Вы не один!, или Под крылом египетских небожителей
Стивен Грем был самым натуральным и махровым неудачником. Скучная работа, деспотичная начальница, никого рядом, кроме аквариумной рыбки. Даже его имя окружающие постоянно путали!
Но оказалось, что внутри него живет еще одна грань. Безжалостного и смертоносного бойца, способного решать судьбы богов, защищать слабых, бороться не только с людьми, но и потусторонними тварями. Вершителя правосудия. Лунного Рыцаря.
Четвертая фаза кинематографической вселенной Марвел в самом разгаре. Большому экрану, не уступает малый.
И вот очередной свеженький супергерой.
Проект, интересный в первую очередь бенефисом Айзека. Личностей у парня поменьше, чем у Кевина, всего две (или нет?) но все же.
Марк Спектр. Судя по всему изначальная грань. Крутой, правда, мертвый наемник. Отличный безжалостный боец. Мужчина, искренне переживающий за супругу. В костюме, защищающем от пуль (но не от копий?), увеличивающем силу и регенерацию – и вовсе боевая машина сама в себе. Неплохо, но ничего особенного. Парней, знающих что делать по обе стороны от мушки, мы у Айзека уже видали.
Стивен Грем гораздо интереснее. Мягкий, застенчивый, слабый, скромный, нерасторопный, комичный, пугливый. Изрядный зануда. Не способный постоять за себя, не приемлющий силовых решений. Живущий без пары, лишь с аквариумной рыбкой. Веган и маменькин сыночек. Готовый часами изливать душу молчаливому лицедею в образе живой статуи. Умный, эрудированный, начитанный, тонко чувствующий, добрый, разбирающийся в истории и поэзии, отличный египтолог, как орешки щелкающий загадки. Даже костюм под себя видоизменил!
Шикарно смотрятся переключения между личностями. Неплохо — рассказ о том, как они дошли до жизни такой. Общение этих парней между собой, пикировки, ссоры, попытки достичь взаимопонимания — и вовсе становятся фишкой сериала.
Начало проекта вышло на славу. Действие стартует с места в карьер. Нас окутывает пароноидальное безумие, шизофрения и галлюцинации в духе Легиона. Герой оказывается черт знает где, без воспоминаний о том, как тут очутился. Из памяти пропадают целые дни. Хмурые мужики стараются извести его со свету, причем абсолютно непонятно за что. Особенно приятно, что это далеко не единственная фантастмагорическая часть сериала – далі буде.
А когда первое впечатление теряет свою силу, проявляется еще одна сильная сторона Knight – египетские боги.
Наш ГГ получает свою силу не от укуса паука, инопланетного происхождения, или технического гения. А от древнеегипетского бога Луны Хонсу. Точнее от его церемониальных доспехов. Доспехи хороши, не спорю, а вот сам Хонсу, с его птичьим черепом вместо головы – пацан специфический. Грубый, наглый, невоздержанный, склонный к истерикам «в стиле трехлетки». Несущий правосудие недрогнувшей рукой своего аватара.
Ведь боги Черной земли давным-давно устранился от самоличного вмешательства в дела людей. При необходимости действуя через своих аватаров – либо непосредственно «нисходя» в тела избранников. Либо капая им на мозги советами и рекомендациями. Чем особенно увлекается как раз Хонсу.
Встреч с аватарами другими небожителями нам подарят минимум, но те что есть – запоминаются, особенно собрание Эннеады.
Что особенно приятно, антагонист ленты также вышел на славу (что для Марвела далеко не рядовое событие).
Артур Хэрроу (Хоук). Некогда аватар Хонсу, нынче активно работающий над возрождением богини Амат. «Первой в мире бабайки для злодеев».
Хэрроу – напоминающий повадками вкрадчивую змею. Способный переделать мир, создав из криминального района города – натуральный парадиз. Харизматичный фанатик, абсолютно убежденный в правоте своего дела. Взращенный причинением боли другим, нашедший искупление в попытках вернуть к жизни свою богиню (или чудовище). Искренне жаждущий отделить зерна от плевел, раз и навсегда уничтожив Зло на земле. Возглавляющий приверженцев Амат, своим количеством и вездесущностью вызывающих ассоциации с ребятами профессора Кэрролла из Последователей.
С этой аркой связана любопытная моральная дилемма. Методы Амат своеобразны. «Весы видят все» — Артур с помощью частицы силы своей богини может определить любое потенциальное зло, таящееся в человеке. Даже если он его еще не совершил. Даже если еще не задумывался о такой возможности. Миг колебания весов – и «ты хороший человек». Или «Жаль, что ты не увидишь мир, который мы создадим». Эдакое развитие диковских идей из «Мнения». «Амат вырывает зло с корнем, начиная судить еще до его свершения, она искоренит саму возможность зла». Чертовски заманчиво – никакой Гитлер под приглядом Амат просто не возник бы.
