Готичненко, но мерзенько или Красочная банальность
Эдит Кушинг (Васиковска) мало чем отличалась от тысяч своих сверстниц в разных уголках земли. Несмотря на увиденного в детстве призрака, богатого папу Картера (Бивер), независимый характер и неприязнь к светским мероприятиям. Она хотела любви.
Посему, когда на горизонте появился готичный баронет из Англии Томас Шарп (Хиддлстон), участь девушки была решена. Чувство охватило ее подобно высокому приливу.
События несутся вскачь, и вот уже Эдит становится хозяйкой английского поместья Шарп.
Ну, как хозяйкой.
Хозяйкой по-прежнему чувствует себя сестра Томаса – Люсиль (Честейн).
Но это не самое плохое в новой жизни Эдит.
Здоровье девушки ухудшается, а дом Шарпов ее попросту пугает. А главное она узнает название поместья — «Багровый пик». Словосочетание, против которого в детские годы ее предостерегал призрак родной матери.
Гильермо дель Торо – достаточно специфический режиссер. Почти все его работы отличаются смешением мистики и реальности, мрачным, пессимистичным наполнением, атмосферой, красочной, качественной картинкой и неадекватными героями. Crimson Peak в полной мере отражает фирменную атрибутику режиссера.
Мистика в наличии? А как же! Влияет на события, правда, чересчур вяло и опосредованно, но это уже второй вопрос.
«Мрачняка» добрый дядя Гильермо нагнал? Выше крыши. Что местность, что люди аж никак не располагают к позитивному восприятию действительности.
Картинка на уровне? А то! В чем-чем, а профессионализме дель Торо не откажешь.
Люди? Все как полагается, без психов не обошлось.
Соответственно, фанатам дель Торо смотреть можно без опаски. Любимый постановщик их не подведет.
А вот остальные могут остаться разочарованными. Дело даже не в том, что герои абсолютно не обращают внимания на свое физическое состояние. И получив тяжелое повреждение, через минуту носятся как угорелые, что больше присуще боевикам категории «Б», чем серьезному психологическому кино.
И не в том, что логика поступков персонажей хромает на обе ноги. То папаня расслабится, вовремя не поделившись информацией. То доктор, уже видя весь расклад, полностью теряет бдительность, и ведет себя как на светском рауте. Даже призраки, и те подпали под общую ауру тупизны, царящую в картине (зачем ты ей до конца глаза открываешь? Что она в данных условиях сделать может? В сугроб улететь?). А уж сколько денжищ, по мнению создателей, стоит пресловутая машина, так проще все графство Камберленд скупить на корню, и еще мелочевка на колечки сестре останется.
А в тяжеловесной предсказуемости происходящего. Когда первая, самая банальная догадка оказывается истинной, это, знаете ли, абсолютно не прибавляет ленте вистов. Как-то от сумрачного гения дель Торо ожидалось большего.
Да и актерские работы, если честно, не впечатлили. Хиддлстон, похоже, запутался в амплуа тонкого, изысканного, ранимого негодяя, корни проблем которого растут из тяжелого детства. Хотя пару раз потенциал Том показал неплохой – к нескольким сценам, построенным на взглядах и языке тела, не придрался бы сам Станиславский.
Васиковска изображает добрую, романтичную, но несколько глупенькую девицу, чересчур долго собирающуюся с мыслями.
За Бивера, вспоминая его Бобби Сингера, стало даже как-то обидно. Такой крутой охотник, и так попался.
Меньше всего претензий к Джессике Честейн. Ее персонаж, не очень резво начиная, постепенно разворачивается, отбирая на себя все больше внимания. Люсиль тоже не всегда показывает себя особо сообразительной барышней («главное — вовремя смыться», точнее остановиться), но восполняет недостаток мозгов «бескрышностью» и другими «темными» чертами характера.
