Положительный антигерой, или Восточные мотивы от ДС
Давным-давно, задолго до нашей эры, сосредоточием силы и просвещения на Земле была держава Кандак. У которой имелся герой-защитник, избранник магов, оберегающих землю. Остановивший тирана, надевшего демонскую корону.
Прошли тысячи лет, настал просвещенный 21 век, Кандак стонет под пятой иностранных наемников. А имя Защитника – Тет Адам осталось лишь в славящих его легендах.
Пока однажды, в поисках той самой короны, люди пробудили Адама от долгого сна. Но что если легенды не говорят всей правды, и Адам вовсе не был героем?
ДСкомикс, сражающаяся за первенство с конкурентами из Марвел, лихорадочно пытается отыскать рецепт успеха. Очередной ее ставкой стали антигерои. Харли, Отряд самоубийц, первый и особенно второй, Миротворец.
И вот Черный Адам. По фильму долгое время непонятно, с какого перепугу его относят чуть ли не к злодеям. Но и после откровений Сокола, ситуация яснее не становится. Ну какой он антигерой? Перед нами нормальный продукт своего времени, слабо походящий на блаженного противника убийств из классических комиксов. «Я не трачу слов на мертвых», «Они должны предстать перед судом! Так пусть их судят боги!», «Ты пришел не искать справедливости, а вершить возмездие!», «Покажи силу, уничтожь врага, пусть молит о пощаде до последнего вздоха». Какой ужос!
Нормальный подход древних времен. Впрочем, многое ли изменилось в наше время? Я имею в виду не официальную позицию властей для белошвеек, а принцип, которым руководствуются сильные мира сего. Так отож.
Причем Адам, несмотря на поголовное убийство второстепенных противников и сложные отношения с дверьми, проявляет себя исключительно положительным парнем, отправляя на свидание с предками исключительно плохишей. Ну а то, что со столицей некогда нехорошо получилось – так на себя бы посмотрели, стоит супергероям силушку молодецкую показывать – полгорода, как корова языком.
Подход постановщиков понятный, но не сильно правильный. В случае с Адамом можно было попробовать замахнуться на серьезную деконструкцию жанра, показав настоящего антигероя, но у ДС кишка оказалась тонка.
Так что перед нами обычный супергеройский комикс с некоторыми любопытными деталями.
Суровый протагонист, обижающий гадов, но за ребеночка готовый порвать пасть кому угодно. Не желающий работать в Команде, но, конечно же, признающий со временем ее великую силу.
Масса разрушений при драках суперов, и ни единого пострадавшего горожанина (по крайней мере, ни одного не покажут).
Топорно скрывающийся антагонист, с первых минут вызывающий закономерное недоверие.
Абсолютно неподготовленная попытка кроссровера с Обществом справедливости, причем большинство зрителей ни сном, ни духом, что это за прекрасные ребята. Аманда Уоллер, по крайней мере, появлялась как в Самоубийцах, так и в сериалах типа Стрелы и Флэша.
Почти все развитие сюжета читается с первых кадров, хотя одним «сыновьим» нежданчиком постановщики все же отличились.
В наличии слегка подзабытое слоу-мо, используемое тут направо и налево.
Графика в ленте не блещет, что совсем удивительно при таких бюджетах. Экшена вроде немало, тут вам и разборки Адама с обычными наемниками, и долгие погони за летающими мотоциклами, и непременные сражения между суперами, точнее в концепции ДС – металюдьми, и рушащиеся здания и прочий дестрой. Но ничего особо запоминающегося нам не покажут. Да и смотрятся сражения слишком уж компьютерно.
Диалоги и вовсе будто вырублены топором. Как вам заявление «Ты – неоимпериалист, присланный красть у нас природные ресурсы!».
Теперь о любопытном. Восточный колорит, перекликающийся с Лунным рыцарем. Нам даже натурального ифрита предъявят.
Обычные люди, получившие свою минуту славы, а не выступающие бездеятельными фишками для битья.
Легкая ирония над западными людьми, которым «не нужны паспорта». Прилетающими наводить порядок, абсолютно не разбираясь в местных особенностях, а точнее «приходящими восстановить мир, и готовыми ради этого применить силу».
Вяленькая попытка аккуратно покритиковать колониализм и угнетение народов третьего мира. А заодно пафосно напомнить о великой самодостаточной ценности свободы.
Ряд неплохих комедийных моментов, типа потасовки в окружении фигурок Бэтмена, Аквамена и Супермена; Адам изничтожающий постер Человека из Стали, или ковбойская перестрелка под музыку из вестернов.
Стеб над популярностью супергероев. «Ты можешь стать знаменитым!, тебя ждут журналы, костюмы для детей, видеоигры, тематический парк».
Парочка скользких фраз от антагониста. «Кандак при царе не был свободным, но был великим». Да и «сосредоточие силы и просвещения» несколько смущает.
