Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 марта 2022 г. 13:54

Полет за спасением, или Ученый против Апокалипсиса

proekt_Ave_Marija

Мужчина открывает глаза в компании двух покойников и автоматической медицинской системы. Он не помнит, где находится, что происходит, и главное — кто он такой? Однако, как подсказывают научные знания, всплывающие из глубин памяти – не на Земле.

Постепенно ситуация проясняется, и мужчина понимает, что от его действий будет зависеть судьба всего человечества.


Дебютный роман Энди Вейера "Марсианин" (вторая его работа «Артемида» была встречена чуток прохладнее) в 2012 году стал одним из самых приятных событий фантастической литературы начала 21 века. Точнее отличным представителем несколько утратившей позиции science fiction.

Радующим читателей ГГ-ученым, вовсю пользующимся своими «серыми клеточками», полагающимся на научные знания и силу людского духа. Что немаловажно, Вейер показал себя автором, верящим в Человека, что в наше время разнообразного гримдарка не самое частое явление.

Новый роман Энди написан четко в ключе «Марсианина» (повторяя приемы, использованные в полюбившемся народу романе, кроме контакта, понятное дело), одновременно повышая сюжетные ставки. Теперь на карте не одна жизнь – а вся людская цивилизация.

Герой у нас долгое время один одинешенек, и на его плечах лежит не только ответственность за цивилизацию, но и задача заинтересовать читателя.

В целом протагонист справляется. Хотя в отличие от Марка Уотни, он вынужден показывать и объяснять нам не процесс выращивания картошки на Марсе, а гораздо более сложные научные теории.

Райланд Грейс хорош.

Отличный ученый, порвавший с большой наукой после того, как его теорию о спорности необходимости жидкой воды для любой жизни восприняли в штыки. Ставший учителем естествознания в школе. И каким учителем! Вот бы встретить такого преподавателя в юности!

Он цепляется в проблему или научную задачу как бультерьер – не оторвешь. Пока не выяснит, в чем соль. С успехом пользуется разумом. Эмоционирует по погибшим. Демонстрирует нам в своем лице почти идеального мужчину: умного, «рукастого и трудолюбивого», не пасующего перед трудностями, и на первый взгляд нерешаемыми задачами.




Статья написана 23 февраля 2022 г. 10:45

Pax Byzantiu, или Мировые религии? Нет, не слышали

drakon_ne_dremlet

Средние века. Но не наши. Здесь христианство осталось одной из многих религиозных сект, а ислам не возник вовсе. Колдовство и вампиры не бабушкины сказки, а реальность. Самым мощным государством выступает Византия, которая не навязывает своим подданным ничего кроме закона — ни языка, ни богов, ни обычаев. Следуя доктрине Юлиана Мудрого — все веры равны, ни одна не будет запрещена, ни одна не стоит выше других.

Но, несмотря на веротерпимость, перед нами агрессивная и коварная Империя, стремящаяся подмять под себя соседей.

Дошло дело и до Британии, где не так давно закончилась война Алой и Белой розы. Британии, походящей на готовый взорваться котел.

Правда есть и те, кому не по нраву планы византийцев. Уэльский колдун, наемник из павшего императорского рода, вампир-ученый да флорентийская дотторина.

Неубедительно? Но что если именно эти люди способны стать теми, кто изменит судьбы Англии?


Джон Майло Форд – писатель, поэт, сценарист (к сожалению, покинувший сей мир в 2006 году) – слабо известен в наших палестинах. А вот за бугром напротив. Особенно в среде фэнов и авторов фантастики. Джордан и Гейман считали Форда одним из лучших писателей Америки. Критики не отставали, в частности наш сегодняшний герой (пожалуй, самая известная книга Форда) был удостоен в 1984 году Всемирной премии фэнтези.

Роман атмосферный, завораживающий, требующий от читателя чуток знаний, немало внимания, и вызывающий в памяти работы Гая Гэвриела Кея, тот же «Блеск минувших дней».