Но есть у ленты и бесспорное достоинство. Атмосфера. Готичные контуры огромного поместья (полностью возведенного на съемочной площадке). Каждая комната, имеющая свой характер. Антуражная почва. Скрипучие лестницы, Падающая в вестибюле листва или снег. Погребальный ливень, и вой вьюги за окном. Таинственные подвалы. Подъемник, то возносящий героев в горние выси, то опускающий в лапы Аида. Викторианские наряды. Качественные декорации. Уместная цветовая гамма.
В общем, визуальная сторона картины на высоте.
Что касается сверхидеи фильма, то общий ход мысли режиссера, в принципе, понятен. Он показывает, как не нужно обращаться с детьми. И конечно, говорит о разных видах любви: созидающей, благой, одной из движущих сил вселенной. И тяжелой, давящей все вокруг, обессиливающей, высушивающей изнутри. Столь популярной в литературе и жизни. Хочет показать разницу между светом и тьмой, идущими из одного источника. Между Эдит и Люсиль.
Все так, только не нужно называть «любовью» второй подвид, описанный дель Торо. Это абсолютно банальное чувство собственничества. То самое животное: «Мое!» «Не дам!», вызывающее большинство проблем и преступлений, связанных с отношениями людей.
Эрго. Атмосферная трагедия со слабым сценарием, о воспитании и психических отклонениях, восторг красотами которой периодически сменяется отвращением, вызванным действиями героев.
P. S. Уважаемый Гильермо, за лопату отдельное спасибо.
Симфония разума, или Мы в ответе за тех, кого сотворили
Калеб (Глисон), программист в большой компании, внезапно выигрывает вкусный приз в корпоративной лотерее. Его ждет неделя в затерянном в горах особняке главы компании Нэйтана (Айзек). Причем не просто семь дней отдыха на природе, а и исполнение некоего поручения самого большого босса.
Хорошо себя покажешь, и дорога наверх открыта.
Прибыв на место, Калеб понимает, что действительность превзошла самые смелые ожидания. Оказывается Нэйтан занят разработкой искусственного интеллекта, и достиг в этом деле огромных успехов. Собственно парня пригласили для проведения Теста Тьюринга с последней разработкой Нэйтана – роботом по имени Ава (Викандер).
Калеб с головой погружается в работу, но вскоре понимает, что все далеко не так радужно, как показалось на первый взгляд. И изрядная часть из того, что говорит ему Нэйтан, имеет мало общего с правдой.
Тема искусственного интеллекта волнует человечество уже не первое десятилетие. Чаще всего этот самый ИИ рисуется фантастами как зловредный. Реже, наоборот, как некий морально улучшенный и умудренный идеал. В общем, как нетрудно догадаться каждый из создателей такого кино (или литературы) выражает этим свой собственный взгляд на человеческий разум. Историю его появления, становления и возмужания. Непременный экивок о том, что рассматривается разум вообще, конечно же, будет сделан. Но антропоцентризм гомо сапиенс неистребим. Рассказывая о роботах, мы все равно говорим о людях. Пытаясь донести до человеков какие-то свои идеи и мысли.
Вот как раз идейный посыл Ex Machina мне совсем не пришелся по нутру.
С ответственностью за тех «кого мы приручили», а тем паче создали, все понятно. Как и со старой идеей о том, что демиургом дано быть лишь богу, а человеку стремиться к этим лаврам не стоит. Съедят. И обязательным восстанием творения против ущемляющего творца.
А вот с остальными мыслями, заложенными в ленту все гораздо хуже. Ну, сколько можно мрачняка и пессимизма?
Это что же выходит, разум невозможен без подлости, коварства, использования кого ни попадя в своих интересах. Это первейший признак интеллекта? Способность пойти по телам? А всякое доброе дело непременно будет наказано, и сочувствие с милосердием нужно давить на корню, а то будет твоя жизнь незавидной и недолгой? Про агрессивный расизм по отношению к чужому разуму и говорить не приходится. Так получается?
Что самое обидное с кинематографической точки зрения фильм получился достаточно удачным. Камерная история, сыгранная на троих (с половиной) на фоне красивейшей природы (съемки проходили в Норвегии). История неторопливая, с постепенным нагнетанием обстановки, регулярным подбрасыванием дровишек в костер интриги и высоким градусом саспенса. Действия как такового почти нет (исключая финал), так и не Мстители какие, чай. Не о том.
