"Я — Агамемнон, герой богоравный и славный! Более тысячи стадий два пальца моих разделяют!", или Погостим в Илионе?
Отправляясь за сбежавшей коровой, сын пастуха Парис (Хантер) аж никак не ожидал встретить в лесной чаще трех богинь, избравших его арбитром в споре, кто из них прекраснее. Парис выбирает Афродиту, пообещавшую ему любовь самой красивой женщины на земле.
Вскоре выясняется, что Парис на самом деле Александр – сын царя Трои Приама. Который отправляет новообретенного сына с посольством к спартанскому владыке Менелаю. Менелаю, жену которого Елену, называют прекраснейшей женщиной мира.
Вслед за «открытиями» на тему жизни средневековой Франции и тех, «кто во всем виноват» — «Падение Ордена», телевизионщики обеспечили нам визит в еще более мифические времена. Под стены Трои.
С одной стороны этим они избегают обвинений в неисторичности. Ну, какая к олимпийцам историчность в мифах? С другой – описание троянской войны звучит как минимум в классической Иллиаде, и слишком вольное обращение с первоисточником все равно может вызвать поток критики.
Создатели Troy поступили ожидаемо. Большинство ключевых моментов на месте. Основная канва ленты выдержана в классическом стиле мифа и творения Гомера, и вполне угадывается, а в ее широкие объемы сценаристы долили изрядно отсебятины. Когда вменяемой, когда не очень.
Во-первых, они сместили акцент на троянцев, что свежо и приятно, ведь обычно в фокусе историй и мифов — греки. Что у Гомера. Что в картине с Брэдом Питтом. Что в абсолютно шикарных книгах Г. Л. Олди «Одиссей» и Валентинова «Диомед». И вот мы поимели возможность познакомиться поближе с жителями крепкостенного Илиона.
Именно отсюда возникает следующая сильная сторона сериала.
Ведь постановщики уделили массу внимания героям и наполнили образы, знакомые из мифов. Причем по большей части удачно.
Парис (Хантер), оказывается не хлюпик и мямля, выезжавший всюду на загривке Афродиты, а нормальный, адекватный парень. Страшный бабник, балагур и весельчак, любящий вино, женщин и внимание (что порадовало – Парис с Еленой даже пытались поспорить с богами и избежать развития отношений. Понятно, что не вышло, но они хотя бы попробовали). Причем такой он лишь поначалу. Потом образ Александра активно развивается. Он начинает понимать, что именно его неудержимый лингам навлек на Трою разорение и кровопролитие. Что именно он виновен в смерти тысяч горожан, пытающихся остановить греков. Он старается приносить пользу городу, умнеет и становится крепче. К финалу это уже не тот смазливый пацан, считающий себя любимчиком богов, а битый жизнью мужик.
Объемным вышел и образ Елены (Дэйн). Несчастная женщина, используемая мужиками как вещь и символ собственной мужицкой крутости. Бросившаяся как в омут во впервые пришедшую к ней любовь. Желающая простого человеческого счастья. Чувствующая себя приживалкой в Трое. Послужившая невольной причиной падения Киликии и ввязавшаяся в откровенно шпионскую историю. К завершению придавшую образу слишком ужу неожиданно-спорную трактовку. Финальные измышления постановщиков насчет Елены стали одним из самых неоднозначных моментов сериала.
Остальные троянцы выглядят послабее. Весь из себя правильный Гектор – классический пример: «а еще я в нее ем», хотя жену любит, этого не отнять. Приам с Гекубой, периодически страдающие по поводу своих действий много лет назад. Андромаха, активно жаждушая ребенка и «крысящаяся» на Елену. Кассандра, «работающая» пациенткой домашней психушки.
Из греков создатели сериала больше всего раскрыли Агамемнона с Менелаем, Одиссея да Ахиллеса. Так чтоб до глубины души, не поразил ни один из них. Хотя, в общем, довольно крепко. Агамемнон (Харрис), пожертвовавший дочерью, все дальнейшей время потихоньку «едет крышей». И думает уже не о власти, а о том, что он натворил ради этой само власти.
Менелай (Армстронг) вышел невнятным и аморфным человеком. По классике – никакой. Не красавец, не урод, не румян, не бледен. Не трус, не храбрец, не из первых воинов, но и не из последних, умом не блещет, но вроде не идиот. Вроде и убить не за что, но и видеть его неохота.
Одиссей (Моул) не очень-то смахивает на «мужа, преисполненного козней различных и мудрых советов». Да, на фоне остальных героев смотрится мудрецом, и действительно мозгами иногда шевелит. Порой даже решения некие удачные принимает. Но нет в нем мощи и глубины настоящего царя Итаки и хитроумного героя мифов. Особенно по сравнению с олдевским Одиссеем.
