Джеймс Кори «Пробуждение Левиафана». -- СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2013 (первый роман цикла «Пространство»)
Темная сторона, губящая человечество, или Любовь, давшая шанс
В космосе, среде враждебной до невозможности, помощь попавшему в беду кораблю стала чем-то вроде обязанности для экипажа судна, пролетающего рядом. Бывали, конечно, и те, кто нарушал этот неписанный закон. Но капитан водовоза «Кентербери» Макдауэлл, и его старпом Холден, решили не бросать в беде команду грузовика, подающую сигнал бедствия. И чертовски об этом пожалели.
У детектива Миллера со станции Церера в Поясе Астероидов сперва не было причин особо жалеть о дополнительной работенке, подкинутой беспокойным начальством. Подумаешь, разыскать некую Джули Мао, пропавшую дочь богатеньких родителей. Однако вскоре выясняется, что эта девушка напрямую связана с грозными событиями, разгорающимися сейчас в Солнечной системе. Системе, все быстрее скатывающейся к войне. Войне, способной уничтожить человечество. Мало было накопившегося клубка противоречий между «внутряками» Марса с одной стороны, и «астерами» Пояса Астероидов с другой. Или действий агрессивного Альянса Внешних Планет, конторы, смешавшей в себе черты общественного движения и террористической организации. Последним гвоздем в гроб мира прогремели жестокие провокации, до небес взвинтившие градус ненависти.
Провокации, свидетелем первой из которых стал Джеймс Холден с «Кентербери» (Ни Холден ни Миллер, если честно, никогда не претендовали на судьбоносные роли в истории. Но если уж встрял в историю, что поделать, пищи, но беги).
Но кто бы мог подумать, что вскоре и война окажется не самой большой проблемой человечества.
Джеймс Кори – совместный псевдоним двух фантастов Дэниела Абрахама и Тая Френка. И если о втором мы знаем лишь, что он помощник Джорджа Р. Р. Мартина, то первый довольно известен как за рубежом, так последние несколько лет и на наших палестинах. В свое время, еще совсем молодым автором, Джеймсу свезло заинтересовать своими работами того самого Дж. Мартина (с которым они живут в одном штате). Мэтр благосклонно отнесся к рассказам новичка, и они выпустили несколько вещей в соавторстве (в частности повесть Shadow Twin, в последствие ставшая романом). Джеймс – автор плодовитый, на его счету почти два десятка романов, куча рассказов, комиксы, участие в межавторских проектах. А также несколько престижных литературных премий и еще больше номинаций. На русский в частности переводился его весьма оригинальный фентезийный цикл «Суровая расплата», и космическая фантастика «Пространство», о первом романе которой у нас и пойдет сегодня речь.
Итак, человечество вышло в космос. Не к звездам, нет. Двигатель Эпштейна дал возможность путешествовать лишь по Солнечной системе. Сперва были заселены Луна и Марс. Затем возникли станции вокруг внешних планет. Позднее люди прописались в Поясе Астероидов. Однако вместе с гомо сапиенс в космос отправились недостатки, проблемы и противоречия людской расы. Правда, они приобрели несколько иные черты, чем в «гравитационном колодце» (то бишь, на поверхности крупных планет). Земля, например, объединилась под крылом Организации Объединенных наций, но тут же взамен появились контры с переселенцами. Человек всегда найдет, кого ненавидеть. Сперва возникло противостояние между Землей и ее первой колонией Марсом. Затем, после заселения Пояса, между жителями внутренних планет и «астерами», людьми, родившимися на астероидах (через пару поколений даже физически серьезно отличавшимися от «внутряков»).
Противостояние, холодная стадия которого, «горячела» с каждым днем.
