Маг и его Ученик: вдвоем против Обетованного, или Кто тут в Небожители крайний?
Хьервард. Искорка в костре Сферы Миров. Родина эльфов и альвов, древесных и горных гномов, троллей и кобольдов, гаррид, хеддов и гоблинов. И, конечно же, людей. Смелых ярлов и танов, вольнолюбивых баронов и бондов, знающих цену деньгам торговцев.
Мир, полный ошеломляющих красот и кошмарных ужасов. Обычный мир, коих тысячи.
Мир, где родился на свет тан Хаген. Человек, без которого хитроумная задумка Хедина не имела шансов на воплощение.
Десять веков Истинный Маг Хедин, Познавший Тьму, ждал, пока закончится изгнание, наложенное на него Советом Поколения. Пока он сможет взять Зерно Судьбы Ученика, назначенного ему Предвечными, из Шара Жребия. Будущего величайшего воина, полководца и правителя. Того, с чьей помощью Хедин собрался осуществить давно лелеемый план. План, способный изменить судьбы не только смертных и Магов, но и самих Богов.
Спустя пару десятков лет после рождения Хагена, ставшего за это время отменным бойцом и предводителем воинов, время пришло.
И устремились дружинники Хагена к столице Хранимого Королевства, залога Магов перед Молодыми Богами. И двинулись рати его противников к берегам острова Хединсея, вновь ставшего оплотом мятежного Мага. И застонал эфир под напором заклинаний, используемых как врагами Хедина, так и самим Познавшим Тьму. И закачались весы Равновесия, не зная, на чью сторону они склонятся через несколько часов.
Николай Даниилович Перумов вырвался на фантастический небосклон в 1993 году с дилогией (позднее трилогией) «Кольцо тьмы». Роман был написан еще в 1989 году, и переносил читателя в Средиземье Толкиена, 300 лет спустя после Войны Кольца. Фэндом буквально порвало. Равнодушных не было. Часть толкиенистов исходила ядом, по поводу «жирования на костях Профессора», другая с удовольствием вылавливая блох, отдавала должное талантливому автору.
«Кольцо тьмы» действительно стало событием. Перумову удалось прочувствовать дух мира Толкиена и показать его более приземленную и менее романтическую сторону. Все бы хорошо, но великолепно начав роман, Перумов не удержался. После того, что автор сделал со Средиземьем в конце, он был просто обязан на нем жениться, или отправиться за решетку за надругательство над чужим миром с отягощающими обстоятельствами.
Ну да это все лирика, а фактаж в том, что получив имя после «литературной игры» на чужом поле, Перумов показал, что и сам в состоянии создавать нетривиальные миры. Более двух десятков книг общим тиражом более четырех миллионов экземпляров стали зримым подтверждением его мастерству.
«Гибель Богов» (впервые издана в 1994) стала первой полностью самостоятельной книгой Перумова. Оригинальный мир (даже Сфера миров), как потом выяснится непосредственно связанный с нашей Землей, многочисленные и качественно проработанные системы магии, удалой размах и затягивающий сюжет.
Что всегда было коньком Перумова – это фантазия. Она у него «богатая и нездоровая». Не знаю, было ли уже тогда задумано развитие и дальнейшее описание его вселенной Упорядоченного, но все предпосылки для этой нелегкой работы налицо.
Уже с первых страниц автор рисует нам весьма логичную и неплохо продуманную систему мироустройства. Причем не только и не столько Хьёрварда, показывая, что родина Хагена всего лишь маленькая точка среди тысяч миров с миллионами обитателей. Смертных и не очень, гуманоидных и абсолютно непредставимых, обычных людей и умеющих управлять силой.
А уж магическая система просто великолепна. Количество и способы волшебства разнообразны, вдумчиво описаны и кажутся неотъемлемой и исконной частью этой вселенной. Желающих подробнее почитать о магсистеме Упорядоченного, отсылаю к июньскому «Миру фантастики» за 2013 год, я же повторять хорошо сделанную авторами МФ работу не вижу смысла.
Язык наоборот никогда не был особо сильной стороной Ника. Стиль «Гибели» достаточно тяжеловат и нарочито архаично-героичен.