Ахилл (Гяси) тоже смотрится странновато. Сперва вообще дуб-дерево. Потом к середине сериала, начинаешь понимать, о чем эта песня. Нам показывают бойца настолько крутого, что он живет лишь те несколько секунд, пока убивает более-менее достойного противника. При этом поведенного на принципах, чести и воинской доблести. Но поведенного скучно-лениво-иронично. Неоднозначный образ. И я даже не акцентирую сейчас внимание на том, что величайший герой Эллады того времени – негр. Боги его знают, что там в генах у мирмидонян, а уж какого цвета кожа у нимф, и подавно неизвестно. Беда в том, что сыграно Ахиллеса уж слишком вальяжно-невозмутимо. Страсть где?
В-третьих, честно обозначили настоящие причины троянской войны. Не Елена с Парисом виноваты, а экономика, будь она неладна. Пряности, торговля, контроль над проливами Азии. И если бы Елены не было, Агамемнону и ахейцам ее нужно было срочно выдумать.
В-четвертых, нам подарили неплохую атмосферу и целый ряд интересных кинематографических моментов. Пара-тройка берущих за душу контрастных переключений. К примеру, сцена встречи возлюбленных, перемежаемая гибелью бойцов в сражении. Или секс Елены с Парисом, на который накладывается жертва Ифигении. Или одновременного тройного визита Артемиды в разные локации.
При этом спорных моментов, несуразностей и недочетов в «Трое» также полно.
-Слабенькие сражения. Те, что есть, а битв показано буквально пару штук, сняты неакцентировано, мельком, аппликацией, сумбурными «крупняками», нарезкой стоп-кадров. В общем, сделано все, чтобы скрыть бедность массовки и ее необученность. Поединков тоже мало, и сделаны они пресновато (разве что Ахиллес VS Гектор немного выделяется). Сколько не ругай «за излишние вольности» «Трою» 2004 года, к сражениям и боевой хореографии те ребята подошли с душой. В отличие от создателей этого сериала.
-Активно педалитрующаяся политкорректность. Ахиллес – негр? А почему бы и нет, если половина олимпийцев, включая Зевса – афрогреки? Ну, нормально же – у ахейцев боги негры, у африканцев небось – белокурые эллины. Глобализация же!? Ну и Менелай – «цивилизованный муж», и феминистические настроение Елены в ту же копилку.
— Часть дополнений от сценаристов воспринимается с изрядным удивлением.
Ахиллес, гуляющий в Трою как к себе домой.
Вездесущий шпион от Одиссея – местный Джеймс Бонд греческого разлива. Штирлициада вокруг слуги, заметившего визит Ахиллеса к Елене.
Копание туннелей от забора до обеда, в смысле до соседнего города. Вдобавок оттуда роют навстречу и что забавно, даже не промахиваются мимо троянских коллег-копачей.
Туповатая тема с пророчеством вокруг Париса. Ну чем вам поможет мертвенький Парис, когда ахейцы уже сидят под стенами? Не уйдут они оттуда, хоть ты десять Парисов зарежь. Не уйдут, пока Троя не «пригнется», и контроль над проливами не отдаст.
Безалаберные троянцы, позволяющие уводить лошадей из городских конюшен. Правда, греки тут же отвечают им взаимностью, в сцене с припасами, сваленными в сторонке на берегу под охраной одного часового.
Хит сезона со вторыми воротами в финале. Вы их закрывать не пробовали? Вообще-то стена как раз и предназначена для того, чтобы малыми силами сдерживать крупные толпы нападающих. Нет. «Мы их не удержим!». Да что вы говорите!
В общем, понятно, что вам хронометраж нужно накручивать, но можно было бы повменяемей сюжеты сочинить.
-Общая затянутость. Многовато воды, из восьми часовых серий парочку можно было смело выбросить без малейших последствий для сюжета.
-Мало богов. Понятно, что сериал бюджетный, и на спецэффекты рассчитывать нечего. Но можно же было и без компьютерной графики поактивнее ввести олимпийцев в дело. И где все-таки Арес???
-Все сюжетные твисты, вводимые постановщиками для эффекта неожиданности (типа полета Александра и его последствий) нивелируются железной предсказуемость общей канвы. Та же проблема что и с «Падением Ордена». Как не крути, а Трое не устоять (как и тампилерам).
Эрго. Визуализация «Илиады» с вариациями и дополнениями. Местами затянутая, местами спорная, местами бюджетная, с невнятными сражениями и активной политкорректностью. Но при этом дающая нам возможность получше узнать сынов Илиона и чуток погостить в мифе.
