«И опять на губах запеклись поцелуи валькирий», или «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место»
Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади не собирался покидать родной Багдад. Однако человек предполагает, Аллах располагает.
И вот он уже посол в дальние варварские края. А следом участник экспедиции конунга Бульвайфа, отправившегося на помощь королю Хротгару, чьи земли осаждают неведомые создания, которых нельзя называть.
Одна из самых атмосферных лент, посвященных древним скандинавам. История, показанная глазами человека бесконечно далекого от этой культуры. Слабо проявившая себя в прокате (с неимоверно раздутым бюджетом постановщики явно погорячились), но запоминающаяся с первого раза и растасканная на цитаты.
Картина взяла за основу три источника: роман Майкла Крайтона (автора в частности «Парк Юрского периода») «Пожиратели мёртвых», «Записка» реального путешественника X века ибн Фадлана о поездке в Волжскую Булгарию, эпос «Беовульф».
Мы почти с первого кадра оказываемся погружены в быт и отношения великих и ужасных викингов. Людей одним своим появлением отпугивающих безбашенных разбойников – «татар». Пьющих как не в себя, отвечающих на оскорбление ударом меча прямо на пиру, постоянно ржущих как кони – и ты не знаешь чем завершится этот смех – топором по черепу, протянутым рогом с медом, кровной местью или дружеским объятьем. Десятком бойцов способных справиться с любой угрозой. Бесстрашных и веселых философов-фаталистов, знающих, что их ждут в Вальгалле, в любой момент готовых как убивать, так и умирать. Радующих утонченного араба обычаями совместного умывания и прочим презрением к гигиене. Принимающих незнакомца не по его расе или цвету кожи, а по деяниям.
Шкуры, растрепанные гривы волос, одежды, рога для питья, огромные мечи норманнов. Бескрайние просторы северных земель, почти не знающие ноги человека. Щемящие душу пейзажи, заливы, горы, леса, окутанные смертоносным туманом. Поселения подданных Хротгара – утопающие в грязи деревянные избы, грязные, перепуганные пейзане, закопченный тронный зал.
Злодеи с их медвежьими и людскими черепами, раскрашенными телами и не рассуждающей жестокостью.
До одури атмосферное, мрачноватое путешествие в былое с его суровыми, жестокими, бесхитростными нравами, незагаженной природой и реликтами совсем уж древних эпох.
Молодой Бандерас в роли ибн Фадлан хорош. Изысканный, образованный араб, попавший в жутко непривычные обстоятельства межкультурного общения. Поэт, не профессиональный воин, просто достаточно храбрый, сообразительный и способный человек. Ах какую зависть вызывает его восприятие языков! (Изначально Ахмад ни слова не понимает из речи викингов, все их слова для араба (и зрителя) звучат откровенной тарабарщиной, но достаточно быстро герой находит решение проблемы). Вынужденный привыкать к чужим обрядам, привычкам, отношениям. Показывающий себя настоящим мужчиной, отличным бойцом, верным другом. Учитывая, что именно его глазами мы знакомимся с неведомым миром норманнов, его образ становится зрителю еще ближе.
Практически каждый из тринадцати северян имеет некую отличительную черточку, будь то татуировки, особенности снаряжения или поведения (хотя, как на меня, эти самые черточки имело бы смысл усилить).
Особенно запоминается монументальный Бульвайф (Владимир Кулич). Глыбища, истинный вождь, невозмутимый боец и предводитель, за которым можно пойти в огонь и в воду.
Да балагур Хергер (Стурхёй/ Сторхой). Если Бульвайф напоминает Одина, то Хергер, явно вдохновляется образом Локки, разве что без его коварства к друзьям. Веселый, неунывающий, смертельно опасный.
Ну и, конечно же, шикарные, чеканные, полные иронии изречения викингов: «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место», «есть у нас план? Есть, найти их всех и убить», «только араб мог отправиться на войну на собаке». Блеск! Создателям диалогов — пятерка.
Да, имеются в фильме спорные моменты. К примеру, несколько удивляют злодейсткие лошадиные табуны, количеством заставляющие покраснеть от зависти самого Бату-хана. Брошенная на произвол судьбы линия принца. Крайне легко переделанный меч (где-то за кадром бьются в истерике пара десятков кузнецов). Да и сражения в большинстве своем сняты сумбурно, вдобавок в ночной тьме, что изрядно затрудняет их восприятие. Хотя, обстановка бессмысленной, кровавой рубки в ночи, когда зачастую не знаешь, куда бить, и откуда прилетит удар, передана «на ура»
Эрго. Атмосферное, захватывающее и опасное путешествие в 10 век. Невзирая на некоторые недоработки, остается одной из лучших приключенческо-исторических картин (с элементами фентези) о викингах.