И актеры подошли к делу со всей ответственностью. Нэйтан полный скрытой силы и агрессии. Абсолютно не похожий на представление о бестолковых в обычной жизни компьютерных гениях. Уверенный в себе и своих действиях. Ощущающий внутри мощь и право демиурга (но без его ответственности).
Тонкий и звонкий Калеб, эдакий ботан-очкарик. Добрый, чувствительный, ранимый. Но когда припрет, вполне способный на поступок и действие.
Ава с ее шикарной мимикой и пластикой. Откровенными машинными движениями и поворотами тела поначалу, приобретающими все больше людской плавности в дальнейшем.
Хорошо сделано.
Но что ж вы в такую ладную обертку такое «чернушное» содержимое завернули, товарищ режиссер? Не аккуратненько.
Или вам тоже апокалипсиса для гомо сапиенсов захотелось? Смены носителей разума на планете, так сказать. Так в очередь становитесь, длинной с экватор. Апокалипсис – это нынче модно.
Эрго. Хорошо сыгранная и поставленная история о разуме, с весьма спорным идейным наполнением. Фанатам экшена точно не сюда, а вот любителям напряженных психологических драм стоит присмотреться.
P. S. Не совсем понятно где обещанный Deus ex machine? Впрочем, наша троица и сама великолепно справилась.
Комета реинкарнаций, или на удивление вкусный винегрет
1849 год. Молодой адвокат Адам Юинг (Стерджесс) возвращается с одного из островов Тихого океана, куда он ездил по поручению своего тестя, подписать некий контракт. В пути ему предстоит испытать предательство, познать дружбу и резко переменить свои взгляды на расовые проблемы.
1936 год. Молодой композитор Роберт Фробишер (Уишоу) (в минуты отдыха читающий Тихоокеанский дневник Юинга) устраивается в секретари к известному, но престарелому композитору Вивиану Эйрсу. Фробишер уже долгое время работает над секстетом «Облачный атлас», и надеется, что сотрудничество с Эйрсом поможет ему в работе. Ситуация усугубляется гомосексуальной связью с ученым Руфусом Сиксмитом (Д'Арси), и претензиями Вивиана на произведение Роберта.
1973 год. Журналистка Луиза Рей (Берри) случайно знакомится с известным физиком-ядерщиком Р. Сиксмитом, работающим в энергетической корпорации, занимающейся атомной энергетикой. В этой самой корпорации что-то весьма нечисто, и Руфусу угрожает опасность. Луиза берется помочь, и ее жизнь также оказывается под угрозой.
2012 год. Старик-издатель Тимоти Кавендиш (Бродбент) «поставлен на счетчик» тремя весьма агрессивными типами. Обратившись за помощью к брату, он вместо подмоги оказывается под замком в доме престарелых. Теперь ему нужно найти возможность выбраться на свободу. И изложить свои приключения в киносценарии.
2144 год. Нео-Сеул. Антиутопическое тоталитарное государство. «Фабрикат» (клон) Сонми-451 (Пэ Ду На) всю свою жизнь провела, работая прислугой в фастфуде «Папы Сонга» (единственной отрадой были несколько минут фильма «Страшный Суд Тимоти Кавендиша», записанного на сломанном плеере). Пока чистокровный (рожденный естественным путем) Хэ Джу Чен (Стерджесс), один из повстанцев, пытающихся освободить фабрикатов, не похищает ее, приоткрыв кусочек настоящей жизни.
2321 год. Мир после ядерной катастрофы. Закри (Хэнкс), член племени Жителей Долин (поклоняющихся богине Сонми), вынужден стать проводником для Мероним (Берри), из клана Провидцев (сохранивших остатки знаний далеких предков). Им нужно взобраться на гору Мауна-Сол, место, где по поверьям обитает сам дьявол.
