Все связано, или Бесконечный танец будущего, настоящего и прошлого
В небольшом городке Винден, затерянном посреди немецких лесов, никогда не происходило ничего дурного. Почти никогда. До того момента, пока не пропали сперва подросток Эрик Обендорф, а вскоре и еще один ребенок. Все теряются в догадках, куда подевались дети, полиция безрезультатно роет носом землю, но есть и те, кто ожидал, что такое может произойти снова. Ведь 33 года назад уже исчез ребенок, которого так и не смогли отыскать. И лишь единицы могут правильно сформулировать вопрос, связанный с этими исчезновениями: не «где» находятся пропавшие дети, а «когда»?
Европейский проект на Netflix? Да еще и с хорошим “сарафаном», вдобавок сравниваемый с приятными «Очень странные делами»? Однозначно смотреть!
Впечатления после Dark остаются хорошие. Перед нашими глазами провинция, но на этот раз не американская как в том же «Фарго», а вовсе даже европейская. Что накладывает определенный отпечаток.
Криминал в Виндене огромная редкость, но скелетов практически у каждого обитателя городка полные шкафы. Суровый полицейский Ульрих активно ходит на сторону от своей располневшей и занятой работой жены. Его любовница Ханна и ее сын Йонас параллельно переживают самоубийство отца семейства Михаеля. Муж еще одной полицейской – Шарлотты – оказывается неравнодушен к мужчинам, а сама Шарлотта вынуждена не только работать над исчезновением Эрика, но и активно заниматься семейными проблемами. И так у любого персонажа. Опять же за полностью благополучным фасадом скрывается куча комплексов и внутренних (а зачастую и внешних) проблем.
Шикарнейшая подвязка всех без исключения важных персонажей, фактов и событий в единый клубок взаимосвязей, контактов и конфликтов – одна из фишек данного телепроекта. Практически всегда в фокусе камеры и зрительского внимания находится один-два-пять главных героев. Остальные лишь фон, массовка. В Dark массовки нет вовсе. Каждый из персонажей делает что-то для понимания или лучшего раскрытия магистральной линии. Как и в жизни, почти любой из встреченных на пути может оказать на тебя прямое или опосредованное воздействие, помочь или навредить, подсказать или запутать. Все вокруг связано прочнейшими нитями взаимоотношений. В этом отношении Тьма потрясающе достоверный и жизненный сериал. Плюс, как и в жизни, тут нет полностью добрых и полностью злых людей. Любой ребенок ангельского вида способен на подлость и гадость, и самый бомжеватого вида мужик может спасти тебе жизнь. Каждый может утворить что угодно. Все хорошо проработано, связи и переходы продуманы, как и структура сериала в целом. Факты и случайности нанизываются один на другой, будто звенья единственно возможной цепочки. Что вызывает нешуточное уважение к объему работы, проделанной создателями проекта.
Также в плюс постановщикам нужно поставить антуражность и загадочность событий. Детективная линия, проходящая почти через весь хронометраж, смотрится как влитая. И хотя куда деваются дети, более-менее проясняется довольно быстро, почему и что, собственно говоря, происходит, мы не узнаем до самого финала (а то и после). Информация зрителю подается дозировано, постепенно, шаг за шагом. Что приятно, нет практически ничего лишнего, почти каждый поворот сюжета аккуратно ведет нас к развязке. Казалось бы – ничего удивительного, так и должно быть. Однако посмотрите многие ли теле или кино картины могут похвастаться корректным воплощением этих азбучных истин.
Серьезных плюсов антуражу добавляет гнетущий саунд и густые леса, окутывающие злосчастный Винден (здравствуй, Твин Пикс), постоянный дождь, идущий тут чуть ли не половину экранного времени. И вечно исходящие паром трубы местной АЭС. Еще одного полноценного героя сериала. Да уж, в такой атмосфере легко поверишь в любую околонаучную и не только чертовщину.
