Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 октября 2022 г. 09:59

Легенды Прованса, или Дуновение кельтского прошлого/Сердца трех

izabel

15-летний Нед Марринер, отправляясь в Прованс вместе со своим отцом – известным фотографом и его съемочной группой, не ожидал от поездки ничего сверхъестественного. Обычные моменты: раннее прощание со школой, красивая природа, вилла с бассейном в распоряжении группы, куча старинных монастырей и прочих памятников истории. Вдобавок отец будет «снимать, как сумасшедший», домашнее задание все равно придется выполнить, да и мать, уехавшая врачом в «горячую» африканскую точку, оставила сердца родных не на месте.

Однако действительность оказалась очень даже мистической. Роковая случайность, неожиданная встреча в монастыре, невозможные ощущения, появление потерянного родственника и сущностей, которых просто не может быть в нашем урбанизированном мире.

И все ближе ночь Белтейна – время, когда призраки и души умерших оказываются совсем рядом с живыми.


Канадец Гай Гэвриел Кей ("Блеск минувших дней") начинал свою карьеру романиста с написания фентези в духе Толкиена («Древо Жизни»). Неудивительно, ведь за десяток лет до дебюта именно Кей помогал Кристоферу Толкиену редактировать Сильмариллион. Однако затем Гай отошел от традиций классического фентези, двинувшись своим путем. Совмещающим волшебство с различными чуток закамуфлированными историческими эпохами нашей Земли.

«Изабель», написанную в 2007 году, обычно ставят второй в условном цикле Миры Фьонавара, сразу после «Гобеленов» (вполне логично, ведь некоторые герои Гобеленов встретятся нам в Изабели). Роман весьма атмосферный, вызвавающий в памяти книги де Линта.

С первых строк перед нами бесплатная экскурсия по чарующим и колоритным землям Прованса. Леса, поля и дубравы, бродящие в них кабаны-«санглиеры». Непременный ветер-мистраль. Платаны для защиты полей и виноградников от ветра. Виллы и кипарисы. Волшебные рассветы. Бездонное небо и звон колоколов. Царящая над равнинами гора Сент-Виктуар, дух Сезанна витающий над ней. Древние города, монастыри, соборы и римские арены.

Земной рай, ни отнять, ни прибавить.




Статья написана 21 октября 2022 г. 12:39

Семейная сага, или Долгое предчувствие гражданской войны

dom_drakonov

Король Визерис Таргариен не имел сына. Наследником Железного трона был его брат Деймон –брутальный и жестокий мужчина.

Далеко не всем была по нутру эта кандидатура. И однажды король решил назначить престолонаследником свою дочь Рейниру. Дело неслыханное в Вестеросе, лорды которого не могут даже помыслить о женщине на Железном троне.

Вдобавок Деймон не собирается отказываться от своих амбиций. А со временем возникает все больше потенциальных претендентов на верховную власть.

А значит, королевство может заполыхать в огне гражданской войны.


HBO, после завершения в 2019 году Игры престолов, снятых по романам Мартина и ставших одним из популярнейших сериалов в истории телевидения, не собиралось забрасывать золотую жилу Вестероса. Было несколько вариантов того, какую историю расскажут зрителю следующей. В результате остановились на экранизации романа «Пламя и кровь», ведающей о династических разборках Таргариенов.

Выбор, мягко говоря, небесспорный.

Проект концентрируется на похождениях полудесятка персонажей из одной семьи, оставляя провинциально-местечковое впечатление.

После размаха «Игры» с ее десятками важных персонажей, прыжками по карте от Стены до Вольных городов, House происходит в основном в столице, лишь изредка выбираясь на другие локации.

Я не читал первоисточник Мартина о Таргариенах (явно не я один, популярность этого романа-хроники гораздо ниже Льда и пламени), соответственно смотрел с чистого листа, не побуждаемый соблазном сравнивать книгу и фильм. Однако сравнения с ИП избежать не удастся.

Ведущих героев минимум-миниморум.

Визерис Таргариен – мирный король, не ведущий захватнический войн. Слабый правитель, зависимый от мнения совета. Знающий свой долг, хотя способный им порой пренебречь. Приличный человек (редкость для облеченных властью), увлекающийся историей и раскрашиванием макетов древних городов. Мечущийся между двух наследников – дочерью от первого брака и долгожданным сыном от новой жены. Терпящий жестокие лишения от собственного Железного трона, явно решившего извести негодного сидельца.

Консидайн выдает несколько неплохих сцен, адекватно передавая характер человека, не особо наслаждающегося властью, вынужденного вместо своих любимых исторических штудий тратить время на государственные дела.

