Земля погибла. Давно. Ошибка, знаете ли, случилась. Большая. Но человечество выжило. Оно, как тараканы, неистребимо. Началась хиджра — великое переселение гомо сапиенс. Успешное.
Прошло пару столетий. Давно позабыта Старая Земля. На карте другие игроки. Гегемония Человека. Объединенная в Великую Сеть. Вооруженная Нуль-Т и Военно-Космическими Силами.
Кто сможет противостоять такой мощи?
Оказалось, кандидаты имеются.
Бродяги – безжалостные мутанты, забывшие все человеческое, бросают вызов Гегемонии, направляясь к Гипериону, планете, единственной в своем роде.
Именно тут находятся непостижимые Гробницы Времени, и безжалостный Шрайк, чья сущность неведома никому среди живущих.
Пытаясь разгадать загадку Гробниц Времени, руководство Гегемонии отправляет к Шрайку семерых паломников. Людей, каждый из которых, как выясняется, тесно связан с Повелителем Боли и Гиперионом. В качестве бонуса один из них получит исполнение любого своего желания, остальные умрут.
Это, конечно, печально, но гораздо печальнее, что неудача их паломничества может стать концом всего человечества.
Дэн Симмонс, неоднократный лауреат кучи литературных премий, включая Хьюго и Локус. Преподаватель, сценарист и писатель, пробовавший свои силы практически во всех жанрах литературы.
Сайнс фикшн, фентези, детектив, история, ужасы. Талантливый человек талантлив во всем? В случае Дэна так оно и есть. Но все же всемирную известность принесли ему именно «Песни Гипериона».
Принесли по праву.
У Симмонса родилась глубокая, многоплановая книга, в той или иной мере способная заинтересовать практически любого читателя.
Желаете военной фантастики? Пожалуйста. Научной? Без проблем. Детектива? Ради Бога! Элементов фентези и мистического романа? Конечно! Побольше ужастика и саспенса? Политических интриг? Сей момент!
Хотите переживать за ученого? Не вопрос. Вояку? Дипломата? Священника? Поэта? Сыщика? Любой каприз за ваши деньги.
А насколько шикарно построена структура романа! Магистральная линия с нападением Бродяг и квестом паломников, плотно переплетается с рассказами путешественников, каждый из которых достоин отдельного романа. Каждый написан в своем стиле, тесно завязан на повествователя, шикарно раскрывает душу персонажа. Его профессиональные, внутренние качества, увлечения, и нюансы характера.
Демонстрируя мир романа с точки зрения разных групп людей будущего, причем устами их типичного представителя.
Меняется темп, ритм повествования. Бодрые, полные энергии участки сменяются плавными философскими этюдами, через страницу вновь набирая разгон и опрокидывая расслабившегося читателя в пучину действия. Проплывают перед глазами панорамы мира, загадочного и далекого.
В результате перед нашими глазами расцветает прекрасный, диковинный цветок, по имени Гиперион. Цветок похожий одновременно на шикарную розу, милые ландыши, редкую орхидею, и на что-то абсолютно неизвестное, но при этом до жути привлекательное и завораживающее.
А как не упомянуть кучу интересных и оригинальных фантдопущений, без которых невозможна ни одна уважающая себя научная фантастика.
Великая Сеть миров Гегемонии, объединенная транспортными Нуль-Т порталами. «Зеленые» тамплиеры (!), творчески развившие идеи эколога Мюира, с их звездолетами-деревьями. Живые острова Мауи-Обетованной. Нью-бусидо, позволившее военным сохранить себя как сословие, и в корне изменившее методы ведения войны. Отношения между мирами, политические интриги и игрища, конфликты старых и новых колонистов. Река и улица, текущие между планетами. Могущественные ИскИны и их детища кибриды. Забавы со временем. И, конечно же, пресловутый Шрайк.
А что уж говорить об идейном наполнении!
На страницах романа Дэн предлагает читателю поразмыслить о религии и поисках бога. Войне, воинах и чести. Всемогущем Слове, поэзии и поэте. Времени, и его парадоксах. Связи науки и веры. Нечеловеческом интеллекте, человеке и человечности. Любви, возрасте, ненависти, мести и прощении.
