Эпичное испытание для человечества, или Злобные «Супергерои»
Как они появились? Никто не знает. Грешили на секретный правительственный эксперимент. Божественное наказание. Инопланетян. Комету в небе. Обзывали их следующей ступенью эволюции. Или испытанием для людей. Если это было испытание – человечество его провалило. Как загулявший двоечник важный экзамен. Наглухо. С грохотом. Без шансов.
И цивилизация умерла. Воцарились Эпики.
Эпики – некогда просто люди, а ныне почти боги со своими сверхспособностями. Эпики -- вместо супергероев оказавшиеся суперзлодеями, правили разваливающимся на куски миром. Остались в прошлом государства, социальные блага, законность. Правил лишь один закон – закон суперсилы.
Люди смирились, да и что они могли противопоставить возможностям Эпиков?
Сохранилась лишь одна организация, борющаяся с врагом. Реконеры. Они выслеживали особо запятнавших себя Эпиков, находили их слабые места – и убивали.
Для Дэвида Чарльстона найти неуловимых Реконеров, и присоединится к ним стало идеей фикс. Ведь только они смогут помочь парню достичь его цели.
Уничтожить одного из сильнейших Эпиков на планете. Того, кто истребил многие тысячи людей. Того, кто убил отца Чарльстона. Того, кто считается неуязвимым. И лишь Дэвид знает, что это не так.
Ведь он видел кровь Стального Сердца.
Супергерои всегда считались на Западе существами положительными (что видно хотя бы из названия). Конечно, суперзлодеи тоже непременно фигурировали в истории. Но всегда находился хороший тип со сверхспособностями (зачастую не один), который давал укорот плохишу.
А что если плохишами станут все, получившие сверхсилы? Как тогда выпутываться тем, кто остался обычными людьми? Именно этому вопросу посвящен новый цикл «Мстители» Брендона Сандерсона, автора, взорвавшего фэндом шикарным фентезийным романом «Обреченное королевство».
Цикла, если судить по первой книге, гораздо более слабого, чем великолепные «Архивы Штормсвета» (созданием штормового Рошара Сандерсон настолько высоко поднял планку, что удержать ее будет нелегко), но не лишенного определенных достоинств.
Сперва о грустном. Ну, Эпики, ну, сверхспособности, ну, разные сверхспособности, встречаются даже весьма необычные. Ну, очередной конец света, ну, злобный тоталитаризм, ну, героические революционеры (точнее террористы). Шо, опять???
Никто не спорит, концепция поголовно злых «супергероев», это хорошо. Но для действительно качественной фантастики маловато. Плюс Брендон сделал главным героем восемнадцатилетнего недоросля, который еще и ведет себя максимум лет на 15-16. Я не имею ничего против подростковой литературы, но Дэвид чересчур много времени уделяет своим возрастным проблемам, типа той, как же понравится девушке. В общем, юную аудиторию такая подача, наверное, порадует, но как на меня, пубертатных терзаний можно и поменьше.
Да и язык особо выдающимся не назовешь. Возможны, конечно, нюансы перевода, но к тому же «Королевству» никаких вопросов не возникало. То ли дело в хорошей работе переводчика над Рошаром, то ли за сверхувлекательным сюжетом просто было не до этого.
К счастью, есть в Steelheart и достоинства. Происходящее описывается живо, бодро, по-хорошему кинематографично. Особенно в начале, будто смотришь качественный «закос» под летний марвеловский блокбастер, только с ограниченным бюджетом. Достаточно подробно проработаны злобные Эпики. Изрядное внимание посвящено их способностям (зачастую довольно оригинальным), и поиску борьбы с ними. Не забывает Сандерсон уделить время и моральным вопросам. Порассуждать о власти и ее последствиях. Праве сильного, ответственности, человечности, моральности, меньшем зле, последствиях изменений устоявшегося порядка вещей. Это и само по себе приятно, а уж тем более важно, если Брендон решил ориентироваться на подрастающую аудиторию. Да и парочка «нежданчиков» в конце, один из которых реально хорош, добавляют книге с полсотни вистов.
Но даже со всеми перечисленными достоинствами, шансов остаться в истории фантастики у «Стального Сердца» немного. В отличие от «Архивов Штормсвета».
Эрго. Нестандартный взгляд на проблему сверхспособностей, ориентированный в первую очередь на подростковую аудиторию. К сожалению, за исключением основной фишки, мало чем способный зацепить искушенного читателя.