Его дочь Рейнира (Олкок), затем Д'Арси.

Поскольку сезон четко делится на две половины по 5 серий, между которыми проходит около 10 лет, некоторых героев играют разные лицедеи, что должно демонстрировать бег времени. Детишки и вовсе перевоплощаются не один, а порой и не два раза. Странноватый ход. Первая половина в результате напоминает затянувшуюся экспозицию, а привыкнуть к изменившимся лицам и обострившимся отношениям, выходит далеко не сразу.

Юная (потом уже не очень) принцесса, всей душой стремящаяся избегнуть судьбы женщин того времени, воспринимающихся в первую очередь как утробы, должные принести отцу наследника. Детская, точнее подростковая психотравма – пример матери, погибшей во время родов, серьезно ударил по психике Рейниры. Не прочь заслужить славы и послужить королевству как рыцарь.

Не желает ни замужества, ни любовных отношений, напротив, склоняется к одиночеству. Хотя открытие чувственной стороны жизни многое изменит.

Постепенно проникается идеей стать первой женщиной на Железном троне, изменить патриархальный мир, и начинает прилагать массу усилий, дабы достичь этой цели.




Статья написана 19 октября 2022 г. 11:02

Угроза из облаков, или Не смотри наверх/Эксплуатируй вдумчиво

Net

У О. Джея Хейвуда после смерти отца хватало хлопот. Уныние, накрывающее юношу подобно кучевым облакам над калифорнийскими просторами. Попытки свести концы с концами на семейном ранчо, где Хейвуды уже несколько поколений тренировали лошадей для Голливуда. Взбалмошная сестрица Эмеральд.

А тут еще исчезновение лошадей прямиком из конюшен. В котором виновны, похоже, абсолютно невозможные на первый взгляд сущности.


Джордан Пил («Прочь», «Мы») темным болидом ворвался в снулое болото хоррора, в 2018 получив Оскар за лучший оригинальный сценарий.

С той поры каждая его работа ожидается с интересом, вызывая целую бурю споров.

В Nope (переводом служит не классическое Нет! А скорее издевательское Не-а!) режиссер решил поговорить со зрителями о человеке. Точнее о некоторых его характеристиках.

Стремлении гомо сапиенсов приручить все, что под руку подвернется. Доказать, кто на Земле (и не только) самая большая жаба. Желании, вроде как естественном, поддерживаемом с детства тезисами типа «человек – царь зверей». В варианте «рачительного хозяина», заботящегося о братьях меньших, даже оправданном. Вот только чаще перед нами другие варианты. Эксплуатация подопечных в хвост и в гриву, высасывание всех соков, несоблюдение техники безопасности. Жестокость, пренебрежение или равнодушие.

Вот и случается «день рождения Горди». Самый, пожалуй, берущий за душу момент всего фильма.

Или призывание на свою голову того, с чем справиться будет крайне сложно. Скромнее надо быть, товарищи.

Жажде славы и признания, причем не только в денежном эквиваленте, но и в ключе «остаться в памяти потомков» спасателями жизней. Жажде, толкающей на самоубийственные поступки, заставляющей позабыть о разуме и логике. Лелеющей в вас эгоизм, стремление опередить других, вышвырнуть их на обочину, отобрать лавры себе любимому.

Ну и о непременном расизме, куда ж без него. Но здесь этой темы на удивление негусто, видно, что о тяжелой судьбе чернокожих, непризнании их заслуг, Пил говорит на автомате, без искорки. Не о том речь, не о том.

Разговор важный, не спорю. Но вот с формой, в которой этот самый разговор подается, в этот раз все не слава богу.




Статья написана 12 октября 2022 г. 11:47

Парусники в полет! или Приключение в небесах

krylja_raspaxnut

С самых младых ногтей постреленок Дик Бенц мечтал о небе. А точнее о капитанском шнуре — признаке самых уважаемых небоходов. И пускай в академию принимают лишь дворян, а Дик никак не мог похвастаться родовитостью. И денег, чтобы купить летучий корабль у него не было, и не предвиделось. Плевать! Бенц обязательно станет капитаном.

А потом невообразимым образом раздобудет судно. И ввяжется в события, способные изменить судьбы целых королевств.


Летающие корабли в фентези сложно назвать супеоригинальной идеей (с ходу вспоминается Крис Вудинг и «Звездная пыль» Геймана, особенно в киношном варианте, но и совсем уж повседневным приемом они не являются. Ольга Голотвина, известная циклом «Великий Грайан», построила свою серию вокруг парящих в небе судов, не забыв при этом очертить контуры нового мира, где происходит действие. Мира, способного порадовать читателя парочкой любопытных фишек.

