Александр Куприн «Звезда Соломона»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В жизни происходят порой удивительные вещи. Вот и к скромному чиновнику-бессребреннику Ивану Цвету явился таинственный человек, принесший весть о наследстве и билеты на поезд в дядино именье. И просил этот М.И. Тоффель только об одной ответной услуге — сжечь, не читая, оккультные рукописи почившего дядюшки-масона...
Первая публикация в сборнике «Земля», кн. 20, весна 1917 г.
Входит в:
— антологию «Бал Сатаны. Русская мистика»
— антологию «Земля. Сборник двадцатый», 1917 г.
— сборник «Звезда Соломона», 1920 г.
— антологию «Русская и советская фантастика», 1989 г.
— антологию «Призраки», 1991 г.
— антологию «На сон грядущий. Выпуск 1», 1992 г.
— антологию «Адские чары», 1993 г.
— антологию «Дневник Сатаны», 1993 г.
— антологию «Привет с того света!», 1993 г.
— антологию «Музей восковых фигур: Русская фантастическая проза начала XX века», 1998 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «Звезда Соломона. Русские мистические истории», 2014 г.
— антологию «Карты. Нечисть. Безумие: Рассказы русских писателей», 2023 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 91
Активный словарный запас: очень высокий (3331 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 77 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (46), испанский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (41), самиздат (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- А. Вивас (1)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 4 декабря 2022 г.
Первое, что бросилось в глаза в начале чтения повести — это многочисленные детали, которые впоследствии Булгаков позаимствовал для знаменитейшего «Мастера и Маргариты». Сцена первой встречи главного героя с Меф. Ис. Тоффелем — так вообще один в один сцена утреннего визита Воланда к Лиходееву. Вообще, демонический Тоффель чертовски напоминает незабвенного Коровьева. Наезжающий на человека трамвай в финале...
В общем, даже исследователи творчества Михаила Афанасьевича признают, что писатель вдохновлялся «Звездой Соломона» при написании своего самого главного романа. И следует заметить, что есть чем вдохновляться. Очень многозначительная и далеко не простая вещь, глубокая вещь. Так ведь сразу и не определишь, где автор иронизирует, а где разговор на чистоту. Временами кажется, что это такая своеобразная насмешка в адрес «Фауста», а временами уверен, что Александр Иванович пишет magnum opus.
Однозначно — читать. Понравится и любителям классической литературы, и почитателям магического реализма, и приверженцам серьёзных философских книжек, и предпочитающим приключенческую фэнтези.
Visor., 28 февраля 2021 г.
Очень даже хороший взгляд на мистическое в жизни, да и на саму жизнь в целом. Куприн и мистика. Вот никогда бы не подумал о таком сочетании. Однако же начнём с самого начала. У нас есть самый что ни есть обыкновенный человек, который не думает ни о чём высоком. А о низменном он тоже не думает. Обычный серый человечек, который живёт своей жизнью, у него полная жесть в жизни, но ему большего и не надо. Что же будет, когда он получит в свои руки то, о чём многие даже не могли мечтать, а некоторые хотели дотянуться, но не смогли? Персонаж не то, чтобы картонный, он просто никакой. Добродушно-простоватый? Боящийся знаний? Да что угодно можно сказать, но, кажется мне, этим персонажем Куприн изобразил действительно, как бы, набожного человека, которого никакая тёмная сила не возьмёт. Но вот стоит ли брать такого человека, как образец для подражания? Скорее нет. После прочтения даже кажется, что автор именно нарочно сделал таким образом описание Ивана Цвета таким, который подошёл бы под каноны церкви, и при этом выявить, что такие каноны не совсем нужны, а церковь ошибается в своих суждениях о людях. Также интересно описано и зло в его рассказе. Всемогущество тоже бывает ограниченным некоторыми рамками и хоть убейся, но ничего не получится. Не получится пойти против законов физики. Вопрос души, которую отдали люди за обладание мощью? Есть в рассказе ответ, что люди, получившие Всемогущество, просто сами погубили себя своими желаниями, не более того. А те, кто живут без всемогущества, могут быть во много раз хуже и без него.
Достаточно интересная задумка. Легко читается. Интересный взгляд на мир того времени, а также взгляд на мистику. А главная мысль всё-таки была, по моему, высказана и достаточно остро: «Что бы ты, Митенька, делал, если бы стал царем...» , — и дальше по тексту рассказывается вся суть многих людей. Шутки над образами жизни, книгами, которые читают люди. Горькая усмешка над людьми, которые не понимают чего на самом деле хотят, или же наоборот хотят слишком многого. Барышни, которые влюбляются в деньги, а не в людей. Много чего описано. И в самом конце мы получаем ответ-намёк на то, что в самом деле произошло. Ведь и в самом деле можно считать, что некоторые люди либо умерли в процессе обладания могуществом, либо же сошли с ума, либо настолько потеряли свою человеческую суть, что перестали быть собой.
