Без защиты Божественного ветра, или Кто настоящий злодей?
Жуткая угроза сгустилась над благословенным богамии Ниппоном. Коварные мангуты – варвары, коих не счесть.
Ценой неимоверных жертв и огромного мужества натиск захватчиков приостановили. Ненадолго. Тем временем в клане Секай достигла расцвета дочь главы клана — Красный Лотос, последняя из Бессмертных – знак милости богов и символ надежды.
Вот только у лидера клана Нобунага – молодого и амбициозного Хироши, на нее свои планы.
Давненько, аж после шикарной «Войны самураев» и Олдевского «Карпа» не попадалось свежего фантастического худлита по Стране Восходящего солнца.
А тут мало того что Япония, так еще и рукой поляка. Польской фантастики в последнее время нам подогнали с избытком (Дукай, Вегнер, Гжендович, Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек , Пшехта, Комуда), и за редким исключением, книги хороши.
Czerwony Lotos любопытен и антуражен, но не без слабых мест. Автор погружает нас в атмосферу древней Японии, сохраняя практически все особенности Страны Восходящего солнца. Имена, термины, наименования предметов, оружия, сословий. Самураи и катаны, гейшы и шинобу, дайме и асигару. Для человека мало-мальски знакомого с историей Японии хотя бы на уровне «Сегуна», вхождение в мир романа произойдет легко и быстро. Вместе с этим Саульский подключает к делу два (точнее можно сказать и три, но о третьем позднее) фантастических допущения (не считая всяких мелочей типа огров). Бессмертных – людей, родившихся с божественным благословением и не способных умереть. Они могут погибнуть лишь от легендарных демонических Алых клинков. И монголы, пардон мангуты, мало того что по слухам завоевавшие весь Западный континент. Вдобавок не остановленные в плавании к островам Ниппона «Божественным ветром». А спокойно переправившие сюда огромное войско. И продолжающие подпитывать его подкреплениями.
Божественная кровь Бессмертных дает Аркадию возможность построить основную сюжетообразующую линию, заодно озадачив читателя непростыми моральными вопросами.
Мангуты, которых мы почти не видим, становятся мощнейшим мобилизующим фактором.
Третьим условным фантадопущением в романе Саульского становятся Духи. Супербойцы, которых боится сам Флинт, пардон синоби. Идеальный сплав самурая и ниндзя. Шикарные мечники, отменные убийцы, взявшие от Ведьмаков обостренные чувства и реакцию, причем безо всяких эликсиров. Способные заменять сон недолгой медитацией, скрываться в тенях и выходить на честный бой одному против многих. Есть для ребят и ограничители. Их воспитывают с детства как инструмент служения конкретному человеку. Прям Стражи Айз Седай. И даже отказывают в собственных чувствах.
Однако, как мы увидим – это не так. Кентаро – Страж Красного Лотоса. Человек размышляющий над вкусом идеального чая. Невозмутимый, неглупый, столкнувшийся с возможностью перемен, но не ожидавший их в столь глобальном виде. Пытающийся разобраться в себе. Поставленный перед серьезным выбором. Сделавший его и неостановимо идущий к цели.
Ему противостоит Хироши Нобунага. До чертиков амбициозный, уверенный в своей избранности, не жалеющий людей. Непреклонный, жесткий, настоящий самурай (ос! Хай! По понятиям!). Чуть ли ни единственный серьезный противник Кентаро в фехтовальном искусстве. Наследник выдающегося отца, мужчина, раскрывающийся лишь в «детской» главе.
На первый взгляд у нас в наличии положительный и отрицательный герои. Однако стоит присмотреться – все не так просто. Протагонист, если судить по результату, действительно несет несчастье на головы практически всем, кто оказывается рядом (исключений ровно две штуки). В результате его действий не поздоровилось не просто сотням окружающих людей, которых пролегло просто немеряно (да и с городом нехорошо получилось).
Ради мести он на несколько порядков уменьшил шансы противостоять захватчикам всего Ниппона. Вот такой у нас клевый положительный герой. Или все же злодей?
Антагонист, напротив, по полной программе использует предательство, обман, манипулирует, убивает невинных (Дух этим тоже не чурается). Но идет к цели, способной спасти страну и сотни тысяч жизней.
Впрочем, можно посмотреть на вопрос и с третьей точки зрения. Зачастую смена власти и вторжение чужаков не было таким уж однозначно негативным фактором для всех слоев общества. Да, во время войны выгребают все и вдосталь. Но после победы и воцарения захватчиков жизнь обычных людей: крестьян, ремесленников и торговцев не сильно изменится. А вот высшему классу потерпевшему поражение приходится несладко (и то есть варианты). Так что действия антагониста можно объяснить банальным эгоизмом и нежеланием терять власть.
