Борис в Зазеркалье, или Отражающий символ вечности
Ямщик, литератор пишущий «ужастики», аж никак не предполагал, что поездка с женой на встречу одноклассников закончится столь нетривиально. Практически в ключе книг жанра хоррор. И вскользь брошенная перед зеркалом фраза «Свет мой, зеркальце скажи» перевернет всю его судьбу.
Отныне в жизни Бориса Ямщика объявился его зловредный двойник, а самому писателю приходится осваивать самое настоящее Зазеркалье. И получится ли наследнику Кинга вернуть все на круги своя, неведомо никому в обоих мирах.
Генри Лайон Олди никогда не ограничивались каким-то одним поджанром Страны фантазии. Даже за крайние пяток лет в их активе появились давно ожидаемые мифологические древнегреческие зарисовки. Старое доброе фентези. Парочка визитов в Ойкумену. И даже вариации на тему Времени и якутского (!) эпоса.
И вот новый эксперимент от харьковского дуэта. Эксперимент с элементами хоррора.
Чем интересна стилистика ужаса и саспенса? Отнюдь не «пугательными» моментами, будоражащими ленивый мозг читателя, удобно устроившегося на диване. А, конечно же, отличной возможностью произвести психологический срез героев, поиграться с их страхами, комплексами, подсознанием, показать их истинную внутреннюю сущность. В критичных обстоятельствах вытащить на свет все похороненное глубоко под спудом воспитания, ханжества, условностей, морали. Причем не в далеких неведомых мирах, а у нас, под боком. На их примере продемонстрировать нам то, что автор желает нужным сказать данной книгой. Бросить кальку с проблем героя на впечатлительного читателя. Заставить его задуматься о людской природе. О своих поступках мыслях, действиях. Даст бог что-то подправить в собственной консерватории. Причем возможно препарировать как одного протагониста, так и целый город (доказано Стивеном Кингом, возьмем хотя бы «Под куполом»).
Олди в этой книге на город не распыляются, уделяя практически все внимание одному персонажу – снобу средних лет, выписывая перед нами натуральное «учение о душе» Бориса Ямщика. Человека неглупого и образованного, но пустившего свой талант на мелочи. Человека не слишком приятного в общении, но и не монстра. Человека горделивого, но знающего свой шесток. Человека пренебрегающего другими, но не до ответного мордобоя. Человека саркастичного, но не до открытого хамства. Нормального, среднего гомо сапиенс, попавшего однажды в абсолютно ненормальные обстоятельства.
Нас ждет практически полное погружение в главного героя. Его реакции, мысли, стремления, желания, мечты. Весь внутренний мир скромного труженика литературного фронта. Его эволюция под гнетом обстоятельств. Развитие характера, осознание некоторых вещей, психологические изменения. И это погружение дает возможность задуматься над некоторыми не лучшими чертами характера человека. Через призму Бориса Ямщика взглянуть на наши отношения с женщинами и женами. Присмотреться к отношению взрослых и подростков, отцов и детей. Проработать свои ошибки, и может быть изменить что-то к лучшему. Встретиться с одержимостью, опасливо прикоснуться к искушению, и поиграть в опасную лапту с самыми натуральными бесами.
Второй шикарной «фишкой» книги стало Зазеркалье. Зеркала и отражения в них всегда волновали людское воображение, таили в себе что-то неведомое. Кто тот, кого я вижу напротив? Мое второе «я»? Душа? Неведомый чужак? А если заглянуть дальше, за первое отражение? Что там скрывается, в таинственной глубине? Неужто еще один мир? Да, отвечают нам Г. Л. Олди, он самый. И раскрывают перед читателем этот самый мир, как живой. Мир, имеющий свои законы. Мир, вплотную завязанный на наш, и всерьез подверженный людскому влиянию. Ведь зеркала ловят эмоции, негатив, ненависть, отчаяние, воплощая их в мерзопакостных тварей. Мир, полностью зависящий от зеркал, воплощающих бытие. Мир со своими обитателями, добрыми и не очень. Мир, где бродят всамделишные беспокойные покойники. Мир, где кошки чувствуют себя как дома (я знал!). Мир, где дождь является самой страшной катастрофой для обитателей, а в темных неотраженных местах таится нечто ужасное.
