Антология человековедения, или Разговор по душам с мэтром
Настоящее. Загадочное и фантасмагорическое. Будущее. Далеко и не очень. Земное и космическое. Тусклое и полное ярких цветов. Но в любом случае не утопическое, и дарящее нам пищу для размышлений. А как же может быть иначе! Ведь это сны, созданные Ф. К. Диком, а ему не интересны фантазии, не дающие возможности подумать о человеке, его внутреннем мире, силе и слабости.
Филипа Дика экранизировали немало. От классического «Бегущего по лезвию» или «Вспомнить все» до «Часа расплаты», или свежих ремейков с сиквелами. Правда, почти всегда бралась лишь основная идея произведения, и частенько фильм или сериал серьезно отличался от литературной основы. Не стали исключением и Electric Dreams, созданные в виде аналогии, основанной на рассказах Дика, и не связанные ни героями, ни сюжетом.
В очередной раз убеждаюсь, что такие вот аналогии не совсем мое. Отдельные 40-минутные истории без магистральной линии, вместе смотрятся странновато. Непросто каждый час переключаться на других героев, время и абсолютно иную историю. Это лично для меня, ведь формат «Черного зеркала» имеет армии поклонников и вполне успешен.
Единственной чертой, условно связывающей «Сны», стал человек. Его психология, внутренние проблемы, комплексы и желания. Вечные вопросы и заевшая бытовуха. Любовь и счастье. Безнадега и стремление к лучшему. Создатели «Снов» говорят со зрителем о нашем мозге и его неведомых, опасных глубинах. О комплексах и их влиянии на жизнь. О стремлении к наказанию за собственные грехи, даже если никакой вины за тобой нет. О настоящей реальности и размытых границах между ней и воображением. О жертвенности, человечности и любви. О безразличии, диктате государства, паранойе и массовых психозах. О машинах и человечности. Использовании людей в темную. Выходит эдакая тетрадь по человековедению, страницы которой пролистываются у нас перед глазами, будто картинки калейдоскопа, перемещая зрителя во времени и пространстве. Своеобразная задушевная беседа с мэтром, классиком научной фантастики, а заодно и с людьми создававшими сериал.
Начинается проект классической антиутопией по типу того же «Бегущего». Мир, в котором часть жителей оказались телепатами и обычные люди, их, естественно, всячески гнобят. Но ситуация вот-вот изменится. На этом фоне разворачиваются отношения полицейского и девушки-тепа, каждому из которых есть что скрывать от другого. Пожалуй, наиболее прямолинейная и ожидаемая серия проекта. Вторая история о непредставимо старой женщине, нанимающей корабль, чтобы отыскать Землю – планету, которая давно пропала из виду человечества, расселившегося по вселенной. В процессе выясняется, что с одним из членов команды у этой бабули имеется некая странная и невозможная связь. Самая, возможно, оптимистичная вещь.
Третья – возвращает нас из грядущего в настоящее и дает подумать о том, что такое настоящее счастье. Четвертая говорит о мечтах и их воплощении, на фоне фантасмагорического разрушающегося мира. Пятая о шутках подсознания, реальности и самобичевании. Шестая об отношениях мужчины и женщины, и о том, что же является истинно человеческими качествами. Седьмая о том, как легко можно натравить большинство на меньшинство, и как психоз делает из людей безразличных животных. Восьмая – эдакий условно оптимистичный постап в стиле Терминатора. Девятая о манипуляции обществом и отдельными людьми, паранойе и обманчивой безопасности. Десятая — классика о пришельцах в духе старины Хайнлайна.
Каждая из историй завернута в обертку научно-фантастического антуража – недорогого, ненавязчивого, но вполне уместного и добавляющего в блюдо изрядно остроты.
Снято сериал камерно и скромно, Локаций немного. Бюджет аж никак не поражает воображение. Актеры сериальные, и не очень известные. Разве что Брайан Крэнстон, который одновременно исполнительный продюсер, да Стив Бушеми выделяются. Робб Старк (Мэдден) пока из памяти не выветрился, да еще пару лиц я где-то видел. По-видимому, все деньги создатели вложили в компьютерную психоделику, типа забав с городом в третьей серии и прочие фантасмагорические эффекты. Временами в струю ложится музыка, заметны интересные режиссерские находки. Если подумать, такой формат для рассказов Дика один из лучших – берется скелет идеи (а на концепты старина Филип был мастер) после чего на него навешивается некоторое (не очень большое) количество мяса, эффектов, «фишек», музыки, актерских типажей – 40-45 минут экранного времени выше крыши. Повторить 10 раз с разными рассказами. В результате вместо одной-двух мыслей, которые обычно думают в западном (да и в нашем) кино, тех самых мыслей во время просмотра сериала зритель получит не один десяток. Что уже немаловажно.
