Юность владыки, или Ласковые будни имперского двора/Производственный роман из жизни властителя
18-летний Майя Драджар и в мыслях не держал хоть когда-нибудь очутиться на престоле.
Да, с одной стороны – законный сын императора. С другой – полукровка-гоблин, всего лишь четвертый и нелюбимый отпрыск, мальчишкой сосланный в глухую провинцию.
Однако роковая авария воздушного судна — и Майя под именем Эдревхасивар 7 становится владыкой Эльфийских Земель.
Живи и радуйся? Если бы! Не зря императорский двор сравнивают с болотом, каждый шаг по которому должен быть продуманным и осторожным. Интриги, сплетни, аристократические дома, императорский совет, лорд-канцлер, не собирающийся выпускать из рук управление государством. А ведь есть еще соседние державы, в частности те самые гоблины!
И чтобы не сойти с ума в этом бедламе, сохранить корону, а может и сделать что-то полезное для страны, Майе придется очень сильно постараться.
Романов, рассказывающих о неурядицах различных принцев с принцессами, и непременной возне вокруг трона — хватает. Вспомним хотя бы Тень, Клинки или Бурю. Чаще всего они балансируют между Young adult и взрослым фентези/фантастикой.
The Goblin Emperor гораздо ближе к первому поджанру, подавая сюжет мягко и ласково (на наших глазах за весь роман случится всего две смерти ), жестких моментов от него ожидать не стоит. Как и активного действия.
Взамен автор подгонит нам подробное описание жизни юного императора, его становление на фоне болота придворной жизни. Все действие крутится вокруг персоны Эдревхасивара 7, показывая нам картину его развития. Которому практически никто не мешает, напротив, вокруг парня соберется неплохая поддержка, а также идеальный секретарь без амбиций.
Майя на удивление хороший человек, пардон, эльф (тенденция демонстрировать, что властители тоже люди — цветет и пахнет). Полукровка, до 8 лет живший с матерью в изгнание, после отданный в руки жестокого опекуна. Не сломавшийся и не испортившийся в непростых условиях. Слабо образованный во всем, что не касается придворного этикета. Средних умственных способностей. Часто рефлексирующий, сомневающийся в своих способностях трудиться на ответственном посту амператора. Жалеющий о невозможности остаться в одиночестве (императорские телохранители-ноэчарис не покидают своего повелителя даже в спальне, что не слишком, как позднее выяснится, помогает). Напрочь лишенный друзей. Время от времени извиняющийся перед придворными, чем вводит тех в ступор. Тонущий в огромном количестве аудиенций, разрешения мелких споров. Наивно пытающийся заботится не только о титулованных особах, но и о слугах. Не делающий различия между аристократом и безродным полукровкой.
Майя изо всех сил старается разобраться в нелегкой науке управления государством. Берет частные уроки, напрягает все извилины, выясняя кто кому рабинович в паучьей банке двора. Постепенно из забитого, испуганного подростка становится недурным властителем. Матереет, обрастает политическим мясом, учится щелкать по носу нахалов, настаивать на своем, балансировать между интересами аристократических фамилий и веток власти. Приносить максимальную пользу своей державе. Практически производственный роман о нелегких буднях владыки империи.
Империя, будем честными, не особо оригинальна, да и обильно описанной ее истории нам не подгонят. Поздняя империя, где сидящий на троне отнюдь не является неограниченным самодержцем. В наличии императорский совет – Караджас, своеобразный аналог правительства, где заседают чуть меньше десятка Свидетелей.
Сперва кажется, что перед нами прямой аналог министров, хитро названных для красного словца. Позднее выясняется, что не все так просто.
Функция свидетелей «заключается в том, чтобы говорить за тех, кто не может говорить за себя сам». В частности, имеются Свидетели неживой природы, к примеру реки, если эта самая река фигурирует как предмет спора в суде. Особенно забавно это звучит в контексте Свидетелей от Парламента или Суда: вот такие бессловесные и неспособные у вас институты власти.
Парламент с Палатой Общин и Палатой высокородных. Верховный суд. Университеты. Политеистическая Церковь. И маги, по имени мазы. Они долгое время остаются вещью в себе, делясь с читателями лишь способностью выяснять у мертвых особенности их кончины, да возможностью насылать сон. О! смертельные заклятья у них в арсенале все же имеются.
В наличии вялые элементы стимпанка, типа паровых двигателей, воздушных кораблей, летающих на водороде и пневмопочты во дворце.
А вот к чему было использовать термины: «эльфы» и «гоблины» абсолютно неясно. Ни долголетия, ни особого умений или отношения с природой, автор своим героям не обеспечил. Эльфы – бледнокожие блондины. Гоблины – чернокожие крепыши с глазами ярких цветов. Обзови Кэтрин здешние расы белыми и черными, ничего бы не изменилось.