В общем, выбирайте сами, какое объяснение кому по нутру.
Автор скуп на описания, изрядную часть времени «Лотос» — краток, строг, лаконичен, мимикрируя под исторические хроники. Развитие сюжета идет предельно быстро, скорее в духе повести, чем романа. Все по делу, порой Аркадий оставляет читателя даже без того, что пригодилось бы. Маловато работы с характерами, кроме разве что Духа. Социалка пунктиром («Самурай может убить крестьянина за неправильное выражение лица» — спасибо, мы в курсе), природа за кадром, второстепенных героев в обрез. Львиная доля внимания посвящена кроваво-боевым приключениям ГГ. Благо хоть жизнь большого города зацепил.
Зато самые известные черты ниппонцев Саульский передает адекватно – честь, бесстрастность, верность долгу и господину, Путь самурая, самосовершенствование, готовность к смерти. Те, кому по душе японская культура — оценят.
Покажет нам чуток криминального общества Японии (вариации на тему «Нефритового города») вышедшего в его описании на диво мирным и этичным.
Подивит нежданчиком почти в самом начале, перевернувшим уже сложившиеся ожидания от книги. Да и эксперименты Сатобени не слишком часто использующийся ход, хотя Курумо явно имеет на этот счет свое мнение.
Пропишет немало боевки, не ставшей, к сожалению, особым козырем романа. Большая битва ровно одно в прологе, а локальные сражения описаны пресновато. Несмотря (или благодаря) на поразительно часто и надоедливо «фонтанирующую» или «забившую гейзером кровь» из ран. Разве что ниндзевские эскапады Духа смотрятся приятно.
То, что Аркадий смешивает времена, объединив монгольское нашествие 13 века с активным использованием огнестрела, появившегося в Японии лишь в 16-м, дело десятое. Он автор — он так видит.
Эрго. Японское фентези с минимумом фентези. Антуражно, кроваво, не без морали. Но вопросов хватает.
«Быть человеком сложно», или Высокоморальные кровопийцы
Кровососы не миф. А грубая реальность. Правда, они, охотясь, не выпивают людей досуха, отбирая лишь необходимое для утоления голода.
Не просто так. Ведь в случае смерти человека по их головы придут Хранители.
Новообращенный смоленский вампир сделал все как учили – никакого душегубства. Однако наутро в березовой роще прохожие обнаружили полностью обескровленные тела его невольных доноров.
И теперь у смоленской упыриной семьи всего неделя, чтобы отыскать убийцу. Иначе их долгое и счастливое существование может прерваться.
Любопытный вышел проект — комедийно-детективный, с приятными актерскими работами, целым рядом юморных и сатирических моментов.
Тенденция однако – примерно в то же время на экраны вышел еще один упырячий проект – «Пищеблок».
Хоррора минимум, как такового саспенса тоже немного, но смотрится сериал с интересом. В первую очередь перед нами классическое расследование в вампирском антураже.
Роют землю следаки. Всплывают и отсеиваются подозреваемые. Отыскиваются улики. Появляются новые обстоятельства. Вычисляются закономерности. Через найденное свидетельство выходят на следующий вещдок. Детектив не выдающийся, но вполне на уровне.
Понятно, что не будь тут вампиров, сериал вряд ли выбился бы из неисчислимого ряда телевизионных расследований. Но они есть.
Здешние кровососы не боятся креста и чеснока, без проблем ходят под солнцем и считают себя санитарами современного человечества. Только голову поберечь стоит, она их слабое место – Маклауды понимающе кивают. А еще они не убивают свою еду. Ведь есть Договор и те, кто следит за его исполнением. Добавляет в блюдо остроты то, что вампиры исполняют Договор не из-за страха перед наказанием. А потому, что так правильно, ведь он помогает им оставаться людьми. Не самое частое в фантастике качество кровопийц, хотя и не уникальное. А вот то, что каждый из них получает после инициации свою особенную сверхспособность – если и встречалось где-то раньше, с ходу не припомню. Полет (точнее парение), чтение мыслей, управление разумом, телекинез (все это благолепие, правда, требует немалого расхода энергии и потребления крови). Плюс увеличившиеся сила и скорость, способность укусом лишать жертву памяти, регенерация — нехилый набор качеств, без моральных удил переводящий семейку в ранг суперхищников. Благо для человеков, что эти самые удила в наличии (почти).
Тем паче, в остальном перед нами обычные, полные страстей и эмоций люди.
Дед Слава (Стоянов ). Лидер общины, первородный вампир с выдающимися ногтями, инициировавший всю остальную братию. Язычник, живущий уже целую вечность. Способный своим «внутренним миром» огорошить целую толпу Хранителей. Искренне переживающий за свою семью.
