Открытость – как панацея для человечества, или Не греши! Большой сосед следит за тобой!
Юная Мэй Холланд (Уотсон) решила, что вытянула счастливый билет, устроившись в огромную интернет-компанию «Сфера». Хорошая зарплата, медицинская страховка, социальные бонусы, а главное – работа, изменяющая мир. Создание системы, организующей и упорядочивающей электронную жизнь людей. Систему, способную объединить человечество под знаменем открытости и ответственности.
Вот только как всегда, оказывается, что не все так радужно, как казалось наивной Мэй. Во-первых, люди всегда остаются людьми, и всегда готовы проявить свои самые подлючие качества. Во-вторых, начальство компании во главе с Эймоном Бэйли (Хэнкс) тоже отнюдь не является ангелами во плоти.
А значит Холланд ждут весьма нескучные деньки.
Тяжелое будущее человечества, переполненное гаджетами, не оставляющими нам никакого личного пространства, не дает покоя кинематографистам уже давно. Тем более в последние годы, когда распространение смартфонов, уличных камер, дронов, спутниковой видеосъемки, достигло непредставимого ранее размаха. У нас пока попроще, а вот на западе (опять же если верить чародеям большого и малого экрана) эта тема становится все актуальнее.
Не смогли пройти мимо настолько благодатного тренда и постановщики The Circle. Причем сделали это в изрядно нарочитой и гипертрофированной форме.
Компания, не обращающая внимания на американское правительство, спецслужбы, конкурентов, существующие сервисы (в которые вложены миллиарды). Играючи смещающая сенаторов, нагло лезущая в международную политику, походя подминающая под себя систему голосования в США. Эй! Любезные да у вас уже готовая антиутопия, Оруэлл обзавидуется. Потому что принимают Сферу весело и с песней!
Окститесь, да подобный монстр и месяца бы не прожил. Причем даже без вмешательства ФБР и налоговой обошлись. Свои же интернет-коллеги порвали как тузик грелку – такая угроза устоявшейся системе!
Ладно, принимаем фантастическое допущение и едем дальше.
Не будем обращать внимания на спорные призывы «муэдзинов» и мантры на тему того, что открытость – это превосходно, и фактически единственный путь к благополучию гомо сапиенс. Бред чистой воды, причем нерифмованный. Из той же серии: «ради условной безопасности самостоятельно отдадим все наши свободы и права». Тут бы уже и простой народ на дыбы встал. Privacy — штука за которую держатся до последнего.
Хотя в чем постановщикам не откажешь – это в возможности отыскать у каждого тезиса, выдвинутого в картине привлекательные стороны. Ты не преступник? Налоги платишь? Жену не бьешь? Так чего тебе скрывать? Контрпример, приведенный в фильме (оленьи рога пресловутого Мерцера)? Еще один бред – делается ролик, или видеорассказ о тяжелой жизни Мерцера, где показывается, как он достает материалы (там явно никакого криминала), и через полчаса он опять герой дня.
А вот за любопытную манеру съемки с кучей накладок и врезок постановщикам Сферы вполне можно накинуть пару баллов.
Или на то, что понятие «личного пространства» по мнению создателей ленты присуще лишь людям среднего и пожилого возраста. Молодежи, детям интернет-века оно уже даром не
нужно. Вся жизнь в сети на глазах у френд-ленты.
Или на уверенность героев в том, что «рожицы» окажут эффект на тоталитарные режимы. Дети, что с них взять.
Но вот рояль в кустах в лице третьего создателя компании (в исполнении Бойеги из новых «Звездных войн», выглядит уже как то даже неспортивно.
Как и слишком выпяченная «роль личности в истории», в лице Мэй Холланд. Ну не верится абсолютно, что она сможет пободаться с таким зубром, как Бэйли. Мэй — наивный божий одуванчик условных 18 лет, мечушийся из стороны в сторону. То глядящий на жизнь трезвым взглядом, то вдруг начинающий всем сердцем верить в идеи Сферы, то наоборот активно разочаровываться в них же. Обратите внимание на причину разочарования, и выводы, сделанные Мэй в результате (родители, вы ребенка давно психиатру показывали? Еще больше открытости? Ты серьезно?)