Режиссер: Джон МакТирнан, Майкл Крайтон
В ролях: Антонио Бандерас, Владимир Кулич, Деннис Стурхёй, Джон Десантис, Клайв Расселл, Тони Каррэн, Омар Шариф, Свен Воллтер, Дайан Венора, Андерс Т. Андерсен, Мина И. Мина, Сюзан Уиллис, Наталия Мохаммед МакЛеод, Свен-Оле Торсен, Брайан Йенсен, Джон Беар Кэртис, Грег Майклс, Мария Бонневи, Лайла Ализаде
Истребители чудовищ, исполняющие работу Геральта, или Старые кони, пашущие историю/Старики-разбойники
Двадцать лет назад — лучший и знаменитый на весь мир отряд наемников с гордым именем «Сага». Бойцы, для которых не было безнадежных ситуаций, гроза чудовищ и Короли Жути.
Теперь — несколько усталых пожилых мужчин, с болячками, ожирением, детьми и женками. Растерявших напор и подзабывших прежние умения.
Но когда одному из них понадобилась помощь для спасения дочери, отправившейся на войну, постаревшие Короли вновь собираются в банду.
Вовремя. Ведь над миром нависает жуткая угроза. Один из последних представителей расы могущественных колдунов ведет Жуткую орду чудовищ, уже сокрушивших западный рубеж человечества – Кастийскую республику. Уцелела лишь горстка защитников, запертых в осажденной крепости.
Крепости, где, как раз находится цель возрожденного отряда.
Встречая время от времени представителей канадского фентези (Эриксон, Кастелл), выяснил, что еще одним ярким представителем этого национального направления называют Николаса Имса. Парня, которому помог с первой публикацией уже упоминавшийся Себастьян де Кастелл.
Не зря. Kings of the Wyld оказался достаточно любопытным иронично-приключенческим фентези. Никак не эпик, да и к героике его отнести можно со скрипом, но приятно. Битв и сражений маловато, история мира очерчена пунктирно (чаще всего короткие экскурсы в прошлое сеттинга по абзацу, не больше), зато продолжительное путешествие-квест в наличии.
Итак, перед нами группа старперов, решивших вновь вспомнить молодость. Идея престарелых героев не нова, возьмем того же Аберкромби с его Логеном или Пратчетта с Коэном, но благодатна.
Перед нами люди пожившие, битые и мятые, покрытые шрамами и воспоминаниями. Гениев чистого разума среди них не отыщешь. Обычные наемники, каждый с персональным кладбищем. Трое из пяти 20 лет назад встретили женщин, изменивших их жизнь. Отдельно хочется отметить, что отнюдь не все эти встречи стали браками и любовью на всю жизнь. Одна из трех (нормальный процент, к слову). Остальные отношения ко времени написания романа или закончились, или все равно, что закончились. Кстати, именно прекрасных дам, автор считает фактором, способным разрушить самое крепкое мужское братство и радикально изменить жизнь воителей (не всегда к лучшему). Неправильный выбор спутницы жизни ведет к депрессиям, ссорам, ностальгии о прошлом. А правильный – придает силы, позволяет смириться с ненавидимыми грибами (до некоторой степени) и жить обычной, нормальной жизнью.
Если не заявятся экс-боевые побратимы. Шоб они были здоровы.
Клэй «Пузочес» — крупный мужик, ненавидящий шлемы, воин известный тем, что не сразу включался в боевые ситуации («тормозил, одним словом»). Именно от его имени ведется рассказ, и познакомимся с ним мы лучше всего. Тот самый единственный пример полностью удачного брака. Человек, который не собирался срываться в поход, его и дома, в принципе все устраивало. В молодости совершивший немало дурного, но изменившийся после встречи с будущей супругой. Таящий внутри немало детских психотравм, да и с папаней нехорошо получилось. Эдакий стержень, вокруг которого собираются бывшие Короли.
Гэбриель, в молодости известный как Золотой Гэб. Хвастливый, тщеславный, язвительный, но обаятельный. Сейчас уставший сломленный мужчина, теряющий дочь, которую как оказалось он чертовски сильно любит. Да и чувство вины никуда не денешь. Ведь из-за того, что Роза пошла по его стопам, она оказалась там, где оказалась.
Волшебник, а точнее ученый-алхимик Муг. Увлеченный двумя вещами. Поисками мифического совомедведа и лекарства от неизлечимой черногнили, унесшей жизнь его мужа (да-да, без нетрадиционно ориентированных героев роман не обошелся, как и без феминистических напевов – что вы хотите – мода!) и теперь принявшейся за самого мага.
Матрик Черепобой – пьяница, обжора, ловелас, сражающийся двумя кинжалами. Сейчас растолстевший король одной из держав Грандуаля. Отец пятерых детей, ни один из которых не является плодом его чресел.