Точкой бифуркации своего мира Форд выбрал время византийского императора Юлиана Мудрого (у нас известного как Юлиан Отступник) – примерно 360-е года нэ. Юлиан не погиб под персидскими копьями, как в текущей реальности, а смог прекратить победоносное шествие христианства, вернув империю к многобожию и веротерпимости. Митраизм, почитание греческих и восточных божеств, самые разнообразные культы – да все что только можно представить! Пантеоны в каждом городе (самый известный — Киклос София, он же Круг мудрости, сияющий тысячами свечей, каждая во славу отдельного божества), храмы, посвященные тому или иному небожителю. Все равны, никто не имеет приоритета. Две мировые религии так и не возникли. О судьбе третьей у читателя информации нет.

Религиозные изменения автоматически влекут за собой политические. Византия, в нашей реальности вынужденная отбиваться от молодых и голодных арабских держав, объединенных одной верой, у Форда развернулась по полной программе, став центром мира. В частности три столетия назад произошло Разделение Франции (или скорее Галлии) между Империей и Англией.




Статья написана 21 февраля 2022 г. 12:12

Не приплетай духов!, или Медиум, переступивший черту

aleja_koshmarov

Стэн Карлайл искренне хотел найти дело, в котором он силен, и оставить след на этой планете. Поскольку судьба свела его с бродячими циркачами, его усилия оказались устремлены в сферу шоу и обмана. Оказалось, у парня неплохо повешен язык, хватает наблюдательности и желания учиться психологии простаков. Стэн становится иллюзионистом и менталистом, человеком способным «читать» мысли, «видеть» невидимое и даже «общаться» с духами. Но сможет ли Карлайл остановиться в погоне за славой и опасных играх с людской надеждой? Тем более, когда появится человек, подталкивающий его к черте, которую не стоит пересекать.


Гильермо Дель Торо («Тихоокеанский рубеж», "Штамм", «Багровый пик», «Форма воды») в большинстве своих работ не обходится без фантастического элемента. Однако Nightmare стал редким полностью реалистичным исключением.

Впрочем, с другой стороны, мало мест, в восприятии обывателя теснее связанных с волшебством, чем цирк, фокусники и прочие чревовещатели-менталисты. Курц и Нолан не дадут соврать. Особенно это касается передвижных цирковых трупп и бродячих ярмарок, чертовски популярных в Штатах в начале, середине 20 века.

Именно сюда помещает Гильермо место действия своей новой работы. Атмосфера передвижного цирка получилась у постановщиков «на ура».

Толпы восторженного и возбужденного зрелищами народа. Карусели, колеса обозрения, прочие аттракционы, фургончики актеров. Непременная комната страха. «Эротические» танцы. И максимальное количество уродств и нестандартностей всех калибров. Пипл это хавает. Карлик, владеющий тайной борьбой. Гигант-Силач со слабыми коленями. Гуттаперчевый человек-змея. Паучиха, учащая детей послушанию. Электрическая девица. Заросший мужик с синдромом Амбракса (еще один привет от Курца). И, конечно, ключевое для сюжета чудище — то ли человек, то ли зверь, неласково обращающийся с курами.

Перед нами экранизация одноимённого романа Уильяма Линзи Грэшема, который уже гостил на экранах в фильме 1947 года.

Но для нашего героя самым главным стало шоу «Читаем мысли». Построенное на ловкости рук, обмане, чтении публики (в терминологии артистов – простаков), психологии и наборе приемов «холодного чтения» (даже такое есть!), подсказках-намеках ведущему со стороны ассистентки.

Шоу которое вели стареющая, но еще вполне привлекательная дива Зина (Коллетт) и ее партнер Пит (Стратэйрн ), все больше отдающийся во власть бутылки.




Статья написана 18 февраля 2022 г. 11:15

Смертельный выбор, или Рыцарь и его друг

serdce_drakona

Средневековая фентезийная Англия. Сэр Боуэн (Куэйд) – наставник принца Айнона (Тьюлис), всеми силами пытался воспитать из своего подопечного достойного правителя, чтущего древний рыцарский кодекс. Получалось слабо.

А уж когда ему досталась часть сердца дракона, врученная принцу в дар от древнего ящера, все стало совсем худо.

12 лет спустя Боуэн, разочаровавшийся в своем ученике, и отчасти в кодексе, порвал с Айноном и увлекся охотой на драконов.

Встреча с последним из них, могучим Драко, окажет судьбоносное вляние не только на самого рыцаря и короля Айнона, но и на судьбы жителей всего королевства.


