Я хотел совсем не этого!!!, или Формулируйте скрупулезно
Пьянство на работе – это плохо. Лишние 50 грамм, выпитые крановщиком, разгружающим статую для известного коллекционера, грозят порабощением человечества.
Ведь в результате его действий хрупкая Александра освобождает джинна – древнее зло, жаждущее переместить на Землю орду своих злобных сородичей. Для этого монстру нужно поработить десяток-другой людских душ, исполнив их «хотелки», а главное — заставить Алекс загадать три желания.
Среди массы однотипных ужастиков 90-х был один, запомнившийся надолго. Причем даже не образом антагониста, хотя злой джинн (забудьте про милого Уилла Смита ) по сравнению с призраками, демонами и оборотнями смотрелся выиграшно. А пристальным вниманием к теме формулировок (то, что в 90-е звучало как «следите за базаром»). Wishmaster для играющих «кухонки» ролевиков даже стал программным фильмом, заставляющим игроков внимательно относиться к своим словам, и помнить нехитрую истину: если что-то из ваших речей может быть извращено, оно обязательно будет извращено.
Казалось бы. Я ведь так хорошо сформулировал у себя в голове, что именно случится после моего монолога. А вот озвучить позабыл. Или пропустил ограничивающий фактор, или не добавил парочку условий. Вуаля! Желаете прекратить боль? Добро пожаловать на кладбище. Я не желаю видеть что-то. Не будешь. Боюсь за свою красоту. Она останется вечной. Жажду посадить сколького типа. Легко! Хочешь денег? Подумал, кто для этого умрет? Причем за исключением ситуации со вторым охранником, когда джинн слишком уж притянуто за уши переформулировал «освобождение» (хотя если напрячься – можно понять и так), остальные случаи изврата «хотелок» поданы достаточно корректно.
Отличный тренинг, который имеет смысл если не показывать (кровищи много), то как минимум пересказывать детям, наивно глядящим на жизнь.
С кровищей постановщики не стесняются. Хотя кровь нарочито алая, а спецэффекты выглядят по большей части бледно, порой вызывая здоровую ухмылку. Причем желания спародировать то Чужого, то ЗВ, то Муху создатели ленты даже не скрывают. Черного юмора ребята отсыпали от души. Сюда же примыкает каст, собравший немало актеров, напрямую связанных с хоррором. От Фредди – Инглунда, до Джейсона – Ходдера и Кендимена – Тодда. Прям междусобойчик для своих.
Разве что самолично джинн (Дивофф) до этого вроде в ужастиках не снимался, хотя я мог что-то и пропустить.
К сожалению, кроме основного концепта «Будьте внимательны, когда просите», остальные части ленты выглядят похуже.
Эффекты, как я уже сказал, чертовски устарели. Джинн в натуральном обличье сверкает фигурно подпиленными зубами, непонятными трубко-щупальцами и длинными когтями. Подозрительно напоминая смесь бомжа, Палпатина и киборга. В обличье Дивоффа становясь харизматичным альфа-самцом с плохой кожей. Не чуждым психологии. Чтобы развести «насекомых» на нужные тебе желания нужно быть внимательным и прозорливым.
Главгероиня в исполнении мало известной у нас Лоурен порой радует неплохими эмоциями. Но большую часть времени вынуждена демонстрировать истерическое состояние и мощь легких. А еще неплохую смекалку (вычислить ключевой момент – это всегда важно).
Подавляющее большинство прочих лицедеев переигрывают, картинно, на уровне капустника изображая страх, жадность, гнев.
Затейливо-нарочитая расчлененка стартует почти с первых кадров и к финалу изрядно надоедает. Хотя видно, что постановщики изо всех сил старались разнообразить нелегкие финалы статистов. Но еще хуже то, что создатели сами несколько запутались в возможностях своего злодея. То они объявляют, что джинн исполняет единственное желание, прежде чем завладеть душой. То аж в двух случаях (продавщица, первый охранник) дают по два. То говорят, что без людского желания главгад ничего замагичить не сможет. То тут же позволяют ему управлять статуями. Хотя это никак не «всунешь» в желание крутой вечеринки. Где свидетели, что разнесут это для истории?