Признание, что «иногда чтобы спасти свет, нужна тьма». Спорное заявление, неоднократно опровергаемое в кино и литературе. Фраза из серии «Добра с кулаками» и «Повергания бесов силой бесовскою». От тьмы чаще всего спасения ждать не приходится. А вот от обычного существа, в котором имеется и темное и светлое, как в большинстве людей – вполне можно.
Финальная заявка на жирное противостояние слона с китом.
Актеры, к сожалению не блещут.
Адам (еще один кандидат на звание самого крутого супера всех времен и народов, у него в арсенале замедление времени, а может телепорт? Или суперскорость? молнии изо всех щелей, полет, супер сила и пуленепробиваемость и хрен знает что еще) в исполнении Джонсона восхитительно суров и напоминает Терминатора, созданного юным Шварцем. Абсолютно безэмоционален, патетичен, не говорит, а изрекает. Пытается найти свое место в новом для него мире. Заодно сарказм освоил, правда, далеко не сразу. Скала никогда не отличался особыми актерскими «скилами», но без самоиронии дело и вовсе печально. Дуэйн пытается передать внутренние борения своего персонажа, но выходит у него это не слишком убедительно.
Адрианна Томаз (Шахи ). Закос под Индиану Джонса. Девица заварившая кашу с поисками короны. Не особо умна, вдобавок демонстрирует жирный материнский инстинкт – ради собственного спиногрыза отдадим под нож тысячи чужих. Сыграно на диво слабенько, особенно для лицедейки с таким послужным списком.
Измаил (Кензари). Злодей и вовсе никакой. Вдобавок ему тут развернуться попросту негде. Времени у парня с гулькин нос.
В остальных персонажах слишком много отсылок к более известным супергероям. Торнадо/Циклон (напоминающая Шторм из Людей Икс) с красиво показанными суперсилами. Прям китайской эстетикой повеяло, крадущиеся тигры с драконами, право слово. Комедийный Атом-Крушитель (наследник Дэдпула), заставляющий покраснеть от зависти Человека-муравья. Маг и чародей Кент, предвидящий будущее — аналог Стрэнджа. На Броснана, всегда посмотреть приятно, жаль играть ему тут почти нечего. Суровый Сокол (Ходж), работающий тут поздним ЖЧ, и активно пасущий «суперский» молодняк.
Вот интересно – когда уже битвы между суперами перестанут напоминать потасовку пьяных сельских мужиков около клуба? Неужто нет другого варианта показать столкновение между существами, обладающими сверхсилами, кроме как мутузить друг друга кулаками и швырять из стороны в сторону?
Эрго. Стандартный комикс с парочкой любопытных моментов и не самой сильной графикой.
Ассасины Судьбы, или Не надо философствовать, пуляйте!
Уэсли Гибсон был типичным лузером. Работа клерком, маленькая зарплата, шпильки от начальства, девушка, изменяющая с лучшим другом.
А потом вдруг выяснилось, что он сын недавно погибшего суперкиллера, члена Братства Ткачей, исполняющего повеления Судьбы. И лишь Уэсли под силу остановить убийцу отца — изменника из рядов Братства.
Правда, на этом смертельно опасном пути Гибсона ждет немало испытаний и открытий.
Лента в свое время вызвавшая немало споров. Одни напирали на российского постановщика в Голливуде. Другие на общую глупость и пафос происходящего.
Взглянем поближе, что именно сняли Тимур и его команда.
Прямой перевод названия – Разыскиваемый.
Для начала вспомним, что картина взяла за основу серию комиксов Марка Миллара и Джея Джи, изрядно, правда, переработанную. Соответственно, претензии к правдоподобности стоит поумерить на несколько порядков. Кстати, по сравнению с героями той самой серии персонажи ленты по моральным качествам – настоящие скауты на прогулке. Но если не сравнивать – козлы собрались в Братстве первостатейные. Они выбирают себе жертв по велению некоего Станка судьбы (не спрашивайте). Вот сплелось пара нитей определенным образом, значит пора переводить эти намеки в бинарный код, а затем искать обладателя получившегося имени, чтобы отправить его к праотцам. Зачем? (не спрашивайте-2). Такими действиями они «поддерживают равновесие», отмазываясь туманными фразами типа «мы не можем предугадать последствия наших решений» (точняк!), «Убей одного и может быть спасешь тысячу» (а может и нет), и одним единственным рассказом о том, что как-то раз Станок выдал имя жестокого киллера, которого вовремя не грохнул парень из Братства (сагу про обезьяну, бесконечно стучащую по клавишам пишущей машинки, и ее сотворение «Войны и мира» постановщики не слыхали). Философствование, будем честными, Тимуру не удалось. Сомнениям в своем праве отбирать жизни непонятно за что, посвящена ровно одна сцена. Инструкция по созданию фанатиков-убийц в чистом виде. Причем основывающихся на максимально бредовой предпосылке.