Или эти названия были введены лишь для того, чтобы дать возможность персонажам вдоволь пошевелить длинными острыми ушами? Это дело здешние эльфы любят, двигая ушками при каждом удобном случае, выражая ими свое эмоциональное состояние, отношение к происходящему. Однако наличие остроконечных, подвижных локаторов не сильно весомый повод обзывать героев эльфами – не находите?
Любопытно: эльфы жутко враждебны к чужестранцам, при этом полукровок в стране пруд пруди. Порадовал внезапно, как черт из табакерки возникший третий народ – некие даченсол, как раз способные похвастать как минимум изрядным долголетием.
Действие идет крайне неторопливо, показывая меж тем максимум дворцовых фишек. Мы познакомимся с обустройством жизни и распорядком дня нового императора. Его попытками вести светскую жизнь, приемами и ужинами с придворными. Побываем на заседаниях совета, поминках предыдущего властителя и Новогоднем балу. Поучаствуем в коронации и расследовании обстоятельств гибели старого императора. Попробуем не налажать во время «дипломатических переговоров со всем миром», сгладить отношения с недовольными новым повелителем-полукровкой. Навестим храмы и место обитания магов. При этом практически не покидая пределов дворца.
Легкую щепоть перчика добавляет ожидание визита главы гоблинской державы. Да интрига с организаторами аварии воздушного судна.
В принципе, если настроится на медитативную волну рутинных дворцовых будней, можно даже не сильно заскучать. Если бы не одно серьезное «но». Хотя перед нами не эпик, типа Мартина, Эриксона или Малицкого, где обилие персонажей оправдано, Эддисон (настоящее имя автора — Сара Монетт) откровенно перегрузила повествование именами, родовыми фамилиями и зубодробительными терминами. В первой четверти книги эта проблема не особенно видна, но дальше вылазит во всей красе. Во всех этих осмерах, осминах и дач`осмеррем с на диво однотипными именами, запутаться — раз плюнуть. Что окончательно не утонуть в фамилиях, напрочь не потерять нить происходящего, частенько приходится отматывать назад, напоминая себе, о ком идет речь, и кто именно появился нынче на сцене.
А вот с описаниями автор напротив, пожадничала. Мир вокруг героев не ощущается, никаких тебе красот или особенностей, истории минимум. Бог с ним с миром, даже императорский дворец, его обстановка, архитектура, почти не удостоились внимания Сары. Хит сезона – удивительные часы в подарок, которыми восторгаются все окружающие. Вот только, почему восторгаются, как собственно выглядят эти великолепные часы, мы так и не узнаем.
Со старта книга обещает больше, чем дает. Тебя «сожрут с потрохами», «не доживешь до следующего дня рождения» пугают наивного Майя, но в результате «жрут» парня откровенно неубедительно. Долгое время все происходит достаточно тихо и мирно, саспенса автор нам откровенно жалеет. Казалось бы, даже подростковая литература нынче вполне реалистична, ан нет.
Да, со временам мы понаблюдаем за более активными интригами, заговорами и покушениями против владыки, но выглядят они откровенно беспомощно. Ну кто так ампараторов свергает? Или табакерку дома позабыли?
Эрго. Неторопливая, лишенная активного действия и особых описаний мягкая и дружелюбная история становления молодого императора. Любителям дворцовой жизни и каких-никаких интриг можно попробовать, правда, нужно быть готовым к перегруженности текста однообразными именами и терминами.
Образцово-показательная антиутопия, или «Теперь ты дракон» (поклон Катерине за напоминание)
Будущее. После третьей мировой войны человечество взялось за ум. Найдена основная причина всех бед цивилизации – эмоции. И препарат, позволяющий отринуть их, будто драную ветошь.
Правда, оказалось, что за гомо сапиенсами, чтобы они вели себя как должно, нужен жесткий пригляд. Возник мощный тоталитарный режим, и орден клериков – супербойцов, охотящихся за эмоциональными преступниками. Без организации Сопротивления тоже не обошлось.
Клерик Джон Престон был верным псом режима, ни на минуту не задумывающимся о том, что может делать что-то неправильно.
Однако вследствие случайности Джо оказывается перед нелегким выбором. Продолжить быть роботом-убийцей. Или окунуться в океан недозволенных и смертельно опасных эмоций.
В 2002 году мир увидела одна из практически эталонных антиутопий, со всеми штампами, нелогичностями, перегибами, пищей для ума, берущими за душу всплесками, присущими этому жанру.
Перед нами кондовый тоталитаризм, общество, граждане которого находятся в идеальном для местного вождя состоянии. Бахнул дозу «прозиума» и весь день свободен – тебе наплевать на перегибы родного фюрера, тебя не зацепить ни дружбой, ни любовью. Робот-гитарист, готовый усердно пахать на благо нации. Плюс пропаганда из каждого утюга, мощная карательная машина, концепция единообразия, сводящая всех к состоянию винтиков.
