На тройной границе меж Османами, Священной Империей и республикой Сересса — неспокойно. Готовится к войне с неверными император Родольфо. Взымают пенную дань с кораблей пираты Сеньяны. Считают звонкие монеты и горят желанием извести надоедливых разбойников купцы Серессы. Лелеет обширные планы Великий калиф ашаритов.
Державные мысли, идеи, деяния.
А подданные потихоньку живут своей жизнью.
Жаждет доказать мужскому миру свою состоятельностью и отомстить врагам юная Даница – дочь и внучка пиратов. Растет в рядах османской армии ее похищенный брат. Отправляется в далекое и опасное путешествие молодой, талантливый художник Перо Виллани. Плетет интриги при дворе императора посол Серессы Орсо Фалери. Ищет место под солнцем младший сын крупного дубравского торговца Марин Дживо. Сражается за свою свободу отринутая семьей Леонора Валери. Простые и не очень люди: любящие, ненавидящие, мечтающие, впадающие в восторг, уныние и гнев.
Те, благодаря кому все напыщенные государства до сих пор существуют на этом свете.
«Самый преданный ученик Толкиена» канадец Гай Гэвриел Кей стал известным отнюдь не благодаря заветам мэтра. После созданных в ключе Профессора «Гобеленов Фьонавара», Кей отправился искать свою собственную нишу. Отыскал. В сплаве альтернативной истории, антуража давних времен и мистики («Изабель», «Блеск минувших дней»).
Визиткой Кея стал условный цикл «Мир Джада», плотно опирающийся на земную историю времен Средневековья и Возрождения, но использующий другие названия и небольшие фантдопущения, типа двух лун или «призрачного» дедушки.
Все работы Кея, что мне попадались, потрясающе атмосферны, радуют проработанными, глубокими персонажами, щемяще эмоциональны, реалистичны, при этом достаточно оптимистичны. «Дети» не исключение.
Двор Священной Империи джаддитов с ее эксцентричным императором, увлекающимся алхимией. Гордая Сересса – Царица морей, стоящая на лагуне, город каналов и огромных денег. Дубрава под красными крышами, небольшая республика, выживающая среди львов. Путешествия, полные опасностей. Далекая страна неверных с ее оригинальными обычаями. Смертельное гостеприимство монастырей. Кровавые будни борцов за свободу.
Гай подошел к вопросу с размахом, бросая героев от альтернативной Страны Телят до местной Азии. Погружая читателя в нюансы отношений между державами и городами-государствами в нелегкую пору Средневековья. Автор дает нам вдоволь пропитаться духом интриг, предательства, гордыни, религиозных войн, торговли, обычаев аристократических и купеческих семей. Яды, коварство, шпионаж, защита интересов собственной семьи и государства. Любыми методами. В очередной раз показывая, что во все времена война войной, а торговля по расписанию. Финансовые интересы превыше веры, а информация, как и положено, на вес золота.
Не забудет Кей о приметах времени, таких как монастыри, становящиеся чем-то большим, чем место молитвы, презрение высших к жизни низших, или власть родителя над чадами, сколько бы лет тем не исполнилось («я имею право распоряжаться своими детьми»). Покажет, как защищают честь рода. Погорюет над тяжелой женской долей. Прокатит нас на своеобразной машине времени.
А незнакомые названия … Игра в «угадай мелодию», точнее то, что Кей скрывает под своими топонимами (практически всегда имеющими реальный земной прототип), способна стать отдельным удовольствием.
Персонажи антуражу не уступают.
Даница Градек — пиратка из Сеньяна. Представитель любимой Кеем когорты сильных женщин. Из лука белку в глаз, точнее сарессцев в кромешной темноте. Кинжалы выпархивают из рук, как ласточки, еще и волкодав у бедра. Но все это смертоубийственное благолепие в патриархальном мире применить сложновато. Мужики от женщин другого ждут. Не связанного с колюще-режущими предметами. А у Даницы дело. Хорошо охлажденное, как полагается. Месть за родных, убитых и уведенных в плен османами. Ей не до замужества и прочих глупостей.
А еще именно с ней связан редкий для книг Кея мистический элемент. Голос безвременно помершего дедушки в голове. Который, как выясняется позднее, кой-чего может.
Целительница Елена – человек, способный видеть духов. Женщина, чью молодость Кай описал в «Блеске минувших дней».
Именно эти дамы отвечают в романе за проявления мистики.
Леонора Валери. Еще один пример сложной женской судьбы. Показывающий что рождение в аристократической семье аж никак не способствует простому человеческому счастью, скорее наоборот. Особенно если принадлежишь к прекрасному полу.
На примере Даницы и Лооноры нам покажут недолгую, но настоящую женскую дружбу, безо всяких приколов про змей с черепахами.
