Четыре спартанца и девицы, или Макгаффин в космосе
2552 год. У Объединенного правительства Земли дела идут не лучшим образом. Мятежи на Внешних колониях, жаждущих независимости. А главное – война с расой чужих, известных как Ковенант. Расой, о которой люди не знают почти ничего. Ни их целей, ни даже расположениях их планет.
Во время очередного сражения с Ковенантом, один из Спартанцев, суперлюдей, созданных для битв, находит странный артефакт.
Артефакт, будящий в нем странные чувства и исчезнувшие воспоминания. Артефакт, способный создавать мощнейшие энергетические поля. Артефакт, чертовски необходимый Ковенанту.
И, возможно, способный повлиять на исход войны. Судьбы всего живого в Галактике.
Космические проекты частенько привлекают внимание публики: красивое! Но не всегда оправдывают ожидания. В данном случае источником вдохновения создателей Halo стала одноименная серия игр шутеров от первого лица.
Скажу сразу, до лучших образцов, типа того же Пространства Хало откровенно не дотягивает. А вот ассоциации с Основанием возникали во время просмотра не раз.
Перед нами три основных сюжетных линии, которые то переплетаются, то расходятся.
Центральная связана с главным героем сериала — спартанцем Мастером Чифом, он же Джон 117 по прозвищу Демон (Шрайбер ). Самый ценный военный актив Космического Командования Объединенных Наций (ККОН). Самый сильный, самый быстрый, самый смертоносный. Самый, самый, самый.
Считающий себя созданным для битвы. Абсолютно бесстрастный и безэмоциональный. Идеальный солдат. Достигается все это благолепие имплантом, устраняющим эмоции, позволяющим всегда быть на высшем уровне боеготовности. Однако, как неоднократно доказано литературой и кинематографом («Универсального солдата» не смотрели что-ли?), попытка создать отмороженных терминаторов не работает, рано или поздно, так или иначе парни «срываются в человечность». Срыв Джона связан с операцией на Мадригале и парой находок на этой планете. Девчонкой-подростком, выжившей на аванпосте и сюжетообразующим артефактом, разбудившим воспоминания спартанца. С воспоминаниями Мастера дело нечисто. Причем, дело даже не в том, что картинка бегущей рядом собачки может помешать ему бодро мочить всех, на кого укажет ККОН. Дело гораздо сложнее.
У Шрайбера поначалу особо развернуться не выходит. Первую серию он и вовсе по заветам Мандо бродит, почти не снимая шлема. Затем профессионально демонстрирует каменную морду лица (что особенно обидно, вспоминая его шикарного лепрекона из «Богов»). Постепенно актеру все же дают немного поиграть. Джон начинает развиваться, чувствовать, открывать для себя новизну ощущений, мир обычных людей, с удивлением наблюдать за нормальной жизнью, эмоциями гомо сапиенсов, искусством, насыщенным миром вокруг.
Активно пикируется с Кортаной – искусственным интеллектом, подсаженным ему в мозг.
С ней связаны приятные кадры, когда неплохо нарисованный мультяшный ИИ вполне корректно взаимодействует с реальными лицедеями.
Также можно отметить экс-однокашника Джона — Сорена (Вудбайн ). Не пожелавшего становиться полноценным спартанцем, взамен этого сбежавшего на станцию Осколок — пристанище здешних маргиналов.
Сюда же примыкает арка гениальной доктора Хэлси (Макэлхон ) – создателя спартанцев и Кортаны. Фанат познания, не терпящая сбоев. Тетенька, с милой улыбкой демонстрирующая холодный разум, истинно научный подход к любой проблеме, подход, не имеющий ни малейшего отношения к людской морали и этике. Способная на любое действие для достижения результата. В хвост и гриву использующая тех, кто ей доверяет, на щелчок пальцев манипулирующая людьми. И все, конечно же, исключительно ради благих целей.
И ее кровинушки Миранды Киз (Грэй), также ученой. На диво высокоморальной девицы, не гнушающейся, тем не менее, по-тихому «подсидеть» ридну матинку.
Вторая линия принадлежит пылкой дочери генерала повстанцев Кван Ха (Ерин Ха). Упрямой как осел, активной юнице, не признающей правил, всеми силами стремящейся в борьбу за независимость родного Мадригала. Как там у классиков: «Кто в молодости не был радикалом…» Тут еще и желание мести за отца, странным образом оказавшееся направленным не на его убийц, а на скользкого губернатора Виншера (Горман).