Оригинальность героев тоже не отнесешь к козырям первой «Летописи Хьёрварда». Хаген – бесстрашен, воинственен, харизматичен, могуч, предан учителю, безжалостен к врагам Рейха, тьфу ты, это совсем другая история.
Хедин – умен, умудрен, опытен, верит в себя, твердой рукой направляет ученика к цели.
Где-то мы такое уже встречали, не находите?
Но боги с ними, с героями. Берет книга другим. Драйвом, движухой, приключениями, магическими битвами и глобальными титаническими сражениями (ну любит Перумов энто дело, любит), коварством Магов и мощью Богов. Поражения сменяются победами, отчаяние – уверенностью, а из любой дыры все же найдется выход. «Рано или поздно, так или иначе».
И понимает читатель, «что это хорошо. И хорошо весьма».
Эрго. «Гибель Богов» — юность независимой российской фантастики. И как любому молодому существу ей свойственно многословие, велеречивость и порывистость, увлеченность и бесстрашность, безапеляционность, подверженность прорывам, шаблонам, ошибкам и заблуждениям. Уверенность, что любые проблемы решаются лишь с помощью меча. Ну, на крайняк огненного заклятья.
Как любое юное создание, она привлекает своей неиспорченной красотой и отталкивает резкостью суждений. Недаром в 18 лет я был без ума от этой книги. Уже лет через пять мне больше нравились следующие части «Летописей».
Но при всех недостатках книги, я не встретил еще ни одного любителя фантастики, жалеющего о потраченном на нее времени.
Еще три года назад шериф Холстон был абсолютно счастливым человеком. Нужная работа по поддержанию закона. Любимая жена Эллисон. И даже выигрыш в лотерею, позволяющий завести ребенка.
А потом внезапно все закончилось.
Эллисон, его Эллисон захотела выйти наружу.
В этом явно была виновата проклятая информация, которую она восстанавливала, работая со старыми серверами. Оказалось, что известное им восстание было не единственным. И данные на компьютерах стерли не обязательно бунтовщики.
Именно эта проклятая информация заставила ее сказать, что все они видят снаружи — ненастоящее. И отважиться на то, что никто не делал по своей воле уже сотни лет — выбраться из Бункера.
Джульетта, один из лучших техников за последнее десятилетие, также была счастлива у себя на Глубине, возясь с машинами, от которых зависели тысячи жизней. И вовсе не собиралась подниматься на верхние этажи, и занимать хоть какие начальственные должности. Но мэр Джанс умела уговаривать.
Оказалось наверху все гораздо сложнее, и начальник Ай-Ти отдела Бернард Холланд мало того, что изрядно амбициозен и метит на кресло мэра. Вдобавок он скрывает чертовски важную информацию о происходящем снаружи.
И готов за нее убивать.
Американец Хью Хауи с детства мечтал стать писателем. В школе даже начал свою первую большую книгу. Однако потом мальчик подрос, и идею писательства подзабросил. Изрядно попутешествовал, причем на своей яхте, разок чуть не ставшей для него могилой. Поработал капитаном уже чужой яхты, в одном из своих круизов встретив очаровательную девушку Эмбер, вскоре ставшую его женой. Семейная жизнь заставила покончить с морскими путешествиями, заставив заняться более спокойными делами.
Поднакопив впечатлений, Хью вернулся к писательскому ремеслу, в 2011 получив реальную отдачу от своих трудов.
Первая часть его трилогии «Бункер» была включена в топ 100 книг на Amazon и получила несколько номинаций читательской премии Goodreads Choice Award. А также массу восторженных отзывов от журналистов, критиков и коллег по цеху.
Постапокалиптической литературы на нашем веку появились уж многие десятки (а то и сотни) экземпляров. Но «Бункер» Хауи выгодно отличается от них одной немаловажной деталью.
Тайной и интригой. Практически с самого начала читателю ясно, что все не так просто, и производственным романом, описывающим тяжелое будущее человечества, дело не ограничится (да и человечества, кроме жителей бункера мы тут не увидим). С первых страниц автор дразнит наше любопытство намеками, упоминаниями и недоговорками.