И, конечно же, чтобы ощутить себя мужиком и взять жизнь в свои руки, обязательно надо родиться у правильного папаши, а затем изничтожить кучу народа. Кто бы сомневался.
Подытожим. Тупизм сценария на высоте, а морально-этическая основа фильма ниже плинтуса.
Зато как экшен-комикс лента неплоха Напоминаю – забудьте о логике и законах физики, просто наслаждайтесь движухой и спецэффектами.
Заводная автомобильная погоня по городским улицам со стрельбой, разинувшими рты копами и крушением автотранспорта. Обучение юного падована: избиения (приучение терпеть боль), стрельба, мастерство ножевого боя, овладение сверхъестественными способностями организма. Бодрая беготня по крышам электрички. Киллерские подвиги с использованием обретенных умений. Железнодорожная разборка (посланники судьбы хреновы: народу накрошили от души, на всех ниточки получили?). Финальная разборка с оружейной эстафетой в стиле Матрицы и Эквилибриума. Живенько, задорно, бодро, фентезийное пиу-пиу неплохого качества. Да, компьютерность картинки частенько вылазит наружу – будьте готовы.
Сопровождается действо конкретным «нежданчиком» на экваторе картины, клиповым монтажом, любимым Бекмамбетовским ускорением-замедлением, кровищей, неожиданно взрывающимися от пуль головами, возвращениями во времени.
Из актерских работ вне конкуренции главгерой в исполнении МакЭвоя. «Затюканный» юноша, неспособный прожить без успокоительного, продемонстрирует нам качественное развитие образа и неплохую историю взросления (даже несмотря на приевшуюся избранность). «Самый никчемный придурок 21 века», классический «офисный планктон» в начале фильма. Сплошные нервы, полное безразличие, даже жизнь почти под колесами электрички не беспокоит. Столкнувшийся с другой стороной жизни. Полный ужаса, неприятия и отрицания. Решивший порвать с осточертевшей рутиной. Осознающий свою избранность. Полный сомнений, не понимающий, чего от него ждут. Жаждущий стать достойным отца, начинающий ловить кайф в убийствах. Собравшийся идти до конца. Сыграно эмоционально, с надрывом, будто взрослая трагедия перед нами, а не кинокомикс. Джеймс все же без дураков хороший лицедей.
Морган Фримен здесь изображает невозмутимо-харизматичного лидера, посредника меж Судьбой и Братством. Морган стандартно неплох, но не особо напрягается.
Анджелина Джоли сверкает загадочной улыбкой, молчанием, пистолетом, аскетичной фигурой и клеевой татухой, активно повергая своими ручками-палочками наземь крепких мужиков. Приятная дама, но не сравнить с ее же отличной работой в «Смитах».
Даже Пухлощекий Крис Прэтт в маленьком образе лучшего друга ГГ имеется.
На у как не упомянуть фишку фильма – стрельбу, когда пуля огибает препятствия, с переподвыподвертом и дерганьем ручкой, повлекший за собой волну обсуждений и стеба. За один этот хит Wanted достоин занесения в анналы.
Эрго. Задорный спецэффектный комиксоид с дурацким сценарием и паршивой моральной подоплекой. МакЭвой молодец.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс МакЭвой, Морган Фримен, Анджелина Джоли, Теренс Стэмп, Томас Кречманн, Коммон, Кристен Хагер, Марк Уоррен, Дэвид О`Хара, Константин Хабенский, Крис Прэтт, Лорна Скотт, София Хак
Искусственное дерево реальностей, или Наши против гадов из грядущего
Флинн Фишер раньше была одной из лучших в игровых мирах. Позднее девушка завязала с виртуальными мирами. Но когда понадобились деньги, и ей предложили протестировать новую игру, Флинн не устояла.
Игра была выше всяких похвал. Полное погружение, настоящее ощущение тела – ничего подобного Флинн не встречала.
Но вскоре выясняется, что Фишер побывала вовсе не в игре. А жизням ее и близких отныне грозит смертельная опасность.
Один из отцов киберпанка Уильям Гибсон в последнее время отошел от классической фантастики (Муравей не даст соврать). Тем любопытнее было с помощью кинематографистов (с их непременными извратами) взглянуть на возвращение мэтра к жанру, принесшему ему известность.
Перед нами натуральный коктейль из практически всех известных науке поджанров.
Начинаясь как сага о виртуальности, игромании, типа Игрока проект быстро начинает тасовать карты детектива, приключений, хронофантастики, киберпанка, постапа, элементы боевика, выбрасывает на стол козыря конспирологии, злых корпораций, антиутопии, угнетенных роботов и андроидов, борьбы с тоталитаризмом и олигархией.
Чего-то в Peripheral больше, чего-то меньше, но без внимания не останется практически ни одна из граней фантастики.
Зрителю покажут два варианта будущего: ближайшее и более отдаленное.