Рассказ замечательный. Рекомендую к прочтению.
Walles, 3 мая 2019 г.
Сказка, написанная Куприным в гатчинский период его жизни. Несмотря на то, что ее включают в различного рода «готические антологии» и сборники со страшными обложками, причислять данную повесть к мистическим произведениям можно только по внешним условным признакам. По мне так это более сатирическое произведение (одна лошадь по кличке Сатанелла чего стоит), хотя, конечно, подробное описание треугольников Соломона Александр Иванович почерпнул из соответствующей узконаправленной литературы.
Как всегда, в мастерстве автору не откажешь, фразы вроде «а вы так хороший кусок сна хватили» , или «по воскресеньям собираются в хате и читают в книгу», «попили моего пота» и др. весьма доставляют.
Также в очередной раз замечаю у Куприна подшучивание над авторами развлекательной, приключенческой литературы. Когда в поезде проводник выдает Цвету для чтения 15-й (!) (а и правда, какая разница, какой он там у него по счету...) том приключений «мазурика Рокамболя», Иван Степанович выдерживает только несколько строчек этой книжки и проваливается в сон.
Ну и от души автор поиздевался над любовными переживаниями своего персонажа. Чувствуется, как ему доставляло удовольствие подразнить простоватого Ивана Степановича манящим ликом Варвары Николаевны, и тотчас разлучать их. Даже Мефодий Исаевич которому казалось бы уж до этого точно никакого дела нет, не выдержал, высказался...
Кар Карыч, 30 мая 2016 г.
С некоторым удивлением прочитал повесть Александра Куприна «Звезда Соломона». Она как-то прячется за другими, более яркими произведениями писателя. С удивлением — потому что я привык числить его по разряду «чистых» реалистов, а здесь автор связался с «нечистой» силой во всей красе, причём связался крепко. Повесть — мистическая, исполнена в лучших традициях Гоголя. Однако более, чем тексты Николая Васильевича, эта вещь Куприна напомнила мне Михаила Булгакова. Интонации очень знакомые. И образы тоже: загадочный Тоффель отдалённо напомнил Воланда, благородный и бескорыстный Цвет отдалённо напомнил Мастера, красавица Варвара — самоотверженную Маргариту. Даже трамвай переехал из повести, написанной в 1917 году, в роман, создававшийся в тридцатые годы. Нельзя, конечно, равнять небольшую повесть Куприна с великим романом Булгакова, однако я уверен, что эта вещь весьма повлияла на работу Михаила Афанасьевича, помогла ему.
В повести Куприна ещё не дышит революция, её просто нет, а вот неприязнь автора к буржуйству, к прожигателям жизни чувствуется основательно. Маленькие люди, напротив, выписаны душевно. Отличная вещь!
Оценка — 10
vladimir66, 8 сентября 2012 г.
«Что бы ты, Митенька, делал,если бы стал царем?»-« А ни хрена бы не делал,сидел бы на завалинке и лузгал семечки,а кто мимо идет- в морду!»
«... Хотите ,чтобы все ваши желания исполнялись в мгновение ока? Каждый продаст душу с величайшим удовольствием! Но какие желания можно придумать,когда нечего больше хотеть? Ничего вам не придумать смелого и оригинального,веселого и грандиозного.Ничего ,кроме бабы, жранья,питья и мягкой перины.И когда дьявол придет за вашей крошечной душонкой, он застанет ее охваченной смертельной скукой и подлой трусостью.»
По моему,эти слова Александра Ивановича,как нельзя лучше относятся к нашим сегодняшним олигархам и власть имущим...
Mishel5014, 24 сентября 2015 г.
Отлично написанная мистическая повесть в лучших традициях классической русской литературы. Симпатичен и герой, и реалии тогдашней жизни. даже М.И.Тоффель какой-то симпатичный получился. В общем, традициям Гоголя перевода на Руси нет. И уж тем паче в Малороссии и Руси Белой...
Oreon, 31 августа 2014 г.
По фантасмагорическому внезапному наслоению событий, повесть чем-то напомнила Нос Гоголя. Вот простой, мелкий канцелярский служащий Иван, чьей розовой мечтой было надеть однажды чиновничью фуражку (уже давно была куплена и ждала в картонной коробке своего часа), который был положителен и достаточно примерен, даже по вечеринках почти не напивался. И вот в один из таких дружеских вечеров таки выпил больше положенного и тут понесся и затянул его хоровод невероятных и необъяснимых событий.
