Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 июня 2022 г. 20:43

«Последний уголь отгоревшего века», или Старик и принцесса

obi_van

Оби-Ван уже не тот. Носит имя Бен, живет одиноко, не высовывается, трудится на поденной работе, мучается кошмарами, сомнениями и виной.

Перед нами человек, у которого осталась одна цель – присматривать за 10-летним Люком Скайвокером, ожидая времени, когда можно будет обучить его джедайским штучкам.

Однако человек предполагает, а Сила располагает.

Лея попадает в беду, и Оби-Вану приходится оставить Татуин, чтобы взяться за спасение сестры Люка.

За перипетиями новых Звёздные войн (Пробуждение силы», Последние джедаи», «Скайуокер. Восход»), Историй («Изгой-один», «Хан Соло») и Мандалорца, мы несколько позабыли о человеке, показавшем далекой галактике мастер-класс: как надежно и с гарантией создавать из светлых падованов темных владык. Мы позабыли, а Лукас-фильм – нет.

Оби-Ван (Макгрегор) действительно уже не торт. Уставший, разочарованный старик, ставший натуральным затворником. Уверившийся в проигрыше Светлой стороны, не имеющий никакого желания вновь ввязываться в безнадежную драку.

Выматывающая работа за гроши, верный верблюд и продуваемая пещера в качестве жилья – все, что у него есть. И надежда на то, что его услуги учителя поскорее понадобятся подрастающему Люку.

Перед нами натуральный бенефис Макгрегора с отличным развитием образа. Раздавленный Бен, утративший смысл жизни. Человек, нехотя ввязывающийся в авантюру. Получающий ошеломляющее известие. Впервые за долгие годы берущий в руки шашки (пардон, меч). Вспоминающий былые навыки. Искренне привязывающийся к пигалице-принцессе. Обретающий новых друзей. Терпящий очередное поражение. Переосмысливающий многие моменты своей жизни. Мы видим своеобразный квест-путь-восстановление отчаявшегося человека, придавленного потерями и чувством вины. Апатия, вялое согласие на действия, преодоление препятствий хитростью, без применения способностей, неудачная попытка силового воздействия — как водораздел. Возрождение эдаким Гэндальфом Белым, способным принять свою новую планиду.

Эван не демонстрирует особых перевоплощений, находясь в образе доброго, человечного, мягкого, но сильного мужчины (его любимый типаж). Смотрясь в этих рамках на диво органично.

Бенефис Макгрегора и одной маленькой принцессы.




Статья написана 14 июня 2022 г. 11:40

Погружение в объятья Сакартвело, или Личность, творящая историю

mouravi1

Конец 16 века. Грузия. А точнее Картлийское царство – осколок великой грузинской державы. Юный обедневший азнаур Георгий Саакадзе не боялся войны. Скорее ждал ее с нетерпением. Ведь это был отличный случай прославиться, и попытаться вернуть земли рода, захваченные влиятельными князьями Картли.

Посему когда царь стал собирать войска для отпора набегу агарян, Георгий с радостью откликнулся на зов. Как и его верные друзья — «Дружина барсов». Но никто из них и ведать не ведал, что война с турками лишь первое настоящее дело того, кого потомки будут звать Великим Моурави.


Шеститомник «Великий Моурави» во времена проклятого тоталитаризма обычно ставился в первую десятку исторических романов, написанных за всю историю СССР. Чаще всего такие вещи проглатывались в подростковом возрасте, но я в свое время «Моурави» талантливо провтыкал. То ли грузинская специфика не вдохновила, то ли просто не попался на глаза, хотя историческую беллетристику читал запоем. И вот, наконец, я таки добрался до эпического цикла Антоновской, точнее до его дебютной книги.

Анна Арнольдовна Венжер, по мужу Антоновская (1885/1886-1967) долгое время жила в Тифлисе (Тбилиси), и сполна пропиталась культурой Грузии. Выплеснув потом свою любовь к этой стране на страницах своего эпического многотомного исторического труда.

Впечатление двойственное, но скорее положительное.

С одной стороны Антоновская шикарно рисует картину Грузии 16 века. Сочно, объемно, вкусно, кинематографично. Буквально погружая читателя в жизнь древних обитателей Сакартвело и их соседей. Мы попадем в дома грузин, окунемся в сцены быта, с подробными описаниями домашнего уклада обитателей Картли, их жилищ, посуды, одежды, способов приготовления пищи. Ступим на базарную площадь, где бурлит большое торжище. Заглянем в царские замки с их пронизанными интригами воздухом и показным блеском двора. Увидим сбор картлийского войска, готовящегося к битву. Побываем в пылу сражения. Прикоснемся к фольклору, сказкам и легендам древнего народа Сакартвело. Познакомимся с грузинской кухней, обычаями и особенностями торговли того времени. Поглядим на их работу на земле и в домашнем хозяйстве. Почувствуем характер грузин: их гостеприимство, гордый нрав, любовь к песне, хорошему вину, пилаву и доброму шашлыку. Скривимся от отношения князей к простому крестьянству, мелким дворянам- азнаурам, ремеслинникам-амкарам. Обратная реакция низов грузинского общества также имеется. Будем представлены к иранскому двору и подслушаем секреты русского посольства. С этнографической и атмосферной точки зрения роман безупречен. Плюс Анна Арнольдовна подарит нам чарующее описание волшебной природы Джорджии, полной зверья и прекрасных пейзажей.