Остроты в блюдо добавляют герои, находящиеся практически в том же (если не хуже) состоянии тягостного недоумения, что и читатель. Ведь протагонисты, прожившие в Бункере всю жизнь, и не особо задумывавшимися о внешнем мире, вдруг оказываются по уши в океане лжи. Точнее понимают, что всю жизнь именно в нем и барахтались.
А благодаря тому, что персонажи вышли у Хью весьма качественными и располагающими к сопереживанию, поймем это и мы.
Холстон, нормальный, хороший мужик, крепкий и надежный, любящий и любимый, не гений мысли и не философ. Плывущий по течению, как подавляющее большинство из нас, не особо задумывающийся об отвлеченных вещах. Так, скорее всего и закончивший бы свою жизнь в кресле шерифа (а то и мэра), если бы не жена.
Эллисон, которую нам почти не покажут, натура абсолютно другого склада. Умна, причем в техническом смысле тоже. Мечтательна, жаждет большего, несколько авантюристична. Натура, способная разом поставить все на одну единственную карту.
А насколько пронзительной и щемящей вышла история невоплощенной любви мэра и помощника шерифа! А их путешествие на глубину, будто поход двуединого Орфея, ищущего часть себя — свою пропавшую Эвридику. И что самое главное — нашедшего, и почти выведшего из Аида.
Но самой главной нашей попутчицей на протяжении большей части романа будет Джульетта. Боевая, «резкая» девица, с хорошими аналитическими способностями, развитым мозгом, привыкшая доводить до конца любое дело. Революционер поневоле, встряхнувшая устоявшуюся, давно налаженную систему.
Систему напрямую символизирующую современный социум, человечество в миниатюре, бросающую нам в глаза ярко выпяченные особенности людского общежития.
Нижние «технические» уровни, на которых держится вся жизнь общества, обеспечивающие Бункер энергией. Средняя прослойка «крестьянства» занимающаяся выращиванием «хлеба насущного». И верха, управленцы, снимающие сливки, наслаждающиеся свежевыжатыми соками, лицезреющие пускай паршивый, но все же внешний мир, подглядывающие за ним из-за железного занавеса (несомненно губительного, но такого притягательного, интересно предки Хауи в СССР не жили?). Плюс некая таинственная «масонская» сверхэлита-номенклатура, дергающая за ниточки, подобно пауку в центре паутины.
Сложную многоэтажную конструкцию, построенную на договорах, Пакте и условностях, давным-давно заключенных нашими предками. Так принято – и хоть трава не расти. Так принято – и хоть головой об стенку бейся. А чаще всего ни у кого и в мыслях нет (кроме юных бунтарей, сподвигаемых гормонами) сомневаться в вековых устоях. Принято – и хрен с ним.
Но ни одно общество, тем более находящееся в столь стесненных условиях, не способно обходиться без периодических сбросов пара, одному из которых мы станем свидетелями в «Бункере» Хьюза.
Очередная антиутопия, скажете вы, и будете правы. Отчасти.
Очередной вариант почти идеального управления толпой. Управления умного, хорошо продуманного и обеспеченного. Несомненно.
Очередная революция, кровавая и беспощадная, радостно пожирающая своих детей, и ведущая лишь к огромному количеству жертв. Кто бы спорил.
Очередные метафоры о попытках человека вырваться за пределы социума.
Прелесть «Бункера» именно в том, что в отличие от большинства антиутопичных моделей, мы долгое время не имеем ни малейшего представления о том, что на самом деле произошло в этой вселенной. Как на самом деле обстоят дела во внешнем мире. Кто эти самые загадочные управленцы и для чего они мутят свои таинственные дела. Покров с тайны совлекается очень продуманно, дозировано и по частям. Герои (а с ними и читатель) получают свой, небольшой кусок информации, через некоторое время приводящий их к следующему. И к следующему. И…
Да и за саму идею Бункера, как не просто подземного убежища, а социума в миниатюре, Хью можно накинуть сотню вистов.
А вишенкой на торте служат забавные (и хорошо обоснованные) особенности внутренней жизни бункера. Похоронные обряды с помидорами. Носильщики-гермесы, молниями носящиеся по этажам. Ограничение прогресса, вплоть до полного отсутствия лифтов и введения платной (и весьма дорогой) пересылки е-мейлов. Всего четыре представителя закона на почти полторы сотни уровней. Пропаганда, практически возведенная в идеал (вот только с детскими книгами явно не доработали). Коварные компьютерщики (владеющий информацией – владеет миром).