Наверняка ничего особо нового вы не увидите, некоторые ходы читаются, темы, вопросы, затронутые в сериале, уже не раз поднимались, проблемы рассматривались и так и эдак. Однако не нужно забывать, что Дик писал в 50-е, 60-е годы, и фактически стоял у истоков серьезной фантастики, работая маяком для будущих поколений. Все что снимали и творили более поздние авторы, основывается, в том числе и на его произведениях.
Эрго. Можно смотреть всем, у кого не вызывает отвращения формат антологии и разные, несвязанные между собой истории, поданные как сериал. Не ожидайте откровений, а просто наслаждайтесь калейдоскопом зарисовок с фантастическим антуражем о мериле всех вещей. Заодно приобщитесь к творчеству одного из основополагающих авторов фантастики.
Режиссер: Дэвид Фарр, Франческа Грегорини, Том Харпер
В ролях: Гумуляускас Вацловас, Доминик Капоне, Джек Харди, Расс Панзарелла, Стив Бушеми, Джеральдин Чаплин, Эсси Дэвис, Ричард Мэдден, Тимоти Сполл, Энтони Бойл, Брайан Крэнстон, Холлидей Грейнджер, Сидсе Бабетт Кнудсен, Бенедикт Вонг, Лиам Каннингэм, Джулия Дэвис, Руди Дхармалингхам, Нома Думезвени, Джек Рейнор
Принцесса Хейл Бристоль, убегая с родной планеты и бросаясь на поиски убийцы отца, не думала больше увидеть небеса Пашати. Но однажды, спустя много лет, повзрослевшая и заматеревшая Хейл, овеянная славой одной из лучших контрабандисток, узнает, что ее сестры погибли и она отныне наследница трона империи. Империи, стоящей на краю пропасти. Ведь ее повелительница больна, соседи потирают ручонки в надежде прирастить свои территории, и скрывается в тени загадочный и сильный враг, уничтоживший сестер Хейл и не собирающийся на этом останавливаться.
Космоопер с различными акцентами в фантастике хватало во все времена. И классики по типа Азимовского «Основания» , «Гипериона» Симмонса (или «Марса» Робинсона. И более современных вариантов таких как «Танцор Января» Флинна, «Звезда Пандоры» Гамильтона или «Новая Луна», Макдональда. Но свеженькие книги в этом поджанре всегда ожидаются с нетерпением и надеждой на качественное приключение. «В тени трона» вряд ли станет классикой, но вполне способно подарить вам приятное времяпрепровождение.
С ходу возникают ассоциации с «Звездными королями» Гамильтона (тока у Уэджерс труба пониже и дым пожиже) и еще одним прогремевшим циклом — «Слугами правосудия» Леки. Behind the Throne попроще, чем Империя Радча, автор обошлась без лингвистических игр, но гендерный акцент и протагонист в чем-то схожи (Брэк из Джерентэйта у Леки, мягко говоря, не совсем девочка, но все же). Героиня Уэджерс весьма резкая барышня, что абсолютно неудивительно в этом на всю голову матриархальном мире, точнее империи. Индрана – наследница земных народностей Индии, управляется женщинами, и половая иерархическая лестница полностью противоположна той, что сейчас наблюдаем мы с вами. На вершине представительницы некогда слабого пола, а мужчинам предлагается знать свое место, держать язык за зубами и выплескивать агрессию в спортивных состязаниях. Причем все доходит до того, что мужчина на высоком посту, к примеру, вызывает жуткое удивление, а следом брезгливо-снисходительное одобрение: «гляди ты! Тупой самец, а ничего так справляется». В общем, аналог земной истории эдак до середины 20-го века. А так при власти императрица и совет матриархов – лучшие женщины государства, представительницы 14 семей основателей. Как так случилось? Космическое безумие виной. Болезнь, которая практически уничтожила мужчин новорожденной колонии, бабский пол оказался к ней гораздо более стойким.
Вдобавок Индранская империя серьезно завязана на религиозные воззрения и ведический пантеон. Народ и знать часто молятся, наслаждаются ритуалами и празднествами. Велика роль священников, все искренне религиозны или притворяются таковыми, атеистов особо не привечают. Империя у Уэджерс вышла забавной — ударный коктейль из женского шовинизма и религиозности. А вот за индийские национальные, религиозные, ритуальные, кулинарные особенности вовсю применяющиеся в Индране, автору стоит поставит плюсик.
