Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 апреля 2022 г. 12:25

Бесконечный полет, или Подружившиеся с Хроносом

revoljucija-v-stop-kadrah

Корабль, созданный из целого астероида. Скорость — 60 000 км/с. 66 миллионов лет в дороге. Один искусственный интеллект, управляющий кораблем. Сотни и сотни врат, открываемых около звездных систем. 30 тысяч человек на корабле. Засыпающих и пробуждающихся. Дарящих надежду на то, что люди с умирающей Земли через врата доберутся когда-нибудь до незагрязненных мест.

Однако по истечении всех этих миллионов лет что-то пошло не так. Похоже, у ИИ корабля есть свои взгляды на то, чем можно пожертвовать, и как нужно осуществлять эту судьбоносную для человечества миссию.

Взгляды, далеко не во всем совпадающие с желаниями команды «Эриофоры».


Канадец Питер Уоттс («Морские звезды», «Водоворот» , «Бетагемот», «Ложная слепота») давно уже считается надежой и опорой, практически знаменем современной научной фантастики. Достойно справляясь с этой ответственной и нелегкой ношей.

История корабля поколений неоднократно обыгрывалась в фантастике. Но и эту, казалось, привычную идею Уоттс подал мастерски.

Одна из главных прелестей романа связана с командой Эриофоры. «Спорами» — людьми, специально созданными для этого полета. Людьми с разогнанным мозгом. Людьми, оставившими за плечами миллионы лет объективного времени. С субъективным – ситуация иная. Они не проживают все эти бездны времени, находясь в сознании. Заморозка! Лишь когда ИИ, управляющему кораблем, воздвигающему врата, необходима людская интуиция – он будит десяток гомо сапиенсов. Некоторое время, пока не решена проблема, они бодрствуют – а потом опять на боковую. Стараясь максимально растянуть свои сотню-другую лет жизни на как можно большее объективное время. Как нетрудно догадаться, несмотря на подготовку и отбор, такие качели не могут не сказаться на психике. Кто-то старается максимально «отморозиться» от того факта, что их и Землю разделяют невообразимая пропасть времени. Кто-то впадает в депрессию. Кто-то напротив, всеми силами жаждет досмотреть фильм жизни Вселенной до финала, узнав, чем все закончится. Кто-то максимально уходит в виртуальность, путешествуя куда вздумается, уходя в цифровые потаенные природные уголки, недоступные для остальных, или активно увлекается сексуальными игрушками.

Наша главная героиня – одна из немногих досконально раскрытых персонажей романа – заменяет утраченную свободу предназначением.

Сандей Азмундин – свободолюбивая бунтарка, с младых ногтей пробующая взрослых и начальство на излом. Некогда увидевшая (или нет?) будущее, в тот момент окончательно определившаяся с жизненными приоритетами. Ставшая любимчиком Шимпа – корабельного ИИ. Привязавшаяся к машине, воспринимающая ее как друга.




Статья написана 18 апреля 2022 г. 16:41

И мы увидели дерево, или Успеть до заката/ Город закрытых дверей, или Впусти нас

izvne

Маленький городок в окружении дремучих американских лесов. Девственная природа, чистейший воздух, маленькие домики, милые, доброжелательные люди, внимательный шериф.

Но это благолепие длится, лишь пока светит солнце.

Стоит опуститься тьме, и на улицах городка появляются чудовища, разрывающие в клочья каждого, кто окажется вне стен, защищенных оберегами.

А еще из города невозможно уехать, любая дорога приводит лишь обратно в это царство кошмара.

У старожилов, и новичков, попавших в эту ловушку, есть лишь одна, похоже, неосуществимая мечта – выбраться из ада городка в большой мир.

Или все же осуществимая?


Мистико-психологические проекты о маленьком городке, где происходят невозможные вещи, не зря пользуются немалой популярностью. Вспомним хотя бы Под куполом , Мессу или Сосны. From достойно продолжает начинания предшественников, радуя зрителя качественной атмосферой и неплохой интригой. С точки зрения психологии являясь эдаким лайт-вариантом лучших историй про замкнутые анклавы, откуда «некуда бежать».