Неожиданный рейд или Сидите-сидите! Суд уже пришел
В выжженной радиацией Америке остался лишь одно место, заселенное людьми. Город, который тянется от Бостона до Вашингтона. Город, в котором живут 800 миллионов человек. Точнее как живут. Существуют.
Улицы наводнены бандитами. В минуту совершается 12 тяжких преступлений и 17 тысяч в день. Полиция ушла в прошлое. Есть лишь одна контора, пытающаяся хоть как-то приостановить разгул преступности. Дворец Правосудия. И Судьи. Присяжные и исполнители приговора в одном лице.
Судья Дредд (Урбан) вместе со стажером Андерсон (Тирлби) принимаются за расследование тройного убийства в блоке Peach Trees. В блоке, полностью находящемся под контролем клана, во главе которого стоит безжалостная Мадлен Мадригал по прозвищу «Ма-Ма» (Хиди). Мадлен, которой абсолютно не нужно, чтобы двое Судей копались в ее делах. А значит денек у Дредда будет еще тот!
За последние пару лет появилось немало «новоделов», использующих полюбившихся нам в молодости героев.
В принципе, если не воспринимать эти фильмы не как покушение на святое, при их просмотре можно получить определенное удовольствие. Тем более, что за исключением имен главных героев, и пары-тройки сюжетных ходов, нас каждый раз ждет абсолютно новая история.
Dredd как раз из этой оперы. От картины 1995 кроме имени персонажа практически ничего не осталось, благо серия «судейских» комиксов весьма обширна, и накопать можно чего угодно. Казалось бы, бери да твори.
Вот только дежа-вю начинает преследовать примерно с 30-й минуты. «Рейд» 2011-го года с Ико Ювайсом один в один. Правда, там героям автоматы только мешали, а здесь без «пушек» никуда. И патетики индонезийцы залили на порядок меньше.
В общем, лучше бы Судья вовсе рта не раскрывал. Пару б-м приличных шуток, все остальное время возвышенный словесный понос. Кстати, а что у Урбана с лицом? Почему у него на весь хронометраж в уголках губ застыла брезгливая гримаса? (остального лица все равно мы не увидим). Как будто британская королева попала в притон курильщиков опия? И что же он такое скрывает под «гневом, контролем, подавленное волей»? Поделились бы, зрителю же интересно.
Как вы поняли, Карл в этой роли меня не впечатлил. Функция она и есть функция. Робокопа переробокопит на раз-два. Ожидалось чего-то более человечного. Ну не фанат я «безликих образов закона», неинтересно.
Кто-нибудь осознал, в чем смысл доспехов Судьи? Пулю они не держат, вес прибавляют. Это чтоб жизнь медом не казалась?
Более менее из актерских, интересна работа Лины Хиди. Ее атаманша вышла довольно нестандартной. Ледяной, выжженной изнутри, при этом спокойной внешне. Хорошая все-таки лицедейка. Спасибо «Игре престолов», иначе вряд ли я бы ее отследил.
Зато движуха вышла вполне приличной. По большей части однообразно, зато напряженно. Плюс пара интересных находок, вроде использования пулеметов, неожиданного визита «четырех мушкетеров» в конце, или оригинального воздействия нового наркотика.
И кровушки плеснули, не пожалели, опять же вспомним индонезийское мочилово.
В общем, при наличии плохого настроения, или если желается каменных лиц, потоков свинца и много живописно размазанных трупов, Dredd вас не разочарует.
Эрго. Патетичный и жесткий комикс, лишний раз подтверждающий тезис, о том что «Иногда лучше жевать, чем говорить». А вот когда они замолкают, вроде и ничего, при отключенном мозге с пивом вполне покатит.
Имперский гость из будущего, или Гвардия – мерило всех вещей /
Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря
Гвардеец великой космической империи неведомым образом оказывается в приграничной полосе СССР, неподалеку от города Брест. Он приходит в себя вечером. Поздним вечером 21 июня 1941 года.
Гвардия загадочной империи кардинально отличается от всего, что когда-либо видела наша Земля. Это те самые пресловутые боевые машины сами в себе. Не зря во время одного из мятежей император отказался посылать подкрепление, зная, что на бунтующей планете находятся несколько гвардейцев: «На планете уже есть Гвардия. Просто подождем, пока она выполнит свой долг». Оказалось боец был один. Но этого хватило. Через пять лет власть уже находилась в руках лояльного к Империи правительства, на первых ролях в котором уютно расположился тот самый гвардеец.