Разве что концепция мага, оказавшегося в уязвимом рациональном мире науки и разума неплоха.
Да возможность вспомнить беспечальные 90-е, когда самец оглашенный мог не опасаясь последствий приобнять даму за талию и даже отеческим жестом прикоснуться к подбородку! Нынче митушницы порвали бы нахрен.
Эрго. Ужастик, заставляющий задуматься над тщательной формулировкой своих желаний. Жаль, в остальных моментах дыр чересчур много.
Режиссер: Роберт Куртцман
В ролях: Тэмми Лоурен, Эндрю Дивофф, Роберт Инглунд, Крис Леммон, Венди Бенсон-Лендис, Тони Крэйн, Дженни О`Хара, Кэйн Ходдер, Тони Тодд, Рикко Росс
Конец света не наступил со сменой тысячелетия. Люди облегченно вздохнули, и продолжили свои научные забавы. Мутаторы там, ускорители ядерных частиц. А ежели человек за что-то всерьез возьмется – то обязательно достигнет результата. Правда, зачастую, не того, какого хотел.
К примеру, вместо познания Вселенной — зомби-апокалипсис.
Да не простого, с вялыми, скучными мертвецами. А с зомби, полностью сохраняющими память тела, интеллект и способности. Зомби, на самом деле являющимися чем-то большим, чем банальные пожиратели людского мяса.
Брайан Кин на диво плодовитый и весьма популярный на Западе автор хоррора. А еще тот, кто в 2003 году со своим дебютным романом The Rising cтал одним из инициаторов свежей волны моды на зомби. Волны, продолженной целым рядом как зарубежных, так и русскоязычных авторов книг, кино и телефильмов.
«Воскрешение» практически не занимается психологическими исследованиями, как более поздние Грант или Лукьяненко, взамен нагнетая саспенса, экшена, неаппетитных подробностей. Подбрасывая не самое распространенное (а точнее хорошо забытое) наполнение идеи «живых мертвецов».
Здешние «шустрики» явно вдохновлены «Зловещими мертвецами» Рэйми. Причиной зомби-апокалипсиса стал не любимый более поздними авторами вирус, а некие сущности по фамилии Сиккизм. Сущности, по всем раскладам напоминающие демонов. Они крайне не любят Бога, заточившего парней в ледяной Пустоте. Презрительно относятся к людям, обзывая их обычным «куском мяса» (демоны-расисты, ай-ай-ай!). Вселяются в тело после смерти человека и извержения души («Мы обитаем в вас, когда душа уходит»), занимая ее место в мозгу! (место души установлено!). Утверждают что их количество «больше бесконечности», что унаследовали землю, а время людей закончилось. Любят людское мясо, но в большинстве случаев не лишают тело возможности двигаться после воскрешения – заботятся о собратьях, ждущих своей очереди в Пустоте. Сохраняют память тела и его навыки. Могут говорить, иронизировать, стрелять, водить машину, устраивать стрелковое сафари на людей, действовать из засад. У них даже имеются «предводители дворянства», собирающие из воплощенных армию.
При этом регулярно и с удовольствием «тупят». С другой стороны кто нам сказал, что все демоны являются «гениями мысли и отцами русской демократии»? Может они просто по определению глуповаты?
Своих антагонистов Брайан неплохо проработал, раскрыв многие их особенности и придержав некоторые на будущее. К примеру, так и неясно, умирают ли Сиккизм после уничтожения мозга, или лишь возвращаются в Пустоту, ожидая очередной мясной билет на Землю?
Дополнительной прелести придает возможность вселяться не только в людей, но и в любое живое существо, кроме похоже, насекомых. Мы встретим зомби-собак, кошек, оленей, львов, белок кроликов, крыс. Особенный цимес связан с мертвыми птицами, атакующими большими стаями, и абсолютно не жалеющими своих мертвых вместилищ. Прям Хичкок-форевер.
Книга, как вы понимаете, не особо рассчитана на читателя со слабым желудком. Полна смертей, расчлененки, кровищи, кишок, безглазых трупов и прочего «натюрель». Как собственно и полагается зомби-хоррору.