Первое, что бросается в глаза – отличная атмосфера опасности, обреченности и ужаса. Ставки практически с ходу взлетают до небес, помогая зрителю проникнуться судьбой обитателей злосчастного городка. В самом дебюте нам демонстрируют живодерские последствия несоблюдения правил. Все серьезно. И кроваво. Первые серии динамичные, напряженные, с ускользающими сквозь пальцы минутами, зловещим заревом заката, спасениями в последний миг, шепотом за тонкими стенами, от которых бросает в дрожь. Дальше темп спадает, уделяя больше времени персонажам, но даже тогда хоррор не забывает время от времени заглядывать в гости.

В этот период сериал посвящен людям. Их способам ужиться с невозможным, и, конечно же, попыткам отыскать путь домой.

Городок колоритен. Потрепанный флаг. Перевернутая машина в бассейне, ржавые остовы автобусов и скорой, куча раздолбанных машин со спущенными колесами. Ржавая вывеска мотеля. Бар, обустроенный на заправке, с картофельным самогоном вместо изысканных коктейлей. Импровизированная церковь. Хипповская коммуна общего дома, живущая одним днем. Запущенные домики в городе, переходящие из рук в руки. Склад вещей, оставшихся от предыдущих жителей, эдакая пещера сокровищ. Ящик — единственная мера наказания. Церемония выбора. Невозмутимое безмолвие природы вокруг. Отмечание годовщины попадания в городок.

Но далеко не все смиряются с ролью крыс в лабиринте. Особенно новички. Тут то и начинается поиск ответов на вопросы.

Нам продемонстрируют различные подходы к задаче. От религиозного до научного. Кто-то пытается подвести ответ к избранности, а кто-то ставит опыты, развлекается с экспериментами, роет землю, дабы понять, в чем тут соль.




Статья написана 4 апреля 2022 г. 13:28

Призрачная гибель лайнеров, или Роковая Сделка

glubina

1916 год. Энни Хеббли, чудом спасшаяся после катастрофы Титаника, устраивается сестрой милосердия на его брат-близнец – госпитальное судно «Британик».

Воспоминания девушки о событиях четырехлетней давности сложно назвать полными и всеобъемлющими. Однако одно Энни помнит точно – беда Титаника заключалась не только в столкновении со злополучным айсбергом. На его борту кроме пассажиров и команды оказалось что-то потустороннее, способное изрядно навредить. А может и стать толчком к аварии.

И, похоже, эта история не закончилась с гибелью «Титаника».


Мистические истории, основанные на реальных (или околореальных) событиях, весьма интересный поджанр хоррора. Вспомним хотя бы шикарный «Террор». Американо-японка Алма Катсу, начинавшая писательскую деятельность любовно-фентезийной трилогией «Употребитель», следующие свои романы строит именно на сверхъестественных дополнениях к знаковым историческим происшествиям. Первый – «Голод» посвящен злосчастному походу Джеймса Доннера 1846 года (в Америке достаточно известное и обсуждаемое событие, у нас не очень). Второй – катастрофам Титаника и Британика.

Роман действительно немного напоминает работу Симмонса. К примеру, неторопливостью развития и не слишком быстрым появлением на сцене собственно мистики.

Радует «The Deep» также активным использованием «ненадежного рассказчика», а точнее целого ряда таких «рассказчиков».

Перед нами две практически равноценных временных линии: 1916 и ретроспектива рокового плавания Титаника в 1912.

Чуть больше времени автор уделяет все-таки арке былого. Погружая нас в первый и последний рейс «Титаника». Нарочитая роскошь бытия пассажиров первого класса. Просторные апартаменты, драгоценности, шикарные наряды, балы, бассейн, вино, курительные комнаты, спортзал и библиотека с тысячью томов. Большие деньги буквально лезущие напоказ из каждого «первоклассного». Не упоминаемый практически «второй». Демократический «третий» с тесными каютами по четыре человека и простыми нравами.

Да, «Глубина» в арке 1912-го порой активно перекликается с фильмом Кэмерона, что, наверное, неизбежно. Простые парни-боксеры, прогулка в глубины судна на палубу третьего класса, романтические встречи.

И, безусловно, картина гибели судна, с людским героизмом, подлостью, самопожертвованием и обреченностью.




Статья написана 25 марта 2022 г. 16:54

Ужас на фронтире, или Гнетущие руки

doroga_mertveca

Преподобного Джебидайю Мерсера – священника с Библией, револьвером и холодными глазами убийцы будто тянуло что-то в сторону городка Мад-Крик.