Эмма Уотсон играет под стать своему персонажу. Есть сцены, сделанные на высоком актерском уровне. А есть отрезки, когда за экс-Гермиону просто становится стыдно.
Том Хэнкс ниже определенного (довольно высокого) уровня не опускается, но тоже лицедейских подвигов не демонстрирует. Разве что умение свободно (порой даже слишком) держать себя перед публикой. Да его тут попросту очень мало, будем честными.
А вот пищи «на подумать» The Circle желающим может подкинуть.
Неужто человек способен вести себя правильно лишь когда находится на глазах у общественности, а одиночестве тут же демонстрирует криминальные наклонности ? Или все же дело в воспитании и душевных качествах? Благо ли, когда гомо сапиенс пытается всегда выглядеть «хорошим» в своих глазах, хотя подсознательно все равно будет желать делать гадости. И не приведет ли это к психологическому срыву и появлению «взрослого» убийцы или маньяка? Необходимо ли личное пространство, или это пережиток прошлого, мешающий благу человечества? Помогает ли реализации людского потенциала отсутствие секретов? Возможно ли не дать людям грешить? Является ли открытость и ответственность панацеей от всех проблем? Отчего человек – существо вроде как «предрасположенное к разуму» столь упорно стремится сбиться в стаю? Сильно ли боятся тираны и террористы, того что «их увидят»?
И, главное, верен ли финальный вывод постановщиков о том, что еще больше контроля, слежки и открытости разом приведут человечество к счастью (эй, а кто там деньги в картину вкладывал? Никаких правительственных ушек ниоткуда не торчит)?
Согласитесь, вопросы весьма актуальные в наш электронный, всевидящий век.
Правда, будем честными, они не требуют на формулировку почти двух часов времени. А вот мотивированных актеров и более продуманного сценария как раз наоборот. Требуют и даже жаждут. Но, не судьба.
Эрго. На коленке сверстанная антиутопия с неплохим моральным посылом, но слабеньким сценарием и исполнением.
Режиссер: Джеймс Понсольдт
В ролях: Эмма Уотсон, Том Хэнкс, Карен Гиллан, Джон Бойега, Эллар Колтрейн, Эллен Вонг, Билл Пэкстон, Пэттон Освальт, Гленн Хедли, Пурна Джаганнатхан
Эзотерические приключения Буратино или Вершители всех стран, объединяйтесь!
Молодой бездельник Филипп Карлович, после зимы, проведенной в грустном одиночестве, приезжает к отцу в Вильнюс.
Его отец, известный органист, обладает также одним забавным хобби. Он собирает ключи с историями. Именно из-за своего увлечения, Карл и позвал сына к себе, в гордую литовскую столицу.
Оказывается, обнаружился ключ от таинственной двери в подвале их дома. Двери, никуда не ведущей, и уже давно не дающей покоя любопытному семейству.
Теперь Филиппу предстоит вояж в Прагу, для переговоров с загадочным обладателем ключа.
А также уйма интересных, опасных и мистических встреч.
В далеком 1996-м году, когда деревья были большими, а за две новорожденные гривны можно было купить целый американский доллар, на прилавках появилась книга «Лабиринт» за подписью некоего Макса Фрая.
Это было событие. В одном флаконе: Приключения. Оптимизм. Юмор. Детектив. Действие. Сюжет. Магия. Мистические притчи и учения, поданные легко и приятно. Прикладная эзотерика for dummies.
Первыми книгами «Лабиринтов Ехо» зачитывались поклонники фантастики буквально всех возрастов, пола, воспитания и социального положения.
И не забывайте о флере тайны!
Ведь Макс Фрай еще долгое время оставался абсолютно загадочной и чертовски интригующей фигурой.
Годы шли, «Лабиринты» потихоньку выдохлись, сменились «Хрониками», затем «Сновидениями», а мы наконец-то узнали, кто скрывался под фамилией Фрай.
Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин (в последнее время Светлана все чаще пишет одна) помимо историй о сэре Максе, создали также изрядное количество отдельных романов и повестей.
«Ключ из желтого металла» возник в перерыве между 5 и 6 «Хрониками Ехо», и стал первой прочитанной мной книгой Фрая, не относящейся к приключениям Тайного Сыска.
Однако стилистика Мартынчик узнается независимо от антуража. Светлана довольно последовательно и неуклонно продвигает в массы свою позитивную философию и мифологическое мышление.
Живи – говорит она действиями своих героев – живи полной грудью, легко и чудесно, будь уверен, что все происходящее вокруг прекрасно и неповторимо. Наслаждайся каждой минутой, каждым рассветом и закатом, каждым съеденным пирожным и выпитой чашкой кофе. Будь, как в детстве, когда мир таинственен и огромен, за каждым углом тебя ждут открытия и счастливо заканчивающиеся приключения. Замечай в людях хорошее, развивайся и твори, ищи свое, и только свое место и занятие на этой планете. Не поддавайся унынию, тоске и скорби. Пребывай во здравии, прежде всего в своем отношении к окружающему.
Помни – воля очень мощная штука, а человек может все («Рано или поздно, так или иначе» — впрочем, это из другой сказки… или все же из этой?).
Ну конечно, скажут взрослые, серьезные, занятые и усталые люди. Опять эскапизм, опять попрыгунья стрекоза, опять витание в облаках. Вместо того, чтобы зарабатывать на хлеб, кормить семью, вить гнездо, и потихоньку угасать от обид, болячек, нереализованности и сволочизма окружающих.
Скажут. И будут неправы.
Или правы. Для себя.
Ведь каждый творит свою реальность.
В книгах Фрая вы не найдете «достоевского» трагизма и обреченности «большой литературы». Любые проблемы здесь решаемы. Всегда найдутся друзья, есть место чуду, а у самого героя окажется уйма скрытых доселе талантов. А мир будет становиться лучше с каждым днем (до определенного предела).
Книги Фрая воздушны, как дуновение июльского ветерка. Вкусны, как хорошо взбитые сливки. Бодры и радостны, как хорошо выспавшееся утро.
И этим они откровенно бесят изрядную часть народонаселения.
Да, ничего не попишешь, Мартынчик, относится к текущей реальности без должного пиетета (это при том, что землю и ее плоды писательница любит нежно и трепетно). В ее книгах в принципе возможно все. Мистические и магические существа могут оказаться вашими соседями с той же долей вероятности, что и слесарь дядя Боря. Сон по возможностям и потенциалу зачастую не уступит бодрствованию. Желания вызывают из небытия возможности. Герой (с которым ассоциирует себя читатель), пускай и кажется попервой отъявленным люботрясом, со временем открывает в себе огромную кучу внутренних возможностей. Хороших встреч у него будет гораздо больше плохих. И даже увлеченные, умные, талантливые люди здесь попадаются почти так же часто, как в обычном мире, к примеру, 400-е мерседесы. Не на каждом шагу, но и не антикварная редкость.
Книги Фрая ломают шаблон о том, что жизнь ужасна, трагична и безысходна. О том, что судьба человека болеть и скитаться непонятым по свету. О том, что при каждом удобном случае следует говорить: а что поделаешь, такова се ля ви, и сокрушенно покачивать головой. О том, что менять ничего не надо, да и попросту невозможно.
Так вот «Ключ» — типичная книга Фрая. Мартынчик любит, и умеет рассказывать истории. Причем по-разному. Это может быть песня акына, мистическая сага, детская сказка, ироничная издевка, тонкая и добрая юморная зарисовка. Но чаще всего Светлана использует все доступные ей части мозаики.
В «Ключе» все именно так. Забавные аллюзии на «Буратино». Мистический налет, от жутко-загадочного до ненапряжного- легкого. Связь с прошлым. Атмосфера интриги, тайны и непонятки. Путешествие-квест-погоня по старушке-Европе, встречи со старыми знакомыми – городами, и новыми знакомыми-человеками. Приключения – опасные и забавные. Симпатичный (пускай изрядно инфантильный) главный герой, тот самый сибарит-лоботряс.