Третья – проходит под девизом «Баба Яга в тылу врага» и олицетворяется строгой блондинкой Благословенной (Мерфи). Женщиной, подобранной Ковенантом еще подростком, воспитанной у чужих, ненавидящей людей, считающей их мерзким наростом на теле вселенной. Мерфи активно строжится лицом, усиленно артикулирует, показывая внеземную речь. При этом всем девичьим сердечком в глубине души втайне жаждет нормального женского счастья.
Мира как такового, его истории, особенностей, путей развития, постановщики откровенно жалеют. Как развивалось здешнее общество, мы не знаем. Как они дошли до жизни такой – тоже. Дано – Объединенное правительство Земли и Внешние колонии. Плюс некоторое количество рас чужих, из которых мы увидим лишь Ковенант. Война. Все.
Маловато будет.
Одной из основных фишек этого поджанара, собственно космоса, и красот будущего, в Хало негусто. Космические корабли и редкие полеты в вакууме. Короткий путь через подпространство. Контуры планет в небесах. Панорамы городов на разных небесных телах, пустынно-татуинистый Мадригал, милитаризированный Предел, места жительства чужих. Станции, пояс астероидов, обиталище мусорщиков. Осколок – состоящий из соединенных вместе астероидов, приспособленных под жилье, экстремальным метро и летучим трамваем. Подземные обиталища и военные базы. Как видите, кое-что имеется, но выдают нам это слишком скупо. В час по чайной ложке.
Экшена также не сады. Что для сериала, основанного на шутере, мягко говоря, нелогично. Дебютное сражение на планете… и долгое время тишина. Причем смотрится это самое сражение странновато. Бессмертные калаши и помповухи в руках повстанцев навевают картины из «Безумного Макса».
Как и грязные шмотки, ржавые машины, эпичная система обороны — стать стадом внутри кольца стен без прикрытий любых окопов и дотов. Все это чертовски диссонирует с высокотехнологичными копытными ящерками-элит из Ковенанта и Спартанцами. Столкновение меж последними также особого экстаза не вызывает. То банальные перестрелки, то неловко смотрящаяся акробатика, в исполнении закованных в глухую броню неповоротливо-громоздких носорогов-спартанцев.
Затем скромные пострелялки с погоней…и вновь затишье. Лишь к пятому эпизоду нас обеспечат более-менее интересным и относительно масштабным сражением.
А вот пафоса нам нальют выше крыши. Мятежники пафосно жаждут независимости. Руководство ККОН пафосно-истерично не желает выпускать контроль из ручонок. Мастер Чиф пафосно твердит о своем предназначении воина. Миранда пафосно негодует об убийстве девочки-подростка. Кто-то пафосно возмущается попытками заменить сознание спартанца – «он же человек!». Пафос водопадами льется из ушей у персонажей и зрителя.
Трепа тоже многовато, даже скажем чересчур многовато. Члены комитета, все эти адмиралы, капитаны и ученые много бродят по локациям, беседуют, делятся планами, превращая потенциальный боевик в разговорную недодраму.
Поднимаются непременные темы тирании, военной диктатуры, полицейского государства, бедноты, живущей в жутких условиях под дубинками «стражей порядка». Передовых парней, жаждущих свободы. Ученых, способных в стремлении к познанию создать что-то похуже атомной бомбы. Мести, которую легко спутать с правосудием.
Эрго. Потенциально любопытный космический боевик, внезапно ставший разговорной «как-бы» драмой, с редкими вкраплениями экшена, скупо выделяемыми картинами космоса, эпичным пафосом и средними актерскими работами.
Режиссер: Отто Батхёрст, Джонатан Либесман, Роэль Рейн
Время ковбоев, или Привет от Хроноса/ Ничто не уходит бесследно
Роялу Эбботту, хозяину ранчо в Вайоминге, было о чем подумать. Пропажа невестки 9 месяцев назад, нелады с деньгами, попытки богатых и наглых соседей отжать у него большой кусок земли.
А тут еще и таинственная аномалия посреди Западного пастбища. Нечто невообразимое, подрывающее сами основы привычного мира.
Половину сезона перед нами картина сурового быта вайомингских ковбоев, живущих в месте где «все только и делают что воруют». А фантастический элемент остается на грани восприятия, исподволь влияя на мотивацию некоторых героев.