И, конечно же, язык – эта сторона книг Олди уже долгие годы непременно радует читателей. Генри Лайон играют со словами как талантливый и опытный шулер с картами. Любя, вдохновенно, стильно, аккуратно, с душой. Выворачивая наизнанку, беря за живое практически каждым речевым оборотом, метафорой, ассоциацией. Разве что некоторая периодическая грубость героя воспринимается несколько непривычно-удивленно. С другой стороны, сколько можно приукрашивать литературу, если в жизни без соленого словца не обходится практически никто.
Да, «Свет» получился больше эмоциональным, чем «думательным» романом; мозгу, привыкшему к большему напряжению во время чтения Олдей, чего-то не хватает. Зато «эмоционалка» наслаждается происходящим по полной программе.
Да, есть вопросы к Зазеркалью, и главный – откуда появился первый двойник? Что было раньше курица или яйцо? Вопрос вроде как не влияющий на сюжет книги, но жутко интересный с точки зрения мифологии данной вселенной.
Но при всех нюансах, посмотреть на еще одну грань таланта Громова и Ладыженского, побывать в интересном мире, созданном неординарными творцами, насладиться мощными психологическими этюдами было приятно. И хорошо. Весьма.
Эрго. Любопытный эмоционально-психологический эксперимент от мэтров, ориентированный больше на душу чем на мозг, и открывающий нам писателя Генри Лайон Олди с еще одной интересной стороны.
Семейные дрязги галактических гвардейцев или Спасение Вселенной — дело веселое
Питер Квилл (Прэтт), также известный под именем Звездный Лорд и его команда, после приключения с Камнем Бесконечности не стали почивать на лаврах. Во время одной из новых операций Стражи насмерть посорились с расой суверенов. Скрываясь от погони разъяренных золотокожих, Питер встречается со своим отцом Эго (Расселл).
Казалось бы, все великолепно, семья соединилась и Звездного Лорда ждет долгая и счастливая жизнь с обретенным родителем. Однако вскоре выясняется, что эта встреча запустила вскачь события, несущие угрозу всей обитаемой Вселенной.
После успеха «Стражей Галактики» 2014 года собравших в прокате почти 800 лимонов баксов, а до купы и массу хвалебных отзывов, появление продолжения было лишь делом времени. И вот спустя три года новые приключения Звездного Лорда добрались до наших экранов.
И если в некоторых моментах сиквел сохранил энергетику подросткового комикса с несерьезным отношением к происходящему, то кое-где новые Стражи стали несколько серьезнее и даже подняли одну интересную моральную дилемму.
Семейные отношения. Священная корова официальной морали. Родной отец – безгрешный ангел, детская жизнь без которого будет грустной и одинокой. Человек всегда готовый встать на защиту своего отпрыска, научить, поддержать и направить. А если не так? Если папаша не просто занимается исключительно бабами и бухает, как и случается в 80 случаях из 100, а стремиться использовать сыночка в своих корыстных целях? Не бывает такого? Да ну! А если все-таки бывает? Каково отпрыску, всю жизнь искавшему отца, столкнуться с такой ситуацией?
Вот вам возникшая под шумок серьезная нотка в балаганных «Стражах». Плюс сестринские разборки Гаморы и Небулы, продолжающиеся с первой части. В общем семейных перипетиям создатели ленты уделили на удивление много времени.
Но, невзирая на это, общий стиль ленты остался прежним. Подростковым. Даже на фоне общей инфантильности марвеловских фильмов. В смерть персонажи не верят в принципе, и она обходит их десятой дорогой. Отношения с противоположным полом вроде как имеются, но исключительно пунктирные и целомудренные. Юмора выше крыши, к сожалению, по большей части, как всегда плоского и не чуждающегося пошлости и шуток ниже пояса.