Пенсионер, ностальгирующий по временам Грозного. Неиссякаемый источник поговорок-прибауток, порой достаточно злых. Почитатель традиций, хранящий в своей комнате любовно украшенный гроб, читающий «Правду» и носящий ватник десятками лет. Не приемлющий новые, бестолковые времена и беспутную молодежь. Ностальгирующий о ранешних временах, когда все делали руками и с любовью. Хозяин квартиры, полной антиквариата и советской мебели.
Жан (Ткаченко). Интеллигентный маркиз-лекарь из Великой армии Наполеона. Красавчик, уже две сотни лет проводящий эксперименты по выведению новой расы, скрещиваясь со всеми мало-мальски подходящими девицами. Девицы отнюдь не против. Имеющий на работе целый ящик, заполненный забытыми трусиками любовниц. Невозмутимо-идейный и неотразимый ловелас.
Анна (Кузнецова). Доблестный полицейский капитан уже не первое десятилетие. Обладает способностью считывать мысли во время прикосновения. Что изрядно усложняет отношения с мужчинами, полными гадких мыслишек. В целом неприступна и закрыта, активно «строжится», порой не может устоять перед желанием любви. Привыкшая ничего не ожидать от мужиков, отвыкшая от того, чтобы за нее заступались.
Женек (Калюжный). Самый юный член семейства. Обращенный буквально вчера. Типичный представитель современной молодежи, не мыслящей себя без сленга, гаджетов и ютуба. Ведущий блога, где с удовольствием делится правдой о вампирах. Забавен, глуповат, недалек, но парнишка в целом неплохой.
Хорошо переданы отношения в семье, где вынуждены уживаться несколько поколений. Общение, подколки, порой за гранью фола, забота, совместное бытье. Дед-патриарх, давлеющий над юным внуком. Среднее поколение, пропадающее на работе. При этом все члены по-своему любят друг друга и готовы ради своих на многое.
Иван (Гаврилов) – следак из Москвы. Сперва высокомерный и презрительно-снисходительный мусор, потихоньку оказывается нормальным парнем. Инициатор романтической линии с Анной.
Стоит упомянуть также жутко постаревшую Догилеву в образе главы Хранителей. И аристократическую Ольгу (Медынич) – экс-супругу Жана.
Героям частенько подкидывают свеженькие перипетии, почти в каждой серии обеспечивая какой-никакой клиффхэнгер или нежданчик по ходу дела. Некоторые всерьез меняют течение сюжета. Есть даже промежуточный финал, когда кажется, что расследование в целом закончено, но за ним открываются новые серьезные проблемы.
В наличии флеш-беки, показывающие обстоятельства инициации и некоторые интересные моменты из прошлого вампирской семейки.
Еще одной приятной стороной, обеспечивающей «Вампирам» немало вистов, стал юмор. Жесткие подколки младшего поколения старшим. Мягкая ирония с фразами достойными занесения в анналы. «Это не кровь это химия одна, что люди нынче едят». «Белорусы на шопинг приедут, попьете крови без ГМО. белорусы это хорошо, только крахмала многовато», «Бабам и Гидрометцентру верить нельзя», «Порядок уважаю, при советской власти пожил», «Прошу прощения за мой русский» — от маркиза-француза. В наличии забавные ситуации, как то полицейская операция на вампирской костюмированной вечеринке. Или современная российская романтика с пакетом на ветру. Прям «Красота по-американски», до того момента как выясняется, что пакет из распотрошенной мусорки и там таких еще вагон.
В наличии также злая сатира, связанная с властями, кортежами губернатора, останавливающими движение на много часов. «Упырями» из городской администрации, напрочь не замечающими социальных проблем обитателей Смоленска.
Моральный пласт сериала на уровне. Размышления о власти над толпой и тех, кто достоин этой власти по праву сильного. Или все же в 21 веке другие критерии? О не таких, как все. О важности семьи, ведь «других у нас нет!», семьи, главное в которой отнюдь не кровное родство. Об обычной жизни, которая так быстро заканчивается и буквально упрашивает насладиться каждым ее моментом. О том, кто больше человеки: укуренные гопники, зажравшиеся чиновники или «монстры», всеми силами старающиеся не растерять хорошие людские качества. Готовые ради ближнего на немалые жертвы. Способные поступить по справедливости, исправить ошибки, не глядя на ожидающие их из-за этого проблемы. И всплывает из глубины главный вопрос: если монстры себя ведут добрее и человечнее, чем мы с вами, может нам стоит что-то в себе изменить?
