«Красивое показывают», или Занырнем подглубже/Отцовство – дело ответственное/Подводный аттракцион
Джейк Салли, бывший морпех, а нынче вождь племени Оматикайя, после изгнания землян времени зря не терял. Настрогав целых трех ребятишек. И усыновив еще двоих. Жить бы дружной семье, да радоваться. Если бы не одно «но».
Небесные люди вернулись. Как обычно вооруженные до зубов различной стреляющей, летающей и плавающей техникой. И не только.
Кроме машин на Пандору прибывают аватары с сознаниями погибших солдат.
Возглавляет которые полковник Куоритч. Жутко злой на Салли и не остановящийся ни перед чем, чтобы добыть его скальп.
В 2009 году Джеймс Кэмерон подарил нам потрясающее зрелище, вернув моду на 3д и создав самый кассовый фильм всех времен и народов (ненадолго уступивший пальму первенства лишь «Мстителям.Финал»). Заодно вызвав бурную волну споров о художественной ценности сего творения.
Аватар 2009 действительно был немудреной историей не без морали, берущей свое восхитительной картинкой и идеей единства всего живого на планете (концепт не новый, вспомним хотя бы Азимова с его Галаксией, но чертовски увлекательный).
История создания неминуемого сиквела растянулась на 13 (!) лет. Кэмерон решил не просто снять продолжение, а создать франшизу минимум на пять лент, причем третья часть уже готова.
Работа проделана титаническая, особенно если учесть, что в процессе дорабатывались (или даже разрабатывались) технологии подводных съемок в контексте Motion capture.
В результате мы получили восхитительной красоты мультфильм (ну ладно-ладно, не совсем мультфильм, реальные съемки присутствуют, спасибо нашей любимой Новой Зеландии и гидросимулятору для подводных съемок), с по-прежнему простенькой историей.
Если первая часть говорила об обретении дома и любви, вторая сконцентрирована на семье.
Тема, как бы помягче сказать, не самая свежая, но с непрестанной силой муссирующаяся кинематографом. С другой стороны, о чем еще говорить в наше нелегкое время, как не о семье, в своем идеальном варианте дарящей укрытие от бурь внешнего мира, становящейся твоим фортом и главной опорой.
Причем на первый план в семействе экс-морпеха выходят не старые знакомые, а молодое поколение.
Кири (Уивер) – приемная дочь Салли, чьей матерью стал аватар Грэйс, находящийся в коме уже полтора десятка лет (не спрашивайте). Кири не от мира сего (не удивительно, учитывая обстоятельства появления на свет), тонко чувствует окружающий мир, а личность ее отца и вовсе, похоже, станет одной из главных сюжетных арок следующих частей.
Нетейам – главный наследник, самый слабо проработанный образ, существующий больше для галочки «почтительного сына и старшего брата».
Ло`ак — младший сын-непоседа, подбивающий окружающих на опасные шалости, близко показывающий зрителю судьбоносную подводную дружбу (если бы не Паякан, судьба Салли была бы печальной).
Туктире – младшая дочь, регулярно оказывающаяся в сложных обстоятельствах, причем не всегда по своей вине.
Майлз – еще один приемыш, на этот раз натуральный человек, выросший среди нави, вынужденный пользоваться суперпродвинутой кислородной маской (где она берет запас кислорода — знает только Кэмерон). Личность его папани тоже весьма важна.
Старики типа Салли (Уортингтон) и особенно Нейтири большую часть времени в тени отпрысков, выходя оттуда лишь на краткие минуты.
Салли исполняет обязанности строго отца-командира, путая армию с семьей, сохраняет покер-фейс, в глубине души страшно переживая за наследников.
Нейтири усердно изображает персонажа из сказки Киплинга, слегка запутавшись в гендерных характеристиках. У Редьярда «мужчина был дикий, страшно дикий, ужасно дикий». Зои показывает, что представительницы прекрасного пола в обществах первобытного типа не уступали по дикости своим суженым. Особенно если тронешь их чадо, или на светлы очи появится смертельный враг, которого ты уже отправляла в страну вечной охоты.
Ремарка от Катерины: Так да не так. Нави демонстрируют здоровые гендерные отношения: каждый из полов исполняет свои функции, гармонично взаимодействуя друг с другом. У кошачьих дам нет никаких мужских черт, это жены, матери, лекари, шаманки. Могучие вожди, предводители племен, тем не менее, четко прислушиваются к мнению своих суженых, с нашей точки зрения выглядя немного подкаблучниками. Женщины нави не будут нести смерть, но если угрожают их детенышу или очагу – другое дело. А уж тогда – ховайся в жито, нет свирепее и безжалостнее милой кошечки, защищающей свой дом. Шерхан подтвердит. Земные женщины-воительницы принимают мужской подход к жизни, жажду наживы, скабрезности, убийства по приказу, становясь изрядно мужиковатыми, причем в худшей мужской ипостаси: отмороженных, циничных убийц.
