-видимому, это один из основных законов сценариста: не знаешь, что делать — введи людскую трагедию.
Главные герои в постановке «особенные», «не такие как все»: одну преследуют за занятие наукой, вторая даже в сообществе энциклопедистов умудрилась стать изгоем. С Сальвор, правда, есть нюансы. Об императоре отдельный разговор.
Постановщики, понятное дело, не смогли обойтись без современного политкорректного тренда, заменив героев-мужчин – женщинами, причем отнюдь не белокожими. И Гаал и Хардинг у Азимова были белыми мужиками. Впрочем, мальчик – девочка, какая разница.
Гаал Дорник – жительница водной планеты, религиозные жители которой очень не любят ученых. Прям до утопления последних не любят. Гаал умудрилась в таких условиях родиться математическим гением. Как несложно догадаться, житья на родине ей не стало, тут и подвернулся конкурс, позволивший победительнице заинтересовать самого Селдона. Гаал реально гений, способная заметить ошибку в работах лучшего психоисторика Вселенной. Как выясняется позднее, это не единственная ее сильная сторона. При этом она обычная девчонка, жаждущая любви, плавающая как рыба, считающая простые числа, когда волнуется.
Сальвор Хардинг – тоже «не такая как все», но за счет стремления к одиночеству и экстрасенсорных способностей. Дьявольского везения и проницательности, умения ощущать ложь, чувствовать людей изнутри. Сильная женщина, лидер и боец.
Ну хоть Селдона оставили белым и с первичными мужскими признаками. Хари в исполнении Харриса харизматичен, полон энергии, умения убеждать. Готов идти на жертвы, манипулировать окружающими. И даже смерть ему не помеха. Все для Плана, все ради Плана.
Перед нами две линии: императорская и жителей Терминуса.
Энциклопедисты сменяются, постаревшие родители благословляют повзрослевших детей (между стартом сериала и развитием проходит 30 лет). А вот с повелителем (-лями) Империи иначе. Чтобы оставить зрителям привязку в виде знакомых лиц, создатели сериала решили клонировать императора (который в романе вообще не появлялся). Державой правят трое-один: Брат-Рассвет, Брат-День и Брат-Закат. Клоны Клеона I в разном возрасте. Действительно Вечный император. Они используют одни и те же жесты, одинаково держат вилку, активно подкалывают друг друга. Передают младшему знания и опыт. Ребенок становится мужем, День в свою очередь уходит в Закат. Ему на смену поднимается младший. И так уже 400 лет.
Мы увидим каждую из ипостасей во всей красе. Прилежно учащегося мальчишку. Юнца, подверженного страстям и желаниям. Мужчину, переполненного ответственностью и тревогой за Империю. Старца, задумывающегося о смерти.
Он (они) неглупы, задумываются об отсутствии разнообразия, неестественности происходящего, наличии души у клонов.
Императоры хороши. Особенно если учесть что Дня изображает утонченный Ли Пейс. Пейсу выпала интересная актерская задача. Разные братья-Дни, которых он играет, абсолютно не похожи друг на друга. Первый вариант – жестокий, самодовольный, самоуверенный павлин – эдакий Нерон. Второй – мыслящий, сомневающийся, желающий исправить промахи предшественника.
Если подытожить: нам демонстрируют очередную антиутопию, или имперский киберпанк. Столичный мир, жители которого вкалывают под землей и не видят Солнца (у Азимова Трантор – административный мир, обитатели которого искренне гордятся своей работой и малой родиной). Самодур-властитель, убивающий придворных за чтение запрещенной литературы, бомбящий планеты ради мести, а точнее чтобы показать силу. Аресты неугодных. Религиозные мракобесы. Казни еретиков.
Банально, Хоботов.
Радует пиетет постановщиков перед математикой. «Математика не просто цифры», «когда не хватает слов, цифрами мы описываем невыразимое: то, что пугает, бескрайность космоса, цену души», «высшая математика сродни шестому чувству», «верный расчет позволяет заглянуть за горизонт, если повезет, поможет подготовиться к грядущему», «математика не осуждает, не выбирает сторон», «это не только цифры, в недобрых руках они оружие, в нужных спасение», «люди могут врать, цифры нет», «красота математики в ее чистоте».
