Полет за спасением, или Ученый против Апокалипсиса
Мужчина открывает глаза в компании двух покойников и автоматической медицинской системы. Он не помнит, где находится, что происходит, и главное — кто он такой? Однако, как подсказывают научные знания, всплывающие из глубин памяти – не на Земле.
Постепенно ситуация проясняется, и мужчина понимает, что от его действий будет зависеть судьба всего человечества.
Дебютный роман Энди Вейера "Марсианин" (вторая его работа «Артемида» была встречена чуток прохладнее) в 2012 году стал одним из самых приятных событий фантастической литературы начала 21 века. Точнее отличным представителем несколько утратившей позиции science fiction.
Радующим читателей ГГ-ученым, вовсю пользующимся своими «серыми клеточками», полагающимся на научные знания и силу людского духа. Что немаловажно, Вейер показал себя автором, верящим в Человека, что в наше время разнообразного гримдарка не самое частое явление.
Новый роман Энди написан четко в ключе «Марсианина» (повторяя приемы, использованные в полюбившемся народу романе, кроме контакта, понятное дело), одновременно повышая сюжетные ставки. Теперь на карте не одна жизнь – а вся людская цивилизация.
Герой у нас долгое время один одинешенек, и на его плечах лежит не только ответственность за цивилизацию, но и задача заинтересовать читателя.
В целом протагонист справляется. Хотя в отличие от Марка Уотни, он вынужден показывать и объяснять нам не процесс выращивания картошки на Марсе, а гораздо более сложные научные теории.
Райланд Грейс хорош.
Отличный ученый, порвавший с большой наукой после того, как его теорию о спорности необходимости жидкой воды для любой жизни восприняли в штыки. Ставший учителем естествознания в школе. И каким учителем! Вот бы встретить такого преподавателя в юности!
Он цепляется в проблему или научную задачу как бультерьер – не оторвешь. Пока не выяснит, в чем соль. С успехом пользуется разумом. Эмоционирует по погибшим. Демонстрирует нам в своем лице почти идеального мужчину: умного, «рукастого и трудолюбивого», не пасующего перед трудностями, и на первый взгляд нерешаемыми задачами.
При этом допускает ошибки, трусит, забывает о важном, хватается за горячее, подвержен паническим атакам. Мучительно старается вернуть утерянные воспоминания. В общем нормальный, живой человек с достоинствами и недостатками.
Через Райланда автор показывает, как работают люди науки, как мыслят ученые, как приходят к гениальным выводам. Исследования, опыты, размышления, эксперимент и знания. И еще раз эксперимент. И еще пару десятков раз опыты. Выводы, основанные на базовых знаниях и полученном после исследований результате. Научный подход во всей красе.
Поговорит с читателем о важности знаний и расторможенного мышления, о необходимости думать мозгами, и не сдаваться. Даст любопытные факты о жизни и космосе, займется популяризацией науки в духе Жюля Верна.
Райланд молодец. Но и Вейер не отстает, всячески помогая своему персонажу в нелегком деле удержания читательского интереса. Постоянно подбрасывая герою свежие перипетии (поначалу кажется, что они не такие сложные в плане выживания, как в Марсианине. Не волнуйтесь, это не так – далі буде). Вводя в сюжет парочку нежданчиков.
И создавая две фактически равноценные хронолинии. Основную и арку воспоминаний. Несмотря на то, что объективно у второй на порядок меньше места, чем у линии настоящего времени, она становится важнейшим элементом романа, показывая предысторию происходящего, позволяя отыскать нужную информацию в виде проблесков памяти.
Работа ученых на Земле. Попытки разобраться в происходящем, выяснить источник угрозы, а следом понять, что с ним делать. Непопулярные методы, промежуточные решения, способные привести в ужас современного человека (с Антарктидой нехорошо получилось)
Отдельно стоит еще раз порадоваться наивному оптимизму Вейера, особенно мило выглядящему на фоне той же «Не смотри наверх».