Актеры местами откровенно оттягиваются, не обращая внимания ни на логику поступков, ни на непреходящую пубертатность персонажей, ни на свой периодический переиграш. Енот галантно уступил приз зрительских симпатий мелкому Груту (который временами откровенно рулит), и изрядно очеловечился. Крис Прэтт гораздо меньше феерит, фонтанирует эмоциями и разгильдяйством чем в первом фильме, и вообще немного стушевался. Зои Салдана, по-прежнему невозмутима (порой даже слишком) и опасна. Дэйв Батиста как на меня вышел на твердое третье место после Грута с енотом, и откровенно радует коллектив своими прямолинейно-откровенными поступками. Рассел играет не привычного комиксного злеца, а слегка двинутое «иное существо», глядящее на мир не совсем так, как привычные гумноиды.
Во второй части постановщикам уже не нужно было знакомить зрителя с персонажами, и большинство освободившегося времени было использовано на космические и планетарные красоты. Картинка на высоте, 200 лимонов все-таки. Фантасмагорические виды различных планет. Яркие катаклизмы и пасторальные пейзажи. Космические погони и отчаянные перестрелки. Траурные салюты в вакууме и мирные панорамы в безумных цветовых гаммах. Кстати, при этом как такового действия не сильно много, но динамика ленты поддерживается почти все время на высоте, хотя в середине действительно малехо провисает.
Эрго. Продолжение, снятое в стиле оригинала с чуть большим акцентом на семейные отношения и чуть меньшей феерией в исполнении Звездного Лорда. Во всем остальном это все те же подростково-безбашенные Стражи, со всеми их достоинствами и недостатками.
Монстры во вселенной, или Сказ о властолюбивой принцессе и бравом солдате
Сержант американской разведки Ник Мортон (Круз) был натуральным адреналиновым маньяком. А еще он любил разнообразные археологические памятки. Не оттого что они красивые, или открывают неизведанные ранее страницы человеческой истории. А потому, что они жутко ценные и приносят тому, кто их отыщет и сумеет припрятать от начальства, кучу денег.
Потому-то Ник с таким энтузиазмом взялся за поиски места, указанного на украденной у блондинистой археолога Дженни Хэлси (Уоллис) старинной карте.
Кто же знал, что в этой гробнице бравого Мортона ждут не неведомые сокровища, а мумия египетской принцессы Аманет (Бутелла). Принцессы заключившей договор с самим богом хаоса Сетом, и приговоренной за свои грехи к заключению во тьме. Принцессы, больше тысячи лет ожидающей того, кто освободит ее из ртутной темницы.
Еще в 2014-м году студия Universal презентовала свою будущую Темную вселенную – серию фильмов-перезапусков практически всех классических фильмов о монстрах, таких как «Франкенштейн», «Дракула», «Человек-волк», «Тварь из Чёрной Лагуны», «Человек-невидимка», «Невеста Франкенштейна» и «Мумия».
Именно история о беспокойных египетских покойниках стала пилотным фильмом, открывающим будущую серию.
К сожалению, шедевра у постановщиков не вышло, а получился весьма средний микс из ужастика, приключения и боевичка, шатающийся под грузом ошибок сценаристов, монтажеров и режиссера.
А ошибок создатели ленты допустили немало. Во-первых, они так и не определились с жанром, начиная с приключения, резко переключаясь на ужастик и зомби-хоррор, и периодически плеская бензина в огонь боевика. При этом ни один из этих жанров до ума не доведен. Приключения жутко мало, на нем практически не концентрируются, вводя его будто для галочки. И это в перезапуске «Мумии», весьма крепкой приключенческой в первую очередь ленты. Боевик также вяловат и сводится по большей части к беготне с бесконечными живыми мертвецами, или получению тумаков от татуированной мумии. Зомби-хоррор с его утомительной «движухой» отвратительно однообразен, и очень быстро надоедает. Да и вообще устраивать из «Мумии» Зомби-лэнд было не лучшей идеей, будто нам «Ходячих мертвецов» недостаточно. Меньше всего претензий к ужастику. И попервой, особенно до того как Аманет превратилась в спортивную девицу, а пребывала в несколько худшем состоянии, несколько моментов действительно пробирают до селезенок, успешно нагоняя жути. Но потом принцесса прихорашивается, зомби вызывают откровенную зевоту своим количеством и однообразием, и от ужастика почти ничего не остается.