Хотя сейчас эти изречения в рамку и на стенку в аудиториях математического факультета. Вот только при чем тут «Вера в расчеты»? Они либо верны, либо нет, тут верить не надо.
Идейная основа соответствует антуражу. Религиозные фанатики, преследующие людей науки. Важность многообразия культур. Гордые слова о варварах, которые на самом деле не варвары, а просто непохожи на цивилизованных гомо сапиенсов. Демонстрация геноцида и полицейского государства. История несправедливого наказания и сжигающей душу мести.
М-да, а ведь Азимов говорил с читателем о крушении и создании Империй. Манипуляциях сильными мира сего. Психологии и управлении огромными людскими массами. Силе науки и мысли. Закостенении и развитии. Иных путях для цивилизации. Кого что интересует.
А вот картинка удалась: хорошая, сочная, яркая.
Гиперпрыжки, когда пространство складывается само в себя. Красивенные планеты.
Синнакс, залитый водой по самую макушку. Точки тростниковых хижин, связанных тонкими мостками, теряющиеся среди безбрежного океана. Фигуры огромных скатов, проплывающих под лодками. Столпы света, уходящие ввысь.
Трантор — Око Империи. Город-планета, смешавшая в себе изящные высотки, огромные здания, подземные уровни, летательные аппараты — с крепостными стенами, фигурами воинов над воротами, статуями императора, помпезной библиотекой, пышными залами в римском стиле. Логично, если помнить, чем вдохновлялся Азимов при написании «Основания».
Циклопический Звездный мост – причальная станция над Трантором с его поездами-лифтами, 14-часовым спуском на планету. Императорский дворец с расписанными на всю немалую высоту стенами.
Пустынная и религиозная Дева с ее «Крестным путем». Арктический Терминус с местными хищниками.
Любопытного дизайна имперские космолеты с вращающимися кольцами – межзвездными гипердвигателями. Человекоподобные космониты, созданные для жизни на кораблях.
Жаль, когда из небес спускаемся на твердь Терминуса, где пройдет изрядная часть действия, не отпускает ощущение бюджетности. Народу задействовано немного, одежки так себе. Город на Терминусе – натуральная база полярников.
Не оставят зрителя без флеш-беков. Познакомят с Клеоном I, переместят в молодость Гаал.
Пропишут сюжетообразующую арку теракта на Транторе со всеми его последствиями – смотрится впечатляюще.
Введут в дело робота (этих милых ребят в первых книгах Азимова не было вовсе), упомянут войну человечества с расой роботов. Добавят мелких изобретений будущего, типа силовых щитов, крайне напоминающих собратьев из Дюны (проницаемы медленным движением), или симуляций с полным погружением – натуральная виртуальность. Чрезмерно преувеличат роль личности в истории. Зальют в сериал огромное количество воды, намертво застряв «на творчески переработанном» первом кризисе.
Подбросят не слишком уместного экшена с перестрелками, драками, «хитромудрыми» тактическими ходами и мстительными анакреонцами. Пожалуй, неизбежно – сгорел сарай, гори и хата – разбавлять дядьку Азимова, так по-полной.
Эрго. Спорный сериал слишком уж «по мотивам». Азимов писал большей частью абсолютно не о том, о чем решили поговорить со зрителем постановщики Foundation. Зря. Разве что картинки космоса и Трантора хороши.
Отныне на выжженной земле, под убийственными лучами Солнца ютятся немногие выжившие.
Один из них Финч Вайнберг – инженер, не чуждый робототехнике. Чувствуя, что его дни подходят к концу, Финч создает робота, главная цель которого ухаживать за собакой. Кто мог знать, что на свет появилось нечто гораздо большее.
Книг и фильмов на тему апокалипсиса и его последствий, нынче пруд пруди. Почти все описывают взаимодействие выживших гомо сапиенсов или конец цивилизации. Из произведений и постановок, больше опирающихся на личные людские истории, с ходу вспоминается лишь «Тихое место» да «Я — мать».
Finch перекликается с I Am Mother, но рассказывает абсолютно другое по духу и настроению повествование.
На первый взгляд для нашей цивилизации все плохо. Нет, не плохо, уже практически песец. Вспышка на солнца, уничтожившая озоновый слой, залившая все живое убийственным ультрафиолетом. Продолжающая это делать не первый год. Растения уничтожены. Еды нет. Электроника вырубилась после электромагнитного импульса. Жара за 60 градусов. Ураганы со скоростью ветра за 200 км. А тут еще из гомо сапиенсов полезли их худшие черты. В общем, была цивилизация – и нету.