И все эти идеи мы пощупаем и попробуем на вкус не только снаружи, но и изнутри, побывав шкуре их носителей (еще раз респект за истории паломников). Погрузимся в творение Симмонса, как в безбрежный океан, таящий в глубине волшебные загадки и смертельные опасности. И практически сразу же потянемся к началу, чтобы новым взглядом, уже знакомым с авторским замыслом, посмотреть на многие моменты, открывающиеся теперь с абсолютно новой стороны.
В итоге даже у человека, пришедшего к «Гипериону» исключительно за действием, хочешь, не хочешь, а в подсознании обязательно отложится что-нибудь из богатейшей идейной подоплеки романа. А это, знаете ли, говорит о высочайшем мастерстве автора.
Во второй части «Песен» — «Падении Гипериона» Симмонс порадует нас парой новых, но при этом хорошо знакомых героев. А ритм повествования в очередной раз изменится. Вместо слегка медитативной, напевной баллады, пробирающей до последней косточки, на нас обрушится надрывный военный марш вперемешку с напряженнейшей, таинственной, еле слышимой мелодией, полной саспенса.
Симмонс все же шикарно владеет словом.
Эрго. Отличный многоплановый и многожанровый роман, похожий на изысканное творение талантливого флориста-дизайнера, сплетающего в одно прекрасное целое уйму разнообразных мельчайших деталей. Создающего свой, неповторимый мир.
Наследники Карацупы на страже центра Вселенной или Темные двери в чумную эпоху/
Пограничный дозор
Наша вселенная состоит из множества миров. Словно лепестки цветка, устремляются они в разные стороны мироздания. Но как лепестки сливаются в сердцевину, так и миры соединяются в центре. Точнее Центруме.
Любое разумное существо потенциально способно открыть портал в Центрум (а примерно сто человек на миллион в состоянии этот потенциал использовать на практике). Веками тысячи людей попадали сюда из своих домов. Многие оставались, становясь пограничниками, вливаясь в местную экономику, обеспечивая государствам новую кровь, а вместе с ней и процветание.
Так продолжалось, пока на земли центрального мира не пришла Высокомолекулярная чума или Праздник мертвых.
Она перевернула ход истории, остановив развитие Центрума на долгие десятилетия.
Ведь теперь о таких вещах как нефть, пластик, пластмассы можно было позабыть. Все местные запасы разложились, а доставляемое извне разрушалось за считанные часы.
За окнами Центрума расцветал 20 век (если воспользоваться земными аналогиями). Вся планета была обвита сетью железных дорог, в небе проплывали первые аппараты тяжелее воздуха.
Случился кризис, какой трудно себе представить.
Буквально за пару суток Центрум оказался отброшен на несколько веков назад. Привычный мир рухнул, расстояния мгновенно увеличились в сотни раз, а к такому никто готов не был. Каждый выживал, как мог. И если бы не роль «перекрестка миров», не факт что цивилизация здесь вообще сохранилась.
Было сложно. Очень. Погибли сотни тысяч. Но все же местные жители сумели справиться с ударом. Воцарилась эра пара и газа.
Ситуация стабилизировалась, восстановились старые связи, и были налажены новые. А межмировыми контрабандистами, полюбившими таскать в Центрум недозволенные товары, или просто уклоняться от налогов, занялись погранцы из Корпуса Пограничной стражи (на 90 процентов, кстати, состоящего из жителей других миров).
Никто так и не понял, откуда появилась Пластиковая чума. Но все популярнее становилась теория, что катастрофа не случилась сама по себе. Что были те, кто и организовал локальный Армагеддон. Агенты из мира, так устраняющего конкурентов. Из Очага.
Прошло чуть больше века. В один прекрасный день все семь пограничников 16-й заставы Корпуса Пограничной стражи Клондала (где, так уже повелось, несли службу исключительно россияне с Земли), получают информацию об интересе к их скромным персонам Главного всепланетного пограничного штаба. Их предписано арестовать и, «всеми доступными способами лишив возможности перемещения из мира в мир», доставить в штаб.
