Искусственное дерево реальностей, или Наши против гадов из грядущего
Флинн Фишер раньше была одной из лучших в игровых мирах. Позднее девушка завязала с виртуальными мирами. Но когда понадобились деньги, и ей предложили протестировать новую игру, Флинн не устояла.
Игра была выше всяких похвал. Полное погружение, настоящее ощущение тела – ничего подобного Флинн не встречала.
Но вскоре выясняется, что Фишер побывала вовсе не в игре. А жизням ее и близких отныне грозит смертельная опасность.
Один из отцов киберпанка Уильям Гибсон в последнее время отошел от классической фантастики (Муравей не даст соврать). Тем любопытнее было с помощью кинематографистов (с их непременными извратами) взглянуть на возвращение мэтра к жанру, принесшему ему известность.
Перед нами натуральный коктейль из практически всех известных науке поджанров.
Начинаясь как сага о виртуальности, игромании, типа Игрока проект быстро начинает тасовать карты детектива, приключений, хронофантастики, киберпанка, постапа, элементы боевика, выбрасывает на стол козыря конспирологии, злых корпораций, антиутопии, угнетенных роботов и андроидов, борьбы с тоталитаризмом и олигархией.
Чего-то в Peripheral больше, чего-то меньше, но без внимания не останется практически ни одна из граней фантастики.
Зрителю покажут два варианта будущего: ближайшее и более отдаленное.
2032 год не сильно отошел от нашей реальности, продвинув вперед разве что виртуальность (да тему сепаратистского Техаса). Здешние игры серьезно шагнули вперед по сравнению с привычными нам. Очки дополненной реальности позволяют полнее погрузиться в пространство игры, почувствовав себя в шкуре борца с нацистами (к сожалению, нам покажут одну единственную гейму). Сильные игроки зарабатывают реальное баблишко, помогая богатеньким буратинам повышать уровень персонажа, выполняя их заказы. Хоум-видео может быть оцифровано в полноценную симуляцию, с эффектом присутствия (симуляции/игры в сериале отличаются нарочито четкими цветами и звенящей резкостью на лицах). А в военной среде применяется технология гаптики, после вживления превращающая подразделение в единый организм. Кроме виртуальности в мире 2032 стоит упомянуть 3d печать, достигшую небывалых высот. А практически полное отмирание налички (снятие денег привлекает внимание полиции) и фантастикой уже не назовешь. Все там будем.
2099 год поинтереснее. Хотя мы увидим лишь Лондон, полный циклопических античных статуй (возможно, это упоминающиеся воздухоочистители), вознесшихся вдвое выше самых высоких небоскребов. Город, с практически пустыми улицами и роботами-полицейскими. Здешний мир пережил натуральный армагеддон, некисло развил робототехнику и передачу данных, может похвастать живыми тату и воссозданными по ДНК вымершими видами. Как кстати, преодолели последствия конца света?
Управляется это мирное постапокалиптическое будущее триединой системой, состоящей из кланов «клептархов», силовиков, держащих в узде первых и безжалостных научников, обеспечивающих неустанное развитие технологий и воссоздание утерянного. Еще одна попытка фантастов отыскать устойчивый и хорошо работающий вариант властной вертикали.
Периодически представители этих трех сил активно вставляют друг другу палки в колеса. На интригах здешних власть имущих будет построена завязка и львиная доля сюжета.
Но еще большая часть будет основана на синтезе робототехники и передачи данных, сделавшем возможным перенос сознания и создание параллельных реальностей. Понятное дело, находится
все это благолепие в руках богачей, пользующихся открывшимися возможностями исключительно для своих корыстных «колониальных» целей.
Порадовало местное вундерваффе – звуковой пистолет, девайс, подготовка к выстрелу которого занимает столько времени, что оппонент имеет возможность выпить кофе и съесть свеженький круасан из кафе напротив. А вот идеальные и всезнающие инспекторы полиции, как и навороченный учебный центр для копов – это сильно.
Действие развивается не особо бурно, концентрируясь то на детективном расследовании пропажи важной девицы и попытках разгадать ее планы, то на противостоянии клептарха с НИИ, то на невообразимых технологиях, то на эмоциональных страданиях и попытках наших почти современников уцелеть под пристальным вниманием парней из дивного мира будущего. Время от времени взрываясь небольшими порциями экшена, несколько излишними терзаниями глубоко второстепенных персонажей. И моральными этюдами. Типа того, что обычные люди для обличенных властью лишь перефирали – переферийные устройства, с которыми можно обходиться как с расходным материалом. Кто бы спорил.
Актеров назвать украшением проекта не выйдет, но и каши они сильно не портят.
Флинн (Морец). Отличный игрок, закончивший с виртуалкой, но чувствующий себя счастливой именно в игровых мирах. Неглупая женщина, не умеющая сдаваться, несущая на своих плечах ответственность за больную мать и непутевого братца. Тонко чувствующий человек, не чурающийся эмпатии ко всем живым существам, в детстве спасавший дождевых червей от опытов на уроках биологии. Со временем не утративший сопереживания к миру и даже перенесший его на свою игровую деятельность («в жизни не дают призов за эмпатию, тут не будет трактора, да, но без сочувствия ты не заметишь его, даже если он будет»). Порой внезапно обнаруживающая непонятно откуда взявшие умения крутого рукопашного бойца.