Активно демонстрирует особенности людской природы и то, что человеки легко могут стать гораздо хуже любого зомби. Отвратный путь военный диктатуры, когда организованные воинские подразделения, слетев с катушек, устраивают для гражданских настоящий террор – насилие и рабство. Обычных людей, срывающихся то в мародерство, то в каннибализм. При этом на пути героев встречаются и нормальные, адекватные люди. Имеется пара пронзительно-щемящих моментов.
Однако идейная основа для Кина не главное. Упор в романе сделан на динамику. Экшена в книге хватает. Беготня от сообразительных зомби, которых нужно еще и перехитрить. Куча перестрелок с мертвыми и живыми. Автомобильные и пешие погони. Конфликты с разнообразной мертвой фауной. Блуждания по канализации. Прорыв армейской группировки с тяжелым вооружением. Регулярные клиффхэнгеры и неожиданные спасения «в последний момент» (их можно было бы и поменьше). Кинематографично. Из The Rising мог бы получиться вполне бодрый сериал.
Перед нами трое главных героев.
Выживальщик Джим Термонд, упорно едущий к сыну Дэнни. Поначалу символизирующий классический квест-путешествие из точки «а» в точку «б». Редкий пример человека, не зря соорудившего бункер для пережидания конца света. Обычный мужик, у которого после апокалипсиса осталась одна цель, держащая его на этом свете – добраться до сына.
Вторая – негритянка Фрэнки, несущая нелегкую ношу героиновой наркоманки-проститутки, и матери потерявшей дитя. Циничная, активная, не особо умная девица, которой покорилась не менее редкая, чем сработавший бункер задача – быстро слезть с наркоты.
Третий – ученый Уильям Бейкер, профессор ядерной физики, имеющий прямое отношение к началу апокалипсиса. Интеллектуал, задумывающийся о собственной вине, нюансах научного познания, получивший максимум информации о Сиккизм из первых уст.
Будем честными, герои в экстаз не повергают, но и абсолютно картонными не выглядят. Серединка наполовинку.
К каждому из них в дебюте пристает по напарнику, долгое (или не очень) время делящих с протагонистами все невзгоды. Спасающих им жизни физически или морально. Судьба напарников, как и большинства второстепенных персонажей, незавидна.
Эрго. Классический зомби-хоррор с хорошо забытым демоническим обоснованием появления живых мертвецов и активной, кинематографичной движухой. А вот идейное наполнение и героев к сильным сторонам романа не отнесешь. В общем – для фанатов жанра.
P. S. Роман мало того что оказался с открытым (точнее неоднозначным – правда автор в предисловии эту неоднозначность хоронит) концом, так и дал начало немалому циклу из пары романов, повестей и рассказов.
Банка с кузнечиками, или Крестный путь в лесу/Всадники на пороге
Пасторальные леса Пенсильвании. Уютный домик, в котором отдыхает семья из двух мужчин и усыновленной 9-летней девочки. Семья, в которой царит любовь и гармония.
Нарушенные вторжением четырех странных людей. Требующих невозможного, утверждающих, что от решения членов семьи зависит ни много ни мало – а судьба всего человечества.
Приближение конца света всегда пугало гомо сапиенсов, и над тем, как спастись при приближении маленького белого песца, думали многие.
Найт дарит зрителю параноидальную, напряженную, полную сомнений и психических вопросов историю, в финале слишком добросовестно отвечая на все вопросы, и убирая любые недомолвки.
А вот на протяжении картины сомнений, что у зрителя, что у героев, будет хоть отбавляй.
Кто наши непрошенные гости? Психи, фанатики-сектанты, камикадзе, мошенники, преступники, предвестники? Что мы видим: воплощенную паранойю, групповой психоз, искренние заблуждения, непонятную аферу, приступ безумия, искреннюю веру? Восприятие происходящего меняется на протяжении всей ленты. Причем, как было сказано, как у нас, так и у пленников.
Интрига с личностями гостей, побудительными мотивами, и главное, их правотой или неправотой, поддерживается недурно. Напряженное общение с четверкой, телевизионные новости, различные теории, которые выдвигает Эндрю – добавляют в блюдо остроты.
Фильм поставлен по роману Пола Г. Тремблея «Хижина на краю света», причем, как говорят, финал фильма кардинально отличается от первоисточника.
