Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 октября 2022 г. 19:14

«И опять на губах запеклись поцелуи валькирий», или «Спеши навстречу смерти, пока другой не занял твое место»

13_voin

Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади не собирался покидать родной Багдад. Однако человек предполагает, Аллах располагает.

И вот он уже посол в дальние варварские края. А следом участник экспедиции конунга Бульвайфа, отправившегося на помощь королю Хротгару, чьи земли осаждают неведомые создания, которых нельзя называть.


Одна из самых атмосферных лент, посвященных древним скандинавам. История, показанная глазами человека бесконечно далекого от этой культуры. Слабо проявившая себя в прокате (с неимоверно раздутым бюджетом постановщики явно погорячились), но запоминающаяся с первого раза и растасканная на цитаты.

Картина взяла за основу три источника: роман Майкла Крайтона (автора в частности «Парк Юрского периода») «Пожиратели мёртвых», «Записка» реального путешественника X века ибн Фадлана о поездке в Волжскую Булгарию, эпос «Беовульф».

Мы почти с первого кадра оказываемся погружены в быт и отношения великих и ужасных викингов. Людей одним своим появлением отпугивающих безбашенных разбойников – «татар». Пьющих как не в себя, отвечающих на оскорбление ударом меча прямо на пиру, постоянно ржущих как кони – и ты не знаешь чем завершится этот смех – топором по черепу, протянутым рогом с медом, кровной местью или дружеским объятьем. Десятком бойцов способных справиться с любой угрозой. Бесстрашных и веселых философов-фаталистов, знающих, что их ждут в Вальгалле, в любой момент готовых как убивать, так и умирать. Радующих утонченного араба обычаями совместного умывания и прочим презрением к гигиене. Принимающих незнакомца не по его расе или цвету кожи, а по деяниям.

Шкуры, растрепанные гривы волос, одежды, рога для питья, огромные мечи норманнов. Бескрайние просторы северных земель, почти не знающие ноги человека. Щемящие душу пейзажи, заливы, горы, леса, окутанные смертоносным туманом. Поселения подданных Хротгара – утопающие в грязи деревянные избы, грязные, перепуганные пейзане, закопченный тронный зал.

Злодеи с их медвежьими и людскими черепами, раскрашенными телами и не рассуждающей жестокостью.

До одури атмосферное, мрачноватое путешествие в былое с его суровыми, жестокими, бесхитростными нравами, незагаженной природой и реликтами совсем уж древних эпох.




Статья написана 3 октября 2022 г. 13:20

Истребители чудовищ, исполняющие работу Геральта, или Старые кони, пашущие историю/Старики-разбойники

koroli_zhuti

Двадцать лет назад — лучший и знаменитый на весь мир отряд наемников с гордым именем «Сага». Бойцы, для которых не было безнадежных ситуаций, гроза чудовищ и Короли Жути.

Теперь — несколько усталых пожилых мужчин, с болячками, ожирением, детьми и женками. Растерявших напор и подзабывших прежние умения.

Но когда одному из них понадобилась помощь для спасения дочери, отправившейся на войну, постаревшие Короли вновь собираются в банду.

Вовремя. Ведь над миром нависает жуткая угроза. Один из последних представителей расы могущественных колдунов ведет Жуткую орду чудовищ, уже сокрушивших западный рубеж человечества – Кастийскую республику. Уцелела лишь горстка защитников, запертых в осажденной крепости.

Крепости, где, как раз находится цель возрожденного отряда.


Встречая время от времени представителей канадского фентези (Эриксон, Кастелл), выяснил, что еще одним ярким представителем этого национального направления называют Николаса Имса. Парня, которому помог с первой публикацией уже упоминавшийся Себастьян де Кастелл.

Не зря. Kings of the Wyld оказался достаточно любопытным иронично-приключенческим фентези. Никак не эпик, да и к героике его отнести можно со скрипом, но приятно. Битв и сражений маловато, история мира очерчена пунктирно (чаще всего короткие экскурсы в прошлое сеттинга по абзацу, не больше), зато продолжительное путешествие-квест в наличии.

Итак, перед нами группа старперов, решивших вновь вспомнить молодость. Идея престарелых героев не нова, возьмем того же Аберкромби с его Логеном или Пратчетта с Коэном, но благодатна.

Перед нами люди пожившие, битые и мятые, покрытые шрамами и воспоминаниями. Гениев чистого разума среди них не отыщешь. Обычные наемники, каждый с персональным кладбищем. Трое из пяти 20 лет назад встретили женщин, изменивших их жизнь. Отдельно хочется отметить, что отнюдь не все эти встречи стали браками и любовью на всю жизнь. Одна из трех (нормальный процент, к слову). Остальные отношения ко времени написания романа или закончились, или все равно, что закончились. Кстати, именно прекрасных дам, автор считает фактором, способным разрушить самое крепкое мужское братство и радикально изменить жизнь воителей (не всегда к лучшему). Неправильный выбор спутницы жизни ведет к депрессиям, ссорам, ностальгии о прошлом. А правильный – придает силы, позволяет смириться с ненавидимыми грибами (до некоторой степени) и жить обычной, нормальной жизнью.