Ганелон – самый опасный боец Саги, не познавший ужасов старения. Человек убивший 7 человек в 11 лет, а ушедший в наемники в 14-летнем возрасте. Прирожденный убийца, получающий искреннее удовольствие от сражений и смертей.
И никаких бардов! Они все равно долго не живут.
В общем, приятно, но ничего выдающегося. Да и «прет» им совершенно не по-детски.
А вот ироничная часть романа на высоте. Шутят, иронизируют и стебутся в романе часто и помногу. Есть юмор более удачный, есть менее, кое-что даже запоминается, как то судьба новоиспеченного императора и его проблемы с тестикулярной асфиксией, размышления о браке («Говорили ты сдох? Почти, я женился»), бассейн, в котором отдыхают, или забавная ситуация с разными подходами к объяснениям («Это долго объяснять… ну или так»). Что порадовало больше всего: ирония в книге почти всегда преподносится с абсолютно серьезным лицом. Забавные ситуации возникают от недопонимания, случайностей, разных взглядов на происходящее, своеобразного мировоззрения героев, частенько используется философское отношение к жизни. Почти нет нарочитого стремления насмешить (по большей части), в результате юмор воспринимается более органично. Распотешили, окаянные, ничего не скажешь.
Сеттинг вышел у Имса колоритным но достаточно стандартным. Державы, условно списанные с кочевников, северян-варваров, знойных южан и моряков (у этих, кстати, матриархат). Основное действие, впрочем, происходит в аналоге классической средневековой Европы. Летающие корабли. Религия, с которой как потом выясняется, все не просто. Вкусно описанные города. Контов Стан – Вольный Город, где нет законов, налогов, торговых пошлин. А заодно – порядка, замощенных дорог, почищенных сточных канав.
Или Пятипрестолье — сердце цивилизованного мира. Эдакая чаша, на верхней кромке которой живут богачи, на донышке беднота. Город, разделенный на несколько округов-районов по количеству местных государств (построенных в соответствующей стилистике) и управляемый советом с представителями от этих самых держав. С Денежным холмом, переполненным притонами, игорными домами, курильнями, тавернами, борделями, ломбардами, менялами, бойцовыми ямами, храмами – местами, где легко и приятно можно оставить деньги. И, конечно – аренами, где сражаются с чудищами. Один Макитон – расположенный на огромном корабле, закрепленном посреди реки, чего стоит.
Вот мы добрались до еще одного сюжетообразовывающего фактора цикла.
Местных чудищ. Монстров, нелюди, чудовищ, дикой нечисти здесь просто невообразимое количество, всех не запомнить и не перечислить. Появились они не просто так. Давным-давно печально известные друины – бессмертные, могучие волшебники с заостренные зубами и ушами похожими на кроличьи (местами напоминают навов, еще и могут предсказывать ближайшее будущее – что-то слишком мало их выжило для таких крутых парней, понятно междоусобицы, мало рожали, но все равно…) разводили монстриков для своих армий. Орки, гоблины, тролли, великаны, циклопы, кентавры, гноллы, гарпии, химеры, птицы рух, етики, раски (что бы это ни было), огры, виверны, мантикоры, драконы, люди-змеи, големы, волколаки, селки-русалы, кобольды, древеи (разумные деревья). Фух, это я еще и половины не упомнил. Чудовищ просто немеряно. Никакой Геральт не справится.
Но здешние гомо сапиенсы рук опускать не стали. Появилось такой феномен как отряды наемников – «банды», исполняющие работу отсутствующих в этом мире ведьмаков-ведунов. Наемники брались за уничтожение монстров в более-менее цивилизованных местах. И, конечно же, совершали походы в рассадник чудовищ – Кошмарную Жуть. Где смельчаков ждали зубы монстров, сокровища, магическое оружие и артефакты. А также – Проклятие Отступника — смертельная черногниль, от которой не существует лекарства. В результате самыми популярными, обожаемыми, известными, вызывающими восхищение и пиетет людьми в Грандуале становятся не короли, волшебники или барды. А наемники, а точнее их объединения.
Забавно наблюдать за реакцией протагонистов на изменения, произошедшие в наемничьем бизнесе. А изменений за 20 годочков случилось немало. Их молодые последователи не особо стремятся лезть в тысячемильные леса Жути, взамен вступая в бой со специально выращенными (!) чудищами в показательных боях на гигантских городских аренах. Собирая восхищение, аплодисменты не постфактум, а что называется: «не отходя от кассы». Современные наемники стали натуральными «медиа-персонами», рок-звездами с раскрашенными лицами и поцелуйчиками. Показушники! – сокрушаются герои, эх вот в наше время!