Режиссер: Марк Брозел, Оуэн Харрис
В ролях: Луис Хантер, Белла Дэйн, Дэвид Трелфолл, Фрэнсис О`Коннор, Том Уэстон-Джонс, Джозеф Моул, Джонас Армстронг, Хлоя Пирри, Джонни Харрис, Дэвид Гяси, Эйми-Ффион Эдвардс, Кристиан Шумби, Карл Бьюкс, Гарт Брейтенбах, Лекс Кинг
Трэшевые пришельцы из прошлого, или «Мы поклоняемся мечу, и кровь с клинка стираем свитком»
Киевская Русь, 11-12 век. Для боярина Лютобора, ближника тмутараканского князя, этот день должен был стать одним из счастливейших. Рождение первенца – сына и наследника, меч — подарок из рук повелителя. А стал самым черным в жизни. Ведь его ребенка и жену похитили. Потребовав за их возвращение жизнь самого князя.
Благо один из похитителей сам попался в руки боярской прислуги. И теперь у Лютобора и Куницы — этого самого пленного похитителя, одного из последних скифов, есть лишь седьмица для того чтобы выяснить, кто стоит за похищением, и угрозой княжеской жизни.
Исторические и псевдоисторические фильмы чаще всего снимаются в двух ключах. Первый, известный нам по союзным временам – светлый, лубочный и благородный, для аудитории начиная с 10 лет, показывающий древних как хороших и адекватных людей. Второй – ярким примером которому стал недавний «Викинг», идет от обратного. Грязь, кровь, грубый секс, зверства, убийства и дерьмо. Истина, скорее всего, кроется посередине, но кинематографистам почему-то гораздо ближе крайности. «Скиф» продолжил многие тенденции «Викинга», но воспринимается гораздо лучше. Скорее всего, потому, что не стремиться рассказать об одной из мощнейших фигур Киевской Руси, а показывает нам небольшой, локальный конфликт. При этом опосредованно оказывающий некоторое влияние на судьбы страны.
«Скиф» оставляет интересное послевкусие, хотя проблем у картины выше крыши. Причем начинаются они с самого начала. Сперва абсолютно непонятно, что вообще происходит на экране, кто все эти люди и что они делают. Постановщики с первых минут, безо всяких прологов и завязок бросают зрителя в кровавый омут своей истории. Непонятные мужики в масках, рубящие других мужиков, без масок (зачем?). Гений боя, укладывающий противников штабелями. Какие-то группы товарищей, съехавшиеся посреди степи для жутко важных переговоров. Странноватые убийцы с косичками. В общем первые четверть часа из разряда «кто я и где мои вещи?» Затем к счастью, положение начинает выправляться. А после похищения мы даже более менее понимаем расклад сил и начинаем сопереживать героям. Далее начинается классический квест-путешествие, а к финалу нам даже предоставят пару морально-этических дилемм. Хватает в ленте как удачных, так и неудачных решений. Сперва о первых.
— Общий настрой актерской группы. Народ работает в охотку, местами буквально фонтанируя энергией. Особенно этим отличается:
— Александр Кузнецов и его Куница. Самый яркий персонаж во всей ленте. Бескрышный, но не глупый, яркий, сообразительный, харизматичный, смертельно опасный, как ядовитая змея. Прям таки респект и уважуха.
— Интересная боевая хореография, особенно ножевая.
— Жесткий подход к боевке, полное отсутствие возрастного рейтинга по кровище.
— Антураж, доспехи, одежда, костюмы, резьба на столбах, прочие декорации и реквизит, даже речь стилизовали. Это при том, что огромным бюджетом лента явно похвастаться не может.
— Князь в исполнении монументального Юрия Цурило – прям настоящий средневековый политик и повелитель. Только с Лютобором он как-то глуповато поступил.
— Любопытный «нежданчик» во время боя за титул вожака.
Что забавно, преимущества ленты тесно связаны с ее недостатками.
— В стремлении «сделать пожестче» постановщики частенько перегибают грань, сваливаясь в откровенный трэш. Что это блин, за лесной народ, поклоняющийся Велесу? Что вы сделали с несчастными статистами? Каково им таскать на себе столько грима и краски? Кстати, с разрисовыванием лиц буквально всех и вся создатели явно перестарались. Прям каменный век какой-то.
— Опять же, стремление показать древних «не ангелами» лезет изо всех щелей. Все грязные, слегка безумные, сексуально озабоченные и очень нервные. Самый яркий пример – пьянка в княжеской горнице, с «блэк-джеком и шлюхами». Стриптиз на столах, вино рекой, гости обжимаются с девками по углам, и чуть ли не трахаются прям перед очами владетельного князя.
— Куница у нас показан как абсолютно непобедимый боец, способный «раскатать» десяток противников. Забавно выглядят его слова насчет того, что «это же воины, а не смерды с рогатинами», и дальнейшая судьба этих самых воинов. Особенно умиляет то, что практически все с кем он сталкивался, были вооружены мечами – оружием действительно не смердов, а воинов. Людей обученных, частенько с младых ногтей, умеющих сражаться не только в строю, но и по одиночке. По фильму этого не видно. То есть мечи у них есть, а всего остального нет. Понятно, что это статисты, люди, чья задача работать бочонками во время того как Куинца крутит эту самую красивую боевую хореографию, но нельзя же так откровенно «сливать» противников.