Можно еще упомянуть Ронал (Уинслет) – супругу вождя морского клана и целительницу. Еще один сильный женский образ.
И конечно главного антагониста Куоритча (Лэнг ). Это уже не тот непреклонный полковник, не глядя идущий по головам. После смерти у колонеля появились определенные сомнения, он изрядно смягчился, придерживая преступные приказы, которые раньше отдал бы, не моргнув глазом. Ему тоже предстоит проработать отцовскую ипостась. Тема отцовства, отношения поколений в The Way of Water, как видите, одна из основных.
Не преминет постановщик напомнить зрителю об экологической проблеме, ставшей стержневой в Аватарах. Джеймс подарит нам ряд пронзительных кадров гибели природы, пытаясь достучаться до совести тех, кто думает лишь о наживе. До совести тех, кто убив собственный дом, готов повторить то же самое с любой другой планетой (на земле «Аватара» все совсем плохо и Пандора избрана новым домом землянам).
Кто бы спорил, лучше быть богатым и здоровым чем бедным и больным, лучше максимально сохранить экосферу планеты, дышать чистым воздухом и плавать в прозрачной воде. Только как именно этого достичь, когда вся современная культура возносит на щит успешность любыми способами. А для того, чтобы поддерживать существование миллионов людей приходится все больше разгонять загрязняющую все подряд промышленность?
Но все актерские работы, вяленькие сюжетные перипетии, простые моральные этюды меркнут на фоне удивительного зрелища, которое дарит нам Кэмерон.
Картинка в фильме выше всяких похвал. Сперва нам напомнят (за 13 лет немудрено подзабыть) о красотах лесной Пандоры. Парящие горы, головокружительные полеты в 3д, ставшие визитной карточкой франшизы, буйство красок и растительности, масса панорамных видов и съемок с высоты птичьего (точнее торучьего) полета.
Затем постановщики быстренько и скомкано меняют локацию, переводя героев на берега океанов. Кэмерон сам искренний фанат подводного плавания, и в изображение царства здешнего Нептуна вкладывается по полной.
Морские ездовые животные нескольких видов, числящие среди предков летучих рыб, способные как планировать в воздухе, так и плавать, или скользить по поверхности. Разумные киты-тулкуны, покрытые красивейшими узорами, не уступающие нави и людям в интеллектуальной деятельности, слагающие стихи, занимающиеся философией, тесно связанные с морским народом, свободно общающиеся со своими побратимами. Агрессивные хищники (их, будем честными, нам откровенно пожалели). Огромное количество разнообразных рыб и подводных растюшек с кораллами, радующих глаз расцветками и многообразием. Любопытные обычаи жителей рифов, их особенности физиологии, жилища, празднества, философия, похоронные обряды. Способ задерживать дыхание, за который наши дайверы, не задумываясь продали бы душу (как и за объем легких нави). Обучение новичков, позволяющее зрителю постепенно почувствовать себя в шкуре морских нави. Непременные подколки со стороны местных недорослей, конфликты с новоприбывшими, легкая любовная линия среди подростков (как это Кэмерон умудрился не ввести в ленту сексуальных меньшинств? Непорядок!).
А главное — вода. Множество надводных и подводных съемок, погружений, стремительных проплывов под поверхностью.
Да, как я уже сказал, чертовски напоминает мультфильм, но до чего красивый! Стоит отметить, что вода у Джеймса все время остается кристально прозрачной, никаких штормов или мутных вод – но это, пожалуй, неизбежно (кому охота созерцатьзамутненную жидкость, в которой ничего не видно уже через пару метров). Вдобавок большинство событий происходит не в открытом океане, а на относительном мелководье.
Не забывает постановщик и об экшене, и это, мягко говоря. Напряженных моментов в фильме с избытком, а финальное сражение становится одним из протяженных и надрывных эпизодов 21 века. Что такое саспенс Джеймс знает отлично. И как создавать настоящий аттракцион, на который смотришь, раскрыв рот – тоже.
Логических дыр в ленте с избытком. Начиная с напрочь позабытого анобтаниума, минерала, за которым охотились земляне в первой части, частично замененного амритом – добываемым из тел тулкунов и замедляющим старение гомо сапиенсов.
Странного поведения Салли, бросающего свою успешную партизанскую борьбу и сбегающего свит за очи (допустим даже полковника ты уведешь за собой, а остальные земляне? Им то ресурсы Пандоры нужны, а не конкретно взятый отставной морпех. Не жалко брошенное на произвол судьбы племя?). Полностью выпавшей после ухода Салли линии лесных нави (или они приберегаются для третьей части?). Чересчур легкого обнаружения беглецом главгадом. Упорного игнора производителями бронестекла в кабинах земных геликоптеров. Перечислять – не перечислить.