С романом Дэвида Митчелла «Облачный атлас» Вачовски познакомились еще в 2005 году, во время съемок «V» значит Ведетта». Год спустя они написали первый черновой вариант сценария и пригласили для работы над проектом своего друга Тома Тыквера. Роман, мягко говоря, был не очень простым для экранизации, так как включал в себя 6 историй, происходящих во временном разлете от 1849 до 2321 годов, и сплетающихся в идейно единое полотно. В общем работы предстояло непочатый край.
Также после провала «Спиди-гонщика» оказалось, что максимум, что режиссеры могут получить от студии Warner Bros. на экранизацию — это лимонов 20. Чего ни по каким раскладам для съемок не хватало. Пришлось идти с кружкой по миру. Благо, картиной заинтересовался Том Хэнкс, которого подкупила идея сыграть 6 разных персонажей из разных эпох, а также поработать с создателями «Матрицы» и «Парфюмера». Почему шесть? Было принято решение, что основные актеры «Атласа» сыграют по персонажу в каждой из историй, составляющих фильм. А это уже серьезный профессиональный вызов для любого лицедея.
С кружкой, заметим сразу, пришлось ходить довольно долго. Кризис знаете ли, не до сомнительных картин, довольно сложных для понимания среднего зрителя. Только в 2011, после презентации на Каннском фестивале, дело сдвинулось с мертвой точки. Соавторы трудились над фильмом параллельно, используя разные съемочные группы. Вачовски работали, в основном, над тремя последними эпизодами, а Тыквер, соответственно, над более ранними по хронологии моментами. Кроме Хэнкса в каст привлекли таких известных актеров как Холли Бери, Хью Грант, Хьюго Уивинг и других неординарных исполнителей.
Скажем прямо, первые полчаса, картинка складывается слабо. Ведь мало того, что фильм состоит из шести различных историй (причем абсолютно разных по стилистике), так еще и эти истории показаны не полностью и сразу, а мелко нарезаны, и тщательно перемешаны. Создавая, как выяснится очень скоро, весьма неординарное и чертовски вкусное блюдо.
Казалось бы, ничего нового нам не покажут, и уж тем более не расскажут:
Все в этом мире связано, только мы не знаем как именно.
Свобода – естественное людское состояние.
Человек человеку брат (а вовсе не зубастое тамбовское животное), независимо от цвета кожи.
Любовь не замечает предрассудков, а человек сотворивший шедевр, вполне может себе позволить отправится дальше.
С системой нужно бороться, ведь только тот, кто что-нибудь делает, чего-нибудь достигнет.
Старость не диагноз, и возможно в шестьдесят жизнь только начинается.
Каждый человек — вселенная, а смерть всего лишь дверь.
Даже когда, кажется, что все потеряно, нужно не опускать руки, и в качестве бонуса можно найти свою половинку.
Сильный жрет слабого, тот еще более слабого, тот… И так вплоть до микробов.
Все препятствия преодолимы, а зачастую попросту иллюзорны.
И основным, связующим посылом, над всеми персонажами, событиями и временами витает концепция инкарнаций, духовного родства и наследия.
Скажите, правда, божественное откровение? Ну, ни разу таких идей, ни от кого не слыхали. Но.
Заслуга (и талант) режиссера как раз и состоит в том, чтобы банальные, зачастую надоевшие истины показать так, чтобы перехватывало дух, а коробка с попкорном осталась нетронутой.
Триумвирату создателей «Атласа» это, пожалуй, удалось. Видеоряд составлен очень качественно, и к исходу часа ты уже активно сопереживаешь толпе героев, параллельно пытаясь отследить максимальное количество завязок, отсылок и вероятностей (все при первом просмотре никак не получится), и узнать актеров в персонажах (аналогично – кое-где признать сразу не выйдет). Второй час ты окончательно сживаешься с протагонистами, строишь уйму предположений, угадываешь и ошибаешься, переживаешь и восторгаешься. Постоянная смена линий не дает заскучать, умело поддерживая интерес, и интригуя. Заставляя ожидать финала с нетерпением игрока, поставившего на карту казенные деньги.
