Говард Силк (Симмонс) ценил свою работу. Хотя абсолютно не понимал, что именно он делает.
Ведь трудился он в высотном здании с кучей вооруженной охраны, строжайшими мерами безопасности, занимаясь обменом странными репликами с неизвестным мужиком за стеклом. Но понимание дело десятое, а вот повышения Говард жаждал страстно. Как-никак 30 лет на службе. Но вожделенные места вечно занимали более молодые да ранние. Так и остался бы он до пенсии на своей нынешней должности, если бы не одна встреча.
С самим собой.
Оказывается, Говард работает в конторе, занимающейся контактами с параллельным миром, практически идентичным нашему. И вот из этого самого мира прибыл его двойник. Заявивший, что на нашу землю проник наемный убийца с другой стороны, с длинным списком возможных целей. И для того чтобы отыскать киллера, Говарду из другого мира нужна помощь его здешнего альтер-эго.
Новый «Fringe»? — удивленно спросите вы, и будете правы лишь отчасти. В Counterpart нет той мистической завороженной восторженности, сдобренной ужасом, перед непонятными чудесами науки. Зато два взаимодействующих друг на друга мира, тут как тут. Но и эту тему «Двойник» подает по-своему. С точки зрения параноидального шпионского триллера, не лишенного любопытных моральных вопросов и идей.
В первую очередь проект интересен атмосферой той самой параноидальной шпиономании. Причем в двойном размере. Не просто забавы Америки с Россией. Но игрища друг с другом спецслужб из разных миров. На зрителя практически сразу обрушиваются поток классических джеймсбондовских, джейсонборновских, а точнее джонлекарревских или штирлицевских штучек. Детектив, интриги, контрабанда, перевозка людей, конспиративные квартиры, перебежчики, дыхание контрразведки за плечом, «кроты», подмена людей, агентурные сети, пароли и явки, передача донесений, тайные многоходовые операции, долгосрочные внедрения, убийства, пытки, напряженный саспенс. Эдакий апогей апофеоза своеобразной Холодной войны. Плюс официальный обмен знаниями и открытиями между мирами.
Добавляет в блюдо остроты то, что долгое время непонятно, что на самом деле творится? Есть «кроты» в Службе нашего мира, или это параноидальный бред? Что за борьба за власть на той стороне? И главное – все происходящее — это локальная грызня пауков в банке или в дело вовлечены самые серьезные люди с обеих сторон?
Во вторую — актерскими работами.
Вне конкуренции «двойной удар» от Говарда Силка. Симмонс дал жару. Основная прелесть этого образа держится на отыграше двух внешне одинаковых, но внутренне абсолютно разных людей. Силк из нашего мира – мелкий клерк, офисный планктон, тютя-тютей, простак, обычный человек, которых 99 из 100. При этом добрый, понимающий, хороший, интеллигентный, души не чающий в своей жене. Его альтер-эго – оперативник спецслужбы, крутой боец, решительный, сильный, жестокий, не замечающий преград. При этом жуткий эгоист, не обращающий внимания на близких, думающий лишь о себе и о поставленной цели. Симмонс справился с задачей на пять с плюсом. Оба Силка вышли у него действительно абсолютно разными. Люди с разной улыбкой, мимикой, походкой, положением рук и плеч при ходьбе, манерой говорить, осанкой, реакцией на неприятности. Их не спутаешь ни при каких обстоятельствах.
Но и кроме пары протагонистов в сериале есть на кого посмотреть.
Жена Силка Эмили. Мы плотно познакомимся с Эмили-2, контрразведчицей, коллегой мужа по работе. Умной, холодной, несчастной, при этом женственной и весьма умной.
Также отлично двойные образы раскрыты благодаря Наде Фиеро (Серайокко) – в том мире ставшей безжалостной и профессиональной убийцей, а в этом – талантливой скрипачкой. На примерах этих женщин хорошо показано, как влияют на судьбы людей с одинаковыми начальными условиями разные в дальнейшем обстоятельства жизни. И Клэр (Бониади), пускай в ее случае чистота эксперимента была полностью нарушена. А лишний раз посмотреть на невозмутимого Ульриха Томсена и его контрразведчика Олдрича просто приятно.
Не забывают постановщики об экшене. В Counterpart хватает перестрелок, драк, нюансов «работы» киллера и оперативников спецслужб.
И об особенностях другого мира. А этих самых особенностей тут в достатке. Самая главная – глобальная эпидемия гриппа в начале 90-х, уничтожившая за четыре года семь процентов населения Земли (плюс минус 0,5 миллиарда человек). Отсюда и местные нюансы общественной жизни. Повсеместное ношение масок, пустынные улицы и торговые центры, приборы ультрафиолетовой очистки рук на каждом углу, социальная реклама, грозящая «сроком» за необращение к врачам, полное устранение свинины из меню. Плюс забавная «рваная» архитектура. И драконовские меры по запрету сигарет. На самом деле буквально несколько штрихов, и перед нами действительно другая реальность.
И, конечно, как практически в любом нынешнем «взрослом» телепроекте, не забывают создатели и об идейном наполнении сериала.
Что формирует человека? Геном? Детские психотравмы? Воспитание? Убеждения? Мысли? Как мы становимся теми, кем становимся? Неужто жизнь лишь совокупность наших решений и поступков? Или есть что-то еще?
А как насчет ответственности за свои действия? За смелые научные эксперименты? Что если эти ваши деяния аукнутся не только для вас лично, близких и граждан вашей страны? А для целого мира? Причем не одного?