— Да и беренедейский «бог из машины» не понравился. Ведь сам прием Deus ex machina показывает откровенную слабость сценаристов, а тут он используется целых три раза. Почему кстати «берендеи»? Чем вам тюркские племена так досадили то?
А вот главного героя сложно оценить однозначно. Алексей Фаддеев, как опытный театральный и киношный артист, вдобавок каскадер, не позволяет себе откровенной «лажи», но порой переигрывает, поражает наивностью, и на фоне того же колоритного Куницы смотрится бледновато.
Как и смысл финальных действий. Выглядят они крайне странно с точки зрения того, что князья отнюдь не гнушались брать под свою руку разнообразных кочевников. В ту пору вообще подданными разбрасываться было не принято. И на таком уровне понятия «давно хотели найти» и «они нам столько крови попортили» отходят на второй план. Плюсов, короче говоря, в таком приобретении гораздо больше чем минусов.
А насчет «найти», ничего, что злец ездит к «волкам» как к себе домой? Да и интриги со злодеями к сожалению у постановщиков тоже не вышло. Слишком уж все читаемо.
Что касается историчности – в отличие от того же «Викинга» «Скифу» даже вопросы предъявлять как-то неловко. Может потому, что у Рустама Мосафира почти нет претензий на эпичную историчность, а есть, наоборот, на некую фентезийную вариацию на тему. В «некотором царстве, некотором тмутараканском государстве», они даже князя по имени, по-моему, ни разу не называют. При желании по оговоркам можно вычислить тот самый 11 век (плюс минус). Но это при желании и по оговоркам. Цепляться можно, «нема питань».
«Последние» («как мне надоел этот последний русский, и предпоследний тоже») скифы, представители племен, не существующих уже пяток веков. Визитеры из прошлого, блин. При этом воспитавшие посреди степи/пустошей целый клан бескрышных ниндзя. Как они там со степняками мирились? При этом почему то поклоняющиеся Аресу? Сделали бы просто поклоняющимися мечу, было бы логичнее. Невнятные кочевники. Размалеванный лесной народ, фанаты скотьего бога и берсерков-берендеев (?), чтоб они были здоровы. Куница с помощью «рукопашно-ножного» боя без проблем десятками укладывающий задоспешеных воинов.
Хватает «предъяв», чего уж там. И вариантов, как этих претензий можно было избежать, хватает. Вот только и в данном варианте лента получилась вполне достойной просмотра.
Брутальной. Фентезийной. Зажигательной. Хотя одновременно грязновато-трэшевой и простенькой. При этом вполне уместной в своей жанровой нише.
Эрго. Фентезийный квест в условном антураже Киевской Руси, радующий образом Куницы и жесткостью, порой сваливающейся в откровенный трэш.
Режиссёр Рустам Мосафир
В главных ролях: Алексей Фаддеев, Виталий Кравченко, Александр Кузнецов, Александр Пацевич, Юрий Цурило
«Счастье вдруг в тишине постучало в двери», или Матерый циник с воображаемым другом
Ник Сакс (Мелони) в свое время был настоящим героем. Одним из лучших детективов нью-йоркской полиции, и грозой преступного мира.
Однако те времена в прошлом, и сейчас Ник банальный наемный убийца, не мыслящий ни дня без бутылки и веселящих таблеток. Так бы и закончил он свои дни от пули более удачливого коллеги или от инфаркта, если бы не маленький, синий, летающий единорог.
Допился, понимающе кивнете головой вы, галлюцинации. А вот и нет. Всего лишь вымышленный друг маленькой девочки Хэйли. Девочки, которую похитил странный психопат в костюме Санта-Клауса. Девочки, которая, похоже, приходится Нику дочерью. И очень нуждается в помощи незадачливого папаши.
Черноюморные «стебные» комедийные боевики благодатный, хотя и не для каждого пригодный жанр. Нужно быть готовым к щедро вылитым на вашу голову крови и жестокости, смешанной с неполиткорректным, пошлым юмором и сарказмом. Те, кого такой сплав не пугает, могут смело смотреть Happy, получая массу извращенного удовольствия.
Основную массу которого нам обеспечит главный герой в исполнении Кристофера Мелони. Его Ник великолепен. Прожженный циник, спустивший меж пальцев прежнюю жизнь жесткого хранителя порядка и пустившийся во все тяжкие. Человек, считающий, что его дни, по большому счету, сочтены, убивающий свое тело ударными дозами алкоголя и наркоты. Не имеющий ни единой привязанности, не жалеющий никого, включая себя. Фактически – живой труп. И вот этот зомби, после появления счастливой летающей галлюцинации, пардон вымышленного друга, получает второй шанс сделать напоследок хоть что-то правильное и хорошее. Причем Ник аж никак не стремится к добрым делам. Скорее наоборот – пытается всячески улизнуть от этого благородного занятия. И лишь благодаря Хэппи, оказавшемуся весьма убедительной галлюцинацией, в конце концов, берется за расследование.