В его романе представители государственных и бизнесовых структуры всего мира (ну, практически все), показывают себя вменяемыми людьми, думающими о будущем, понимающими последствия глупости и эгоизма. Тут не происходит засовывание голов в песок, а напротив — глобальное и всеобъемлющее объединение усилий всех стран для поиска решения. Полное и безоговорочное — все государственные, корпоративные интересы побоку.
Ученые не пытаются сделать себе имя на фоне приближающегося конца (ну, почти). Люди, позабыв про эгоизм, дружно работают во благо всего человечества.
Какая благостная у них тут реальность! Я все больше хочу в мир Вейера!
Плюс нас ждет безбрежность космоса, работа в скафандре, выходы в открытый вакуум, иные звезды, полеты у чужих планет.
И, безусловно, нежно любимая science fiction тема контакта, на долгое время ставшая основной сюжетной аркой романа.
Алиены вышли у Вейера знатными. Не считаю себя особым знатоком в инопланетных формах жизни, но такого варианта я с ходу не припомню.
Поиски общего языка («Прибытием» повеяло), налаживание контакта, забавные и опасные ситуации. Хорошо быть ученым, вооруженным знанием и программным обеспечением всего человечества! Изучение особенностей новых знакомцев (а особенностей там выше крыши). Совместная работа. Возникновение настоящей дружбы.
После экватора Вейер повышает градус напряжения, подбрасывая героям все новые и новые смертельно опасные испытания.
Интрига смотрится на уровне, порой Энди даже использует почти детективные хода. Что произошло на Земле, мы узнаем далеко не сразу, неторопливо, по частям. И даже на завершение романа автор припас несколько поворотов из прошлого.
Несмотря на обилие (порой чрезмерное) терминологии и научной информации, даже мне, кондовому гуманитарию, читать роман интересно. Энди неплохо знаком с законами драматургии, создал персонажа, которому хочется сопереживать. А главное, как я уже говорил – Вейер верит в людей, в торжество разума и интеллекта над тупостью и эгоизмом. В то, что Человеки Разумные, поднапрягшись и объединившись, смогут решить любую проблему.
Во все то, чего серьезно не хватает в наше непростое время.
Эрго. Качественная оптимистичная научная фантастика в «старом добром ключе» с приятным героем, непререкаемой, верой в людей и науку.
Pax Byzantiu, или Мировые религии? Нет, не слышали
Средние века. Но не наши. Здесь христианство осталось одной из многих религиозных сект, а ислам не возник вовсе. Колдовство и вампиры не бабушкины сказки, а реальность. Самым мощным государством выступает Византия, которая не навязывает своим подданным ничего кроме закона — ни языка, ни богов, ни обычаев. Следуя доктрине Юлиана Мудрого — все веры равны, ни одна не будет запрещена, ни одна не стоит выше других.
Но, несмотря на веротерпимость, перед нами агрессивная и коварная Империя, стремящаяся подмять под себя соседей.
Дошло дело и до Британии, где не так давно закончилась война Алой и Белой розы. Британии, походящей на готовый взорваться котел.
Правда есть и те, кому не по нраву планы византийцев. Уэльский колдун, наемник из павшего императорского рода, вампир-ученый да флорентийская дотторина.
Неубедительно? Но что если именно эти люди способны стать теми, кто изменит судьбы Англии?
Джон Майло Форд – писатель, поэт, сценарист (к сожалению, покинувший сей мир в 2006 году) – слабо известен в наших палестинах. А вот за бугром напротив. Особенно в среде фэнов и авторов фантастики. Джордан и Гейман считали Форда одним из лучших писателей Америки. Критики не отставали, в частности наш сегодняшний герой (пожалуй, самая известная книга Форда) был удостоен в 1984 году Всемирной премии фэнтези.
Роман атмосферный, завораживающий, требующий от читателя чуток знаний, немало внимания, и вызывающий в памяти работы Гая Гэвриела Кея, тот же «Блеск минувших дней».
