Апокалипсис и как с ним бороться, или Конец света? Какая мелочь для человечества!
Человечество обречено. У него осталось около двух лет. Можно повести их по-разному. В удалом загуле, пытаясь получить компенсацию за непрожитые года жизни. Или, не забывая о приятном, попытаться сохранить гомо сапиенс как вид. Соорудив на орбите рой кораблей, способных стать домом нескольким тысячам землян. И, может быть, через многие тысячелетия привезти твоих отдаленных потомков обратно на матушку Землю. Вновь зародив ростки цивилизации на ее отдохнувших от человека просторах.
Нил Стивенсон, автор завораживающего «Барочного цикла» — своеобразной энциклопедии Нового времени, всегда наполнял свои книги до предела. «По винця», так, что на читателя обрушивался девятый вал информации, научных фактов, теорий, размышлений и идей. Выплывали из этого бурного океана не все, но пищу для размышлений получал почти каждый.
Seveneves исключением не станет. Причем материала в книге хватит на несколько томов, а то и на трилогию. Нил же героически втиснул все в одну книгу. Поэтому ее смело можно условно разбить на несколько частей.
Первая начинается с того, что человечество вдруг узнает о том, что ему осталось жить ровно два года. После чего на Земле на 5-10 тысячелетий наступит натуральный ад. Ну, конечно, подумаете вы. Счас начнется. Бунты, грабежи, убийства, насилие. Все равно помирать, так че ж не оттянутся напоследок. И ошибетесь. В варианте Стивенсона апокалипсис наступает чинно и мирно. Почти без эксцессов. Неужто Нил настолько наивен? Или слишком верит в людей? Сперва кажется, что так оно и есть. Основной причиной спокойствия умирающего человечества автор называет идею Наследия. На орбите вокруг МКС за эти два года сооружается изрядное количество маленьких капсул, готовых принять к себе на борт около двух тысяч народу. Параллельно на борт по максимум грузятся оплодотворенные эмбрионы, ДНК различных земных экосистем, причем в цифровом виде, предметы земной культуры разных народов, и огромное количество литературы, видео и фотографий, написанных и снятых максимальным количеством гомо сапиенсов, способных держать ручку, щелкать по клавиатуре или жать на кнопку камеры. Концепция вложения всех сил в будущее, литературное, духовное и художественное наследие. Если подытожить – занимайтесь сексом и творчеством, а не всякой фигней типа войны и насилия. Идея богатейшая, но в том, что у нынешнего человечества хватит мозгов и духа действовать в случае чего именно так, сомнения имеются. И крупные. Причем, похоже, и у самого автора, потому что со временем худшие черты человека все же потихоньку вылазят наружу. Итак – первый пласт книги это психология масс, сперва идеалистическая, затем реальная. По размаху событий и психологическим этюдам с ходу вспоминается трилогия Робинсона о Марсе.
Следующая тема романа – масштабная и подробно описанная подготовка человечества к исходу. Причем в отличие от привычного, особенно русскоязычного постапа автору интересно не выживание отдельных особей, нахапавших хабара, а возможность сохранения вида, спасение людского наследия и возможное последующее возвращение. Масштаб, знаете ли, несколько иной. Самую малость. Да и подход внушает. Вокруг читателя, будто в невесомости, плавают научная информация, факты и теории. Мелькают мысли и идеи об организации Облачного ковчега. Лучшие умы Земли напрягают свои «серые клеточки», продумывая будущую жизнь в космосе. До предела напрягается земная экономика, выдавая на гора технику, нужную для доставки людей и грузов на орбиту.
О! Судя по идее космического плацебо Стивенсон, пожалуй, наивностью не страдает. Его политики остаются вполне нормальными политиками, продолжающими до конца держать вожжи людского стада, запряженного в их повозку.
По наполнению научным материалом «Семиевие» весьма походит на «Марсианина» Вейера или «Ложную слепоту» Уоттса. Что приятно, настоящей научной фантастики у нас отнюдь не сады. Вы познакомитесь с нюансами и особенностями космической робототехники и механики, выживания в невесомости, строительства космических кораблей, защиты от метеоритов, долговременного планирования быта и работы массы людей в неземных условиях, обустройства колонии в вакууме. Нас ждут тысячи мелочей, необходимых для выживания избранных. Сперва описание происходящего дается чуть ли не по дням, затем, когда все входит в колею, происходит перерыв в месяцы. Затем за кадром пролетает год. И вот уже приходит Большой Песец, принося с собой абсолютно нежданный «подарочек» от автора, эдакого троянского коня (точнее кобылу) на будущее. И оказывается, что все проблемы, возникавшие перед героями до этого, были лишь цветочками. Ягодки начались сейчас. Обитателям Облачного ковчега предстоит научиться жить, рассчитывая лишь на свои силы, принять подарок от Шона Пробста, разобраться с тем, что же делать дальше, и ответить на незаданный вопрос – как они собирались уцелеть во время Каменного ливня.
А чтобы жизнь обитателям ковчега не казалась медом, добрый Нил добавляет проблем, вводя в действие не только роковые случайности, угрозу болидов и массу технических проблем, но и казалось прочно оставленное на земле явление – политику.