Перо Виллани, талантливый художник, сын известного мастера. Пока не отыскавший свое место в жизни, согласившийся на опасную поездку, способную принести как всевозможные блага, так и смерть. Пацан, претерпевающий самые, пожалуй, разительные изменения.
Марин Дживо – этот красавец и бабник из Дубравы как раз по полной программе пользуется своим знатным положением. До момента встречи с одной женщиной. Мужчина, столкнувшийся с отличным от торгашеского отношением к свободе и вере. Многое осознавший во время своей «дороги в Сарантий».
Дамаз, он же Невен, похищенный и воспитанный среди османов брат Даницы. Юный ученик Джанни — элитной пехоты калифа, состоящей из похищенных детей джаддитов (кто сказал слова на «я»?). Подросток, вставший перед нелегким выбором.
Все персонажи переживают встречи и разлуки, потери и обретения, развиваются, меняются. Шикарно прописаны, включая второстепенных и эпизодических, сопровождаются внутренними монологами, воспоминаниями, хорошим шлейфом роли. Причем по кровавому примеру Мартина далеко не все доживут до финала. А пронзительные главы от лица мертвецов, Кей, похоже, занес в свой список любимых приемов.
Да, акцент у Гая идет на представителей высших слоев, простой городской люд или крестьяне встречаются крайне редко, но как я уже говорил, это баг (или фича?) не только канадца.
Обеспечит нас автор парочкой нежданчиков и напряженных сцен, это при общем неторопливом развитии событий.
Активного действия в романе немного, но внутренняя наполненность текста изменениями героев, свершениями, размышлениями, влиянием на мировые события — огромна.
Мы пройдем дорогами купца, шпиона, партизана, воина, человека искусства. Увидим начало большой войны, и то, что даже Марс порой уступает Мойрам. Поприсутствуем при рождении легенды: истории, способной десятилетиями питать дух свободы в народах, попавших под ярмо сильного. Познакомимся с работой художника, бытом бывшей императрицы (хотя они, как офицеры, бывшими не бывают), и заботами Великого калифа ашаритов Гурчу Разрушителя. Побываем в Городе Городов – месте, 25 лет тому сменившем хозяина, и до сих пор вызывающем чувство вины у всех приличных джаддитов. Не защитили. Не спасли.
Поразмыслит автор о вере и фанатизме, на примере Сеньяны и Серессы показав два различных подхода к отношению с неверными. Причем в то время, когда к вопросам религии относились со всей возможной и невозможной строгостью.
О мести, ее влиянии, отваге и расчете, уме и хитрости, благородстве и подлости. Настоящей дружбе и большой Любви. Людских качествах, определяющих историю.
Эрго. Шикарная альтернативная история с одним мистическим элементом. Завораживающий антураж прошлого, отлично прописанные и развивающиеся герои, напряженное и эмоциональное внутреннее действие.
Приземленные Звездные войны, или «Есть у революции начало»
Вору и мошеннику Кассиану было глубоко плевать на свободолюбивых повстанцев и набундюченных имперцев. Побольше кредитов в кармане, да отыскать сестру, пропавшую много лет назад.
Но в результате роковой случайности на Касса объявлена имперская охота, а представитель любителей свободы, напротив, помогает вывернуться из-под удара.
И, похоже, жизни Кассиана и повстанцев отныне крепко связаны.
После перехода Star Wars под крылышко Диснея, ребята времени зря не теряли.
Реакция на продукцию Мышиного дома разнились от полного неприятия до снисходительного: «каждому времени свои герои». Но был один фильм, получивший на удивление положительные отзывы. «Изгой-один». Показавший вселенную Star Wars с неожиданной стороны и познакомивший нас с Кассианом Андором.
Человеком, заслужившим свой полноценный сериал.
Сериал (действие которого начинается за пять лет до событий Изгоя), изрядно приземляющий парящую в космическом вакууме вселенную Войн. Никакой тебе Силы и джедаев, обычные гомо сапиенсы и не только. С одной стороны именно световые мечи, маги-джедаи и забавы с Силой были козырным тузом и привлекающей внимание фишкой Star Wars. С другой – слишком уж пафосно-сказочной стал кинематографический канон Войн. Повстанцы исключительно возвышенно-благородные, не жалеющие жизней за идею. Империя — натуральное представление о милитаристском государстве ученика младших классов. Есть большие военные корабли, четко марширующие штурмовики и парочка злых дядей во главе.
Нет, хитро улыбаются постановщики Андора, не только.
Есть глухое недовольство на планетах, попавших под имперское влияние. Пока не слишком обоснованное (это местные ребята в другой империи года эдак 1917 не жили), но приметное. Есть вечно дорожающий регулярный воздушный планерный транспорт. Есть обычные роботяги, с утра до ночи вкалывающие на разборке битых кораблей. Есть мастеровые, приводящие технику в порядок. Есть воры и мошенники, играющие с деньгами доверчивых простофиль. Есть жадные владельцы кораблей, зарабатывающие на перевозках. Всем этим товарищам по большей части абсолютно неинтересны высокие речи о свободе и имперском угнетении. А вот возможность заработать, заплатить за жилье и прокормить семью – очень даже.