Точкой бифуркации своего мира Форд выбрал время византийского императора Юлиана Мудрого (у нас известного как Юлиан Отступник) – примерно 360-е года нэ. Юлиан не погиб под персидскими копьями, как в текущей реальности, а смог прекратить победоносное шествие христианства, вернув империю к многобожию и веротерпимости. Митраизм, почитание греческих и восточных божеств, самые разнообразные культы – да все что только можно представить! Пантеоны в каждом городе (самый известный — Киклос София, он же Круг мудрости, сияющий тысячами свечей, каждая во славу отдельного божества), храмы, посвященные тому или иному небожителю. Все равны, никто не имеет приоритета. Две мировые религии так и не возникли. О судьбе третьей у читателя информации нет.
Религиозные изменения автоматически влекут за собой политические. Византия, в нашей реальности вынужденная отбиваться от молодых и голодных арабских держав, объединенных одной верой, у Форда развернулась по полной программе, став центром мира. В частности три столетия назад произошло Разделение Франции (или скорее Галлии) между Империей и Англией.
Собственно французской короне осталось аж две провинции – эдакое буферная область. Византия активно подминает под себя итальянские города-государства. Влазит в английские дела. Развлекается, как может. Причем ведет завоевание не только силой оружия (германские пушки, к примеру, лучше), но и руками писарей и законников.
А ведь есть и колдовство – высасывающее силы из мага, в конце концов, разрушающее творящего. И «зараженные», они же вампиры. Тут как полагается – сила, долголетие и Голод.
Наблюдать за особенностями альтернативной истории Майло, отлавливать отличия и сходство — одно удовольствие.
Ведь в альтернативном мире Форда действуют все знакомые нам по учебникам истории товарищи. Медичи, Плантагенеты, Йорки и Ланкестеры, Людовик XI и Эдуард IV, Леонардо и Ботичелли, Ричард Глостер и герцог Сфорца.
Оставим за скобками невозможность возникновения этих господ в мире, который развивался иначе чем наш – это неизбежное допущение многих «альтернативок» от подростковых до вполне серьезных. Благо это допущение позволяет читателю легче вживаться в мир и с интересом следить за вариациями судеб знаковых личностей.
Вишенкой на торте выступают мелькающие на краю повествования истории и легенды. До боли знакомые, но чуточку отличающиеся. О Робин Гуде и валашских господарях-вампирах. О короле Артуре, который, оказывается, был шотландцем (или все же валлийцем?). О изгоях-маккавеях/иешитах, живущих на границе Англии с Шотландией, ненавидящих любого бога, кроме своего, убивающих всех, кто подвернется под руку. О дружбе и братстве по оружию поклонника Аполлона Ричарда Львиное Сердце и Юсуфа Салах ад-Дина, молившегося Ормузду. О мистериях Митры. И, конечно же, о пикировках автора с Вильямом нашим Шекспиром.
Джон, не стесняясь, пронзает пространство, на «ты» общается с географией. Мы побываем в Уэльсе, Шотландии, Англии, Италии, Анжере и Алезии. Увидим лондонский пантеон, английские ярмарки и флорентийские улицы. Посетим Эдинбургский замок и уэльские просторы. Ощутим шотландские ветра и французские снега. Жаль славный город Византий останется вне поля зрения.
Со временем отношения у Форда также свойские. Первые главы знакомят нас с юными протагонистами. Одному 11 годочков, другому 15. Эдакое обширное вступление, дающее опору для последующей оценки развития образов. К следующим главам проходит десяток (а то и не один) лет.
Вместо наивного мальчишки с едва проснувшимся даром, перед нами постаревший уставший мужчина (или скорее старик). Вместо полного надежд наследника стратига — битый жизнью наемник. Вместо юной девицы — женщина, потерявшая все что имела, допустившая серьезную ошибку, не простившая ее себе самой. Разве что вампир на этом фоне смотрится слабее – его раннюю историю Форд читателю не открыл.