Кажется, явный перебор. Ну какой человек способен на такую жизнь, без романтики в семейной жизни, дружеских посиделок за рюмкой чая, переживаний за любимую футбольную команду?
По мнению постановщиков, если устранить из уравнения эмоции – способен.
В этой ленте мы видим очередную попытку прогулки по дороге, выстланной благими намерениями. Уберем злобу, зависть, ревность и ненависть (создатели ленты, не чинясь, смешивают эмоции с чувствами), изменим людскую природу, принесем в жертву любовь с дружбой, и получим «нового человека». Послушного, неагрессивного, пассивного, никакого. Неспособного ни разрушать, ни строить.
А ведь выход из ловушки пагубных страстей, на самом деле прост. Осознанность и понимание. Своих побудительных мотивов, инстинктивных порывов, истоков желаний, корней отношения к людям и обстоятельствам. Использование разума не для объяснения собственных инстинктивных действий, а для выбора оптимальных решений.
И никакой «прозиум» этого не заменит.
Кроме пищи для ума постановщики Equilibrium подогнали нам массу религиозных аллюзий, начиная с названий. Тетраграмматон – четырехбуквенное непроизносимое имя бога, клирик – служитель церкви. Концепцию веры в святое слово вождя. Практически прямое сравнение здешнего фюрера с господом.
И немало элементов качественного боевика, чья прелесть основана на спорной, нереалистичной, но красивой боевой система «ган-ката» (ган – огнестрельное оружие, ката – система боевых движений) – изобретении парочки из режиссера и хореографа картины. Знатное «пиу-пиу». Смотрится шикарно, но, по отзывам специалистов, работать не может в принципе.
Актеры каши не портят.
Кристиан Бэйл. Каменноликая машина для убийства в начале. Человек, начинающий познавать весь спектр людских эмоций. Как же он активно «не палится» в процессе этого познания! Принимающий сложнейшие решения, свершающий важнейшие открытия и судьбоносные действия.
Шон Бин, успевший за несколько сцен, пркатически без реплик, одними глазами создать запоминающийся образ человека, готового на все ради своей загнанной внутрь людской природы. Ставшего также спусковым крючком дальнейших событий.
Эмили Уотсон – эротично-растрепанная муза для ГГ.
Косяков и нелогичностей в ленте предостаточно.
На кой черт маяться с уколами, не проще помещать ваш драгоценный «прозиум» в воду и еду? Как при такой репрессивной машине возникло столь мощное Сопротивление, нагло обитающее прямо в городе, и способное на глобальное минирование ключевых объектов? Зачем при всех тех бомбах убийство Вождя? Как могла сработать хитрая комбинация, основанная на непредсказуемой случайности (разбитая капсула)? Отчего сперва повстанцы упорно мажут при стрельбе из автоматического оружия, а к финалу внезапно этот «баг» перенимают у них правительственные войска? Чему учили остальных клериков, кроме как выполнять красивые ката и гордо вышагивать с катанами за поясом?
Да и банальность развязки с революционно настроенными матросами, берущими Зимний, откровенно разочаровала. Опять всех убьем и радостно вернемся к истокам (а как же четвертая мировая война, которой люди не переживут?). Наша песня хороша, начинай сначала.
И как вы думаете, кому придется возглавить новое государство («Теперь ты дракон»)? И каковы будут его дальнейшие действия, когда ошалевшие от эмоций люди пустятся «во все тяжкие»?
Эрго. Классическая антиутопия с хорошей пищей для ума и красивыми боевыми сценами.
Режиссер: Курт Уиммер
В ролях: Кристиан Бэйл, Шон Бин, Эмили Уотсон, Тэй Диггз, Энгус Макфадьен, Шон Пертуи, Уильям Фихтнер, Джон Кеог, Дэвид Барраш, Дирк Мартенс, Кристиан Карманн, Мэттью Харбор, Эмили Сьеверт, Доминик Пёрселл, Майк Смит, Флориан Фитц, Дэнни Ли Кларк, Франческо Кабрас, Курт Уиммер, Анатоль Таубман, Брайан Конли, Алекса Саммер, Брайан В. Кук, Мехмет Куртулуш, Дэвид Хеммингс, Клаус Шиндлер
Квартира в многоэтажке. Шум дождя за окном. Двое мужчин за столом. Черный и Белый. Долгий ночной разговор. О Боге, человечестве и самоубийстве.
Один из собеседников — отчаявшийся и уставший. Второй — верующий и вдохновленный, старающийся достучаться до первого.
Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?
Камерный проект, созданный по одноименной пьесе Кормака Маккарти (2006), ровно на двух актеров, еще и с режиссурой одного из них.