Поскольку фильм камерный, дело происходит в замкнутом пространстве (90 процентов событий случаются в одной-единственной хижине), обходясь без костылей спецэффектов (за исключением буквально одной сцены), изрядная нагрузка лежит на актерах.
Они, в целом, не подвели.
Сперва о хозяевах.
Эрик (Грофф). Чувствительный, эмоциональный перестраховщик и зануда. Тонко воспринимающий мир. Эрика можно назвать ведомой стороной в паре, а можно ее совестью и идейной основой (ну или женским началом).
Эндрю (Элдридж). Порывистый, резкий парень с характером. Активно занимающийся боксом и прикупивший в оружейном магазине аккуратный «ствол». Возводящий счастье семьи во главу угла (и кто его обвинит?).
За время фильма мы познакомимся с парой поближе, в том числе и благодаря флеш-бекам. Рассказывающим о родительском восприятии их отношений, появлении идеи приемного ребенка, а затем и его самого, конфликтах с социумом.
Ребята полны страхов, комплексов, настороженно относятся к людям. Было отчего.
Ведь на примере Эрика и Эндрю постановщики решили поговорить со зрителем о восприятии «не таких как все». Если верить Шьямалану со товарищи: несмотря на победную поступь толерантности, не все еще благостно с этим делом на американских просторах.
Пришельцы тоже на уровне, минимум по разу с триумфом выходя на авансцену. Хотя шлейфа роли им откровенно не хватает. Образы намечены грубоватыми мазками, без подробностей, с преобладанием одной черты характера (такой подход в некоторой степени объясняется в финале).
Леонард (Батиста). Татуированный и дружелюбный амбал в трогательных очечках, любящий и умеющий собирать кузнечиков. Учитель младших классов и физкультуры, с нежностью вспоминающий своих воспитанников. Вкладывавший в них душу. Внимательный, заботливый наставник. Способный на выдержанные и нелегкие решения.
Батиста потихоньку расширяет свой актерский репертуар. Маладца.
Сабрина (Амука-Бёрд ). Темнокожая медсестра, не забывающая о своем профессиональном долге.
Адриана (Куинн). Повар, любящая кормить людей. Хрупкая, нервическая, активно эмоционирующая женщина-мать.
Рэймонд (Гринт). Вспыльчивый, полный гнева паренек с трудным детством и отцом-козлом. У него меньше всех времени, и всего одна яркая сцена.
Они отнюдь не лишены сомнений, хотя решительно исполняют свои функциональные обязанности.
Стоит отметить любовь оператора картины к крупным и суперкрупным планам, акцентам на лицах, использовании приема обращения и общения прямиком в камеру, а фактически к каждому из зрителей.
А также странноватые гибриды сельскохозяйственных и строительных инструментов, которыми вооружены гости.
Любопытна моральная основа ленты. М. Найт говорит со зрителем о жертвенности, самопожертвовании, альтруизме и эгоизме, тяжелейшем выборе и о том, что он есть всегда.
И не только. Дорогие товарищи – щурится режиссер – не пора ли оставить далеко позади замшелое, пещерное отношение к иным, не таким как вы? Прекратить ненавидеть хороших людей лишь за то, что они избрали отличный от вашего путь построения семьи? Завязать беситься от того, что те, кто посмел идти против воли большинства — топчут Землю?
И не только потому, что это недостойно Человека. Но и из исключительно меркантильных соображений. Вдруг однажды именно от них будет зависеть ваше спасение.
К сожалению, финал в преимущества ленты на занесешь. Слишком уж он однозначен и нарочит. Похоже, ударные концовки от Шьямалана остались далеко в прошлом.
Эрго. Апокалиптический триллер с неплохой интригой, долгое время играющийся с жанрами и зрительскими ожиданиями. А вот завершение могло быть и поинтереснее.
Режиссер: М. Найт Шьямалан
В ролях: Дэйв Батиста, Руперт Гринт, Джонатан Грофф, Бен Элдридж, Никки Амука-Бёрд, Эбби Куинн, Кристен Куи, Уильям Рэгсдэйл, Кэт Мерфи, Клер Луиз Фрост
14 век. Китай под властью монголов. Но уже не первый год в стране бушует восстание Красных повязок. Похоже, осененное благословением Небес, ведь у восставших появился Сияющий принц, обладающий Небесным мандатом.