За время развития сюжета автор подарит нам детектив в стиле «Отеля у погибшего альпиниста». Историю интриг и отравлений прямиком из Италии. Борьбу за корону, полную союзов и предательств, окутанную туманным флером под снисходительным взглядом сэра Вальтера. Приключение в духе Монте-Кристо.
Каждое из которых можно было развернуть в полноценную повесть.
Да, в романе есть нюансы.
Перевод действия на экваторе романа в Англию, полное погружение в шекспириаду, после головокружительных полетов по Европе, воспринимается не лучшим образом. Отвыкли за первую половину книги от тесных масштабов одной единственной страны (пускай даже трех, включая Шотландию и Уэльс). К сожалению, вторая половина «Дракона» концентрируется именно на истории Ричарда III, забывая об остальных частях света.
Да, во множестве имен, титулов, нюансов родственных и не только отношений благородных семейств, переплетенных как паутина на ветру, немудрено поначалу запутаться. Роман, как я уже сказал, требует от читателя внимания к деталям и знания истории (которое непременно имеет смысл освежить, иначе вы рискуете пропустить что-нибудь интересное). Но, как на меня, чуток напрячься стоит.
Эрго. Качественная альтернативная история, позволяющая с немалым удовольствием следить за авторскими играми со знакомыми персонажами, странами и событиями.
P. S. Хронология в романе отсчитывается не от Рождества Христова, а от Основания Города Византия. В текущей реальности годом такого основания (а точнее переноса туда столицы империи) принято считать 330-й. Форд дает нам одну дату – 1140-й, время молодости Дуки. Соответственно вторая часть романа «на наши деньги» происходит примерно в 1490-1500 годах. Что вполне совпадает с окончившейся полтора десятка лет тому войной Алой и Белой Розы (у нас 1485-й).
Не приплетай духов!, или Медиум, переступивший черту
Стэн Карлайл искренне хотел найти дело, в котором он силен, и оставить след на этой планете. Поскольку судьба свела его с бродячими циркачами, его усилия оказались устремлены в сферу шоу и обмана. Оказалось, у парня неплохо повешен язык, хватает наблюдательности и желания учиться психологии простаков. Стэн становится иллюзионистом и менталистом, человеком способным «читать» мысли, «видеть» невидимое и даже «общаться» с духами. Но сможет ли Карлайл остановиться в погоне за славой и опасных играх с людской надеждой? Тем более, когда появится человек, подталкивающий его к черте, которую не стоит пересекать.
Гильермо Дель Торо («Тихоокеанский рубеж», "Штамм", «Багровый пик», «Форма воды») в большинстве своих работ не обходится без фантастического элемента. Однако Nightmare стал редким полностью реалистичным исключением.
Впрочем, с другой стороны, мало мест, в восприятии обывателя теснее связанных с волшебством, чем цирк, фокусники и прочие чревовещатели-менталисты. Курц и Нолан не дадут соврать. Особенно это касается передвижных цирковых трупп и бродячих ярмарок, чертовски популярных в Штатах в начале, середине 20 века.
Именно сюда помещает Гильермо место действия своей новой работы. Атмосфера передвижного цирка получилась у постановщиков «на ура».
Толпы восторженного и возбужденного зрелищами народа. Карусели, колеса обозрения, прочие аттракционы, фургончики актеров. Непременная комната страха. «Эротические» танцы. И максимальное количество уродств и нестандартностей всех калибров. Пипл это хавает. Карлик, владеющий тайной борьбой. Гигант-Силач со слабыми коленями. Гуттаперчевый человек-змея. Паучиха, учащая детей послушанию. Электрическая девица. Заросший мужик с синдромом Амбракса (еще один привет от Курца). И, конечно, ключевое для сюжета чудище — то ли человек, то ли зверь, неласково обращающийся с курами.
Перед нами экранизация одноимённого романа Уильяма Линзи Грэшема, который уже гостил на экранах в фильме 1947 года.