Рассказ о происходящем звучит изысканной полифонией. Одна глава от лица астронавтов на Иззи-МКС, следующая — от лица оставшихся на Земле. Космос-Земля -Земля-Космос — эдакая постоянная перекличка. Затем все важные герои перебираются на МКС, и с землей мы надолго прощаемся.
Персонажи первой части романа хороши, разнообразны, интересны и до предела наполнены. Простых работяг с 9 до 18 и офисного планктона среди них нет. Ученые, технари, оригиналы и таланты. Действующие в стиле все того де Марка Уотни: есть проблема – надо решить. Пускай не удастся спасти конкретных людей и самих себя, сделаем все возможное для нашего вида.
Драматургия также в порядке. Начальная перипетия – шок – поиск решения проблемы. Работа над решением. Все на время устаканивается. Следующая неожиданная перипетия – шок – поиск решения проблемы. По классике.
Да, имеются вопросы. Самый главный – почему в самом начале ни слова не сказано о возможности силового решения проблемы обломков. То, что идеи такого рода просто обязаны возникнуть во всех странах – сомнений нет ни малейших. Да хотя бы бросить все силы на полет к Селене и попытку развести или отловить Сестер, сменить их орбиты, как тот же астероид Амальтею. До того, как начнется экспоненциальный процесс. Да, возможно в данных условиях это невозможно по тем или иным причинам. Но упомянуть такие идеи и посвятить пару страниц их опровержению, автор был просто обязан.
Как и то, почему станция так мало подвергается метеоритным атакам. Лично для меня осталось непонятным. Да, Амальтея как щит это аргумент, но у нас тут простите целый Каменный дождь, явление, уничтожившее все живое на Земле. По всем раскладам болидов, атакующих Иззи и капли должно быть гораздо больше.
Что забавно, после гибели цивилизации Нил активно пришпоривает события. Нас ждут гораздо меньше подробностей, монтаж в месяцы и годы становится привычным делом, изложение приобретает телеграфный ритм. Вскоре оставляя нас в самом начале возрождения человечества.
Но оставляя не навсегда.
Последняя треть романа переносит нас ровнехонько на пять (!) тысяч лет вперед. И позволяет повидаться с тем самым возрожденным человечеством. Начинается классическая «чистая» фантастика с предположениями по поводу технических новинок, изобретенных за это время. Вариантов «оживления» Земли. И, конечно же, по поводу социальных пертурбаций, возможных в том, весьма неординарном обществе. А уж общество нам покажут весьма и весьма интересное. Плюс ближе к финалу нас ожидает неожиданный (но предсказуемый) сюрприз.
Эрго. Масштабная картина конца, операции по спасению и последующего возрождения людского рода. Мощно, талантливо, научно, эпично, подробно. Стивенсон в грязь лицом не ударил.
Не Мстителями едиными, или Под знаком Мыши и приглядом Надежды
После гибели Супермена (Кавилл) наступили тяжелые времена. Вылезли наружу худшие людские черты, ведь защитника Земли больше нет. А с ним погибла и надежда.
Вскоре так начинает казаться не только обычным людям, но и супергероям. Однако они, в отличие от простых смертных, сдаваться не намерены. Бэтмен (Аффлек), уверенный в том, что планете грозит страшная опасность, начинает собирать команду людей со способностями. Кроме Чудо-женщины (Гадот) он пытается привлечь туда Аквамена (Момоа), Флэша (Миллер) и Киборга (Фишер).
Не все у них выходит гладко, а день, когда им понадобятся все без остатка силы, чтобы остановить таинственного Степного Волка и его парадемонов все ближе. И даже этих сил вполне может не хватить.
После «Человека из стали»? «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости» и «Чудо-женщины» мир, наконец, увидал долгожданную Justice League.
Несмотря на неоднозначные отзывы, лента вышла вполне приятной, хотя идеальным кинокомиксом не стала, да, наверное, после кутерьмы с режиссерами, и не могла.
Первое, что можно занести фильму в актив — съедобные и привлекательные персонажи.
Бэтмен (Бен Аффлек), монументален, грустен, местами ироничен, выступая эдаким Гамлетом новой вселенной DC Comics. Аффлек, как на меня довольно слабый лицедей, но в роли Брюса Уэйна вполне на своем месте.
Чудо-женщина (Галь Гадот), зажигает поменьше, чем в своем сольном фильме, благо она уже не та наивная девчонка, взамен демонстрируя нам изрядную глубину характера и некоторые страхи.
Вот только интересно, Чудо-женщина уже подала в суд на Флэша за сексуальные домогательства? Как он смел, подлец, на ней возлежать целую наносекунду?
Супермен (Генри Кавилл) – как всегда каменно-невозмутим, но даже при этом сумел в сцене возле памятника показать некоторые актерские навыки. Что интересно, несмотря на выселение Снайдера из режиссерского кресла и пересъемку части картины Уидоном, ассоциации Супермена с Господом никуда не делись (видать Зак их слишком глубоко вплел в ленту). Реакция землян на его смерть сравнима лишь с потерей Бога.
Аквамен (Джейсон Момоа) пышет мачизмом, энергией и харизмой, наслаждается легкой клептоманией и работает самым асоциальным элементом в команде.