Этим зверям зачастую даже оружия не выдают. Да и зачем? Мало того, что они способны попадать горошиной мухе в глаз, драться как десять Брюсов Ли, излечивать страшнейшие раны, расщеплять яды в организме, задерживать дыхание на 20 минут, за это время преодолевая 20 км, мгновенно запоминать целые страницы текста. Вдобавок они могут расщеплять сознание, анализируя огромные потоки информации, оценивать обстановку или действия противника, просчитывать траекторию, место и время падения бомб. Ну и вишенкой на торте — антропрогрессия 9-го уровня, позволяющая использовать некие аналоги телепортации.
И вот такой монстр оказывается против несчастной нацистской Германии. Бедные немцы!
Роман Валерьевич Злотников за свои 52 года успел окончить Саратовское высшее военное командное училище войск МВД СССР. Послужить в Советской армии. Поработать во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России. Первая его книга «Шпаги над звездами», увидел свет в 1997 году, и с той поры библиография Злотникова насчитывает уже более полусотни романов.
Роман Валерьевич всегда испытывал слабость к крутым героям. Точнее суперкрутым героям. Еще точнее суперпуперкрутым героям. В общем, его протагонистам обычно подвластно все. Создание с нуля величайших империй. Корректировка любых исторических событий. Любой каприз. За ваши деньги.
Но в отличие от большинства коллег, которые тоже не прочь рассказать о непобедимых воителях, Роман почти никогда не мелочится, ограничиваясь тактическими задачами. Его принцип: полюбить так королеву, украсть так миллион, играть, так по-крупному. Вдобавок среди его героев редко встретишь тупых дуболомов, полагающихся лишь на физическую силу, или владение мечом/бластером. Обычно они умны, харизматичны, обладают шикарными лидерскими качествами, и как рыба в воде чувствуют себя в теории/практике управления, что отдельными особями, что миллионными державами. А то, что параллельно они могут скрутить в бараний рог несколько десятков противников… Так настолько гармонично развитая личность и не может быть слабым тюфяком, не знающим, что делать по обе стороны от мушки. Природа не позволит!
А еще Злотников испытывает нежную, трепетную юношескую любовь к Империям. Именно так, с большой буквы. Считая их венцом человеческой мысли, и единственно правильной формой человеческого общежития.
Так вот «Элита элит» — типичный злотниковский роман. О мужике, который, дай достаточно времени и книжных страниц (тома три, за меньше не возьмется), не просто выиграет Вторую мировую, но и создаст филиал своей Неведомой великой космической империи прям у нас на Земле. После чего со вздохом облегчения положит его к ногам Императора.
Правда с подтекстом, о котором автор честно пишет в послесловии. Мол, узрите, дикие российские олигархи, какой должна быть настоящая элита!! Долг, Честь, Воля Императора и Кысмет. Все остальное по боку. И к стаду своему, народу простому, рачительнее относитесь! Ну, какой нормальный хозяин за отарой не следит? Ее чесать надо, лечить, от хищников защищать. Резать аккуратно, ласково, чтобы мясо не горчило. Что у покойного, что у его будущих коллег.
На месте нынешнего президента, я б такие книги как настольные для недорослей-олигарчат использовал. Воля Императора – закон! Я сказал!
Ну и Долг, само собой. Скоко должны? Да вы не волнуйтесь, у меня все записано. По гроб жизни, как обычно. А честь дело такое. Вариабельное. Согласно воле императора.
Вот только непонятно, а стаду делать-то че? Прочитаешь такую волнительную книжку, не дай боже, еще в элиту потянет. А там и без тебя не протолпиться. Хотя, с другой стороны, желающим героически умереть (или убить) за императора, место всегда найдется.
Если отбросит иронию, ничего криминального Злотников не описывает. Император никогда не ошибается, и всегда знает, как лучше. Дворяне должны держать себя в форме и быть готовыми исполнить любой приказ Вождя. Каждый миллионер и хирург должен быть готов умереть во славу родины.