Активно перекликающийся с «Чистой формальностью», но несколько уступающий французскому коллеге.
Сперва кажется, что перед нами обычная житейская ситуация, когда проповедник пытается помочь заблудшей душе, собравшееся сотворить смертный грех. Затем (причем постановщики говорят об этом чуть ли не в открытую) — что мы видим прямого собрата «Формальности». Однако эта уверенность постепенно исчезает, взамен возникает третий вариант об искушении (сомнение – первый шаг) проповедника слугой Отца Лжи. В результате четкого ответа на вопрос – что именно мы увидели – нет. Каждый зритель решает для себя сам.
Перед нами разговорная кино-пьеса о смысле жизни, с безымянными персонажами (даже в титрах просто Черный и Белый), не покидающими пределов одной комнаты.
Важных тем ребята подымут от души.
Жестокость, отчаяние, безнадега, потеря цели, сомнения, дружба, родители, разочарование в людском роде, человеческая жадность и глупость, мировая история, выбор и его последствия. Ответственность, бедность и кулинария. Пьянство, страдание и счастье. Попытки изменить свою жизнь. Размышления, есть ли Свет без Тьмы, а счастье без страданий.
И, безусловно, поговорят с нами о Библии, Боге, порой странных способах пути к Нему, вере, жизни после смерти.
Перед нами столкновение двух кардинально противоположных мироощущений, своеобразный спор-поединок между мозгом, интеллектом, разумом с одной стороны, душой, верой с другой. Но с изрядными нюансами в лице тех, кто воплощает эти стороны. Ведь какой бы идеологический посыл ты не вложил в ленту, его еще нужно донести до зрителя.
Актеры стараются, как могут. У каждого из них есть мощные монологи, а у Джексона еще и настоящая экшен-сцена, полная саспенса.
Черный (Джексон), отвечающий тем не менее за сторону Света. Простой деревенский парень. Экспрессивный, пылкий, ироничный, развязный, открытый. С добрым сердцем, готовый поддержать упавшего и посоветовать страждущему. Живущий в ужасном районе, полном наркош, пьяниц и прочих маргиналов. Старающийся нести слово Божье даже в эти полные тьмы места. Не чуждый еретическим для канонического христианства мыслям. Считающий что у него нет оригинальных идей, способный, тем не менее, на смелые размышления и выводы. С любимым словом «Голубчик».
Убийца, отсидевший полновесный тюремный срок, усугубивший его тяжкими телесными повреждениям во время драки в узилище. Случайно услышавший глас Божий, кардинально изменивший его жизнь.
Вторая сторона в исполнении Томми Ли Джонса. Профессор неясно какой области (очень, жаль, теряется целый пласт личности. Он бездарность? Скандалист? Гений? Учитель или прикладник? ). Не терпящий коллег, себя, да и людей в целом. Заметивший исторические тенденции, криком кричащие о сволочизме гомо сапиенсов. Считающий что во многих знаниях многие печали, но интеллект все равно первичен. Не признающий идеи Бога. Не знавший счастья. Не видящий света и радости, которыми также полон мир, замечающий лишь тень, страдания.
До одури уставший, с пустыми больными глазами. Отчаявшийся, утративший способность обольщаться. Одинокий, со сложным отношением к родителям. Интеллигентный, не любящий слова «нигер».
Жаждущий встречи с Костлявой, как с давней любимой родственницей. Решивший сделать себе подарок на день рождения в виде воссоединения с мечтой.
Он же у нас, по всем раскладам отвечает за интеллект, меж тем свершая действия, не присущие разумному человеку. Сперва кажется, что перед нами действительно адекватный мыслящий гомо сапиенс. Немногословность, мефистофелевский профиль, жуткое бремя понимания исторических процессов.
Постепенно выясняется, что перед нами кондовый мизантроп, сноб, исключительный нарцисс. А его фраза о беспокойстве на тему нежной детской психики является не заботой о ближнем, а еще одной монеткой в копилку самолюбования. Вон, мол какой я хороший, даже в самоубийстве. Герой Джонса с ходу отбрасывает две составляющие из трех, держащие человека на этой земле (Тело, Разум, Душа). Первая – инстинктивная, состоящая из самосохранения и продолжения рода. Ну какой интеллектуал будет уделять много внимания животному началу?! Дети, любовь, семья – это для плебса и быдла. В ту же степь отправляет Белый и третью составляющую – душу. Он не согласен с идеей Бога, снисходительно относится к верующим, абсолютно не задумывается о духовной стороне жизни. Казалось бы – уж второй аспект – творчество, научная работа, открытия, должен держать Белого крепко накрепко. Но и тут не слава богу! Он не любит коллег, не говорит о своей работе, и похоже немногого в ней достиг, несмотря на звание Профессора.