Монстры также дают возможность автору поговорить с читателем о ксеноциде и убийствах разумных. Рупором этой идеи выступает один из последних друинов – герцог Листопад,
откровенно мстящий гомо сапиенсам за убийства чудовищ, их повальное истребление. Одно мол дело, когда вы жизни свои спасали. А другое – когда детишек гоблинов или кобольдов уничтожаете. Или при аренах специально на убой живых существ с мозгами выводите.
Знакомит нас автор со своим миром последовательно и неторопливо через долгое путешествие. Выводя героев и читателя из провинции, проводя по границе лесов прямиком к сердцу цивилизации. Отправляя затем, понятное дело в Кошмарную Жуть. Ведь как Короли могут не посетить свои владения.
Имеются жесткие моменты, напоминающие, что, несмотря на иронию, перед нами дело серьезное, но их немного.
При этом экшена в книге достаточно скромное количество (не считая финальной битвы), хотя имеющиеся драки описаны живо и опять же с юмором. А вот с роялями из кустов автор порой перебирает. Не самый оптимальный прием, будем честными.
Эрго. Ироничное приключенческое фентези с кучей юмора разной степени удачности, немерянным количеством чудищ и длинным квестом-путешествием. Прилагаются любопытные, хотя и не идеальные престарелые герои, колоритно описанные города, скромное количество экшена и боги из машины.
P. S. Имс писал свою книгу, держа в уме аллюзии на рок-музыку, посему, как потом выяснилось, название «банды» наемников ведут свое происхождение от «rock band». Не считаю себя знатоком западного рока, посему в процессе чтения эти аллюзии прошли мимо меня.
Джо (которого на самом деле зовут не так) – частный детектив. А еще вампир. Да-да, то самый. Не представляющий жизни без людской крови, способный унюхать запах, когда его источник давно удалился, или проявить нечеловеческую ловкость. И солнечные ванны для него смертельны.
Есть, понятное дело нюансы, да и мистикой тут не пахнет. Обыкновенный вирус.
Но это не главное. Главное то, что Джо такой далеко не один. Есть одиночки, но остальные кровососы давно сбились в кланы. Причем, большинство вампиров отнюдь не стремятся к известности, предпочитая открываться лишь отдельным представителям гомо сапиенсов.
Новое дело, порученное Питту могущественным предводителем Коалиции – самого мощного объединения кровососов, не казалось особо судьбоносным. Посему, принимаясь за поиски источника того, что превращает людей в плотоядных зомби, Джо не догадывался, что хрупкое равновесие меж вампирскими кланами под угрозой.
И новая напасть грозит буквально перевернуть прежний мир.
Американец Чарли Хьюстон, автор небезынтересного постапа «Неспящие», за бугром известен в первую очередь нуар-вампирским циклом о Джо Питте, включающем в себя пять романов (на русский переводился лишь первый), и созданным как «практически умышленное подражание стилю Чандлера».
Особыми новаторскими идеями Чарли читателя действительно не балует. Мрачные городские джунгли Большого яблока, преступность, наркоманы, бомжи, богатенькие и не очень детишки, радостно окунающиеся в здешнее болото. Эдакий готический нео-нуар. А что бы жизнь медом окончательно не казалась – вампиры.
Здешние клыкастые близки к классическому представлению о ночных охотниках.
Пока в их жилах плещется людская кровушка, они быстры, ловки, сильны и выглядят вершиной эволюции.
Да, чеснок, распятие и святая вода им по барабану. Но главный враг, как и полагается — солнце. Способное в короткое время превратить живого мертвеца, в мертвеца вполне мертвого.
Нью-йоркские ночные охотники разделены на кланы, каждый из которых преследует свои цели и по-своему видит взаимодействие с людьми и друг с другом. Одни берут под крыло богатые кварталы, налаживая контакты с состоятельными хумансами, активно шифруясь от всех остальных и подчищая любые забавы с едой своих собратьев. Другие стремятся к социальным изменениям, ориентируясь на районы победнее. Третьи исследуют природу вампиризма. Мелкие группки в свою очередь пытаются урвать кусочек пожирнее. Не совсем The Masquerade, но что-то «маскарадное» в этом имеется.
Первопричина возникновения кровососов у Хьюстона, наоборот, далека от привычной, находясь в русле любимых современных трендов – вирус постарался. Его природа нам пока неясна, но действие очевидно. Пока поишь кровью свою любимую вампирскую тушку, зараженную вирусом – все в ажуре, и «плюшек» прилично. Но стоит «сесть на диету», по своей воле или нет — незабываемые ощущения обеспечены.
Именно эти самые ощущения выделяют стандартную, на первый взгляд, историю о кровососах из рядов ее собратьев.