Надо сказать, что хоть повесть объективно и не плоха (оценки на фантлабе тоже говорят в её пользу), то субъективно она мне как-то все равно не пошла: не то чтобы раздражали, но мешали все время некоторые пустяки и мелочи (может просто чтение попало в неподходящий настрой). Начиная хотя бы с имени героя. Цвет. Почему Цвет? Почему не Запах или еще что нибудь? Когда предложение начиналось заглавным словом «Цвет...», мозг подспудно ожидал что-то типа «цвет ковра...», «цвет неба...», в общем определения, а получал сказуемое. Но если вступительная часть знакомства с героями была несколько скучна и тянула на сон, то с момента когда Цвет отправился на Малороссию за наследством, события завертелись стремительнее и читать стало интересней. Косвенно обращает на себя внимание, что во времена Куприна вопрос существования страны со своим собственным, отличным от русского языком, страны которая так издавна бередит российские умы, а в наше время некоторыми российскими политиками ставится вообще под сомнение сам факт существования и ее и ее языка, страну которую на фантлабе в угоду политической конъюнктуре «просят» не вспоминать и не называть в отзывах и форумах, а во времена автора (да и теперь хотят) называли пренебрежительно Малороссией, не стоял. Правда, если Гоголь писал про Украину с любовью, а ее язык органически вплетал в повествование, так что русский язык даже заимствовал с этих произведений некоторые слова, то у Куприна нет такого пиетета и его цитирования «малорусского языка» выглядят как кривляния.
По «счастливой» случайности Цвет оказался мастером разгадывать шарады и в соответствующий момент, относительно легко, сложил слово, над разгадкой которого веками другие не глупые люди безуспешно бились целую жизнь. Не понятно только зачем надо было идти именно ночью в заброшенный дом, пользующийся такой дурной славой у местных, и оставаться там ночевать.. И причем здесь Соломон с его звездой, чей секрет он якобы разгадал? Автор хотел сказать, что Соломон нашедши это слово подчинил себе темный мир и, подобно Цвету в дальнейшем, мог исполнять свои прихоти??
Концовка. Опять же не понятно, что автор хотел сказать своим произведением. Что сотрудничество с князем тьмы не ведет к добру и счастью? Но зло в произведении достаточно нейтрально, а сам Мефистофель здесь выступает чуть ли не позитивным героем. Что устоять герою помогли его доброта, скромность и отсутствие жажды обладать чем либо? Так аппетит приходит во время еды и вот эта нейтральность и отсутствие жажды смотрятся как раз как-то неубедительно. Тем более, что как минимум один предмет вожделения — девушка, у героя все таки был. Но хорошо то, что хорошо заканчивается, чары спали, герою предоставляется возможность самостоятельно действовать, он снова, уже без чар, встречает «эту прекрасную женщину», и что? И тоже все смазано и не ярко.
А что касается двух замечательных цитат, которые упомянуты в предыдущем отзыве («Что бы ты, Митенька, делал, если бы стал царем? — А ни хрена бы не делал, сидел бы на завалинке и лузгал семечки, а кто мимо идет — в морду!» и «Хотите, чтобы все ваши желания исполнялись в мгновение ока? Каждый продаст душу с величайшим удовольствием! Но какие желания можно придумать, когда нечего больше хотеть? Ничего вам не придумать смелого и оригинального, веселого и грандиозного. Ничего, кроме бабы, жранья, питья и мягкой перины. И когда дьявол придет за вашей крошечной душонкой, он застанет ее охваченной смертельной скукой и подлой трусостью.»), то, хоть они по тексту и идут в более скучной части произведения, но, по моему, во всей красоте раскрывают загадочную русскую душу, разгадку которой, так давно ищут во многих произведениях. И лишь Куприну получилось так ярко и красочно её разгадать(!), хотя и тут автор делает это как-то мимоходом и особо не акцентируясь. Надо себе записать где-то, для дальнейшего цитирования...
vikusiana, 1 февраля 2010 г.
Превосходный рассказ. Лишний раз поразилась, как Куприн умеет кратко и ясно излагать достаточно глубокие вещи. Ничего лишнего или не досказанного, все по делу, т. е. и не добавить и не убрать.
Эта восхитительная мифическо-сказочная история о простом человеке, на которого внезапно свалилось чудо. Жил себе главный герой по веселой фамилии Цвет, никого не трогал, любил всякие головоломки разгадывать и тут выясняется, что он получил наследство. Да не простое. Сам сатана перешел ему в услужение после того, как он нашел разгадку звезды Соломона терзавшую веками ученые умы. Все что он не задумает, все в ту же секунду свершается. Но в этом ли заключается человеческое счастье?