Судьба полярников, или Цезарь с Брутом в арктической экспедиции
1846 год. Экспедиция под командованием сэра Джона Франклина по поиску северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий, начиналась удачно. Первая зимовка прошла без особых потерь, и, казалось, остается совершить последнее усилие, после которого можно будет принимать заслуженную славу.
Однако что-то пошло не так. В результате слишком смелого решения Франклина, корабли «Эребус» и «Террор» оказываются затерты льдами около канадского острова Кинг-Вильям.
Зимовка их ждет сложная. Жуткий холод, проблемы с качеством провизии, болезни и недовольство команды. И, как будто этого мало, поблизости вмерзших в лед кораблей появляется какое-то странное и жутко опасное существо.
Что на самом деле случилось с экспедицией Франклина, не знает никто. Однако Дэна Симмонса, автора шикарного «Гипериона» и «Эндимиона» это не остановило. Его книга «Террор» реконструировала судьбу неудачливой экспедиции, и буквально переносила читателя на заледенелую палубу «Эребуса» и «Террора».
Экранизация откровенно просилась на свет, однако ее роды проходили не то, чтобы очень легко. О запуске проекта в производство было объявлено еще в далеком 2013. И вот, спустя пять лет он, наконец, добрался до наших голубых экранов.
Сериал вышел чертовски атмосферным и пронзительно-холодным. Бескрайние белые просторы, где напрочь теряются черточки кораблей, не говоря уже о людях. Безмолвная, строгая, но прекрасная природа, не терпящая чужаков. Причудливые конструкции торосов и прочих айсбергов. Ледяные холмы, горы и пирамиды (лед, вообще выступает в «Терроре» одним из главных героев). Пробирающий до костей ветер. Снег, пурга, бури с огромными, сыпящимися с небес градинами. Слепящий отблеск белой пустыни.
И посреди этого изначального, невообразимого холода, и абсолютно чуждого цивилизованному человеку простора, копошится сотня с небольшим полярников. Причем это не полярники времен незабвенного Союза – идейные и верящие в мечту. Подавляющее большинство членов экспедиции – обычные английские моряки и морпехи 19 века. Работающие за деньги и выслугу, месяцами питающиеся дрянной едой, спящие бок о бок с собратьями в гамаках на холодных палубах. За малейшую провинность подвергаемые порке и прочим наказаниям.
Есть, правда, и идейные.
Джон Франклин (Киаран Хайндс). Опытный, но чересчур религиозный и тщеславный арктический исследователь. Да и с Фортуной у него отношения несколько странные. Человек, порой искренне верящий в божественное провидение и свою миссию. То терзаемый страхами и сомнениями. То радостно грудью встречающий невзгоды. То мучимый неуверенностью и страхами. У Хайндса вышел весьма наполненный и многогранный образ.
Его соратник Джеймс Фицджеймс (Тобайас Мензис ). Младший друг и соратник Франклина, его надежа и опора.
Фрэнсис Крозье (Джаред Харрис)– еще один ветеран арктических и антарктических экспедиций. Скептический ирландец, плотно, пожалуй, даже чересчур, подсевший на виски. Мужчина, многое поставивший на эту экспедицию. Меланхоличный, недоверчивый, ждущий «подлянок» от природы. Уставший, битый жизнью. Влюбленный и разочарованный.
Стоит также отметить флэшбеки из лондонской жизни героев. Многое рассказывающие нам о персонажах, объясняющие и дополняющие некоторую их мотивацию. Показывающие развитие образов. Создающие более полную и гармоничную картину.
Но кроме англичан мы увидим и других людей. Инуитов. Точнее одну инуитку. Именно она покажет зрителю кардинальную разницу между белым человеком, пришедшим сюда незваным. И коренным жителем этих мест. Плотью от плоти суровых ледовых полей. Кровью от крови морозного воздуха и суровых снежных буранов. Между самозваным повелителем земли. И тем, кто за века научился жить с природой в гармонии. Между теми, кто знает, как надо выживать посреди мертвых торосов. И тех, кто не в состоянии даже под угрозой смерти избавиться от снобизма и гордыни.
А угроза над нашим героям висит нешуточная. Ведь Симмонсу, автору романа, ставшего основой для сериала, оказалось мало вывалить на плечи героев невозможные арктические условия, природные катаклизмы, людское несовершенство и проблемы с провизией. Было еще кое-что. Смертельно опасное и бесшумно жуткое. То, перед чем блекли все описанные ранее кошмары.
Эту самую угрозу постановщики подводят к зрителю не спеша, исподволь. Она долгое время мелькает лишь белой тенью, едва обозначенным силуэтом и контуром. Половину сериала мы ее и вовсе не увидим. Лишь последствия. И это гораздо страшнее, чем когда она появляется воочию. Ведь денег на качественное воплощение угрозы у постановщиков явно не хватило. Да и дизайнер оказался не на высоте.