Что касается фантастического элемента, он настолько органично вплетен в канву происходящего, что фантастикой поначалу и не кажется. И хотя уже к концу второй серии нам приходится пересмотреть первое впечатление, «Тьма» долгое время воспринимается более реалистично, чем большинство сериалов «за жизнь».
А потом фантастика уверенной рукой берет свое, и начинается самое интересное. Отменно смотрятся переключения временных пластов, прыжки из эпохи в эпоху, кадры из разных периодов, идущие подряд один за одним. Теории по поводу черных дыр. И, конечно, хронопутешествия, а также старые добрые размышления об эффекте бабочки – возможно ли изменение прошлого, или время непобедимо? Существует ли предопределение, или человек обладает свободой воли? И главное, к чему приведут попытки исправить былое, а заодно и грядущее? Казалось бы, уже сколько раз мы такое видели и читали, но не надоедает.
Как видите, постановщики замахнулись на концепцию «все связано и воздействует друг на друга» не только в людских отношениях, но чуть ли не во всем мироздании. Что абсолютно ненаказуемо, ведь концепция «цикличности, связи времен» — штука популярная. Взаимное влияние прошлого и будущего, причинно-следственные связи, все мы родом из прошлого (на которое порой может воздействовать будущее), обреченные попытки исправить положение, «я просто очень удивилась, увидев его здесь, потому что у меня с ним назначено свидание в Самарре». Этот концепт вполне заслуживает еще одного воплощения на экране. Тем более в таком качественном исполнении.
Эрго. Приятное и неторопливое детективное хроно-размышление о предопределенности и связи времен на фоне провинциального немецкого городка, полного отлично подвязанных и проработанных персонажей.
P. S. Похоже одним сезоном дело не ограничится. По крайней мере, финал дает массу возможностей развития сюжета.
Нисхождение с цифрового Олимпа, или О судьбе аватар в электронной Греции
В городе Кекрополь начинают гибнуть аватары богов цифрала. Причем не в результате болезни (здоровье у аватар завидное), или несчастного случая, а явно насильственной смертью. Девять убийств за два года.
Обычно хозяева цифрала беспощадно карают за такие злодеяния. Но в этом случае реакции нет никакой. Ни от полиции, ни от прессы, ни от самих повелителей цифрового Олимпа.
И лишь Питфей, аватар Слепой, богини правосудия, да его внук Тезей стараются разобраться в том, что же все-таки происходит на благословенных и проклятых улицах Кекрополя.
До старой доброй фентези. До космических эпопей. До якутского эпоса и зеркального хоррора Генри Лайон Олди уделили прилично внимания колыбели европейской цивилизации. Восхитительный «Герой должен быть один». Медитативный «Одиссей, сын Лаэрта». Неожиданный «Внук Персея». На этом Ахейский цикл харьковские авторы завершили. Однако, как говорили сами Олди, им «давно хотелось рассказать историю про Тесея и Минотавра».
И вот она перед нами.
Но, как всегда у Олдей — одного из лучших русскоязычных фантастов современности, эта история изрядно нас удивит, несмотря на то, что мы отлично знаем ее с детства.
Дело происходит отнюдь не в древней Греции, а вполне в наше время (плюс-минус лапоть). От Эллады в наследство городу и миру Кекрополя достались в основном имена да названия. Коринф. Трезены. Спарта. Антиопа. Эпаминонд. Прокруст. Полифем. Икар. Синид. До боли знакомые, только наполнение изрядно отличается. Эпаминонд – предводитель шайки байкеров. Прокруст — доктор и благотворитель. Синид – инспектор полиции. Икар – его младший подчиненный.
Этот мир изрядно похож на наш. Тут, так же как и у нас, есть конфликты, сословное деление, коррупция, террористы и запущенные кварталы, есть преступники и копы, есть граждане и есть люди низшего сорта – переселенцы и беженцы. Есть хакеры, вай-фай, бои без правил, наркота и военные.
