…пикирующего телекинезера или Сила детям не игрушка
Три подростка: тихий, затюканный Эндрю (ДеХаан), его кузен вдумчивый Мэтт (Расселл) и разбитной, компанейский Стив (Джордан) находят странный тоннель, в конце которого натыкаются на непонятную светящуюся штуковину. Через некоторое время парни начинают ощущать последствия встречи. В них проявляется способность влиять на любые предметы силой мысли (попросту телекинез), двигать, сжимать и разрушать их. Казалось бы, «вот тут им карта и поперла», и первое время тинейджеры искренне наслаждались своими новыми возможностями, используя их для приколов и поднятия самооценки. Но затем оказывается, что обладание такой силой не лучшим образом действует на неокрепшие мозги. И появляется неодолимое искушение использовать ее для не самых благовидных дел.
Тема «инаковости» очень сильно волнует заплывшее жирком американское общество. Если судить по кинематографу, каждый из супергероев хочет быть «таким как все». А «пересичный громадянин», получив некие отличия, тут же активно стремиться от них избавиться. Chronicle смотрит на проблему немного под другим углом. Она показывает потенциальным супергероям, почему именно лучше быть таким как все. Ведь не имея инструмента для совершения плохого поступка, ты его не сделаешь. А если инструмент есть, представь, какое искушение начинает грызть тебя изнутри. Ты готов к этой борьбе, юный падаван? Нет? Вот и славно, и не надо тебе эта суперсила. Стволом обойдешься, ежели чего.
С одной стороны оно, конечно, так. Но с другой, не преодолевая искушения, не станешь Личностью. Так и будешь офисным планктоном, сытым бюргером или уличной приблатненной шавкой. Хотя, может им этого и надо?
Итак, телекинез. С самого начала понятно: добром дело не кончится. Чересчур уж в некрепкие руки попадает эта мощь.
Эндрю, со всеми возможными проблемами переходного возраста, усиленными невозможными. Забитый, нелюбимый никем ботан, с пьяницей отцом и больной матерью. Мэтт, чересчур увлеченный одной девицей, и неспособный вовремя увидеть проблему. Стив, самовлюбленный и не верящий, что с ним что-то может приключиться.
Но сочтя, что и этого недостаточно, режиссер добивает героев нелепыми несчастными случаями. Чтоб наверняка. Ничего не скажешь, жизнь у подростка не из легких. Пубертатный период, гормоны из ушей прут, родители задолбали , сверстники удаль показывают. Но жизнь бедного Эндрю создатели Хроники сделали слишком уж невыносимой. Как-то даже неспортивно. В таких условиях и взрослый мужик сорваться может.
Актеры работают адекватно. От пацанов особых подвигов не ожидаешь, но кое-где тот же ДеХаан показывает вполне качественную игру. Кое-где, правда безбожно переигрывает (особенно в конце).
Что еще на удивление порадовало, это спецэффекты, как для 12-лимонного фильма, так просто блеск. Полеты сквозь облака, несущийся на тебя самолет, шикарные небесные виды. Плюс эффект присутствия.
Вот мы добрались до еще одной фишки картины. Chronicle снята в жанре мокьюментари, и стала одной из немногих лент, которая от этого приема только выигрывает. Во-первых, смонтирован фильм из материала, снятого как-бы не одной камерой, а несколькими. Причем когда оба собеседника таскаются с аппаратурой, используются быстрые переходы с одного оператора на другого. Что добавляет привычные для зрителя быстрые переходы кадра, при этом оставляя тот самый эффект присутствия. Во-вторых, наши герои, играясь с камерой, научились подвешивать ее в воздухе, управляя ней дистанционно. Получите опять же моменты, очень близкие к привычному кино, но одновременно неуловимо от него отличающиеся.
В результате перед нашими глазами (под крылом красивых воздушных съемок), социальная драма о жизни недорослей сплетается с притчей об ответственности, а из-за их плеча с ухмылкой выглядывает комикс о супергероях. Да, фильм немного провисает в начале, но когда раскочегарится, становится совсем нескучно.