Сыграно персонаж отлично. Бомжеватая брутальность. Безумная мимика и пластика. Ярость, жестокость, смешанная со злой иронией и сарказмом. Изредка мелькающие реакции человека из прошлой полицейской жизни – жесткого, но справедливого. Признаки недюжинного циничного ума. Горькое понимание своей обреченности и упорное подсознательное нежелание поддаваться смерти. Причем персонаж не выглядит нерукотворным памятником самому себе – он развивается, растет над собой, набивает синяки, шишки, и даже меняет свою точку зрения. А как шикарно смотрится общение Ника с Хэппи — его разговоры с невидимым собеседником, реакции на его слова и действия. Блеск! Эмоции Мелони выдает чуть наиграно, скорее по-театральному, но фарсовая сторона «Хеппи» этого даже требует. Ведь фарса, сарказма и злой иронии в сериале выше крыши. Издевательство над рождественским ажиотажем и розовыми соплями с сахаром по поводу Духа рождества и прочих Merry Christmas. Стеб над людскими пороками и криво сидящими человеческими масками. Над дошедшими до маразма реалити-шоу. Отношениями напарников и семейной жизнью. Зловещей мафией, бандитами, Санта-Клаусами и священниками. Проще сказать, что из мрачной нью-йоркской жизни избежало шутовского внимания постановщиков. Разве что Хэйли. Даже боевые сцены, со всей их кровищей и мозгами наружу, которых тут хватает, чаще всего поставлены с иронией и приколами.
Но при всем этом чернющем юморе, неприглядности жизни и жестком «стебе» создатели Happy все равно оставляют зрителю маленький, но теплый лучик надежды. Да, большинство людей сволочи и подонки. Чаще всего. Но временами даже в них проявляется что-то хорошее. Да почти все копы продажны, а мафия практически всесильна. Но есть нюансы. Особенно если вам повезло заиметь бескрышного папашу. Или, по крайней мере, угодить в беду вместе с его дочерью. Мелочь, но приятно.
Поставлен сериал по комиксам авторства писателя Гранта Моррисона и художника Дарика Робертсона.
Остальные персонажи тоже каши не испортили.
Крутой детектив Мередит Маккарти (Лили Мирожник) – бывшая напарница Ника и его экс-любовница, скрывающая под спудом немало тайн. И жаждущая лишь чтобы ее оставили в покое.
Боевая мать Хэйли Аманда Хэнсен (Сенгхор), временами напоминающая тигрицу, у которой отобрали тигренка.
Ричи Костер и его Франсиско Скарамуччи. Один из главных мафиози города, совмещающий под личиной милого очкарика безжалостного криминального авторитета и философствующего сибарита.
Патрик Фишлер и его Смузи. Абсолютнейший психопат-садист, вполне способный побыть некоторое время ироничным милым обаяшкой.
И, конечно, новый напарник Ника синий летающий осел (пардон, лошадка, пардон единорог) Хэппи. Мастерство мультипликаторов и компьютерных художников уже давно поднялось на высочайший уровень. И в том, что Хэппи поражает естественностью мимики лица (пардон, морды) и натурализмом эмоций ничего нового нет. Но Хэппи не просто через полчаса воспринимается зрителем таким же полноценным героем как Ник или Блю. Ну синий, ну летает, «у каждого свои недостатки». Из наивного как эльфийский воин воображаемого друга он становится развивающимся, эволюционирующим героем, существом, попавшим из сказки в реальность. Познавшим жизнь. И при этом умудрившимся не сломаться. Ну и как не отметить шикарное взаимодействие Хэппи с людьми, особенно Ником. И этическое — он становится для экс-копа занудным моральным компасом. И чисто физическое. У нас не возникает ни малейшего сомнения, что Ник действительно видит и разговаривает с Хэппи. Еще раз бравушки Мелони и художникам.
Как вы уже догадались, основной сюжет с похищением девочки в сериале не единственный. Весьма скоро он дополняется линией нью-йоркской мафии и семейными проблемами Скарамуччи. Затем обе линии сплетаются, преподнося нам парочку сюрпризов и раздавая сестрам по серьгам.
Также стоит отметить интересную операторскую работу. В сериале хватает крупных планов, ярко передающих эмоции персонажей. Фантасмагорических кадров из глаз Хэппи и прочих героев находящихся не в самом естественном положении. Съемок, когда герои общаются с теми, кто находится за кадром, а фактически со зрителем. Такие съемки стали одними из сильнейших эмоциональных моментов сериала.
Эрго. Отличная черноюморная боевиковая комедия с потрясающей ролью Мелони и шикарным единорогом. Кровь, насилие и жесткий сарказм в количестве и ассортименте. Поклонникам жанра смотреть не раздумывая.