Хлоя активно пытается эмоционировать (выходит не слишком убедительно), играть лицом с закрытыми глазами, частенько передает переключения между безэмоциональностью робота и поведением живого человека (тут дело получше). В целом смотрится неплохо, но образу и исполнению чего-то откровенно не хватает.
Тот самый братец Бертон (Рейнор). Экс-морпех, испытавший на себе гаптику. Паренек, держащий в своем трейлере целый арсенал длинноствольного автоматического оружия и со товарищи способный устроить похохотать профессиональным наемникам. В начале сериала безалаберный нахлебник, резко превращающийся в заботливого брата и мощную боевую единицу.
Аэлита (Райли). Барышня, затеявшая опасную игру с высокими ставками. Вместе с названным братом Уилфом может похвастать самым большим количество флеш-беков разных лет. Изрядную часть сериала появляющаяся лишь в них. Порой ведущая себя как настоящая сучка, идущая по головам и подставляющая всех, кого можно и нельзя. Но даже в эти моменты явно видно, что девица не так проста как кажется.
Уилф Недертон – «решатель проблем», работающий на Зубова. Хороший с виду парень, способный на жесткие методы. «Питомец» для скучающего клептарха. Романтический интерес Флинн (или это все лишь последствия синхронизации?). Тоже, похоже, позволивший себе смешать личное с профессиональным. Хороший психолог, располагающий к себе мужчина.
Есть недурные второстепенные образы.
Жестко циничный и стильный клептарх Зубов.
Боб — еще одна персона в галерее супер-киллеров.
Наркоторговец Корбал Пикетт – улыбчивая зверюга, держащая в кулаке целый город. Сильный, жестокий, но не слишком умный, зацикленный на том, чтобы не показаться слабым. А вот жена у него и умница и красавица – мило аморальная блондинистая акула.
Билли Эн — лучшая подруга Флинн, сплетница вышедшая замуж за племянника Пикетта. Баба-огонь! И коня и горящую избу, и киллера в бараний рог.
Упорный и благородный заместитель шерифа Томми.
А вот главзлица доктор Нюьланд не особо понравилась. Изрядно гротескный персонаж, переборщивший с эпатажем и слишком расточительно обращающийся с сотрудниками (а если бы чайком в хлебальничек? И поговорить вместе со пчелами о нашем распределении?)
Время от времени постановщики выдают неаппетитные сцены, или юмор на грани фола (братец шуткующий с калекой — как такое вообще пропустили в толерантном 21 веке?). С удовольствием хвастаются приблудами из будущего. Подпускают патетики, стыдят беспринципных богачей, сокрушаются о власть имущих, не задумываясь идущих по головам, гордятся простыми парнями и девчатами из нашего времени. Будем честными, от Гибсона ожидалось большего.
Эрго. Винегрет из массы поджанров фантастики, смешивающий детектив, политический триллер и приключения. Смотрибельно, но не шедевр.
P. S. По несильно хорошей традиции 2022 (ВК, драконы) первый сезон становится лишь прологом к грядущей кульминации. Парни, как это ни печально, нас ждет вторая серия. И, судя по темпу, не одна.
Режиссер: Олрик Райли, Винченцо Натали
В ролях: Хлоя Грейс Морец, Гари Карр, Джек Рейнор, Джулиан Мур-Кук, Луис Хартэм, Крис Кой, Остин Райзинг, Элай Гори, Майлз Барроу, Дэвид Хофлин
Гениальный карлик в космосе, или Духовный отец Тириона / «Серые клеточки» рулят и в будущем!
Отправляясь на экзамены в Императорскую военную академию, Майлз Форкосиган, сын премьер-министра Барраяра, не имел запасного плана на случай неудачи.
Ну не считать же таковым папину идею стать юристом, в конце концов! Хотя соломку подстелить на самом деле не мешало бы. И дело не в устных и письменных экзаменах, они Майлза не беспокоили. А в испытании по физической подготовке. Немудрено с ростом в полтора метра и хрупкими костями, нуждающимися в накладках от переломов.
Как бы то ни было, запасной план своего будущего Майлзу все же пришлось обдумывать. Занялся он этим во время поездки к бабушке на Колонию Бета.
Где его ждала случайная встреча с пилотом старого корабля. И вот уже Майлз оказывается в звездной системе, где кипит война, в роли того, кем он не является. И это только начало событий, меняющих судьбы тысяч живых существ.
Лоис Макмастер Буджолд имеет на своем счету несколько циклов фентези, в частности довольно приятный «Шалион». Но большинству фэнов многократная обладательница Небьюлы и Хьюго известна отнюдь не фентези. А шикарным Барраярским циклом (регулярно обвиняемом в женском подходе к материалу), подарившим нам одного из самых обаятельных и умных героев в мировой фантастике.