Темп в первых двух третях картины нетороплив до медитативного, хронометраж перехлестывает через три часа. Об общей предсказуемости сюжета и говорить нечего. Все ясно как божий день практически с начала (хотя пару относительно неожиданных поворотов режиссер припас). Но, собственно, кто-то ожидал от Аватара чего-то иного?
Эрго. Потрясающей красоты аттракцион, полный воды и подводных приключений. Смотреть крайне желательно на большом экране и в 3д – получите натуральное визуальное пиршество. Сюжет откровенно вторичен – что абсолютно предсказуемо.
Режиссёр: Джеймс Кэмерон
В главных ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Кейт Уинслет
Колониальное фентези, или Армейский поход за Звездой
На востоке рухнула Алая Звезда – в мир вернулась сила, о которой все позабыли. За морем вновь шевелится Темная Владычица Черного леса — эльфийская ведьма, жаждущая мести. В Эльфии назревает мятеж, в который подливают масла те, кто должны его не допустить.
Но какое дело до всего этого экс-командиру экс-полка «Железные эльфы», сосланного в глухие леса?
Неужто ему выпадет шанс вернуть утраченное, и даже больше – повлиять на планы самых что ни на есть сильных мира сего? А может и на судьбу самого мира?
С одной стороны смесь магии с условным 17-18 веком (на наши деньги) встречается в литературе далеко не на каждом шагу. Силы Тьмы, способные убивать на расстоянии, природные волшебники, дивные эльфы, пересекаются с воинством в киверах, вооруженным армейским порядком, штыком и мушкетами.
С другой — шаблонных моментов в романе многовато, масштаба не хватает, а развитие сюжета происходит слишком уж неторопливо.
По порядку. Нас познакомят с «главным людским государством» (о других нам и вовсе ничего не поведают) – Калагрийской империей. Его провинцией — великой Эльфией. И заморским континентом – родиной эльфов. Причем империю мы не увидим вовсе, а за морем побываем лишь в редких воспоминаниях и флеш-беках.
Основное время проведем в Эльфии. Тропической стране, местами до боли напоминающей Индию (даже слоны в наличии). Джунгли, удушливая жара, насекомые, грязнющие реки, из которых пить себе дороже. И эльфиды. Невысокие, коренастые, темнокожие. Аж никак не истинные эльфы. Недолюбливающие «истинных». Как и людей. Как и друг друга. Как и… Склочный народ, одним словом. Настоящих эльфов в Эльфии негусто, а вот имперские войска присутствуют. Гнетут, подлецы, считая местных неспособными к самоуправлению, требующими заботы и пригляда старшего людского брата. Некоторое время народ безмолвствовал, однако, на пороге явные революционные события. Плюс, пресловутая Звезда, которую считают реликвией эльфидов, вернувшей в мир магию. С магией, точнее с использованием сил природы у эльфидских волшебниц все в порядке.
Как собственно и у истинных эльфов, созданных писателем по классической схеме (искреннее уважение, понимание природы, отрицание железа), напоминающих обитателей другого земного континента – североамериканских индейцев, причем поголовно подавшихся в Гринпис. Поклонение деревьям достигает маниакального уровня («они мост меж землей и небом»). Оно и понятно, ведь именно с шелестящими листвой лесными жителями, представители эльфийской Недремлющей стражи заключают договор. Еще в юности становясь названными братьями дубам (те, похоже, могут похвастать неплохим интеллектом). Имеются отщепенцы, неспособные этого сделать, но не по своей вине.
Вот мы добрались до интересного авторского хода — местный Темный Властелин, во-первых, женщина, во-вторых – эльфийка. Хозяйка железного леса, растущего на крови. Нам даже покажут, как она стала такой – благодаря заботе, любви, жалости и состраданию, а вы что подумали? Злодейка уровня чуть ли не Мелькора, по крайней мере, искажать эльфов у нее получалось на щелчок пальцев. Как и «отмечать» некоторых из новорожденных, не давая им жить нормальной лесной жизнью.
Как, к примеру, наш главный герой — Конова Стремительный Дракон, взявший людское имя Хир Уль-Освин. Юношей пылко стремившийся в Недремлющую стражу, но не сумевший заключить договор ни с одним деревом. Не любящий лес, подавшийся служить империи, чтобы доказать способность таких как он, противостоять Темной Владычице черного леса. Ставший отличным офицером, фактически отринувшим свою природу. «Самый неэльфийский эльф» для друзей. «Мой отважный разбойник» для королевы. Явная аналогия отношения английских монархов к некоторым корсарам. Метущийся меж собственным желанием противостоять Злу и нутряным темным искажением. Пытающийся противостоять «бесам силой бесовскою».
За эльфидскую сторону отвечает Висина Текой — дочь губернатора провинции и романтический интерес Коновы. Искренне любящая свою землю, знающая как использовать ее мощь.