10-летняя девочка-крестьянка была максимально далека от вопросов политики и власти. Пережить бы еще один день в умирающей от голода деревне.
Далека до той поры, пока не приняла на себя судьбу брата Чжу Чонба, которому обещано величие.
Однако судьба судьбой, но ее еще нужно воплотить. Благо, девочка оказалась на диво упрямым и умным человеком.
Ее путь лежал в монастырь, а затем в лагерь Красных повязок. Где с помощью сообразительности и доли удачи Чжу сделает первые шаги, ведущие к невообразимым вершинам.
И вот новый роман, обласканный критикой и если цитировать один из рекламных отзывов: «добавляющий нюансов теме гендера». Что да то да, вот вам женщина претворяющаяся мужчиной (прием, правда, отнюдь не новый), а вот евнух в качестве второго главного героя. Причем не обрюзгший колобок, как тот же Варис, а изысканной красоты существо с ярким нежным лицом девушки, но без женственности в чертах. Во как!
Что любопытно, несмотря на модную повестку, подавляющее количество ведущих женских (?) персонажей и то, что поначалу от романа слишком уж веет Мулан, книга читается неплохо.
В первую очередь благодаря элементам историчности и китайскому колориту. Автор привязывается к важным для Китая событиям: освобождению от власти монголов и появлению династии Мин. Перед нами аж никак не исторический роман, но о реальных персонажах и событиях Шелли не забывает. Место будущего императора Чжу Юаньчжана в романе занимает девочка Чжу Чонба, перенявшая на себя ряд элементов из становления настоящего властителя, как-то низкое происхождение или учебу в монастыре.
Мы увидим ГГ начиная с ее 10 лет и пройдем вместе немалый путь. Через нее и вторую героиню/героина знакомясь с жизнью Китая 14 столетия. Глобальным голодом среди крестьянских подворий. Бандитским беспределом. Нелегким бытом послушников в монастыре, обычном, не Шаолине. Монастыре, правда, продвинутом, настоятель которого не только работой и молитвами дни народа заполняет, но и учебой. Противодействием разных партий в лагере Красных повязок. Влиянии избранного Небом властителя на мораль и боевой дух окружающих. Женской половиной особняка. Побываем в Охотничьем лагере Великого хана на его ежегодной Весенней охоте. Увидим высший свет монгольской империи Великая Юань. Поучаствуем в их развлечениях, соревнованиях, пиршествах (ханского двора можно было и поболе).
Имеются в романе мистические элементы, которые почти не влияют на сюжет. Чонба, к примеру, способна видеть призраков, которые никак не взаимодействуют с живыми, только смотрят пристально, гады. А властители, избранные судьбой на царство, обладают Небесным мандатом — божественным светом, излучаемым телом, физической манифестацией права на власть, дарованного Сыну Неба. Причем этот самый Мандат в разных долях может принадлежать нескольким одновременно живущим товарищам.
Во вторую обратим внимание на протагонисток/стов.
Чжу Чонба, а точнее безымянная девочка, волевым решением приявшая судьбу брата вместе с его именем. Отличающаяся лицом, напоминающим голову сверчка или богомола. Упорный ребенок, не жалея сил ринувшийся за мечтой. Отринувшая свой пол, до зубовного скрежета жаждущая величия. Неплохой психолог, тонко чувствующая интриги, умеющая нестандартно мыслить. Пользующаяся всеми возможностями, которые предоставляют ей новые технологии, природные ландшафты, и, конечно же, люди. Говорящая о себе в третьем лице (это не только ее особенность). Ставшая причиной смерти тысяч человек. Нарушившая клятвы буддийского монаха, способная на предательство и убийство невинного, без особых сомнений идущая по головам. Женская сторона личности помогает персонажу без шор видеть подоплеку событий, мужские недостатки и слабости. Играть в мужские игры с чит-кодом, без хлещущего из ушей тестостерона, похоти, гордыни. Плюс мощнейшая интуиция, почти сверхъестественное ощущение того, в каком именно месте нужно оказаться для достижения целей. Вот еще одна мистическая особенность (или бог из машины?), присущая, кстати, и второму герою.