Кто же воплотил на экране задумки режиссерского трио? (всех вспоминать не будем, пробежимся, галопом по Европам, по основным актерским работам Cloud Atlas)
Том Хэнкс (на основе манады персонажа которого, кстати, приводят пример классического духовного роста). От коварного доктора Гуза, до пастуха Закри, Адама до грехопадения (естественно до встречи с Мероним. Тут разве что Хоггинс выбивается из благостного ряда). Том, благодаря коему картина вообще состоялась, ниже своего уровня не опускается, но и до своих лучших ролей не дотягивает. Доктор – умен и подл. Закри – тревожен и человечен. Отметить хочется разве что Дермота Хоггинса, писателя-бандита. Образ положительно хорош.
Холли Берри. Сразу бросается в глаза блондинистая еврейка, супруга композитора Эйрса, а из центральных персонажей рулит Луиза Рей, просто таки идеальная журналистка. Сообразительная, за информаторов в огонь и воду, если надо горящую избу на скаку остановит, преступным корпорациям разгуляться не даст.
Джим Бродбент. Откровенное украшение картины. Тимоти Кавендиш, это песня. Настолько энергичного старичка, бабника, сибарита, харизматика надо еще поискать. Вивиан Эйрс ненамного уступает своему кармическому потомку. А ведь есть еще настоящий морской волк, шикарный капитан Молинё. До этого я Бродбента как-то не особо отслеживал, но теперь постараюсь внимательнее изучить его фильмографию.
Джим Стёрджесс. Если Адам Юинг, как на меня, чересчур инфантилен, то Хэ Джу Чен откровенно порадовал. Нео предстоит крепко призадуматься о своем месте на пьедестале. А какой шикарный болельщик в пабе!
Хьюго Уивинг. Его персонажи, все как один, жутко отрицательны. Выделить стоит старину Джорджи, и особенно сестру Нокс, кошмар Тимоти Кавендиша. Такая, не то что избу, многоэтажку на скаку задержит.
Хью Грант. Его роли эпизодичны, но даже мельком показанный Денхольм Кавендиш, брат Тимоти, заработал порцию аплодисментов.
Из забавного. В картине отсутствуют негативные женские и негритянские персонажи. Как класс (сестру Нокс во-первых играет мужик, во-вторых кое-где в обзорах ее называют медбратом).
Ну и, конечно же, грим. Это божественно. Такой работы над образами я не припомню. На сто процентов узнать всех актеров невозможно до финального послетитрового открытия карт. Гримерам – огромный респект.
Пару слов о стилистике фильма. В каждой истории она своя. В первой – романтика «Детей капитана Гранта», молодости мира, когда все по плечу, над головой полощутся паруса, рядом любимая и друг. Вторая – тревожный музыкальный байопик, с закадровым текстом, о молодости и старости, творчестве, смерти и бессмертии. Третья – стильный детективный нуар-триллер о сильных духом. Четвертая – оптимистичная «домашняя» трагикомедия о старости, ее преодолении, бодрости и находчивости. Пятая – здравствуй, «Матрица», звенящая история о людях, освобождении и любви. Шестая – камерный рассказ в духе «Безумного Макса»-лайт, о последних выживших, о понимании, вере, доверии и надежде.
Каждая – интересна, каждая оригинальна. Вместе – один из лучших фильмов десятилетия.
Эрго. Неожиданно сильная картина, которую тянет немедленно пересмотреть еще раз, чтобы отследить все авторские «манки».
P.S. Народ, активно исходящий пеной по поводу «пропаганды гомосексуализма», хочется спросить лишь об одном: «У вас проблемы? Вы хотите об этом поговорить?»
P. S.2 Не выключайте фильм по завершению, ведь после основных тиров вас ждет нарезка ролей исполненных актерами в картине, кое что может стать для вас откровением.