Прям как в обычной жизни. Жаль торговля и сфера обслуживания снова не показаны.
Дополнительных вистов сериалу придает аккуратное встраивание гаджетов, чужих рас, фауны иных планет в бытие этого мира. Повсеместные роботы, пальма первенства у Би – дроида Касса. Сбоящий, подвисающий и заикающийся напарник ГГ радует отличной мимикой. Становится она возможной благодаря подвижной голове, которую робот может наклонять, вжимать в плечи, великолепно передавая эмоции от грусти до удивления.
Оригинальные колокола-наковальни, отбивающие время. Забавные сторожевые свинособаки или многорогие бараны. Летающие автомобили различных моделей, от мотоциклов-спидеров до лимузинов представительского класса. Планетарный транспорт, аналог электрички или автобуса. Мелькающие то тут, то там инопланетники. Да, гуманоиды, на большее фантазии не хватает, но от людей порой отличаются прилично.
Все эти элементы воспринимаются буднично и повседневно, что придает миру сериала необходимую глубину и инаковость. Основанную тем не менее на привычных зрителю реакциях, особенностях поведения и бытовых подробностях.
Ну и отдельное спасибо за нажористую и недурно проработанную имперскую линию.
Оказывается, нельзя просто так отправить к праотцам парочку охранников-копов из имперской корпорации. Это повлечет серьезные последствия и виновному будет мало места в далекой и обширной, на первый взгляд, галактике.
Оказывается, среди имперских силовиков встречаются абсолютно разные люди, от циничных и умудренных главных инспекторов до дуболомов-сержантов или зеленых, но рьяных заместителей. Но больше всего обычных солдат, всеми силами старающихся увильнуть от тягот службы. Не говоря уже о Имперской службе безопасности, возглавляемой майором (! У них аналогом КГБ вместе с ГРУ рулит майор!!! ) Партагасом (Лессер) . Службе, где мирно уживаются межведомственные дрязги и профессиональный подход к делу. Службе, чьи сотрудники абсолютно искренне считают, что: «ставят диагнозы и устраняют болезни галактической державы».
Одним из ярких представителей разведки стала Дедра Миро (Гоф). Целеустремленный лейтенант тайной полиции Империи, пришедшая из обычных копов. Неглупая, работящая спецслужбистка, отличный аналитик, доверяющая собственной интуиции. Получающая искреннее удовольствие от работы, не лишенная садистских наклонностей. Один из основных противников хороших парней.
А вот и наш молодой да ранний заместитель. Заминспектора корпоративной безопасности Морлана1 Сирил Карн (Соллер ). Совсем зеленый, амбициозный и на диво рьяный офицерик, полный гордости за свой пост, желающий делать все как полагается. Очень мило то, что его желание не оставить безнаказанным деяния Касса приводят к огромным проблемам для Империи, а в перспективе фактически к ее падению.
Не забудут постановщики и о повстанцах.
Тут тоже хватает разных типажей. От полевых командиров со своими ватагами идейных и не очень борцунов за свободу. До организаторов и координаторов, обеспечивающих операции, скупающих имперские технологии, собирающих народ. Или спонсоров высшего звена: Штирлицев, работающих в сердце вражеского государства.
Раэль (Скарсгард). Официально – радушный владелец антикварной лавки. На самом деле — невозмутимый координатор и вдохновитель восстания с собственным «зубастым» кораблем и нехилым финансированием. Жесткий интриган, ради идеи готовый положить немало народу, пожертвовать чем и кем угодно. Показывающий, что Вельзевула можно одолеть лишь «силою бесовскою». И ни о каких чистых руках и спокойной совести революционерам мечтать не приходится.
За шпионскую линию «баба яга в тылу врага» отвечает сенатор Мон Мотма (О’Райли). В этой арке мы приобщимся к столичному блеску с огромными небоскребами, представительскими летающими авто, парящими высоко над землей, шикарными приемами, огромными особняками политиков.
Имеется также Вел Сартра (Марсей) – полевая командирша группы повстанцев на Альдани, девица с сюрпризами и интересными родственными связями.
А вот и собственно Кассиан (Луна). Шикарный, вор, для которого плевое дело «обнести» хорошо защищенных имперцев или самодовольных богачей. Выходец с первобытной планеты, усыновленный женщиной с гибкими моральными принципами и жаждой свободы, пришедшей под старость. Пронырливый человек с хорошо подвешенным языком и искрящейся харизмой. Не чуждый благородству. Демонстрирующий зрителю мощное развитие образа.