Казалось бы, нам предстоит очередная космическая сага о звездных войнах, доблестных солдатах, возможно разбавленная политическими игрищами. Однако «Пробуждение Левиафана» гораздо глубже обычной книги про «войнушки». Столкновение между Марсом и Альянсом Внешних Планет оказывается лишь фоном для кровавой игры. Игры с неведомым. Игры, во время которой авторы неоднократно и с сожалением попеняют людям за негативные стороны их натуры, толсто намекнут на необходимость держать их в узде. А по мере возможности призовут и вовсе сдавать их в утиль.
Ведь именно злоба, нетерпимость, ненависть, жажда власти ведут человечество на грань гибели. А если не дай бог к ним присоединится безрассудная жажда познания – можно почти гарантированно сливать воду.
Книга, невзирая на обилие смертей и проблем, в конечном счете, оптимистична, верит в мир и объединение человечества. Верит, что моральные, этические принципы (как в жизни, так и в науке) помогут нам преодолеть темные стороны своей натуры. Верит в то, что у людей всегда остается надежда на лучшее.
Мы не встретим в «Левиафане» грандиозных сражений тысяч кораблей, тонких стратегических маневров умудренных адмиралов и косморыцарей без страха и упрека. Книга Джеймса Кори смешивает отличное приключение, постоянно держащее в напряжении, с детективным расследованием. Когда перед читателем постепенно раскрываются все новые грани происходящего, как будто авторы постоянно достают новую матрешку из старой. Только эти матрешки абсолютно не похожи друг на друга. Ситуация, какой ее видят герои романа, меняется порой с калейдоскопической быстротой, и лишь от их реакций зависит: жить человечеству или умереть.
Причем среди сюжетообразующих героев как «праведник», точнее высокоморальный старпом-неудачник, так и «грешник», точнее старый усталый коп. Ну, куда им судьбы человечества вершить? Однако авторы явно являются поклонниками теории о глобальной роли личности в истории. Личности, а также великой силы, не дающей человеку поддаться «темной стороне силы».
Любви.
Именно Она помогает как грешному, так и праведному. Именно она дает им силы не сломаться, не успокоится, не опустить руки. Именно она, в конечном счете, спасет этот мир.
Эрго. «Пробуждение Левиафана», конечно, остается жанровой литературой, не дотягивая до великих работ мэтров сайнс фикшин, и вряд ли останется в веках. Но эта книга, обеспечивая увлекательное путешествие в будущее, все же способна стать большим, чем просто чтиво на ночь. Способна заложить еще один кирпичик в сооружение разумного, ответственного и мудрого Человека с большой буквы.
P. S. На русском уже вышли четыре книги цикла (вторая — Война Калибана, третья — Врата Абаддона, четвертая — Пожар Сиболы). Ожидается еще штуки 4-5.
Геймеры на страже Земли или Детские войнушки с серьезными последствиями
В один отнюдь не прекрасный день на Землю обрушились инопланетные захватчики – жукеры. Военные оказались абсолютно не готовы к вторжению, погибли миллионы людей, и только героический летчик Майзер Рэкхем смог спасти нашу планету. Прошло полвека, и эти годы человечество даром не теряло. Создан Международный космический флот, а среди детворы постоянно отбирают способнейших, для обучения на должности офицеров МКФ.
Одним из таких детей становится Эндрю «Эндер» Виггин (Баттерфилд), которого полковник Хайрам Графф (Форд) считает одним из лучших стратегов за всю историю Земли. Однако потенциал потенциалом, но его еще нужно реализовать. На пути у Эндера стоят не столько угроза со стороны пришельцев, недостаток времени, задиристые одноклассники и тяжелейшая программа подготовки. Но и странное ощущение, что все идет не совсем так, как нужно.
Роман Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» появился на свет в 1985 году, на основе одноименного рассказа, написанного автором десятью годами ранее. Книга получила премии «Небьюла» и «Хьюго», и до сих пор изучается американскими морпехами, берущими из нее «уроки по методике обучения, лидерству и этике». Помимо сугубо прикладных моментов, так ценимых морской пехотой США, роман стал шикарным образцом многопланового произведения, с весьма неожиданными поворотами сюжета. Милитари переходит в подростковую обучалку, затем становясь философски-психологическим трактатом о ненависти и понимании.