Чарли не поскупился во всех малоприятных подробностях описать жесточайшую вампирскую «ломку». От ее первых проявлений, через неприятные ощущения, лишение сверхспособностей и все возрастающую жажду, до жесточайших болевых ощущений, приводящих на порог смерти. А заодно открывающих неожиданные возможности. За открытие читателю этой мало описываемой стороны вампирского проклятия, автору респект и пара сотен вистов в карму.
Второй приятной находкой Хьюстона стал Анклав – «вампиры-даосы», стремящиеся отказаться от потребления крови, для «обращения в частицу Вселенной». Мутноватая философия, позволяющая достигнуть весьма неординарных результатов. Как боевые единицы члены Анклава вне конкуренции. И это далеко не все чем они могут похвалиться.
Роман Хьюстона весьма жесток и натуралистичен, с описанием глубин нью-йоркского дна, убийств, поедания мозгов и страданий. Все в стилистике «крутых детективов», как и полагается. Да и деромантизацию ночных охотников стоит отметить. Нынче это дело нормальное, а вот 15 лет назад — большой шажок для человечества.
Линия расследования, наоборот, не поражает глубиной и запутанностью. На особые «вау-эффекты» рассчитывать не стоит.
Роман Хьюстона уделяет много внимания обонянию, с помощью которого протагонист-«нюхач» получает массу информации о мире и людях. Перед нами эдакая книга-запахов, однозначно ставшая бы бестселлером в кино-формате 7d с полным погружением.
Роман Хьюстона полон иронии и сарказма.
В отношении активно зарождающейся в то время толерантности и политкорректности (книга написана в 2005 году). Попыток изобретать новые термины, «как бы» не оскорбляющие тех, кого они описывают, и споры по поводу этой терминологии. Фанатичных феминисток, бешеных радикалов, «белых воротничков» и лидеров, использующих окружающих их людей (и нелюдей) в хвост и гриву. Эх, было времячко, когда писатели могли себе безнаказанно шутить на эти святые для нынешнего западного общества темы.
В отношении самих кровососов, среди которых полно как снобов, так и анархистов, социалистов, мужененавистниц, женофобов и революционеров.
В отношении людей, проникнувших в тайну ночных охотников. Часть из таких гомо сапиенсов превращаются в «Ван Хельсингов», начиная охоту на кровопийц. А часть наоборот, романтизируют вампиров, становясь готовыми на что угодно, лишь бы побыть рядом с кумирами, или подвергнутся сладостному инициирующему укусу.
При этом роман крайне локален, рассматривая лишь Большое Яблоко с его 4 тысячами клыкастых, и напрочь забывая об остальном мире.
Главный герой, как полагается – противоречив. С одной стороны он достаточно мускулинно-стандартен. С его тяжелым детством, чугунными игрушками, скользким подоконником, родителями–сволочами, жизнью на улице, осознанной жестокостью. Он не гнушается убийств ради пропитания и сохранения тайны своего вида. Он циничен, нагловат, не блещет интеллектом, но прилично выполняет свою работу. Слабо при этом проявляя себя с силовой точки зрения, регулярно получая по голове и выживая искренним чудом. Что уже нетипично для жанра «крутого детектива».
С другой — он способен на искренние чувства, склонен к состраданию, достаточно добр, не прочь оказать покровительство слабым, особенно подросткам.
В общем, оставляет вполне гармоничное ощущение. Тем более, благодаря изложению от первого лица нашего неоднозначного протагониста.
Остальные персонажи, несмотря на вроде как яркие черты и моменты запоминаются гораздо хуже.
Эрго. Очередная вампирская история, на этот раз рассказанная в жестком и чернушном стиле, без малейшей «готишной» романтики. Для того времени, пожалуй, прорыв. Радует читателя парой любопытных моментов, связанных со здешними «кровосисями» (особенно «ломка» хороша), антуражем классического «крутого детектива, знатной долей иронии.
P. S. Всего в цикле пять романов, крайний написан еще в 2009 году. На русский переведен только первый, и этот самый перевод люди, знающие язык, не просто ругают, а разносят в пух и прах. Что скажешь – таки надо учить английский.
Волшебная страна, с коктейлем из моно и политеизма, или Четверо против Зимы (без Кая)
Вторая мировая война. Четырех детей семейства Певенси, как и тысячи других недорослей, отправляют из Лондона, на который сыплются нацистские бомбы, в тихую провинцию. В большой особняк строгого профессора.
Там младшая из них – Люси, во время игр находит огромный платяной шкаф. А в нем дверь в волшебную страну Нарнию.
Где царит безжалостная Белая колдунья, принесшая сюда долгую-предолгую зиму.
Но есть пророчество, согласно которому четверо сыновей Адама и Евы ознаменуют приход перемен и падение Колдуньи.