Его подруга и экс-барышня механик Калин (Архона), работающая тут скорее девой в беде.
Шпионский триллер встречается в сериале с лентами об ограблениях и тюремными фильмами. Эдакая смесь Мгновений весны с Шоушенком, Друзьями Оушена и Бумажным домом, дополняемая редкими непереведенными флешбеками в стиле Голодных игр.
Серии, что уже стало традицией для сериальных Star Wars по 30, максимум 35 минут. Странноватый, как на меня подход.
Одной из основных линий первой половины становится подготовка и проведение операции по ограблению имперского хранилища, охраняемого цельным, правда небольшим гарнизоном. Вторая смешивает тюремные будни с политическими и спецслужбистскими играми.
В наличии приятные элементы экшена, как-то неплохо поставленная перестрелка в цеху с циклопическими висящими (недолго) деталями. Полеты в космосе и любовно снятые гонки на спидерах. Красивейшие пейзажи Альдани, отыгрываемые Шотландией, и колоритный альданский народ. Вечные (лучевые!) «калаши», мирно соседствующие с продвинутыми бластерами. Недурной саспенс в сцене ограбления базы и восстания. Живописное природное явление, затмевающее северное сияние. Четырехрукие доктора. Знакомство с пенитенциарной системой Империи. Производственно-стахановский роман из жизни заключенных, с Cеркисом в образе бригадира. Элементы монтекристовщины и тюремный бунт. Двойные агенты и вкрадчивые шпионы.
Жесткая реакция тоталитарного государства на щелчки по носу. Использование любого повода для закручивания гаек. Употребление этих реакций для подъема революционного духа. Провокации, интриги с обеих сторон. «Тонкий европейский политик», мать его.
Скромно, но со вкусом.
Эрго. Микс из шпионского триллера, лент об ограблениях и тюремном быте, щедро приправленный картиной зарождения революции. Проект, недурно расширяющий слишком уж сказочную киношную вселенную ЗВ.
Тэсс Маршалл стояла на пороге серьезных жизненных перемен. Собеседование по работе в Детройте, возможный переезд. Да и в отношениях с мужчинами нужно срочно что-то менять.
А пока суд да дело, Тэсс арендовала маленький домик на неблагополучной окраине города.
Перекантоваться можно, вот только в доме ее ждал непрошеный гость – мужчина, взявший в аренду то же здание через другой интернет-сервис.
И что-то еще. Что-то жуткое и опасное.
Недорогие хорроры, как и бюджетная фантастика, время от времени дарят зрителю напряженное, увлекательное и неглупое кино. Вспомним хотя бы «Ведьму», «Прочь», «Солнцестояние» или «Реинкарнацию».
Barbarian, возник из идеи режиссера поговорить о «призыве женщинам доверять своей интуиции и не игнорировать подсознательные «красные флажки», возникающие в их повседневном общении с мужчинами».
Будем честными, социальной актуальности в ленте хоть отбавляй. Фактически вся картина посвящена насилию, абьюзу, негативным мужским чертам.
Нам покажут три типа мужчин. Первый – клиника, откровенный психопат, тут и обсуждать нечего. Второй – хороший парень, вежливый, приятный, обходительный – пусечка-лапочка, отрада для дам, но даже у него имеется тенденция не верить женской интуиции, ощущению опасности, и прочие потенциальные недостатки. Третий – самый интересный типаж. На первый взгляд – нормальный мужик, обаятельный, энергичный, небедный, талантливый. Но сперва открывается один серьезный косяк — чрезмерная настойчивость в отношении с противоположным полом. А затем и следующий, окончательно переворачивающий восприятие образа. В стрессовой ситуации человек проявляет себя с крайне негативной стороны. Лейтмотивом проходит любопытный психологический изврат – склонность к самообману и формированию у себя в голове реальности, не имеющей отношения к настоящей. Сделал гадость, а себя убедил, что это не гадость вовсе, и оно вообще само произошло, а я тут абсолютно не причем. Товарищ, уверенный, что «разные люди по разному видят одну и ту же ситуацию». При этом не уверенный в том плохой ли он человек, или хороший, который поступил плохо.
Готовая диссертация по психиатрии, между прочим.
Понятное дело, все эти три типажа с их характерными чертами и проявлениями мы увидим в деле. Понаблюдаем, как говорит Катерина, за поведением самцов гомо сапиенсов в естественной среде.
С одной стороны постановщиков можно похвалить – они даже ввели в дело адекватного мужика. С другой – было бы сильным ходом показать облыжно обвиненного представителя сильного пола, дать зрителю понаблюдать за травлей невиновного человека. Но это было бы совсем другое кино.
Barbarian решает не сильно противоречить современным трендам и модным течениям, вливая свой голос в стройный хор обвинителей мужской части народонаселения. Мужики козлы, что еще скажешь. Отрадно, что не все подряд.
