Р. Дж. Баркер «Костяные корабли»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Добро пожаловать на Сотню Островов, где идёт бесконечная война. Никто на огромном архипелаге уже не помнит, из-за чего она началась, но все знают, что только сильный флот может привести к победе. И это знание ещё больше разжигает боевые действия.
В мире «Костяных кораблей» суда строятся из костей гигантских морских драконов — местные породы дерева слишком хрупки для этого. Однако за многие поколения войны драконов выбили, и кораблей становится всё меньше. В каждом налёте противники стремятся захватить две главные ценности: кости дракона и детей. Потому что только души принесённых в жертву детей могут придать кораблю силу и зажечь над ним блуждающие огни. Так, во всяком случае, говорят жрицы трёх богинь.
Входит в:
— цикл «Дитя приливов»
Награды и премии:
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2020 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман) |
Номинации на премии:
номинант |
Subjective Chaos Kind of Awards, 2020 // Фэнтези | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2024 // Зарубежный роман (Великобритания) |
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- В. Гольдич (1), И. Оганесова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
xdma, 9 августа 2021 г.
Слабый роман. Написан он неплохо, но читать его не слишком интересно.
Мир в котором происходит действие романа — это некий локальный, очень жестокий мир множества островов в недружелюбном океане, населённом разнообразной кровожадной живностью. Две группы островов с давних времён ведут между собой бесконечную бессмысленную войну. Острова бедны ресурсами, цивилизация технически весьма низко развита. Автор, с претензией на оригинальность, наделил свой мир собственной религией и социальной структурой (разновидность матриархата), а так же приправил набором вымышленных терминов и названий, зачастую неуклюжих и порой раздражающих. Всё это изложено очень поверхностно и невразумительно, со множеством противоречий и нелогичных моментов. Возможно автор решил больше рассказать о этом мире в следующих романах цикла.
Корабль смертников под руководством легендарного женщины-капитана выполняет незамысловатый квест с возвышенной, но плохо мотивированной целью — прекратить войны между жителями архипелага. По сути весь роман состоит из заурядных описания трудовых и боевых подвигов огромного экипажа причудливого костяного корабля в фэнтезийном антураже, а так же очень неубедительной трансформации сборища разномастных преступников и отбросов общества в сознательную и сплочённую героическую команду. Всё это подаётся в пафосной и порой кровожадной атмосфере какого-то совершенно ненатурального военного героизма, ставящим под серьёзное сомнение миротворческую цель квеста. Финал романа — логическое завершение первого эпизода истории, продолжение которой читать не возникает ни какого интереса.
Iriya, 9 апреля 2021 г.
«Ни одна разумная женщина или разумный мужчина не хочет войны, а те, что хотят, никогда бы к ней не стремились, если бы думали, что она оставит краску на их пороге.»
Море! Как много чувств и эмоций заключено для меня в этом слове! Море! Я люблю его ещё с детства и скучаю по нему — мы так редко встречаемся. Возможно именно поэтому, когда в моих руках появилась книга с аннотацией, обещающей взять меня с собой в водоворот морских приключений, то я не задумываясь приступила к ее чтению. Но, перелистывая страницу за страницей, я испытывала скорее громкое разочарование, чем неудержимый восторг. Так о чем же этот роман? Представьте себе огромную группу островов под названием Разбросанный Архипелаг. Его сушу населяют люди, а морские пучины кишат самыми необычными тварями. Материковые флора и фауна во многом отличаются от известных и привычных нам с вами. Цепочка островов, ставших на несколько дней нашим приютом, были покрыты розовыми, голубыми и пурпурными цветами, выраставшими из моря, точно сломанные в челюсти зубы. А боевые морские суда изготавливались из единственных подручных средств — костей морских драконов и стеблей растения, высушенных и сплетенных для дополнительной прочности между собой. Сотни лет жители Ста островов и Суровых островов — двух частей Разбросанного Архипелага — вели друг с другом бесконечную войну за господство в открытом море. Однако все драконы исчезли, а костяные корабли постепенно изнашивались. Есть ли шанс у островитян в конце концов закончить вечную бойню в условиях новозможности строительства новых кораблей? Об этом мы узнаем, находясь на борту необычного корабля по имени «Дитя приливов». Чем же он необычен? Все дело в том, что все его кости и крылья были выкрашены в черный цвет, как и положено «кораблю мертвецов»... Именно с командой, состоящей из преступников, приговоренных к смертной казни, нам и суждено будет отправиться в авантюрное приключение, решая невообразимо опасную задачу.