Генерал-евнух Оюан — последний из рода предателей. Некогда раб, сейчас военачальник при наследнике Великого князя провинции Хэнань. Жаждущий отомстить виновникам гибели семьи и предпринимающий для этого целый ряд шагов. Намертво привязавшийся к наследнику, ставший искренним другом Эсэня. Раздираемый противоречиями между жаждой возмездия и нежеланием причинить боль товарищу и покровителю. Частенько терзающийся сомнениями и рефлексиями. Отличный полководец и мечник, воспринимаемый всем миром как противоестественное создание, недостойное своего места. Сопровождаемый целым роем призраков.
Каждому из двух героев выделяется примерно равное количество страниц (с некоторым преобладанием Чжу). Они не раз пересекутся, оказав заметное влияние на судьбы друг друга.
Стоит отметить, что оба протагониста принадлежат к подвиду людей, являющих собой «не мужчину и не женщину, а совершенно другую сущность». Эдакие реплики на тему андрогинов. Любопытный подход. Правда, без людского фетиша по фамилии секс, ребята/девчата все равно не обойдутся. Чжу найдет свое лесбийское счастье. А Оюан будет терзаться влечением к Эсэню. Впрочем, это дело житейское, восприятию книги не сильно мешает.
Из персонажей также можно вспомнить Ван Баосяна – младшего приемного сына Великого князя провинции Хэнань. Еще одного парию. Мужчину, вместо доблестных воинских упражнений, избравшего стезю ученого и счетовода. Расчетливого, неглупого, способного на коварные поступки. Девушку Ма Сюин – пример женской энергии, сопереживания и сочувствия. И Левого министра Красных повязок Чэнь Юляна — прожженного манипулятора и интригана.
Интриги, впрочем, сильной стороной романа не назовешь. Основным приемом здешних макиавелли становится «подстава» оппонента под гнев вышестоящих, создание возможностей для ошибки противника, использование этой самой ошибки в своих интересах. Негусто.
Благо местные воители умом не отличаются, радостно и горделиво бросаясь во все ловушки, которые для них расставляют.
Описаний битв автор также не подгонит, так вскользь, без подробностей. А вот неожиданный поворот после одной из встреч героев имеется – как же без него.
Несколько напрягает китайская специфика речи, большей частью персонажи говорят что называется «не по-людски», слишком уж формализировано, да и частые вскрики и переживания об уважении со стыдом быстро надоедают. Хотя: «восток есть восток…».
Позабавило восприятие сторон друг другом. И для китайцев (точнее наньжэней), и для монголов оппоненты являются «варварами», о чем представители сторон неоднократно заявляют. Люди такие люди.
Язык романа в целом не впечатляющий. Стиль местами тяжеловат и вязок, порой излишне переполнен рефлексиями героинь/героев.
Зато о тяжелой женской судьбе мы узнаем много нового (как и о тех мужчинах, которые сходят со стандартного пути воина). Маленькие ступни, специально бинтуемые с детства. Ступни, фактически не позволяющие даме нормально ходить, и соответственно сбежать «свит за очи».
Четко отведенное место племенной и рабочей кобылы в одном лице. Отсутствие собственных целей и желаний – исключительно долг и забота о муже. Общая сложность бытия в патриархальном, мужском мире. Жить в котором приемлемо можно лишь тем феминам, которые соглашаются на условия, выдвигаемые этим миром. И не дай бог тебе захотеть странного, и вообще задуматься о собственных желаниях.
Взамен автор предлагает строить жизнь, не обращая особого внимания на ограничения, накладываемые полом и социальным положением. Тонко намекая на то, что если человек будет упорно стремиться к своей мечте – возможно все.
При всех описанных нюансах книга, как я уже сказал, читается с интересом, следить за перипетиями романа и судьбами героев — нескучно. Что уже дорогого стоит.
Эрго. Ориентально-андрогинное фентези с альтернативным взглядом на личность и становление первого императора династии Мин.