Понятно, что есть вопросы к логике действия персонажей. К роялям в кустах (откуда механики в обществе, где нет справочников, интернета и энциклопедий, а на виду лишь четыре пистолета у шерифа с помощниками, знали технологию производства винтовок, например?).
Но эти проколы не особо портят впечатление от романа. Соединившего антиутопию, постап и столь любимую читателем загадку.
Эрго. Постапокалаптическая антиутопия, интересная идеей Бункера, как модели людского общества, дозировано раскрываемой тайной и привлекательными персонажами.
Противостояние под отсветы сияния, или Сказка для непутевых отроков
Последние несколько лет для юного Джейка выдались непростыми. Гибель отца, второе замужество матери. Отчим, желающий избавится от нового сыночка. А тут еще и видения. Люди с ненастоящей кожей. Исполинская Темная башня, возвышающаяся в центре мироздания. Человек в черном желающий разрушить башню и вызвать апокалипсис. Стрелок, ищущий этого самого человека, чтобы отомстить за гибель своих.
Казалось бы ничего удивительного, нервный срыв после смерти папы, пубертатные бури в организме. Классический случай. Психиатры и психологи с таким сталкивались не одну сотню раз.
Но что если все эти видения не плод воспаленного мозга мальчишки, и мирозданию действительно грозит опасность?
Работа всей жизни, 30 лет между первой и последней книгой цикла. Это все о «Темной башне» — эпопее одного из известнейших современных писателей Стивена Кинга. Так исторически сложилось, что этот цикл практически полностью прошел мимо меня (давным-давно я читал «Стрелка», но благополучно все позабыл). Посему, когда вышел полнометражный фильм, особых ожиданий у меня не было как класс, и я смотрел «Башню» как обычное фентези. С этой точки зрения фильм особых нареканий не вызывает. Особенно если учесть, что Арсель снимал свою картину как отроческое кино (даже не подростковое, а именно отроческое. Фактически детское, правда с парой-тройкой жестковатых моментов. Почему постановщики решили, имея в качестве первоосновы абсолютно серьезный цикл для взрослых, делать главным героем 11-летнего мальчишку? Может посчитали, что подростковая аудитория оценит такой реверанс и создаст картине сборы и хороший «сарафан», кто знает. Хотя насколько я понимаю поклонников Кинга и непосредственно «Башни», в мире не намного меньше, чем 11-летних недорослей. Вот только удовлетворить их намного сложнее.
Как бы то ни было, факт остается фактом. Речь в картине пойдет о юном Джейке Чемберсе, обнаруживающем, что мир вовсе не так прост, как это принято считать. У непутевого парнишки и без видений хватает проблем. Гибель отца, мать занятая новой семьей, отчим, не питающий к нему добрых чувств. А тут еще и постоянные «глюки» о Баше и Человеке в черном. Которые оказываются вовсе не глюками. Вокруг персоны Джейка сосредоточены основные немудреные психологические изыски ленты (вот за что создателям «Башни» можно и нужно попенять, так это за недостаточное внимание к «учению о душе». И это в фильме, поставленном по Кингу – одному из лучших психологов мировой литературы!). Паренек переживший жуткую трагедию, развал своего мира, непонимание со стороны окружающих, сомнения в здравости собственного рассудка. Бросающийся в неизвестность как в омут, прочь из мира, который его не принял. Постепенно, во время долгого квеста- путешествия открывающий множество нюансов окружающего мироздания и тайн, скрытых внутри себя любимого. 16-летний Том Тейлор в основном с задачей справился. Затравленный зверек, способный на агрессию, когда кто-то задевает его внутренний мир. Удивленный паренек с широко распахнутыми глазами. Юноша, пытающийся принимать решения и влиять на события. Человек открывающий в себе много новых и могущественных граней.
Будем честными, историй «Избранных подростков» у нас сегодня уже пруд пруди. Ради еще одного не стоило и огород городить, если бы не два момента, не позволяющих отнести ленту целиком и полностью к поднадоевшему отроческому кино. Это Стрелок и Уолтер.