2032 год не сильно отошел от нашей реальности, продвинув вперед разве что виртуальность (да тему сепаратистского Техаса). Здешние игры серьезно шагнули вперед по сравнению с привычными нам. Очки дополненной реальности позволяют полнее погрузиться в пространство игры, почувствовав себя в шкуре борца с нацистами (к сожалению, нам покажут одну единственную гейму). Сильные игроки зарабатывают реальное баблишко, помогая богатеньким буратинам повышать уровень персонажа, выполняя их заказы. Хоум-видео может быть оцифровано в полноценную симуляцию, с эффектом присутствия (симуляции/игры в сериале отличаются нарочито четкими цветами и звенящей резкостью на лицах). А в военной среде применяется технология гаптики, после вживления превращающая подразделение в единый организм. Кроме виртуальности в мире 2032 стоит упомянуть 3d печать, достигшую небывалых высот. А практически полное отмирание налички (снятие денег привлекает внимание полиции) и фантастикой уже не назовешь. Все там будем.
2099 год поинтереснее. Хотя мы увидим лишь Лондон, полный циклопических античных статуй (возможно, это упоминающиеся воздухоочистители), вознесшихся вдвое выше самых высоких небоскребов. Город, с практически пустыми улицами и роботами-полицейскими. Здешний мир пережил натуральный армагеддон, некисло развил робототехнику и передачу данных, может похвастать живыми тату и воссозданными по ДНК вымершими видами. Как кстати, преодолели последствия конца света?
Управляется это мирное постапокалиптическое будущее триединой системой, состоящей из кланов «клептархов», силовиков, держащих в узде первых и безжалостных научников, обеспечивающих неустанное развитие технологий и воссоздание утерянного. Еще одна попытка фантастов отыскать устойчивый и хорошо работающий вариант властной вертикали.
Периодически представители этих трех сил активно вставляют друг другу палки в колеса. На интригах здешних власть имущих будет построена завязка и львиная доля сюжета.
Но еще большая часть будет основана на синтезе робототехники и передачи данных, сделавшем возможным перенос сознания и создание параллельных реальностей. Понятное дело, находится
все это благолепие в руках богачей, пользующихся открывшимися возможностями исключительно для своих корыстных «колониальных» целей.
Порадовало местное вундерваффе – звуковой пистолет, девайс, подготовка к выстрелу которого занимает столько времени, что оппонент имеет возможность выпить кофе и съесть свеженький круасан из кафе напротив. А вот идеальные и всезнающие инспекторы полиции, как и навороченный учебный центр для копов – это сильно.
Действие развивается не особо бурно, концентрируясь то на детективном расследовании пропажи важной девицы и попытках разгадать ее планы, то на противостоянии клептарха с НИИ, то на невообразимых технологиях, то на эмоциональных страданиях и попытках наших почти современников уцелеть под пристальным вниманием парней из дивного мира будущего. Время от времени взрываясь небольшими порциями экшена, несколько излишними терзаниями глубоко второстепенных персонажей. И моральными этюдами. Типа того, что обычные люди для обличенных властью лишь перефирали – переферийные устройства, с которыми можно обходиться как с расходным материалом. Кто бы спорил.
Актеров назвать украшением проекта не выйдет, но и каши они сильно не портят.
Флинн (Морец). Отличный игрок, закончивший с виртуалкой, но чувствующий себя счастливой именно в игровых мирах. Неглупая женщина, не умеющая сдаваться, несущая на своих плечах ответственность за больную мать и непутевого братца. Тонко чувствующий человек, не чурающийся эмпатии ко всем живым существам, в детстве спасавший дождевых червей от опытов на уроках биологии. Со временем не утративший сопереживания к миру и даже перенесший его на свою игровую деятельность («в жизни не дают призов за эмпатию, тут не будет трактора, да, но без сочувствия ты не заметишь его, даже если он будет»). Порой внезапно обнаруживающая непонятно откуда взявшие умения крутого рукопашного бойца.
Хлоя активно пытается эмоционировать (выходит не слишком убедительно), играть лицом с закрытыми глазами, частенько передает переключения между безэмоциональностью робота и поведением живого человека (тут дело получше). В целом смотрится неплохо, но образу и исполнению чего-то откровенно не хватает.
Тот самый братец Бертон (Рейнор). Экс-морпех, испытавший на себе гаптику. Паренек, держащий в своем трейлере целый арсенал длинноствольного автоматического оружия и со товарищи способный устроить похохотать профессиональным наемникам. В начале сериала безалаберный нахлебник, резко превращающийся в заботливого брата и мощную боевую единицу.
Аэлита (Райли). Барышня, затеявшая опасную игру с высокими ставками. Вместе с названным братом Уилфом может похвастать самым большим количество флеш-беков разных лет. Изрядную часть сериала появляющаяся лишь в них. Порой ведущая себя как настоящая сучка, идущая по головам и подставляющая всех, кого можно и нельзя. Но даже в эти моменты явно видно, что девица не так проста как кажется.