Забавно также отслеживать размышления постановщика на тему родителей и детей. Навязчивой любви и необходимости отпускать. Причем как со стороны родителя, так и со стороны ребенка.
Актеры, в общем, неплохи, но украшением ленты не становятся.
Тэсс (Кэмпбелл). Девушка, не раз в жизни сталкивавшаяся с худшими мужскими качествами: жаждой контроля, давлением, желанием показать, что ты круче, и вытереть ноги о партнершу. После этих встреч Тэсс явно не обошлась без психотравм, норовя маниакально закрывать все двери на запор, избегая пить что-либо налитое без ее присутствия, либо из открытых заранее бутылок. Тэсс – человек хороший, с мощной моральной базой, искренне заботящийся о согражданах, попавших в беду. Причем даже себе во вред.
Кит (Скарсгард ) – парень связанный с музыкой (подробности я не очень понял). Аккуратный, располагающий к себе, компанейский. Но нет ли в нем второго дна? Особенно сильно ожидание после мистических образов Скарсгарда.
Эйджей (Лонг) – человек шоу-бизнеса, то ли сериальный актер, то ли шоураннер (а может все вместе) на телевидении. Харизматичный обаяшка, чувствующий себя в киношной тусовке как рыба в воде, но ни разу не попадавший в сложные обстоятельства. Эгоист с рулеткой. Самый интересный образ картины.
Кто из них окажется этим самым «варваром»? Или эта вакансия уже занята?
Начинается лента как потенциальная мелодрама, настраивая зрителя на благостный лад. Из которого, если честно, не получается выйти даже когда начинается жара. С саспенсом у «Варавара» есть определенные проблемы.
Как и с некоторыми логическим связками, тонко намекающими на непонятную мистику («как сняли, если нет информации о жильцах?»). Или неимоверным ТТХ некоторых грудастых персонажей.
Не преминут постановщики щелкнуть по носу американскую полицию с ее отношением к маргинальным элементам, даже всерьез требующим помощи.
Городские власти за их игнорирование проблем депрессивных районов.
Ошарашить зрителя резким переключением на экваторе, вводящим следующего героя. И пространным флешбеком чуть поздже, раскрывающим практически все карты.
Порадовать несколькими откровенно комедийными моментами. Показать, как легко насильник становится жертвой.
Немало. Но вот к цельной картине, складывающейся из этих элементов, есть вопросы.
Эрго. Остросоциальный хоррор, в очередной раз ведающий о мужиках-козлах. Имеется любопытный с точки зрения психологии образ, и даже положительный представитель сильного пола. А вот особого саспенса ждать не нужно.
Режиссер: Зак Креггер
В ролях: Джорджина Кэмпбелл, Билл Скарсгард, Джастин Лонг, Мэттью Патрик Дэвис, Ричард Брэйк, Курт Браунолер, Джеймс Батлер, Тревор Ван Уден, Девина Василева, Софи Сёренсен
Свершилось! Впервые в истории люди отправляются в космос. Причем не абы куда, а прямиком на Венеру, где по предположениям ученых буяет жизнь уровня земного юрского периода, и ждут исследователей залежи жутко ценного ультразолота.
Астроплан, несущий отважных новых аргонавтов, отправляется в дальнюю дорогу. Дорогу, где их ждет немало опасных сюрпризов. Но все они сущий пустяк, по сравнению с тем, что они увидят на планете, названной в честь богини любви.
Одна из ранних советских книг-пионеров в жанре научной фантастики, написанных в 1935 украинским писателем и журналистом. Книга, в детстве попадавшаяся в руки многим любителям Страны фантазии. Взглянем на нее с высоты прожитых лет?
Х-м, а могло быть и хуже.
Перед нами популярный в союзе научно-популярный текст, рассчитанный в первую очередь на подростков (впрочем, фантастика еще долго считалась детской литературой). Текст, смешивающий космическое приключение (около трети объема) с классикой в духе Жюль Верна с ружьями, охотой, огромными животными, опасностями, преодолением.
Персонажи положительны до зубовного скрежета, общаются очень культурным, крайне интеллигентным языком (так и вызывающим в памяти анекдот про товарища Иванова, который будто не видит, что на голову его товарищу капает расплавленное олово). Местами срываясь на пафосно-выспренные монологи. Поначалу сбивает, но некритично, в нынешних переводах или у русскоязычных авторов попадаются лингвистические изыски похуже.