Ковбойский быт ранчо и окрестных поселений показан во всем колорите. Суровые непреклонные мужики, крепко держащие быков за рога. Непременные стетсоны без которых аборигены, похоже, и в туалет не ходят, а некоторые и в кровати с ними не расстаются. Большие, вычурные пряжки на широких поясах. Перегоны скота с пастбища на пастбище. Возня с седлами, лассо и прочим инвентарем. Местный любимый спорт — родео – попытки максимальное время удержаться на спине разъяренного быка. Бары, где жители широко отдыхают душой. Со столами для покера, громкой музыкой, теснотой и пьяными как чип посетителями. Обжимашки молодняка прямо во дворах питейных заведений. Молельные собрания, чтения библии для дам. Ковбойский рок-клуб с тяжелым роком и дискотекой!
Дополняет картину красивая природа. Огромные безлюдные просторы прерий, то выжженных солнцем, то привольно зеленеющих. Леса с диким зверьем, вплоть до медведей. Горы на горизонте со снежными шапками или отвесными пиками. Гранитные скалы прямо в лесу. Восхитительно объемные кучевые облака. Закаты и рассветы.
Достаточно быстро стартует детективная линия. Причем преступник зрителю известен сразу, в отличие от временного шерифа. Впрочем, расследование особо сложным для нашей индианки-шерифа (открытой лесбиянки – ну как без актуальной повестки, объединяющей ЛГБТ и расовую терпимость!) не становится. Со временем догадываться о виновнике начинает все больше людей, но нюансы остаются.
Злодеяние, совершенное в городке, меняет судьбы двух семей – Эбботтов и Тиллерсонов. Соседи-соперники, ковбои, живущие тут с незапамятных времен. Владельцы огромных территорий и крупных стад.
Роял Эбботт (Бролин). Классический суровый ковбой (не просто так), в молодости активно занимавшийся родео. Не знающий, что такое Бог, порой ненавидящий Создателя. Несущий на себе эмоциональную броню невозмутимого самурая. Безвестный мальчишка с детскими психотравмами, потерявший родных и прибившийся к семейству Эбботт. С детства покоривший их любимую дочь Сисилию, и не расстающийся с ней до сих пор. Искренне, но без особых проявлений любящий своих родных, изо всех сил заботящийся о сыновьях, готовый ради них на что угодно. Обнаруживший «нечто» в своих владениях. Первым испытавший его действие. Напрочь утративший душевное равновесие в связи с этим действием. Настолько, что даже его броня частенько дает трещину. Старающийся оградить семью от взаимодействия с находкой. Некогда ставший спусковым крючком невероятных событий («хочу исчезнуть»).
Сисилия (Тейлор). Крепкая, сильная, набожная женщина, в связи с некоторыми событиями получившая на свою голову полноценный кризис веры. Что делать, если благо семьи входит в серьезное противоречие с заповедями?
Перри (Пелфри). Старший сын семейства, имеющий дочь-подростка, но не имеющий жены, бесследно пропавшей 9 месяцев назад. Тонко чувствующий мужик, сумевший в свое время выбраться из ковбойского омута, закончивший колледж, но зачем то вернувшийся в болото родного ранчо.
Ретт (Пуллман). Младший сын, пошедший в отца и всерьез увлекшийся родео. Бабник, любитель выпить. Тайно влюбленный в красавицу Марию (Арраиса ). В отличие от брата так и нашедший сил покинуть родительское гнездо, нынче изрядно об этом переживающий и подумывающий изменить ситуацию.
Среди Тиллерсонов «рулит» глава рода Уэйн (Пэттон). Наглый самодовольный богач из тех кто «никогда не проигрывает». Заядлый охотник, эпатажник и стиляга (про стетсон в кровати – это о нем). В детстве столкнувшийся со сверхъестественным и до сих пор ждущий новой встречи. Тяжело больной старик, по мнению родных, теряющий разум.
Его экс-супруга Патриша (О’Коннелл ). Дама с железной хваткой, достойная пара прущему как танк по жизни Уэйну.
Сыновья вышли гораздо бледнее. Билл (Рейд), поющий везде и всюду, даже на похоронах. А о Люке и этого не скажешь.
Именно патриархи семейств плотнее всех сталкиваются с неведомым, и чуток «двигаются» мозгом на почве фантэлемента.
Все это конечно, благородно, скажите вы, но как тут собственно, насчет фантастики?
За нее долгое время отвечает Отэм (Путс ). Слишком много знающая, прихипованная девица, любящая улыбаться, несмотря на неправильный прикус. Загадочная фемина, не помнящая детства, которой будто медом намазано на Западном пастбище семьи Эбботт. Фаталистка, жаждущая избранности, изменения мира, ведомая привидевшемся ей знаком. С каждым днем, все больше прощающаяся с «крышей». Давшая первый толчок многим событиям. Активно влияющая на судьбы других героев.