И крик-призыв к читателю – живи! Не слушай, тех, кто «знает, как надо», отчаявшихся и усталых. Живи на полную, пусть тебе 10 или 80, не важно, живи!
Жизнь, в сущности, отличная штука.
Эрго. Человеку вовсе не знакомому с творчеством Фрая, все же имеет смысл начать это знакомство с «Лабиринта/Чужака». Первые книги того цикла непревзойденны. Остальным – смело читать. Это все тот же старый добрый Фрай.
Киборг, сохранивший душу, или Возвращение киберпанка
Будущее. Юная Мира Киллиан (Йоханссон) аж никак не хотела себе такой судьбы. Гибель родителей во время атаки террористов, разрушение собственного тела. Благо хоть мозг уцелел. И теперь она, благодаря компании Hanka Robotics, первый в мире киборг с полностью синтетическим телом и людскими мозгами.
Тоже неплохо, заодно и террористов приструним. Ведь куда деваться такому замечательному боевому киборгу как не в 9-й отдел, занимающийся задержанием всяких экстремистов.
И все бы хорошо, если бы не глюки, в которых Мира видит абсолютно незнакомые ей вещи и предметы. А также загадочный преступник Кудзэ (Питт), рассказывающий о абсолютно невозможных вещах.
Мира Киллиан уже гостила на наших голубых экранах в полнометражном аниме 1995 года, снятом на основе манги Масамунэ Сиро 1992. Этот мультфильм стал культовым в среде любителей киберпанка и оказал изрядное влияния на последующую фантастику, в частности на «Матрицу» Вачовски.
И вот пришло время Майору появиться перед зрителем в киношном варианте.
Киберпанк (нынче почти пропавший с больших экранов, не то что в 90-е) довольно специфический поджанр страны фантазии, подходящий далеко не всем любителям фантастики. Мрачные пейзажи, стены небоскребов с огнями рекламы, заполонившей все вокруг. Серое небо, минимум красок, искалеченные люди c торчащими из всех щелей пластиком и проводами, никакой личной жизни, коварные хакеры, могущественные корпорации и жестокие полицейские.
В этом отношении к Ghost предъявить претензии сложновато. Лес высоток с агрессивной объемной рекламой и голограммами, буквально валящимися вам на голову. Прохожие погруженные (порой в буквальном смысле) в свои гаджеты. Виртуальная реальность, хакерские атаки через сеть, перепрограммирование, убийства, импланты, кибернетические части у всех поголовно. И с корпорациями все в порядке. В общем, атмосфера как полагается.
Но одновременно с нагнетанием депрессии (или наоборот гордости за наши достижения, кому как), киберпанк позволяет поднять вопросы, связанные с технологическим путем развития человечества.
Стоит ли улучшать себя кибернетическими частями, постепенно становясь больше машиной, чем гомо сапиенс? Справится ли людской мозг с психологическими проблемами потери тела. Каков предел риска для вторжения в человеческую природу? Понятно, что большинство таких дилемм пока не очень актуальны, но фантастика потому и является нашим любимым жанром, что без проблем опережает время.
И, конечно же, не обошлись постановщики и без вечных вопросов, связанных с творцом и его творением, ответственностью и любовью, душой и возможностью ее утраты, и одним и самых главных – что же все-таки такое человек, и что его делает таковым.
Теперь по поводу визуальной стороны. Выглядит все красиво, стильно, мрачновато, и, в общем неплохо, но весь фильм не покидает ощущение искусственности и нарочитости картинки. И того что она аж никак не тянет на 110 лимонов бюджета. Плюс несколько удивило относительно небольшое количество виртуальных приключений героев. Казалось бы – киберпанк, тут то вам и карты в руки, срывайте шаблоны, вводите зрителя внутрь сетей и компьютерной реальности. Ан нет. Есть пару сцен, но именно, что пару. Все остальное действие происходит исключительно в реальном мире (добро пожаловать, миссис Майор).