«Преданность. Именно это заставляет корабль существовать — верность и преданность команды.»
Вялая динамика произведения, пустые события с неинтересными перемещениями персонажей и плоские образы героев — все это вызывало тоску. Сказать по правде, я не ожидала от истории бесконечного экшена, но в этом романе вплоть до событий финальной части не происходило ровным счетом ничего. Плавание на борту черного судна оказалось самым скучным в моей книжной жизни. Я всегда была уверена, что могу наслаждаться медленными книгами с размазанным по страницам сюжетом, но если в них есть качественные людские образы с интересной проблематикой. К сожалению, это литературное творение не из их числа. Повествование шло от третьего лица и вращалось вокруг Джорона Твайнера — постоянно ноющего 19-летнего юноши, олицетворяющего собой бессмысленность человеческого существования и воспринимающего жизнь как тяжкое бремя. Его прямой противоположностью была активная и предприимчивая супруга корабля Миас Джилбрин (Удачливая Миас), которая в конечном итоге превратилась в сентиментальную идеалистку. Автор не удосужился украсить произведение информативными экскурсами в прошлое главных действующих лиц. В этих образах не было ни капли психологизма. Поэтому мое отношение к ним было настолько равнодушным, что за время чтения ни один мускул на моем лице не дрогнул от переживаний за их судьбы. При этом я вообще молчу о второстепенных лицах, имен которых я даже не запомнила, не говоря об их личностях. Радовали, правда, два персонажа, которых и персонажами то сложно назвать. Один из них интригой своего существа держал на плаву мое любопытство, другой — выражал всеобщее мнение относительно ерунды, происходящей на страницах. «Задница!»
»...Величайшая месть совершается не с мечом в руках, гораздо лучше выслушать оскорбления врага, а потом швырнуть их ему в лицо.»
Как опытного читателя книг, меня очень веселила любовь писателя к придумыванию новых слов. Я не имею в виду слова, характеризующие новые понятия и определения описываемого мира. Я говорю о замене общепринятых слов на авторскую абракадабру. Например, «Глаз Скирита» вместо «Солнца» или «курнов» вместо «сабли». Пытаясь ослепить нас своими успехами в построении мира, он использовал бесконечное множество этих окказионализмов, преуспевая лишь в том, что лишал возможности нормально воспринимать происходящее. И если убрать ворох всей этой белиберды, то с литературной точки зрения роман «Костяные корабли» для меня не представлял никакой ценности. Есть здесь и немного фольклора в виде морских песенок. Но и этот элемент не оказался интересным. Доблестные переводчики даже не попытались сохранить в тексте песен хотя бы мало-мальскую рифму, и все они воспринимались странным набором слов:
«Течение несло их мили,
Оставив корабли и команду без воды.
Не приноси в жертву крошку,
Вскричало море.»