Конова и Висина регулярно озвучивают авторские мысли по поводу противостояния техногенного и естественного пути развития, один из которых представляет Империя – «проклятие для живой природы». Другой – эльфидские племена, старающиеся жить в гармонии с миром. И тезисы по поводу недопустимости угнетения одного народа другим.
Имеются в этом мире орки (вживую мы их не увидим) и гномы. Один из которых стал самым, пожалуй, ярким героем всей книги.
Ветеранистый Йимт Аркгорн — вооруженный двухствольным арбалетом, стреляющим металлическими дротиками начиненными порохом. Плюс фитиль, воспламеняющийся в момент выстрела, благодаря встроенным кремням – здешние оружейники не ищут легких путей. Матершинник и крамольник, никогда не лезущий за словом в карман, готовый друга прикрыть, от офицера отбрехаться, врагу показать кузькину мать. Опытный, неглупый, опасный.
Кстати, с людскими персонажами дело похуже, здешние гомо сапиенсы автора интересуют меньше.
Также стоит отметить несколько подзадолбавшую еще в «Последователях» фишку о чужаках в твоем тылу. Многие герои осознанно или подсознательно работают на Темную Владычицу.
Особой динамики Крис не подгонит, несмотря на то, что роман рассказывает об армейском подразделении в не самый мирный период. Одна б-м крупная стычка по ходу развития сюжета. Да финальное сражение. Негусто.
Большую часть времени занимает поход Железных эльфов из точки А в точку Б. Точнее в небольшой форт, который начал играть неожиданно важную роль в планах всех сторон. Медленно бредущие колониальные солдаты на себе испытают все прелести местной Индии.
Действие развивается крайне неспешно (куда торопиться, впереди еще два тома), знакомя нас с тропическими особенностями локации. Главным героем. Козлом-принцем. Интригами коварного вице-короля. Местной «акулой пера» (да-да, тут уже имеются газеты, точнее свитки с новостями, вывешивающиеся на городских площадях). Парочкой рядовых. Вымершими представителями фауны.
Тренировки личного состава? Нет, не слыхали. Да и времени нет на эти глупости. Вперед, за орденами!
Порадовало авторское отношение к войску: «армия делает грязным то, что было чистым, сломанным то, что было целым». Ай маладца!
Масштаба истории пока откровенно не хватает. Хоть бы флеш-беками показали нам, что творится в других частях мира. Глобальной угрозы долгое время не чувствуется.
А вот количество драконов, начиная от вонючек до ледяных и крысиных – внушает уважение. Жаль, размерами они похвастать не могут.
Эрго. Неидеальное, но вменяемое фентези, смешавшее колониальные мотивы, мушкеты, эльфов и магию. Стоит учитывать – третий том трилогии на русский не переведен.
Возвращение королевы, или Звезда под демонским приглядом
Некогда предводитель отряда наемников, королева и легенда. Затем женщина, старающаяся урвать кусочек простого человеческого счастья. Теперь фурия, которую ведет одна-единственная цель — месть нынешней повелительнице Багряной империи.
Маленькая частная война — дело непростое, требующее немалых ресурсов. Напоминающее булыжник, брошенный в середину поросшего кувшинками пруда.
И вот уже круги, расходящиеся от этого камня, вовлекают в свою орбиту часть бывших капитанов ее армии – пресловутых Негодяев. Юную принцессу. И даже молодого варвара из клана Рогатого волка.
И чем закончится эта авантюра, неведомо никому, включая демонов, которыми полнится эта земля.
Темное эпическое фентези штука востребованная. Имеются признанные классики, как то Кук, Мартин, Эриксон или Аберкромби. И некоторое количество писателей, жаждущих войти в их число. Алекс Маршалл, он же Джесс Буллингтон, своей Багряной Империей намеревался сделать серьезную заявку на вступление в клуб лучших. Кое-что получилось, кое-что нет.
«Корона» – дебютный роман цикла, увидевший свет в 2015, радует парой интересных фишек, качественными героями и здоровым черноюморным цинизмом. Не особо балуя читателя битвами и вообще действием, а ветеранским подходом напоминая более позднюю работу Николаса Имса «Короли Жути» (изданную в 2017-м).
Перед нами мир (называемый Звездой), совместивший империю, социальные потрясения, простенькое огнестрельное оружие (даже взрывчатку. Не порох, а именно взрывчатку!) с мечами, варварами, колдунами, богами. И главное – демонами. Но не зловредными исчадиями преисподней, охотящимися за душами, а непонятными бестелесными существами, которых можно призвать и связать. Пообещав им тело для воплощения. Чаще всего используют небольших грызунов и прочих животных. Однако, как мы узнаем позднее, исключений хватает. Демон магическим образом защищает своего хозяина от глупой смерти, способен видеть будущее, а взамен на свое освобождение готов исполнить практически любое желание.