А вот к боевке претензий минимум. Йоханссон, натренировавшись на противниках Мстителей весьма бодро укладывает по десятку людей и роботов, а в финале нас ожидает самый настоящий пауко-танк.
Что касается как таковой актерской работы, Скарлетт Йоханссон не впечатлила. Она, будем честными, среднего уровня лицедейка, привлекающая внимание скорее внешними данными, чем школой и талантом. Ghost in the Shell в очередной раз подтверждает этот тезис. Эмоции Скарлетт позабыла дома, и явно перепутала своего Майора с невозмутимым Терминатором в исполнении молодого Шварца.
Жаль все же, что Марго Робби выбрала работу в «Отряде самоубийц». Точнее не то чтобы совсем жаль, ведь Харли Квинн вышла просто отпад. Но посмотреть на Робби в роли Майора было бы весьма интересно, и скорее всего образ получился бы на порядок более насыщенным.
Майкл Питт выдаст пару неплохих моментов, но его здесь совсем немного.
Жюльетт Бинош отвечает за человечного ученого, а Такеши Китано за мудрого и опасного отца-командира.
Кстати, о мнениях по поводу засилия европейских актеров, и вообще уничижения Страны Восходящего солнца в фильме, снятом по японской манге. Ничего, что персонаж Китано говорит исключительно по-японски, и все остальные (включая супер-олигарха европейского типа) его великолепно понимают, а значит — отлично знают японский, и считают его языком равным английскому. А ничего, что прием в Hanka Robotics происходит полностью в японском стиле с гейшами, рикшами и мойша… (пардон, это из другой сказки). А теперь представьте, что Призрак и так не окупивший бюджет, убирает узнаваемые лица и заменяет их азиатскими актерами. Сколько еще денег на этом потеряли бы создатели? Так ото ж.
Эрго. Небезынтересный, но далеко не идеальный киберпанк, радующий стильной атмосферой, красивой, но несколько нарочитой картинкой, вменяемой моралью и боевкой. А вот к актерской игре вопросов хватает. Да и виртуальности могло быть поболе.
Режиссер: Руперт Сандерс
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Йохан Филип Асбек, Такеши Китано, Жюльетт Бинош, Майкл Питт, Чин Хань, Дануся Самал, Ласарус Ратуэре, Ютака Идзумихара, Таванда Маниймо
Примат на страже братьев меньших, или Монстры на каникулах
1973 год. Отправляясь на отдаленный тихоокеанский остров, обнаруженный недавно со спутника, члены исследовательской экспедиции не ждали ничего особо дурного. Ведь с ними вооруженные до зубов американские военные на десятке вертолетов. Самые современные приборы, компетентные ученые и даже высокопрофессиональный следопыт, отлично знающий джунгли. Ну чего можно опасаться в таком составе?
Оказалось, кое-что имеется. И это не грозовой фронт вокруг острова, не паршивая погода, не мириады насекомых. И даже не агрессивная обезьяна размером с небоскреб. А кое-что похуже.
История Короля Конга появлялась на экранах не один раз. Одним из крайних был постановщик «Властелина колец» Питер Джексон, явивший миру трехчасовое полотно, половина времени которого была посвящена Америке 30-х.
И вот новая встреча, причем в формате потенциальной саги о чудищах (франшизы MonsterVerse).
Встреча, которую вряд ли запишут в шедевры приключенческого кино. Причем по целому ряду причин.
— Картонные герои. Давненько я не видал настолько топорно и шаблонно сыгранных персонажей. Меньше всего претензий к Сэмюэлю Л. Джексону. Его полковник изначально находился не в самом уравновешенном состоянии в связи с окончанием войны. А после такого начала визита на остров немудрено слегка «поехать крышей». Тем более что повод налицо. Ну а если принять на веру его свеженькую манию, и абсолютное пренебрежение собственной жизнью (а что с ней делать без войны? Спиваться помаленьку?), то в персонажа Джексона в принципе можно поверить. Хотя «тупит» он конечно по-страшному.
С остальными похуже.
Тому Хиддлстону откровенно скучно, и играть в этом фильме он не собирается в принципе. Похожу/побегаю с автоматической винтовкой и напряженным выражением на лице, получу гонорар и забуду этого Конга как страшный сон.
Бри Ларсон и ее антивоенный фотограф периодически даже вспоминает, что ей неплохо бы нажать на спуск фотоаппарата. Раз эдак в час. В чем ее антивоенность? Как она попала в этот полный тестостерона балаган? Что она делает в этой экспедиции, недоумевает не только полковник, остальные солдаты и зритель. Но, похоже, и сам Конг (что вы мне подсунули, она не блондинка??), но как воспитанный обезяьн покорно исполняет свой тяжелый мужской долг. Благо больше женщин европейской наружности на острове не отыщешь днем с огнем.
Джон Гудмен показывает себя в одной сцене общение с сенатором, и тихо уходит на третий план, откуда больше не возвращается.
Тоби Кеббеллу развернуться попросту не дали.
Джон С. Райли периодически разбавляет эту унылую компанию нервным и слегка двинутым юморком, и в принципе может поспорить с Джексоном за спорный приз лучшего персонажа ленты.
Остальные лицедеи, несмотря на вялые попытки выделиться, аккуратно сливаются в общую массу, и практически не запоминаются. Сопереживание говорите? Нет, не слыхал.
Но актеры в фильме про Конга, и не должны быть на первом плане. А что же с по-настоящему главными героями ленты? Тоже не слава богу.
К самому Конгу вопросов почти нет. Большой, лохматый, грубый, настоящий альфа-самец, в общем «Халк крушить» Хотя слишком хмурый обезьян почему-то вышел, надутый, безэмоциональный. Эх, все же Серкиса не хватает.
А что же остальные монстры острова? А их почти нет. Крабопаук, да кусочки октопуса. Ну и непременные в последнее время мелкие птеродактили. Убогонько как-то.
А главной проблемой картины стали абсолютно невнятные злобные снусмумрики. Ну какому «гениальному» дизайнеру привиделось в бреду это невнятное нечто? Что это за выкидыш эволюции? Они не пугают, не заставляют содрогнуться от отвращения, вызванного чуждостью существа (как возможно предполагали создатели). Максимум от тягостного недоумения. И переживания за Конга, вынужденного пачкать лапы об вот ЭТО.
Да и прочие спецэффекты пар раз резанули глаз, правда, на дальних планах. Нехорошо, имея бюджет в 185 лимонов так небрежно относиться к картинке. Невежливо.
Ну и к сюжетным перипетиям, по хорошей голливудской традиции вопросов хватает.
Повыше подняться вертолетам религия не позволила? Или честь американского солдата? Вроде кроме полковника остальные домой попасть хотели.
Чего они носятся туда-сюда-обратно, будто у них не три дня, а все время мира? Давайте вы их еще за цветочками для мисс Уивер отправите. Или бабочек собирать. Разболтанные нынче герои пошли, жуть.
А самый интересный вопрос – что это за единение приматов? Если вы говорите о божественной природе, то богу в языческой традиции обычно приносят жертвы. Все по классике – блондиночку на крест и в лес. А тут какое-то шефство над домашними зверушками или неприспособленными формами жизни выходит. Непонятно.
Не спорю, экшена, порой даже вполне захватывающего в фильме хватает. Как и красивых кадров. И наблюдать за супергориллой, ее ратоборством с миром, порой любопытно. Но от фильма про Короля Конга мы вправе ожидать на порядок большего уровня приключения и сопереживания. Все же размер главного героя обязывает.
Эрго. Слабенькое приключение с картонными героями, абсолютно невнятными черепозаврами и общим недостатком монстров. Может хоть когда Конг встретит Годзиллу, станет повеселее.