С одной стороны перед нами история взросления, откровенно отдающая Young Adult. Протагонисту 17 мальчишеских лет, он практически ничего не видал в жизни, готовя себя к офицерской карьере. На воинственном Барраяре, тем более в среде аристократии, иначе нельзя. Он влюблен, и предмет его терзаний перед глазами. Он полон сомнений и желаний. Разве что мозгами он пользуется на порядок лучше, чем большинство его сверстников (да и людей постарше).
С другой – перед нами сага о преодолении. В первую очередь собственного тела, ведь Майлз несколько отличается физически от прочих 17-летних пацанов. Рост полтора метра. Кости, норовящие разлететься на куски при любом сильном сотрясении. Натуральный карлик, весьма вероятно повлиявший на появление некоего Тириона. Развитие сильных сторон, попытки нейтрализовать слабые. Затем изменить отношения окружающих, избавиться от недоверия и неприятия, сразится с паршивыми обстоятельствами.
С третьей – честная космическая фантастика с гораздо меньшим уклоном в «милитари», чем тот же Вебер. С системой быстрого передвижения меж звезд исключительно с помощью пространственно-временных туннелей с заранее известными точками выхода. Что с ходу придает определенную специфику ведению здешних войн. Боевыми кораблями различных типов, разными типами вооружений (классика противостояния щита и меча), перестрелками, абордажами. Вселенной, полной различных обитаемых миров, населенной людьми, серьезно отличающимися друг от друга в культурном, психологическом, этическом, порой даже физиологическом плане.
Барраяр – феодально-милитаризированная планета, с кучей архаичных пережитков.
Бета – демократическое образование с вольными сексуальными нравами и любовью к высоким технологиям.
Цетаганда – один из главных противников Барраяра, центр биотехнологий, любителей поиграть с генами (впрочем, это мы уже сильно забежали вперед).
Архипелаг Джексона – анархически-криминальная вольница, власть в которой принадлежит Домам (кланам/синдикатам).
И еще множество любопытных планет.
С четвертой – книга, лучащаяся юмором и поражающая персонажами, влюбляющими в себя с первых страниц.
Особенно, как вы уже поняли, это касается Майлза.
Майлз Форкосиган, он же мистер Нейсмит, он же адмирал Нейсмит. Некоторые считают его мутантом. Некоторые — умудренным, опытным, видавшим виды воякой, прошедшем на Бете процедуру омоложения. Шикарный психолог с нестандартным, незашоренным мышлением. Прирожденный манипулятор, дипломат и драматург, склонный к авантюризму. Человек, старающийся решить проблему, а не придумать, почему этого нельзя сделать. Тот, для кого нет ничего невозможного. Искренне заботящийся о своих людях, а не создающий видимость заботы. Считающий своим хобби — давать людям шанс. Понимающий, что человеки сами додумают твою историю, нужно им просто не мешать. Благодаря собственным моральным свойствам, острому уму, складу характера, будящий в людях их наилучшие качества. Своими действиями заставляющий людей уважать, а затем и просто напросто любить себя, как командира и сюзерена. Его можно назвать везунчиком, а можно человеком, обладающим неосознанными навыками работы с реальностью на уровне великих лидеров древности.
При всем этом – хороший, добрый пацан, жаждущий приключений, не чуждый депрессиям, рефлексиям, душевной и физической боли. Изобретающий велосипед: тактических знаний «адмиралу» откровенно не хватает. Переживающий о погибших, мающийся «мальчиками кровавыми в глазах» (пардон, пилотами). Автор не забывает о внутренних монологах героя, отлично раскрывающих образ. О великой роли случайности. Когда вскользь услышанный разговор тянет за собой судьбоносные решения. А общение с сомневающимися подчиненными срабатывает их действием, спасающим от беды сотни людей.
Второстепенные персонажи чуток теряются на фоне великолепного Майлза, но все же демонстрируют качественные шлейфы роли и некислое развитие.
Взять ли сержанта Ботари – жаждущего искупления за следование преступным приказам. Его дочь Элен – стремящуюся сменить свою заранее определенную жизнь. Или пилота Мэйхью с инженером Джезеком, переламывающих свои прошлые «косяки», становящихся теми, о ком и помыслить не могли до встречи с Майлзом. Что уж говорить о родителях Нейсмита, с которых, собственно и началось создание Барраярского цикла. Людях, ставших главными героями двух книг цикла, и фактически идеалом родителей.
Второй том похождений Майлза, начинающийся через три года после завершения первого, поближе познакомит нас с императором Барраяра и главой местной службы безопасности. Окунет нас с героем в приключения, напрямую влияющие на судьбы двух империй.
Фактически каждая новая книга цикла показывает взросление Форкосигана, поднимает ставки, расширяет границы местной вселенной. Приносит читателю новых персонажей, со своими тараканами и бабочками. Становящихся на диво гармоничными кирпичиками в сооружении одной из лучших космических саг истории фантастики.
Эрго. Отличная авантюрная звездная сага с харизматичным, обаятельным, умным протагонистом, неплохими второстепенными образами, богатым миром и кучей приключений.
Проснись!, или Memento под сенью путеводного жучка/Корабельная петля в духе классики
Огромный лайнер «Цербер», стремящийся в Нью-Йорк. Сотни пассажиров разных наций со своими скелетами в шкафах.