Фентези нашей юности, в свое время получившее премию «Сатурн» (англ. Saturn Award) как «Лучший фильм-фэнтези» и номинацию на Оскар за лучшие визуальные эффекты (статуэтку взял «День независимости»). Попробуем пересмотреть?

История перед нами простенькая, несколько наивная, осмотрительно относящаяся к бюджету, но все равно привлекательная.

Хитом картины, вне всякого сомнения, стал дракон, озвученный Шоном Коннери. Драко шикарен и способен потягаться с любым крылатым змеем мирового кинематографа, что из «Игры престолов», что из «Хоббита», что из «Эрагона». Шикарная мимика, завораживающая красота, бездонная пасть, любовь к спецэффектам (его о-у!! при ловле стрелы это пять!), тонкая печальная ирония, хитрость и разум, философские нотки. И с моральной точки зрения Драко заткнет за пояс любого из героев.

Дэннис Куэйдпо мере сил старается не уступать своему длиннозубому партнеру. Полный сил, юмора и уверенности рыцарь, твердо следующий кодексу и пытающийся вдолбить его в своего непутевого ученика. Разочарованный, постаревший и опустившийся убийца драконов. Человек, получивший осознание истинности своих юношеских воззрений. Познавший невозможную дружбу и сделавший болезненный выбор. Куэйд тут хорош.

Поразительно мерзенький персонаж получился у Дэвида Тьюлиса. Его Айнон – с одной стороны натуральный самодур и садист, тип, вызывающий натуральное омерзение. С другой – опасный тиран, способный и самолично мечом орудовать, и своих приближенных держать в ежовых рукавицах.




Статья написана 16 февраля 2022 г. 10:56

Рефлексирующий робот, или Записки телохрана

otkaz_sistem

Автостражей – андроидов, предназначенных для охраны исследовательских экспедиций под крылышком Компании, никому не пришло бы в голову называть мыслящими существами, равными людям. Роботы, что с них возьмешь.

Но с этим конкретным Автостражем, именующим себя Киллерботом, ситуация обстояла иначе. Сперва он умудрился отключить собственный модуль контроля, а затем увлечься сериалами, музыкой и литературой.

Ему даже удавалось некоторое время оставлять это в тайне. До той поры пока его подопечных, ученых собирающих образцы на отдаленной планете, не попытались убить.


Антрополог, археолог и программист Марта Уэллс занимается написанием фантастики с 1993 года. За рубежом она достаточно известна, на русском выходил лишь один фентезийный роман. До 2019 года, когда Fanzon решил познакомить читателей с началом приключений Киллербота, принесшего автору разом Небюлу, Хьюго и Локус.

Перед нами камерная и ненапряжная приключенческая фантастика, радующая качественным, ироничным протагонистом.

Человечество покорило звезды, исследует планеты, а большинство власти в руках компаний и корпораций, активно зарабатывающих деньги.

А еще тут огромное количество самых разнообразных роботов (ботов), ИИ, конструктов (киборгов), и дополненных людей. Причем что боты, что конструкты в большинстве мест вселенной считаются аж никак не свободными личностями, а просто напросто дорогим оборудованием. Капитализм, что б он был здоров. Прибыль наше все.

Главный герой принадлежит к конструктам – андроидам, совмещающим органические и неорганические части тела. А конкретно автостражей. Они сильнее человека, быстрее, в рукопашной легко одолеют большое количество гомо сапиенсов. Обладают встроенным оружием, могут в бою без особых проблем терять до 90 процентов тела. Восстановятся. А вот половых признаков не имеют. За этим делом к сексботам. Автостражи разумны, в пределах своей компетенции – неглупы, могут подгружать образовательные модули и получать любые знания. Искренне заботятся о своих подопечных.

При этом перевозятся в грузовых отсеках, находятся под постоянным контролем, выключаются на время перерыва между заданиями, обычно не интересуются ничем, кроме работы.

Но наш Киллербот исключение. Причем, виновата во всем похоже, маскультура. По большей части бесконечные сериалы, буквально заворожившие нашего героя. Ну и одно кровавое происшествие. Бесконечные сериалы используются героем не только для знакомства с людским социумом, но и как средство успокоения и фактически медитации.







  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх