Бесконечный полет, или Подружившиеся с Хроносом
Корабль, созданный из целого астероида. Скорость — 60 000 км/с. 66 миллионов лет в дороге. Один искусственный интеллект, управляющий кораблем. Сотни и сотни врат, открываемых около звездных систем. 30 тысяч человек на корабле. Засыпающих и пробуждающихся. Дарящих надежду на то, что люди с умирающей Земли через врата доберутся когда-нибудь до незагрязненных мест.
Однако по истечении всех этих миллионов лет что-то пошло не так. Похоже, у ИИ корабля есть свои взгляды на то, чем можно пожертвовать, и как нужно осуществлять эту судьбоносную для человечества миссию.
Взгляды, далеко не во всем совпадающие с желаниями команды «Эриофоры».
Канадец Питер Уоттс («Морские звезды», «Водоворот» , «Бетагемот», «Ложная слепота») давно уже считается надежой и опорой, практически знаменем современной научной фантастики. Достойно справляясь с этой ответственной и нелегкой ношей.
История корабля поколений неоднократно обыгрывалась в фантастике. Но и эту, казалось, привычную идею Уоттс подал мастерски.
Одна из главных прелестей романа связана с командой Эриофоры. «Спорами» — людьми, специально созданными для этого полета. Людьми с разогнанным мозгом. Людьми, оставившими за плечами миллионы лет объективного времени. С субъективным – ситуация иная. Они не проживают все эти бездны времени, находясь в сознании. Заморозка! Лишь когда ИИ, управляющему кораблем, воздвигающему врата, необходима людская интуиция – он будит десяток гомо сапиенсов. Некоторое время, пока не решена проблема, они бодрствуют – а потом опять на боковую. Стараясь максимально растянуть свои сотню-другую лет жизни на как можно большее объективное время. Как нетрудно догадаться, несмотря на подготовку и отбор, такие качели не могут не сказаться на психике. Кто-то старается максимально «отморозиться» от того факта, что их и Землю разделяют невообразимая пропасть времени. Кто-то впадает в депрессию. Кто-то напротив, всеми силами жаждет досмотреть фильм жизни Вселенной до финала, узнав, чем все закончится. Кто-то максимально уходит в виртуальность, путешествуя куда вздумается, уходя в цифровые потаенные природные уголки, недоступные для остальных, или активно увлекается сексуальными игрушками.
Наша главная героиня – одна из немногих досконально раскрытых персонажей романа – заменяет утраченную свободу предназначением.
Сандей Азмундин – свободолюбивая бунтарка, с младых ногтей пробующая взрослых и начальство на излом. Некогда увидевшая (или нет?) будущее, в тот момент окончательно определившаяся с жизненными приоритетами. Ставшая любимчиком Шимпа – корабельного ИИ. Привязавшаяся к машине, воспринимающая ее как друга.
Шимп становится следующим интересным аспектом романа. Искусственный интеллект, по своему потенциалу способный достигнуть практически божественного уровня. Взамен серьезно (это мягко говоря) ограниченный создателями, опасающимися сотворять слишком умную машину, и лишенный возможности развиваться. Корректирующий собственную память, осознанно забывающий некоторые действия. Ориентированный на достижении миссии любой ценой. Искренне заботящийся об экипаже, повинующейся ему. Когда это не противоречит основной цели миссии.
Интрига противостояния части команды и Шимпа становится еще одной изюминкой книги. Как можно противиться практически всеведущей машине, буквально видящей твоими глазами. Машине с ее тысячами камер и датчиков, прямым подключением к мозговым интерфейсам экипажа? Напичканной тайными протоколами, созданными лучшими умами планеты, вполне способными предусмотреть возможность восстания? А может и это не все?
Жаль из персонажей, кроме Сандей и Шимпа, можно вспомнит разве что Лиан Вей. За невнимание к второстепенным персонажам Уоттсу можно попенять. Лиан – эдакое агрессивное начало среди «спор» в отличие от умеренной в последнее время Азмундин. Вдохновлявшаяся бунтарскими порывами молодой Сандей. Жаждущая автономности, свободы и более активного участия людей в работе корабля. Формирующая из себя активного лидера, готовая действовать так же бесстрастно, как ИИ, не чурающаяся жертв и потерь.
Картина будущего, как всегда у Уоттса, воспринимается на диво естественно и гармонично. С всеми особенностями «плюшками и тарашками». Прирученная сингулярность в качестве сердца Эриофоры. Использование червоточин, черных дыр во благо цивилизации. Встроенные мозговые интерфейсы для связи с сетью и друг с другом. Мгновенный доступ к базам данных прямиком из головы. Люди среднего пола. Модификации для улучшения тела, избавления от болезней. Раритетные книги, которые «даже за движениями глаз не следят, приходится скролить текст вручную». Полеты на Солнце ради познания собственного мыслительного процесса и свободы воли. Обнаружение чужих, несущих потенциальную угрозу. Проблемы с Землей, выжатой человечеством как лимон, слабые экосистемы. Попытки сохранить цивилизацию.
Леса – восхитительные экосистемы Эриофоры, воплощенные в паре десятков связанных меж собой пещер. Архив бэкапов из неограненных алмазов. Создание сети врат-порталов к звездным системам, соединяющих галактику. Врат, откуда периодически появляются неведомые, странные, а то и опасные сущности. Как-то некие «гремлины», способные уничтожить корабль.
Без моральной подоплеки Питер читателя не оставит. Поговорив с нами о предназначении, целях существования человека, свободе воли, парадоксах людской природы, тенденциях развития разума. О восприятии времени, возможности почувствовать себя накоротке в исконной вотчине старины Хроноса. И последствиях такой возможности. Человеческой психике, не справляющейся с давлением времени, обстоятельств, ощущения потерянности и ненужности работы.
Перед нами 3 рассказа и роман (точнее, по словам автора — повесть). Роман-повесть, как видно из названия, разбит на главы, будто выхватывающие отдельные временные отрезки из эпохальной одиссеи Эриофоры. Жаль, ощущения пролетающего мимо времени не возникает, скорее всего за счет того что для героев в состоянии бодрствования проходит не так уж и много лет.
Первый рассказ, открывающий «Революцию» дарит нам историю юной Сандей. Затем роман. Второй, хронологически идущий после романа, добавляет новые переменные в устоявшуюся картину мира. Третий, завершающий сборник, вновь возвращает нам Сандей, сталкивая ее со сложнейшей задачей.
Роман, как обычно у Уоттса полон научной терминологии (не слишком легок для гуманитария), глубин космоса с его звездами, циклопическими расстояниями и размерами. Местами схематичен и суховат.
При относительно небольшом объеме книга вмещает в себя массу событий и смыслов. Показывая эволюцию мини-социума Эриофоры (точнее его небольшой части). От энтузиазма, пофигизма через осознание нюансов, сомнения, к жажде свободы и борьбе.
Эрго. Приятный «сайнс» с психологией «корабля поколений», ИИ, ограниченным своими создателями, баловством с вотчиной Хроноса.