Встреча с исчезнувшим четыре месяца назад пассажирским судном такого же класса. С таинственно пропавшим, и столь же загадочно обнаруженным кораблем-призраком. Кораблем, с которым определенно что-то не так.
Что эта встреча принесет тем, кто рискнул подняться на борт летучего голландца. И тем, кто не покидал борт Цербера?
Это ведомо лишь богу. Но прежним после этой встречи не останется никто.
Новую работу создателей отличной Тьмы ждали, пожалуй, даже с большим интересом, чем свеженький хоррор от Флэнегана.
1899 оставил более неоднозначное впечатление, чем Dark, но в целом репутацию Янтье Фризе и Барана бо Одара поддержал на уровне.
Начинается сериал как первая часть незабвенного Титаника. Шикарный 4-трубный лайнер. Огромная столовая, где чинно заседают элитные пассажиры первого класса. Просторные каюты (у капитана и вовсе двухуровневые хоромы). Ютящиеся в глубине судна пассажиры третьего класса (второй, кажись, не завезли) — в подвесных койках, тесно висящих в трогательном единении. Им, бедолагам, даже выход на палубу закрыт, что не путались под ногами у богатеев. А поскольку заводного ДиКаприо где-то потеряли, быт у третьеклассных скучноват. Ни танцев тебе, ни застолий. Плюс контингент не располагает – сверхрелигиозные датчане.
Любовных шашней с элитой, кстати, это не отменяет. Шашни, правда, скорее напоминающие не о 19-м а, о толерантном 21 веке. Поскольку Кейт потерялась там же, где Лео, приходится суровым мужчинам обходиться без дам. Справляются.
И вот в такой благостной обстановке начинается сущая чертовщина. Пропавшее судно-близнец. Визит туда бравого капитана. И понеслось.
Шутки шутками, а дальнейшая атмосфера удалась ребятам на славу. Гнетущая, полная ожидания неприятностей. Тревожная, гнетущая, рваная музыка, навевающая воспоминания о саунде Тьмы (или прямо использующая тамошние мотивы?). Свинцовое, тяжелое море Атлантики. Дни пути до суши, километры воды под тобой. Антураж проклятого корабля. Странноватые галлюцинации/ воспоминания героев.
Сперва кажется, что нам покажут кондовую мистику в духе Оверлука и Корабля-призрака. Затем сериал делает оммаж Броненосцу Потемкин, и менее или более известным классическим порождениям 1999 года, раскланяется с Атласом, Доводом и Началом. В результате сводясь, как и большинство хороших фантастических проектов — к психологии, разуму и внутреннему миру человека. Да, узнаваемых моментов хватает, но с этим можно смириться.
В процессе постановщики зацепят и используют максимум фантдопущений и приемов Страны Фантазии: паранойя и теория заговора, зловещие эксперименты и девайсы, телепортация, перемещение и остановка времени, хронопутешествия, управление мозгом, корабли-призраки, пропавшие пассажиры, игры разума. Кажись, ничего не пропустил?
Причем это не просто хвастовство графикой или демонстрация знаний в фантастике. А приемы дающие возможность поразмышлять о весьма важных вещах.
Создатели 1899 поговорят со зрителем о религиозном фанатизме. Свойстве человека впадать в панику при виде непонятного. Вестись на простые решения, верить тем, кто предложит агрессивные, привычные действия. Склонности не думать головой, стадном инстинкте. Снижает накал морального посыла лишь то, что у объекта травли рыльце все-таки в пушку.
Зацепят постановщики тему аморальных богачей, уверенных в своем превосходстве, праве проводить эксперименты над толпой и низшими по рангу рады благой/высшей цели.
Но лейтмотивом сериала станут размышления о людском сознании, памяти и мозге. Том, «что обширнее неба и глубже моря, хранящем все тайны вселенной». О реальности и маре. О том, что гомо сапиенс не всегда может отличить одно от другого. О том, где находится реальность: в мозгу или снаружи? Формирует ли окружающая действительность наше сознание или создается им? О том, существует ли вообще такая штука, как объективная реальность? Или при наличии определенных технологий мозг примет за реальность, что бы ему не показали?
И, конечно, как же без эмоций, становящихся то слабостью, то силой людей. Чувствах, затмевающих разум? Или дающих возможность примату стать Человеком?
Любопытным, хотя и спорным приемом стал подход сериала к языкам. На корабле плывут представители самых разных национальностей. И общаются они отнюдь не на интернациональном английском, а каждый на своем собственном. Немцы, датчане, французы, испанцы, японцы, поляк. Переводится речь субтитрами, что добавляет антуража, но изрядно напрягает глаза зрителя. Плюс, поскольку полиглотов на Цербере немного, на общении людей, не понимающих друг друга, строится изрядный событийный пласт. Герои пользуются жестами, открывают душу во время разговора, несмотря (или благодаря?) на то, что их монологи остаются непонятыми собеседником. А порой создается впечатление, что, невзирая на незнание языков, некоторые персонажи все равно достигают взаимопонимания.