Непонятно, правда, на кой эти самые демоны вообще вселяются в тело, если затем столь страстно стремятся от него избавиться? Впрочем, насчет их мотивации и возможностей, вопросов на порядок больше чем ответов. Единственное, что понятно – хороших парней демонами не назовут.
Второй любопытной чертой локации стали демонорожденные, они же страннорожденные. Существа, среди предков которых, судя по всему, были воплощенные демоны (вот вам и исключение из традиции предоставлять для вселения исключительно тела животных). Точнее не сам факт их рождения, а то во что они превращаются. В анафем – боевых монахов ордена Вороненой Цепи – языческой (но считающей себя единственно верной) государственной религии Багряной Империи.
Языческой религии, где принята исповедь, которую возглавляют папы или папессы. В голове у автора религиозные структуры разных периодов земной истории несколько смешались. К сожалению, и в дальнейшем без анахронизмов Маршалл не обойдется. Как вам фашизм в мире, где ни Рима, ни фашин не было в принципе.
Причем верными служителями Цепи, ведьморожденные становятся отнюдь не по своей воле, а после болезненных хирургических операций и жесткой психологической обработки с самого юного возраста. Что ни капли не улучшает отношение к анафемам обычных людей.
Книга немало времени уделяет политическим, религиозным и социальным интригам, противостояниям внутри империи. Цепь и Корона пытаются разрешить вечный конфликт власти. Активно интригуют, вставляют друг другу палки в колеса на протяжении многих лет, а не так давно дело дошло до открытой гражданской войны.
Социальное противостояние в наличии, на нем построена изрядная часть сюжета. Именно низшие слои, недовольные своей нищенской жизнью и беспределом высших, стали основой армии нашей главгероини во время ее первого прихода к власти.
Нам покажут, как зарождаются, на чем основываются революции. Посокрушаются о лжи и крови, сопровождающих попытки изменения социума.
При этом здешнее общество на диво толерантно. Место папы может занять его дочь, к женщинам отношение уважительное, а уж однополые браки вещь и вовсе обычная в любых кругах, от сельских до царских. И вновь анахронизм, любит их автор.
Позабавили насекотики – еще одна оригинальная придумка автора. Кайф тут ловят не от героина, опиума или ЛСД, а позволяя кусать себя различным ядовитым насекомым, которых на этой земле почти столько же, как демонов. Работает как «синтетика»: приходы, привыкание, отходняки, все по классике. Также имеются Врата – система порталов (и не только), в управлении которыми разбираются, похоже, лишь демоны.
А вот с географией, точнее с передачей масштабов мира, не все слава богу. Локация вроде как богатая, тут вам пустыни, горы, разные государственные образования, покинутые империи, затонувшие королевства, народности со своими обычаями, даже Багряный тронный зал, встроенный в край кратера заснувшего вулкана. Но прочувствовать в полной мере многообразие мира не получается, не хватает Алексу таланта мироописателя.
Зато герои на уровне.
Имеется с полдесятка главных протагонистов, начинающих свой путь в разных точках локации, потихоньку собирающихся вместе.
Большинство из них не первой молодости, особенно это касается главной героини и ее Негодяев. Они пытались найти себя в мирной жизни, у некоторых даже получилось, однако старые клятвы и «обаяние» Софии (и еще один фактор) вновь стронули кровопролитную лавину.
Кобальтовая София. Поверженная королева. В юности обрушившая власть старого властителя и подхватившая упавшую корону. Отличный военачальник, настоящая легенда, старавшаяся облегчить жизнь простому народу, осознавшая, что взвалила на свои плечи непосильную ношу. Жесткая, циничная, грубая тетка весьма среднего возраста, желавшая одного — тихой жизни с любимым человеком. Способная к состраданию и заботе. Берущаяся за месть как за работу – неприятную, тяжелую, но ведь кроме тебя никто не сделает. В процессе вспоминающая «минувшие дни» и прошлый кайф от управления судьбами тысяч людей.
Марото Свежеватель Демонов, Негодяй Северо-Восточного Луча. Влюбленный в свою королеву, единственный попытавшийся отомстить за ее «убийство» (София даже Негодяям не сообщила о фальсификации своей смерти). Рухнувший в наркотический (пардон, насекотический омут). Изрядно опустившийся и постаревший. Притягивающий к себе свое далекое, напрочь позабытое прошлое.
Мрачный – юный варвар из Рогатых волков (эдакие расслабившиеся и позабывшие о море викинги), отправившийся на розыски своего дяди. Наивный, романтичный, плотно связанный с невидимым миром. Говоривший с богиней. Проливавший кровь и совершавший поступки. Имеющий свои цели, не совпадающие с целями большинства.
Принцесса Чи Хен. Девица, изрядно удивившая многих и многих. Амбициозный человек, несогласный с судьбой, предназначенной ей отцами. Способная оставить в дураках достаточно умных людей.