Эрго. На удивление зрелищный рассказ о вреде излишней силы в пубертатном периоде, смешавший в одном флаконе весьма недурной киношный коктейль.
Режиссер: Джошуа Транк
В ролях: Дэйн ДеХаан, Алекс Расселл, Майкл Б. Джордан, Майкл Келли, Эшли Хиншоу, Бо Петерсен, Анна Вуд, Руди Малкольм, Люк Тайлер, Кристал-Донна Робертс, Эдриан Коллинз, Грант Пауэлл, Николь Бэйли, Линита Кроффорд, Арман Окамп, Ройстон Стоффелс, Патрик Уолтон мл., Лэнс Эллиот,
Дэвид Вебер «Космическая станция «Василиск». -- М.: Эксмо, СПб, 2003 г.
(Серия: Военная фантастика) (первая книга цикла «Вселенная Виктории Харрингтон»)
ум, Честь и совесть ихней эпохи или Правнучка Нельсона/ Боже, храни Королеву!
Садясь на борт шаттла, летящего на главную верфь Флота, Коммандер Королевского Флота Мантикоры Виктория Харрингтон пребывала в исключительно радужном настроении. Этому чертовски способствовало долгожданное назначение капитаном легкого крейсера. Она шла к этому месту 11 долгих лет. Не имея ни связей, ни влиятельных друзей или родственников. Только свои знания, умения и талант. Академия, затем служба штурманом, лейтенантское звание, капитанствование на небольшой канонерке, должность старшего артиллериста на супердредноуте, затем командование эсминцем.
И вот, наконец, в ее подчинении один из «ушей и глаз Флота». Причем в очень непростое для родной Мантикоры время.
Бог с ними с учениями, во время которых так легко наступить на мозоль одному из бесчисленных власть предержащих Звёздного Королевства и быть отправленной на окраинную станцию. Хуже другое, одна из соседних держав, Народная Республика Хевен, агрессивная и воинственная, уже переварила свои предыдущие завоевания. А Королевство Мантикора является слишком лакомым куском, чтобы не попробовать потрогать его за подбрюшье. И не совсем понятно, что за игра ведется вокруг станции «Василиск» и планеты Медуза. Возможных ключевых точек в будущем конфликте.
Точек, где единственным военным кораблем Королевства, оказывается корабль Виктории Харрингтон «Бесстрашный».
Корабль, ставший заложником борьбы между двумя школами тактической мысли на Мантикоре.
Корабль, лишенный изрядной части проверенного оружия.
Корабль с новыми системами вооружения, неприспособленными для использования на легком крейсере.
Корабль с деморализованной, неуверенной в себе, депрессивной командой.
Корабль, жизнь которого будет полностью зависеть от талантов нового капитана и ее умения воспользоваться знаменитым принципом Филеаса Фогга («используй, то что под рукою»).
Уроженец штата Огайо Дэвид Вебер опубликовал свой первый роман (написанный совместно со Стивом Уайтом) еще в далеком 1990 году. С тех пор из-под его пера вышло больше двух десятков романов (не считая приблизительно такого же количества межавторских проектов). Пишет он в основном в жанре военной фантастики, а его цикл «Хонор Харрингтон» (Виктория в английском оригинале носит имя «Хонор» – «Честь») считают одной из лучших военно-космический саг в мире. Познакомимся поближе с первым романом этого цикла.
Качественная космическая фантастика с военным уклоном просто обязана изящно лавировать между требованиями адептов сражений меж звездами, ценителей изящных, забавных фантдопущений и изысканных интриг, поклонников описаний научно-технического прогресса и любителей непрерывного движения/экшена. Не забывая о реверансах в сторону фанатов хорошо прописанных и жизнеспособных персонажей. Дело непростое, и посему зачастую писателям одновременно удается удовлетворить максимум одну-две группы читателей.
Вебер в первом романе «Хонор Харрингтон» сделал серьезную заявку на действительно качественную фантастику. Судите сами. Пускай столкновениями армад нас в первом томе не порадуют, но без космического сражения, подробного и со вкусом описанного, мы не останемся.