Изюминкой на кулебяке различные виды и панорамы Смоленска. Дневные, ночные, с высоты птичьего полета и с уровня людских глаз. Монастыри, кремль, старинные здания и новострои. Красиво.
Да не обошлось в проекте без косяков. Как то потерянные линии, типа арки с лекарством для Ирины Витальевны, сошедшей на нет. Или позабытые всеми убийства Ольги в прошлом (а как же Хранители?). Слабая графика. ТТХ кровососов периодически «гуляют». Предыстория мира: как и откуда появились вампиры, не раскрыта. Ну и вечные проблемы со звуком – как они его пишут, что многие диалоги приходиться разбирать на максимальной громкости и то не всегда выходит? Но на эти недоработки можно не обращать внимания.
Эрго. Ироничный детектив в вампирском антураже с хорошими актерскими работами, большую часть времени уместным юмором и моральным базисом.
Режиссер: Антон Маслов
В ролях: Юрий Стоянов, Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова (II), Артём Ткаченко, Ольга Медынич, Михаил Гаврилов (II), Дмитрий Чеботарёв, Глеб Калюжный, Дмитрий Лысенков, Александр Устюгов, Александр Никольский, Маргарита Шилова, Виталия Корниенко, Вероника Лысакова, Алёна Фалалеева, Дмитрий Архангельский, Владислав Миллер
P. S. Неужто Муммий Троль до сих пор слушают? Экие они непотопляемые.
Дэн Тернер считался одним из лучших специалистов Америки по восстановлению старых видеозаписей. Неудивительно, что меценат и богатей Верджил Давенпорт, желающий привести в порядок коллекцию видеокассет, обратился именно к нему.
На кассетах не утраченные шедевры кинематографа и не дорогие сердцу магната детские воспоминания. А записи, сделанные женщиной-аспиранткой, собирающей материал для своей диссертации. В одном из исторических зданий Нью-Йорка, сгоревшем десяток лет назад в странном пожаре. Пожаре, с которым, похоже, связана и гибель семьи Дэна.
Смешавший «найденные пленки» с параноидальным триллером и элементами различных поджанров хоррора. Намешали постановщики преизрядно.
Духи, призраки, демоны, колдовство, межвременные путешествия (что, в физическом теле?) и прочие забавы Хроноса, медиумы, мистические книги, культы и религиозные секты, психоделики, проклятые записи, ритуальные убийства, зловещие здания, коварные корпорации, сумасшедшие дома, психические заболевания, иные миры, параллельные измерения. Все эти компоненты мелькают в самых причудливых сочетаниях. Что из этого реально, что нет — долгое время непонятно. Постановщики активно вводят главного героя и зрителей в состояние измененного сознания.
Интрига становится одной из интереснейших черт проекта. Что мы видим? Сны? Путешествие в эфирном теле? Галлюцинации? Колдовство? Сродство душ? Дело в человеке? Или здании? Неплохо завернули.
Сериал похож на матрешку или луковицу, в каждой серии раскрывающую несколько слоев тайны. Подвязывающую, казалось, не относящиеся друг к другу линии, людей и события. Частенько меняющую точку зрительскую зрения не только на происходящее в 90-е, но в настоящем.
Главной фишкой проекта становится две временные линии (нас даже перенесут в начало 20 века – правда, арка 24-го получилась слабенькой) и взаимодействие героев из разных хронопотоков.
Дэн (Ати ). Знаток старого кино, фанат пленки, вдохновленный увлечениями отца. Мастер восстановления погубленных кассет, относящийся к пленке как к потерянному, занехаянному ребенку с трудной судьбой. Трепетно с огромным старанием и любовью приводящий записи в чувство. Парень не верящий «в потустороннюю хрень», одновременно подверженный параноидальным страхам. В свое время «гостивший» у психиатров после нервного срыва. Переживший в детстве жуткую трагедию. Замкнутый, ценящий приватность и одиночество, сложно сходящийся с людьми. Имеющий одного единственного друга – и даже в этих отношениях есть нюансы. Затаивший обиду на отца. Расставшийся с девушкой. Чересчур любопытный (и знающий об этом).
Мелоди (Шихаби). Аспирантка кафедры социальной антропологии Нью-Йоркского универа. Решившая создать оригинальную диссертацию в виде документального фильма. На самом деле ведомая иной целью. Брошенная матерью, выросшая в католическом приюте. В детстве подверженная видениям, лечившаяся у психотерапевта. Трогательная, милая, ранимая. Способная на резкие действия и нетривиальные поступки.