Не слишком приятная картина, мягко говоря. А тут еще и ГГ вот-вот к праотцам отправится. Но при этих жестких исходных данных у постановщиков получилась достаточно оптимистичная лента.
В первую очередь благодаря лицедеям, которых, не считая робота, тут ровно один Том Хэнкс.
Его Финч, как почти все актерские работы Тома, поразительно естественный и живой. «Наш сосед», отличный, талантливый инженер-конструктор, продвигающий в жизнь законы робототехники Азимова с некоторыми дополнениями. Немного эгоистичный, никому не доверяющий, нелюдимый мизантроп, не любящий работать в команде. Души не чающий в своей собаке. На диво жизнерадостный, если учесть обстоятельства. Изрядно трусливый, способный на вспышки гнева. С хорошим шлейфом роли (благодаря паре его монологов мы отлично представляем прошлую жизнь Вайнберга). Привязывающийся к своим творениям. Ставший для робота настоящим отцом: открывающим мир, делящимся опытом, рассказывающим сказки, строгим, но справедливым. Жаждущим продолжить себя в металлическом здоровяке. Небезуспешно.
Впрочем, не считать робота невозможно. Джеф, которого подарил нам Калеб Лэндри Джонс и технология motion-capture — превосходен, хотя где-то перекликается со своим сородичем.
Желающий стать гением новорожденный, жутко жалеющий о недокачанных в его голову данных. Делающий первые шаги (нелегкое это дело) ребенок. Всезнайка, сыплющий фактами обо всем на свете. В упор не понимающий метафор и прочих сравнений. Искренне радующийся забавным моментам. Любопытный, по-детски пытающийся скрыть свои «шкоды». Копирующий жесты создателя. Постоянно извиняющийся за свою неуклюжесть. Пытающийся выучить собачий язык Обладающий рядом запоминающийся привычек. Способный доносить свое настроение благодаря пластике железного тела. Блеск! И отличное взаимодействие Джефа и Финча.
Так что же весь фильм на двоих? Нет, на самом деле у нас не два героя, а три. Третий – собака, ставшая полноценным героем фильма. Зверюга по кличке Гудьир — со своим характером, привычками, повадками, отношением к роботу и человеку. Барбос активно реагирует на происходящее, боится, злится, выражает свои чувства поднятием лапы, лаем, поскуливанием, ушами и всей своей мохнатой мордой.
Картина вышла чертовски атмосферной благодаря картинкам постапокалиптической Земли. Вечный ветер и безжалостное солнце, превращающее всех выживших в эдаких вампиров, способных передвигаться днем лишь в скафандре. Циклопические бури и ураганы. Торнадо, сметающее все на своем пути. Вездесущий песок, дома укутанные в барханы и дюны. Ни единого зеленого листка. Высохшие мумии погибших.
Да, если придираться, вопросов появляется немало, в частности на тему слишком хорошо сохранившихся дорог/мостов и малого количества брошенных машин. Но то уже такое.
Постановщики успешно и резко меняют настроение зрителя, временами переключая тумблер фильма с катастрофы на комедию, с трагедии на триллер. И наоборот. Регулярно подгоняют саспенса, подбрасывая героям то природные катаклизмы, то таинственного преследователя, то обратный отсчет до неминуемой гибели.
Позабавят американцев искренне любимым в их краях роад-муви, отправляя протагонистов в путешествие через всю страну.
Не позабудут поделиться немудреной, но важной моралью о том, что людям в любых условиях надо оставаться людьми. Иначе нам не выжить. Ну и упускать возможность путешествовать не нужно, конечно.
Порадуют грустным, но оптимистичным финалом, дарящим надежду на возрождение и несмело уповающим на то, что у человечества все же есть шанс уцелеть. Хоть тушкой хоть чучелком. Изменившись, осознав, что такое быть Человеком. Пора уже людям понять самих себя.
Эрго. Трогательная история об отцах и детях, человеке и роботе, человечности и любви. Впечатляющая картинка постапа. Уместное переключение жанров. Бенефис Хэнкса и Джефа.
Режиссер: Мигель Сапочник
В ролях: Том Хэнкс, Калеб Лэндри Джонс, Самира Уайли, Лора Хэрриер, Скит Ульрих
Песчаная затравка, или Неторопливое начало великого пути
Сын герцога Лето, Пол Атрейдес, отправляясь в новый дом своей семьи – Арракис, знал, что его жизнь изменится. Но не предполагал, что настолько.
Измены, смерти, фримены, видения. В которых он во главе армии несет вселенной войну и огонь. Пол не желает себе такой судьбы, но хватит ли у него сил не допустить такого будущего?
Роман Фрэнка Герберта появился на свет в далеком 1965 году, собрав с того времени изрядную базу фанатов и две экранизации, весьма противоречиво встреченные народом. Дени Вильнёв, давний почитатель книги и автор незаурядных фантастических (и не только) фильмов решил принести миру третью. Приняв крайне спорное решение снимать ленту в формате двух полнометражных фильмов, (причем судьба второй части зависит от принятия зрителем первой), неужто «Оно» так повлияло? Решение, повлекшее за собой основные проблемы картины. В два с половиной часа Вильнёв вместил чуть меньше половины романа. В результате фильм воспринимается как жутко затянутое вступление, и местами заставляет скучать. По словам Катерины из четырех непременных частей любого творения (завязка, развитие, кульминация, развязка) мы увидели первую с кусочком второй. Дени, ты книгу на четыре части разбивать задумал?
В Part One слишком много затянутых сцен, взлетов и посадок орнитоптеров и прочих космо—летательных аппаратов, хождений по коридорам и улицам, неторопливо поданных видений. Сократи все эти полето-брожения до приемлемых показателей – выиграешь немало времени. Причем я не говорю о действительно важных, атмосферных моментах – красотах мира, особенностях семейства, беседах для раскрытия характеров. К ним претензий немного. Да, понятно, изрядная часть характеров, мотиваций героев, хорошо прописанные в книге, растворились в тумане, а большинство персонажей получили меньше внимания, чем заслуживали. Но это неизбежная, наверно, беда экранизаций. Зато без жутко бесящего спойлера (в книге буквально с первых страниц известно не только о грядущем предательстве, и о том, что ничего не изменить, но и имя изменника называется тоже буквально во второй главе) Вильнев решил обойтись.
Пустыни Арракиса снимали в Иордании и ОАЕ, а Калладаном поработала Норвегия.
В целом, с той самой поправкой на кинематограф, Дени вполне адекватно переносит первоисточник на пленку. Каладан полон моря и воздуха. Арракис – барханист и испепеляющ. Атрейдесы – глуповато-героичны, барон — мерзок, Преподобная мать – коварна, Раббан – звероподобен, черви — зубасты, фримены – наглы.
Картинка хороша. Космокорабли подавляют размерами, орнитоптеры активно машут крылышками, черви кокетливо выглядывают из песка, силовые щиты искрят, корабли стреляют и взрываются, ночь пылает пожарами, бойцы рубятся и помирают с криками на устах.
Вдобавок Вильнев угадал с актерами. Практически ни к кому нет вопросов. Разве что за ментатов обидно. Питер – никакой, Хават – жирно-невнятный.
Пол (Шаламе ) – актер который до этого не производил на меня ни малейшего впечатления, в Дюне понравился. Дерзкий, гордый юный пацанчик, не испорченный властью, искренне уважающий отца, усердно тренирующийся, способный брать ответственность и думать о людях. Вынужденный резко выходить на первые роли, спасая родительницу и себя. «Дюна» во многом роман взросления, развитию личности Пола уделяется немало внимания. Оставим сейчас за кадром его «читерские» способности предвидения, резкое «окрутевание» после экватора романа и линию избранности. Гораздо более интересны психологические изменения. К сожалению, большинство трансформаций происходит с Полом во второй части, в Part One они лишь намечены. Парни, ждите вторую серию.
Джессика (Фергюсон ). Изысканная «ведьма» из Бене Гессерит, владеющая Голосом, позволяющим управлять людьми, воительница, наложница, так и не ставшая законной супругой Лето. Мать, всем сердцем переживающая за своего первенца. Член ордена, чувствующий свой долг перед ним. Женщина, способная не раз удивить как друзей, так и врагов.
Герцог Лето (Айзек ). Справедливый, благородный правитель, больше заботящийся о своих людях, чем о выгоде. Персонаж, явно повлиявший на появление на свет Эддара Старка. Правда, в отличие от Старка, не чуждый грязной политике и небесспорным с моральной точки зрения действиям. Несколько недооценивший своих противников.
Система безопасности дома Атрейдесов на Арракисе – тема для отдельного разговора. Ну нельзя же так тупить!
Гурни (Бролин ), растерявший по дороге певческую грань, но сохранивший образ старого солдата. Матерого волка, готового любого порвать за своего герцога. Впрочем, как стратег Гурни оказался слабоват. Вопросы по поводу безопасности не в меньшей степени могут быть обращены и к нему.
Дункан (Момоа). Учитель фехтования Пола, шикарный боец. Бесшабашный, веселый, отвязный. Не зря так легко сошелся с фрименами. Образ будто создавался для Момоа, и тот оттянулся вовсю.
Чани (Зендея ). Будущая возлюбленная Пола. Выведеная на сцену в самом конце и не сумевшая пока проявить себя.
Стилгар (Бардем ). Один из лидеров фрименов. Напористый, опасный, плюющий на авторитеты. Его, как и Чани пока немного.
Барон (Скарсгард ). Главный антагонист проекта. Омерзительно спокойная скотина. Внушает.
Его племянник Раббан (Батиста). Поскольку Фейд-Рота остался там же, где Гурни-трубадур, Зверю приходится отдуваться за двоих. Пока кроме одного проявления гнева и одного – жестокости, мы ничего не увидели.
Экшена в ленте немного, сражения и поединки сняты своеобразно. Впрочем, такой стиль может быть выбран, чтобы показать специфику битвы людей, снабженных индивидуальными силовыми щитами.
Музыка и атмосферность хороши. Вильнёв идет по стопам Тарковского, активно используя медитативные длинноты пейзажей, что несколько сбивает динамику развития, но навевает нужное настроение. Играется с колористикой, четко отделяя цветами локации, настоящее и будущее.
При этом большинство моментов вселенной Герберта оставлено за кадром, у незнакомых с книгой, будет слишком много претензий к недосказанности мира. К примеру, многие из не читавших первоисточник поймут ли, куда в этом мире подевались компьютеры и огнестрельное оружие?
А главное — как я уже говорил — слишком многое приберегли для будущей второй части, которая непонятно когда появится (и появится ли вообще). Как вступление – неплохо (особенно если сократить на полчасика). Как отдельный фильм – есть вопросы.
Эрго. Атмосферная, но чертовски затянутая экранизация первого куска «Дюны». По большому счету – затравка, завязка и самое начало развития сюжета. Актеры молодцы, Вильнев – заигрался.
Парень, ставший Человеком, или Что наша жизнь – игра (компьютерная)
Живет на свете один Парень. Просыпается, завтракает, кормит золотую рыбку, ходит за кофе и на работу в банк.
Вот только он не человек, а персонаж игры с отрытым миром, другими словами — NPC.
Каждый его день его похож на другой, и, кажется, иначе и быть не может.
До одной случайной встречи. После которой Парень понял, что ему хочется большего.
Недавно мы уже наблюдали за приключениями людей в виртуальном мире. Однако постановщики Free Guy (прямой перевод названия – «свободный парень») решили взглянуть на этот самый мир с нестандартной точки зрения, глазами «неигрового персонажа».
Получилось легко, незатейливо, ми-мишно. И с недурным морально-этическим багажом.
Первым в глаза бросается картинка. Виртуальный город, наполненный веселым безумием и запахом комикса. Гости, сочащиеся тестостероном, агрессией, жаждой крови. Постоянная стрельба на улицах. Самое разнообразное оружие и техника, применяемые игроками: от реального вооружения до фантастических образцов. Несколько качественных экшен-сцен. Катаклизмы, взрывы, ограбления. Да, местами картинка выглядит естественно, местами, напротив, изрядно, прям нарочито компьютерно. Но возможно так и задумывалось – герои в компьютерной игре все-таки.
Все это богатство сдабривается порцией вменяемого юмора. Причем чаще всего содержащегося не в шутках, а в абсурдности ситуации. Обреченный фатализм жителей города, воспринимающих творящееся на улицах, как единственно возможную реальность (как и полагается «данную нам в ощущениях»). Сознающих себя обычными людьми в поселении, где постоянно резвятся не то боги, не то что-то на них похожее. Создавших определенную философию, систему отношений друг с другом, технику безопасности при встрече с игроками. Живущих пускай повторяющейся, но дорогой им жизнью.
Концепция мыслящих, мечтающих, чувствующих, наслаждающихся существованием NPC – хороша, пускай, не нова (по крайней мере, в отношении детских игрушек мультипликаторы нам уже многое рассказали). Но настолько обаятельные образцы искусственного интеллекта нам показывают нечасто.
А как вам идея сдерживать агрессию и стремление к убийствам в игре? Причем в самом натуральном шутере? И то верно: как-то неловко без причины лишать мыслящее, безопасное и доброе существо не то чтобы жизни, по крайней мере, изрядного куска дня.
Не обошлось без пасхалок для завзятых геймеров хотя их, конечно, поменьше чем в том же «Игроке».
Пошутили создатели ленты и над самими геймерами. В варианте Free Guy виртуальный мир привлекает либо детей/подростков, либо законченных лузеров. Несколько ограниченный взгляд, не находите?
Порадовали парочкой камео. И если у Эванса тут буквально пара секунд и одна реплика, то тот же Татум постарался выдать забавную комедийную сцену. Местами даже получилось.
Парень в исполнении Райана Рейнольдса мил, забавен и неотразим из-за своей неловкой очаровательности. При этом весьма целеустремлен и настойчив. Рейнольдсу комедийные образы нравятся, похоже, больше трагических (в которых он частенько выглядит эдаким огорченным бассет-хаундом), и оттягивается он в них по полной программе. Парень (и не только он) не исключение.
Главный женский персонаж Милли (Комер) показывает нам грань крутой девахи и не менее крутой интеллектуалки-ученой. Не наказуемо.
А вот Уолтер (Кири ) не впечатлил. Аморфный получился юноша.
Как и главгад (Вайтити), который не такой уж и гад (киллеров к парочке, по крайней мере, не подослал). Ну слишком уж он аляповато-буффонадно-фарсовый. Аж зубы сводит.
Теперь пару слов о моральной основе ленты. Несмотря на общую комиксоидность и балаганность фильма она касается моментов, над которыми раздумывало большинство живущих.
-Что такое реальность? А если то, что мы видим вокруг, не имеет к ней никакого отношения? Существует ли она вообще? А главное – имеет ли это хоть какое-нибудь значение, если ты живешь и вокруг хорошие люди?
-Как насчет свободы воли? Фикция, или все-таки могем?
-Права ли была пресловутая Старуха, или добрые дела дают-таки шанс на кусочек славы?
-Стоит ли удовлетворяться привычным бытом, или имеет смысл отринуть привычки, оторвать зад от дивана ради той, кто вызывает у тебя всплеск эмоций? Совершить сложный выбор и сорвать банк, спасти тех, кто тебе дорог? (или исчезнуть в облаке пикселей). Нужно ли поддаваться стремлению вперед, рано или поздно настигающему любого человека, или ну его?
-А как насчет мечты? Того, что тревожит тебя по ночам звоном несбывшегося, или тревожной магией новых имен, идей и вызовов?
Разве что концепция нестяжательства вызывает некоторые сомнения. Мол, откажитесь от стремления к наживе и славе – они сами вас настигнут. Может для гениев оно и так (да и то не всегда, мягко говоря), а вот в отношении обычных гомо сапиенсов имеются сомнения.
Эрго. Приятная «игровая» комедия с качественным идейным багажом, вменяемой картинкой и не отвращающим от себя юмором.
Многообразие путей для человечества, или Убийственное обретение Рая
Середина 4 тысячелетия. Со времен конфликта с праймами прошло тысяча двести лет. Человечество серьезно изменилось с тех древних пор. Остались в прошлом поезда, курсирующие через червоточины, зональное деление, да и сама структура Содружества не сохранилась.
Одним из немаловажных особенностей новых времен стало движение Воплощенного Сна. Миллионы людей, поклоняющихся загадочной Бездне, бесстыже раскинувшейся в самом сердце Галактики. Казалось бы, очередной религиозный культ, сколько их было, сколько будет. Так да не так. Ведь многие люди уверены, что Бездна таит в себе ужасную опасность. И паломничество к Ней, которое собираются предпринять члены Воплощенного Сна, запустит механизм гибели Галактики.
А ведь есть еще чужаки, обладающие той же информацией и не склонные дожидаться уничтожения всего, что они знают. Чужаки, грозящие Содружеству неведомыми могущественными союзниками и обещающие любыми способами не допустить паломников к вожделенной цели.
А значит, над человечеством, да и над всей галактикой, вновь сгущаются черные грозовые тучи.
Питер Гамильтон – создатель почти двух десятков романов, в частности цикла «Вселенная Содружества» — «Звезда Пандоры», «Иуда освобожденный», был известен как автор эпических, антуражных и хорошо проработанных космоопер. Но «Бездной» Питер, пожалуй, сделал заявку на следующую, более высокую лигу писательского цеха. По крайней мере, по уровню фантазии.
Гамильтон в отличие от подавляющего большинства фантастов, начинающих действие следующей книги цикла на завтрашний день после окончания предыдущей, мелочиться не стал. «Перепрыгнув» аж на 1200 лет. Это действительно, редкость. Из столетних и более временных промежутков между книгами с ходу вспоминается Симмонс с «Эндимионом», да Азимов с «Основанием». Зачем Питер совершил такой скачок, становится понятно сразу. В «Бездне» писатель решил поговорить с нами о путях развития человечества, да и прочих разумных существ тоже. Ведь «за время пути» гомо сапиенс успели слегка подрасти. А точнее видоизмениться. «Натуралов» — людей без генетических и прочих усовершенствований осталось немного. После того как ученые с Дальней открыли свои генетические наработки Содружеству, модификация ДНК стала доступна для 80 процентов людей. Соответственно, почти у каждого что-то да подправлено. Появились Прогрессоры, «апгрейдящие» себя и потомство для жизни на Внешних планетах. Высшие – жители Внутренних планет (среди которых и Земля), существа, внедрившие себе в организм бионические органоиды – биононики. Средства для поддерживания здоровья, сохранения формы, улучшения метаболизма, поправки хромосом, защита от радиации. Они даже тело могут формировать по своему желанию. А уж сколько «плюшек» получает обладатель специализированных бионоников в бою! Не в сказке сказать, ни пером описать. Но даже Высшие еще не финал. Дальше следует АНС — Активная Нейронная Сеть. Совокупность сознаний и разумов людей, уставших от «тварной» жизни. Неограниченное время существования. Телепатия и прочие обширные возможности. Думаете это, наконец-то вершина? Предел мечтаний? Как-бы не так! Ведь есть еще постфизические существа. Человеки такого уровня еще не достигали, но для многих чужих рас это нормальный этап развития.
Вот и думайте/выбирайте вместе с жителями вселенной Гамильтона. К какой бы из групп присоединились вы лично? Гордо отринули большинство новшеств, и защищали свои убеждения с оружием в руках, как Протекторат? Безоглядно кинулись в объятия Высших, фактически перестав быть человеком? Стремились бы в АНС, устав от земных тягот? Или мирно возились бы в огороде на солнышке, выращивая лучшую в империи капусту? Есть над чем задуматься, и хорошенько помыслить какую именно участь «нажелать» нашим далеким-далеким потомкам.
Да, все помнят, чтобы умереть во вселенной Гамильтона — нужно хорошо постараться? Ведь еще с 2050 года в Содружестве в полный рост работают технологии омоложения и оживления (а вы говорите – Углерод. Ну ладно, не говорите – думаете). Даже кое-кого из пропавших во время войны с праймами находят и возрождают. А с нынешними забавами с ДНК мало кто может себе отказать в удовольствии при очередном оживлении или омоложении, чуток подправить рост, размер бицепса, груди, или убрать склонность к ожирению.
Свеженьких фантдопущений у автора хватает. Таких как ультрадвигатели, делающие по пятьдесят пять (!) световых лет в час. Телепорт-сфера, окутывающая всю Землю. Крайне интересные и предельно смертоносные виды боеприпасов и вооружений. Мультиличности, делящие одно сознание на десяток тел, спасибо гея-частицам. Гея-сфера, созданная Оззи с целью дать людям возможность больше сопереживать и меньше враждовать. Кстати, за периодическое упоминание («Во имя Оззи!», «Всемогущий Оззи!»), или даже появление некоторых старых героев, автору отдельное спасибо.