Обстановка нагнетается постепенно, с каждой серией повышая градус фантасмагории и безумия. Ситуация вызывает ассоциации с многослойным калейдоскопом, где смешиваются на диво реальные галлюцинации, зловещие устройства, обладающие невообразимыми свойствами, заразные субстанции, тайные комнаты, коварные магнаты, игра в леммингов, подсадные утки и всевидящие очи. На экваторе создатели подбавляют экшена, вставляя героям дополнительные палки в колеса. Не обойдется без знатного нежданчика, и он будет не единственным.
Кажется, что побудительные мотивы антагониста (?), сидящего подобно пауку в центре паутины, и общие контуры подоплеки событий вскрываются по истечении двух третей сериала. Не торопитесь с выводами. Ведь истинная картина, и каким именно образом стало возможным увиденное нами, частично проясняется лишь в последних кадрах. Частично. Да, по всей вероятности, парни, нас ждет вторая серия/сезон.
Еще одной фирменной фишкой постановщиков, кроме приятной философской базы, интриги, игр с Хроносом, запутанных сюжетных ходов, становятся качественно проработанные персонажи.
Основных протагонистов примерно с десяток. Практически у каждого в наличии зловещая тайна или детская психотравма. Зачастую не одна. Раскрываются персонажи постепенно, подобно цветам поутру. Часто отправляются в поиск внутри себя, в глубины памяти. Вновь и вновь переживают травмирующие моменты, пытаются кое-что переосмыслить, завершить гештальты. Часть протагонистов получат дополнительные минуты славы и флеш-беки – погружения в прошлое с послезнанием.
Мора Франклин (Бичем) – сильная, независимая рыжеволосая женщина, вызывающая кривотолки и молву среди сограждан. Путешествующая в одиночку, не принимающая правил, избравшая врачебную стезю, несмотря на то, что англичанкам запрещено оперировать. Занимавшаяся исследованием мозга. Убеждающая себя в здравости собственного рассудка, но частенько сомневающаяся в нем. Имеющая знатный шлейф роли, запутанное прошлое. Готовая бороться за свое место в патриархальном обществе.
Бравый немецкий капитан Айк Ларсен (Пичман) регулярно закладывающий за воротник. Но не просто так, а по поводу большого горя, связанного с безумием близкого человека. Эта тема является в сериале одной из сюжетообразующих. Кэп одолеваем видениями и готов на все, чтобы разобраться в происходящем на кораблях. Даже на прямое нарушение приказа и гнев со всех сторон. Со временем начинает томно поглядывать в сторону рыженькой эмансипе, составляя с ней недурную команду.
Новобрачные французы – Люсьен (Блоке) и Клеманс (Олливье). Их союз не похож на счастливый, и строился на расчете. Который оказался неверным. Люсьен приподнесет немало сюрпризов, его половинка на первый взгляд пассивна, как трепетная лань, но по некоторым признакам способна удивить.
Испанские братья – Анхель (Бернардо) и Рамиро (Пиментан). Похотливый мачо, чьи сексуальные интересы далеки от женского пола. Считающий себя волком, не знающим страха. И священник, которого брат обзывает трусливой овцой.
Семья датчан, плывущих третьим классом. Отец-священник, его жена – лидер семейства, вдобавок, слышащая голос бога. Беременная на поздних сроках старшая сестра – умная и пробивная девица. Сын со шрамом на щеке (капитан также отличается этим украшением мужчин) – блондинчик, неспособный сдерживать свои порывы. Достаточно подлый и слабый тип. Младшая девочка-подросток.
Японцы/ки – мать с дочерью. Явно зависимые от сильной леди в зеленом.
Та самая леди в зеленом (не удостоившаяся проработанной предыстории, наравне с поляком и членами команды). Ведущая на судне свой не самый высокоморальный бизнес, предлагая скучающим богатеньким самцам экзотическую птичку.
Поляк-кочегар, стремящийся в Америку к живущему там брату. На диво хороший и привлекательный человек.
Негр-безбилетник, проникший на лайнер в поисках одного из пассажиров. Повар, готовящий изрядно остывшее блюдо.
Таинственный гость с корабля-близнеца, явно связанный с докторшей.
Интеллигентный старпом, играющий более важную роль, чем кажется сперва.
Амбалистый и порывистый матрос (или боцман?), плавающий с капитаном 12 лет, но считающий его слабаком.
Юный безмолвный найденыш, ставший спусковым крючком бурных событий.
Они пересекаются, взаимодействуют, любят и ненавидят, совершают глупости и открытия, помогают и мешают друг другу. Всеми силами стараются уцелеть после встречи с неведомым. Получится не у всех. Опять.
Эрго. Приятный коктейль из массы фантэлементов, уважительно взбалтывающий классические ингредиенты и поднимающий вечные моральные темы. Как на меня, послабее Тьмы, но в целом достойно.