Режиссер: Джордан Вот-Робертс
В ролях: Том Хиддлстон, Сэмюэл Л. Джексон, Джон Гудмен, Бри Ларсон, Тянь Цзин, Тоби Кеббелл, Джон Ортис, Кори Хоукинс, Джейсон Митчелл, Ши Уигхэм
Наркотический выход их кризиса, или К вопросу о развитии человека
2040 год. Молодой ученый Кейден Лейн, принявшись за работу над улучшением нового наркотика «Нексус», желал людям только хорошего. Новые возможности по слиянию разумов и развитию интеллекта. Преодоление пропасти меж людьми. Улучшение способов общения и понимания друг друга. По большому счету Нексус может изменить мир!
Вот только правительство страны считает его лишь еще одной потенциальной угрозой человечеству.
И теперь, попав в лапы УПВР, у Кейдена остается две возможности. Навсегда исчезнуть в стенах исправительных учреждений. Или вступить в смертельно опасную игру, став агентом правительства, шпионящим за китайским ученым. Ученым, достигшим невероятных успехов в контроле людского сознания. Контроле, основанном на использовании Нексуса.
Вопросы дальнейшего развития человечества в последнее время тревожат представителей этого самого человечества все чаще. Людям ясно, что раса гомо сапиенс зашла в конкретный тупик. Хмурый, унылый, с высокими и толстыми стенами, покрытыми непристойными словами и кислотными граффити. И выбраться из тупика, двигаясь по все тем же банальным технологическим рельсам, не представляется возможным.
Вот и предлагают многие писатели, ученые и мыслители варианты выхода, пробуя на зуб идеи люденов, космических экспансий, духовного роста и прочие тривиальные и не очень пути. Не стал исключением и Рамез Наам – специалист в области компьютерных технологий, сотрудник Майкрософта и член разнообразных организаций, занимающихся будущим человечества.
Казалось бы, компьютерщик должен всецело верить в величие цифровых технологий и их способность стать своеобразной панацеей на время кризиса, постигшего «царей природы». Однако Рамез не стал двигаться этим банальным и сотни раз обсосанным путем. Он верит в человека. Правда, не в сегодняшнего «сапиенс вульгарис», а в следующую ступень эволюции – трансчеловека. Существо, чьи способности намного превосходят параметры стандартного гомо сапиенс. Существо способное к слиянию сознаний и коллективному разуму, управлению техникой и компьютерными сетями на расстоянии, полному овладению ресурсами своего тела.
При этом вера верой, но Наам показывает себя вполне трезвомыслящим автором, прекрасно понимающим, что переход к следующему этапу эволюции не будет беззаботным, легким и безболезненным.
Ведь человек остается человеком, какие бы приставки не появлялись перед этим гордым именем. Его переполняют ненависть, желание подавлять и властвовать. Стремление к лидерству, альфа-самичество, гордыня. Все старые хвосты, тянущиеся еще из обезьяньего прошлого, от которых за все тысячи лет человечество так и не избавилось. Да и не очень стремилось, что и стало основной причиной сегодняшнего кризиса. Какой-то неполноценный этап получается, не находите? Да, Рамез оправдывает своих трансчеловеков, прописывая им тяжелые потери, детские психотравмы, не позволяющие воспарить над трясиной. Может со временем. Тем более что один из персонажей демонстрирует готовность сделать шаг вперед.
Но пока до этого далеко и автор погружает нас в атмосферу государственного контроля над «возникающими технологическими угрозами». Атмосферу, попахивающую антиутопией, где у подозреваемого нет права на адвоката и презумпцию невиновности. Классическую атмосферу, где юные мечтатели двигают прогресс, не особо думая о законности, затем их плодами пользуются дяди из правительства. Где с водой выплескивают ребенка, опасаясь плохих последствий открытия, закрывают путь всему хорошему, что оно может принести. При этом, конечно же, что позволено Юпитеру, не позволено быку. И звенят напыщенные речи, и лицемерно сокрушаются власть имущие («чтобы одолеть дракона нужно самому стать им»). И плодятся генетически усиленные оперативники Управления по противодействию возникающим рискам. И все прекрасно понимают, что есть официальная версия для плебса, а есть те, кто по полной программе используют все запрещенные технологии. Ведь только государство имеете право на силовые решения и использование чего угодно в своих целях, пардон, в целях защиты своих граждан.