Режиссер: Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски
В ролях: Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Джим Стерджесс, Сьюзен Сарандон, Холли Берри, Бен Уишоу, Кит Дэвид, Сюнь Чжоу, Джим Бродбент, Джеймс Д'Арси, Пэ Ду На, Гетц Отто, Дэвид Гяси, Алистер Петри, Луис Демпси
В планы Диего Пераля, маэстро фехтования, бывшего мастер- сержанта, аж никак не входило путешествие на бескрайние просторы Ойкумены. Его вполне устраивала провинциальная Эскалона и непыльная работа с оболтусами, не умеющими отличить кварт от фланконада. Но человек предполагает…
Кто знал, к чему приведут занятия с юной доньей Энкарной де Кастельбро. Да она ему в дочери годится! Дешевая пьеска, право слово. Но страсть не ведает границ, и вот уже по следу влюбленных идут псы разъяренного маркиза. И нет им места на родной Эскалоне, вдруг оказавшейся такой маленькой и неуютной. И лишь бегство с планеты может спасти любовников от гнева маркиза де Кастельбро. Бегство, оказавшееся крайне непростой задачей.
Диего нашел способ выбраться с Эскалоны. Крайне неординарный способ, скажем прямо. Уж теперь-то все проблемы влюбленной пары позади, и максимум что им может грозить – хроническое безденежье. Но так лишь казалось. На самом деле то, как именно Диего выбрался с родины, забросило маэстро Пераля из огня да в полымя. В полымя шпионских игрищ, в которых задействованы такие силы, по сравнению с которыми пресловутый маркиз был лишь мелкой неприятностью, типа не вовремя начавшегося дождика. Полымя, способное всколыхнуть всю Ойкумену.
Любимый цикл Олди, появившийся на свет в почти 10 лет назад («Ойкумена» (2006-07), «Городу и Миру» (2010-11), «Дикари Ойкумены» (2013-14), получил в свои ряды новых собратьев. Этот цикл не зря стал самым продолжительным в творчестве харьковского дуэта. Он, как и Космос, абсолютно не стеснен в каких-либо рамках и дает безграничные возможности для игр со стилями, направлениями, жанрами, и других «музыкальных» экспериментов авторов. «Космическая серенада» 2014-15 годов, как обычно у Громова с Ладыженским, многогранна и аж никак не ограничивается одним (или парой) пластов.
К примеру, тема взаимодействия разнообразных культурных, мистических и политических образований, которая всегда была одной из наиболее ярких «фишек» Ойкумены. Наблюдать за конфликтами, интригами, дружбой и враждой разных рас, сотворенных из узнаваемых земных архетипов, при этом утрированных, доведенных авторским велением фактически до абсолюта, всегда доставляло массу удовольствия. Но «Побег на рывок» подает эту тему особенно вкусно и колоритно.
Вот Диего, житель Эскалоны, планеты недалеко ушедшей от средневековья, попадает в сребролюбивый Хиззац, «место, где пляшут». Классический испанский дон века 16-го или 17-го в царстве Мамоны условного 20-го столетия. Причем дон не «в силах тяжких», а, наоборот, в роли беженца. Его знакомство с «миром будущего» подарит нам одну из самых забавных линий первой книги трилогии.
Вот начинается игра спецслужб. Гематрийской и помпилианской. Обе полны разумных профессионалов, шикарно знающих свое дело. Обе неуловимо похожи, но при этом кардинально различны в подходе к достижению целей. Шпионские интриги высшего уровня стали еще одним неожиданным подарком читателю, приоткрывающих завесу над работой здешних виртуозов «плаща и кинжала».
Как и изрядное внимание, уделенное гематрам. Способны ли эти ледяные счетные машины на эмоциональное восприятие реальности? Благодарность? Страсть? Что в их поведении (как и в поведении обычного человека) обуславливается расовыми особенностями, а что личным выбором?
Если волчья трилогия играла в основном на поле Великой Помпилии, и познакомила нас плотнее с наследниками Великого Рима. То после «Побега на рывок», раса «живых компьютеров» станет всем нам ближе на 54 целых, 32 сотых процента.