Работа над сценарием фильма по этой нетривиальной книге шла с начала 2000-ных. Хотя предложения поступали и раньше. Но Орсон Скотт Кард долгие годы отказывал всем желающим, пока не получил возможность самолично создать сценарий и стать продюсером картины.
Но вот хоть расстреляйте меня из парализующего бластера, на пользу фильму это не пошло.
В первую очередь, правда, в проблемах фильма виноват главный герой. Баттерфилд, чертовски гармоничный, как простой парень Хьюго из «Хранителя времени», в роли продвинутого гения Эндера откровенно потерялся. Развитием образа нас не порадуют ни капельки, эмоциональный пласт личности также раскроют слабо. Виггин как начинает с хмурым взглядом исподлобья, замкнутым характером и изрядным снобизмом, так и останется со всеми этими чертами до конца ленты. И совсем неясно, отчего так активно клевали на него другие подростки? По условиям задачи? А ведь они накинулись на Эндера, как пчелы на сахар, что возможно только при крайней неординарности личности. Заявить эту неординарность нам заявили, а вот показать харизму, не говоря о лидерских качествах, у Эйсы Баттерфилда не вышло. А на его способности руководить людьми строится нехилая часть картины.
Но и сам Кард, работая над сценарием, создал далеко не шедевр. Очень странно подано восприятие времени. Такое впечатление, что все обучение, включая финальный экзамен, спрессовалось буквально в пару недель. Эндер, конечно, мальчик гениальный, но не настолько же! Скорее всего, часть вины лежит и на режиссере, у которого отчего-то упорно не работает то самое, великое: «Джонни сделай монтаж».
Абсолютно не понятны переживания Эндера после экзамена. Нам покажут аж одну сцену, связанную с игрой и жукерами, а этого, как на меня, маловато, чтобы произвести такой эффект (сестру он, видите ли, на том же месте увидел, и это все?!). И кстати, что это все же был за непонятный таймер? (помните, осталось 27 суток? Чего он отсчитывал то?). Также, складывается впечатление, что курсанты ничем кроме пейнтбола в невесомости и не занимаются вовсе. Ход мысли понятен: развитие взаимодействия, отработка командных действий, новые нестандартные ходы для общей победы.
Но не сплошные стрелялки же! Наверно офицеру нужно еще чего-нибудь знать. Тактику там поизучать, стратегию. ТТХ кораблей, наконец.
В общем, похоже, что Орсон положился на отличное знание зрителем его книги, допустив в фильме многовато условностей и недомолвок.
Но вот к чему в ленте придраться трудно, так это к визуалке. Картинка хороша, пускай временами слегка сумбурна. Мельтешение космических боев. Полеты и схватки в невесомости. Огромное помещение для симуляции состязаний. Забавные находки при игре в космозарницу. Однозначно, деньги потрачены не зря.
Вот только не факт, что этот фильм донесет глубину романа до обычного потребителя, не знакомого с первоисточником. Идеи множественности разумов, необходимости их сотрудничества и понимания, милосердия, моральных терзаний, ответственности, пагубности бездумной агрессии, жесткого и безоглядного использования своих сограждан. Необходимости оставаться Человеком даже в трудные времена.
Жаль, если это все останется для зрителя «Игры Эндера» за кадром.
Майкл Флинн «Река Джима». -- СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2015. Серия: Science Fiction Club. (2-й роман цикла «Спиральный Рукав»)
В поисках капитанши Бриджит или Уютный Рукав
20 лет назад закончилась история с Танцором Января. Все ее выжившие участники разбрелись по своим делам. И, казалось, шансов вновь свидеться у них не больше, чем у «грузовика», ползущего в ньютоновском пространстве, обогнать корвет, несущийся по Электрической авеню.