Режиссер: Брайан Тейлор, Дэвид Петрарка
В ролях: Кристофер Мелони, Рен Колли, Александр Джеймисон, Брайс Лоренцо, Майкл Мейзе, Лили Мирожник, Скотт Барик, Бен Коул, Данте Перейра-Олсон, Маттиас Себастьан Гарри
P. S. Сериал продлен на второй сезон который предположительно выйдет к декабрю 2018 года.
Воссоединенная империя, променявшая веру на уверенность, или Главная движущая сила Вселенной
Три столетия прошло с той поры, как отзвучали Песни Гипериона. Канула в лету Гегемония Человечества, а на сцене возникла новая сила. Точнее хорошо забытая старая.
Церковь, известная под именем Католической. Церковь, захиревшая и почти утратившая влияние в годы расцвета Гегемонии, обрела новую жизнь. За почти три века количество ее прихожан достигло 600 миллиардов, а влияние сравнялось с влиянием Всевышнего.
Церковь, и еще Орден, властитель сотен миров, населенных 400 миллиардами душ. Церковь и Орден. Неразлучные как Святая троица. Как Ленин и партия.
Церковь и Орден. Сила, которой в Галактике не может противостоять ничто.
Почему же они уделяют столько внимания маленькой девочке? Пускай и родившейся 274 года назад? Пускай и той, кто согласно древней книге станет Той-Кто-Учит?
Что у нее есть кроме этого замшелого пророчества? Разваливающийся от старости поэт Мартин, спрятавшийся в руинах Эндимиона? Молодой парень Рауль, посланный этим поэтом ей на выручку? Один космический корабль без вооружения да вежливый андроид? Негусто по сравнению с мощью структур, контролирующих галактику.
Или все не так просто?
«Падение Гипериона» появилось на свет в 1990-м. «Эндимион» в 1996-м. Вторую и третью части цикла разделяют шесть лет (а в романе прошло и вовсе три сотни). И эти года сказываются по полной.
Мир изменился. Кардинально и четко. Позади свободомыслие и вольный выбор религии. Вместо капитализма с человеческим лицом теперь царит теократия. Пускай говорят, что Орден не правит, а советует, а Церковь лишь наставляет прихожан. Единицы не прислушаются к этим советам и наставлению, как к откровениям свыше.
Осталось в прошлом быстрое перемещение между мирами, пропала связность, позволявшая человечеству чувствовать себя одним целым.
Взамен транспортной связности пришла иная. Религиозная.
Воплощаемая идеальной теократией. Никогда еще этот строй не был столь привлекателен, и не располагал такими возможностями. Ведь отныне воскрешение перестало быть эзотерическим термином, а стало обыденной реальностью. Прими крест, и ты избавлен от страха смерти, от несчастных случаев, болезней, неизбежных на море случайностей.
Но взамен ты вручаешь свою душу Церкви. Полностью и всецело. Да и тело тоже. Ведь именно священники контролируют воскрешения, и все в их руках. Вечная жизнь, или бесславная смерть.
Мир Гегемонии не был райским садом. Там царила несправедливость, засилие богачей, право сильного. Но он был миром выбора и возможностей. Разнообразнейших возможностей.
Через триста лет осталась одна. Служить Церкви. Причем даже военная профессия, не говоря об административной, находится под сильнейшим религиозным контролем. Хочешь достичь чего-то серьезного – милости просим в наши ряды. Иначе не обессудь, парься на самом низу.
Полное смешение церкви и государства. Абсолютное.
И уже не знаешь, что хуже. Тоталитаризм, контролирующий бытовую жизнь своего стада граждан. Или такая структура, подмявшая под себя все морально-религиозные аспекты, держащая в кулаке вожжи духовного контроля. Структура, большинство членов которой абсолютно уверенно в своей правоте (что гораздо реже встречается в светских диктатурах). Есть исключения, но их единицы. Причем правоте божественной, единственно верной и непререкаемой. Структура, дающая возможность быть убежденным в том, что убивая – ты спасаешь. Когда человечество, а когда и самого убиваемого.
Это уже не говоря о выборе, встающем перед людьми: замене единственной жизни, полученной из рук господа, на эрзац, подброшенный неведомо кем и непонятно с какой целью?
И о предательстве выстраданных предками идей и учений, тех ради которых они уходили от комфорта и легкой жизни. Тех, ради которых терпели лишения на новых планетах, страдали и умирали. Тех, что были частью тебя.
Но если мир, описываемый Симмонсом, серьезно изменился, то основные «фишки» его стиля и подхода к истории по-прежнему с нами.