Никто из них не чувствует за собой вины, но, как становится понятно, опасность им грозит нешуточная. Вскоре выясняется, что не только им.
Сергей Васильевич Лукьяненко известен любителям фантастики с начала 90-х годов. В то время на свет появились «Рыцари Сорока Островов» (называемых многими своеобразным оммажем- пикировкой с Крапивиным) и «Лорд с планеты Земля». Уже в этих книгах был виден недюжинный потенциал молодого (родился 11 апреля 1968) автора.
Затем вышли «Линия грёз» (взявшая за основу мир жутко популярной в то время стратегии «Мастер Ориона»), «Лабиринт отражений» и «Ночной дозор» (кардинально отличающийся от лубочно-аляповатой экранизации). Определившие Сергея в число лучших фантастов страны.
Все последующие годы Лукьяненко, переживая взлеты и падения, все равно удерживал поднятую в молодости планку. Далеко не каждая его вещь становилась шедевром, но он никогда не позволял себе опускаться ниже определенного (весьма высокого) уровня.
Итак, межавторский цикл «Пограничье».
После Пластиковой чумы на планете образовалось некоторое количество самостоятельных государств разного экономического уровня развития.
Но воспоминание о единой империи ни на минуту не покидает умов власть предержащих. И вот уже несут контрабандисты с Земли чертежи атомной бомбы, без единой пластиковой детали.
Знакомо, не находите?
Я думаю, внутренним теркам в Центруме еще будет уделено изрядное внимание. И не забываем о потомственных железнодорожниках, держащих руку на горле большинства местных держав. А также пограничном корпусе, играющем в свои собственные игры и использовании элементов паропанка, добавляющего миру некую архаично-тревожную изюминку.
В чем Лукьяненко никогда нельзя было отказать – так это в фантазии. На его счету немало оригинальных (или показанных с другой точки) миров, существ и даже концепций.
Мир Центрума сложно назвать прорывом и откровением (путешествия между мирами в творчестве Сергея появились не впервые), но своих интересных фишек у него вдоволь:
Мартыши, говорящие, гуманоидные существа, не дружащие с глаголами.
Система межмировых порталов, открывающихся только в центральный мир.
Высокомолекулярная чума, уничтожающая пластик.
Пограничный корпус, комплектующийся из иномирцев.
Железнодорожники и погранцы, сумевшие поставить себя фактически отдельными государствами в государстве.
Согласитесь, даже вышеназванного достаточно, чтобы не назвать «Заставу» проходной книжонкой.
А ведь в наличии еще и вполне достойная детективная линия, приличное нагнетание атмосферы (не побоюсь этого слова «саспенса»), и толково прописанные характеры.
Основной герой, Иван Переславский, через восприятие которого нам подается история, типичный представитель современной творческой интеллигенции. Ударник, музыкант, барабанщик, не ставший звездой сцены, не нашедший себя в своем мире. Посему с удовольствием погружающийся в эскапизм, возвращаясь в Москву исключительно для кормления рыбок.
Среди его сослуживцев представлены практически все слои российского общества. Бизнесмен – Скрипач. Бывший токарь – Старик. Сотрудник ФСБ на пенсии — Ведьма. Программист — Иван. Потерянная молодежь с тяжелым прошлым – Калька. Подросток в начале пубертатного периода — Дед.
И никто из них не чувствует себя полностью дома на родной вроде бы Земле.
Это еще одна особенность книг Лукьяненко. За фантастическими предпосылками, приключениями, погонями и схватками, он никогда не забывает рассмотреть в своих романах некоторое количество общечеловеческих мыслей, идей и моральных дилемм. Чем всегда выгодно отличается от основной массы фантастики, за «пиф-паф» или обсасыванием интересной находки-фантдопущения, забывающей практически обо всем.
Эрго. Вполне читабельная история с парой-тройкой неплохих оригинальных задумок, под свист пара и перестук колес раздумывающая о прогрессе, долге, самореализации, родине и эскапизме.