Однако вай-фай мира «Быка из машины» покрывает всю землю. Связь бесплатна. Практически все гаджеты заменил универсальный вайфер. А главное – глобальная информационная сеть, окутавшая планету, породила цифрал, а также переходные мембранные зоны между тварным миром и цифралом. И собственно «богов цифрала». Искусственный интеллект самозародившийся из нулей и единиц. Чудовищ, возникших в пучинах электронного океана, созданного людьми. Информацию сходную по содержанию и характеру, перешедшую из количества в качество.
Теория о том, что слишком быстрое, экспоненциальное или даже гиперболическое развитие информационных технологий рано или поздно вызовет к жизни скайнет, богов из машины, развивающийся интеллект или механического черта в ступе, бытует давно. Причем эти создания будут кардинально иными, чем боги, созданные гомо сапиенс на заре своего существования. Олимпийцы, асы, обитатели египетского или славянского пантеона являлись теми же людьми, только с изрядным могуществом, трубой повыше и дымом погуще. Они руководствовались теми же побудительными мотивами и эмоциями, что и мы: любовью, дружбой, завистью, ненавистью, ревностью. Их можно было понять и просчитать.
С богами цифрала в новом романе Олди гораздо сложнее. Они в корне отличаются от нас. Они даже, скорее всего не считают людей разумными, ведь для этих гениев чистого разума и логики наши попытки работать мозгами (а точнее объяснять с их помощью свои инстинктивные действия) выглядят крайне неубедительно. Это не живые существа, а совокупность тех самых пресловутых нолей и единиц. Они лишены биологического начала, а заодно человеческого эмоционального разума. Они вообще не знают, что такое эмоции и чувства. Хотя эти неведомые им понятия, недоступные им ощущения по полной программе привлекают жителей цифрового Олимпа. И воспользоваться нашими телами для познания, прорыва границ возможного они завсегда готовы. Отсюда и аватары – разовые и постоянные, вокруг которых закручивается сюжет «Бога». Гостиницы или скафандры, как обзывает их многомудрый Питфей.
И хотя собственно богов в книге мы не увидим, тема искусственного интеллекта, глобальной информационной сферы и того, что может зародиться в ней, стала ключевой линией романа. Какими могут быть отношения между биологическим разумом и электронным? Что нас ждет — сотрудничество, война, использование сильным слабого? Возможно ли вообще признание холодным цифровым разумом пылкого и эмоционального человеческого? Вечные вопросы.
Но и кроме основной, в романе хватает тем «на подумать». О безудержном стремлении людей к долгой жизни, а то и бессмертию. О познании и стремлении расширить границы – являющихся непременными свойствами любого разума. О маниакальных желаниях, прочих грехах типа жажды первенства, и их тлетворном влиянии. В общем, помимо увлекательной истории для чувств и тела «Бык» не забывает и о пище для мозгов.
Также охота упомянуть мрачноватую, нуарную детективную линию, идущую через весь роман. Следить за расследованием обстоятельств гибели аватар, проводящимся Питфеем и Тезеем волнительно и интересно. Пазл складывается неторопливо, но уверенно, почти с каждой главой нагнетая напряжения и добавляя в картину новые недостающие части. И так до самого конца. Кстати, такой интерпретации финального сражения я с ходу и не припомню.
Но, конечно, история о Минотавре абсолютно невозможна без Тезея. Один из протагонистов книги мало того, что силач и боец, каких мало (полубог, ничего удивительного). Так он еще и человек хороший, притом с мозгами. Кстати и Тесея из мифов дурнем не назовешь, взять хотя бы славу устроителя демократии. Тезей Пелопид получился у Олдей существом практически без изъянов, а заодно без страха и упрека. Внимательный любовник и хороший товарищ. Чуткий, спокойный, уверенный – глыбища, а не человек (что вы хотите, полубог, ничего удивительного).
Из остальных героев больше всех запомнились юный и порывистый Икар, а также старый умудренный интриган Питфей, не зря получивший прозвище Паучок.
Язык как всегда великолепен. Будто живой разворачивается перед нами город Кекрополь, его трущобы, улицы, клубы. Благодаря внутренним монологам и действиям до донышка раскрываются образы героев, предложения буквально тают во рту как изысканное лакомство.