Сестра Портолес – боевая монахиня из демонорожденных. Полная сомнений о собственной природе. Мучаемая соблазнами, получившая судьбоносную роль, влияющую на будущее страны.
И даже изначальный антагонист — нынешняя королева Индсорит, кажется вполне адекватной теткой.
Это далеко не все интересные образы, появляющиеся на страницах. Персонажи развиваются, учатся, вспоминают забытые навыки. Влюбляются и ненавидят, принимают важнейшие решения. С героями у Маршалла все в порядке.
Не забывает автор о черном юморе, подколках героями друг друга, циничном взгляде на жизнь и смерть. Чай, черное фентези пишет, не сказку для несмышленышей.
Книга бодро начинается, однако к середине сюжет и темпоритм повествования сильно провисают. Кажется, что даже неплохой в дебюте язык портится (или переводчик устал?). После встречи всех героев ситуация несколько выправляется, но не до конца.
Еще одним спорным моментом стала нелюбовь Алекса к битвам и прочему экшену. Большое сражение мы увидим одно-единственное, и то показанное достаточно невнятно-сумбурно. Даже скромных схваток с участием десятка-другого людей и местных чудищ, нам подарят, как украдут.
Обидно. Эпик, он, знаете ли, подразумевает.
Эрго. Темное эпическое фентези, построенное с акцентом на героев и парочку любопытных фишек мира. А вот боевую и географическую часть к достоинствам романа не отнесешь.
Положительный антигерой, или Восточные мотивы от ДС
Давным-давно, задолго до нашей эры, сосредоточием силы и просвещения на Земле была держава Кандак. У которой имелся герой-защитник, избранник магов, оберегающих землю. Остановивший тирана, надевшего демонскую корону.
Прошли тысячи лет, настал просвещенный 21 век, Кандак стонет под пятой иностранных наемников. А имя Защитника – Тет Адам осталось лишь в славящих его легендах.
Пока однажды, в поисках той самой короны, люди пробудили Адама от долгого сна. Но что если легенды не говорят всей правды, и Адам вовсе не был героем?
ДСкомикс, сражающаяся за первенство с конкурентами из Марвел, лихорадочно пытается отыскать рецепт успеха. Очередной ее ставкой стали антигерои. Харли, Отряд самоубийц, первый и особенно второй, Миротворец.
И вот Черный Адам. По фильму долгое время непонятно, с какого перепугу его относят чуть ли не к злодеям. Но и после откровений Сокола, ситуация яснее не становится. Ну какой он антигерой? Перед нами нормальный продукт своего времени, слабо походящий на блаженного противника убийств из классических комиксов. «Я не трачу слов на мертвых», «Они должны предстать перед судом! Так пусть их судят боги!», «Ты пришел не искать справедливости, а вершить возмездие!», «Покажи силу, уничтожь врага, пусть молит о пощаде до последнего вздоха». Какой ужос!
Нормальный подход древних времен. Впрочем, многое ли изменилось в наше время? Я имею в виду не официальную позицию властей для белошвеек, а принцип, которым руководствуются сильные мира сего. Так отож.
Причем Адам, несмотря на поголовное убийство второстепенных противников и сложные отношения с дверьми, проявляет себя исключительно положительным парнем, отправляя на свидание с предками исключительно плохишей. Ну а то, что со столицей некогда нехорошо получилось – так на себя бы посмотрели, стоит супергероям силушку молодецкую показывать – полгорода, как корова языком.
Подход постановщиков понятный, но не сильно правильный. В случае с Адамом можно было попробовать замахнуться на серьезную деконструкцию жанра, показав настоящего антигероя, но у ДС кишка оказалась тонка.
Так что перед нами обычный супергеройский комикс с некоторыми любопытными деталями.
Суровый протагонист, обижающий гадов, но за ребеночка готовый порвать пасть кому угодно. Не желающий работать в Команде, но, конечно же, признающий со временем ее великую силу.
Масса разрушений при драках суперов, и ни единого пострадавшего горожанина (по крайней мере, ни одного не покажут).
Топорно скрывающийся антагонист, с первых минут вызывающий закономерное недоверие.
Абсолютно неподготовленная попытка кроссровера с Обществом справедливости, причем большинство зрителей ни сном, ни духом, что это за прекрасные ребята. Аманда Уоллер, по крайней мере, появлялась как в Самоубийцах, так и в сериалах типа Стрелы и Флэша.
Почти все развитие сюжета читается с первых кадров, хотя одним «сыновьим» нежданчиком постановщики все же отличились.
В наличии слегка подзабытое слоу-мо, используемое тут направо и налево.
Графика в ленте не блещет, что совсем удивительно при таких бюджетах. Экшена вроде немало, тут вам и разборки Адама с обычными наемниками, и долгие погони за летающими мотоциклами, и непременные сражения между суперами, точнее в концепции ДС – металюдьми, и рушащиеся здания и прочий дестрой. Но ничего особо запоминающегося нам не покажут. Да и смотрятся сражения слишком уж компьютерно.