Также создатели проекта по полной поиграются с человеческим страхом, его тлетворным влиянием. С подлостью, звериными реакциями на экстремальные условия. И прочими негативными чертами людской психологии. Понаблюдают за рождением и взрослением «серого кардинала». За людской глупостью и тому, к чему она приводит.
Ведь мало ли, всегда остается тщетная надежда на то, что история экспедиции Джона Франклина станет для некоторых не только полярным хоррором, но и психологической методичкой «как делать не надо».
Эрго. Атмосферный полярный психологический триллер с мистическим элементом о том, как иногда полезно слушать тех, кто разбирается в предмете побольше твоего. Жаль с финансами у постановщиков дела сложились не очень.
В ролях: Джаред Харрис, Киаран Хайндс, Тобайас Мензис, Крис Корригэн, Иэн Харт, Кристос Лоутон, Мэттью МакНалти, Адам Нагаитис, Нив Нилсен, Пол Рэди, Себастьян Арместо, Эдвард Эшли, Майки Коллинз, Кевин Гатри, Аарон Джеффкот, Дэвид Уолмсли, Гай Фолкнер, Лиам Гэрриган, Чарли Келли, Кэролайн Болтон
P. S. Касабельно претензий некоторых рецензентов к слишком упитанному виду «изможденных голодом» персонажей, их излишней «морозоустойчивости», ровным лакированным укладкам, и периодически слишком декорационным декорациям. Да иногда эти моменты действительно бросаются в глаза. Кое в чем явно сказалась бюджетность. Кое в чем – халатность. Но все это на удивление мало отвлекает от рассказываемой истории. Все же общая картина гибели экспедиции удалась постановщикам на славу.
Стекло против Железа: небесспорный выбор Пути, или Светописный детектив
Генрих фон Рау надеялся никогда более не посещать Третий департамент. Слишком уж много тревожащих воспоминаний связано с бывшим местом службы.
Однако жестокое убийство и звонок от генерала Нидерхаузена, которому срочно потребовался консультант, спутали Генриху все карты. Пришлось выбираться в столицу.
Оказалось, убийство действительно неординарное: на жертву обрушили поток Света, способный сравнять с землей целый квартал. И, похоже, оно напрямую связано с опасными тайнами прошлого, нынешним высшим светом, а то и с самим королем.
Детектив в магическом антураже, да еще и с любопытной системой волшебства? Отчего ж не почитать, тем более что отзывы вполне благоприятные.
Таки да, вещь оказалась вполне достойная.
В первую очередь «Волнолом» интересен как раз местной магией – светописью. Это своеобразный сплав рунного, ритуального волшебства, опирающегося на символы, руны и начертания, с энергией «чернильного света». Сплав, активизирующийся носителем дара. Причем это скорее серьезная наука, чем удалое бросание наугад пресловутых файерболов. Она требует длительного обучения, причем ни где-нибудь, а в столичном университете на специальном факультете. Исследований и экспериментов. Она накладывает на «стекольщиков» определенные ограничения: без трех непременных условий: наличия материала-носителя, формулы и дара, светопись невозможна (по официальной версии). С другой стороны профессионально исполненная светограмма способна на многое. Накрепко защитить дом от воров. Подарить защиту от магического воздействия или невидимость. Обездвижить противника, заставить его забыть о происходящем. Прибавить привлекательности и поправить здоровье. Показать местонахождение объекта и найти все что нужно. Наполнить самые разнообразные амулеты, облегчить жизнь и оберегать от врагов. Обеспечить состоятельных людей эдаким вариантом интернета – «беседками», позволяющими «чатиться» через недешевые коврики со светоносными нитями. И даже наградить богатеев новым, молодым телом (правда, с определенными не самыми лучшими последствиями для интеллекта). А ведь существует еще и черная, запретная разновидность светописи. Все по классике – строгая система со своими возможностями, преимуществами и недостатками. Позволяющая многое, но действующая по строгим законам. Плюс светопись используется для улучшения техники – тех же паровых движителей, даря нам уникальный сплав магии и технологий.
Во вторую — прочим антуражем своеобразного паропанка. Экипажи на паровой тяге. Редкие телефоны. Дорогущие паровые таксомоторы. Паровозы. Рейсы дирижаблей. Казалось бы ничего особенного. Если бы все эти «девайсы» не пробивали себе дорогу в обстановке жесткой конкуренции с магами-«стекольщиками». Так повелось, что предыдущий монарх долгое время опирался на Стеклянный дом – тех самых волшебников, повелевающих светописью. А нынешний — на представителей Железного – тех, кто долгие годы занимался развитием техники. В прошлом, долгое время эти дома скрытно, или не очень, с переменным успехом сражались за сферы влияния, благо хоть не враждовали «с открытым забралом». Этот конфликт, как мощное подводное течение, оказывает нехилое воздействие на жизнь всего государства.
Заодно обыгрывая два различных пути развития человека. Привычный нам – всецело рассчитывающий и опирающийся на механизмы. И другой – утверждающий, что люди не нуждаются в костылях машин, а способны развиваться и достигать высот сами по себе, используя свои таланты и внутренний потенциал. Правда, если учитывать что лишь один из тысячи жителей Девятиморья обладает даром светописи, появляются вопросы, что же делать остальным?
Третий приятный момент романа – альтернативность мира. О том, что связь с нашей Землей, века эдак конца 18- начала 19-го есть, понятно с самого начала. Слишком уж прямые географические аллюзии. Девятиморье явно намекает на сплав Франции, Германии с Австро-Венгрией. Лузитания на Португалию с Испанией. Зимняя империя на Россию. Те же названия предметов, инструментов и должностей. Но после выясняется, что перед нами классическая альтернативная история. Точка бифуркации постигла этот мир в далеком 770 году. Когда Рохайда — дочь Пипина — основателя династии Каролингов и его вдова Бертрада открыли для мира «чернильный свет» и возможность его использовать. Оттуда и ноги растут.
И, конечно, стоит отметить сюжетный поворот в середине романа. Поворот, возносящий историю на поистине судьбоносный уровень для всего Девятиморья.
Структура книги также небезынтересна. Кроме основной линии нас порадуют прыжками в прошлое, которые периодически предпринимает автор. Когда на на 25 лет а когда и на тысячу. Приятно. И даже ретроспективным визитом в местную аномальную зону. Эдакий оммаж Стругацким.
К сожалению, Прягин как и большинство «альтернативщиков», совершил самую распространенную для этого поджанра, но вполне понятную и простительную ошибку. У него, невзирая на столетия «альтернативного» развития Земли сохранилось большинство терминов, названий, топонимов из современного нам 21 века (хоть названия государств автор немного закамуфлировал). А этого не может быть в принципе. В мире, тысячу лет живущим с магией, не могут появиться те же имена, что в нашем мире, живущем без оной. Хотя для чего это делается — вполне понятно. Чтоб читателю было проще влиться в авторскую вселенную, не тратя время на привыкание к новым наименованиям.
Также интересно, что Прягин, описывая свой мир, не забывает об экономических и социальных его составляющих. Его персонажи задумываются о последствиях развития элитной светописи и упадка экономики, и даже о возможных волнениях народа. Пускай обсуждается тема вскользь и парой слов, но и это для приключенческой фантастики немалый шаг вперед.
Детективная линия особым шиком не блещет, но и зевоты не вызывает. Наш протагонист успешно подмечает то, что нужно для расследования, и не проявляет излишней догадливости, способной испортить сюрприз читателю. А вот пресловутый третий департамент мог бы быть и попрофессиональнее (хотя, будем честными, с таким противником они еще не сталкивались).
Главный герой получился вполне привлекательным, хотя и с мотивационными проблемами. Основной внутренний конфликт строится на затворяющем клейме – штуке, блокирующей его способности светописца. История с клеймом довольно мутная и повлияла на Генриха по полной программе. Вместо талантливого практикующего мага, после наложения клейма возник смирный профессор с дворянским титулом и неплохим пансионом. Фон Рау конечно смирился с такой ситуацией (а что делать?), но переживания по поводу потерянных возможностей гложут его как половозрелая акула. Пока все в норме. Но затем к действиям героя возникают вопросы. Потому что, когда у него появляется возможность избавиться от клейма, он начинает активно сомневаться и опасаться последствий возвращения дара для своей психики. Конечно, пример у него перед глазами не из лучших. Но поверить в то, что человек, изнывающий от невозможности практиковать, так долго раздумывает, прежде чем вернуть свою магию, сложновато. Плюс персонажу откровенно не хватает шлейфа роли. У нас слишком мало информации об его молодости (лишь упоминание о эксперименте), побудительных мотивах и стремлениях. Того, что делает из неплохого персонажа – отменного.
Эрго. Интересный магический детектив с неплохо продуманным волшебством и корректно созданным «альтернативным» миром. А вот к главгерою есть некоторые вопросы.
"Я — Агамемнон, герой богоравный и славный! Более тысячи стадий два пальца моих разделяют!", или Погостим в Илионе?
Отправляясь за сбежавшей коровой, сын пастуха Парис (Хантер) аж никак не ожидал встретить в лесной чаще трех богинь, избравших его арбитром в споре, кто из них прекраснее. Парис выбирает Афродиту, пообещавшую ему любовь самой красивой женщины на земле.
Вскоре выясняется, что Парис на самом деле Александр – сын царя Трои Приама. Который отправляет новообретенного сына с посольством к спартанскому владыке Менелаю. Менелаю, жену которого Елену, называют прекраснейшей женщиной мира.
Вслед за «открытиями» на тему жизни средневековой Франции и тех, «кто во всем виноват» — «Падение Ордена», телевизионщики обеспечили нам визит в еще более мифические времена. Под стены Трои.
С одной стороны этим они избегают обвинений в неисторичности. Ну, какая к олимпийцам историчность в мифах? С другой – описание троянской войны звучит как минимум в классической Иллиаде, и слишком вольное обращение с первоисточником все равно может вызвать поток критики.
Создатели Troy поступили ожидаемо. Большинство ключевых моментов на месте. Основная канва ленты выдержана в классическом стиле мифа и творения Гомера, и вполне угадывается, а в ее широкие объемы сценаристы долили изрядно отсебятины. Когда вменяемой, когда не очень.
Во-первых, они сместили акцент на троянцев, что свежо и приятно, ведь обычно в фокусе историй и мифов — греки. Что у Гомера. Что в картине с Брэдом Питтом. Что в абсолютно шикарных книгах Г. Л. Олди «Одиссей» и Валентинова «Диомед». И вот мы поимели возможность познакомиться поближе с жителями крепкостенного Илиона.
Именно отсюда возникает следующая сильная сторона сериала.
Ведь постановщики уделили массу внимания героям и наполнили образы, знакомые из мифов. Причем по большей части удачно.
Парис (Хантер), оказывается не хлюпик и мямля, выезжавший всюду на загривке Афродиты, а нормальный, адекватный парень. Страшный бабник, балагур и весельчак, любящий вино, женщин и внимание (что порадовало – Парис с Еленой даже пытались поспорить с богами и избежать развития отношений. Понятно, что не вышло, но они хотя бы попробовали). Причем такой он лишь поначалу. Потом образ Александра активно развивается. Он начинает понимать, что именно его неудержимый лингам навлек на Трою разорение и кровопролитие. Что именно он виновен в смерти тысяч горожан, пытающихся остановить греков. Он старается приносить пользу городу, умнеет и становится крепче. К финалу это уже не тот смазливый пацан, считающий себя любимчиком богов, а битый жизнью мужик.
Объемным вышел и образ Елены (Дэйн). Несчастная женщина, используемая мужиками как вещь и символ собственной мужицкой крутости. Бросившаяся как в омут во впервые пришедшую к ней любовь. Желающая простого человеческого счастья. Чувствующая себя приживалкой в Трое. Послужившая невольной причиной падения Киликии и ввязавшаяся в откровенно шпионскую историю. К завершению придавшую образу слишком ужу неожиданно-спорную трактовку. Финальные измышления постановщиков насчет Елены стали одним из самых неоднозначных моментов сериала.
Остальные троянцы выглядят послабее. Весь из себя правильный Гектор – классический пример: «а еще я в нее ем», хотя жену любит, этого не отнять. Приам с Гекубой, периодически страдающие по поводу своих действий много лет назад. Андромаха, активно жаждушая ребенка и «крысящаяся» на Елену. Кассандра, «работающая» пациенткой домашней психушки.
Из греков создатели сериала больше всего раскрыли Агамемнона с Менелаем, Одиссея да Ахиллеса. Так чтоб до глубины души, не поразил ни один из них. Хотя, в общем, довольно крепко. Агамемнон (Харрис), пожертвовавший дочерью, все дальнейшей время потихоньку «едет крышей». И думает уже не о власти, а о том, что он натворил ради этой само власти.
Менелай (Армстронг) вышел невнятным и аморфным человеком. По классике – никакой. Не красавец, не урод, не румян, не бледен. Не трус, не храбрец, не из первых воинов, но и не из последних, умом не блещет, но вроде не идиот. Вроде и убить не за что, но и видеть его неохота.
Одиссей (Моул) не очень-то смахивает на «мужа, преисполненного козней различных и мудрых советов». Да, на фоне остальных героев смотрится мудрецом, и действительно мозгами иногда шевелит. Порой даже решения некие удачные принимает. Но нет в нем мощи и глубины настоящего царя Итаки и хитроумного героя мифов. Особенно по сравнению с олдевским Одиссеем.
Ахилл (Гяси) тоже смотрится странновато. Сперва вообще дуб-дерево. Потом к середине сериала, начинаешь понимать, о чем эта песня. Нам показывают бойца настолько крутого, что он живет лишь те несколько секунд, пока убивает более-менее достойного противника. При этом поведенного на принципах, чести и воинской доблести. Но поведенного скучно-лениво-иронично. Неоднозначный образ. И я даже не акцентирую сейчас внимание на том, что величайший герой Эллады того времени – негр. Боги его знают, что там в генах у мирмидонян, а уж какого цвета кожа у нимф, и подавно неизвестно. Беда в том, что сыграно Ахиллеса уж слишком вальяжно-невозмутимо. Страсть где?
В-третьих, честно обозначили настоящие причины троянской войны. Не Елена с Парисом виноваты, а экономика, будь она неладна. Пряности, торговля, контроль над проливами Азии. И если бы Елены не было, Агамемнону и ахейцам ее нужно было срочно выдумать.
В-четвертых, нам подарили неплохую атмосферу и целый ряд интересных кинематографических моментов. Пара-тройка берущих за душу контрастных переключений. К примеру, сцена встречи возлюбленных, перемежаемая гибелью бойцов в сражении. Или секс Елены с Парисом, на который накладывается жертва Ифигении. Или одновременного тройного визита Артемиды в разные локации.
При этом спорных моментов, несуразностей и недочетов в «Трое» также полно.
-Слабенькие сражения. Те, что есть, а битв показано буквально пару штук, сняты неакцентировано, мельком, аппликацией, сумбурными «крупняками», нарезкой стоп-кадров. В общем, сделано все, чтобы скрыть бедность массовки и ее необученность. Поединков тоже мало, и сделаны они пресновато (разве что Ахиллес VS Гектор немного выделяется). Сколько не ругай «за излишние вольности» «Трою» 2004 года, к сражениям и боевой хореографии те ребята подошли с душой. В отличие от создателей этого сериала.
-Активно педалитрующаяся политкорректность. Ахиллес – негр? А почему бы и нет, если половина олимпийцев, включая Зевса – афрогреки? Ну, нормально же – у ахейцев боги негры, у африканцев небось – белокурые эллины. Глобализация же!? Ну и Менелай – «цивилизованный муж», и феминистические настроение Елены в ту же копилку.
— Часть дополнений от сценаристов воспринимается с изрядным удивлением.
Ахиллес, гуляющий в Трою как к себе домой.
Вездесущий шпион от Одиссея – местный Джеймс Бонд греческого разлива. Штирлициада вокруг слуги, заметившего визит Ахиллеса к Елене.
Копание туннелей от забора до обеда, в смысле до соседнего города. Вдобавок оттуда роют навстречу и что забавно, даже не промахиваются мимо троянских коллег-копачей.
Туповатая тема с пророчеством вокруг Париса. Ну чем вам поможет мертвенький Парис, когда ахейцы уже сидят под стенами? Не уйдут они оттуда, хоть ты десять Парисов зарежь. Не уйдут, пока Троя не «пригнется», и контроль над проливами не отдаст.
Безалаберные троянцы, позволяющие уводить лошадей из городских конюшен. Правда, греки тут же отвечают им взаимностью, в сцене с припасами, сваленными в сторонке на берегу под охраной одного часового.
Хит сезона со вторыми воротами в финале. Вы их закрывать не пробовали? Вообще-то стена как раз и предназначена для того, чтобы малыми силами сдерживать крупные толпы нападающих. Нет. «Мы их не удержим!». Да что вы говорите!
В общем, понятно, что вам хронометраж нужно накручивать, но можно было бы повменяемей сюжеты сочинить.
-Общая затянутость. Многовато воды, из восьми часовых серий парочку можно было смело выбросить без малейших последствий для сюжета.
-Мало богов. Понятно, что сериал бюджетный, и на спецэффекты рассчитывать нечего. Но можно же было и без компьютерной графики поактивнее ввести олимпийцев в дело. И где все-таки Арес???
-Все сюжетные твисты, вводимые постановщиками для эффекта неожиданности (типа полета Александра и его последствий) нивелируются железной предсказуемость общей канвы. Та же проблема что и с «Падением Ордена». Как не крути, а Трое не устоять (как и тампилерам).
Эрго. Визуализация «Илиады» с вариациями и дополнениями. Местами затянутая, местами спорная, местами бюджетная, с невнятными сражениями и активной политкорректностью. Но при этом дающая нам возможность получше узнать сынов Илиона и чуток погостить в мифе.
Режиссер: Марк Брозел, Оуэн Харрис
В ролях: Луис Хантер, Белла Дэйн, Дэвид Трелфолл, Фрэнсис О`Коннор, Том Уэстон-Джонс, Джозеф Моул, Джонас Армстронг, Хлоя Пирри, Джонни Харрис, Дэвид Гяси, Эйми-Ффион Эдвардс, Кристиан Шумби, Карл Бьюкс, Гарт Брейтенбах, Лекс Кинг
Трэшевые пришельцы из прошлого, или «Мы поклоняемся мечу, и кровь с клинка стираем свитком»
Киевская Русь, 11-12 век. Для боярина Лютобора, ближника тмутараканского князя, этот день должен был стать одним из счастливейших. Рождение первенца – сына и наследника, меч — подарок из рук повелителя. А стал самым черным в жизни. Ведь его ребенка и жену похитили. Потребовав за их возвращение жизнь самого князя.
Благо один из похитителей сам попался в руки боярской прислуги. И теперь у Лютобора и Куницы — этого самого пленного похитителя, одного из последних скифов, есть лишь седьмица для того чтобы выяснить, кто стоит за похищением, и угрозой княжеской жизни.
Исторические и псевдоисторические фильмы чаще всего снимаются в двух ключах. Первый, известный нам по союзным временам – светлый, лубочный и благородный, для аудитории начиная с 10 лет, показывающий древних как хороших и адекватных людей. Второй – ярким примером которому стал недавний «Викинг», идет от обратного. Грязь, кровь, грубый секс, зверства, убийства и дерьмо. Истина, скорее всего, кроется посередине, но кинематографистам почему-то гораздо ближе крайности. «Скиф» продолжил многие тенденции «Викинга», но воспринимается гораздо лучше. Скорее всего, потому, что не стремиться рассказать об одной из мощнейших фигур Киевской Руси, а показывает нам небольшой, локальный конфликт. При этом опосредованно оказывающий некоторое влияние на судьбы страны.
«Скиф» оставляет интересное послевкусие, хотя проблем у картины выше крыши. Причем начинаются они с самого начала. Сперва абсолютно непонятно, что вообще происходит на экране, кто все эти люди и что они делают. Постановщики с первых минут, безо всяких прологов и завязок бросают зрителя в кровавый омут своей истории. Непонятные мужики в масках, рубящие других мужиков, без масок (зачем?). Гений боя, укладывающий противников штабелями. Какие-то группы товарищей, съехавшиеся посреди степи для жутко важных переговоров. Странноватые убийцы с косичками. В общем первые четверть часа из разряда «кто я и где мои вещи?» Затем к счастью, положение начинает выправляться. А после похищения мы даже более менее понимаем расклад сил и начинаем сопереживать героям. Далее начинается классический квест-путешествие, а к финалу нам даже предоставят пару морально-этических дилемм. Хватает в ленте как удачных, так и неудачных решений. Сперва о первых.
— Общий настрой актерской группы. Народ работает в охотку, местами буквально фонтанируя энергией. Особенно этим отличается:
— Александр Кузнецов и его Куница. Самый яркий персонаж во всей ленте. Бескрышный, но не глупый, яркий, сообразительный, харизматичный, смертельно опасный, как ядовитая змея. Прям таки респект и уважуха.
— Интересная боевая хореография, особенно ножевая.
— Жесткий подход к боевке, полное отсутствие возрастного рейтинга по кровище.
— Антураж, доспехи, одежда, костюмы, резьба на столбах, прочие декорации и реквизит, даже речь стилизовали. Это при том, что огромным бюджетом лента явно похвастаться не может.
— Князь в исполнении монументального Юрия Цурило – прям настоящий средневековый политик и повелитель. Только с Лютобором он как-то глуповато поступил.
— Любопытный «нежданчик» во время боя за титул вожака.
Что забавно, преимущества ленты тесно связаны с ее недостатками.
— В стремлении «сделать пожестче» постановщики частенько перегибают грань, сваливаясь в откровенный трэш. Что это блин, за лесной народ, поклоняющийся Велесу? Что вы сделали с несчастными статистами? Каково им таскать на себе столько грима и краски? Кстати, с разрисовыванием лиц буквально всех и вся создатели явно перестарались. Прям каменный век какой-то.
— Опять же, стремление показать древних «не ангелами» лезет изо всех щелей. Все грязные, слегка безумные, сексуально озабоченные и очень нервные. Самый яркий пример – пьянка в княжеской горнице, с «блэк-джеком и шлюхами». Стриптиз на столах, вино рекой, гости обжимаются с девками по углам, и чуть ли не трахаются прям перед очами владетельного князя.
— Куница у нас показан как абсолютно непобедимый боец, способный «раскатать» десяток противников. Забавно выглядят его слова насчет того, что «это же воины, а не смерды с рогатинами», и дальнейшая судьба этих самых воинов. Особенно умиляет то, что практически все с кем он сталкивался, были вооружены мечами – оружием действительно не смердов, а воинов. Людей обученных, частенько с младых ногтей, умеющих сражаться не только в строю, но и по одиночке. По фильму этого не видно. То есть мечи у них есть, а всего остального нет. Понятно, что это статисты, люди, чья задача работать бочонками во время того как Куинца крутит эту самую красивую боевую хореографию, но нельзя же так откровенно «сливать» противников.
— Да и беренедейский «бог из машины» не понравился. Ведь сам прием Deus ex machina показывает откровенную слабость сценаристов, а тут он используется целых три раза. Почему кстати «берендеи»? Чем вам тюркские племена так досадили то?
А вот главного героя сложно оценить однозначно. Алексей Фаддеев, как опытный театральный и киношный артист, вдобавок каскадер, не позволяет себе откровенной «лажи», но порой переигрывает, поражает наивностью, и на фоне того же колоритного Куницы смотрится бледновато.
Как и смысл финальных действий. Выглядят они крайне странно с точки зрения того, что князья отнюдь не гнушались брать под свою руку разнообразных кочевников. В ту пору вообще подданными разбрасываться было не принято. И на таком уровне понятия «давно хотели найти» и «они нам столько крови попортили» отходят на второй план. Плюсов, короче говоря, в таком приобретении гораздо больше чем минусов.
А насчет «найти», ничего, что злец ездит к «волкам» как к себе домой? Да и интриги со злодеями к сожалению у постановщиков тоже не вышло. Слишком уж все читаемо.
Что касается историчности – в отличие от того же «Викинга» «Скифу» даже вопросы предъявлять как-то неловко. Может потому, что у Рустама Мосафира почти нет претензий на эпичную историчность, а есть, наоборот, на некую фентезийную вариацию на тему. В «некотором царстве, некотором тмутараканском государстве», они даже князя по имени, по-моему, ни разу не называют. При желании по оговоркам можно вычислить тот самый 11 век (плюс минус). Но это при желании и по оговоркам. Цепляться можно, «нема питань».
«Последние» («как мне надоел этот последний русский, и предпоследний тоже») скифы, представители племен, не существующих уже пяток веков. Визитеры из прошлого, блин. При этом воспитавшие посреди степи/пустошей целый клан бескрышных ниндзя. Как они там со степняками мирились? При этом почему то поклоняющиеся Аресу? Сделали бы просто поклоняющимися мечу, было бы логичнее. Невнятные кочевники. Размалеванный лесной народ, фанаты скотьего бога и берсерков-берендеев (?), чтоб они были здоровы. Куница с помощью «рукопашно-ножного» боя без проблем десятками укладывающий задоспешеных воинов.
Хватает «предъяв», чего уж там. И вариантов, как этих претензий можно было избежать, хватает. Вот только и в данном варианте лента получилась вполне достойной просмотра.
Брутальной. Фентезийной. Зажигательной. Хотя одновременно грязновато-трэшевой и простенькой. При этом вполне уместной в своей жанровой нише.
Эрго. Фентезийный квест в условном антураже Киевской Руси, радующий образом Куницы и жесткостью, порой сваливающейся в откровенный трэш.
Режиссёр Рустам Мосафир
В главных ролях: Алексей Фаддеев, Виталий Кравченко, Александр Кузнецов, Александр Пацевич, Юрий Цурило
«Счастье вдруг в тишине постучало в двери», или Матерый циник с воображаемым другом
Ник Сакс (Мелони) в свое время был настоящим героем. Одним из лучших детективов нью-йоркской полиции, и грозой преступного мира.
Однако те времена в прошлом, и сейчас Ник банальный наемный убийца, не мыслящий ни дня без бутылки и веселящих таблеток. Так бы и закончил он свои дни от пули более удачливого коллеги или от инфаркта, если бы не маленький, синий, летающий единорог.
Допился, понимающе кивнете головой вы, галлюцинации. А вот и нет. Всего лишь вымышленный друг маленькой девочки Хэйли. Девочки, которую похитил странный психопат в костюме Санта-Клауса. Девочки, которая, похоже, приходится Нику дочерью. И очень нуждается в помощи незадачливого папаши.
Черноюморные «стебные» комедийные боевики благодатный, хотя и не для каждого пригодный жанр. Нужно быть готовым к щедро вылитым на вашу голову крови и жестокости, смешанной с неполиткорректным, пошлым юмором и сарказмом. Те, кого такой сплав не пугает, могут смело смотреть Happy, получая массу извращенного удовольствия.
Основную массу которого нам обеспечит главный герой в исполнении Кристофера Мелони. Его Ник великолепен. Прожженный циник, спустивший меж пальцев прежнюю жизнь жесткого хранителя порядка и пустившийся во все тяжкие. Человек, считающий, что его дни, по большому счету, сочтены, убивающий свое тело ударными дозами алкоголя и наркоты. Не имеющий ни единой привязанности, не жалеющий никого, включая себя. Фактически – живой труп. И вот этот зомби, после появления счастливой летающей галлюцинации, пардон вымышленного друга, получает второй шанс сделать напоследок хоть что-то правильное и хорошее. Причем Ник аж никак не стремится к добрым делам. Скорее наоборот – пытается всячески улизнуть от этого благородного занятия. И лишь благодаря Хэппи, оказавшемуся весьма убедительной галлюцинацией, в конце концов, берется за расследование.
Сыграно персонаж отлично. Бомжеватая брутальность. Безумная мимика и пластика. Ярость, жестокость, смешанная со злой иронией и сарказмом. Изредка мелькающие реакции человека из прошлой полицейской жизни – жесткого, но справедливого. Признаки недюжинного циничного ума. Горькое понимание своей обреченности и упорное подсознательное нежелание поддаваться смерти. Причем персонаж не выглядит нерукотворным памятником самому себе – он развивается, растет над собой, набивает синяки, шишки, и даже меняет свою точку зрения. А как шикарно смотрится общение Ника с Хэппи — его разговоры с невидимым собеседником, реакции на его слова и действия. Блеск! Эмоции Мелони выдает чуть наиграно, скорее по-театральному, но фарсовая сторона «Хеппи» этого даже требует. Ведь фарса, сарказма и злой иронии в сериале выше крыши. Издевательство над рождественским ажиотажем и розовыми соплями с сахаром по поводу Духа рождества и прочих Merry Christmas. Стеб над людскими пороками и криво сидящими человеческими масками. Над дошедшими до маразма реалити-шоу. Отношениями напарников и семейной жизнью. Зловещей мафией, бандитами, Санта-Клаусами и священниками. Проще сказать, что из мрачной нью-йоркской жизни избежало шутовского внимания постановщиков. Разве что Хэйли. Даже боевые сцены, со всей их кровищей и мозгами наружу, которых тут хватает, чаще всего поставлены с иронией и приколами.
Но при всем этом чернющем юморе, неприглядности жизни и жестком «стебе» создатели Happy все равно оставляют зрителю маленький, но теплый лучик надежды. Да, большинство людей сволочи и подонки. Чаще всего. Но временами даже в них проявляется что-то хорошее. Да почти все копы продажны, а мафия практически всесильна. Но есть нюансы. Особенно если вам повезло заиметь бескрышного папашу. Или, по крайней мере, угодить в беду вместе с его дочерью. Мелочь, но приятно.
Поставлен сериал по комиксам авторства писателя Гранта Моррисона и художника Дарика Робертсона.
Остальные персонажи тоже каши не испортили.
Крутой детектив Мередит Маккарти (Лили Мирожник) – бывшая напарница Ника и его экс-любовница, скрывающая под спудом немало тайн. И жаждущая лишь чтобы ее оставили в покое.
Боевая мать Хэйли Аманда Хэнсен (Сенгхор), временами напоминающая тигрицу, у которой отобрали тигренка.
Ричи Костер и его Франсиско Скарамуччи. Один из главных мафиози города, совмещающий под личиной милого очкарика безжалостного криминального авторитета и философствующего сибарита.
Патрик Фишлер и его Смузи. Абсолютнейший психопат-садист, вполне способный побыть некоторое время ироничным милым обаяшкой.
И, конечно, новый напарник Ника синий летающий осел (пардон, лошадка, пардон единорог) Хэппи. Мастерство мультипликаторов и компьютерных художников уже давно поднялось на высочайший уровень. И в том, что Хэппи поражает естественностью мимики лица (пардон, морды) и натурализмом эмоций ничего нового нет. Но Хэппи не просто через полчаса воспринимается зрителем таким же полноценным героем как Ник или Блю. Ну синий, ну летает, «у каждого свои недостатки». Из наивного как эльфийский воин воображаемого друга он становится развивающимся, эволюционирующим героем, существом, попавшим из сказки в реальность. Познавшим жизнь. И при этом умудрившимся не сломаться. Ну и как не отметить шикарное взаимодействие Хэппи с людьми, особенно Ником. И этическое — он становится для экс-копа занудным моральным компасом. И чисто физическое. У нас не возникает ни малейшего сомнения, что Ник действительно видит и разговаривает с Хэппи. Еще раз бравушки Мелони и художникам.
Как вы уже догадались, основной сюжет с похищением девочки в сериале не единственный. Весьма скоро он дополняется линией нью-йоркской мафии и семейными проблемами Скарамуччи. Затем обе линии сплетаются, преподнося нам парочку сюрпризов и раздавая сестрам по серьгам.
Также стоит отметить интересную операторскую работу. В сериале хватает крупных планов, ярко передающих эмоции персонажей. Фантасмагорических кадров из глаз Хэппи и прочих героев находящихся не в самом естественном положении. Съемок, когда герои общаются с теми, кто находится за кадром, а фактически со зрителем. Такие съемки стали одними из сильнейших эмоциональных моментов сериала.
Эрго. Отличная черноюморная боевиковая комедия с потрясающей ролью Мелони и шикарным единорогом. Кровь, насилие и жесткий сарказм в количестве и ассортименте. Поклонникам жанра смотреть не раздумывая.
Режиссер: Брайан Тейлор, Дэвид Петрарка
В ролях: Кристофер Мелони, Рен Колли, Александр Джеймисон, Брайс Лоренцо, Майкл Мейзе, Лили Мирожник, Скотт Барик, Бен Коул, Данте Перейра-Олсон, Маттиас Себастьан Гарри
P. S. Сериал продлен на второй сезон который предположительно выйдет к декабрю 2018 года.