Нормально? Для вождя любой приличной империи не просто нормально, великолепно! Только почему мне постоянно кажется, что дядя Рома говорит не о людской элите. А о разведении великолепных сторожевых собак. Невзирая на все хорошие и отчасти даже мудрые мантры о внутренней свободе. Причем прошу заметить, свободе в объятьях Империи, структуре, являющей собой апофеоз государственности, образованию изначально направленному на подавление любой свободы (внутренней в первую очередь).
Да, кстати, всегда было интересно, как можно о правильных (в принципе) идеях говорить со столь снобистской интонацией? Наверное, это талант.
Эрго. Снобистский «моралистичный» боевик, рассказывающий, какими должны быть «элитарные» псы каждого уважающего себя Императора. Как боевик – на уровне. Когда начинаешь присматриваться к его «моралите», возникает острое желание пойти на штурм Зимнего.
P. S. Ах да! Что там по поводу самого текста? Как всегда у Злотникова. Задорненько. Легко. Неостановимо. Да и кто ж его остановит? Он же гвардеец! Кроме главного героя даже два более-менее проработанных образа имеется. Причем один – фашист.
P. S2. В этом году, спустя шесть лет Злотников выпустил продолжение, «Кадры решают все». Теперь капитан Красной армии Куницын, сохранивший и пополнивший свой батальон, столкнется с большими силами неприятеля. А также плотным интересом верхушки Союза, вплоть до Отца всех физкультурников. Видать новые олигарчата подросли, пора им про Долг и Волю Императора побольше узнать.
Жизнь Скотта Лэнга (Радд) пару лет назад свернула с наезженной колеи и полетела под откос. Вместо дома, жены и любящей дочурки – тюремная камера. В принципе сам виноват – незачем было влезать в это дело с кражей. Но дальше то как жить? Вину он, как говорится, искупил, от звонка до звонка. Но на воле, как оказалось, его никто не ждал. На работу с судимостью не устроится. Жена живет с другим, причем с копом. Разве что дочка помнит непутевого папаню. Но с ней даже увидеться не разрешают. Мол, устройся сперва на работу, выплати алименты, стань приличным членом общества, а потом поговорим.
Посему когда ему поступает предложение от ученого Хэнка Пима (Дуглас), благодаря которому Скотт сможет стать для своей дочери настоящим героем, Лэнг соглашается. Несмотря на крайнюю неординарность полученной работы. И ее немалую опасность. Скотту всего-то надо освоить костюм, позволяющий мгновенно уменьшаться до размеров насекомого, и проникнуть в тщательно охраняемую лабораторию. Где нужно выкрасть улучшенную версию его костюма. Ведь если он попадет не в те руки, миру грозит страшная опасность.
Кто такой Ant-Man настоящим фанатам комиксов рассказывать не нужно. Основатель Мстителей. Создатель Альтрона. Герой, страдающий психическим расстройством. Появившийся на свет в 1962, под эгидой: «сделать уменьшенного человека супергероем может быть весело». У тех же, кто знаком со вселенной Марвел лишь по кинофильмам, появление на экранах супергероя размером с наперсток вызвало закономерное недоумение. «Они там что, совсем с катушек слетели? — недоумевали зрители – скоро инфузорию-туфельку в костюм обрядят, и мир спасать отправят». Куда только Гринпис смотрит? Как эта крохотулька с врагами клятыми биться будет? Ультразвуком?
На самом деле, все оказалось не так страшно. Крохотулька вышла вполне себе боевой, а эпизоды «макросъемки» так и вовсе выгодно поднимают ленту над слегка однообразным пластом супергеройского кино. Как обычно? Взрывы поярче, драки поизысканнее, роботов побольше, или этих, как их там… чихуа-хуа. Ant-Man на этом фоне выделяется, как сеттер на выставке мастифов. Сразу привлекает внимание, и вызывает опасение, что остальные участники его ненароком затопчут.
Но наш сеттер не таков. Вот он резко минимизируется, оказываясь в ущелье из ванной. Вот блуждает по лабиринту из ворса ковра, или путается в зарослях травы. Вот мчится вместе со стаей муравьев, или воспаряет ввысь на своем верном Энтони. Вот укладывает наземь пару громил или дерется с самим Соколом, постоянно прыгая из размера в размер, будто сложно наведенная галлюцинация.
Уменьшения Человека-муравья сделаны путем комбинирования кадра макросъемки и захвата движения актеров.