Злое недо-добро с кулаками, или Стопкрим от старины Фрэнка
Фрэнк Касл (Бернтал), отправив на тот свет причастных к гибели его семьи, обнаружил, что жить дальше, по большому счету, незачем. Воспоминания о близких не давали нормально спать, не помогала даже выматывающая работа на стройке. Так продолжалось до тех пор, пока на Фрэнка не выходит некий загадочный хакер Микро (Мосс-Бакрак), сообщивший Каслу, что на самом деле тот убил лишь исполнителей, а главный виновник – таинственный агент Оранж (Шульц) до сих пор жив и здоров.
Подавляющее большинство супергероев из комиксов – благородные добряки, для которых любая людская жизнь величайшая ценность. Даже если это жизнь психопата-маньяка, жестокого убийцы или беспринципного манипулятора, десятками посылающего других на смерть. Порой доходит до маразма – эпические битвы, в процессе которых гибнет куча людей и разноситься вдребезги полгорода завершаются торжественным водружением злодея в темницу, из которой он сбежит ровно через месяц. И все начнется по новой.
На теме неприемлемости убийства как орудия положительных героев, общественном порицании жестокости, непонимании близких, строятся сюжеты длиннющих сериалов и полнометражных картин. Все это конечно благородно, но зритель, который всегда рад пообманываться, в глубине души отлично понимает – так не бывает. Невозможно лишь добром, не замаравшим руки, победить зло. Чаще всего добро должно быть не просто с кулаками, а достаточно жестким, и не стесняющимся отправить на суд божий пару-тройку злодеев.
С этой точки зрения Каратель стал идеальным персонажем, которого так ждал зритель. И даже моралист Сорвиголова признал необходимость таких, как Фрэнк Касл.
Посему появление персонального сериала Карателя можно было предсказать с 99 процентной вероятностью. И Netflix с Марвелом зрителя не обманули. Правда, возникал вопрос, чем будет заниматься Каратель, уже «порешавший» вопросы с виновными в гибели своей семьи? Похоже, создатели сериала на него так и не смогли внятно ответить, построив основной сюжет на продолжении вкушания Каслом изрядно остывшего блюда, полив его соусом из активизировавшегося чувства вины Фрэнка.
Безусловно, одной местью идейная наполненность проекта не ограничивается. Постановщики размышляют над тем, допустимы ли любые методы, даже в таком грязном деле как война и шпионская работа. Показывают тлетворное влияние этих самых методов на неокрепшие солдатские души. Думают, стоит ли слепо исполнять неоднозначные приказы, или логичнее выйти из игры при первой же возможности. О грязном белье и продажности представителей силовых органов. Акцентируют наше внимание на бойцах с психотравмами, пришедших домой, но одновременно не вернувшихся с войны. Переживают о судьбах ветеранов с поствоенным синдромом, которым жутко сложно влиться в мирную жизнь.
Но на самом деле, все эти вопросы далеко не первой свежести, и в сериальном исполнении не всегда способны самостоятельно вытянуть на себе долгоиграющий проект. Благо у The Punisherа оказалась еще одна надёжа и опора — Джон Бернтал. Джон создал очень качественный образ. Полностью выгоревший изнутри человек, живущий с постоянной внутренней болью, эмоционально живой труп, задержавшийся на земле лишь ради мести. Его Касл нелюдим, не ищет новых знакомств, постоянно затянут в непроницаемую броню, заключен в зеркальную скорлупу невозмутимости. Эдакий раненный в сердце самурай с твердым кодексом, постоянно думающий о Фудзи. Зато, когда эта скорлупа дает трещину, мало не кажется никому. И насколько шикарно смотрятся моменты, когда Касл позволяет себе поделиться с кем-то воспоминаниями, будто человек случайно приоткрыл тебе душу. Или когда он срывается, не может удержать маску робота на лице. Когда из него плещут эмоции, будто фонтан крови из вены.
При том, что в флешбэках армейской службы Фрэнк вполне себе обычный парень, не дурак пошутить, поприкалываться и посмеяться. А не человек, носящий маску эмоционального зомби, как в настоящем.