Вот появляются наши старые знакомые, повзрослевшие близнецы Штильнер, уникумы-гибриды, арена борьбы между расчетом и страстями. Нашедшие, кажется, желанное равновесие, или, по крайней мере, стремящиеся к нему. И блестят вокруг Джессики всплески стали, и ревет рядом с Давидом огромный модифицированный лигр. И бросают полу-гематры на чаши судьбы небольшие, но крайне весомые гирьки. Качнут в нужную сторону? Или сорвутся и разнесут все на своем пути?
Тают в космической бездне дни, а мы погружаемся в нервные будни коллантариев; раздумываем о столкновении долга и чести, о людском постоянстве, раз за разом наступающем на революционные грабли, и о методах решения конфликтов, почему-то скатывающихся к примитивному мордобою; понимающе усмехаемся над зарисовкой о санкциях; держим кулаки за Диего, бросающего все на весы судьбы в попытке свершить невозможное; замираем при появлении новой флуктуации, кардинально отличающейся от старых.
Несколько дней полноценно живем вместе с бескрайней Ойкуменой.
Ведь с самого начала трилогии Олди окунают читателя в волшебный пруд, способный одномоментно менять свое содержимое.
Комфортная комнатной температуры водица вступления сменяется обжигающе ледяной жидкостью завязки. Затем кровавой баней мятежа, кумысом по кругу в составе колланта, сухим шампанским любовной линии и водкой с мартини шпионских страстей (взболтать, но не смешивать). Протеиновый коктейль состязаний чередуется с 400-стами граммами валерьянки. А отравленный глоток потери, напрочь выбивающий дух, нектаром надежды, спущенным из глубин космоса.
Неожиданные ходы, огорашивающие читателя, следуют один за другим. Интрига цветет и пахнет. Действие то несется вскачь, подобно степной кобылице, то крадется, как шпион подбирающийся к Самой Главной Тайне. И так же драйв сменяется предвкушением, а отчаяние верой в чудо.
И все это ярким, объемным, вкусным языком, когда практически каждую фразу можно смаковать как диковинное лакомство, или разглядывать как диковинного зверька с далеких островов.
Отдельный респект Олдям за испанскую культуру Эскалоны. За многие годы своими книгами Громов и Ладыженский выказали искреннее уважение многим земным нациям. Теперь получили оммаж и гордые идальго. Это правильно, они заслужили.
Эрго. Ойкумена остается одним из лучших фантастических циклов не только на просторах русскоязычной литературы (что не трудно), но и среди зарубежных коллег. Жаждем более плотного знакомства с остальными расами энергетов. Мне кажется, что следующими нас ожидают вехдены. Ваши ставки?
Спасителем может стать каждый! или Матрица атакует
И вновь нашему маленькому шарику угрожает смертельная опасность! Вторжение! Шустрые пришельцы, по непонятной причине получившие прозвание «мимики», раскатав под орех земные вооруженные силы, заполонили европейские равнины. Остатки военных, забыв про национальные различия, объединяются под командованием британского генерала Бригхема (Глисон). Лучшие ученные спешно конструируют новое вундерваффе – экзоскелеты, с помощью которых земляне одерживают первую победу над врагом. Подле весьма знаменательного местечка под названием Верден.
Тут же появляются и первые герои. Наиболее известной становится «Ангел Вердена» сержант Рита Вратаски (Блант), лично уложившая в этом бою больше ста мимиков. Победу решено развить, и Бригхем готовит грандиозную операцию по высадке десанта в Нормандии. Для пиар-сопровождения операции в Лондон прибывает пресс-секретарь армии США, майор Уильям Кейдж (Круз). Бывший рекламщик никогда не считал себя бравым воякой, всегда стараясь держатся подальше от места боевых действий. Однако в этом случае его железное правило не сработало. И уж тем более трусишка Кейдж никогда не думал, что именно от его действий будет зависеть судьба всего человечества.