Плюс нас ждут масса отсылок и аллюзий на древнегреческие мифы. От первых подвигов Тезея до нити Ариадны, или Икара, идущего на взлет – своеобразные «пасхалки» для любителей творчества товарища Куна.
Да, Тезей слишком положителен. Мир несколько схематичен. И без откровенного антагониста Олди решили обойтись. Но все это лишь мелочи, нюансы, авторские акценты, абсолютно не портящие впечатление от интересного романа талантливых авторов.
Эрго. Напряженная и захватывающая история о том, к чему может привести развитие информационной сферы. От классического мифа о Тезее и Минотавре осталась лишь грустная атмосфера да древнегреческие имена с названиями. Взамен мы получили интересный сплав научной фантастики, киберпанка, нуарного детектива и фентези с аллюзиями на Грецию. И это хорошо. Классику мы и у Куна прочитаем.
Танцующий ужас, или Невеселая клоунада/Нам не страшен серый волк!
1988 год. В небольшом городке Дерри пропадают люди. Взрослые, но чаще всего дети. Постигла та же участь и маленького Джорджи, брата Билла Денбро (Либерер) – лидера компании лузеров под названием Клуб неудачников. Компании ребят, каждый из которой, и циник Ричи (Вулфард), и хороший еврейский мальчик Стен (Олефф) и болезненный Эдди (Грейзер) вскоре столкнулись с тем, что забрало Джорджи лицом к лицу.
Столкнулись и поняли – выбор у них небольшой. Либо забиться в норы в тщетной надежде переждать смертельную угрозу. Либо попробовать сразиться со своими самыми ужасными страхами.
До того, как по полной программе и вплотную заняться любимыми психологическими изысками, а также ностальгическими объяснениями в любви к своей стране, дядька Кинг работал в жанре хоррор. Да-да, по-простому говоря — ужастика. Конечно, уже тогда была видна самозабвенная увлеченность Стивена «учением о душе», но все же обертку к этому увлечению Кинг подбирал весьма пугающую. It, написанное в далеком 1986 году, считается одним из лучших кинговских ужастиков, и уже появлялось на экранах 1990 года в формате мини-сериала.
Однако с той поры по коллекторам утекло много грязной воды, и видать пришло время повторить встречу зрителей с добряком Пеннивайзом. Причем в картину вошла только одна часть книги – где рассказывается о детских годах членов Клуба неудачников, вдобавок действие перенесли из 1958 в 1988.
Новая встреча вышла достойной. В первую очередь хочется сказать об отлично проработанных детских образах. Каждый из ребят получился оригинальным, узнаваемым, со своими психологическими особенностями, внутренними фишками и манерой поведения. То, чего так порой не хватает безликим взрослым лицедеям, частенько играющих не персонажи, а амплуа, причем на автомате, не приходя в сознание.
Билл (Джейден Либерер) — дело даже не в том, что он заикается, хотя это шикарный маяк для зрителя. Дело в его чувстве вины. Чувстве, способном выжрать человека дотла – взрослого сформировавшегося человека. Что уже говорить о молодом пацане. Это чувство формирует его действия, порой помогает, а порой толкает на безумные, смертельно опасные поступки.
Ричи (Финн Вулфард («Очень странные дела») — матерщинник и крамольник, эдакий поручик (точнее еще юный корнет) Ржевский. Хамовитый юноша, пошляк, циник и позер. При этом отнюдь не подлец и почти лишен гнили. Впрочем, это можно сказать обо всех членах Клуба.
Эдди (Джек Грейзер) – цыпленок под крылышком матери-квочки. Самый худенький и болезненный, маниакально сконцентрированный на гигиене и чистоте. Кстати, теория о том, что астма чисто психосоматическое заболевание бытует уже давно.
Стен (Уайатт Олефф) – хороший еврейский мальчик, почему то без скрипочки. Сын раввина, не нашедший себя среди своих (пока?) и общающийся с гоями.