Классика детского фентези.
Перед нами четверо персонажей, каждый из которых несет свой идейный пласт, отвечая за определенную сторону личности юного человека.
Питер – старший брат, олицетворение заботы и ответственности. Поскольку отец на войне, именно на него ложится присмотр за младшими. Паренек, допускает ошибки, позволяет себе резкости по отношения к брату, мучается сомнениями по поводу сил и способностей исполнять роль папы, переживает за малышню. Явный лидер семейства.
Сюзан – следующая по старшинству, апологет логики. Причем когда она действует «логически», из нее льются паршивые предложения (типа бросить меч), и всякое прочее дерьмецо, как-то предложения вернутся домой, бросив нарнийцев разбираться со всем самостоятельно. Самый слабо проработанный член семейства Певенси.
Эдмунд – средний ребенок во всех смыслах. В том числе и по отношению к нему остальных. Питер его шпыняет, пытается «строить», заставляет повзрослеть. Сюзен окатывает женской холодностью. Разве что Люси ничего не требует от брата. Эгоистичный, занырнувший в переходный возраст. Падкий на лесть и сладости. Не особо умный. Вызывающий прямые ассоциации с Каем. Самый трагичный персонаж. Не зря получивший прозвище Справедливый. Ведь только человек, познавший и осуществивший предательство (причем не раз), способен понять и простить самые паршивые людские качества. Также обратите внимание на сцену с фото. Мальчишка неосознанно защищает отца, рискуя жизнью, спасает из-под бомб его фото. Вполне магическое действо.
Люси – младшенькая. Полностью открытое миру солнышко. Целительное начало, полное любви, милосердия, доброты. Распахнувшая дверь в Нарнию, с первой минуты принявшая этот мир.
Каждый из четверки переживет немало личностнообразующих приключений, вырастет над собой, покажет юному читателю/зрителю, как стоит поступать в сложных обстоятельствах. Обозначит преимущество добрых поступков. Укажет на значение семьи и близких, напомнит о том, что ради родной крови порой стоит пожертвовать многим.
Дополнительной наградой для семейства Певенси стала возможность прожить две жизни (минимум). Неплохая «плюшка».
Юные актеры играют слабенько, местами откровенно деревянны, и выглядят изрядно старше своих персонажей (к примеру, 13-летнего Питера играл 17-летний актер). А еще поражают своей морозостойкостью – куда там полярникам. Особенно порадовало купание и вялая реакция на него наших героев. Хоть бы чихнул кто-то! Впрочем, это недостаток простительный.
Бальзамом на душу пролилась значимость гомо сапиенсов, рожденных Евой и Адамом для освобождения волшебной страны. Без человеков зло не повергнешь. Мелочь, а приятно.
Отдельное спасибо за демонстрацию ненадежности «печенек» со стороны Зла. Используют и выкинут, как ненужную вещь. Не введитесь на «печенки», дети, поперек горла потом станут.
Нарния создана как увлекательный микс языческой мифологии и христианских мотивов.
За первую отвечают магия, аллюзии на Благой и Неблагой дома фэйри, противостояние Зимы и Лета, аналог стоунхенджа. И неимоверное количество различных живых волшебных существ (законный Оскар за грим). Грифоны, великаны, фавны, минотавры, циклопы, гномы, кентавры, русалки, гарпии. Кого тут только нет!
И, безусловно, говорящие животные, ставшие одной из визиток Нарнии. Потрясное семейство бобров с их милыми диалогами. Хитрый лис, боевой носорог, ездовые кони.
За вторые – любовь к рождеству и Аслан.
Льюис хорошо относился к кошачьим (а вот собак, похоже, недолюбливал). Его Великий Кот прекрасен. Прямая ссылка на Христа с Воскрешением, а также на одного из апостолов (Лев – символ евангелиста Марка). Жертвенность, покровительство героям, четкое соблюдение свободы воли: вы сами должны набивать шишки, проходить этапы духовного роста, принимать решения.
Антагонистка в исполнении Тильды Суинтон тоже на уровне. Хотя Тильда не демонстрирует здесь актерских подвигов, ее Снежная королева Джадис внушает. Холодно-прекрасна, изысканно-смертоносна, презрительно-царственна.
Кроме Тильды из известных лицедеев в наличии Джеймс МакЭвой со своим Тумнусом. Он поразительно мил, интеллигентен и геройски-смел. Точнее не так. Героем его не назовешь, а вот созданием, сумевшим пересилить свой страх – вполне. А это даже ценнее, чем упоротый героизм.
Приключений в ленте вагон и маленькая тележка. Хватает напряженных погонь, одна из которых снята в стиле преследования Фродо назгулами. Подарят нам глобальное финальное сражение с использованием практически всех родов войск, вплоть до бомбардировочной авиации.