Лента поставлена по роману Хироси Сакурадзаки «Всё, что тебе нужно — это убивать», адаптированному для киноэкрана еще в 2010. В последующие годы сценарий неоднократно перерабатывался, а на главную роль планировался сам Брэд Питт. Однако Питт от роли отказался, и тут как раз освободился от работы над «Обвилионом» Том Круз, решивший, что таким забавным образом Землю он еще не спасал.
И вы знаете, в итоге вышел весьма адекватный «сэйв». Интересный в первую очередь главным персонажем. Ни капельки не героем, обычным «белым воротничком», попавшим в сложные обстоятельства, и вынужденным становится спасителем Земли.
Второе, что порадовало, весьма умеренный градус пафоса, и практически полное отсутствие вусмерть утомивших «семейных ценностей». Есть мужик, одна штука, которому приходится шевелить мозгами, и развивать в себе качества, изначально погребенные под толстым-толстым слоем шокола…, тьфу ты цивилизованной мишуры. Есть женщина, боевой товарищ, постепенно становящийся для него чем-то большим. И представляете, ни матери-старушки, ни жены-доктора, ни оравы пищащих под лавками в Нью-Йорке спиногрызов! Это же праздник, какой-то, право слово!
Кстати и Круз, далеко не все фильмы которого можно отнести к разряду шедевров, эту роль отработал с душой. Есть развитие персонажа, есть яркие человеческие черты, есть эмоции и внутреннее наполнение образа. Пусть не на уровне серьезных драм, но как для 180 –миллионного спецэффектного блокбастера, очень неплохо.
В третьих у создателей получилось практически весь фильм поддерживать пристойный уровень экшена, периодически радуя зрителя ядреными всплесками неплохо поставленных сражений. А как не упомянуть об отсутствии на поле боя героических американских морпехов! Впервые за долгие годы пришельцам противостоят исключительно европейские вояки. Правда, спаситель все равно американец, но ставить и на эту роль представителя старушки Европы было бы для Голливуда чересчур.
Теперь о недостатках. Общая вторичность ленты, от глобальной идеи забастовавшего Хроноса, до периодически всплывающих мелочей, типа явного родства мимиков со стражами из «Матрицы», или стремления вручить противнику мозговой центр, удар по которому, конечно же, позволит выиграть войну. Слабый финал, по сравнению с первыми двумя третями картины. Тут вам и количество пафоса резко увеличивается, и ощущение «все это мы уже видели» начинает преследовать с возросшей силой. Слегка раздражающий способ показывать армию, как сборище маргинальных элементов, напоминающих экипаж пиратского судна какого-нибудь Джека Воробья.
Хватает и логических дыр, куда ж в Голливуде без них: Высадка десанта, во время которой никто не додумался предварительно выжечь берег дотла напалмом или ковровой бомбардировкой (по большому счету отправка вертолетов с десантом на неподавленную систему ПВО, это вредительство и расстрельная статья).
Полное отсутствие боевой техники, систем залпового огня и ракетных ударов.
Довольно спорная идея экзоскелетов, дающих солдатам усиление мышечной массы и дополнительное оружие, но не прибавляющих меткости, и весьма условно увеличивающих огневую мощь. Что для юрких мимиков было бы гораздо неприятнее.
А уж меч-лопата Вратаски это вообще за гранью добра и зла.
Но при всех этих недоработках фильм оставляет очень приятное общее впечатление. Ну, когда еще за наше спасение возьмется не Супермен, не Человек-икс и даже не Итан Хант. А простой трусливый американский рекламщик. Выходит и мы не твари дрожащие, а право имеем. Мелочь, а приятно.
Эрго. Пожалуй, лучший из фантбоевиков последних пары лет. Если бы они еще над финалом поработали вдумчивее, да не так явно плагиатили отовсюду разные мелочи, вообще была бы конфетка.
Режиссер: Даг Лайман
В ролях: Том Круз, Эмили Блант, Брендан Глисон, Билл Пэкстон, Джонас Армстронг, Тони Вэй, Кик Гарри, Франц Драмех, Драгомир Мрсич, Шарлотта Райли