Диалоги и вовсе будто вырублены топором. Как вам заявление «Ты – неоимпериалист, присланный красть у нас природные ресурсы!».
Теперь о любопытном. Восточный колорит, перекликающийся с Лунным рыцарем. Нам даже натурального ифрита предъявят.
Обычные люди, получившие свою минуту славы, а не выступающие бездеятельными фишками для битья.
Легкая ирония над западными людьми, которым «не нужны паспорта». Прилетающими наводить порядок, абсолютно не разбираясь в местных особенностях, а точнее «приходящими восстановить мир, и готовыми ради этого применить силу».
Вяленькая попытка аккуратно покритиковать колониализм и угнетение народов третьего мира. А заодно пафосно напомнить о великой самодостаточной ценности свободы.
Ряд неплохих комедийных моментов, типа потасовки в окружении фигурок Бэтмена, Аквамена и Супермена; Адам изничтожающий постер Человека из Стали, или ковбойская перестрелка под музыку из вестернов.
Стеб над популярностью супергероев. «Ты можешь стать знаменитым!, тебя ждут журналы, костюмы для детей, видеоигры, тематический парк».
Парочка скользких фраз от антагониста. «Кандак при царе не был свободным, но был великим». Да и «сосредоточие силы и просвещения» несколько смущает.
Признание, что «иногда чтобы спасти свет, нужна тьма». Спорное заявление, неоднократно опровергаемое в кино и литературе. Фраза из серии «Добра с кулаками» и «Повергания бесов силой бесовскою». От тьмы чаще всего спасения ждать не приходится. А вот от обычного существа, в котором имеется и темное и светлое, как в большинстве людей – вполне можно.
Финальная заявка на жирное противостояние слона с китом.
Актеры, к сожалению не блещут.
Адам (еще один кандидат на звание самого крутого супера всех времен и народов, у него в арсенале замедление времени, а может телепорт? Или суперскорость? молнии изо всех щелей, полет, супер сила и пуленепробиваемость и хрен знает что еще) в исполнении Джонсона восхитительно суров и напоминает Терминатора, созданного юным Шварцем. Абсолютно безэмоционален, патетичен, не говорит, а изрекает. Пытается найти свое место в новом для него мире. Заодно сарказм освоил, правда, далеко не сразу. Скала никогда не отличался особыми актерскими «скилами», но без самоиронии дело и вовсе печально. Дуэйн пытается передать внутренние борения своего персонажа, но выходит у него это не слишком убедительно.
Адрианна Томаз (Шахи ). Закос под Индиану Джонса. Девица заварившая кашу с поисками короны. Не особо умна, вдобавок демонстрирует жирный материнский инстинкт – ради собственного спиногрыза отдадим под нож тысячи чужих. Сыграно на диво слабенько, особенно для лицедейки с таким послужным списком.
Измаил (Кензари). Злодей и вовсе никакой. Вдобавок ему тут развернуться попросту негде. Времени у парня с гулькин нос.
В остальных персонажах слишком много отсылок к более известным супергероям. Торнадо/Циклон (напоминающая Шторм из Людей Икс) с красиво показанными суперсилами. Прям китайской эстетикой повеяло, крадущиеся тигры с драконами, право слово. Комедийный Атом-Крушитель (наследник Дэдпула), заставляющий покраснеть от зависти Человека-муравья. Маг и чародей Кент, предвидящий будущее — аналог Стрэнджа. На Броснана, всегда посмотреть приятно, жаль играть ему тут почти нечего. Суровый Сокол (Ходж), работающий тут поздним ЖЧ, и активно пасущий «суперский» молодняк.
Вот интересно – когда уже битвы между суперами перестанут напоминать потасовку пьяных сельских мужиков около клуба? Неужто нет другого варианта показать столкновение между существами, обладающими сверхсилами, кроме как мутузить друг друга кулаками и швырять из стороны в сторону?
Эрго. Стандартный комикс с парочкой любопытных моментов и не самой сильной графикой.
Ассасины Судьбы, или Не надо философствовать, пуляйте!
Уэсли Гибсон был типичным лузером. Работа клерком, маленькая зарплата, шпильки от начальства, девушка, изменяющая с лучшим другом.
А потом вдруг выяснилось, что он сын недавно погибшего суперкиллера, члена Братства Ткачей, исполняющего повеления Судьбы. И лишь Уэсли под силу остановить убийцу отца — изменника из рядов Братства.
Правда, на этом смертельно опасном пути Гибсона ждет немало испытаний и открытий.
Лента в свое время вызвавшая немало споров. Одни напирали на российского постановщика в Голливуде. Другие на общую глупость и пафос происходящего.
Взглянем поближе, что именно сняли Тимур и его команда.
Прямой перевод названия – Разыскиваемый.