И уже неудивительно появление фанатиков, искренне ненавидящих скопом весь мир, возможно, лишь возможно (!) виноватый в эпидемии (тем более, когда за дело берутся профессионалы, готовящие таких фанатиков с младых ногтей). После «эксперимента восточных ученых» обезьяна с гранатой будет по сравнению с этими гениями, милым, безопасным, абсолютно ручным существом.
Эрго. Любопытный шпионско-фантастический триллер с отличными двойными актерскими работами, интересными особенностями «той стороны» и качественным идейным наполнением.
Че прилетал? Может сказать чего хотел? или Аморфный пикник под маяком
Последний год для профессора биологии Лины (Портман) сложно было назвать счастливым. Со здоровьем, тьфу-тьфу, все слава богу. И работа не давала причин для уныния. Вот только муж Кейн (Айзек)… Нет, он не разлюбил свою ненаглядную, не стал бухать и ходить налево. Он просто не вернулся. А если учесть, что работал он военным в самых горячих точках Земли, его годичное отсутствие говорило о многом.
А потом он возник на пороге дома. Ничего не помня о последней миссии. И практически сразу впал в кому. Оказалось, он побывал в Зоне, получившей название «Отлив». Не той, что с колючей проволокой и вертухаями. А той, что образовалась в результате падения на нашу планету чего-то внеземного. Зону, откуда еще никто не возвращался. Лина прекрасно понимает, что ответ на вопрос, что же произошло с Кейном, находится за периметром. Посему когда начальство отправляет в Зону следующую экспедицию, состоящую из женщин-ученых, Лина присоединяется к ним.
Судьба фильма, снятого по первой книге трилогии «Трилогия Южного предела» Джеффа Вандермеера, сложилась непросто. Картину не пустили в широкий прокат, потому что решили, что она будет «слишком интеллектуальной» и «слишком сложной» для массового зрителя. В результате Annihilation увидела свет на сервисе Netflix.
С одной стороны переживания Paramount по поводу своего детища понятны. Фильм несколько выделяется на общем фоне комиксоидной фантастики. Он скорее напоминает «Прибытие».
С другой, ничего сверхсложного в ленте нет и близко, проблемы фильма в другом (в чем именно сейчас поговорим), а вот тенденции примитивизации, простоты, и разжевывания кинопродукта для обычного потребителя уже не просто настораживают, а всерьез пугают. Неужто прокатчики считают, что хоть чуть-чуть напрягать извилины зрителю строго настрого противопоказано? Ну да ладно, вернемся к Полному уничтожению.
Главное, что можно поставить фильму в претензию – массу недосказанности, открытый финал и полное отсутствие объяснений мотивов внеземного гостя. Ну, так что удивительного возразите вы, если перед нами экранизация первого тома трилогии? Так то оно так, но, по отзывам читавших книгу, постановщики взяли за основу лишь общую идею романа Вандермеера, ее затравку, да и ту изменили, в первых же кадрах четко обозначив инопланетную природу Отлива. Так что на то, что перед нами лишь начало истории, продолжение которой воспоследует, открытость конца списать не выйдет. Это осознанное решение режиссера. А ленты с открытым финалом весьма сложно принимаются зрителем, требуя очень тщательного отношения к себе от съемочной группы.
Далее – мотивы и объяснения. Что именно происходит в Зоне? Кто свалился на голову ничего не подозревающим землянам? Что именно стряслось с членами предыдущих экспедиций (тут нам хоть варианты подбросили)? Чего желает инопланетный пришелец? А он вообще есть? Почему именно такие изменения происходят с попавшими в Отлив? Ответов на эти вопросы посмотревшие ленту не получат. Никто не спорит, раскрывать все до единой карты творцам не стоит. Недосказанности, тайны и загадки, наполняющие мир фильма или книги частенько идут произведению лишь на пользу. Оставляя поле для домыслов, теорий, споров и дискуссий зрителей и читателей. Но для этого ленты или роман должны зацепить своего почитателя. Заинтересовать его настолько, чтобы он долгое время пытался проникнуть в тайны полюбившегося ему мира. Annihilation с этой задачей не справляется. Да и не очень то пытается.
Постановщикам интересен этот мир. Несмотря на то, что нарисован он довольно скупыми мазками, Зона чертовски извращенно-красива и периодически завораживает. Печально-оптимистичные деревья в форме человека (или наоборот?). Искаженные людские останки, вросшие в стену. Дублированные олени. «Милый» мутантик, явно бравший уроки сценречи. Изменения, накрывающие любого, кто попадает в Отлив. Фантасмагорические ледяные кусты и геометрия скелетов около маяка. Финальная встреча с зеркальным нечто. Цветовые решения и ощущение безысходной непонятности. Атмосфера Зоны постановщикам откровенно удалась
Все бы хорошо, если бы создатели ленты потрудились дать хоть парочку ответов. Или на крайняк внятных намеков. Помогите зрителю увидеть потенциал истории, и он ответит ей искренним уважением. Интересно, постановщики хотя бы для себя, определились, отчего в Зоне творится именно то, что творится? Или для них это такая же загадка, как и для нас с вами?