Взамен мы получаем конспирологический псевдо-триллер со слабеньким напряжением и активной презентацией будущей «темновселенной» франшизы.
Идея конторы, занимающейся борьбой со злом, далеко не нова, но в этой версии «Мумии» смотрится вполне уместно. Плюс нам покажут одну фактически эталонную операцию такой конторы, впечатление от которой после, к сожалению, подпортится их дальнейшими ошибками в финале.
Да и идея выставления на ринг монстра против монстра не так чтобы часто всплывает в кинематографе, и посему не вызывает обширной идиосинкразии. А что же, если монстр адекватный, отчего б и нет?
Второе, что сложно записать в актив создателям ленты, это абсолютно не раскрытые образы, и бестолковый финальный монтаж, когда в прокатную версию входят моменты без которых
вполне можно обойтись (очередная беготня от зомби, например), а нужные для понимания логики персонажей сцены отсутствуют.
Судите сами.
Ни у кого их персонажей нет шлейфа роли. Как класс. Ник Мортон – классический черный археолог, который почему то абсолютно не знаком с работой копателей, и любая профессиональная фраза Дженни вызывает у него оторопь и полное непонимание. Не верю. Ни на грош. Это откровенная ошибка сценаристов. Черные археологи — весьма знающие ребята, большинство из которых заканчивало специализированные ВУЗы, и отлично разбираются в науке археологии. Она их кормит, в конце концов.
Соответственно Ник просто обязан нормально разбираться в «древнем учении». Чтобы заявить эту сторону его натуры не мешало бы дать пару кадров обучения на археологическом факультете (три-четыре минуты, не больше). И пару кадров о причине того, почему он не стал нормальным ученым. Это могло быть предательство любимого преподавателя, оказавшегося «черным». Разочарование в системе государственных музеев еtс. Дальше, что вам мешало показать знакомство Ника с Дженни, раскрыть личности, показать, что Мортон действительно благородный парень с большим сердцем (без этого эволюция Ника из беспринципного «черного археолога» в рыцаря выглядит абсолютно неестественно и непонятно, одной фразы о «человеке хорошем внутри» явно недостаточно). Потратьте 5 минут на создание шлейфа роли хотя бы у основных протагонистов, пожертвуйте парой сцен однообразного и скучного экшена, и увидите, как сразу заиграют персонажи. Нет. Голливуд «на энто пойти не могет».
А без этого самого шлейфа лицедеям творить гораздо тяжелее.
Том Круз — актер довольно однообразный. И когда он относится к роли абсолютно серьезно, выходит зачастую нечто каменнолико-невнятное. Зато когда полон иронии и хохмит, как в том же «Рыцаре дня» смотреть на него вполне можно.
В «Мумии» Том вроде как начинает за здравие, и его персонаж смотрится живо и привлекательно. Но потом Ник Мортон похоже понимает всю ответственность, лежащую на его плечах, и превращается в стандартного, каменно серьезного крепкого парня. Каковых у нас и без Мортона по сто штук на этажу.
Аннабелль Уоллис и ее Дженни Хэлси («Острые козырьки/ Заточенные кепки» как всегда очаровательно-блондиниста, при этом в дебюте радует твердым характером.
София Бутелла, собственно Мумия – не очень впечатлила. Это конечно жутко оригинальный ход – поменять мумии пол, но кроме того хотелось бы харизмы какой злодейской, мощи потусторонней. А Бутелла пластичная и красивая женщина, не спорю, татухи ей идут, но как главный антагонист картины явно слабовата. Да и внимания на фоне Круза постановщики ей уделили маловато.
Наилучшее впечатление оставил Расселл Кроу с его мистером Джекилом. Рассела здесь немного, но он успевает порадовать зрителя парой весьма мощных сцен. А если учитывать, что именно мистер Джекил скорее всего станет стержнем нанизывающим на себя остальные фильмы Темной вселенной, персонаж Кроу мы еще обязательно увидим – и это радует. Интересно, а кроссровер, совмещающий всех будущих монстров, создатели Dark Universe уже запланировали? Вот это вполне может быть интересно.
А как вам идея с «моими воинами» принцессы Аманет которыми стали не кто иные, как… крестоносцы, причем тамплиеры (кто виноват? Они!)??!! Люди, жившие тогда, когда принцесса уже много веков «чалилась» на ртутных нарах. Отчего тогда «своими воинами» не сделать немецких эсесовцев? Или японских самураев? Ну бред же, причем нерифмованный.
Да и по поводу действий Сета вопросы имеются. Принцесса то договор исполнила, пускай и не своими руками, а Сутех – свою часть нет. Понятно, о чем вели речь постановщики, типа – человек может все. Да и какой нормальный бог хаоса будет выполнять договоры? Но вопрос все равно остается.
Эрго. Слабенький микс из ужастика, приключения и триллера, интересный как раз тем, что большинство критиков поставили ему в вину – франшизностью и подвязкой к будущей Темной вселенной. Ведь не будь этого – смотреть новую «Мумию» и вовсе было бы незачем.
Режиссер: Алекс Куртцман
В ролях: Том Круз, Расселл Кроу, Аннабелль Уоллис, София Бутелла, Джейк Джонсон, Кортни Б. Вэнс, Марван Кензари, Саймон Атертон
Звездный гость в Срединной земле, или Туманная мистика чужого средневековья
Вуко Драккайнен по прозвищу Ночной Странник не был окончательно готов к этому заданию. Хотя готовился к нему целый год. Готовился стать спасателем для восьми ученых на планете Мидгард. Загадочной закрытой планете, где ломается и портится любая более-менее сложная электроника. Где царит кондовое средневековье. Где, по всей видимости, действует магия.
Вуко – человек вооруженный самыми передовыми знаниями человечества. Великолепно обученный, биологически модифицированный, с улучшенной силой и реакцией.
Но хватит ли всего этого, чтобы выжить в этом безумном мире, полном чудовищ и ужасов? Выжить и найти пропавших соотечественников.
За последние годы русскоязычный читатель открывает для себя все больше свеженьких польских фантастов. Вегнер с его эпичным Меекханским пограничьем, Дукай с оригинальными «Иными песнями", да тот же Пекара с альтернативным христианством.
И вот новое имя — Ярослав Гжендович – писатель, названный на родине «собирателем наград». Девять премий с 2005 года, а с номинациями и вовсе два десятка.
Перед нами первый том из четырех его основного цикла «Владыка ледяного сада». Цикла весьма любопытного.
Дело происходит на планете, где обитает первая антропоидная цивилизация, обнаруженная человечеством в исследованном космосе. Здешнее общество находится на уровне развития земных средних веков, и его обитатели несколько отличаются от привычных нам гомо сапиенсов (к примеру, у них глаза полностью наполнены радужкой). Но не это стало причиной того, что Мидгард оказался под карантином. А то, что на планете выходит из строя электроника. И, похоже, работает магия. А это знаете ли, уже не шутки, а конкретный слом картины мироздания для всего прогрессивного человечества.
Посему официальные контакты строго запрещены, и на планете трудится лишь одна исследовательская станция в составе восьми ученых. И когда они не выходят на связь, на их поиски отправляется бравый Вуко Драккайнен.
В Мидгарде неспокойно. И дело не в том, что Побережье Парусов, местность, где располагалась станция, до боли напоминает Скандинавию века эдак 8-9-го, с простыми и грубыми мужскими забавами, бескрышными викингами, тингами, судами поединком, моряками-воинами, безудержной любовью к пиву и стихосложению. А скорее в том, что в этом мире происходит загадочная Война Богов. Вылазят из урочищ жуткие Пробужденные — Дети холодного тумана. Активизируются Песенники и прочие Деятели – существа могущественные и опасные. Трещит по швам привычный мир, обещая взамен что-то неизведанное и вряд ли особо приятное. И это проблема даже для местных – плоти от плоти Мидгарда. А каково ничего не понимающему пришельцу со звезд?