Но есть нюансы. Человек – существо слабоосознанное и несдержанное в мыслях. И мысли о злодействе, которое время от времени посещают наши головы, редко когда воплощаются в жизнь. Амат же собирается карать именно за мысли. И потенциальные возможности преступления. Она судит невиновного, того кто еще ничего не совершил. Судит за идею, ее не останавливает возраст – невинный младенчик, который может стать злодеем – обречен. Вот с ребятенками это она зря – дети ведь наше все!!?
Все вроде так. Но опять-таки имеются нюансы! Огромное количество народу, весело следующих за Хэрроу. Ок, допустим их еще не проверяли на весах, и они искренне верят в свою идеальность. Туповаты все поголовно, что поделать. Но как быть с тетенькой, без проблем прошедшей испытание? Все таки есть среди нас чистые духом гомо сапиенсы? Прямо вот тут рядышком? А значит, возрождение Амат отнюдь не геноцид человечества, а всего лишь отбор тех, кто действительно достоин? Причем отбор по чистоте помыслов?
Экшена в сериале «в плепорцию». После динамичного начала с драйвовой погоней по горному серпантину изрядное затишье, следом новая порция движухи, с использованием костюма, ножевыми, копейными, рукопашными схватками. Скромно, но со вкусом.
Порадуют нас лондонскими улицами, глянцевым Египтом, напоминающим крайнего Пуаро, с ночным Каиром, шумными рынками пирамидами (причем, не только снаружи). Археологическими подземными похождениями в стиле Индианы Джонса, со смертельными опасностями, чудищами, сокровищами и открытиями.
Приятно смотрятся божественные забавы, среди которых выделяется вращение небес и загробный мир с египетскими особенностями работы с усопшими.
Из персонажей можно еще отметить Лайлу (Каламави), дочь археолога, жену Макса и боевитую наследницу Лары.
Нас то погружают в натуральное сумасшествие, то устраивают экскурсию столицами мира, то отправляют в археологический квест по поиску гробницы, то опрокидывают в классическую супергероику с неуязвимым костюмированным персонажем, раскидывающим врагов направо и налево. В целом смотрится неплохо.
Эрго. Супергероика в археолого-древнеегипетском стиле, двумя Айзеками по цене одного, качественным антагонистом и любопытной моральной дилеммой, дебютной безуминкой и колоритной картинкой. Жаль экшена пожалели.
Древнеримская реконструкция, или Путешествие на машине времени
74 год до нашей эры. В известной капуанской гладиаторской школе Лантула Батиата происходит побег. 78 гладиатров под предводительством Спартака с боем прорываются из города и устраивают лагерь на горе Везувий. Так начиналось одно из самых известных восстаний в истории Древнего Рима.
Практически все мальчишки и девчонки, а также их родители, в жуткие времена советского тоталитаризма слыхали о Спартаке. Кто-то из школьной программы. Кто-то благодаря ЖЗЛ или книге А. Мишулина. Кто-то из романа Джованьоли или голливудского фильма с Дугласом. Еще в те далекие короткоштанные времена терзали наши детские души некоторые вопросы. О Криксе и его ссоре с предводителем. О странных действиях гладиаторской армии в Галлии и причинах возвращения в Италию. О сицилийской эскападе. Хватало темных мест. Харьковский историк и писатель Андрей Валентинов пошел дальше всех нас. Он не только задавал вопросы. Он попытался на эти вопросы ответить.
В результате вышла отличная зарисовка из жизни Римской республики времен Спартака, интересная не только реконструкцией тех кровавых событий, но и как наглядный и яркий пример работы историка с источниками. И того, как вообще пишутся исторические книги. Проблема, вставшая перед Валентиновым, касается практически всех исторических исследований по эпохе Древнего мира. Обрывочность и противоречивость источников. Некоторые работы частично утрачены, некоторые написаны гораздо позднее, и выгораживают «своих». Вот и приходится исследователю собирать по информацию по крупицам, сопоставлять, анализировать, подтверждать другими летописями и трактатами, подвергать их критическому и логическому разбору. Работа, прямо скажем, адова. Валентинов проделывает ее фактически на наших глазах.
Разворачивая перед читателем общую картину жизни римской республики. Не забывая общепринятый, скажем так канонический, взгляд на события 74 года до н.э. А также его разоблачение, а скорее корректировку. Вперемешку следуют короткие цитаты из трудов древних. Авторские комментарии и реконструкция событий. Критические вопросы к канону и летописцам. Свои варианты, размышления, домыслы и логические построения. Начиная с лета 74-го и до последней битвы. И даже позже.