Но для нашего героя самым главным стало шоу «Читаем мысли». Построенное на ловкости рук, обмане, чтении публики (в терминологии артистов – простаков), психологии и наборе приемов «холодного чтения» (даже такое есть!), подсказках-намеках ведущему со стороны ассистентки.
Шоу которое вели стареющая, но еще вполне привлекательная дива Зина (Коллетт) и ее партнер Пит (Стратэйрн ), все больше отдающийся во власть бутылки.
Артистов, в самом начале предупреждавших Стэна, что не нужно всерьез приплетать к шоу духов или призраков умерших («Призраки не нужны они ложь, а не надежда»). Что такого рода «медиум» имеет все шансы «заиграться», почувствовать себя всемогущим, решить, что его слова – правда. Поверить в свой собственный обман, начать думать, что действительно имеет силы. А тогда начинают страдать люди.
Именно в духе «Чтения мыслей» Стэн Карлайл (Купер) решил развивать свои таланты и ловить удачу за хвост. Благо предпосылки у парня имелись. Красавчик-щеголь без особых моральных норм. Никогда не прикасающийся к алкоголю. Хороший художник. Готовый учиться и оттачивать мастерство. Скрывающий тяжелое детство, скотину-отца и «огненную» тайну. Купер демонстрирует отличное развитие образа, тлетворное влияние шальных денег, самоуверенности, «комплекса бога». Из открытого, чуток наивного, впитывающего все новое молодого мужчины, во второй половине превращаясь в излишне самоуверенного, не держащего язык за зубами, причесывающего всех под одну гребенку, позабывшего элементарную психологию, холеного, противного типа.
Брэдли хорош. В первой половине картины – милый, нескладный, потрепанный, впитывающий знания как губка. Допускающий ужасную ошибку или осознанное злодеяние? Во второй – самоуверенный, наглый, считающий что ухватил черта за бороду, сохранивший лишь наблюдательность. Меняющийся во время работы с клиентами и «общения» с духами, превращаясь во взаправдашнего медиума.
Жаль, после экватора дель Торо лишает нас прелестей бродячего цирка, перемещая действие в Нью-Йорк 1941 года.
Тут, правда, постановщик добавляет побольше нуара, ставшего еще одной приятной стороной картины. Обязательные шляпы, изящные женские наряды, стильные костюмы, не вынимаемые изо рта сигареты, вечный дождь, сменяемый не менее настырным снегом, темные тона, роковая красотка. Все, как полагается.
А вот и Она. Таинственно-змеиная доктор психологии Риттер (Бланшетт ). Утонченная, с просчитанными движениями, умная, производящая впечатление. Изрядно пожившая, знавшая от судьбы не только поцелуи. Привыкшая держать все в своих руках, манипулировать, читать людей.
Да, Стэн как-то уж очень легко и просто раскрылся перед этой впечатляющей феминой, поведя себя в отношении Лилит слишком глупо с самого начала. После усугубив дело доверчивостью. Создатели ленты объясняют такую тупость ГГ свежей влюбленностью, но выглядит обоснование изрядно притянутым за уши. Разве что Карлайл действительно изрядно зажрался, почувствовав себя кумом королю, сватом министру, готовым хамить направо и налево, причем не один раз, не задумываясь о последствиях.
Плюс на фоне лощеной и дорогой Риттер возлюбленная Стэна Молли (Мара) смотрится слишком уж незатейливо. Простая, солнечная девушка, радующаяся каждому дню, знающая, когда нужно остановиться в опасных играх с судьбой. Любящая этого обалдуя Стэна.
Актерские работы хороши даже на уровне второстепенных образов.
Вспомним хотя бы въедливого и сребролюбивого управляющего ярмарки Клема (Дефо).
Или могущественного отшельника Эзру (Дженкинс ).
Теперь, Маша о грустном.