Так думал и терранец Фудир, потихоньку спивающийся в одном из баров Иеговы. До того момента, пока арфистка Меарана, слушавшая его историю о Крутящемся камне, не огорошила его известием о пропаже Гончей Бан Бриджит, некогда любимой женщины Фудира. А также тем, что она, Меарана, родная дочь этой самой Бриджит.
Оказывается, перед своим исчезновением Бан работала над тем, что позволило бы жителям Переферии не бояться Конфедерации центральных миров.
Во вселенной не так уж много того, что может представлять опасность для одного из Гончих. Но если уж такое нашлось, верхом глупости будет разыскивать пропажу, нарываясь на серьезные неприятности.
И Фудир твердо намерен, отвезя Меарану к коллегам Бриджит, вернуться к своему стакану вискбеаты. Однако не зря до сих пор по Спиральному рукаву ходит старая-престарая поговорка о человеке, насмешившем одного из богов.
Вторая часть The Spiral Arm вышла более локальной и уютной, что ли. Флинн продолжает вводить нас в необъятную галактику Спирального Рукава, а поскольку те, кто добрался до конца «Танцора», уже неплохо знакомы с общей картиной мира, снимается одна из основных претензий к первой части. Недружелюбность к новичкам и медленное слияние читателя с миром романа.
Мы соскальзываем в галактику Рукава, как в недавно купленную домашнюю одежду. Мягкую, удобную, знакомую, но таящую в себе немало еще не познанных возможностей. Если закатать рукава — можно ощутить предплечьем фактуру любимого дивана. Если поднять воротник – становится уютнее в прохладную погоду. А карманы! Сколько открытий и возможностей таятся в них!
Тем более что уровень квеста в Up Jim River долгое время кажется частным, не таким глобальным как в Танцоре. Ясно, конечно, что рано или поздно поиски Бан, и причин ее исчезновения приведут нас (и всю галактику) к серьезным последствиям, но это будет потом, позднее.
А пока мы отправляемся в очень личный для героев поиск. Поиск любви, надежды, ответственности. Поиск матери, любимой женщины и коллеги. Поиск искупления прошлых грехов, восстановления старых связей, поиск недосказанного и незавершенного. Поиск лучшего будущего, семейного счастья и понимания.
А также в компании Фудира и Меараны продолжаем знакомиться с миром Флинна.
С Верховной Тарой, ее лесами, парками, и главной норой Своры. Хлипким Чертополоховым Пристанищем – миром, сотрясаемым постоянными землетрясениями. Миром, построенным вокруг традиции. И главным заложником этой самой традиции — императором Утренней росы. Воротами во фронтир – Арфалуном. Одной из самых конфликтных планет по отношению к чужакам, а особенно к терранам. Чуть больше узнаем о причинах неприязни к этим самым терранам. Сочной изюминкой Объединенной Лиги, царством рынка — Танцующей Дамой из Большой Ганзы. Раем для реконструкторов и любителей созерцать свет далеких звезд – Сиги О'Харрой. Кошмаром мужского мира и царством матриархов – Отважным Ходом. С одним из миров загадочной и недружелюбной Глуши.
Встретимся со старыми приятелями, некоторые из которых изрядно изменили свой статус. Заведем новые знакомства, часть из которых окажется весьма недолговечными.
А десертной вишенкой на торте романа поработают внутренние беседы Фудира. Голова которого как оказалось, стала пристанищем для целого отделения разнообразных личностей. Личностей услужливо персонифицирующих, показывающих и раскрывающих для читателя обычно скрытую внутреннюю работу мозга. Пуская и несколько утрированно. Какой дивной музыкой порой звучат диалоги, к примеру, Педанта и Силача! А сколько тайн кроется в Шелковом Голосе!