Подвиды гладиаторов. Происхождение Спартака. Национальные и идеологические противоречия среди восставших. Их возможные цели. Влияние общего на частное, прошлого на настоящее. Постепенно перед нами во всей красе раскрывается авторская версия происходящего. Теория Валентинова хороша, тщательно продумана, проработана и действительно дает ответы на большинство вопросов. Верить построением Андрея или нет? Решать каждому читателю, все равно без машины времени выяснить их истинность не получится. Но в логике и стройности аргументов Валентинову не откажешь.
Как и в современном, живом, «вкусном», ироническом языке, котором написана книга. Метафоры, сравнения, аналогии, понятные читателю 21 века, как на донышке раскрывают перед нами жизнь Древнего Рима. Добавляет в блюдо остроты стиль романа, активно реконструирующего события, полностью окунающего нас с вами в жаркое лето 74-го. А также 73-го и 72-го. Мы побываем в палатке Спартака и клетушках гладиаторской школы. На римском форуме и в рабском эргастуле. На поле боя и стратегических советах. Натуральная поездка на машине времени.
Плюс автор постоянно общается с читателем. Не обращает никакого внимания на 4-ю стену, вовлекает публику в обсуждение идей и теорий, вместе с нами опровергает или доказывает их, советуется с читателем, ставит его на место героев. Погружение и сопереживание 88 уровня.
Причем порой Андрей касается моментов, не так уж часто освещаемых в популярных книгах о Риме. Сакральный смысл гладиаторства как явления. Мистика, окутывающая древних римлян, влияние религии на жизнь республики. Особенности отношения к гладиаторам и древнеримского рабства вообще. Нюансы обустройства римской армии того периода. Весьма познавательно. Заодно подбрасывая периодически провокационные и крайне неожиданные теории, связанные непосредственно со спартаковским восстанием.
Мистике и религии в романе уделяется преизрядно места, что вполне логично для описания того легковерного (или высокодуховного?) времени. Как и не очень известным темным нюансам римских религиозных канонов, а также их сходству с иудаизмом.
Без нашей любимой фантастики, а точнее альтернативной истории, Валентинов также не обошелся. Многоходовые игры, стратегические ходы (скорее всего имевшие место и в текущей реальности), возможные альтернативные варианты будущего для Спартака и всей Римской республики. Увлекательно.
Эрго. Шикарное исследование-реконструкция одного из самых значимых событий истории Рима. Читать всем, кто хоть капельку интересовался историей гордых квиритов и Древнего мира вообще.
P. S. Обещание насчет второй части Андрей выполнил. В 2006-м он написал уже не историческое исследование, а полностью художественный роман «Ангел Спартака». Щемяще-пронзительно-атмосферный рассказ от первого лица. И отнюдь не Спартака. А вот третью часть ждем до сих пор. Ничего, дадут боги дождемся.
В Готэме неладно. Впрочем, как всегда. Наркотики, коррупция, мафия, бедность, неравенство. И даже линчеватель в костюме Летучей мыши не в силах исправить ситуацию.
Но все это как оказалось, были лишь цветочки. Ягодки вызрели вместе с убийством мэра, совершенным таинственным Загадочником.
Он не собирается останавливаться, затеяв игру в шарады с копами, обещая поднять на воздух пороховую бочку Готэма.
И никому не под силу разгадать головоломки и остановить злодея.
Кроме олицетворения Возмездия Готэма — Бэтмена.
Киновоплощений мстителя Готэма мы видели немало. Последним про счету был Аффлек, появившийся в двух лентах расширенной вселенной DC.
Однако с 2017 утекло немало воды, и Голливуд решил в очередной раз ребутнуть Человека-летучую мышь.
Свежий «Бэтмен» оставляет крайне противоречивые впечатления.
У Роберта Паттинсона («Маяк», «Довод») вышел весьма своеобразный Бэтмен. Да, режиссерская задумка читается. Мэтт Ривз захотел показать Летучую мышь «в начале славных дел», дав акцент не на экшене и гаджетах, а на детективе и психологическом перерождении. Бэтмен Паттинсона действительно молод и неглуп, демонстрирует интеллект и дедуктивные способности. Наблюдателен, нетороплив, легко разгадывает ребусы оппонента. Отшельник, лелеющий детскую психотравму. Мелахолично-печален, наивен, лопоух, искренне старается разобраться в тайнах семьи. Переживает за жителей города, считает своим священным долгом выступать на их защиту. А вот с эмоциями у парня туго. Фактически одна «Грусть-тоска» либо отрешенность (эдакий Рыцарь печального образа). Это то, что читается на открытом лице, а ведь большую часть времени актер проводит в маске. Играть одним подбородком и глазами у Роберта выходит слабо (дело нелегкое, не спорю). Вдобавок внешне, гламурной челкой и опущенными уголками рта, чертовски напоминает вечно огорченного и пессимистичного бассет хаунда.