Лента вышла чересчур нарочитой в морально-этическом плане. На уровне паучихи и детишек. Эдакое дидактичное моралитэ для младших классов. Не смейте обормоты, играться с людской надеждой! — грозит пальчиком дель Торо. А то вона как бывает! Священником, себя значит почувствовал, товарищ Стэн? Налаживающим браки самаритянином? Дающим целеполагания, примиряющим с потерями? На тебе жену судьи! Не смей заигрываться! На тебе Эзру. Не приплетай духов!
Или это Гильермо решил поиздеваться – мол, даже в реалистичной картине мои любимые призраки могут так подгадить, костей не соберете.
А еще дети, знайте свое место и вовремя придерживайте коней на переправе. Не загонятесь!
Все вроде верно, но зачем же так в лоб?
Лента получилась изрядно предсказуемой. Фактически все поворотные ходы сюжета отлично читаются. Начиная от спирта, заканчивая доктором и финальным твистом. Что изрядно снижает прелесть восприятия.
Эрго. Нуарная история возвышения и падения, с хорошими актерскими работами, атмосферой бродячего цирка. Подпорченная предсказуемостью и грубым морализаторством.
Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Брэдли Купер, Тони Коллетт, Руни Мара, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Рон Перлман, Холт МакКаллани, Дэвид Стратэйрн, Джим Бивер, Мэри Стинберген, Марк Повинелли, Пол Андерсон, Тим Блэйк Нельсон, Ромина Пауэр, Клифтон Коллинз-мл., Дэвид Хьюлетт, Лара Джин Хоростецки, Линден Порко, Дрю Нельсон, Питер МакНилл, Сара Меннелл, Ричард Дженкинс
Средневековая фентезийная Англия. Сэр Боуэн (Куэйд) – наставник принца Айнона (Тьюлис), всеми силами пытался воспитать из своего подопечного достойного правителя, чтущего древний рыцарский кодекс. Получалось слабо.
А уж когда ему досталась часть сердца дракона, врученная принцу в дар от древнего ящера, все стало совсем худо.
12 лет спустя Боуэн, разочаровавшийся в своем ученике, и отчасти в кодексе, порвал с Айноном и увлекся охотой на драконов.
Встреча с последним из них, могучим Драко, окажет судьбоносное вляние не только на самого рыцаря и короля Айнона, но и на судьбы жителей всего королевства.
Фентези нашей юности, в свое время получившее премию «Сатурн» (англ. Saturn Award) как «Лучший фильм-фэнтези» и номинацию на Оскар за лучшие визуальные эффекты (статуэтку взял «День независимости»). Попробуем пересмотреть?
История перед нами простенькая, несколько наивная, осмотрительно относящаяся к бюджету, но все равно привлекательная.
Хитом картины, вне всякого сомнения, стал дракон, озвученный Шоном Коннери. Драко шикарен и способен потягаться с любым крылатым змеем мирового кинематографа, что из «Игры престолов», что из «Хоббита», что из «Эрагона». Шикарная мимика, завораживающая красота, бездонная пасть, любовь к спецэффектам (его о-у!! при ловле стрелы это пять!), тонкая печальная ирония, хитрость и разум, философские нотки. И с моральной точки зрения Драко заткнет за пояс любого из героев.
Дэннис Куэйдпо мере сил старается не уступать своему длиннозубому партнеру. Полный сил, юмора и уверенности рыцарь, твердо следующий кодексу и пытающийся вдолбить его в своего непутевого ученика. Разочарованный, постаревший и опустившийся убийца драконов. Человек, получивший осознание истинности своих юношеских воззрений. Познавший невозможную дружбу и сделавший болезненный выбор. Куэйд тут хорош.
Поразительно мерзенький персонаж получился у Дэвида Тьюлиса. Его Айнон – с одной стороны натуральный самодур и садист, тип, вызывающий натуральное омерзение. С другой – опасный тиран, способный и самолично мечом орудовать, и своих приближенных держать в ежовых рукавицах.