Восстанавливая записи и просматривая их, Дэн все глубже погружается в жизнь Мелоди. Узнает эту женщину, становится свидетелем ее переселения в Виссер (камеру девушка почти не выключает), новых знакомств, странных событий, загадочных звуков. Воспринимает привет из прошлого слишком лично. Практически влюбляется в образ на экране.
Остроты этому блюду добавляют «переключения тумблера», когда линия 1994 года из картинки на экране Дэна становится полноценным фильмом, затем обратно кадром на экране. Буквально сплетая 90-е и современность в один запутанный клубок. Красиво.
Archive 81 основан на одноимённом художественном хоррор-подкасте, авторы которого Дэн Пауэлл и Марк Соллингер.
Из остальных актерских работ можно отметить объемного друга Дэна Марка (МакГорри) ведущего мистического подкаста, но реалиста «по жизни».
Да таинственного богача Давенпорта (Донован) способного неоднократно нас удивить.
Перед нами не банально-физический ужастик с «бу!» из-за угла, а скорее психологический триллеро-хоррор. Герои видят то, чего быть не может, и не сильно уверены в своем психическом здоровье. Хотя воспринимают почти любые мистические нежданчики на диво стоически. Окружающие не особо верят в видения протагонистов (благо в прошлом у тех психические срывы уже бывали), которым остается надеяться лишь на самих себя. А некоторые из знакомцев оказываются и вовсе не теми, кем казались на первый взгляд.
Тем «на подумать» постановщики подбрасывают немало. Они поразмышляют о возникновении и действиях мистических культов и сект. О религиозном и эзотерическом фанатизме. О прошлом (и настоящем) респектабельных американских городов, жители которых, оказывается, не чужды оккультизму, мистике и колдовству. Об истоках творчества. Наличии иных миров (и речь не о других планетах). Вариантах посмертия. О действенности веры против психических расстройств. О тех книгах, которые могут встретиться в шкафах священников – ведь «мы должны знать своего врага».
Отношениях отцов и детей. Здесь постановщики, к сожалению, в очередной раз вознесли на щит изрядно надуманную детскую психотравму бросивших тебя родителей. Как на меня эта проблема слишком уж раздута, тем паче для взрослых, самостоятельных людей. «Хочу понять кто я»? — а причем тут родители к ответу на это вопрос?
Напряжение в сериале на уровне, а когда времена соприкасаются — становится изрядно не по себе. Без скримеров не обошлось, но их совсем немного.
Любопытно отслеживать цепочки слежки/наблюдения. Героиня следит за соседями в окуляре камеры. За ней спустя 25 лет на экране телевизора наблюдает Дэн. Но и это не последнее звено цепи.
Отсылок к классическим хорорам и триллеров, от Радиоволны и Зеркал до Звонка, в проекте выше крыши. Как прямых, так и опосредованных. Воспринимать это как баг или как фичу – решать вам.
Да, к мотивации героев и логике сюжета имеется немало вопросов, порой действия противоречат заявленным законам сеттинга, некоторые персонажи действуют откровенно глупо, а часть линий можно было бы без проблем убрать. Но в целом вышло приятно.
Эрго. Качественный «психологический» триллер-хоррор с изящным переплетением времен, не скрываясь стоящий на плечах гигантов.
Две крупные державы: Киссия и Чилтей, завязшие в вялотекущем противостоянии. Степные кланы, откуда изгоняют неугодных воинов, используемых в качестве наемников одним из государств. Разгорающиеся внутренние неурядицы в другом.
Отличное поле для большой войны.
Накрывшей своим крылом и принцессу Киссии. И степного капитана. И шлюху-убийцу из Чилтея, чей очередной заказ оказался крайне непростым типом.
Казалось, эта троица никак не связана друг с другом, и у них немного шансов оказать серьезное влияние на происходящее. Но что если так только казалось?
Вменяемого свежего эпического фентези появляется немного. С ходу в положительном ключе вспоминаются Вегнер да Аберкромби (с Куанг и Кен Лю ситуация посложнее). Отзывы о дебютной работе австралийки Мэдсон, начинавшей с самиздата, бродили разные. Нам обещали модный нынче восточный антураж, «серую мораль», много динамики и неоднозначных персонажей. В результате, роман оказался читабельным, но далеко не идеальным.
С 2013 по 2016 года автор создала The Vengeance Trilogy, действие которой происходит в том же мире, но на 17 лет раньше. Главным героем трилогии выступает Кин Ц‘ай – нынешний император Киссии.
С восточным антуражем получилось средне. Часть непременных атрибутов на месте. Алые флаги с драконами, названия, одежда, дворцовый церемониал, бумажные стены в домах. Однако ощущения «тонкого дела» почти не появляется. Перед внутренним взором встает не Китай или Япония, а два абстрактных фентезийных государства вкупе с не менее стандартными благородными варварами.