Как и подробностей, создающих на наших глазах непротиворечивое, хорошо проработанное и дышащее полной грудью полотно мира.
Но главным достоинством новой трилогии Гамильтона стали не новые «фишки» мира Содружества, не отточенные детали и даже не размышление о будущем гомо сапиенс. А совмещение всех этих моментов с отдельной линией в слегка фентезийном стиле (помните шикарное «Пламя над бездной» Винджа с его несколькими пластами? Где-то в этом ключе). Линией, за которую отвечает Бездна. Место, где мысль напрямую управляет материей. Где все поголовно владеют телекинезом, взглядом, проникающим сквозь стены и ментальным наречием. Некоторые способны создавать гено-реформированных животных для конкретных хозяйственных и военных нужд. В общем, весьма близки по своим возможностям к богам. И не удивительно, что возникла целая религия всем телом стремящаяся в эту Вселенную Обетованную. Но что если все не так. Ведь Бездна по словам райелей несет жуткую угрозу всей Галактике. Или нет? Или это высшая степень нематериального мира? Или там «не бысть ничего», кроме энтропии и хаоса? Или… Тайну Бездны, несмотря на все главы, рассказывающие об этом месте, автор выдерживает на пять баллов.
Все вместе смотрится шикарно. Граждане Содружества, часть из которых стремится в Бездну, в надежде обрести там рай земной и получить те же возможности, что и ее жители. Другие, наоборот, выбирают какой-то свой путь и начинают отстаивать его ценность. Члены АНС, у которых мало того что имеется огромное количество фракций, каждая из которых тянет одеяло на себя, так еще и некое «соборное» Правление – эдакий коллективный разум. Сны Иниго – рассказы о Бездне и талантливом Эдеарде. Изрядное количество различных чужих рас, во главе с агрессивной Окайзенской империей, большинство из которых служит лишь фоном. Детективная линия поиска пропавшего Иниго. Политические разборки разных фракций АНС и их физических представителей. Напряженный триллер, переходящий в боевик, в исполнении Аарона. И главное – ожидание разгадки, или по крайней мере прояснения тайны Бездны. Которое нас ждет в последующих двух томах.
Да, как всегда имеются нюансы. В объемах текста Гамильтон никогда не стеснялся, не стал и на этот раз. Буков в романе хватает.
Особого идейного разнообразия от книги ожидать не стоит. У Питера привычка взять одну, максимум пару мыслей и усердно их думать на протяжении сотен страниц. Тоже метод, причем очень популярный на Западе, но все же хотелось чуть более проработанного идейного многообразия. Потенциал то у автора хорош.
Но главное, что вызывает вопросы – это реакции на жизнь членов АНС. Им всем не по одной сотне лет, а некоторым и по тысяче. Несмотря на это непредставимый возраст и неограниченные возможности в виртуальности, они продолжают самозабвенно возиться в политической песочнице Содружества. При этом в большинстве своем, считая обычных людей животными и стремясь управлять их жизнью. Где логика? Где разум? Это же неинтересно! Ну, день ты муравьями покомандуешь, ну два. Ну, неделю мартышками поуправляешь. Ну, две. Потом со скуки сдохнешь! Ах, вы оказывается о судьбах человечества печетесь? Считая их опять же тупыми животными. Слабовато верится. Да, остроты в блюдо добавляют внутренние конфликты в АНС. Но опять же, ну сколько можно подкалывать соседа Петю? Сколько можно ему доказывать, что ты более альфа-самец, чем он? Что труба у тебя повыше, а дым погуще? Ну, год. Ну, два. Потом… Товарищи из АНС занимаются этим благородным делом столетиями (!) Саморазвитие? Создание чего-то нового? Творчество? Наставничество? Научные изыскания? Нет, не слыхали.
Эрго. Мощное начало эпичной, хорошо прописанной космооперы с несколькими линиями событий и раздумьями о пути развития гомо сапиенс. Идейного бы разнообразия побольше, да нелогичную человечность некоторых не совсем уже человечьих личностей убрать, стало бы еще лучше.