Флэш (Эзра Миллер («Фантастические твари и где они обитают» несет на себе почти всю комическую нагрузку «Лиги». Он молод, осторожен, порой трусоват, откровенно и по-детски реагирует на все на свете, воспринимается остальными как непутевый младший брат.
Киборг (Рэй Фишер) – самый слабо проработанный персонаж – эдакий электронный хакер и техподдержка в одном лице.
Второе что порадовало – взаимодействие между протагонистами. Тут тоже все по классике – сперва народ глядит друг на друга недоверчиво, затем потихоньку открывает створки раковин (ничего личного, Аквамен). Пикировки на грани фола, мужские игры в стиле «Мулан», в которых радостно участвует Чудо какая женщина. Ситуации взаимовыручки, руки помощи и пинки благодарности. И все это почти без надоедливых заклинаний «Мстителей» — «Мы команда!!».
Хватает психологических этюдов, сомнений, комплексов, ведь мало того, что за каждым героем влачится тяжкий груз прошлого. Так еще и настоящее не дает особого повода для оптимизма.
Третье что можно отметить – общую атмосферу, менее параноидальную, чем в «Бэтмене против Супермена», но все равно тяжелую и впечатляющую. Слава богу, фильмы DC Comics все же не становятся полной калькой «Мстителей» с их на всю голову подростковой аурой. Мрачнее, чуть взрослее (не намного, но все же), пессимистичнее, с едва уловимым налетом философии.
Четвертое – при этом милых приколов в Justice League хватает. «А какая у тебя суперсила? Деньги», «Люди они медленные», и «При чем тут семьи?» вполне достойно занесения на юмористические скрижали.
Картинка к сожалению «не ах», но и отторжения не вызывает (знаю, не лучшая характеристика для фильма стоимостью в 300 лимонов). Чувствуется ли компьютерность съемки? А что сейчас есть ленты, снятые на зеленом экране, где она не чувствуется?
Теперь о грустном.
Сюжет шаблонный, архаичный и до одури простой. Да, все создано по нынешней классике – знакомство-раздумья-драка-психология-проблемы-другая драка-психология-финальная драка, и смотрится гармонично. Но если начать вдумываться – вылазит лоскутность и примитивность сценария. Есть угроза планете – собираемся гуртом и угрозу устраняем. Кто? Зачем? Почему? Пару слов сказали – и хватит. В остальном суперегройское начальство разберется («не надо думать с нами тот, кто все за нас решит»). Неподобранных сценарных хвостов столько, что становится как-то даже неловко. Предыстория слабая, пунктирная, прошлому героев посвящено пару кадров максимум, да и то не всем (прости, Киборг).
Злодей откровенно никакой. Мало того, что выглядит он несколько странновато, как зомби парумесячной свежести. Так еще и с мотивацией и развитием образа у него просто беда. Кто вообще такой этот северный олень? Чего он к матушке-Земле приколупался? Яка у нього врешті-решт мета? Ад на земле? Ну, извините, тут у нас своих властителей Преисподней хватает.
Также не впечатлили несколько однообразные драки. Стукнул – противник отлетел, поломал часть интерьера. Встал, побежал обратно, получил по морде — улетел. Еще часть рельефа повредил. Или схватил – швырнул, противник отлетел… далее см. пункт 1. Можно было бы позатейливее как-то подойти к вопросу.
Да, и дядька Супермен оказался явно из другой лиги — высшей. Эдакий Месси, играющий с любителями. Что тоже несколько снижает накал противостояния.
Эрго. Кинокомикс, сохранивший часть атмосферы DC, и попытавшийся взять на вооружение некоторые подростковые фишки Марвел. Вышло не идеально, но могло быть гораздо хуже. Проблемы все те же – сценарные дыры, мотивация, предыстория и развитие образов. А вот герои получились на уровне.
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Бен Аффлек, Галь Гадот, Робин Райт, Джейсон Момоа, Конни Нильсен, Эми Адамс, Эзра Миллер, Эмбер Хёрд, Генри Кавилл, Дайан Лэйн, Рэй Фишер
Далекое Будущее. 2384 год. Сейчас, чтобы умереть, человеку нужно хорошо постараться. Ведь уже сотни лет каждому гражданину вживляют стек — имплант, хранящий его личность, сознание и память. Имплант который потом можно пересадить в другую оболочку.
Такеси Ковач (Киннаман) не рассчитывал вернуться к жизни. Слишком тяжелое прошлое было у последнего энвоя, слишком много смертей на его совести. Однако, что случилось, то случилось. Такеси получил новое тело. Взамен ему поручают отыскать убийцу Лоренса Бэнкрофта (Пьюрфой) – одного из богатейших людей на земле. Бэнкрофт был крайне удручен потерей одного из своих тел. А точнее тем, что не мог понять, что же именно произошло в его особняке, и кого можно винить в собственной смерти.
Такеси берется за дело и выясняет, что в нем замешаны те, кого он уже давно считал мертвецами, умершими настоящей смертью.
«Видоизмененный углерод» Ричарда Моргана был мощным и жестким киберпанковским детективом вполне достойным экранизации.
Сперва появилась идея создать полнометражное кино, но позднее остановились на формате сериала. Волынка с постановкой тянулась весьма долго, пока за дело не взялся Netflix. Но и ему понадобилось два года, чтобы перенести на экран мир, созданный Морганом.