Режиссер: Баран бо Одар
В ролях: Эмили Бичем, Анейрин Барнард, Андреас Питшман, Мацей Мусял, Энтон Лессер, Мигель Бернардо, Жозе Пиментау, Жонас Блоке, Александр Виллауме, Клара Росагер, Матильда Олливье, Тино Мьюз, Лукас Люнгорд Тённесен, Ричард Хоуп, Янн Гаэль, Мария Эрвольтер, Александра Готшлих, Изабелла Вэй, Розали Крэйг, Бэн Эшенден, Мартин Грейс-Розенталь, Хейди Тоини, Хлоя Генрих, Исаак Дентлер
Крестовый поход Тысячи Храмов, или Священная война в личных целях
Армагеддон уже был. Не вчера, правда, а две тысячи лет назад. Но самое отвратительное, что он грозит повториться вновь. Ведь Консульт – слуги зловещего Не-бога, те, возрождения которых так опасались колдуны Завета – действительно существуют.
Когда новый шрайя Тысячи Храмов объявил Священную войну против язычников, мало кто мог подумать, что это начало событий, меняющих судьбы жителей всего мира.
Но именно так оно и было.
Канадца Бэккера порой сравнивают с такими монстрами эпического фентези, как Эриксон и Мартин.
Если автор «Игры Престолов» опирался при создании своего цикла на Войну Алой и Белой Розы, то Скотт явно вдохновлялся Крестовыми походами.
«Тьма» оказалось вещью небезынтересной, но преграждающей путь новым читателям высоким порогом вхождения в мир. Чтобы вникнуть в то, что вообще происходит, разобраться в зубодробительных именах, названиях и сложить общую картину, понадобится около полутора-двух сотен страниц. Зато потом вы сможете сполна насладиться достоинствами романа.
Перед нами классическое темное эпическое фентези с таинственной угрозой, исходящей от противников почти божественного уровня. Изрядным количеством знати, служителей культа и колдунов: интригующих, соперничающих, преследующих свои цели. Столкновением двух религий. Империей, воинственными кочевниками, магией и нелюдьми.
Как эпик роман в норме. Цивилизованные земли верующих в Последнего пророка, разделенные на уйму наделов, государств и фракций. Империя, напоминающая Византию эпохи упадка. Степи, наполненные безжалостными кочевниками. Дальний Север с нелюдью. Языковые нюансы. Хороший шлейф роли мира, подаваемый в основном через сны Адептов Завета. Прошлое, напрямую влияющее на настоящее. Огромные армии, собирающиеся в поход на язычников. Жуткое зло, незаметно подбирающееся к героям.
Жаль лишь, что сам мир цикла в дебютном романе очерчен бледновато, лично мне не хватило географических описаний (может потом ситуация выправится). В первой книге автор делает акцент на персонажах, подготовке Крестового похода, интригах и навевающей жуть угрозе второго Армагеддона.
Важных протагонистов в романе меньше десятка, зато практически в каждого автор вложил массу труда и заботы. Герои неплохо проработаны, снабжены внутренними терзаниями, стремлениями и мечтами. Они строят планы, совершают ошибки, сомневаются, страдают гордыней и эгоизмом, любят и предают. Частенько пользуются внутренними монологами, рефлексируют, что добавляет им сопереживания.
-Друз Ахкеймион. Нечасто встречающийся в фентези представитель колдунов-шпионов (!). Причем не абы какой волшебник, а маг единственной в своем роде школы Завета. Созданной для борьбы с теми самыми последователями Не-бога. Все бы хорошо, только злодеев уже несколько столетий будто корова языком слизала. Соответственно, на адептов Завета поглядывают как на шутов гороховых. Мол, такая мощь, и на что они ее тратят, дурни? Даже среди самых «заветчиков» уже появились скептики. И это несмотря на кошмары о прошлом Армагеддоне, которые видит каждый адепт, стоит тому сомкнуть глаза. С психикой у этих ребят явно давным-давно не лады.
С одной стороны – Друз типичный представитель Завета, манипулирующий, обманывающий, вербующий осведомителей. С другой – хороший, правильный мужик,
«использующий людей, но не получающий от этого удовольствия». Позволяющий себе даже дружить с некоторыми своим агентами.
-Близкая подруга Друза – шлюха Эсменет. Стареющая женщина, потерявшая ребенка, торгующая своим телом, при этом четко понимающая, что вскоре имеет все шансы оказаться на улице. А там и в могиле. Несчастный человек, жаждущий безопасности и тепла. Ставший для Друза чем-то гораздо большим, чем просто хороший друг.
-Император Нанусра Икурей Ксерий III. Владыка угасающей империи, жаждущий восстановить державу. Горделивый, самонадеянный, властолюбивый, не слишком умный, но коварный. Одни его считают парнем невеликого ума, другие — хитроумным демоном (кто сказал обычный политик?). Коктейль из божественной гордыни, людских сомнений, самоуверенности, опасений, глупости, змеиной изворотливости.
-Его племянник Икурей Конфас. Гениальный полководец, свершивший немыслимое. Юноша, достигший многого на поле боя, теперь открывающий для себя подковерные сражения.
-Анасуримбор Келлхус – поразительно крутой (я бы даже сказал чересчур) и знаковый для всего цикла товарищ, монах-дунианин, разыскивающий своего отца – также представителя Обученных. Парниша себе на уме, способный удивить не только читателя, но и встретившиеся на пути могущественные сущности.