Место, в котором живут герои – непростое. Тут частенько пропадают люди, народ накрывают массовые галлюцинации (или нет?). Бродят слухи об увиденных в окрестностях мастадонтах. А одинокого бизона некоторые жирные персонажи при всем желании не смогут отнести к слухам.
Активного действия в проекте минимум: события в баре, последующий «дружественный визит» да финальная ковбойская разборка.
Сериал полон размышлений и глубокомысленных высказываний о времени, его природе и сути. «Время та еще мразь», «время это измерение». Легенд о батюшке Хроносе, его влиянии на мироздание.
Интрига вроде неплоха, но подается слишком уж дозировано, в результате становится несколько скучновато. Сократить Outer Range не помешало бы. Как и уволить «рисовальщика» животных. Все они, кроме разве что одинокого бизона, выглядят крайне неправдоподобно.
В предпоследней серии нас ждет приятный «нежданчик», взбудораживший чуток подзастоявшееся ковбойское болото. Плюс невнятный намек на продолжение. Как на меня – излишний.
Эрго. Психологическая драма-триллер, опирающаяся больше не на фантэлемент, а на ковбойскую атмосферу, загадку и преображение персонажей.
Режиссер: Дженнифер Гетцингер, Алонсо Руиспаласиос, Эми Саймец, Лоуренс Триллинг
Вы не один!, или Под крылом египетских небожителей
Стивен Грем был самым натуральным и махровым неудачником. Скучная работа, деспотичная начальница, никого рядом, кроме аквариумной рыбки. Даже его имя окружающие постоянно путали!
Но оказалось, что внутри него живет еще одна грань. Безжалостного и смертоносного бойца, способного решать судьбы богов, защищать слабых, бороться не только с людьми, но и потусторонними тварями. Вершителя правосудия. Лунного Рыцаря.
Четвертая фаза кинематографической вселенной Марвел в самом разгаре. Большому экрану, не уступает малый.
И вот очередной свеженький супергерой.
Проект, интересный в первую очередь бенефисом Айзека. Личностей у парня поменьше, чем у Кевина, всего две (или нет?) но все же.
Марк Спектр. Судя по всему изначальная грань. Крутой, правда, мертвый наемник. Отличный безжалостный боец. Мужчина, искренне переживающий за супругу. В костюме, защищающем от пуль (но не от копий?), увеличивающем силу и регенерацию – и вовсе боевая машина сама в себе. Неплохо, но ничего особенного. Парней, знающих что делать по обе стороны от мушки, мы у Айзека уже видали.
Стивен Грем гораздо интереснее. Мягкий, застенчивый, слабый, скромный, нерасторопный, комичный, пугливый. Изрядный зануда. Не способный постоять за себя, не приемлющий силовых решений. Живущий без пары, лишь с аквариумной рыбкой. Веган и маменькин сыночек. Готовый часами изливать душу молчаливому лицедею в образе живой статуи. Умный, эрудированный, начитанный, тонко чувствующий, добрый, разбирающийся в истории и поэзии, отличный египтолог, как орешки щелкающий загадки. Даже костюм под себя видоизменил!
Шикарно смотрятся переключения между личностями. Неплохо — рассказ о том, как они дошли до жизни такой. Общение этих парней между собой, пикировки, ссоры, попытки достичь взаимопонимания — и вовсе становятся фишкой сериала.
Начало проекта вышло на славу. Действие стартует с места в карьер. Нас окутывает пароноидальное безумие, шизофрения и галлюцинации в духе Легиона. Герой оказывается черт знает где, без воспоминаний о том, как тут очутился. Из памяти пропадают целые дни. Хмурые мужики стараются извести его со свету, причем абсолютно непонятно за что. Особенно приятно, что это далеко не единственная фантастмагорическая часть сериала – далі буде.
А когда первое впечатление теряет свою силу, проявляется еще одна сильная сторона Knight – египетские боги.
Наш ГГ получает свою силу не от укуса паука, инопланетного происхождения, или технического гения. А от древнеегипетского бога Луны Хонсу. Точнее от его церемониальных доспехов. Доспехи хороши, не спорю, а вот сам Хонсу, с его птичьим черепом вместо головы – пацан специфический. Грубый, наглый, невоздержанный, склонный к истерикам «в стиле трехлетки». Несущий правосудие недрогнувшей рукой своего аватара.
Ведь боги Черной земли давным-давно устранился от самоличного вмешательства в дела людей. При необходимости действуя через своих аватаров – либо непосредственно «нисходя» в тела избранников. Либо капая им на мозги советами и рекомендациями. Чем особенно увлекается как раз Хонсу.