Да что ж тебе хороняка, надо! Пострадать вволю? Сполна насладиться тем, какой ты особенный, никем не понятый? Полюбоваться своей исключительностью, тем как тонко и насквозь ты прозреваешь людскую гнильцу?
И кто в здравом уме назовет такого типа разумным?
Полтора часа в одной комнате, где не происходит ничего, кроме беседы, выдержит далеко не каждый зритель. Постановщики всячески пытаются помочь нам с вами не заскучать. Герои часто перемещаются по комнате, пересаживаются из одного места в другое, ходят в сортир, варят кофе, обедают.
Камера также неустанно в движении, плавая вокруг персонажей, меняя ракурсы и планы.
В общем, мило, но по сравнению с Формальностью, как я уже сказал, проигрывает.
Эрго. Камерный философский киноспектакль с хорошей философско-идейной базой и неплохой работой лицедеев.
Режиссер: Томми Ли Джонс
В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Томми Ли Джонс
P. S. Перевод, когда оба героя говорят одним голосом, не идеальный вариант для отслеживания всех нюансов беседы. Лучше отыскать двухголоску
Ватсон и Холмс на борту галеона, или Демоническое расследование
1634 год. Из Батавии в Амстердам отправляются семь судов Ост-Индской компании. На борту галеона Саардам генерал-губернатор Ян Хаан с женой, дочерью и любовницей и еще три сотни человек. Среди которых известный детектив Сэмюэл Пипс с другом и телохранителем Арентом Хейсом.
Плавание предстоит не из легких. Живыми доплывут не все.
Тем более, когда путешествие начинается с пророчества прокаженного о том, что Саардам не достигнет Амстердама, и дьявольского знака на парусе.
Чей-то злой глаз явно прикипел к злосчастному Саардаму. Вот только чей? Демона или человека?
Казалось бы, когда на борту великий детектив, ему и карты в руки. Но что делать, если сыщик в положении узника, не смеющего казать нос из зловонной каморки под бушпритом? Кто возьмет на себя спасение трех сотен невинных душ?
Перед нами антуражный детектив, разворачивающийся посреди моря-окияна.
Своей морской стороной роман напоминает одновременно Хорнблауэра, Террор и Хозяина. С той лишь разницей, что действие Дьявола происходит на несколько столетий раньше, чем в наиболее известных морских повествованиях. Что накладывает некислый отпечаток на сюжет.
Мы видим если не самую зарю серьезного мореплавания, то его раннюю юность. Карт минимум, корабли не фонтан, навигация не внушает особых надежд. Капитан, который может четко проложить курс из Амстердама в Батавию – на вес золота. Вот и держатся галеоны на плаву «в равной степени благодаря суевериям ветру и волнам». В команде сплошное отребье, которое на берегу ждет встреча с «конопляной тетушкой». Все разногласия решаются официально назначенными драками между спорщиками. Галеон четко поделен на две половины: офицерскую/пассажирскую и матросскую. Доступ на «чужую» часть судна – только по работе. За здоровье тех, кто сунется туда из любопытства, никто не даст и ломаного гроша. Члены команды увешаны амулетами, как новогодняя елка игрушками. Любая неурядица, в которой можно усмотреть хоть долю мистики (а можно почти во всех) – вызывает истерию, озлобленность, нуждается в срочном купировании, ибо может привести к бунту. Плюс особенности жизни на борту, расположения, быта команды и пассажиров. Что в матросском, что в пассажирском кубриках аж никак не пятизвездочный отель. Дополняет картину схема галеона Саардам с обозначением его частей и расположением кают. Прям Майн Ридом с «Потерпевшими» повеяло.
Нелегко, в общем, мореходам просвещенного 17 века.
А уж когда дело дойдет до шторма! Тогда вообще ух! Выживание начинает зависеть не только от умения команды, талантов капитана, но и от мастерства далеких строителей корабля и банальной удачи. Атмосфера плавания на борту галеона – хороша.
Детективная линия старается не уступать своей морской товарке.
Главное оружие истины – великий сыщик Пипс — наполовину выведено из строя, вот и приходится отдуваться эдакому коллективному детективу галеона Саардам.
Каждый из участвующих в расследовании (а таковых набралось с полдесятка), пользуется своими главными талантами и умениями. Наблюдать, думать и сопоставлять, задавать вопросы, изобретать, соблазнять, драться. Они собирают информацию, сопоставляют, ищут «кому выгодно», делают выводы о возможных причинах действий, слабых местах, разбираются в потаенных желаниях потенциальных кандидатов в злодеи.
Причем если некоторые аспекты интриги читаются, то некоторые становятся настоящим сюрпризом.
Перчику добавляет мистическая составляющая романа. Ведь вполне вероятно, что главным антагонистом, желающим гибели Саардама, является не человек. А самый натуральный демон. Исчадие Зла, которого можно вызвать из Преисподней, заручившись его поддержкой для достижения своих целей. Исчадие, способное вселяться в призвавшего, помогать ему, менять его природу.