-Найюр урс Скиоата — вождь утемотов, одного из племен скюльвендов. Идеальный убийца, в свое время плотно общавшийся с тем самым отцом, которого ищет Анасуримбор. Ставший косвенной причиной смерти своего родителя, до сих пор, спустя много десятилетий, не распутавшим этот узел. Один из немногих скюльвендов, готовых к изменениям.
-Нерсей Пройас — принц еще одной страны, участвующей в Священной войне (проще перечислить те, что не участвуют). Благочестивый, до фанатизма муж. Ученик Друза, не желающий видеть своего старого наставника.
В основном перед нами представители высших слоев, обычный народ почти не удостоился внимания Бэккера. Но это проблема не только Скотта, зачастую авторы фентези напрочь забывают о подавляющем большинстве населения своего мира.
Персонажами прелести романа не ограничиваются.
Перед нами своеобразная хроника подготовки и обеспечения нажористого, массового, идейного Крестового похода (пардон, Священной войны), официально направленного на освобождение Святой Земли (пардон, Города). Сам поход отложен на следующие книги цикла.
Раскрутка религиозного фанатизма (пардон, благочестия). Клич-призыв от шрайи (местного Папы), обращенный ко всем верным айнритам (название одной из двух существующих в этом мире религий, каждая из которых, как водится, считает единственно верной себя любимую). Благочестие и жестокость. Знать, закладывающая свои земли, чтобы поучаствовать в святом деле. Интриги вокруг будущей Войны. Слетевшиеся к месту сборы «простецы» — обычный бедный люд. Император, пытающийся поиметь с Похода максимальный гешефт. Все как у нас.
Только дело усугубляется магией. А это здесь грозная сила. Чуть не ставшая, правда, целью Священной войны вместо язычников. Не любят колдунов добропорядочные айнриты. Местная магия не блещет оригинальностью: напевы, обереги. Колдовские школы (одна из которых практически официально управляет не последним по важности государством). Изюминкой магического сообщества смотрятся безглазые кишаурим со своими змейками. Обидно, что при заявленном огромном количестве школ, познакомят нас буквально с парой-тройкой из них.
А вот Слезы Господни, они же Хоры, они же Безделушки – хороши. Вундерваффе против волшебников. Наследие Древнего Севера — небольшие кругляши, делающие носящего неуязвимым для колдовства. А заодно способные уничтожить мага одним прикосновением.
Стоит отметить, что карта мира не ограничивается людьми, схлестнувшимися в религиозном противостоянии. В наличии Народ Войны – степные кочевники, ни разу не побежденные в битве. Человекоподобные людоеды-шранки, заполонившие Север. Заявлены также некие Нелюди.
Не забывает автор о половой жизни персонажей (порой даже уделяя ей слишком много внимания). Секс, как и в жизни, влияет на поступки, используется как оружие и метод воздействия. В частности, им активно пользуются темные силы.
Интересно, что культура Трёх Морей — последователей Айнри овеяна конкретным восточным, или даже индийским колоритом. Жара, касты, рабство, жестко структурированное и не приветствующее перемен общество.
Не менее любопытно следить за линией Консульта – злобными демоническими сущностями, обладающими нехилыми способностями. Могучими тварями, стоящими за кулисами многих неприятностей, настигающих жителей этих земель.
Приятно смотрятся обширные эпиграфы, содержащие отрывки местных текстов, писем, пословиц, отчетов шпионов, кусков из книги Друза. Они добавляют атмосферности, «тонко» намекают на содержание глав.
Экшена в первом томе не густо. Несколько мелких стычек да одна крупная битва. По логике событий дальше ситуация должна выправиться.
Эрго. Начало темного эпического фентези, ведающее о подготовке местного Крестового похода. Активного действия пока немного, да и начало романа не сильно дружелюбно к читателю. Зато качественные персонажи, неплохо продуманный мир и таинственная угроза в наличии.
P. S. Финальное путешествие во времена «совсем былинные» (в частности даже до первого Армагеддона) показало, что этот мир таит еще немало ошеломляющих сюрпризов.
Сквозь тернии к звездам, или Харон под ударом/Из жизни мертвецов
Человек, способный попадать туда, где не был почти никто из живых. В край Полусна – Междумирье. Опасное место под красным небом, полное демонов, мыслеформ и душ, застрявших между жизнью и смертью.
Человек, ставший Хароном для мертвецов, потерявший единственного друга и женщину, способную стать его настоящей Любовью. Ввязавшийся в игру с непонятными и могущественными сущностями. В игру, где у него нет, казалось, не единого шанса на победу.
Вот только чего не собирается делать тот, кто годами отправлял потерянные души туда, где им место – это сдаваться.
Его новый/cтарый роман (написан через год после первого тома Ночного странника) оказался натуральным хоррором, напоминающим одновременно Пикник, работы Эко, Брауна и Олди. Антуражным, хотя не без некоторых нюансов.
Основная прелесть книги основана на Междумирье. Атмосферка в краю Полусна еще та. Красные небеса, тени домов и предметов, темнота, пепел и пыль. Лимб – не лимб, чистилище – не чистилище, зазеркалье – не зазеркалье. Некая локация, куда в плотном теле из гомо сапиенсов попадал, кажется, только наш герой. По крайней мере, долгое время никого из живых, за одним спорным исключением, он там не встречал.