Как и ранее, герои отправляются в путешествие, своеобразный «квест», в процессе которого раскрывают свою натуру, налаживают отношения, формируются, или меняются как личности на глазах у читателя. Параллельно с этим Дэн продолжает нас знакомить с обжитыми мирами, каждый из которых имеет свою изюминку. И если раньше о большинстве из них слыхали лишь вскользь (кроме, понятно, Гипериона), то теперь мы почувствуем как наяву их обжигающий холод, окунемся в глубину вод, проплывем в воздухе над исполинскими грозами, или пулей промчимся по ледяному склону, обмирая от горных красот.
А уж за идею «дьявола из машины» и вовсе огромный респект. Вместо могучей сущности, спасающих протагонистов, Симмонс вводит нечто, стремящееся их уничтожить. Затем таковых «люциферов» становится двое (не позабыли нашего старого приятеля Шрайка?), затем четверо, причем от одного из них, невзирая на приличное поведение, вечно ожидаешь эпичной «подляны».
Как и за правду о Техноцентре. Неужто любой разум, независимо от способа появления на свет, столь одинаков в стремлении к халяве?
История Той-Кто-Учит, новой мессии, подана с двух сторон. От лица сопровождавшего и защищавшего ее Рауля Эндимиона, эдакого апостола, одного из сравнительно немногих, отказавшихся от крестоформа.
И капитана отца Федерико де Сойи, того, кому было поручено захватить Энею (позднее капитан отходит на второй план).
То, что мы видим фактически одну и ту же картину с разных точек, добавляет происходящему изрядно вистов, сплетая историю в причудливую вязь, дополняя и развивая ее с каждой сменой рассказчика.
Рассказчика о той, кто способен спасти людей (и не только) от моральной гибели, и ее зарождающемся учении. В новой Империи, зажатой в догматические оковы единственной религии, слова Энеи воспринимаются порывом свежего воздуха.
Девочка, считающая любовь основой мироздания и главной движущей силой Вселенной, а сострадание непременной чертой человечности, действительно способна стать мессией для всех внутренне несогласных с диктатом Церкви.
И вновь сталкивается старое с еще более старым, а судьбы человечества висят на волоске. Колеблясь между геноцидом, духовной смертью. И возможностью изменений.
Жаль лишь, чем-то подобным историям паломников из «Гипериона», открывающим мир книги с самых разнообразных точек зрения, в этих томах Симмонс нас не порадует.
«Эндимион», как вы уже поняли, по большей части посвящен вопросам религии, а также ее влиянию на окружающее. Если в «Гиперионе» Дэн через рассказы паломников старался осветить как можно больше областей человеческой жизни, то здесь львиная доля его внимания уделяется духовно-моральным вопросам. После первых книг, дающих срез фактически всех профессиональных слоев мира будущего, от управленца до ученого, такой перекос воспринимается не лучшим образом (зато уж тему «воссоединения» Дэн препарировал по полной). Но, затем ощущения нормализуются, и, не смотря на некоторое сужение тематических горизонтов и уменьшение точек взгляда на мир, от цикла по-прежнему сложно оторваться.
Эрго. Менее обширный в одних моментах, но гораздо более подробный в других, цикл Симмонса продолжает открываться перед читателем, подобно тропическому берегу, появляющемуся из тумана перед глазами уставшего моряка. Берегу прекрасному, желанному, несущему отдых и одновременно массу важнейших размышлений. Появляющемуся постепенно, неторопливо. Маня, увлекая и обещая настоящее наслаждение чтением.
P. S. Спойлерное замечание напоследок.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
А ничего, что в «Падении Гипериона» Шрайк уничтожил крестоформ отца Дюре: «…даровал мне смерть, не убивая»? Либо за шесть лет, прошедших между написанием романов Симмонс просто позабыл об этом факте, либо советник Альбедо вернул второго паразита в папское тело. Как на меня вторая версия выглядит маловероятной.
Говард Силк (Симмонс) ценил свою работу. Хотя абсолютно не понимал, что именно он делает.
Ведь трудился он в высотном здании с кучей вооруженной охраны, строжайшими мерами безопасности, занимаясь обменом странными репликами с неизвестным мужиком за стеклом. Но понимание дело десятое, а вот повышения Говард жаждал страстно. Как-никак 30 лет на службе. Но вожделенные места вечно занимали более молодые да ранние. Так и остался бы он до пенсии на своей нынешней должности, если бы не одна встреча.
С самим собой.
Оказывается, Говард работает в конторе, занимающейся контактами с параллельным миром, практически идентичным нашему. И вот из этого самого мира прибыл его двойник. Заявивший, что на нашу землю проник наемный убийца с другой стороны, с длинным списком возможных целей. И для того чтобы отыскать киллера, Говарду из другого мира нужна помощь его здешнего альтер-эго.
Новый «Fringe»? — удивленно спросите вы, и будете правы лишь отчасти. В Counterpart нет той мистической завороженной восторженности, сдобренной ужасом, перед непонятными чудесами науки. Зато два взаимодействующих друг на друга мира, тут как тут. Но и эту тему «Двойник» подает по-своему. С точки зрения параноидального шпионского триллера, не лишенного любопытных моральных вопросов и идей.