Постановщики добавили в блюдо перчика, напрочь позабыв о шлейфе роли, кроме всем известной безвременной кончины родителей. Чем парниша занимался два десятилетия? Обучался сражаться у Альфреда? Допустим. Тогда откуда шрамы? Как он провел два года своей бэтменской карьеры? Откуда знает Гордона? Почему тот ему столько сильно доверяет, рискуя карьерой, таскает на места преступления? Нет ответа.
Бэтмен вновь, как в лентах 80-х, никого не убивает (рейтинг, чтоб он был здоров), и даже не наносит серьезных увечий, оставляя у противников максимум синяки и разбитые лица. Отношения с властями и горожанами у него ровные и рабочие. Да, копы, конечно же, в какой-то момент попробуют изловить «линчевателя», но возьмутся за дело вяло, и быстро позабудут о своих намерениях. Не до них. Жители Готэма и вовсе будто игнорируют мужика в странном прикиде: бродит тут какой-то фрик, и бог с ним. Максимум слухи пошли.
Обязательные моменты, связанные у зрителя с Летучей мышью, на месте – его друзья и враги, непременный конфликт с властями, гаджеты, полеты на тросах и бэтмобиль. Все чин по чину.
Зато режиссер по полной программе отработает арку осознания бесполезности возмездия и силовых решений. Проведя героя от классического линчевателя (ну как классического, в рамках рейтинга, каким должен быть настоящий – спросите у Фрэнка Касла) до волонтера и внештатного сотрудника МЧС. Ведь самосуд, творимый человеком, стоящим над Законом, вызывает у маргиналов искренний интерес, формируя подражателей и следующую волну насилия.
Скажу сразу – не убедил.
А вот тот момент, что как Уэйн парень может сделать для города больше чем Бэтмен – любопытен. Хотя тоже не бесспорен (см. пример папани).
Не пожалели создатели ленты тяжеловесного пафоса, льющегося с экрана с первых минут. Из закадрового голоса протагониста. Предвыборных дебатов. Речей власть имущих на камеру. Роликов Загадочника.
И открытий для белошвеек (точнее американских обывателей): «думаете, на выборах что-то решается?». Оказывается, настоящей властью в городах являются не избранные мэры или полиция, а вовсе даже натуральный криминалитет, а точнее крепкая спайка «преступного города с властной деревней». Кто бы мог подумать.
Экшена в ленте не сады. То вспыхнет драка с гопотой. То заруба с охраной клуба. То беготня от полиции. То полет на костюме-крыле (над посадкой стоит поработать). То погоня за Пингвином – ну хоть она хороша. А тут уже и финальное столкновение подоспело. Негусто.
Бэтмен регулярно пропускает удары, порой даже от уличных разболбаев (слабенько тебя, малец, Альфред учил). Допускает ошибки. Поддается страху перед полетом. Позволяет расстреливать себя в упор (благо, хоть костюм не подводит). Постановщики максимально стараются приблизить супергероя к народу.
Придумали создатели впечатляющий финальный твист, переводящий картину в ранг лент типа 2012. Жаль, показать его на высшем уровне не смогли. Странно, бюджет вроде позволял.
Динамика развития сюжета нетороплива, лента кажется плавной и затянутой.
Изрядная часть привычных гаджетов, как я уже сказал, на месте. Нора Бэтмена в шахте, где вьются сотни летучих мышей (и это после ковида!!!). Тяжелобронированный костюм (держит винтовочную пулю в упор, и не одну). Прыжки в пустоту с крыши и подъем наверх с помощью тросов. Костюм-крыло. Мотоцикл с широченными колесами. Бэтмобиль, которого нам почему-то толком не покажут. Линза на глазу, способная передавать, записывать видео и опознавать личности.
Атмосфера нуара понравилась. Вечная темнота и непременный дождь. Внушающие страх тени. Обреченность, скользящая в словах ГГ. Молодежные банды и бессилие копов. Повальная коррупция и всевластие мафии. Готэм по праву держит одно из первых мест в рейтинге самых отвратных мест для жизни.
Не обошлось без социальных линий в духе "Джокера". Тоже правда, до боли банальных. Оказывается, неравенство – не «гуд», быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. А сирота-миллиардер живет круче, чем безбатченки в приюте. Хэлло, Кэп!
Христианских аллюзий, подкрепленных церковным саундом и финальными кадрами в стиле Данко («печинка згасає!»).
Детективная линия подается в духе Se7en, а может «НД». И вообще у ленты 2022 множество отсылок к фильму Финчера (как, впрочем, и к трилогии Нолана). Напарники, столкнувшиеся с загадками, подбрасываемыми сбрендившим маньяком. Мрачнейшая атмосфера окружающей действительности. Обрыдлый дождь. Реализм окружающей нас серой действительности с людскими грехами и проблемами психики. Супердетективом Брюс себя не показал, но мячи, подаваемые оппонентом, отражал уверенно. Не сумев разобраться, правда, в общей картине.
Соратники Бэтмена на уровне.
Женщина-Кошка (Кравиц ). Криминальная девица, одинаково вольготно чувствующая себя в образе бой-бабы, раскидывающей здоровых мужиков, ловкой воровки и симпатичной фемины, заставляющей оглашенных самцов истекать слюной.
Лейтенант Гордон (Райт). Старый служака, единственным достоинством которого, по всей видимости, является честность. Поскольку как детектив он гроша ломанного не стоит. Зато знает к кому обратиться, что тоже немало.
Дворецкий Альфред (Серкис ). Бывший сотрудник разведки, ставший для Брюса вторым отцом. Обстоятельный, заботливый, не забывающий о том, чтобы главная сверхспособность Бэтмена – деньги — пребывала в надлежащем состоянии. Но изюминки образу все же не хватает.
Оппоненты тоже стараются не ударить в грязь лицом.
Пингвин, в исполнении кардинально загримированного Фаррелла – я его реально не узнал, пока список актеров не посмотрел. Отвратно-наглый, с лицом, покрытым шрамами. Скользкий, комичный, самодовольный, вызывающий одновременно жалость и брезгливость.
Загадочник (Дано). Двинутый психопат-революционер с социальной программой и тяжелым прошлым. Неплохо, хотя чересчур буффонадно, показал себя, будучи в маске. С открытым лицом не впечатлил. Не хватило безуминки.
А вот врагов, способных на равных противостоять протагонисту в бою, не нашлось. Лишь бездарная массовка, берущая числом.
Эрго. Спорная перезагрузка Бэтмена с неплохой нуарной атмосферой, любимыми гаджетами и вменяемым расследованием. Недобор экшена, банальную идейную подоплеку и главную актерскую работу к достоинствам отнести сложно.
Режиссер: Мэтт Ривз
В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Колин Фаррелл, Джеффри Райт, Пол Дано, Джейми Лоусон, Энди Серкис, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Кон О’Нилл, Макс Карвер, Чарли Карвер, Марк Киллин
Корабль, созданный из целого астероида. Скорость — 60 000 км/с. 66 миллионов лет в дороге. Один искусственный интеллект, управляющий кораблем. Сотни и сотни врат, открываемых около звездных систем. 30 тысяч человек на корабле. Засыпающих и пробуждающихся. Дарящих надежду на то, что люди с умирающей Земли через врата доберутся когда-нибудь до незагрязненных мест.
Однако по истечении всех этих миллионов лет что-то пошло не так. Похоже, у ИИ корабля есть свои взгляды на то, чем можно пожертвовать, и как нужно осуществлять эту судьбоносную для человечества миссию.
Взгляды, далеко не во всем совпадающие с желаниями команды «Эриофоры».
Канадец Питер Уоттс («Морские звезды», «Водоворот» , «Бетагемот», «Ложная слепота») давно уже считается надежой и опорой, практически знаменем современной научной фантастики. Достойно справляясь с этой ответственной и нелегкой ношей.
История корабля поколений неоднократно обыгрывалась в фантастике. Но и эту, казалось, привычную идею Уоттс подал мастерски.
Одна из главных прелестей романа связана с командой Эриофоры. «Спорами» — людьми, специально созданными для этого полета. Людьми с разогнанным мозгом. Людьми, оставившими за плечами миллионы лет объективного времени. С субъективным – ситуация иная. Они не проживают все эти бездны времени, находясь в сознании. Заморозка! Лишь когда ИИ, управляющему кораблем, воздвигающему врата, необходима людская интуиция – он будит десяток гомо сапиенсов. Некоторое время, пока не решена проблема, они бодрствуют – а потом опять на боковую. Стараясь максимально растянуть свои сотню-другую лет жизни на как можно большее объективное время. Как нетрудно догадаться, несмотря на подготовку и отбор, такие качели не могут не сказаться на психике. Кто-то старается максимально «отморозиться» от того факта, что их и Землю разделяют невообразимая пропасть времени. Кто-то впадает в депрессию. Кто-то напротив, всеми силами жаждет досмотреть фильм жизни Вселенной до финала, узнав, чем все закончится. Кто-то максимально уходит в виртуальность, путешествуя куда вздумается, уходя в цифровые потаенные природные уголки, недоступные для остальных, или активно увлекается сексуальными игрушками.