Уилф Недертон – «решатель проблем», работающий на Зубова. Хороший с виду парень, способный на жесткие методы. «Питомец» для скучающего клептарха. Романтический интерес Флинн (или это все лишь последствия синхронизации?). Тоже, похоже, позволивший себе смешать личное с профессиональным. Хороший психолог, располагающий к себе мужчина.
Есть недурные второстепенные образы.
Жестко циничный и стильный клептарх Зубов.
Боб — еще одна персона в галерее супер-киллеров.
Наркоторговец Корбал Пикетт – улыбчивая зверюга, держащая в кулаке целый город. Сильный, жестокий, но не слишком умный, зацикленный на том, чтобы не показаться слабым. А вот жена у него и умница и красавица – мило аморальная блондинистая акула.
Билли Эн — лучшая подруга Флинн, сплетница вышедшая замуж за племянника Пикетта. Баба-огонь! И коня и горящую избу, и киллера в бараний рог.
Упорный и благородный заместитель шерифа Томми.
А вот главзлица доктор Нюьланд не особо понравилась. Изрядно гротескный персонаж, переборщивший с эпатажем и слишком расточительно обращающийся с сотрудниками (а если бы чайком в хлебальничек? И поговорить вместе со пчелами о нашем распределении?)
Время от времени постановщики выдают неаппетитные сцены, или юмор на грани фола (братец шуткующий с калекой — как такое вообще пропустили в толерантном 21 веке?). С удовольствием хвастаются приблудами из будущего. Подпускают патетики, стыдят беспринципных богачей, сокрушаются о власть имущих, не задумываясь идущих по головам, гордятся простыми парнями и девчатами из нашего времени. Будем честными, от Гибсона ожидалось большего.
Эрго. Винегрет из массы поджанров фантастики, смешивающий детектив, политический триллер и приключения. Смотрибельно, но не шедевр.
P. S. По несильно хорошей традиции 2022 (ВК, драконы) первый сезон становится лишь прологом к грядущей кульминации. Парни, как это ни печально, нас ждет вторая серия. И, судя по темпу, не одна.
Режиссер: Олрик Райли, Винченцо Натали
В ролях: Хлоя Грейс Морец, Гари Карр, Джек Рейнор, Джулиан Мур-Кук, Луис Хартэм, Крис Кой, Остин Райзинг, Элай Гори, Майлз Барроу, Дэвид Хофлин
Гениальный карлик в космосе, или Духовный отец Тириона / «Серые клеточки» рулят и в будущем!
Отправляясь на экзамены в Императорскую военную академию, Майлз Форкосиган, сын премьер-министра Барраяра, не имел запасного плана на случай неудачи.
Ну не считать же таковым папину идею стать юристом, в конце концов! Хотя соломку подстелить на самом деле не мешало бы. И дело не в устных и письменных экзаменах, они Майлза не беспокоили. А в испытании по физической подготовке. Немудрено с ростом в полтора метра и хрупкими костями, нуждающимися в накладках от переломов.
Как бы то ни было, запасной план своего будущего Майлзу все же пришлось обдумывать. Занялся он этим во время поездки к бабушке на Колонию Бета.
Где его ждала случайная встреча с пилотом старого корабля. И вот уже Майлз оказывается в звездной системе, где кипит война, в роли того, кем он не является. И это только начало событий, меняющих судьбы тысяч живых существ.
Лоис Макмастер Буджолд имеет на своем счету несколько циклов фентези, в частности довольно приятный «Шалион». Но большинству фэнов многократная обладательница Небьюлы и Хьюго известна отнюдь не фентези. А шикарным Барраярским циклом (регулярно обвиняемом в женском подходе к материалу), подарившим нам одного из самых обаятельных и умных героев в мировой фантастике.
С одной стороны перед нами история взросления, откровенно отдающая Young Adult. Протагонисту 17 мальчишеских лет, он практически ничего не видал в жизни, готовя себя к офицерской карьере. На воинственном Барраяре, тем более в среде аристократии, иначе нельзя. Он влюблен, и предмет его терзаний перед глазами. Он полон сомнений и желаний. Разве что мозгами он пользуется на порядок лучше, чем большинство его сверстников (да и людей постарше).
С другой – перед нами сага о преодолении. В первую очередь собственного тела, ведь Майлз несколько отличается физически от прочих 17-летних пацанов. Рост полтора метра. Кости, норовящие разлететься на куски при любом сильном сотрясении. Натуральный карлик, весьма вероятно повлиявший на появление некоего Тириона. Развитие сильных сторон, попытки нейтрализовать слабые. Затем изменить отношения окружающих, избавиться от недоверия и неприятия, сразится с паршивыми обстоятельствами.