Мы попадаем в империю отнюдь не во времена ее рассвета. Императрица серьезно хворает, наследницы престола «отправились в храм» (местный эвфемизм слова «померли»). Серьезных стратегов в государстве днем с огнем, а коварные саксонцы ждут не дождутся хорошенько двинуть империю по сусалам, и уже начали поглощение пограничных миров. Плюс террористы распоясались. Гадкие мятежники апджа ишь чего удумали! Социального, экономического и политического равенства полов требуют, а заодно, чтобы два раза не вставать, отмены классовой системы.
Остальной мир пока прописан крайне условно. Существует Солярианский конгломерат – собственно матушка земля и окружающие ее миры, место, откуда расползлись по галактике волны людской колонизации. Некоторое, весьма ограниченное внимание уделяется основному соседу и врагу Индрана — Саксонскому королевству, с которым еще несколько десятилетий назад бушевала серьезная война. Которая имеет все шансы начаться снова. Упоминается некая Священная Римская империя, соответственно мы может сделать вывод, что конгломератом, Индраной и саксонцами людские миры не ограничиваются. А ведь кроме людей в галактике есть и другие обитатели. Мы познакомимся пока лишь с фарианами – интересными существами, способными лечить и убивать одним прикосновением. Причем не просто так, а выполняя некое паломничество. Они могут даже помереть, если не тратят эту свою загадочную силу. Любопытные товарищи.
Стоит также отметить и другие забавные фишки вселенной Индраны, например смати. Это отдаленный потомок интернета, а точнее нейронет — интерфейс для обмена данных между мозгом и компьютером. Любой мегахакер обзавидуется. Хочешь – у тебя перед газами фамилия и должность собеседника. Хочешь – информация с любым новостных сайтов. Хочешь — возможность безмолвной речи через специально выделенные каналы – речи не слышной всем остальным. Да все что угодно! Но есть и обратная сторона. Через твой смати не только ты получаешь информацию, но и о тебе. Слежка поднялась на высочайший уровень. А как вам оружие, напрочь отключающее твой интерфейс. Представляете, после без малого всеведения, пользоваться только примитивными пятью-шестью чувствами. Будто ослепнуть и оглохнуть разом.
Или имперских сыщиков – похоже отдаленных потомков того самого: «а нюх как у собаки а глаз как у орла». Супер детективов способных отыскать кого угодно где угодно (ну, почти), при этом бойцов не из последних, да и вообще крайне всесторонне развитых ребят. Плюс работают они исключительно с напарником, с которым вырабатывается особая, почти мистическая связь.
Или целый Корпус телохранителей – серьезную силовую структуру имеющую влияние наравне с армией. В империи практически каждая более менее влиятельная особа имеет собственных бодигардов. И чем особа влиятельнее, тем телохранов больше.
Политические интриги, которыми должна быть переполнена такая империя, обозначены еле-еле, намеком и контурами, фактически одним собранием совета матриархов и размышлениями протагонистки. Жаль, хотелось бы поболе. Да и второстепенные герои тусклые и не особо запоминаются.
Детективная интрига по обнаружению загадочного врага, принявшегося изничтожать императорское семейство, в некоторых моментах сдувается весьма быстро, но Главную Тайну нам в этой части так и не раскроют.
Вторая часть цикла «Под сенью короны» уже вышла на русском, третья — Beyond the Empire еще не опубликована и на западе.
А вот кто откровенно понравился, так это собственно главная героиня. Хейл Бристоль — некогда наивная принцесса, затем «крутая» девица, почти два десятилетия «тусившая» с контрабандистами, и превратившаяся за это время в ту еще волчицу, возвращается в отчий (пардон, мамкин) дом. Она не стала за это время безжалостной убийцей, или беспринципной стервой (спасибо Портису?). Но закалку получила, будь здоров! И крайне любопытно наблюдать за ее внутренними метаниями (изложение идет от первого лица) между жаждой свободы и ответственностью, за развитием образа женщины из обычной преступницы превращающейся в повелительницу империи. Образ сверстан далеко не идеально, излишняя чувствительность («слаще чистых слез нет в мире ничего») Хейл периодически раздражает, да и напряженным самокопаниям посвящено ну слишком уж много времени. Также не совсем понятно как ей удалось не «скурвиться» за два десятилетия жизни в преступном мире (спасибо Портису?). Но, в общем – зацепило.
Да и парочка сыщиков: формалист Зан и бунтарь Эммори получилась живой и колоритной.
Жаль, размаха роману не хватает. Обстановка в Behind the Throne достаточно камерная. Практически все действие происходит во дворце, остальной мир передан упоминаниями в докладах, да информационными сводками. Может вторая часть расширит горизонт событий. Да и болтовней персонажи занимаются чересчур много, упоенно и со вкусом.
Но эти моменты не успевают всерьез испортить это любопытное приключение в матриархально-индийском антураже.
Эрго. Камерная космоопера с кандовым матриархатом, нетривиальной империей, привлекательной протагонисткой и братьями-акробатьями (то бишь сыщиками). Размаху и политики бы добавить, а самоанализ и диалоги наоборот подсократить, глядишь и тень у трона оказалась бы погуще.
«Смешались в кучу кони, люди», или Не ускоряйте сверх меры
Недалекое будущее. Землю накрывает жесточайший энергетический кризис. Начинается голод и земные страны посматривают друг на друга с нездоровым интересом, готовясь к войне.
Единственным способом решить проблему остается космическая станция, на которой совместными усилиями многих наций установлен мощнейший ускоритель частиц. Ускоритель, по замыслу ученых способный обеспечить человечество требуемой энергией.
Однако по его поводу есть и другие мнения. Что это не панацея, а вовсе даже наоборот – смертельная угроза всему живому. Способная прорвать пространственно-временную мембрану и столкнуть разные измерения. Призвав на нашу голову чудовищ и демонов.
После долгих и бесплодных попыток экипажу станции удается заставить ускоритель включиться. Однако результат его действий оказался вовсе не таким, каким хотелось бы большинству людей.
В разгар увлечения «найденными пленками» на экранах появился весьма приятный и напряженный ужастик «Монстро». В тот уже далекий 2008 год никто и предположить не мог, что этот фильм станет началом целой, прости господи, франшизы. В 2014 году был снят триллер «Кловерфилд, 10». И вот пришло время третьей ленты серии. Причем пока каждый фильм изрядно отличается от собрата по стилю. Первый – антуражный фильм ужасов с какими-никакими спецэффектами. Второй – подавляющую часть времени – камерный триллер. «Парадокс» — начинаясь чуть ли не как «Интерстеллар», затем «косит» под космический ужастик в стиле «Чужого» или «Живое», со временем превращаясь опять же в триллер с ловушками, в космическом антураже. Если от ленты ничегошеньки не ждать, она вполне способна местами пощекотать вам нервы, через десяток минут дать возможность подремать во время затянутых сцен, а вскоре искренне посмеяться над нелогичными местами. Как вы поняли, фильм вышел весьма неровным.
Локация у нас почти всегда одна-единственная – внутренности космической станции, на которой обитает неполный десяток народу. Соответственно, по стилю и размаху Paradox ближе не к Монстро, а к «Кловерфилд, 10». Это не хорошо и не плохо, это факт. Проект не супердорогой (хотя с другой стороны – 26, а по другой информации и вовсе 40 лимонов бюджета аж никак не копейки), и все деньги, что были, постановщики вложили в рисунки (или модельки) станции на фоне космоса. Местами это даже смотрится прилично, а в другое время недостаток финансов буквально прет на вас из кадра.
Общая атмосфера скорее удалась, чем нет. Напряженно, много движухи, астронавты суетятся, носятся туда сюда, как ужаленные в пятку рыси. В общем, всячески демонстрируют свою заинтересованность в процессе. Лицедеи в ленте задействованы не первой величины, правда актерский состав на удивление разнообразен: китаянка, австралийка, британцы, немец, ирландец. Прям интернационал, что обуславливается, конечно, сюжетом (состав космонавтов станции: с миру по нитке), но опять же кричит о недостатке денег (обычно американцы, не жалеющие пенензов, ни капли не стесняясь, ставят на такие роли своих соотечественников. Нештатовские актеры признак либо маленького бюджета, либо наоборот некой претензии на элитарность, что явно не наш случай). Персонажи не раскрыты совершенно (за исключением разве что главной героини, у которой есть какой-никакой шлейф роли), действуют глупо и шедевров игры аж никак не демонстрируют. В движении почти все у артистов выходит на уровне. Пара раз начинались проблемы, когда им приходилось останавливаться и играть акцентированные эмоции, причем почему-то мужики с этой задачей справлялись гораздо хуже.
При этом бегают актеры много, но поразительно бестолково. Они напрочь забывают о технике безопасности, лезут куда не надо без скафандров и поддержки, постоянно оказываются в западнях, перемещаясь по одному и безоглядно доверяя реальности, хотя о том, что обстановка в корне изменилась, можно было догадаться уже после появления зайца на борту.
Сюжетные ходы читаются почти все, тем более мы прекрасно знаем, что перед нами приквел «Монстро». Очень жаль, что земная линия, способная стать одним из преимуществ фильма, вследствие слабого финансирования была слита в унитаз. Представляете – перекличку происходящего на земле, пускай в стиле начала «Монстро», без крупных планов чудищ, на атмосфере, эмоциях, и проблем в космосе. Совмещение обоих подходов «Кловерфилда» – напряженное мокьюментари с жуткими тенями на заднем плане и триллер о группе людей, вынужденных выживать в нестандартных условиях. Могла бы получиться конфетка.
Вопросов к ленте хватает и помимо психологии. К примеру, как могут быть исчерпаны мировые запасы энергии? Ветер, воду и солнце отменили вместе с логикой? Что вообще происходит? Почему именно так ведут себя железная смесь в комнате с магнитом (а не как копье), или стена в ситуации с рукой? С кем говорил Волков у зеркала? Да и сцена героического переход троицы астронавтов в открытом космосе (ребята, вы же в вакууме!), смотрится странновато, вдобавок он еще и снята она на уровне «первый класс вторая четверть».
Единственное, что искренне интересует зрителя: какие именно пакости призовут на головы космонавтов злые постановщики в следующую минуту. Как я уже сказал, через полчаса после дебюта начинаются перипетии в стиле «Пилы», только в роли маньяка выступает не человек, а фактически само мироздание. Жаль в конце, по-видимому, идеи закончились, и все стало совсем банальным.
Эрго. Камерный триллеро-ужастик в научно-фантастических декорациях космической станции, создатели которого явно вдохновлялись «Пилой». Земная линия никуда не годится, актеры играют средне, бюджетность картины (или все же неправильное использование денег?) лезет изо всех щелей. Плюс шаблонностей и нелогичностей в фильме хватает. Но при всем этом почитатели атмосферных и напряженных «пугалок» вполне смогут получить от фильма удовольствие на один раз. Как жанровое кино без претензий «Парадокс» далеко не худший вариант.
Режиссер: Джулиус Она
В ролях: Гугу Эмбата-Ро, Дэвид Ойелоуо, Даниэль Брюль, Крис О`Дауд, Аксель Хенни, Цзыи Чжан, Элизабет Дебики, Роджер Дейвис, Джон Ортис
Бестолковая мистика, или Бедный родственник Supernatural
Морпех Келвин Гастингс (Джеймс) после долгой службы возвращается на побывку в родной городок, где его ждут любящие отец и мать — владельцы местного похоронного бюро. Однако кроме этого богоугодного дела у них есть и другое занятие. Борьба с демонами и прочими сверхъестественными тварями, лезущими в их тихий город.
После 16-летнего отсутствия, вливание Келвина в семейный бизнес идет со скрипом. Ситуацию усугубляют видения гибели отца и появление некой могущественной твари, похоже имеющей большой зуб на семейство Гастингсов.
В последнее время мы откровенно разбаловались, привыкнув к качественному сериальному продукту. «Тьма» , «Каратель», «Американские боги» , «Мир Дикого запада», «Очень странные дела»), «Фарго» , «Острые козырьки», «Настоящий детектив» . Каждый из этих проектов легко мог засунуть за пояс изрядную часть своих собратьев с большого экрана. Были конечно и неудачные сериалы, типа «Мглы» или средненькие типа «Миднайта» . Но большинство из них отсеивалось на уровне аннотаций и тратить на них время не приходилось. А вот Superstition как-то просочилось через этот фильтр. Возможно потому, что оно откровенно косило под любимое мной со времен романтической юности «Сверхъестественное», только с черными героями. Возможно, потому что оно удачно внедрилось в период, когда на безрыбье и этот рак показался рыбой. К сожалению, рыбой он не стал. Да и раком это назвать сложновато. Скорее невнятная и аморфная медуза.
Проект оказался на удивление слабым. Слабое в Superstition все.
Актерские работы на позабытом уже уровне, который получил в свое время общее наименование «сериальный». То бишь чуток повыше, чем школьная самодеятельность, но ненамного и не всегда. У лицедеев из Superstition получается периодически изобразить пару адекватных семейных сцен, особенно когда речь идет о комедийных моментах, эдакий «ситкомный» подход. Как только нужно показать серьезные эмоции, переживания об угрозе жизни, гибели близкого, «сыграть» трагедию – все становится на порядок хуже.
Главгерой – каменноликий морпех невеликого ума, без мотиваций и шлейфа роли. С какого перепуга он вернулся после 16 лет отсутствия? Видения? Переживания за семью, неожиданно проснувшиеся после 16 (!) лет? Ну, извините! Эмоции Келвин периодически проявляет разве что к пышечке Мей, и то редко. С остальными он общается так, будто постоянно решает в уме задачи из высшей математики.
Та самая Мей – как забавная полная негритяночка – «девушка главного героя» из ситкомов, вполне на своем месте. Но к чему ее делать одновременно шефом местной полиции?! Этот образ не укладывается на актрису вообще никаким боком.
Родители Келвина – эдакие хранители города – понятное дело – невозмутимые и любящие.
Дочка Гарви – пубертатный подросток, почему-то думающий, что ей кто-то что-то должен. Самая адекватная роль в сериале.
А что за очкастая девица-патологоанатом Тили при семье Гастингсов, кто она такая и откуда взялась, я вообще не понял. По-видимому, завелась. Как моль.
Злые демоны – туповаты, коварны и творят зло исключительно по своей демонской природе. Разве что одноглазый полудемон немного выделялся – при этом жутко переигрывая.
В результате зрителю лишь остается смириться с условностью на уровне провинциального «погорелого театра», и ожидать сюжетных поворотов, оправдывающих потерю его, зрителя, времени.
Однако с сюжетом тоже проблемы. Постановщики действительно косят под «Сверхъестественное» (причем начиная с начального титра с названием), и даже не особо это скрывают («у тебя в багажнике все как у Сэма с Дином»). Но у них не оказалось не только харизмы Дженсена Эклса, роад-муви, разнообразия бестиария или химии между персонажами, но и вменяемых сценаристов.
Действие стартует с места в карьер, и непонятно почему вернувшийся Келвин с ходу встречается с жутко могущественным демоном, чуть ли не главным врагом семьи. Эту тему постановщики обрывают на полуслове и с третьей серии наконец-то начинают наращивать «мясо» вселенной сериала с помощью прочих демонов и городских скелетов в шкафах. При этом зритель не особо понимает, что вообще вокруг происходит. Что за бесы? Чего они хотят? Что так жалобно поют? Откуда взялись? Нет никакой предыстории. Нет никакой «мифологии». Бесы. Хотят странного, точнее кушать. Все.
Скажем честно, это зверски убивает те немногие крохи интереса, что еще остались после актерских «подвигов». Чертовски бестолково. Прям скажем бесовски.
Ну, неужели непонятно, если уж вы взялись работать в каноне Supernatural, воспользуйтесь его сильными сторонами хотя бы в сценарном плане, если уж не удалось во всей Америке отыскать адекватных лицедеев. Как минимум проработайте «мифологию» проекта и не скрывайте ее так тщательно от зрителя.
Плюс постановщики «Суеверия» «догадались» ввести бессмертный положительный персонаж. Бессмертный, Карл! Это, конечно же, добавляет массу сопереживания. Почти как волноваться за судьбу практически неуязвимого Люка Кейджа. Смогут ли злые силы извести неубиваемого героя, и как им для этого придется изгаляться. Благо постановщики, опомнившись, довольно быстро убирают этого персонажа из кадра, отправляя его погостить на «деревню к дедушке». Зато протагонист получает артефакт неимоверной силы, которого боятся все злецы вокруг. Да, Келвин им вроде как пока не особо умеет пользоваться, но сам факт. Гениальный подход – дайте хорошим побольше «плюшек» и подыграйте им по возможности. Зрителя это обязательно приведет в восторг.
И непременная навязчивая семейная линия. Ах, Келвин, ты мой отец. Причем паршивый. О Боже! Как я мог! Нужно непременно стать хорошим. Срочно.
Ну а последним колом в грудь Superstition становится его бюджетность. Спецэффекты тут огромная редкость, применяются по чайной ложке в день. И то, что мы знаем точно, это то, что оператор сериала любит и ценит светофильтры. Благо хоть на них денег у постановщиков хватило.
Эрго. Дешевый клон «Сверхъестественного», почти без единого сильного места. Актеры слабы, сценаристы слабы, картинка не греет, спецэффектов минимум. Прям захотелось пересмотреть первые сезоны Supernatural, чтобы убрать с рецепторов привкус халтуры и вспомнить, как должны выглядеть мистические сериалы.
Режиссер: Марио Ван Пиблз
В ролях: Марио Ван Пиблз, Брэд Джеймс, Робинн Ли, Деметрия Маккинни, Чейз Стивен Андерсон, Буш Эрл Браун, Эшли Бернетт, Хаким Каллендер, Т. С. Картер, Райан Червонко, Маркита Гоингс, Тасия Грант, Лорен Халперин
В 27 веке человечество заселило множество планет и практически победило смерть. Отныне сознание всех людей оцифровано и может быть загружено в клонированные оболочки в любом уголке обжитого пространства, даруя людям долгую, практически бесконечную жизнь. Понятно, что при этом никуда не делись роковые случайности, усталость от жизни, и преступления.
Такеси Ковач – экс-агент Корпуса чрезвычайных посланников, части спецназначения вселенского масштаба, получает предложение, от которого невозможно отказаться. Лоренс Банкрофт, один из богатейших людей Земли, нанимает Ковача для расследования обстоятельств собственной смерти. Полиция считает гибель его тела суицидом, но Банкрофт не согласен. И не зря.
Ведь, похоже, нити от этого дела тянутся наверх, к самым влиятельным и могущественным людям Земли.
Англичанин Ричард Морган с младых ногтей жаждал путешествовать и писать книги. Первой получилось утолить жажду к странствиям. Турция. Испания. Шотландия. Именно на родине Храброго сердца Морган задержался, работая преподавателем английского в университете в Глазго. Параллельно Ричард всерьез принялся за осуществление второй мечты. В 2002 году выходит в свет его первый роман – наш сегодняшний герой — Altered Carbon. Книга произвела очень хорошее впечатление, принеся автору финансовую независимость, две премии — Филипа К. Дика и «Италия», плюс пару номинаций. Роман со временем был переведен на без малого два десятка языков и заинтересовал киношников, в 2018 году, наконец, выпустивших сериал по этому произведению.
Роману интересному, правда, в некоторых местах жестковатому. Основной фишкой мира, описанного в книге Моргана, стали отношения человечества 27 века со смертью. После фактической победы над Костлявой, люди уже не боятся смерти. Они скорее играют с ней, флиртуют, как с таинственной незнакомкой. Оцифровка сознания – вживление накопителя памяти больших полушарий, позволяет не дрожать от страха перед старостью, болезнью, убийством или несчастным случаем. Понятно есть нюансы. И много. Во-первых – новое тело удовольствие весьма недешевое. Особенно если речь идет не о синтетике, а о натуральном выращенном клоне. Или уж тем более о теле, временно лишенном хозяина по решению суда. Второе – шанс умереть окончательной смертью все же остается. Если исчезнет та самая память больших полушарий. А это возможно при разрушении головы вследствие серьезного природного катаклизма. Или банального убийства, при котором злодей целенаправленно уничтожает память своей жертвы. Можно бороться и с этим, но лишь с помощью вовсе уж несусветных денег. Копирование памяти в защищенное хранилище раз в несколько дней и вы застрахованы почти от всех неприятностей. Но это доступно лишь богатейшим людям вселенной. Плюс как наказание государством используется «стирание» — окончательное удаление памяти и сознания преступника. Правда, это исключительно высшая мера и применяется редко. Зато «хранение» — помещение сознания на склад, отдельно от тела — действие, встречающееся сплошь и рядом. Причем как наказание, срок которого варьируется от месяцев до столетий. Так и как добровольное действие людей, уставших от процесса старения и постоянной повторяемости жизни.
Представляете, какое поле для моральных этюдов? Тут вам и Мафы – люди живущие «Мафусаилов век», почти сплошь люди богатые, влиятельные и мыслящие по-другому, чем короткодневки, или те, кто сбегает от жизни на «хранение». Обычные люди жутко не любят Мафов, считая их снобами и уже как бы не совсем людьми. Мафы отвечают им брезгливостью и восприятием тех как братьев наших меньших. В лучшем случае. Тут вам и та самая усталость от увядания и постоянства бытия («стою я на рыночной площади»), позволяющая изрядному количеству людей прожить полную жизнь и сменить оболочку не более двух раз. После этого они ложатся на хранение и лишь изредка загружаются в тела для важных семейных дел. Тут вам и религиозные противоречия, показанные автором на примере земной секты католиков, члены которой категорически не согласны со сменой тел, считая что воскрешать может только бог. Причем настолько категорично, что перезагрузка католиков для их второй жизни запрещена законодательно «по соображениям вероисповедания». Умерла, так умерла. Тут вам и проблемы при получении оболочки с другим лицом, фигурой (хорошо еще, если пол тот же), и психологического привыкания близких к вашему новому облику.
В общем, несмотря на победу над смертью, мир романа аж никак не утопия. Скорее видоизмененный киберпанк с его безжалостными олигархами и корпорациями, преступными сообществами, техногенными свершениями и потерянными людьми.
Хватает в мире Моргана изюминок и помимо поверженной Разрушительницы наслаждений. Космические полеты, к примеру, аж никак не стали козырной картой людской цивилизации. Медленно и печально. Столетия в космосе. Зато это привело к появлению такой интересной структуры, как Корпус чрезвычайных посланников. Спецслужба Протектората (название государственного образования, объединяющего заселенные миры). Люди, решающие проблемы там, где не справляются кадровые войска ООН. Люди, подготовленные по древним духовно-психологическим методикам и ставшие боевыми единицами сами в себе. Единицами с отлично развитой интуицией и возможностью быстро, а главное верно оценивать любую информацию и ситуацию, даже ранее абсолютно незнакомую. Причем независимо от тела, в котором они находятся. К чему такие сложности? Все просто. Информация, данные благодаря гиперкосмическому пробою передаются почти мгновенно. А в мире «Углерода» хватает ситуаций, когда требуется силовое либо полицейское решение в удаленных мирах, до которых на кораблях лететь не один десяток лет. Сепаратисты там, знаете ли, путчи, бунты, гражданские войны, преступления, попадающие под юрисдикцию ООН. Тут и выходят на сцену чрезвычайные посланники, точнее их сознание, перенесенное в нужный мир и получившее там подготовленное тело. Быстро, дешево, надежно и практично.
Именно благодаря одному из посланников, пускай и бывшему, мы и будем познавать мир романа. Причем в основном через призму представителей именно этой непростой профессии. Чудеса нейрохимии – технологии, увеличивающей скорость реакции и прочие боевые навыки оболочки. Разнообразие ручного оружия от банального «огнестрела» до пресловутых лучевых бластеров. Расследование обстоятельств смерти нанимателя с использованием чудесной интуиции и прочих наработок чрезвычайных посланников.
Ведь «Видоизмененный углерод» это по большей части детектив. Попытки Ковача разобраться в происходящем и сохранить от недругов свою память больших полушарий.
А чтобы читатель получше окунулся в мир, Морган окутывает его флером такой неизменной и такой изменившейся Земли-матушки.
Чудеса рекламы будущего, когда речь идет не о банальных объемных фигурах, как в том же «Бегущем по лезвию», а о воздействии напрямую на мозг, на подсознание потенциального покупателя — модулированная музыка, образы проникающие прямо в подкорку, незабываемые и ошеломляющие. Виртуальный секс, обещающий воплощение самых необузданных фантазий, обилие публичных домов самого различного пошиба. Преступность и сословное разделение между богачами и бедняками. Совмещение городского летающего и наземного транспорта. «Погружение» — кража крошек информации, обрывков памяти, мыслей, чувств из оцифрованных мозгов знаменитостей и продажа этих крох в таблоиды. Самая разнообразная наркота, включая эмпатины – средство ощутить единение с другим человеком. И препараты, позволяющие в полной мере прочувствовать смерть – причем насладиться процессом безэмоционально, не искажая свое восприятие страхом. Обилие Искусственных Интеллектов – ИскИнов, некоторые из которых являются самостоятельными субъектами предпринимательства – к примеру, отели-ИскИны. И как вишенки на торте – киты, с которыми, наконец, удалось установить контакт; чужие орбитальные станции возле некоторых планет и обнаруженные благодаря тем же китам остатки марсианской цивилизации.
Да, в описании действий Такеси автор не всегда придерживается единой линии. То в критической ситуации Ковач поражает нас интуицией и прозорливостью, подтверждая, тезис о том, что чрезвычайного посланника нельзя застать врасплох. То через некоторое время он талантливо попадает впросак в достаточно простой ситуации, и выживает не благодаря, а вопреки. Для обычного гомо сапиенса, пускай даже для качественного и опытного «силовика» такое в порядке вещей. Но ведь нам показывают чрезвычайного посланника, фактически сверхчеловека — «этим зверям даже оружия не дают». А ошибок он допускает вагон и маленькую тележку. Хотя, скорее всего это осознанный авторский прием для пущего сопереживания протагонисту. В принципе, работает.
Да, в середине книга изрядно провисает, и сюжет подбуксовывает, такое впечатление, что к экватору автор немного подустал. Но потом Морган собирается с силами, и ситуацию в целом выправляет.
Да, в романе хватает жестких моментов (хотя без фанатизма) и прилично секса, что может отпугнуть ревнителей нравственности и людей со слабыми нервами.
Но в целом книга оставляет весьма приятное впечатление. Будет весьма любопытно глянуть на его сериальную визуализацию.
Эрго. Киберпанковский детектив в мире будущего, флиртующем со смертью. Интересная вселенная, приятные фандопущения, в меру крутой герой (регулярно при этом получающий «люлей»), любопытные моральные зарисовки вокруг бессмертия. Что еще нужно чтобы приятно провести вечер?