Для начала вспомним, что картина взяла за основу серию комиксов Марка Миллара и Джея Джи, изрядно, правда, переработанную. Соответственно, претензии к правдоподобности стоит поумерить на несколько порядков. Кстати, по сравнению с героями той самой серии персонажи ленты по моральным качествам – настоящие скауты на прогулке. Но если не сравнивать – козлы собрались в Братстве первостатейные. Они выбирают себе жертв по велению некоего Станка судьбы (не спрашивайте). Вот сплелось пара нитей определенным образом, значит пора переводить эти намеки в бинарный код, а затем искать обладателя получившегося имени, чтобы отправить его к праотцам. Зачем? (не спрашивайте-2). Такими действиями они «поддерживают равновесие», отмазываясь туманными фразами типа «мы не можем предугадать последствия наших решений» (точняк!), «Убей одного и может быть спасешь тысячу» (а может и нет), и одним единственным рассказом о том, что как-то раз Станок выдал имя жестокого киллера, которого вовремя не грохнул парень из Братства (сагу про обезьяну, бесконечно стучащую по клавишам пишущей машинки, и ее сотворение «Войны и мира» постановщики не слыхали). Философствование, будем честными, Тимуру не удалось. Сомнениям в своем праве отбирать жизни непонятно за что, посвящена ровно одна сцена. Инструкция по созданию фанатиков-убийц в чистом виде. Причем основывающихся на максимально бредовой предпосылке.
И, конечно же, чтобы ощутить себя мужиком и взять жизнь в свои руки, обязательно надо родиться у правильного папаши, а затем изничтожить кучу народа. Кто бы сомневался.
Подытожим. Тупизм сценария на высоте, а морально-этическая основа фильма ниже плинтуса.
Зато как экшен-комикс лента неплоха Напоминаю – забудьте о логике и законах физики, просто наслаждайтесь движухой и спецэффектами.
Заводная автомобильная погоня по городским улицам со стрельбой, разинувшими рты копами и крушением автотранспорта. Обучение юного падована: избиения (приучение терпеть боль), стрельба, мастерство ножевого боя, овладение сверхъестественными способностями организма. Бодрая беготня по крышам электрички. Киллерские подвиги с использованием обретенных умений. Железнодорожная разборка (посланники судьбы хреновы: народу накрошили от души, на всех ниточки получили?). Финальная разборка с оружейной эстафетой в стиле Матрицы и Эквилибриума. Живенько, задорно, бодро, фентезийное пиу-пиу неплохого качества. Да, компьютерность картинки частенько вылазит наружу – будьте готовы.
Сопровождается действо конкретным «нежданчиком» на экваторе картины, клиповым монтажом, любимым Бекмамбетовским ускорением-замедлением, кровищей, неожиданно взрывающимися от пуль головами, возвращениями во времени.
Из актерских работ вне конкуренции главгерой в исполнении МакЭвоя. «Затюканный» юноша, неспособный прожить без успокоительного, продемонстрирует нам качественное развитие образа и неплохую историю взросления (даже несмотря на приевшуюся избранность). «Самый никчемный придурок 21 века», классический «офисный планктон» в начале фильма. Сплошные нервы, полное безразличие, даже жизнь почти под колесами электрички не беспокоит. Столкнувшийся с другой стороной жизни. Полный ужаса, неприятия и отрицания. Решивший порвать с осточертевшей рутиной. Осознающий свою избранность. Полный сомнений, не понимающий, чего от него ждут. Жаждущий стать достойным отца, начинающий ловить кайф в убийствах. Собравшийся идти до конца. Сыграно эмоционально, с надрывом, будто взрослая трагедия перед нами, а не кинокомикс. Джеймс все же без дураков хороший лицедей.
Морган Фримен здесь изображает невозмутимо-харизматичного лидера, посредника меж Судьбой и Братством. Морган стандартно неплох, но не особо напрягается.
Анджелина Джоли сверкает загадочной улыбкой, молчанием, пистолетом, аскетичной фигурой и клеевой татухой, активно повергая своими ручками-палочками наземь крепких мужиков. Приятная дама, но не сравнить с ее же отличной работой в «Смитах».
Даже Пухлощекий Крис Прэтт в маленьком образе лучшего друга ГГ имеется.
На у как не упомянуть фишку фильма – стрельбу, когда пуля огибает препятствия, с переподвыподвертом и дерганьем ручкой, повлекший за собой волну обсуждений и стеба. За один этот хит Wanted достоин занесения в анналы.
Эрго. Задорный спецэффектный комиксоид с дурацким сценарием и паршивой моральной подоплекой. МакЭвой молодец.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс МакЭвой, Морган Фримен, Анджелина Джоли, Теренс Стэмп, Томас Кречманн, Коммон, Кристен Хагер, Марк Уоррен, Дэвид О`Хара, Константин Хабенский, Крис Прэтт, Лорна Скотт, София Хак