За забавности отвечают шестилапый древесный кот Нимиц с родной планеты Виктории Сфинкс, эмпат, умница и неотделимая часть хозяйки. А также медузиане, эдакие кряжистые богомолы, неразборчивые в принятии веселящих снадобий.
Интригами занимается с одной стороны цельный мантикорский Парламент, ведь монархия в Звёздном Королевстве вполне конституционная (кстати, сама Мантикора изрядно напоминает эдакую космическую Британию). Тут вам и либералы, и прогрессисты, и центристы и роялисты. Извините, если кого не припомнил. И каждый одеяло на себя тащит. С другой – спецслужбы и политики Народной Республики Хевен. Тоже, знаете ли, ребята не промах. Хотя и расслабленные немного.
А уж прогресса и его детищ, технологий, у Дэвида просто пруд пруди. По уровню проработанности и оригинальности научной стороны мира, цикл Вебера достоин сравнения с лучшими образцами "сайнс фикшн", безо всяких скидок на приключенческо-военную составляющую романов.
Тут вам и импеллерные двигатели, создающие тягу над и под корпусом звездолета, непробиваемую никаким оружием. И качественно проработанная идея гиперпространственных путешествий с помощью, так называемых Парусов Варшавской. И идея туннельной транспортной гиперсети со своими особенностями и законами. И пролонг – процедура, замедляющая старение. И изрядное количество разнообразного вооружения, как ручного, так и корабельного. Как вам, например, комбинированные ядерно-лазерные ракеты?
Наибольшее основание быть недовольными «Хонор Харрингтон» имеют фанаты, требующие от фантастики беспрестанного экшена. События в книге развиваются неторопливо, хватает психологии, расследований, и самая движуха начинается ближе к концу романа.
Что еще лично мне не понравилось, обилие незапоминающихся второстепенных героев, в которых страницы с двухсотой начинаешь конкретно путаться. Но то такое, возможно просто надо быть повнимательнее.
Напоследок скажем пару слов о фронтеменше цикла, Коммандере Королевского Флота Мантикоры Виктории Харрингтон. Это образ является одновременно и достоинством и недостатком романа. Причем одно плавно проистекает из другого. Виктория вышла живой, талантливой, умной, при этом сомневающейся и эмоциональной. Заботливым и знающим командиром, благородным и патриотичным человеком. Все бы хорошо, но у нее весьма сложно отыскать хоть одну негативную черту (если не считать забавного математического кретинизма). Опять же, если уж вас зовут Честь, приходится соответствовать. Как-то отвыкли мы уже от монохромных героев. Пускай хорошо прописанных, но чересчур уж безупречно-положительных. Не хватает нам внутренней борьбы, червоточинки какой завалящей, простого многогранного человеческого характера, в котором вдоволь как хорошестей, так и банального эгоизма.
Эрго. Почетное третье место среди читанной мной забугорной космической фантастики, после неподражаемого «Барраяра» Буджолд и многогранного «Пламени над Бездной» Винджа. Если б еще Викторию не такой белой и пушистой сделали….
В одном северном княжестве жили хорошие и работящие люди. Но не было у них счастья. Ведь само небо несло им смерть. Смерть в виде огромного огнедышащего змея. Чтобы избегнуть гибели города, люди отдавали дракону своих невест. И ни одна из них не вернулась к своему народу.
Пока не нашелся смельчак, бросивший вызов чудовищу. И одолевший его.
С тех пор сменилось несколько поколений. Страшный ритуал выбора жертвы превратился в свадебную традицию, а вырезанными фигурками дракона игрались дети. Все было спокойно. До дня свадьбы внука драконоборца Игоря (Романов) и младшей княжны Мирославы (Поезжаева).
Дня, должного стать самым счастливым в жизни княжества. А ставшего самым трагичным.
Дракон вернулся. Забрав Мирославу на далекий остров, затерянный посреди океана.