Если не заявятся экс-боевые побратимы. Шоб они были здоровы.

Клэй «Пузочес» — крупный мужик, ненавидящий шлемы, воин известный тем, что не сразу включался в боевые ситуации («тормозил, одним словом»). Именно от его имени ведется рассказ, и познакомимся с ним мы лучше всего. Тот самый единственный пример полностью удачного брака. Человек, который не собирался срываться в поход, его и дома, в принципе все устраивало. В молодости совершивший немало дурного, но изменившийся после встречи с будущей супругой. Таящий внутри немало детских психотравм, да и с папаней нехорошо получилось. Эдакий стержень, вокруг которого собираются бывшие Короли.

Гэбриель, в молодости известный как Золотой Гэб. Хвастливый, тщеславный, язвительный, но обаятельный. Сейчас уставший сломленный мужчина, теряющий дочь, которую как оказалось он чертовски сильно любит. Да и чувство вины никуда не денешь. Ведь из-за того, что Роза пошла по его стопам, она оказалась там, где оказалась.

Волшебник, а точнее ученый-алхимик Муг. Увлеченный двумя вещами. Поисками мифического совомедведа и лекарства от неизлечимой черногнили, унесшей жизнь его мужа (да-да, без нетрадиционно ориентированных героев роман не обошелся, как и без феминистических напевов – что вы хотите – мода!) и теперь принявшейся за самого мага.




Статья написана 27 сентября 2022 г. 13:51

«А нюх как у собаки…», или Нью-Йоркский маскарад

mertevee_ne_byvaet

Джо (которого на самом деле зовут не так) – частный детектив. А еще вампир. Да-да, то самый. Не представляющий жизни без людской крови, способный унюхать запах, когда его источник давно удалился, или проявить нечеловеческую ловкость. И солнечные ванны для него смертельны.

Есть, понятное дело нюансы, да и мистикой тут не пахнет. Обыкновенный вирус.

Но это не главное. Главное то, что Джо такой далеко не один. Есть одиночки, но остальные кровососы давно сбились в кланы. Причем, большинство вампиров отнюдь не стремятся к известности, предпочитая открываться лишь отдельным представителям гомо сапиенсов.

Новое дело, порученное Питту могущественным предводителем Коалиции – самого мощного объединения кровососов, не казалось особо судьбоносным. Посему, принимаясь за поиски источника того, что превращает людей в плотоядных зомби, Джо не догадывался, что хрупкое равновесие меж вампирскими кланами под угрозой.

И новая напасть грозит буквально перевернуть прежний мир.


Американец Чарли Хьюстон, автор небезынтересного постапа «Неспящие», за бугром известен в первую очередь нуар-вампирским циклом о Джо Питте, включающем в себя пять романов (на русский переводился лишь первый), и созданным как «практически умышленное подражание стилю Чандлера».

Особыми новаторскими идеями Чарли читателя действительно не балует. Мрачные городские джунгли Большого яблока, преступность, наркоманы, бомжи, богатенькие и не очень детишки, радостно окунающиеся в здешнее болото. Эдакий готический нео-нуар. А что бы жизнь медом окончательно не казалась – вампиры.

Здешние клыкастые близки к классическому представлению о ночных охотниках.

Пока в их жилах плещется людская кровушка, они быстры, ловки, сильны и выглядят вершиной эволюции.

Да, чеснок, распятие и святая вода им по барабану. Но главный враг, как и полагается — солнце. Способное в короткое время превратить живого мертвеца, в мертвеца вполне мертвого.




Статья написана 23 сентября 2022 г. 14:43

Волшебная страна, с коктейлем из моно и политеизма, или Четверо против Зимы (без Кая)

xronoki_narniji

Вторая мировая война. Четырех детей семейства Певенси, как и тысячи других недорослей, отправляют из Лондона, на который сыплются нацистские бомбы, в тихую провинцию. В большой особняк строгого профессора.

Там младшая из них – Люси, во время игр находит огромный платяной шкаф. А в нем дверь в волшебную страну Нарнию.

Где царит безжалостная Белая колдунья, принесшая сюда долгую-предолгую зиму.

Но есть пророчество, согласно которому четверо сыновей Адама и Евы ознаменуют приход перемен и падение Колдуньи.


Классика детского фентези.

Перед нами четверо персонажей, каждый из которых несет свой идейный пласт, отвечая за определенную сторону личности юного человека.