Наша главная героиня – одна из немногих досконально раскрытых персонажей романа – заменяет утраченную свободу предназначением.
Сандей Азмундин – свободолюбивая бунтарка, с младых ногтей пробующая взрослых и начальство на излом. Некогда увидевшая (или нет?) будущее, в тот момент окончательно определившаяся с жизненными приоритетами. Ставшая любимчиком Шимпа – корабельного ИИ. Привязавшаяся к машине, воспринимающая ее как друга.
Шимп становится следующим интересным аспектом романа. Искусственный интеллект, по своему потенциалу способный достигнуть практически божественного уровня. Взамен серьезно (это мягко говоря) ограниченный создателями, опасающимися сотворять слишком умную машину, и лишенный возможности развиваться. Корректирующий собственную память, осознанно забывающий некоторые действия. Ориентированный на достижении миссии любой ценой. Искренне заботящийся об экипаже, повинующейся ему. Когда это не противоречит основной цели миссии.
Интрига противостояния части команды и Шимпа становится еще одной изюминкой книги. Как можно противиться практически всеведущей машине, буквально видящей твоими глазами. Машине с ее тысячами камер и датчиков, прямым подключением к мозговым интерфейсам экипажа? Напичканной тайными протоколами, созданными лучшими умами планеты, вполне способными предусмотреть возможность восстания? А может и это не все?
Жаль из персонажей, кроме Сандей и Шимпа, можно вспомнит разве что Лиан Вей. За невнимание к второстепенным персонажам Уоттсу можно попенять. Лиан – эдакое агрессивное начало среди «спор» в отличие от умеренной в последнее время Азмундин. Вдохновлявшаяся бунтарскими порывами молодой Сандей. Жаждущая автономности, свободы и более активного участия людей в работе корабля. Формирующая из себя активного лидера, готовая действовать так же бесстрастно, как ИИ, не чурающаяся жертв и потерь.
Картина будущего, как всегда у Уоттса, воспринимается на диво естественно и гармонично. С всеми особенностями «плюшками и тарашками». Прирученная сингулярность в качестве сердца Эриофоры. Использование червоточин, черных дыр во благо цивилизации. Встроенные мозговые интерфейсы для связи с сетью и друг с другом. Мгновенный доступ к базам данных прямиком из головы. Люди среднего пола. Модификации для улучшения тела, избавления от болезней. Раритетные книги, которые «даже за движениями глаз не следят, приходится скролить текст вручную». Полеты на Солнце ради познания собственного мыслительного процесса и свободы воли. Обнаружение чужих, несущих потенциальную угрозу. Проблемы с Землей, выжатой человечеством как лимон, слабые экосистемы. Попытки сохранить цивилизацию.
Леса – восхитительные экосистемы Эриофоры, воплощенные в паре десятков связанных меж собой пещер. Архив бэкапов из неограненных алмазов. Создание сети врат-порталов к звездным системам, соединяющих галактику. Врат, откуда периодически появляются неведомые, странные, а то и опасные сущности. Как-то некие «гремлины», способные уничтожить корабль.
Без моральной подоплеки Питер читателя не оставит. Поговорив с нами о предназначении, целях существования человека, свободе воли, парадоксах людской природы, тенденциях развития разума. О восприятии времени, возможности почувствовать себя накоротке в исконной вотчине старины Хроноса. И последствиях такой возможности. Человеческой психике, не справляющейся с давлением времени, обстоятельств, ощущения потерянности и ненужности работы.
Перед нами 3 рассказа и роман (точнее, по словам автора — повесть). Роман-повесть, как видно из названия, разбит на главы, будто выхватывающие отдельные временные отрезки из эпохальной одиссеи Эриофоры. Жаль, ощущения пролетающего мимо времени не возникает, скорее всего за счет того что для героев в состоянии бодрствования проходит не так уж и много лет.
Первый рассказ, открывающий «Революцию» дарит нам историю юной Сандей. Затем роман. Второй, хронологически идущий после романа, добавляет новые переменные в устоявшуюся картину мира. Третий, завершающий сборник, вновь возвращает нам Сандей, сталкивая ее со сложнейшей задачей.
Роман, как обычно у Уоттса полон научной терминологии (не слишком легок для гуманитария), глубин космоса с его звездами, циклопическими расстояниями и размерами. Местами схематичен и суховат.
При относительно небольшом объеме книга вмещает в себя массу событий и смыслов. Показывая эволюцию мини-социума Эриофоры (точнее его небольшой части). От энтузиазма, пофигизма через осознание нюансов, сомнения, к жажде свободы и борьбе.