Статья написана 8 июня 2022 г. 11:07

Как стать особенным?, или Конспирологическая портальность/ Старость та еще сука

nochnoe_nebo

Франклин и Айрис Йорк прожили вместе не один десяток лет. Вместе встречали радости и невзгоды, болезни и свершения, заводили и теряли детей и внуков. Все как у всех. Кроме одного.

Под сараем у Йорков находился портал на другую планету. Красивую, но беспощадную к живым существам.

Франклин и Айрис подумывали о том, чтобы вскоре передать свою тайну кому-то еще. Но не успели. Однажды в подвале неведомым образом объявился молодой мужчина, с которым явно что-то не так. А может он и вовсе не с Земли.


Проект, привлекающий в первую очередь личностью Дж.К. Симмонса. Актерский состав, действительно не подвел.

Особенно хороши супруги Йорк.

Франклин (Симмонс ). Простоват, общается отнюдь не литературным языком, не дурак ругнуться. Угрюмый, упрямый, твердый, уверенный в себе (за редкими исключениями). Нелегко сходящийся, и подозрительно относящийся к людям, не подпускающий посторонних близко. Но способный на мирное общение и приятельство даже с субъектом, который неприятен. Проницательный, добрый в глубине души. Отличный бильярдист, фанат бейсбола, хороший шахматист, столяр и плотник с полувековым стажем. Мужчина, глубоко и искренне любящий свою супругу, заботящийся о ней днями напролет. Невзирая на ее болезнь, слабость, нюансы характера. Готовый ради любимой на что угодно. Ревнующий суженую к любым мужикам, отбирающим внимание жены. Взявший на себя тяжкую ношу спокойствия после смерти ребенка.

Айрис (Спейсек). Экс-учительница, вырастившая не одно поколение местных жителей. Умная, но своевольная, упорная, считающая, что всегда права. Ударившаяся в эскапизм, думающая о скорой кончине. Год назад чуть не покинувшая сию бренную юдоль. Дела Айрис за это время пошли на улучшение, но дом она покидает лишь в инвалидной коляске. Айрис так до конца и не отошла от потери сына, и груза вины. С удовольствием поддаваясь влиянию материнского инстинкта, сублимируя потерю Майкла на неожиданном госте. Буквально оживая с его появлением.

Хороши Йорки не только поодиночке, демонстрируя отличную химию, которой может позавидовать большинство более юных лицедеев. Показывая зрителю старую супружескую пару, ставшую во многом смыслом жизни друг для друга. Знающих свою половинку до мозга костей. Ее/его сильные и слабые стороны, «тараканов», копощащихся в голове, причуды, аллергии и внутренний мир. Прошедших огонь и воду, счастье и горести. Притершихся к недостаткам и развившим достоинства. Остающихся вместе не потому, что больше некуда (кроме как в старчачий дом), а потому, что не представляют жизни порознь. Умудряющихся не ссорится (ну, почти)!

Картину дополняют короткие флеш-беки молодости и зрелости Йорков, от их встречи до недавних событий. Мелочь, а приятно.




Статья написана 4 июня 2022 г. 11:07

«Все они марионетки. В ловких и натруженных руках», или Объединенная эволюция

kukolnik-tri

Будущее. Человечество вышло в космос и разделилось на разные расы, чьим основным отличием стала работа с энергией.

Образовались энергеты, способные генерировать ее с помощью собственного организма, накапливать и использовать для приведения в движение различных устройств. Техноложцы, галопом устремившиеся по техническому пути. Варвары, застрявшие где-то позади. Помпилианцы, выработавшие у себя способность клеймить других людей, выезжая на их жизненной энергии.

Лючано Борготта, по прозвищу Тарталья, директор театра контактной имперсонации, старался не связываться с помпилианцами. Был у него старый паршивый опыт. Но не удержался, показалось работа того стоит.

Показалось.

Теперь Лючано предстоит получить свежий, весьма неприятный опыт. Каково это, стать рабом высокомерного помпилианского легата? Живой вещью, батарейкой, продолжением руки своего хозяина?

Или все не так просто, и Лючано, с его способностями, знакомствами, отношениями с Королевой Болью еще изрядно удивит своего господина. А заодно и всю Галактику?