В профессиональные качества Касла-солдата тоже вполне веришь, Бернталу хватило внутренней силы, чтобы в способности Фрэнка перебить кучу различных бандюков, или группу убийц ЦРУ не возникало никаких сомнений. При этом Касл не выглядит неуязвимым супергероем (в «Карателе» вообще минимум супергероики) – он периодически отхватывает по лицу (вспомним Вульфа), или получает раны, порой тяжелые и приводящие его на грань жизни и смерти. Что добавляет образу жизненности и зрительского сочувствия. Ну и конечно его концепция борьбы с преступностью в духе Головачевского Стопкрима привлекает к сериалу кучу сторонников таких же методов. Бандит? Давай, до свидания. Как же так! Он не дает злодею возможности исправиться?! Ну сорян, чувак, как-нибудь в другой жизни.
Жаль, что остальные актеры не очень-то поддержали почин Джона Бернтала. Их герои изрядно шаблонные и вторичные. Микро – типичный хакер-ботан, правда чертовски переживающий за семью, Мадани – крутая полицейская, которой палец в рот не клади. Кертис – адекватный ветеран. Льюис — неадекватный ветеран (да и вообще его линии как на меня уделено слишком много внимания) Оранж – коварный црушник. Разве что Билли (Бен Барнс) порой радует коллектив.
А вот за экшен как раз постановщиков стоит поблагодарить, хотя его в сериале не слишком много – «Каратель» в первую очередь психологическая драма, лишь потом боевик. Есть несколько очень качественно поставленных стрелковых боев (Punisher вообще делает акцент не на рукопашные сражения, а на перестрелки), к примеру, интересный флешбэк из Афганистана, или битва на горе. Снято все достаточно жестко, местами кровавенько, не ужас-ужас, конечно, но готовым быть стоит.
Не порадовало также фактическое отсутствие серьезного антагониста. Оранж при всем своем ЦРУ-шном коварстве на такого не тянет. Так, младший подручный старшего помощника главного злеца максимум. Да и его элегантный приспешник слишком уж неоднозначный персонаж, вроде и гад, а понять его можно. Или постановщики решили, что Фрэнк Касл будет отвечать за оба полюса картины и станет эдаким протаго-антагонистом «Карателя»?
Эрго. Сериал о злом недо-добре с кулаками, с хорошей ролью Бернтала и приличными стрелковыми сражениями. А вот продолжение темы мести, шаблонных второстепенных персонажей и слабенького антагониста в плюсы «Карателю» не занесешь.
Режиссер: Энди Годдард, Марк Йобст, Кари Скогланд
В ролях: Джон Бернтал, Джейсон Р. Мур, Эбон Мосс-Бакрак, Майкл Натансон, Джейми Рэй Ньюман, Эмбер Роуз Рева, Пол Шульц, Даниэль Уэббер, Дебора Энн Уолл, Бен Барнс
Ведьма истины Сафия фон Хасстрель и ведьма нитей Ноэль де Миденци хотели всего лишь добраться до уютных островов нубревенцев и жить там тихой и спокойной жизнью.
Но сперва неудачное ограбление принесло им вместо денег пристальное внимание абсолютно невозможного и жутко опасного существа – натурального Ведуна крови. Затем дядюшка Сафи втянул племянницу в интриги, закручивающиеся вокруг подписания нового Двадцатилетнего договора. А Ноэль пришлось вернуться туда, откуда она бежала маленькой девочкой под градом камней.
Теперь они обе оказались втянуты в игру, где на кону стоят судьбы трех империй и возобновление старой кровопролитной Великой войны.
И что на этом фоне жизни двух девушек, даже если одна из них редчайшая ведьма истины?
Американка Сьюзан Деннард никогда не стремилась стать писательницей. Морская биология и борьба с браконьерством – вот стезя, по которой собиралась двигаться юная Сюз. Однако потом пришла любовь, причем не к зведнополосатому соотечественнику, а вовсе даже к французскому гражданину. Затем переезд на родину мушкетеров и шампанского. Отрезанная от любимых южных штатов и рыб Сюз избрала себе новое занятие. Писательство. Ее первый роман увидел свет в 2012, и был посвящен «живым мертвецам, духам и любви». Следом Деннард принялась за подростковое фентези, открыв романом Truthwitch новый цикл — тетралогию «Код магии».