Получилось приятно, хотя отличий от книги хватает. Но они практически не портят впечатление от проекта.
О различиях поговорим позднее, а начнем с сильных сторон сериала.
— Атмосфера. У постановщиков получился весьма впечатляющий киберпанк. Огромные спутники, висящие над далекими планетами. Частокол высоченных небоскребов, вонзающихся в земные небеса. Аэриум — заоблачные и роскошные башни-жилища мафов, парящие высоко над грешной землей. Копошащиеся у подножья небоскребов муравьи-люди, окруженные вездесущей и агрессивной рекламой. Один из известнейших мостов Земли, застроенный контейнерами и хибарами. Забавные воздушные автомобили. Трубы для общественного транспорта, висящие над улицами. Декадансные апартаменты ИИ-отеля. Искуственные интеллекты высочайшего уровня. Непременные злачные места, бордели, рынки и запруженные народом улицы. Сумрак и дождь. Технологии пересадки личности в новые оболочки. Конторы по производству разнообразнейших клонов. Погружение в яркие лабиринты людского сознания.
Безусловно, возникают ассоциации с тем же «Бегущим по лезвию 2049», но в фильмах киберпанковского поджанра некая схожесть, пожалуй, неизбежна.
— Картинка сделана откровенно «по богатому» (70 лимонов как-никак). Зрелищные, кровавые драки и перестрелки. Бои в невесомости. Панорамы ночного города и неведомых планет. Объемная реклама, бросающаяся на прохожих, позабывших о блокировщике. Интерьеры аэриума, наряды мафов и их развлечения. Наркотический угар протагониста и воспоминания о былом. Бесплатные тела, положенные по закону жертвам несчастного случая. Уставшие от жизни люди, пребывающие в хранилище и вселяющиеся в арендованные оболочки на праздники. Бабушка поселившаяся в байкере. Обнаженные женские тела. Разнообразнейшие тюнингованые пистолеты. Виртуальные допросы и пытки. Забавные нюансы мира, типа 1,6 процентов настоящих фруктов в конфете. В общем, на 10 часов зритель погружается в хорошо проработанный, полнокровный мир будущего.
— Интрига. Причем и для тех, кто читал книгу. Кто вообще эти самые энвои (гибрид галактических посланников и шарианских мучеников Десницы Господней?) Что за восстание? Кто такие Егерь и К. Фалконер, и откуда взялась она такая умная? Что за технологии пришельцев и таинственный китаец? Ответы на эти вопросы вы получите далеко не сразу. А уж, для тех, кто с романом Моргана не знаком, тут и вовсе на каждом шагу сюрпризы.
— Налет философии. За него отвечает призрак афроамериканки и просветленной гуру Куэллкрист Фалконер (замена Вирджинии Видауры?), от лица которой в основном будут доноситься до зрителя моральные воззрения и прочие идейные убеждения постановщиков. «Худшие чудовища те, которые мы приносим с собой», «Энвои берут что предложат», «Убиваешь оболочку, чтобы спасти жизнь», «Сила волков не в клыках и скорости, а в стае. Собирай стаю», «Может нам и дается одно тело, но тогда нужно им наслаждаться а не чувствовать себя в ловушке каждый миг», «Неважно как долго ты живешь — это всегда мало». Ну и конечно то, что бессмертие это зло. Есть мысли интересные, есть банальные, есть патетично-тупые, но все они придают сериалу некий ментальный шарм.
— Искусственный интеллект отеля «Ворон» — По. Абсолютно шикарный персонаж. Декадансный циник, одновременно стремящийся активно участвовать в жизни своих постояльцев. Плюс совет ИИ-отелей, как щепоть пряной приправы к блюду этого мира.
— Джеймс Пьюрфой также не подкачал. Его Банкрофт снобичен, самоуверен, нагловат, презрителен, временами безумен и вполне тянет на главного мафа Земли. Да, типаж весьма похож на Марка Антония из «Рима» и Джо Кэрролла из «Последователей». Похоже, Джеймса такое амплуа просто преследует.
Протагониста – Такеси Ковача – сложно оценить однозначно. Слишком уж невозмутим, крут и нагл. В отличие от книги, где он регулярно получал «люлей», невзирая на все свои навыки и умения, Ковач сериала практически непогрешим, особенно в первой половине проекта. Настоящий идейный мачо, брутальный до мозга костей, боец, которому сам черт не брат. Редкий хам, «тыкающий» всем независимо от возраста и положения. С другой стороны Юэль Киннаман играет человека измученного грузом лет, совести и воспоминаний, давно утратившего всех до одного близких людей. Человека, изрядно сомневающегося стоит ли ему вообще коптить небо. Да и качественный шлейф роли стоит занести герою в плюс.
Кстати, у книжного Ковача подобных проблем не было как класс (лишь обычное военное посттравматическое стрессовое расстройство), он всю жизнь до увольнения честно работал на Протекторат и моральными вопросами терзался слабо.
Что касается семейной линии, которой пронизана вторая половина сериала – ощущения двойственные. С одной стороны – она добавляет личностной мотивации Ковачу. Опять же лишний якорь нейтральному зрителю, мол, даже через три века семья останется важнейшим фактором, влияющим на действия почти бессмертных гомо сапиенсов. С другой – очередной кирпичик в стену упрощения книжного мира Моргана, еще одна примитивизация. Даже не знаю, потерял больше «Углерод» от этой линии или выиграл.
Теперь об остальных различиях с книгой. Галактических посланников в сериале нет вовсе. В утиль постановщики отправили фактически одну из основных связующих нитей Протектората. Единственную спецслужбу быстрого реагирования, без которой местным властям будет ой как непросто. Но это их проблемы. Взамен нам подарили Колониальный тактический атакующий корпус. По сути, слабое подобие левой руки. И этих самых энвоев. По ТТХ что-то весьма близкое к посланнику, по идеологии диаметрально противоположное. Не бездушные каратели, а наоборот идейные повстанцы. Любопытный ход, фактически не портящий ощущение от мира. Вот захотелось постановщикам добавить идеологического противостояния и вывести его чуть ли не на первый план. Имеют полное право.
А вот целую серию прошлому Такеси на родной планете постановщики посвятили зря. Пока шли короткие флеш-беки об обучении энвоев еще было ничего. Но когда целый час мы наблюдаем за повстанцами с их «гениальной» борьбой за человечность, становится откровенно грустно. Линия Крепости и прошлого Такеши стала одной из слабейших в сериале. Сопли розовые с сахаром. И активное попирание логики ногами. Что, простите, Протекторат отнял у Ковача? Возможность помереть от рук двинутого папани? Или прозябать на вершинах местного дна? Ну да с сестрой получилось неаккуратненько, косяк Егеря, но хватает ли этого для такой кардинальной смены стороны? Ах, бессмертие зло, даже лучшие его не выдерживают (это скромняга К. Фалконер по себе судит?), давайте вернемся к истокам. Вот людишки обрадуются. Ах, появятся те, для кого никто не указ, даже смерть. И сильно мафы «Углерода» отличаются от сегодняшних вполне смертных олигархов и политиков, для которых все остальные в лучшем случае скот и быдло?
Кстати, куда подевалось «инфракрасное зрение» нашего энвоя, показанное в первой серии? Разок что-то мелькнуло в финале, но абсолютно невнятно. А так по большому счету эту тему слили.
И это не единственный момент, заставивший покривиться. Часть идей и концепций романа создатели сериала упростили и подали более в лоб, понятнее массовому зрителю. Раз уж жилища противных мизантропских мафов – то белоснежные башни в небесах, парящие над грешной землей. Раз уж финал – так всем сестрам по серьгам, и ничего что абсолютно неправдоподобно. Да и оговорки у постановщиков имеются, хотя бы фраза Ковача: «Что с твоей женой? Умерла?». И это в мире, где умереть весьма непросто. Или к чему Ковачу было таскать с собой голову Димы, если стеки настолько легко вынимаются, как это показано в сериале?
Но наиболее ярко это видно в линии неокатоликов. В романе эта линия абсолютно техническая, ну и позабавить читателя, конечно. В сериале ей уделено в разы больше внимания. Из католической семьи не кто иной, как Ортега, одна из главных героев проекта. Что заставляет ее терзаться сомнениями и всячески переживать по поводу внутреннего конфликта интересов копа и католички. Опять же, ясно к чему был проделан такой ход – зритель должен видеть то, что ему близко и понятно. Конфликты веры и долга – это близко и понятно современному человеку. Вот только вселенная романа Моргана давно позабыла о вере и боге. Для тамошних людей неокатолики забавные или надоедливые фрики, плюс наследники религии, много чего натворившей за время своего существования. По-видимому, постановщики решили, что для зрителя это будет уже слишком, и слегка упростили концепт. Плюс это хорошая возможность подкинуть герою лишних внутренних перипетий. Что как раз абсолютно ненаказуемо.
Плюс кардинально расширен образ отца Лизи Вернона Элиота, превратившегося из пассивного «старика» в боевого, активного, бодрого и полного сил негра. Да и отелю досталось гораздо больше времени, за что постановщикам простое человеческое спасибо, По это заслужил.
К тому же в романе не было никакой 250-летней разницы между отправкой Ковача на хранение и его извлечением на Земле. Архаичность Ковача тоже явно введена специально.
А вот изменения в образе главгада почему то отторжения не вызвали. Все более менее в канве новых вариаций «на тему»: личностных, семейных и упрощенных для массового зрителя.
В общем, отличия от романа в «Углероде» оказались на диво адекватными, что как раз редкость. Обычно, адаптируя книгу для экрана, постановщики делают с ней то, что бог не делал с черепахой, выбрасывая важные моменты и вводя откровенно бредовые. «Углероду» более менее повезло.
Эрго. Вполне удачная экранизация приличной книги, практически безболезненно обыгравшая и подправившая некоторые акценты романа (вот бы еще линию Крепости сократить до минимума) и подарившая нам впечатляющий мир и интересную историю.