Как вы уже поняли, частая смена величины героя является одной из лучших фишек картины. Это оригинально, забавно, и добавляет динамики. Плюс сражения Скотта в «муравьиной» форме с людьми обычного размера смотрятся тоже весьма интересно. Ведь оказывается, уменьшаясь, Лэнг не теряет в силе удара, а наоборот приобретает. В общем, его противникам не позавидуешь. Вторым преимуществом ленты становится демонстрация обычных предметов с необычной точки зрения. Гигантские стены ванной, горные хребты травы, стаи разнообразных муравьев, размером с пони, эпическая битва на игрушечной железной дороге.
А вот актерские работы, к сожалению, не выделяются на среднем фоне комиксоидных блокбастеров. Пол Радд изображает эдакого доброго сердцем лузера, получившего второй шанс. И делает это, будем честными небесталанно, но без огонька. Эванджелина Лилли, сверкнувшая неистовой Тауриэль в «Хоббите», тут тоже особо не напрягается. Разве что седой как лунь Майкл Дуглас пару раз нехотя напоминает о своем актерском таланте.
Ах какой ностальгический Дуглас в начальной сцене! Будто в 70-е вернулись. Да Майкл Пенья оттягивается по полной.
Следующий аспект можно занести как в плюсы таки в минусы картины. Пониженный по сравнению с большинством других марвеловских проектов, уровень пафоса, задач и угроз. Недобитая Гидра, это конечно круто, но после того, что с ней сделали в недавних «Мстителях», как-то уже не очень возбуждающе. Да и с Трутни аж никак не сравнятся ни с инопланетянами, ни с Альтроном, ни с бешеными костюмами Тони. Снят Ant-Man изрядно легковесно и местами чересчур комедийно. Что опять же части публики вполне может понравиться, но как на меня палку Пейтон Рид чуток перегнул.
А вот следующий момент уже относится к откровенным недостаткам. Предсказуемость. Причем махровая и железобетонная. Практически все конфликты, столкновения, и сюжетные повороты читаются уже после 20 минут ленты. Постоянство это конечно неплохо, но не настолько же!
Эрго. Вполне съедобный младший брат Мстителей, интересный игрой с частой сменой размеров протагониста, и подпорченный слишком очевидным и шаблонным развитием сюжета.
P. S. И, конечно же, Ant-Manа уже ждут в команде The Avengers.
Тоже верно, куда серьезным дядькам всерьез собирающимся бить друг другу лица, без маленького проныры, способного залезть в любую щель.
Режиссер: Пейтон Рид
В ролях: Пол Радд, Майкл Дуглас, Эванджелин Лилли, Кори Столл, Майкл Пенья, Бобби Каннавейл, Ти-Ай, Давид Дастмалчян, Эбби Райдер Фортсон, Джуди Грир, Энтони Маки, Вуд Харрис, Мартин Донован, Хейли Этвелл, Джон Слэттери, Гаррет Моррис, Нил Гамбургер, Род Халлетт, Джо Крест, Джо Букаро III
Чернушный вестерн, или Грязевые ванны от дядюшки Джо
Золотая лихорадка настигла Дальнюю страну, «Дикий Запад» Земного Круга. Сотнями и тысячами устремились сюда люди самых разных рас и сословий, в тщетной надежде «урвать кусочек пожирнее».
Шай Соут не интересовало золотоискательство. Ей вполне было достаточно фермы, младшей сестренки с братишкой, и трусливого отчима Лэмба. И глаза б ее не видели эту пресловутую Cтрану, если бы не банда головорезов, спалившая ферму, и похитившая детей, пока Шай с отцом торговались с купцом за урожай. Банда, след которой ведет как раз туда, куда Шай абсолютно не хотелось ехать.
В места полные кровожадных аборигенов-духолюдов, пьяных старателей, бессердечных бандитов, корыстных наемников, недавно разбитых повстанцев, и прочей людской мерзости.
В Дальнюю страну.
Джо Аберкромби, всего семь лет назад появившийся на фантастическом небосклоне, и сразу же обласканный критиками, как весьма перспективный молодой автор «черного» фентези, прошедшее c момента дебюта время даром не терял. Его цикл о Земном Круге, начатый в 2008 романом «Кровь и железо» (трилогия «Первый Закон»), уже насчитывает пять романов и пару-тройку рассказов. Это не считая нового детища Джо, цикла подросткового фентези «Расшатанное море».
«Красная страна» произвела на критиков еще большее впечатление, чем трилогия «Первый Закон», а в наших палестинах, например, «Мир фантастики» объявил ее «Фентези года».
Скажу сразу, меня роман порадовал гораздо меньше, чем первые вещи цикла. Книга написана в том же ключе «черного фентези», сохраняя и выпячивая все авторские «приколы» и особенности. Как положительные, так и отрицательные. И то, что в дебютном «Первом Законе», рассказывающем о мире, и не лишенном стратегического размаха, не так бросалось в глаза, и воспринималось скорее в положительном ключе, в местечковой «Красной стране» вызывает менее теплые чувства (понятно, что там был почти эпик, а тут вестерн, но все же). Натуралистичность, отсутствие романтики и полностью положительных героев. Масса внимания людским порокам. Но одно дело, когда эти авторские особенности демонстрируются на фоне эпического полотна, решающего судьбы держав. И совсем другое, когда они же разыгрываются на сцене провинциального захолустья, где кроме как на эти самые чернушные особенности и смотреть не на что.
Очень грязный мир. Причем дело как в персонажах, среди которых огромная редкость обычные вменяемые люди без замшелых скелетов в шкафу.
Ход мысли автора понятен, подавляющее большинство людей действительно не являются высокоморальными агнелоподобными существами, скорее наоборот. Но у Аберкромби почти все герои — это просто клинические случаи. Алчности. Трусости. Гордыни. Злобы. Такое впечатление, что Джо своими типажами иллюстрирует энциклопедию смертных грехов.
Так и в самой локации этой книги. Нет ощущения бескрайних равнин, бурных рек, величественных гор, которых ждешь от местного Фронтира.
Есть болото жажды наживы, засасывающее всех, кто к нему прикоснулся. Есть мелкие людишки, копошащиеся в грязи, навозе, ненависти и жадности. Есть местечковые проблемы Шай, старателей, наемников, командированного инквизитора. Есть натуралистичность ради натуралистичности.
И, похоже, Джо искренне нравится описывать человечью мерзость и фекалии. То ли он находит в этом некое извращенное удовольствие, принимая на каждой странице личные грязевые ванны. То ли пытается показать все глубины падения, и отвратить от них читателя. Кто знает.
Факт в том, что лично мне уже к середине книги вся эта чрезмерная чернуха, рассчитанная на любителей фентезийной «правды жизни» изрядно поднадоела.
Вдобавок языковая проблема развернулась в полный рост. Слабенький язык, корявенькие, рваные диалоги. Да и подзатянуто изрядно. В «Первом Законе» еще можно было в этих аспектах грешить на переводчика. Но когда подобное повторяется и в другой книге – похоже, это проблема авторская.
Но есть в «Красной стране» и положительные моменты. В первую очередь – это конечно персонажи, практически каждый из которых, включая даже мелких второ-третьестепенных, глубоко проработан, и влечет за собой немалый «шлейф роли». И то, что большинство из них «наши соседи», легко позволяющие себе трусость, подлость, предательство, вызывает к ним дополнительное читательское сопереживание. «Узнаю брата Колю» — один в один. В чем-чем, а в работе с героями Аберкромби себе поблажек не позволяет.
Неплохо описаны боевые сцены, которых, правда, здесь на удивление немного. Есть довольно динамичные, захватывающие отрезки. Есть забавные и интригующие. Есть. Но, к сожалению, они погоды не делают. А делает всеобщий пессимизм, висящий над Дальней страной, и затягивающий в свою орбиту невинного читателя. Нет, уж спасибо, товарищ Джо, нам такого взгляда на жизнь и с деньгами не нать, и даром не нать.
Что касается пресловутой стилизации «Страны» под вестерн. Да. Стилизовал. Без балды. Ковбойцы. Индейцы. Бандитцы. Аналоги «Длинных Ножей». Все как у взрослых. Но, во-первых, далеко не он пионер соединения фентези и фронтира. А во-вторых нашему-то человеку чего с того вестерна? Не американец какой, чай, на Джонах Уэйнах выросший. Да, мило, да забавно, но пищать по этому поводу от восторга считаю излишним.
Эрго. Чересчур чернушная (даже не черная) фентези, играющая на любимом американском поле, отчего-то изрядно перехваленная рецензентами. Что, у всех все так плохо? Оптимистичнее надо смотреть на жизнь, господа критики, от улыбки станет всем светлей, забыли?