Действие разворачивается чересчур неторопливо и плавно. Явно видно, что у автора в планах минимум трилогия, куда торопиться, я вас спрашиваю? Динамика начинается ближе к середине книги, до этого порой откровенно скучновато. Да и после этого с крупными сражениями дела обстоят неважно, а те, что есть, описаны вскользь, парой слов. Жалеет нам баталий миледи Мэдсон. Хотя после экватора читать становится интереснее, нерв сюжета звучит напряженнее.
Касабельно серой морали. Общее впечатление – «Буря» ближе к «темному фентези», но в эдаком лайтовом варианте. Хватает убийств, обезглавливаний, второстепенные персонажи долго не живут. В отличие от основных.
А вот и они.
Лидирующая роль у принцессы Киссии Мико Ц‘ай – «дылды с нескладной фигурой». Дочь и внучка «предателей». По крови прямой потомок старой династии, вместе с братом-близнецом признанная императором Кином своими детьми, но не допускаемая к государственным делам. Обучавшаяся в компании с братом боевым искусствам, стрельбе из лука и различным наукам. Успешно. Умная девочка, недавно вступившая в пору юности. Неопытная, разрывающаяся между желанием вернуть власть своему роду и пониманием того, что раздор внутри Киссии будет лишь на руку врагам. Мико вышла самым живым персонажем из основной троицы. Она сомневается, боится, впадает в гнев, отчаяние, активно включается в борьбу за престол. Ошибаясь, оступаясь, гнет свою, непростую линию. Порой даже задаешься вопросом – это у нее глобальное стратегическое мышление, проницательность (из матушкиных затей кина не будет), или юношеский апломб вкупе с авторским произволом? Ведь логичнее и проще забыть о проблемах державы, поступиться собственными планами и поддаться течению. Ан нет. Не в ее характере. Упрямая девица, отвечающая в романе за интриги и стремление к власти.
Рах э‘Торин капитан вторых клинков Торинов. Что на уме, то на языке. Порядочный, прямолинейный, истово чтящий обычаи кланов, они же «гурты». Представитель тех самых благородных варваров – рослых парней на крупных конях. А точнее степных жителей, но не в варианте диких монголов Чингиза, а в версии вменяемых коневодов (чем-то отдаленно Рохан напоминают). У них культ лошадей и воинского мастерства. Живут кланами. Достаточно развитая религия и социальные отношения. Все хорошо. Если бы не смыкающееся вокруг степи кольцо городов-государств. Оставим на совести автора активное преимущество горожан, обычно война Леса и Степи шла долго и с переменным успехом, не приносящим однозначной победы ни одной из сторон. Тем паче, что здесь преимущество удалось достигнуть благодаря миссионерам, принесшим в степь веру в Единственного истинного бога. Также на совести Девин активное принятие новой веры степняками. Однако она автор, она так видит. В результате, все чаще несогласных с новой верой или новыми веяниями просто изгоняют из кланов. К соседям изгнанникам отчего-то хода нет, вот и приходится уходить в далекие края.
Здешние степняки благородны, блюдут честь, уважают врагов и готовы после битвы долгое время отрезать головы всем поверженным. Ведь лишь принеся голову мертвеца в нужный храм, можно отпустить его душу на волю. Возни немало.
Рах, попав в цивилизованные земли, находится в изрядном раздрае и полон сомнений, как ему стоит поступить. Ввязаться в здешние разборки, или попробовать сбежать обратно в левантийские степи.
Позабавило несбалансированное описание воинского искусства левантийцев, автор, похоже, сама не определилась как такое богатство использовать. Позиционируются как суперкрутая легкая кавалерия. Метательным оружие пользуются редко и неохотно, классика: «по степи с саблей за сайгаком». Отчего попадают впросак, в дебюте уступая меньшему количеству противников, вооруженных луками. Затем отправляются в пешую засаду. Теряют кучу бойцов, убегая от копейщиков, и почти сразу решают исход битвы подобно задоспешенным рыцарям. Странноватые кочевники, одним словом.
Кассандра Мариус из Чилтея. Шлюха-убийца. Веселая девица, не только услаждающая мужичков, но и отправляющая клиентов на тот свет. Не из-за врожденной кровожадности – ничего личного, контракты. Она показана мощным ножевым бойцом, для которого не проблема нашинковать с полдесятка профессиональных вояк. Причем как именно она достигла такого мастерства, мы так и не узнаем. Смотрится, честно говоря, неестественно. Мариус может себе позволить ни с того ни с сего вместо выполнения заказа заняться спасением потенциальной жертвы, оправдывая действия необходимостью во всем разобраться.