Не зря.

Ведь в это проклятом месте объявилось нечто из ночных кошмаров. Что-то, чему не место под благословенным Господом техасским Солнцем.

Что-то, с чем на первый взгляд невозможно справиться.


Под одной обложкой нас ждет два абсолютно несвязанных сборника. Сейчас поговорим о первом.

Джо Ричард Гарольд Лансдэйл с детства любил комиксы и фильмы. Особенно фантастику и вестерны. Когда то он увидал хоррор-вестерн, оставивший в его впечатлительной натуре особо неизгладимый след. Со временем возникла идея сценария вестерна-ужастика. Которую он переработал в полноценную книгу.

Так в 1986 году возник Преподобный Джебидайя Мерсер, ставший героем романа и нескольких рассказов.

Работу Лансдейла активно хвалили, занося ее в некий список «Хоррор. 100 лучших книг» (или речь все же о «Руках гнева»?). Хотя сам автор честно признавался, что его истории не Книга Великих Мыслей, а возврат к бульварщине и написаны для развлечения. Что можно простить.

А вот четкое ощущение того, что все, что нас ждет в открывающем сборник романе «Смерть на Западе» видели и читали не раз, и даже не десять, простить сложнее (да я помню, что «Смерть» написана в 86-м, и требует снисхождения к своим почтенным годам, но не настолько же!). Тут даже антураж вестерна не спасает. Да и антураж, будем честными, в романе, или скорее большой повести, слабенький. Вялый Восток, точнее Запад, вялый. Индеец, салуны, шерифы, дилижансы в наличии, но атмосферу не создают. Разве что большое количество огнестрельного оружия на руках пытается постоять за честь фронтира.

С ходу автор нагнетает чернухи: мозги, кровища и прочие неаппетитные детали прилагаются.




Статья написана 18 марта 2022 г. 16:57

Все не то, чем кажется, или История обманутой любви

zakon_ordena

Ловчий Кестель, принимая заказ на пресловутую Алию Лов, не думал, что все произойдет настолько легко. Все же репутация у девицы внушающая уважение. Однако отыскал и поймал добычу без проблем. Теперь, правда, надо еще доставить ее на Арену. А путь не близкий.

Обычные будни ловчего. Если взглянуть со стороны. И лишь немногие знали, что идет напряженная схватка за обладание чрезвычайно могущественной вещью. Той, что некогда заблокировала магию самого Ордена.


Продолжается парад польской фантастики. Дукай, Вегнер, Гжендович, Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек, Пшехта, Комуда, Саульский).

И вот новый автор — Петр Гурский, известный в первую очередь постап-рассказами и криминальными книгами про инспектора Славомира Крука.

Его проба пера большой формы в жанре темной фентези оказалась любопытной, но слишком уж долго раскачивающейся.

Первую сотню страниц повествование сумбурно, слабо понятно, кто эти люди и что они тут делают. Начинается книга до жути локально, не выходя за рамки скучноватых похождений ловца преступников и его жертвы. В это время читается роман с трудом и не раз побуждает оставить это неблагодарное занятие. Не стоит. Держитесь. Завязку нужно просто перетерпеть.

Со второй трети ситуация начинает налаживаться, а после экватора «Закон» захватывает все больше.

Хотя с поджанром этой книги определиться получается не сразу. Не эпик – битв народов не ждите. Не «меч и магия», хотя колдовство порой используется. Не классика светлой фентези – имеются неаппетитные моменты. Пожалуй, некая смесь гримдарка с квестовым приключением по собиранию макгаффина.

Но в первую очередь – пронзительная до боли история роковой любви, женского могущества и коварства, мужской планиды. История человека, ради большого чувства решившегося на огромные жертвы и сложный выбор. Дополнительной прелести «Закону» добавляет нестандартное завершение истории борьбы протагониста за свою любовь.

Нежданчиков, надо сказать сразу, Гурский заготовил нам от души. Редкий роман, многое из которого к завершению становится не тем, чем кажется на первый (а иногда и на второй) взгляд. А кое-что и вовсе переворачивается с ног на голову.







  Подписка

Количество подписчиков: 138

⇑ Наверх