Пожалуй, мир и его устройство оказались одним из достоинств этого романа. Часть меня задавалась вопросом, понравилось бы мне это произведение больше, если бы история была сосредоточена на материке. Так как большую часть времени мы находились на корабле, то практически не видели того, что происходило в обществе. И только небольшими порциями мы постепенно узнали, что в придуманном автором мире процветал матриархат. По ступеням социальной иерархии могла подняться каждая женщина, наделенная отменной фертильностью. Религия и магическая система тоже казались интересными, но задеты они были настолько поверхностно, что оставляли после себя лишь вопросы. И если бы повествование шло от лица Удачливой Миас с ретроспективными сценами из ее прошлого, то ответов было бы значительно больше. В какой-то степени порадовали немногочисленные боевые эпизоды, которые своими захватывающими моментами заполнили заключительную часть книги. Ну а финал, на мой взгляд, был невероятно предсказуемым. Особенно на фоне бесконечных упоминаний мифов и легенд о морских драконах, а также постоянных спорах о морали выбранного пути. Если все вышеперечисленное вам не будет резать глаза, то добро пожаловать на страницы этой истории. Напоследок лишь скажу, что на вопрос буду ли я читать продолжение, отвечу скорее НЕТ, чем ДА. Всем хороших книг!
«Вот тебе мой совет: суди о них, глядя на то, кем они являются, когда ты их встретишь, а не по слухам, которые распространяют те, до кого они доходили в виде историй.»
olga.sb, 21 мая 2021 г.
Море не для слабаков
Мы родились слишком поздно, чтобы стать пиратами, и слишком рано, чтобы стать космическими пиратами... Остается надеть черную повязку на глаз, посадить на плечо попугая и смотреть «Пиратов карибского моря».Ну или читать про морских пиратов...
Лучше всех эта тема в фэнтези удалась Робин Хобб в саге о Волшебных кораблях. Хуже, но тоже неплохо (в 1 части) вышло у Осояну. Обожаю эту тему, а потому схватилась за Костяные корабли сразу, как появилась книга. И... с первых же строчек мой энтузиазм угас: повествование от лица алкоголика, да еще и жуткого нытика. И труса, какого поискать. Ну и по закону времени: место капитана занимает женщина с самыми стальными яйцами на всех 100 островах... Еще на корабле смертников 75 таких же женщин и мужчин (отметили, какое слово первым идет? Век зашкаливающего феминизма, блин).
Герои для меня в книгах всегда на первом месте. Если неприятные, то я и бросить могу — зачем тратить время, если переживать не тянет... Тут к неприятным героям добавилось почти полное отсутствие действия до середины книги и море... терминов, которые никак не поясняются и неясно чем вызваны: все должности, все реалии мира, все части корабля... Все называется по-своему. И при этом мироустройству, религии, политическому строю с законами и войне между островами в первой книге не дано вообще никаких пояснений — они просто есть, продирайся на здоровье и додумывай все сам. С середины наконец начинается действие: первый бой, первое задание и набор новой команды с — Аллилуйя — намеком на адекватных персонажей! Но и они так и не вырулили на что-то интересное. Я ужасно долго мучила книгу, возникло желание потом как-нибудь открыть конец трилогии и узнать, чем кончилось, но... И все.
Вроде поругать особо не за что: все на месте, качественное фэнтези, но действие раскидано по тексту как 100 островов в необъятном море, незамысловатый сюжет, открытая концовка, 3 боя на толстенную книгу и постоянное нытье главного героя не позволили мне вдохновиться историей... Лучше я еще раз перечитаю Робин Хобб — идеальный пример морского фэнтези или Дэвида Вебера — идеальный пример боевой фантастики.
Instagram @olga.bookaddicted
Rebellion, 26 марта 2021 г.