Романом далеко не идеальным, но вполне интересным, по крайней мере, в своей жанровой нише.
В первую очередь интересным разнообразием магий, которымы автор наделила свой мир. Она не удовольствовалась стандартными стихийными практиками, хотя даже на них Сьюзан местами глядит с не самой популярной и распространенной точки зрения. Ведуны Земли, к примеру, не только заботятся об урожае, но и могут на корню извести вражескую почву, оставив противника без еды. Воздуха — не только надувают паруса кораблей, но и лишают противника кислорода в легких. И даже Огонь не только занимается своим непосредственным делом – разрушением, но и исцеляет болезни связанные с мышцами. «Видящая истину» также радует читателя ведунами эфира, воздействующими на разум, голоса – работающими аналогами телефонной связи, стекла – трудящимися над изделиями из этого материала, ведунами железа, яда, флоры. Да практически чего угодно! Но больше всего раскрыты умения, представленные главными героинями. Магия истины – эдакий детектор лжи, волшебным образом определяющий лукавит собеседник (или сам владелец дара), или говорит правду. Очень полезно при азартных играх – доказано дядей Эроном. Это умение не всегда работает корректно – например, если человек верит в собственное вранье, или искренне передает неправдивую информацию, магия может и подвести. Но даже несмотря на эти ограничения, Ведьмы истины считаются жутко ценным штучным товаром.
Интересен и дар Ведьмы Нитей, видящей эмоции других людей, возникновение и разрушение отношений, постоянно знающей, что чувствует человек каждую минуту. Жаль, следующий напрашивающийся этап – влияние на эти самые нити, раскрыт пока слабовато, по крайней мере появляется обоснование отношения всего мира к номаци, и то хлеб.
Также стоит отметить и магию Пустоты – ведун крови, способный вычленить запах алой влаги конкретного человека на большом расстоянии, способный влиять на людей через их кровь, останавливая самых могущественных магов. Ведун, чьи раны затягиваются на глазах, и убить которого можно лишь отрубанием головы. Местные Маклауды, с расширенными способностями, одним словом.
И это далеко не все. Что не удивительно, ведь колдовские способности встречаются у очень многих из жителей этого мира. Аристократы в отрочестве поголовно проходят магический экзамен, определяющий наличие магии, а также их потенциал. Да, большинство признаются «стихийно бессильными», а из оставшихся далеко не все становятся полноценными ведунами, но все равно количество магов на квадратный метр во вселенной Деннард поражает. Плюс существует еще и такая неприятная штука как Разрушение — когда магия так разрастается, что начинает вредить не только своему носителю, но и окружающим.
К миру, где происходит действие, вопросов побольше. С какого перепугу при таком магическом изобилии некоторые государства ввели запрет на определенные виды колдовства? Как у них так быстро «небольшой береговой народец» построил полноценную империю? Почему при наличии пороха, пушек и даже револьверов (!) ими никто не пользуется. Из пушек хотя бы разок выстрелили где-то за кадром, а во время рукопашных стычек все принципиально применяют лишь холодное и метательное оружие. Да и анахронизмы, типа «саммита» несколько режут слух.
Порадовало разве что внимание к проблемам гордых малых наций, оказывающихся не в силах противостоять политическим гигантам этого мира. Отношение к номаци, эдакий вариант наших цыган, с доведенным до абсолюта негативным восприятием их остального мира (номаци законодательно приравнивают к животным, и это еще в лучшем случае!). Да морские лисицы – странноватые водные создания, которых гордая парочка рубала мечами прямо с палубы.
В общем, мир у Деннард проработан на порядок слабее, чем магическая система. Еще одним недостатком книги становится поражающая наивность и инфантилизм, периодически проявляемые почти всеми героями. Понятно, что фентези подростковое, но все же. Не может быть, поражается одна – император (читай, политик) обманывает своих подданных! Говорит, понимаешь одно, а сделать хочет другое! Открытие, достойное нобелевской премии, блин. Как же мы можем возвращаться к пиратству! – восклицает другой, это же неблагородное воровство! Ах какой подлый дядя! – опять принимается за свое первая, он скрывал от меня, 11-летней пигалицы, информацию о своих планах, кругом одна ложь!