Роланд в исполнении Идриса Эльбы, отвечает в картине за романтику вестерна и неостановимое движение к цели. Стрелок в лучших традициях крутых парней абсолютно невозмутим внешне, но таит множество эмоций внутри. Беспредельная жажда мести, разочарование и ощущение поражения, пустота в душе после гибели отца и других стрелков, постепенно сменяется надеждой и просыпающейся заботой о мальчишке. Эльба практически не позволяет своему персонажу выказывать эмоции, тем ценнее выглядят редкие проблески человечности, боли, сострадания на этом «загорелом» самурайском лице. Ну и конечно «бравушки» Стрелку не столько за меткость (на то он и Стрелок), а за изысканную скоростную перезарядку своих эскалибурских револьверов. Впечатляет. Кстати, а ничего, что стремясь уконтрапупить Уолтера Роланд автоматически защищает Башню? Нету среди подручных Человека в Черном существа хоть отдаленно похожего масштаба, способного возглавить процесс разрушения Башни. Или Стрелок должен действовать исключительно бескорыстно и безличностно?
Мэттью МакКонахи и его Человек в Черном наоборот в любой момент готовы расцвести искренней улыбкой, а затем походя отправить собеседника на тот свет, или заразить ненавистью ребенка. Он настолько естественен в этом образе абсолютно аморального и безжалостного существа, что даже не вызывает зрительского порицания. Ну как можно корить волка за то, что тот убивает зайца? Это в его волчьей природе, в генном наборе, инстинктах. Он по-другому не может. Так и Уолтер. Он хочет разрушить Башню. Зачем? Чтобы «править миром полным монстров», по мнению Роланда. Так себе мотивация, будем честными. А в процессе он убивает. Зачем? Потому что иначе не может. Да, некие черты этого образа мы уже видели в «Киллере Джо». Только по внутренней мощи Джо до Человека в Черном, как до неба рачки. Плюс действия Уолтера полностью лишены сексуальной подоплеки. Также весьма интересны нюансы отношения Уолтера к Стрелку. На этом материале диссертацию написать можно.
Именно это противостояние, а также персонажи, созданные Эльбой и МакКонахи стали настоящим украшением ленты. За них постановщикам можно простить изрядное количество остальных недоработок.
Хочется также отметить Срединный мир – эдакую постапокалиптическую пустыню с завораживающими пейзажами. Интересно опять в Мохаве снимали, или в Иорданию по примеру Ридли Скотта отправились? Да и переходы между кишащими людьми небоскребами Нью-Йорка и величавой пустотой Срединного мира, смотрятся приятно.
А хронометраж в 95 минут, нынче, когда два часа считается средним показателем, и вовсе воспринимается приветом из прошлого.
Зато все остальное в плюс картине не занесешь.
И излишнюю простоту перемешанную со вторичностью, которые в данном случае хуже воровства. Вы все-таки ребята не детскую сказку вроде BFG снимаете, перед экраном кроме недорослей и взрослые гомо сапиенсы будут. А они обо всех этих «сияниях», множестве миров и угрозе извне читали и смотрели не один десяток раз. В самых различных вариациях и комбинациях.
И откровенное ощущение, что ты сморишь «пилот» сериала, мол: «вот как мы можем, дядьку Кингу снять, если денег больше дадите».
И минимум-миниморум информации о происходящем на экране (где хотя бы намек на предысторию?).
В общем и целом – поглядеть можно, но исключительно как не особо оригинальную отроческую сказку об «Избранном».
Эрго. Обычное подростковое фентези, использующее пару имен и терминов из цикла Кинга. Смотреть стоит ради актерских работ Эльбы и МакКонахи.
Режиссер: Николай Арсель
В ролях: Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким, Фрэн Кренц, Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли, Кэтрин Уинник, Дэннис Хэйсбёрт, Майкл Барбиери
Пьяная лощина или Не прав был старик Гоголь, не так все было
XVIII век. Непролазные украинские чащобы. Британский ученый Джонатан Грин (Флеминг), сбежавший от гнева отца возлюбленной, попадает на некий таинственный хутор в лесу.
