Антон Чехов «Цветы запоздалые»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Дом князей Приклонских на грани разорения, сын — отставной гусар, князь Егорушка, не может поверить, что они бедны, и постоянно устраивает кутежи, мать и сестра души в нем не чают, а еще спицей в глазу дважды на день под окном проезжает успешный доктор Топорков, сын Сеньки, камердинера покойного князя...
Впервые — в журнале «Мирской толк», 1882: № 37, 10 октября, стр. 197—199; № 38, 17 октября, стр. 212—214; № 39, 23 октября, стр. 225—228; № 41, 11 ноября, стр. 243—245. Подпись: А. Чехонте.
Рассказ посвящен Николаю Ивановичу Коробову, товарищу Чехова по университету, впоследствии врачу. Коробов, будучи студентом, одно время жил в семье Чеховых в Москве в качестве нахлебника.
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Повести о любви», 1975 г.
— антологию «Счастливая ошибка. Повести и рассказы о любви», 1988 г.
— антологию «Времена года», 1999 г.
— антологию «О любви», 2011 г.
Экранизации:
— «Цветы запоздалые» 1917, Россия, реж. Борис Сушкевич
— «Цветы запоздалые» 1970, СССР, реж. Абрам Роом
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 4 июля 2021 г.
Эта повесть — бесспорный шедевр. На мой взгляд, одно из самых сильных произведений не только у Чехова, но вообще в мировой литературе. В моём личном рейтинге прочитанного «Цветы запоздалые» безусловно входят в десятку лучших.
На первый взгляд может показаться, что повесть про любовь — тематика, от коей иной лаборант воротит нос, однако я думаю, если произведение написано действительно сильно, то почему бы и не про любовь? Кроме того, любви здесь сопутствует мощнейший социальный, психологический, философский контекст. Антон Палыч, товарищи дорогие, на то и всемирно признанный классик, чтобы в простой с виду истории неразделённой любви мастерски заложить и гармонично реализовать столь глубокий и вечный смысл, который пробирает и потрясает.
Романтически настроенная (а как же по-другому в двадцать-то лет?) девушка из катастрофически беднеющих дворян влюбляется в немолодого уже и статного доктора, отец которого, кстати, когда-то был крепостным в этой семье. Доктор, сухой, но талантливый, поначалу не проявляет интереса, но потом вдруг засылает свататься. Интересы у него, впрочем, как выясняется, далеко не романтические, а сугубо прагматические.
Чем же закончится эта история? Узнает тот, кто прочитает повесть. Предупрежу лишь, что хэппи-энда не будет.
Сюжет, казалось бы, избитый, чего тут нового можно придумать? И Антон Палыч великолепно играет на праведных классовых чувствах к голубым кровям с тем чтобы, как на первый взгляд может показаться, вызвать неприязнь к семейству, которое заслуженно скатывается к самому низу социальной пирамиды. Однако сам же автор умелыми, беглыми мазками перекрашивает картину в исполненную личной драмы историю несчастных людей, попавших в ловушку социальных условностей.
Иногда, для того чтобы быть счастливым, нужно всего лишь найти в себе силы перешагнуть через сословные барьеры и отказаться от навязанной обществом карьерной прагматики. Главные герои этой повести тоже в конце концов поймут, как им хочется жить — вот прямо здесь и прямо сейчас, несмотря ни на что. Но цветы их счастья будут цветами осенними, цветами запоздалыми.
strannik102, 2 марта 2022 г.
Диагност доктор Чехов
Три рассказа от писателя Чехова. Антона Павловича. Три истории жизни. Касающиеся нескольких людей.
Три подсмотренные ситуации. Вполне реалистичные и не притянутые.
Три социальных диагноза. Раз уж Чехов доктор, то конечно же он великолепный диагност. Т.е. умеет видеть и понимать увиденное — наблюдать и оценивать. И диагностировать.
Хоть историю несчастной любви и всего что возле этого феномена было («Цветы запоздалые»).
Хоть историю барско-бабьей прихоти и сексуальной одержимости («Барыня») — а в итоге несколько загубленных жизней.
Хоть лёгкое отношение к судьбам рядом живущих людей и готовность обменять их судьбы на звонкий металл («Живой товар»).
И в каждом рассказе центральная тема всего лишь только центральная. А на самом деле столько боковушек. Важных и значимых. Большой мастер ведь всегда умеет набросать на периферию то, за что непременно зацепится взгляд. И ум. И эмоция.
В общем — Доктор Чехов! Лечу-лечу-лечу! Помогаю-помогаю-помогаю! Читайте.
И проверяйте — а не больны ли вы той самой заразой, о которой написал литератор и врач Чехов. Антон Павлович...
genametr, 4 июля 2021 г.
Прав был Лукин — вся художественная литература это фантастика. Ведь она повествует о выдуманных людях и событиях или наделяет реальных людей фантастическими чертами и приписывает им поступки, которых не было в действительности. Это я к тому что вот и Чехов в фантасты подался )) а еще «реализм» Впрочем куда еще отнести историю о придуманной девушке, которая настрадала себе любовь и кавалеров, а единственное «реальное» лицо в этой истории (Топорков-Коробов) о княгинях и купчихах могло только мечтать по причине юного возраста (22 года). Как впрочем и о спасении несчастных дев, впавших в меланхолию, через лечение в Париже и о трехсотрублевых часах и диванах.