Что забавно, Тьюлис не единственный актер, засветившийся позднее в эпопее о Гарри Поттере.
В наличии также Джейсон Айзекс и его скользкий лорд Фелтон.
Пит Постлетуэйт отвечает за юморную сторону ленты, хотя смешных моментов тут хватает и помимо монаха Гилберта. Вспомним хотя бы проделки нашей парочки шалопаев-аферистов.
Отдельное спасибо постановщикам за сложный выбор, предстоящий героям. Выбор, с ходу выделяющий «Сердце» из ряда бравурно-пафосных фентезийных лент. Выбор, что называется, из двух зол. Что хуже, оставить в живых злодея-деспота, или потерять друга?
Хватает в ленте поединков на мечах, пускай не поражающих мастерством исполнения, имеется даже полтора сражения с аккуратным использованием массовки и б-м задоспешенных конников (что, называется «скромненько, но со вкусом). О «стратегическом гении» Айнона, бросившего свою полусотню всадников в лесную чащу, мы сейчас говорить не будем.
В достатке антуражных съемок природы, пасторальных пейзажей, замков, пейзан, занимающихся своим нелегким крестьянским трудом. Атмосфера фентезийного средневековья получилась у постановщиков на все сто.
Не позабудут постановщики о морали, напомнив об ответственности сильного, развращающем влиянии власти, и наочно показав, каким королем/боссом/начальником точно не стоит быть.
А главное, им удалось передать дух сказки: ироничной, юморной, нарочитой, волшебной и жизненной, завораживающей, оптимистичной, несмотря на потери и смерти.
Эрго. Приятное фентези с шикарным драконом, парой хороших актерских работ, сказочной атмосферой и сложным выбором для героев.
P. S. Заодно поглядел первый из трех сиквелов, выпущенных сразу на видео — Dragon Heart: A New Beginning. Очень слабая картинка, на порядки хуже нарисованный дракон, как бельмо на глазу выделяющийся на натурном фоне. Смена акцента со взрослого на подростковый, кунг-фу, откровенно неуместно смотрящееся в «как бы средневековой» Англии. При этом чертовски импозантный злодей, милый (несмотря на откровенную кукольность и деревянность) дракончик, юный эгоистичный протагонист, сумевший все же разобраться в приоритетах. На фоне первой части смотрится на порядки слабее, но доля здоровой «ми-мишности» позволяет плеваться не очень сильно.
Режиссер: Роб Коэн
В ролях: Дэннис Куэйд, Дэвид Тьюлис, Пит Постлетуэйт, Дина Мейер, Джейсон Айзекс, Брайан Томпсон, Ли Оакес, Вульф Кристиан, Терри О`Нейлл, Ева Веймелкова, Милан Бахул, Кайл Коэн, Том Бэйкер, Джули Кристи, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Бадди Куэйд
Автостражей – андроидов, предназначенных для охраны исследовательских экспедиций под крылышком Компании, никому не пришло бы в голову называть мыслящими существами, равными людям. Роботы, что с них возьмешь.
Но с этим конкретным Автостражем, именующим себя Киллерботом, ситуация обстояла иначе. Сперва он умудрился отключить собственный модуль контроля, а затем увлечься сериалами, музыкой и литературой.
Ему даже удавалось некоторое время оставлять это в тайне. До той поры пока его подопечных, ученых собирающих образцы на отдаленной планете, не попытались убить.
Антрополог, археолог и программист Марта Уэллс занимается написанием фантастики с 1993 года. За рубежом она достаточно известна, на русском выходил лишь один фентезийный роман. До 2019 года, когда Fanzon решил познакомить читателей с началом приключений Киллербота, принесшего автору разом Небюлу, Хьюго и Локус.
Перед нами камерная и ненапряжная приключенческая фантастика, радующая качественным, ироничным протагонистом.
Человечество покорило звезды, исследует планеты, а большинство власти в руках компаний и корпораций, активно зарабатывающих деньги.