Не глобальному потеплению, резвой комете, высокотехнологичным пришельцам или смертельному вирусу.
Людей уничтожил грибок. Поселяющийся в мозгу носителя, превращающий его в куклу, заставляющий нести заразу дальше.
Цивилизация уцелела лишь в карантинных зонах, за крепкими стенами, под пятой военной диктатуры.
У жителя бостонской зоны Джоэла Миллера остался лишь один родственник, живущий в далеком поселении. И когда тот не выходит на связь, Джо начинает искать возможности добраться до Томми. Благо подворачивается предложение доставить на дикую территорию, полную зараженных и бандитов, девочку-подростка, чем-то жутко важную для местной организации борцов за свободу.
И, возможно, это путешествие станет определяющим для судеб человечества.
Одной из самых известных игр этого жанра слывет The Last of Us 2013 года.
Которая ровно через десятилетие дошла до голубых экранов.
Перед нами классический постап с элементами антиутопии, созданный в форме излюбленного американцами роад-муви. Многоэтапное путешествие, во время которого мы вплотную знакомимся с миром после апокалипсиса. Квест, длящийся несколько природных сезонов, включая заснеженную зиму. Идущий через величественные природные просторы, не заметившие огромных проблем у своих «царей». Просторы, поражающие безмятежностью и вековечной красотой.
Через просторы природы и трупы городов.
Картинка умершего общества на уровне. Пустые поселения, заполненные битыми автомобилями, полуразрушенными высотками, высохшими телами. Черепа под ногами. Скелеты домов, плотно увитых растениями. Оставленные на обочинах танки, рухнувшие наземь самолеты. Сериал переполнен мелочами «дивного нового мира». Вот заброшенный отель с жабой, прыгающей по клавишам рояля. Вот музей с кучей мумифицированных трупов на лестнице и сухостоем грибных нитей. Вот воронки от бомб, сброшенных в попытках приостановить распространение заразы. Вот яркое платье на месте массового убийства. А вот его еще живой обладатель, которого мы видим в одном из флеш-беков. Вот стада расплодившихся бизонов. А вот река с кучей полузатонувших катеров.
Внушает.
Дополнительной изюминкой становятся флеш-беки из 2003-го. Особенно открывающая сериал получасовая арка мирной жизни Джоэла с дочерью, и впечатляющее завершение этой самой жизни. Жаль, погружений в 2003 откровенно мало, а вот обширные флеши из постаповой жизни персонажей смотрятся затянутыми. Особенно арка Фрэнки и Билла, нежная, добрая и домашняя. Но вызывающая определенную неловкость, несмотря на целомудренность демонстрации отношений двух бородатых мужиков. Да и часовая история Элли в торговом центре не отличается увлекательностью.
За элементы антиутопии отвечают людские анклавы за высокими стенами. Увешанные плакатами, напоминающими о сроках полного инфицирования. С патрулями на улицах и снайперами на крышах. Комендантским часом для борьбы с инфекцией и смутой. Жестоким обращением с населением. Казнью за самовольный выход за стену. Безжалостным убийством инфицированных. Огромными очередями к радиопередатчику. Поденной работой по уборке улиц или сжиганию трупов. Гордыми борцами за свободу.
Если верить постановщикам, военным власть в руки лучше не давать. Диктатура силовиков может быть пострашнее невинных зараженных, жаждущих лишь сделать тебя таким как они. А люди чертовски изобретательны в издевательствах над себе подобными.
Впрочем, разве это касается только военных? В людской природе, получив влияние и силу, выпускать наружу самые темные стороны своей натуры. И те же повстанцы, когда им повезет, в полной мере отыгрываются над ослабевшими оппонентами.
Любопытно: товарищей, идущих на сотрудничество с диктаторским режимом, постановщики не поддерживают. Мол, ничего хорошего вам это не принесет, а судьба все равно отыграется за предательство.
Но и бестрепетные бунтари, устанавливающие у себя железную дисциплину, не моргнув глазом убивающие соседей и неугодных, тоже не выглядят панацеей для социума.
И лишь первобытная демократия, очередная версия коммунизма, с ее храмом всех религий, выборным советом и общей собственностью, принимается создателями сериала с одобрением.
