О тяжкой женской доле или Жестокое правосудие
1386 год. Франция.
Угрюмого Жана де Карружа и яркого Жака Ле Гри, несмотря на всех их несходство, можно было назвать хорошими товарищами. Они даже спасали друг другу жизнь.
Однако вскоре стряслось несколько конфликтов из-за земли и должности. А затем супруга Жана Маргарита обвиняет Ле Гри в изнасиловании.
Каждый видит ситуацию по-своему и не может предоставить никаких доказательств своих слов.
А значит, дело сможет решить лишь Божий Суд.
Ридли Скотт любопытный постановщик, допускающий огромные отступления от фактов в своих «исторических» фильмах. Посему The Last Duel ожидалась одновременно с интересом и опасением.
Картина поставлена по монографии Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции» — рассказе о последнем юридически санкционированным судебном поединке в истории Франции.
К счастью, несмотря на некоторые нюансы, лента вышла знатной.
В первую очередь хочется выделить атмосферу средневекового быта нетитулованного французского дворянства.
По отношению к которому упорно используют английский термин сквайр (esquire от лат. Scutarius «щитоносец»). С ходу вопрос к затокам – как в целом называли нетитулованных дворян во Франции — шевалье? Или есть более корректное обозначение. Особенно если учесть что один из оппонентов получил рыцарское звание незадолго перед поединком, а второй и вовсе остался без него.
Война (о ней позднее) и мир. Женитьба. Торги за приданое. Свадьба, обряд, забавные танцы. Первая брачная ночь с освящением ложа. Вассальная присяга. Пиры и пригляд за хозяйством. Попытки свести концы с концами в финансовом смысле. Обычаи, типа оставление оружия за порогом или мытья ног мужу. Приземистые замки и покои, освещенные десятком свечей. Достижения медицины того времени, заботящейся о дисбалансе четырех гуморов и твердо уверенной в том, что после изнасилования забеременеть нельзя (наука утверждает!). Судебные заседания и графские «тусовки». Скотт не был бы Скоттом, если бы не завернул современные тенденции в исторический антураж. То у него священники активно работают сексопатологами, рассказывая о том, что женщина должна получать удовольствие во время секса, иначе не забеременеет. То прямо во время многолюдного суда начнутся расспросы о том, испытывает ли дама «маленькую смерть» (оргазм) при соитии? То во время пира у графа начинается оргия, больше соответствующая не темному чопорному 14-му, а «вольным» 17-18 векам.
Ну и антуражные наряды, само собой. От различных доспехов до шикарных дамских платьев.
Без отголосков сражений постановщики нас не оставят. Битв тут немного, но они врезаются в память за счет своего жестокости. Вспышки мясорубок по минуте-другой на каждую. Грязно, натуралистично, кроваво. Ну и почти десятиминутный финальный бой. Схватка насмерть с применением копий, мечей, топоров и кинжалов. С учетом мощной задоспешености противников. Без остановки, без пощады, самые подлые приемы. Один из самых сильных киношных поединков бойцов в тяжелых доспехах.
Во вторую – тройной подход к вопросу, по примеру незабвенного «Расемона». Три примерно сорокаминутных субъективных блока от лица каждого из главных героев повествования: Карружа, Ле Гри, Маргариты.
Происходящее оказывается, каждый из персонажей видит по-своему. Прямых повторов сцен немного, Ридли всячески старается, чтобы зритель не заскучал. И даже то, на что мы уже смотрели, подается под другим углом. Точки зрения каждого героя отличаются. Когда в едва уловимых деталях, а когда всерьез. Смещаются акценты, мы можем разглядеть то, что раньше оставалось за кадром. Пронаблюдать, как именно воспринимал ситуацию тот или иной протагонист. Забавный пример с чеканной фразой о примирении. Этот афоризм каждый из мужиков приписывает себе, тогда как на самом деле он не принадлежал никому из них. Больше всего различается восприятие собственных заслуг и женского образа. Для мужа это преданная и любящая супруга, к которой он хорошо относится, срываясь буквально один единственный раз и быстро исправляясь. Для Ле Гри симпатичный объект страсти, почти откровенно флиртующий с ним, но по женскому обычаю скрывающий свое собственное желание. И все поведение дамы, ее глаза испуганной лани с намеком на обещание внутри, об этом говорит. Для Маргариты все выглядит иначе. Совсем. Наблюдать за нюансами взглядов, наклонов головы, по-разному воспринятых слов, увиденных поступков чертовски любопытно.