А еще тут огромное количество самых разнообразных роботов (ботов), ИИ, конструктов (киборгов), и дополненных людей. Причем что боты, что конструкты в большинстве мест вселенной считаются аж никак не свободными личностями, а просто напросто дорогим оборудованием. Капитализм, что б он был здоров. Прибыль наше все.
Главный герой принадлежит к конструктам – андроидам, совмещающим органические и неорганические части тела. А конкретно автостражей. Они сильнее человека, быстрее, в рукопашной легко одолеют большое количество гомо сапиенсов. Обладают встроенным оружием, могут в бою без особых проблем терять до 90 процентов тела. Восстановятся. А вот половых признаков не имеют. За этим делом к сексботам. Автостражи разумны, в пределах своей компетенции – неглупы, могут подгружать образовательные модули и получать любые знания. Искренне заботятся о своих подопечных.
При этом перевозятся в грузовых отсеках, находятся под постоянным контролем, выключаются на время перерыва между заданиями, обычно не интересуются ничем, кроме работы.
Но наш Киллербот исключение. Причем, виновата во всем похоже, маскультура. По большей части бесконечные сериалы, буквально заворожившие нашего героя. Ну и одно кровавое происшествие. Бесконечные сериалы используются героем не только для знакомства с людским социумом, но и как средство успокоения и фактически медитации.
Киллербот вышел у автора на «пять», особенно учитывая, что используется изложение от первого лица, что позволяет еще глубже погрузиться во внутренний мир персонажа. Жаждущий одиночества и спокойствия. Стеснительный мизантроп-интроверт безразлично относящийся к людям, но «по условиям задачи» вынужденный заботиться о подопечных. Сперва с неохотой, скучая, постепенно обнаружив в этом определенную прелесть. А уж когда его стали воспринимать не оборудованием, а живым существом — и вовсе. Не понимающий многих нюансов людского поведения, пытающийся разобраться в нем.
Ищущий свое место в мире. Активно рефлексирующий по поводу своего прошлого и трагедии, которая в нем скрывается. Успешно взаимодействующий с попадающимися на пути ботами, отлично работающий с Сетью. Комментирующий происходящее, периодически иронизирующий и удивляющийся людским привычкам. ГГ потихоньку развивается, учится общаться с людьми, делает выбор, познает мир.
Также охота отметить искусственный интеллект корабля (еще одного любителя сериалов), заслужившего у Киллербота имя Гнусный Исследовательский Корабль, и отдаленно напоминающего суда Энн Леки. Это наш герой со зла. Со временем ГИК становится для него настоящим партнером и почти другом.
Жаль, с людскими персонажами ситуация гораздо хуже. Практически никто не запоминается.
Немало времени в книгах Уэллс уделяется работе с Сетями, как глобальными, так и локальными, взлому паролей, защите от проникновения, наблюдению за происходящим с помощью камер, общению различных ботов через сеть. По классике – без интернета в будущем жизни нету.
Если первая повесть совмещает приключение с фронтиром и борьбой за выживание, то во второй в дело вводятся элементы детектива. Плюс нюансы нелегкой работы телохранителя. Протагонист пытается восстановить обстоятельства давно минувших дней и главное разобраться в том, что ему нужно от жизни. Хотя интрига посильнее как раз в дебютной части.
Не позабудет автор поразмышлять о человечности и Человеке, о том кто достоин называться этим громким именем. Искусственном интеллекте, будущем гомо сапиенсов, в котором могут появиться как дополненные люди, идущие на более тесный контакт с сетью, так и обладающие сознанием киборги. Но особо мощной и сверхооргинальной идейной основы от книги ожидать не стоит. Как и проработанного мира, с этим в книге пока откровенные нелады. Акцент на герое и его приключениях.
Эрго. Приключалка без претензий, радующая качественным героем-андроидом и еще одним ботом. А вот с людскими персонажами и проработкой мира все не так благостно. С премиями ребята также откровенно погорячились.