Впрочем Вуко прилагает максимум усилий, чтобы разобраться в ситуации побыстрее. Благо все инструменты для этого в наличии. Броня и оружие из лучших материалов (к сожалению никаких пистолетов и гранат, лишь банальные меч и лук), массивы знаний, отточенные боевые умения, и главное цифрал – биотехнология, превращающая Драккайнена фактически в сверхчеловека. Увеличение реакции, силы, слуха, инфракрасное зрение, лечебный комплекс, понимание языков. Правда есть нюансы. Две минуты сверхскорости, а затем «отходняк» на сутки. Ну или так должно быть по условиям задачи, несколько раз автор об этих последствиях попросту забывает. Ну да Хинд с ним, интересно другое — Гжендович один из немногих, который честно признает, без «читерства» современному человеку, пускай даже отлично подготовленному, в стародавние времена не выжить. Сожрут.
Казалось бы – ну это уже неинтересно – такой подыграш герою и такие поддавки со стороны остального мира. Кто выстоит против сверхчеловека? Однако вскоре оказывается, что цифрал лишь уравнивает шансы при противостоянии некоторым угрозам, встреченных Вуко в дивном новом мире. И без него он бы был мертв уже в течение первых пары часов нахождения в Мидгарде. Да и с цифралом герою порой приходится несладко.
Но что это мы все о внешнем? Ведь внутри персонаж вышел тоже вполне приятным. Драккайнен интересный, многое повидавший человек, отнюдь не тупой громила, суровый спецназовец или циничный наемник. Он скорее бродяга, перекати-поле, при этом умен, ироничен, ценит жизнь, имеет определенные моральные устои. С ним приятно вместе познавать этот мир. Ему сопереживаешь и сочувствуешь. Добавляет изюминки в ситуацию то, что подглавы, излагающие приключения Вуко, постоянно чередуют описание от первого лица с описанием от третьего. Читатель то переносится прямиком в тело протагониста, то оказывается сторонним наблюдателем. Любопытный прием, особенно в таких количествах.
Вдобавок Побережье Парусов не единственное место Мидгарда с которым мы познакомимся, а Вуко не единственный протагонист.
Вторым героем книги стал принц Амистранда, с которым мы пробудет фактически с младых ногтей до самых эпохальных событий захлестнувших империю. И хотя линия принца на фоне путешествия Вуко сперва кажется скучноватой, постепенно к наследнику Тигриного трона привыкаешь, и следишь за его судьбой с изрядным интересом (любопытно, в какой части протагонисты познакомятся?). Тем более, что он последний, кто сможет воплотить в жизнь дивную идею культурного поглощения захватчика. Ведь династия, нынче владеющая троном Амистранда, всего несколько поколений назад принадлежала к верхушке одного из королевств — Киренена, поглощенного империей. Элита, сохранившая свою культуру, богов, традиции, пытающаяся, получив власть, повести жестокую, варварскую державу к новым горизонтам. Дело, мягко говоря, непростое, плюс усложненное факторами, неподвластными нынешним властям. Да и особенности империи – классической теократии, держащей население в ежовых рукавицах Кодекса – не особо облегчают задачу.
Написана книга жестко и мрачновато, вполне в духе эпохи, царящей в Мидгарде. Мистика сплетается с ужастиком, долгое время вообще непонятно, что происходит вокруг. Да и потом информация выдается читателю буквально по капле.
Да, ничем особо новым Гжендович нас не порадует. Крутых попаданцев (по своей воли либо против оной) мы видели уже сотни. Псевдоисторички не редкость. Хоррора и мистики в фентезийном антураже тоже хватает. Но, несмотря на некую вторичность, «микс» у польского автора вышел съедобным и атмосферным.