А может все гораздо банальнее и мы стали свидетелями изощренного и коварного плана, созданного самым обычным, пускай влиятельным и умным гомо сапиенсом?
Неопределенность природы злеца, которая держится практически до финала, становится одним из интереснейших аспектов книги.
Злодея с одной стороны отыскать нелегко. Ведь каждый из примерно десятка пассажиров и офицеров может оказаться «бабой-ягой». Тем паче, что на борту галеона собрались далеко не ангелы, и у каждого имеется куча скелетов в шкафу.
С другой – если виновником является все-таки демон, он, по мнению автора, должен выдать свое зловредное нутро под градом правильно поставленных вопросов.
Теперь взглянем поближе на кандидатов в злодеи. Напомню, им может оказаться каждый.
Сэмюэль Пипс, он же Воробей. Гениальный детектив, Холмс 17 века, щелкающий загадки, как орешки. Скучающий без хорошего расследования. Умный парнишка из бедняков, до сих пор неспособный забыть лишения нищенской жизни, посему крайне ценящий дензнаки. Побывал вором, танцором, акробатом, алхимиком. Нынче на отличном счету среди руководства Ост-Индской компании. Человек способный как на высочайшее благородство, так и на махровый эгоизм. Не обращающий внимания на статус, влияния и богатство подозреваемых, всегда жаждущий докопаться до истины. На начало романа по неясному обвинению взят в кандалы, и в расследовании участвует слабо.
Его телохранитель и друг лейтенант Арент Хейс, он же Медведь. Двухметровый Ватсон, пишущий заметки о делах Пипса. Благородный гигант, истово поклоняющийся таланту Воробья. Некогда собиравшийся перенять его метод, но убедившийся в собственной неспособности к самостоятельному расследованию. Множество лет прослуживший наемником. Невзирая на это — хороший, добрый человек. Связан непонятными отношениями с генерал-губернатором.
Генерал-губернатор Батавии Ян Хаан, рвущийся к месту в совете компании. Безжалостный, внушающий страх, властный человек, превративший Батавию в богатый, густонаселенный город.
Его супруга Сара Вессел. Милосердная дама, занимающаяся целительством, больше всего жаждущая свободы от мужа-тирана. С губернатором не в лучших отношениях, по слухам он ее частенько поколачивает.
Их дочь-подросток Лия. Второй гений на борту Саардама (концентрация великих умов на корабле зашкаливает). Ребенок, уже к 8 годам проявивший недюжинный ум и страсть к изобретательству. Запертая отцом в стенах форта, дабы не давать людям повод для пересудов о дьявольском разуме ребенка.
Гофмейстер и личный помощник губернатора Корнелиус Вос. Счетовод от бога, в остальном представляющий собой унылое зрелище. Некогда разоренный Хааном, но, несмотря на это, относящийся к патрону с изрядным пиететом. Ищущий возможности подняться на более высокую социальную ступень.
Кресси Йенс – любовница, пардон метресса губернатора. Прекрасная женщина, по полной программе пользующаяся своей привлекательностью как оружием против мужчин. Приятная, но расчетливая особа, хорошая подруга Сары.
Капитан Саардама Адриан Кроуэлс – великолепный моряк, один из немногих судноводителей, способный безошибочно пролагать путь по звездам. Считается среди моряков счастливчиком, с которым шансы пережить многомесячное плавание повышаются в разы. Щеголь, поражающий изысканным богатым платьем, не слишком уместным в море.
Мастер-негоциант Рейньер ванн Схотен – представитель компании, торгаш, готовый все ради выгоды, алкаш, грубиян и вообще неприятный тип.
Виконтесса Дилхвахен, как говорят, изрядно больная старушка, носа не кажущая из своей каюты.
В наличии также карлик Ларм – старпом капитана; старый рубака и капитан стражи губернатора Якоб Дрехт; боцман-великан Вик, держащий в страхе всю команду; старик-проповедник Керш с воспитанницей.
Со временем практически всех из списка мы узнаем как облупленных, познакомимся с их историями, чаяниями, узнаем, кого они любят, кого ненавидят. Сможем вместе с нашим «коллективным детективом» попробовать вычислить злопыхателя.
Не забываем также о предметах, рано или поздно окажущих влияние на сюжет. Как-то таинственный груз губернатора, занимающий полтрюма, или Причуда – непонятного назначения механизм, который Хаан бережет пуще зеницы ока.
В процессе расследования автор поразмышляет о природе людского страха, истериях, охватывающих нас, когда дела идут неважно. Грехах, таящихся в темной глубине сердца. Мести, способной как стимулировать выдающиеся планы, так и уродовать душу. Попеняет на козлов-мужиков, дающих волю своей злой природе во всплесках насилия. На охотников за ведьмами, позволяющих себе слишком много в погоне за темными силами. Вздохнет о тяжелой судьбе представительниц прекрасного пола, зависящих от этих оглашенных самцов.