С третьей – честная космическая фантастика с гораздо меньшим уклоном в «милитари», чем тот же Вебер. С системой быстрого передвижения меж звезд исключительно с помощью пространственно-временных туннелей с заранее известными точками выхода. Что с ходу придает определенную специфику ведению здешних войн. Боевыми кораблями различных типов, разными типами вооружений (классика противостояния щита и меча), перестрелками, абордажами. Вселенной, полной различных обитаемых миров, населенной людьми, серьезно отличающимися друг от друга в культурном, психологическом, этическом, порой даже физиологическом плане.
Барраяр – феодально-милитаризированная планета, с кучей архаичных пережитков.
Бета – демократическое образование с вольными сексуальными нравами и любовью к высоким технологиям.
Цетаганда – один из главных противников Барраяра, центр биотехнологий, любителей поиграть с генами (впрочем, это мы уже сильно забежали вперед).
Архипелаг Джексона – анархически-криминальная вольница, власть в которой принадлежит Домам (кланам/синдикатам).
И еще множество любопытных планет.
С четвертой – книга, лучащаяся юмором и поражающая персонажами, влюбляющими в себя с первых страниц.
Особенно, как вы уже поняли, это касается Майлза.
Майлз Форкосиган, он же мистер Нейсмит, он же адмирал Нейсмит. Некоторые считают его мутантом. Некоторые — умудренным, опытным, видавшим виды воякой, прошедшем на Бете процедуру омоложения. Шикарный психолог с нестандартным, незашоренным мышлением. Прирожденный манипулятор, дипломат и драматург, склонный к авантюризму. Человек, старающийся решить проблему, а не придумать, почему этого нельзя сделать. Тот, для кого нет ничего невозможного. Искренне заботящийся о своих людях, а не создающий видимость заботы. Считающий своим хобби — давать людям шанс. Понимающий, что человеки сами додумают твою историю, нужно им просто не мешать. Благодаря собственным моральным свойствам, острому уму, складу характера, будящий в людях их наилучшие качества. Своими действиями заставляющий людей уважать, а затем и просто напросто любить себя, как командира и сюзерена. Его можно назвать везунчиком, а можно человеком, обладающим неосознанными навыками работы с реальностью на уровне великих лидеров древности.
При всем этом – хороший, добрый пацан, жаждущий приключений, не чуждый депрессиям, рефлексиям, душевной и физической боли. Изобретающий велосипед: тактических знаний «адмиралу» откровенно не хватает. Переживающий о погибших, мающийся «мальчиками кровавыми в глазах» (пардон, пилотами). Автор не забывает о внутренних монологах героя, отлично раскрывающих образ. О великой роли случайности. Когда вскользь услышанный разговор тянет за собой судьбоносные решения. А общение с сомневающимися подчиненными срабатывает их действием, спасающим от беды сотни людей.
Второстепенные персонажи чуток теряются на фоне великолепного Майлза, но все же демонстрируют качественные шлейфы роли и некислое развитие.
Взять ли сержанта Ботари – жаждущего искупления за следование преступным приказам. Его дочь Элен – стремящуюся сменить свою заранее определенную жизнь. Или пилота Мэйхью с инженером Джезеком, переламывающих свои прошлые «косяки», становящихся теми, о ком и помыслить не могли до встречи с Майлзом. Что уж говорить о родителях Нейсмита, с которых, собственно и началось создание Барраярского цикла. Людях, ставших главными героями двух книг цикла, и фактически идеалом родителей.
Второй том похождений Майлза, начинающийся через три года после завершения первого, поближе познакомит нас с императором Барраяра и главой местной службы безопасности. Окунет нас с героем в приключения, напрямую влияющие на судьбы двух империй.
Фактически каждая новая книга цикла показывает взросление Форкосигана, поднимает ставки, расширяет границы местной вселенной. Приносит читателю новых персонажей, со своими тараканами и бабочками. Становящихся на диво гармоничными кирпичиками в сооружении одной из лучших космических саг истории фантастики.
Эрго. Отличная авантюрная звездная сага с харизматичным, обаятельным, умным протагонистом, неплохими второстепенными образами, богатым миром и кучей приключений.
Проснись!, или Memento под сенью путеводного жучка/Корабельная петля в духе классики
Огромный лайнер «Цербер», стремящийся в Нью-Йорк. Сотни пассажиров разных наций со своими скелетами в шкафах.
Встреча с исчезнувшим четыре месяца назад пассажирским судном такого же класса. С таинственно пропавшим, и столь же загадочно обнаруженным кораблем-призраком. Кораблем, с которым определенно что-то не так.
Что эта встреча принесет тем, кто рискнул подняться на борт летучего голландца. И тем, кто не покидал борт Цербера?
Это ведомо лишь богу. Но прежним после этой встречи не останется никто.
Новую работу создателей отличной Тьмы ждали, пожалуй, даже с большим интересом, чем свеженький хоррор от Флэнегана.
1899 оставил более неоднозначное впечатление, чем Dark, но в целом репутацию Янтье Фризе и Барана бо Одара поддержал на уровне.