И жвачное стадо народонаселения радостно отдает все свои права в обмен на мнимую безопасность. Ура! Приветствуем Патриотический акт!
Будем честными, для думающего человека автор ничего нового не сказал, но лишний раз об этом написать аж никак не вредно.
Что приятно в «Нексусе» нет откровенно белых или черных держав. Власти что США, что Китая заботятся лишь о себе любимых, и плевать хотели на обычных подданных. Опять же ничего удивительного, государство всегда будет стремиться вас поиметь и почти всегда ему это удастся. А стремление запретить и ограничить находится в сердцевине абсолютно любой власти.
Рамез Наам убежден, что нелогично и попросту глупо ущемлять прогресс, аргументируя это тем, что новая технология, или вещество принесут в мир много дурного. Он уверен, что любое лекарство может быть ядом, а любой инструмент оружием, но это не повод от них отказываться. Ведь каждое изобретение или идея (ну, почти каждое) может принести в мир уйму полезного, хорошего и доброго. Все зависит от того, кто ее использует.
Так постепенно мы подходим к авторской идее нового наркотика, как эволюционного фактора. Предпосылка мягко говоря спорная, ведь в подавляющем большинстве случаев вещества расширяющие сознание становились для людей откровенным злом. А вдруг появится исключение? Для чего еще нужна фантастика как не для раскрытия неочевидных и спорных идей? Тем более нексус-5 и наркотиком то назвать можно с натяжкой. Скорее инструментом, открывающим закрытые ранее двери, синтезом компьютера и человека. А уж насколько яркими и насыщенными вышли у автора сцены, описывающие его воздействие на героев (автор явно не понаслышке знаком с некоторыми не вполне легальными препаратами).
Героев, ставших еще одним сильным местом романа. Особенно двое главных протагонистов.
Кейден, поначалу типичный представитель тех самых юных мечтателей. Добрый, наивный, не нюхавший жизни. Столкнувшийся лицом к лицу с реальной жизнью. При этом гениальный ученый, задумывающийся о добре и зле, правде и кривде. Его настигнет куча драматических перипетий, ударов судьбы, потерь и откровений. Мы увидим и поучаствуем в изрядном этапе его жизни. Причем этапе системообразующем личность Кейдена.
Сэм тоже хороша. Человек, переживший в детстве жуткую психотравму, оказавшую влияние на всю ее судьбу. Травму, определившую ее путь, заставившую верить в то, что на самом деле не было истиной. Посвятить свою жизнь делу, позволяющему спасать некоторых людей, одновременно набрасывающему шоры на все человечество.
Оба персонажа живут, влюбляются, теряют, находят, сомневаются, развиваются, меняют убеждения, точки зрения и способ восприятия действительности, причем не раз. Аж никак не являясь застывшими функциями, чем грешит изрядная часть современной литературы.
Что еще можно отметить из приятных впечатлений, оставшихся после книги?
Немного суматошные, но завораживающие боевые сцены.
Специфику и колорит Таиланда, где происходит большая часть действия. С его огромными секс-кварталами, гармоничной смесью духовности и буйства плоти, безумием на дорогах и прочими тонкостями востока.
И, конечно же, шикарную идею медитации в буддизме как один из этапов подготовки трансчеловека. Тоже верно, не зря путь духовных практик считается одним из наиболее логичных путей выхода из того самого кризиса.
Эрго. Интересное размышление о будущем человечества, не поражающее новизной идей, но аккуратно раскладывающее по полочкам массу известных, но не выпячиваемых обычно наружу фактов. Размышление, радующее верой в отдельных представителей гомо сапиенс, яркими, развивающимися героями, восточным колоритом и уважительным отношением к духовным практикам. Мелочь, а приятно.
P. S. Вторая часть цикла под названием «Дилемма» уже переведена на русский. Третья – «Apex» издана за рубежом и ждет своего часа.