Эрго. Приятный «сайнс» с психологией «корабля поколений», ИИ, ограниченным своими создателями, баловством с вотчиной Хроноса.
И мы увидели дерево, или Успеть до заката/ Город закрытых дверей, или Впусти нас
Маленький городок в окружении дремучих американских лесов. Девственная природа, чистейший воздух, маленькие домики, милые, доброжелательные люди, внимательный шериф.
Но это благолепие длится, лишь пока светит солнце.
Стоит опуститься тьме, и на улицах городка появляются чудовища, разрывающие в клочья каждого, кто окажется вне стен, защищенных оберегами.
А еще из города невозможно уехать, любая дорога приводит лишь обратно в это царство кошмара.
У старожилов, и новичков, попавших в эту ловушку, есть лишь одна, похоже, неосуществимая мечта – выбраться из ада городка в большой мир.
Или все же осуществимая?
Мистико-психологические проекты о маленьком городке, где происходят невозможные вещи, не зря пользуются немалой популярностью. Вспомним хотя бы Под куполом , Мессу или Сосны. From достойно продолжает начинания предшественников, радуя зрителя качественной атмосферой и неплохой интригой. С точки зрения психологии являясь эдаким лайт-вариантом лучших историй про замкнутые анклавы, откуда «некуда бежать».
Первое, что бросается в глаза – отличная атмосфера опасности, обреченности и ужаса. Ставки практически с ходу взлетают до небес, помогая зрителю проникнуться судьбой обитателей злосчастного городка. В самом дебюте нам демонстрируют живодерские последствия несоблюдения правил. Все серьезно. И кроваво. Первые серии динамичные, напряженные, с ускользающими сквозь пальцы минутами, зловещим заревом заката, спасениями в последний миг, шепотом за тонкими стенами, от которых бросает в дрожь. Дальше темп спадает, уделяя больше времени персонажам, но даже тогда хоррор не забывает время от времени заглядывать в гости.
В этот период сериал посвящен людям. Их способам ужиться с невозможным, и, конечно же, попыткам отыскать путь домой.
Городок колоритен. Потрепанный флаг. Перевернутая машина в бассейне, ржавые остовы автобусов и скорой, куча раздолбанных машин со спущенными колесами. Ржавая вывеска мотеля. Бар, обустроенный на заправке, с картофельным самогоном вместо изысканных коктейлей. Импровизированная церковь. Хипповская коммуна общего дома, живущая одним днем. Запущенные домики в городе, переходящие из рук в руки. Склад вещей, оставшихся от предыдущих жителей, эдакая пещера сокровищ. Ящик — единственная мера наказания. Церемония выбора. Невозмутимое безмолвие природы вокруг. Отмечание годовщины попадания в городок.
Но далеко не все смиряются с ролью крыс в лабиринте. Особенно новички. Тут то и начинается поиск ответов на вопросы.
Нам продемонстрируют различные подходы к задаче. От религиозного до научного. Кто-то пытается подвести ответ к избранности, а кто-то ставит опыты, развлекается с экспериментами, роет землю, дабы понять, в чем тут соль.
Вопрос, где именно очутились герои сериала далеко не праздный. И чертовски непростой. Что перед нами? Иное измерение, иное время, забавы высших сил, социальный эксперимент, посмертие, чистилище, коллективные галлюцинации – абсолютно неясно. Постановщики время от времени подбрасывают зрителю намеки, теории, новые любопытные локации своего творения. Вон пресловутое дебютное дерево. Вон дороги, свивающиеся в петлю. Вот непростой погреб. Вон деревья-порталы. Вон наглые вороны и таинственные собаки. Вон неизвестно откуда берущееся электричество, и давно утерянные предметы, появляющиеся волшебным образом. Вон подозрительно осведомленные и вкрадчивые голоса, а вон дружелюбный вечный мальчик.
Мы разгадываем загадки, строим теории вместе с персонажами, регулярно получаем подтверждения или опровержения своим размышлениям. Волнительно.
А когда кажется что про смертоносных гостей чуток подзабыли, они не преминут властно о себе напомнить. Скримеров в сериале минимум, ведь ужасу не нужно бросаться из-за угла. Он просто непременно и неторопливо с обязательной улыбкой придет к тебе на порог. Соблазняя впустить к себе, или с ходу вскрывая грудную клетку. Кстати, с неординарными ночными визитерами тоже не все так просто, как кажется на первый взгляд («Мы знаем все ваши имена»).
Актерские работы (в исполнении, мягко говоря, не самых известных лицедеев) не идеальны, но каши не портят. Как и полагается, есть ключевые образы, есть проходные, второстепенные персонажи, есть люди, видящие больше чем остальные, теснее связанные с местом.