Там в соседстве с жутким чудищем и загадочным юношей Арманом (Лыков), Мире предстоит не только постараться выжить, узнать, что такое любовь, но и сделать выбор, изменивший судьбу княжества.
Российское кино – довольно специфический жанр, которому чаще всего удаются ленты «за жизнь», типа «Географа» и «Жизни Алексеева». С фантастикой все на порядок хуже, и даже широко пропиаренные «Дозоры» смотрятся довольно бледно (это не говоря уже о том, что делают с первоисточником то, что Содом не делал со своей Гоморрой).
Но надежда на прорыв бессмертна, и когда появился фильм по мотивам книги отличных фантастов Марины и Сергея Дяченко, я после долгих раздумий все же решился на просмотр.
Ведь даже Дяченки аж никак не являются гарантией качества кинопродукта (доказано «Темным миром-Равновесие»).
К счастью, почти полностью перерожденный «Ритуал» оказался в технических моментах весьма достойным кинопродуктом. Сохранив, к сожалению, главные детские болезни российского кино.
Сперва о приятном.
— На удивление качественная картинка.
Причем во всех аспектах.
Отличная графика, и не только в прорисовке дракона. Также достойно смотрятся обе локации, где происходит действие: его Остров, и город Мирославы (если верить продюсеру на них ушло около двух лет работы компьютерщиков).
Хорошая операторская и техническая режиссерская работа. Тщательно выстроенные кадры, уместные смены планов, вполне профессиональный монтаж.
Удачная игра с цветом, настраивающая зрителя на восприятие происходящего, создающая настроение, нагнетающая или разряжающая обстановку.
— Позитивный настрой, редкий для мирового, а особенно российского кино. Рассказ не просто об убийстве дракона, а о победе другим способом. Преодолении, надежде, человечности, силе любви.
— Сказочность в хорошем смысле этого слова. Бревенчатые заборола города, красочные наряды девиц, антуражная массовка, необычный остров дракона, тропическая атмосфера зарождения чувства. И пускай противопоставление зимы и лета, севера и юга, снега и зноя местами чересчур навязчивое. Пускай «островная» часть смахивает на рекламу Баунти, а «северная» на паблик плейсмент русского кваса, нужную атмосферу такой расклад все равно создает.
— Вменяемый сценарий (правда, с довольно корявыми диалогами), не показывающий нам ничего противоестественного, а даже наоборот адекватно раскрывающий историю одиночества, рождения привязанности и внутренней борьбы.
Интересно, славянский антураж (которого и близко не было в книге) создан постановщиками специально для дополнительных аллюзий на противостояние Леса и Степи, или просто под влиянием моды?
А теперь, Маша, о грустном.
Затянутость «островной» части. Минимум на полчаса ленту можно было сократить не просто без ущерба, а наоборот во благо, для пущей динамичности и увлеченности зрителя. Такое впечатление, что постановщики по непонятной причине упорно добивались хронометража именно в 110 минут, растягивая тропические развлечения (снятые, кстати, где-то на Черном море) насколько это возможно.
И самое печальное – актерские работы.
Постановщики подобрали неплохие типажи.
Симпатичная барышня, полная почти детской непосредственности и притягательности молодости.
Изысканный, утонченный юноша – постоянно демонстрируемого атлетического телосложения, но не квадратный «качок».
Типажи это, безусловно, хорошо, но отнюдь не все.
Еще со сцены в княжеском тереме возникает ощущение неестественности, в которое протагонисты подбрасывают дровишек с постоянством достойным лучшего применения.
Речь актеров — кромешный ужас. Буква «Ч» в исполнении главного героя — просто праздник какой-то. Похоже, что уроки сценречи нынче прогуливают все молодые лицедеи поголовно, начиная с первого курса.
Им жутко не хватает школы. Умения вживаться в образ, находить манки и ассоциации, создавать шлейф роли, верить в свои слова. То есть натягивать шкуру персонажа.
Делать все те элементарные вещи, отличающие профессионала от любителя. То, чем славилась советская актерская школа.