Скромненько, но со вкусом.
Жаль язык иногда мешает полному погружению, время от времени огорчая корявыми построениями. Возможно — проблемы перевода.
Да странные глюки типа путаницы с количеством огней (2 корабля ушли в ночь, отчего огней насчитывают по-прежнему 8?) немного сбивают настроение.
Эрго. Приятный морской детектив, радующий вменяемым расследованием, мистической ноткой, размышлениями о людской природе и картиной корабельного быта эпохи юности большого мореплавания.
Живите глубоко! или Дети, уходящие с поля боя/«Смерть – дерьмовый повод, чтобы не жить»
17 летняя Илонка была полна планов на будущее. Но человек предполагает…
И вот она уже в частном хосписе для смертельно больных подростков. В старинном особняке Брайдклиф, непростом доме с богатой историей, в компании семи парней и девушек, доживающих тут свои дни.
Будоражащих друг другу нервы страшными историями, рассказываемыми возле очага. Договорившихся, что первый из них, покинувший сию скорбную юдоль, свяжется с остальными, дабы поведать о загробном мире.
И, возможно, в Брайдклифе – полном загадок, видений и теней, этот договор может быть исполненным.
А возможно, страшные истории оживут не только в буйном воображении ребят.
В Клубе Флэнеган мастерит натуральный альманах фантастических, страшных и странных историй, давая каждому из персонажей не минуту, а несколько часов славы, позволяя раскрыться перед зрителем до донышка.
Во время полуночных сборов Клуба каждый из восьми обитателей хосписа по очереди «создает призрака», рассказывая сагу о своем альтер-эго. Классический прием ненадежного рассказчика, поскольку вместе с элементами правды, ребята прилетают немало вымысла. Либо напротив, вкладывают в фантастические новеллы свои истинные порывы, стремления, мечтания.
Есть среди них более или менее удачные. Некоторые рассказы кидают аллюзии на известные фильмы: то на Терминатора и Игру Эндера, то на Пункт назначения. Нам поведают о призраках, роботах и маньяках. О дьяволе (точнее дьяволице), который никогда не делает людям больно (сами справляются), положительных ведьмах, суициде, странных попутчиках, важных решениях и конце света.
Каждая история не только рассказана, но и показана. Причем персонажи историй воплощаются в исполнении собратьев по Клубу. Подростки активно обсуждаю новеллы прямо по ходу, критикуют неудачные и поддерживают удачные ходы. Действие резко переключается между рассказываемой сагой и хосписом. Слом четвертой стены в действии.
Герои сериала, как я уже сказал, хорошо, пускай схематично, проработаны и недурно сыграны.
Илонка (Бенсон). Центральная протагонистка проекта. Девочка, чье имя означает «Свет», усыновленная приемными родителями. Младшая в классе. Милая, умная, лучшая ученица среди 900 школьников (пардон, вторая среди лучших), серьезно относящаяся к построению своего будущего. Которого у нее не будет. Не теряющая надежды в самых паршивых обстоятельствах. Самая мистически настроенная среди собратьев по несчастью. Тонко чувствующая потусторонний мир. Та, кого посещали видения связанные с Брайдклифом еще до поездки в хоспис. Периодически проваливающаяся в прошлое особняка. Готовая на что угодно, лишь бы избежать незавидной судьбы. Причем не только для себя.
Аня (Кодд). Персонаж, успешно отбирающий зрительское внимание у главной звезды. Ветеран хосписа, повидавшая множество смертей. Страдалица высшего разряда. Язвительная сучка, матерщинница, ощетинившаяся иголками во все стороны. Идеальный ребенок, самостоятельно пустивший свою жизнь под откос. Сильный человек, выживающий в наиболее неблагоприятных условиях.
Кевин (Ригни). Романтический интерес Илонки. Спортсмен, харизматичный парень, душа компании.
Спенсер (Самптер) – гей, заболевший спидом. Ну простите, как без этого. Выросший при церкви. Демонстрирующий неприятие религией, обществом и семьей нестандартных сексуальных отношений.
Сандра (Симон). Глубоко религиозная девочка из столь же верующей семьи. Работающая голосом разума для остальных. Не особо успешно, правда. Показывающая, что даже консервативно верующие, живущие по заповедям, могут принять невозможный для них выбор других людей, ведь: «нельзя любить бога и ненавидеть любовь».
Амеш (Сапкота) – родом из Индии. Фанат видеоигр, поигравший на всех приставках, которые только существуют. Обстоятельный юноша, составивший список того, что нужно успеть перед смертью. Обаятельный раздолбай с большим сердцем.