Это при том, что в остальном персонажи вышли у Сьюзан вполне вменяемыми.
Сафия – Человек действия, не умеющий планировать. Эгоистичная мизантропка, думающая лишь о себе и подруге. При этом не злая, не подлая, просто заботящаяся лишь о себе и ближнем круге. Как подавляющее большинство людей. Причем постепенно персонаж развивается, начинает замечать проблемы других, более внимательно относиться к окружающим.
Ноэль – представительница народности номаци, считающейся во всем мире париями, привыкшая с самого детства скрывать свои волосы и происхождение. Классическая «вторая» – дополняющая и усиливающая свою подругу. Она, наоборот, берет планированием и не терпит импровизации.
Обе сильные барышни, отлично владеющие оружием и умеющие за себя постоять. Никаких трепетных ланей – чуть что в морду, или ножиком по горлышку. Но даже они не устоят перед романтическими чувствами.
За них отвечает Мерик Нихар, принц Нубревены – юный, честный, влюбленный. Вдобавок еще и о народе своем заботится со страшной силой. Есть также намек на любовный треугольник, куда ж без него, но пока весьма вялый.
Причем Деннард не стала бросать Сафи и Меррика в объятья друг друга сразу, а обеспечила им солидную головную боль, обозначив с первой встречи их весьма непростые отношения.
Ноэль пока осталась без сердечного друга, хотя у нее есть все шансы поиметь роковую страсть с врагом.
Позабавил Ведун крови – супербоец, выпускник местного аналога Шао-Линя, регулярно шинкуемый барышнями в лоскуты. Что поделаешь, если на тебе надет постоянный healing высочайшего уровня, кто угодно расслабится. Плюс ценно, что в существе, изначально поданном как откровенный злец, читатель постепенно открывает вполне положительные черты.
Действие начинается без раскачки и особых вступлений, с ходу. С героинями и миром приходится знакомиться уже в процессе. Стычки перемежаются внутренними монологами героинь, историческими экскурсами и зарождением возвышенных чувств.
Приятно много намеков на обширность мира, забрасываются любопытные «манки» на продолжение, типа аритванского короля-разбойника, армии разрушенных, нового появления Кар-Авена и т.п.
В общем, как на меня плюсов больше минусов, и хотя продолжение я ждать вряд ли буду, за Truthwitch вполне можно отдохнуть от серьезной литературы, не особо жалея при этом о потраченном времени.
Эрго. Вменяемое подростковое героическое фентези, способное порадовать магической системой и персонажами. А вот наивности можно было бы поменьше, да и над миром не мешало бы поработать тщательнее.
Космический аттракцион, или Спецагенты для тинейджеров
Будущее. Спецагенты Валериан (ДеХаан) и Лорелин (Делевинь) всегда выполняли поставленные перед ними задания. Выполнили и на этот раз. Конвертор – последний представитель своего вида доставлен на станцию Альфа. Казалась бы можно и отдохнуть? Не тут-то было. Выясняется, что станции угрожает загадочная опасность, родившаяся в самом сердце Альфы.
Но будто мало таинственных противников и радиационной опасности, вскоре оказывается, что и среди военного командования федерации не все чисто. А значит, жизни агентов и судьбы миллионов живых существ в очередной раз повисают на волоске.
Люк Бессон был фанатом французского комикса «Валериан и Лорелин» Пьера Кристин и Жан-Клода Мезьера долгие годы. Идея снять по нему фильм cозрела у режиссера во времена работы над «Пятым элементом», тем более что некоторые концепты мира «Валериана» Люк использовал как раз в этой своей картине далекого 1997 года. Однако технические возможности передать многообразие французского комикса появились относительно недавно, и за съемки Бессон принялся только в 2016 году.