Цикл Ойкумена в последнее время занял центральное место в творчестве отличного автора Генри Лайона Олди (харьковские писатели Дмитрий Ладыженский и Олег Громов). Нет, Олди в новейшее время творили не только Ойкумену. Было множество приятных книг.

Но «программной» вещью харьковского дуэта, подобно Бездне ранее, явно стала «Ойкумена». Пять трилогий: «Кукольник». «Дитя Ойкумены». «Волчонок». «Побег на рывок». «Беглец». Пятнадцать (!) книг. Все? Да кто ж вам скажет окромя Олдей!

Поглядим, с чего все начиналось.

Перед нами будущее. И весьма далекое. Гомо сапиенсы, вырвавшись в космос, уже прошагали немало «ли» по дороге эволюции. Получив любопытные расовые «скилы». Но сохранив культурные и психологические особенности народностей эпохи нашего 21 века, типа стремления к первенству, чистоте крови и прочих глупостей. С одной стороны – прорыв. Каждый первый из «энергетов», не считая каждого второго, способен аккумулировать энергию, и передавать ее. А уж антисы… Ну об антисах позднее. При этом социальные структуры за все эти годы (а сколько, кстати, годов-то надо, что бы начались эволюционные изменения? Тысячи? Десятки тысяч?) остались практически неизменными. Понятно, что это «не бага, а фича» цикла, точнее сознательный авторский ход, но все равно как-то обидно. Неужто человек даже сделав изрядное количество тех самых шагов по дороге в тысячу ли, так и останется злой бесхвостой обезьяной, которая держится за своих соплеменников, и способна лишь воссоздать в космосе земные разборки меж государствами?

Ну да ладно, примем как данность, в Ойкумене Олди – остается (за редкими исключениями, о которых опять же позднее), как и у практика Азимова в «Основании».




Статья написана 30 мая 2022 г. 10:43

Исповедь творца, или Участок на краю вечности

prost_formaln

Известный писатель Оноф (Депардьё), оказавшийся ночью в захолустном полицейском участке во время жуткой грозы, никак не мог понять – чего от него пытается добиться странный Комиссар (Полански). К чему эти неуместные вопросы о том, чем Оноф занимался весь прошлый день? Требования вспомнить свои действия чуть ли не поминутно, рассказать о любых возможных посетителях?

У Онофа завтра важнейшая встреча с министром культуры, и он не может тратить всю ночь на нелепые измышления полицейской ищейки!

Однако вскоре оказывается, что Комиссар имел полное право на свои дотошные расспросы. Ведь вечером рядом с домом Онофа произошло ужасное преступление.


Лента итальянца Джузеппе Торнаторе («Лучшее предложение» ) частенько фигурирует в топах фильмов с неожиданной концовкой, радуя зрителя дуэтом мэтров актерского цеха.

Картина действительно достойная по целому ряду параметров.

Она жутко атмосферна. С первых кадров погружая нас в обстановку потерянности и непонимания происходящего. Съемки от первого лица, тяжелый бег непонятно куда и от кого, ветки, хлещущие по лицу, тяжелое дыхание, раскаты грома, стена воды, льющаяся с неба, свет бьющий в глаза. Холодное отношение полиции. Старый участок, с протекающей в десятках мест крышей. Звонкая капель о жестяные тазы и стеклянные вазы, подставленные под ручьи дождевой воды. Кровь на рубашке. Непрекращающийся ливень. Странные вопросы Комиссара, «простая формальность», его маниакальное увлечение работами Онофа. Известие о преступлении. Пропавшее электричество. Часы без стрелок. Тени и фигуры, погруженные в них. Конфликты и столкновения. Мелкие детали, которые никак не складываются в целое. Зритель, как и сам герой находится в состоянии полной растерянности и неверия в происходящее. Что вообще творится? Чего хотят от Онофа эти люди? Кто повинен в злодеянии? Кто жертва? Не пытаются ли копы прикрыть свои неблаговидные делишки?

Немалую лепту в атмосферу вносят игры постановщиков со светом. Большую часть фильма он очень теплый, желтовато-ламповый, уютный, напоминающий о картинах эпохи Возрождения (обратите внимание на резкую смену обстановки и восприятия кадра во время финального включения электричества, с его холодными голубыми оттенками). Как сказала Катерина: с таким светом снимают романтические истории любви, в нем легко можно представить мать, баюкающую младенца. Но не картину полицейского произвола со странными психологическими поединками и непонятными целями.

Последней гирькой на весах атмосферности становится тревожная, рвущая душу музыка Морриконе.

Стоит отдать должное оператору, чья камера будто пытается всмотреться в саму душу персонажей, виртуозно меняя планы, не увлекаясь каким-то одним из них, как, к примеру, творцы «Третьего дня».







  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх