Три богатыря и клевый чувак из будущего или Подростковая сказка под тенью скал Довбуша
Аж никак не думал обычный подросток Виктор, чем закончится его поездка в горы для созерцания солнечного затмения. Загадочным землетрясением, временным порталом и попаданием в 11 век, туда, где воины сторожевой заставы грудью стоят на защите родной земли от половцев. Половцев, чей зловредный шаман связывает с пришельцем из будущего зловредные планы по получению силы, способной помочь степнякам одолеть богатырей заставы и завоевать весь мир.
Украинское фентези — штучный товар, в лице «Заставы» получившее чуть ли не первого своего представителя. Этот жанр вообще штука недешевая, требующая хорошей работы режиссера, костюмеров и сценаристов, чтобы эпическая история не превратилась в дурную комедию. Постановщики «Заставы» не стали замахиваться на взрослое, серьезное фентези типа ВК или даже недавнего неудачного «Викинга». Они решили создать подростковое кино без особых претензий, фактически сказку для среднего школьного возраста. И в этом поджанре «Застава» получилась вполне удачным проектом. Не какой-нибудь «Бегущий в лабиринте» по масштабам, но с тем же «Темным миром» вполне может поспорить. Что тоже, знаете ли, неплохо для молодого украинского кинематографа. Хотя и без неудачных моментов дело не обошлось.
Что понравилось.
-Работа костюмеров, которые подошли к задаче, однозначно закатав рукава. Более полутора сотен костюмов, изготовленных вручную. Консультации с реконструкторами и историками. Костюмы без преувеличения стали одной из фишек картины, позволяющей погрузиться в эпоху Киевской Руси.
-Сама застава – любовно созданный деревянный форт с башнями, воротами, жилыми помещениями еще на порядок усиливающая антураж.
-Постановка боев – динамичная, задорная, веселая, без особых косяков.
-Украинская природа – особенно хороши скалы Довбуша (Ивано-Франковщина) – потрясающе красивое место.
-Некоторые юморные этюды, к сожалению, в какой-то момент с «приколами из будущего» постановщики малехо переборщили.
-Общая атмосфера картины – видно, что народ работал в охотку, и им нравилось то, чем они занимаются.
Фильм снят по мотивам произведения Владимира Рутковского «Сторожевая застава»
Теперь о недостатках.
Актерские работы. Как частенько на экс-советской территории артисты больше подводят картину, чем помогают ей. Что молодые лицедеи (см. тот же «Он дракон» ), что народ постарше не стали плюсами Заставы. Причем, что касается юных, скорее всего дело в особенностях славянских характеров. На западе молодежь гораздо более раскована и непринужденна, что находит свое отображение и в кинематографе. Западные пацаны естественнее работают перед камерой. Да и проблемы актерской школы, после развала Союза утратившей свои позиции, ни куда не делись.
Витя откровенно деревянный. Богатыри каменно невозмутимы. Алеша /Олешко хохмит и прикалывается, работая одновременно боевым и юмористическим персонажем. Но четко видно, что комедийная роль не совсем его, у парня типаж скорее героический и прикалываться у него выходит не всегда естественно. Разве что половецкий хан порадовал напором и харизмой, но когда начинаешь присматриваться, понимаешь, что Ержан Нурымбет играет скорее японского самурая, чем половецкого хана, и по стилю боя и по некоторым психологическим моментам. Но это понимание приходит лишь после финала.
Многовато условностей, типа русичей слишком легко принявших пришельца из будущего с его гаджетами, телефона с вечным аккумулятором, половцев почти не пользующихся луками. Да и подростковый сленг, который радостно переняли почти все жители заставы, к экватору картины немного поднадоел. Позабавили те же половцы выглядящие как регулярное войско в одинаковых доспехах с унифицированным оружием и масками.
Хватает обычных недосмотров, типа Вити волшебным образом развязывающим руки связанные за спиной, гиганта час преодолевающего сто метров, или половцев флегматично созерцающих поездки осажденных русичей к озеру.
Рейтинг фильма откровенно детский, посему крови в ленте нет вообще, а долгое время никто никого не убивает, во время поединков ограничиваясь нанесением противникам нелетального ущерба.
Не понравилась драка в крепости, когда дружинники, кроме трех богатырей, выглядят пушечным мясом, и лишь сомкнув щиты по команде Ильи и выслушав речь о том, что отступать некуда и за нами Киев, берутся крошить вражин. Слишком уж шаблонный момент. До отвращения. А дружинники эпохи Киевской Руси меж тем были отличными профессиональными воинами, «боевыми единицами сами в себе» и в поединках раскатывали воинов степи как бог черепаху. А уж в строю… Ну хоть этот момент постановщики не переврали.
Плюс создатели ленты порой слишком увлекаются пресловутым слоу-мо, использование которого в таких количествах давным-давно считается моветоном, не конец 90-х чай.
Но все эти недочеты не убивают картину, все же позитивных моментов оказалось побольше.
Эрго. Вменяемое подростковое фентези-сказка, изрядно шаблонное и условное, с невыдающимися актерскими работами и забавными недочетами, берущее за душу антуражем, поединками, декорациями, хорошими костюмами, волшебной природой и милой общей атмосферой.
Режиссер: Юрий Ковалев
В ролях: Даниил Каменский, Ева Кошевая, Роман Луцкий, Олег Волощенко, Георгий Деревянский, Слава Красовская, Наталия Сумская, Александр Комаров, Ержан Нурымбет, Ерболат Тогузаков