Место, где проявляются «ка» (эфирные отпечатки, полуживые души) окружающих нас предметов. Способных стать как подмогой, так и препятствием. К примеру, обрез или мотоцикл – неоднократно выручавшие своих хозяев, но давно проржавевшие в нашем мире, тут находятся в отличном состоянии и готовы к делу.
Место, полное демонов, неведомых сущностей, дурных мыслей. И призраков — душ людей, чаще всего погибших не своей смертью. Жизни мертвецов после смерти в краю Полусна посвящен изрядный кусок ближе к финалу книги. Так себе житие, будем честными. «Ну его, такую житуху», как говорил один хороший персонаж. Идея такого существования души в промежуточном мире не особо оригинальна, но цепляет. О посмертье автор говорит много и со вкусом. Смерть – не конец – это позитивная часть того посыла, который читатель вынесет из «Пепла». Но вот ждать вас после кончины могут не самые приятные встречи. Благо, хоть кошки остаются кошками.
Меж тем, для героя неприкаянные души неопасны, а вот остальные обитатели Междумирья – отнюдь. Есть те, с которыми поможет совладать верный обрез (стреляющий наоборот) или тесак. А есть такие, от которых приходится лишь бежать.
В краю Полусна происходит львиная доля событий, именно здесь, несмотря на угрозы этого мира, протагонист чувствует себя как рыба в воде. Эдакий нелюдимый герой вестерна, одинокий странник с ружьем и мотоциклом. Сталкер, пробирающийся неведомыми тропами. Психопомп, за непременный «обол» отправляющий души туда, куда им должно перейти. Куда? А это уже вне его компетенции. Но всяко лучше, чем скитаться возле места безвременной кончины, или быть пожранным здешними обитателями.
ГГ неплох. Одиночка, с детства общающийся с мертвецами, в 3 года увидавший первого демона. Погружающийся в кошмары. Пичкаемый таблетками, побывавший в психушке, лечащийся от шизофрении. В отрочестве частенько посещавший Междумирье в виде астральной проекции. Позднее отыскавший способ переходить туда в плотном теле (шаманы наше все!). Называющий себя Хароном. Обладающий даром (или проклятием?) видеть маску скорой смерти на лицах живущих.
Этнограф, преподающий в университете. Среди семьи прослывший чокнутым, среди коллег странным. Не любящий родню, держащийся подальше от долгоиграющих знакомств.
Немолод, ироничен, порой до сарказма. Позволяет себе поерничать на тему молодежи, современного ТВ и ночных клубов. Многое повидал, знает, как обходится с паникующими людьми, считает мелочной обычную жизнь (имеет право). Подсел на край Полусна как на наркотик.
Есть правда, одна особенность психологической реакции, которая к середине книги начинает откровенно напрягать. Не один десяток раз за первую половину небольшого романа протагонист: остолбенел, оцепенел, окаменел, проснулся в холодном поту, отличился волосами, вставшими дыбом (два раза). Экий вы, батенька чувствительный – странновато для человека с такой работой.
Саспенс в романе хорош. Автор пишет натуральный мрачный хоррор, с неаппетитными моментами, фантасмагорической обстановкой, потусторонними опасностями, с которым неясно как справляться. Причем Гжендович старается максимально нагнетать обстановку в обоих мирах. И если у нас опасность неясная, неоформленная, давит на мозг в лучших традициях приличных хорроров типа Призраков. То за гранью все гораздо грубее и проще — герою приходится прилагать немало усилий, чтобы уцелеть. И чем дальше в лес – тем толще партизаны, в смысле оппоненты, противостоящие нашему славному парню.
Иронии Ярослав не пожалеет. Хотя обстоятельства не особо располагают. Протагонист, от первого лица которого идут изложение, как я уже сказал, человек, не чуждый сарказму. Особенно пока дела идут более-менее. Позднее, когда ситуация осложняется, ГГ становится не до юмора. Но мы его винить не будем.
Весьма интересно подошел автор к романтической линии. Герой в определенный момент встретит женщину, с которой был бы не прочь встретить старость. Натуральная, потомственная ведьма, из настоящих, с табуном старших родственниц и собственным гримуаром. Казалось бы – вот оно счастье! Ан нет, все оказывается не так просто.
Пройдется Гжендович по теориям заговоров и концепции тайных обществ, в частности, связанных с религией. И если сперва персонажи относятся к таким организациям с изрядной долей скепсиса, то вскоре им придется пересмотреть свой подход.
Попеняет на особенности родного государства, где, оказывается, немало недостатков. Устроит читателю экскурсию в польскую глубинку. Мелочь, а приятно.
Эрго. Триллер-хоррор с атмосферным, хотя и не особо оригинальным краем Полусна, одиноким, ироничным протагонистом, перебравшимся из вестернов. Роман неплохо было бы чуток расширить, объема книге не хватает. И с надоедливым «остолбенением» надо что-то порешать. Но в целом недурно.