Р. Дж. Баркер прочитан, первый роман трилогии «Дитя приливов» — Костяные корабли отличный, свежий как глоток воздуха, приключенческий роман с элементами фэнтези. Роман безусловно понравился, но при этом задрал высокую планку ожидания на продолжение истории. Роман имеет свою завершенную арку, так что можно смело бросаться в полёт. Для более легкого погружения настоятельно советую обратиться к приложению в конце книги, и сразу изучить звания флота Ста островов, а также найти рисунки Тома Паркера, которого автор сам упоминает. Итак, нас встречает мир раздробленный на множество островов, где государственным строем является матриархат, а к власти женщины приходят весьма оригинальным способом — через роды, и , соответственно, чем больше женщина рожает детей, тем могущественнее становится, но тут необходимо добавить, что каждые роды это риск смерти женщины — ибо медицина далека от совершенства. В мире идет война, которая не имеет конца, на протяжении которой мореманы строили свои корабли из костей морских драконов, ныне исчезнувших и истребленных существ. Кораблей существует множество вариаций, но конкретно нас встречает корабль мертвых, чёрный корабль на который ссылают приговоренных к смерти преступников, в последней надежде и возможности совершить героический подвиг и искупить свои грехи. С главными персонажами вы познакомитесь в самом начале, с их историей и мотивацией — в течение повествования, а в конце...а что будет в конце вы узнаете сами погрузившись в эту прекрасную и красочную историю, ведь главное,что есть в романе Баркера — это дух приключений, дикая динамика и увлекательный сюжет, который не отпускает до конца книги. Ставлю десятку и жду с нетерпением продолжения.
igor_pantyuhov, 2 июня 2021 г.
Читая отзывы, я удивился тому, что многие считают финал открытым. Да нет он закончен абсолютно. А что касается последней фразы в романе, то тут все зависит от читательского стажа. Матерые читатели воспримут ее как просто фразу ни на что не намекающую, а неофиты наоборот посмотрят на нее как на задел на будущее. ИМХО конечно. (Мы-то знаем что продолжение есть, просто захотелось порассуждать на тему..)
Ну что сказать.. Стерильное произведение, ИМХО. В том плане, что никаких особых чувств оно не вызвало у меня. Так, просто убить время. Вообще роман больше подходит для тех кто не читал книги про море и корабли признанных мастеров жанра фэнтези. Для новичков. Устройство мира особый интерес не вызвало, мир как мир, персонажи как персонажи. Все это было до Баркера и будет после него. Кстати, каким-то удивительным образом, постоянно повторяющаяся фраза «мужчины и женщины» как-то сильно обезличивает всех персонажей. Понравилось описание моря и морской фауны. А также представителей других рас. К сожалению, этого крайне мало. И не понравилось, то что саблю, перевели (или автор так назвал) как курнов. Ассоциации сразу с курвой. А это не есть хорошо
В итоге, оглядываясь назад, я затрудняюсь поставить оценку романа. Вроде как и не плохо, но и вспомнить особо нечего.
lenank, 6 сентября 2022 г.
Среди множества книг, которые я просто пролистывала или откладывала на потом,попалась эта книга и увлекла своими приключениями, интересными героями, нетривиальным сюжетом. Достаточно интересный мир, хоть и не очень прописан, может в этом и плюс, чтоб не загружать читателя. За этой книгой последовала вторая и теперь жду продолжение. Рекомендую!
Вантала, 3 апреля 2021 г.
Книги о морских приключениях, да еще и в фэнтезийном антураже — нечастый гость на полках книжных магазинов.
Причем автор не ограничил свою фантазию одним лишь введением магии и небывалых существ в сюжет. В «Костяных кораблях» детально прописан мир, жестокий и необычный, со своими верованиями, терминологией, флорой и фауной... а также с нескончаемой войной, в которой ценным ресурсом служат кости морских драконов, из которых строят корабли.
Один из таких кораблей, «Дитя приливов», предназначен для приговоренных преступников. На борту нет и разговора о дисциплине, один лишь пьяный вдрызг капитан, который не знает имен собственной команды, чего стоит. Но все меняет Удачливая Миас, готовая повести экипаж к самому опасному приключению в жизни и к превращению их в сплоченный коллектив.
В сюжете нашлось место и морским сражениям, и рефлексии героя, глазами которого мы наблюдаем за развитием истории. У книги есть промежуточный финал, но чувствуется, что роман часть большей истории.