В отличие от Стругацких, воспоминание о которых приходит сразу после прочтения аннотации, посвятивших свою «Трудно быть богом» в первую очередь морально-этическим вопросам, Гжендович пишет скорее антуражный хоррор скрещенный с триллером. Мистическое фентези с легкими элементами научной фантастики. Об идейном наполнении Ярослав тоже не забывает: протагонист переживает по поводу убитых им людей, по мере сил заботится о слабых, но автора явно больше волнуют не моральные этюды, а антураж мира и истории.
Атмосфера тайны и некой обреченности. Намеки на судьбу пропавших ученых. Средневековые особенности жизни местных викингов. Неожиданные разборки в далекой империи. Редкие пока магические всплески. Мистика, чудовища и загадки.
И на избранном собою поле Гжендович разворачивается по полной, неторопливо, но неуклонно погружая нас в новый зачарованный мир. А ведь это лишь ¼ часть истории. Жутко любопытственно, что будет дальше.
Эрго. Завлекательный атмосферный фентезийный триллер (пускай местами вторичный), полный мистики, хоррора, тайн, загадок и волнения от знакомства с любопытным миром, совмещающего близкие читателю исторические аллюзии с уместными элементами ужастика. Будет интересно почитать, чем все закончится.
Имею честь Вас ограбить или Краткий экономический курс по созданию многомиллионных состояний в условиях загнивающего капитализма
«Сходил, значит, за хлебушком, то бишь на охоту». Так наверняка подумал некий безымянный молодой человек, очнувшись после удара молнии не в районной больнице родного 21 века, и даже не в прохладном подвале морга.
Он открыл глаза в 1886 году от Рождества Христова, в теле 18-летнего юноши. В качестве бонуса выяснилось, что его носитель не крестьянин, не мастеровой и даже не подающий надежды купеческий сын. А самый всамделишний, пусть и обедневший князь, вдобавок закончивший намедни Первое Павловское военное училище, получив по такому поводу чин корнета.
Благодаря бога за то, что соучеников, наверняка заметивших бы изменения, он больше не увидит, молодой корнет Александр Яковлевич Агренев отбывает для несения службы на пограничную заставу в Царство Польское.
К счастью, вся память тела осталась в распоряжении новоиспеченного князя. Да и знания, принесенные из будущего, никуда не делись.
А как может человек, знающий грядущее, не попробовать его изменить? Да никак!
Жанр попаданческой литературы, несмотря на изрядный в нем переизбыток, не собирается сдавать позиции без боя. В пене девятого вала книг с перемещениями во времени, может разобраться только настоящий фанат темы. Я не назову себя особым знатоком этого подвида фантастики, но Кулакова мне посоветовали почитать люди, буквально съевшие собаку на попаданцах.
Существует несколько способов внедрения героя в мир. Можно сработать на его личных боевых эскападах. Можно на политическо-управленческих талантах. Чаще всего эти грани соединяются, создавая персонажа, от которого глаз не оторвать (вот только крут он становится настолько, что Сантьяга обиженно рыдает в углу). Кулаков, не забывая и об этих беспроигрышных ходах, сделал акцент на торговых качествах молодого князя.
Сперва, конечно, Александр обживается в новом мире, приобретая друга, а вместе с ним полезные скилы рукопашного боя и меткой стрельбы, а затем активно начинает зарабатывать деньги для воплощения своих наполеоновских планов.
Тут-то и намечается первая трещина в отношении к протагонисту. Где может заработать офицер-пограничник, через участок которого буквально ломятся контрабандисты из Двуединой Австро-Венгрии? Правильно!
Обнаружив, что премий выдаваемых за перехват «контрабасов», все равно не хватает, наш благородный князь принимается за банальное утаивание товара от родного государства.
Хорошенько поднявшись на мошенничестве, Агренев переходит к прямой уголовщине, занявшись рэкетом и ограблением банков (благо хоть не в России). В дальнейшем, даже заработав миллионы, князь не гнушается выставить какого-нибудь лоха-банкира на солидную сумму.