Начинается сериал как первая часть незабвенного Титаника. Шикарный 4-трубный лайнер. Огромная столовая, где чинно заседают элитные пассажиры первого класса. Просторные каюты (у капитана и вовсе двухуровневые хоромы). Ютящиеся в глубине судна пассажиры третьего класса (второй, кажись, не завезли) — в подвесных койках, тесно висящих в трогательном единении. Им, бедолагам, даже выход на палубу закрыт, что не путались под ногами у богатеев. А поскольку заводного ДиКаприо где-то потеряли, быт у третьеклассных скучноват. Ни танцев тебе, ни застолий. Плюс контингент не располагает – сверхрелигиозные датчане.
Любовных шашней с элитой, кстати, это не отменяет. Шашни, правда, скорее напоминающие не о 19-м а, о толерантном 21 веке. Поскольку Кейт потерялась там же, где Лео, приходится суровым мужчинам обходиться без дам. Справляются.
И вот в такой благостной обстановке начинается сущая чертовщина. Пропавшее судно-близнец. Визит туда бравого капитана. И понеслось.
Шутки шутками, а дальнейшая атмосфера удалась ребятам на славу. Гнетущая, полная ожидания неприятностей. Тревожная, гнетущая, рваная музыка, навевающая воспоминания о саунде Тьмы (или прямо использующая тамошние мотивы?). Свинцовое, тяжелое море Атлантики. Дни пути до суши, километры воды под тобой. Антураж проклятого корабля. Странноватые галлюцинации/ воспоминания героев.
Сперва кажется, что нам покажут кондовую мистику в духе Оверлука и Корабля-призрака. Затем сериал делает оммаж Броненосцу Потемкин, и менее или более известным классическим порождениям 1999 года, раскланяется с Атласом, Доводом и Началом. В результате сводясь, как и большинство хороших фантастических проектов — к психологии, разуму и внутреннему миру человека. Да, узнаваемых моментов хватает, но с этим можно смириться.
В процессе постановщики зацепят и используют максимум фантдопущений и приемов Страны Фантазии: паранойя и теория заговора, зловещие эксперименты и девайсы, телепортация, перемещение и остановка времени, хронопутешествия, управление мозгом, корабли-призраки, пропавшие пассажиры, игры разума. Кажись, ничего не пропустил?
Причем это не просто хвастовство графикой или демонстрация знаний в фантастике. А приемы дающие возможность поразмышлять о весьма важных вещах.
Создатели 1899 поговорят со зрителем о религиозном фанатизме. Свойстве человека впадать в панику при виде непонятного. Вестись на простые решения, верить тем, кто предложит агрессивные, привычные действия. Склонности не думать головой, стадном инстинкте. Снижает накал морального посыла лишь то, что у объекта травли рыльце все-таки в пушку.
Зацепят постановщики тему аморальных богачей, уверенных в своем превосходстве, праве проводить эксперименты над толпой и низшими по рангу рады благой/высшей цели.
Но лейтмотивом сериала станут размышления о людском сознании, памяти и мозге. Том, «что обширнее неба и глубже моря, хранящем все тайны вселенной». О реальности и маре. О том, что гомо сапиенс не всегда может отличить одно от другого. О том, где находится реальность: в мозгу или снаружи? Формирует ли окружающая действительность наше сознание или создается им? О том, существует ли вообще такая штука, как объективная реальность? Или при наличии определенных технологий мозг примет за реальность, что бы ему не показали?
И, конечно, как же без эмоций, становящихся то слабостью, то силой людей. Чувствах, затмевающих разум? Или дающих возможность примату стать Человеком?
Любопытным, хотя и спорным приемом стал подход сериала к языкам. На корабле плывут представители самых разных национальностей. И общаются они отнюдь не на интернациональном английском, а каждый на своем собственном. Немцы, датчане, французы, испанцы, японцы, поляк. Переводится речь субтитрами, что добавляет антуража, но изрядно напрягает глаза зрителя. Плюс, поскольку полиглотов на Цербере немного, на общении людей, не понимающих друг друга, строится изрядный событийный пласт. Герои пользуются жестами, открывают душу во время разговора, несмотря (или благодаря?) на то, что их монологи остаются непонятыми собеседником. А порой создается впечатление, что, невзирая на незнание языков, некоторые персонажи все равно достигают взаимопонимания.
Обстановка нагнетается постепенно, с каждой серией повышая градус фантасмагории и безумия. Ситуация вызывает ассоциации с многослойным калейдоскопом, где смешиваются на диво реальные галлюцинации, зловещие устройства, обладающие невообразимыми свойствами, заразные субстанции, тайные комнаты, коварные магнаты, игра в леммингов, подсадные утки и всевидящие очи. На экваторе создатели подбавляют экшена, вставляя героям дополнительные палки в колеса. Не обойдется без знатного нежданчика, и он будет не единственным.