Эрго. Вторая часть цикла, сохраняя особенности дебютной книги, показывает богатейший мир «Рукава» через локальный поиск женщины женщиной. Этот подход практически лишен пафоса и глобальных политических раскладов. Зато делает вселенную Майкла Флинна еще ближе и роднее.
По улице бродила хорошая Годжира, или заслуженный гнев природы
В 1999 году на Филиппинах обнаруживают скелет существа. Огромного, доисторического. Но назвать его неизвестным было бы изрядным преувеличением. Уже больше 40 лет, после того, как ядерная подлодка спустилась на недосягаемую ранее глубину, все кому нужно, прекрасно знали о существовании таких тварей. Однако знание об их наличии еще не давало метода борьбы с ними. Филлипинская находка оказывается судьбоносной для всей планеты (тем более, что помимо скелета там было найдено кое-что еще). Вот только выяснилось это лишь 15 лет спустя. Когда мир столкнется с этими существами лицом к лицу.
Первый раз Годжира явила себя миру в 1954 году в фильме японского режиссёра Исиро Хонда. С тех пор о мутировавшем доисторическом ящере кинематографисты рассказали нам 29 раз в большом метре, не считая разнообразных сериалов.
Годзилла — наиболее известный представитель Кайдзю, «странных зверей», исключительно японского явления, воплощающего силы природы. Только жители Страны восходящего солнца, постоянно соседствующие с разрушительными природными катаклизмами, додумались дать им плоть в виде огромных крокозябриков, и сделать оных героями (и антигероями) национального фольклора.
Западный мир отнесся к кайдзю с огромным интересом. Первая же лента 1954-го была спустя два года перемонтирована и вышла в американском прокате. Самым известным штатовским проектом о Godzillе стала картина Роланда Эммериха, нормально прокатившаяся по миру, и абсолютно не воспринятая на родине кайдзю. Японцы даже отказали монстру Эммериха в родовом имени, обозвав его Зиллой. И вот в честь к 60-летия франшизы, нам решили устроить новое свидание с любимым миром чудовищем.
Что забавно ВМС США с удовольствием помогли создателям в производстве картины, в отличие от Корпуса морской пехоты, которому чем-то не понравился сценарий.
Что первым бросилось в глаза мне – человеку, до этого с Годзиллой не особо знакомым. А он-то оказывается хороший! Морда такая добрая, задумчивая. Глаза душевные, добрые. Действия оправданные. Эволюцией.
Второе. Лента вышла логичной. В действиях кайдзю. По природному так, по эволюционному. Ну, какому альфа-хищнику, венцу первобытной экосистемы могут быть интересны нынешние цари природы, с их хилым ядерным оружием, нелепыми высотными домами ему по плечо, пушечками и ракетками, которые он ест на завтрак. Вот на них и не обращают внимания. Когда сильно досаждают — отмахнутся, как от комаров, и дальше своими делами занимаются. Вот размножение – это для монстриков побудительный мотив. Или древнее отношение одного венца к другому. Почти по «Горцу», остаться должен только один.
Естественно, когда начинают показывать действия людей, вся логика исчезает, как туман по утру. Долбали бомбами – не берет. Возьмем бомбу побольше, плевать, что это для него любимая закуска. Говорят вам – подождите, не гоните лошадей. Нет, начнем активно путаться под ногами, пускай мосту будет плохо. Особо мило выглядела пальба по кайдзю из автоматов. Вы б еще ножиком перочинным его потыкали. Люди, что с них взять. Туповатые существа, если честно.
Теперь о том, ради чего собственно и смотрят такое кино. Красивости.
С этим все в порядке. Любовно прорисованные монстры. Забавно маленькие на их фоне, но отменно героические американские корабли. Сыплющееся с небес самолеты. Красиво распадающиеся от касания кайдзю дома. И самый цымес – долгая драка слона с китом. Состоящая вдобавок не из одной сцены. Похоже, 160 лимонов потрачены не зря.
Имя Годзиллы происходит от японского «горилла» (яп. горира) и «кит» (яп. кудзира).
