Парень, ставший Человеком, или Что наша жизнь – игра (компьютерная)
Живет на свете один Парень. Просыпается, завтракает, кормит золотую рыбку, ходит за кофе и на работу в банк.
Вот только он не человек, а персонаж игры с отрытым миром, другими словами — NPC.
Каждый его день его похож на другой, и, кажется, иначе и быть не может.
До одной случайной встречи. После которой Парень понял, что ему хочется большего.
Недавно мы уже наблюдали за приключениями людей в виртуальном мире. Однако постановщики Free Guy (прямой перевод названия – «свободный парень») решили взглянуть на этот самый мир с нестандартной точки зрения, глазами «неигрового персонажа».
Получилось легко, незатейливо, ми-мишно. И с недурным морально-этическим багажом.
Первым в глаза бросается картинка. Виртуальный город, наполненный веселым безумием и запахом комикса. Гости, сочащиеся тестостероном, агрессией, жаждой крови. Постоянная стрельба на улицах. Самое разнообразное оружие и техника, применяемые игроками: от реального вооружения до фантастических образцов. Несколько качественных экшен-сцен. Катаклизмы, взрывы, ограбления. Да, местами картинка выглядит естественно, местами, напротив, изрядно, прям нарочито компьютерно. Но возможно так и задумывалось – герои в компьютерной игре все-таки.
Все это богатство сдабривается порцией вменяемого юмора. Причем чаще всего содержащегося не в шутках, а в абсурдности ситуации. Обреченный фатализм жителей города, воспринимающих творящееся на улицах, как единственно возможную реальность (как и полагается «данную нам в ощущениях»). Сознающих себя обычными людьми в поселении, где постоянно резвятся не то боги, не то что-то на них похожее. Создавших определенную философию, систему отношений друг с другом, технику безопасности при встрече с игроками. Живущих пускай повторяющейся, но дорогой им жизнью.
Концепция мыслящих, мечтающих, чувствующих, наслаждающихся существованием NPC – хороша, пускай, не нова (по крайней мере, в отношении детских игрушек мультипликаторы нам уже многое рассказали). Но настолько обаятельные образцы искусственного интеллекта нам показывают нечасто.
А как вам идея сдерживать агрессию и стремление к убийствам в игре? Причем в самом натуральном шутере? И то верно: как-то неловко без причины лишать мыслящее, безопасное и доброе существо не то чтобы жизни, по крайней мере, изрядного куска дня.
Не обошлось без пасхалок для завзятых геймеров хотя их, конечно, поменьше чем в том же «Игроке».
Пошутили создатели ленты и над самими геймерами. В варианте Free Guy виртуальный мир привлекает либо детей/подростков, либо законченных лузеров. Несколько ограниченный взгляд, не находите?
Порадовали парочкой камео. И если у Эванса тут буквально пара секунд и одна реплика, то тот же Татум постарался выдать забавную комедийную сцену. Местами даже получилось.
Парень в исполнении Райана Рейнольдса мил, забавен и неотразим из-за своей неловкой очаровательности. При этом весьма целеустремлен и настойчив. Рейнольдсу комедийные образы нравятся, похоже, больше трагических (в которых он частенько выглядит эдаким огорченным бассет-хаундом), и оттягивается он в них по полной программе. Парень (и не только он) не исключение.
Главный женский персонаж Милли (Комер) показывает нам грань крутой девахи и не менее крутой интеллектуалки-ученой. Не наказуемо.
А вот Уолтер (Кири ) не впечатлил. Аморфный получился юноша.
Как и главгад (Вайтити), который не такой уж и гад (киллеров к парочке, по крайней мере, не подослал). Ну слишком уж он аляповато-буффонадно-фарсовый. Аж зубы сводит.
Теперь пару слов о моральной основе ленты. Несмотря на общую комиксоидность и балаганность фильма она касается моментов, над которыми раздумывало большинство живущих.
-Что такое реальность? А если то, что мы видим вокруг, не имеет к ней никакого отношения? Существует ли она вообще? А главное – имеет ли это хоть какое-нибудь значение, если ты живешь и вокруг хорошие люди?
-Как насчет свободы воли? Фикция, или все-таки могем?
-Права ли была пресловутая Старуха, или добрые дела дают-таки шанс на кусочек славы?
-Стоит ли удовлетворяться привычным бытом, или имеет смысл отринуть привычки, оторвать зад от дивана ради той, кто вызывает у тебя всплеск эмоций? Совершить сложный выбор и сорвать банк, спасти тех, кто тебе дорог? (или исчезнуть в облаке пикселей). Нужно ли поддаваться стремлению вперед, рано или поздно настигающему любого человека, или ну его?
-А как насчет мечты? Того, что тревожит тебя по ночам звоном несбывшегося, или тревожной магией новых имен, идей и вызовов?
Разве что концепция нестяжательства вызывает некоторые сомнения. Мол, откажитесь от стремления к наживе и славе – они сами вас настигнут. Может для гениев оно и так (да и то не всегда, мягко говоря), а вот в отношении обычных гомо сапиенсов имеются сомнения.
Эрго. Приятная «игровая» комедия с качественным идейным багажом, вменяемой картинкой и не отвращающим от себя юмором.
Режиссер: Шон Леви
В ролях: Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Тайка Вайтити, Уткарш Амбудкар, Джо Кири, Камилль Костек, Лил Рел Ховери, Кимберли Хоу, Мэтти Кардаропл, Тейт Флетчер, Майк Дивайн, Софи Леви, Вернон Скотт, Нахим Гарсиа, Аннабел Грэц, Кеннет Израэль