Недостатки и просчеты актерской работы и работы режиссера с актерами в этой ленте можно издавать в качестве учебного пособия «Как нельзя работать над ролью».
Потому то и хочется возопить с периодичностью раз в пять минут бородатую фразу классика: «Не верю!!!».
Пока ребята двигаются, таскают тяжести вверх по склону, плещутся в прибое и всяко балуются, они смотрятся «на уровне» (естественность, достигаемая лишь в движении – небольшое достижение). Стоит им замереть, сыграть в статике – все становится очень печально.
И даже приемлемые статичные моменты во второй половине ленты, скорее всего, объясняются просто напросто привыканием зрителя к образам.
О постоянных метаморфозах с одеждой героев на этом фоне говорить как-то даже неловко. По сравнению с главным недостатком ленты просто забавный пустячок.
А вот поразительно слабые песни, за исключением лишь центральной темы ритуала, рождают вопрос: ну как можно было создать настолько невнятные тексты и музыку?
Эрго. Вполне милый с технической стороны эксперимент на поле фентези с удивительно сильной как для российского кино картинкой и графикой, и cлабенькой актерской составляющей.
В принципе правильной дорогой идете товарищи. И молодежь в главных ролях у вас не пропащая. Поработать с ними нужно, актерским мастерством вплотную заняться. И будет вам счастье.
Режиссер: Индар Джендубаев
В ролях: Мария Поезжаева, Матвей Лыков, Станислав Любшин, Иева Андреевайте, Петр Романов, Андрей Лебединский, Марта Тимофеева, Иво Господинов, Егор Зубарчук, Виктория Рунцова
Симпатичная история одной жизни или Мальчик, который вырос
Тускло чадит свеча, бросая отблески на меч, висящий рядом. За окнами барабанит дождь. На деревянной столешнице пара высоких глиняных кружек. Пенится, стараясь выбраться наружу, добрый густой эль. Ночь. Тихий ровный голос. Две тени.
Одна мечется по стенам, и кажется, у нас на глазах мальчонка превращается в мужчину. Тяжело. Долго. Кроваво. Как все мы.
Другая внимательна и поглощена работой.
Скрипит перо. Ложатся на бумагу непонятые символы. Запечатлевая навек историю.
Историю о жутких чандрианах. Потерях и приобретениях. Смерти и жизни. Любви и ненависти.
Молодом эдема руэ, сыне актера, потерявшем семью, и ставшем позднее Неведомым и Убийцей Короля.
Возможно, вы слышали о нем.
Подавляющее большинство писателей выросли из заядлых читателей (опровергая анекдот о странном чукче). Патрик Ротфусс очередное подтверждение этого нехитрого правила. Несколько тысяч прочитанных романов еще до окончания школы. Плюс отсутствие в его детстве убийцы времени – телевидения. В общем, у Патрика были все шансы. И он ими воспользовался. Уже в университете. Начав работу над эпопеей, впоследствии названной издателями «Хроника убийцы короля». Сам автор писал его как «Песню огня и грома». Первый том рождался на протяжении 14 лет, а третий до сих пор не завершен. Слыхали выражение: «работа всей жизни»? Так это как раз о Kingkiller Chronicle.
И, как на меня, Ротфусс абсолютно не зря потратил свое драгоценное время.
Книга Патрика построена по принципу матрешки, истории в истории. Истории своей жизни, которую взрослый протагонист рассказывает заезжему хронисту. Такой подход имеет как несомненные плюсы. Интерес читателя поддерживается на высочайшем уровне. Чертовски любопытно, как же все-таки обычный мальчуган из бродячего театра станет тем, кем он стал? Так и понятные минусы. Мы твердо знаем, что Квоут по крайней мере доживет до момента рассказа своей истории. То бишь за его жизнь поначалу мы можем не беспокоиться. Хотя с момента завязки понятно, что дело отнюдь не ограничится мирным общением с хронистом, и у главного героя еще будут возможности залезть в пару-тройку смертельно опасных переделок.