К сожалению, фантастического развлекательного шедевра, типа того же «Пятого элемента» у Люка не вышло. Хотя Valerian однозначно стоит посмотреть ради визуального пиршества, устроенного на экране постановщиками. Начиная от Международной космической станции, на ваших глазах превращающейся в невообразимо огромного монстра, на котором живут тысячи видов и миллионы различных разумных существ. И пускай из этого потенциального многообразия нам вскользь показали буквально пару-тройку «чужих» рас, этого хватает, чтобы проникнуться масштабом работы, проделанной создателями «Валериана». А ведь кроме интересных инопланетян есть еще Великий рынок, находящийся в другом измерении: чтобы взаимодействовать с населяющими его существами – приходится использовать специальные «девайсы» (на этом построена одна из самых оригинальных экшен-сцен картины). И архитектурные особенности станции «Альфа», где соседствуют участки, полностью заполненные водой (для местных ихтиандров), многокилометровые стены из компьютерных плат, территории обитателей газовых систем и обычные высотные многоуровневые лабиринты, предназначенные для гомо сапиенс и их близких родственников. Есть в мире «Валериана» другие планеты с их красочными облаками и прочими прелестями. Космические просторы, которых тут, правда, на удивление маловато. Плюс забавные мелочи, типа бронебойных зверюг-охотников, огромных бромозавров с их любимыми мозговыми медузами, бабочек-приманок, или оборотней-гламаподов. В общем, за картинку создателям «Валериана» однозначный респект и уважуха.
С остальными непременными составляющими хорошего фильма у Бессона не сложилось.
Причем дело не столько в сюжете, хотя его назвать сильной стороной картины никак не получится. Некие абстрактные спецагенты без малейшего прошлого и предыстории. Фактическое отсутствие антагонистов. Мутноватая основная линия.
Ладно, спишем на комиксоидность ленты, тем более что большая часть фильмов этого жанра никак не может похвастаться вменяемостью сюжета. Как и логикой происходящего. Ах, жуткий геноцид! Конечно же, нужно было положить во время битвы еще пару миллионов людей, потерять флот, проиграть войну и долго разгребать последствия поражения. Если бы осталось, кому разгребать. А уж к мелочам типа скафандра, то представляющего из себя непробиваемую многофункциональную броню, то разваливающегося на куски после обычного падения в трубу. Мозговым способностям Валериана, которому в голову не приходит воспользоваться полезными свойствами скафандра для спасения напарницы. Или эволюциям Лориан, которая сперва выглядит натуральной бой-бабой, а потом превращается в трепетную лань, ждущую спасения. Ко всему этому даже придираться как-то неловко. Опять же комикс – чего с него взять.
Да и диалоги в фильме, мягко говоря, не блещут.
Но основной проблемой ленты стали главные герои. Основной рассчет расчет Бессона был явно сделан на молодежную аудиторию – потому и выбраны в протагонисты-спецагенты относительно юные актеры (хотя им уже далеко не по 15 годочков), чья задача была привлечь в кинотеатры подростков. Эдакие Бонды для тинейджеров. Но неужто не нашлось во всем мире чуть более профессиональных молодых лицедеев?
Дэйн ДеХаан в другом варианте Дехан с его субтильной внешностью и манерами нагловатого гопника-ботана изображает крутого спецагента с девятилетним стажем, способного заткнуть за пояс десяток Бондов разом. Вы серьезно? Кстати, откуда у него такие мешки под глазами в 31 то год? Может бухать надо поменьше?
Кара Делевинь, о безумной эволюции образа которой я уже говорил, старается ни в чем не уступить напарнику – ни в полном отсутствии актерской игры (хотя чего мы хотим от модели?). Ни в безэмоциональной физиономии. Ни в скучающем отношении к происходящему. Ни о какой химии, вроде как должной вытягивать одну из основных линий ленты и говорить не приходится. В общем, на примере этой парочки можно писать пособие для начинающих постановщиков: «Как вопиющим мискастингом испортить неплохую идею».
А ведь старина Люк должен был помнить историю своего же «Элемента», где львиную долю успеха картине принесли Уиллис с Йовович – буквально живущие в пространстве фильма, и наслаждающиеся каждой сценой.
Видать не запомнил. Странно, еще и 60 годочков дядечке не стукнуло, склероз одолевать не должен.
Эрго. Космический комикс-аттракцион, отменный с визуальной точки зрения и крайне слабый со всех остальных.