Герои «Одних из нас» хороши.
Джоэл Миллер (Паскаль). Пожилой мужик на грани старости (почти 60 годков все-таки) с пошаливающим сердечком, сбоящими коленями и слабым слухом. Потасканный, но все равно крепкий. Напрочь скрывающий эмоции. Не слишком умный, не особо образованный, эдакий становой хребет кондовой Америки. Хмурый, немногословный тип, знающий «что делать по обе стороны от мушки».
Вот только с меткостью картина противоречивая, в некоторых сценах глаза на месте, а после других (особенно в музее) так и хочется отправить Джоэла постажироваться у бравого Кравцова со товарищи. Забавно – Джо время от времени обвиняют в убийстве людей, мол выживали как могли. Интересно, среди уцелевших после апокалипсиса, остался хоть кто-нибудь с чистыми руками?
Джоэл, после трагедии 2003, живет по инерции, крепко-накрепко закрывшись от окружающего мира. Приоткрыв свою броню лишь для Тесс и младшего брата Томми. Тем сложнее Миллеру привыкнуть к его новой подопечной. Столь похожей и столь непохожей на его кровинушку.
Элли (Рамзи ). 14-летняя матерщинница, не лезущая за словом в карман, отрицающая авторитеты. Умная, жесткая, много читавшая, четко подмечающая нюансы отношений. Мечтающая о небе, фанатеющая от астронавтов, любящая смотреть на звезды.
Сирота. Воспитанница училища, с детства готовящего солдат. В сознательном возрасте не покидавшая стен карантинной зоны. Грубый, бунтующий подросток, пробующий границы. Непосредственный ребенок со спорным чувством юмора. Девочка, с широко открытыми глазами и огромным удивлением воспринимающая внешний мир. Для которой внове все, от поездок на автомобиле до увиденных обезьян. С недоумением читающая дневники инфантильных девчонок умершего мира.
Отношения этой парочки активно развиваются, постепенно превращаясь из вооруженного нейтралитета в фактически семейные. Актерские работы становятся одним из преимуществ проекта.
Теперь о слабых местах.
Тема с иммунитетом чертовски избита. От «одной из самых известных» хотелось бы чуток больше оригинальности. Хотя, учитывая время выхода игры, рассчитывать на это не стоит.
С динамикой откровенно «не сады». Б-м. крупные экшен-сцены можно без труда пересчитать по пальцам одной руки. По классической традиции постапа, отношениям среди людей уделяется гораздо больше времени и внимания, чем противостоянию с зомби. Постановщики покажут несколько вариантов организации выживших, от стандартных антиутопичных карантинных зон, до городов находящихся под контролем повстанцев, коммунистической идиллии и благостной общины, скрывающей жуткие тайны.
Темп сериала вялый. Две серии посвящены прошлому, причем не зарождению эпидемии, на что посмотреть было бы интересно, а раскрытию былого персонажей, и выглядят откровенными филлерами.
Несмотря на попытки постановщиков (а точнее создателей игры) соригинальничать, обвинив в апокалипсисе грибок-кордицепс, зараженные изрядно напоминают до боли привычных зомби (неясно, если грибок стремиться лишь к распространению, зачем инфицированные порой норовят порвать человека на кусочки?). С другой стороны – некоторое количество вариаций и особенностей нам обеспечат. Зараза передается через укус (плотные кожаные куртки и штаны, типа байкерских почему-то героями не используются) и через еду. Грибо-зомби могут обмениваться информацией благодаря нитям грибницы. Кроме обычных, недоразвитых зомбаков имеются слепые, но чутко слышащие щелкуны, использующие эхолокацию. А один раз нам и вовсе покажут откровенного и слабоуязвимого босса уровня (таких зовут «топляк» — правда, жутко важная информация?). Ходят также слухи о суперзараженных, стреляющих спорами.
Бедненько, но чистенько.
Эрго. Классический постап с элементами антиутопии. Неплохие актерские работы и картина погибшей цивилизации, а вот экшена и оригинальности не хватает.
Режиссер: Крэйг Мэйзин, Нил Дракманн, Питер Хор, Джереми Уэбб, Ясмила Жбанич, Лиза Джонсон, Али Аббаси