Режиссер почти открыто становится на сторону дамы, объявляя ее версию настоящей правдой. Как на меня лишнее.
Карруж (Дэймон).Угрюмый, упрямый, эгоистичный, вспыльчивый сухарь с изуродованным лицом. С ним не весело, как тонко подмечает сибарит-граф. Не особо умный любитель лошадей. Рачительный, скаредный хозяин. Отважный воин и средний командир. Человек чести, жаждущий признания. Старающийся поступать правильно, готовый для этого идти на жертвы, переносить гнев сильных мира сего. Долгое время считающий Ле Гри другом, отчего-то переменившим отношение на противоположное, а жену своей собственностью.
Ле Гри (Драйвер). Красавец-мужчина (по мнению дам, на вкус и цвет… ). Ловелас, доверенное лицо графа. Умен, начитан, образован, знает несколько языков, в частности латынь, «на ты» как с буквами, так и с цифрами. Не зря готовился к жизни в церкви. Талантливый льстец, считающий себя неотразимым. Полностью погрязший в социальных межполовых играх того времени, когда леди в любом случае обязана показывать несогласие и сопротивление, заявить протест. Но это отнюдь не значит, что соитие происходит против ее воли. Твердо и искренне убежденный в своей правоте.
Маргарита (Комер). Очаровательная девица отданная папашей замуж фактически за первого подходящего приличного жениха с именем. Любовь? Забудьте за эти глупости. Причем и сама Маргарет аж никак не стремится к великому чувству, несмотря на все прочитанные женские романы. Есть мужское плечо и ладно. Неглупа, любит читать, знает языки, отлично проявляет себя в ведении хозяйства. Секс не интересует, удовольствия во время него не испытывает. Никаких чувств к Ле Гри тоже, впрочем как и к мужу. Жаль, беседу за фуршетным столом и видения (или реальный визит Марго?) Ле Гри нам с точки зрения Маргариты не показали.
Рискнувшая на самые отчаянные действия, чтобы наказать насильника. Мало того, что все ее нижнее белье выставили на обозрение общества, а от нее отвернулись все подруги.
Главное, что в случае проигрыша мужа, она будет наказана за ложное свидетельство. Не штрафом или ссылкой в монастырь. А моментальным сожжением на костре.
Комер, до этого виденная мной в образах убийцы-психопатки и своего-парня отлично справилась с ролью прекрасной трепетной лани со стальным характером, меняющейся в глазах мужчин от верной жены до коварной соблазнительницы.
Также можно упомянуть графа Пьера Алансона (Аффлек). Развратного пресыщенного аристократа, проводящего время за пирами и груповушками с фрейлинами жены. Блондинистый Аффлек тут полностью на своем месте.
Теперь о морали ленты, кто-то назовет ее модно-me-too-шной и феминистичной, кто-то одной из главнейших в мире. Она проста как пять копеек – не обижайте женщин.
Причем стоит помнить, что со времен средневековья многое в отношениях мужчин и женщин изменилось. Однако множество моментов, показанных в фильме, пускай чуть смягченных, благополучно дожили до наших дней.
Основная проблема ситуации в том, что мужики видят в женщине не человека, а племенную кобылу (Скотт по примеру Михалкова с его воробышком говорит об этом в открытую, стараясь буквально разжевать зрителю свой посыл). В лучшем случае симпатичный объект действия, обязанный раскрыть объятья напористому, успешному самцу и удовлетворить все его желания. Для виду и по обычаю можно посопротивляться, что лишь добавит в блюдо остроты.
Сложно даме в патриархальном обществе без мужчины-защитника. А уж тем более в темное средневековье, когда в изнасиловании видели преступление не против женщины, а против собственности ее опекуна. И большинство девиц молча переживали свой позор, оставляя произошедшее в тайне, а насильника безнаказанным.
Кроме этой.
Эрго. Атмосферное путешествие в средневековье, посвященное нелегкой женской судьбе в темные времена и не только. Почти без сражений, зато с интересной структурой, качественными актерскими работами, важной моралью и антуражем тех времен.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон, Орелиен Лорнье