Живется здесь невесело. Местный сотник (Цурило) после смерти дочки (Зайцева) почти утратил интерес к происходящему вокруг. Священник Паисий (Смоляков) стращает прихожан адскими тварями, и устроил из поселения форт, обвешанный крестами. Казаки и посполитые квасят, как сапожники, боясь выйти за ограду, а тем паче подойти к проклятой церкви.
Из-за чего весь сыр-бор? Да так.
Бурсак один напортачил.
А еще о ведьмах слухи всякие нехорошие ходят. Хотя и так каждый знает – все женщины ведьмы.
Но вот что делать с Вием…
У повести Николая Васильевича очень интересная кинематографическая судьба. Первые три экранизации не сохранились вовсе. Затем пришло время классической версии 1967 с Куравлевым и Варлей. Казалось бы, зачем еще? Но попытки не прекращались. Свет увидела югославская постановка 90-го и «Ведьма» 2006-го.
Но и этого оказалось мало.
В конце 2005 года была задумана новая версия гоголевского ужастика. Причем в 3D. Работа над картиной ни шатко, ни валко шла практически до конца 2012 (!) года. Премьера фильма, заявленного как совместный продукт России, Украины, Германии, Великобритании, Чехии, состоялась и того позднее, в январе 2014-го. Бюджет, кстати, составил немалые (как для европейского, а тем более российского проекта) $26 000 000.
Которые, пожалуй, перевели зазря. Не будь это экранизацией повести Гоголя, я бы, скорее всего, заснул ровно на середине ленты (а смотрел бы так долго исключительно из чувства гражданской ответственности).
Для начала создатели данного кина так и не определились, что именно они хотели снять. Классический ужастик? Атмосферный триллер с загадками? Аутентичную казацкую комедию? Фольклорную историю с национальным колоритом? Мистический детектив? (да еще и «Сонная лощина» с «Ван Хельсингом» в голове у создателей устроили драку за первенство).
В результате получилось все вместе, приправленное соусом из романтичной истории.
А такое блюдо требует крайне опытного и профессионального шеф-повара.
Степченко не справился.
Постоянно не покидает ощущение некоего балагана, капустника с ряжеными, абсолютно неуместного в таком антураже (то ли артисты издеваются над режиссером, то ли он сам над зрителем).
В большей степени в этом виноваты актеры, жутко переигрывающие, и как будто стремящиеся вырвать из зрительской груди пресловутое «Не верю!!».
Не уронил планку разве что Валерий Золотухин (к сожалению, это последняя работа в кино великолепного артиста), но его персонаж аж никак не находится среди главных.
Даже Андрей Смоляков, которого я очень уважаю, сделал своего Паисия очень неровно. И если по второй части ленты к нему претензий нет, скорее наоборот бравушки, то в первой мы видим какого-то кликушу, безумного попа из провинциального театра. Громко. Надрывно. Нелепо.
Чадову еще работать и работать. Хома, в исполнении Алексея Петрухина, похоже, находится под хорошей дозой успокоительного. Слишком уж отстраненно.
Образы барышень вообще не раскрыты.
Интересно сравнение работ буржуйского Флеминга и отечественных лицедеев, на одном поле. Джейсон играет гораздо более сдержанно и невозмутимо. Наши, наоборот, показывают всю глубину загадочной славянской души. Горилка. Шабля. Чуб. Медведи. Балалайка. Клюква.
Тьфу, ты. «Клюква» — это если подытожить.
Ну а причем тут режиссер, спросите вы? Ну, во-первых, именно он ставит задачи группе. Как играть, насколько спокойно или наоборот бурно. Клоуна делать из персонажа, или Гамлета.
А во-вторых, мне не очень понравилось, как подан материал, как нарезана история. Местами откровенно разваливающаяся на запчасти. Степченко решил рассказывать ее нелинейно, и попросту не везде уследил за связностью событий. Не говоря уже о логике персонажей, в таком вольном прочтении Николая Васильевича. Смысл действий панночки вначале, например, и вовсе остается покрытым мраком.