Бен (Джереми Рэй Тейлор) – толстяк и ботан, умница, любящий читать, умеющий думать и сопоставлять. Если Билли душа и сердце клуба – Бен становится его мозгом.
Майк (Чоузен Джейкобс) – он прописан меньше всех, но и о нем у нас хватает информации. Трагическая гибель семьи, слабая расположенность к семейному мясному бизнесу. И цвет кожи. Единственный черный в ленте, если я не ошибаюсь.
И, конечно же, Беверли (София Лиллис) – предмет романтических, и не очень, мечтаний всего Клуба. Заводная девчонка, без проблем совмещающая мальчишеские забавы с отличным внешним видом и использованием женских чар.
У каждого из них свой бой. И сперва совсем не с Пеннивайзом. Их изначальное сражение с провинциальным обществом и социумом. С тупыми хулиганами, преследующими тех, кто отличается от стандарта. С равнодушием и безразличием взрослых, абсолютно не обращающих внимания на то, что происходит с их собственными и чужими детьми, да впрочем и друг с другом (кстати, заметили, что в картине почти нет важных взрослых героев? Мать Эдди, отцы Беверли и Генри, и, пожалуй, все. Остальные мельком, почти на границе кадра). И уже затем со своими страхами.
А уж страхов и героям, и зрителям, создатели картины (и дядька Кинг) обеспечили с лихвой. Фильм получился крайне антуражным, буквально с первого до последнего кадра (а если точнее финальных титров), нагнетающим обстановку непрекращающегося кошмара. Причем у героев классическая ситуация – попервой абсолютно непонятно – что реально, а что лишь продукт их воспаленного сознания. А это, знаете ли очень важный момент — доказано вторым сезоном тех же «Загадочных событий».
Постановщики не обошлись, конечно, без обычных «пугательных» моментов, типа «бу! из-за угла» и прочих скримеров, но их тут на удивление вменяемое количество. В основном, обстановка накаляется по-другому. Объявления о пропавших людях. Проплывающий шарик, скрипнувшая половица, открывшаяся или закрывшаяся дверь, зажегшийся сам собой свет.
И, конечно, милый танцующий клоун. Образ у Билла Скарсгарда получился знатным. Зловещая, местами абсолютно невозможная для живого существа пластика (понятно, что компьютерную графику никто не отменял, но актер и сам по слухам активно занимался с профессиональным акробатом). Гуттаперчевая мимика, мгновенно меняющиеся выражения лица, безумный, жутковатый взгляд, всепоглощающие ненависть и голод. Да, может показаться, что Пенни никто не учил «не играть с едой», и он дает детишкам слишком много лишних шансов на спасение. С другой стороны этим он только подстегивал их страхи — его любимое блюдо – так что, похоже, логика персонажа не нарушена. Также не совсем понятны его ТТХ, насколько вообще ему критичны физические повреждения, например? Или они непременно должны быть объединены с осознанной ненавистью и отсутствием страха? Впрочем, «парни нас ждет вторая серия», возможно, эта тема будет полнее раскрыта там.
Фильм, как впрочем, и книга Стивена, не только о страхе и его губительной природе. Не только о том, что со своими кошмарами можно и нужно бороться, побеждать, и ни в коем случае не поддаваться. Это лишь первый, самый явный пласт.
Фильм о социальных отношениях в разных вариациях (о б этом аспекте я уже говорил), и о плодотворной командной работе (тот самый случай «когда гуртом и батьку легше бити»). О вреде попыток залезть под лавку и там отсидеться. О настоящей крепкой дружбе и взаимовыручке. О детских психотравмах и их воздействии на взрослую психику (это опять же нас ждет во второй части). О зарождении чувств и возможности дружбы между представителями мужской и женской половины человечества, то во что почти никто не верит в нашем сексуально озабоченном обществе. Впрочем, фильм, поставленный по книге одного из лучших мировых экстремальных психологов, и не может быть иным. Если его совсем не испортить. Андресу Мускетти удалось даже больше.
Эрго. Мощная, атмосферная экранизация одного из лучших хорроров одного из лучших хорромейстеров, поставленная с уважением и использованием богатства киноязыка. Также невозможно не отметить отлично проработанных ребят и девчат из Клуба неудачников, и от души воплощенного Биллом Скарсгардом главного злодея. Не зря ему потом кошмары снились.
Режиссер: Андрес Мускетти
В ролях: Джейден Либерер, Джереми Рэй Тейлор, София Лиллис, Финн Вулфард, Чоузен Джейкобс, Джек Грейзер, Уайатт Олефф, Билл Скарсгард, Николас Хэмилтон, Джейк Сим, Логан Томпсон, Оуэн Тиг, Джексон Роберт Скотт, Стивен Богерт, Стюарт Хьюз
Три богатыря и клевый чувак из будущего или Подростковая сказка под тенью скал Довбуша
Аж никак не думал обычный подросток Виктор, чем закончится его поездка в горы для созерцания солнечного затмения. Загадочным землетрясением, временным порталом и попаданием в 11 век, туда, где воины сторожевой заставы грудью стоят на защите родной земли от половцев. Половцев, чей зловредный шаман связывает с пришельцем из будущего зловредные планы по получению силы, способной помочь степнякам одолеть богатырей заставы и завоевать весь мир.
Украинское фентези — штучный товар, в лице «Заставы» получившее чуть ли не первого своего представителя. Этот жанр вообще штука недешевая, требующая хорошей работы режиссера, костюмеров и сценаристов, чтобы эпическая история не превратилась в дурную комедию. Постановщики «Заставы» не стали замахиваться на взрослое, серьезное фентези типа ВК или даже недавнего неудачного «Викинга». Они решили создать подростковое кино без особых претензий, фактически сказку для среднего школьного возраста. И в этом поджанре «Застава» получилась вполне удачным проектом. Не какой-нибудь «Бегущий в лабиринте» по масштабам, но с тем же «Темным миром» вполне может поспорить. Что тоже, знаете ли, неплохо для молодого украинского кинематографа. Хотя и без неудачных моментов дело не обошлось.
Что понравилось.
-Работа костюмеров, которые подошли к задаче, однозначно закатав рукава. Более полутора сотен костюмов, изготовленных вручную. Консультации с реконструкторами и историками. Костюмы без преувеличения стали одной из фишек картины, позволяющей погрузиться в эпоху Киевской Руси.
-Сама застава – любовно созданный деревянный форт с башнями, воротами, жилыми помещениями еще на порядок усиливающая антураж.
-Постановка боев – динамичная, задорная, веселая, без особых косяков.
-Украинская природа – особенно хороши скалы Довбуша (Ивано-Франковщина) – потрясающе красивое место.
-Некоторые юморные этюды, к сожалению, в какой-то момент с «приколами из будущего» постановщики малехо переборщили.
-Общая атмосфера картины – видно, что народ работал в охотку, и им нравилось то, чем они занимаются.
Фильм снят по мотивам произведения Владимира Рутковского «Сторожевая застава»
Теперь о недостатках.
Актерские работы. Как частенько на экс-советской территории артисты больше подводят картину, чем помогают ей. Что молодые лицедеи (см. тот же «Он дракон» ), что народ постарше не стали плюсами Заставы. Причем, что касается юных, скорее всего дело в особенностях славянских характеров. На западе молодежь гораздо более раскована и непринужденна, что находит свое отображение и в кинематографе. Западные пацаны естественнее работают перед камерой. Да и проблемы актерской школы, после развала Союза утратившей свои позиции, ни куда не делись.
Витя откровенно деревянный. Богатыри каменно невозмутимы. Алеша /Олешко хохмит и прикалывается, работая одновременно боевым и юмористическим персонажем. Но четко видно, что комедийная роль не совсем его, у парня типаж скорее героический и прикалываться у него выходит не всегда естественно. Разве что половецкий хан порадовал напором и харизмой, но когда начинаешь присматриваться, понимаешь, что Ержан Нурымбет играет скорее японского самурая, чем половецкого хана, и по стилю боя и по некоторым психологическим моментам. Но это понимание приходит лишь после финала.
Многовато условностей, типа русичей слишком легко принявших пришельца из будущего с его гаджетами, телефона с вечным аккумулятором, половцев почти не пользующихся луками. Да и подростковый сленг, который радостно переняли почти все жители заставы, к экватору картины немного поднадоел. Позабавили те же половцы выглядящие как регулярное войско в одинаковых доспехах с унифицированным оружием и масками.
Хватает обычных недосмотров, типа Вити волшебным образом развязывающим руки связанные за спиной, гиганта час преодолевающего сто метров, или половцев флегматично созерцающих поездки осажденных русичей к озеру.
Рейтинг фильма откровенно детский, посему крови в ленте нет вообще, а долгое время никто никого не убивает, во время поединков ограничиваясь нанесением противникам нелетального ущерба.
Не понравилась драка в крепости, когда дружинники, кроме трех богатырей, выглядят пушечным мясом, и лишь сомкнув щиты по команде Ильи и выслушав речь о том, что отступать некуда и за нами Киев, берутся крошить вражин. Слишком уж шаблонный момент. До отвращения. А дружинники эпохи Киевской Руси меж тем были отличными профессиональными воинами, «боевыми единицами сами в себе» и в поединках раскатывали воинов степи как бог черепаху. А уж в строю… Ну хоть этот момент постановщики не переврали.
Плюс создатели ленты порой слишком увлекаются пресловутым слоу-мо, использование которого в таких количествах давным-давно считается моветоном, не конец 90-х чай.
Но все эти недочеты не убивают картину, все же позитивных моментов оказалось побольше.
Эрго. Вменяемое подростковое фентези-сказка, изрядно шаблонное и условное, с невыдающимися актерскими работами и забавными недочетами, берущее за душу антуражем, поединками, декорациями, хорошими костюмами, волшебной природой и милой общей атмосферой.
Режиссер: Юрий Ковалев
В ролях: Даниил Каменский, Ева Кошевая, Роман Луцкий, Олег Волощенко, Георгий Деревянский, Слава Красовская, Наталия Сумская, Александр Комаров, Ержан Нурымбет, Ерболат Тогузаков
Земля погибла. Давно. Ошибка, знаете ли, случилась. Большая. Но человечество выжило. Оно, как тараканы, неистребимо. Началась хиджра — великое переселение гомо сапиенс. Успешное.
Прошло пару столетий. Давно позабыта Старая Земля. На карте другие игроки. Гегемония Человека. Объединенная в Великую Сеть. Вооруженная Нуль-Т и Военно-Космическими Силами.
Кто сможет противостоять такой мощи?
Оказалось, кандидаты имеются.
Бродяги – безжалостные мутанты, забывшие все человеческое, бросают вызов Гегемонии, направляясь к Гипериону, планете, единственной в своем роде.
Именно тут находятся непостижимые Гробницы Времени, и безжалостный Шрайк, чья сущность неведома никому среди живущих.
Пытаясь разгадать загадку Гробниц Времени, руководство Гегемонии отправляет к Шрайку семерых паломников. Людей, каждый из которых, как выясняется, тесно связан с Повелителем Боли и Гиперионом. В качестве бонуса один из них получит исполнение любого своего желания, остальные умрут.
Это, конечно, печально, но гораздо печальнее, что неудача их паломничества может стать концом всего человечества.
Дэн Симмонс, неоднократный лауреат кучи литературных премий, включая Хьюго и Локус. Преподаватель, сценарист и писатель, пробовавший свои силы практически во всех жанрах литературы.
Сайнс фикшн, фентези, детектив, история, ужасы. Талантливый человек талантлив во всем? В случае Дэна так оно и есть. Но все же всемирную известность принесли ему именно «Песни Гипериона».
Принесли по праву.
У Симмонса родилась глубокая, многоплановая книга, в той или иной мере способная заинтересовать практически любого читателя.
Желаете военной фантастики? Пожалуйста. Научной? Без проблем. Детектива? Ради Бога! Элементов фентези и мистического романа? Конечно! Побольше ужастика и саспенса? Политических интриг? Сей момент!
Хотите переживать за ученого? Не вопрос. Вояку? Дипломата? Священника? Поэта? Сыщика? Любой каприз за ваши деньги.
А насколько шикарно построена структура романа! Магистральная линия с нападением Бродяг и квестом паломников, плотно переплетается с рассказами путешественников, каждый из которых достоин отдельного романа. Каждый написан в своем стиле, тесно завязан на повествователя, шикарно раскрывает душу персонажа. Его профессиональные, внутренние качества, увлечения, и нюансы характера.
Демонстрируя мир романа с точки зрения разных групп людей будущего, причем устами их типичного представителя.
Меняется темп, ритм повествования. Бодрые, полные энергии участки сменяются плавными философскими этюдами, через страницу вновь набирая разгон и опрокидывая расслабившегося читателя в пучину действия. Проплывают перед глазами панорамы мира, загадочного и далекого.
В результате перед нашими глазами расцветает прекрасный, диковинный цветок, по имени Гиперион. Цветок похожий одновременно на шикарную розу, милые ландыши, редкую орхидею, и на что-то абсолютно неизвестное, но при этом до жути привлекательное и завораживающее.
А как не упомянуть кучу интересных и оригинальных фантдопущений, без которых невозможна ни одна уважающая себя научная фантастика.
Великая Сеть миров Гегемонии, объединенная транспортными Нуль-Т порталами. «Зеленые» тамплиеры (!), творчески развившие идеи эколога Мюира, с их звездолетами-деревьями. Живые острова Мауи-Обетованной. Нью-бусидо, позволившее военным сохранить себя как сословие, и в корне изменившее методы ведения войны. Отношения между мирами, политические интриги и игрища, конфликты старых и новых колонистов. Река и улица, текущие между планетами. Могущественные ИскИны и их детища кибриды. Забавы со временем. И, конечно же, пресловутый Шрайк.
А что уж говорить об идейном наполнении!
На страницах романа Дэн предлагает читателю поразмыслить о религии и поисках бога. Войне, воинах и чести. Всемогущем Слове, поэзии и поэте. Времени, и его парадоксах. Связи науки и веры. Нечеловеческом интеллекте, человеке и человечности. Любви, возрасте, ненависти, мести и прощении.
И все эти идеи мы пощупаем и попробуем на вкус не только снаружи, но и изнутри, побывав шкуре их носителей (еще раз респект за истории паломников). Погрузимся в творение Симмонса, как в безбрежный океан, таящий в глубине волшебные загадки и смертельные опасности. И практически сразу же потянемся к началу, чтобы новым взглядом, уже знакомым с авторским замыслом, посмотреть на многие моменты, открывающиеся теперь с абсолютно новой стороны.
В итоге даже у человека, пришедшего к «Гипериону» исключительно за действием, хочешь, не хочешь, а в подсознании обязательно отложится что-нибудь из богатейшей идейной подоплеки романа. А это, знаете ли, говорит о высочайшем мастерстве автора.
Во второй части «Песен» — «Падении Гипериона» Симмонс порадует нас парой новых, но при этом хорошо знакомых героев. А ритм повествования в очередной раз изменится. Вместо слегка медитативной, напевной баллады, пробирающей до последней косточки, на нас обрушится надрывный военный марш вперемешку с напряженнейшей, таинственной, еле слышимой мелодией, полной саспенса.
Симмонс все же шикарно владеет словом.
Эрго. Отличный многоплановый и многожанровый роман, похожий на изысканное творение талантливого флориста-дизайнера, сплетающего в одно прекрасное целое уйму разнообразных мельчайших деталей. Создающего свой, неповторимый мир.