Кажется, что побудительные мотивы антагониста (?), сидящего подобно пауку в центре паутины, и общие контуры подоплеки событий вскрываются по истечении двух третей сериала. Не торопитесь с выводами. Ведь истинная картина, и каким именно образом стало возможным увиденное нами, частично проясняется лишь в последних кадрах. Частично. Да, по всей вероятности, парни, нас ждет вторая серия/сезон.
Еще одной фирменной фишкой постановщиков, кроме приятной философской базы, интриги, игр с Хроносом, запутанных сюжетных ходов, становятся качественно проработанные персонажи.
Основных протагонистов примерно с десяток. Практически у каждого в наличии зловещая тайна или детская психотравма. Зачастую не одна. Раскрываются персонажи постепенно, подобно цветам поутру. Часто отправляются в поиск внутри себя, в глубины памяти. Вновь и вновь переживают травмирующие моменты, пытаются кое-что переосмыслить, завершить гештальты. Часть протагонистов получат дополнительные минуты славы и флеш-беки – погружения в прошлое с послезнанием.
Мора Франклин (Бичем) – сильная, независимая рыжеволосая женщина, вызывающая кривотолки и молву среди сограждан. Путешествующая в одиночку, не принимающая правил, избравшая врачебную стезю, несмотря на то, что англичанкам запрещено оперировать. Занимавшаяся исследованием мозга. Убеждающая себя в здравости собственного рассудка, но частенько сомневающаяся в нем. Имеющая знатный шлейф роли, запутанное прошлое. Готовая бороться за свое место в патриархальном обществе.
Бравый немецкий капитан Айк Ларсен (Пичман) регулярно закладывающий за воротник. Но не просто так, а по поводу большого горя, связанного с безумием близкого человека. Эта тема является в сериале одной из сюжетообразующих. Кэп одолеваем видениями и готов на все, чтобы разобраться в происходящем на кораблях. Даже на прямое нарушение приказа и гнев со всех сторон. Со временем начинает томно поглядывать в сторону рыженькой эмансипе, составляя с ней недурную команду.
Новобрачные французы – Люсьен (Блоке) и Клеманс (Олливье). Их союз не похож на счастливый, и строился на расчете. Который оказался неверным. Люсьен приподнесет немало сюрпризов, его половинка на первый взгляд пассивна, как трепетная лань, но по некоторым признакам способна удивить.
Испанские братья – Анхель (Бернардо) и Рамиро (Пиментан). Похотливый мачо, чьи сексуальные интересы далеки от женского пола. Считающий себя волком, не знающим страха. И священник, которого брат обзывает трусливой овцой.
Семья датчан, плывущих третьим классом. Отец-священник, его жена – лидер семейства, вдобавок, слышащая голос бога. Беременная на поздних сроках старшая сестра – умная и пробивная девица. Сын со шрамом на щеке (капитан также отличается этим украшением мужчин) – блондинчик, неспособный сдерживать свои порывы. Достаточно подлый и слабый тип. Младшая девочка-подросток.
Японцы/ки – мать с дочерью. Явно зависимые от сильной леди в зеленом.
Та самая леди в зеленом (не удостоившаяся проработанной предыстории, наравне с поляком и членами команды). Ведущая на судне свой не самый высокоморальный бизнес, предлагая скучающим богатеньким самцам экзотическую птичку.
Поляк-кочегар, стремящийся в Америку к живущему там брату. На диво хороший и привлекательный человек.
Негр-безбилетник, проникший на лайнер в поисках одного из пассажиров. Повар, готовящий изрядно остывшее блюдо.
Таинственный гость с корабля-близнеца, явно связанный с докторшей.
Интеллигентный старпом, играющий более важную роль, чем кажется сперва.
Амбалистый и порывистый матрос (или боцман?), плавающий с капитаном 12 лет, но считающий его слабаком.
Юный безмолвный найденыш, ставший спусковым крючком бурных событий.
Они пересекаются, взаимодействуют, любят и ненавидят, совершают глупости и открытия, помогают и мешают друг другу. Всеми силами стараются уцелеть после встречи с неведомым. Получится не у всех. Опять.
Эрго. Приятный коктейль из массы фантэлементов, уважительно взбалтывающий классические ингредиенты и поднимающий вечные моральные темы. Как на меня, послабее Тьмы, но в целом достойно.
Режиссер: Баран бо Одар
В ролях: Эмили Бичем, Анейрин Барнард, Андреас Питшман, Мацей Мусял, Энтон Лессер, Мигель Бернардо, Жозе Пиментау, Жонас Блоке, Александр Виллауме, Клара Росагер, Матильда Олливье, Тино Мьюз, Лукас Люнгорд Тённесен, Ричард Хоуп, Янн Гаэль, Мария Эрвольтер, Александра Готшлих, Изабелла Вэй, Розали Крэйг, Бэн Эшенден, Мартин Грейс-Розенталь, Хейди Тоини, Хлоя Генрих, Исаак Дентлер