Книга Патрика вышла потрясающе атмосферной, буквально с первых страниц завораживая и с головой затягивая в объятья созданной им истории. Истории, раскрывающейся перед читателем постепенно и неторопливо, как бутон прекрасного весеннего цветка. Как волшебная мозаика, складывающаяся кусочек за кусочком, из непонятных отдельных частей превращающаяся в нечто огромное и полное жизни. Мозаика, каждый кусочек которой занимает свое место, цепляется один за другой. А каждый брошенный намек и бит информации получает свое объяснение и развитие в дальнейшем.
Книга Патрика, как качественный кинофильм проводит перед глазами читателя жизнь героя с самого детства. Жизнь полную боли, опасностей, потерь, открытий, свершений. Как любая полноценная жизнь. Причем жизнь плотно связанная с миром. Являющаяся неотъемлемой его частью. А так как протагонист весьма способный и талантливый юноша, всегда стремящийся к большему, то и мир откроется нам отнюдь не с точки зрения недалекого свинопаса, не покидавшего родной деревни. Наоборот, мы увидим разные грани мира Квоута. Быт бродячих артистов. Дно большого города. Университет. Небольшие провинциальные поселения.
Книга Патрика по-хорошему волшебна и вкусно мифологична. Ведь магия (точнее симпатия) неотъемлемая часть мира Квоута. Причем магия неплохо продуманная и довольно интересная, основанная на принципах соответствия, сродства и сохранения. Отнюдь не файерболом в лоб. Здешним волшебникам-арканистам для достижения результата приходится хорошенько попотеть. А ведь есть еще и загадочное и могущественное «именование», магия имен, подвластная единицам. И самые натуральные фейри.
Дополнительная прелесть «Имени ветра» в том, что автор регулярно и ненавязчиво добавляет в обыденную жизнь героев мифологический пласт, используя легенды, истории, песни, поговорки. Пласт, изрядно влияющий на быт персонажей (и не только главного героя), временами грубо вторгающийся в обычную жизнь, и завязанный на нее с самого начала. Причем Ротфусс не вываливает все сразу, а подает информацию кусочками и намеками, разжигая любопытство и накапливая ожидания.
Однако есть в книге Патрика и моменты, способные отпугнуть часть читателей.
После мощнейшего начала, часть с университетом воспринимается более неровно. Автор порой чересчур углубляется в романтические переживания вьюноша, из-за чего роман начинает местами провисать.
В университетской части романа невольно приходят на ум сравнения с другим мальчиком, из шикарной эпопеи Роулинг. Оба талантливы, оба крайне неординарны. У обоих легендарные враги. Но если Гарри фактически стал знаменем, и имел неплохую поддержку (что отнюдь не умаляет его личных заслуг), то Квоут абсолютно всего добивается сам (разве что база, заложенная родителями, да учителем помогает).
Фанатам политических интриг тоже особого раздолья не предвидится. Мир Патрика, живой и полнокровный в окружающих протагониста бытовых мелочах, пока слабо раскрыт в социальном и глобальном плане. Мы почти не столкнемся тут с правящей аристократией и бравыми воителями. Лишь вскользь увидим здешних религиозных деятелей и останемся в неведении насчет стратегической карты. Хотя, безусловно, не стоит забывать, что в наших руках лишь первая часть трилогии.
Любители непрерывного экшена могут заскучать во время неторопливого развития событий, отнюдь не взрывающегося каждую главу сражением, рубкой на мечах или магическим поединком. Все эти моменты в The Name of the Wind отыскать будет сложновато.
Зато остального Ротфусс отсыплет нам с лихвой. Вкусного, объемного языка. Живых, запоминающихся персонажей. Разума и мастерства, таланта и страсти. Захватывающего сюжета. Атмосферного мира. Ощущения загадки и угрозы. Шикарно прописанного главного героя и жутких антагонистов.
Позволит насладиться сагой о взрослении и любви. Историей человека, строящего себя без чьей-либо помощи. Способного лишь с помощью собственных мозгов и талантов стать гораздо большим, чем уготовила ему злая судьба. Человека целеустремленного и умного. При этом не лишенного недостатков, и отнюдь не похожего на картонных «великих героев древности».