Но и это не самая главная ее фишка. Кассандра слышит мертвых, а также таскает внутри себя некую непонятную личность, как потом выясняется, обладающую нехилыми умениями. Таскает, но страстно жаждет от нее избавиться.
Через героев нам показывают все три основные государственных образования этого мира, а также разные сословия, что можно занести Мэдсон в плюс. Стоит учитывать, что львиная доля авторского внимания все равно достанется Киссии, которая подается как жертва агрессии. Вдобавок общее ощущение от главной троицы противоречивое. И действуют вроде жизненно – тупят по страшному, ошибаются, идут на сделки с совестью, но как те фальшивые елочные игрушки – радуют далеко не всегда. Плюс постоянное переключение между протагонистами, каждому из которых достается по полноценной главе, местами раздражает.
К слову, мир романа пока прописан крайне слабо. Почти нет истории (чуток династии Отако), географии, природы, религии. Да почти ничего нет.
Разве что политике да интригами автор отдала должное. За них отвечают три второстепенных персонажа, двое из Киссии и один из Чилтея. Имеется также поразительно умный степняк, уже готовый к переходу в ранг полноценных политиков.
Основное противостояние — император с императрицей. Юг против Севера. Предыдущий повелитель Киссии конкретно накосячил (подробности долгое время неясны) вот и пришлось нынешнему солдату-императору поработать узурпатором. Однако волчицу с волчатами Кин Ц‘ай оставил в живых и даже возле трона. Для преемственности, наверное. Понятное дело, императрица ничего не забыла и не простила.
Иеромонах Чилтея лишь пользуется плодами этой подковерной вражды.
Магии в романе практически нет. Разве что «соседка» Кассандры, да странные умения Лео Виллиуса. Даже голоса мертвых не оказывают никакого влияния на сюжет.
Эрго. Не самый убедительный эпик в условно восточном стиле. Первая половина и вовсе скучновато, во второй поживее, но шедевром роман не становится.
На изломе эпох узурпатор сверг династию Раканов. На престоле Талига воцарились Оллары. Однако далеко не всем великим домам оказался по нутру новые короли.
Прошло четыре сотни лет. Ричард Окделл – сын покойного Повелителя скал, поднявшего недавно неудавшийся мятеж против Олларов, отправляется в школу для юных дворян.
На другом конце света последний из свергнутой династии Альдо Ракан получает предложение, которое может помочь ему вернуть трон предков.
В свое время романы Камши о Этерне произвели недурное впечатление, расстроив, пожалуй лишь излишней крутостью Альвы да незаконченностью цикла.
С тех пор прошло немало годочков, большинство перипетий позабылось, но экранизацию Этерны пропускать не хотелось. В этом году нам показали фактически пилотную полуторачасовую серию будущего сериала, который планируется снять в формате 3-х 10 серийных сезонов.
В общем, первое впечатление о будущем проекте сложить можно.
С ходу бросается в глаза жесткий перегруз информацией в начале. Постановщики голосом под статичную картинку вываливают на зрителя не только историю мира, что еще можно было бы переварить в таком режиме. Но и события недавнего восстания, что является откровенным перебором. Человеку, незнакомому с книгой, обработать и понять эдакий поток будет непросто. Или это осознанный ход: мол, кого заинтересует поточнее разобраться, что к чему — сами прочтут? За погружение в мир создателям сериала ставим жирный минус.
В этом же ознакомительном ролике нам четко расставляют акценты: Оллары плохие, Раканы хорошие. Люди чести – «бусечки», «навозники» — козлы. Удивляемся, обращаем внимание на то, что уже четыре столетия на троне как раз Оллары, и все интриги Людей Чести, присягавших этим самым Олларам, являются натуральным предательством (в первую очередь собственной чести, ты определись, болезный – или не присягай, или блюди клятву, честный ты наш). Напрягаемся, помня, что книги Камши не в последнюю очередь были интересны неоднозначностью персонажей, откровенно хороших или плохих среди которых надо было поискать. Затем напрягаем извилины посильнее и вспоминаем, что как минимум первая книга большей частью подается от лица Ричарда, картина мира которого выглядела именно так, как подается в ролике. Утешаемся.
Линия гоганов тоже сперва повергает в некоторое недоумение. Кто эти люди и чего они хотят? Почему барышня говорит о себе в третьем лице? Ко второй их сцене становится понятно, что арка богоизбранного народа не дающего в долг будет отвечать за мистическую составляющую проекта. По мнению Катерины Альдо следовало бы поподробнее расспросить неожиданно щедрых товарищей о том, что именно он отдает. А тем честно ответить на такие вопросы. Все избежали бы больших проблем в будущем.