Шери (Адия) – из богатой семьи, папа — известный продюсер, мать – актриса. Понятно, что на дочь времени не оставалось вовсе. Записная лгунья, самостоятельно пишущая музыку (наверное).
Нацуки (Фурукава) – самая слабо проработанная героиня, с депрессией и погибшим отцом.
Восьмерка крепко подружится, становится настоящей семьей, каждый из которой горой стоит за другого. Тоже логично, на пороге смерти важнее не то, с кем ты жил, а с кем умираешь.
Кроме молодежи в сериале задействованы большинство любимых актеров Флэнегана, участвующих почти во всех его проектах. Как-то Гилфорд, Томас или Слойан.
Также обратите внимание на организатора и владельца хосписа доктора Стэнтон (Лэнгенкэмп), потерявшую сына от неизлечимой болезни. Тетечку, которая явно знает больше, чем показывает.
Не забывает постановщик о своих фирменных приемах, используя их, впрочем, в гораздо меньшей степени, чем в тех же Призраках. Перещелкивание времен, когда дверь, распахнувшаяся в наши дни, приводит героев в прошлое. Тени и призраки, скользящие вне зрения персонажа, но видимые зрителю. Важные темы, поднимаемые в действиях, диалогах и монологах героев.
Сериал снят по книгам Кристофера Пайка.
В Клубе на удивление много скримеров, что нетипично для Флэнегана, и не особо радует. Обычно его работы берут другим. Шикарным саспенсом, тонким встраиванием потустороннего мира в физический, тонкими намеками на присутствие сверхъестественного.
Здесь же мистика, к сожалению, грубовато подана, и становится самым слабым местом сериала. Сверхъестественная линия в Клубе обещает больше, чем дает. Несколько пиковых мистических эпизодов спущены на тормозах и фактически оборваны, ряд мощных «бу!» не заканчиваются ничем. Неужто Флэнеган уже устал от жанра, принесшего ему известность?
Стержневой сюжет развивается медленно, отвлекаясь на продолжительные истории, рассказанные членами Клуба. В результате проект кажется изрядно затянутым, впрочем, это беда далеко не одного The Midnight Club а практически всего современного кино. Вдобавок, парни нас ждет вторая серия! Постановщики закончили открытым финалом, явно рассчитывая на второй сезон.
The Midnight Club создан, чтобы поговорить со зрителем о смерти. Что неудивительно, ведь обитатели Брайдклифа находятся на грани перехода в «лучший мир», и призрак Костлявой, уже положивший руку на левое плечо, заставляет вплотную задуматься о близкой кончине. «Смерть становится знакомой» и живет рядом.
Особо обидно, что Разрушительница надежд наступает на пятки подросткам, в большинстве своем еще не познавшим ни любви, ни радости отцовства/материнства, ни счастья от сбычи мечт, или хорошо выполненной работы. Смотреть на лица 17-18 летних людей, которым до могилы остается несколько месяцев, следить за их циничными подколками, за которыми бездна боли – щемяще-тревожно.
Ожиданием смерти сериал пропитан под завязку. Герои говорят о ней постоянно: порой язвительно-саркастично, но чаще со страхом и сожалением. Зло шутят над своими болезнями. Сожалеют о непрожитом. Гневаются на свою несчастливую судьбу. Ведь процесс умирания неостановим, и, невзирая на то, что еще коптите небо — вы уже мертвы.
Что делать в такой ситуации? Смириться с безвременным уходом? Попробовать пройтись как можно дальше по списку вещей, «которые нужно сделать перед кончиной»? Гордится, что прожил больше, чем предрекали врачи? Сидеть и ждать исполнения приговора? Любовно заполнять и корректировать список распоряжений насчет похорон? Завершить все дела, прекратить бесполезную борьбу и красиво уйти? Или попытаться ускользнуть от гибели, отыскать лазейку, чтобы обмануть смерть? Пойти на что угодно, чтобы прожить еще день или месяц?
Искать спасение в нетрадиционной медицине, в природных рецептах? Или культах, вымаливающих ответы с исцелениям у древних богов, ритуалов и духовных практик? А может не стоит играть с силами, которые не понимаешь и не можешь контролировать? Рисковать душой, пытаясь спасти тело?
Или попросту нужно постараться оставаться хорошим человеком в любых обстоятельствах. Прожить отмеренные свыше годы, насладившись каждым мгновениям. Не поверхностно, а во всю глубину – и тогда даже посетивший землю на короткий срок оставит по себе добрую память. Ведь «ничто живое не умирает».
Эрго. Психологический подростковый триллер с элементами хоррора. Много фантастических историй, размышлений о жизни и смерти, о том, как встречать ее приход. А вот собственно мистика, сделавшая имя Флэнегану, в явном загоне.
Режиссер: Аксель Кэролин, Майкл Фимоньяри, Майк Флэнеган