Картинка большей частью на уровне, хотя порой компьютерность персонажей и задников бросается в глаза. В частности подвели олени колдуньи. Странновато, к 2005 году такие косяки становились уже исключением.
Ну и как же в очередной раз не восхитится природой Новой Зеландии, из Средиземья переквалифицировавшейся в Нарнию. Зеландия форевер!!
Да, при всех своих достоинствах, фильм детский и откровенно проигрывает по глубине и масштабу тому же ВК. Однако фентези много не бывает.
Эрго. Классическое подростковое фентези с мощным моральным посылом и вменяемым воплощением.
Однако кто ценит книжный первоисточник, экранизацией недовольны. Впрочем, лично я могу припомнить лишь один обратный пример, когда экранизация сильнее оригинала, и зовут его «Звездная пыль».
Что самое любопытное, изменения, внесенные постановщиками, критичными не выглядят. Дети в книге более дети, чем в фильме (о возрасте актеров я уже говорил), и реагируют на происходящее по-детски. Чуть лучше раскрыты личности ребят, благодаря внутренним монологам и описаниям. Эдмунд однозначно «купился» на волшебное лакомство, которое всерьез влияет на поступки реципиента. Четче показана божественная природа Аслана (хотя, казалось бы, куда уж четче). Больше раскрыта темная жертвенная сторона древней, языческой магии. Но даже при этом есть нюансы, делающие волшебство аж никак не полностью злой стихией. Рассказано о происхождении Колдуньи, а сама она выглядит более мелкой, чем в исполнении Тильды. Меньше Тумнуса (слабо использовать харизму МакЭвоя было бы грешно). Фраза Санты насчет девочек и сражений, относилась к обеим сестрам. Нет лиса и сцены на реке. Битва описана в паре строк (в этом Люьис схож с Толкиеном, тот тоже не любил: «твои пацаны туда, мои – сюда»).
Собственно, практически все. Если не считать совсем уж мелочей, типа второго льва или доброго великана.
Режиссер: Эндрю Адамсон
В ролях: Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Уильям Моусли, Анна Попплуэлл, Тильда Суинтон, Джеймс МакЭвой, Джим Бродбент, Киран Шах, Джеймс Космо, Джуди МакИнтош
Истории из браслета/ Сказ девяти подвесок/ Рыжий, честный, ищущий/ Поиски рыжего горца
Рыжеволосый парень по прозвищу Жуга прослыл весьма непоседливым типом. Не потому, что не мог усидеть на одном месте. Юный подкидыш и рад бы остаться в горах со знахарем Вазахом — своим воспитателем, опекуном и учителем, но вот односельчане…
Отныне Жуга – травник и немножко маг, колесит по свету в поисках девушки, ответов на вопросы, разгадки тайны своего происхождения, сталкиваясь с самыми различными людьми, и не только.
И поиски эти с каждым днем становятся все опаснее. И чем они закончатся неведомо никому из смертных.
Впервые читательский фэндом познакомился с приключениями рыжего Жуги в затертом 2000-ном году. Уже тогда первый роман тетралогии взял «Лучший дебют» «Звездного моста» и номинировался еще на несколько премий. По истечении 20 лет, а также без малого десятка переизданий, можно сказать, что Осенний Лис, пускай с некоторыми оговорками, испытание временем выдержал.
Перед нами роман в новеллах, относящийся скорее к приключенческой фентези. ГГ странствует по свету, развивается, ищет себя, помогает другим, в каждой главе его ждут новые встречи, периодически напоминают о себе старые знакомства.
Сквозной линией, объединяющей части «Лиса» в единое целое, становится беседа повзрослевшего Жуги с неким продвинутым медведем, которому протагонист рассказывает историю своей жизни. Беседа подается маленькими кусочками перед каждой главой, выступая своеобразным преди/послесловием, обобщающим предыдущие приключения, аннотирующим следующие. Прием не новый (вспомним хотя бы «Имя ветра»), и гарантирующий читателю, что с ГГ ничего не случится как минимум до окончания беседы (впрочем, мы и не сомневались – Дмитрий, чай не Мартин какой).
Место действия до боли напоминает наш средневековый мир, причем со знакомыми топонимами, названиями стран, народов. С одним приятным отличием – магия тут не сказка, а данность. Здешнее волшебство не способно на «перумовские свершения», хотя в состоянии помочь поговорить с мертвецом, замедлить падающие строительные «леса», разбить железные оковы, остановить и приволочь обратно человека. Как говорится, бедненько, но чистенько. Состоит магия Скирюка из Слова и Цвета: колдун обязан подобрать нужные наговоры и представить себе относящуюся к ним расцветку. Хватает в книге различной нечисти и нелюди: подгорное царство гномов (эльфов, наоборот не ждите — ушли), старые божества, лешие, водяные, оборотни, ведьмы, вампиры, ведуньи, говорящие звери. Да-да, кроме фентези, автор не забывает об элементах сказки. А также сказочных персонажах, чьи истории подаются порой под непривычными углами зрения. Эти самые элементы и персонажи активно участвуют в сюжете, помогают и вредят протагонисту. Представляют собой непременную составляющую вселенной «Лиса». Зато людей, всерьез практикующих магию, как и полагается — единицы.