Научным теориям и просвещению молодежи автор уделяет немало времени, начиная с самых первых страниц. Нам напомнят о таблице Менделеева, проблеме коррозии металлов, помечтают о существовании ультразолота (и не только), неподверженного этой напасти и способного спасать от нее другие металлы. Познакомят с теориями относительно Венеры, и способами ее достижения. Пройдутся по геологическим периодам Земли. Расскажут об особенностях жизни, передвижения, еде, питье, курении, умывании, кипячении воды в невесомости. Скафандрах, позволяющих без проблем выходить в открытый космос и конструкции корабля (а вот до присосок на обуви никто, кроме гениальной студентки не додумался!). Не позабудут о метеоритах и загадочном космическом излучении. Заворожат картинами звездного неба, луны, солнца без искажения атмосферы. Похвастают новым горючим атомитом и конструкцией двигателя астроплана. И, безусловно, техникой получения воды, электротока во время полета: аппаратами, забирающие углекислоту из воздуха, насыщающими его кислородом, улавливающими и очищающими влагу. Микроаккумуляторами, питающими энергией машину в 25 лошадей на протяжении 100 часов, полупроводниковыми фотоэлементами, перерабатывающими энергию Солнца в электричество. Посокрушаются о реакции организма на возвращение веса. Упомянут ракетопланы Пекин-Москва достигающие своей цели за полчаса. Восхищение автоматизацией в чистом виде. Да и вообще — наука наше все!
Забавно отслеживать «косяки» теорий того времени, типа 3-кратных перегрузок при старте ракеты, или 15-процентов углекислоты в атмосфере Венеры (а не 96, как предполагают нынче).
Как приключение роман изо всех сил старается соответствовать своей научной основе.
Даже во время полета автор не только будет «грузить» читателя науч-попом, но и подкинет экипажу пару серьезных перипетий. Что уж говорит о событиях после прибытия на Венеру!
Начиная с посадки, на головы отважным астронавтам будет сыпаться одна проблема за другой. Негостеприимные обитатели планеты, причем, не только гиганты, но и любопытные низшие формы жизни. Погодные условия. Подземные приключения. Походы по местным джунглям, кишащим всяким разным. Проблемы со взлетом. Нас ждут жуткие опасности, спасения в последний момент, разделение команды, крепкая дружба и даже намек на романтическую линию. Часть глав заканчивается натуральным жирным клиффхэнгером, прям в лучших традициях забугорных сериалов (которых тогда еще и в проекте не было).
Персонажей у нас в книге ровным счетом четыре штуки.
Руководитель экспедиции академик Николай Рындин. Старший товарищ, умище, «добрый волшебник», шикарный начальник и мощный ученый. Лишь раз допустивший условную слабость, но перед той силой, воздействующей на астронавтов устоять сложновато.
Китаец Ван Лун. Местный терминатор: невозмутимый, рассудительный, обстоятельный, немногословный, ироничный. Помнящий поговорки и заветы своего народа. Опытный следопыт и охотник. Основная боевая единица экспедиции.
Вадим Сокол, в отличие от китайского собрата экспрессивен, эмоционален, импульсивен. Геолог, химик, человек не дружащий с оружием.
Галина Рыжко – 19-летняя студентка политеха, понижающий трансформатор, между учеными и читателем, понятно объясняющий нам научные теории. Самый близкий нам персонаж, чему способствуют дневники написанные от первого лица. Несмотря на некоторую взбалмошность, недисциплинированность, порывистость, обусловленные молодостью, неглупа и весьма образована, особенно как для второго курса.
Из забавных моментов.
«Русский с китайцем братья навек». Однозначно! Крепнущая дружба Союза с Китаем чувствуется буквально во всем. Мало того, что один (и при этом самый «крутой») из членов экипажа китайский профессор. Или именно Шанхайский университет совершил открытия, без которых был невозможен сам полет. Так еще и вровень с советским флагом на покоренной Венере развевается именно китайский.
«Нам приходилось тратить много сил на оборону, но этот трудный период позади» – зловеще говорит Рындин в своей земной речи перед отлетом.
Упс! Что, «нас уже в бой послал товарищ Сталин?», и этот бой с успехом выигран? На Западе вообще живые остались? Фух, По крайне мере научные институты Берлина, Будапешта, Софии работают. Правда, под каким флагом?
Ну и обязательные злобные глаза представителей местной фауны порадовали. Злые они там, на Венере.
Эрго. Классическая ранняя советская научная фантастика, со всеми приметами эпохи. Ностальгический и наивный пионер жанра.
«Красивое показывают», или Занырнем подглубже/Отцовство – дело ответственное/Подводный аттракцион
Джейк Салли, бывший морпех, а нынче вождь племени Оматикайя, после изгнания землян времени зря не терял. Настрогав целых трех ребятишек. И усыновив еще двоих. Жить бы дружной семье, да радоваться. Если бы не одно «но».
Небесные люди вернулись. Как обычно вооруженные до зубов различной стреляющей, летающей и плавающей техникой. И не только.
Кроме машин на Пандору прибывают аватары с сознаниями погибших солдат.
Возглавляет которые полковник Куоритч. Жутко злой на Салли и не остановящийся ни перед чем, чтобы добыть его скальп.