Да и с саспенсом, неотъемлемым атрибутом, что ужастика, что триллера, в «Вие» не слава богу. Есть пара вроде напряженных моментов, но потом вновь кто-нибудь отколет какой-нибудь «комический куплет», и настрой как корова языком слизала.
Монстрики вроде забавные, движухи вполне хватает, и местами весьма атмосферной, но как-то она не греет, как те самые поддельные елочные игрушки. В создании заводной беготни, с Голливудом у нас тягаться пока не выходит. Помните, как в анекдоте: бедненько, но чистенько. Как раз тот вариант.
Эрго. Переношенный, не определившийся с полом (пардон, жанром), ужастико/комеди/триллер. Интересный разве что персонажем Смолякова (во второй части фильма), последней работой Золотухина, да новым свиданием со старшим Ланнистером.
Режиссер: Олег Степченко
В ролях: Джейсон Флеминг, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Андрей Смоляков, Игорь Жижикин, Олег Тактаров, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Юрий Цурило, Александр Яковлев
Семейные игры под полной Землей, или Корпоративные будни селенитов
Вечный спутник Земли никогда не был местом, предназначенным для жизни гомо сапиенс. Однако время пришло, и на его поверхность ступила нога человека. Потом еще одна. И еще.
Ныне Луна стала домом уже трем поколениям и источником энергии для старушки Терры.
Правят Селеной Корпорация по развитию Луны и Пять Драконов – мощнейших семейств, сталкивающихся друг с другом в погоне за богатства спутника Земли. Были между ними войны, периоды перемирия, династические браки, союзы. Но сейчас, похоже, наступает другое время. Время, когда Драконы вцепятся в глотку соперникам, прольется кровь и бизнес-политическая карта Луны имеет все шансы перекроиться.
А возможно и не только Луны.
Тема колонизации небесных тел Солнечной системы не дает покоя писателям фантастам уже многие годы. Кто-то, как Ким Стэнли Робинсон, пишет неторопливые многотомные эпопеи с социальным уклоном. Кто-то поет гимн науке, как Энди Вейер. А кто-то, как наш сегодняшний герой, создает полное интриг полотно, которое часть читателей уже успела дружно окрестить лунной «Игрой престолов».
До проработанности мира и многообразия героев Мартина, Макдональд малехо не дотягивает, но определенные ассоциации с «Песнью» у вас могут возникнуть. И тут и там на карте фигурируют «Великие дома», всячески вставляющие друг другу палки в колеса. Есть несколько персонажей, от лица которых мы знакомимся с миром «Луны». Практически нет романтики, зато хватает бытовой грязи.
Плюс Йен перенес действие своего романа в изначально враждебную человеку среду. Жизнь на Новой Луне действительно не сахар. Иная гравитация, переделывающая под себя людское тело и закрывающая дорогу обратно на Землю. Вездесущая пыль, создающая массу проблем для техники и здоровья. Смертоносная радиация, космические лучи, заставляющие зарываться как можно глубже в тело нашего спутника. Плата, взимающаяся буквально за все, включая кислород и аква виту. Четыре базиса Селены: вода, воздух, углерод и данные. Четыре цифры, постоянно держащиеся на периферии зрения каждого обитателя Луны: количество этих самых четырех жизненно необходимых величин, оставшееся на твоем счету. А когда деньги подходят к концу, и ты продал все, включая собственную мочу, то и дышать приходится пореже. И без своего фамильяра – сетевого управляющего обходиться. И бог с тем, что человек, у которого над плечом не видно иконки его селевого спутника, воспринимается обществом как голый. Хуже то, что будто напрочь выпадаешь из жизни этого самого общества. Ни предложение о работе получить, ни в финансовых операциях поучаствовать.
Спасибо Макдональду, все эти нюансы жизни лунного дна читатель увидит вблизи, ведь автор покажет нам не только лунную аристократию, но и бедноту: один из основных героев романа начинает с самых низов.
Но все же львиную долю времени мы проведем именно с аристократией. А точнее с представителями семейства Корта – «Пятого Дракона», гангстеров из бразильских фавел. Семейства последним прорвавшегося в число Великих домов, и до сих пор воспринимаемого остальными как выскочки. Основательница «Корта Элиу» Адриана. Человек с нуля создавший Великий Дом. Женщина, соединившая в себе недюжинный ум, железную хватку, инженерные и политические таланты, интересную душевную организацию. А уж за ее исповедь автору отдельное спасибо. Линия взросления Адрианы, ее расставания с Землей, первых шагов на Луне и возникновения идеи отделения от Маккензи, одна из интереснейших в романе.