Встреч с аватарами другими небожителями нам подарят минимум, но те что есть – запоминаются, особенно собрание Эннеады.
Что особенно приятно, антагонист ленты также вышел на славу (что для Марвела далеко не рядовое событие).
Артур Хэрроу (Хоук). Некогда аватар Хонсу, нынче активно работающий над возрождением богини Амат. «Первой в мире бабайки для злодеев».
Хэрроу – напоминающий повадками вкрадчивую змею. Способный переделать мир, создав из криминального района города – натуральный парадиз. Харизматичный фанатик, абсолютно убежденный в правоте своего дела. Взращенный причинением боли другим, нашедший искупление в попытках вернуть к жизни свою богиню (или чудовище). Искренне жаждущий отделить зерна от плевел, раз и навсегда уничтожив Зло на земле. Возглавляющий приверженцев Амат, своим количеством и вездесущностью вызывающих ассоциации с ребятами профессора Кэрролла из Последователей.
С этой аркой связана любопытная моральная дилемма. Методы Амат своеобразны. «Весы видят все» — Артур с помощью частицы силы своей богини может определить любое потенциальное зло, таящееся в человеке. Даже если он его еще не совершил. Даже если еще не задумывался о такой возможности. Миг колебания весов – и «ты хороший человек». Или «Жаль, что ты не увидишь мир, который мы создадим». Эдакое развитие диковских идей из «Мнения». «Амат вырывает зло с корнем, начиная судить еще до его свершения, она искоренит саму возможность зла». Чертовски заманчиво – никакой Гитлер под приглядом Амат просто не возник бы.
Но есть нюансы. Человек – существо слабоосознанное и несдержанное в мыслях. И мысли о злодействе, которое время от времени посещают наши головы, редко когда воплощаются в жизнь. Амат же собирается карать именно за мысли. И потенциальные возможности преступления. Она судит невиновного, того кто еще ничего не совершил. Судит за идею, ее не останавливает возраст – невинный младенчик, который может стать злодеем – обречен. Вот с ребятенками это она зря – дети ведь наше все!!?
Все вроде так. Но опять-таки имеются нюансы! Огромное количество народу, весело следующих за Хэрроу. Ок, допустим их еще не проверяли на весах, и они искренне верят в свою идеальность. Туповаты все поголовно, что поделать. Но как быть с тетенькой, без проблем прошедшей испытание? Все таки есть среди нас чистые духом гомо сапиенсы? Прямо вот тут рядышком? А значит, возрождение Амат отнюдь не геноцид человечества, а всего лишь отбор тех, кто действительно достоин? Причем отбор по чистоте помыслов?
Экшена в сериале «в плепорцию». После динамичного начала с драйвовой погоней по горному серпантину изрядное затишье, следом новая порция движухи, с использованием костюма, ножевыми, копейными, рукопашными схватками. Скромно, но со вкусом.
Порадуют нас лондонскими улицами, глянцевым Египтом, напоминающим крайнего Пуаро, с ночным Каиром, шумными рынками пирамидами (причем, не только снаружи). Археологическими подземными похождениями в стиле Индианы Джонса, со смертельными опасностями, чудищами, сокровищами и открытиями.
Приятно смотрятся божественные забавы, среди которых выделяется вращение небес и загробный мир с египетскими особенностями работы с усопшими.
Из персонажей можно еще отметить Лайлу (Каламави), дочь археолога, жену Макса и боевитую наследницу Лары.
Нас то погружают в натуральное сумасшествие, то устраивают экскурсию столицами мира, то отправляют в археологический квест по поиску гробницы, то опрокидывают в классическую супергероику с неуязвимым костюмированным персонажем, раскидывающим врагов направо и налево. В целом смотрится неплохо.
Эрго. Супергероика в археолого-древнеегипетском стиле, двумя Айзеками по цене одного, качественным антагонистом и любопытной моральной дилеммой, дебютной безуминкой и колоритной картинкой. Жаль экшена пожалели.
Древнеримская реконструкция, или Путешествие на машине времени
74 год до нашей эры. В известной капуанской гладиаторской школе Лантула Батиата происходит побег. 78 гладиатров под предводительством Спартака с боем прорываются из города и устраивают лагерь на горе Везувий. Так начиналось одно из самых известных восстаний в истории Древнего Рима.
Практически все мальчишки и девчонки, а также их родители, в жуткие времена советского тоталитаризма слыхали о Спартаке. Кто-то из школьной программы. Кто-то благодаря ЖЗЛ или книге А. Мишулина. Кто-то из романа Джованьоли или голливудского фильма с Дугласом. Еще в те далекие короткоштанные времена терзали наши детские души некоторые вопросы. О Криксе и его ссоре с предводителем. О странных действиях гладиаторской армии в Галлии и причинах возвращения в Италию. О сицилийской эскападе. Хватало темных мест. Харьковский историк и писатель Андрей Валентинов пошел дальше всех нас. Он не только задавал вопросы. Он попытался на эти вопросы ответить.
В результате вышла отличная зарисовка из жизни Римской республики времен Спартака, интересная не только реконструкцией тех кровавых событий, но и как наглядный и яркий пример работы историка с источниками. И того, как вообще пишутся исторические книги. Проблема, вставшая перед Валентиновым, касается практически всех исторических исследований по эпохе Древнего мира. Обрывочность и противоречивость источников. Некоторые работы частично утрачены, некоторые написаны гораздо позднее, и выгораживают «своих». Вот и приходится исследователю собирать по информацию по крупицам, сопоставлять, анализировать, подтверждать другими летописями и трактатами, подвергать их критическому и логическому разбору. Работа, прямо скажем, адова. Валентинов проделывает ее фактически на наших глазах.
Разворачивая перед читателем общую картину жизни римской республики. Не забывая общепринятый, скажем так канонический, взгляд на события 74 года до н.э. А также его разоблачение, а скорее корректировку. Вперемешку следуют короткие цитаты из трудов древних. Авторские комментарии и реконструкция событий. Критические вопросы к канону и летописцам. Свои варианты, размышления, домыслы и логические построения. Начиная с лета 74-го и до последней битвы. И даже позже.
Подвиды гладиаторов. Происхождение Спартака. Национальные и идеологические противоречия среди восставших. Их возможные цели. Влияние общего на частное, прошлого на настоящее. Постепенно перед нами во всей красе раскрывается авторская версия происходящего. Теория Валентинова хороша, тщательно продумана, проработана и действительно дает ответы на большинство вопросов. Верить построением Андрея или нет? Решать каждому читателю, все равно без машины времени выяснить их истинность не получится. Но в логике и стройности аргументов Валентинову не откажешь.
Как и в современном, живом, «вкусном», ироническом языке, котором написана книга. Метафоры, сравнения, аналогии, понятные читателю 21 века, как на донышке раскрывают перед нами жизнь Древнего Рима. Добавляет в блюдо остроты стиль романа, активно реконструирующего события, полностью окунающего нас с вами в жаркое лето 74-го. А также 73-го и 72-го. Мы побываем в палатке Спартака и клетушках гладиаторской школы. На римском форуме и в рабском эргастуле. На поле боя и стратегических советах. Натуральная поездка на машине времени.
Плюс автор постоянно общается с читателем. Не обращает никакого внимания на 4-ю стену, вовлекает публику в обсуждение идей и теорий, вместе с нами опровергает или доказывает их, советуется с читателем, ставит его на место героев. Погружение и сопереживание 88 уровня.
Причем порой Андрей касается моментов, не так уж часто освещаемых в популярных книгах о Риме. Сакральный смысл гладиаторства как явления. Мистика, окутывающая древних римлян, влияние религии на жизнь республики. Особенности отношения к гладиаторам и древнеримского рабства вообще. Нюансы обустройства римской армии того периода. Весьма познавательно. Заодно подбрасывая периодически провокационные и крайне неожиданные теории, связанные непосредственно со спартаковским восстанием.
Мистике и религии в романе уделяется преизрядно места, что вполне логично для описания того легковерного (или высокодуховного?) времени. Как и не очень известным темным нюансам римских религиозных канонов, а также их сходству с иудаизмом.
Без нашей любимой фантастики, а точнее альтернативной истории, Валентинов также не обошелся. Многоходовые игры, стратегические ходы (скорее всего имевшие место и в текущей реальности), возможные альтернативные варианты будущего для Спартака и всей Римской республики. Увлекательно.
Эрго. Шикарное исследование-реконструкция одного из самых значимых событий истории Рима. Читать всем, кто хоть капельку интересовался историей гордых квиритов и Древнего мира вообще.
P. S. Обещание насчет второй части Андрей выполнил. В 2006-м он написал уже не историческое исследование, а полностью художественный роман «Ангел Спартака». Щемяще-пронзительно-атмосферный рассказ от первого лица. И отнюдь не Спартака. А вот третью часть ждем до сих пор. Ничего, дадут боги дождемся.