Питер – старший брат, олицетворение заботы и ответственности. Поскольку отец на войне, именно на него ложится присмотр за младшими. Паренек, допускает ошибки, позволяет себе резкости по отношения к брату, мучается сомнениями по поводу сил и способностей исполнять роль папы, переживает за малышню. Явный лидер семейства.

Сюзан – следующая по старшинству, апологет логики. Причем когда она действует «логически», из нее льются паршивые предложения (типа бросить меч), и всякое прочее дерьмецо, как-то предложения вернутся домой, бросив нарнийцев разбираться со всем самостоятельно. Самый слабо проработанный член семейства Певенси.

Эдмунд – средний ребенок во всех смыслах. В том числе и по отношению к нему остальных. Питер его шпыняет, пытается «строить», заставляет повзрослеть. Сюзен окатывает женской холодностью. Разве что Люси ничего не требует от брата. Эгоистичный, занырнувший в переходный возраст. Падкий на лесть и сладости. Не особо умный. Вызывающий прямые ассоциации с Каем. Самый трагичный персонаж. Не зря получивший прозвище Справедливый. Ведь только человек, познавший и осуществивший предательство (причем не раз), способен понять и простить самые паршивые людские качества. Также обратите внимание на сцену с фото. Мальчишка неосознанно защищает отца, рискуя жизнью, спасает из-под бомб его фото. Вполне магическое действо.

Люси – младшенькая. Полностью открытое миру солнышко. Целительное начало, полное любви, милосердия, доброты. Распахнувшая дверь в Нарнию, с первой минуты принявшая этот мир.

Каждый из четверки переживет немало личностнообразующих приключений, вырастет над собой, покажет юному читателю/зрителю, как стоит поступать в сложных обстоятельствах. Обозначит преимущество добрых поступков. Укажет на значение семьи и близких, напомнит о том, что ради родной крови порой стоит пожертвовать многим.




Статья написана 19 сентября 2022 г. 12:08

Истории из браслета/ Сказ девяти подвесок/ Рыжий, честный, ищущий/ Поиски рыжего горца

osen_lis

Рыжеволосый парень по прозвищу Жуга прослыл весьма непоседливым типом. Не потому, что не мог усидеть на одном месте. Юный подкидыш и рад бы остаться в горах со знахарем Вазахом — своим воспитателем, опекуном и учителем, но вот односельчане…

Отныне Жуга – травник и немножко маг, колесит по свету в поисках девушки, ответов на вопросы, разгадки тайны своего происхождения, сталкиваясь с самыми различными людьми, и не только.

И поиски эти с каждым днем становятся все опаснее. И чем они закончатся неведомо никому из смертных.


Впервые читательский фэндом познакомился с приключениями рыжего Жуги в затертом 2000-ном году. Уже тогда первый роман тетралогии взял «Лучший дебют» «Звездного моста» и номинировался еще на несколько премий. По истечении 20 лет, а также без малого десятка переизданий, можно сказать, что Осенний Лис, пускай с некоторыми оговорками, испытание временем выдержал.

Перед нами роман в новеллах, относящийся скорее к приключенческой фентези. ГГ странствует по свету, развивается, ищет себя, помогает другим, в каждой главе его ждут новые встречи, периодически напоминают о себе старые знакомства.

Сквозной линией, объединяющей части «Лиса» в единое целое, становится беседа повзрослевшего Жуги с неким продвинутым медведем, которому протагонист рассказывает историю своей жизни. Беседа подается маленькими кусочками перед каждой главой, выступая своеобразным преди/послесловием, обобщающим предыдущие приключения, аннотирующим следующие. Прием не новый (вспомним хотя бы «Имя ветра»), и гарантирующий читателю, что с ГГ ничего не случится как минимум до окончания беседы (впрочем, мы и не сомневались – Дмитрий, чай не Мартин какой).

Место действия до боли напоминает наш средневековый мир, причем со знакомыми топонимами, названиями стран, народов. С одним приятным отличием – магия тут не сказка, а данность. Здешнее волшебство не способно на «перумовские свершения», хотя в состоянии помочь поговорить с мертвецом, замедлить падающие строительные «леса», разбить железные оковы, остановить и приволочь обратно человека. Как говорится, бедненько, но чистенько. Состоит магия Скирюка из Слова и Цвета: колдун обязан подобрать нужные наговоры и представить себе относящуюся к ним расцветку. Хватает в книге различной нечисти и нелюди: подгорное царство гномов (эльфов, наоборот не ждите — ушли), старые божества, лешие, водяные, оборотни, ведьмы, вампиры, ведуньи, говорящие звери. Да-да, кроме фентези, автор не забывает об элементах сказки. А также сказочных персонажах, чьи истории подаются порой под непривычными углами зрения. Эти самые элементы и персонажи активно участвуют в сюжете, помогают и вредят протагонисту. Представляют собой непременную составляющую вселенной «Лиса». Зато людей, всерьез практикующих магию, как и полагается — единицы.







  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх