1959. Парижский частный детектив Флойд обычно не брался за расследование убийств. Это сфера ответственности полиции, а она не любит, когда влазят в ее дела. Тем более сейчас, когда президент Шателье закручивает гайки, готовясь натравить жандармов на любые меньшинства или инакомыслящих. Однако от этого дела полиция отказалась, посчитав случившееся несчастным случаем, и Флойд скрипя сердцем, соглашается присмотреться к гибели американки Сьюзен Уайт.
23 век. Археолог Верити Ожье обожала свою работу. Пробивать окна в историю, добывать артефакты Века Забвения. Пускай это занятие несло в себе массу опасностей, ведь мертвая родина человечества уже давно не прощала ошибок. И на обледеневшей Земле в последнее время случилась масса несчастных случаев. Один из которых, происшествие с учеником Себастианом Нервалем, стал последней каплей. Каплей, запросто способной оборвать карьеру Верити, а то и ее жизнь. Но именно благодаря этому происшествию Ожье получила предложение, от которого невозможно отказаться. Предложение попасть в прошлое. Во времена за столетие до Нанокоста. На еще цветущую, полную жизни, правда, альтернативную Землю. И не просто попасть, а привести оттуда нечто важное, способное, возможно, изменить историю обоих миров.
Уэльсец Аластер Рейнольдс относится к тому небольшому числу авторов научной фантастики, которые знают, о чем пишут. Ведь Аластер не просто всерьез изучал физику и астрономию, являясь обладателем докторской степени по астрономии, но и по сей день работает, что называется по профессии. Как фантаст Рейнольдс широко известен не только в Буржуинии, но и на наших просторах. На русский переведено семь его романов, пять из которых входят в цикл «Пространство Откровения». Но нашим сегодняшним героем стало абсолютно самостоятельное произведение, причем построенное весьма оригинально.
Читателя порадуют двумя линиями, одна из которых представляет альтернативный 1959. Вторая – далекое будущее, после катастрофы, сделавшей Землю непригодной для жизни.
Каждая проработана с умом, качественно, и достойна отдельной книги. Ну а вместе картина выглядит еще лучше.
«Прошлая» линия обошлась без Второй мировой войны, и особого развития компьютерных технологий.
Жители «будущей» покинули мертвую землю, переселившись на Заросль — цепь орбитальных станций, построенных вокруг планеты.
Казалось бы ничего общего. Кроме обстановки в которой живут герои. А обстановочка вокруг, доложу я вам, еще та.
Франция 59-го все больше скатывается в тоталитаризм, превращаясь в полицейское государство. Практически без потерь перевалив 40-е, здешнее человечество, похоже, решает наверстать упущенное. Ненависть к инакомыслящим, жандармский произвол, политические преследования, избиения на улицах.
Но и в будущем все не слава богу. Ведь кроме ретров, жителей Заросли, испытывающих к планете-матушке исключительно археологический интерес, Землей интересуются прогры из Федерации полисов. Прогры, чей технический уровень на несколько порядков превосходит уровень их соперников. Соперников, которым приходится лавировать между партиями умеренных и агрессивных прогров.
В общем, скучать никому не приходится. А уж когда представители этих двух линий сойдутся, вечер окончательно перестанет быть томным.
И человек из будущего (пускай и знакомого более менее с периодом, куда он попал) шагнет на улицы Парижа прошлого. И закрутится расследование, с каждым часом приобретающее все большую важность. И начнут сжимать кольцо вокруг героев существа, которые просто не могли тут появиться. И донесутся тревожные отголоски событий из будущего. И встанет призрак угрозы столь ужасной, что любые атомные бомбы покажутся рядом с ней детскими играми на лужайке.
Нельзя также не упомянуть целый ряд интересных фантдопущений, используемые автором. Это и разрушительный Нанокост, слабо обоснованный, но интересный по задумке конец света. И А-вирус, лишающий возможности воспринимать музыку. И фурии, крохотные (и не очень) нано-машины, населяющие закованную в ледяной панцирь землю. И буквально набитые микроскопическими механизмами прогры. И идея загадочной гиперсети, «тоннелем метро» соединяющей отдаленные планетоиды. И, конечно, Аномально Большие Объекты.
А уж как Аластер поиздевался над идеей остановить техникой техногенную катастрофу! Так и слышится его ехидный голос, обращающийся к современникам: нашли, мол панацею в безудержном техническом развитии? Так и норовите сделать из технологии культ? Ну-ну, эти вот уже попробовали. Результат им не понравился.
Плюс Рейнольдс по-полной использует жутко популярную в последнее время в литературе и кинематографе идею смешения жанров.
Мы поучаствуем в нуарном детективе, подбрасывающем нам все новые и новые события, происшествия, зацепки. Близко познакомимся с альтернативным Парижем 60-х. Поглядим сквозь иллюминатор на перипетии космической фантастики. Затаив дыхание очутимся подо льдом мертвой земли. Приподняв ворот плаща, пройдемся коридорами станций, полными шпионских интриг. Погрузимся в пучину социальной антиутопии.
Насладимся напряженным действием и получим хорошую пищу для мозгов. Пищу не слишком сладкую, и не особо диетическую.
Ведь Рейнольдс не является идеалистом. И не рисует нам картину будущего «Полдня». Его 23 век не очень то отличается от нашего времени. Те же интриги, та же подлость, те же драки за власть и карьеру. Те же всесильные спецслужбы. Те же жертвенные козлы отпущения. Те же подвижники науки, готовые на что угодно для добычи нового артефакта.
Но и фанатом текущего положения вещей, борьбы «за кусок пожирнее», он также не выглядит. Потому описывая все это, Аластер будто спрашивает своего читателя: такое будущее ты хочешь увидеть? Ради этого работали лучшие ученые и мыслители?
Или стоит задуматься, и начать менять ситуацию прямо сейчас, не дожидаясь 23-го века?
Эрго. Стильная нуарная детективная научная фантастика, оперирующая яркими фантдопущениями, и идеями, способствующими еще раз задуматься над будущим человечества.
Доктор Уилл Кастер (Депп) был одним из лучших ученых в сфере создания искусственного интеллекта. Он не просто хотел сотворить думающего робота. Он жаждал понять мир вокруг нас, вывести мышление на новый уровень. И у него получалось. Физически независимая нейронная сеть Пинн стала перспективнейшим проектом и прорывом в этой области.
Но нашлись и те, которым были не по нутру успехи доктора Кастера. Организация, пропагандирующая независимость от технологий, объявила войну научно-исследовательским центрам искусственного интеллекта. Войну не на жизнь, а на смерть. И, похоже, Уиллу придется довериться своим разработкам гораздо больше, чем он планировал.
Или исчезнуть из памяти человечества.
В 2012 году сценарий к этой ленте отметился в Чёрном списке лучших сценариев неизданных фильмов. Идея действительно оказалась богатейшей. Вот только самую хорошую идею нужно еще качественно воплотить. К примеру, помимо приглашения на главную роль жутко популярного Джонни Деппа (и выплаты ему 1/5 общего бюджета в качестве гонорара) было бы неплохо найти также талантливого рулевого. В этом отношении Transcendence не повезло. Режиссерское кресло занял дебютант Уолли Пфистер, широко известный, как оператор, но не имеющий никакого опыта, как постановщик.
Это сказалось по-полной.
Лента, ставящая важные, весьма актуальные проблемы, очень походит на мужичка среднего телосложения, пытающегося взять физически неподъемный вес. Он хрипит, пыжится, иногда даже привстает с этой жуткой тяжестью, но падает: против природы не попрешь.
Так и здесь, почти адекватное начало переходит в сумбурное продолжение, когда зритель имеет шанс попросту утратить нить повествования. Нелогичные действия всех без исключения героев начинают попросту раздражать, и только финал более менее приводит события к общему знаменателю, завершая мятущуюся режиссерскую мысль.
И мысль то, повторюсь, отнюдь неглупую (пускай изрядно присыпанную нафталином). Доколе, вопрошает Пфистер, человечество будет идти на поводу у своей паранойи, заставляющей любое незнакомое или чужое, воспринимать как прямую и непосредственную угрозу, требующую немедленного сокрушительного удара на опережение? Доколе тупые блондинки будут все портить, пытаясь сделать «как надо»? Доколе людская ограниченность будет железными цепями удерживать человека от следующего шага? Доколе недоверие даже к близким, хорошо знакомым людям, липкой паутиной будет окутывать все наши поступки и действия?
Страх перед искусственным интеллектом (а уж если он в сети!), бессмысленный и беспощадный, как тот самый русский бунт, бродит по земле уже не первое десятилетие. Что-то непонятное, угрожающее самому виду гомо сапиенс, способное переплюнуть человека на его поле — стать мощнее интеллектуально. Что-то гораздо умнее «царя природы», для которого люди и муравьи не будут сильно отличаться. Что-то способное стать доминантой по отношению к человеку. Что-то не имеющее ни совести, ни моральных принципов. Способное видеть практически каждый твой шаг (спасибо девайсам, подключенным к сети)! Ух, жутенько!
И шествуют стройными рядами: Матрица, Терминаторы, «Скайнет», U. S. Robotics, PASIV, и несть им числа. Все это благородно, как бы говорят создатели ленты, но посмотрите, во что превратили землю существа с натуральным «как бы интеллектом» – люди. Не пора ли что-то решать? Если за 130 лет возможности мышления не изменились, может это тупик? И нужно предпринимать новые шаги? Может наш следующий шаг, эта та самая азимовская Галаксия? Симбиоз всех живых форм на нашей планете?
Вот бы еще все эти «месседжи» воплотить по-человечески! А так, то лепший друг с ходу воспринимает в штыки возвращение своего коллеги, причем объяснение этому приводит абсолютно смехотворное. То коллега, начинает вести себя изрядно невнятно (но это как раз вполне можно списать на трудности адаптации).
Но вот сумбур, начинающийся при ускорении темпа картины, не спишешь ни на что, кроме непрофессиональности режиссера. Кто, куда, зачем, в каких позах, нужно потом разбирать долго и муторно (хотя бы: в каких отношениях гибриды и сеть, происходит полное подчинение или взаимодействие?). А уж реакция правительства на такую жуткую угрозу, просто тушите свет. Да и вообще, а что мы снимали то? Научную или ненаучную фантастику? Триллер? Притчу? Предостережение? Боевик? Мелодраму? Ага, и можно без хлеба. Сколько раз уже говорено, такое блюдо по плечу далеко не каждому постановщику.
Это при том, что Депп отработал роль на твердую четверку. Спокойно, суховато, без надрыва, вполне в ключе типажа. После фриковатых образов последних лет, как тихая гавань после бурного зимнего моря или возвращение на 15 лет назад.
Вот с остальными хуже. Несмотря на довольно сильный по именам каст. Мёрфи и Фримену тут попросту нечего играть. Беттани местами интересен, если не обращать внимания на глобальную нелогичность его действий. Как в той поговорке, в общем, мальчик неплохой… Ребекка Холл вроде бы как адекватно, но очень уж серо, и опять нелогично.
Ах да, чуть не забыл, тут же еще и спецэффекты имеются! Как же 100-миллионная картина с Деппом, и без спецэффектов. Хотя нужны они тут, скажу вам по секрету, как барбосу Жучке пятая нога.
Эрго. Лента, богатая внутренним идейным наполнением, но бедная кинематографическим и логическим воплощением этого самого наполнения. По большому счету фильм запорот. Разве что финал порадовал: как не крути, а прорыв произошел.
Иероним Бербелек, некогда «величайший стратегос наших времен», человек, плюнувший в лицо Чернокнижнику, после того случая сильно изменился. Даже лучшему из лучших нереально остаться прежним, надолго попав под антос сильнейшего кратистоса земли.
Сейчас Иероним судорожно восстанавливал Форму, занимаясь переговорами для Купеческого Дома по торговле мехами. Рутина. Разговор с министром торговли Княжества Неургии, тоже не обещал ничего необычного. Если бы не Шулима Амитасе, племянница того самого министра.
Бербелек наводит справки о заинтересовавшей его женщине, и то, что он узнает, становится для него настоящим шоком. Вполне возможно, что Шулима — одна из крыс Чернокнижника. Кратистоса, практически уничтожившего Бербелека.
Если это правда, Иерониму придется оборвать ее жизнь собственной рукой. Но как выяснить достоверно? Лишь вызвав на откровенность.
Чтобы улучить подходящий момент, Иероним, вместе с детьми-подростками, присланными бывшей женой на его попечение, отправляется по приглашению Амитасе в Александрию.
Здесь его ждет поездка на джурджу в дебри Африки. На границу ужасного Изменения.На охоту, таящую огромное количество опасностей, от банальных бандитов и враждебных дикарей, до какоморфов, вдали от цивилизации способных принимать абсолютно чудовищные Формы.
Охоту, изменившую не только жизнь этлоса Бербелека. Но и судьбы всего человечества.
Польский писатель Яцек Дукай хорошо известен у себя на родине, как автор, поражающий шикарным воображением, и отличным идейным наполнением своих вещей. У нас переводилось буквально пара-тройка его рассказов и одна повесть. До недавнего времени.
«Иные песни» – проект, вызвавший массу восторгов интеллектуальной публики, и ставший в 2004-м польским романом года. До русскоязычного читателя книга добралась лишь через 10 лет.
Роман действительно сильный, и удивительно качественный, вобравший лучшее из работ древнегреческих философов и полный беззастенчивого смешения жанров. Причем не только фантастических. Сколько времени потратил автор на проработку своей альтернативной Земли, я даже боюсь представить.
Но стоит учесть, что «Иные песни» – роман необычный и для восприятия не самый легкий. В первую очередь потому, что реальность Дукая основательно отличается от привычной нам.
Здесь человек не остается на долгие годы рабом своего тела. Дух, мысль, воля властвует над бренным сосудом, а не наоборот. Причем речь идет не только о психологических, но и вполне физических изменениях организма. Тот же Иероним, находясь в морфе стратегоса, изрядно выше ростом себя же купца.
Этот мир развивается по другим законам. Биологическим, физическим, химическим. Человек, оказавшийся вне морфы определенного кратистоса, и не обладающий стальной волей, может и вовсе утратить людскую форму. Зато сильный вполне способен продлевать свою жизнь, и долго оставаться в здравии, ведь: «тело, это всего лишь одежда для разума». Текнитесы сомы в состоянии исправить или улучшить практически любой физический недостаток. А люди с сильной морфой и вовсе не болеют серьезными, смертельно опасными хворями.
Отлично себя чувствуют и те, кто призван не исцелять, а вовсе наоборот. Здешние профессиональные воины – аресы – в силах перед атакой изменять структуру материи, после чего малейшее их прикосновение становится смертельным.
Кратистос же в состоянии влиять не только на живых существ, но и на мир. Изменить береговой рельеф, проложить канал, или ледовый мост. Причем без помощи архипелага ГУЛАГ. Сам. Своей волей. Однако изменения возможны не только благодаря людским действиям. Идут они и от природы. Тому примером какоморфы, существа, которых не увидишь ни в одном кошмаре (интересно, а не намек ли это на то, что миру не нравится насилие самозваных творцов?)
А как вам такое разделение власти: цари номинально правят державами, но постоянно чувствуют над ухом дыхание кратистососов. Которые «держат» территории (и население) зачастую включающие несколько государств. Мир выходит забавно мифологическим, с вторичной политической властью.
Далее, будьте готовы к обилию греческих терминов, часть из которых, слава Деусу, воспринимается интуитивно, а вот к оставшимся приноравливаешься страниц 200.
Вдобавок, и стиль написания людям, привыкшим к простеньким приключенческим боевикам, покажется довольно тяжелым. Реальность «Песней» не очень дружелюбна к читателю. Дукай не разжевывает нюансы своего мира, предоставляя читателю выплывать самому. И тому надо быть осторожным, чтобы не захлебнутся в полноводье романа.
Но тут, словно сжалившись над утопающим, разбалованным легким чтивом, Яцек бросает нам крепкий спасательный круг. Круг, сразу возвращающий нас на твердую землю.
Психология отношений. Ведь люди и в этом мире, остаются людьми. Причем людьми, все действия и побудительные мотивы которых самой морфой мира утрированы и выпячены наружу на всеобщее обозрение.
Ни к чему подковерные игры и подсиживание соперника (конечно же, я не говорю о политике). Встань лицом к лицу, и через пару минут вы все между собой решите. Причем, не прибегая к физическим мерам воздействия.
И сразу видно, чем аристократ отличается от доулоса, а крупный хищник от мелкого.
Зеркало. Шикарное зеркало для неискушенного читателя. Посмотри, как ты ведешь себя с другими. Посмотри на себя, лишенного всяких стыдливых покровов. Посмотри, как топчешь и сминаешь ты ближнего своего, не считая его за человека, а лишь за препятствие. Как давишь и давишь, не успокаиваясь, пока не сломаешь, не докажешь свое превосходство. Хотя бы в малом.
Ах, какие шикарные нас ждут психологические этюды! Ведь большинство героев далеко не глупы, и прекрасно отдают себе отчет в своих действиях.
Также интересно весьма своеобразное отношение к религии. Конечно, здесь есть и христианство (точнее кристианство) и мусульманство, но они где-то на периферии, и большой роли не играют. Логично, к чему вера в потусторонние силы, если в наличие вполне физические кратистосы, подходящие на роли эдаких верховных существ, меняющих реальность одним своим присутствием. А также «ангелы» послабше (демиурги и текнитесы).
Кстати, любопытно, где именно произошла точка бифуркации, разделившая наши миры. То что летоисчисление ведется от Падения Рима, а первым кратистосом стал Александр Македонский нам известно. И, по-видимому, именно он, избегнув ранней смерти, изменил историю, но хотелось бы побольше узнать о тех «временах былинных».
Потрясающий воображение мир, аналогов которому сложно и припомнить. Изящные размышления о человеческой природе и природе отношений. Адекватные герои, съедобный язык и сюжет.
Но при всех бесспорных достоинствах «Песней», роман вряд ли станет моей настольной книгой. Наверно я слишком привязан к нашей реальности, чтобы получать удовольствие от нее же, но измененной таким хитрым образом.
Эрго. Очень мощное и досконально проработанное произведение, перед автором которого хочется снять шапку-ушанку. А вот перечитывать не тянет.
P. S. Как все-таки в Польше не любят Россию. Темный Властелин из Москвы — это «пять».
Наивысшая связь, или Свободная любовь под приглядом эволюции
8 людей в разных концах земли, от Африки до Кореи, посещает одинаковый сон о женщине, покончившей с собой в полуразрушенной церкви. Вскоре они начинают видеть и ощущать друг друга на расстоянии, и даже получают возможность вмешиваться в жизнь членов восьмерки. Однако выясняется, что эта связь, кроме ряда преимуществ, имеет и массу неудобств. И главное из них то, что некая непонятная, но весьма влиятельная сила страстно желает испортить им жизнь. Вплоть до полного ее прекращения.
После коммерческой неудачи выстраданного «Облачного атласа» «уже не братья» Вачовски, поиздевавшись над зрителем «Звездными королями», то есть «Восхождением Юпитер», вновь принялись за серьезную работу. На этот раз в телеформате.
Причем Вачовски замахнулись на проект, способный ни много ни мало «изменить язык телепроизводства». Реализовывать этот амбициозный замысел режиссеры решили на базе «взаимосвязи эмпатии и эволюции человечества». Съемки проходили в 8 городах земного шарика, и в процессе съемочная группа налетала около 100 000 миль.
Взглянем на результат?
Первым бросается в глаза некое болезненно-увлеченное отношение авторов к столь популярной на западе свободе сексуальных отношений. Причем бросается даже мне, человеку, нейтрально относящемуся к этой самой свободе. Оно и понятно – рассуждения про нестандартное «это» давняя «манечка» Вачовски (еще со «Связи»), да и о том, что Ларри не так давно превратился в Лану, тоже забывать не следует. Но все же в Sense8 с энтим делом немного перебрали. Секса здесь, пожалуй, поболе чем в пресловутом песочно-кровавом «Спартаке». А из 8 протагонистов двое нетрадиционной ориентации, причем одна из них транссексуал, сменивший пол (и снова привет, Лана).
В общем, абстрагироваться от эпатажности сериала, и начать зреть в корень попервой сложновато. Но можно.
И как только это удается – сразу узнаешь старых-добрых Вачовски. Которые еще со времен «Матрицы» исследуют природу иллюзии и связи между людьми (вплоть до инкарнационной). Не забывая при этом побороться с гнусно-коварной системой и снять пару тройку красивых рукопашных боев, погонь и напряженных сцен.
Всем этим, но с изрядным креном в сексуальную сферу, занимаются Вачовски и в «Восьмом чувстве». Причем ничего особо нового «уже не братья» нам не расскажут. Да, некоторые «перепевки» на тему эмпатии выглядят довольно интересно. И к великому чувству любви, действительно способному творить чудеса, Вачовски относятся с большим уважением. Пытаясь донести до зрителя идею, пронизавшую их жизнь. Идею о том, что ни пол, ни общественное мнение, ни власть имущие, ни расстояние, ни преграды не могут стать на пути истинного чувства. Идея довольно здравая, вот только интересно, для скольких потенциальных адептов, возмущенно выключивших телевизор после второй гомосексуальной сцены, она так и останется неведомой? Нежнее надо со зрителем, господа режиссеры!
Плюс излишняя неторопливость проекта отнюдь не добавляет сериалу вистов. Первую половину сериала происходит медленное и печальное знакомство с протагонистами, а активное развитие сюжета начинается серии с седьмой. Тут уж режиссеры берут с места в карьер и отсыпают нам сполна и экшена, и саспенса, и поединков и погонь. Вот только далеко не все зрители до этой самой седьмой серии доживут.
Задумка с героями, живущими в разных местах планеты, но при этом способными общаться и приходить на помощь друг другу, неплоха, но кажется, что ее воплотить можно было бы и получше. Некоторые сцены смотрятся на «отлично», а к части «встреч» так и просится более активная перебивка и более смелое использование возможностей, предоставляемых задумкой.
Актерские работы также оставили в некотором недоумении. Вроде и времени на развитие образов вагон и маленькая тележка. И сказать, что здесь собраны бездарные лицедеи нельзя. И сопереживание к некоторым из них цветет и пахнет. Но до лучших образцов персонажи Sense8 не дотягивают, и ощущение недосказанности не покидает до самого завершения сезона. Все же не зря создатели «Настоящего детектива», «Острых козырьков» или «Фарго» звали к себе в телесериалы далеко не самых последних артистов с большого экрана. Настоящая мотивированная «звезда» – это сила.
Эрго. Классический, в чем-то спорный, в чем-то удачный, проект Вачовски, посвященный исследованию связей меж людьми, иллюзорности и условности окружающего мира, борьбе с системой. При этом эпатажность Sense8 вполне способна отпугнуть добрую половину обычного зрителя. Да и хронометраж, знаете ли, внушает. Ведь вполне могут найтись нестойкие духом, которые, пожалев половину суток, необходимых на просмотр, попросту глянут еще раз «Облачный атлас». Идейный посыл примерно тот же, а 10 часов жизни сэкономили.
Режиссер: Дэн Гласс, Энди Вачовски, Лана Вачовски, Джеймс МакТиг, Том Тыквер
Поэтическое воздействие или Слово, нарешті ти твердая криця
Что такое слово? Признак разума? Набор гласных и согласных букв? Удобный способ коммуникации? Орудие пропаганды?
Или инструмент, с помощью которого можно заставит человека сделать все что угодно?
Эмили, молодая девушка с улицы, зарабатывающая на жизнь ловкостью рук, обманывая простаков во время карточных игр, вряд ли задумывалась о таких высоких материях. Как и плотник Уил, прилетевший из Чикаго и столкнувшийся в туалете аэропорта с парочкой загадочных типов. Но так уж повелось, что именно им предстоит узнать настоящую силу слова.
Эмили, попавшей в школу таинственной Организации для особо одаренных детей, где из питомцев делают Поэтов, тех, кто способны принудить человека исполнить любое свое желание. Уилу, зачем-то срочно понадобившемуся этим самым Поэтам. Причем не только официальным представителям Организации, но и оппозиции, существующей в ее рядах.
Что их объединяет? Неужто трагедия в далеком австралийском Брокен-Хилл? Трагедия на первый взгляд абсолютно не связанная ни с чем необычным. Обыденный разлив химикатов. А если необыденный и вовсе не разлив? А если случившееся в Брокен-Хилл, и то, что после этой трагедии остался выживший, может иметь серьезные последствия не только для Организации, но и для огромного количества людей?
Кто такой Макс Барри? Начнем с того, что это крайне редкий на наших просторах зверь — представитель австралийского писательского цеха. Первый его роман увидел свет в 1999-м, и сразу объявил о приверженности Макса к сатирическому взгляду на жизнь. Второй книгой Барри отступил от описания реального мира, и с тех пор чередует социальную сатиру с фантастическими зарисовками. Наш сегодняшний герой, Lexicon стал уже третьим романом Макса, переведенным на русский, и первым, собравшим недурной урожай положительных отзывов.
Пожалуй, не зря. Книга оказалась интересной как по форме, так и по содержанию. Что касается первого, Макс весьма удачно смешал в «Лексиконе» целую уйму жанров.
Тут вам и напряженный детективный триллер, когда поначалу ничего не понятно, но жутко интересно, и события проясняются постепенно, как изображение на фотобумаге.
И история взросления на фоне столь любимого в последнее время с легкой руки Роулинг «магического» университета.
И зомби-апокалипсис в отдельно взятом городишке.
И квест по достижению проклятого места.
И довольно глубокая социальная фантастика.
И яркая лав-стори.
И актуальные психологические исследования.
И природные австралийские зарисовки, бросающие нас в печку Пятого континента.
В общем, своим лакомством Барри заманивает самые разнообразные типы читателей.
К счастью, угощение оказывается не только визуально привлекательным, но и вполне питательным. Причем я сейчас говорю даже не об интриге, поддерживаемой большую часть романа. Или нескольких событиях, переворачивающих восприятие происходящего с ног на голову. Или неплохом уровне саспенса, способном поспорить с работами Короля Ужасов (чье влияние на Барри временами весьма заметно). Или фантастическом допущении, не особо притянутом за уши, а скорее творчески развивающем реальные практики.
А об идейном посыле Lexicon. Макс не очень-то любит современный мир, и считает путь его развития далеко не идеальным. Показывая, к чему могут привести нынешние тенденции оболванивания масс (не скатываясь при этом в откровенную антиутопию).
Организация из романа – это высшая форма развития пропагандистской конторы, соединившей в своей работе лучшее, что было придумано за долгие годы развития человечества. Начиная от индивидуальной работы с клиентом, поначалу напоминающей магию, но затем раскрывающейся перед нами как научная дисциплина. С сегментированием людей (на 200 с лишним типов, с этой цифрой уже хоть как-то можно согласиться), долгим обучение Поэтов, работой со словами, приучиванием к ним своего организма.
И, конечно же, массовыми методиками влияния на гомо сапиенс. Основанными на все тем же сегментировании, но благодаря интернету находящими свои цели быстрее и в огромных количествах.
Да за влияние на такую Контору любой правитель Земли не задумываясь отдал бы родную мать, правую почку и пол государственного бюджета. Куда там Сталину с его допотопной «Правдой»! В мире Макса это давным-давно пройденный этап. Встречаются еще «диссиденты», способные на критическое восприятие реальности. Но с развитием интернета, и его освоением конторами, подобными Организации, их все меньше и меньше. Немного работы по сегментизации, и люди покупают, что скажут, читают, что скажут, голосуют за кого скажут. Делают, что скажут.
В этом контексте не совсем понятна нездоровая увлеченность Поэтов «элементарным словом». К чему вам пещерные методики, пусть весьма эффектные, если к вашим услугам все достижения современной науки?
Поначалу Барри не показывает выхода из складывающейся западни. Чувства? Эмоции? Моральность? Привязанность? Поэты — здешние суперлюди давно отказались от этих атавизмов, лишь пробивающих дыры в их тщательно лелеемой броне. Но со временем автор находит то, что способно состязаться с всемогущей Организацией. То, что сильнее любого навязанного извне императива. То, что позволяет нам оставаться людьми. Вы уже поняли, о чем говорит Макс?
Правильно, это Любовь. Банально, скривитесь вы. Сколько можно, фыркнете вы. Да сколько нужно – ответят вам десятки писателей, с ужасом созерцающие современные тенденции «развития» человечества. Сколько нужно для того чтобы понять – лишь Она действительно может спасти гомо сапиенс. Это же элементарно.
Эрго. Интересный проект, за нагнетанием обстановки, погонями и научным колдунством, искренне беспокоящийся о будущем человечества.