Ах, да! Шоб вы не сомневались, весь этот праздник жизни будет происходить на фоне простой как угол дома человеческой истории.
Интересной в первую очередь тем, что отца главного героя (того, который из людей, а не из кайдзю) играет Брайан Крэнстон, произведший фурор своим мистером Уайтом из «Во все тяжкие». Причем даже за небольшое экранное время он успевает выдать сцену, по накалу близкую к лучшим образцам, показанным в Breaking Bad. Мелочь, а приятно. У Бинош здесь буквально пара сцен, а Ватанабе явно должен символизировать непрерывную связь американского Годзиллы со своим японским предком.
Что касается Тейлор-Джонсона, в свое время порадовавшего крышесрывным «Пипцом», то мальчик изрядно набрал мышечной массы, теперь пора ему самое время вплотную заняться актерским мастерством.
Но, конечно же, все они меркнут на фоне настоящего героя картины, на которого впрочем, мы полюбуемся всего-то минут 10 за весь фильм. Той первобытной силы, способной как навредить человечеству, так и принести ему нежданное спасение. Силе, которой человек не в состоянии ничего противопоставить, а может лишь с восточным смирением принять все ее действия. Силе, олицетворяющей гнев природы. «Наказание, которого мы заслуживаем».
Эрго. Качественный спецэффектный блокбастер, по-шамански заискивающий (или заклинающий?) перед исконной природной мощью. Пускай мол, на каждого ГННУСа найдется свой болт с хитрой резьбой. В это верить как-то спокойнее.
Режиссер: Гарет Эдвардс
В ролях: Аарон Тейлор-Джонсон, Кен Ватанабе, Элизабет Олсен, Жюльетт Бинош, Салли Хокинс, Дэвид Стрэтэйрн, Брайан Крэнстон, С.Дж. Адамс, Карсон Болд, Ричард Т. Джонс
P. S. Та штука, которой может иногда дышать Годзилла, это некий тепловой луч, или плазма. Фаталити, в общем, у него такой.
Майкл Флинн «Танцор Января». -- СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2014 г. Серия: Science Fiction Club (1-й роман цикла «Спиральный Рукав»)
Танцы вокруг Танцующего, или Электрический квест во спасение
Когда Амос Январь, капитан грузового звездолета «Нью-Анджелес», нашел артефакт предтеч, прозванный позднее Танцором, никто особо не заинтересовался. Эти артефакты штуки, конечно, дорогие, но к чему их приспособить — не всегда понятно. Да и встречаются они не так, чтобы совсем уж редко. И когда внезапно Танцующий камень понадобился буквально всем: Представителям Межзвездной торговой компании. Пиратам из Цинтианского скопления. Гончим Адри. Повстанцам с Нового Эрена. Братству Терры. Удивлению знающих жителей Спирального рукава не было предела. Да что же такого в этой штуке? Неужто сила, способная изменить баланс сил в Галактике?
Майкл Флинн дебютировал на американском фантастическом небосклоне еще в 1990-м. С тех пор на его счету появилось всего пять романов. «Эйфельхайм: город-призрак» — атмосферный рассказ о встрече с пришельцами в средние века. И четыре книги цикла «Спиральный Рукав», из которых на русский переведены первые две.
Цикла, интересного в первую очередь техническим фантдопущением вселенной Спирального рукава. Вселенной, где найден довольно оригинальный способ космических полетов. Корабли тут не прыгают через гиперпространство и не несут на борту погруженных в анабиоз космонавтов. Основной способ передвижения между мирами — Электрическая авеню — потоковая магистраль, связывающая звезды. Тут царят «Электрические течения, которые сворачивают ткань пространства в сверхсветовые складки» и придают кораблю неимоверную скорость, куда быстрее скорости света по Ньютону. Неся с собой и определенные риски путешествия на транссветовых скоростях. Типа пятипроцентной вероятности не вернуться домой, превратившись в выброс «излучения Черенкова». Там же где нет трасс авеню, корабли «ползут» в ньютоновском пространстве, тратя на это передвижение огромное, по сравнению с «магистральным», количество времени.