Ее дети – наследник «Золотой мальчик» Рафа – импульсивный и не слишком умный. Серый кардинал Лукас. Упивающийся адреналином Карлиньос. Лунный волк Вагнер. Внуки – Лукасинью, Робсон и Луна. Каждый из них встает перед нами как живой. У Макдональда отлично получается короткими подглавами, переключаясь между персонажами, сплетать общее полотно происходящего, в процессе качественно обрисовывая своих героев.
Остальные семейства столько авторского внимания не удостоились, скорее всего, пока (в 2017 свет увидел второй роман цикла Luna: Wolf Moon, может там?). Но понять, что к чему у тех же Маккензи мы вполне сможем.
Система власти на Селене откровенно феодальная – Великие дома и «монархия» — Корпорация по управлению Луной. Плюс местные масоны – Павильон Белого Зайца. Соответственно налицо целая система сдерживаний, противовесов, интриг и династических браков. Интриг в романе действительно хватает, а также «подлянок», переговоров, подковерной возни, а вот действия как такового немного. Но это не лишает «Новую луну» серьезного напряжения, даже наоборот. Практически с самого начала понятно, что назревает кризис, который добром не кончится. Особенно хорошо становится после того, как читатель одолеет первую сотню страниц и привыкнет к языку и стилистике автора.
Добавляют в блюдо остроты забавные и оригинальные особенности местного мира. Как вам лунные волки, эдакий аналог оборотней, темная сторона которых берет верх при «полной Земле»? Или то, что мясо тут жуткая редкость, а кофе стоит несусветных денег и доступно далеко не любому богачу. Или повальное увлечение гандболом («словом мы все больны гандболом, и за гандбол умрем»), очень уж хитрые финты удаются игрокам при здешней гравитации. Или то, что практически все, вплоть до наркотиков производится на принтерах? Или то, что почти вся юриспруденция на Луне строится на договорном праве? Или то, что наличные деньги в ходу лишь у совсем забитой бедноты, а олигархи их в глаза не видывали, сплошной безналичный расчет? Или местный консенсус, благодаря которому на Луне запрещено кинетическое оружие, слишком много хрупкой техники и герметичной среды. Лишь ножи, гарроты, яды да мелкие биологические убийцы. Или бразильские «фишки», трепетно перенесенные основательницей семейства Коста с Земли. Также забавно Иен прошелся по тенденциям возникновения моды и особенностям жизни в окружении фиксирующих все поголовно фамильяров.
И конечно нельзя обойти стороной тему, вызвавшую максимальное излияние желчи у многих русскоязычных любителей фантастики. Жители Новой Луны о том, что такое моральные устои может когда-то и знали, но давным-давно позабыли. Сексом тут занимаются все со всеми, невзирая на пол и возраст, а уж о вреде наркотиков их будто и вовсе Минздрав никогда не предупреждал. К вопросам гендерности автор подошел крайне непривычно для наших озабоченных «настоящей мужественностью» и «исконной женственностью» осин. Герои «Луны» практически не обращают внимания на то, какого пола предмет их страсти. Причем не только в вопросах «перепихнуться» но и в серьезных брачных делах. Мальчик, девочка, да какая к черту разница? Главное чтобы желание было сильным, любовь настоящей, ну или деловой интерес крепким. Для нас провокационно, для них абсолютная обыденность, о которой даже думать не нужно.
Эрго. Сильный колонизационный роман, подающий тему жизни в новом мире с точки зрения столкновения мощнейших корпораций. Роман может похвалиться вниманием к деталям, качественными героями, разнообразными интригами и провокациями по гендерному вопросу. Разве что начало воспринимается несколько тяжеловато, но после привыкания к стилю Йена все входит в норму.
P. S. Присутствует в романе Макдональда еще одна «фишка», роднящая его с «Игрой престолов». Но об этом мы сейчас говорить не будем, оставим легкий налет интриги.