Позволит на несколько дней погрузиться в мир молодого Квоута, еще не ставшего Убийцей Короля.
Возможно, вы уже слышали о нем.
Эрго. Отличное атмосферное фентези, которое вряд ли подойдет тем, кто ценит «Неверлэнд» лишь за кровопролитные сражения и дворцовые интриги. Остальным – читать смело.
P. S. В 2013-м вышел второй том трилогии «Страхи мудреца», разбитый нашими сребролюбивыми издателями на две книги. Завершение цикла пока в работе.
P. S2. Интересно, синий цвет как признак опасности, Пехов спер в «Летос» сознательно, или просто идея витала в воздухе?
Астронавт Марк Уотни (Дэймон) считал это время счастливейшим в своей жизни. Еще бы! Полноправный участник экспедиции на Марс. Пускай не самой первой, но находится среди пары десятков счастливчиков, это знаете ли, тоже дорогого стоит. В это блаженном состоянии Марк пребывал ровно до того момента, пока во время бури, получив в бок кусок антенны, не потерял сознание.
Очнувшись, Уотни выяснил, что остался абсолютно один. На всем Марсе. Его коллеги, посчитавшие Марка мертвым, уже находились на пути к Земле.
И пускай ему в наследство остались жилой модуль, исправный марсоход и некоторое количество припасов, этого добра аж никак не хватит до прибытия следующей экспедиции.
А значит, единственный шанс выжить, заключается в удушении паники на корню, полной мобилизации разума, и всех своих познаний как ученого.
Слава Всевышнему, с мозгами и багажом знаний у Уотни все в порядке.
Роман Энди Вейера стал «событием 2012 года» в научной фантастике, будучи крайне тепло воспринят не только любителями этого жанра, но и самыми настоящими людьми науки. Не удивительно, ведь дебютная книга Энди рассказывала не о зубастых инопланетянах, или звездных войнах, а о торжестве человека разумного. Ученого, доказывающего что гомо сапиенс, не прогуливающего лекции в университете, и умеющего пользоваться серыми клеточками, не способна остановить даже чужая планета.
Экранизация такого позитивного произведения (нечастое явление в наше скучающее по апокалипсису время) была лишь делом времени. Возглавил проект не кто иной, как сам творец «Чужого» и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт, а главную роль практически сразу вызвался сыграть Мэтт Дэймон.
Скажу сразу, фильм, получившийся в итоге, оставляет двойственное впечатление. Его однозначным плюсом можно назвать ознакомление тысяч людей, не читающих фантастику, с позитивным настроем Вейера, его верой в человеческий разум.
Если хотя бы какой-то процент из них станет после этого больше внимания уделять развитию своего интеллекта, значит 108 лимонов долларов бюджета уже потрачены не зря. А если кто-то из способной молодежи, посмотрев ленту, выберет путь ученого, Ридли можно будет смело давать звание почетного профессора любого земного университета.
И шансы на такой выбор весьма велики, так как Ридли Скотт создал вполне приличное кино.
Эмоциональное, притягивающее внимание. Показывающее людей такими, какими их хотелось бы видеть. Профессиональными, Отзывчивыми. Умными. С яркими, красочными иорданскими пейзажами (именно пустыня Вади Рам играла в ленте Марс). Использующее выгодный прием с видеодневником взамен записей на бумаге как в романе. Не забывающее о перебивке камер, частой смене планов и стиля, от профи-съемки до «документального хоум-видео», не дающей заскучать.
Все вроде в порядке. Если бы не несколько «но».
«Но» отлично видимых тому, кто читал первоисточник. Первое. Этот сценарий подразумевал серьезнейшую психологическую работу над образом. То, что присуще не «людям кадра», коими является подавляющее большинство приличных голливудских лицедеев. А скорее актерам, самостоятельно работающим по системе Станиславского. Либо постановщику, хорошо знакомому с этой системой, и способному правильно настроить артиста.
В нашем случае Мэтт и Скотт решили обойтись без этих заморских изысков. Психологическая достоверность? Погружение в роль? Вы вообще о чем? Смотрите лучше на Мэтта, он киногеничный.
Никто не спорит, наблюдать за Дэймоном, как и за каждым «человеком кадра», интересно и почти не надоедает. Но прекрасно видно, как наравне со вполне приличными отрезками, когда он удачно попадает в канву образа, встречаются моменты, где ему не вполне веришь. Да и он сам, похоже, в те мгновения не совсем верит в то, что делает и говорит.
И пропадает тогда, как не бывало, с экрана астронавт Марк Уотни на Ацидалийской равнине, оставляя нам лишь Мэтта Дэймона в иорданской пустыне.
Все же не зря дядечка Станиславский рассказывал будущим лицедеям о внутреннем монологе и поиске состояния. Знал старик, о чем речь вел.
Причем не скажешь, что у Деймона недостаточно таланта полностью вытянуть эту роль. Как показывает тот же «Талантливый мистер Рипли», Мэтт вполне способен достоверно работать с психологией персонажа. По-видимому, это скорее просчет режиссера, не сумевшего настроить актера на постоянное и непрестанное вживание в шкуру Уотни.
Но все же назвать Деймона идеальным вариантом на роль Марка было бы преувеличением. При правильной «накачке», как на меня, лучшим выбором, был бы скорее Рассел Кроу. А какая бы «цаца» вышла из этого образа у Николсона! Либо практически у любого из золотой плеяды советских актеров 70-80-х.
Второе. При всем юморном подходе первоисточника, книга на порядок лучше передает внутреннее напряжение «робинзона», его злость на ситуацию, отчаяние, внутреннюю борьбу, и мобилизацию всех умственных ресурсов организма. А после фильма Скотта уже встречаются комментарии о гениальности Уотни, и о том, как у него все легко получилось. Что, как вы понимаете, отнюдь не добавляет картине вистов.
Третье. Почему в фильм о силе науки вошло так мало научных действий Уотни? По большому счету аж одно – плантация и связанное с ней получение воды? Испугались, что народ не оценит «много буков»? Ну так никто и не просит переносить на экран все научные подвиги Марка (тем более, что Вейер порой перегружает текст химическими терминами). Но один-единственный момент?? Как на меня, однозначный недобор.
Четвертое. По какому принципу шло «обрезание» книги? Вейер не относится к авторам, жалеющим своих героев, и перипетий, для преодоления которых Марку требовалась мобилизация всех сил в книге на порядок больше чем в фильме. Почему под нож попали гонки с бурей и ДТП на краю Скиапарелли? В результате в картине путешествие Марка к модулю выглядит приятным моционом. Открою вам страшную тайну, на самом деле все было не так просто.
Пятое. Пейзажи. Бесспорно, иорданская Вади Рам с ее каменными уступами и каньонами выглядит крайне живописно. Но представьте себе, если бы Марка Уотни окружал ДЕЙСТВИТЕЛЬНО равнинный пейзаж. Каменистая пустыня с небольшими камушками и холмиками (как и выглядит в большинстве своем Ацидалийская равнина). Вам не кажется, что атмосфера ленты изменилась бы кардинально, и переживание за судьбу героя, вынужденного выживать в таком месте скакнуло бы до небес?
И напоследок – финальное спасение. То, что перевело до этого вполне научно достоверную ленту в разряд комикса. Идея, в книге высказанная в шутку, и естественно не получившая развития в связи со своей полнейшей нереальностью, товарищем Скоттом была доблестно водружена на щит, и использована по полной программе.
Ну, скучно старику Ридли, делать все взаправду. И никакое НАСА ему не указ.
Эрго. Профессионально сверстанный голливудский фильм, рассчитанный на людей, не знакомых с романом Вейера. Они имеют все шансы остаться довольными. А вот те, кто знает, насколько продуманнее и цельнее выглядела история, вышедшая из-под пера Andy Weir, вряд ли удовлетворятся версией Ридли Скотта.