В 2009 году Джеймс Кэмерон подарил нам потрясающее зрелище, вернув моду на 3д и создав самый кассовый фильм всех времен и народов (ненадолго уступивший пальму первенства лишь «Мстителям.Финал»). Заодно вызвав бурную волну споров о художественной ценности сего творения.
Аватар 2009 действительно был немудреной историей не без морали, берущей свое восхитительной картинкой и идеей единства всего живого на планете (концепт не новый, вспомним хотя бы Азимова с его Галаксией, но чертовски увлекательный).
История создания неминуемого сиквела растянулась на 13 (!) лет. Кэмерон решил не просто снять продолжение, а создать франшизу минимум на пять лент, причем третья часть уже готова.
Работа проделана титаническая, особенно если учесть, что в процессе дорабатывались (или даже разрабатывались) технологии подводных съемок в контексте Motion capture.
В результате мы получили восхитительной красоты мультфильм (ну ладно-ладно, не совсем мультфильм, реальные съемки присутствуют, спасибо нашей любимой Новой Зеландии и гидросимулятору для подводных съемок), с по-прежнему простенькой историей.
Если первая часть говорила об обретении дома и любви, вторая сконцентрирована на семье.
Тема, как бы помягче сказать, не самая свежая, но с непрестанной силой муссирующаяся кинематографом. С другой стороны, о чем еще говорить в наше нелегкое время, как не о семье, в своем идеальном варианте дарящей укрытие от бурь внешнего мира, становящейся твоим фортом и главной опорой.
Причем на первый план в семействе экс-морпеха выходят не старые знакомые, а молодое поколение.
Кири (Уивер) – приемная дочь Салли, чьей матерью стал аватар Грэйс, находящийся в коме уже полтора десятка лет (не спрашивайте). Кири не от мира сего (не удивительно, учитывая обстоятельства появления на свет), тонко чувствует окружающий мир, а личность ее отца и вовсе, похоже, станет одной из главных сюжетных арок следующих частей.
Нетейам – главный наследник, самый слабо проработанный образ, существующий больше для галочки «почтительного сына и старшего брата».
Ло`ак — младший сын-непоседа, подбивающий окружающих на опасные шалости, близко показывающий зрителю судьбоносную подводную дружбу (если бы не Паякан, судьба Салли была бы печальной).
Туктире – младшая дочь, регулярно оказывающаяся в сложных обстоятельствах, причем не всегда по своей вине.
Майлз – еще один приемыш, на этот раз натуральный человек, выросший среди нави, вынужденный пользоваться суперпродвинутой кислородной маской (где она берет запас кислорода — знает только Кэмерон). Личность его папани тоже весьма важна.
Старики типа Салли (Уортингтон) и особенно Нейтири большую часть времени в тени отпрысков, выходя оттуда лишь на краткие минуты.
Салли исполняет обязанности строго отца-командира, путая армию с семьей, сохраняет покер-фейс, в глубине души страшно переживая за наследников.
Нейтири усердно изображает персонажа из сказки Киплинга, слегка запутавшись в гендерных характеристиках. У Редьярда «мужчина был дикий, страшно дикий, ужасно дикий». Зои показывает, что представительницы прекрасного пола в обществах первобытного типа не уступали по дикости своим суженым. Особенно если тронешь их чадо, или на светлы очи появится смертельный враг, которого ты уже отправляла в страну вечной охоты.
Ремарка от Катерины: Так да не так. Нави демонстрируют здоровые гендерные отношения: каждый из полов исполняет свои функции, гармонично взаимодействуя друг с другом. У кошачьих дам нет никаких мужских черт, это жены, матери, лекари, шаманки. Могучие вожди, предводители племен, тем не менее, четко прислушиваются к мнению своих суженых, с нашей точки зрения выглядя немного подкаблучниками. Женщины нави не будут нести смерть, но если угрожают их детенышу или очагу – другое дело. А уж тогда – ховайся в жито, нет свирепее и безжалостнее милой кошечки, защищающей свой дом. Шерхан подтвердит. Земные женщины-воительницы принимают мужской подход к жизни, жажду наживы, скабрезности, убийства по приказу, становясь изрядно мужиковатыми, причем в худшей мужской ипостаси: отмороженных, циничных убийц.
Можно еще упомянуть Ронал (Уинслет) – супругу вождя морского клана и целительницу. Еще один сильный женский образ.
И конечно главного антагониста Куоритча (Лэнг ). Это уже не тот непреклонный полковник, не глядя идущий по головам. После смерти у колонеля появились определенные сомнения, он изрядно смягчился, придерживая преступные приказы, которые раньше отдал бы, не моргнув глазом. Ему тоже предстоит проработать отцовскую ипостась. Тема отцовства, отношения поколений в The Way of Water, как видите, одна из основных.