В первую очередь проект интересен атмосферой той самой параноидальной шпиономании. Причем в двойном размере. Не просто забавы Америки с Россией. Но игрища друг с другом спецслужб из разных миров. На зрителя практически сразу обрушиваются поток классических джеймсбондовских, джейсонборновских, а точнее джонлекарревских или штирлицевских штучек. Детектив, интриги, контрабанда, перевозка людей, конспиративные квартиры, перебежчики, дыхание контрразведки за плечом, «кроты», подмена людей, агентурные сети, пароли и явки, передача донесений, тайные многоходовые операции, долгосрочные внедрения, убийства, пытки, напряженный саспенс. Эдакий апогей апофеоза своеобразной Холодной войны. Плюс официальный обмен знаниями и открытиями между мирами.
Добавляет в блюдо остроты то, что долгое время непонятно, что на самом деле творится? Есть «кроты» в Службе нашего мира, или это параноидальный бред? Что за борьба за власть на той стороне? И главное – все происходящее — это локальная грызня пауков в банке или в дело вовлечены самые серьезные люди с обеих сторон?
Во вторую — актерскими работами.
Вне конкуренции «двойной удар» от Говарда Силка. Симмонс дал жару. Основная прелесть этого образа держится на отыграше двух внешне одинаковых, но внутренне абсолютно разных людей. Силк из нашего мира – мелкий клерк, офисный планктон, тютя-тютей, простак, обычный человек, которых 99 из 100. При этом добрый, понимающий, хороший, интеллигентный, души не чающий в своей жене. Его альтер-эго – оперативник спецслужбы, крутой боец, решительный, сильный, жестокий, не замечающий преград. При этом жуткий эгоист, не обращающий внимания на близких, думающий лишь о себе и о поставленной цели. Симмонс справился с задачей на пять с плюсом. Оба Силка вышли у него действительно абсолютно разными. Люди с разной улыбкой, мимикой, походкой, положением рук и плеч при ходьбе, манерой говорить, осанкой, реакцией на неприятности. Их не спутаешь ни при каких обстоятельствах.
Но и кроме пары протагонистов в сериале есть на кого посмотреть.
Жена Силка Эмили. Мы плотно познакомимся с Эмили-2, контрразведчицей, коллегой мужа по работе. Умной, холодной, несчастной, при этом женственной и весьма умной.
Также отлично двойные образы раскрыты благодаря Наде Фиеро (Серайокко) – в том мире ставшей безжалостной и профессиональной убийцей, а в этом – талантливой скрипачкой. На примерах этих женщин хорошо показано, как влияют на судьбы людей с одинаковыми начальными условиями разные в дальнейшем обстоятельства жизни. И Клэр (Бониади), пускай в ее случае чистота эксперимента была полностью нарушена. А лишний раз посмотреть на невозмутимого Ульриха Томсена и его контрразведчика Олдрича просто приятно.
Не забывают постановщики об экшене. В Counterpart хватает перестрелок, драк, нюансов «работы» киллера и оперативников спецслужб.
И об особенностях другого мира. А этих самых особенностей тут в достатке. Самая главная – глобальная эпидемия гриппа в начале 90-х, уничтожившая за четыре года семь процентов населения Земли (плюс минус 0,5 миллиарда человек). Отсюда и местные нюансы общественной жизни. Повсеместное ношение масок, пустынные улицы и торговые центры, приборы ультрафиолетовой очистки рук на каждом углу, социальная реклама, грозящая «сроком» за необращение к врачам, полное устранение свинины из меню. Плюс забавная «рваная» архитектура. И драконовские меры по запрету сигарет. На самом деле буквально несколько штрихов, и перед нами действительно другая реальность.
И, конечно, как практически в любом нынешнем «взрослом» телепроекте, не забывают создатели и об идейном наполнении сериала.
Что формирует человека? Геном? Детские психотравмы? Воспитание? Убеждения? Мысли? Как мы становимся теми, кем становимся? Неужто жизнь лишь совокупность наших решений и поступков? Или есть что-то еще?
А как насчет ответственности за свои действия? За смелые научные эксперименты? Что если эти ваши деяния аукнутся не только для вас лично, близких и граждан вашей страны? А для целого мира? Причем не одного?
И уже неудивительно появление фанатиков, искренне ненавидящих скопом весь мир, возможно, лишь возможно (!) виноватый в эпидемии (тем более, когда за дело берутся профессионалы, готовящие таких фанатиков с младых ногтей). После «эксперимента восточных ученых» обезьяна с гранатой будет по сравнению с этими гениями, милым, безопасным, абсолютно ручным существом.
Эрго. Любопытный шпионско-фантастический триллер с отличными двойными актерскими работами, интересными особенностями «той стороны» и качественным идейным наполнением.