В Готэме неладно. Впрочем, как всегда. Наркотики, коррупция, мафия, бедность, неравенство. И даже линчеватель в костюме Летучей мыши не в силах исправить ситуацию.
Но все это как оказалось, были лишь цветочки. Ягодки вызрели вместе с убийством мэра, совершенным таинственным Загадочником.
Он не собирается останавливаться, затеяв игру в шарады с копами, обещая поднять на воздух пороховую бочку Готэма.
И никому не под силу разгадать головоломки и остановить злодея.
Кроме олицетворения Возмездия Готэма — Бэтмена.
Киновоплощений мстителя Готэма мы видели немало. Последним про счету был Аффлек, появившийся в двух лентах расширенной вселенной DC.
Однако с 2017 утекло немало воды, и Голливуд решил в очередной раз ребутнуть Человека-летучую мышь.
Свежий «Бэтмен» оставляет крайне противоречивые впечатления.
У Роберта Паттинсона («Маяк», «Довод») вышел весьма своеобразный Бэтмен. Да, режиссерская задумка читается. Мэтт Ривз захотел показать Летучую мышь «в начале славных дел», дав акцент не на экшене и гаджетах, а на детективе и психологическом перерождении. Бэтмен Паттинсона действительно молод и неглуп, демонстрирует интеллект и дедуктивные способности. Наблюдателен, нетороплив, легко разгадывает ребусы оппонента. Отшельник, лелеющий детскую психотравму. Мелахолично-печален, наивен, лопоух, искренне старается разобраться в тайнах семьи. Переживает за жителей города, считает своим священным долгом выступать на их защиту. А вот с эмоциями у парня туго. Фактически одна «Грусть-тоска» либо отрешенность (эдакий Рыцарь печального образа). Это то, что читается на открытом лице, а ведь большую часть времени актер проводит в маске. Играть одним подбородком и глазами у Роберта выходит слабо (дело нелегкое, не спорю). Вдобавок внешне, гламурной челкой и опущенными уголками рта, чертовски напоминает вечно огорченного и пессимистичного бассет хаунда.
Постановщики добавили в блюдо перчика, напрочь позабыв о шлейфе роли, кроме всем известной безвременной кончины родителей. Чем парниша занимался два десятилетия? Обучался сражаться у Альфреда? Допустим. Тогда откуда шрамы? Как он провел два года своей бэтменской карьеры? Откуда знает Гордона? Почему тот ему столько сильно доверяет, рискуя карьерой, таскает на места преступления? Нет ответа.
Бэтмен вновь, как в лентах 80-х, никого не убивает (рейтинг, чтоб он был здоров), и даже не наносит серьезных увечий, оставляя у противников максимум синяки и разбитые лица. Отношения с властями и горожанами у него ровные и рабочие. Да, копы, конечно же, в какой-то момент попробуют изловить «линчевателя», но возьмутся за дело вяло, и быстро позабудут о своих намерениях. Не до них. Жители Готэма и вовсе будто игнорируют мужика в странном прикиде: бродит тут какой-то фрик, и бог с ним. Максимум слухи пошли.
Обязательные моменты, связанные у зрителя с Летучей мышью, на месте – его друзья и враги, непременный конфликт с властями, гаджеты, полеты на тросах и бэтмобиль. Все чин по чину.
Зато режиссер по полной программе отработает арку осознания бесполезности возмездия и силовых решений. Проведя героя от классического линчевателя (ну как классического, в рамках рейтинга, каким должен быть настоящий – спросите у Фрэнка Касла) до волонтера и внештатного сотрудника МЧС. Ведь самосуд, творимый человеком, стоящим над Законом, вызывает у маргиналов искренний интерес, формируя подражателей и следующую волну насилия.
Скажу сразу – не убедил.
А вот тот момент, что как Уэйн парень может сделать для города больше чем Бэтмен – любопытен. Хотя тоже не бесспорен (см. пример папани).
Не пожалели создатели ленты тяжеловесного пафоса, льющегося с экрана с первых минут. Из закадрового голоса протагониста. Предвыборных дебатов. Речей власть имущих на камеру. Роликов Загадочника.
И открытий для белошвеек (точнее американских обывателей): «думаете, на выборах что-то решается?». Оказывается, настоящей властью в городах являются не избранные мэры или полиция, а вовсе даже натуральный криминалитет, а точнее крепкая спайка «преступного города с властной деревней». Кто бы мог подумать.
