Эпическая хроника одной империи, или О роли личностей в истории
Годами Малазанская империя под предводительством императора Келланведа расширяла свои границы. Никто не мог противостоять ее могущественным магам, опытным воинам и неуловимым убийцам. Ну, почти никто. Так длилось почти сто лет, пока императора не предала глава Когтей, тайной организации ассасинов. И «кровь полилась на улицах, храмы пошли войной друг на друга, магия вырвалась из-под контроля… ».
Минуло десятилетие. Старый повелитель остался в прошлом. Отныне на коне новая императрица – Ласиин. Все вроде в порядке – очищенная от приверженцев старого владыки армия продолжает свой победный путь. Маги покорны, Когти под контролем. И нет никого, кто посягнул бы на ее власть.
Никого, кроме старых врагов Тисте анди, да нескольких Взошедших – божественных сущностей, обладающих великой магической мощью. Взошедших из Высокого Дома Тени, у которых, похоже, к императрице свои, личные счеты.
Один из столпов темного эпического фентези, наравне с «Хрониками Чёрного Отряда» Глена Кука, «Игрой престолов» Мартина , а также более поздним Аберкромби. Огромный цикл, которому вплоть до 2014 года жутко не везло с переводами на русский, несмотря на две серьезные попытки, предпринятые «Астом» и тем же «Эксмо».
Классика Страны фантазии, в первую очередь радующая глубиной, «историчностью» мира.
Перед нами современность — вплотную завязанная на переворот десятилетней давности. Империя, жадно стремящаяся «захапать» все, до чего сможет дотянуться. Императрица, проводящая «окончательное решение» вопроса старых кадров, помнящих прежнего повелителя. Внутренние противоречия между армейскими чинами и магами, плюс конфликты внутри каждой из этих групп.
Даруджистан – последний из Вольных поселений, величайший город мира, где природный газ служит людям источником энергии (единственный прецедент такого рода). Полный интриг среди советников и знати, решающих свои противоречия с помощью Гильдии убийц. Его колдуны – источник мощного тайного влияния на события. Его воры и прочие преступники, живущие в ожидании неизбежного прихода Империи.
Прошлое – тянущее свои щупальца к героям настоящего, всплывающее из глубины времен, подобно жуткому морскому чудовищу. То легкая рябь по волнам. То перепуганные рыбы, бросающиеся вдаль. То бурление воды, тонко намекающее на скорые неприятности.
Почти все события современности подвязаны на былое, имеют свои причины и следствия, логичны, продуманны автором и не вызывают ощущения искусственности, как это частенько бывает в фентезийных мирах.
Второе, на что обращаешь внимание — на магию мира Эриксона. Здешние волшебники пользуются Путями магии, «тем, что по ту сторону». Они находят врата и черпают силу, придавая ей форму заклинаниями. Этих самых «Путей» в мир чародейства хватает, что придает системе колдовства приятное разнообразие. И это не считая Старших путей, недоступных людям, но вполне беспечально используемых другими народами.
Магическим действиям героев автор уделяет немало времени, и к счастью эти описания выходят у него нескучными и увлекательными.
А ведь есть еще и Взошедшие – боги и прочие божественные сущности, покровительствующие своим адептам, спорящие друг с другом, вмешивающиеся в происходящее (особенно с момента гибели Келланведа). Являющимися настолько же активными участниками событий (по крайней мере, некоторые из них), как и остальные живые существа, населяющие мир саги.
Вот мы постепенно подобрались к третьей фишке «Садов Луны» — многообразию живых рас этой вселенной. Ведь люди далеко не единственные жители мира. И далеко не первые. Начинали все четыре легендарные расы-основательницы, из которых до описываемых событий дотянула лишь одна и то в форме нежити. И лишь потом появились Старшие расы, прочие насекомоподобные (и не очень) господа, и горячо любимые нами гомо сапиенсы. Как вы понимаете, за столетия совместной жизни отношения между всеми этими товарищами сплелись в такой клубок, что распутать или разрубить его не под силу и десяти Александрам Македонским. Что добавляет в это и без того не пресное блюдо дополнительной остроты.
Теперь уделим толику внимания персонажам, благо они этого полностью заслуживают. «Мостожоги» — имперское подразделение, ставшее костью в горле самой императрицы. Сержант Скворец, при старом императоре командир целой армии, а нынче начальник над жалкой горсткой людей, которым уже подписан неофициальный смертный приговор. Бывший убийца-Коготь Калам (хотя убийцы, как и офицеры, бывшими не бывают). Маг Быстрый Бен, хранящий внутри немало секретов.
Капитан Ганос Паран – один из центральных персонажей книги. «Золотой мальчик», сбежавший из аристократического дома и подавшийся в армию. Ребенок в ретроспекции. Молоденький наивный паренек в начале. Усталый, разочарованный, потерявший друзей и любимых мужчина в конце. Игрушка богов играющая богами. Один из лучших примеров развития образа в романе.
Адъюнкт Императрицы Лорн. Убийца колдунов, на которую не действует магия. Женщина, пережившая в детстве жуткую трагедию, и с тех пор ставшая послушным орудием в руках Ласиин. До недавнего времени. Человек, сумевший победить жажду мести, разрывающийся между верностью, патриотизмом и пониманием преступности приказов.
Воришка Крокус Новичок – молодой преступник, оказавшийся в самом центре божественной интриги. Парнишка, впервые полюбивший и переживающий в связи с этим коренную смену приоритетов.
Кадровая чародейка Рваная Снасть — таящая в глубине души ужасные воспоминания о деяниях молодости. Мечущаяся между принадлежностью к магическому сообществу и армейскому братству. Циничная и уязвимая. Заботливая и бесстрашная. Пошедшая по неведомому пути, требующему огромных жертв.
Персонажей в романе великое множество: самых разнообразных рас, видов, возрастов, пола, профессий и призвания. Среди нет ни классических светлых, ни стандартных темных (что уже стало типичным для «жизненного» темного фентези). Они великолепно проработаны и продуманы, бурно развиваются, причем явно, отчетливо, порой буквально на глазах. Проживают дни и годы, теряют друзей, меняют хозяев и воззрения. Ссорятся, мирятся, страдают, любят, убивают. В общем, живут обычной жизнью в обычных для себя, но в таких завораживающих для нас, условиях.
С их помощью Эриксон делится с читателем своим видением вопросов долга и ответственности. Разбирает по косточкам психологию уставших от войны людей. Говорит с нами о личностном росте и смене сфер деятельности.
Да, остро не хватает обычных людей. Мы знакомимся в основном с воинами, колдунами, полководцами и прочими начальниками. Наиболее приземленная субстанция, с которой встретимся — разнообразные маргиналы, типа воров и убийц. Среднестатистические крестьяне и горожане в упор не попадают под прожектора внимания автора. Что оставляет впечатление некоторой недосказанности мира.
Практически нет пока глобальных сражений и схваток, ожидаемых от эпика.
Но не забываем перед нами лишь первый том из десяти, и скорее всего, многое еще впереди.
Что радует, ведь после дебюта расставаться с «Малазанской «Книгой Павших» абсолютно не хочется. А значит, будем с нетерпением ждать все новых и новых частей «Малазана» в свеженьком переводе.
Эрго. Мощное эпическое темное фентези с глубоко проработанным миром, интересной магической системой, обилием нелюдских рас и качественными героями.