А в остальном перед нами все тоже знакомое по учебникам Средневековье. Ганза, викинги, ляхи, немецкие города, турки, славяне.
Эпичность в романе отсутствует напрочь, «Лис» берет не этим. Домашностью, фольклорностью, сказочностью, отличной речевой стилизацией, сказочно-мифлогической атмосферой, запоминающимися моментами того времени, как-то погружением в базарную жизнь, посиделками в тавернах, молодецкими забавами, типа ползанья по бревну.
И, конечно, главным героем. Жуга вышел у Скирюка на славу. Парнишка, имеющий массу оснований ненавидеть людей, тем не менее, старающийся относиться к ним адекватно. Человек, тело и душа которого покрыты шрамами. Не лишенный физических недостатков, как то хромота, не позволяющая ему бегать. Знатно играющий на свирели. Горец, ни разу не бывавший в городе, не пробовавший диковинного кофия. Отличный травник, способный излечить дарами природы массу болячек. Способный на сострадание, идущий на помощь нуждающимся людям. Маг, не различающий красный и зеленый цвета, что при здешней системе волшбы чревато как конфузами, так и большими проблемами. Шагнувший в смерть и вернувшийся из-за черты. Находящий и оставляющий друзей, обретающий и теряющий любовь. Совершающий и исправляющий ошибки. Готовый отказаться от Силы. Обладатель сюжетообразующего таинственного браслета. Хороший человек, которого любой не отказался бы иметь среди своих друзей. Жуга развивается, растет, преодолевает кучу перипетий, любит и ненавидит, заботится о слабых мира сего, влазит не в свое дело, взваливает на свои плечи тяжкие ноши, останавливает войну, спасает людей и целые поселения.
Да, нюансы имеются. Периодически автор напрочь забывает о хромоте героя (а после и вовсе объявляет ее исчезнувшей, как роса поутру), то сталкивая его в драках с десятком моряков-ганзейцев (да, мы уже поняли, что Жуга «знает кунг-фу», куда там тому Нео), то устраивая испытания, которые не под силу и полностью здоровому индивидууму. А уж внезапная крутость персонажа в конце первой главы (крутость, которая потом куда-то девается) и вовсе оставила в жесточайшем недоумении. Приятно, что в дальнейшем Дмитрий взялся за голову и таких «колдовских прорывов» себе не позволял (почти). Зато мечом-кладенцом героя одарил, не пожадничал.
Не гнушается Скирюк воскрешений, в одной из глав пользуясь этим спорным приемом дважды (пускай отчасти обоснованно, но все же).
Общего антагониста в романе нет. В каждом разделе Жуга сталкивается с новой задачей и свежим противником (далеко не всегда осознанно злонамеренным).
Отдельно стоит сказать об аллюзиях и отсылках, которыми переполнен роман. Перед нами появятся Гамельнский крысолов, Летучий голландец (пардон, ганзеец), граф Дракула, дом Эшеров, Алые паруса. Самолично пройдутся по страницам некий Геральт со своей Плотвой, Бертольд Шварц, прозвучат имена героев Великого Барда.
Дмитрий активно (порой чересчур) использует в тексте цитаты из Высоцкого, Бутусова, Летова и прочих знаковых товарищей. Его герой увлекается стихами (что оправдано для волшебника, строящего свою волшбу на слове).
Время от времени роман навевает воспоминания о Ведьмаке, Слядеке, Квоуте, Людвиге ван Нормайенне. Вторично? Или уютно, узнаваемо, тепло? Решать вам.
Жестких моментов в книге хватает. Это и пейзане, способные всем миром измочалить не пришедшего ко двору чужака, тем более обладающего магическими способностями. Или принести в жертву собственных соседей. И знать, не считающая людьми тех, кто ниже себя по положению. На фоне человечьей грязи и сволочизма сверхъестественные существа смотрятся пускай не ангелами, но вполне адекватными товарищами. К счастью, хватает в романе и приличных гомо сапиенсов. Особенно, если учесть, что в каждой главе Жугу ожидают новые второстепенные персонажи.
Эрго. Приятное, уютное приключенческое фентези в антураже земного средневековья, изрядно разбавленного магией и сверхъестественными существами.