На этом фоне нелогичности поведения начальства и членов экспедиции в духе незабвенного «Прометея» смотрятся лишь забавным размягчение мозгов от жизни рядом с Отливом. Ну, конечно, если группы, состоящие из военных, не выжили, мы пошлем туда барышень-исследователей, большинство из которых стрелять толком не умеет. Организовав поход, который имел все шансы завершиться в самом начале, прямо на берегу водоема, при встрече с агрессивным альбиносом. А собрать объединенную команду из бойцов и ученых слабо? А на бронированные вездеходы-амфибии их посадить? Так они хоть от неизбежных на море случайностей чуток прикрылись бы. Плюс что у них за манера не досматривать до конца видеоматериалы, оставленные для них предшественниками? Тоже мне страусы-исследователи. О гениальной манере дружно срываться при появлении опасности с господствующей вышки-высоты на темную землю лучше просто промолчать. Да и финальная задумка с гранатой оставила в некотором недоумении. Это так Отливом убиралось лишнее, вызвавшее у землян слишком много внимания, что-ли? Но все эти неизбежные ляпы, уже, похоже, въевшиеся в подкорку сценаристов, воспринимались гораздо легче, если бы не общая аморфность истории. Вы вообще о чем? О том, что человечеству как виду пора на покой? О том, что его ДНК требует срочного изменения? О том, что на Земле все устроено не так, как надо? Или о том, при тех же вводных может быть устроено совсем по-другому? Что жизнь на Земле требует отмены и полного уничтожения? О том, что выжить могут только искренне влюбленные (или те, кто так выглядят)?
Что «Сталкер», что «Солярис», с которыми автоматически сравнивают «Аннигиляцию», несмотря на сложные темы, многовариативность, неторопливость, медитативность и непростой способ подачи материала, имели четкую структуру и абсолютно точно знали, что именно хотят донести до зрителя. У Annihilation с этим не сложилось.
Актерский состав ситуацию не спас. Правда, никому кроме Натали Портман и времени то почти не досталось. Даже своему любимому Оскару Айзеку злой режиссер не дал показать себя. У барышень есть вроде некоторые неплохие индивидуальные наметки – шрамы на руках, скрытая болезнь, смерть дочери, неуравновешенный характер, но развернуть персонажей не получается. Не до них. Тут вона опять хрень какая-то красиво-жутковатая творится. И даже главная героиня, несмотря на обильные флеш-беки, выглядит как-то невнятно. Опять же понятна мелодраматичная линия, должная толкать героиню на самоубийственную миссию, но и она почему-то не цепляет.
Если подытожить – вместо возможного философского шедевра, или просто мощной фантастики типа того же «Прибытия» вышло что-то невнятное. А жаль, потенциал у ленты был весьма неплох.
Эрго. Аморфная, но при этом весьма красивая и атмосферная история, не отвечающая фактически ни на один из заданных вопросов. Да, похоже, попросту не имеющая этих ответов. Любителям неторопливой, атмосферной фантастики с элементами мистического ужастика посмотреть можно, и не без удовольствия. Но многого ожидать от этой картины не стоит.
Режиссер: Алекс Гарленд
В ролях: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Оскар Айзек, Тесса Томпсон, Джина Родригез, Тува Новотны, Бенедикт Вонг, Дэвид Гяси, Соноя Мидзуно, Джон Шваб
Первый орден побеждает. База сопротивления обнаружена, и повстанцам приходится, теряя людей, ускользать из-под удара гигантских кораблей Верховного лидера Сноука. Выходит это далеко не у всех. Судьба сопротивления повисает на волоске.
Тем временем на отдаленной и затерянной планете Эч-То Рэй (Ридли) пытается склонить постаревшего и уставшего Люка Скайуокера (Хэмилл) к возвращению в большой мир. Однако последний джедай аж никак не горит желанием прерывать свое добровольное изгнание.
После появления на экранах первых “ЗВ для нового поколения» -- «Звёздные войны: Пробуждение силы» и истории о добыче чертежей Звезды смерти -- «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» , пришло время для Последнего джедая.
Причем лента Джонсона, не забывая о непременных особенностях вселенной «Звездных войн», попыталась придать франшизе некую новизну, по крайней мере, в отношении вынесенного в название персонажа.
Линия Люка оказалась одной из самых необычных для всего цикла. Звездные войны всегда были черно-белым миром. Это ни хорошо и не плохо – это факт. Кстати приквелы, подробно рассказывающие о единственном исключении, лишь подтверждающем это правило – персонаже, сменившем масть, оказались отвергнуты и многократно обруганы большинством фанатов. Максимум героям саги позволялись некие метания, которые юные падаваны, запуганные страшилками про Темную сторону, довольно быстро заканчивали. Умудренные опытом джедаи могли, конечно, «тупить», совершать ошибки, поддаваться греху гордыни, но все исключительно в рамках генеральной линии партии.
Посему такая интерпретация образа Люка, к какой прибег Райан Джонсон, смотрится весьма свежо и воспринимается несущим отраду ветерком в беспощадных и испепеляющих пустынях Джакки. Плюс нюансы образа Кайло Рена. За эти моменты постановщику однозначный респект. Надо иногда баламутить болото, бо иначе совсем застоится.
Кстати Кайло Рен (Драйвер) воспринимается уже значительно лучше, чем в 7-й части. У него практически не появляется плаксивое выражение на лице, он меньше истерит, временами начинает действовать как достойный наследник своего отца и деда, и преподносит нам любопытный сюрприз.
Рэй (Ридли), за те секунды, пока протягивала меч Люку, умудрилась набрать пару-тройку лишних килограммов, и научится получше отыгрывать эмоции. А задора, здоровой наглости и харизмы у нее и раньше хватало. Достойный наследник Хана Соло.
Финн (Бойега) напротив ни капли не изменился, и, несмотря на вроде немалый хронометраж, отданный этому персонажу, абсолютно не запомнился. Что был на экране, что радио слушал. Без негра в одной из главных ролей нынче никак?
А вот По Дэмерон (Айзек ) раскрылся гораздо лучше и выполз из тени Рэй. Вспыльчивый, самоуверенный, безрассудный, бесстрашный, заботливый к друзьям (и дроидам), переживающий за дело сопротивления.
И конечно нужно отметить Взломщика в исполнении Бенисио Дель Торо. Персонаж из другой сказки. Точнее из той ее части, о которой поклонники ЗВ обычно не задумываются. Вокруг носятся табунами молодые, прекраснодушные идеалисты с лозунгами свободы на устах. Или крадутся в тени злодеи, на которых пробы негде ставить, действующие то ли из-за жажды власти, то ли из-за врожденной непорядочности. А тут парень из реальной жизни. Да, ребята, торговцы оружием продают свой товар обеим сторонам. Да, ребята, частенько войны идут не из-за борьбы за волю, или конфликта интересов, а потому, что это выгодно. Да, ребята, деньги правят миром. Да, ребята, ничего личного, только бизнес.
А вот Сноука откровенно слили, ни дать не взять. Мало того что он сам по себе оказался неинтересным. Хрень какая-то: зомби не зомби, орк, не орк. Пластическую операцию сделал бы, что-ли. Так еще и что это вообще за существо, способное влиять на джедая на расстоянии, ни разу его не встречая («Сноук успел завладеть его сердцем») мы так и не узнаем. Ну, завелось что-то, ну разваляло республику, ну завоевало полвселенной. Что это? Да, какая, вам собственно разница! Разве что за интригу с поиском Люка ему, болезному, спасибо.
Фазму постигла та же участь: уйти в безвестности, но ее менее жалко. Да и генерал Хакс из единственного военачальника «плохих» за которого не стыдно, как в 7-й части, превратился в откровенного комического персонажа. Сплошные истерики, полная утрата хоть какого-то чувства собственного достоинства. Пожалуй, самая провальная эволюция персонажа во всех Войнах.
С обучением Рей тоже не сложилось. Сама практически до всего дошла (и как мы видим в финале не она одна). Вот такая она самородок. И гений чистой красоты. Похоже, новое поколение джедаев не особо нуждается в учителях.
Боев на световых мечах по-прежнему мало. Разве что порадовала охрана Сноука. Интересный арсенал и доспехи у этих ребят. Причем явно «заточенные» под сражение с обладателями «всережущих» мечей.
Также порадовал целый ряд «нежданчиков», которые режиссер равномерно разместил по всей картине. Пару раз ваши ожидания самым наглым образом будут жестоко обмануты. А вот другие моменты мы явно уже где-то видели. Причем можно даже сказать где.
Картинка, как всегда супер.
-Крышесрывные сражения космических кораблей в вакууме. Тут, правда, снова в полный рост видна полная творческая импотенция этого мира в деле развития вооружений. Истребители дерутся как во времена второй мировой войны. Зайти в хвост и долго пулять по улепетывающему от тебя противнику. Благо, хоть у тамошних бластеров (или лазеров?) боезапас вроде не ограничен. И главное не дать вражине сесть тебе на хвост, иначе кранты. Самонаведение? «Умные» ракеты? Нет, не слышали. А уж бомберы сопротивления стали просто шедевром военной мысли. Один бортовой стрелок, один пилот-сбрасыватель бомб. Скорость, пожалуй, пониже чем у того же «лаптежника», маневренность и вовсе на нуле. Как и бронезащита. Даже щиты где-то протеряли. Однозначная вундервафля. Я кстати, так и не заметил, крейсера хоть раз за весь фильм выстрелили? Или они там чисто для «понту»?
-Перестрелки на «красной планете» — вот она была чудо как хороша со своей красной солью, вздымающейся ввысь при каждом воздействии на нее.
-Ушастые неостановимые скакуны. Дивные ледяные лисицы. Ми-мишные птички-порги с планеты Люка.
-Планета-казино с ее ярусными зданиями, обстановкой декаданса и забавными разумными существами всех форм и видов. В общем, до ежиков красиво и эпично, молодцы постановщики.
Даже Сопротивление разнесли практически вдребезги весело, захватывающе, с музычкой. Ценю. И за Йоду отдельное спасибо: «Мы те, кого должны превзойти, в этом истинное бремя всех наставников». Как нам тебя не хватало.
Вот только без Звезды смерти (пускай и карманной) постановщики обойтись не сумели. Слушайте, это какое кармическое проклятие франшизы. Неимоверно дорогостоящее, жутко пафосное и гигантско-бесполезное. При этом законом кармы обреченное на уничтожение. На месте верховного лидера, я бы больше этих дур не строил. Ну их, лучше поболе истребителей наклепать.
Эрго. По картинке и экшену никаких вопросов – классические Звездные войны (и это похвала, а не претензия). По сценарию – целый ряд приятных неожиданностей, включая образ Люка. По актерам – вполне на уровне, а старина Хэмилл так и вовсе маладца. Смотрится с удовольствием, не глядя на неизбежные логические дыры и самоповторы. Вот и славно, трам-пам-пам.
Режиссер: Райан Джонсон
В ролях: Джон Бойега, Дэйзи Ридли, Оскар Айзек, Адам Драйвер, Донал Глисон, Марк Хэмилл, Макс фон Сюдов, Энди Серкис, Лупита Нионго, Энтони Дэниелс, Питер Мейхью, Гвендолин Кристи, Пип Андерсон, Саймон Пегг, Киран Шах, Саша Фрост, Пип Торренс, Эндрю Джек
«Виртуалка» портив реальности: неравный бой? или Настольная книга геймера
2045 год. Дела на старушке Земле не очень. Жесточайший энергетический кризис. Повальная безработица. Климатические катастрофы. Войны и катаклизмы. Голод, болезни и нищета. Все как сегодня, тока круче.
Есть у наших недалеких потомков одна единственная отрада. OASIS. Виртуальная реальность, состоящая из сотен и сотен полноценных миров. Средиземье. Азерот. Перн. Мир Реки. Планеты из Звездных войн и Звездного пути. Реальность, где возможно все. Там учатся в школах, колледжах и университетах. Летают на звездолетах и ездят на кабриолетах. Сражаются с монстрами, бросают файерболлы, играют в квиддич.
К сожалению, в настоящую реальность все же приходится иногда возвращаться. А там, как вы уже поняли, не сахар.
Посему когда создатель OASIS Холлидэй перед смертью оставил все свое состояние и преуспевающую компанию тому, кто отыщет в его виртуальном мире некое «пасхальное яйцо», за дело взялись миллионы. Шли годы и большинство из них «спиймало жирного облизня». Но был один парень, которому повезло. Ну как повезло, в первую очередь сработало его знание «гиковской» культуры 80-х. Того периода по которому фанател покойный Холлидэй.
Однако, как оказалось, отыскать первый ключ, ведущий к кладу это еще не все. Ведь за ним охотятся не только одиночки и кланы таких же гиков как наш герой. Но и вполне серьезные структуры и организации, которые остановятся ни перед чем, чтобы прикарманить приз себе.
Я не фанат литРПГ, да и к культуре 80-х отношусь спокойно. Даже после отличного сериала «Очень странные дела» и свеженького «Оно», играющих на этом поле, браться за роман Клайна не собирался. Однако потом подоспела информация о грядущей экранизации книги, причем не кем-нибудь, а самим Спилбергом. Не почитать литературную первооснову будущего шедевра было как-то неудобно.
Перед нами милая подростковая история, пронизанная ностальгией по 80-м, и пониманием недорослей, с головой уходящих в виртуальность.
Да и как их не понять, когда автор предлагает как данность настолько паршивую реальность, что от нее и убежать не грех. Фактически за бортом OASIS царит преддверие апокалипсиса и угасание человечества. По крайней мере, в привычном нам понимании. Тамошнее человечество лицом к лицу стало перед глобальным кризисом. Кризисом всего. Очень похоже на то, что начинается нынче у нас, но в версии Клайна к 2045 году этот самый кризис достигнет своей пиковой формы. И вот тут этому миру не свезло во второй раз. Нашелся гений, разработавший полноценную виртуальность. Причем фактически бесплатную. Отныне на настоящем мире можно было ставить крест. Вся та молодая шпана, которая могла приложить свои мозги для исправления ситуации на Земле и поисков путей решения реальных проблем, «ломанулась» в игру. С концами. И то верно. Там ты как хочешь, так и выглядишь, без прыщей и заикания. Кем хочешь тем и представляешься. Куда хочешь туда и едешь (это правда, уже за денежку). Благодать.
Человечество было обречено.
Реальной жизни автор нам отсыплет без фанатизма. Максимум процентов 10-15 от всего текста, причем совмещает Эрнест переходы от реальности к виртуалке вполне толково. Остальное действие будет происходить в OASIS, где как вы уже поняли, царит полное благолепие. Миллиарды аватаров каждый день расползаются по этой вселенной. Поползать, благо есть где. Практически каждый мир, описанный в фантастической литературе, показанный в фильме и имевший поклонников воссоздан в Оазисе во всей своей красе. М-да, будем честными, я бы тоже не устоял – побродить по Имладрису, или степям Рохиррима, сплавиться Андуином. Или пройти Лабиринт, а то и Логрус. Или схлестнуться с имперскими истребителями. Или… Причем такие миры мало того, что воссозданы до малейшей травинки, так еще и населены «неписями» – неигровыми персонажами, работающими на антураж, взаимодействующими с игроком, создающими ощущение полноценного мира. А если вдруг чем-то не нравиться существующий вариант любимого мира, можно накопить денжат и построить свое Средиземье. И все это в полном погружении. Плюс квесты, дающие возможность «подкачаться» и пополнить инвентарь. Плюс взаимодействие и противостояние с прочими игроками. Плюс... Такие опасные путешествия, понятное дело для прокачанных персонажей. А неофиты могут пока в виртуальности закончить школу, вместо того чтобы реальными ножками топать в опостылевший храм знаний у себя на родине. Тем более что школы находятся в небоевых зонах, где невозможно никакое воздействие на твой аватар, кроме словесного. А школы тут доложу я вам знатные. Виртуальные уроки биологии, астрономии, географии, истории, культуры. С визитами на Марс и Юпитер. С прогулками по Лувру. С путешествиями в прошлое. Сам бы от таких не отказался. Потом можно поступать в виртуальный колледж, а там и в университет. Потихоньку зарабатывать монетки на телепорт и очки опыта. А там глядишь и в Средиземье путь открыт.
Все это при полнейшей конфиденциальности. Ведь анонимность один из основополагающих принципов Оазиса. А как вам возможность отлавливать и устранять «шестерок» — аватаров членов IOI, мощнейшей организации занимающейся телекоммуникациями и интернет-провайдингом. Организации давно точившей зуб на контору Холлидэйя. Организации затеявшей охоту за его пасхальным яйцом. Причем отлавливать одиночных «шестерок» это половина удовольствия. А можно собраться всем миром и «навалять» целой армии вражеских агентов. Согласен, натуральная сублимация, в реальном то мире, такие организации сотрут вас с лица земли и не заметят, хоть сотней собирайся, хоть тысячей. Так хоть в Оазисе душу отвести можно.
Да, конечно, все это натуральный эскапизм для прыщавых несоциализированных недорослей, причем это понимает и сам автор. Но так же он (и мы с вами) понимаем, что бегство от реальности все равно неизбежно, будь за окном хоть 20 век (книги и аркадные автоматы), хоть 21-й (интернет). Так давайте же, говорит Клайн, убегать от этого неприглядного мира весело и приобретая параллельно багаж знаний. Пускай огромная часть из них в реальном мире неприменима нигде, кроме как в музее, или во время викторины по 80-м. Все равно получаем информацию, которая останется с тобой навсегда.
Благо Эрнест Клайн похоже действительно испытывает нешуточное уважение и искреннюю любовь к старым аркадным играм и виртуальности.
Да, конечно, подростки в игре «тучи разводящие руками», в реальности частенько не имеют друзей, не могут сказать девушке адекватное «ква», и заработать на хлеб насущный. А охота за пасхалкой в Оазисе с одной стороны — откровенный расчет на удачу и шару, мол, был я сопливым учеником старших классов, а потом раз! и миллиардер. С другой – требует, как минимум добыть игрового «баблишка» и раскачать персонаж в самой игре. Вдобавок пошевелить мозгами и хорошенько покопаться в поп-культуре 80-х.
При всем этом: достоинствах суперкрутой «виртуалки», при упоении Оазисом и самой идей виртуальной реальности полного погружения, автор и его герои, тонко намекают юным и не очень геймерам, по уши увязшим в нарисованных мирах, о том, что реальной жизни все же стоит дать шанс. Реальной жизни и реальным друзьям, независимо от их пола, возраста, внешности, сексуальных и политических предпочтений.
На эту сверхидею работает изложение от первого лица Уэйда, в конце концов пришедшего к тем же выводам, и нашедшего свои настоящие якоря именно в реальности (не забывая конечно и об Оазисе).
И драматургическая структура большинства событий, тех же боев в виртуалке и спецэффектов Оазиса, прописанных пунктирно, будто в пьесе, в основном оставленных на домысливание и моделирование читателю.
На эту же мельницу льют воду и приколы периодически встречающиеся по тексту. Как вам жуткий лич (мертвый король-чародей), предлагающий аватару вместо магического поединка или боя на колдовских мечах сыграть с ним в старую аркадную игру на древнем автомате.
Или фраза протагониста сокрушающегося по поводу своих бесконечных патронов: ведь счет за них, выставленный компанией-устроителем Оазиса в конце месяце будет просто грабительским.
Язык романа, кстати, сложно назвать идеальным, но вполне съедобным очень даже можно. Действие развивается неторопливо, особенно поначалу, вводя нас в окружающую героев реальность, погружая во внутренний мир и переживания протагониста, в последней трети наоборот приобретая изрядную динамику и напряжение.
Да, ничего нового вы тут не увидите, и штампов о гиках Клайн насовал в свою книгу от души. Да, персонажи изрядно стереотипны, и аж никак не являются объектами для подражания. Да, отношения между ними показаны слишком пунктирно — порой создается впечатление, что автор действительно писал пьесу, ожидающую своего постановщика. Но у Эрнеста получилось, возможно, за счет своего уважения к играм, создать книгу, читающуюся легко и ставшую своеобразным оммажем детству игровой индустрии.
В завершение — о киношном потенциале книги. Он весьма и весьма неплох. Сцен, на большом экране способных из пары строк развернутся в зрелище, от которого будет не отвести глаз, хватает. Танцы в невесомости. Битвы звездолетов и панорамы различных планет. Практически любой описанный в литературе и кинематографе мир (и его жители), на который хватит фантазии режиссера (и будут отсутствовать проблемы с правами). Магические поединки и перестрелки из бластеров. Коварные вражины, неутомимо преследующие протагонистов. Антураж ностальгических 80-х. И поистине эпичное финальное сражение с использованием одновременно космических кораблей, магов, крайне живописной пехоты, техники типа танков, и гигантских роботов-трансформеров (!) Это может быть бомба. Дяденька Спилберг, не подведи!
Эрго. Вполне съедобное, хотя изрядно штампованое подростковое «игровое» приключение-пьеса, пронизанное любовью к виртуальности и культуре 80-х.
Нечеловек-амфибия, или Квинтэссенция любви и толерантности
Жизнь Элайзы Эспозито (Хокинс) сложно было назвать удачной. Неизвестные родители, сиротский дом, затем работа уборщицей на военно-исследовательской базе. И главное – немота. Ущербность, оставившая ее одинокой и несчастной. Лишь подруга – коллега с работы, полная и жизнерадостная негритянка Зельда Фуллер (Спенсер), да сосед – пожилой художник-гомосексуалист Джайлс (Дженкинс) немного развеивали одиночество Элайзы.
Но женщине хотелось любви. Посему когда на базу доставили человекоподобное существо-амфибию, и Элайза выяснила, что оно вполне разумно, между двумя одиночествами пробежала некая искра.
И когда Стрикленд (Шеннон), начальник охраны, настоял на умерщвлении и вскрытии загадочной амфибии, Элайза поняла, что должна попытаться спасти это молчаливое, чуждое, но такое красивое существо. Невзирая на последствия, к которым приведет эта попытка.
Гильермо Дель Торо с детства любил монстров. Одно из самых сильных впечатлений оказала на него лента «Тварь из черной лагуны», история об амфибии и людях. Мальчик рос и вырос в достаточно самобытного, хотя и специфического режиссера. Мечтающего самому рассказать зрителям подобную историю. И вот его мечта сбылась. Причем картина произвела на зрителей и критиков настолько сильное впечатление, что в ее багаже оказались 180 лимонов сборов (при 19 бюджета), 4 Оскара, Золотой Лев, Золотой Глобус и еще куча наград.
Поглядев «Три билборда», я удивлялся как это «Форма» умудрилась оставить за спиной в оскаровской гонке фильм, казалось, полностью «заточенный» под получение заветной статуэтки. После просмотра «Воды» удивление исчезло. Картина Дель Торо действительно «манипульнула» киноакадемиками еще лучше, чем «Билборды», хотя казалось лучше уже некуда.
Дель Торо смог.
Главный герой его фильма – женщина-инвалид-уборщица, изгой, находящийся в самом низу социальной лестницы. Единственные ее друзья – толстенькая негритянка, на которую косо смотрят расистские сволочи типа Стрикленда. И старый гомосексуалист, тайно вздыхающий за смазливым продавцом в кафе. Одним выстрелом наповал уложены темы людей с ограниченными возможностями, ожирения, сексменьшинств и расистского отношения к чернокожим. Тема неудачников, изгоев – людей высоких душевных качеств, при этом не таких как все, не достигших «американской мечты», и воспринимаемых обывателями как ненужный мусор.
Туда же идут сексистские неурядицы, настигающие Элайзу в лице все того же Стрикленда. Это тема сексуальных домогательств на работе и мужского шовинизма. Ну а сколько всего мерзкого напихано в образ злодея! Но о нем чуть позднее.
Дальше – линия влечения Элайзы к антропоморфному существу. Концепция толерантности во всей красе. Говорите, любящему неважен пол любимого человека? Все равно женщина перед тобой или мужчина? Ха! Это все вчерашний день толерантности. Отныне абсолютно несущественно человек ли предмет твоего чувства! Главное — разумное существо и этого довольно.
Лента буквально переполнена концепциями, идеями и проблемами, многие из которых вполне достойны как минимум размышления, но когда их все, как консервированные огурцы в банку, набивают в один фильм, от него за версту начинает разить расчетом на социально активных киноакадемиков. Как это Дель Торо амфибию женщиной не сделал, непонятно (тогда бы, правда, пришлось пожертвовать приятным приколом «нельзя доверять мужикам даже если они там плоские»), а то тема гомосексуалистов раскрыта, а лесбиянок нет. Непорядок!
При этом с изобразительной и музыкальной точки зрения фильм вышел весьма и весьма достойным. Да и атмосфера хороша. Начало в откровенно французском, парижском стиле. Мюзиклы по телевизору, танцы, ритмика кадра и повествования. База с ее холодными коридорами, суетящимся персоналом и военными полицейскими. Появление таинственной, загадочной, но красивой амфибии и давящего, демонического Стрикленда. Зарождение чувства. Нагнетание обстановки. Удачные цветовые решения. Операторские находки. Уместное музыкальное сопровождение и песни. Музыка сопровождает нас практически весь фильм, дополняя картинку, намекая на переживания, эмоции и внутренний мир героев. Музыка, и вода, которой буквально наполнена вся картина. Вода в виде дождя, капель на стекле, заполняющая каналы, бассейны, ванные. Вода как полноценный герой повествования.
Как кинематографическое творение «Форма» на высоте.
И актеры постарались на славу.
Салли Хокинс и ее Элайза Эспозито. Одинокая женщина, живущая лишь нехитрой работой, вечерними посиделками у телевизора с соседом-геем, мечтами и музыкой. При этом, несмотря на то, что жизнь ее отнюдь не сахар, Элайза удивительно добрый и оптимистичный человек, наслаждающийся случайно услышанными песнями, шумом дождя, рисунком капель на стекле, ритмом танца и дружеским расположением таких же одиноких изгоев. Кстати, любопытно, постановщик в конце намекает на то, что Эспозито не совсем гомо сапиенс? Найдена в воде, специфические шрамы, которые не совсем шрамы? Или амфибия способна на действительно божественное вмешательство?
Октавия Спенсер со своей Зельдой. Абсолютно заслуженная номинация на Оскар. Боевая тетка–матершинница, не лезущая в карман за словом, выдающая забавные перлы о мужчинах и браке, выступающая для Элайзы, подругой, матерью и старшим товарищем одновременно.
Ричард Дженкинс и его Джайлс – трогательный, уставший, постаревший, растерянный, непонятый. Но главное, он, как и Зельда, готов ради своего друга Элайзы на многие вещи, разом выводящие их из зоны комфорта и прямо подвергающие жизнь опасности. А такая дружба дорогого стоит.
Каждый из второстепенных образов имеет свои минутки славы, и сцены не связанные с основным сюжетом, при этом хорошо раскрывающие персонажей.
Майкл Шеннон и полковник Ричард Стрикленд. Шеннон вообще мастер изображать непоколебимых, бесстрастных мужиков с отклонениями, крепких как кремень, и двинутых как Шляпник. Стрикленд займет достойной место в этой галерее. Настоящий мужчина на все сто уверенный в своей силе. Садист, причем не сексуальный, а властный, приносящий боль другим в стремлении утвердить свое превосходство альфа-самца. Расист, свысока относящийся не только к неграм, но и ко всем, кто отличается от белых мужчин среднего возраста. При этом и у него есть свои минуты славы (кадиллак) и особенности («только молчи!»). Единственное – остро не хватает шлейфа роли. Мы отлично видим как остальные персонажи стали тем, кем они есть. О прошлом Стрикленда и причинах его «двинутости» и садизма информации у нас нет. Ничего кроме службы в армии. Остается лишь строить предположения, что все армейские офицеры – садисты и психопаты, упивающиеся властью (генерал эту догадку лишь подтверждает), так что ли?
Идейное содержание также любопытное.
Фактически нам говорят о том, что все американцы делятся на три группы. Первая — обыватели, стадо, остающееся в «Форме» почти все время за кадром. Это примитивные, ограниченные люди, заботящиеся лишь о спокойствии, внешнем благополучии и своем маленьком мирке (семья Стрикленда, муж Зельды). Вторая – изгои, фрики, одиночки, низший слой, те, кто слишком интеллигентен или добр, чтобы скатиться в криминал. Но при этом доставляет массу морально-этических неудобств первой группе. Третья — овчарки, стражи, чье единственное предназначение охранять первых от вторых. Овчаркам прощается почти все – отклонения, безумие, садизм, превышение полномочий, насилие. Лишь бы первая группа могла наслаждаться зоной комфорта и своим маленьким мирком.
Причем хорошие качества гомо сапиенс – любовь, дружба, участие, сопереживание, желание помочь — то, что и делает человека человеком, остались лишь у изгоев (амфибия и доктор Хоффстетлер относятся, как вы уже поняли, именно к этой группе.). Первая и третья группа, по большому счету утратили право называться людьми.
Второй интересный момент – эгоизм любви. Непременная, если верить классике, особенность этого чувства. Ланселот и Гвиневра, Тристан и Изольда, Ромео и Джульета. Я желаю быть с этим человеком, безраздельно владеть им, и мне все равно, что в результате моих действий он, скорее всего, отправится на тот свет. Да и я тоже.
Так мы плавно переходим еще к одному глобальному недостатку фильма. Герои картины принципиально не дружат ни с головой, ни с логикой.
Эгоизм Элайзы поражает. Я хочу простого человеческого счастья. Посему я не поеду прямиком на берег океана, а буду ждать дождей. И мне плевать, что меня ищет безумный мужик с гниющими пальцами. Ведь за это время я успею насладиться любовью, а потом хоть трава не расти. А слабо, сперва уехать «к тетке в глушь» на далекий берег, а уже затем наслаждаться? Даже Ланселот пытался сделать плохую мину при плохой игре и как-то оградить предмет своего обожания от сплетен. С Тристаном похуже — у него зелье, а у Ромео пубертатные бури в организме.
Ну а надпись на календаре это и вовсе за гранью добра и зла. Что настолько сильный склероз? Она ж вроде немая, а не тупая?
Причем повальным кретинизмом страдает не только наша героиня с ограниченными возможностями. Шпионы, заставляющие своего агента убить амфибию. Зачем??? Его и так зарезать должны, спасибо Стрикленду. Тот же Стрикленд, гениально занимающийся расследованием, вместо того чтобы проверить записи камер на входе и увидеть, что талон Элайзы прокомпостирован раньше, и барышни были на базе. Со Стриклендом вообще все печально. С какого перепугу начальник охраны, пускай полковник и любимец генерала, тиранит подопытный объект? Ты кто – начальник охраны? Вот и охраняй. Так и этого не можешь. Бесполезный ты чувак, Стрикленд. Да ученые через 5 минут бы «стукнули» генералу и вышвырнули Стрикленда из лаборатории к чертовой бабушке. Вам пятизвездочный вы наш результаты нужны? Русских в космосе обогнать? Рентген сделать? Амфибию повернем бочком, результаты дадим. Тока уберите отсюда эту гориллу, чтоб ноги его рядом с объектом не было!
Кстати, а отчего для амфибии, живущей в реке настолько важна соленая вода? В реке вода пресная, в ней соли нет, я знаю, я в школе учил.
Ну почему кинематографисты столь наплевательски относятся к логике происходящего? Может у них специальные методички в ходу? «Как наиболее зверски убить логику в сценарии? Утомили, ей богу.
Эрго. Качественное атмосферное кино, мощное с изобразительной и музыкальной точки зрения, с хорошими актерскими работами и идейным наполнением. Но вот откровенный расчет на «Оскар» и полное отрицание героями использования мозгов несколько снижает общее положительное впечатление.
Режиссер: Гильермо Дель Торо
В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг, Даг Джонс, Дэвид Хьюлетт, Ник Сирси, Стюарт Арнотт, Найджел Беннетт