Казалось бы, чего там, все воруют, но ощущение все равно остается мерзенькое.
Потом, не совсем понятно, для чего автор выдал не боевому, в принципе, персонажу (лично в перестрелках герой участвовал лишь несколько раз в первой книге) такую пачку «терминаторских» умений. Мало того, что уже здесь Александра обучают рукопашке и стрельбе на высочайшем уровне, там он еще и открывает у себя способность к некоему «трансу». В этом самом трансе Агренев мало того, что становится «ну ваще суперстрелком», сразу видящим, куда попадет каждая пуля, так еще и его моральному давлению не может противостоять практически никто. Что забавно, уже в первых главах, сразу после переселения, окружающие испытывают на себе мощнейший магнетизм юного корнета. Эта особенность героя (до введения понятия «транса» оставалось еще добрых пара сотен страниц) вообще никак не объясняется, ни носитель, ни наш современник ничем таким сроду не отличались.
Плюс Агренев сохраняет огромные, практически энциклопедические знания из прошлой жизни. О чем говорить, если к середине второй книги на его счету уже больше двух сотен привилеев или патентов на разнообразные изобретения. Понятное дело, на самом деле он ни черта не изобретает, а всего лишь использует достижения 21 века.
Согласитесь, при таких ТТХ, сдобренных увлеченностью оружием еще в той жизни, особых проблем у князя Агренева не должно было. Да их и не возникло.
Происходящее описывается легко, достаточно ненапряжно, безоблачно и беззаботно (самой главной проблемой становится недостаток часов в сутках для важных дел). Местами очень напоминает компьютерную экономическую стратегию, эдакую смесь «Цезаря» и «Сим сити», изредка перемежаемую стрелялкой от первого лица и легкой эротикой. К сожалению, постоянные экономические достижения Агренева через некоторое время начинают приедаться, и хочется, чтобы Александр хоть в чем-то потерпел неудачу. Напоминает дядьку Сигала, у которого никогда не возникало серьезных проблем с врагами (в отличие от Жан-Клода). Что, как вы понимаете, не способствует сопереживанию за главного героя.
С недостатками закончили, теперь поговорим о достоинствах.
Видно сразу, автор (а соответственно и главный герой) любят и разбираются в огнестреле (а также его изготовлении плюс модернизации). До Круза, по степени оружейного фанатизма, Кулакову, конечно, далеко, но оно, наверно, и к лучшему. Такого буквоеда как Круз, нам пока достаточно одного.
Неплохо подобрана языковая стилизация, особенно в исполнении простого народа.
Интересно показан путь человека, позаботившегося о себе, а затем решившего подумать о державе и людях (эдакое фантастическое допущение, из разряда честных премьер-министров). Со временем Агренев начинает все больше заботиться о своих рабочих, а после задумываться и о судьбе империи в целом.
Книга по-хорошему патриотична, утверждая, что талантов в наших палестинах пруд пруди, а при минимальной заботе государства, всяким Европо-Америкам только и останется, что нервно курить в сторонке.
Кстати, Российская империя у Кулакова альтернативная. Тут как минимум не случилось восстания декабристов, а социальные реформы пошли в силу при правлении Николая Первого. Еще одно милое отличие – дуэли между аристократией здесь официально разрешены, а кодекс поединков соблюдается наравне с законами государства. А в случае нарушения и секунданты ненароком пристрелить могут.
Из забавного. Князь у нас не дурак пожрать, но автор явно не хочет уподобляться Лукьяненко, описывая трапезы по несколько страниц, посему Агренев ест много и часто, но без подробностей.
Эрго. Неплохо сверстанная, пусть местами однообразная история попаданца c противоречивыми моральными устоями, поданная через экономическую призму Российской империи конца 19 века.
P. S. Не рекомендую читать все три книги подряд. Надоедает. Логичнее сделать перерыв в середине истории.
P. S.2. Как вы догадываетесь, трилогией автор не ограничился. К концу третьей книги светлый князь разинул роток на такой кусок пирога, что может и подавиться. Задел на продолжение Кулаков оставил интригующий.