Режиссер: Ута Бризвитц, Питер Хор, Ник Харран
В ролях: Юэль Киннаман, Джеймс Пьюрфой, Марта Игареда, Крис Коннер, Антонио Марциале, Кристин Леман, Хиро Канагава, Валид Зуэйтер, Марлин Форте, Алика Аутран, Хэйли Лоу, Тич Грант, Заф Пару, Тамара Тейлор, Адам Буш, Дичен Лакмэн, Лиза Чандлер, Ато Эссонда, Байрон Манн, Треу Трэн, Рене Голдсберри
«Набили златом закрома, В грехе не знали меры! — Да кто “они”? Скажи, кума! — Ну, эти... эти... тамплиеры», или Средневековые легенды/Восстание живых мертвецов
1306 год. Париж. Тамплиер Лэндри дю Лозон (Каллен) не желал должности магистра парижского храма. Он лишь хотел вернуться в Святую Землю и вновь сразиться с неверными за Гроб Господень. Однако человек предполагает, а Бог располагает. И вот дю Лозон уже во главе парижских тамплиеров и к нему в руки попадает бесценная информация. О том, что Святой Грааль не пропал в море после взятия Акры, а находится здесь, во Франции. Мечты о Палестине приходится оставить — отыскать Священную реликвию становится важнейшей задачей Лэндри.
А тем временем над орденом храмовников сгущаются тучи. Плетет интриги советник и хранитель большой печати французского короля Филиппа IV Красивого Гийом де Ногаре. Нашептывая на ухо своему повелителю о богатстве тамплиеров и их опасности для короны. Дело усложняет греховная связь Лэндри с весьма влиятельной французской дамой. И все ближе роковое 13 октября 1307 года. День падения великого Ордена.
История ордена Храма уже долгие столетия на слуху у всех, интересующихся прошлым. Мало за всю историю человечества было возвышений столь выдающихся, и падений столь сокрушительных. Были ли храмовники истинными рыцарями Христа, или погрязшими в пороках еретиками и содомитами, или среди них хватало и тех и других, мы точно уже не узнаем.
Как Филиппу удалось так внешне легко смести с лица земли одну из мощнейших организаций этой самой Земли — тоже. Почему тамплиеры не сопротивлялись? По крайней мере во Франции? Тысячи бойцов, укрепленные замки, не подвластные местным королям. Да и Папа далеко не сразу поддержал действия повелителя Франции. Инерция мышления? Король третий после бога? Внезапность? Настолько полной внезапности можно достичь лишь с помощью предательства и полной потери связи с реальностью у противника. Что, тамплиеры настолько «зажрались», и все настолько идеально совпало? Понятно, что «бедные» рыцари действительно изрядно расслабились и слишком залезли в политику. Что Папа был слаб и против Филиппа «переть» не мог. Понятно, союзников у рыцарей храма не было как класс и местные феодалы радостно пользовались возможностью избавится от долгов. Особенно, если учесть, что в должниках у них ходила большая часть знати Европы. Понятно, что первейшей причиной атаки на Орден были денежные «негаразды» Филиппа. Но как то слишком уж много вопросов осталось после 1307 года.По поводу бедных рыцарей написаны десятки книг и сняты десятки фильмов. Более или менее историчных. Или наоборот полностью сказочных. Решили внести свою лепту и постановщики этого американо-чешского сериала. Исторических (или псевдоисторических) проектов на телеэкранах появляется не так уж и много, так что Knightfall пропускать было бы моветоном.
Скажу сразу, изучать историю по сериалу не нужно, это весьма и весьма вольное приключение «по мотивам», в стиле Дюма и Дрюона.
Филипп IV (Стоппард («Хроники Франкенштейна») тут, особенно в первых сериях, просто прелесть. Рыцарственный, благородный, не способный на подлость, заботящийся о народе. «Бубочка», а не король. Правда наивный, как чукотский воин, упорно доверяющий Ногарэ, и не замечающий в упор собственных интересов советника. И развитие образа на месте.
Ногарэ (Овенден), наоборот, натуральный коварный и умный подлый лис, способный не моргнув глазом отправить на смерть сотни евреев, «заказать» Папу, возжелать принцессу, предать кого угодно. Да и короля он скорее терпит, чем уважает. При этом явный человек из другого времени (очередной «прогрессор», темный вариант Рокэ Альвы?). Натуральный безбожник, позволяющий себе атеистические выражения, за которые в реальности имел все шансы радостно загреметь на костер. «Излишне болтливый безбожник» в те времена равнялось «мертвый безбожник».
Папа Бонифаций VIII (Картер), несмотря на то, что уже три года как отправился на тот свет (в реальном мире Бонифаций VIII скончался в 1303 году) выглядит живее всех живых, и даже вполне успешно интригует за усиление своей власти (м-да, экий оксюморон: мертвый Папа интригует за усиление своей власти, к 1306 году фактически уже отобранной французским королем, причем у другого Папы). Причем зомби-Папа далеко не единственная вольность, позволенная себе постановщиками. К примеру, историческая Жанна ко времени действия сериала также присоединилась к Папе (в 1305-м). Перипетии, постигшие Ногарэ, заставили бы биться в истерике любого историка. Да и с принцем Арагонским как-то нехорошо получилось.
Наш главный герой тамплиер, впрочем, как и все прочие его братья – настоящий ариец, беспощадный к врагам рейха, связей порочащих его не имеет (ну, разве что одну-единственную). Прямолинеен как его любимый меч, правильный до отвращения, разбрасывается друзьями, швыряя им в лице печальную правду, и не реагируя на их внутреннее состояние (см. Гавейн), вдобавок затевает смертельно опасную интрижку, способную подвести под монастырь всех храмовников поголовно. При этом, по мнению постановщиков, любимый девиз тамплиеров: «Со своими клятвами я разберусь сам». Вы ж монахи, вам же нельзя бухать и по бабам шастать, вы ж клятвы давали? «Со своими клятвами я разберусь сам». Благо, под воздействием Кольца Всевлас…, тьфу ты Святого Граааля, его личность претерпевает определенные изменения.
Вокруг Грааля, по большому счету, вращается большая часть интриги картины. Плюс стоит отметить линию женитьбы Изабеллы, и тяжкий выбор Филиппа между принцами Арагона и Англии (также, насколько я понял, к истории имеющий отдаленное отношение). Она закручивает пружину политических противоречий, позволяет Ногарэ провернуть потрясающую интригу, и расширяет горизонты рассказа, что ли.
К сожалению, финал всей истории мы отлично знаем, хотя в первом сезоне до 1307 года постановщики не доберутся, закончив зимой 1306 (спойлер: к осени следующего года тамплиеров разгонят, пересажают и пожгут). Так еще и ход мысли постановщиков становится ясен с первой серии. Лямур, тужюр, доведут фемины до цугундера.
Плюс хватает забавных проколов. То неведомо куда пропадают слуги (во время поездки за телом Годфри, в воздухе как туман растворились четверо дюжих молодчиков-послушников, сопровождавших Гавейна). То в жутко опасную поездку, о которой известно, что в финале путешествия их ждут неприятности, и дело явно нечисто, протагонист отправляется в сопровождении аж одного друга-рыцаря, а не во главе полусотни братьев. То с горизонта исчезают лошади, на которых тамплиеры возвращались в Париж. То братство Света начинает странные действия, в один момент пытаясь помешать протагонисту, в следующий усердно ему помогая. То Танкред абсолютно безучастно относится к финальным действиям Лэндри (чашкой больше, чашкой меньше). То герои упорно продолжают рассказывать друг другу свои тайные секреты во дворце, пронизанном секретными ходами. То начинаются проблемы с любимым нынешними кинематографистами слоу-мо. Когда во время эпичной атаки наконечник копья, которым пытаются поразить главного героя, при съемке рапидом предательски «играет волной», выдавая свою резиновую сущность. А как вам монгольский (!) киллер с греческим огнем (!).
С боевой стороной проекта тоже есть нюансы. Первая серия буквально полила бальзам на душу натуральной и красивой конной атакой. Той, при которой безкопейных противников как корова языком слизывает. Плюс любопытная точка съемки – крупный план лица в шлеме, снятый внутри этого самого шлема. Ну, щиты за спиной оставили, ну бывает. Правда и тут не смогли выдержать красоту до конца. Уже в следующем кадре, после первой сшибки, а точнее проезда по сарацинам, копья попросту исчезают. Пускай сломались, не вопрос, остались в телах, так покажите хоть одно, но не так же, что сразу после конного удара, в следующем кадре все уже дружно рубятся мечами.
Или нападение на разбойников. Приезжаем на лошадях, при этом гордо не надевая ни доспехов (допустим, времени не было), ни шлемов. Спешиваемся (!), мотопехота, блин. Достаем мечи, щиты, и пешком бежим в атаку. Где логика, где разум? С коней то зачем слазить? Как и в финальной битве. Такое впечатление, что тапмлиеры парижского храмам испытывают стойкую идиосинкразию к шлемам и кавалерийским атакам. Да и в строю сражаются как-то неубедительно.
Однако, как приключенческая история с легким налетом мистики, эдакая легендарно-сказочная версия кровавых средневековых событий, сбрызнутая условно-историческими элементами, Knightfall вполне на своем месте.
Создатели сериала смешали в кучу массу архетипов: тут вам и роковая любовь в стиле Артура с Гвиневерой. И квест: поиск жутко необходимого и таящего тайны сокровища. И духовные терзания, развитие персонажей, причем не всегда в светлую сторону. И коварные сарацины со своими арабскими «приколами». И тайные братства. И языческие жрецы. И неостановимые убийцы. И ожидание жуткой развязки, придающее изрядное напряжение. И куча прочих приключений. И боевая часть сериала, которая при всех нюансах не ударяет в грязь лицом, даря нам изрядную кучу поединков и прочих сражений. Плюс моральные моменты предательства друга способом обихаживания его супруги. Конфликт духа и плоти. Размышления о природе власти и несовершенстве религии. О боге и вере. И задел на второй сезон (вроде как уже находящийся в работе). И приятный антураж в виде засыпанной песком Акры. Парижа, с его узкими улочками, немалой массовкой, замком тамплиеров и красивейшим собором, с витражами, буквально залитым потоками света. Причем, огромная часть декораций, изображающий город, увидев который можно и умереть, построена вживую, а вовсе не нарисована на компьютере. Мелочь, а приятно.
Если б еще не известный заранее исход всего этого безнадежного предприятия.
Эрго. Легендарная версия событий, рассказывающая о последнем годе жизни тех, кто во всем виноват («кто виноват, скажи кума…»), слегка сбрызнутая историческим соусом. Как сказочное приключение – вполне на уровне. Ну а претензии к историчности… Так нам никто и не обещал строгое следование фактам.