Во вторую — нюансами обустройства мира. Мира многогранного и живого. И если две основные вяло противостоящие силы свежей идеей не назовешь (хотя и тут есть забавные нюансы, типа Названных, и их Имен).
То среди мелочей, описанных Флинном, встречаются по-настоящему интересные и неплохо продуманные «фишки»:
— Гончие Ардри, те, кто всегда получают желаемое. Верные слуги Верховного Короля. Неумолимые и беспощадные. Находчивые и искусные. Гении шпионажа и политики. Способные свергать тиранов, развязывать и останавливать восстания, править планетами, быть лучшими шпионами и убийцами. Разить словом с обезглавливающим эффектом. Эдакие идеальные субъекты для разведки, управления, битв и политики. Причем с хорошо проработанной идеологией, системой обучения. Гончие — одна из лучших изюминок цикла.
— Разлом, разделяющий Галактику, опасное и таинственное место, где нет Солнц.
— Новый Эрен – «наследники» Ирландии, живописная планета, полыхнувшая ослепительным мятежом, одно из наиболее описанных мест в романе.
— Прочие исторические, религиозные, кулинарные и культурные аллюзии, создающие эффект сродства и узнавания, герои, кумиры и гении, превратившиеся в богов.
— Старые планеты и периферия, «детишки, сбежавшие от родителей», оставившие после себя «опустевшее гнездо».
— Братство Терры с их гетто, пардон, Закутками. Народ, потерявший дом. Те, кто разбросанные по галактике, упрямо держатся вместе, куда бы не занесла их судьба. Вместе переживают невзгоды, питая себя мечтами о «земле обетованной», а точнее просто о Земле.
— Уйма акцентов и специфических манер говорить в исполнении разных народностей галактики, переданные через заглатывание букв, или растягивание слов.
— Квест по поиску артефакта, во время которого герои, подобно серферам скользят по волнам Галактики, соприкасаясь со многими особенностями мира.
Все эти, и другие составляющие книги описаны довольно объемно и ярко, без проблем позволяя окунутся во вселенную «Танцора». Неплохо работает на создание атмосферы и способ рассказа, избранный Флинном. Рассказа, ведущегося в двух временных пластах. Первый происходит через десяток лет после охоты за Крутилкой, и состоит из беседы некоего человека со шрамами и арфистки-оллам в одном из баров Иеговы. Второй – собственно рассказ человека со шрамами о находке, потере и последующих поисках Крутящегося камня, перемежаемый комментариями и философскими отступлениями.
Все эти непонятные всезнающие личности, аромат загадки, растянутое ожидание прояснения ситуации придают роману изрядный флер недосказанности, интриги и таинственности.
Что одновременно становится и своеобразным недостатком The January Dancer . Слишком медленно развиваются события, и довольно недружелюбно воспринимает читателя мир. Открывающийся чересчур неторопливо и постепенно: несдержанный поклонник фантастики может и не дождаться слияния с романом. Пропустив самое интересное.
Впрочем, недостаток терпения никогда не был особо положительным людским качеством. Может как раз артефакт предтеч под названием Танцор Января поможет от него избавиться.
Что еще? Маловато действия? Есть такая буква, не «Сталкер» какой, ни к ночи будь помянут. Но атмосфера книги такова, что отлично обходится небольшим процентом экшена (в отличие от тех же «Слуг правосудия» Леки). Не так уж и много в последнее время выходит фантастики, способной хорошо выглядеть без непрекращающегося драйва.
Одно это дорогого стоит.
Эрго. Интригующий космический квест в хорошо описанной и любопытной подробностями галактике, отпугивающий нетерпеливых неспешным началом и медленно раскрывающимся миром.