Экшена в ленте не сады. То вспыхнет драка с гопотой. То заруба с охраной клуба. То беготня от полиции. То полет на костюме-крыле (над посадкой стоит поработать). То погоня за Пингвином – ну хоть она хороша. А тут уже и финальное столкновение подоспело. Негусто.
Бэтмен регулярно пропускает удары, порой даже от уличных разболбаев (слабенько тебя, малец, Альфред учил). Допускает ошибки. Поддается страху перед полетом. Позволяет расстреливать себя в упор (благо, хоть костюм не подводит). Постановщики максимально стараются приблизить супергероя к народу.
Придумали создатели впечатляющий финальный твист, переводящий картину в ранг лент типа 2012. Жаль, показать его на высшем уровне не смогли. Странно, бюджет вроде позволял.
Динамика развития сюжета нетороплива, лента кажется плавной и затянутой.
Изрядная часть привычных гаджетов, как я уже сказал, на месте. Нора Бэтмена в шахте, где вьются сотни летучих мышей (и это после ковида!!!). Тяжелобронированный костюм (держит винтовочную пулю в упор, и не одну). Прыжки в пустоту с крыши и подъем наверх с помощью тросов. Костюм-крыло. Мотоцикл с широченными колесами. Бэтмобиль, которого нам почему-то толком не покажут. Линза на глазу, способная передавать, записывать видео и опознавать личности.
Атмосфера нуара понравилась. Вечная темнота и непременный дождь. Внушающие страх тени. Обреченность, скользящая в словах ГГ. Молодежные банды и бессилие копов. Повальная коррупция и всевластие мафии. Готэм по праву держит одно из первых мест в рейтинге самых отвратных мест для жизни.
Не обошлось без социальных линий в духе "Джокера". Тоже правда, до боли банальных. Оказывается, неравенство – не «гуд», быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. А сирота-миллиардер живет круче, чем безбатченки в приюте. Хэлло, Кэп!
Христианских аллюзий, подкрепленных церковным саундом и финальными кадрами в стиле Данко («печинка згасає!»).
Детективная линия подается в духе Se7en, а может «НД». И вообще у ленты 2022 множество отсылок к фильму Финчера (как, впрочем, и к трилогии Нолана). Напарники, столкнувшиеся с загадками, подбрасываемыми сбрендившим маньяком. Мрачнейшая атмосфера окружающей действительности. Обрыдлый дождь. Реализм окружающей нас серой действительности с людскими грехами и проблемами психики. Супердетективом Брюс себя не показал, но мячи, подаваемые оппонентом, отражал уверенно. Не сумев разобраться, правда, в общей картине.
Соратники Бэтмена на уровне.
Женщина-Кошка (Кравиц ). Криминальная девица, одинаково вольготно чувствующая себя в образе бой-бабы, раскидывающей здоровых мужиков, ловкой воровки и симпатичной фемины, заставляющей оглашенных самцов истекать слюной.
Лейтенант Гордон (Райт). Старый служака, единственным достоинством которого, по всей видимости, является честность. Поскольку как детектив он гроша ломанного не стоит. Зато знает к кому обратиться, что тоже немало.
Дворецкий Альфред (Серкис ). Бывший сотрудник разведки, ставший для Брюса вторым отцом. Обстоятельный, заботливый, не забывающий о том, чтобы главная сверхспособность Бэтмена – деньги — пребывала в надлежащем состоянии. Но изюминки образу все же не хватает.
Оппоненты тоже стараются не ударить в грязь лицом.
Пингвин, в исполнении кардинально загримированного Фаррелла – я его реально не узнал, пока список актеров не посмотрел. Отвратно-наглый, с лицом, покрытым шрамами. Скользкий, комичный, самодовольный, вызывающий одновременно жалость и брезгливость.
Загадочник (Дано). Двинутый психопат-революционер с социальной программой и тяжелым прошлым. Неплохо, хотя чересчур буффонадно, показал себя, будучи в маске. С открытым лицом не впечатлил. Не хватило безуминки.
А вот врагов, способных на равных противостоять протагонисту в бою, не нашлось. Лишь бездарная массовка, берущая числом.
Эрго. Спорная перезагрузка Бэтмена с неплохой нуарной атмосферой, любимыми гаджетами и вменяемым расследованием. Недобор экшена, банальную идейную подоплеку и главную актерскую работу к достоинствам отнести сложно.
Режиссер: Мэтт Ривз
В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Колин Фаррелл, Джеффри Райт, Пол Дано, Джейми Лоусон, Энди Серкис, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Кон О’Нилл, Макс Карвер, Чарли Карвер, Марк Киллин