К боевке постановщики подошли основательно. Камша описывает мир, находящийся на уровне примерно наших 16-17 веков ("мушкетерский" вариант, если коротко: "пора-пора-порадуемся", широкополые шляпы, дуэли на шпагах и рапирах). На поле боя царят пикинеры, мушкетеры, драгуны, кирасы и однозарядные пистолеты. Все начинается с флешбека Битвы при Ренквахе, сражения произошедшего на пяток лет ранее и подведшего итог восстанию Окделла. Атака тяжелой конницы на пикинерский строй. Пистолетные и мушкетные залпы. Наклоненные головы пикинеров, подставляющие пулям шлемы. Кровь, брызжущая в камеру. Отчаянная рубка людей, прикрывающих отход своих, и знающих, что живыми из них отсюда никто не уйдет. Впечатляет. Жаль, массовки маловато.
Помимо сражения нам покажут дуэль и несколько поединков, как тренировочных, так и боевых. К доспехам, оружию, костюмам и прочему реквизиту, по слухам, создатели сериала подошли внимательно, постаравшись максимально передать дух сражений и быта времен Возрождения.
За боевую часть постановщикам законный плюс.
По персонажам.
Во-первых, юные персонажи Камшы – питомцы Жеребячьего загона, которым по книге в районе 16 годочков, выглядят в сериале минимум лет на пять постарше. Аж никак не недоросли, а сформировавшиеся мужики, на которых пахать можно (Нурулину-Ричарду «по жизни», к примеру 24). Кроме разве что Альдо, выглядящего на диво юным. Но это такое, где нынче адекватных молодых лицедеев отыщешь.
Лаик – еще одна «замануха» для народа, выросшего на Поттере и остальных магических школах. Ведь это и есть как раз та самая Школа (пускай и не волшебная) со строгими, придирчивыми преподавателями, состязаниями, борьбой за первенство, шутками, проказами и прочими непременными атрибутами этого поджанра. Как на меня, Лаику можно было бы посвятить побольше времени. Выглядит полугодичное обучение как то слишком уж легковесно-быстрым («Джонни, сделай монтаж!»).
Ремарка от Катерины: А не стоило ли линию Агариса придержать на вторую серию, уделив побольше времени развитию арки Ричарда и прочего Талига?
Ричард (Нурулин). Один из троицы основных персонажей первых книг, от лица которого мы будем знакомиться с миром Этерны. Лопоух, наивен, болезненно честен, загружен по уши материнскими заветами о мести, и том, что должно. Выглядит адекватным, хорошим парнем, преданным друзьям, ненавидящим врагов. Тем сильнее будет впечатление от трансформации персонажа в последующем. Ух, как мы в былые годы по поводу развития этого образа спорили!
Основной оппонент Ричарда в Лаик — Эстебан Колиньяр (Горошко). Из «новых» дворян, искренне поддерживающий Олларов. Наглый, самодовольный, агрессивный.
А вот и одна из опор трона узурпатора, персонаж, откровенно напоминающий человека другого времени, эдакого «прогрессора» — Альва (Чурсин). Умен, силен, искусен, способен незашорено мыслить, не подвержен глупостям, ограничивающим других персонажей. Лучший фехтовальщик и полководец всего мира. «Читерский», суперкрутой типаж, частенько встречающийся у того же Панова (Сантьяга, Помпилио), порой выступающий откровенным роялем в кустах. Любопытно, отчего его предок принял сторону узурпатора?
В этой части его откровенно мало, но в дальнейшем Альва становится одним из важнейших факторов, влияющих на сюжет. Порой слишком уж сильно.
За линию изгнанников отвечают Альдо (Халилов). Порывистый, ветренный красавчик, полный энергии и жизни.
И Эпине (Крайнов ). Один из тех, кто потерпел поражение около болот Ренквахи. Уставший, разочарованный, совестливый, терявший близких и друзей. Молодой ветеран оппозиции.
Подвигов актеры не демонстрируют, но каши в целом не портят.
Понравился образ созданный Сергем Гилевым. Его отец Герман внушает.
Отдельное спасибо за старых добрых лицедеев типа Смехова или Смолякова. Их всегда видеть приятно.
Эрго. Несмотря на некоторые нюансы, зашкаливающий пафос, в целом получилось приятно, охота поглядеть, как будут снимать книжные перипетии дальше. Жаль, ждать долгонько, это все, Дюна окаянная!!!
Режиссер: Евгений Невский
В ролях: Анар Халилов, Павел Крайнов, Юрий Чурсин, Денис Нурулин, Валентина Ляпина, Сергей Горошко, Сергей Гилев, Вениамин Смехов, Юлия Хлынина, Кирилл Зайцев