Режиссер: Дуглас Маккиннон, Метин Хусейн, Дэвид Петрарка
Московский зомби-лэнд или Инструкция по выживанию среди немертвых
Не зря говорится, что с человеком не делай, он все равно ползет на кладбище. Но одному скучно, ползти, так уже всей планетой!
Казалось бы, ну что такого. Очередной вирус, им уже счет потеряли. Может даже полезным оказаться. В будущем. А легенды о вудуистских колдунах и зомби…, не смешите мои тапочки, мы же серьезные ученые.
Ведь никто не ожидал, что после первой же модификации мы получим «идеальный вирус», не дающий своему носителю умереть. Точнее умереть-то дающий, только ненадолго.
И уж никто даже предположить не мог, что именно в это время группа юных придурков решит организовать взрыв под стенами лаборатории.
Никто не предполагал. Но это случилось. Зараженные животные разбежалась во все стороны. И началось.
Точнее закончилось.
Старый мир закончился.
Совсем.
Давненько я собирался написать отзыв об «Эпохе мертвых» Круза, серии, с которой началась настоящая известность этого писателя (по крайней мере для меня). К сожалению, повод оказался печальным.
Скажу сразу, мне цикл понравился, (хотя я не фанат классической бездумной мужской фантастики), и теперь попробую объяснить почему.
Первое, что меня порвало как хомячка, это описание начала угасания и смерти людской цивилизации. В фильмах этот процесс показывают частенько, а в литературе? По пальцам пересчитать. В основном события разворачиваются уже много после апокалипсиса.
Причем начала, случившегося не в далеком Нью-Йорке, или еще каком Чикаго, а в самой что ни на есть Москве. Что добавляет в это блюдо изрядно остроты.
Происходящее завораживает. Как опытный, здоровенный удав молодого глупого кролика.
Круз рисует картину гибели старого мира неторопливо, со вкусом, смакуя детали, описывая судьбы людей из разных социальных слоев.
Погружая читателя в атмосферу всеобщего недоверия и обреченности.
Точнее обреченности для слабых (и неудачников).
Но уж кто-кто, а герои Андрея таковыми не являются никогда.
Ведь для настоящего мужчины крушение цивилизации всего лишь еще один вызов. С которым он, конечно же, справится с честью.
Почувствовать себя в шкуре этого самого мифического «настоящего мужчины», отождествить с существом, которому море по колено, и все преодолимо (лишь бы патронов хватило) – эти ощущения читателю книги Круза гарантируют сполна.
На это работает и язык от первого лица, живой и легкий, с множеством подробностей и мелочей (местами излишних) рисующий картину окружающего мира. Вы будто погружаетесь вовнутрь персонажа, видите то же что и он, испытываете то же что и он, получаете раны, материтесь и жмете вместе с ним на курок.
Да-да, неизбежно всплывает сравнение с компьютерным шутером-стрелялкой.
Наверное, что есть, то есть. Поскольку этот игровой жанр меня никогда не привлекал, подробного сравнения ощущений дать не могу.
К сожалению, самих персонажей к сильным сторонам крузовских книг не отнесешь. Они не особо отличаются друг от друга (фактически в каждом положительном герое Андрей явно выводит себя любимого, в собственном представлении). И очень слабо развиваются. Разве что в скорости ответов сельве, которая до сих пор лезет со своими дурацкими вопросами.
Мужчины делятся на настоящих и мертвых. Или врагов, живых по недосмотру. Пока.
Женщины — на инвентарь и муз-вдохновительниц главного героя.
Так же, как вы понимаете, никуда не делось до одури тщательное многостраничное описание добытых на «мародерке» трофеев, и смакование (на грани оргазма) характеристик огнестрела.
Это ж Круз!
Вот чем Эпоха мертвых откровенно порадовала, так это довольно тщательным подходом к самому вирусу и его последствиям. История появления вируса продумана, его действие расписано и взвешено. А уж какие милые модификации немертвых ожидают героев! Мелочь, а приятно.
А уж для «выживальщиков» книги Круза и вовсе бальзамом на раны. Не зря мол, мы готовимся, вона какое может случиться! Вот только забавно, даже при конце света без денег никуда. Сперва – потраться хорошенько на базовый набор выживания, а уж потом верный автомат тебя прокормит. Но утром все равно деньги. А стулья только вечером.
Эрго. Серьезной литературой книги Андрея никак не назовешь. Их идейное наполнение сводится к тенденции выжить, доехать из точки «А» в точку «Б», а по дороге «намародерить» как можно больше «ништяков».
Но как жанровые произведения, предназначенные дать читателю хапануть дозу адреналина и почувствовать себя в шкуре персонажа, способного решить любую проблему, работы Круза выше всяких похвал.
P. S. К «Эпохе мертвых» вплотную примыкает американская трилогия «Я! Еду! Домой!», про настоящего мужчину, спешащего к любимой через пол земного шарика, наполненного зомби. Если в Эпохе мертвых Круз отдал дань выживанию сообща, то «Я! Еду!» это гимн индивидуализму. Причем более личный и прочувствованный, чем московская эпопея.