Не преминет постановщик напомнить зрителю об экологической проблеме, ставшей стержневой в Аватарах. Джеймс подарит нам ряд пронзительных кадров гибели природы, пытаясь достучаться до совести тех, кто думает лишь о наживе. До совести тех, кто убив собственный дом, готов повторить то же самое с любой другой планетой (на земле «Аватара» все совсем плохо и Пандора избрана новым домом землянам).
Кто бы спорил, лучше быть богатым и здоровым чем бедным и больным, лучше максимально сохранить экосферу планеты, дышать чистым воздухом и плавать в прозрачной воде. Только как именно этого достичь, когда вся современная культура возносит на щит успешность любыми способами. А для того, чтобы поддерживать существование миллионов людей приходится все больше разгонять загрязняющую все подряд промышленность?
Но все актерские работы, вяленькие сюжетные перипетии, простые моральные этюды меркнут на фоне удивительного зрелища, которое дарит нам Кэмерон.
Картинка в фильме выше всяких похвал. Сперва нам напомнят (за 13 лет немудрено подзабыть) о красотах лесной Пандоры. Парящие горы, головокружительные полеты в 3д, ставшие визитной карточкой франшизы, буйство красок и растительности, масса панорамных видов и съемок с высоты птичьего (точнее торучьего) полета.
Затем постановщики быстренько и скомкано меняют локацию, переводя героев на берега океанов. Кэмерон сам искренний фанат подводного плавания, и в изображение царства здешнего Нептуна вкладывается по полной.
Морские ездовые животные нескольких видов, числящие среди предков летучих рыб, способные как планировать в воздухе, так и плавать, или скользить по поверхности. Разумные киты-тулкуны, покрытые красивейшими узорами, не уступающие нави и людям в интеллектуальной деятельности, слагающие стихи, занимающиеся философией, тесно связанные с морским народом, свободно общающиеся со своими побратимами. Агрессивные хищники (их, будем честными, нам откровенно пожалели). Огромное количество разнообразных рыб и подводных растюшек с кораллами, радующих глаз расцветками и многообразием. Любопытные обычаи жителей рифов, их особенности физиологии, жилища, празднества, философия, похоронные обряды. Способ задерживать дыхание, за который наши дайверы, не задумываясь продали бы душу (как и за объем легких нави). Обучение новичков, позволяющее зрителю постепенно почувствовать себя в шкуре морских нави. Непременные подколки со стороны местных недорослей, конфликты с новоприбывшими, легкая любовная линия среди подростков (как это Кэмерон умудрился не ввести в ленту сексуальных меньшинств? Непорядок!).
А главное — вода. Множество надводных и подводных съемок, погружений, стремительных проплывов под поверхностью.
Да, как я уже сказал, чертовски напоминает мультфильм, но до чего красивый! Стоит отметить, что вода у Джеймса все время остается кристально прозрачной, никаких штормов или мутных вод – но это, пожалуй, неизбежно (кому охота созерцатьзамутненную жидкость, в которой ничего не видно уже через пару метров). Вдобавок большинство событий происходит не в открытом океане, а на относительном мелководье.
Не забывает постановщик и об экшене, и это, мягко говоря. Напряженных моментов в фильме с избытком, а финальное сражение становится одним из протяженных и надрывных эпизодов 21 века. Что такое саспенс Джеймс знает отлично. И как создавать настоящий аттракцион, на который смотришь, раскрыв рот – тоже.
Логических дыр в ленте с избытком. Начиная с напрочь позабытого анобтаниума, минерала, за которым охотились земляне в первой части, частично замененного амритом – добываемым из тел тулкунов и замедляющим старение гомо сапиенсов.
Странного поведения Салли, бросающего свою успешную партизанскую борьбу и сбегающего свит за очи (допустим даже полковника ты уведешь за собой, а остальные земляне? Им то ресурсы Пандоры нужны, а не конкретно взятый отставной морпех. Не жалко брошенное на произвол судьбы племя?). Полностью выпавшей после ухода Салли линии лесных нави (или они приберегаются для третьей части?). Чересчур легкого обнаружения беглецом главгадом. Упорного игнора производителями бронестекла в кабинах земных геликоптеров. Перечислять – не перечислить.
Темп в первых двух третях картины нетороплив до медитативного, хронометраж перехлестывает через три часа. Об общей предсказуемости сюжета и говорить нечего. Все ясно как божий день практически с начала (хотя пару относительно неожиданных поворотов режиссер припас). Но, собственно, кто-то ожидал от Аватара чего-то иного?
Эрго. Потрясающей красоты аттракцион, полный воды и подводных приключений. Смотреть крайне желательно на большом экране и в 3д – получите натуральное визуальное пиршество. Сюжет откровенно вторичен – что абсолютно предсказуемо.
Режиссёр: Джеймс Кэмерон
В главных ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Кейт Уинслет