Во вселенной «Крыльев» на дворе примерный аналог нашего Нового времени (причем с акцентом скорее в Италию/Испанию, чем во Францию/Англию), со шпагами, дворянами, парусным флотом, однозарядными пистолетами и аркебузами, корабельными копьеметами. А также магами, демонами и нечеловеческой разумной расой. И, конечно же, летающими кораблями. Механика этих судов стала одной из самых интересных сторон романа.

Летают здешние шхуны и фрегаты при помощи неких лескатов. Живых существ, одинаково хорошо чувствующих себя в водной и воздушной стихиях, способных как плескаться в море, так и подолгу парить в воздухе, пережидая опасность снизу (а что делать с опасностью сверху?). Как? Разложение воды на водород и кислород. А вообще все вопросы к алхимикам, они в курсе дела. Кажется.

Из этих самых небольших лескатов вульгарис вывели огромных зверюг, предназначенных для несения кораблей фактически на своих спинах, плюс магическим образом увеличили их подъемную силу.

Ву а ля! И перед нами воздушные суда. Построенные по принципу морских, но с существенными отличиями. На порядок меньше парусов, плоское дно, маленький киль, зато большой руль. Легкие породы дерева плюс влагоотталкивающая мастика. И главное – никакого огня! Под страхом смертной казни. Весь рейс на сухомятке и без курева? Да-да. Тяжела ты участь небохода.

Но и кроме кораблей-самолетов в новой локации есть на что посмотреть. К примеру, на звероподобных илвов, ту самую нелюдскую разумную расу со своими забавными особенностями. С одной стороны это продвинутые существа, способные сделать лес живым и разумным. Сливающиеся с природой, чувствующие малейшее искажение живого (и даже мертвого) дерева.

Живущие стаями, не способные существовать без привычного окружения. С другой — дикари, казнящие соплеменников за отличный от принятого цвет шерсти и отправляющие неостановимые тени-убийцы на охоту за отступниками-беглецами.




Статья написана 10 октября 2022 г. 18:29

Красивости против отсебятины, или День рождения Мордора

kolca_vlasti

Вторая Эпоха Средиземья.

Великий враг Моргот повержен. Однако зло не покинуло мир. Его олицетворением стал преданный слуга Бауглира, коварный колдун Саурон. А одним из главных противников Тьмы – эльфийская воительница Галадриэль. Убежденная, что Саурон — казалось бы, сгинувший навеки — лишь затаился на время, и ждет своего часа.

И, похоже, ее уверенность начинает получать все больше оснований.


После полнометражных Джексоновских экранизаций ВК и Хоббита, в которых кроме приятных мест хватало спорных моментов, ожидания от амазонского сериала были противоречивыми. К сожалению, не зря.

Единственным аспектом «Колец», к которому нет ни малейших претензий – это картинка.

Свет дерев Валинора. Занесенные снегом, покрытые льдом суровые горы. Таинственные пещеры.

Просторные степи, изрезанные оврагами, полные жизни, во всех ее проявлениях. Мохноного-первобытные кочевники-собиратели. Помпезный Золотой Линдон с поросшими лесом прибрежными утесами, изящными араками, водопадами, фигурами мертвых, вырезанными на поминальных деревьях («подобие падших, заключенное в живом существе»). Изысканные фейерверки над гладью воды, бросающие мягкие отсветы на лица и стволы, изысканно гармонирующие с мерцающими светильниками. Обстоятельные крестьянские поселения в Южных землях, на фоне близких мрачных скал, с домами из камня и дерева. Дальние эльфийские заставы. Патетичное плавание на Запад. Эрегион, увенчанный башнями как дикобраз иглами. Окутанный водограями Кхазад-дум – великие лабиринты и галереи Мории, полные водных потоков, мостов и мостиков, подъемников, колонн, механизмов, линз, прочих красот и… солнечного света. Заставленный гигантскими статуями Нуменор с его застроенной по самые вершины скал столицей и залом знаний, созданным Эльросом. Миграция хоббитов, не скрываясь демонстрирующая разнообразные природные прелести: от болот до лесов.

Природа великолепна (Новая Зеландия восхитительна!) – как реальная, так и нарисованная. Красоты по сериям распределены неравномерно, но практически в каждом эпизоде постановщики стараются подкинуть зрителю хотя бы одну приятную глазу местность.

Красиво сделан переход с карты мира на реальные пейзажи, показывающий объем Средиземья и разнообразие задействованных локаций.

Повторюсь, визуал у сериала выше всяких похвал.

А вот наполнение – нет.







  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх