«Виртуалка» портив реальности: неравный бой? или Настольная книга геймера
2045 год. Дела на старушке Земле не очень. Жесточайший энергетический кризис. Повальная безработица. Климатические катастрофы. Войны и катаклизмы. Голод, болезни и нищета. Все как сегодня, тока круче.
Есть у наших недалеких потомков одна единственная отрада. OASIS. Виртуальная реальность, состоящая из сотен и сотен полноценных миров. Средиземье. Азерот. Перн. Мир Реки. Планеты из Звездных войн и Звездного пути. Реальность, где возможно все. Там учатся в школах, колледжах и университетах. Летают на звездолетах и ездят на кабриолетах. Сражаются с монстрами, бросают файерболлы, играют в квиддич.
К сожалению, в настоящую реальность все же приходится иногда возвращаться. А там, как вы уже поняли, не сахар.
Посему когда создатель OASIS Холлидэй перед смертью оставил все свое состояние и преуспевающую компанию тому, кто отыщет в его виртуальном мире некое «пасхальное яйцо», за дело взялись миллионы. Шли годы и большинство из них «спиймало жирного облизня». Но был один парень, которому повезло. Ну как повезло, в первую очередь сработало его знание «гиковской» культуры 80-х. Того периода по которому фанател покойный Холлидэй.
Однако, как оказалось, отыскать первый ключ, ведущий к кладу это еще не все. Ведь за ним охотятся не только одиночки и кланы таких же гиков как наш герой. Но и вполне серьезные структуры и организации, которые остановятся ни перед чем, чтобы прикарманить приз себе.
Я не фанат литРПГ, да и к культуре 80-х отношусь спокойно. Даже после отличного сериала «Очень странные дела» и свеженького «Оно», играющих на этом поле, браться за роман Клайна не собирался. Однако потом подоспела информация о грядущей экранизации книги, причем не кем-нибудь, а самим Спилбергом. Не почитать литературную первооснову будущего шедевра было как-то неудобно.
Перед нами милая подростковая история, пронизанная ностальгией по 80-м, и пониманием недорослей, с головой уходящих в виртуальность.
Да и как их не понять, когда автор предлагает как данность настолько паршивую реальность, что от нее и убежать не грех. Фактически за бортом OASIS царит преддверие апокалипсиса и угасание человечества. По крайней мере, в привычном нам понимании. Тамошнее человечество лицом к лицу стало перед глобальным кризисом. Кризисом всего. Очень похоже на то, что начинается нынче у нас, но в версии Клайна к 2045 году этот самый кризис достигнет своей пиковой формы. И вот тут этому миру не свезло во второй раз. Нашелся гений, разработавший полноценную виртуальность. Причем фактически бесплатную. Отныне на настоящем мире можно было ставить крест. Вся та молодая шпана, которая могла приложить свои мозги для исправления ситуации на Земле и поисков путей решения реальных проблем, «ломанулась» в игру. С концами. И то верно. Там ты как хочешь, так и выглядишь, без прыщей и заикания. Кем хочешь тем и представляешься. Куда хочешь туда и едешь (это правда, уже за денежку). Благодать.
Человечество было обречено.
Реальной жизни автор нам отсыплет без фанатизма. Максимум процентов 10-15 от всего текста, причем совмещает Эрнест переходы от реальности к виртуалке вполне толково. Остальное действие будет происходить в OASIS, где как вы уже поняли, царит полное благолепие. Миллиарды аватаров каждый день расползаются по этой вселенной. Поползать, благо есть где. Практически каждый мир, описанный в фантастической литературе, показанный в фильме и имевший поклонников воссоздан в Оазисе во всей своей красе. М-да, будем честными, я бы тоже не устоял – побродить по Имладрису, или степям Рохиррима, сплавиться Андуином. Или пройти Лабиринт, а то и Логрус. Или схлестнуться с имперскими истребителями. Или… Причем такие миры мало того, что воссозданы до малейшей травинки, так еще и населены «неписями» – неигровыми персонажами, работающими на антураж, взаимодействующими с игроком, создающими ощущение полноценного мира. А если вдруг чем-то не нравиться существующий вариант любимого мира, можно накопить денжат и построить свое Средиземье. И все это в полном погружении. Плюс квесты, дающие возможность «подкачаться» и пополнить инвентарь. Плюс взаимодействие и противостояние с прочими игроками. Плюс... Такие опасные путешествия, понятное дело для прокачанных персонажей. А неофиты могут пока в виртуальности закончить школу, вместо того чтобы реальными ножками топать в опостылевший храм знаний у себя на родине. Тем более что школы находятся в небоевых зонах, где невозможно никакое воздействие на твой аватар, кроме словесного. А школы тут доложу я вам знатные. Виртуальные уроки биологии, астрономии, географии, истории, культуры. С визитами на Марс и Юпитер. С прогулками по Лувру. С путешествиями в прошлое. Сам бы от таких не отказался. Потом можно поступать в виртуальный колледж, а там и в университет. Потихоньку зарабатывать монетки на телепорт и очки опыта. А там глядишь и в Средиземье путь открыт.
Все это при полнейшей конфиденциальности. Ведь анонимность один из основополагающих принципов Оазиса. А как вам возможность отлавливать и устранять «шестерок» — аватаров членов IOI, мощнейшей организации занимающейся телекоммуникациями и интернет-провайдингом. Организации давно точившей зуб на контору Холлидэйя. Организации затеявшей охоту за его пасхальным яйцом. Причем отлавливать одиночных «шестерок» это половина удовольствия. А можно собраться всем миром и «навалять» целой армии вражеских агентов. Согласен, натуральная сублимация, в реальном то мире, такие организации сотрут вас с лица земли и не заметят, хоть сотней собирайся, хоть тысячей. Так хоть в Оазисе душу отвести можно.
Да, конечно, все это натуральный эскапизм для прыщавых несоциализированных недорослей, причем это понимает и сам автор. Но так же он (и мы с вами) понимаем, что бегство от реальности все равно неизбежно, будь за окном хоть 20 век (книги и аркадные автоматы), хоть 21-й (интернет). Так давайте же, говорит Клайн, убегать от этого неприглядного мира весело и приобретая параллельно багаж знаний. Пускай огромная часть из них в реальном мире неприменима нигде, кроме как в музее, или во время викторины по 80-м. Все равно получаем информацию, которая останется с тобой навсегда.
Благо Эрнест Клайн похоже действительно испытывает нешуточное уважение и искреннюю любовь к старым аркадным играм и виртуальности.
Да, конечно, подростки в игре «тучи разводящие руками», в реальности частенько не имеют друзей, не могут сказать девушке адекватное «ква», и заработать на хлеб насущный. А охота за пасхалкой в Оазисе с одной стороны — откровенный расчет на удачу и шару, мол, был я сопливым учеником старших классов, а потом раз! и миллиардер. С другой – требует, как минимум добыть игрового «баблишка» и раскачать персонаж в самой игре. Вдобавок пошевелить мозгами и хорошенько покопаться в поп-культуре 80-х.
При всем этом: достоинствах суперкрутой «виртуалки», при упоении Оазисом и самой идей виртуальной реальности полного погружения, автор и его герои, тонко намекают юным и не очень геймерам, по уши увязшим в нарисованных мирах, о том, что реальной жизни все же стоит дать шанс. Реальной жизни и реальным друзьям, независимо от их пола, возраста, внешности, сексуальных и политических предпочтений.
На эту сверхидею работает изложение от первого лица Уэйда, в конце концов пришедшего к тем же выводам, и нашедшего свои настоящие якоря именно в реальности (не забывая конечно и об Оазисе).
И драматургическая структура большинства событий, тех же боев в виртуалке и спецэффектов Оазиса, прописанных пунктирно, будто в пьесе, в основном оставленных на домысливание и моделирование читателю.
На эту же мельницу льют воду и приколы периодически встречающиеся по тексту. Как вам жуткий лич (мертвый король-чародей), предлагающий аватару вместо магического поединка или боя на колдовских мечах сыграть с ним в старую аркадную игру на древнем автомате.
Или фраза протагониста сокрушающегося по поводу своих бесконечных патронов: ведь счет за них, выставленный компанией-устроителем Оазиса в конце месяце будет просто грабительским.
Язык романа, кстати, сложно назвать идеальным, но вполне съедобным очень даже можно. Действие развивается неторопливо, особенно поначалу, вводя нас в окружающую героев реальность, погружая во внутренний мир и переживания протагониста, в последней трети наоборот приобретая изрядную динамику и напряжение.
Да, ничего нового вы тут не увидите, и штампов о гиках Клайн насовал в свою книгу от души. Да, персонажи изрядно стереотипны, и аж никак не являются объектами для подражания. Да, отношения между ними показаны слишком пунктирно — порой создается впечатление, что автор действительно писал пьесу, ожидающую своего постановщика. Но у Эрнеста получилось, возможно, за счет своего уважения к играм, создать книгу, читающуюся легко и ставшую своеобразным оммажем детству игровой индустрии.
В завершение — о киношном потенциале книги. Он весьма и весьма неплох. Сцен, на большом экране способных из пары строк развернутся в зрелище, от которого будет не отвести глаз, хватает. Танцы в невесомости. Битвы звездолетов и панорамы различных планет. Практически любой описанный в литературе и кинематографе мир (и его жители), на который хватит фантазии режиссера (и будут отсутствовать проблемы с правами). Магические поединки и перестрелки из бластеров. Коварные вражины, неутомимо преследующие протагонистов. Антураж ностальгических 80-х. И поистине эпичное финальное сражение с использованием одновременно космических кораблей, магов, крайне живописной пехоты, техники типа танков, и гигантских роботов-трансформеров (!) Это может быть бомба. Дяденька Спилберг, не подведи!
Эрго. Вполне съедобное, хотя изрядно штампованое подростковое «игровое» приключение-пьеса, пронизанное любовью к виртуальности и культуре 80-х.
Нечеловек-амфибия, или Квинтэссенция любви и толерантности
Жизнь Элайзы Эспозито (Хокинс) сложно было назвать удачной. Неизвестные родители, сиротский дом, затем работа уборщицей на военно-исследовательской базе. И главное – немота. Ущербность, оставившая ее одинокой и несчастной. Лишь подруга – коллега с работы, полная и жизнерадостная негритянка Зельда Фуллер (Спенсер), да сосед – пожилой художник-гомосексуалист Джайлс (Дженкинс) немного развеивали одиночество Элайзы.
Но женщине хотелось любви. Посему когда на базу доставили человекоподобное существо-амфибию, и Элайза выяснила, что оно вполне разумно, между двумя одиночествами пробежала некая искра.
И когда Стрикленд (Шеннон), начальник охраны, настоял на умерщвлении и вскрытии загадочной амфибии, Элайза поняла, что должна попытаться спасти это молчаливое, чуждое, но такое красивое существо. Невзирая на последствия, к которым приведет эта попытка.
Гильермо Дель Торо с детства любил монстров. Одно из самых сильных впечатлений оказала на него лента «Тварь из черной лагуны», история об амфибии и людях. Мальчик рос и вырос в достаточно самобытного, хотя и специфического режиссера. Мечтающего самому рассказать зрителям подобную историю. И вот его мечта сбылась. Причем картина произвела на зрителей и критиков настолько сильное впечатление, что в ее багаже оказались 180 лимонов сборов (при 19 бюджета), 4 Оскара, Золотой Лев, Золотой Глобус и еще куча наград.
Поглядев «Три билборда», я удивлялся как это «Форма» умудрилась оставить за спиной в оскаровской гонке фильм, казалось, полностью «заточенный» под получение заветной статуэтки. После просмотра «Воды» удивление исчезло. Картина Дель Торо действительно «манипульнула» киноакадемиками еще лучше, чем «Билборды», хотя казалось лучше уже некуда.
Дель Торо смог.
Главный герой его фильма – женщина-инвалид-уборщица, изгой, находящийся в самом низу социальной лестницы. Единственные ее друзья – толстенькая негритянка, на которую косо смотрят расистские сволочи типа Стрикленда. И старый гомосексуалист, тайно вздыхающий за смазливым продавцом в кафе. Одним выстрелом наповал уложены темы людей с ограниченными возможностями, ожирения, сексменьшинств и расистского отношения к чернокожим. Тема неудачников, изгоев – людей высоких душевных качеств, при этом не таких как все, не достигших «американской мечты», и воспринимаемых обывателями как ненужный мусор.
Туда же идут сексистские неурядицы, настигающие Элайзу в лице все того же Стрикленда. Это тема сексуальных домогательств на работе и мужского шовинизма. Ну а сколько всего мерзкого напихано в образ злодея! Но о нем чуть позднее.
Дальше – линия влечения Элайзы к антропоморфному существу. Концепция толерантности во всей красе. Говорите, любящему неважен пол любимого человека? Все равно женщина перед тобой или мужчина? Ха! Это все вчерашний день толерантности. Отныне абсолютно несущественно человек ли предмет твоего чувства! Главное — разумное существо и этого довольно.
Лента буквально переполнена концепциями, идеями и проблемами, многие из которых вполне достойны как минимум размышления, но когда их все, как консервированные огурцы в банку, набивают в один фильм, от него за версту начинает разить расчетом на социально активных киноакадемиков. Как это Дель Торо амфибию женщиной не сделал, непонятно (тогда бы, правда, пришлось пожертвовать приятным приколом «нельзя доверять мужикам даже если они там плоские»), а то тема гомосексуалистов раскрыта, а лесбиянок нет. Непорядок!
При этом с изобразительной и музыкальной точки зрения фильм вышел весьма и весьма достойным. Да и атмосфера хороша. Начало в откровенно французском, парижском стиле. Мюзиклы по телевизору, танцы, ритмика кадра и повествования. База с ее холодными коридорами, суетящимся персоналом и военными полицейскими. Появление таинственной, загадочной, но красивой амфибии и давящего, демонического Стрикленда. Зарождение чувства. Нагнетание обстановки. Удачные цветовые решения. Операторские находки. Уместное музыкальное сопровождение и песни. Музыка сопровождает нас практически весь фильм, дополняя картинку, намекая на переживания, эмоции и внутренний мир героев. Музыка, и вода, которой буквально наполнена вся картина. Вода в виде дождя, капель на стекле, заполняющая каналы, бассейны, ванные. Вода как полноценный герой повествования.
Как кинематографическое творение «Форма» на высоте.
И актеры постарались на славу.
Салли Хокинс и ее Элайза Эспозито. Одинокая женщина, живущая лишь нехитрой работой, вечерними посиделками у телевизора с соседом-геем, мечтами и музыкой. При этом, несмотря на то, что жизнь ее отнюдь не сахар, Элайза удивительно добрый и оптимистичный человек, наслаждающийся случайно услышанными песнями, шумом дождя, рисунком капель на стекле, ритмом танца и дружеским расположением таких же одиноких изгоев. Кстати, любопытно, постановщик в конце намекает на то, что Эспозито не совсем гомо сапиенс? Найдена в воде, специфические шрамы, которые не совсем шрамы? Или амфибия способна на действительно божественное вмешательство?
Октавия Спенсер со своей Зельдой. Абсолютно заслуженная номинация на Оскар. Боевая тетка–матершинница, не лезущая в карман за словом, выдающая забавные перлы о мужчинах и браке, выступающая для Элайзы, подругой, матерью и старшим товарищем одновременно.
Ричард Дженкинс и его Джайлс – трогательный, уставший, постаревший, растерянный, непонятый. Но главное, он, как и Зельда, готов ради своего друга Элайзы на многие вещи, разом выводящие их из зоны комфорта и прямо подвергающие жизнь опасности. А такая дружба дорогого стоит.
Каждый из второстепенных образов имеет свои минутки славы, и сцены не связанные с основным сюжетом, при этом хорошо раскрывающие персонажей.
Майкл Шеннон и полковник Ричард Стрикленд. Шеннон вообще мастер изображать непоколебимых, бесстрастных мужиков с отклонениями, крепких как кремень, и двинутых как Шляпник. Стрикленд займет достойной место в этой галерее. Настоящий мужчина на все сто уверенный в своей силе. Садист, причем не сексуальный, а властный, приносящий боль другим в стремлении утвердить свое превосходство альфа-самца. Расист, свысока относящийся не только к неграм, но и ко всем, кто отличается от белых мужчин среднего возраста. При этом и у него есть свои минуты славы (кадиллак) и особенности («только молчи!»). Единственное – остро не хватает шлейфа роли. Мы отлично видим как остальные персонажи стали тем, кем они есть. О прошлом Стрикленда и причинах его «двинутости» и садизма информации у нас нет. Ничего кроме службы в армии. Остается лишь строить предположения, что все армейские офицеры – садисты и психопаты, упивающиеся властью (генерал эту догадку лишь подтверждает), так что ли?
Идейное содержание также любопытное.
Фактически нам говорят о том, что все американцы делятся на три группы. Первая — обыватели, стадо, остающееся в «Форме» почти все время за кадром. Это примитивные, ограниченные люди, заботящиеся лишь о спокойствии, внешнем благополучии и своем маленьком мирке (семья Стрикленда, муж Зельды). Вторая – изгои, фрики, одиночки, низший слой, те, кто слишком интеллигентен или добр, чтобы скатиться в криминал. Но при этом доставляет массу морально-этических неудобств первой группе. Третья — овчарки, стражи, чье единственное предназначение охранять первых от вторых. Овчаркам прощается почти все – отклонения, безумие, садизм, превышение полномочий, насилие. Лишь бы первая группа могла наслаждаться зоной комфорта и своим маленьким мирком.
Причем хорошие качества гомо сапиенс – любовь, дружба, участие, сопереживание, желание помочь — то, что и делает человека человеком, остались лишь у изгоев (амфибия и доктор Хоффстетлер относятся, как вы уже поняли, именно к этой группе.). Первая и третья группа, по большому счету утратили право называться людьми.
Второй интересный момент – эгоизм любви. Непременная, если верить классике, особенность этого чувства. Ланселот и Гвиневра, Тристан и Изольда, Ромео и Джульета. Я желаю быть с этим человеком, безраздельно владеть им, и мне все равно, что в результате моих действий он, скорее всего, отправится на тот свет. Да и я тоже.
Так мы плавно переходим еще к одному глобальному недостатку фильма. Герои картины принципиально не дружат ни с головой, ни с логикой.
Эгоизм Элайзы поражает. Я хочу простого человеческого счастья. Посему я не поеду прямиком на берег океана, а буду ждать дождей. И мне плевать, что меня ищет безумный мужик с гниющими пальцами. Ведь за это время я успею насладиться любовью, а потом хоть трава не расти. А слабо, сперва уехать «к тетке в глушь» на далекий берег, а уже затем наслаждаться? Даже Ланселот пытался сделать плохую мину при плохой игре и как-то оградить предмет своего обожания от сплетен. С Тристаном похуже — у него зелье, а у Ромео пубертатные бури в организме.
Ну а надпись на календаре это и вовсе за гранью добра и зла. Что настолько сильный склероз? Она ж вроде немая, а не тупая?
Причем повальным кретинизмом страдает не только наша героиня с ограниченными возможностями. Шпионы, заставляющие своего агента убить амфибию. Зачем??? Его и так зарезать должны, спасибо Стрикленду. Тот же Стрикленд, гениально занимающийся расследованием, вместо того чтобы проверить записи камер на входе и увидеть, что талон Элайзы прокомпостирован раньше, и барышни были на базе. Со Стриклендом вообще все печально. С какого перепугу начальник охраны, пускай полковник и любимец генерала, тиранит подопытный объект? Ты кто – начальник охраны? Вот и охраняй. Так и этого не можешь. Бесполезный ты чувак, Стрикленд. Да ученые через 5 минут бы «стукнули» генералу и вышвырнули Стрикленда из лаборатории к чертовой бабушке. Вам пятизвездочный вы наш результаты нужны? Русских в космосе обогнать? Рентген сделать? Амфибию повернем бочком, результаты дадим. Тока уберите отсюда эту гориллу, чтоб ноги его рядом с объектом не было!
Кстати, а отчего для амфибии, живущей в реке настолько важна соленая вода? В реке вода пресная, в ней соли нет, я знаю, я в школе учил.
Ну почему кинематографисты столь наплевательски относятся к логике происходящего? Может у них специальные методички в ходу? «Как наиболее зверски убить логику в сценарии? Утомили, ей богу.
Эрго. Качественное атмосферное кино, мощное с изобразительной и музыкальной точки зрения, с хорошими актерскими работами и идейным наполнением. Но вот откровенный расчет на «Оскар» и полное отрицание героями использования мозгов несколько снижает общее положительное впечатление.
Режиссер: Гильермо Дель Торо
В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг, Даг Джонс, Дэвид Хьюлетт, Ник Сирси, Стюарт Арнотт, Найджел Беннетт
Человечество таки доигралось с глобальным потеплением и прочими последствиями своей бездумной деятельности. Земная экология сошла с ума, активно выживая с поверхности матушки свихнувшихся гомо сапиенсов. Однако «хомяки разумные» не сдались.
Некий Джейк Лоусон (Батлер) стал инициатором и творцом «Голландца» — глобальной спутниковой системы коррекции погоды.
Сработало. И все было в порядке до той поры, пока не начались непонятные сбои в системе «Голландца», приводящие к многочисленным людским жертвам. Сбои, возникшие не без помощи чьей-то злокозненной руки и вполне способные привести к глобальной катастрофе.
Фильмы-катастрофы не прекращают завораживать зрителя. Катаклизмы, техногенные аварии, природные явления – глобальные и не очень шествуют по экранам, порой собирая неплохую кассу. Решили искупаться в этом водоеме и постановщики Geostorm, причем внеся в катастрофное болото некую свежую струйку. А конкретно – осознанное провоцирование всемирной катастрофы вдобавок к буйству природы.
Идея, в общем-то, неплохая, но вот воплощение подкачало.
Лента вышла дико пафосной. Причем в первую очередь по вине актеров. Они тут изображают не живых людей, а шаблонно-картонные типажи.
Джерард Батлер и его Джейк. Умный, но безалаберный мужик с проблемами в соблюдении субординации. Он настолько положительно-шаблонный, что аж зубы сводит. Без проблем, с одинаковой кривой улыбкой «посылает» сенатора и идет на смерть. Вовремя вспоминает об ответственности и вовремя мирится с братом. В общем, Джерарду надо бы подумать о своей дальнейшей актерской судьбе, а то так можно и в клуб сбитых летчиков угодить.
Его братец Макс — Джим Стёрджесс. Юный гений, завязший в политических лабиринтах Белого дома. Человек, легко подводящий под монастырь всех, кто ему доверится. От сотрудницы-хакера до любимой-спецагента. Вообще-то ничего, что обе заработали по паре пожизненных благодаря доброму Максу? О судьбе китайца Чена и вовсе промолчим.
Эбби Корниш – а вот и та самая бравый спецагент, способная заткнуть за пояс всех Бондов вместе взятых. Девица, которая, не моргнув глазом, расстреливает врагов из мчащегося автомобиля и предает главного босса, за пару секунд поверив в горячечный бред своего бойфренда.
Эд Харрис и Энди Гарсиа. Госсекретарь и президент США – тут можно только порадоваться за карьерный рост этих старых добрых лицедеев. А по поводу их работ конкретно в этом фильме сказать особо нечего. Невозмутимый как Каменный гость глава Цитадели демократии, и старый добрый госсекретарь из 1945 года.
Все эти «функции» вместо нормальных людей ни на секунду не дают поверить в происходящее на экране. Очередная компьютерная игрушка: как побыстрее уничтожить человечество.
Лента вышла изрядно сумбурной, смешав катастрофу с разными шпионскими и политическими игрищами, слабеньким детективом, приправив салат семейной драмой, в результате не справившись нормально ни с одним жанром.
Лента вышла на всю голову вторичной, ведь практически все, что мы увидим, мы уже не раз видели. Ну разве что кроме злокозненной руки, инициировавшей катаклизмы. Но, будем честными, этот факт лишь позволяет смешать в кучу несколько жанров, а на основную тему катастрофы не очень-то и влияет.
Лента вышла попросту скучной, когда вялые попытки Макса и Джейка отыскать злодеев спасают лишь новые компьютерные напасти на голову разных земных городов. Но их, к сожалению не настолько много, чтобы помешать зевоте зрителя.
Хотя будет справедливыми, такое разнообразие природных катаклизмов в одном фильме вы редко где увидите. Собственно именно катастрофы, накрывающие разные города планеты, стали единственными более-менее запоминающимися моментами ленты. Хотя компьютерность графики лезет изо всех щелей, порой даже не особо маскируясь под реальность.
Напрочь убил «трогательный акцент» на единицах выживших при катастрофах, судьбу которых камера отслеживает на протяжении долгих секунд. Это при том, что рядом народ гибнет сотнями. Ну, конечно, как же не показать жертв, которым можно сопереживать целых 20-40 секунд, вместо пары мгновений, которые требуются, чтобы умертвить остальных несчастных.
Идейный посыл, потенциально способный вытянуть ленту, также подан абсолютно невнятно. Вы с потеплением справились? Вы экологию планеты перестали уничтожать? Нет, вы соорудили огромную хрень и принялись бороться не с причинами, а с последствиями своих собственных действий. Гениально! Объединение человечества? Только почему то у руля все те же, а остальные по-прежнему ишачат чернорабочими?
М-да, видимо прошли те времена, когда на одной графике, абсолютно не «заморачиваясь» ни проработанными образами, ни логикой происходящего, можно было не только отбить картину, но и заработать на хлебушек с маслом. И слава богу.
Эрго. Шаблонный компьютерный аттракцион, смешавший в кучу множество жанров, и не вытянувший ни один из них. Разве что за исключением сцен разрушений городов. Но их вполне можно было смонтировать в 10-15-минутный ролик, не отбирая у зрителя почти два часа его драгоценной жизни.
Режиссер: Дин Девлин, Пол Гуйо
В ролях: Джерард Батлер, Джим Стёрджесс, Эбби Корниш, Александра Мария Лара, Дэниэл Ву, Эухенио Дербес, Амр Вакед, Эдеперо Одуйе, Энди Гарсиа, Эд Харрис, Роберт Шиэн, Ричард Шифф, Мэр Уиннингхэм, Зази Битц, Талита Бейтман, Даниэлла Гарсиа-Лоридо, Ричи Монтгомери, Билли Слотер, Грегори Алан Уильямс, Дэвид Дженсен, Дерек Робертс, Нэйтан Мур, Катрин Эштон, Рэндолл Ньюсом, Дуглас М. Гриффин
«Я шел в последний бой с двумя мечами», или Как закалялось иго
13 век. Древняя Русь. Десятник рязанского князя Юрия (Серебряков) Евпатий Коловрат (Малаков) был доволен жизнью. Прекрасная жена, двое сыновей. Разве что досаждали проблемы с памятью, начавшиеся давным-давно после ранения в детстве. Но с этим как-то справлялись.
До той поры, пока под стены Рязани не подступило несметное войско хана Батыя (Цой). Князь посылает к монголам посольство, но, похоже, внук Чингиса договариваться не собирается. А хочет лишь полной покорности и преклонения русичами колен.
А на это не могут пойти ни горячий княжич Федор (Антоненко), возглавляющий посольство, ни гордый Коловрат. А значит, Рязань и ее жителей ожидает тяжкая и кровавая доля.
После неоднозначного «Викинга», вещающего зрителю о фигуре князя Владимира, российский кинематограф взялся за период монголо-татарского нашествия. На этот раз, активно подстелив соломки тезисами о том, что снимается сказ, легенда, а вовсе не историческое кино.
Некоторые зрители называли ее и вовсе натуральным фентези, не имеющим отношения к истории. Явно забывая, что Коловрат изначально наверняка вымышленный герой, появившийся на свет в «Повести о разорении Рязани Батыем», тексте 16-го, а то и 17-го века. Соответственно вы ставите в вину картине, снятой о мифологическом персонаже, несоответствие реальности? Гениально! Да, постановщики упростили ситуацию, «сделав монтаж» сражению на Воронеже. С другой стороны осада Рязани есть? Есть. А больше никаких исторических событий во временном промежутке картины и не происходит (ко времени Битвы под Коломной Коловрат уже был мертв). Также стоит учесть, что фильм концентрируется на Коловрате, и показывает те события, в которых он принимал участие, так что ничего криминального в забытом воронежском сражении (где Евпатия не было) я не вижу.
Далее. Почему «натуральное фентези»? Нестор с медведем? Это единственный фольклорный элемент за весь фильм. Да, медведь один раз выступает своеобразным «богом из машины», но затем постановщики талантливо выводят зверюгу за кадр, оставляя Коловрата его судьбе. И из-за одного топорно нарисованного Потапыча объявлять картину фентези? Или дело в том, что если верить «Повести», людей у Коловрата было под две тыщи? Так постановщики сделали хороший экивок в сторону классической версии: «может и две тысячи». Да, разворот всего войска Батыем выглядит действительно неправдоподобно, но обоснован логикой картины. С другой стороны создатели ленты попытались объяснить некоторые непонятные места классической легенды. Например, почему воины Коловрата терпеливо ждали расстрела из камнеметов. Все же от большого количества средних и мелких камней увернуться сложнее, чем от здоровых булыжников. Да и высокая горка, почти гора, покрытая льдом, смотрится логичнее, чем холм посреди поля. Плюс постановщики добавили героям мотивации парусными санями. Правда, мотивация так себе. Им ничто не мешало разделить отряд, и сани отправить с одной из его частей «к тетке в глушь в Саратов». Но тут уже не вина постановщиков, они по крайне мере попытались.
А вот монголы действительно смотрятся слишком уж спорно. Бату-хан с виду классический китаец, причем китаец рафинированный, изнеженный, в халатике с драконом. Кто бы напомнил постановщикам различие между оседлыми китайцами и кочевыми монгольскими племенами? Тем более в начале их западного похода, когда почивать на лаврах, томно рисуя иероглифы, было еще рановато. Плюс по не лучшей национальной традиции монголо-татары выглядят слишком демонизировано-унифицировано. С изображением кочевников в кино экс-СССР вечная беда. То их показывают неандертальцами каменного века, то наоборот идеальными солдатами в одинаковой форме, сбруе и масках. Тем же, еще в большей степени, страдала и «Сторожевая застава» (там «героями» были половцы). А истина, как на меня, как всегда посредине.
Сделана лента в меру эпично, без особых массовых сражений, но с ощущением их наличия где-то совсем рядышком. Картинка быта Древней Руси и монгольского стана нарочито лубочная, яркая, комиксная, чрезмерно контрастная. Но это «не бага а фича», по словам создателей фильма «визуальные эффекты делались «сказочными», чтобы подчеркнуть то, что события ленты — легенда». А вот картины природы смотрятся «на ура». Золотая осень, панорамы лесов, матушка-зима с ее метелями, замерзшие стрелы водопада. Все на уровне.
К «боевке» претензий почти нет. При том, что масштабных сражений у нас отсутствуют, максимум по паре-тройке десятков народу с каждой стороны за раз, эти локальные стычки поставлены с душой. Хватает, конечно, цирковой акробатики и явно постановочных трюков, плюс на броню противника чаще всего никто не обращает внимания, будто она бумажная, но смотрятся эти стычки живо и увлекательно.
Главный герой в исполнении Ильи Малакова в меру прост, слегка пришиблен и мало разговорчив. Отторжения не вызывает. Плюс тема с амнезией, точнее потерей кратковременной памяти, добавляет интереса и сопереживания. Похоже, для этого она и вводилась.
В общем, гораздо лучше, чем ожидалось после снобистских комментариев части переборчивых зрителей.
Эрго. Вменяемая псевдоисторическая мифологическая зарисовка, о псевдоисторическом мифологическом персонаже. Да, с комиксной картинкой и включением сказочных элементов. И что? «Легенда» ж. Разве что монголы опять чудные. Вполне достойно просмотра, что называется скромненько, но со вкусом.
Режиссер: Иван Шурховецкий
В ролях: Илья Малаков, Полина Чернышова, Алексей Серебряков, Александр Ильин мл., Игорь Савочкин, Тимофей Трибунцев, Александр Цой, Юлия Хлынина, Андрей Бурковский, Виктор Проскурин
Апокалипсис и как с ним бороться, или Конец света? Какая мелочь для человечества!
Человечество обречено. У него осталось около двух лет. Можно повести их по-разному. В удалом загуле, пытаясь получить компенсацию за непрожитые года жизни. Или, не забывая о приятном, попытаться сохранить гомо сапиенс как вид. Соорудив на орбите рой кораблей, способных стать домом нескольким тысячам землян. И, может быть, через многие тысячелетия привезти твоих отдаленных потомков обратно на матушку Землю. Вновь зародив ростки цивилизации на ее отдохнувших от человека просторах.
Нил Стивенсон, автор завораживающего «Барочного цикла» — своеобразной энциклопедии Нового времени, всегда наполнял свои книги до предела. «По винця», так, что на читателя обрушивался девятый вал информации, научных фактов, теорий, размышлений и идей. Выплывали из этого бурного океана не все, но пищу для размышлений получал почти каждый.
Seveneves исключением не станет. Причем материала в книге хватит на несколько томов, а то и на трилогию. Нил же героически втиснул все в одну книгу. Поэтому ее смело можно условно разбить на несколько частей.
Первая начинается с того, что человечество вдруг узнает о том, что ему осталось жить ровно два года. После чего на Земле на 5-10 тысячелетий наступит натуральный ад. Ну, конечно, подумаете вы. Счас начнется. Бунты, грабежи, убийства, насилие. Все равно помирать, так че ж не оттянутся напоследок. И ошибетесь. В варианте Стивенсона апокалипсис наступает чинно и мирно. Почти без эксцессов. Неужто Нил настолько наивен? Или слишком верит в людей? Сперва кажется, что так оно и есть. Основной причиной спокойствия умирающего человечества автор называет идею Наследия. На орбите вокруг МКС за эти два года сооружается изрядное количество маленьких капсул, готовых принять к себе на борт около двух тысяч народу. Параллельно на борт по максимум грузятся оплодотворенные эмбрионы, ДНК различных земных экосистем, причем в цифровом виде, предметы земной культуры разных народов, и огромное количество литературы, видео и фотографий, написанных и снятых максимальным количеством гомо сапиенсов, способных держать ручку, щелкать по клавиатуре или жать на кнопку камеры. Концепция вложения всех сил в будущее, литературное, духовное и художественное наследие. Если подытожить – занимайтесь сексом и творчеством, а не всякой фигней типа войны и насилия. Идея богатейшая, но в том, что у нынешнего человечества хватит мозгов и духа действовать в случае чего именно так, сомнения имеются. И крупные. Причем, похоже, и у самого автора, потому что со временем худшие черты человека все же потихоньку вылазят наружу. Итак – первый пласт книги это психология масс, сперва идеалистическая, затем реальная. По размаху событий и психологическим этюдам с ходу вспоминается трилогия Робинсона о Марсе.
Следующая тема романа – масштабная и подробно описанная подготовка человечества к исходу. Причем в отличие от привычного, особенно русскоязычного постапа автору интересно не выживание отдельных особей, нахапавших хабара, а возможность сохранения вида, спасение людского наследия и возможное последующее возвращение. Масштаб, знаете ли, несколько иной. Самую малость. Да и подход внушает. Вокруг читателя, будто в невесомости, плавают научная информация, факты и теории. Мелькают мысли и идеи об организации Облачного ковчега. Лучшие умы Земли напрягают свои «серые клеточки», продумывая будущую жизнь в космосе. До предела напрягается земная экономика, выдавая на гора технику, нужную для доставки людей и грузов на орбиту.
О! Судя по идее космического плацебо Стивенсон, пожалуй, наивностью не страдает. Его политики остаются вполне нормальными политиками, продолжающими до конца держать вожжи людского стада, запряженного в их повозку.
По наполнению научным материалом «Семиевие» весьма походит на «Марсианина» Вейера или «Ложную слепоту» Уоттса. Что приятно, настоящей научной фантастики у нас отнюдь не сады. Вы познакомитесь с нюансами и особенностями космической робототехники и механики, выживания в невесомости, строительства космических кораблей, защиты от метеоритов, долговременного планирования быта и работы массы людей в неземных условиях, обустройства колонии в вакууме. Нас ждут тысячи мелочей, необходимых для выживания избранных. Сперва описание происходящего дается чуть ли не по дням, затем, когда все входит в колею, происходит перерыв в месяцы. Затем за кадром пролетает год. И вот уже приходит Большой Песец, принося с собой абсолютно нежданный «подарочек» от автора, эдакого троянского коня (точнее кобылу) на будущее. И оказывается, что все проблемы, возникавшие перед героями до этого, были лишь цветочками. Ягодки начались сейчас. Обитателям Облачного ковчега предстоит научиться жить, рассчитывая лишь на свои силы, принять подарок от Шона Пробста, разобраться с тем, что же делать дальше, и ответить на незаданный вопрос – как они собирались уцелеть во время Каменного ливня.
А чтобы жизнь обитателям ковчега не казалась медом, добрый Нил добавляет проблем, вводя в действие не только роковые случайности, угрозу болидов и массу технических проблем, но и казалось прочно оставленное на земле явление – политику.
Рассказ о происходящем звучит изысканной полифонией. Одна глава от лица астронавтов на Иззи-МКС, следующая — от лица оставшихся на Земле. Космос-Земля -Земля-Космос — эдакая постоянная перекличка. Затем все важные герои перебираются на МКС, и с землей мы надолго прощаемся.
Персонажи первой части романа хороши, разнообразны, интересны и до предела наполнены. Простых работяг с 9 до 18 и офисного планктона среди них нет. Ученые, технари, оригиналы и таланты. Действующие в стиле все того де Марка Уотни: есть проблема – надо решить. Пускай не удастся спасти конкретных людей и самих себя, сделаем все возможное для нашего вида.
Драматургия также в порядке. Начальная перипетия – шок – поиск решения проблемы. Работа над решением. Все на время устаканивается. Следующая неожиданная перипетия – шок – поиск решения проблемы. По классике.
Да, имеются вопросы. Самый главный – почему в самом начале ни слова не сказано о возможности силового решения проблемы обломков. То, что идеи такого рода просто обязаны возникнуть во всех странах – сомнений нет ни малейших. Да хотя бы бросить все силы на полет к Селене и попытку развести или отловить Сестер, сменить их орбиты, как тот же астероид Амальтею. До того, как начнется экспоненциальный процесс. Да, возможно в данных условиях это невозможно по тем или иным причинам. Но упомянуть такие идеи и посвятить пару страниц их опровержению, автор был просто обязан.
Как и то, почему станция так мало подвергается метеоритным атакам. Лично для меня осталось непонятным. Да, Амальтея как щит это аргумент, но у нас тут простите целый Каменный дождь, явление, уничтожившее все живое на Земле. По всем раскладам болидов, атакующих Иззи и капли должно быть гораздо больше.
Что забавно, после гибели цивилизации Нил активно пришпоривает события. Нас ждут гораздо меньше подробностей, монтаж в месяцы и годы становится привычным делом, изложение приобретает телеграфный ритм. Вскоре оставляя нас в самом начале возрождения человечества.
Но оставляя не навсегда.
Последняя треть романа переносит нас ровнехонько на пять (!) тысяч лет вперед. И позволяет повидаться с тем самым возрожденным человечеством. Начинается классическая «чистая» фантастика с предположениями по поводу технических новинок, изобретенных за это время. Вариантов «оживления» Земли. И, конечно же, по поводу социальных пертурбаций, возможных в том, весьма неординарном обществе. А уж общество нам покажут весьма и весьма интересное. Плюс ближе к финалу нас ожидает неожиданный (но предсказуемый) сюрприз.
Эрго. Масштабная картина конца, операции по спасению и последующего возрождения людского рода. Мощно, талантливо, научно, эпично, подробно. Стивенсон в грязь лицом не ударил.