Семейка Мэттьюз, отобравшая себе львиную долю внимания постановщиков.
Джим (Бэйли ) – инженер, работающий над парками аттракционов. Ироничный, спокойный, обстоятельный. Не чуждый логическому мышлению. Способный на вспышки, когда дело доходит до безопасности любимых чад.
Таби (Морено) – истерична, растеряна, эмоциональна. Готова серьезно работать для возвращения домой.
Джули (Черами) пубертатна, но на диво вменяема.
Итан (Уэбстер) – младшее чадо, на которого слишком уж много свалилось.
У семейства хватает проблем, Мэттьюзы так и смогли оправиться после серьезной трагедии, в результате которой корабль брака получил крупную пробоину.
Шериф Бойд (Перрино). Лидер общины, могутный, решительный мужик с военным прошлым, установивший порядок в городе, сделавший огромный вклад в выживание жителей. Неуклонно заботящийся о своих подопечных. Одна из немногих надежд аборигенов на возвращение домой. Человек, пытающийся не сломаться под грузом ответственности. Так и не сумевший прикоснутся к своей почти воплотившейся мечте. Разговаривающий с мертвой женой, одолеваемый болезнью, полный сомнений, не желающий чрезмерно применять власть, исполняя им же установленные наказания. Вынужденный совершить ужасную вещь. У него же один из самых обширных флэш-беков.
Джейд (Алпей). Ленивый эгоист, сноб-мажор с хорошим воображением (до галлюцинаций) и дорогими часами, при всем своем позерстве и наглом отношении к людям, не чуждый работе мозгами.
Донна (Браун). Мощная тетка, ставшая вторым властным центром городка и организатором неожиданной коммуны детей цветов.
Виктор (МакКорд). Любитель персиков, «странный», нервный, немолодой мужчина, старожил, любитель рисовать мелками, один из ключевых обитателей поселка.
Кенни (Хе) – заместитель шерифа, потенциальный его наследник.
Сара (Конрад ). Отстраненная девица, трудящаяся в закусочной. Таящая внутри немало секретов.
Отец Кхатри (Мажумдер). Священник, ставший духовный поводырем жителей. Восстанавливающий и записывающий по памяти Библию (ни одного экземпляра Вечной Книги в городке не оказалось). Жаждущий избранности. Тоже не без скелетов в шкафу.
Большинство героев получат минуту славы, поведав зрителю свою историю, приведшую их в город, некоторые нюансы прошлого. Приятно, о шлейфе роли постановщики нынешних телепроектов помнят не всегда.
Экстремальная психология, как я уже говорил, в «Извне» послабее, чем у мэтров типа дядьки Кинга, подается в смягченном варианте. Серьезного конфликта между горожанами нам не обеспечат, кроме разве что вялого недопонимания между Донной и шерифом. Соответственно возможностей проявить худшие людские черты у героев поменьше, чем в том же Куполе. Зря, батеньки, зря.
А вот моральных тем постановщики подбросить не забудут. От проблем лидера, берущего на себя ответственность. Нюансов психики и восприятия, далеко не всегда являющихся злом. Чрезмерного увлечения религией. Сложных обстоятельств, дающих толчок к развитию, и точки зрения на происходящее («если забраться повыше, даже кошмар может стать красивым»). Гнетущего чувства вины. Людской приспосабливаемости к любым обстоятельствам. Страстей, глупости и доверчивости. До отчаяния, приводящего к безумию. Необходимости (или нет?) идти на плохие поступки ради возможного общего блага (или нет?).
Вопросов к миру, понятное дело, хватает. Тем паче, что информацией о нем постановщики делятся неохотно, приберегая ключевую информацию на потом. К сожалению, первый сезон обрывается буквально на полуслове, не давая нам даже промежуточного финала. Это они зря.
Проект скромный, камерный, без особых претензий на «лучший хоррор всех времен». Местами полный «воды», с излишней болтовней, непременными семейными разборками, хромающим темпоритмом и чрезмерно раздутым (где-то на треть) хронометражем. Но при всех вопросах и недоработках, большую часть времени From затягивает, как увлекательная квестовая ролевая игра. Что уже дорогого стоит.
Эрго. Небезукоризненный, излишне затянутый, но приятный и атмосферный психологический хоррор, оборванный на полуслове. О продолжении пока информации нет.
Режиссер: Джек Бендер, Дженнифер Лиао, Джефф Ренфро
В ролях: Хэролд Перрино, Каталина Сандино Морено, Эйон Бэйли, Ханна Черами, Саймон Уэбстер, Рики Хе, Хлоя Ван Ландшут, Шон Мажумдер